THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Греческие полицейские проводили обыск в цыганском посёлке. Обыск шёл довольно спокойно. В одном из домов полицейский зашёл в полутемную комнату, явно детскую: маленькая мебель, игрушки. Ребёнок тоже был здесь, он испугался чужих людей и спрятался с головой под одеяло. Полицейский собирался уйти, но заметил что-то светлое на подушке. Из-под одеяла выбивались тонкие белоснежные волосы.

Ребёнок оказался маленькой девочкой, светлокожей, голубоглазой. Когда полицейский взял её на руки, она зарыдала и стала звать маму. «У нас похищение человека», заявил офицер, выйдя с ребёнком из комнаты. Хозяйка дома переполошилась и принесла документы, в которых значилось, что девочка - её дочь. Но полицейские бумагам не поверили. Людей, которых плачущая девочка звала мамой и папой, арестовали, а её саму поместили в приют. Малышка была абсолютно здорова, врачи решили, что ей пять или шесть лет.

ДНК-тест показал, что девочка по имени Мария не состоит в родстве ни с кем из живущих в доме. Полиция объявила розыск родителей «белокурого ангела», как сразу окрестила ребёнка греческая пресса. В ту же неделю лавина обысков и проверок прошла в цыганских домах по всей Европе. В Ирландии изъяли из семей сразу двух белокурых детей, двухлетнего мальчика и девочку неполных семи лет. На них тоже были документы. Как рассказали семьи детей, изъятие происходило очень грубо. За девочкой пришли сразу десять офицеров.

Чтобы ускорить поиск родителей, волонтёры пустили информацию по социальным сетям. Заплаканная девочка смотрела с экранов компьютеров по всему миру. В России текст шёл с добавлением - возможно, украдена у русских туристов.

Вскоре случай Марии стал обрастать подробностями. «Родители» признали, что ребёнок им не родной, и заявили, что мать, будучи очень бедной, сама передала им малышку на воспитание. В прессе обсуждалось, что девочку, возможно, растили на продажу - или на органы, или педофилам. Нашлись свидетели тому, что девочка за деньги танцевала на улицах. Кроме того, у пары оказалось ещё несколько явно фальшивых документов на других детей.

Журналисты с азартом снимали светлых детей в таборах. Соседка арестованных дала интервью, в котором заявила, что девочку купили у её настоящих родителей, потому что своих детей у её «мамы» не было. Бабис Димитриу, глава Цыганской общины в Северной Греции, узнал малышку по необычной внешности и рассказал полиции, что «родители» её точно не похищали. Поскольку настоящая мать пыталась продать ещё ему на удочерение ребёнка сама в 2009 году, новорождённой. Она просила за девочку тысячу евро. И Бабис, и «родители» указывали, что мать девочки - болгарская цыганка.

Тем временем сотни родителей со всего мира, чьи маленькие дочери пропали без вести, сдавали кровь на ДНК в надежде, что нашли именно их ребёнка. Работники приюта объявили, что девочка уже успокоилась и чувствует себя хорошо. В интернете открыто призывали к погромам. Ирландцы проводили ДНК-тест изъятым детям. Греки передали информацию в Интерпол; теперь предполагалось, что девочку украли цыгане из Болгарии. Христос и Элевтерия, так звали людей, вырастивших Белокурую Марию, обвинялись теперь в покупке людей и подделке документов.

После проверок ирландцы вернули мальчика и девочку в те же семьи, в которых нашли: оказалось, что родители им действительно родители. Ситуация вышла неловкой. Ведь дети оказались изъяты из своих домов безо всяких признаков угрозы их жизни и здоровью, до всяких проверок. Родственники детей жаловались, что теперь и сами «проверенные» малыши, и сестра мальчика очень напуганы и мучаются от кошмаров.

Тем временем в Болгарии полиция отыскала женщину, пытавшуюся продать Марию Бабису Димитриу, цыганку по имени Саша Русева. У неё самой было восемь детей и, к немалому удивлению полицейских, большая часть из них была белокожими, с белыми или рыжими волосами. Сама Саша утверждала, что Мария - её родная дочь от мужа, Атанаса, а отдала она её Христосу и Элевтерии из-за бедности. История выглядела фантастической, поскольку Саша и её муж были ничуть не светлее приёмных родителей Марии. Если ирландские цыгане могли показать своих голубоглазых родственников, то Русевы происходили из цыганских семей самой обычной цыганской внешности.

И всё же ДНК-тест подтвердил слова Саши. И Мария, и все другие белокурые дети состояли с ней в ближайшем родстве. Кроме того, у неё был найден ген частичного альбинизма, который, видимо, проснулся в детях. После такого открытия греческие СМИ как-то подостыли к беде маленькой Марии; она перестала быть «ангелом» и стала просто незаконно удочерённой иностранной девочкой, получавшей греческие пособия.

Родные братья и сёстры Марии явно выросли в куда худших условиях, чем она сама. Даже частичные альбиносы нуждаются в защите от солнца, особенно такого жестокого, как в Греции и Болгарии. Саша Русева или не знала этого, или не могла обеспечить должный уход для детей по бедности. Они страдали от солнечных ожогов. Кроме того, жили очень кучно. Марию на самые солнечные часы приёмные родители отправляли в затемнённую комнату, ухаживали за её кожей и глазами. Она хорошо питалась и была даже выше своих сверстниц, спала в личной отдельной кроватке, у неё были игрушки. В общем, до того момента, когда вскрылось незаконное удочерение, продажа биологической матерью была для неё благом.

История Белокурой Марии открыла очень многое. Во-первых, не просто готовность, а желание верить в то, что цыгане воруют детей. Во-вторых, цыгане Европы наконец вслух заявили, что подобные случаи - когда детей изымают до всяких проверок - постоянны. Особенно страдают цыгане из Румынии, где процент светловолосых и светлоглазых выше, особенно среди детей - с возрастом они обычно темнеют. Даже уже разобравшись, власти далеко не всегда возвращают малышей назад - мол, в приюте или у опекунов им будет лучше.

В-третьих, потянув за ниточку, полицейские выяснили, что незаконное усыновление среди цыган Юга Европы процветает. Одни матери идут на продажу детей от бедности, других заманивают на сезонные работы и уже там склоняют, деньгами или угрозами, расстаться с ребёнком. Не всегда тот же человек, что выкупает ребёнка, оставляет его себе, часто он ищет, кому продать его подороже. Основной целью, как считает полиция, является получение на детей пособий.

Люди, которых Мария всю маленькую жизнь называла мамой и папой и которые заботились о ней, сели в тюрьму по вполне правдивым обвинениям: они действительно купили человека (хоть и очень маленького) и оплатили подделку документов. Саша Русева, по слухам, отделалась условным сроком: суд принял во внимание наличие у неё малолетних детей. Пятерых из её детей забрала опека.

Мария остаётся в приюте, теперь она ничья не дочка и вряд ли станет. Назад Русевой её не отдадут, Христос и Элевтерия не считаются её родителями. Вероятность, что её удочерят греки, после того, как вся страна узнала, что она - всего лишь болгарская цыганка, невелика. В цыганскую семью её не отдадут, потому что нечего делать в цыганских семьях белокурым девочкам.

В общем, справедливость восторжествовала. Аминь.

Исполнилось 600 лет со дня первого письменного упоминания о цыганах на территории Молдавского княжества

Это очень закрытый народ. Их большие, с «искрой» глаза таят нечто. Их панически боялся Гитлер (130 тысяч цыган было истреблено, тысячи цыганок стерилизованы). Их не любил Сталин. А Саркози, цыган по происхождению, в бытность президентом Франции выдворил всех соплеменников за пределы страны (хотя именно они привели его к власти путём магии, так как рассчитывали на его помощь, и их же магическими усилиями он был низложен).

Сплошные тайны

Какую они скрывают сакральную тайну о золоте и почему столетиями трудолюбиво копят его? Отчего их проклятие, сглаз, порча считаются самыми разрушительными и мало кто отваживается их снять? Почему все, кто обижали цыган, плохо закончили? Если прочие народы своих младенцев стараются растить в стерильной чистоте, то почему маленькие цыганята, растущие порой в ужасающей антисанитарии, не болеют? Чем объяснить, что эту самую живучую расу на земле обходили стороной чума и проказа? Ответы на эти вопросы высказываются зачастую просто ирреальные.

По одной версии, цыгане произошли от синган — древнеиндийской секты искателей тайных знаний. По другой предки цыган принадлежали к нижней касте «дром», представители которой были бродячими актёрами и музыкантами, магами, факирами и колдунами. После вторжения в Индию мусульман, когда стало не до веселья, дромы бежали. После долгих странствий по миру часть их оказалась в Дунайских княжествах, где этих людей стали звать лэутарами благодаря искусной игре на лэуте — основном их инструменте ещё со времён скитаний по Византии.

600 лет первому упоминанию

В этом году исполнилось 600 лет со времени первого упоминания о цыганах в письменных источниках на территории Молдавского княжества. По словам заведующего секцией этнических меньшинств центра этнологии Института культурного наследия АНМ Иона Думиники, в средневековых молдавских письменных памятниках цыгане обычно упоминаются как рабы, челядь, холопы. Несколько лет назад исследователь из румынской Молдовы нашёл документ времен правления Александра чел Бун, где написано, что 2 августа 1414 году господарь дарует боярину Тоадеру Питику за его верную службу три села, в одном из которых были князья Тамаши Иван, Лие Циганешти. Возможно, «князьями» названы «цыганские бароны» — старшие над ромами.

Века спустя Пушкин «прозрел» в бессарабских цыганах чудесный дух природной вольницы, который он противопоставил мертвящему духу «цивилизации», основанной на гордыне и индивидуализме.

Свободолюбие в рабских цепях

Румыния ныне считается крупнейшим в мире регионом цыганской культуры: ромов там около двух миллионов. Ещё в средние века их предки селились тут компактно из-за терпимости местного населения к их образу жизни. По иронии судьбы, именно в этих местах самый свободолюбивый в мире народ был закрепощён.

Любопытна классификация ромов за пять столетий рабства в Румынии. Элитную часть их составляли цыгане, принадлежавшие господарям, затем шла группа монастырских и церковных, а потом — боярских цыган. Сохранившаяся ещё с индийского периода кастовость этого народа перетекла в сохранение профессиональных ниш: цыгане были в массе своей музыкантами, игравшими на свадьбах и похоронах, а также кузнецами, лудильщиками, медниками, дрессировщиками лошадей (которых при удобном случае воровали), занимались попрошайничеством и гаданием.

В Европе они также поражали равнодушием к крестьянскому труду и традиционным ремёслам, считались странными и подозрительными. И сегодня, наверное, их можно было бы назвать не иначе как инопланетянами. В чем же их такая «особость»? Да бросьте, скажет кто-то, обычные бродяги, оборванцы и ворьё! Попробуем поспорить.

Сами по себе — и точка

Начнём с того, что в цыганских семьях не работают законы государства, зато строго соблюдаются неписаные правила. Глава семьи — всегда муж. Трапеза — раздельная, женщина никогда не сядет за один стол с мужчинами. Цыгане сами вершат свой суд. Брак — только со своими ради сохранения генофонда. В разгар глобализации это племя отказывается признавать навязываемый миропорядок (феминизацию и прочее).

Да, они испокон веку крали все, что плохо лежит. Нужда заставляла. Но только не у своих — за это полагалась смерть. Утащить что-либо у других считалось доблестью. А своеобразной индульгенцией на сей грех для ромов стала следующая легенда. Какой-то их далёкий предок заслужил особую милость у Бога, поскольку из сострадания украл один из гвоздей, которым прибивали Христа, и аккуратно убрал муху с тела Спасителя, тем самым избавив от лишних мучений. И Господь сказал: «Пусть живут так: где замолят, где запросят, а где сами возьмут, и могут божиться моим именем».

В Европе с XVI века против них стали применяться репрессии. Кроме жульничества и надувательства, цыганам вменяли колдовство. Инквизиторы стали пачками отправлять их на костёр. Средневековые Испания и Португалия выслали массу цыган за океан, в свои колонии. Тем не менее, ромы упрямо продолжали распространять среди населения веру в магию, в основе которой лежит вера в духов предков, земли, воды, воздуха, лесов.

Транс-гипноз как высший пилотаж

Среди талантов этого племени паранормальные способности, пожалуй, являются самым неоспоримым даром. Говорят даже о генетической предрасположенности их к оккультизму. Это у них в крови, а не просто монопольный «хлебный бизнес».

Сами цыгане на эту тему говорят неохотно, часто с условием анонимности. Гипнолог Николай Захарченко считает, что во время бесконечного кочевья они по крупицам впитывали тайные знания других народов и трансформировали их в свои. К примеру, овладев ради самообороны приёмами защиты на топорах, ножах и кнутах, позаимствовали у индийских гуру еще и воздушный энергетический бой — умение наносить удары по точкам чакр (центрам силы и сознания).

Цыгане не исповедуют какой-то определённой веры, а принимают религию стран, где живут. Принятие ими православия в России или Молдове произошло специфично: к православным канонам они присовокупили собственные обряды, которые отправляли сотни лет. Цыгане не считают грехом занятие чёрной и белой магией, что запрещено всеми религиями. Это единственный народ, где гадания стали массовой женской профессией.

Цыганки гадают на кофейной гуще, ножах, шарах, маятниках. Но самое сильное гадание — на картах Таро, берущих свое начало от древнеегипетских жрецов. Это шифр, который оставил людям бог Тот — покровитель магии, мудрости, искусств и наук.

Многие цыгане выдают себя за знахарей и предсказателей. Простейший вид ведовства — гадания. Кому не памятны просящие «позолотить ручку» цыганки у входа на базар? При этом их гадание чаще всего — обман, так как базируется на простом знании психологии. Плохо то, что, предрекая своим жертвам беды, «вещуньи» дают им отрицательную установку, и программа на подсознании начинает действовать.

Но среди этого племени есть немало настоящих ясновидящих, в мгновение ока «считывающих» информацию с человека о его прошлом и будущем. Среди отстоявшихся за века видов чудодействия наиболее сильной и эффективной считается цыганская любовная магия, конкретнее — приворот и гипноз. Концентрированные сакральные знания служат вееру целей: от наложения венца безбрачия и снятия его, приворотов-отворотов до мгновенной смерти. Спецслужбы разных стран зря что ли прибегают к помощи цыган-экстрасенсов? Ромы используют специальный транс-психологический гипноз (ему, кстати, обучают и разведчиков).

Что это такое? Начинается все с пристального взгляда в глаза собеседника. Через зрачки, как через дверцу, надо войти внутрь, подстроиться под ритм дыхания и вызвать транс. В одном из видеофильмов о цыганской магии Ольга Мигунова, ученица Мессинга, в несколько секунд усыпив журналиста, снимает с его рук часы и внушает испытуемому, что он генерал, а затем стирает этот кусок памяти. Так же действуют и цыгане. При этом они работают на экстриме: не усаживают человека в кресло и не создают релаксирующую атмосферу под медитативную музыку, а пристают к бодрствующим людям на улице. Это высший пилотаж: введение в активный транс и — молниеносный гипноз.

Психолог Андрей Кёнинг поясняет, что для цыганки главное — завладеть рукой человека. Лесть (красавец, касатик, талант, умница), затем несколько воздействий одновременно — и сознание едет. Начинается внушение. Амнезия — не выдумка. Когда человек в трансе, он отдаст все свои деньги, а главное — золото. К сведению, знаменитый психиатр Милтон Эриксон именно у цыган обучался вводу в глубокий транс.

Теперь о цыганское проклятьи. По преданию, оно обладает невероятной силой. Снять его невозможно либо чрезвычайно трудно. Считается, что цыгане штата Техас прокляли Кеннеди за депортацию и так обставили-заморочили это дело, что оно до сих пор не распутано.

Цыган обижать чревато. Порой достаточно нескольких слов, брошенных недовольной цыганкой в спину, и человека накрывает цепь необъяснимых несчастий.

Экстрасенсы рекомендуют: чтобы рассеять такие чары, нужно как можно быстрее посмотреться в зеркало и по часовой стрелке обвести его по периметру. Впечатлительным людям лучше не встречаться с цыганами даже взглядом, не пытаться проверить свою силу воли. Вряд ли справитесь, потому что они профессионалы. Но глубоко верующему в Бога человеку никакие проклятья не страшны.

Золото для цыган — не валюта

Одна из самых больших загадок цыган — их страсть к золоту. Если кто бывал в гостях у барона Артура Чераря, не мог не подивиться обилию золотых поверхностей в его огромном доме: золотые шторы, позолоченная мебель, картины с золотым напылением. Цыганских баронов в разных странах объединяет то, что они носят на шее толстенные цепи и даже галстуки из чистого золота.

Кстати, ни одна цыганка не выйдет на улицу без золотой безделушки. Особо ценится подаренное золото, по поверью оно притягивает удачу. На цыганских свадьбах самыми ценными дарами новобрачным считаются золотые украшения.

Ромы могут питаться коркой хлеба, но золотое приданое дочке обеспечат. Жених золотом выкупает невесту у родителей. У каждого цыгана припасён свой золотой запас, передающийся из поколения в поколение, и он не продаст ни крупицы, пусть даже будет умирать с голоду. По цыганским понятиям, муж, если любит, должен оплатить жене «золотую улыбку». И она гордо идёт спиливать здоровые зубы ради золотых.

За последние три года в Европе выросло число ограблений ювелирных магазинов. Исчезает золото высшей пробы. При этом продавцы помнят, что заходила цыганка, а дальше — туман. Уличные гадалки требуют оплатить свои эксклюзивные услуги золотом, и жертвы послушно стаскивают с себя серьги, кольца и цепочки.

Золото, как известно, хороший проводник. Но оно ещё и накапливает информацию, обладает памятью. Не зря говорят о проклятых кладах, приносящих несчастья.

«Златолюбие» цыган идёт не от алчности. Это тайный ключ к паранормальным способностям. Индолог Петр Олексенко так и объясняет: «Цыгане верят, что с потерей золота лишатся своих сверхспособностей». Красное золото 999 пробы для цыган обладает мистическими свойствами. Оно помогает связываться с потусторонним миром.

Обычный цыган считает золото оберегом, а колдун — магическим инструментом. Гипоталамус человека располагается в межбровье, где, по преданию, находится «третий глаз» — точка для концентрации ясновидения. Ее можно активировать с помощью подвешенной золотой монетки. Майя собирали золото, но их истребили. Последние сборщики золота — цыгане.

Иммунитет и живучесть

О цыганах говорят, что их не берут болезни. Кто не видел замурзанных цыганят, сидящих в дорожной пыли без штанишек? В старые времена ромы имели обыкновение ходить босиком даже зимой. Когда народы выкашивались эпидемиями, им все было нипочем.

По преданию, во время чумы одна праведница ходила по селениям, но никто не пускал ее в дом, и только цыгане приютили ее в своем таборе. И святая дала им оберег на века. Болезнь, считают ромы, — индикатор того, что ты неправильно себя ведёшь. Их народ выполняет на земле особую миссию и находится под защитой высших сил. И действительно, они единственный народ, который окончательно ещё не потерял связь с природой и не избаловался благами цивилизации.

Согласитесь, создаётся впечатление, что однажды они отправились в дальний путь с тайной миссией. Может, и правда, когда вострубят ангелы Апокалипсиса и планету накроет глобальный катаклизм, именно они в массе своей смогут выжить и дать росток новой расе человечества? Ведь неженками их никак не назовёшь, без электричества, газа, интернета и тёплого клозета в депрессию не впадут.

Цыгане ждут сигнала «оттуда». О том, носителями какой программы они являются, знают, наверное, только тщательно оберегаемые от посторонних глаз шувани — старые и мудрые цыганки, ведающие сокровенным родовым знанием. О мистической мощи и масштабе таких женщин можно судить по самой известной в мире цыганке — матери Терезе, защитнице всех обездоленных.

По словам цыганской поэтессы Лилит Мазикина, вот как цыгане интерпретируют свой флаг. «Синяя полоса – небо, зелёная полоса – поле (лучше дороги, потому что поехать можно в любом направлении или встать на месте), колесо – цыганская душа, а красное оно, потому что это цвет праздника, ведь цыгане – народ-праздник».

И вот что говорит о них исследователь Пьер Дерлон: «Цыгане — увы! — теряют свою этническую самобытность. Чиновники своими циркулярами пытаются удержать бродяг на месте. Бюрократия, полицейское государство, национализм и узколобая мещанская психология успешно расправляются с последними из «свободных людей». Было время, когда единственными значимыми вещами для цыгана были его племя, несколько квадратных футов земли, на которой он спал, и звёздное небо над головой. Но цыгане были и остаются ярким, гордым, независимым народом. Жаль, если они будут ассимилированы вплоть до окончательного исчезновения».

Цыгане - один из самых удивительных народов, который только можно встретить в мире. Их внутренней раскрепощенности и сохраняющемуся на всю жизнь оптимизму многие бы позавидовали. У цыган никогда не было своего государства, и, тем не менее, они пронесли через века свои традиции и культуру. По степени своего присутствия на планете они могут потягаться с другим до недавнего времени рассеянным по миру народом - евреями. Не случайно евреи и цыгане были в самом верху списка тех представителей человеческого рода, что подлежали полному уничтожению, согласно расовым законам Гитлера . Но если про геноцид евреев - Холокост -написано много книг и снято много фильмов, этой теме посвящены десятки музеев в разных странах, то про Кали Траш - геноцид цыган - мало кому известно. Просто потому, что за цыган некому было заступиться.

Рисунок 1. Цыганская девочка. Восточная Европа
Источник неизвестен

И евреев, и цыган объединяет вера в собственное особое предназначение, которая, собственно, и помогла им выжить - ведь и евреи, и цыгане в течение столетий жили на правах меньшинств среди других народов, с чуждыми им языками, обычаями, религией, но в то же время смогли сохранить свою идентичность. Как и евреи, цыгане оказались рассеянными по разным странам Европы, Ближнего Востока, Кавказа, Северной Африки. Оба народа «держались корней», практически не перемешиваясь с местным населением. И у евреев, и у цыган есть деления на «своих» и «чужаков» (ром-гажё у цыган, иудеи-гои у евреев). Примечательно, что ни те, ни другие нигде не составляли большинство населения - и потому оказались к началу XX века без государственности.

До создания государства Израиль евреи из разных регионов Евразии использовали в обиходе разные языки. Так, евреи Центральной и Восточной Европы говорили почти исключительно на идише - языке германской группы, очень похожем на немецкий, но с использованием еврейского алфавита. Персидские евреи и евреи Средней Азии говорили на еврейско-персидском и других еврейско-иранских языках. Евреи Ближнего Востояка и Северной Африки говорили на различных еврейско-арабских диале ктах. Сефарды, потомки изгнанных из Испании и Португалии в XV-XVI веках евреев, говорили на сефардском языке (ладино), близком к испанскому. Не обладающие собственной государственностью цыгане также говорят на нескольких диалектах, существенно отличающихся друг от друга. В каждой местности используется собственный диалект, с большим количеством заимствованной лексики. Так, в России, на Украине, в Румынии используются диалекты с большим влиянием румынского и русского. Цыгане Западной Европы говорят на диалектах с заимствованиями из немецкого и французского. На периферии цыганского ареола расселения (современные Финляндия, Испания, Португалия, Шотландия, Уэльс, Армения и пр.) ими используются местные языки с вкраплениями цыганской лексики.

Примечательно, что не только цыгане вбирают лексику в свой язык, но и «аборигенные» народы заимствуют некоторые слова. Например, цыганское происхождение имеют широко распространенные русские жаргонизмы: ловэ (деньги), стырить (украсть), хавать (есть, кушать), лабать (играть на музыкальном инструменте). Английские слова lollipop (леденец), pal (приятель), chav (гопник), tiny (маленький, крошечный) - аналогично. Изменения произошли и в культурной среде: в России, особенно в ХХ веке, широкое распространение получили цыганские ансамбли, пользовавшиеся огромной популярностью среди всех слоёв общества. В южной части Испании цыганами был создан музыкальный стиль фламенко.

Так откуда взялись цыгане, почему они оказались рассеяны по всему миру, и почему их так не любят везде, где они имеют несчастье проживать? Смуглый цвет кожи и тёмный цвет волос однозначно указывают, что предки цыган пришли в Европу с юга. На территории североиндийского штата Раджастхан и сейчас проживают несколько племён, которые считаются родственными нынешним цыганам. Самым крупным из них являются банджары; помимо банджаров, к возможным предкам цыган относятся также чамары, лохары, домы и каджары .


Рисунок 2. Подросток-банджар в праздничном костюме. Раджастхан (Северо-Западная Индия).
Фото автора.

Историкам пока не удалось доподлинно установить, когда именно цыгане двинулись в своё большое путешествие, но предполагается, что это произошло в интервале между VI и X веками нашей эры. Более точно известен маршрут передвижения. Покинув Северо-Западную Индию, кочующие племена вначале длительное время проживали на территории современных Ирана и Турции, оттуда стали двигаться на север - на территорию современных Болгарии, Сербии и Греции. Позднее, примерно с XV века, цыгане через территорию современной Румынии стали расселяться вначале по странам Центральной Европы (современные Германия, Чехия, Венгрия, Словакия), затем перебрались в Скандинавию, на Британские острова, в Испанию. Примерно в это же время (XV - XVI века) другая ветвь цыган, пройдя с территории современных Ирана и Турции через Египет, расселилась по странам Северной Африки и также дошла до современных Испании и Португалии. В конце XVII века цыгане оказались на окраинных территориях Российской Империи (современные Прибалтика, Крым, Молдавия).

Почему цыгане снялись с насиженных мест и отправились в дальнее путешествие? Точного ответа ученые пока не знают, но предполагают, что, скорее всего, несколько кочующих индийских племен в какой-то момент стали выходить за пределы традиционного ареала расселения. В настоящее время в Индии около пяти процентов населения постоянно мигрируют - как правило, это бродячие ремесленники, маршрут которых более-менее постоянен. Основой кочевого образа жизни цыган и их индийских предков являлась не «роматическая тяга к перемене мест», как, возможно, представляется некоторым читателям на основе рассказов М. Горького и фильмов Э. Лотяну, а экономический фактор: таборным ремесленникам требовались рынки сбыта своей продукции, артистам нужна была новая публика для выступлений, гадалки нуждались в смене клиентуры. В каждом конкретном случае ареал кочевья был сравнительно небольшим - примерно 300-500 квадратных километров. Именно этим можно объяснить факт, что кочевникам потребовалось несколько столетий, чтобы добраться до Западной Европы.

По мере того, как кочующие племена всё дальше и дальше уходили от своей исторической родины, они всё больше и больше консолидировались. В Индии многие племена образуют отдельную касту - общее количество каст в этой стране превышает 3000, переходы между кастами затруднены или вовсе запрещены. Скорее всего, вышедшие с территории Индостана предки современных цыган принадлежали к разным кастам (их основными занятиями были кузнечное и гончарное дело, плетение корзин, изготовление и лужение котлов, уличные выступления, гадания и др.). Пока они пребывали на территории нынешних Ирана и Афганистана, они не слишком выделялись от коренных жителей - были почти такими же темноволосыми и смуглыми. Кроме того, вокруг было много кочующих скотоводов, поэтому образ жизни цыган не казался окружающим чем-то особенным.

По мере того, как цыгане двигались всё дальше от своей исторической родины, их отличия в одежде и традициях стали всё более заметны в сравнении с местным населением. По-видимому, тогда различные индийские племена-касты стали постепенно срастаться, образуя новую общность, которую мы именуем «цыгане».

Происходили и другие изменения. Одним из крупнейших и наиболее могущественных государств в Х - XIV веках на территории Европы и Малой Азии была Византия, которая в то время занимала территорию современных Турции, Греции и Болгарии. Несколько сотен лет проживания на территории христианской Византии привели к тому, что цыгане приняли христианство, по-видимому, это произошло примерно в XII - XIV веках . Византийские письменные источники того времени никак не выделяют цыган из других социальных и этнических групп. Это косвенно свидетельствует о том, что в то время цыгане не воспринимались как маргинальная или криминальная группа.

Византийская империя была одной из самых долгоживущих империй в истории. Она просуществовала более тысячи лет, однако к середине XV века полностью угасла и пала под нажимом турок-османов. По мере угасания Византии цыгане вновь двинулись в путь - они стали расселяться по землям окрестных стран. Именно тогда начался процесс маргинализации цыган.

Европа XV века проигрывала многим странам Востока в технологиях и в уровне жизни. Эпоха великих морских путешествий, открывшая европейцам новые земли и богатые возможности, только начиналась. До промышленных и буржуазных революций, поставивших Европу на недосягаемую для других стран высоту, было ещё далеко. Европейцы в то время жили скудно, еды на всех не хватало, и чужие рты были им совсем не нужны. Негативное отношение к цыганам как к «лишним ртам» усугубилось тем, что при крушении Византии в Европу переселялись, как это обычно бывает при социальных катаклизмах, самые мобильные, наиболее авантюрно настроенные группы цыган, среди которых было много попрошаек, мелких воров, гадателей. Честные труженики, получавшие в своё время в Византии многочисленные грамоты о привилегиях, по-видимому, не спешили переезжать в новые земли, надеясь приспособиться к новым порядкам турок-османов. К тому времени, когда ремесленники, дрессировщики животных, артисты и конеторговцы (представители типичных цыганских профессий) оказались в Центральной и Западной Европе, они попали под уже сложившийся негативный стереотип восприятия и не смогли его изменить.

Дополнительным фактором маргинализации цыган послужили цеховые и территориальные ограничения средневековой Европы. Право заниматься ремеслами передавалось тогда по наследству - так сын сапожника становился сапожником, а сын кузнеца - кузнецом. Поменять профессию было невозможно; кроме того, большинство жителей средневековых городов за всю жизнь никогда не бывали за пределами городских стен и настороженно относились ко всем чужакам. Прибывавшие в Центральную Европу цыгане-ремесленники сталкивались с враждебно-негативным отношением со стороны местного населения и с тем, что в силу цеховых ограничений они не могли заниматься ремеслами, которыми издавна зарабатывали на жизнь (в первую очередь - работе с металлом).

Начиная с XVI века экономические отношения в Европе стали меняться. Возникали мануфактуры, которые приводили к массовому разорению ремесленников. В Англии необходимость в пастбищных лугах для нужд текстильной промышленности привела к политике огораживания, в ходе которой крестьяне сгонялись со своих общинных земель, а высвободившиеся земли использовались для выпаса овец. Так как пособий по безработице и других механизмов поддержания социально уязвимых слоев населения в то время не существовало, росло количество бродяг, мелких разбойников и попрошаек. Против них по всей Европе принимались жестокие законы, зачастую предполагавшие за факт попрошайничества смертную казнь . Кочевые, полукочевые, а также пытавшиеся осесть, но разорившиеся цыгане становились жертвами этих законов.

Спасаясь от преследований властей, цыгане стали более скрытными - передвигались по ночам, жили в пещерах, лесах и других укромных местах. Это способствовало появлению и широкому распространению мифов о цыганах как о людоедах, сатанистах, вампирах и оборотнях. Тогда же появились слухи о цыганах-похитителях детей (якобы для употребления в пищу и проведения сатанинских обрядов).

Спираль взаимного недоверия и отторжения продолжала раскручиваться. Вследствие ограниченности или полного отсутствия легальных возможностей для заработка, вынужденные как-то находить себе на пропитание цыгане всё больше стали заниматься кражами, разбоем и прочими не совсем законными видами деятельности.


Рисунок 5. Николай Бессонов. "Предсказание судьбы".

В условиях враждебной внешней среды цыгане (особенно цыгане из стран Западной Европы) стали культурно «замыкаться в себе», буквально и неукоснительно следуя старинным традициям . В поисках лучшей доли цыгане постепенно стали расселяться по странам Северной и Восточной Европы, перебирались в страны Нового Света, однако практически нигде они не перешли к оседлому образу жизни и практически нигде не смогли интегрироваться в местное общество - везде они оставались чужаками.

В XX веке многие страны предпринимали попытки разрушить традиционность цыган, привязать их к постоянному месту проживания, дать им возможность зарабатывать деньги путем официального трудоустройства. В СССР эта политика была относительно успешна - осело около девяноста процентов всех цыган .

Крушение стран Советского блока привело к разрушению уклада жизни цыган Восточной Европы и бывшего СССР. Вплоть до середины 1990-х годов цыгане СССР и других стран Восточной Европы активно занимались мелким подпольным производством, спекуляцией и другим подобным нелегальным бизнесом. Исчезновение дефицита, развитие рыночной экономики в странах Советского блока лишили цыган той ниши, за счет которой они преуспевали во второй половине XX века. Низкий уровень образованности, отсутствие долгосрочного взгляда на развитие собственного бизнеса привели к тому, что большинство цыган было выдавлено из сферы мелкой торговли, благодаря которой цыгане процветали в 1980-1990-е гг.

Обнищавшие цыгане вернулись к попрошайничеству, а также стали активнее заниматься продажей наркотиков, мошенничеством и мелким воровством. Исчезновение железного занавеса в СССР и открытие границ в Европе способствовали увеличению цыганской миграции. Например, румынские цыгане в 2010-е гг. стали активно перебираться в страны Западной и Северной Европы, где также занимаются в основном попрошайничеством и другими общественно порицаемыми способами заработка.

Итак, цыгане, выйдя около тысячи лет назад из Индии, постепенно рассеялись как ремесленники по Ближнему Востоку и Малой Азии. По мере угасания Византийской империи, то есть примерно с начала XV века, цыгане постепенно стали расселяться по странам Центральной, Восточной, Северной и Западной Европы, а начиная с XVIII века стали переезжать в страны Нового Света. Столкнувшись с цеховыми ограничениями феодальной Европы, цыгане постепенно опустились на социальное дно, повсеместно перебиваясь сомнительными, не совсем законными способами заработка.

В XX веке во многих странах стала проводиться политика по принуждению древнего кочевого народа к оседлому образу жизни. Молодое поколение цыган стало посещать школы, средние специальные и высшие учебные заведения; среди представителей веками неграмотного народа появились инженеры, врачи, ученые.

Что будет дальше? Похоже, цыгане или опять будут маргинализироваться, опускаясь на социальное дно, или будут постепенно вливаться в окружающее их общество, повышая свой образовательный и культурный уровень, осваивая современные профессии и перенимая у более успешных народов навыки и обычаи. Возможен также путь постепенной ассимиляции - так, уже сейчас цыганские группы Британских островов, Закарпатья и Средней Азии полностью или почти полностью утратили родной язык. В тех странах, где они смогут получить доступ к образованию, цыгане будут постепенно всё более и более встраиваться в окружающий мир на достойных условиях. В этих регионах они, сохраняя самобытность, смогут создать новый уровень культуры, переосмыслить традиции - как переосмыслили свои традиции южные корейцы или финны, прошедшие путь от примитивного хозяйства к экономическому процветанию за несколько десятилетий XX века. Там, где это получится, трения между цыганами и коренным населением будет снижаться, и самобытные яркие обычаи древнего кочевого народа будут привлекать интерес не сотрудников правоохранительных органов, а туристов, историков и широкой публики.

Помимо евреев и цыган в том списке ещё были родившиеся с врожденными неврологическими и соматическими заболеваниями, гомосексуалисты, умственно отсталые, лица с психическими заболеваниями и многие другие категории людей - с точки зрения Гитлера все они являлись неполноценными, и в силу этого подлежали вначале всевозможным ограничениям, затем - изоляции и уничтожению.

Большинство современных государств, особенно европейских, сформировались в XVII - XIX веках на основе национальной идентичности населяющих соответствующую территорию народов. В основной массе современных государств представители титульного народа составляют подавляющее большинство населения.

Большинство современных цыган считают себя христианами, хотя цыганская версия христианства отличается от всех прочих конфессий и течений. В то же время цыгане, проживавшие на территории Османской империи и других мусульманских государств, активно принимали ислам.

Примечательно, что отношение к евреям и цыганам у европейских народов было очень схоже. При том, что многие евреи смогли найти способ социально встроиться в жизнь европейского общества, на бытовом уровне им предъявлялись те же претензии, что и цыганам: похищение младенцев, сатанинские обряды и пр. Так же, как и цыгане, евреи в ответ ещё больше замыкались внутри своей общины (не общались с неевреями, вели дела только с единоверцами, не совершали браков с неевреями и пр.), что вызывало ещё большее отторжение. На бытовом уровне антисемитизм, равно как и антицыганские настроения, имели широкое распространение - без них страшные германские расовые законы не были бы приняты к исполнению.

Использовались как методы кнута, так и пряника. Так, были приняты законы, предусматривавшие уголовное преследование цыган-бродяг (они приравнивались к тунеядцам). В то же время местные власти действительно предпринимали усилия по интеграции и ассимиляции цыган - их трудоустраивали, им предоставляли жилье, повышали уровень образования. В СССР был создан первый в мире цыганский театр «Ромэн», который существует и поныне.

Многие думают, что если это кочевое племя кого и чтит так уж, наверное, нечистую силу, а не Господа Бога. Кто-то, наверное, выскажет предположение, что цыгане – язычники. А вот и нет, сами они искренне считают себя христианами. Правда, христианство у них столь же своеобразное, как и образ жизни…

Дорога из ниоткуда

Обычно ученые, пытаясь разобраться, что представляют собой особенности религии какого-нибудь народа, вглядываются вглубь его истории. И верно, русское православие с его любовью к масленичным и поминальным «солнышкам» – блинам, с пристрастием к святочному разгулу, победившему все церковные запреты, без древних славянских поверий не понять.

Однако с цыганами сей «научный номер» не проходит. Вопрос о том, откуда взялся этот загадочный народ, где его родина, по-прежнему остается открытым. Сами цыгане называют себя «ромами», «ромэлами» или «романами» и утверждают, что являются выходцами из Древнего Египта. Немногие представители этого народа уверяют, что их гадательное искусство – это наследие великих жрецов эпохи пирамид. Нет, говорят специалисты, между прорицательскими практиками древних египтян и ворожбой цыган общего крайне мало, а уж о сходстве мировоззрения и говорить не приходится.

В последние десятилетия благодаря исследованиям цыганского языка была обнаружена идентичность его корней с санскритом. Так, может, цыгане – выходцы из Индии? Но ни один из индийских богов, ни один индуистский ритуал в клановой памяти цыган почему-то не сохранился. Скорее, когда-то давно они шумным табором прошлись по северо-западу Индостана…

Точно известно лишь, что цыгане, как огромное кочующее племя, заявили о себе в XI веке, когда перемещались по Ирану и Византийской империи. Через Грецию они в начале XIV века попали в Европу, где к XVI веку расселились почти во всех странах, существуя в основном за счет денег, которые им платили за предсказание будущего либо по руке, либо на картах (ну, конечно, и за счет мелкого криминала).

«Чистые» и «нечистые»

Пожалуй, главное, во что цыгане верят твердо и свято, – это в некую ритуальную чистоту и нечистоту, что свойственно большинству племенных религий, которым надо было поставить барьеры между «своими» и «чужими». Цыгане всегда жили, да и продолжают жить обособленно. Для них внешний мир состоит из ритуально нечистых существ. К «иным» они относятся с чувством превосходства и брезгливости, хотя довольно добродушно – примерно так же, как некогда белые плантаторы относились к работающим на них «дикарям» – неграм. Сравнение не случайно: мир нечистых, по убеждению цыган, для них – естественный кормилец, а уж честными или нет способами приходится получать от него прокорм, вопрос второй. И сегодня, снимая квартиру или дом, цыгане первым делом красят стены или клеят новые обои, драят углы, чтобы не оскверниться. В кафе и рестораны они идут, только когда нет других вариантов, и обязательно попросят там одноразовые пластиковые приборы. Если их нет, будут есть руками. Цыгане не моются в общественных банях, не купаются на пляжах, стараются избегать общественных туалетов, предпочитая свернуть куда-нибудь в уголок. После каждого соприкосновения с миром нечистых ромы стремятся тщательно вымыть руки. Этого требует обычай, а не любовь к гигиене: у себя дома некоторые цыгане бросают окурки и объедки на пол, кое-как выметая потом месиво на задний двор. Все, что за порогом жилища, им безразлично.

Конечно, мы не говорим обо всех цыганах, многие живут в чистых и пристойных домах, но отрицать, что большую часть представителей этого народа мало беспокоит быт, не будет никто.

Библейские легенды

Религиозно-ритуальное неприятие гадже (иных) и ромов, надо признать, взаимно. В разных христианских странах во множестве существуют легенды, утверждающие, что цыгане не зря обречены на роль вечных скитальцев. Например, греки рассказывают, что цыгане вынуждены бродить по миру потому, что указали неверный путь

Деве Марии и святому Иосифу с младенцем Иисусом, когда те бежали в Египет. А испанская легенда повествует, что цыгане обречены на скитание из-за того, что цыганский кузнец по имени Петуленгро ковал гвозди для распятия Христа.

Ромы, однако, парируют эти наветы собственными мифами. Если им верить, то право воровать по мелочи цыганам дал сам Господь. Дело было так: маленький цыганский мальчик по имени Нальчик, увидев гвозди, лежащие на земле возле креста, на котором должны были распять Иисуса, стащил один из них. Вообще-то, он хотел украсть все, но тут его маневры заметил римский центурион, и мальчишке пришлось спасаться бегством.

Есть и другой вариант цыганской легенды про гвозди, обеляющий кузнеца Петуленгро. Римляне якобы приказали ему выковать пять гвоздей – четыре для рук-ног, пятый – для сердца. Цыган пытался отказаться, но его под кнутами заставили выполнить работу. Однако когда Христа стали казнить, кузнец незаметно проглотил пятый гвоздь и в муках скончался. За подвиг Петуленгро Господь возлюбил цыган и покровительствует им до сих пор.

Католицизм по-цыгански

Большинство цыган считают себя католиками. Несомненно, главную роль тут сыграло то обстоятельство, что в европейских странах, где они расселились в Средние века, свирепствовала инквизиция. Попробовали бы ромы не стать католиками! Костры, на которых сжигали еретиков и иноверцев, полыхали во всех крупных европейских городах едва ли не каждое воскресенье…

Тем не менее, католицизм у них особенный, цыганский: свои святые, свои обычаи, свое представление о благочестии.

Цыгане носят кресты, в домах у них часто висят распятия, картинки с Иисусом Христом и Девой Марией (преимущественно просто вырезанные из журналов или календарей с репродукциями картин известных живописцев, а то и мазней некого любителя из своих). Мысль о том, чтобы освятить эти образы, ромам и в голову не приходит.

В церковь цыгане ходят лишь по большим праздникам – главным образом, в Рождество или на Пасху. И даже попадая в храм, не молятся, не исповедуются и не причащаются, очень редко ставят свечи, да и вообще минут через пять стараются ускользнуть со службы. Посещение церкви у цыган – скорее дань суеверному страху (не отметишься – высшие силы накажут), чем душевная потребность. Впрочем, таким отношением к церковным службам грешат отнюдь не только ромы…

К монахам и священникам цыгане относятся с подозрением, поскольку те соблюдают целомудрие, что, по твердому убеждению цыган, противоречит человеческой природе.

Покровительница племени

Поверхностное отношение к религиозным канонам не помешало цыганам обзавестись собственной святой, которая покровительствует их народу, – пусть Ватикан ее в этом качестве и не утверждал. Имя этой местночтимой святой – Сара. Была она цыганской королевой во Франции, табор ее жил на берегах Роны. Саре было видение, в котором ей явились сразу три Марии: Мария, мать святого апостола Иакова, Мария, ее дочь, и Мария Египетская, покровительница кающихся грешниц. В ее видении все они были на борту корабля, который отходил от французского побережья. Сара побежала к берегу, где увидела, что корабль с тремя святыми мог погибнуть из-за сильного шторма, разыгравшегося на море. Тогда Сара сбросила с себя свою тунику – и та стала мостом, по которому терпящие бедствие три Марии благополучно сошли на берег. В благодарность за совершенное деяние Сара была окрещена в католическую веру и остаток своей жизни провела в Провансе, оказывая помощь всем, кто в ней нуждался. Есть и более древняя версия этой легенды, где цыганка Сара была служанкой трех святых Марий.

Прах Сары покоится в церкви Трех святых Марий в Провансе, куда 24 и 25 мая каждого года со всех сторон стекаются цыгане, кочующие по Европе. Хотя Сара и не была канонизирована, похоронена она в украшенном серебром склепе, за которым постоянно присматривают ее соплеменники. Склеп украшен статуей Сары, и каждый год 24 мая она украшается цветами. Среди цыган, да и не только, существует обычай приносить подношения этой статуе в виде украшений или яркой одежды.

Их обычно приносят родные тех людей, которые попали в беду или нуждаются в исцелении. В этот день изображения Сары также проносят по улицам, которые ведут к берегу моря. Там их бросают в морскую пучину как мольбу о небесном покровительстве, рождении множества детей и сытой жизни.

Зеленый Георгий

Из общехристианских святых у цыган почему-то в особом почете святой Георгий, чей праздник они стараются отмечать дважды – и по католическому, и по православному календарю (соответственно, 24 апреля и 6 мая). У них он именуется Зеленый Георгий, а то и совсем по-язычески – Зеленый Человек. Цыганский Зеленый Георгий – отнюдь не тот известный всем хотя бы по гербам и иконам христианский римский рыцарь, который победил змия-Сатану. Это божество, которое покровительствует растительности, а также символ мужской сексуальной мощи, дух весны, супруг Матери-Земли. И даже, как обнаружили ученые, своего рода Робин Гуд – цыганский Георгий, оказывается, сражался не со змием, а с жадным и похотливым бароном, который в голодные дни отобрал у подвластных ему людей последние съестные припасы. Правда, облик этого барона принял сам Сатана.

В праздник Зеленого Георгия цыгане срезают ветви молодых верб или берез (нечто «среднеботаническое» между атрибутами Вербного воскресенья и Троицы), украшают их лентами и бросают в реку. Смысл обряда: пусть род перетекает из поколения в поколение столь же неизменно, как эта река, пусть, струясь среди грязных берегов, он останется так же чист, как речная вода. Для цыган свободное течение – символ свободного кочевья, а значит, символ их племени и его обрядовой чистоты…

P.S.

В общем, цыгане, прожив полтысячелетия среди европейцев, так и остались вещью в себе. Другие народы, некогда тоже болезненно относившиеся к ритуальной чистоте, скажем, индийцы или японцы, давно вписались в современный мир. А ромы по-прежнему остаются в нем как масло в воде – не пытаются с ним бороться, но и не растворяются…

73 года назад в СССР началась широкомасштабная акция по аресту и высылке цыган: в частности, из Москвы тогда было депортировано 5470 человек.

Цыганский народ никогда не имел собственного государства, но всегда был объединен внутренними, своими собственными законами: возможно, именно в этом и кроется загадка его феномена. Традиции, порядок, уклад жизни для цыган гораздо выше государственных законов страны, на территории которой они живут. Это играет серьезную роль как в романтизации образа "свободолюбивого" народа, так и в формировании негативного отношения к нему. Многие из цыган не могут найти работу, а понятия "цыган" и "наркоторговец" уже стали синонимами.

Цыган в России официально 200 тысяч, но реальное их число, как минимум, в пять раз больше, считает главный режиссер цыганского театра "Ромэн" Николай Сличенко. Связано это с тем, что в советское время, во время паспортизации, многие из страха указывали другие национальности. Например, крымские цыгане "плавно превратились" в татар.

Для сравнения: на территории Европы проживает около 40 млн цыган, а в Индии - 300 млн.

Формирование цыганского сообщества

"Давно это было. Ехал цыган с семьей. Была у него лошадка тощенькая, зато вещей в телеге было полно. Семья у цыгана большая, детишек куча. Разве такую семью прокормишь? Да и лошадь кушать хочет, а сена достать негде. Воровать надо, а это не всегда получается. Вот так и ехал цыган по свету, горе мыкал: на возок никого не сажал, кроме детишек малых, а то лошадка совсем встала бы от непосильной тяжести. От вещей и от детей стал возок широким-широким, а полозья у возка остались узенькие. То налево он качнется, то направо... То кастрюля из возка упадет, то ребенок шлепнется. Днем-то, когда видно, все подобрать можно, а как стемнеет, не углядишь. Вот так и получилось: то один отстал от повозки, то другой. Весь мир обошел цыган, все земли изъездил, и где прошел, там дети его оставались. С той поры и разбрелись цыгане по свету". Так сами цыгане объясняют свою распространенность по всему миру, у исследователей же другое мнение.

С нашествием в конце 1-го тысячелетия н.э. в Индию мусульман нарушился привычный уклад жизни индийского общества. Предки цыган лишились возможности заниматься своим ремеслом, так как мусульмане перебили и ограбили индийских властителей и богачей, более того, мусульмане стали преследовать цыган за их занятия, которые они считали греховными. Цыгане, по их мнению, были бездельниками и отродьем дьявола. Часто в преданиях цыган рассказывается о каких-то злых наездниках, которые "напали на них, посекли мечом и истребили огнем... многие бежали...". Все иные занятия уже были монополизированы другими кастами, да и цыгане больше ничем заниматься не могли. Все это и вынудило их пуститься в странствия.

Тем не менее, большинство цыган не стремятся расставаться со своей свободой и ничем не связанной жизнью, в связи с этим, все чаще их связывают с криминалом.

"Традиционный" бизнес

Одним из наиболее древних и распространенных видов заработка цыганок является гадание и ворожба, превратившаяся из красивой традиции в хорошо развитый криминальный бизнес.

Сейчас перед этим народом, по мнению исследователей , стоит очень серьезная задача: выбрать свой дальнейший путь. В 21 веке оставаться в стороне от всеобщего развития сложно, но отказаться от традиций, которые веками складывались в сообществе, и ассимилироваться - значит потерять свою культуру...

Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации Агентства РИА Новости и других источников



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама