THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Введение

1.2. Понятие, сущность и значение математической готовности к обучению в школе

1.3. Проблема подготовки детей к обучению математике в школе

Выводы по главе

Глава 2. Организация подготовки будущих первоклассников к школьному обучению математике

2.1. Программа исследования

2.2. Выявление уровня готовности будущих первоклассников к обучению математике в школе. Анализ результатов

Заключение

Список литературы

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Введение

Пожалуй, не будет преувеличением то, что всех сознательных родителей и педагогов волнуют вопросы подготовки будущих первоклассников к обучению в школе. По всем ли параметрам готов ребенок стать школьником? Есть ли какие-то пробелы, недоработки в плане этой подготовки? Каков потенциал развития ребенка? В чем заключаются важнейшие источники развития? Только находя верные ответы на эти вопросы (и предпринимая соответствующие действия) можно не беспокоится за достойное вступление первоклассника в стены школы.

Среди наиглавнейших критериев готовности детей к обучению в школе по праву находится математическая готовность. Особенно сегодня, в век новейших технологий, нет смысла спорить о важности этого критерия. Поэтому и проблема изучения математической готовности будущих первоклассников к обучению в школе является на сегодняшний день неоспоримо актуальной и достаточно интересной для проработки как на теоретическом, так и на практическом уровне.

В целом, если говорить о психолого-педагогической литературе, вышеуказанные проблемы освещаются специалистами достаточно широко, что и неудивительно, учитывая сказанное выше. Вопросов готовности детей к школьному обучению в целом, и математической готовности в частности прямо и косвенно касались в своих трудах такие известные авторы, как Ш.А.Амонашвили, Л.А.Венгер, Ю.Н.Карандашев, Я.Л.Коломинский, Е.Е.Кравцова, Е.А.Панько, Н.Г.Салмина, У.В.Ульенкова и др. (общие вопросы), В.А.Антонов, Л.П.Князева, Л.И.Кузьминых, В.М.Назарова, Е.М.Фадеева, С.А. Яличев и др. (вопросы математической готовности).

Цель данной работы – теоретико-практический анализ проблемы математической готовности будущих первоклассников к обучению в школе.

Проанализировать научную литературу на предмет математической готовности будущих первоклассников к обучению в школе, а именно: выявить основы и нюансы подготовки детей к школе, раскрыть понятие, сущность и значение математической готовности к обучению в школе, осветить проблему подготовки детей к обучению математике в школе;

Сформировать и мотивировать к участию в исследовании две выборки будущих первоклассников (см. ниже);

Выявить и сравнить уровень развитости элементарных математических представлений у детей из разных выборок;

Сформулировать выводы;

Предмет исследования – математическая готовность как важный критерий общей готовности будущих первоклассников к школе.

Объект исследования – старшие дошкольники, готовящиеся к поступлению в первый класс школы; первая выборка – дошкольники, участвовавшие в реализации специальной программы по развитию элементарных математических представлений, вторая – дошкольники, в реализации этой и подобных программ участия не принимавшие (педагоги и родители на протяжении дошкольного возраста занимались с ними математикой, но неструктурированно, время от времени).

Гипотеза: реализация целенаправленных занятий, образующих в своей совокупности программу математической подготовки, обеспечивает лучшее развитие элементарных математических представлений дошкольников, по сравнению с реализацией неструктурированных, периодических занятий.

Структура работы включила теоретическую главу, практическую главу, практические рекомендации, заключение, список литературы и приложения.

Глава 1. Теоретические основы подготовки детей к обучению математике в школе

1.1. Вопросы подготовки детей к школе в психолого-педагогической и методической литературе

Поступление ребенка в школу ставит целый ряд задач перед психологами и педагогами в период работы с будущим первоклассником:

· выявить уровень его готовности к школьному обучению и индивидуальные особенности его деятельности, общения, поведения, психических процессов, которые необходимо будет учесть в ходе обучения;

· по возможности компенсировать возможные пробелы и повысить школьную готовность, тем самым провести профилактику школьной дезадаптации;

· спланировать стратегию и тактику обучения будущего первоклассника с учетом его индивидуальных возможностей.

Решение этих задач требует глубокой проработки психологических особенностей современных первоклассников, которые приходят в школу в 6-7 лет с разным «багажом», представляющим совокупность психологических новообразований предыдущего возрастного этапа - дошкольного детства.

Понимая психологическую готовность ребенка к школе как многокомпонентное образование, складывающееся из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника, необходимо согласиться с тем, что нет и не может быть единственного теста, измеряющего готовность ребенка к школе, необходим комплекс методик ,,.

Выбор методов диагностики психологической готовности ребенка к школе зависит от подхода к организации диагностического обследования, выбираемого тем или иным психологом.

Одним из вариантов организации может быть первоначальная общая диагностика, обнаруживающая при массовых обследованиях детей в общих чертах уровень интеллектуального развития, развития тонкой моторики руки, координации движения рук и зрения, умения ребенка подражать образцу. Далее, оценивая уровень готовности к школе, психолог продолжает работу с детьми с низким и особо низким уровнем сформированности компонентов психологической готовности к школе, которые нуждаются в дополнительном индивидуальном психологическом обследовании . Благодаря последнему должна быть дана подробная качественная характеристика особенностей психического развития ребенка, необходимая как для уточнения выводов, сделанных на основе фронтального обследования, так и для выбора направлений коррекционной работы.

Для реализации первоначальной диагностики, составления общего представления об уровне готовности ребенка к школьному обучению можно использовать ориентационные тесты, например, тест школьной зрелости Керна-Йирасека. Подобные тесты обладает рядом существенных достоинств для первоначального обследования старших дошкольников:

· не требуют продолжительного времени для проведения;

· могут быть использованы как для индивидуальных, так и для групповых обследований;

· имеют нормативы, разработанные на больших выборках;

· не требуют специальных средств и условий для проведения

Коррекционная работа в начальной школе должна вестись по нескольким направлениям и быть связанна: с развитием мышления и эмоционально-волевой сферы, с развитием мотивации обучения и «комплекса произвольности», с формированием навыков письма, чтения, счета и интеллектуальных способностей, с развитием сферы межличностных отношений ребенка.

Важно подчеркнуть, что при проведении специфической коррекционной работы с младшими школьниками (коррекция учебных навыков, формирование произвольности, развитие психических процессов и т.п.), особое внимание должно уделяться коррекции личностного развития. Специальные проблемы коррекции составляют такие личностные особенности, как неадекватность самооценки, тревожность, неуверенность в своих силах, отражающие повышенную эмоциональную напряженность ребенка, а также конформизм, пассивность, безынициативность ,,.

Основные методы развивающего и психокоррекционного характера используемые в начальных классах школ - это игровые методы. В форме игровых методов должно проводится и предметное обучение и психотерапевтическая тренинговая работа. Это требование продиктовано необходимостью создания постоянного поддерживающего психологического «фона» для детей, создания оптимальных психологических условий для успешного развития их личности.

Главное условие при этом - проводимые игры, занятия, упражнения, предъявляемый материал должны создавать благоприятный эмоциональный фон, стимулировать положительные эмоции. Коррекционное занятие обязательно должно завершаться позитивным эмоциональным настроем.

Личностная готовность к школе выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе .

Как правило, дети выражают желание идти в школу. Всегда необходимо учитывать, что привлекает ребенка в школе. «Мне форму купят красивую», «У меня будет новенький ранец и пенал», «В школе Боря учится, он мой друг» - примерно такие высказывания характерны для старших дошкольников. Внешние аксессуары школьной жизни, желание сменить обстановку действительно кажутся заманчивыми. Но оказывается, это еще не самые главные мотивы. Важно, чтобы школа привлекала ребенка и своей главной деятельностью - учением («Хочу учиться, чтобы быть, как папа», «Люблю писать», «Научусь считать », «У меня братик есть маленький, ему тоже буду читать», «В школе буду задачи решать»). И это стремление естественно, оно связано с новыми моментами в развитии старшего дошкольника. Ему уже недостаточно лишь в игре приобщаться к жизни взрослых. А вот быть школьником - совсем другое дело. Это уже осознаваемая ребенком ступенька вверх, к взрослости, да и учеба в школе воспринимается им как ответственное дело. Не проходит мимо внимания 6-летнего ребенка и уважительное отношение взрослых к учебе как к серьезной деятельности.

Кудрявцева Оксана Игоревна,студентИнститута Педагогики и Психологии ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г.Киров[email protected]

Особенности математической готовности детей к школе

Аннотация.Статья посвящена вопросу математической готовности детей к школе. Определены и проанализированы компоненты как общей, так и специальной (математической) готовности детей к школе. На основе эмпирического исследованияпо выявлению особенностей математической готовности детей к школесоставлены рекомендации родителям и педагогам поповышениюуровня знаний, умений и навыков в области математики.Ключевые слова:математическая готовность, общая готовностьдетей к школе.

Общая готовностьдетей к школе предусматриваетспецифическуюорганизацию педагогической работы. Такая организация создает условия,способствующие повышениюуровняобщего развития детей старшего дошкольного возраста. Кроме общего развития, работа детского дошкольного общеобразовательного учреждениятакжепредполагаетспециальную подготовку детей к изучениюучебных предметов в начальной школе.

В данной статье обратим внимание на математическую готовность, так как в XXIвекепроблема обучения математике приобретает все большую значимость. Математика является сложной наукой, которая вызывает у детей затруднения в освоении школьной программы по математике. Не исключено, что некоторая часть детей, пришедших в школу,не владеет элементарными математическими представлениями и не имеет склонности к изучению данной науки.Следовательно, от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрастезависит успешность обучения математике в начальной школе.Подытожив вышесказанное,следует сделать вывод о том, чтоодним из главных критериевготовности детей к обучению в школе является математическая готовность.

Прежде чем раскрытьвопрос, касающийся математической готовности, следует принять во внимание краткую характеристику общейготовности детей к школе.Вопросы, связанные с общейготовностьюдетей к школьному обучению,в своих трудахзатронулитакие отечественные и зарубежные авторы, как А. Л. Сюротюк и М. М. Безруких, Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер, В. С. Мухина, А.В. Запорожец, Л. И. Божович, А. Анастази, И. Шванцар, Ш. А. Амонашвили, Р.С.Буре, А. М. Раевой, Г. Н. Цукермани др.Проанализировав трактовки понятия «готовность к школьному обучению» вышеуказанных авторов, следуетрассматривать еёкак общую развитость личности, котораяблагоприятно осваиваетшкольную программу, систематически включается в процессобучения и обладатьопределенными свойствами и качествами, которыми необходимо овладеть в дошкольном возрасте посредством умственного, психического, эстетического и физического развития.Таким образом, понятие «готовность к школьному обучению»‬целостное образование, которое требует комплексных психологическихи педагогическихисследований.Для того чтобы проводить исследование по выявлению уровня общей готовности к школьному обучению необходимо знать, что в структуреобщей готовности принято выделять следующие компоненты:

1.Мотивационная готовность.2.Волевая готовность.3.Интеллектуальная готовность.4.Социальнопсихологическая готовность.5.Личностная готовность.

Изучиви проанализировавкомпоненты готовности детей к школе, выдвинутые в работах следующих авторовО. О. Гониной, Н. И. Гуткиной, Г. В. Фадинойидр., можно представить их в таблице 1. Таблица 1Компоненты готовности к обучению в школе

№ Компонент готовностиСущность компонентаОсобенности компонента1МотивационныйМотивационная готовность к обучению в школе включает в себя развитую потребность ребенка в знаниях, умениях, а также стремление к их совершенствованию.Мотивационная готовность к школе является предпосылкой успешной адаптации ребенка к школе, принятия им «позиции школьника» (ребенок хочет идти в школу, понимает важность и необходимость учения, проявляет выраженный интерес к получению знаний). Если учебная мотивация ребенкане сформирована, то возникают трудности в адаптации его к новым условиям, например, к классному коллективу и учителю. Могут быть следующие проявляющиеся признаки: ребенок недостаточно хорошо воспринимает школьный материал,недостаточная эмоциональнаяустойчивость, апатияи др., что приводит к дезадаптации в классном коллективе. 2ВолевойСпособность ребенка усердно трудиться, выполняя требования учителя, приспособленность к школьному режиму, способность управлять своим поведением и умственной деятельностью.Завершение основных элементов волевого действияпроисходитк концу дошкольного периода: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенное усилие в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия. 3ИнтеллектуальныйСпособность будущего школьника к овладению такими мыслительными операциями, как анализ и синтез, сравнение, обобщение и классификация; способность устанавливать в процессе учебной деятельности причинноРазвитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:1.Элементы показатели представление о живой и неживой природе, некоторые социальные явления, систематичность этих представлений.2.Уровень познавательной деятельности: внимание, восприятие, память, мышление, воображение, речь. Предпосылки следственные связи между предметами и явлениями, разрешать противоречия.Развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает также определенные знания по окружающему миру и некоторые учебные навыки.для формирования учебной деятельности:умение воспринимать задачи, указание взрослого и самому руководствоваться ею, выполнять правила.3.Элементарные учебные навыки: осуществление звукового анализа слова, чтения, счет и вычисления, подготовленность руки к письму.

4СоциальнопсихологическийПодразумевает формирование у детей коммуникативных качеств,необходимых для общенияс другими детьми, учителями.Включает в себя наличие социальной позиции школьника: ребенок должен уметь налаживать контактсо старшими по возрасту людьми сверстниками, выполнятьпросьбы итребования учителя, производить контрольсвоего поведения.5ЛичностныйФормирование у ребенка личностных качеств необходимых для принятия новой социальной позиции.Параметры, необходимые для успешного овладения учебной деятельностью ребенком:1.Умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме.2.Умение детей сознательно подвергатьсвои действия правилу, определяющему способ действия.3.Умение ориентироваться на заданную систему требований.4.Самостоятельно выполнять требуемоезадания по визуально воспринимаемому образцу.

Следовательно, понятие «готовность кшкольному обучению» носит комплексный характер. Если рассматривать каждый компонент в отдельности, то он дает представление только об определенной стороне готовности ребенка к школе.Комплексное использование в исследовании пяти компонентов готовности позволитвоспитателюили психологу вовремя произвести корректирующую работу с будущим первоклассником для успешного перехода его к планомерно организованному обучению.Определив сущность и содержание общей готовности детей к школе, следует перейти к характеристике математической готовности детей к школьному обучению.Вопросами, связанными с математической готовностью детей к школе занималось большое количество ученых, но наиболее важными, на мой взгляд, являются доктор педагогических наук, российский педагогметодист Л. Г. Петерсон и доктор педагогических наук, профессор Н. Б Истомина.Проанализировав трактовки понятия «математическаяготовность к обучению в школе», можно представить его, как степеньосвоения математического содержания, направленного на развитие творческихи познавательных способностей детейкак умение выявлять,сравнивать, обобщать, устанавливать закономерностии т.п.В структуруматематической готовности детей в школе, предложенной

Е.И. Щербакова ,входятследующие компоненты, характеристика которых представлена в таблице 2.Таблица 2Характеристика компонентов математической готовности

КомпонентыСущностьОсобенности компонента1

Мотивационный

Положительное отношение к школе и учебной деятельности в целомПозитивная мотивация ‬этостимул, которыйобуславливает достижение позитивного результата к будущей учебной деятельности.интерес к математической стороне действительностиМатематика для детей дошкольного возраста сложная наука,которая зачастую вызываеттрудности во время обучения в школе, поэтому развитие у дошкольника интереса к математике в раннем возрасте значительно облегчит ему обучение в школе.желание изучать математику

В процессе изучения математики у ребенка формируется познавательный интерес, желаниепознать новое, формирование первичных математических представлений,мотивационных состояний (заинтересованности, любопытства, желания и др.). Интерес к математике ведет к более глубокому и прочному изучению материала.2

Объем и качество математических знаний: осознанность, прочность запоминания, гибкость.Осознанность математических знаний выражается в понимании связей между ними, в понимании принципа действия связей и механизма их становления.Такое качество как гибкость математических знаний характеризуется возможностью усвоения их в самостоятельной деятельности.особенности развития речи (усвоение математической терминологии)Примерное знание слов препятствует полноценному усвоению понятий, кроме того, это затрудняет их употребление в момент продуцирование связных высказываний.уровень познавательной активности в целомУспешность усвоения учебного материала зависит не от одной только деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся. 3

Процессуальный

1.Знание цифр до десяти2.Счет и отсчет предметов заданного количества.3.Название чисел в пределах десяти.4.Знание знаков «плюс», «минус», «равно», умения пользоваться арифметическими знаками действий.5.Умение называть предыдущее и последующее число от заданного.6.Знание состава чисел первого десятка (из отдельных единиц) и из двух меньших чисел.7.Умение ориентироваться на листке клетчатой бумаги.8.Умение соотносить цифру и число предметов.9.Способность составлять и решать простые задачина сложение и вычитание.10.Знание геометрических фигур: круг, квадрат, четырехугольник.11.Умение делить круг, квадрат на две и четыре части.умения и навыки учебной деятельностиНа момент поступления в школуребенокдолжен уметь планировать свою учебную деятельность, самостоятельно выполнять её, осуществлять самоконтроль и самооценку.

Мотивационный компонент обеспечивает ориентациюна усвоение знаний и развитиеумений и навыков, необходимых для формирования математической готовности. Действие содержательного компонента нацеленона обогащение дошкольников знаниями,развитие речи и повышениеуровня познавательной активности. Процессуальный компонент направлен на освоение на практике дошкольниками умений и навыков, необходимых для формирования математической готовности. Осветив теоретическую сущность вопроса общей и математической готовности детей к школе, необходимо провести экспериментальную работу сцелью выявления особенностей математической готовности детей к школе.С целью выявления особенностей математической готовности детей к школе была проведена экспериментальная работа, включающая в себя констатирующий эксперимент. Процедура диагностики математической готовности к школе осуществлялась с помощью экспериментальной беседы, наблюдения и комплексной методики, состоящей из семи заданий.Результат экспериментальной беседы показал, что у 67% испытуемых мотивация изучения математики в школе сформирована, у 25% частично сформирована и у 8% не сформирована.Результат наблюдения таков, что у 4 испытуемых из 12 (33%) наблюдаются некоторые отклонения в развитии речи, у 8 из 12 испытуемых развитие речи соответствует норме. У 3 испытуемых из 12 (25%) наблюдается низкий уровень познавательной активности, в то время как у 9 испытуемых уровень познавательной активности выше среднего.Результат комплексной методики показал, что 68% испытуемых имеют высокий уровень сформированныхматематических знаний, умений и навыков,16% средний и 16% низкий.Обобщив результаты экспериментальной беседы, комплексной методики и наблюдения, направленные на выявление сформированности математической готовности, можно представитьв виде диаграммы (См. Рис.).

Рис. 1.Общий результат констатирующего эксперимента по выявлению уровня математической готовности детей к школе

Таким образом, можно сделать вывод о том, что 67%детей обладают высоким уровнем математической готовности, что свидетельствует о том, что они обладают высокой мотивацией и достаточным уровнем математических знаний, 8% имеет средний уровень мотивации и подготовленности, а 25% обладают низким уровнем мотивации и подготовленностью к освоению математики в школе. Для того чтобы повысить уровень общей и математической готовности детей с низким показателем необходимо составить следующие методические рекомендации педагогам для формирования у детей мотивациик обучению в школе, знаний, умений и навыковпо математикедля успешного освоения ими школьной программы по математике и формированию общей готовности к обучению в целом:

1.Вызывайте у ребенка интерес к математике, мотивируйте его к изучениюданного предмета. Для этого необходимо связать выполнение математических заданий с интересной историей какогонибудь персонажа, которому нужно дойти до намеченной цели.2.Развивайте у ребенка пространственное мышление, т.е. учите его определять, где право и лево, где верх и низ.Для этого предлагайте задания вида: «Сосчитай бабочек летящих влево, запиши…».3.Учите ребенка называть предыдущее и последующее число от заданного.4.Развивайте у ребенка логическое мышление. Для этого следует решать с ребенком логические задачи.Например, «…закрась синим цветом числа, которые больше 7, но меньше 9, а красным числа, которые ты получишь в ответе, решив примеры...».5.Развивайте и формируйте у ребенка способность составлять и решать примеры, задачи на сложение и вычитание.Для этого можно использовать сюжетные картинки, а также условные рисунки.6.Развивайте у ребенка умение определять базовые геометрические фигуры и выполнять с помощью их различного рода задания.Например, «Посмотри на картинку и скажи, сколько всего фигур потребовалось для составления жирафа?».7.Учите пользоваться знаками «плюс», «минус» «больше» «меньше», «равно».8.Формируйте у ребенка грамотную речь, в частности математическую (усвоение математической терминологии). В процессе выполнения заданий, требуйте от ребенка, чтобы он размышлял вслух.9.Развивайте у ребенка способность усердно трудиться, выполнять требования, управлять своим поведением, т.е. развивайтеволевой компонент готовности. Этому развитию способствуют задания, направленные на оказание помощи главному герою(или своему товарищу)и стремление достигнуть конкретного результата.10.

Формируйте у ребенка положительную мотивацию к школе.Можно проводитьзанятия в игровой форме с детьми в домашних условиях. 11.

Повышайте общий интеллектуальный уровень будущего школьника для успешного овладения им школьной программой, в частности, по математике.Предлагайте задания на классификацию, сравнение, обобщение, запоминание и т.п.12.

Повышайте уровень познавательной деятельности.

Формируйте у детей качества, благодарякоторым они могли бы общаться с другими детьми, учителями. Каждый ребенок должен уметь взаимодействовать как со сверстниками, так и со старшими.14.

Способствуйте формированию у ребенка личностных качеств, необходимых для принятия новой социальной позиции (самостоятельность, ответственность, трудолюбие, внимательность и др.).15.

Создавайте для ребенка ситуацию успеха.

Таким образом,следует сделать вывод о том, что одной из важных задач родителей и педагогов является развитие у ребенка имеющихся знаний, умений и навыков по математикеи развитие мотивациидетей к изучению математики в школе. Использование разработанных методических рекомендацийпри работе с детьмибудет способствовать развитию и формированию у нихэлементарных математических представленийи мотивации к обучению в школе.

Ссылки на источники1.Антонюк,В.З.Формирование интеллектуальной готовности старшего дошкольника к учебе в школе [Текст] / В.З. Антонюк // Балтийский гуманитарный журнал. ‬Калининград. 2013. № 3 (4) С. 57.2.Гонина, О.О. Мотивационная готовность к школьному обучению и содержание общения дошкольников с родителями [Текст] / О.О. Гонина // Международный журнал экспериментального образования. ‬2014. № 3. ‬С. 8184.3.Корюкова, Н.Н. К вопросу о проблеме социальнопсихологической готовности детей с общим недоразвитием речи к обучению в школе [Текст] / Н.Н. Корюкова, В.Н. Поникарова // Вестник магистратуры. ‬2012. №910. ‬С. 3538.4.Щербакова, Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников [Текст] /: учеб. пособие / Е.И. Щербакова. М.: Изво Московского психологосоциального института; Воронеж: Издво НПО «МОДЭК», 2005. 392 с.

Готовность к школе подразумевает наличие определенных компонентов : развитие всех видов деятельности детей (предметной, игровой, трудовой, изобразительной, особенно конструктивной), обеспечивающих в единстве развитие всех внутренних сил дошкольников - мышления, волевых качеств, чувств, творческих возможностей, речи, а также усвоение этических норм и выработку нравственного поведения.

Термин «готовность к школе » традиционно воспринимается педагогами дошкольного воспитания и школьными учителями достаточно однозначно, в основном с точки зрения готовности к изучению конкретных школьных предметов, что породило собственно систему предварительного тестирования знаний, умений и навыков дошкольников при поступлении в школу на конкретном содержательном материале (счет, решение примеров «в уме» и решение простых задач, чтение текстов, списывание слов и фраз и т.п.).

Сформировать готовность к обучению в школе означает создать условия для успешного усвоения детьми учебной программы и нормального вхождения их в ученический коллектив.

Одним из важных показателей специальной (математической) готовности является наличие у дошкольников определенных знаний, умений и навыков . Как показывает анализ педагогической работы, уровень усвоения этих знаний, умений и навыков зависит от возраста, индивидуальных особенностей детей, а также от состояния учебно-воспитательного процесса в детском саду.

Для педагога дошкольного учреждения особое значение приобретает выявление этого уровня перед поступлением детей в школу. Этому способствуют диагностические тесты: индивидуальные беседы, дидактические игры и упражнения с детьми, выполнение ими специальных заданий и т. п.

При этом следует выделить основные компоненты готовности ребенка к усвоению математики в школ е: мотивационный, содержательный и процессуальный.

Мотивационный компонент готовности включает:

Положительное отношение к школе и учебной деятельности в целом;



Интерес к математической стороне действительности;

Желание изучать математику.

Объем и качество математических знаний: осознанность, прочность запоминания, возможность усвоения их в самостоятельной деятельности (гибкость);

Особенности развития речи (усвоение математической терминологии);

Уровень познавательной активности в целом.

Процессуальный компонент - это:

Умения и навыки учебной деятельности (планировать, самостоятельно выполнять деятельность, осуществлять самоконтроль и самооценку).

Уровень усвоения знаний определить легче, чем степень овладения приемами учебной деятельности, тем более степень сформированности познавательной активности.

В связи с этим для выявления общеучебных умений надо подбирать задания попарно : например, первое задание - угадай, расскажи, посчитай, покажи и т. п., второе - сравни, объясни, докажи, расскажи и др. Второе задание для детей сложнее, но именно выполнение таких заданий свидетельствует об уровне подготовленности ребенка к обучению в школе.

Важные показатели готовности к школе – продуктивность внимания (по адаптированным корректурным таблицам), особенности умственного развития и учебной деятельности .

В подготовке к школе большое значение имеет правильная организация и целенаправленное развитие внимания детей в процессе обучения. У детей старшего дошкольного возраста значительное место в деятельности занимает произвольное внимание . В этом возрасте значительно увеличиваются объем и устойчивость внимания. Воспитатель детского сада организует учебную деятельность ребенка, учит его понимать задания, цели и условия выполнения познавательных заданий.

Успешность обучения детей в школе связана не только с наличием у дошкольников определенного объема знаний. Даже умение считать и решать задачи не имеет при этом решительного значения. Школьное обучение основные требования предъявляет прежде всего к умственной деятельности.

В связи с этим уровень развития умственных способностей – один из важных показателей готовности ребенка к школе . Нужно учить детей наблюдать, анализировать, обобщать, делать выводы. Интеллектуальные возможности расширяются в процессе активного и целенаправленного ознакомления с объектами и представлениями окружающего, законами природы, особенностями отношений между людьми.

Исследования показывают, что высокий уровень интеллектуального развития ребенка не всегда совпадает с его личной готовностью к школе. В ряде случаев в начале обучения в школе у детей отсутствует положительное отношение к новому способу жизни, предполагающее соответствующие изменения условий, правил, требования режима обучения, жизни и деятельности в целом.

Поэтому в детском саду воспитатели должны также формировать положительное отношение дошкольников к обучению , которое включает стремление ребенка достичь нового социального положения, - т.е. стать школьником. Ребенок должен понимать важность школьного обучения, уважать учителей и его труд, уважать старших товарищей по школе, любить книгу, добросовестно относится к ней.

Изучать уровень готовности детей шести-, семилетнего возраста к обучению в школе можно с помощью как группового, так и индивидуального обследования.

Индивидуальное обследование дает возможность воспитателю создать представление об особенностях мышления, речи детей, общем уровне знаний и специальной математической подготовке .

В качестве диагностических (тестовых) упражнений можно использовать задания такого типа.

1. Ребенку предлагают ответить на вопросы: «Когда ты пойдешь в школу? Что ты знаешь о школе? Хочется ли тебе учиться в школе?»

2. Ребенку предлагают ответить на вопросы: «Любишь ты занятия по математике? А как ты думаешь, что делают ученики на уроках математики?»

3. Ребенку показывают карточку с цифрами, размещенными в случайной последовательности, и просят назвать и показать их.

4. Ребенка просят назвать числа, смежные с названными, - игра «Найди соседей».

5. Перед ребенком лист бумаги с изображением на нем двух рядов кружочков. Верхний ряд - восемь больших кружочков, нижний - девять маленьких, которые размещаются на меньшем расстоянии один от одного, чем большие. Ставится вопрос: «Каких кружочков больше? Каких меньше?»

6. Ребенку показывают по очереди три картинки: «Яблоня», «Аэропорт», «Девочка с флажками». Предлагают придумать по каждой картинке задачу и решить ее.

7. Ребенку показывают картинку «Домики». Предлагается внимательно посмотреть на картинку и сказать, какие геометрические фигуры он узнает на картинке. (Окна квадратной формы, двери - прямоугольные и т. д.)

8. Перед ребенком лежит восемь фигурок четырех цветов: три красные, две зеленые, две синие, одна желтая. Воспитатель спрашивает: «Сколько тут разных цветов

9.Перед ребенком лежит картинка, на которой изображено десять разных предметов, размещенных в ряд. Ребенка просят ответить на вопрос: «Сколько всего тут предметов? Как ты посчитал? На котором по счету месте домик? Сколько всего пирамидок?» и т. д.

10. Ребенку предлагают рассмотреть рисунок (узор), затем нарисовать в тетради в клеточку. После этого дети сравнивают собственные результаты с образцом, т. е. демонстрируют навыки самоконтроля и самооценки.

Дети рисуют внизу в уголке страницы флажок: если выполнено правильно, красный, если неправильно - синий.

11.Ребенку предлагают выложить из цветных палочек: квадрат, треугольник, пятиугольник, лодочку, елочку и т. д.

По степени успешности выполнения задания можно выявить уровень математической готовности ребенка к школьному обучению . Эти данные следует дополнять систематическими наблюдениями, индивидуальными беседами с детьми.

Условно можно выделить три уровня готовности детей к школе.

К первому уровню следует отнести готовность детей, которые хорошо усвоили программные требования предыдущих групп, имеют хорошие навыки в счетной деятельности, обследовании, измерении, делении целого на части, решении задач и т. п. При этом дети подготовительной группы умеют выполнять несложные действия в уме без опоры на наглядность, при сравнении предметов по форме пользуются геометрической фигурой как эталоном, умеют классифицировать, обобщать, действовать в соответствии с инструкцией педагога, имеют навыки самоконтроля, проявляют интерес к обучению, умеют работать сосредоточенно, не отвлекаясь, адекватно использовать математическую терминологию, правильно, качественно, в установленный срок выполнять задания, объективно оценивать свою работу.

Ко второму уровню можно отнести готовность детей, которые овладели программой данной группы ; имеют определенные навыки в счетной деятельности, измерении величин, делении целого на части. Вместе с тем у них недостаточно развита умственная деятельность: им трудно объяснить выбор арифметического действия, обобщать и классифицировать; самоконтроль у этих детей неустойчивый, они не проявляют интереса к учебной деятельности; математический словарь их беден; самооценка чаще всего занижена, иногда завышена.

К третьему уровню относится готовность детей, которые слабо усвоили программу по математике. Эти дети имеют некоторые навыки в выполнении операций счета, но во всех других видах математической деятельности имеют слабые навыки или вообще их не имеют. Дети, которые принадлежат к третьему уровню усвоения математических знаний, ощущают значительные трудности при выполнении умственных операций сравнения, обобщения, классификации. Эти дети не проявляют интереса к учебной деятельности, неправильно используют специальную математическую терминологию, часто не могут выполнить задание воспитателя, сравнить его с образцом.

Педагогическую работу по подготовке детей к школе следует направитьна полную ликвидацию третьего, низшего, уровня сформированности математических знаний, умений и навыков и на достижение у них достаточно качественной математической готовности к школе .

Усилия педагогического коллектива должны обеспечить формирование у детей прочных знаний и умений в объеме Программы воспитания в детском саду, развитие у них речи, мышления, познавательной активности, интересов и способностей.

Елена Мельяновская
Роль занимательного математического материала в подготовке детей к школе

Консультация для родителей подготовительной группы

«Роль занимательного математического материала

в подготовке детей к школе »

Игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться.

Желание достичь цели- составить фигуру, модель, дать ответ, получить результат, стимулирует активность детей .

Выполнение практических действий с использованием практического материала вырабатывает у ребят умение воспринимать познавательные задачи, находить для них новые способы решения. Это ведет к проявлению у детей творчества (например, составить ракеты из геометрических фигур, расставить по порядку летательные аппараты). Дети начинают осознавать, что в каждой из занимательных задач заключена загадка. Найти, разгадать ее, невозможно без сосредоточенности, напряженного обдумывания.

Таким образом, у воспитанников развивается логическое мышление, умение анализировать. Необходимо соответствующее руководство со стороны взрослого. Целесообразно использовать занимательные вопросы , логические концовки, загадки, дидактические игры и упражнения. Например, задачи-шутки, задания на сообразительность : На каком дереве сидит ворона после дождя? На березе выросло 6 апельсин, 2 апельсины упали с дерева. Сколько апельсин осталось на дереве? Наступил месяц февраль, сначало расцвело 5 тюльпанов, а потом еще 2 нарцисса. Сколько цветов расцвело в феврале?

Занимательные вопросы , логические концовки : На дереве сидят 4 вороны и 3 воробья. Сколько всего птиц сидит на дереве? На столе лежало 7 конфет, 2 конфеты съел Дима. Сколько конфет осталось на столе?

2 числа – 2 и 4, быстро их сложите и ответ скажите.

В процессе таких занимательных вопросов воспитанники учатся думать и размышлять, искать ответ на поставленный вопрос.

Дидактические игры и упражнения. «Поставь правильно нужный знак» , «Веселые цифры» , «Рассели цифры в домики» , «Превращение змей» . Цель : закрепить знание цифр от 0 до 10 и математических знаков > ;, <, =.

Дома с детьми можно изготовить игру «Радуга» . Для этого необходимо цветной картон и 2 шаблона с изображением радуги, ножницы.

Нужно запомнить фразу : .

Беру первый лист шаблона с изображением радуги и лист красного картона. Листы картона для прочности с двух сторон обтягиваем скотчем. Лист красного картона кладу на первую дугу радуги и вырезаю ножницами эту дугу. Дальше вырезаем остальные 6 дуг радуги.

Беру второй лист шаблона радуги и предлагаю ребенку на шаблон радуги наложить по порядку вырезанные души радуги. Проверяю правильность выполнения задания. Если ребенок выполнил задание не правильно, то повторяем фразу «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» . Затем даю возможность исправить свою ошибку.

Можно ребенку предложить ребенку две дуги радуги, например, белую и черную. Спросить у ребенка, какие цвета радуги лишние и почему. Можно с ребенком посчитать цвета радуги, назвать порядковый номер дуг радуги, закрепить цвета радуги.

Таким образом, занимательный материал является одним из средств подготовки детей к обучению в школе .

Публикации по теме:

Развитие интеллектуальных способностей детей с помощью игрового занимательного материала Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладывается в первые годы жизни ребенка. В дошкольном детстве происходит становление первых.

Роль музыкальных занятий в подготовке детей к школе «Роль музыкальных занятий в подготовке детей к школе» В современных условиях проблема художественно – эстетического воспитания, образования.

Конспект занятия по развитию познавательной деятельности детей с использованием занимательного математического материала Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную.

Приобщение детей в условиях семьи к занимательному математическому материалу поможет решить ряд педагогических задач. С этой целью следует.

Консультация для родителей «Значение использования занимательного математического материала дома» Совершенствование работы по всестороннему развитию детей дошкольного возраста предполагает поиск новых путей во взаимосвязи детского сада.

План по самообразованию педагога тема: «Использование занимательного математического материала с дошкольниками» Цель: Формирование элементарных математических представлений через занимательный математический материал. Задачи: 1. Развивать интерес к.

Развитие пространственных представлений у дошкольников на основе занимательного математического материала. Известно, что одним из показателей творческого отношения к любой деятельности является проявление интереса к ней. Предматематическая подготовка,.

Когда ребенок подготовлен к обучению, сам проявляет инициативу в учебе и внеклассной деятельности, у него не возникнет сложностей в процессе учебы и общении с одноклассниками. Подготовить ребенка к школе в домашних условиях, определить уровень его знаний и мотивационной готовности поможет эта статья.

Родителей будущих первоклассников волнует вопрос, готов ли их ребенок к школе? Ведь очень важно не просто отдать малыша в первый класс, а сделать это вовремя – когда ребенок будет готов к посещению учебного заведения морально и достаточно развит для этого.

Ошибка в определении готовности ребенка может стоить дорого: нежелание посещать учебное заведение, отказ учить уроки, депрессивное состояние, неуправляемое поведение – все это продемонстрирует первоклассник, оказавшийся в школе «не вовремя». Чтобы избежать неприятностей и предупредить психологическую травму у ребенка, родителям следует очень внимательно отнестись к вопросу соответствия уровня его знаний и навыков современным требованиям.

Требования к подготовке ребенка к школе: список

К настоящему времени сформирован целый список того, что должен знать и уметь будущий первоклассник:

  • Уверенно называть свое фамилию, имя и отчество
  • Дату своего рождения
  • Домашний адрес
  • ФИО мамы и папы (бабушек, дедушек и других родственников – по желанию)
  • Место работы родителей
  • Известных в стране поэтов и писателей
  • Праздники
  • Различать понятия: «вперед – назад», «право – лево»
  • Дни недели
  • Цвета и оттенки
  • Времена года (с месяцами)
  • Правила движения на дороге
  • Различать домашних и диких животных, называть их детенышей
  • Называть садовые, лесные, полевые цветы
  • Называть перелетных и зимующих птиц
  • Отличать фрукты от овощей
  • Знать профессии
  • Называть виды транспорта и способ его передвижения
  • Пересказывать услышанное
  • Отвечать на вопросы
  • Составлять рассказ по картинке
  • Придумывать сказки
  • Рассказывать стихи наизусть
  • Описывать по памяти
  • Копировать текст и рисунок
  • Заканчивать предложения
  • Находить лишний предмет, рисунок, слово, букву
  • Разгадывать загадки
  • Считать от 0 до 10 и обратно
  • Знать состав чисел
  • Различать понятия «больше», «меньше»
  • Знать фигуры
  • Писать в клеточках
  • Знать буквы, отличать их от звуков
  • Определять первую и последнюю букву (звук) в слове
  • Подбирать слова на предложенную букву
  • Читать простые слова и слоги
  • Знать, когда заканчивается предложение
  • Обводить по контуру
  • Держать ручку

Несмотря на то, что многим из перечисленных умений ребенок должен обучиться в начальной школе, тестирование перед поступлением в первый класс проводится именно по этим пунктам.



Познавательный интерес, быстрая реакция, нестандартное и логическое мышление будут формироваться у дошкольника, если регулярно проводить с ним математические занятия в игровой форме.

Чтобы эти уроки приносили ребенку пользу и радость, родителям следует принять во внимание:

  • возраст ребенка
  • уровень подготовки
  • способность концентрировать внимание
  • интерес к занятиям

Математические занятия – это не однообразные примеры и задачки. Чтобы заинтересовать ребенка и разнообразить уроки математики, в работе с дошкольниками следует использовать такие виды заданий:

  • задачи с геометрическими фигурами
  • математические загадки
  • задачи – шутки
  • головоломки

ВАЖНО: Любое задание должно подбираться индивидуально, с учетом его степени сложности и уровня развития ребенка.



Математические игры

«Домики» . Нарисуйте 3 трехэтажных дома, каждый на отдельном листе. На каждом этаже нарисуйте по 3 окошка. Произвольно нарисуйте шторки в некоторых окнах. Скажите ребенку, что в квартирах, где есть шторки, уже живут люди. Попросите его заселить людей на остальные этажи, чтобы на каждом этаже было поровну жильцов. Пусть он сам дорисует разноцветные шторы в окнах тех квартир, куда он поселил людей. Затем попросите сосчитать, в каком доме жильцов больше.

«Рисунки из геометрических фигур» . Нарисуйте на листе любую геометрическую фигуру. Попросите ребенка придумать рисунок, задействовав в нем предложенную фигуру. Если малыш не понял задание, покажите, например, как легко кружок может превратиться в солнышко, снеговика или колесо автомобиля.



«Соедини цифры». Попросите ребенка соединить цифры линиями. Объясните, что если он правильно сделает это, то увидит рисунок. Для детей младшего возраста используйте картинки с числами до 10, для старших детей – более сложные картинки с числами до 30 или 50.

ВАЖНО: Групповые занятия усиливают интерес ребенка к происходящему. Чувство соперничества, сильно развитое в дошкольном возрасте у большинства детей, не позволит ребенку отвлекаться.

Игра «Соедини цифры»

Занимательные математические вопросы и задачки:

  • Сколько лапок у трех кошек и ножек у двух птичек?
  • Сколько ушек в двух мышек?
  • У мамы Наташи дочка Маша, котик Пушок и пес Дружок. Сколько дочек у мамы?
  • Что тяжелее: 1 кг камней или 1 кг пуха?

У зайчихи пять зайчат

На травке с мамою сидят.

У другой зайчихи – три

Они все белые, смотри!

Сколько будет три и пять?

Груши на землю с веток упали

Плакали груши, слезы роняли

Катя в корзину их собрала

Друзьям своим в садике все раздала:

Два Павлушке, три Сережке,

Маринке и Аринке,

Маше, Наде и Оксане

И одно, конечно, маме.

Посчитай-ка поскорей,

Сколько Катиных друзей?

Пять гусей летели в небе,

Два решили пообедать,

А один – передохнуть.

Сколько же пустилось в путь?

Привела наседка мать

Семь цыплят в сад погулять.

Все цыплятки, как цветочки.

Пять сынков, а сколько дочек?

Четыре синих сливы

На дереве висели.

Две сливы съели дети,

А сколько не успели?

ВАЖНО: Поощряйте интерес ребенка к таким заданиям, хвалите, если он пытается самостоятельно придумать похожие задачки.



Подготовка к школе: развивающие задания для детей по чтению

Чтение – одна из самых важных дисциплин. Чем лучше научится ребенок читать, тем легче ему будет учиться в школе. Цель обучения — объяснить ребенку принципы и правила чтения, добиться от дошкольника уверенного прочтения букв, слогов и коротких слов.

ВАЖНО: В связи с тем, что информация воспринимается детьми младшего возраста несколько иначе, чем взрослыми, проводить обучение чтению нужно только в игровой форме.

План обучения чтению ребенка достаточно прост:

  • Заучите с ребенком буквы в таком порядке: все гласные, твердые звонкие согласные, глухие и шипящие согласные.
  • Добейтесь быстрого и безошибочного определения букв.
  • Научите ребенка читать звуки, то есть произносить уже знакомые ему буквы слитно. Начинайте с простых для прочтения и произношения слогов (на, ма, ла, да) и постепенно переходите к более сложным (жу, ку, гу, фо).
  • Переходите к чтению коротких и состоящих из нескольких простых слогов слов (ма-ма, ба-ба, о-ля, кот, дом).
  • Каждый день немного усложняйте задание, вводите несколько сложных слов.
  • Когда ребенок научится читать слова, переходите к чтению коротких предложений.
  • После того, как ребенок научится читать предложениями, можете использовать в обучении различные развивающие задания.

ВАЖНО: Во время занятий следите за чистотой произношения звуков, объясняйте, в каком месте предложения нужно делать паузы между словами.



Игра «Найди слово» . Предложите ребенку отыскать определенное слово в небольшом незнакомом тексте. Причем сделать это нужно за определенное время (например, за одну минуту).

«Громко, тихо, про себя» . Попросите ребенка читать то тише, то громче, то про себя. По вашим указаниям он должен как можно быстрее переключаться от одного вида чтения к другому. Следите, чтобы при этом не менялся темп чтения.

«Слоги на карточках» . Напишите на карточках слоги таким образом, чтобы из них можно было составить слова. Попросите ребенка помочь потерявшимся слогам отыскать своих друзей и собраться в слова. Играйте в игру ежедневно, постепенно добавляя новые слоги.

«Гласные – согласные» . Пусть ребенок за 30 секунд назовет или напишет как можно больше согласных букв, а затем гласных.

«Ответы на вопросы». Заготовьте несколько простых вопросов по тексту. Предложите ребенку найти ответы на эти вопросы во время прочтения текста.

«Чтение с помехами». Научите ребенка читать независимо от окружающей обстановки. Включайте ненадолго во время чтения музыку или телевизор. Добейтесь того, чтобы ребенок не обращая внимания на изменение звукового фона, продолжал читать.

«Размер букв». Чтение текстов с разными шрифтами не должно быть проблемой для ребенка. Для этого ежедневно предлагайте ему самостоятельно печатать и читать буквы разного размера.

«Слова – перевертыши» . Покажите ребенку слова, которые меняют смысл при прочтении их наоборот: «кот – ток», «воз – зов» и т.п. Объясните, что читать всегда нужно слева направо.

«Чтение сквозь зубы» . Усложните привычное ежедневное чтение необычным веселым заданием: ребенок должен читать, не размыкая зубы. После прочтения текста, необходимо пересказать его.

«Пропустили букву» . Напишите 5 – 10 знакомых ему слов, в каждом из которых пропустите по одной букве. Попросите будущего первоклассника вставить пропущенные буквы в слова.

«Похожие слова». Напишите несколько пар похожих по написанию, но различных по значению слов: «кот – кит», «рука – река», «дом – дым». Попросите ребенка прочитать пары и объяснить значение каждого слова.

«Чтение за минуту» . Предлагайте ребенку ежедневно читать «на скорость» один и тот же текст. Обращайте внимание, что каждый день он читает все быстрее и четче, и за отведенную минуту продвигается все дальше. Для наглядности лучше использовать песочные часы.



Иногда у детей возникают сложности при выполнении развивающих заданий по чтению. Это происходит по следующим причинам:

  • Неуверенность. Чтобы убедиться, что слог или слово прочитано правильно, ребенок перечитывает его несколько раз подряд.
  • Рассеянное внимание. Дошкольники быстро теряют интерес к скучным, по их мнению, занятиям.
  • Недостаточная концентрация внимания. Ребенок не может воспринять все слово, а концентрирует внимание только на нескольких первых буквах или слогах.
  • Маленький запас слов. Незнакомые слова ребенок произносит неуверенно при прочтении.
  • Плохая память. Ребенок не запоминает буквы, звуки, забывает принцип образования слогов и слов.
  • Нарушения речевого аппарата, хронические заболевания ЛОР органов (отиты, увеличенные миндалины).


Видео: Как научить ребенка читать?

Подготовка к школе, развивающие задания для детей по письму

Самые большие трудности у всех без исключения первоклассников возникают при выполнении графических заданий. Происходит это по трем причинам:

  • недостаточный интерес ребенка
  • незрелость мускулатуры кистей
  • неопытность

Чтобы облегчить процесс освоения письма в школе, родителям следует начать заниматься с ребенком еще с раннего возраста. Заинтересовать дошкольника помогут игровые развивающие задания.

«Лабиринт» . Предложите ребенку найти выход из лабиринта мышке, убегающей от кота, или зайчонку, отставшему от своей мамы. При помощи ручки или карандаша нужно указать зверушке верный путь.

«Дорисуй рисунок». Нарисуйте букет цветов и предложите малышу дорисовать вазу для букета, в пустой аквариум пусть поселит рыбок, в доме нарисует дверь. Чем больше подобных заданий выполнит ребенок, тем увереннее он будет держать в руках карандаш.

«Рисунок по точкам» . Попросите ребенка соединить точки между собой таким образом, чтобы получился рисунок. Если у ребенка возникнут сложности при выполнении этого задания, подскажите ему.

«Штриховка» . Просите ребенка выполнять любые упражнения, где необходимо заштриховать рисунок. Эти задания обязательны для отработки графических движений. Во время выполнения следите, чтобы линии направлялись сверху вниз, слева направо.

ВАЖНО: Развитию мелкой моторики у детей способствуют лепка, игры с мозаикой, конструктором, бусами, пальчиковая гимнастика.

Когда ребенок научится уверенно держать в руках карандаш, предлагайте ему обводить по пунктиру. Сразу можно обводить веселые детские картинки, затем – буквы или их элементы.



Подготовка к школе: развивающие задания для речевого развития детей

Легко и непринужденно развивать речь у ребенка можно при помощи веселых заданий и увлекательных игр.

«Экспромт» . Подготовьте 5 – 7 карточек с изображенными на них знакомыми ребенку ситуациями или действиями. Разложите перед ребенком карточки рисунком вниз. Предложите ему выбрать любую карточку и попросите придумать по ней рассказ. Чтобы ребенку было интересно, можно привлечь к выполнению задания других членов семьи и устроить конкурс на лучший рассказ.

«Ассоциации» . Покажите ребенку картинку, на которой изображено какое-либо знакомое ему действие (птицы улетают на юг, женщина покупает хлеб, дети идут в садик и т.п.). Попросите ребенка назвать слова, которые ассоциируются у него с изображением на картинке.

Игра в прилагательные. Попросите ребенка образовать прилагательные из предоставленных слов, ответив на вопросы: «какой», «какая», «какое»?

  • Свет (светлый, светлая, светлое)
  • Дом (домашний, домашняя, домашнее)
  • Дерево (деревянный, деревянная, деревянное)
  • Железо (железный, железная, железное)
  • Снег (снежный, снежная, снежное)
  • Песок (песчаный, песчаная, песчаное)

Синонимы и антонимы . Попросите ребенка подобрать похожие и противоположные по значению слова к произвольно взятым прилагательным.

Добиться чистоты произношения звуков поможет регулярное выполнение логопедических упражнений:

«Злая кошка» . У ребенка открыт рот, в нижние зубы упирается язык, при этом выгнутый так, как кошка выгибает спину, когда злится.

«Карандаш» . Карандаш положите перед ребенком, на уровне его губ, на любую твердую плоскую поверхность. Попросите ребенка установить край языка на нижнюю губу и в таком положении сильно подуть на карандаш. Упражнение считается выполненным, если карандаш покатится.

«Орех» . Ребенок упирает язык то в правую щеку, то в левую. При этом рот закрыт, мышцы щек и языка напряжены.

«Змея» . Рот открыт. Ребенок выдвигает и прячет язык таким образом, чтобы он не коснулся ни губ, ни зубов.

«Часы» . Губы ребенка приоткрыты, улыбаются. Кончик языка касается то правого, то левого уголков губ.

«Зубная щетка» . Кончиком языка имитировать действия зубной щетки. Таким образом необходимо «почистить» нижние и верхние зубки, внутри и снаружи. При этом важно, чтобы нижняя челюсть оставалась недвижимой.

«Забор» . Ребенок 10 – 15 секунд показывает «заборчик» из зубов, как можно шире улыбаясь для этого.

ВАЖНО: Если исправить произношение некоторых звуков не удается самостоятельно, родителям следует обратиться к логопеду.



Домашняя подготовка детей к школе: развивающие игры

Домашняя подготовка к школе подразумевает систематические занятия родителей с ребенком. Важно уделять дошкольнику хотя бы несколько часов в день, превращая обыденные дела и обычные совместные прогулки в увлекательные игры. Родителям следует проявить фантазию, найти индивидуальный подход к своему ребенку, действовать, согласно его интересам.

Вот всего лишь несколько вариантов совместных развивающих игр с дошкольником:

«Назови номер». Во время прогулки просите ребенка называть номера домов и проезжающего транспорта, обозначенные на табличках.

«Сколько деревьев?» Вместе считайте все деревья, которые попадаются вам на пути во время прогулки. Также можно считать проезжающие мимо автомобили, все или определенного цвета (размера, марки).

«Кто поменялся местами?» Поставьте перед ребенком 8 – 10 мягких игрушек, попросите его внимательно посмотреть на них, а затем отвернуться. В это время поменяйте местами несколько игрушек. Когда ребенок повернется, пусть попробует угадать, кто поменялся местами.

«Любимый мультик». Посмотрите вместе с ребенком его любимый мультфильм. Задайте вопросы по его содержанию, попросите ребенка рассказать, о чем он.

«Сказка для бабушки» . Прочитайте ребенку сказку. Попросите рассказать бабушке (папе, тете, сестричке) о чем эта сказка, описать героев, их внешность и характер.

Регулярные занятия лепкой, рисованием, игра в пазлы и мозаику увлекут ребенка и, в то же время, поспособствуют развитию мелкой моторики пальцев.

ВАЖНО: Не торопите ребенка, не злитесь, если что-то удается ему не сразу. Развивающие игры должны не только обучить ребенка, но и стать для него развлечением.



Домашняя подготовка детей к школе: развивающие упражнения

Развивающие упражнения с дошкольниками можно выполнять не только в тетради, сидя за письменным столом, но и на улице. Уроки на свежем воздухе придутся по душе и запомнятся надолго каждому ребенку.

«Времена года».

  • Прогуляйтесь с ребенком по осенней аллее . Покажите будущему школьнику разноцветные листья разных деревьев. Расскажите о временах года и тех изменениях в природе, которые происходят с наступлением осени, зимы, весны и лета. Пусть ребенок выберет несколько красивых листьев и сохранит их дома, между страничками толстой книги. Когда листочки высохнут, пусть ребенок обведет их по контуру на листе бумаги и раскрасит.
  • В снежные зимние дни выходите вместе кормить воробьев и синичек. Расскажите ребенку о зимующих и перелетных птицах. Дома попросите нарисовать тех птичек, которые понравились больше всего.
  • Весной покажите ребенку первые распустившиеся цветы. Расскажите, что цветы бывают полевые, лесные, садовые. Попросите выполнить звуковой анализ слов: «роза», «подснежник», «лютик», «незабудка».
  • Во время летних прогулок обращайте внимание ребенка на повышение температуры на улице. Объясните, что бывает летняя и зимняя одежда. Пусть ребенок назовет одежду, которую нужно надевать летом, осенью, зимой и весной. Дома попросите ребенка нарисовать лето.

«Аппликация из крупы и макарон» . Предложите ребенку сделать аппликацию при помощи риса, гречки, макарон, манки, гороха и других круп. Подобные упражнения хорошо развивают мелкую моторику. В работе используйте клей ПВА.

«Снежинки» . Научите ребенка вырезать снежинки. На сложенном в 4 и 8 раз листе бумаги попросите его вырезать разные геометрические фигуры. Разверните снежинки и оцените результат.

«Фрукты и овощи из пластилина». Покажите ребенку, как из разноцветного пластилина можно легко слепить фрукты и овощи. Сразу ребенок должен скатать шарик, а уже его превратить в нужный фрукт или овощ. Легче всего сделать гроздь винограда, свеклу или морковь – немного сложнее.



Развивающее занятие «Времена года»

Психологическая и эмоциональная подготовка детей к школе: задания, игры, упражнения

Наступление школьной жизни подразумевает, что дошкольный период закончен. Детям приходится быстро адаптироваться в новых условиях, привыкать к учебной нагрузке, знакомиться с учителями и одноклассниками.

Чтобы период адаптации прошел как можно легче, родители и педагоги стараются подготовить ребенка к предстоящим переменам в жизни. Наиболее успешны групповые игры и упражнения.

«Одного цвета» . Двум группам детей необходимо отыскать за 10 секунд наибольшее количество предметов одного цвета. Побеждает та группа, которая отыщет больше предметов.

«Волшебный круг» . Детям предлагают обвести круг по шаблону и дорисовать любые геометрические фигуры таким образом, чтобы получился рисунок. Когда все справятся с заданием, преподаватель устраивает конкурс рисунков.

«Повторюшки». В группе детей из 5 — 7 человек выбирают ведущего. Ведущий выходит вперед и показывает детям любую позу. Дети стараются скопировать эту позу. Новым ведущим становится тот, кому удалось лучше остальных справиться с заданием.

«Да – нет». Вместо ответов «да» ли «нет» на предложенные преподавателем вопросы, группа детей хлопает или топает. Нужно заранее договориться с ребятами, что «да» означает хлопок, а «нет» — топанье ногами. Вопросы можно выбирать произвольно, например:

  • «Цветы растут в поле?» и «Цветы летают в небе?»
  • «Ежик несет яблочко?» и «Ежик лазит по деревьям?»

«Мяу, гав». Дети сидят на стульчиках. Ведущий с закрытыми глазами ходит рядом с детьми, затем садится на руки одному из сидящих ребят и пытается угадать, кто это. Если ведущий угадал, ребенок говорит «мяу», если ошибся – «гав».

ВАЖНО: Подобные занятия и игры помогают формировать у дошкольников навыки общения, развивают уверенность в собственных силах и возможностях, адекватную самооценку, самостоятельность.



Самостоятельно определить, готов ли ребенок к поступлению в школу можно при помощи нескольких простых тестов, результатам которых вполне можно доверять.

Тест «Рисуем школу»

Дайте ребенку альбомный лист и цветные карандаши. Попросите будущего первоклассника нарисовать свою школу. Не подсказывайте ребенку, не помогайте, не задавайте наводящие вопросы, не торопите. Пусть он самостоятельно изобразит на бумаге ту школу, которая представляется именно ему.

  • сюжет
  • линии рисунка
  • цветовая гамма

Сюжет:

2 балла – школа расположена в центре листа, на рисунке также присутствуют украшения и декор, деревья, кусты, цветы вокруг школы, ученики и (или) учителя, идущие в школу. При этом важно, чтобы на рисунке было изображено теплое время года и светлое время суток.

0 баллов – рисунок асимметричен (здание школы расположено близко к одному из краев листа), люди на рисунке отсутствуют или изображены грустные дети, покидающие школу; на улице осень или зима, ночное или вечернее время.

1 балл

Линии рисунка:

2 балла – линии объектов без разрывов, тщательно прорисованы, ровные и уверенные, имеют разную толщину.

0 баллов – линии нечеткие, слабые или небрежные, рисунок схематичный; используются двойные или прерывистые линии.

1 балл – на рисунке имеются элементы обеих характеристик.

Цветовая гамма:

2 балла – преобладание ярких и светлых цветов.

0 баллов – рисунок в мрачных тонах.

1 балл – в рисунке есть как темные, так и светлые цвета.

Сумма балов говорит о готовности ребенка к школе:

От 5 до 6 – ребенок готов к школе, он имеет благоприятный настрой по отношению к процессу обучения, будет взаимодействовать с преподавателями и одноклассниками.

От 0 до 1 – ребенок не готов к школе, сильный страх помешает ему нормально учиться, общаться с одноклассниками и учителем.



Определить, ориентирован ли ребенок на посещение школы, учебный процесс, представляет ли он себя школьником в ближайшем будущем, поможет тест Неженовой.

ВАЖНО: Этот тест следует проводить лишь с теми детьми, которые уже посещают подготовительные курсы в школе или хорошо ознакомлены с процессом обучения.

На каждый из представленных вопросов предлагается три варианта ответа: А, Б, В.

А – ориентация на учебу, оценивается в 2 балла

Б – ориентация на обучение поверхностная, не сформирована окончательно, привлекают внешние яркие атрибуты школьной жизни – 1 балл

В – ориентация на школу и обучение отсутствует, ребенок предпочитает внешкольные занятия – 0 баллов

Задавайте ребенку следующие вопросы, предлагая выбрать ответ из трех вариантов:

Ты хочешь ходить в школу?

А – да, очень

Б – не уверен, не знаю, сомневаюсь

В – нет, не хочу

Почему ты хочешь в школу, что тебе там интересно?

Б – хочу, чтобы мне купили красивый портфель, тетради и форму, хочу новые учебники

В – в школе весело, там есть перемены, у меня будут новые друзья, мне надоело в садике

Как ты готовишься к школе?

А – учу буквы, читаю, пишу прописи, решаю примеры и задачи

Б – родители купили форму, портфель или другие школьные атрибуты

В – рисую, играю, леплю из пластилина

Что тебе нравится в школе?

А – уроки, занятия в классе

Б – перемены, учитель, новые парты, вид школы и другое, что не относится непосредственно к процессу обучения и получения знаний

В – урок физкультуры и (или) рисования

Если бы ты не ходил ни в школу, ни в садик, что бы ты делал дома?

А – читал, писал буквы и цифры, решал задачки

Б – играл в конструктор и рисовал

В – ухаживал за котом (или другим домашним животным), гулял, помогал маме



0 – 4 – ребенок не осознает, что пойдет в школу, интереса к предстоящему обучению не проявляет

5 – 8 – присутствует поверхностный интерес к процессу обучения, является начальным этапом формирования позиции школьника

9 – 10 – отношение к школе позитивное, ребенок ощущает себя школьником.

Диагностика общей подготовки детей к школе: тесты

Диагностика общей подготовки детей к школе проводится психологом по специальным тестам. Вот некоторые из них:

Тест «Да – Нет» . Психолог просит ребенка отвечать на вопросы любым способом, главное, чтобы он не использовал слова «Да» и «Нет». Ребенок старается подобрать нужные слова, сосредоточен на том, чтобы не нарушить правила, поэтому его ответы будут максимально правдивыми.

  1. Хочешь в школу?
  2. Любишь сказки?
  3. Любишь мультфильмы?
  4. Хочешь остаться в садике?
  5. Любишь играть?
  6. Хочешь учиться?
  7. Любишь болеть?
  8. У тебя есть друзья?
  9. Знаешь, какое сейчас время года?

При оценке результатов педагог определяет, удовлетворяет ли ответ правилам задания. Ответы: «ага» или «неа» ошибкой не являются. Одна ошибка = 1 б. Все ответы верные – 0 б.

0 – 2 – внимание достаточно развито

3 -5 — развито средне или слабо

5 – 10 – плохое, неудовлетворительное внимание



Определение мотивационной готовности . Психолог задает ряд вопросов, дает ребенку время на размышления и рассуждения, помогает, в случае возникновения затруднений:

  1. Назови свое имя и возраст
  2. Имя, отчество и фамилия мамы и папы
  3. Где ты живешь?
  4. Назови членов своей семьи
  5. Что тебе интересно в твоем городе?
  6. Что делать, если видишь человека, который упал?
  7. Когда на деревьях появляются почки и листочки?
  8. Зачем нужна армия?
  9. Как и где переходишь дорогу? Это правильно?
  10. Как узнать, что недавно был дождь?
  11. Зачем тебе уши и нос?
  12. Хочешь в школу? Что будешь там делать?
  13. Сколько в неделе дней?
  14. Сколько времен года? Месяцев? Назови их
  15. Твои любимые и нелюбимые профессии
  16. Что любишь смотреть по телевизору?
  17. В какой стране живешь? Какие еще знаешь страны?
  18. Если ты разбил колено и пошла кровь, что нужно сделать?
  19. Какая посуда есть у тебя на кухне?
  20. Какие знаешь продукты?
  21. Какие животные домашние, а какие дикие? Чем они отличаются?
  22. Что такое день? Ночь?
  23. Если ты взял у друга поиграть игрушку и потерял ее, что будешь делать?
  24. Посчитай от 1 до 10 и обратно, назови число, которое стоит перед 5 и после 8
  25. Что больше 2 или 3?
  26. Что интересного в школе?
  27. Как ты ведешь себя в гостях?
  28. Почему детям не разрешают играть со спичками и огнем?
  29. Что означает: «Любишь кататься, люби и саночки возить»?
  30. Чем отличаются люди от зверей?
  31. За что платят деньги в магазине, в автобусе, в кино?
  32. Кто такой Гагарин?
  33. Что ты будешь делать, если увидишь, как горит дом?

При оценке результатов оценивается способность ребенка рассуждать, вести беседу.



«Змейка». Тест на определения уровня развития мелкой моторики. За 30 секунд ребенок должен нарисовать в кружочках точки. Чем больше он успеет оставить точек, тем лучше. Одна точка = 1 балл. При подсчете баллов учитываются только те точки, которые попали в кружочек. Не считаются точки на границе.

34 и более – отличное развитие

18 – 33 – выше среднего

12 – 17 – недостаточное развитие

11 и меньше – низкий уровень, неудовлетворительный результат.



Если психолог после проведения тестов придет к выводу, что ребенку нужно остаться в саду еще на год, родителям следует прислушаться к мнению специалиста. Возможно, этот год многое изменит в жизни ребенка, за это время он осознает свою роль в школе, проявит интерес к получению знаний.

Видео: Подготовка к школе, подготовка детей к школе, подготовка ребенка к школе



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама