КОНГРУЭНТНОСТЬ (с. 315) - 1) способность человека к безоценочному принятию, осознанию своих реальных ощущений, переживаний и проблем, а также к их адекватному выражению в поведении и речи; 2) совпадение оценок, даваемых человеком некоторому объекту и другому человеку, также оценивающему этот объект. Термин подобно многим другим сравнительно недавно заимствован из английского языка и в большинстве отечественных психологических словарей отсутствует. Однако в лексиконе практических психологов он в последние годы употребляется все чаще (почти исключительно в первом значении).
Английское слово congruence происходит от латинского congruens , в родительном падеже congruentis - соразмерный, соответствующий, совпадающий, и означает соответствие, сообразность (например, соответствие закону и т.п.). Это слово используется в различных областях научного знания, в частности в математике, где оно означает равенство отрезков, углов, треугольников и других фигур в элементарной геометрии. В физике под конгруэнтностью понимают количественную равнозначность качественно равноценных состояний какого-либо процесса. В специфическом значении термин употребляется также в медицине, что совсем неудивительно, учитывая традиционную латинизированность медицинской терминологии.
В середине XX в. для объяснения разнообразных феноменов социального поведения разными авторами было предложено несколько близких по содержанию теорий, объединяемых в социальной психологии под общим названием «теории когнитивного соответствия». Это теория коммуникативных актов Т.Ньюкома, теория структурного баланса Ф.Хайдера, а также наиболее известная у нас (и довольно подробно описанная в нескольких публикациях «Школьного психолога») теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера. Этот ряд был бы неполным без упоминания теории конгруэнтности Осгуда и Танненбаума, разработанной независимо от других и впервые изложенной в публикации 1955 г. Как указывает Г.М.Андреева, «термин «конгруэнтность», введенный Осгудом и Танненбаумом, является синонимом термина «баланс» Хайдера или «консонанс» Фестингера. Пожалуй, наиболее точным русским переводом слова было бы «совпадение», но сложилась традиция употреблять термин без перевода» (Андреева Г.М. и др . Современная социальная психология на Западе. М., 1978. С. 134).
Основная идея всех теорий когнитивного соответствия состоит в том, что когнитивная структура человека не может быть несбалансированной, дисгармоничной, если же это имеет место, то немедленно возникает тенденция изменить это состояние и вновь восстановить внутреннее соответствие когнитивной системы. Так, в теории коммуникативных актов Ньюкома проводится мысль о том, что для человека средством преодоления дискомфорта, вызванного несоответствием между отношением к другому человеку и его отношением к общему для них объекту, является развитие коммуникации между партнерами, в ходе которой позиция одного из них изменяется и тем самым восстанавливается соответствие. Основной тезис теории конгруэнтности Осгуда и Танненбаума заключается в том, что для достижения соответствия в когнитивной структуре воспринимающего субъекта он одновременно изменяет свое отношение и к другому человеку, и к тому объекту, который они оба оценивают.
Чаще всего данная теория находит практическое применение в области коммуникации, соответственно и примеры приводятся обычно из этой сферы.
Кстати, еще один аспект этого явления состоит в том, что, когда некто нам неприятный демонстрирует расположение к тому, что нравится и нам, наша неприязнь к нему идет на убыль, а может и вовсе смениться симпатией. Впрочем, на это обращал внимание еще Ларошфуко: «Стоит дураку нас похвалить, как он уже не кажется так глуп». Тут, между прочим, стоит задуматься вот о чем. Как правило, мы убеждены, что наши взгляды и пристрастия разделяют в основном люди достойные. А не потому ли они кажутся нам симпатичными, что разделяют наши югляды? Более трезвый взгляд тут был бы очень полезен. Да и наши противники отнюдь не сплошь ничтожества и дураки. Возможно, мы просто поторопились привести в соответствие свою неприязнь к их позиции и к ним самим.
Что же касается теории Роджерса, то в ней понятие конгруэнтности имеет совсем иной смысл, чем в социальной психологии. По его собственному определению, «конгруэнтность - термин, который мы используем для обозначения точного соответствия нашего опыта и его осознания. Он может быть расширен далее и обозначать соответствие опыта, осознания и общения» (Роджерс К . Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994. С. 401). Тут, правда, следует иметь в виду трудности буквального перевода текста Роджерса. Дело в том, что английское слово experience (так в оригинале) означает как опыт, так и переживание. Речь, вероятно, идет все-таки о переживании, под опытом мы привыкли понимать нечто другое.
Свою идею сам Роджерс иллюстрирует наглядными примерами. Представим себе, что некто в дискуссии со своим партнером испытывает явное раздражение и гнев, что отчетливо проявляется в его поведении и даже в физиологических реакциях. В то же время сам он не отдает себе отчет в своих чувствах и убежден (в целях самозащиты), что всего лишь логично отстаивает свою точку зрения. Налицо явное несоответствие переживания и его самоощущения.
Или представим себе человека, который провел вечер в скучной компании, явно тяготился убитым временем, более того - вполне осознает владеющее им ощущение скуки. Тем не менее при прощании он заявляет: «Я прекрасно провел время. Это был чудесный вечер». Здесь неконгруэнтность имеет место не между переживанием и осознанием, а между переживанием и сообщением.
По мнению Роджерса, такое рассогласование приводит к серьезному разладу человека с самим собой и требует психотерапевтического вмешательства. Зрелая здоровая личность - это прежде всего человек конгруэнтный. Он способен отдать себе отчет в том, что происходит в его душе, и вести себя в соответствии с этими переживаниями. Понятно, что конгруэнтность таким образом выступает неотъемлемым профессиональным качеством каждого, чья деятельность связана с общением с другими людьми, - прежде всего самих психологов, а также не в последнюю очередь педагогов (это Роджерс подчеркивает особо). «Если учитель конгруэнтен, это, вероятно, способствует приобретению знаний. Конгруэнтность предполагает, что учитель должен быть именно таким, какой он есть на самом деле; к тому же он должен осознавать свое отношение к другим людям. Это также значит, что он принимает свои настоящие чувства. Таким образом, он становится откровенным в отношениях с учениками. Он может восторгаться тем, что ему нравится, и скучать в разговорах на темы, которые его не интересуют. Он может быть злым и холодным [учитель?! - С.С] или, наоборот, чувствительным и симпатизирующим. Поскольку он принимает свои чувства как принадлежащие ему , у него нет необходимости приписывать их ученикам или настаивать, чтобы они чувствовали то же самое. Он - живой человек , а не безличное воплощение требований программы или связующее звено для передачи знаний» (там же, с. 347-348).
Очень соблазнительная получается картина. Я - живой человек, а значит, имею право быть злым и холодным, игнорировать то, что меня не волнует, открыто проявлять неприязнь к тем, кто мне не нравится, и т.п.
Тут, правда, возникает парадокс. Испокон веку воспитанным, социализированным, цивилизованным человеком принято считать того, кто, умея адекватно выражать свои чувства, в то же время умеет их при необходимости скрывать, более того - иной раз произвольно демонстрировать иные, даже противоположные, в соответствии с принятыми общественным соглашением нормами. С точки зрения здравого смысла ценным является умение говорить, что думаешь, но при этом хорошо бы еще и думать, что говоришь.
Конгруэнтность – (лат. congruens, -ntis - соразмерный, соответствующий), в психологии: состояние целостности; поступление правдивой информации; согласованные действия, исходящие вербальным методом и невербальным. Конгруэнтный человек – это искренний человек, не замеченный во лжи. Например, когда мы общаемся, можем заметить соответствие внешнему состоянию внутренней действительности. Это понятие о конгруэнтности было введено Карлом Роджерсом. Как пример неконгруэнтности может выступать притворство или обман. Их путают с лицемерием и двуличием.
Теория конгруэнтности
Человек, который проявляет неконгруэнтность, может даже этого и не осознавать. Это происходит в момент гнева или стресса, или растерянности. Человек, в тот момент, правда так думает. И мы это замечаем, но не уделяем большое внимание, понимаем и прощаем. Но бывает так, что человек специально старается обмануть, надевает какую-либо маску. Тогда мы начинаем по-другому относиться к нему.
Конгруэнтность в общении
С конгруэнтным человеком хочется поддерживать общение, иметь деловые отношения. Мы практически всегда уверены в правдивости его слов. Нас не посещают сомнения по поводу его неискренности. Вспомните свое отношение к маленькому ребёнку.
В общении с подозрительными людьми всегда обращайте внимание на внешние показатели. Довольно часто аферисты выдают себя именно невербальным способом. Сравнивайте с услышанным, и тогда вы будете внимательны и сосредоточены. Вследствие - не обмануты. Принцип конгруэнтности заключается в том, чтобы быть честным, как по отношению к себе, так и к другим. Окружающие люди чувствуют неискренность. Это необходимо понимать. В любой профессии конгруэнтные люди очень ценятся.
Конгруэнтность в коммуникации
Каждый день для усовершенствования себя нам нужно развиваться. Если неряшливый конгруэнтный человек и дальше будет продолжать ссорить у себя в квартире и на улице, то никогда не достигнет успехов. Потому что в каждом поступке мы проявляем себя. Как у нас дома и в семье, так у нас на работе и с друзьями. Старайтесь выработать в себе полезную привычку. И так, одну за одной, вырабатывайте другие, заменив плохие.
Воспитывать себя необходимо для коммуникации. Будьте честны и опрятны. С такими людьми идут на компромисс, они располагают к себе, заинтересовывают.
Быть конгруэнтным не сложно. Все начинается с малого. Если вы хотите добиться этого от окружающих, начните с себя:
Отсутствие или наличие конгруэнтности в поведении индивида не всегда осознаётся им самим, но почти всегда ощущается окружающими. С конгруэнтными людьми приятно и легко общаться, если они проявляют дружелюбие. Но можно испытать и совершенно противоположное чувство, когда конгруэнтный человек находится в состоянии гнева.
Что такое конгруэнтность
Термин «конгруэнтность», автором которого является Карл Роджерс, с латинского языка переводится как согласованность, соответствие , непротиворечивость. Это такое состояние, при котором слова человека в полной мере совпадают с его действиями. Слова-синонимы конгруэнтности - это аутентичность и подлинность. В каждой науке этот термин имеет своё определённое понятие .
- Конгруэнтность в психологии - это принятие человеком свои реальных ощущений, проблем и переживаний, их последующее озвучивание без использования психологической защиты. В состоянии конгруэнтности человек свободен, не прячет себя за маской. Даёт возможность себе и другим воспринимать его таким, каким он является на самом деле.
- В религии конгруэнтность называется состоянием Бога, блаженства, энергии «ци». Иногда для достижения этого состояния используют определённые обряды, мантры и другие действия, которые помогают достичь конгруэнтного состояния.
- Отдельно характеризуется конгруэнтность и в анатомии. Это абсолютное соответствие форм соприкасающихся суставных поверхностей.
- Конгруэнтность в математике означает равенство всех углов, фигур, отрезков.
Примеры конгруэнтного и неконгруэнтного общения
Конгруэнтность можно рассматривать не только как факт в психологии, но и как характеристику общения .
Пример конгруэнтного поведения: абсолютная искренность, состояние гармонии и целостности. Человек делает, говорит и чувствует одно и то же . Он никогда не врёт, общается без фальши, искренен и притягателен, всегда может найти общий язык со всеми.
Примером неконгруэнтности является ложь, лесть, ситуации, в которых грустный человек говорит, что ему весело и он чувствует себя радостным, но на самом деле это не так (противоречит сам себе). Неконгруэнтные люди всегда фальшивят , в их словах нет искренности, они действуют на окружающих отталкивающе.
Причины неконгруэнтности
Одной из причин неконгруэнтного поведения является желание казаться лучше для других . Человек пытается произвести впечатление, используя несоответствующие его состоянию действия. Например, повышает интонацию голоса, прилагает лишние усилия. Делать это он может как осознанно, так и неосознанно.
Вторая причина – это желание продемонстрировать высокий статус , которого на самом деле нет. Человеку не нравится его текущий статус и он сопротивляется ему, поэтому ведёт себя неконгруэнтно. Изначально у него получается играть такую роль, но через определённое время уже не выходит. Отсюда возникает внутреннее сопротивление.
Преимущества конгруэнтности
Конгруэнтность даёт индивиду ряд преимуществ:
- Быть собой, естественным и настоящим
- Не поддаваться чужому давлению и не ощущать его
- Испытывать здоровые эмоции
- Чувствовать себя хорошо и расслабленно
- Быть притягательным для окружающих людей
Кроме того, конгруэнтное поведение даёт человеку чёткую уверенность в себе, которая достигается за счёт действий, согласованных с эмоциями и мыслями. Это очень важно и будет большим плюсом во многих сферах жизни . Например:
Очень важно в бизнесе уметь вести переговоры с партнёрами. И конгруэнтность предпринимателя станет большим плюсом
- Публичные выступления
В этом случае это качество очень полезно, ведь главная задача оратора убедить слушателей в чём-то
- Личная жизнь
Самые крепкие отношения – это те, которые построены на искренности и доверии. И только конгруэнтный человек может достичь этого.
Как достичь конгруэнтности
Чтоб достичь конгруэнтного состояния нужно:
- быть честным к окружающим людям и к себе в первую очередь
- общаться с людьми просто, не прилагая для этого ненужных усилий
- быть максимально естественным настолько, насколько можно это сделать
- не подстраиваться под чужую манеру разговора и не копировать слова других людей
- не менять без надобности интонацию в голосе во время разговора
- принимать своё сиюминутное состояние и не сопротивляться ему
- показывать своё эмоциональное состояние, давать возможность эмоциям проявляться
Для развития конгруэнтного поведения есть одно хорошее упражнение , которое называется «несопротивление». Для его выполнения нужно отправиться в спокойное место и просто общаться там с людьми. Не сопротивляться ничему и быть полностью собой.
Суть упражнения в том, что чувствуя необходимость сделать то, чего не хочется, вы это все же не делаете. К примеру, вы чувствуете нервозность и привычке хотите скрыть её, но не скрываете, ведь теперь вы делаете и проявляете то, что чувствуете в данный момент времени. Вы позволяете нервозности выходить наружу невербально, то есть через жесты. Польза этого упражнения в том, что теперь человек не в роли кого-либо, а просто настоящий .
Достижение конгруэнтного поведения должно стать целью развития личности. Но в самом процессе развития человек столкнётся с новыми нехарактерными ему формами поведения, с собой новым, несоответствующим себе старому. На первый взгляд, может показаться, что действия, наоборот, неконгруэнтны. Но со временем человек придёт к тому уровню, когда подобные формы поведения станут нормой и конгруэнтность будет достигнута .
Конгруэнтность
Давайте еще поговорим о конгруэнтности. Я напоминаю, что конгруэнтность – это уровень внутренней гармонии, внутренней согласованности человека.
Чем выше эта внутренняя гармония, тем выше конгруэнтность. Если же кто-то одновременно посылает сигналы, противоположные по значению, то говорят о неконгруэнтности.
Один вариант – когда различается то, ЧТО человек говорит и то, КАК он говорит. А так же может различаться информация посылаемая правой и левой половинами тела.
– Получается, что не все равно, какой рукой махать?
Возможность человека быть неконгруэнтным связана с тем, что у него два полушария (это вы еще в школе проходили) – правое (эмоциональное, аналоговое) и левое (логическое, дискретное).
Правое полушарие отвечает за левую половину тела, левое – за правую.
Крест накрест.
Условно, всю невербальную информацию, которую может передать человек (а это, как вы помните, 5/6 от общего количества) можно разделить на две части.
МКАИ – МоноКанальная Аналоговая Информация. Это то, что человек может продемонстрировать только всем телом: дыхание, потоотделение, голос, поза, покраснение и т. д.
СКАИ – СтереоКанальная Аналоговая Информация. Это та невербальная информация, которая может передаваться правой и левой сторонами человека (соответственно левым и правым полушарием): движения рук, ног, искривленная поза (в одну сторону), наклон головы, несимметричность улыбки, большее напряжение мышц только с одной стороны…
То есть СКАИ может быть правой и левой. Вот когда информация, передаваемая по правому и левому СКАИ совпадает, тогда говорят о симметричности.
Калибровка конгруэнтности
Для того, чтобы определить, насколько конгруэнтен человек калибруют: соответствие между МКАИ и содержанием; симметричность.
Конгруэнтность показывает, насколько согласуется между собой то, что человек хочет сообщить другим из соображений логики, и исходя из чувств.
Например, если вы улыбнетесь ребенку только правой стороной лица, то он, скорее всего, не отреагирует, если левой – обратит внимание, если симметрично – то, скорее всего, улыбнется в ответ.
– А почему?
Дети еще не успели полностью постичь принципов цивилизации, и потому достаточно гармоничны. И совершенно бессознательно прекрасно калибруют различия между тем, что родители им сообщают «по долгу службы», а что искренне. Конгруэнтность – это же, в каком-то смысле, уровень искренности человека.
Когда вы улыбаетесь только правой стороной лица, это идет больше от сознания, от логики (за правую половину тела отвечает левое (логическое) полушарие). И к реальным чувствам имеет мало отношения.
Кстати, правосторонняя улыбка обычно достаточно кривая. И ее ребенок игнорирует, потому что прекрасно понимает, что это ложная информация.
Когда же вы улыбаетесь только левой стороной, это уже более правдиво и непосредственно. Но это же и сообщает, что сознательно вы улыбаться не хотите. И только симметричная, достаточно конгруэнтная улыбка является свидетельством того, что вы и думаете, и чувствуете одинаково.
Кстати, для тренировки улыбки зеркало плохо подходит. В нем вы видите все перевернуто – правое становится левым, левое – правым. Вы думаете, что улыбаетесь совершенно замечательно, а окружающим так совсем не кажется. Искажение. Для такой тренировки лучше работать либо с видеокамерой (но это не всем по карману), либо с людьми, которые могут дать качественную обратную связь.
Хотя тренироваться можно где угодно – самое главное аккуратно калибровать реакцию окружающих. Это самая замечательная обратная связь – с людьми, не знающими, что нужно как-то специально реагировать.
– А симметричная улыбка тоже может быть неконгруэнтной?
Вообще говоря, да. Знаете, как улыбаются американцы – улыбка широкая, симметричная. НО! Она застывшая. Когда вы ее видите, то сравниваете с вашим представлением о том, как улыбка должна выглядеть, со своей картой. Русские улыбаются немного иначе.
Правда, намного реже.
Если вы улыбаетесь спонтанно, то мышцы работают по-другому. «Сознательная» улыбка более жесткая, резкая, в ней обычно не задействованы мышцы у внешней стороны глаз.
Поэтому, если вы хотите научиться улыбаться действительно конгруэнтно, то старайтесь идти от собственного состояния – найдите у себя внутри чувства, которые и вызывают эту улыбку. И когда захотите улыбаться «специально», вспоминайте эти чувства, а не «правильное напряжение мышц губ». Улыбается ведь человек всем телом – меняется дыхание, голос, мимика, движения. И все это можно заметить…
Если быть честным, я против правил на поведенческом уровне: делайте так и так. Если человеку предложить только один вариант поведения, это лишает его гибкости, лишает выбора. И он превращается в автомат. Только раньше этот автомат, например, грустил, а теперь искренне радуется. Человек гораздо шире, чем ширпотребовский набор эмоций.
Хотя мне было бы гораздо приятнее ехать в метро с людьми улыбающимися, пусть даже не совсем естественно, чем с людьми с тем выражением лица, которое выражает что-то среднее между бесконечной усталостью и омерзением ко всему на свете, как у нас. Скорее всего это культуральное – в России принято, по крайней мере в определенных кругах, всем видом показывать недовольство жизнью. В Штатах, например, больше принято улыбаться (той самой неестественной улыбкой), показывая радость и силу. И если вы появитесь на улице с «российским» выражением лица, то к вам, возможно, подойдут выяснить: «не случилось ли чего?». Так принято, что у нас веселыми в общественном месте позволено быть только в состоянии опьянения.
Наверно, именно поэтому в этом состоянии в метро и не пускают – чтобы не портить общей картины.
На мой взгляд, дело не в том, чтобы все время находиться в одном состоянии, пусть даже достаточно комфортном, сколько в соответствии вашего состояния ситуации и вашим желаниям. Не совсем уместно появиться с открытой милой улыбкой на похоронах.
Впрочем, как и с выражением тоски и страдания на чьем-то дне рождения.
Научитесь соответствовать. Это что-то вроде замка и ключа: ситуация – это замок, а ваше состояние – ключ от этого замка. В этом, наверное, и состоит поведенческая гибкость – выбрать наиболее подходящее поведение к текущему моменту, подобрать ключ к замку. И мы здесь будем заниматься даже не столько нахождением наиболее подходящих способов действий, сколько расширением своего поведенческого арсенала.
Ну ладно, вернемся к конгруэнтности. В более широком смысле – это соответствие, и не только внутреннее, но и внешнее. Можно говорить о том, достаточно ли вы соответствуете ситуации, ваши идеи – вашим поступкам и т. д. Правда в русском языке для этого употребляют другое не менее иностранное слово – адекватность.
– А конгруэнтный человек не имеет проблем?
Когда у человека есть проблема, то это будет проявляться в его неконгруэнтности. Например, один из важных признаков того, что вы достигли результата в работе с клиентом – это его повышение симметрии. Правда, обычно неконгруэнтность проявляется, только когда человек об этой проблеме думает или говорит. Так что конгруэнтность сообщает только о том, что в данный момент «по данной теме» внутренних противоречий нет.
Вот попросите кого-нибудь рассказать о любой его проблеме – скорее всего его тут же перекособочит.
Проблема – это ведь неразрешимое (пока) противоречие. Есть одно, а хочется чего-то иного. И это противоречие и будет проявляться в некогруэнтности. У кого-то больше, у кого-то меньше…
– Желание получить больше, чем имеешь, всегда приводит к проблеме.
Нет, конечно. Противоречие – это то, что движет человеком. Не было бы противоречий, мы бы ничего и не делали. Мир меняется.
Помните: «Единство и борьба противоположностей»?
Противоречия – тот двигатель, который заставляет нас меняться вслед за изменением мира. Просто для одних противоречие – это стена, через которую невозможно перелезть, а для других – необходимое горючее.
Вот сравните, один говорит: «Я не умею знакомиться с девушками. Это у меня никогда не получится. Меня никто никогда не полюбит». Другой же: «Вы знаете, у меня пока не получается знакомиться с девушками. Но я хочу научиться делать это!»
Ситуация, о которой говорят оба этих человека, одна и та же – они не умеют знакомиться с девушками.
Но для одного это ПРОБЛЕМА!!!
Для другого – возможность научиться чему-то новому, тренировка на препятствиях.
Разница только в отношении.
– А как все это использовать в общении?
А тут как минимум две возможности.
С одной стороны, вы можете использовать это для калибровки. Уровень конгруэнтности сообщает о степени искренности человека. Насколько отличается то, что он чувствует, от того, что он вам говорит.
– Калибровка «правда – ложь»?
В том числе.
С другой стороны – чем выше ваша собственная конгруэнтность, тем больше вас слушают, тем выше доверие к вам.
Упражнение «Конгруэнтность»
В группах по 5 человек. Один из вас выступает и что-то рассказывает о себе. Немного, одну-две минуты. Остальные калибруют. Причем одна пара калибрует соответствие содержания и МКАИ, а вторая – симметричность.
Только, если вы калибруете соответствие МКАИ и содержания, вам придется больше ориентироваться на собственный опыт – на то, как обычно проявляются данные переживания у людей. Ну, и если есть возможность, попробовать откалибровать этого конкретного человека в нужном состоянии.
Когда же вы калибруете симметричность, то здесь проще – вы просто сравниваете между собой явно заметные вещи: движения правой и левой рукой, покраснение правой и левой сторон лица…
Симметрия не означает, что они двигаются совершенно синхронно. Пошла правая, одновременно с ней левая… Нет. Просто количество движений и их тип должны быть относительно одинаковы. Например – если правая рука постоянно движется, а левая висит, как плеть – это несимметрично. Но и если правая движется плавно, а левая рывками, и при этом напряжена – это тоже несимметрично.
Когда Выступающий закончит, ему дают обратную связь – что и где, с точки зрения зала, было неконгруэнтно. После этого Выступающему дается еще одна попытка, потом опять обратная связь. Потом последняя, третья попытка, и в конце ее тоже очень короткий ответ из зала, об уровне конгруэнтности. Итого, всего три попытки.
Потом меняетесь ролями.
– А зачем так много калибрующих?
Чем больше обратной связи, тем лучше. Оптимально, чтобы работали 7–9 человек, но это будет очень долго, поэтому пока только четверо.
– Когда человек говорит о своих проблемах, он действительно резко теряет конгруэнтность. Причем достаточно даже просто вспомнить о проблеме.
– Обычно была одновременная потеря симметрии и конгруэнтности по МКАИ и содержанию.
Да, хорошо что вы это заметили. Ведь МКАИ с СКАИ – это условное разделение для того, чтобы было проще калибровать.
– А что, у человека может не быть проблем?
Вполне. Если он не хочет более того, что у него есть, или не относится к этому противоречию, как к проблеме. Из-за этого могут возникнуть трудности, например, в тех психологических направлениях, где просто заранее определяется, что должно являться проблемой, а что нет. И если терапевт убежден в истинности этой модели, он может убедить в этом и своего клиента. Человек достаточно гибок, и если ему достаточно конгруэнтно и убедительно доказывать, что он болен и с головой у него «что-то не то», то он с большой долей вероятности может себе эту проблему организовать.
Пока не знал, что это патология – все было нормально…
Вас мучают эротические сны?
Ну, почему же мучают….
С точки зрения НЛП только сам человек может определить, является ли что-то для него проблемой, или не является. Ему можно помочь это осознать, но решает он самостоятельно. Потому что больше некому.
– В чем разница между тем, что проблему помогают осознать, или тем, что человека убеждают в ее наличии?
Просто в первом случае есть явные внешние признаки наличия проблемы (например, неконгруэнтность), и человек на определенном уровне знает о наличии конфликта, во втором же проблему создают искусственно, просто потому, что в этом убежден терапевт.
– То есть вопрос только в том, чья карта берется за основу – терапевта или клиента.
Можно сказать и так.
Телеграмма: «Доктор, я себя отлично чувствую! Немедленно объясните, почему?»
– Как быть в том случае, когда человек вредит другим, но не воспринимает это как проблему?
Как я понимаю, это проблема тех, кому он «вредит». Другое дело, что он может просто не знать о том, что его действия кому-то мешают. И тогда можно ему об этом сообщить. В результате проблема будет и у него тоже.
Если кратко…
1. Доверие = Подстройка + Конгруэнтность.
2. Конгруэнтность – это уровень внутренней гармонии, согласованности разных сторон личности человека.
3. Всю невербальную информацию, можно разделить на две части: то, что человек может продемонстрировать только всем телом (МКАИ), и то, что может передаваться правой и левой сторонами человека раздельно (СКАИ).
4. Для того, чтобы определить, насколько конгруэнтен человек, калибруют соответствие между МКАИ и содержанием, а также симметричность.
«Конгруэнтность» - слово, которое мы знаем из школьной программы по геометрии. Геометрические фигуры (или тела) конгруэнтны, если одна из них может быть переведена в другую с помощью движения - сдвига, вращения или зеркального отображения. Но, закончив школу, мы узнаем, что этот термин может иметь и другие значения, в том числе и в сфере человеческих отношений. Попробуем в них разобраться.
Латинское слово congruō означает «я совпадаю, я соглашаюсь». И в естественных науках, как и в точных, конгруэнтность означает эквивалентность предметов друг другу. Но перейдя в гуманитарные науки буквальное «совпадение» начинает приобретать новое, метафорическое значение. Так появилось психологическое определение конгруэнтности.
Эту закономерность сформулировал еще Ларошфуко: «Стоит дураку нас похвалить, как он уже не кажется так глуп».
Его история началась в 1955 году, когда была опубликована «Теория конгруэнтности» американских психологов Осгуда и Танненбаума. Основной ее тезис заключался в том, что для того, чтобы побороть когнитивный диссонанс (конфликт идей и представлений в сознании индивида), человек одновременно изменяет свое отношение к двум противоречивым источникам информации.
Например, у вас есть приятель N, к которому вы прекрасно относитесь и считаете его умным и хорошим человеком. И тут он хвалит какое-то явление, которое вам совершенно не нравится - например, новый законопроект. Это создает противоречие: вы привыкли позитивно оценивать суждения N, но его позиция перестала совпадать с вашей. Чтобы восстановить гармонию, можно решить, что а) N дурак и вы в нем разочаровались б) N умный, а вашу позицию надо пересмотреть в) N в чем-то ошибается, но и ваша позиция не так уж правильна. Последний вариант - лучший способ гармонично восстановить баланс оценок, который авторы теории и назвали конгруэнтностью.
Этот пример работает и в обратную сторону - допустим, вам неприятен какой-то человек и вдруг случайно обнаруживается, что он сходит с ума по вашему любимому художнику или высоко оценивает ваши достижения. И вроде он уже не так неприятен, не правда ли? Эту закономерность сформулировал еще в XVII веке писатель Франсуа де Ларошфуко: «Стоит дураку нас похвалить, как он уже не кажется так глуп».
Другой американский психолог Карл Роджерс разработал теорию личности, в которой понятие конгруэнтности имеет совсем иной смысл, чем в социальной психологии. Для него «конгруэнтность»- «термин, который мы используем для обозначения точного соответствия нашего опыта (переживания) и его осознания».
И снова приведем пример. Представим себе, что вы выясняете отношения с близким человеком и чувствуете явное раздражение и гнев, который вы неспособны скрыть. Но поскольку стать субъективным и «потерять лицо», поддаваясь эмоциям, означает проявить слабость, вы не хотите признавать свою злость и продолжаете верить в то, что всего лишь логично отстаиваете свою точку зрения. В такой момент вы неконгруэнтны - вы потеряли соответствие переживания, его осознания и выражения.
Занятно, что из психологии конгруэнтность перекочевала в НЛП, а оттуда - в теории пикаперов. Разработчики планов покорения женщин уверены, что конгруэнтность - необходимое качество для уверенного в себе альфа-самца.
Или, допустим, вы мечтали получить на день рождения самокат, а друзья неожиданно вручают вам набор для покера. Вы не хотите расстраивать друзей и, кисло улыбаясь, благодарите за замечательный подарок. В данном случае вы понимаете, что чувствуете, но не можете это выразить - неконгруэнтность налицо.
И тут возникает серьезное противоречие между этикой и психологией. Роджерс считал, что конгруэнтность - залог внутренней гармонии личности: человек ничего в себе не подавляет, ни в чем себя не обманывает, а значит, становится самим собой и лучше понимает свои желания. С другой стороны, если мы начнем выражать все, что думаем и ощущаем, мы доставим много дискомфорта окружающим и наверняка нарушим ряд светских условностей. И точку баланса тут каждый выбирает сам.
Занятно, что из психологии конгруэнтность перекочевала в НЛП, а оттуда - в теории пикаперов. Разработчики планов покорения женщин уверены, что конгруэнтность - необходимое качество для уверенного в себе альфа-самца. Но, в отличие от теории Роджерса просто быть собой тут все-таки недостаточно для счастья.
« Если вы слабак, и неинтересная серая мышь, то вы можете быть суперконгруэнтным, демонстрируя кто вы есть, но вы не будете клевым» - говорится в одном из пикаперских руководств. - Если вы клевый, но не конгруэнтный - значит вы слишком стараетесь (пытаетесь быть тем, кем в действительности вы не являетесь). Снова мимо. Для того, что бы вас считали привлекательным, вы должны обладать обеими характеристиками». Надо отдать должное автору - определенная логика в этом есть.
Как говорить
Неправильно: «Почему ты на меня кричишь? Что за неконгруэнтная реакция?». Правильно: «неадекватная»
Правильно: «Тебе надо стремиться к конгруэнтности и признавать свои настоящие чувства»
Правильно: «Эти два силуэта конгруэнтны - один является зеркальным отражением другого»