THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Писателю был нужен новый герой- более интеллектуально независимый, более активный в философском диалоге эпохи. Это и послужило причиной появления «мечтателей» Достоевского. В сознании писателя складывается антитеза байронического характера «мрачной, разочарованной личности» и человека «шиллеровского склада-альтруиста. Последний и выступает, как сентиментальный мечтатель-романтик. Таковы герои повестей «Неточка Незванова» и «Белые ночи». В «Белых ночах» изображен Мечтатель, уединившийся от мира, который он не презирает(к примеру как байронический герой). Мечтатель из повести «Белые ночи», схож с гоголевским Пискаревым, с мечтателями Гофмана и других писателей-романтиков. Однако Достоевский в «Белых ночах» подчеркивает ущербность романтического «мечтательства Действительность не устраивает его тем, что люди не испытывают потребности в «высшей гармонии». В своих мечтах он готов весь мир принять в свое сердце. Коллизия мечтателя-это поражение человека оторванного от жизни. Мечтатель поставлен в такую ситуацию, когда мерой человечности может быть только непроявленность эгоизма. Достоевский видит изъян своих мечтателей не в позиции, а в том, что им не хватает силы на то, чтобы сделать эту позицию постоянным жизненным принципом. Герой-альтруист в ранних повестях лишен свойственной романтической личности цельности, гармонии.

Интерес к духовному миру личности особенно ярко отражается в «сентиментальном романе» «Белые ночи». Позднее эта традиция развивается в романах «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы», «Бесы». Наряду с этим, для писателя важно подчеркнуть и опасность подобной, порой придуманной жизни, в которой человек замыкается на своих внутренних переживаниях, отрываясь от внешнего мира. Такой мечтатель изображен Достоевским в «Белых ночах».С одной стороны, перед нами добрый, отзывчивый, с открытой душой молодой человек, С другой стороны, этот герой подобен улитке. В этом же произведении разрабатывается тема «маленького человека», типичная для творчества Достоевского и для всей русской литературы XIX века

Мечтатель Достоевского - это уже не бедный чиновник с его золотым сердцем и карикатурной внешностью, с убогими эстетическими вкусами и порою косноязычным стилем; теперь перед нами интеллектуалист, человек европейской культуры, возвышенный романтик среди будничной действительности. Его роднит с первым героем Достоевского одно общее качество - бессознательная жажда иллюзии. Защищаясь от жестокой и унизительной прозы жизни, Мечтатель строит вокруг себя искусственную микросреду, отгороженное от жизни маленькое царство прекрасной и гуманной иллюзии. Мечтатель Достоевского - это утопист, пытающийся создать остров красоты среди океана грязи. Каждый раз утопия терпит крах, реальность разбивает мечту и развеивает иллюзии. Никакого гофмановского «двоемирия» у Достоевского нет: есть лишь один мир, беспощадный к красоте. Мечтатели Достоевского отнюдь не убегают от жизни в мир фантазии, а пытаются своим личным деянием воплотить золотую мечту в любви или в искусстве. Это характерно романтическое стремление, ведь любовь, искусство и безумие - сферы свободы для романтического мышления. Как говорит Мечтатель «Белых ночей», за один день действительной жизни он готов отдать «все свои фантастические годы». Достоевский показывает трагическую обреченность романтического стремления к воплощению мечты в искусственной микросреде, но в то же время он рисует мечтателей единственно настоящими людьми.


6.Социально-общественная проблематика «Записок из мертвого дома» Достоевского (вопрос о природе преступления и преступности, типы преступников, проблема «перевоспитания», современного народа и его сознания, взаимоотношений народа и интеллигенции и пр.).

Путь, выбранный Достоевским после жизненных потрясений, стал иным, а при определении ценности теории – другой точкой зрения: в соотношении "общество – человек" приоритет отдается человеку. Ценность человеческого "Я" выступает не столько в массе людей, в его коллективистском сознании, сколько в конкретной индивидуальности, в личностном видении себя и своих взаимоотношений с другими, с обществом.

Как известно, восемнадцатилетний Достоевский поставил перед собой задачу исследования человека. Началом такого серьезного исследования стали "Записки из мертвого дома".
Строго говоря, исследования Достоевским человека начались не с обычных людей в обычных человеческих условиях, а с постижения жизни на грани человеческого существования. Он изучает себя и пытается понять других посредством своего "Я". Это субъективный анализ. Признание сложности своего "Я" становится неразрывно связанным с признанием сложности “Другого”, каким бы он ни был по своей сущности, а Бытие – выражением неоднозначности людей в их отношениях друг к другу.

Стремление к свободе воли естественно для человека, потому и подавление этого стремления уродует личность, а формы протеста против подавления могут быть неожиданными, особенно тогда, когда отключаются разум и контроль, и человек становится опасен для себя и для других. Достоевский имел в виду арестантов, каковым он сам был, но мы знаем, что общество может создавать каторжные условия и превращать людей в арестантов не только поместив их за решетку. И тогда трагедия неизбежна.

В условиях каторги Достоевский понял, что безграничное принуждение становится разновидностью жестокости, а жестокость порождает жестокость в еще большей степени. Насилие не может стать путем к счастью человека, а следовательно, и общества.

Героями "Записок из Мертвого дома" стали те, кого привыкли считать людьми вне истории, вне исторического времени. И в этом смысле "Записки из Мертвого дома" открывают другую сторону русской жизни. Обобщающее понятие, на котором построены "Записки из Мертвого дома" и которое является главной темой книги - это понятие "народ". Достоевский употребляет его во многих производных значениях, но одно из значений является главным и определяющим – та часть нации, которая составляет подавляющее большинство её, а по своему социальному положению и образовательному уровню противостоит тонкому верхнему слою образованных помещиков, чиновников и т.д.

На этом соотношении общего понятия "наш народ" и "народ" острожный построена вся книга записок человека из другого тома всемирной истории. Ненависть к дворянам проявляется в самых различных формах. Вражда товарищей мемуариста к дворянам показана в "Записках из Мертвого дома" не как особенная черта мировоззрения преступников, она дана как общее свойство народного отношения к дворянам, как выражение чуть ли не извечного социального конфликта русской жизни, борьбы, которая идет столетиями и никогда не прекращается. Более того, этот социальный конфликт русской жизни, эту борьбу внутри нации Достоевский осмеливается даже сопоставить с внешними войнами России. Глубочайшая "бездна", которая разделяет благородных и простонародье ничем, пока во всяком случае, заполнена быть не может - таков общий смысл книги Достоевского о народе.

Книга Достоевского о каторге - это книга о свободе, как о неотъемлемом стремлении русского человека, как о его исторически сложившейся и выстраданной природе. Все эпизоды, все поступки, все поведение товарищей Достоевского по каторге он объясняет мечтой о свободе. Дом-то "Мертвый", но люди в нем живые, с живыми душами и страстями.


Похожая информация.


Молодой человек двадцати шести лет - мелкий чиновник, живущий уже восемь лет в Петербурге 1840-х гг., в одном из доходных домов вдоль Екатерининского канала, в комнате с паутиной и закоптелыми стенами. После службы его любимое занятие - прогулки по городу. Он замечает прохожих и дома, некоторые из них становятся его «друзьями». Однако среди людей у него почти нет знакомых. Он беден и одинок. С грустью он следит за тем, как жители Петербурга собираются на дачу. Ему же ехать некуда. Выйдя за город, он наслаждается северной весенней природой, которая похожа на «чахлую и хворую» девушку, на один миг делающуюся «чудно прекрасною».

Возвращаясь домой в десять вечера, герой видит у решетки канала женскую фигурку и слышит рыдание. Сочувствие побуждает его к знакомству, но девушка пугливо убегает. К ней пытается пристать пьяный, и только «сучковая палка», оказавшаяся в руке героя, спасает хорошенькую незнакомку. Они говорят друг с другом. Молодой человек признается, что прежде знал только «хозяек», с «женщинами» же никогда не говорил и потому очень робок. Это успокаивает попутчицу. Она вслушивается в рассказ о «романах», которые провожатый создавал в мечтах, о влюбленностях в идеальные выдуманные образы, о надежде когда-нибудь познакомиться наяву с достойной любви девушкой. Но вот она почти дома и хочет проститься. Мечтатель умоляет о новой встрече. Девушке «нужно быть здесь для себя», и она не против присутствия нового знакомого завтра в этот же час на этом же месте.

