THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Таблица 3.3.

Результаты методики «Рисунок семьи» (в баллах)

испытуемого

Критерии

Общий балл

Состояние тревожности в семье

Состояние агрессии в семье

Состояние конфликтности в семье

Айрапетян Лия

Манукян Анна

Виноградов Денис

Калугин Вова

Приставник Илья

Алиева Тамила

Гречишникова Анна

Докучаев Никита

Краснов Миша

Шеполистов Артем

Чернова Оля

Живопищева Оля

Фисюк Вика

Борщевская Кристина

Адалия Георгий

Бурсова Люда

Колесник Алена

Полетаев Боря

Свидло Саша

Гончаров Максим

Результаты испытуемых были обобщены (см. таблица 2.5., диаграмма 2.3).

Таблица 3.4.

Обобщенные результаты по методике «Рисунок семьи»

Уровни нарушения психо-эмоционального состояния в семье

Кол-во человек

Девочек

Мальчиков

% соотношение респондентов

Повышенный

Нормальный

Диаграмма 3.2.

Итак, проанализируем полученные результаты в процессе диагностики. В группе респондентов наблюдается следующее:

1) с высоким уровнем нарушения психо-эмоционального состояния семьи: 60% от общего числа респондентов. Среди девочек этот показатель равен 50%, а среди мальчиков 70%;

2) с повышенным уровнем нарушения психо-эмоционального состояния семьи: 30% от общего числа испытуемых. У девочек показатель 40%, у ребят 20%.

3) с адекватным уровнем нарушения психо-эмоционального состояния семьи: 10% от числа детей. У девочек и мальчиков это 10%.

Видно, что в группе испытуемых более высокий уровень агрессивности, тревожности, конфликтности в семье.

Исходя из вышесказанного и проведя качественный и количественный анализ результатов диагностики, обобщив все полученные в ходе исследования данные, мы подошли к завершению эксперимента и считаем, что следует среди детей проводить коррекционную работу по улучшению семейной атмосферы между родителями и детьми.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, наше исследование было посвящено изучению влияния психолого-педагогических условий в семье для формирования личности ребенка.

К основным результатам работы можно отнести следующее:

Дано понятие личности и изучена структура личности в психологии;

Проанализированы теории личности в отечественной психологии;

Определены современные концепции психологических подходов к изучению личности;

Рассмотрена семья как функциональная система;

Выявлены особенности формирования личности ребенка в семье;

Проведено эмпирическое исследование развития личности ребенка в семье.

Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь человека включаются такие социальные институты, как детский сад, школа, улица. Однако и в это время семья остается одним из важнейших, а иногда и наиболее важным, фактором социализации личности. Социализация в семье происходит как в результате целенаправленного процесса воспитания, так и по механизму социального научения. В свою очередь сам процесс социального научения также идет по двум основным направлениям.

С одной стороны приобретение социального опыта идет в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями и сестрами, а с другой - социализация осуществляется за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой.

Семья – ведущий фактор развития личности ребёнка, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека. Взаимоотношения между родителями составляют микроклимат семьи, который непосредственно влияет на эмоциональное самочувствие всех его членов, через призму которого воспринимается весь остальной мир и своё место в нём.

В зависимости от того, как ведут себя с ребёнком взрослые, какие чувства и отношения проявляются со стороны близких людей, ребёнок воспринимаем мир притягательным или отталкивающим, доброжелательным или угрожающим. Благополучие ребёнка в семье переносится на другие сферы взаимоотношений и наоборот, конфликтная обстановка в семье, отсутствие душевной близости между её членами лежат в основе дефектов развития и воспитания.

Ребенок обычно довольно точное отражение той семьи, в которой он растет и развивается. Семья во многом определяет круг его интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентации. Семья предоставляет условия для развития природных задатков. Нравственные и социальные качества личности также закладываются в семье. Любая деформация семьи приводит к негативным последствиям в развитии личности ребенка.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Абульханова-Славская К.А. Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна. – М.: Наука, 1989. – 248 с.

    Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – М.: Наука, 2000.

    Анцыферова Л.И. Психология формирования и развития личности // Человек в системе наук. – М., 1989.

    Афанасьева Т.М. Семья. – М.: Просвещение. – 2005.

    Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: "Просвещение", 2000.

    Венгер А.Л. Психическое развитие ребенка в процессе совместной деятельности // Вопросы психологии. – 2001, № 3.

    Выготский Л.С. Избр. психол. исследования. – М.: Изд-во АПНРСФСР, 1956.

    Глуханюк Н. С. Практикум по психодиагностике: Учеб. пособие/Н. С. Глуханюк; Рос. акад.образования, Моск. психол.-социал.ин-т.-2-е изд., перераб. и доп. – М.; Воронеж: МПСИ: МОДЭК, 2005. – 204 с.

    Голубева Э.А. Индивидуальные особенности памяти человека. – М.: 1980.

    Диагностика в детском саду. Содержание и организация диагностической работы в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. Изд. 2-е. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004. – 288 с.

    Знаков В.В. Самопонимание и социальное познание // Личность и общество: Актуальные проблемы современной психологии (Материалы всероссийского симпозиума). – Кострома: Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова. 2000.

    Каменева Т.Н. Влияние семьи на процесс формирования личности ребенка // II Всероссийская научная конференция Сорокинские чтения-200. Будущее России: стратегии развития. – 2005, 14-15 декабря.

    Ковалев А. Г. Психология личности. – М.: "Просвещение", 1999.

    Ковалев С.В. Психология семейных отношений. – М.: Педагогика. – 2001.

    Ковалев С.В. Психология современной семьи: книга для учителя / Ковалев С.В. – М.: Просвещение, 1988. – 208 с.

    Кроль В.М. Психология и педагогика: Учеб. пособие для техн. вузов. – М.: Высш. шк., 2001. – 319 с.

    Лебеденко Е.Н. Развитие самосознания и индивидуальности. Выпуск 1. Какой Я? Методическое руководство. – М.: Прометей; Книголюб, 2003. – 64 с.

    Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М., 2001.

    Лосева В. К. Рисуем семью: Диагностика семейных отношений. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1995.

    Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. – М.: Педагогика, 1986.

    Мясищев В.Н.Психология отношений. Избранные психологические труды. – М.: МПСИ, 2004. – 400 с.

    Педагогика // Под ред. Ю. К. Бабанского. – М.: Просвещение. – 1983.

    Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. – М.: МГУ, 1988.

    Петровский А.В. Теоретическая психология/А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский. – М.: Академия, 2001. – 496 с.

    Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб., 2000.

    Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2000.

    Старовойтенко Е.Б. Психология личности (в парадигме жизненных отношений). – М., 2004.

    Ты меня понимаешь? Тесты для детей 5-7 лет с рекомендациями психолога / Сост. Т. В. Васильева. – СПб.: Акцидент, 1994.

    Узнадзе Д.Н. Психология установки. – СПб.: Питер, 2001.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Анкета для ребёнка «Семья глазами ребёнка»

    С кем ты живёшь?

    Тебе нравится проводить время дома? Хочешь побыстрее пойти вечером из садика домой? (Да, нет, не всегда)

    Твои родители часто разговаривают с тобой о твоих делах? (Да, нет, не всегда)

    Они чаще говорят ласково, чем строго? (Да, нет, не всегда)

    Тебе спокойно дома? Не страшно? (Да, нет, не всегда)

    Родители часто с тобой играют? (Да, нет, не всегда)

    Кто из членов семьи чаще играет с тобой?

    Если ты что-то сломал, мама поможет тебе починить или будет ругать? А папа? (Да, нет, не всегда)

    Если ты захотел новую игрушку, шоколадку или киндер-сюрприз, родители их сразу тебе купят? (Да, нет, не всегда)

    Если тебя кто-нибудь обидел или ты просто расстроился, ты сразу расскажешь обо всём маме? А папе? Никому не расскажешь?

    Что ты больше всего любишь делать в выходные дни?

    Часто ли ты вместе с родителями куда-нибудь ходишь или играешь в выходные дни? (Да, нет, не всегда)

    Если тебе пора спать, а ты хочешь ещё поиграть, родители разрешают тебе? (Часто, иногда, редко)

    Когда ты вечером ложишься спать, мама или папа целуют тебя и желают спокойной ночи? (Часто, иногда, редко)

    Если ты хочешь, но затрудняешься что-либо сказать, как поступят твои родители? (Терпеливо выслушают и помогут закончить мысль; отошлют к другому родителю; не захотят слушать совсем)

Приложение 2

Тест «Лесенка»

Цель: исследование самооценки детей 4 – 6 лет.

Стимульный материал теста «Лесенка»

Рисунок лестницы, состоящий из семи ступенек. Посередине нужно расположить фигуру ребенка. Для удобства может быть вырезана из бумаги фигурка мальчика или девочки, которую можно ставить на лесенку в зависимости от пола тестируемого ребенка.

Инструкция

Посмотри на эту лесенку. Видишь, тут стоит мальчик (девочка). На ступеньку выше (показывают) ставят хороших детей, чем выше, тем лучше дети, а на самой верхней ступеньке – самые хорошие ребята. На ступеньку ниже ставят не очень хороших детей (показывают), еще ниже – еще хуже, а на самой нижней ступеньке – самые плохие ребята. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставит мама? Папа? Воспитательница?

Проведение теста

Ребенку дают листок с нарисованной на нем лестницей и объясняют значение ступенек. Важно проследить, правильно ли понял ребенок ваше объяснение, в случае необходимости следует повторить его. После этого задают вопросы, ответы записывают.

Анализ результатов

Прежде всего, обращают внимание, на какую ступеньку ребенок сам себя поставил. Считается нормой, если дети этого возраста ставят себя на ступеньку «очень хорошие» и даже «самые хорошие» дети. В любом случае это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних ступенек (а уж тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оценке, а об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах.

Это очень серьезное нарушение структуры личности, которое может привести к дегрессиям, неврозам, асоциальности у детей. Как правило, это связано с холодным отношением к детям, отвержением или суровым, авторитарным воспитанием, при котором обесценивается сам ребенок. Он приходит к выводу, что его любят только тогда, когда он хорошо себя ведет.

А так как дети не могут быть хорошими постоянно и уж тем более не могут соответствовать всем притязаниям взрослых, выполнять все их требования, то, естественно, дети в этих условиях начинают сомневаться в себе, в своих силах и в любви к ним родителей. Также не уверены в себе и в родительской любви дети, которыми вообще не занимаются дома. Таким образом, крайнее пренебрежение ребенком, как и крайний авторитаризм, постоянная опека и контроль, приводят к сходным результатам.

Конкретно об отношении родителей к ребенку и их требованиях говорят ответы на вопрос о том, куда их поставят взрослые – папа, мама, воспитательница. Для нормального, комфортного самоощущения, которое связано с появлением чувства защищенности, важно, чтобы кто-то из взрослых поставил ребенка на самую высокую ступеньку. При этом дети говорят: «Ну, я не самый хороший, балуюсь иногда. Но мама меня поставит сюда, она ведь меня любит». Ответы такого типа как раз свидетельствуют о том, что ребенок уверен в любви взрослого, чувствует себя защищенным, что необходимо для нормального развития в этом возрасте.

Признаком неблагополучия как в структуре личности ребенка, так и в его отношениях с близкими взрослыми являются ответы, в которых все родные ставят его на нижние ступеньки. Однако при ответе на вопрос «Куда тебя поставит воспитательница?» помещение на одну из нижних ступенек нормально и может служить доказательством адекватной, правильной самооценки особенно в том случае, если ребенок действительно плохо себя ведет и часто получает замечания от воспитательницы.

Приложение 3

Методика "Рисунок семьи"

Цель. Диагностика внутрисемейных отношений. Тест помогает выявить отношение ребенка к членам своей семьи, то, как он воспринимает каждого из них и свою роль в семье, а также те взаимоотношения, которые вызывают в нем тревожные и конфликтные чувства.

Порядок проведения. Из беседы с ребенком, которая по традиции проводится после самого процесса рисования, следует узнать:

а) чья семья изображена им на рисунке - его самого, или какого-нибудь друга, или вымышленного героя;

б) где находятся изображенные персонажи и чем заняты в данный момент;

в) если брать каждый персонаж отдельно, то какого он пола и какова его роль в семье;

г) кто из них самый приятный и почему, кто самый счастливый и почему, кто самый грустный и почему, кого предпочитает сам ребенок из всех персонажей и почему, если бы все собрались на прогулку на автомобиле, но места на всех не хватило, то кто бы из них остался дома;

д) если один из детей ведет себя плохо, как он будет наказан.

Интерпритация - метод Кормана (тест "Рисунок семьи")

1.Структура рисунка. Относительно основной структуры рисунка можно сказать, что у самых рациональных натур преобладают изолированные фигуры, не входящие между собой в контакт, в то время как наиболее восприимчивые, чувствительные дети склонны изображать семью с большей динамикой, например занятой какой-нибудь деятельностью, находящейся в движении.

2.Наиболее привлекательный персонаж. Если таковой присутствует на рисунке, то его можно определить по следующим признакам:

Наиболее ценимый персонаж рисуется первым, причем первым слева, на первом плане;

Он выше и крупнее остальных персонажей;

Выполнен с большей любовью, каждая отдельная деталь доведена до конца;

Остальные фигуры повернуты в его сторону и смотрят на него.

Наиболее близкого к испытуемому члена семьи можно узнать по одежде, которая отличает его от других членов семьи, но похожа на одежду персонажа, с которым отождествляет себя испытуемый. Обычно это один из сиблингов (брат или сестра), с которым у него сложились хорошие отношения.

3.Наименее привлекательный персонаж. Противоположный, наименее ценимый персонаж, на рисунке самый маленький из всех, выполняется последним по счету и находится в стороне от других фигур, как бы забытый всеми. Этот персонаж может получить в конце работы типичное обхождение: его обычно перечеркивают несколькими штрихами карандаша или стирают ластиком.

4.Отношение между персонажами. Следует обратить внимание на следующий вопрос: существует ли взаимосвязь между тем, что изобразил ребенок, и реальной жизнью семьи. Если, например, персонажи держатся за руки или, наоборот, стоят спиной друг к другу, это может соответствовать или противоречить реальной ситуации в семье. Если два персонажа изображены рядом, это не должно быть понято иначе как его восприятие их особой близости, которой он придает значение и которая может соответствовать или не соответствовать действительности. Если какой-то персонаж, ценимый им или нет, удален на рисунке от других фигур, это может говорить о дистанции, которую ребенок замечает в жизни и выделяет.

Иногда ребенок рисует себя гораздо ярче и детальнее, чем родителей, которые как бы создают ему фон. Такие рисунки часто проявляют отношение ребенка к самому себе как к кому-то важному, уникальному, а к другим - как к менее существенным и привлекательным. Это может быть связано с тем, что родители, будучи неудовлетворенными собой, жизнью и окружающим миром, стремятся реализовать свои надежды через своего ребенка, ставя себя на второстепенную позицию по отношению к нему.

Ничтожно маленькая, безвольная фигурка в окружении родителей, в которой ребенок признает себя, может выражать его беспомощность, необходимость заботы о нем. Это может быть связано с тем, что он привык к атмосфере постоянной и чрезмерной опеки, которая окружает его в семье (часто это наблюдается в семьях с единственным ребенком), поэтому чувствует себя слабым и даже может злоупотреблять этим, манипулируя родителями и постоянно требуя от них помощи и внимания.

К рисунку семьи ребенок может добавить как людей, так и животных для заполнения пустот, которые он чувствует в реальной жизни. Так, единственные дети, например, очень часто включают в свой рисунок двоюродных сестер или братьев, кошек, собак и пр., что выражает недостаток близкого общения с другими детьми и потребность иметь постоянного спутника в играх, с которым можно было бы общаться на равных.

Фигура человека, расположенная рядом с фигурой отца, указывает на сильное чувство соперничества и желание ребенка занять такое же прочное и авторитетное место в семье, как и отец. Кот, изображенный рядом с одним из членов семьи (если, конечно, в доме нет никакого кота), говорит о желании большой любви и привязанности со стороны изображенного рядом с котом персонажа.

Приложение 4

Примеры рисунков детей по методике «Рисунок семьи»

Программа

Учителя, комфортных условий для развития личности ребенка . Ожидаемые конечные результаты , важнейшие целевые показатели Создание... классов 30 28 30 30 31 32 3.2.1. Характеристика социума. І Полные семьи - 348 Неполные...

  • Основная образовательная программа начального общего образования (четыре года освоения)

    ... исследования ; - анализировать результаты исследования ... организация программа направлена на целостное развитие личности ребенка ... Обязанности ребенка в семье (... на 1» Результаты диагностики уровня... 22, 34, 41 , 46, 47 ...

  • Основная образовательная программа начального общего образования моу

    Основная образовательная программа

    Образования предусмотрена организация предшкольного образования. В данной части программа направлена на целостное развитие личности ребенка и формирование...

  • Образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

    Образовательная программа

    ... результатам освоения основной образовательной программы . Требуется активное включение родителей в формирование и диагностику ... 28 30 31 ... развитию личности ребенка , необходима разработка и внедрение концептуально обоснованного подхода к организации ...

  • Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка (2)

    Программа

    ... «семья ». 2. Уважать свою семью , ... В исследованиях ... развития и организации ... диагностик метапредметных результатов используются таблицы результатов ... программы Пpoграмма построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребенка ...

  • Тест «Моя семья»

    этот тест поможет определить психологическое состояние ребенка во время рисования, выявить наиболее значимого для него члена семьи, определить внутрисемейные контакты.

    приготовьте: альбомный лист, простой карандаш, цветные карандаши, ластик.

    инструкции

    предложите ребенку нарисовать свою семью. во время рисования больше ничего не подсказывайте ребенку . обратите внимание на то, кого ребенок нарисовал в первую очередь - этот человек наиболее любим ребенком.

    когда рисунок будет готов , спросите: «кого ты нарисовал?». «почему не нарисовал… (например, папу)?». «кто здесь самый счастливый? почему?». «кто самый несчастный? почему?».

    обработка теста

    по данному рисунку семьи можно судить об отношениях в семье. конечно, этот тест не может отразить всю картину в целом, но кое-что из рисунка можно почерпнуть.

    1. анализ структуры рисунка

    нарисованный состав семьи соответствует реальному - у ребенка правильно сформировано понятие «моя семья».

    если ребенок кого-то не нарисовал или нарисовал очень далеко от себя - конфликт с этим человеком, отчужденность, неудовлетворенность общением с ним.

    нарисовал других детей или взрослых, не живущих с ребенком - ребенку не хватает общения с этими людьми.

    нарисовал зверей - есть отвержение ребенка в семье и недостаток общения с людьми.

    если на рисунке нет самого ребенка - плохое отношение к ребенку со стороны семьи.

    нарисовал только себя - нет чувства общности (не ездят никуда вместе, каждый по отдельности). если к тому же прорисовано много деталей - эгоцентризм.

    2. расположение членов семьи

    все члены семьи соединены руками, взялись за руки - психологическое благополучие.

    если объединены реальной общей деятельностью - показатель сплоченности семьи.

    заняты выдуманной деятельностью - психологическое неблагополучие (редко бываем вместе).

    члены семьи на большом расстоянии от ребенка - отчужденность, боязнь, негативные отношения.

    группировка по интересам (родители заняты одним делом, ребенок - другим) - разобщенность (у родителей свои проблемы, у ребенка - свои, «не суй нос не в свое дело»).

    кого ребенок нарисовал рядом с собой - тот эмоциональнее ближе к ребенку.

    ребенок в первую очередь рисует самого значимого для себя человека, в последнюю - менее значимого.

    папа нарисован отдельно, но тщательно прорисован - часто отсутствует.

    если вокруг семьи рамка (все в здании) - изолированность от внешнего мира.

    небрежное изображение всех членов семьи, разделение их перегородками, изображение людей со спины или отвернутыми друг от друга - нарушение эмоциональных контактов.

    3. анализ особенностей нарисованных фигур

    нарисованы все детали тела - норма. мама без рта - «не кричи», глаз нет - «не хочу постоянного надзора», папа без рук - «не бей меня», не нарисовал лицо - «ты мне не симпатичен».

    пропуск деталей на голове или лице - враждебность, боязнь, скрытность недоверие к этому человеку. прорисованы кисти рук - очень хорошие внутрисемейные отношения, нет кистей рук - нет содержательного общения с окружающими людьми.

    огромные уши - хвалите меня.

    декорирование (детали одежды, наряды тщательно прорисованы) у того, кого ребенок больше любит.

    если ребенок сам себя тщательно прорисовывает - высокая потребность во внимании, демонстративность, склонность к истерикам.

    схематичное изображение людей - отсутствие у ребенка эмоциональности.

    величина фигур - главный член семьи - самый большой, но необязательно самый любимый.

    если ребенок нарисован самым большим - эгоцентризм. большой родитель и очень маленький ребенок - родитель очень строгий, ребенок не уверен в себе. если все одного роста - все в семье партнеры.

    руки вверх - враждебность к окружающим.

    ребенок нарисован без рук - чувство бессилия, безропотности.

    каждый член семьи нарисован одинаково - все безлики, отштампованы.

    разные лица у членов семьи - индивидуальность.

    если ребенок рисует себя похожим на маму или папу - хочет быть на нее или него похож.

    используемые цвета - светлые, сочные тона - радость, любит этого человека.

    черный, серый, коричневый цвет - неблагоприятное отношение к этому человеку.


    4. анализ процесса рисования

    нарисовал себя в последнюю очередь - низкая самооценка.

    много стираний ластиком - признак тревожности, недовольства этим человеком.

    мелкие размеры рисунка, штриховка - неблагоприятное физическое состояние,
    напряженность, скованность.

    большие размеры, яркие цвета - хорошее расположение духа, раскованность, отсутствие
    напряженности и утомления.

    Материал к занятию.

    Тест "Рисунок семьи"

    Считают, что идея использования рисунка семьи для диагностики внутрисемейных отношений возникла у ряда исследователей, среди которых упоминают работы В. Хьюлса, А.И. Захарова, Л. Кормана и др. Цель применения данной проективной методики: выявление особенностей внутри-семейных отношений. Задачи: на основе выполнения изображения, ответов на вопросы оценить особенности восприятия и переживаний ребенком отношений в семье.

    Инструкция

    Существует несколько вариантов инструкции (для разного контингента, разных случаев).

    Инструкция 1: "Нарисуй свою семью". При этом не рекомендуется объяснять, что означает слово "семья", а если возникают вопросы "что нарисовать?", следует лишь еще раз повторить инструкцию. При индивидуальном обследовании время выполнения задания обычно длится 30 минут. При групповом выполнении теста время чаще ограничивают в пределах 15-30 минут.

    Инструкция 2: "Нарисуй свою семью, где все заняты обычным делом".

    Инструкция 3: "Нарисуй свою семью, как ты ее себе представляешь".

    Инструкция 4: "Нарисуй свою семью, где каждый член семьи изображен в виде фантастического существа".

    Инструкция 5: "Нарисуй свою семью в виде метафоры, некоего образа, символа, который выражает особенности вашей семьи". Конечно, эта инструкция подойдет для взрослых образованных испытуемых.

    Получение дополнительной информации

    При индивидуальном тестировании следует отмечать в протоколе следующее:

    а) последовательность рисования деталей;

    б) паузы более 15 секунд;

    в) стирание деталей;

    г) спонтанные комментарии ребенка;

    д) эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием.

    После выполнения задания следует стремиться получить максимум дополнительной информации (вербальным путем).

    Обычно задаются вопросы:

    1. Скажи, кто тут нарисован?

    2. Где они находятся?

    3. Что они делают? Кто это придумал?

    4. Им весело или скучно? Почему?

    5. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?

    6. Кто из них самый несчастный? Почему?

    Последние два вопроса провоцируют ребенка на открытое обсуждение чувств, что не каждый ребенок склонен делать. Поэтому, если он не отвечает на них или отвечает формально, не следует настаивать на эксплицитном ответе.

    При опросе психолог должен выяснить смысл нарисованного ребенком чувства: чувства к отдельным членам семьи, почему ребенок не нарисовал кого-нибудь из членов семьи (если так произошло). Следует избегать прямых вопросов, не настаивая на ответе, так как это может индуцировать тревогу, защитные реакции. Часто продуктивными оказываются проективные вопросы (например: "Если бы вместо птички был нарисован человек, то кто бы это был?", "Кто бы выиграл в соревнованиях между братом и тобой?" и т.п.).

    Можно задать ребенку для выбора решения 6 ситуаций: 3 из них должны выявить негативные чувства к членам семьи, 3 – позитивные.

    1. Представь себе, что ты имеешь два билета в цирк. Кого бы ты позвал с собой?

    2. Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он?

    3. Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для куклы), и тебе не везет. Кого ты позовешь на помощь?

    4. Ты имеешь.... билетов (на один меньше, чем членов семьи) на интересную кинокартину. Кто останется дома?

    5. Представь себе, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить?

    6. Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но вас одним человеком больше, чем надо. Кто не будет играть?

    Обработка результатов

    Обработка данных проводится по следующей схеме:
    Выделяемые признаки Отметки о наличии признаков
    1 Общий размер рисунка
    2 Кол-во членов семьи
    3 Соответствующие размеры членов семьи
    мать
    отец
    сестра брат
    дедушка бабушка и т.д.
    4 Расстояние между членами семьи
    Наличие каких-либо признаков между ними
    5 Наличие животных
    6 Вид изображения:
    - схематическое изображение
    - реалистическое
    - эстетическое в интерьере,
    - на фоне пейзажа и т.д.
    - метафорическое изображение в движении, действии
    7 Степень проявления положительных эмоций (в баллах 1, 2, 3 ...)
    Степень аккуратности исполнения

    При выполнении задания по данным инструкциям оценивается наличие или отсутствие совместных усилий в тех или иных ситуациях, которые изображены, какое место уделяет им ребенок, выполняющий тест, и т.д.

    ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ТЕСТА "Рисунок СЕМЬИ"

    На основании особенностей изображения можно определить:

    1. Степень развития изобразительной культуры, стадию изобразительной деятельности, на которой находится ребенок. Примитивность изображения или четкость и выразительность образов, изящество линий, эмоциональная выразительность – те характерные черты, на основе которых можно различить рисунки;

    2. Особенности состояния ребенка во время рисования. Наличие сильной штриховки, маленькие размеры часто свидетельствуют о неблагоприятном физическом состоянии ребенка, степени напряженности, скованности и т.п., тогда как большие размеры, применения ярких цветовых оттенков часто говорят об обратном: хорошем расположении духа, раскованности, отсутствии напряженности и утомления;

    3. Особенности внутрисемейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка можно определить по степени выраженности положительных эмоций у членов семьи, степени их близости (стоят рядом, взявшись за руки, делают что-то вместе или хаотично изображены на плоскости листа, далеко отстоят друг от друга, сильно выражены отрицательные эмоции и т.д.).

    В рисунках (по Л. Корману) анализируют:

    а) графическое качество (характер линий, пропорции фигур, использование пространства, аккуратность);

    б) формальную структуру (динамичность рисунка, расположение членов семьи), содержание (анализ смысла).

    Параллельно с традиционным проведением обследования (чтение и выполнение задания) предлагают специальные вопросы, подталкивающие испытуемого к обсуждению темы отношений в семье (например: "Кто в семье самый плохой?"), предусматривают прямой положительный или отрицательный выбор (например: "Отец задумал поездку в автомобиле, но в нем не хватает места для всех. Кто останется дома?"), а также вопросы, уточняющие в процессе беседы смысл нарисованной ситуации для ребенка. "Рисунок семьи" доступен и детям с пониженным интеллектуальным развитием.

    Методика "Рисунка семьи" доступна и удобна в применении в условиях психологического консультирования, обладает значимостью с точки зрения выбора тактики деятельности психолога-консультанта по психологической коррекции нарушений межличностных отношений, так как дает представление о субъективной оценке ребенком своей семьи, своего места в ней, о его отношениях с другими членами семьи. В рисунках дети могут выразить то, что им трудно бывает высказать словами, т.е. язык рисунка более открыто и искренне передает смысл изображенного, чем вербальный язык.

    Вследствие привлекательности и естественности задания эта методика способствует установлению хорошего эмоционального контакта психолога с ребенком, снимает напряжение, возникающее в ситуации обследования. Особенно продуктивно применение рисунка семьи в старшем и младшем дошкольном возрасте, так как полученные с помощью этого результаты мало зависят от способности ребенка вербализовать свои переживания, от его способности к инстроспекции, от способности "вжиться" в воображаемую ситуацию, т.е. от тех особенностей психической деятельности, которые существенны при выполнении заданий, основанных на вербальной технике.

    Техника предназначена для индивидуального, самостоятельного использования. Она поможет создать свою семью, по крайней мере – определиться в своих планах, ожиданиях.

    Дата публикации

    Тест «Нарисуй свою семью» используется для исследования семейной ситуации и чувств, которые испытывает человек по отношению к членам семьи. Ценность этой процедуры состоит в том, что человек может выразить свои чувства и отношение к членам семьи на символическом уровне, экстериоризировать содержание, которое может быть не вполне осознанным, или то, которое трудно выразить словами. Для него этот путь до­статочно безопасен и не представляет угрозы.

    Например, человек может испытывать сильный гнев по отношению к своей матери, но на сознательном уровне он боится выразить свои чувства из-за страха потерять ее поддержку и любовь, которые так нужны ему для выживания. Рисунок позволяет обнаружить эти агрессивные чувства и их подавление в символической форме, выявить это в обход сознательных за­щитных механизмов.

    Рисунок семьи используется часто для работы с детьми, для исследования, личности ребенка, его чувств по отношению к отдельным членам семьи, к семье в целом, его чувств в от­ношении себя самого, в контексте семейных отношений, ощу­щения того места, которое он занимает в семье. Хотя рисунок семьи включает также портрет самого человека, очень важно помнить, что этот тест отражает главным образом семейную ситуацию, а не индивидуальные характеристики членов его семьи и самого исполнителя.

    Некоторые исследователи используют прочтение изображе­ния членов семьи для оценок интеллектуального уровня испытуемых таким же образом, как в тесте «Нарисуй человека», хотя этого следует избегать, потому что в этих двух тестах проявляется различная динамика.

    При выполнении теста «Нарисуй свою семью» испытуемому предлагается лист, белой бумаги (желательно стандартный), хорошо отточенный карандаш или цветные карандаши и дает­ся инструкция «Нарисуй свою семью». Больше не следует никаких пояснений и только в том случае, если испытуемый нервничает и проявляет нерешительность, его слегка подбад­ривают. Время выполнения задания не ограничивается, обычно выполнение рисунка длится не более 35 минут. Эксперимен­татору следует внимательно наблюдать за ходом рисования и отмечать в протоколе последовательность рисования, паузы в ходе рисования, которые длятся более 15 минут, стирание деталей изображения, спонтанные комментарии и различного рода эмоциональные реакции, связанные с, изображением.

    После выполнения задания могут быть предложены раз­личные вопросы, позволяющие получить дополнительную информацию. Обычно задаются следующие вопросы:

    1. Скажи, кто тут нарисован?

    2. Где они находятся?

    3. Что они делают? Кто это придумал?

    4. Им весело или скучно? Почему?

    5. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?

    6. Кто из них самый несчастный? Почему?

    При опросе необходимо сначала выяснить смысл нарисован­ного; понять, какие чувства испытывает ребенок к отдельным членам семьи, почему не нарисован кто-либо из членов семьи, если это имеет место, что означают различные детали рисунка - птицы, зверушки. При опросе следует, по возможности, избегать прямых вопросов, не настаивать на ответе, так как это может индуцировать тревогу, защитные реакции.

    Часто более продуктивными оказываются проективные воп­росы типа: «Если бы вместо птички был нарисован человек, кто бы это был?». «Кто бы выиграл в соревновании между братом и тобой?», «Кого мама позовет идти с собой?».

    Иногда после опроса испытуемому предлагают решить 6 ситуаций (три из них направлены на выявление негативных чувств в отношении членов семьи, три на выявление пози­тивных):

    1. Представь себе, что имеешь два билета в цирк. Кого бы ты позвал пойти с тобой?

    2. Представь, что вся твоя семья идет в гости, но одни из вас заболел и должен остаться дома. Кто это?

    3. Ты строишь из конструктора дом, и тебе не везет. Кого ты позовешь на помощь? .

    4. Ты имеешь «X» билетов на интересную кинокартину (би­летов меньше на один, чем членов семьи). Кто останется дома?

    5. Представь себе, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты там - хотел жить?

    6. Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но в семье на одного человека больше, чем надо для игры. Кто не будет играть?

    Для интерпретации теста также необходимо выяснить возраст испытуемого; состав его семьи и возраст членов семьи; а также иметь дополнительную информацию о его индивидуаль­ных особенностях.

    При интерпретации теста «Нарисуй семью» важно обращать внимание на соответствие рисунка реальному составу семьи; на расположение на листе бумаги, порядок их изображения, группирование, особенности графических презентаций членов семьи, последовательность в изображении.

    Структура рисунка семьи.

    Изображение полного состава семьи очень часто встречается в случае, эмоционального благополучия в семье.

    По данным исследований, 85 процентов детей 6-8 лет, нормального интеллекта, проживающих совместно со своей семьей, в рисунке изображают ее полностью.

    Искажение реального состава семьи всегда заслуживает внимания, так как за этим почти всегда стоит эмоциональный конфликт, недовольство семейной ситуацией.

    Крайний вариант искажения состава семьи представляют собой рисунки, в которых совершенно не изображены люди (например, нарисована только мебель) или изображены люди, не связанные с семьей. За этим обычно скрываются: травма­тические переживания, связанные с семьей; чувства отверженности, покинутости (так часто рисуют дети, недавно пришедшие в интернат из семей), чувство небезопасности, тревожно­сти; аутизм или плохой контакт психолога с ребенком.

    Уменьшение состава семьи характерно для рисунков детей, которые конфликтуют с кем-либо из членов семьи. Они, обыч­но, «забывают» нарисовать эмоционально непривлекательных членов семьи. Таким образом, проявляется стремление как бы разрядить тягостную эмоциональную атмосферу в семье, избежать отрицательных эмоций, связанных с определенными людьми.

    Когда ребенок не изображает братьев и сестер, это, как правило, отражает ситуацию конкуренции в семье, стремление «монополизировать на символическом уровне» недостающую любовь родителей. Обычно, отвечая на вопрос, почему не на­рисован тот или иной член семьи, ребенок защищается: «Не нарисовал, потому что не осталось места», «Он пошел гулять», иногда дается более откровенный ответ: «Не хочу, чтобы он с нами жил».

    В некоторых случаях изображения членов семьи «замеща­ются» изображениями зверей или птиц. Важно попытаться уточнить, с кем ребенок их идентифицирует. Наиболее часто так рисуются братья или сестры, чье влияние в, семье ребенок старается уменьшить.

    Изображение, вместо реальной семьи, семьи зверят может указывать на дефицит чувства общности в семейных отноше­ниях, сильное чувство отверженности, стремление к теплым эмоциональным контактам.

    Исключение собственного изображения из рисунка, или изображение семьи, когда вместо членов семьи, рисуется только собственный портрет, также свидетельствует о проблемных се­мейных отношениях. Отсутствие в рисунках собственного изображения характерно для детей, чувствующих отвержение, неприятие.

    Презентация, в рисунках только собственного изображения указывает на несформированное чувство общности, с одной стороны, и на некоторую эгоцентричность, истероидность, с другой, особенно, если собственное изображение детализировано, одежда декорирована, использовано большое количество цветов, и изображаемая фигура достаточно большого размера.

    Если же изображение самого себя схематично, и рисунок передает негативный эмоциональный фон, можно предполо­жить наличие чувства отверженности, покинутости, аутистические тенденции.

    Информативным является также и увеличение, состава семьи в рисунке. Как правило, это связано также с неудовлет­ворительными отношениями в семье, неудовлетворенными пси­хологическими потребностями.

    Если в дополнение к членам семьи изображаются еще дети того же возраста, что и испытуемый, можно предположить на­личие неудовлетворенных потребностей в равноправных, коо­перативных связях. Подобные рисунки чаще делают единст­венные дети в семье.

    Когда «пририсовываются» дети более младшего возраста, это может быть связано с потребностью ребенка занять охра­няющую, руководящую позицию. Это касается и тех случаев, когда в рисунках появляется собачка или кошечка, несущест­вующие в реальности.

    Изображение взрослых, не связанных с семьей, которые как бы «дополняют» родителей или заменяют их, указывает на восприятие ребенком семьи как неинтегрированой, на поиск человека, способного удовлетворить потребность ребенка в бо­лее близких эмоциональных контактах.

    В некоторых случаях это указывает на символическое раз­рушение целостности семьи и месть родителям из-за ощуще­ния отверженности и ненужности.

    Расположение членов семьи.

    Психологическая дистанция между членами семьи часто выражается посредством физической дистанции при расположении их на листе бумаги. В этом случае законы проксиматики используются с учетом того, что рисунок – это символическая ситуация, которая создается только одним автором.

    По расположению фигур на рисунке можно судить о некоторых психологических особенностях взаимоотношений в семье. Изображение членов семьи с соединенными руками может служить индикатором интегрированности семьи, ее сплоченности, эмоциональной включенности ребенка в семейную ситуацию.

    Включенность всех членов семьи в общую деятельность, как правило, является благоприятным признаком.

    Однако, когда объединение семейной группы достигается за счет внешних обстоятельств (например, все члены семьи помещаются в лодку, в маленький домик и пр.), это может свидетельствовать о попытке ребенка объединить, сплотить семью и об ощущении тщетности своей попытки.

    Когда члены семьи изображаются изолированно друг от друга, это может указывать на низкий уровень эмоциональных связей, дезинтегрированность семьи.

    Характер группирования членов семьи в рисунке отражает психологические микро структуры семьи, коалиции, наличие конфронтации в семье.

    Если ребенок рисует только себя в отдалении это может указывать на наличие у него чувства не включенности, отчужденности. « Отдаление» другого члена семьи, как правило, связано с негативным отношением к нему ребенка, ощущением угрозы которая исходит от этого человека, либо с этой малой значимостью или отчужденностью его от семьи.

    Эмоциональные связи выражаются в рисунке не только по средствам физических расстояний, но и по средствам отделения членов семьи друг от друга при помощи каких то объектов, деление рисунка на ячейки, в которых располагаются члены семьи.

    Изображение стены, или какого либо физического барьера отражает тот факт, что эмоциональная энергия между членами семьи блокируется по каким то причинам.

    Если одна или несколько фигур на рисунке обведены (как бы инкапсулированы), заключены во что то, это отражает наличие у ребенка трудностей при взаимодействии с этим человеком. В ряде случаев члены семьи могут изображаться в отдельных отсеках, в разделенных квадратиках, что отражает ситуацию, в которой чувства членов семьи как бы «обрезаются». Такого рода рисунки показывают на начало социальной изоляции, отход от реальности, что может привести к серьезным проблемам при отсутствии социальной помощи.

    Изображение кого - либо из членов семьи или самого себя на обратной («изнаночной») стороне листа свидетельствует о сильном эмоциональном напряжении или о не разрешенном конфликте. Если рисующий таким образом изображает самого себя, то это может отображать его чувство тревоги в связи с принадлежностью к семейной группе. В случае, если это чувство весьма сильное, испытуемый может даже категорически отказаться рисовать всех членов семьи в месте.

    Интерпретация особенностей изображения фигур.

    Особенности графических презентаций отдельных членов семьи могут нести информацию большого диапазона: об эмоциональном отношении к данному члену семьи, о восприятии его, а так же об образе «Я» испытуемого и об особенностях его половой идентификации.

    Необходимо обращать внимание наследующие параметры:

    1. Количество деталей фигуры: присутствует ли голова, волосы, уши, глаза, зрачки, ресницы, брови, нос, рот, шея, плечи, руки, ладони, пальцы, ноги, ступни.

    2. Детали одежды и украшения: шапка, воротник, карманы, банты, галстук, ремни, пуговицы, прическа, украшения одежды, покрой, узоры на одежде и пр.

    3. Количество используемых для рисования фигуры цветов.

    Как правило, более тщательно прорисовывается и декорируется фигура человека, с которым установлены хорошие эмоциональные отношения. И наоборот, негативное отношение к человеку проявляется в большей схематичности, незаконченности его графической презентации, в пропуске некоторых частей тела (головы, рук, ног). Это так же может указывать и на агрессивные побуждения по отношению к этому человеку.

    Если рисунок сделан простым карандашом, то амбивалентные чувства или чувства беспокойства могут проявляться в вариациях качества линий или стирании тех или иных частей фигуры.

    Если для изображения используются цветные карандаши, то цвета, выбранные для разных членов семьи, могут символи­ческим образом выражать определенные чувства, испытываемые к ним.

    Важным показателем является сравнительная величина фигур. При интерпретации величин фигур принимаются, но внимание только значительные, искажения.

    Величина изображенной фигуры, как правило, отражает такие ее психологические характеристики, как сила, превос­ходство, значимость, доминирование.

    Дети, как правило, самыми большими рисуют отца или мать, что соответствует реальности. Однако для ребенка, как и для древнего египтянина, величина фигуры является сред­ством выражения ее значительности. Поэтому часто в детских рисунках можно увидеть, что изображение ребенком самого себя превосходит по величине изображения родителей. Это может быть связано с эгоцентричностьюребенка, с его попыт­кой решить таким образом проблему «эдипова комплекса». В последнем случае, соревнуясь за любовь родителя противоположного пола, ребенок по величине приравнивает себя к нему, исключая или преуменьшая при этом «конкурента».

    Маленькими изображают себя дети, чувствующие свою не­ значительность, ненужность в семье, требующие опеки со сто­роны родителей. В этом случае их фигуры значительно отли­чаются по величине от фигур остальных членов семьи. Для сравнения следует отметить, что в среднем семилетний ребенок на 0,3 - 0,35 см ниже своего родителя. Нарушение этого соотношения указывает на наличие тревожности и чувство не­ безопасности.

    При анализе особенностей изображенных фигур следует обращать внимание на то, как нарисованы отдельные, части тела. Так как отдельные части тела связаныс определенными формами активности (общения, передвижения, контроля), то характер их презентации указывает на специфическую, проб­лематику.

    Руки являются основными средствами воздействия на мир, физического контроля поведения других людей. Когда в рисунках появляются фигуры с поднятыми вверх руками, длинными пальцами, то это может указывать на агрессивные же­лания изображенного таким образом человека. Если ребенок изображает себя самого, таким образом, то это является выра­жением стремления компенсировать свою слабость, беспомощность или отражает стремление его властвовать над другими. Это еще более справедливо, если в рисунке присутствуют та­кие признаки, как широкие плечи у фигур или другие атрибуты мужественности.

    Отсутствие рук у фигур может отражать как чувство бессилия, неуверенности, ощущение чрезмерного контроля со сто­роны окружающих, так и потребность ограничить чрезмерную активность со стороны члена семьи, нарисованного без рук.

    Если в рисунке семьи какой-либо член семьи нарисован без головы, или без черт лица, или с заштрихованным лицом, то это указывает на конфликтные отношения с данным членом или враждебное отношение к нему.

    Дополнительную информацию также дает выражение лиц изображенных членов семьи. Следует помнить, что в детских рисунках улыбающееся лицо является своеобразным штампом, поэтому важно отметить чем изображенные фигуры людей от­личаются друг от друга.

    Изображение зубов и выделение рта встречается в рисун­ках детей, склонных к оральной агрессии. Если таким образом изображается какой-то член семьи, то это связано с чувством страха, воспринимаемой враждебностью от этого человека.

    Дополнительные детали в рисунке.

    Дополнительные детали, такие как солнце, тучи, дождь, свечи и т. п. могут указывать на чувства подавленности, по­требности в любви и безопасности. То же значение имеет и прочерченная линия основания; находящаяся под ногами у членов семьи.

    Некоторые дополнительные предметы, изображенные на рисунке, играющие роль преград между членами семьи, могут символизировать некоторую отдаленность и психологическое дистанцирование.

    Анализ процесса рисования.

    При анализе процесса рисования следует обратить внима­ние на:

    а) последовательность рисования членов семьи;

    б) последовательность рисования деталей;

    в) стирание;

    г) возвращение к уже нарисованным объектам, деталям, фигурам;

    е) спонтанные комментарии.

    За динамическими характеристиками рисования кроется напряжение, конфликты, изменение замысла, актуализация чувств. Несмотря на большую неопределенность, этот уровень анализа часто дает наиболее содержательную, глубокую значи­мую информацию.

    По данным исследований, 35 % детей первой рисуют фигуру матери, 35% - себя, 17% - отца; 8 % - братьев и сестер.

    Обычно в рисунке первым изображается наиболее значимый, главный или наиболее близкий человек.

    Когда в рисунке ребенок первым изображает себя, это может быть связано с эгоцентричностью.

    Примечательны случаи, когда ребенок последней рисует мать, это может быть связано с негативным отношением к ней.

    В случае, когда испытуемый сначала рисует мебель, линию основания, солнце и т. д. и лишь в последнюю очередь приступает к изображению людей, есть основание считать, что, в этом проявляется своеобразная защитная реакция, при помощи которой он отодвигает неприятное ему задание во времени. Чаще всего это наблюдается у детей с неблагополучной семей­ной ситуацией. Возвращение к ранее нарисованному, может указывать на главные доминирующие переживания, связанные с определен­ными деталями рисунка.

    Паузы перед рисованием являются внешним проявлением внутреннего диссонанса мотивов. На бессознательном ypовне ребенок как бы решает, рисовать ему или нет связанного с негативными эмоциями человека или деталь.

    Стирание нарисованного изображения, перерисование может быть выражением как негативных эмоций, так и позитивных. В этом случае, при оценке решающее значение имеет ко­нечный результат рисования. Если графическая презентация не стала лучше, можно предположить наличие конфликтных отношений с этим человеком.

    Спонтанные комментарии часто проясняют смысл изобра­жения. Поэтому, к ним надо внимательно прислушиваться. Появление спонтанных высказываний указывает на наиболее эмоционально «заряженные» области в рисунке. Фиксация таких моментов помогает сформулировать необходимые вопросы (испытуемому) и направить беседу в нужное русло, что позволит более, точно подойти к интерпретации рисунка.

    Педагог просит учащегося нарисовать семью так, как он ее себе представляет. Для рисования предлагаются и простой карандаш, и цветные карандаши (фломастеры).
    Анализ рисунка заключается в том, что по особенностям изображения семьи (масштабу, расположению, характеру прорисовки) выявляются особенности переживания и обобщения ребенком семейной ситуации.

    АНАЛИЗ ДЕТСКОГО РИСУНКА. (от 3-х лет)

    1. Взаимоотношения между ребенком и семьей положительные:

    1.1. Семейная сплоченность, семейное «мы»:
    Изображает полный реальный состав семьи, включая самого себя;
    Располагает фигуры фронтально или объединяет общей деятельностью.
    1.2. Эмоциональное расположение к отдельным членам семьи:
    Детализирует, декорирует изображение, раскрашивает яркими тонами.
    1.3. Признание чьего-либо авторитета: изображает в большом масштабе;
    Раскрашивает теми же красками, что и самого себя (желание подражать, быть похожим).
    1.4. Психологическая близость с конкретным членом семьи:
    Располагает изображение близко от себя;
    Раскрашивает так же как самого себя;
    Изображает члена семьи, с семьей не проживающего (одного из родителей, бабушку, дядю, старшего брата и т.д.)
    1.5. Эмоциональное богатство отношений, насыщенность семейных переживаний теплом, близостью:
    Изображает члена семьи вместе, фронтально, взявшимися за руки;
    Старшие обнимают ребенка;
    Фигуры прописаны тщательно, подробно, любовно раскрашены.
    1.6. Переживание своей значимости, ценности для семьи:
    Изображает самого себя в центре композиции;
    Масштаб изображения самого себя пропорционален возрасту или несколько увеличен.

    2. Взаимоотношения между ребенком и семьей отрицательные;
    2.1. Семейная разобщенность:
    Изображает членов семьи не в полном составе;
    изображает членов семьи на расстоянии друг от друга;
    каждый член семьи изображен в своей нише;
    изображенные члены семьи отделены друг от друга чертой.
    2.2. Чувство отторжения, дефицита внимания к себе:
    Изображает себя очень маленьким;
    изображает себя изолированно от других.
    2.3. Отрицательное отношение к члену семьи:
    Не изображает какого-либо члена семьи («изгоняет»);
    Деформирует изображение (нет лица, повернут спиной);
    Изображает в виде животного или использует части тела животного (уши, нос-пятачок, конечности-копыта и т.п.).
    2.4. Психологическая дистанция, отчуждение от какого-либо члена семьи:
    Изображает на расстоянии от самого себя;
    Не изображает такого человека среди членов семьи.
    2.5. Переживание отвержения, одиночества, дефицита эмоционального тепла:
    Изображает одного себя и себя с животным;
    Изображает только домашнее животное;
    Масштаб изображения домашнего животного преувеличен, изображение тщательно детализировано, декорировано.
    2.6. Боязнь конкретного члена семьи, страх перед ним:
    Изображает такого члена семьи с торчащими изо рта зубами или клыками;
    Изображает с открытым зачерченным ртом;
    Изображает руки с длинными пальцами.
    2.7. Тревожность, напряженность:
    Все члены семьи изображены маленькими фигурками;
    Не изображает членов семьи, а только предметы, детали интерьера (отдаляет момент изображения семьи как нежелательного источника неприятных переживаний);
    Штрихует все поле черной или раздражающими оттенками красной краски;
    Над изображением проводит линию.
    2.8. Сильное травматическое переживание по поводу семьи:
    Не изображает людей, а только животных или предметы;
    Изображает любимый предмет;
    Изображает только любимого члена семьи;
    Изображает воображаемую «идеальную» семью
    2.9. Эгоистичность, сверхценностное отношение к себе:
    Изображает только самого себя;
    Изображает самого себя значительно более крупно, чем других членов семьи.
    2.10. Замкнутость ребенка, желание избежать назойливой опеки семьи:
    Изображает только самого себя в интерьере, на природе;
    Изображает самого себя в отдельной зоне, на расстоянии от других членов семьи, спиной к семье.

    Методика «Несуществующее животное».
    Это одна из наиболее информативных рисуночных методик. Ее рекомен¬дуется использовать, начиная со старшего дошкольного возраста (с пяти – шести лет).
    Проведение тестирования. Лист бумаги кладется перед обследуемым го¬ризонтально.
    Инструкция: «Я хочу посмотреть, насколько у вас развиты воображение, фантазия (как ты умеешь фантазировать, воображать). Придумайте и нарисуйте животное, которого на самом деле нет, никогда не было и которого до вас никто не придумал – ни в сказках, ни в компьютерных играх, ни в мультфильмах».
    Если обследуемый говорит, что не знает, как рисовать, не умеет, не может ничего придумать и т.п., то надо ободрить его, объяснить, что для этого задания не нужно ничего уметь. Поскольку требуется нарисовать животное, которого на самом деле нет, то совершенно все равно, каким оно получится. Если обследуемый долго думает, не приступая к рисованию, то следует по¬советовать ему начать рисовать, как получается, а дальше придумывать по ходу рисования.
    Когда обследуемый кончает рисовать, его просят придумать животному название. Его записывают в протоколе. Если придумывание названия вы¬зывает очень большие затруднения, то эту часть задания опускают. При не¬обходимости выясняют, какой части тела (или какому органу) соответству¬ют те или иные детали изображения.
    Бывает, что вместо несуществующего животного изображают обычное, известное, что отражается в его названии (заяц, осел и т.п.). В этом случае нужно попросить сделать еще один рисунок, нарисовав на этот раз живот¬ное, которого на самом деле не бывает. Инструкцию при этом полностью повторяют. Если и повторный рисунок представляет собой изображение реального животного, то эту работу прекращают. Если вид нарисованного животного вполне обычен (например, явно изображен заяц), но названо оно необычно (например, сказано, что это «волшебный заяц»), то задание считается успешно выполненным и повторять его не нужно.
    Выяснив название животного, проверяющий говорит: «Теперь расскажи¬те про него, про его образ жизни. Как оно живет?». Рассказ записывают, по возможности, дословно. При обследовании подростка или взрослого чело¬века можно предложить ему написать рассказ об образе жизни придуман¬ного животного самостоятельно.
    Если в рассказе нет достаточных сведений о животном, то по окончании работы задаются дополнительные вопросы:
    Чем оно питается?
    Где живет?
    Чем обычно занимается?
    Что любит делать больше всего?
    А чего больше всего не любит?
    Оно живет одно или с кем-нибудь?
    Есть у него друзья? Кто они?
    А враги у него есть? Кто? Почему они его враги?
    Чего оно боится, или оно ничего не боится?
    Какого оно размера?
    Затем обследуемому предлагают представить, что это животное встретило волшебника, который готов выполнить любые три его желания, и спрашива¬ют, какими могли бы быть эти желания. Все ответы записывают в протоколе.
    Беседа о придуманном животном может варьироваться проверяющим в зависимости от особенностей обследуемого и от целей обследования. Приведенный список вопросов – не обязательный, а ориентировочный.
    Дополнительные задания к тесту «Несуществующее животное».
    Разработанные нами задания «Злое животное», «Счастливое животное», «Несчастное животное» позволяют выявить: скрытые агрессивные или деп¬рессивные тенденции, реакцию на угрозу («Злое животное»), ценности и стремления обследуемого («Счастливое животное»), характер имеющих¬ся опасений, сознаваемые и неосознанные представления обследуемого о его наиболее острых проблемах («Несчастное животное»). Задания «Злое жи¬вотное» и «Несчастное животное» хорошо выявляют степень устойчивости обследуемого к стрессам разного рода.
    Проведение тестирования. Для каждого дополнительного задания дают отдельный чистый лист бумаги, который кладут перед обследуемым гори¬зонтально. Инструкция к заданию «Злое животное»: «Теперь придумайте и нарисуйте еще одно несуществующее животное. На этот раз не любое, а самое злое и страшное, которое вам удастся придумать». По окончании рисования задают вопрос: «В чем проявляется то, что это животное – са¬мое злое и страшное?». Могут быть заданы и еще какие-либо вопросы о его образе жизни.
    Инструкция для задания «Счастливое животное»: «Теперь нарисуйте самое счастливое несуществующее животное, какое вам удастся придумать». Инструкция для задания «Несчастное животное»: «Нарисуйте самое несча¬стное несуществующее животное, какое вам удастся придумать». По завер¬шении рисунка выясняют, почему нарисованное животное – самое счаст¬ливое (несчастное), что именно делает его счастливым (несчастным).
    Интерпретация результатов.
    Положение рисунка на листе. В норме рисунок расположен по средней линии стандартного поля рисования (чем выше тем более яркая выраженность). Положение рисунка ближе к верхнему краю листа трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, тенденция к самоутверждению.
    Расположение рисунка ближе к нижнему краю листа (чем ниже - тем сильнее выраженность) интерпретируется как заниженная самооценка, наличие депрессивных компонентов настроения, пессимистическая оценка себя и окружающих, нерешительность, подавленность.
    Следует обратить внимание на расположение рисунка в верхнем левом углу. Оно характерно для людей, отличающихся некоторой стереотипностью поведения, небольшой пунктуальностью, обязательностью. Фигуры в этом случае достаточно мелкие и небольшие. Отражением специфики протекания физиологических процессов у таких исследуемых нередко является несоответствие скорости мозговых процессов и передачи их наружу. Поэтому для таких людей характерно "проглатывание" окончаний или целых слогов, слов при письме. Сознательно у человека остаётся задание полного слова, но следующее задание при передаче наружу как бы опережает и стирает окончание слова. Это явление спазм больше связано со спецификой сосудистого тонуса головного мозга, чем с выраженной патологией.
    Тематически несуществующие животные делятся на угрожаемых, угрожающих, нейтральных. Это характеризует отношение испытуемого к собственной личности, к собственному "Я", к представлению о собственном положении.
    Центральная часть фигуры (голова или замещающая её деталь) голова повёрнута вправо – устойчивая тенденция к деятельности, влево – тенденция к рефлексии, размышлениям, положение "апорат" трактуется как эгоцентризм. Уменьшенный размер головы говорит о ценности рационального начала.
    Грива, шерсть, подобна причёски на голове – чувственность, подчёркивание своего пола, ориентирована на свою сексуальную роль. Перья – тенденция к самоукрашению, самооправданию некоторая демонстративность.
    Рога – защита, агрессия.
    Уши, рот, глаза – несут своё прямое значение (заинтересованность в информации). Приоткрытый рот в сочетании с языком без прорисовки губ трактуется как большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ – как чувственность. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно, если он зачерченный, может свидетельствовать о лёгком возникновении страхов, опасений, недоверия. Рот с зубами – вербальная агрессия. Глаза с резкой прорисовкой радужки – наличие страхов, глаза с ресницами – истероидно-демонстративные манеры поведения.
    Ноги, лапы, постаменты - основательность, обдуманность, рациональность действий при принятии решений, опора на существенные признаки положения и значимую информацию. Характер контроля за своими рассуждениями, выводами выражается в особенности соединения ног с корпусом (тщательно или небрежно, слабо или совсем не соединены и т.д.).
    Однотипность и однонаправленность формы элементов опорной части – конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность.
    Разнообразие в форме и положении этих деталей – своеобразие установок и суждений, самостоятельность, иногда даже творческое начало или инокамослие (ближе к патологии).
    Отсутствие ног и лап – поверхностность суждений, импульсивность в принятии решений.
    Крылья – желание вознестись над существующими проблемами, уверенность в себе, любознательность, соучастие в большом количестве предприятий, увлечение своей деятельностью с ущемлением окружающих. Это касается и своей сексуальной роли и позиции поведения.
    Устрашающие детали – демонстративность, ссклонность обращать на себя внимание окружающих, манерность.
    Хвосты – отношение к собственным проблемам. Хвост направлен вверх – уверенность в своих выводах, положительная самооценка. Хвост направлен вниз – недовольство собой, сомнение по поводу собственных выводов и поведения. Хвост повёрнут вправо – отношения к своим действиям и поведению, влево – к своим мыслям, решениям.
    Затемнения и зачернения фигуры животного – выражение страха, тревоги.
    Защита. Если она представлена в острых углах – это агрессивная защита. О направленности такой защиты свидетельствует соответствующее пространственное расположение: верхний контур фигуры – против вышестоящих, против мир, имеющих возможность положить запрет, ограничения, осуществить, принуждение (родители, начальники и т.д.); нижний контур защита против насмешек, непризнания, боязнь осуждения; боковые контуры – недифференцированная опасность и готовность к самозащите любого порядка
    Заслоны, щиты свидетельствуют о защите, связанной с опасениями и подозрительностью.

    Детские рисунки – настоящий кладезь информации. Они раскрывают чувства, страхи и даже характер художника. Внимательно посмотрите на рисунок ребенка, и вы увидите, как он воспринимает мир.

    Что означает рисунок ребенка

    Чтобы правильно интерпретировать, родители ни в коем случае не должны критиковать работу. Розовые листья на дереве, отсутствие волос или глаз у персонажей – не указывайте на подобные “изъяны”, иначе лишите себя полезной информации. Что следует сделать, так это спросить, почему персонажи грустные или веселые, кто самый красивый, меньше приятен. Изучая детский рисунок, помните, что он не дает полной расшифровки истинных чувств и мыслей. Если готовое изображение оказывается слишком мрачным, посетите специалиста. Психолог прочитает сообщения художника, поговорит с ним и даст инструкции, как удовлетворить потребности малыша.

    Расшифровка детского рисунка моя семья

    Интерпретация рисунка моя семья возможна без помощи психолога, если знать все нюансы. Самый простой способ узнать о ребенке больше – рассмотреть семейный рисунок.

    2. Привязанность. Ближайшие к малышу родственники, показывают глубокую эмоциональную привязанность, это касается и того случая, когда ребенок на рисунке кого-то держит за руку.

    3. Отсутствие рук. Если родители нарисованы с руками, а братья без рук, это показывает сильную привязанность к родителям и проблемы в общении с братьями или сестрами. В чем может быть конфликт? Например, в пользовании игрушками. Художник изображает брата без рук, чтобы он ничего не забирал.

    4. Безопасность. Между ребенком и родителем размещен какой-либо объект – дерево или животное? Это означает, что малыш не чувствует себя в безопасности рядом с человеком “по ту сторону”. Возможно, отделенный взрослый слишком тверд или требователен.

    5. Неприязнь. Люди, вызывающие беспокойство или другие неприятные чувства находятся в углу листа или отдельно от других членов семьи. Некоторые дети так изображают братьев, потому что им достается больше внимания или художник является самым младшим в семье и получает от старших братьев много негатива. Неприятный человек может и вовсе отсутствовать на листе. Признаком тревоги также служит отсутствие всех членов семьи, за исключением человека, заслуживающего уважение.

    6. Роль в семье. Люди не занимающие особой роли в жизни, изображаются самыми последними. Когда ребенок рисует последним себя или хуже того, вообще не входит в рисунок это значит, что он чувствует себя эмоционально отверженным и лишенным любви.

    7. Характер ребенка по рисунку. Произведение маленького художника расскажет и о характере. Линии, прорисованные с большим нажимом, говорят об уверенности и энергичности. Застенчивые дети рисуют тонкими линиями с меньшим нажимом, а изображения настолько малы, что на листе остается много места. Хаотичные, быстрые штрихи характеризуют очень активного ребенка.

    8. Агрессия. Ребенок выражает себя как агрессивную личность, если его “двойник” на рисунке держит оружие или острые предметы.

    9. Цвета детского рисунка. Веселые и очень активные дети чаще всего выбирают яркие теплые цвета: красный, желтый, оранжевый. Спокойные детки добавляют оттенки зеленого, синего, фиолетового. Рисунки с преобладанием темного коричневого или черного цвета, свидетельствуют о плохом настроении и отсутствии чувства безопасности. Скудно окрашенная фигура говорит о плохих отношениях с этим человеком. Яркая, красочная фигура – указывает на восхищение. Чем ярче человек, тем более он любим.

    10. Выражение лиц. Если на детском рисунке все улыбаются и в то же время, нет негативных признаков – можно быть уверенным, что ребенок чувствует себя хорошо. Грустные или суровые лица указывают на неприятные эмоции, вызванные ситуацией в семье. Человек, у которого нет лица, раскрывает желание не иметь с ним контакта, возможно это отец-алкоголик или чрезмерно строгая тетя.

    Если вам кажется, что рисунок ребенка передает чрезмерную агрессию и цвета слишком темные или серые, обратите внимание на поведение юного художника. Застенчивость, отражает неуверенность в себе, агрессивность – причина недостатка внимания, “вечное недовольство” – признак усталости от обыденности, недостатка ярких эмоций. Лучший способ узнать больше и исправить ситуацию, показать изображение психологу, который после беседы со всеми членами семьи, поможет восстановить нежную детскую душу.



    THE BELL

    Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
    Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
    Email
    Имя
    Фамилия
    Как вы хотите читать The Bell
    Без спама