THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Писательница Елена Блаватская родилась 31 июля 1831 года в городе Екатеринославе (нынешний Днепропетровск). У нее была знатная родословная. Ее предки были дипломатами и известными чиновниками. Двоюродный брат Елены - Сергей Юльевич Витте - занимал должность министра финансов Российской империи с 1892 по 1903 год.

Семья и детство

При рождении Елена Блаватская имела немецкую фамилию Ган, которая ей досталась от отца. Из-за того что он был военным, семье приходилось постоянно перемещаться по всей стране (Санкт-Петербург, Саратов, Одесса и т. д.). В 1848 году девушка была помолвлена с Никифором Блаватским - губернатором Эриванской губернии. Однако брак продлился недолго. Спустя несколько месяцев после свадьбы Елена Блаватская сбежала от мужа, после чего отправилась странствовать по всему миру. Первым пунктом ее путешествия стал Константинополь (Стамбул).

Елена Блаватская о России и своих детских годах на родине вспоминала с теплом. Семья обеспечивала ее всем необходимым, предоставив качественное образование.

Путешествия в юности

В турецкой столице девушка занималась тем, что выступала в цирке наездницей. Когда в результате несчастного случая она Елена решила перебраться в Лондон. Деньги у неё были: она и сама зарабатывала, и получала переводы, посылаемые ей отцом Петром Алексеевичем Ганом.

Поскольку Елена Блаватская не вела дневников, то ее судьба во время странствий отслеживается довольно нечетко. Многие ее биографы расходятся во мнении, где она успела побывать, а какие маршруты остались только в слухах.

Чаще всего исследователи упоминают, что в конце 40-х годов писательница отправилась в Египет. Причиной тому стали увлечения алхимией и масонством. Многие члены лож имели в своих библиотеках книги, обязательные для прочтения, среди которых были тома египетской «Книги мертвых», «Кодекса Назареев», «Мудрости Соломона» и т. д. Для масонов существовало два главных духовных центра - Египет и Индия. Именно с этими странами связаны многочисленные изыскания Блаватской, в том числе и «Разоблаченная Изида». Однако книги она напишет уже в преклонном возрасте. В молодости же девушка набиралась опыта и практических знаний, живя непосредственно в среде разных мировых культур.

Прибыв в Каир, Елена отправилась в пустыню Сахару, чтобы изучать Древнеегипетскую цивилизацию. Этот народ не имел ничего общего с арабами, которые уже несколько столетий властвовали на берегах Нила. Знания древних египтян распространялись на самые различные дисциплины - от математики до медицины. Именно они стали предметом скрупулезного изучения Елена Блаватской.

После Египта была Европа. Здесь она предалась искусству. В частности, девушка брала уроки игры на пианино у знаменитого богемского виртуоза Игнаца Мошелеса. Набравшись опыта, она даже давала публичные концерты в европейских столицах.

В 1851 году Елена Блаватская побыла в Лондоне. Там ей удалось впервые встретиться с настоящим индусом. Им был Махатма Мория. Правда, до сегодняшнего дня не найдено никаких доказательств существования этого человека. Возможно, он был иллюзией Блаватской, практиковавшей различные эзотерические и теософские обряды.

Так или иначе, Махатма Мория стал источником вдохновения для Елены. В 50-е годы она оказалась в Тибете, где изучала местный оккультизм. По разным оценкам исследователей, Елена Петровна Блаватская пробыла там около семи лет, периодически отправляясь в путешествия по другим частям света, в том числе и США.

Формирование теософского учения

Именно в эти годы сформировалось учение, которое исповедовала и пропагандировала в своих работах Елена Петровна Блаватская. Это была своеобразная форма теософии. Согласно ей, человеческая душа едина с божеством. Это означает, что в мире есть некие знания за пределами науки, которые доступны только избранным и просветленным. Это была форма религиозного синкретизма - помеси множества культур и мифов разных народов в одном учении. Это неудивительно, ведь Блаватская впитала в себя знания о многих странах, где она успела побывать в молодости.

Самое большое влияние на Елену оказала которая развивалась изолированно на протяжении многих тысячелетий. Также теософия Блаватской включала в себя буддизм и брахманизм, популярные среди В своем учении Елена использовала термины "карма" и "реинкарнация". Учение теософии повлияло на таких знаменитых людей, как Махатма Ганди, Николай Рерих и Василий Кандинский.

Тибет

В 50-е годы Россию периодически (так сказать, наездами) посещала Елена Блаватская. Биография женщины удивляла местную публику. Она проводила многолюдные ставшие популярными в Санкт-Петербурге. В начале 60-х женщина побывала на Кавказе, Ближнем Востоке и в Греции. Тогда же она попыталась впервые организовать общество последователей и единомышленников. В Каире она принялась за дело. Так появилось «Спиритическое общество». Однако оно просуществовало недолго, зато стало еще одним полезным опытом.

Далее последовало очередное длительное путешествие на Тибет - тогда Блаватская посетила Лаос и Каракорумские горы. Ей удалось побывать в закрытых монастырях, куда не ступала нога ни одного европейца. Зато таким гостем стала Елена Блаватская.

Книги женщины содержали много отсылок к культуре Тибета и жизни в буддистских храмах. Именно там были получены ценные материалы, вошедшие в издание «Голос безмолвия».

Знакомство с Генри Олкоттом

В 70-е годы Елена Блаватская, философия которой стала популярной, начала деятельность проповедника и духовного учителя. Тогда же она перебралась в США, где получила гражданство и прошла процедуру натурализации. Тогда же ее основным соратником становится Генри Стил Олкотт.

Это был юрист, получивший звание полковника во время Гражданской войны в США. Был назначен на должность специального уполномоченного военного министерства для расследования коррупции в компаниях, поставляющих боеприпасы. После войны стал успешным адвокатом и членом нью-йоркской коллегии, пользующейся авторитетом. Его специализация включала в себя налоги, пошлины и страхование имущества.

Знакомство Олкотта со спиритизмом произошло еще в 1844 году. Гораздо позже он познакомился с Еленой Блаватской, с которой отправился путешествовать по миру и преподавать. Также он помог ей начать писательскую карьеру, когда женщина принялась за рукописи «Разоблаченной Изиды».

Теософское общество

17 ноября 1875 года Елена Блаватская и Генри Олкотт основали Теософское общество. Его главной целью было желание объединить единомышленников по всему миру, вне зависимости от расы, пола, касты и веры. Для этого была организована деятельность по изучению и сравнению различных наук, религий и философских школ. Все это делалось для того, чтобы познать неизвестные человечеству законы природы и мироздания. Все эти цели были закреплены в уставе Теософского общества.

Помимо основателей, в него вступило множество известных лиц. Например, это был Томас Эдисон - предприниматель и изобретатель, Уильям Крукс (президент Лондонского Королевского общества, химик), французский астроном Камиль Фламмарион, астролог и оккультист Макс Гендель и т. д. Теософское общество стало площадкой для духовных споров и диспутов.

Начало писательской деятельности

Чтобы распространить учение своей организации, Блаватская и Олькотт в 1879 году отправились в Индию. В это время писательская деятельность Елены переживает расцвет. Во-первых, женщина регулярно издает новые книги. Во-вторых, она зарекомендовала себя как глубокий и интересный публицист. Ее талант был оценен и в России, где Блаватская печаталась в «Московских ведомостях» и «Русском вестнике». Тогда же она являлась редактором собственного журнала «Теософ». В нем, например, впервые появился перевод на английский язык главы из романа Достоевского «Братья Карамазовы». Это была притча о Великом инквизиторе - центральный эпизод последней книги великого русского писателя.

Путешествия Блаватской легли в основу ее мемуаров и путевых записок, изданных в различных книгах. В качестве примера можно привести произведения «Загадочные племена на голубых горах» и «Из пещер и дебрей Индостана». В 1880 году буддизм становится новым объектом исследований, которые проводила Елена Блаватская. Отзывы на ее труды печатались в самых разных газетах и сборниках. Для того чтобы узнать о буддизме как можно больше, Блаватская и Олькотт отправились на Цейлон.

«Разоблаченная Изида»

«Разоблаченная Изида» была первой крупной книгой, изданной Еленой Блаватской. Она вышла в двух томах в 1877 году и содержала огромный пласт знаний и рассуждений об эзотерической философии.

Помимо этого, «Изида» рассматривала религиозные учения: индуизм, буддизм, христианство, зороастризм. Сначала книга задумывалась как обзор восточных школ философии. Работа началась накануне основания Теософского общества. Организация этой структуры задержала выпуск произведения. Только после того, как в Нью-Йорке было объявлено об учреждении движения, началась интенсивная работа по написанию книги. Блаватской активно помогал Генри Олкотт, который именно в то время стал ее главным соратником и сподвижником.

Как вспоминал сам бывший юрист, никогда еще Блаватская не работала с таким усердием и выносливостью. По сути, она обобщила в своем труде весь многогранный опыт, полученный за долгие годы путешествий по разным уголкам мира.

Поначалу книга должна была получить название «Ключ к таинственным вратам», о чем автор сообщила в письме к Александру Аксакову. Позже было решено озаглавить первый том как «Покрывало Изиды». Однако британский издатель, работавший над первым тиражом, узнал, что книга с таким наименованием уже вышла (это был распространенный теософский термин). Поэтому был принят окончательный вариант «Разоблаченная Изида». В нем нашел свое отражение юношеский интерес Блаватской к культуре Древнего Египта.

У книги было множество идей и целей. За долгие годы исследователи творчества Блаватской по-разному формулировали их. Например, первая публикация в Великобритании содержала предисловие от издателя. В нем он сообщал читателю, что книга содержит в себе самое большое количество источников по теософии и оккультизму, какое только существовало в литературе прежде. А это означало, что читатель мог максимально приблизиться к ответу на вопрос о существовании тайного знания, которое служило истоком всех религий и культов народов мира.

Александр Сенкевич (один из самых авторитетных исследователей библиографии Блаватской) по-своему формулировал основной посыл «Разоблаченной Изиды». В своей работе, посвященной биографии писательницы, он объяснял, что эта книга является образцом критики церковной организации, собранием теорий о психических феноменах и секретов природы. «Изида» анализирует тайны каббалистического учения, эзотерические идеи буддистов, а также их отражение в христианстве и других мировых религиях. Также Сенкевич отмечал, что Блаватской удалось доказать существование субстанций нематериального характера.

Особое внимание уделяется тайным сообществам. Это масоны и иезуиты. Их знания стали плодородной почвой, которой пользовалась Елена Блаватская. Цитаты из «Изиды» позже стали массово появляться в оккультных и теософских трудах ее последователей.

Если первый том издания был сфокусирован на изучении науки, то второй, наоборот, рассматривал теологические вопросы. В предисловии автор объяснила, что конфликт этих двух школ является ключевым в познании мироустройства.

Блаватская критиковала тезис научного знания о том, что в человеке отсутствует духовное начало. Писательница пыталась найти его с помощью разных религиозных и духовных учений. Некоторые исследователи творчества Блаватской отмечают, что в своей книге она предлагает читателю бесспорные доказательства существования магии.

Второй теологический том анализирует различные (например, христианскую Церковь) и критикует их за лицемерное отношение к собственному учению. Иначе говоря, Блаватская заявляла, что адепты предавали свои истоки (Библию, Коран и т. д.).

Автор рассмотрела учения известных мистиков, которые противоречили мировым религиям. Исследуя эти философские школы, она пыталась найти общий корень. Многие ее тезисы были и антинаучны, и антирелигиозны. За это «Изида» была раскритикована самыми разными читателями. Но это не помешало ей приобрести культовую популярность у другой части аудитории. Именно успех «Разоблаченной Изиды» позволил Блаватской расширить ее Теософское общество, которое обзавелось членами во всех уголках мира, от Америки до Индии.

«Голос Безмолвия»

В 1889 году была издана книга «Голос Безмолвия», автором которой выступила все та же Елена Блаватская. Биография этой женщины гласит, что это была удачная попытка объединить под одной обложкой многочисленные теософские изыскания. Главным для «Голоса Безмолвия» стало пребывание писательницы на Тибете, где она познакомилась с учением буддистов и изолированной жизнью местных монастырей.

На этот раз Блаватская не стала сравнивать или оценивать несколько философских школ. Она принялась за фактурное описание буддистского учения. В нем присутствует подробный разбор таких терминов, как «Кришна», или «Высшее Я». Большая часть книги была выдержана в буддистском стиле. При этом она не являлась ортодоксальным изложением этой религии. В ней присутствовала привычная для Блаватской мистическая составляющая.

Этот труд стал особенно популярным у буддистов. Он выдержал много переизданий в Индии и на Тибете, где для многих исследователей стал настольной книгой. Ее высоко оценивали Далай-ламы. Последний из них (кстати, ныне живущий) сам написал предисловие для «Голоса Безмолвия» в сотую годовщину первого издания. Это отличный фундамент для тех, кто хочет познать и понять буддизм, в том числе и школу дзен.

Книга была подарена писательницей Льву Толстому, который в свои последние годы усиленно изучал самые разные религии. Дарственный экземпляр и сейчас хранится в Ясной Поляне. Автор подписала обложку, назвав Толстого «одним из немногих, кто может постичь и понять то, что там написано».

Сам граф тепло отзывался о подарке в своих публикациях, где он компилировал мудрые выдержки из повлиявших на него книг («На каждый день», «Мысли мудрых людей», «Круг чтения»). Также писатель в одном из своих личных писем сообщил, что «Голос Безмолвия» содержит много светлого, но также затрагивает вопросы, которые человек познать вообще не в состоянии. Также известно, что Толстой читал журнал «Теософ» Блаватской, который очень ценил, о чем говорил в своем дневнике.

«Тайная доктрина»

«Тайная доктрина» считается последним произведением Блаватской, в котором она подытожила все свои знания и умозаключения. При жизни писательницы были изданы первые два тома. Третья книга увидела свет уже после ее смерти в 1897 году.

Первый том анализировал и сопоставлял различные взгляды на Второй рассматривал человеческую эволюцию. В нем затронуты расовые вопросы, а также исследован путь развития людей как биологического вида.

Последний том был сборником биографий и учений некоторых оккультистов. Большое влияние на «Тайную доктрину» оказали стансы - стихи из Книги Дзиан, которые часто цитировались на страницах произведения. Другим источником фактуры стала предыдущая книга «Ключ к теософии».

Новая публикация отличалась особенным языком. Писательница использовала огромное количество символов и образов, порожденных самыми разными религиями и философскими школами.

«Тайная доктрина» стала продолжением «Разоблаченной Изиды». По сути, это был более глубокий взгляд на вопросы, обрисованные в первой книге писательницы. А в работе над новым изданием Блаватской помогало её Теософское общество.

Работа над написанием этого монументально труда стала самым тяжелым испытанием, которое пережила Елена Блаватская. Книги, изданные ранее, не отбирали так много сил, как эта. Многочисленные свидетели позже в своих мемуарах отмечали, что автор доводила себя до полного исступления, когда одна страница могла переписываться до двадцати раз.

Огромная помощь в деле издания этого труда была оказана Арчибальдом Кейтли. Он являлся членом Теософского общества с 1884 года, а на момент написания книги был генеральным секретарем его отделения в Великобритании. Именно этот человек собственноручно отредактировал кипу листов высотой в метр. В основном коррективы затронули пунктуацию и некоторые моменты, важные для будущего издания. Его финальный вариант был представлен писательнице в 1890 году.

Известно, что «Тайную доктрину» увлеченно перечитывал великий русский композитор Александр Скрябин. Одно время ему были близки теософские идеи Блаватской. Мужчина постоянно держал книгу на своем рабочем столе и публично восхищался знаниями писательницы.

Последние годы

Деятельность Блаватской в Индии увенчалась успехом. Там были открыты отделения Теософского общества, которое пользовалось популярностью среди местного населения. В последние свои годы Елена жила в Европе и перестала путешествовать из-за ухудшения здоровья. Вместо этого она принялась активно писать. Именно тогда выходит большая часть ее книг. Блаватская умерла 8 мая 1891 года в Лондоне, после того как переболела тяжелой формой гриппа.

Блаватской. Но, так или иначе, эти две трагические смерти стали для нее серьезным испытанием. В письме к тете, Надежде Фадеевой, пытаясь объяснить свой разрыв с христианской церковью, она писала: «Бог русской православной церкви умер для меня в тот день, когда не стало Юры».

А быть может, на написание этого письма Блаватскую подвигли бесконечные ссоры и дрязги с родственниками во время ее пребывания в Одессе в апреле 1872 года? Так или

иначе, письмо, сравнительно недавно обнаруженное в одесском архиве, по логике его издателей, должно было стать бесспорным свидетельством якобы духовного несовершенства русской теософии, веским компроматом, поскольку быть тайным осведомителем, соглядатаем, стукачом, секретным агентом по доброй воле во все времена и во всех государствах считалось и считается действием постыдным, недостойным, самым последним.

Но действительно ли это письмо было столь злонамеренным?

Елена Петровна Блаватская просила разрешения у русского правительства стать международным агентом. Также в своем письме она исповедовалась, эти строки полны раскаяния и покаяния. Она писала о своих возможностях, на этот раз связанных не с ее медиумическими способностями, а приобретенных в процессе неустанного самосовершенствования и образования.

Практически все, кто брался комментировать это злополучное письмо Елены Петровны Блаватской, характеризуют его прежде всего как действие, изначально преступное с точки зрения морали. Вынося подобный обвинительный вердикт, они не обращают внимания как на внешние факторы, так и на внутренние мотивы Блаватской, заставившие ее взяться за перо. Многие из этих так называемых комментаторов настолько предвзяты в недоброжелательном отношении к автору письма, что не хотят даже вчитаться в него и потому-то превратно толкуют его содержание. Они просто-напросто неспособны увидеть и понять, какова природа услуг, которые предлагает Блаватская через охранное отделение русскому правительству, каковы истинные цели ее обращения, в основе которых, как она пишет, верность России и ее интересам.

Трудно не заметить, что Блаватская считала себя искусной и проницательной шпионкой в чужом стане, лазутчицей, и готова была в соответствии со своей новой ролью пойти на всевозможные жертвы, лишения и невзгоды, причем как моральные, так и физические, не ради собственной корысти или выгоды, а исключительно ради интересов Российского государства.

В конце концов то, что предлагала Блаватская русским жандармам, значило ее полный переход в отряд тех, кого на современном языке разведки называют «нелегалами», она даже ни в коей мере не рассчитывала на дипломатический иммунитет. Нельзя также не принимать во внимание того факта, что имперское, великодержавное мышление среди представителей русской культуры было свойственно не только одной Блаватской. XIX век представлял собой арену борьбы империй за сферы своего влияния. Блаватская предлагала себя в качестве тайного агента прежде всего на территориях Египта и Индии. Её главным врагом была Англия. Не стоит забывать о том, что подобный патриотизм в русских душах взрастила и укрепила Крымская война 1853—1856 годов за господство на Ближнем Востоке.

Вообще говоря, в сфере нравственных ценностей детали иногда приобретают весьма важное значение в конечной оценке, что есть хорошо, а что есть плохо.

И в конце концов, разве можно забывать о том, что письмо было написано талантливой писательницей, чьи очерки «Из пещер и дебрей Индостана» спустя двенадцать лет читала вся образованная Россия? Для этого письма Блаватской характерен острый новеллистический, даже приключенческий тон.

Читая его, начинаешь постепенно понимать, что перед нами не столько формальное письмо-обращение, сколько искусный набросок будущей авантюрной новеллы. Понимаешь, что вовсе нет ничего удивительного в том, что в итоге Блаватская получила резкий отказ. Чиновники сыска в России всегда сторонились художников, людей с непредсказуемыми действиями и поступками, опасались их и не доверяли им. А ведь письмо Блаватской — явное свидетельство того, что ее обман, мистификация — все это всего лишь игра художника. Игра, предопределившая стиль поведения, манеру и творческие поиски будущего художника-авангардиста, тип которого только начал складываться в самом начале XX века".

Так и не получив официальный статус международного тайного агента русского правительства, Елена Петровна Блаватская углубилась в сферу тайного и непознанного.

Именно на этом пути, казалось бы не имеющем ничего общего с деятельностью спецслужб, она едва было не оказалась замешанной в мерзкой интриге, связанной с фальсификацией «Протоколов сионских мудрецов», чуть было не стала участницей весьма некрасивой истории. Однако ее уберег от этого то ли Бог, то ли случай.

В те времена, когда Елена Петровна Блаватская познакомилась с Юлианой Глинкой, фрейлиной русской императрицы Марии Федоровны и тайным агентом зарубежного отделения охранки в Париже, в ее душе четко обозначился надлом, — она перешагивала порог, за которым начинался последний период ее жизни, старость, которой далеко не всегда сопутствует мудрость.

Итак, вот это письмо.

Ваше превосходительство!

Я жена действительного статского советника Блаватского, вышла замуж 16 лет и по обоюдному соглашению через несколько недель после свадьбы разошлась с ним. С тех пор постоянно почти живу за границей. В эти 20 лет я хорошо ознакомилась со всей Западной Европой, ревностно следила за текущей политикой не из какой-либо цели, а по врожденной страсти, я имела всегда привычку, чтобы лучше следить за событиями и предугадывать их, входить в малейшие подробности дела, для чего старалась знакомиться со всеми выдающимися личностями политиков разных держав, как правительственной, так и левой крайней стороны. На моих глазах происходил целый ряд событий, интриг, переворотов... Много раз я имела случай быть полезной сведениями своими России, но в былое время по глупости молодости своей молчала из боязни. Позже семейные несчастья отвлекли меня немного от этой задачи. Я — родная племянница генерала Фадеева, известного Вашему превосходительству военного писателя. Занимаясь спиритизмом, прослыла во многих местах сильным медиумом. Сотни людей, безусловно, верили и будут верить в духов. Но я, пишущая это письмо с целью предложить Вашему превосходительству и родине моей свои услуги, обязана высказать Вам без утайки всю правду. И потому каюсь в том, что три четверти времени духи говорили и отвечали моими собственными — для успеха планов моих — словами и соображениями. Редко, очень редко не удавалось мне посредством этой ловушки узнавать от людей самых скрытных и серьезных их надежды, планы и тайны. Завлекаясь мало-помалу, они доходили до того, что, думая узнать от духов будущее и тайны других, выдавали мне свои собственные. Но я действовала осторожно и редко пользовалась для собственных выгод знанием своим. Всю прошлую зиму я провела в Египте, в Каире, и знала все происходящее у хедива, его планы, ход интриг и т. д. через нашего вице-консула Лавизона покойного. Этот последний так увлекся духами, что, несмотря на всю хитрость свою, постоянно проговаривался. Так я узнала о тайном приобретении громадного числа оружия, которое, однако ж, было оставлено турецким правительством; узнала о всех интригах Нубар-паши и его переговорах с германским генеральным консулом. Узнала все нити эксплуатации нашими агентами и консулами миллионного наследства Рафаэля Абета и много чего другого. Я открыла Спиритское общество, вся страна пришла в волнение. По 400, 500 человек в день, все общество, паши и прочие бросались ко мне. У меня постоянно бывал Лавизон, присылал за мной ежедневно, тайно, у него я видела хедива, который воображал, что я не узнаю его под другим нарядом, осведомляясь о тайных замыслах России. Никаких замыслов он не узнал, а дал узнать мне многое. Я несколько раз желала войти в сношение с г. де Лексом, нашим генеральным консулом, хотела предложить ему план, по которому многое и многое было бы дано знать в Петербурге. Все консулы бывали у меня, но потому ли, что я была дружна с г. Пашковским и женой его, а т-те де Леке, была во вражде с ними, по чему ли другому, но все мои попытки остались напрасными. Леке запретил всему консульству принадлежать Спиритскому обществу и даже настаивал в том, что это вздор и шарлатанство, что было неполитично с его стороны. Одним словом, Общество, лишенное правительственной поддержки, рушилось через три месяца. Тогда отец Грегуар, папский миссионер в Каире, навещавший меня каждый день, стал настаивать, чтобы я вошла в сношения с правительством папским. От имени кардинала Барнабо он предложил мне получать от 20 до 30 тысяч франков ежегодно и действовать через духов и собственными соображениями в видах католической пропаганды ит. д.(...) Отец Грегуар принес мне письмо от кардинала, в котором тот, снова предлагая мне в будущем все блага, говорит: «11 est temps que l"ange des tene-bres devienne ange de lumiere»* и обещает мне бесподобное место в католическом Риме, уговаривает повернуться спиной к еретической России. Результат был тот, что я, взяв от папского миссионера 5 тысяч франков за потерянное с ним время, обещала многое в будущем, повернулась спиной не к еретической России, а к ним и уехала. Я тогда же дала об этом знать в консульство, но надо мной только смеялись и говорили, что глупо я делаю, что не соглашаюсь принять такие выгодные предложения, что патриотизм и религия есть дело вкуса — глупость и т. д. Теперь я решилась обратиться к Вашему превосходительству в полной уверенности, что я могу быть более чем полезна для родины моей, которую люблю больше всего в мире, для государя нашего, которого мы все боготворим в семействе. Я говорю по-французски, по-английски, по-итальянски, как по-русски, понимаю свободно немецкий и венгерский язык, немного турецкий. Я принадлежу по рождению своему, если не по положению, к лучшим дворянским фамилиям России и могу вращаться поэтому как в самом высшем кругу, так и в нижних слоях общества. Вся жизнь моя прошла в этих скачках сверху вниз. Я играла все роли, способна представлять из себя какую угодно личность; портрет не лестный, но я обязана Вашему превосходительству показать всю правду и выставить себя такою, какою сделали меня люди, обстоятельства и вечная борьба всей жизни моей, которая изощрила хитрость во мне, как у краснокожего индейца. Редко не доводила я до желаемого результата, какой бы то ни было предвзятой цели. Я перешла все искусы, играла, повторяю, роли во всех слоях общества. Посредством духов и других средств я могу узнать, что угодно, выведать от самого скрытного человека истину. До сей поры все это пропадало даром, и огромнейшие в правительственном и политическом отношении результаты, которые, примененные к практической выгоде державы, приносили бы немалую выгоду, — ограничивались микроскопической пользой одной мне. Цель моя — не корысть, но скорее протекция и помощь более нравственная, чем материальная. Хотя я имею мало средств к жизни и живу переводами и коммерческой корреспонденцией, но до сей поры отвергала постоянно все предложения, которые могли бы поставить меня хоть косвенно против интересов России. В 1867 г. агент Бейста предлагал мне разные блага за то, что я русская и племянница ненавистного им генерала Фадеева. Это было в Песте, я отвергла и подверглась сильнейшим неприятностям. В тот же год в Бухаресте генерал Тюр, на службе Италии, но венгерец, тоже уговаривал меня, перед самым примирением Австрии с Венгрией, служить им. Я отказалась. В прошлом году в Константинополе Мустафа-паша, брат хедива египетского, предлагал мне большую сумму денег через секретаря своего Вилькинсона, и даже один раз сам, познакомившись со мной через гувернантку свою француженку, — чтобы я только вернулась в Египет и доставляла бы ему все сведения о проделках и замыслах брата его, вице-короля. Не зная хорошо, как смотрит на это дело Россия, боясь идти заявить об этом генералу Игнатьеву, я отклонила от себя это поручение, хотя могла превосходно выполнить его. В 1853 г., в Баден-Бадене, проигравшись в рулетку, я согласилась на просьбу одного неизвестного мне господина, русского, который следил за мной. Он мне предложил 2 тысячи франков, если я каким-нибудь средством успею добыть два немецких письма (содержание коих осталось мне неизвестным), спрятанных очень хитро поляком графом Кви-легрсим, находящимся на службе прусского короля. Он был военным. Я была без денег, всякий русский имел симпатию мою, я не могла в то время вернуться в Россию и огорчалась этим ужасно. Я согласилась и через три дня с величайшими затруднениями и опасностью добыла эти письма. Тогда этот господин сказал мне, что лучше бы мне вернуться в Россию и что у меня довольно таланту, чтобы быть полезной родине. И что если когда-нибудь я решусь переменить образ жизни и заняться серьезно делом, то мне стоит только обратиться в III отделение и оставить там свой адрес и имя. К сожалению, я тогда не воспользовалась этим предложением.

Все это вместе дает мне право думать, что я способна принести пользу России. Я одна на свете, хотя имею много родственников. Никто не знает, что я пишу это письмо.

Я совершенно независима и чувствую, что это — не простое хвастовство или иллюзия, если скажу, что не боюсь самых трудных и опасных поручений. Жизнь не представляет мне ничего радостного, ни хорошего. В моем характере любовь к борьбе, к интригам, быть может. Я упряма и пойду в огонь и воду для достижения цели. Себе самой я мало принесла пользы, пусть же принесу пользу хоть правительству родины моей. Я — женщина без предрассудков и если вижу пользу какого-нибудь дела, то смотрю только на светлую его сторону. Может быть, узнав об этом письме, родные в слепой гордости прокляли бы меня. Но они не узнают, да мне и все равно. Никогда ничего не делали они для меня. Я должна служить им медиумом домашним так же, как их обществу. Простите меня, Ваше превосходительство, если к деловому письму приплела ненужные домашние дрязги. Но это письмо — исповедь моя. Я не боюсь тайного исследования жизни моей. Что я ни делала дурного, в каких обстоятельствах жизни ни находилась, я всегда была верна России, верна интересам ее. 16 лет я сделала один поступок против закона. Я уехала без пашпорта за границу из Поти в мужском платье. Но я бежала от старого ненавистного мужа, навязанного мне княгиней Воронцовой, а не от России. Но в 1860 г. меня простили, и барон Бруно, лондонский посланник, дал мне пашпорт. Я имела много историй за границей за честь родины, во время Крымской войны я неоднократно имела ссоры, не знаю, как не убили меня, как не посадили в тюрьму. Повторяю, я люблю Россию и готова посвятить ее интересам всю оставшуюся жизнь. Открыв всю истину Вашему превосходительству, покорнейше прошу принять все это к сведению и если понадобится, то испытать меня. Я живу пока в Одессе, у тетки моей, генеральши Витте, на Полицейской улице, дом Гааза, № 36. Имя мое Елена Петровна Блаватская. Если в продолжение месяца я не получу никаких сведений, то уеду во Францию, так как ищу себе место корреспондентки в какой-нибудь торговой конторе. Примите уверения, Ваше превосходительство, в безграничном уважении и полной преданности всегда готовой к услугам Вашим Елены Блаватской».

«Время ангелу тьмы становиться ангелом света» (фр.)

Также Г. Тиллетт писал, что концепция Учителей, или махатм, представленная Блаватской, «является сплавом западных и восточных идей; по её словам, местонахождение большинства из них было связано с Индией или Тибетом. И она, и полковник Олкотт утверждали, что видели махатм и общались с ними. В западном же оккультизме идея „сверхчеловека“ была связана, в частности, с братствами, основанными Мартинесом де Паскуалли и Луи-Клодом де Сен-Мартеном ».

  • «To form a nucleus of the Universal Brotherhood of Humanity without distinction of race, creed, sex, caste, or color».
  • «Значительная часть книг досталась бабушке Елене Павловне в наследство от её отца князя Павла Васильевича Долгорукова и деда по матери Адольфа Францевича Бандре дю Плесси».
  • «В библиотеку входила большая коллекция книг (несколько сотен) по алхимии, магии и другим оккультным наукам. Эти книги составляли обязательный круг чтения мало-мальски образованного русского масона… Можно себе представить, какое это было увлекательное чтение для девочки, свободно и непринуждённо общавшейся с представителями потустороннего мира. Сама Блаватская признавалась, что она перечитала все эти книги с острейшим интересом до пятнадцати лет».
  • «Согласие Лёли на брак с Блаватским было импульсивным решением».
  • С. Ю. Витте писал, что семейство Фадеевых узнало из газет, что Блаватская «даёт в Лондоне и Париже концерты на фортепиано».
  • «Судя по самым ранним её воспоминаниям, она иногда видела около себя своего покровителя. С раннего детства этот образ господствовал в её воображении. Он был всегда одним и тем же, его черты никогда не менялись; настало время, когда она повстречала его в облике живого человека и мгновенно узнала его, словно при нём выросла».
  • «С этого времени жизнь Блаватской приобрела новый смысл и значение. Если прежде она была в одиночестве, то теперь её брал под опеку человек, достигший высочайшего уровня духовности. И не просто помогал ей, а делал своим доверенным лицом, местоблюстительницей Гималайского братства в так называемом цивилизованном обществе».
  • А. Н. Сенкевич писал, что индийские путевые очерки, в которых Блаватская «демонстрирует завидную эрудицию и живость ума», имели в России ошеломительный успех: «В определённом смысле её книга - страноведческая энциклопедия, и по сей день не потерявшая своего научного значения. Вместе с тем стремление раскрыть Индию „изнутри“, через людей, с которыми судьба свела Блаватскую, придаёт книге по сравнению с обычными путевыми очерками особенный, совершенно новый характер психологического документа, отражающего многие грани индийского духовного мира, специфику жизни традиционного индийского общества».
  • «To most Theosophists the existence of the Masters and the contents of their teaching form the very corner-stone of their systematic faith. And ultimately they point to the wisdom and spirituality displayed in the Letters themselves as being sufficient vindication of that faith».
  • «The originals of the Mahatma letters are deposited in the Manuscripts Department of the British Library in London. A.P. Sinnett had based his books The Occult World (1881) and Esoteric Buddhism (1883) on the letters he had received».
  • «A. Trevor Barker had published the collection of The Mahatma Letters to A.P. Sinnett in 1923, much to the horror of Theosophists who, as anxious as they were to have access to these documents, considered them too sacred to be made available to the public at large».
  • С другой стороны, Вл. Соловьёв нисколько не сомневался в реальном существовании тибетских махатм: «Как могла г-жа Блаватская выдумать тибетское братство, или духовный орден келанов, когда о существовании и характере этого братства можно найти положительные и достоверные известия в книге французского миссионера Гюка , бывшего в Тибете в начале сороковых годов, значит за тридцать с лишком лет до основания теософического общества». - Соловьёв Вл. С. Рецензия на книгу Е. П. Блаватской «The Key to Theosophy» , 1890.
  • «Amongst the kinds of unusual experiences noted in the early life of Helena Petrovna von Hahn were phenomena that would appear to largely derive from spontaneous creative and imaginative activities. There are a number of anecdotes and recollections dealing with her story telling, hypersensitivity to objects and environment, conviction that there was a fluidic continuum between the worlds of the living and the dead, and that nature in its entirety was dynamically alive and active. For instance, there are recollections about her picking up stones, fossils, stuffed animals, and creating elaborate spellbinding narratives about their origins, histories, destinies, spanning millennia and successive incarnations. She also was found apparently conducting hypnotic experiments on pigeons during this time, as well as claiming to experience a variety of visions and unusual occurrences».
  • «She wrote in a letter to a relative: "The last vestige of my psycho-physical weakness is gone, to return no more. I am cleansed and purified of that dreadful attraction to myself of stray spooks and ethereal affinities. I am free, free, thanks to Those whom I now bless at every hour of my life." (Her Guardians in Tibet).
    Madame Jelihowsky writes too:
    "After her extraordinary and protracted illness at Tiflis she seemed to defy and subject the manifestations entirely to her will. In short, it is the firm belief of all that there where a less strong nature would have been surely wrecked in the struggle, her indomitable will found somehow or other the means of subjecting the world of the invisibles – to the denizens of which she had ever refused the name of "spirits" and souls – to her own control."».
  • «Eventually, the seemingly spontaneous and random manifestations of psychic energies diminished. Instead, Blavatsky now appeared to be more in control, or, at least, cognizant of, the forces of her own psyche».
  • «Блаватская не относила себя к спиритам, которых считала слепцами, принуждёнными пользоваться глазами других, чтобы познать недоступные им вещи».
  • «Разоблачённая Изида» создавалась также необычно: «Иногда же Учитель завладевал её телом и писал её рукой. Спору нет, эта помощь была очень актуальна, поскольку речь идёт о книге объёмом в полмиллиона слов. В таких случаях Олкотт наблюдал поразительные изменения в почерке Блаватской».
  • Тиллетт описал два случая доставки оккультным способом писем из Тибета: в Лондоне (в доме одного из теософов) и в вагоне идущего поезда.
  • А. Н. Сенкевич писал, что книга Соловьёва представляла собой «уничижительный памфлет, направленный против Блаватской и надолго определивший неприязненное отношение к ней в России. В этой книге Соловьёв совершенно не верит Блаватской и не понимает, для чего ей понадобилось морочить людям голову… На защиту доброго имени Елены Петровны после её смерти встала сестра, Вера Петровна Желиховская».
  • Я не надеюсь, что когда-нибудь потомки поймут и оценят мою жизнь.
    Из одного измерения при всем желании не измерить другого.
    Из дневников Блаватской

    Вы наверняка когда-то что-то слышали о Теософском Обществе. Даже сегодня оно вызывает немалый интерес у многих: от обывателей до специалистов. А тогда в конце XIX века, а точнее в 1884 году, на пике популярности, в числе его последователей были многие образованные умы Европы, Америки, России и Индии.

    Ученые с мировыми именами и крупные религиозные деятели вступали в его ряды. Оно было очень популярным в Австралии и Новой Зеландии, открывало свои филиалы практически по всему миру… И все это процветание одним скандалом вдруг оказалось поставлено под угрозу. Экономка и ее полуграмотный муж громогласно заявили, что готовы предоставить неопровержимые доказательства шарлатанства, самого беззастенчивого жульничества и грубых спиритических махинаций главного организатора, лидера и главы Общества - мадам Блаватской.

    «Гениальная русская женщина, которая боролась с неукротимой силой против сковавшего человеческий разум материализма»; «ее духовные способности и достижения раскрывают перед нами величественный облик женщины, которая по праву считается одним из величайших адептов в истории западной цивилизации, прямым посланником транс-гималайского братства», - вот, что впоследствии писали о Елене Петровне Блаватской теософы.

    Члены правления теософского общества в индийском городке Адьяра сжигали той ночью в костре не только улики - шкаф с двойной стенкой и куклу учителя для представлений с материализацией. Будь они правдивые или ложные, главное было то, что не погибла в огне удивительная способность людей, живущая в той или иной степени в каждом, слепо утверждаться в том, в чем непременно хочется быть убежденным. Будь то вера в Блаватскую, как посвященную в сокровенный смысл мироздания. Или собственную принадлежность к высшим духовным сферам.

    Впоследствии Общество с одной стороны как знамя несло перед собой имена таких почитателей, как Эйнштейн, Штейнер, Ганди, Флоренский, Блок, Неру, Рерихи… С другой - увлечение теософией отнюдь не носило единичный характер. Не было оно и исключительной привилегией богатых духовно алчущих аристократов. Очень кстати возникший в середине XIX века спиритизм разрешал гораздо больше вопросов, чем может показаться на первый взгляд... А теософская наука, как оказалось, располагала всеми достоинствами, чтобы не только стать поистине массовой, но и не потеряться в собственных идеях, существуя и поныне. Но обо всем по порядку.

    Как все начиналось

    Перед нами прелестная девочка. Озорливая, своевольная, ужасная фантазерка, она была поразительной рассказчицей. Собрав вокруг себя младших детей, она умела заворожить историями. Однажды на пикнике, лежа на песке и рассказывая о том, какая чудесная морская жизнь когда-то наполняла это место, какие рыбки плавали вокруг, какие водоросли колыхались в такт волнам, она настолько погрузила детей в мир своего воображения, что когда вдруг закричала: «Вода! Вода! мы все утонем!», - дети в страхе разбежались, кто куда.

    Юность Елены подарила ей шанс совершать сумасбродные поступки, а биографам - возможность для разночтений фактов. По фактам в 17 лет Елена выходит замуж за 40-летнего господина, принимая от него фамилию, под которой впоследствии она так прославится в мире. Через три недели после свадьбы Блаватская от мужа бежит.

    Изредка навещая своих родных в России, она путешествует по Европе, Азии и обеим Америкам. Не совсем ясно, на какие средства она жила, хотя известно, что отец высылал ей денежное пособие, и она сама кое-что зарабатывала, в том числе и проводя спиритические сеансы.

    Согласно источникам разной степени достоверности, ей довелось «выступать наездницей в цирке, совершить турне по Сербии с фортепианными концертами, открыть чернильную фабрику в Одессе, торговать страусовыми перьями в Париже и разработать декор интерьера для императрицы Евгении».

    Встреча с учителем

    В день своего рождения, когда молодой Блаватской исполнилось 20 лет, она, по описанию преданных последователей, испытывала духовный кризис. Но неожиданно в толчее Большой лондонской Выставки 1851 года она сталкивается с ясноликим индусом с белых одеждах, и признает в нем Учителя из своих детских снов, ангела-хранителя, который не однажды спасал ее от смертельной опасности. С этого момента ее жизнь начинает подчиняться особого рода закономерностям. Ей открывается путь географически уже хорошо знакомый - в направлении Гималайских гор, Тибета.

    И вот, молодая европейская женщина, вооружившись зонтиком и твердым намерением приобщиться к тайным знаниям Великих Учителей, в одиночестве, под бдительным надзором полиций трех государств в течение нескольких лет странствовала по горам.

    Чем же занималась все это время Елена Петровна? Согласно немногословным свидетельствам из писем и личных записей, она учится медитировать, знакомится с восточными текстами и их языками, овладевает контролем над своими мощными способностями. Все это - под руководством обретенного Учителя Мория, как именовала его Елена Петровна. И вот, накопив достаточные знания для того, чтобы исполнять отныне свою миссию, Блаватская едет в Европу.

    Америка

    Европа к Блаватской, откровенно говоря, была не очень расположена. Молодая, амбициозная, яркая женщина - это, конечно, немало, но неубедительно для консервативного, крепко держащегося за науку Запада. Ее способности, скорее, готовы были оценить в Америке, где в моду входили не только нудизм и оздоровительные диеты, но и вовсю распространялся спиритизм.

    Ненадолго задержавшись в Европе, Блаватская без колебаний покидает ее и прибывает в США. Практически с корабля она, по законам своего несколько спонтанного пути, без промедлений попадает на бал. Ферма полуграмотных медиумов братьев Эдди, где регулярно собирались самые заядлые любители спиритизма, объединяла на сеансах довольно большую и разношерстную аудиторию.

    Ярко-красная гарибальдиевская блуза, привычка курить крепкий табак, остроумные шутки и оригинальные мнения по любому, даже самому бытовому поводу, незамедлительно привлекли к Блаватской внимание. Кроме того, ее широкое монгольское лицо, пронзительные глаза и копна светлорусых вьющихся волос создавали привлекательный иноземный, почти восточный образ. В тот вечер она покорила мужчину, который будет следовать за ней на протяжении всей дальнейшей жизни. Верный помощник, опора в самых сложных начинаниях и непредвиденных ситуациях - полковник Олкотт - стал своего рода осью, держась за которую, Блаватская теперь могла не только демонстрировать равновесие, но и в полной мере выполнять самые сложные фигуры. Теперь ей было на кого опереться, от проведения настоящих спиритических сеансов с материализациями и звоном колокольчиков и улаживания всевозможных скандалов до основания Теософского общества.

    Теософское общество

    За два первых года своего существования это была организация с небольшим количеством членов-поклонников. Однако их энтузиазм регулярно подкреплялся. И не столько обоснованием и углублением основных положений теософии самой госпожой Блаватской, сколько письмами-посланиями от Учителей, которые Елена Петровна периодически демонстрировала в качестве подтверждения особой миссии Общества и поддержки Высших сил.

    Кроме того, сама идея организации приписывается Им. Из альбома Елены Петровны: «Июль 1875 года. Из Индии получено указание основать философско-религиозное общество и найти для него название, также избрать Олькотта».

    Главные идеи теософии были сформулированы почти сразу же: «Движение за улучшение состояния человечества». Общество в то время буквально бурлило новыми идеями и попытками обрести гармонию и духовные прозрения нетрадиционными способами. С одной стороны рос авторитет естественных наук, с другой - подкреплялись давнишние сомнения в истинности христианского учения и традиционной церкви. Обычным поводом для разрыва с официальной церковью стало стремление восстановить истинную веру.

    Иисус оказывался не единственным уникальным Спасителем мира, а одним из многих авторитетных духовных Учителей. Он стоял в одном ряду с Буддой, Сократом, Конфуцием, Ману и Лао-Цзы. Идея Великих Учителей, приходящих на землю для выполнения своей особой духовной миссии, стала не так уж необычна для западного сознания. А истинная реальность стала переживаться как нечто, лежащее вне привычных форм религии. Истинную духовность стало возможным отождествить с мистикой или оккультизмом.

    И тут самое время появиться труду, в котором эта «нетрадиционность» могла бы обрести теоретическую базу. Это произведение и создала Блаватская. Изумляющая широта познания, грандиозный подбор фактологического материала, изобилие цитат и ссылок, и поражающий воображение объем - все вместе и так произвело огромный фурор, а тут еще Блаватская заявляет, что она не автор, а своего рода передатчик, осуществившая письмо под диктант…

    Блаватская обрела популярность, однако ее материальное положение оставалось затруднительным. Вскоре теософы возвестили, что, в свою очередь, направляются к Знаниям. Следовательно, на Восток!

    Индия

    Теософы были уже немолоды и не располагали практически никаким капиталом. Однако в Индии Блаватская и Олькотт сразу же почувствовали себя как дома. Полковник дошел до того, что по прибытии в Бомбей упал на колени и поцеловал пристань. Разумеется, именно такой настрой требовался для того, чтобы завоевать симпатии местного населения. Английское правительство в свою очередь сразу же приставило к американским гостям комично неуклюжего шпиона. Но в целом дела пошли на лад. Индийцы увидели в Блаватской освободительницу от угнетения ненавистными британцами, а англичане - возможность приобщиться к духовным тайнам Востока и вкусить настоящей экзотики.

    Компаньоны вскоре открыли журнал «Теософ», где распространяли идеи равенства и братства всех религий и конфессий, чему очень симпатизировали индусы. А в резиденции под названьем «Воронье гнездо» начались демонстрации для англичан. На цветочной клумбе внезапно появлялись брошки; чашки возникали прямо из воздуха; время от времени начинала играть музыка без видимого источника звука. В англо-индийских кругах такие феномены весьма ценили.

    Вскоре открылась известная на весь оккультный мир штаб-квартира Общества в Адъяре. Дела теософии приняли куда больший размах. Но в дальнейшей истории есть один поворотный пункт, который, по сути, и определил некую формулу взаимодействия, которую Блаватская загадочно именовала как свою «связь с Учителями», а последователи теософии приняли за возможность стать такими же избранными приобщенными.

    Скандал

    «Ужасная ведьма с морщинистым лицом, пронзительным взглядом и уродливым телом...» и «отвратительный на вид француз, похожий на помойный бак, к которому прицепили бороду» стали его причиной. Чета Куломбов, как их описал один из последователей Блаватской, сама не участвовала в управлении Обществом. Но Куломбы были причастны ко многим делам.

    1884 год. Блаватская с Олькоттом улаживают неприятности в английском филиале. А из Англии спешит представитель Лондонского Общества психических исследований - на месте изучить теософские феномены в Адьяре.

    Мадам Куломб видит в этом стечении обстоятельств очень выгодное для действий время. Сначала она решает предъявить куклу по прозвищу Кристофоло, насаженную на длинный бамбуковый шест, которую Блаватская в полумраке выдавала за явление Учителя. Затем экономка вывалила на головы теософов «мысленно переданные» письма из отверстий в потолке.

    Оказалось, что ее супруг сделал раздвижные панели и потайные двери в комнату для демонстраций, чтобы Блаватская могла незаметно входить туда и подменять брошки, блюдца и другие предметы, фигурировавшие в ее материализациях. В одном из компрометирующих писем написано, как Блаватская одурачила некоего генерала. Он остался в убеждении, что разбитое блюдце само собой восстановилось, находясь внутри шкафа, а на самом деле Эмма просто-напросто заменила его целым, убрав осколки через потайную дверь.

    Конечно, совет управляющих Адьярской резиденцией вовсю сопротивлялся. Проверить обвинения Куломбов было для них больше, чем просто дело чести. Они тщательно простучали все стенки шкафа, и, к своему несказанному разочарованию, обнаружили потайную двойную панель. Им ничего не оставалось, как на следующий же вечер сжечь компрометирующий шкаф и вступить с Куломбами в переговоры.

    Этот скандал стал чрезвычайно широко известен. К этому времени на счету Блаватской подобных разоблачений накопилось немало. Оказалось, что пока теософы, получая написанные золотыми чернилами на зеленой бумаге письма с гималайской мудростью и подписями «Учитель Мория» и «Учитель Кут Хуми», казались абсолютно счастливыми, друг с другом спорили сами Учителя.

    Так, учитель Мория, как явствует из его писем новому индийскому другу Блаватской Синнету, выдвигал в лидеры одну персону, а Кут Хуми в своем письме другому сподвижнику Хьюму настаивал на противоположном. Но всегда неизменными оставались указания заботиться и подчиняться Старой Леди.

    Вскоре Синнет и Хьюм решили обходиться без посредничества Блаватской при таком эпистолярном контакте с Учителями, о чем втайне и написали Им. Но передать письмо они могли только через мадам. Блаватская удалилась в комнату, якобы поиграть на фортепиано, пока письмо будет передаваться по назначению, но несколько минут спустя из-за двери послышалась отнюдь не музыка: разгневанная, она с криками выбежала из комнаты, прочитав письмо и обнаружив предательство.

    Таким мошенничеством ЕПБ совершенно явно профанировала все свои реальные или мнимые сверхъестественные силы, самолично отвечая на письма к учителям и выдавая эти ответы за оккультные послания. Что касается того, самого громкого скандала с Куломбами, его улаживать на месте прибыли Олькотт и мадам. Но через несколько месяцев Блаватская, тяжело больная, принимает решение покинуть свою любимую Индию. Как окажется, навсегда.

    Другое измерение

    Далее Блаватскую ждала относительно спокойная жизнь в Европе. Здесь она составила главный труд жизни, трактат «Тайная Доктрина», получивший прекрасные отзывы. Все это уже там, где завершающий этап жизни незаметно перетекает в посмертный, а легенда становится совершенно неотделима от реальности.

    Но почему бы не посмотреть за эту уникальную женщину с другой, менее сенсационной стороны, - скажут те, кто привык во всем искать середину. Сторонники Блаватской допускают, что некоторые производимые ею феномены действительно были ловкими трюками, и при этом настаивают на том, что большинство ее демонстраций - подлинные оккультные явления, и что четкую грань между ними провести невозможно. Вопрос, видимо, не в том, была ли она шарлатаном. Вопрос в том, прибегает ли она к трюкам, компрометируя свои истинные силы?

    Сама Блаватская в поздние годы поразительно великодушно допускала сразу два предположения. Либо что среди ее демонстраций действительно были как истинные, так и фальшивые, и что фальшивые порождала низменная часть ее натуры, а истинные возникали под руководством учителей. Либо что сомнительность некоторых ее трюков была частью некоего общего, недоступного пониманию простых смертных плана. В чем заключается этот план, она не уточняла.

    Дело также и в том, что ни сама Блаватская, ни многие увлеченные собственными сверхъестественными способностями так и не пришли к реальному пониманию того, чем на самом деле явилось их «служение во благо человечества». Что делать после того, как измененное состояние не позволяет больше жить старыми ценностями, а новые перестают адекватно восприниматься обществом? К этому ни Блаватская, ни Учителя не давали никаких рекомендаций. Именно потому, что для них этот вопрос, по-видимому, также остался открытым.

    Итого

    Теософское общество продекларировало:

    1. Создание универсального братства людей без различия национальности, вероисповедания, пола, касты и цвета кожи.
    2. Поощрение занятий сравнительной религией, философией и наукой.
    3. Изучение необъясненных законов природы и потенциальных сил и способностей человека.

    Для этого необходимо было пользоваться «правильными знаниями» и под руководством «правильных учителей». Блаватская открыто и самоотверженно предложила миру себя и свои духовные способности, наверное, даже не подозревая, какое количество людей, следуя за ней, никогда уже не поставят для себя куда более важный, чем «было или не было» вопрос…

    Так, 7 сентября 1875 года, день основания теософского Общества, можно считать точкой всеобщего массового смещения западного мира в сторону альтернативных духовных поисков, которые на протяжении последующего XX века не раз будут поглощать здравый смысл отдельной личности, делая ее частью толпы.

    Отправить эту страницу другу

    Елена Блаватская признана величайшим оккультистом Запада, а ее «Тайная доктрина» до сих пор обсуждается в высших кругах! Что же это была за женщина?

    1. Детство Елены Блаватской
    2. Какими сверхспособностями владела Блаватская?
    3. Странствия Елены Блаватской
    4. Дальнейшая судьба и развитие сверхспособностей
    5. «Тайная доктрина» Елены Блаватской

    Детство Елены Блаватской

    Елена фон Хан родилась в семье аристократов на юге Российской империи в Екатеринославле (сейчас Днепр, Украина) 12 августа в 1831 году.

    Ее родителями были Петер фон Хана и одаренная русская писательница Елена Фадеева, родословная которой начиналась от самих Рюриков. Мать умерла, когда девочке было около одиннадцати лет, и ей пришлось переехать жить к дедушке, которого на тот момент назначили губернатором Саратовской губернии.

    С раннего детства Елена Блаватская выделялась среди других детей!

    Ее экстрасенсорные способности и таланты не раз удивляли и восхищали семью. Также она имела исключительные способности к иностранным языкам, была талантливой пианисткой и художницей, великолепной и бесстрашной наездницей.

    Какими сверхспособностями владела Блаватская?

    С юных лет Елена Блаватская рассказывала своим домашним, что постоянно видит различных существ, призраков и слышит загадочные и красивые звуки. Особо часто она упоминала о важном и благородном индусе, которого она видела, как во сне, так и наяву. Она уверяла, что это Хранитель, который убережет ее от многих бед и несчастий.

    Через несколько лет выяснилось, что этот индус не кто иной, как Махатма Мориа¹, ее духовный Учитель.

    Их знакомство состоялось в 1852 году в Лондоне. Махатма Мориа сказал Елене, что ему нужна ее помощь, что ей следует приехать в Тибет и провести там три года.

    Психические способности Блаватской до сих пор ставят под сомнение, хотя очевидцы говорили, что она неоднократно:

    • предсказывала будущие события,
    • могла читать нераспечатанные письма,
    • бесконтактно двигать предметы и т.д.

    Блаватская одной из первых предсказала:

    • появление ядерного оружия,
    • начало войны,
    • предвидела многочисленные открытия и изобретения в области физики,
    • говорила о покорении Космоса в XX веке.

    Также она говорила, что у Солнца есть пульс, как и у сердца человека, но с промежутком в одиннадцать лет. Это предположение позже было научно доказано Александром Чижевским².

    Одно из ее предсказаний гласит, что настанет время, когда русский народ заинтересуется буддизмом, реинкарнацией³, кармой и вегетарианством.

    Странствия Елены Блаватской

    Стремясь выйти из-под опеки отца, Блаватская решила выйти замуж в восемнадцать лет за сорокалетнего вице-губернатора Эриванской провинции Н. Блаватского, но спустя три месяца убежала от мужа. Так и начались ее бесчисленные странствия.

    На протяжении жизни Елена Блаватская побывала почти во всех развитых странах мира, ей дважды удалось совершить путешествие вокруг земного шара, и она стала одной из первых русских женщин, которым удалось получить гражданство в Соединенных штатах.

    Дальнейшая судьба и развитие сверхспособностей

    Первое путешествие в Тибет 1852 г. было неудачным, ей пришлось вернуться в Англию и, спустя год, снова уехать в Штаты. Осенью 1855 года Блаватской удалось добраться до Кашмира⁴ и Ладакха⁵, а оттуда уже в Тибет.

    В горной стране она прожила три года, получая оккультные знания от своего Учителя Махатмы Мориа, занимаясь мистическими практиками и развивая сверхспособности.

    В 1858 году она уезжает из Тибета во Францию, после в Германию, и далее в Россию, где какое-то время живет у своей сестры в Пскове. В 1860-1865 гг. Блаватская жила на Кавказе, чтобы укрепить здоровье, несколько подорванное неумением контролировать свои сверхспособности.

    В 1865 г. она вновь уезжает из России и путешествует по странам Средиземноморья и Африки.

    Посетив в Тибет в 1868 году, Блаватская знакомится и обучается у Мастера Кут Хуми⁶. Через пять лет, выполняя поручение своих учителей, она отправляется в Соединенные Штаты.

    В Америке судьба подарила Елене знакомство с Генри Олкоттом⁷, журналистом, юристом и военным в отставке. Они прожили вместе до конца жизни. В 1975 году они стали соучредителями Теософского сообщества⁸, основной целью которого было объединить религию, философию и науку, а также изучение сверхспособностей и возможностей человека.

    «Тайная доктрина» Елены Блаватской

    В последний раз Блаватская посетила Индию в 1984 году. Несколько последних лет жизни она провела в Лондоне, где и создала свое главное сочинение «Тайную доктрину». Трехтомный труд вышел в 1988 году и мгновенно привлек внимание всего мирового сообщества.

    Несмотря на нападки и громкую критику, «Тайную доктрину» читали и перечитывали выдающиеся умы того времени. Махатма Ганди⁹ как-то признался, что для него была большая честь даже прикоснуться к одеждам Елены Блаватской.

    В 20-х годах «Тайная доктрина» попала в руки Адольфа Гитлера…

    Именно из трудов Блаватской Гитлер¹⁰ узнал, что немецкий народ является прямым наследником и потомком ариев, имеющих право устанавливать новые порядки и законы.

    Если бы Блаватская могла предположить, какие последствия будут иметь ее высказывания…

    Елена Петровна Блаватская скончалась в мае 1891 года, когда в Англии случилась сильнейшая эпидемия гриппа. Тело кремировали в Уокинге (графство Суррей), а прах поделили на три части, одна из которых хранится в Мадрасе, вторую отвезли в Нью-Йорк, а третью оставили в Лондоне.

    1991 год был объявлен ЮНЕСКО годом Елены Блаватской.

    Это была действительно легендарная женщина. За свои труды и учения, за верность своей миссии и за свои сверхспособности Елена Петрвна Блаватская была признана величайшим оккультистом в истории Западной цивилизации.

    Примечания и тематические статьи для более глубокого понимания материала

    ¹ Махатма Мориа - один из «Учителей Мудрости», в Учении Вознесённых Владык (под именем Эль Мория) - один из «Вознесённых Владык» (Википедия).

    ² Александр Леонидович Чижевский (26 января (7 февраля) 1897 - 20 декабря 1964) - советский учёный, биофизик (основоположник гелиобиологии), философ, поэт, художник (Википедия).

    ³ Переселение душ, перевоплощение, реинкарнация, - группа религиозных философских представлений, согласно которым бессмертная сущность живого существа (в некоторых вариациях - только людей) перевоплощается снова и снова из одного тела в другое (Википедия).

    ⁴ Кашмир - спорная область на северо-западе полуострова Индостан, исторически бывшее княжество в Гималаях (Википедия).

    ⁵ Ладакх, или Ладак - историческая и географическая область, в настоящее время входящая в состав индийского штата Джамму и Кашмир (Википедия).

    ⁶ Кут Хуми, иногда Кутхуми, реже Кут Хуми Лал Сингх, чаще Учитель К. Х. или просто К. Х. - в теософии один из Учителей Вневременной Мудрости (Википедия).

    ⁷ Генри Стил Олкотт (2 августа 1832 - 17 февраля 1907) - один из основателей и первый президент Теософского Общества, участник Гражданской войны в США, полковник, юрист, журналист и писатель (Википедия).

    ⁸ Теософское общество Адьяр - базовое подразделение международного сообщества теософов (Википедия).

    ⁹ Мохандас Карамчанд «Махатма» Ганди - индийский политический и общественный деятель, один из руководителей и идеологов движения за независимость Индии от Великобритании (Википедия).

    ¹⁰ Адольф Гитлер - основоположник и центральная фигура национал-социализма, основатель тоталитарной диктатуры Третьего рейха, вождь (фюрер ) Национал-социалистической немецкой рабочей партии (1921-1945), рейхсканцлер (1933-1945) и фюрер (1934-1945) Германии, верховный главнокомандующий вооружёнными силами Германии (с 19 декабря 1941) во Второй мировой войне (



    THE BELL

    Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
    Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
    Email
    Имя
    Фамилия
    Как вы хотите читать The Bell
    Без спама