Ее условие - «дружба», «а влюбиться нельзя». Как и Мечтатель, она нуждается в том, кому можно довериться, у кого попросить совета
Во вторую встречу они решают выслушать «истории» друг друга. Начинает герой. Оказывается, он «тип»: в «странных уголках Петербурга» живут подобные ему «существа среднего рода» - «мечтатели», - чья «жизнь есть смесь чего-то чисто фантастического, горячо-идеального и вместе с тем тускло-прозаичного и обыкновенного». Они пугаются общества живых людей, так как долгие часы проводят среди «волшебных призраков», в «восторженных грезах», в воображаемых «приключениях». «Вы говорите, точно книгу читаете», - угадывает Настенька источник сюжетов и образов собеседника: произведения Гофмана, Мериме, В. Скотта, Пушкина. После упоительных, «сладострастных» мечтаний больно бывает очнуться в «одиночестве», в своей «затхлой, ненужной жизни». Девушка жалеет друга, да и сам он понимает, что «такая жизнь есть преступление и грех». После «фантастических ночей» на него уже «находят минуты отрезвления, которые ужасны». «Мечты выживаются», душа хочет «настоящей жизни». Настенька обещает Мечтателю, что теперь они будут вместе.

А вот и ее исповедь. Она сирота. Живет со старой слепой бабушкой в небольшом собственном домике. До пятнадцати лет занималась с учителем, а два последних года сидит, «пришпиленная» булавкой к платью бабушки, которая иначе не может за ней уследить. Год назад был у них жилец, молодой человек «приятной наружности». Он давал своей юной хозяйке книги В. Скотта, Пушкина и других авторов. Приглашал их с бабушкой в театр. Особенно запомнилась опера «Севильский цирюльник». Когда он объявил, что уезжает, бедная затворница решилась на отчаянный поступок: собрала вещи в узелок, пришла в комнату к жильцу, села и «заплакала в три ручья». К счастью, он понял все, а главное, успел до этого полюбить Настеньку. Но он был беден и без «порядочного места», а потому не мог сразу жениться. Они условились, что ровно через год, вернувшись из Москвы, где он надеялся «устроить дела свои», молодой человек будет ждать свою невесту на скамейке возле канала в десять часов вечера. Год прошел. Уже три дня он в Петербурге. В условленном месте его нет... Теперь герою ясна причина слез девушки в вечер знакомства. Пытаясь помочь, он вызывается передать для жениха ее письмо, что и делает на следующий день.

Из-за дождя третья встреча героев происходит только через ночь. Настенька боится, что жених снова не придет, и не может скрыть от друга своего волнения. Она лихорадочно мечтает о будущем. Герою же грустно, потому что он сам любит девушку. И все же Мечтателю достает самоотверженности утешать и обнадеживать упавшую духом Настеньку. Тронутая, девушка сравнивает жениха с новым другом: «Зачем он - не вы?.. Он хуже вас, хоть я и люблю его больше вас». И продолжает мечтать: «зачем мы все не так, как бы братья с братьями? Зачем самый лучший человек всегда как будто что-то таит от другого и молчит от него? всякий так смотрит, как будто он суровее, чем он есть на самом деле...» Благодарно принимая жертву Мечтателя, Настенька тоже проявляет о нем заботу: «вы выздоравливаете», «вы полюбите...» «дай вам Бог счастия с нею!» Кроме того, теперь с героем навсегда и ее дружба.

И вот наконец четвертая ночь. Девушка окончательно почувствовала себя брошенной «бесчеловечно» и «жестоко». Мечтатель вновь предлагает помощь: пойти к обидчику и заставить его «уважать» чувства Настеньки. Однако в ней пробуждается гордость: она больше не любит обманщика и постарается его позабыть. «Варварский» поступок жильца оттеняет нравственную красоту сидящего рядом друга: «вы бы так не поступили? вы бы не бросили той, которая бы сама к вам пришла, в глаза бесстыдной насмешки над ее слабым, глупым сердцем?» Мечтатель больше не вправе скрывать уже угаданную девушкой правду: «я вас люблю, Настенька!» Он не хочет «терзать» ее своим «эгоизмом» в горькую минуту, но вдруг любовь его окажется нужной?

И действительно, в ответ раздается: «я не люблю его, потому что я могу любить только то, что великодушно, что понимает меня, что благородно...» Если Мечтатель подождет, пока прежние чувства совсем улягутся, то благодарность и любовь девушки достанутся ему одному. Молодые люди радостно мечтают о совместном будущем. В минуту их прощания вдруг появляется жених. Вскрикнув, задрожав, Настенька вырывается из рук героя и бросается к нему навстречу. Уже, казалось бы, сбывающаяся надежда на счастье, на подлинную жизнь покидает Мечтателя. Он молча глядит вслед влюбленным.
Наутро герой получает от счастливой девушки письмо с просьбой о прощении за невольный обман и с благодарностью за его любовь, «вылечившую» ее «убитое сердце». На днях она выходит замуж. Но чувства ее противоречивы: «О Боже! если б я могла любить вас обоих разом!» И все же Мечтатель должен остаться «вечно другом, братом...». Опять он один во вдруг «постаревшей» комнате. Но и через пятнадцать лет он с нежностью вспоминает свою недолгую любовь: «да будешь ты благословенна за минуту блаженства и счастия, которое ты дала другому, одинокому, благодарному сердцу! Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую?..»

Начнем с того, что Достоевский названием произведения сразу указал на то, что события происходят в Петербурге, а кроме того это названием является неким символом фантастичности и нереальности действия. Но помимо самого названия у повести есть два подзаголовка: "Сентиментальный роман" и "Из воспоминаний мечтателя". Они тоже нам многое говорят. Во-первых, о том, каков жанр и сюжетная линия, во-вторых, о том, что повествование будет идти от первого лица. Правда, сразу возникает вопрос: если своими воспоминаниями делится мечтатель, стоит ли ему всецело верить? Продолжим анализ повести "Белые ночи" Достоевского.

Главный герой повести - кто он?

Почему здесь автор решил построить рассказ от первого лица? Таким образом Достоевский придает повести определенный характер - мы видим исповедь, или размышления в автобиографическом уклоне. Не спроста многие критики сходятся во мнении, что образ главного персонажа напоминает самого автора, который еще молод. Хотя есть версия, что прототипом героя повести стал близкий друг Достоевского, и писал он вовсе не о себе, а о поэте А. Плещееве.

Важно подметить, что у главного героя нет имени. Да, он никак не назван, и таким приемом автор усилил связь с самим собой или своим другом. На самом деле по многим произведениям видно, что об образе мечтателя Достоевский размышлял постоянно, и в его планах была даже задумка сесть за написание романа, полностью отдавшись этой теме.

Анализ произведения "Белые ночи" подразумевает описание главного героя. Он хорошо образован, у него много сил и он молод, однако по характеру совсем робкий. Это одинокий мечтатель. Он грезит о романтике, и эти мысли уводят его от реальности. Мечтатель не думает о повседневных делах и заботах, выполняя их лишь по привычке, а в целом он чужой в своем окружении, и мир вокруг него тоже совсем чужой.

Чтобы обезличить своего героя, Достоевский даже подробно не пишет, на какой он службе состоит и чем в принципе занимается. Друзьями он не богат, девушки у него никогда не было. Все это служит поводом для насмехательств и отстранения людей от него. А самому мечтателю кажется, что он просто помятый грязный котенок, обиженный всеми вокруг, и от любого он ждет подлости.

Поговорим теперь немного о Настеньке - девушке, которую автор противопоставляет нашему мечтателю. Она утонченная и романтичная красавица, родственная душа. Однако, несмотря на это, Настенька наивная и даже ребячливая. Ее чувства искренние и сердечные, она хочет отстоять свое счастье, даже если придется взять возлюбленного и убежать вместе с ним, используя в этих целях того, с кем случайно познакомилась. Но девушке на самом деле самой нужна поддержка.

Другие детали анализа "Белые ночи"

Композиция повести "Белые ночи" традиционная. В тексте пять глав, и только одна называется "Утро" при том, что остальные имеют название "Ночь". Романтика белых ночей в корне поменяли мышление и ощущения мечтателя. Когда он встретился с Настенькой и полюбил ее, он был спасен от нереальных грез и почувствовал, что его жизнь наполнилась действительностью. Главный герой любит девушку чисто и бескорыстно, он даже готов пойти на жертвы ради этой любви.

В качестве эпилога повести Достоевский использует последнюю главу с названием "Утро". Эпилог драматичен и излучает надежду. Вот наступает дождливое серое утро, и все лучшее заканчивается. Прекрасные белые ночи позади, а одиночество снова рядом с мечтателем, но вот что важно в анализе произведения "Белые ночи": герой не обижен и не разочарован. Он простил девушку и благословил ее.

Одна из самых поэтичных повестей Достоевского "Белые ночи" является красивой утопией и мечтой о том, что если человек честен и бескорыстен, он может стать счастливым. А какая романтическая атмосфера создана благодаря фантастическим белым ночам Петербурга!

Сочинение

Русская литература — это литература глубокого психологического анализа. А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой — эти писатели 19 века стремились разобраться в глубинах человеческого характера, объяснить причины что, что происходит вокруг, исходя из особенностей человеческой натуры.

Одной из традиций русской классической литературы является внимание к «маленькому человеку» — к его внутренней жизни, к его мыслям и чувствам, к его проблемам.

Ф. М. Достоевский — писатель, тщательнейшим образом исследовавший «маленького человека» Так, уже в одной из первых своих повестей — в «Белых ночах» — эта особенность его творчества проявляется в полной мере.

Сюжет «Белых ночей» (1848) основан на чувстве любви, которое герой — Макар Девушкин — испытывает на протяжении четырех «белых» петербуржских ночей.

Девушкин относится к типу так называемых «мечтателей». Своей возлюбленной, Настеньке, он говорит: «Я сам по себе, то есть один, совершенно один». И признается, что в своем воображении он создает целые романы, живет богатой жизнью, но в реальности лишь тяготится службой и пытается забиться от жизни в «неприступный угол».

Герой повести очень сентиментален. Он чист душой и не испорчен цивилизацией. Можно сказать, что герой сохранил в своей душе традиционно русские, патриархальные, нравственные устои.

Макар влюбляется в девушку Настю, у которой есть жених, но он далеко. По мере развития повести жених возвращается к героине, но не торопится увидеться с ней. Девушкин, любя Настеньку, решается идти к ее жениху, чтобы заступиться за возлюбленную.

Вообще, чувство любви у Достоевского помогает героям раскрыться, позволяет писателю в полной мере отразить внутренний мир своих героев.

Так, Макар Девушкин в любви предстает как благородный и самоотверженный герой, но, к сожалению, безвольный, живущий в мире своих иллюзий. Развязка его романа с Настенькой только подтверждает это — к девушке внезапно возвращается ее жених. «Мечтатель», который признавался Настеньке в любви, опять остался одиноким. Но он не сетует на это, а благодарит Настеньку за «минуту блаженства»: «Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую?..»

А. П. Чехов — еще один мастер «внутреннего анализа» — также интересуется жизнью «маленького человека». Герой его рассказа «Тоска» (1886) - деревенский мужик Иона, зарабатывающий себе на хлеб извозом. Как показывает писатель, этот молчаливый и «примитивный» мужик тоже наделен способностью глубоко чувствовать, страдать, мучиться от горя и чувства одиночества, от бессмысленности своего существования.

Именно в поисках сочувствующего слушателя Иона отправляется на извоз. Но господам, которые садятся к нему, глубоко безразлично, что происходит у мужика на козлах. Все они заняты собой, своим заботами и проблемами. Разве им интересно то, что происходит в душе извозчика? Да и есть ли вообще у него душа?

Но такое безразличие Иона встречает не только среди «высшего сословия». И простые мужики не спешат посочувствовать герою — никому нет дела до страданий других.

А Иона чувствует насущную потребность поговорить, излить душу, почувствовать живого человека рядом: «Надо рассказать, как заболел сын, как он мучился, что говорил перед смертью, как умер… Нужно описать похороны и поездку в больницу за одеждой покойника. В деревне осталась дочка Анисья… И про неё нужно поговорить… Слушатель должен охать, вздыхать, причитывать…»

В результате Иона изливает душу своей лошади — единственному близкому существу и надежному другу, который всегда готов, пусть и молча, выслушать.

Таким образом, внимание к внутренней жизни «маленького человека» — одна из отличительных особенностей русской литературы 19 века. Писатели стремятся показать, что и «маленький человек» способен глубоко чувствовать, что он наделен живой душой, может страдать и радоваться так же, как и представители высших сословий. Любовь и горе — вот две сильнейшие эмоции, через которые Достоевский и Чехов раскрывают внутренний мир своих героев, показывают особенности их мировосприятия и мировоззрения.

Внес существенные поправки в текст по сравнению с журнальной редакцией. В частности, была исключена следующая фраза: «Говорят, что близость наказания производит в преступнике настоящее раскаяние и зарождает иногда в зачерствелом сердце угрызения совести. Говорят, что это действие страха». По-видимому, после каторги будущий автор «Записок из Мертвого дома » счел неуместным беглое упоминание о «преступлении и наказании » в повести, вовсе не связанной с этой темой. В это же время Достоевский существенно дополнил рассказ героя перечислением его любимых исторических и литературных образов (со слов: «Вы спросите, может быть, о чем он мечтает?» до слов «...мой маленький ангельчик»). Из этого нового отрывка видно, как сильно волнуют рассказчика «Белых ночей» героико-романтические темы, что составляет резкий контраст с его полной пассивностью и слабостью в реальной жизни. Повесть «Белые ночи», так же как и «Неточку Незванову », Достоевский посвятил своей излюбленной теме мечтателя. Эта тема всю жизнь волновала Достоевского, и в 1876 г. он даже собирался писать роман «Мечтатель».

Герой «Белых ночей» – бедный петербургский интеллигент, человек высокой духовной культуры. Он дорог писателю именно тем, что в мире пошлых, обывательских интересов чувствует себя чужим, неприспособленным. Сам мечтатель очень точно характеризует свою жизнь как «смесь чего-то чисто фантастического, горячо-идеального и вместе с тем... тускло-прозаичного и обыкновенного, чтоб не сказать: до невероятности пошлого». Мечтательство – своеобразная форма протеста против пошлости.

Иллюстрация к повести Ф. М. Достоевского «Белые ночи»

В фельетонах «Петербургская летопись» (1847) Достоевский объяснял мечтательство социальными условиями; его герой не в состоянии найти такую деятельность, которая соответствовала бы высокому человеческому идеалу: «...Много ли нас, русских, имеют средства делать свое дело с любовью, как следует; потому что всякое дело требует охоты, требует любви в деятеле, требует всего человека. Многие ли, наконец, нашли свою деятельность? А иная деятельность еще требует предварительных средств, обеспеченья, а к иному делу человек и не склонен, – махнул рукой, и, смотришь, дело повалилось из рук. Тогда в характерах, жадных деятельности, но слабых, женственных, нежных, мало-помалу зарождается то, что называют мечтательностью, и человек делается, наконец, не человеком, а каким-то странным существом среднего рода – мечтателем ». Уходя в замкнутый, фантастический мир, мечтатель Достоевского обрекает себя на полное и трагическое одиночество. «...Действительность производит впечатление тяжелое, враждебное на сердце мечтателя, и он спешит забиться в свой заветный золотой уголок, который на самом деле часто запылен, неопрятен, беспорядочен, грязен. Мало-помалу проказник наш начинает чуждаться общих интересов, и постепенно, неприметно, начинает в нем притупляться талант действительной жизни. Ему, естественно, начинает казаться, что наслаждения, доставляемые ему своевольной фантазией, полнее, роскошнее, любовнее настоящей жизни».

Таков именно и герой повести «Белые ночи». «Я мечтатель, у меня так мало действительной жизни», – признается он. Характерно, что в повести, которая представляет собой воспоминания самого героя, только однажды, вскользь сказано, что он где-то служит. Служба, отношения с сослуживцами, составляющие предмет постоянных и мучительных размышлений других героев Достоевского – Девушкина, Голядкина, Прохарчина, вовсе не интересуют героя «Белых ночей». В его мечтах причудливо сочетается дружба с Гофманом и геройская роль при взятии Казани , рыцарская любовь и сражение при Березине . Мечтатель – поэт в душе: ему легко представить себе характер незнакомого человека по одной физиономии, он даже с домами «сводит знакомство», различая их по «голосам». Разговорная речь героя романтически стилизована. Недаром Настенька замечает, что он говорит, «точно книгу читает». Да и сам герой ясно видит свою несостоятельность, ущербность. Самыми дорогими были для него минуты приобщения к действительности.

Ф. М. Достоевский. Белые ночи. Аудиокнига

В отличие от гоголевского мечтателя художника Пискарева («Невский проспект »), для которого первое столкновение с жизнью оказалось гибельным, так как действительность грубо обманула мечту, герой Достоевского увидел в самой жизни то, что лучше, выше мечты. Но это открытие не принесло счастья отшельнику со «слабым сердцем». Его удел – самоотречение и горькое одиночество. В облике мечтателя есть черты, сближающие его с Девушкиным, хотя он находится на более высокой ступени развития. Эти черты – нравственная чистота, мягкость и полная самоотверженность в любви – свойственны самым дорогим героям Достоевского и, в частности, такому автобиографическому герою, как писатель Иван Петрович в романе «



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама