THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Эти произведения представляют собой нечто большее, чем тысячи прочих книг, которыми заполнены полки книжных магазинов. В них прекрасно все – начиная от лаконичного языка талантливых писателей, заканчивая темами, которые поднимают авторы.

«Сцены из провинциальной жизни», Джон Максвелл Кутзее

Южноафриканец Джон Максвелл Кутзее – первый писатель, который был дважды награжден Букеровской премией (в 1983 и 1999 году). В 2003 году он стал лауреатом Нобелевской премии по литературе «за создание бесчисленного количества обличий удивительных ситуаций с участием посторонних». Романам Кутзее присущи хорошо продуманная композиция, богатые диалоги и аналитическое мастерство. Он подвергает беспощадной критике жестокий рационализм и искусственную мораль западной цивилизации. При этом Кутзее из тех писателей, кто редко говорит о своем творчестве, а еще реже – о себе самом. Однако «Сцены из провинциальной жизни», удивительный автобиографический роман, – исключение. Здесь Кутзее предельно откровенен с читателем. Он рассказывает о болезненной, удушающей любви матери, об увлечениях и ошибках, преследовавших его затем годами, и о пути, который ему пришлось пройти, чтобы, наконец, начать писать.

«Скромный герой», Марио Варгас Льоса

Марио Варгас Льоса – выдающийся перуанский прозаик и драматург, получивший Нобелевскую премии по литературе 2010 года «за картографию структуры власти и яркие образы сопротивления, восстания и поражения индивида». Продолжая линию великих латиноамериканских писателей, таких как Хорхе Луис Борхес, Гарсиа Маркес, Хулио Кортасар, он создает удивительные романы, балансирующие на грани реальности и вымысла. В новой книге Варгаса Льосы «Скромный герой» в изящном ритме маринеры виртуозно закручиваются две параллельные сюжетные линии. Трудяга Фелисито Янаке, порядочный и доверчивый, становится жертвой странных шантажистов. В это же время успешный бизнесмен Исмаэль Каррера на закате жизни стремится отомстить двум сыновьям-бездельникам, жаждущим его смерти. И Исмаэль и Фелисито, конечно же, вовсе не герои. Однако там, где другие малодушно соглашаются, эти двое устраивают тихий бунт. На страницах нового романа мелькают и старые знакомые – персонажи мира, созданного Варгасом Льосой.

«Луны Юпитера», Элис Манро

Канадская писательница Элис Манро – мастер современного короткого рассказа, лауреат Нобелевской премии по литературе 2013 года. Критики постоянно сравнивают Манро с Чеховым, и это сравнение не лишено оснований: подобно русскому писателю, она умеет рассказать историю так, что читатели, даже принадлежащие к совсем другой культуре, узнают в героях самих себя. Вот и эти двенадцать историй, изложенные, на первый взгляд, бесхитростным языком, раскрывают удивительные сюжетные бездны. На каких-то двадцати страницах Манро умудряется создать целый мир - живой, осязаемый и невероятно притягательный.

«Возлюбленная», Тони Моррисон

Тони Моррисон получила в 1993 году Нобелевскую премию по литературе как писательница, «которая в своих полных мечты и поэзии романах оживила важный аспект американской реальности». Самый знаменитый ее роман «Возлюбленная» вышел в 1987 году и получил Пулитцеровскую премию. В основе книги – реальные события, происходившие в штате Огайо в 80-х годах ХIХ века: это удивительная история чернокожей рабыни Сэти, решившейся на страшный поступок – подарить свободу, но забрать жизнь. Сэти убивает свою дочь, спасая ее от рабства. Роман о том, как трудно порой бывает вырвать из сердца память о прошлом, о сложном выборе, меняющем судьбу, и людях, которые навсегда остаются любимыми.

«Женщина ниоткуда», Жан-Мари Гюстав Леклезио

Жан-Мари Гюстав Леклезио, один из крупнейших ныне живущих французских писателей, стал лауреатом Нобелевской премии по литературе в 2008 году. Он – автор тридцати книг, среди которых романы, повести, эссе и статьи. В представленной книге впервые на русском языке публикуются сразу две повести Леклезио: «Буря» и «Женщина ниоткуда». Действие первой происходит на острове, затерянном в Японском море, второй – в Кот-д’Ивуаре и парижском предместье. Однако, несмотря на столь обширную географию, героини обеих повестей в чем-то очень похожи – это девочки подростки, которые отчаянно стремятся обрести свое место в неприветливом, враждебном мире. Француз Леклезио, подолгу живший в странах Южной Америки, в Африке, Юго-Восточной Азии, Японии, Таиланде и на своем родном острове Маврикий, пишет о том, как человек, выросший на лоне первозданной природы, ощущает себя в гнетущем пространстве современной цивилизации.

«Мои странные мысли», Орхан Памук

Турецкий прозаик Орхан Памук в 2006 году получил Нобелевскую премию по литературе «за то, что в поисках меланхоличной души родного города нашел новые символы для столкновения и переплетения культур». «Мои странные мысли» - последний роман автора, над которым он работал на протяжении шести лет. Главный герой, Мевлют, работает на улицах Стамбула, наблюдая, как улицы наполняются новыми людьми, а город обретает и теряет новые и старые здания. На его глазах совершаются перевороты, власти сменяют друг друга, а Мевлют все бродит по улицам зимними вечерами, задаваясь вопросом о том, что же отличает его от других людей, почему его посещают странные мысли обо всем на свете, и кто же на самом деле его возлюбленная, которой он пишет письма последние три года.

«Легенды современности. Оккупационные эссе», Чеслав Милош

Чеслав Милош – польский поэт и эссеист, получивший в 1980 году Нобелевскую премию по литературе «за то, что с бесстрашным ясновидением показал незащищенность человека в мире, раздираемом конфликтами». «Легенды современности» – впервые переведенная на русский язык «исповедь сына века», написанная Милошем на руинах Европы в 1942–1943 гг. Она включает в себя эссе, посвященные выдающимся литературным (Дефо, Бальзак, Стендаль, Толстой, Жид, Виткевич) и философским (Джеймс, Ницше, Бергсон) текстам, и полемическую переписку Ч.Милоша и Е.Анджеевского. Исследуя современные мифы и предубеждения, апеллируя к традиции рационализма, Милош пытается найти точки опоры для униженной двумя мировыми войнами европейской культуры.

Фото: Getty Images, архив пресс-служб

Нобелевская премия была учреждена промышленником, изобретателем и инженером-химиком из Швеции, Альфредом Нобелем, и названа в его честь. Она считается самой престижной в мире. Лауреаты получают золотую медаль, на которой изображен А. Б. Нобель, диплом, а также чек на крупную сумму. Последняя складывается из размеров прибылей, которые получает Нобелевский фонд. В 1895 году составил завещание, по которому его капитал был помещен в облигации, акции и займы. Доход, который приносят эти деньги, каждый год делится поровну на пять частей и становится премией за достижения в пяти сферах: в химии, физике, физиологии или медицине, литературе, а также за деятельность по укреплению мира.

Первая Нобелевская премия по литературе была вручена 10 декабря 1901 года, и с тех пор выдается ежегодно в эту дату, являющуюся годовщиной смерти Нобеля. Награждение победителей происходит в Стокгольме самим шведским королем. После получения награды лауреаты Нобелевской премии по литературе должны в течение 6 месяцев выступить с лекцией на тему своей работы. Это непременное условие получения награды.

Решение о том, кому вручить Нобелевскую премию по литературе, принимает Шведская академия, находящаяся в Стокгольме, а также сам Нобелевский комитет, который оглашает лишь количество претендентов, не называя их имен. Сама процедура выбора засекречена, что вызывает иногда злые отзывы критиков и недоброжелателей, заявляющих о том, что награда вручается по политическим мотивам, а не за литературные достижения. Главный аргумент, который приводится в доказательство, - это обойденные премией Набоков, Толстой, Бохрес, Джойс. Однако список получивших ее авторов все равно остается внушительным. Из России лауреаты Нобелевской премии по литературе - пятеро писателей. Подробнее о каждом из них читайте ниже.

Нобелевская премии по литературе 2014 года была присуждена в 107 раз, ее получил Патрик Модиано, и сценарист. То есть с 1901 года обладателями награды стали 111 писателей (поскольку четыре раза она была присуждена двум авторам одновременно).

Перечислять всех лауреатов и знакомиться с каждым из них - это довольно долго. Наиболее известные и читаемые лауреаты Нобелевской премии по литературе и их произведения предлагаются вашему вниманию.

1. Уильям Голдинг, 1983 год

Уильям Голдинг получил премию за свои знаменитые романы, которых в его творчестве насчитывается 12. Наиболее известные, "Повелитель мух" и "Наследники", являются одними из самых продаваемых книг, написанных Нобелевскими лауреатами. Роман "Повелитель мух", вышедший в 1954 году, принес писателю мировую славу. Критики зачастую сравнивают его с романом "Над пропастью во ржи" Сэлинджера по степени его значимости для развития литературы и современной мысли в целом.

2. Тони Моррисон, 1993 год

Лауреаты Нобелевской премии по литературе - не только мужчины, но и женщины. К их числу относится Тони Моррисон. Эта американская писательница родилась в рабочей семье, в штате Огайо. Поступив в Говардский университет, где изучала литературу и английский язык, она начала писать свои произведения. Первый роман, "Самые голубые глаза" (1970), был написан на основе рассказа, составленного нею для университетского кружка литераторов. Он является одним из самых популярных произведений Тони Моррисон. Другой ее роман, "Сула", опубликованный в 1975 году, был выдвинут на Национальную США.

3. 1962 год

Наиболее известные произведения Стейнбека - "К востоку от рая", "Гроздья гнева", "О мышах и людях". В 1939 году роман "Гроздья гнева" стал бестселлером, было продано более 50 тысяч экземпляров, а на сегодняшний день их число составляет более 75 миллионов. До 1962 года писатель выдвигался на премию 8 раз, и сам он считал, что недостоин такой награды. Да и многие американские критики отмечали, что его поздние романы значительно слабее предыдущих, и отозвались негативно по поводу этого награждения. В 2013 году, когда были рассекречены некоторые документы Шведской академии (которые хранятся в строгом секрете в течение 50 лет), стало ясно, что писателя наградили потому, что в этом году он оказался "лучшим в плохой компании".

4. Эрнест Хемингуэй, 1954 год

Этот литератор стал одним из девяти обладателей премии по литературе, которым она была вручена не за творчество в целом, а за конкретное произведение, а именно за повесть "Старик и море". Это же произведение, впервые опубликованное в 1952 году, принесло писателю в следующем, 1953, и еще одну престижную награду - Пулитцеровскую премию.

В этом же году Нобелевский комитет включил Хемингуэя в список кандидатов, однако обладателем награды стал в тот раз Уинстон Черчилль, которому к тому времени исполнилось уже 79 лет, и поэтому было решено не затягивать с вручением премии. А Эрнест Хемингуэй стал заслуженным обладателем награды в следующем, 1954 году.

5. Маркес, 1982 год

Лауреаты Нобелевской премии по литературе в 1982 году включили в свои ряды Габриэля Гарсиа Маркеса. Он стал первым писателем из Колумбии, который удостоился награды Шведской академии. Его книги, среди которых следует особо отметить "Хронику объявленной смерти", "Осень патриарха", а также "Любовь во время холеры", стали самыми продаваемыми произведениями, написанными на испанском языке, за всю его историю. Роман "Сто лет одиночества" (1967 год), который другой лауреат Нобелевской премии, Пабло Неруда, назвал самым великим после романа Сервантеса "Дон Кихот" творением на испанском, был переведен более чем на 25 языков мира, а общий тираж произведения составил более 50 миллионов экземпляров.

6. Сэмюэл Беккет, 1969 год

Нобелевская премия по литературе в 1969 году была вручена Сэмюэлу Беккету. Этот ирландский писатель является одним из самых известных представителей модернизма. Именно он совместно с Эженом Ионеску основал знаменитый "театр абсурда". Сэмюэл Беккет писал свои произведения на двух языках - английском и французском. Наиболее известным детищем его пера стала пьеса "В ожидании Годо", написанная на французском. Сюжет произведения следующий. Главные герои на протяжении всей пьесы ожидают некоего Годо, который должен внести некоторый смысл в их существование. Однако тот так и не появляется, поэтому читателю или зрителю приходится самостоятельно решать, что это был за образ.

Беккет увлекался игрой в шахматы, пользовался успехом у женщин, однако вел довольно замкнутый образ жизни. Даже приехать на церемонию вручения Нобелевской премии он не согласился, отправив вместо себя своего издателя, Жерома Линдона.

7. Уильям Фолкнер, 1949 год

Нобелевская премия по литературе в 1949 году досталась Он также сначала отказался поехать в Стокгольм за наградой, но в конце концов его уговорила на это дочь. Джон Кеннеди отправил ему приглашение на обед, организованный в честь лауреатов Нобелевской премии. Однако Фолкнер, всю жизнь считавший себя "не писателем, а фермером", по его собственному выражению, отказался принять приглашение, сославшись на старость.

Наиболее известными и популярными романами автора являются "Шум и ярость" и "Когда я умирала". Однако успех к этим произведениям пришел не сразу, долгое время они практически не продавались. Роман "Шум и ярость", опубликованный в 1929 году, за первые 16 лет после публикации был продан лишь тиражом в три тысячи экземпляров. Однако в 1949 году, к моменту получения автором Нобелевской премии, этот роман уже являлся образцом классической литературы Америки.

В 2012 году в Великобритании вышло особое издание этого произведения, в котором текст был напечатан 14 разными цветами, что было сделано по желанию писателя для того, чтобы читатель мог замечать различные временные плоскости. Ограниченный тираж романа составил всего 1480 экземпляров и разошелся сразу же после выхода. Сейчас стоимость книги этого редкого издания оценивается примерно в 115 тысяч рублей.

8. 2007 год

Нобелевская премия по литературе в 2007 году была присуждена Дорис Лессинг. Эта писательница и поэтесса из Великобритании получила награду в возрасте 88 лет и стала самой пожилой ее обладательницей. Она также стала одиннадцатой женщиной (из 13), удостоившейся Нобелевской премии.

Лессинг не имела большой популярности у критиков, так как она редко писала на темы, посвященные насущным социальным вопросам, ее даже часто называли пропагандисткой суфизма, учения, проповедующего отказ от мирской суеты. Тем не менее, по версии журнала The Times, эта писательница занимает пятое место в списке 50 величайших авторов Великобритании, издававшихся после 1945 года.

Самым популярным произведением Дорис Лессинг считается роман "Золотая тетрадь", вышедший в 1962 году. Некоторые критики относят его к образцам классической феминистской прозы, однако сама писательница с таким мнением категорически не согласна.

9. Альбер Камю, 1957

Нобелевскую премию по литературе получили и французские писатели. Один из них, писатель, журналист, эссеист алжирского происхождения, Альбер Камю, является "совестью Запада". Самым известным его произведением является вышедшая в 1942 году во Франции повесть "Посторонний". В 1946 году был сделан английский перевод, начались продажи, и уже за несколько лет количество проданных экземпляров составило более 3,5 млн.

Альбера Камю часто относят к представителям экзистенциализма, однако сам он с этим не соглашался и всячески отрицал подобное определение. Так, в речи, произнесенной при вручении Нобелевской премии, он отметил, что в своем творчестве стремился "избежать откровенной лжи и противостоять угнетению".

10. Элис Манро, 2013 год

В 2013 году номинанты Нобелевской премии по литературе включили в свой список Элис Манро. Представительница Канады, эта новеллистка прославилась в жанре короткого рассказа. Писать их она начала рано, с подростковых лет, однако первый сборник ее произведений под названием "Танец счастливых теней" вышел в свет лишь в 1968 году, когда автору исполнилось уже 37 лет. В 1971 году появился следующий сборник, "Жизни девочек и женщин", который критики назвали "романом воспитания". Другие ее литературные труды включают книги: "А кто ты, собственно, такая?", "Беглец", "Слишком много счастья". По одному из ее сборников, "Ненависть, дружба, ухаживание, влюбленность, брак", изданному в 2001 году, даже вышел канадский фильм под названием "Вдали от нее", режиссером которого является Сара Полли. Самой популярной книгой автора считается "Дорогая жизнь", вышедшая в 2012 году.

Манро часто называют "канадским Чеховым", поскольку стили этих писателей похожи. Как и у русского писателя, он характеризуется психологическим реализмом и ясностью.

Лауреаты Нобелевской премии по литературе из России

К настоящему времени обладателями премии являются пять русских писателей. Первым из них лауреатом стал И. А. Бунин.

1. Иван Алексеевич Бунин, 1933 год

Это известный русский писатель и поэт, выдающийся мастер реалистической прозы, являющийся почетным членом Петербургской академии наук. В 1920 году Иван Алексеевич эмигрировал во Францию, и при вручении награды отметил, что Шведская академия поступила весьма смело, наградив писателя-эмигранта. Среди претендентов на премию этого года значился и другой русский литератор, М. Горький, однако, во многом благодаря выходу в печать к тому времени книги "Жизнь Арсеньева" чаша весов склонилась все-таки в сторону Ивана Алексеевича.

Первые стихи Бунин начал писать еще в возрасте 7-8 лет. Позже выходят его известные произведения: повесть "Деревня", сборник "Суходол", книги "Иоанн Рыдалец", "Господин из Сан-Франциско" и др. В 20-х годах им были написаны (1924 год) и "Солнечный удар" (1927 год). А в 1943 году на свет появилась вершина творчества Ивана Александровича, сборник рассказов "Темные аллеи". Эта книга была посвящена лишь одной теме - любви, ее "темным" и мрачным сторонам, как писал автор в одном из своих писем.

2. Борис Леонидович Пастернак, 1958 год

Лауреаты Нобелевской премии по литературе из России в 1958 году включили в свой список Бориса Леонидовича Пастернака. Поэту была присуждена премия в непростое время. Он был вынужден отказаться от нее под угрозой ссылки из России. Однако Нобелевский комитет расценил отказ Бориса Леонидовича как вынужденный, в 1989 году передал медаль и диплом уже после смерти писателя его сыну. Знаменитый роман "Доктор Живаго" является подлинным художественным завещанием Пастернака. Написано это произведение было в 1955 году. Альбер Камю, лауреат 1957 года, с восхищением отозвался об этом романе.

3. Михаил Александрович Шолохов, 1965 год

В 1965 году М. А. Шолохову была вручена Нобелевская премия по литературе. Россия в очередной раз доказала всему миру, что у нее есть талантливые писатели. Начав свою литературную деятельность как представитель реализма, изображающий глубокие противоречия жизни, Шолохов, однако, в некоторых произведениях оказывается в плену социалистического течения. Во время вручения Нобелевской премии Михаил Александрович произнес речь, в которой отметил, что в своих произведениях стремился воздать хвалу "нации тружеников, строителей и героев".

В 1926 году он начал свой главный роман, "Тихий Дон", и завершил его в 1940 году, задолго до того, как ему была вручена Нобелевская премия по литературе. Произведения Шолохова публиковались частями, в том числе и "Тихий Дон". В 1928 году, во многом благодаря содействию А. С. Серафимовича, друга Михаила Александровича, в печати появилась первая часть. Уже в следующем году был издан второй том. Третий был опубликован в 1932-1933 годы, уже при содействии и поддержке М. Горького. Последний, четвертый, том вышел в свет в 1940 году. Этот роман имел большое значение как для русской, так и для мировой литературы. Он был переведен на многие языки мира, стал основой знаменитой оперы Ивана Дзержинского, а также многочисленных театральных постановок и фильмов.

Некоторые, однако, обвиняли Шолохова в плагиате (в том числе А. И. Солженицын), считая, что большая часть произведения была переписана с рукописей Ф. Д. Крюкова, казацкого писателя. Другие исследователи подтверждали авторство Шолохова.

Кроме этого труда, Шолохов в 1932 году создал и "Поднятую целину", произведение, повествующее об истории коллективизации в среде казачества. В 1955 году вышли первые главы второго тома, а в начале 1960 были закончены последние.

В конце 1942 года был напечатан третий роман, "Они сражались за родину".

4. Александр Исаевич Солженицын, 1970 год

Нобелевская премия в области литературы в 1970 году была присуждена А. И. Солженицыну. Александр Исаевич принял ее, однако на церемонии награждения присутствовать не решился, поскольку опасался советского правительства, которое расценило решение Нобелевского комитета как "политически враждебное". Солженицын боялся, что не сможет вернуться на родину после этой поездки, хотя Нобелевская премия по литературе 1970 года, полученная им, повышала престиж нашей страны. В своем творчестве он затрагивал острые общественно-политические проблемы, активно боролся против коммунизма, его идей и политики советской власти.

К главным произведениям Александра Исаевича Солженицына относятся: "Один день Ивана Денисовича" (1962 год), рассказ "Матренин двор", роман "В круге первом" (писавшийся с 1955 по 1968 год), "Архипелаг ГУЛАГ" (1964-1970). Первым опубликованным произведением был рассказ "Один день Ивана Денисовича", появившийся в журнале "Новый мир". Эта публикация вызвала большой интерес и многочисленные отклики читателей, что вдохновило писателя на создание "Архипелага ГУЛАГ". В 1964 году первый рассказ Александра Исаевича получил Ленинскую премию.

Однако уже спустя год он теряет расположение советских властей, а его произведения запрещают печатать. Его романы "Архипелаг ГУЛАГ", "В круге первом" и "Раковый корпус" были изданы за рубежом, за что в 1974 году писателя лишили гражданства, и он был вынужден эмигрировать. Лишь 20 лет спустя ему удалось вернуться на родину. В 2001-2002 годах появляется большой труд Солженицына "Двести лет вместе". Умер Александр Исаевич в 2008 году.

5. Иосиф Александрович Бродский, 1987

Обладатели Нобелевской премии по литературе в 1987 году пополнили свои ряды И. А. Бродским. В 1972 году писатель был вынужден эмигрировать в США, поэтому всемирная энциклопедия даже называет его американским. Среди всех литераторов, получивших Нобелевскую премию, он является самым молодым. Своей лирикой он осмыслял мир как единое культурное и метафизическое целое, а также указывал на ограниченность восприятия человека как субъекта познания.

Иосиф Александрович писал не только на русском, но и на английском языке стихи, эссе, литературную критику. Сразу же после выхода в свет на Западе его первого сборника, в 1965 году, к Бродскому пришла международная слава. К лучшим книгам автора относятся: "Набережная неисцелимых", "Часть речи", "Пейзаж с наводнением", "Конец прекрасной эпохи", "Остановка в пустыне" и другие.

Нобелевская премия по литературе

Награждаются : писатели за достижения в области литературы.

Значение в области литературы : самая престижная литературная премия.

Премия учреждена : по воле Альфреда Нобеля в 1895 году. Вручается с 1901 года.

Кандидаты выдвигаются : членами Шведской академии, других академий, институтов и обществ с аналогичными задачами и целями; профессорами литературы и лингвистики; лауреатами Нобелевской премии в области литературы; председателями авторских союзов, представляющих литературное творчество в соответствующих странах.
Отбор кандидатов производит Нобелевский комитет по литературе.

Победители выбираются : Шведской академией.

Премия присуждается : один раз в год.

Лауреаты награждаются : медалью с изображением Нобеля, дипломом и денежной премией, размер которой меняется.

Лауреаты премии и обоснование награды :

1901 — Сюлли-Прюдом, Франция. За выдающиеся литературные добродетели, особенно же за высокий идеализм, художественное совершенство, а также за необыкновенное объединение душевности и таланта, о чём свидетельствуют его книги

1902 — Теодор Моммзен, Германия. Одному из выдающихся исторических писателей, перу которого принадлежит такая монументальная работа, как «Римская история»

1903 — Бьёрнстьерне Бьёрнсон, Норвегия. За благородную высокую и разностороннюю поэзию, которая всегда отмечалась свежестью вдохновения и редчайшей чистотой духа

1904 — Фредерик Мистраль, Франция. За свежесть и оригинальность поэтических произведений, которые правдиво отображают дух народа

Хосе Эчегарай-и-Эйсагирре, Испания. За многочисленные заслуги в возрождении традиций испанской драмы

1905 — Генрик Сенкевич, Польша. За выдающиеся заслуги в области эпоса

1906 — Джозуэ Кардуччи, Италия. Не только за глубокие знания и критичный ум, а прежде всего за творческую энергию, свежесть стиля и лирическую силу, характерную для его поэтических шедевров

1907 — Редьярд Киплинг, Великобритания. За наблюдательность, яркую фантазию, зрелость идей и выдающийся талант повествователя

1908 — Рудольф Эйкен, Германия. За серьёзные поиски истины, всепроницающую силу мысли, широкий кругозор, живость и убедительность, с которыми он отстаивал и развивал идеалистическую философию

1909 — Сельма Лагерлёф, Швеция. Как дань высокому идеализму, яркому воображению и духовному проникновению, которые отличают все её произведения

1910 — Пауль Хейзе, Германия. За художественность, идеализм, которые он демонстрировал на протяжении своего долголетнего и продуктивного творческого пути как лирический поэт, драматург, романист, автор всемирно известных новелл

1911 — Морис Метерлинк, Бельгия. За многогранную литературную деятельность, а особенно за драматические произведения, которые отмечаются богатством воображения и поэтической фантазией

1912 — Герхарт Гауптман, Германия. Прежде всего на знак признания плодотворной, разнообразной и выдающейся деятельности в области драматического искусства

1913 — Рабиндранат Тагор, Индия. За глубоко чувствительные, оригинальные и прекрасные стихи, в которых с исключительным мастерством выразилось его поэтическое мышление, которое стало, по его словам, частью литературы Запада

1915 — Ромен Роллан, Франция. За высокий идеализм художественных произведений, за сочувствие и любовь к истине, с которой он описывает различные человеческие типажи

1916 — Карл Хейденстам, Швеция. В знак признания его значения, как виднейшего представителя новой эпохи в мировой литературе

1917 — Карл Гьеллеруп, Дания. За многообразное поэтическое творчество и возвышенные идеалы

Хенрик Понтоппидан, Дания. За правдивое описание современной жизни Дании

1919 — Карл Шпиттелер, Швейцария. За несравненный эпос «Олимпийская весна»

1920 — Кнут Гамсун, Норвегия. За монументальное произведение «Соки земли» о жизни норвежских крестьян, сохранивших свою вековую привязанность к земле и верность патриархальным традициям

1921 — Анатоль Франс, Франция. За блестящие литературные достижения, отмеченные изысканностью стиля, глубоко выстраданным гуманизмом и истинно галльским темпераментом

1922 — Хасинто Бенавенте-и-Мартинес, Испания. За блестящее мастерство, с которым он продолжил славные традиции испанской драмы

1923 — Уильям Йейтс, Ирландия. За вдохновенное поэтическое творчество, передающее в высокохудожественной форме национальный дух

1924 — Владислав Реймонт, Польша. За выдающийся национальный эпос — роман «Мужики»

1925 — Бернард Шоу, Великобритания. За творчество, отмеченное идеализмом и гуманизмом, за искрометную сатиру, которая часто сочетается с исключительной поэтической красотой

1926 — Грация Деледда, Италия. За поэтические сочинения, в которых с пластической ясностью описывается жизнь её родного острова, а также за глубину подхода к человеческим проблемам в целом

1927 — Анри Бергсон, Франция. В знак признания его ярких и жизнеутверждающих идей, а также за то исключительное мастерство, с которым эти идеи были воплощены

1928 — Сигрид Унсет, Норвегия. За запоминающееся описание скандинавского средневековья

1929 — Томас Манн, Германия. Прежде всего, за великий роман «Будденброки», который стал классикой современной литературы, и популярность которого неуклонно растет

1930 — Синклер Льюис, США. За мощное и выразительное искусство повествования и за редкое умение с сатирой и юмором создавать новые типы и характеры

1931 — Эрик Карлфельдт, Швеция. За его поэзию

1932 — Джон Голсуорси, Великобритания. За высокое искусство повествования, вершиной которого является «Сага о Форсайтах»

1933 — Иван Бунин. За строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы

1934 — Луиджи Пиранделло, Италияю. За творческую смелость и изобретательность в возрождении драматургического и сценического искусства

1936 — Юджин О’Нил, США. За силу воздействия, правдивость и глубину драматических произведений, по-новому трактующих жанр трагедии

1937 — Роже Мартен дю Гар, Франция. За художественную силу и правду в изображении человека и наиболее существенных сторон современной жизни

1938 — Перл Бак, США. За многогранное, поистине эпическое описание жизни китайских крестьян и за биографические шедевры

1939 — Франс Силланпяя, Финляндия. За глубокое проникновение в жизнь финских крестьян и превосходное описание их обычаев и связи с природой

1944 — Вильхельм Йенсен, Дания. За редкую силу и богатство поэтического воображения в сочетании с интеллектуальной любознательностью и самобытностью творческого стиля

1945 — Габриэла Мистраль, Чили. За поэзию истинного чувства, сделавшую её имя символом идеалистического устремления для всей Латинской Америки

1946 — Герман Гессе, Швейцария. За вдохновенное творчество, в котором проявляются классические идеалы гуманизма, а также за блестящий стиль

1947 — Андре Жид, Франция. За глубокие и художественно значимые произведения, в которых человеческие проблемы представлены с бесстрашной любовью к истине и глубокой психологической проницательностью

1948 — Томас Элиот, Великобритания. За выдающийся новаторский вклад в современную поэзию

1949 — Уильям Фолкнер, США. За его значительный и с художественной точки зрения уникальный вклад в развитие современного американского романа

1950 — Бертран Рассел, Великобритания. Одному из самых блестящих представителей рационализма и гуманизма, бесстрашному борцу за свободу слова и свободу мысли

1951 — Пер Лагерквист, Швеция. За художественную силу и абсолютную независимость суждений писателя, который искал ответы на вечные вопросы, стоящие перед человечеством

1952 — Франсуа Мориак, Франция. За глубокое духовное прозрение и художественную силу, с которой он в своих романах отразил драму человеческой жизни

1953 — Уинстон Черчилль, Великобритания. За высокое мастерство произведений исторического и биографического характера, а также за блестящее ораторское искусство, с помощью которого отстаивались высшие человеческие ценности

1954 — Эрнест Хемингуэй, США. За повествовательное мастерство, в очередной раз продемонстрированное в «Старике и море»

1955 — Халлдор Лакснесс, Исландия. За яркую эпическую силу, которая возродила великое повествовательное искусство Исландии

1956 — Хуан Хименес, Испания. За лирическую поэзию, образец высокого духа и художественной чистоты в испанской поэзии

1957 — Альбер Камю, Франция. За огромный вклад в литературу, высветивший значение человеческой совести

1958 — Борис Пастернак, СССР. За значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа

1959 — Сальваторе Квазимодо, Италия. За лирическую поэзию, которая с классической живостью выражает трагический опыт нашего времени

1960 — Сен-Жон Перс, Франция. За возвышенность и образность, которые средствами поэзии отражают обстоятельства нашего времени

1961 — Иво Андрич, Югославия. За силу эпического дарования, позволившую во всей полноте раскрыть человеческие судьбы и проблемы, связанные с историей его страны

1962 — Джон Стейнбек, США. За реалистический и поэтический дар, сочетающийся с мягким юмором и острым социальным видением

1963 — Йоргос Сеферис, Греция. За выдающиеся лирические произведения, исполненные преклонения перед миром древних эллинов
1964 — Жан-Поль Сартр, Франция. За богатое идеями, пронизанное духом свободы и поисками истины творчество, оказавшее огромное влияние на наше время

1965 — Михаил Шолохов, СССР. За художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время

1966 — Шмуэль Агнон, Израиль. За глубоко оригинальное искусство повествования, навеянное еврейскими народными мотивами

Нелли Закс, Швеция. За выдающиеся лирические и драматические произведения, исследующие судьбу еврейского народа

1967 — Мигель Астуриас, Гватемала. За яркое творческое достижение, в основе которого лежит интерес к обычаям и традициям индейцев Латинской Америки

1968 — Ясунари Кавабата, Япония. За писательское мастерство, которое передает сущность японского сознания

1969 — Сэмюэл Беккет, Ирландия. За новаторские произведения в прозе и драматургии, в которых трагизм современного человека становится его триумфом

1970 — Александр Солженицын, СССР. За нравственную силу, с которой он следовал непреложным традициям русской литературы

1971 — Пабло Неруда, Чили. За поэзию, которая со сверхъестественной силой воплотила в себе судьбу целого континента

1972 — Генрих Бёлль, Германия. За творчество, в котором сочетается широкий охват действительности с высоким искусством создания характеров и которое стало весомым вкладом в возрождение немецкой литературы

1973 — Патрик Уайт, Австралия. За эпическое и психологическое мастерство, благодаря которому был открыт новый литературный материк

1974 — Эйвинд Юнсон, Швеция. За повествовательное искусство, прозревающее пространство и время и служащее свободе

Харри Мартинсон, Швеция. За творчество, в котором есть всё — от капли росы до космоса

1975 — Эудженио Монтале, Италия. За выдающиеся достижения в поэзии, обозначенные огромной проникновенностью и освещением правдивого, без иллюзий, взгляда на жизнь

1976 — Сол Беллоу, США. За гуманизм и тонкий анализ современной культуры, сочетающиеся в его творчестве

1977 — Висенте Алейсандре, Испания. За выдающееся поэтическое творчество, которое отражает положение человека в космосе и современном обществе и в то же время представляет собой величественное свидетельство возрождения традиций испанской поэзии в период между мировыми войнами

1978 — Исаак Башевис-Зингер, США. За эмоциональное искусство повествования, которое, уходя своими корнями в польско-еврейские культурные традиции, поднимает вечные вопросы

1979 — Одисеас Элитис, Греция. За поэтическое творчество, которое в русле греческой традиции, с чувственной силой и интеллектуальной проницательностью рисует борьбу современного человека за свободу и независимость

1980 — Чеслав Милош Польша. За то, что с бесстрашным ясновидением показал незащищенность человека в мире, раздираемом конфликтами

1981 — Элиас Канетти, Великобритания. За огромный вклад в литературу, высветивший значение человеческой совести

1982 — Габриэль Гарсиа Маркес, Колумбия. За романы и рассказы, в которых фантазия и реальность, совмещаясь, отражают жизнь и конфликты целого континента

1983 — Уильям Голдинг, Великобритания. За романы, в которых обращается к сущности человеческой природы и проблеме зла, все они объединены идеей борьбы за выживание

1984 — Ярослав Сейферт, Чехословакия. За поэзию, которая отличается свежестью, чувственностью и богатым воображением и свидетельствует о независимости духа и разносторонности человека

1985 — Клод Симон, Франция. За сочетание в его творчестве поэтического и живописного начал

1986 — Воле Шойинка, Нигерия. За создание театра огромной культурной перспективы и поэзии

1987 — Иосиф Бродский, США. За всеобъемлющее творчество, пропитанное ясностью мысли и страстностью поэзии

1988 — Нагиб Махфуз, Египет. За реализм и богатство оттенков арабского рассказа, который имеет значение для всего человечества

1989 — Камило Села, Испания. За выразительную и мощную прозу, которая сочувственно и трогательно описывает человеческие слабости

1990 — Октавио Пас, Мексика. За пристрастные всеобъемлющие произведения, отмеченные чувственным интеллектом и гуманистической целостностью

1991 — Надин Гордимер, ЮАР. За то, что своим великолепным эпосом принесла огромную пользу человечеству

1992 — Дерек Уолкотт, Сент-Люсия. За яркое поэтическое творчество, исполненное историзма и являющееся результатом преданности культуре во всем её многообразии

1993 — Тони Моррисон, США. За то, что в своих полных мечты и поэзии романах оживила важный аспект американской реальности

1994 — Кэндзабуро Оэ, Япония. За то, что он с поэтической силой сотворил воображаемый мир, в котором реальность и миф, объединяясь, представляют тревожную картину сегодняшних человеческих невзгод

1995 — Шеймас Хини, Ирландия. За лирическую красоту и этическую глубину поэзии, открывающую перед нами удивительные будни и оживающее прошлое

1996 — Вислава Шимборская, Польша. За поэзию, которая с предельной точностью описывает исторические и биологические явления в контексте человеческой реальности

1997 — Дарио Фо, Италия. За то, что он, наследуя средневековых шутов, порицает власть и авторитет и защищает достоинство угнетенных

1998 — Жозе Сарамаго, Португалия. За работы, которые, используя притчи, подкрепленные воображением, состраданием и иронией, дают возможность понять иллюзорную реальность

1999 — Гюнтер Грасс, Германия. За то, что его игривые и мрачные притчи освещают забытый образ истории

2000 — Гао Синцзянь, Франция. За произведения вселенского значения, отмеченные горечью за положение человека в современном мире

2001 — Видиадхар Найпол, Великобритания. За непреклонную честность, что заставляет нас задуматься над фактами, которые обсуждать обычно не принято

2002 — Имре Кертес, Венгрия. За то, что в своем творчестве Кертеш дает ответ на вопрос о том, как индивидуум может продолжать жить и мыслить в эпоху, когда общество все активнее подчиняет себе личность

2003 — Джон Кутзее, Южная Африка. За создание бесчисленного количества обличий удивительных ситуаций с участием посторонних

2004 — Эльфрида Елинек, Австрия. За музыкальные переливы голосов и отголосков в романах и пьесах, которые с экстраординарным лингвистическим усердием раскрывают абсурдность социальных клише и их порабощающей силы

2005 — Гарольд Пинтер, Великобритания. За то, что в своих пьесах приоткрывает пропасть, лежащую под суетой повседневности, и вторгается в застенки угнетения

2006 — Орхан Памук, Турция. За то, что в поисках меланхоличной души родного города нашёл новые символы для столкновения и переплетения культур

2007 — Дорис Лессинг, Великобритания. За исполненное скепсиса, страсти и провидческой силы постижение опыта женщин

2008 — Гюстав Леклезио, Франция, Маврикий. За то, что Леклезио пишет «о новых направлениях, поэтических приключениях, чувственных восторгах», он — «исследователь человечества вне пределов правящей цивилизации»

2009 — Герта Мюллер, Германия. С сосредоточенностью в поэзии и искренностью в прозе описывает жизнь обездоленных

2010 — Марио Варгас Льоса, Испания. За картографию структуры власти и яркие образы сопротивления, восстания и поражения индивида

2011 — Тумас Транстрёмер, Швеция. За точные и богатые образы, которые дали читателям по-новому взглянуть на реальный мир

2012 — Мо Янь, Китай. За его умопомрачительный реализм, который объединяет народные сказки с современностью

2013 — Элис Манр, Канада. Мастеру современного короткого рассказа

ИСТОРИЯ РОССИИ

«Prix Nobel? Oui, ma belle» . Так шутил Бродский задолго до получения Нобелевской премии, являющейся самой важной наградой практически для любого писателя. Несмотря на щедрую россыпь русских гениев литературы, только пятерым из них удалось получить высшую награду. Однако многие из них, если не все, получив ее, понесли громадные потери в своей жизни.

Нобелевская премия 1933 года «За правдивый артистический талант, с которым он воссоздал в прозе типичный русский характер».

Бунин стал первым русским литератором, получившим Нобелевскую премию. Особый резонанс этому событию придавал тот факт, что Бунин уже 13 лет, даже как турист не появлялся в России. Поэтому когда его известили о звонке из Стокгольма, Бунин не мог поверить в случившееся. В Париже новость разлетелась мгновенно. Каждый русский, независимо от финансового положения и должности просаживал в кабаке свои последние гроши, радуясь, что лучшим оказался их соотечественник.

Оказавшись в шведской столице, Бунин был, чуть ли не самым популярным русским человеком в мире, на него подолгу засматривались, оглядывались, шептались. Он удивлялся, сравнивая свою известность и почет со славой знаменитого тенора.



Церемония вручения Нобелевской премии.
И. А. Бунин в первом ряду крайний справа.
Стокгольм, 1933

Нобелевская премия 1958 года «За значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа»

Кандидатура Пастернака на Нобелевскую премию обсуждалась в Нобелевском комитете ежегодно, еще с 1946 по 1950 года. После личной телеграммы главы комитета и уведомления Пастернака о награде, писатель ответил следующими словами: «Благодарен, рад, горд, смущен». Но через некоторое время, после спланированной общественной травли писателя и его друзей, публичного гонения, сеяния нелицеприятного и даже вражеского образа в массах, Пастернак отказался от премии, написав письмо уже более объемного содержания.

После присуждения премии всю ношу «гонимого поэта» Пастернак пронес на себе не понаслышке. Причем ношу эту он нес вовсе не за свои стихи (хотя именно за них, по большей части, ему была присуждена Нобелевская премия), а за «антисовесткий» роман «Доктор Живаго». Нес, даже отказавшись от столь почетной премии и солидной суммы в 250000 крон. По словам самого писателя, он бы все равно не взял эти деньги, отправив их в другое, более полезное место, нежели собственный карман.

9 декабря 1989 года, в Стокгольме, сыну Бориса Пастернака, Евгению, на торжественном приеме, приуроченному лауретам Нобелевской премии того года были вручены диплом и Нобелевская медаль Бориса Пастернака.



Пастернак Евгений Борисович

Нобелевская премия 1965 года «за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время» .

Шолохов, так же как и Пастернак, неоднократно появлялся в поле зрения Нобелевского комитета. Более того, их пути, как и их детища, невольно, да и вольно тоже, не раз пересекались. Их романы, без участия самих авторов «мешали» друг другу завоевать главную награду. Бессмысленно выбирать лучший из двух блестящих, но таких разных произведений. Тем более, что и давалась (и дается) Нобелевская премия в обоих случаях не за отдельные произведения, а за общий вклад в целом, за особую составляющую всего творчества. Однажды, в 1954 году, Нобелевский комитет не присвоил Шолохову награду лишь из-за того, что письмо-рекомендация академика Академии наук СССР Сергеева-Ценского пришло позже на пару дней, и у комитета не было достаточно времени для рассмотрения кандидатуры Шолохова. Считается же, что роман («Тихий Дон») на то время не был выгоден Швеции политически, а художественная ценность всегда играла для комитета роль второстепенную. В 1958 году, когда фигура Шолохова выглядела айсбергом в Балтийском море, премия досталась Пастернаку. Уже седому, шестидесятилетнему Шолохову в Стокгольме была вручена его заслуженная Нобелевская премия, после которой писатель прочел такую же чистую и честную, как и все его творчество, речь.



Михаил Александрович в Золотом зале Стокгольмской ратуши
перед началом вручения Нобелевской премии.

Нобелевская премия 1970 года «За нравственную силу, почерпнутую в традиции великой русской литературы».

Об этой премии Солженицын узнал еще в лагерях. И в душе он стремился стать ее лауреатом. В 1970 году, после присуждения ему Нобелевской премии, Солженицын ответил, что за наградой приедет «лично, в установленный день». Однако, как и двенадцатью годами ранее, когда Пастернаку также угрожали лишением гражданства, Солженицин отменил свою поездку в Стокгольм. Трудно сказать, что он слишком жалел об этом. Читая программу торжественного вечера, он то и дело натыкался на помпезные детали: что и как ему говорить, смокинг или фрак надевать на том или ином банкете. "...Почему обязательно белая бабочка, - думал он, - а в лагерной телогрейке нельзя?" "И как говорить о главном деле всей жизни за "пиршественным столом", когда столы уставлены яствами и все пьют, едят, разговаривают...".

Нобелевская премия 1987 года «За всеобъемлющую литературную деятельность, отличающуюся ясностью мысли и поэтической интенсивностью».

Конечно, Бродскому было куда «легче» получить Нобелевскую премию, чем Пастернаку или Солженицыну. На тот момент он был уже затравленным эмигрантом, лишенным гражданства и права вьезда в Россию. Новость о присуждении Нобелевской премии застала Бродского за ланчем в китайском ресторанчике, неподалеку от Лондона. Известие практически не изменило выражения лица писателя. Он лишь отшутился первым репортерам, что теперь ему придется трепаться языком целый год. Один журналист спросил у Бродского, кем он себя считает: русским или американцем? «Я еврей, русский поэт и английский эссеист», - ответил Бродский.

Известный своим нерешительным характером, Бродский взял в Стокгольм два варианта Нобелевской лекции: на русском и на английском. До последнего момента никто не знал, на каком именно языке писатель прочтет текст. Бродский остановился на русском.



10 декабря 1987 года русскому поэту Иосифу Бродскому была вручена Нобелевская премия по литературе «за всеобъемлющее творчество, проникнутое ясностью мысли и поэтической интенсивностью».

Правообладатель иллюстрации Getty Images

"…а еще одна часть пойдет тому, кто создаст в области литературы самое выдающееся произведение в идеалистическом направлении..."

Из завещания Альфреда Нобеля

Лауреата Нобелевской премии по литературе определяет Шведская академия. Она была основана в 1786 году королем Густавом III для "изучения и упорядочивания шведского языка и словесности".

Нобелевская премия по литературе в цифрах

премий по литературе с 1901 по 2014 годы

    13 женщин стали лауреатами

    4 раза премия была разделена между двумя кандидатами

    42 года было самому молодому лауреату

    64 года средний возраст лауреата на день объявления премии

Нобелевский комитет

В уставе Нобелевского комитета говорится, что "литературой является не только беллетристика, но также и другие произведения, которые по форме или же по стилю представляют литературную ценность".

Требования к произведениям, представленным на Нобелевскую премию, были несколько ослаблены в последнее время. И теперь могут рассматриваться не только произведения, написанные за последний год, но и более ранние работы того же автора, если "их значимость не была оценена до недавнего времени".

Что же имел в виду Альфред Нобель?

Если с физикой, химией и медициной более-менее понятно, то литература, во-первых, не является наукой, а во-вторых, ее трудно загнать в жёсткие рамки объективных критериев.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Шведская академия долго не могла решить, что же имел в виду Альфред Нобель под "идеализмом"

Шведская академия в своем выборе связана не только общими рамками устава Нобелевского фонда (работа, представленная на премию, должна принести максимальные блага всему человечеству), но и отдельным замечанием Нобеля о том, что литературное произведение должно предоставлять это благо в "идеалистическом направлении".

Оба критерия являются достаточно туманными, особенно второй, который вызвал немало споров. Что именно имел в виду Нобель под идеализмом? Проследить историю того, как менялась интерпретация завещания Нобеля Шведской академией, очень сложно, потому что, согласно уставу фонда, вся документация и переписка должны храниться в секрете 50 лет.

Современная интерпретация завещания все-таки придерживается той точки зрения, что под идеализмом Нобель имел в виду не идеалистическое направление в литературе, а, скорее идеальное исполнение, язык и стиль произведения, которые делают его выдающимся.

От европейского идеализма к литературе всего мира

На первой стадии существования Нобелевской премии по литературе (1901-1914) главное внимание уделялось именно идеализму, как литературному течению. Поэтому Нобелевскими лауреатами стали британец Редъярд Киплинг и немец Пауль Хейзе, но не Лев Толстой.

Правообладатель иллюстрации Hulton Archive Image caption Из-за сложностей в интерпретации завещания Альфреда Нобеля Редъярд Киплинг стал лауреатом Нобелевской премии, а Лев Толстой - нет

В 20-х годах XX века Академия отошла от узкого определения идеализма, и перешла к произведениям и авторам, которых отличали идеи "широкого гуманизма". На этой волне Нобелевскими лауреатами стали Анатоль Франс и Бернард Шоу.

В 30-е годы предпочтения стали отдаваться писателям, которые в соответствии с "благом для всего человечества" описывали жизнь современного общества со всеми плюсами и минусами. Так первым Нобелевским лауреатом по литературе стал Синклер Льюис.

После Второй мировой войны произошла очередная смена направлений, и особую популярность приобрели кандидаты, "проложившие новые пути" в литературе. Такими пионерами стали, например, Герман Гессе и Сэмюэл Беккет.

Правообладатель иллюстрации Istock Image caption Шведская академия стремится отойти от европейских авторов, и сделать премию по-настоящему всемирной

В последние годы Шведская академия стала уделять внимание малознакомым авторам из стран всего мира, чтобы сделать Нобелевскую премию по литературе как можно более универсальной.

Добровольно и по принуждению

За всю историю существования нобелевской премии по литературе от нее отказывались всего дважды.

Правообладатель иллюстрации Hulton Archive Image caption Борису Пастернаку пришлось отказаться от Нобелевской премии

Первым в 1958 году Борис Пастернак сначала согласился ее принять, но потом отказался из-за давления со стороны советских властей.

Вторым в 1964 году Нобелевскую премию отклонил Жан-Поль Сартр, который на протяжении всей жизни последовательно отвергал любые официальные знаки признания.

Нобелевская премия по литературе является единственной, в которой ни один кандидат не получал ее дважды.

А важен ли язык?

Правообладатель иллюстрации istock Image caption Насколько важно для Нобелевской премии, чтобы произведение было написано на широко распространенном языке?

Альфред Нобель обратил особое внимание на то, что кандидаты на литературную премию не должны выбираться исключительно из Скандинавских стран или Европы.

Представьте масштаб работы, который свалился на членов Шведской академии, которые как-то должны были ознакомиться с литературными произведениями по всему миру?

Нобелевскую премию по литературе неоднократно упрекали в том, что она слишком "европейская". Но в 1984 году Шведская академия заявила, что сделает все возможное, чтобы премия действительно охватывала писателей во всем мире.

Английский лидирует с большим отрывом

Правообладатель иллюстрации istock Image caption Большинство произведений Нобелевских лауреатов написаны на английском языке

На первом месте среди лауреатов литературной премии идут англоязычные писатели (27), за ними следуют французы (14), немцы (13) и испанцы (11).

Россия находится на седьмом месте с пятью Нобелевскими лауреатами.

Премия и жанры

Среди литературных жанров абсолютным лидером является проза (77), затем идет поэзия (33), драматургия (14), литературные и философские эссе (3) и исторические труды (2).

Правообладатель иллюстрации istock Image caption Уинстон Черчилль получил Нобелевскую премию по литературе за выдающееся ораторское искусство и исторические труды

Лауреатом Нобелевской премии по литературе как раз за историческое сочинение стал британский премьер Уинстон Черчилль в 1953 году. В обосновании присуждения премии говорилось буквально следующее: "за мастерство в исторических и биографических описаниях, также как и за блестящее ораторское искусство, защищающее благородные человеческие ценности".

Лучшее у лучших

Правообладатель иллюстрации Hulton Archive Image caption Михаил Шолохов получил Нобелевскую премию за "Тихий Дон"

Хотя Шведская академия стремится все-таки оценивать все произведения авторов, в девяти случаях указывалась конкретное литературное произведение, удостоенное Нобелевской премии.

В этом списке Михаил Шолохов с "Тихим Доном", Джон Голсуорси с "Сагой о Форсайтах", Томас Манн с "Будденброками" и Эрнест Хемингуэй со "Стариком и морем".

Литературная медаль

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Медаль Нобелевской премии по литературе

На всех Нобелевских медалях на аверсе отчеканено изображение Альфреда Нобеля, а на реверсе – аллегория соответствующих науки или искусства.

На медали по литературе изображен юноша, сидящий под лавровым деревом. Он вдохновенно слушает и записывает то, что ему говорит муза.

Надпись по латыни гласит: "Inventas vitam juvat excoluisse per artes". Эта строка взята из поэмы Вергилия "Энеида" и в приблизительном переводе звучит примерно так: "И те, кто улучшили жизнь на Земле своим вновь обретенным мастерством".

Медаль была создана шведским скульптором Эриком Линдбергом.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама