THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Существует несколько теорий происхождения человека. Одна из них – теория эволюции. И даже несмотря на то, что пока так и не дала нам однозначный ответ на этот вопрос, ученые продолжают исследовать древних людей. Вот о них мы и поговорим.

История древних людей

Эволюция человека насчитывает 5 млн. лет. Древнейший предок современного человека – человек умелый (Homo habilius) появился в Восточной Африке 2,4 млн. лет назад.

Он умел добывать огонь, строить несложные укрытия, собирать растительную пищу, обрабатывать камень и пользоваться примитивными каменными орудиями труда.

Предки человека стали делать орудия труда 2,3 млн. лет назад в Восточной Африке и 2,25 млн. лет назад в Китае.

Первобытный человек

Около 2 миллионов лет назад самый древний из известных науке видов человека, человек умелый (Homo habilis), ударяя одним камнем о другой, изготовил каменные орудия труда – оббитые особым образом куски кремня, чопперы.

Ими резали и пилили, а тупым концом, в случае необходимости, можно было раздробить кость или камень. Множество чопперов различной формы и размеров были найдены в Олдувайском ущелье (), поэтому эту культуру древних людей стали называть олдувайской.

Человек умелый жил только на территории . Первым покинул Африку и проник в Азию, а потом в Европу человек прямоходящий (Homo erectus). Он появился 1,85 млн. лет назад, а исчез 400 тыс. лет назад.

Удачливый охотник, он изобрел множество инструментов, обзавелся жилищем и научился пользоваться огнем. Орудия, которыми пользовался человек прямоходящий, были крупнее, чем орудия ранних гоминид (человек и его ближайшие предки).

При их изготовлении применялась новая технология – оббивка каменной заготовки с двух сторон. Они представляют следующую ступень культуры – ашельскую, названную по первым находкам в Сент-Ашеле, предместье Амьена во .

В своем физическом строении гоминиды существенно отличались друг от друга, поэтому они и разделяются на отдельные группы.

Человек древнего мира

Неандертальцы (Homo Sapiens neaderthalensis) жили в Средиземноморском регионе Европы и на Ближнем Востоке. Они появились 100 тыс. лет назад, а 30 тыс. лет назад бесследно исчезли.

Примерно 40 тыс. лет тому назад на смену неандертальцу пришел человек разумный (Homo sapiens). По месту первой находки – пещера Кро-Маньон в Южной Франции – этот тип человека иногда называют также кроманьонцем.

В России уникальные находки этих людей были сделаны близ и Владимира.

Археологические исследования говорят о том, что кроманьонцы разработали новый способ изготовления каменных лезвий ножей, скребков, пил, наконечников, сверл и других каменных орудий – они откалывали от крупного камня отщепы и заостряли их.

Около половины всех инструментов кроманьонцев было сделано из кости, которая прочнее и долговечнее дерева.

Из этого материала кроманьонцы делали и такие новые орудия, как иглы с ушками, крючки для ловли рыбы, гарпуны, а также резцы, шила и скребки, чтобы скоблить шкуры животных и выделывать из них кожу.

Различные части этих предметов крепились друг к другу при помощи жил, веревок из растительных волокон и клейких веществ. Перигорская и ориньякская культуры получили названия по тем местам во Франции, где были найдены не менее 80 различных видов каменных орудий данного типа.

Значительно усовершенствовали кроманьонцы и способы охоты (загонная охота), добывая северного и благородного оленей, шерстистых , пещерных медведей, и других животных.

Древние люди изготовляли копьеметалки, а также приспособления для ловли рыбы (гарпуны, крючки), силки для птиц. Кроманьонцы жили главным образом в пещерах, но вместе с тем они строили разнообразные жилища из камня и землянки, шатры из шкур животных.

Они умели изготовлять шитую одежду, которую нередко украшали. Из гибких ивовых прутьев люди делали корзины и ловушки для рыбы, а из веревок плели сети.

Жизнь древних людей

В питании древних людей важную роль играла рыба. На реке ставили ловушки для некрупной рыбы, а более крупную били острогой.

Но как действовали древние люди, когда река или озеро были широкими и глубокими? Рисунки на стенах пещер Северной Европы, сделанные 9-10 тыс. лет назад, изображают людей, которые в лодке преследуют северного оленя, плывущего по реке.

Прочный деревянный каркас лодки обтянут шкурой животного. Эта древняя лодка напоминала ирландский куррах, английский коракль и традиционный, до сих пор использующийся инуитами каяк.

10 тыс. лет назад в Северной Европе был еще ледниковый период. Найти высокое дерево, из которого можно выдолбить лодку, было трудно. Первая лодка такого типа была найдена на территории . Ее возраст около 8 тыс. лет, и сделана она из .

Кроманьонцы уже занимались живописью, резьбой и скульптурой, о чем свидетельствуют рисунки на стенах и потолках пещер (Альтамира, Ласко и др.), фигурки человека и животных, сделанные из рога, камня, кости и слоновых бивней.

Главным материалом для выделки орудий на протяжении долгого времени оставался камень. Эпоха преобладания каменных орудий, насчитывающая сотни тысячелетий, носит название каменного века.

Основные даты

Как бы ни старались историки, археологи и другие ученые, достоверно узнать о том, как жили древние люди, мы не сможем никогда. Но все же науке удалось очень серьезно продвинуться в изучении нашего прошлого.

Понравился пост? Нажми любую кнопку.

Ученые и исследователи не первый год бьются над вопросом, как же выглядел человек прошлого. По слепкам с останков уже давно была восстановлена приблизительная внешность, однако вопрос цвета кожи древнего человека все еще оставался под вопросом. Однако буквально недавно ученые все же смогли выяснить, как выглядели наши предки, проживавшие на территории современной Европы.

Стоит сразу отметить, что знание это оказалось воистину удивительным и неожиданным для большей части исследователей.

Дело в том, что как оказалось, у человека, жившего около 7 тыс. лет назад, были темная кожа и . Удивительное в этом открытии именно цвет кожи древнего человека, ведь считалось долгое время учеными-антропологами считалось, что кожа у первобытного «европейца» имела белый, а не темный оттенок.

Данные предоставила группа исследователей во главе Карлеса Лалуэса-Фокса, институт эволюционной биологии, Барселона. По его словам, данное открытие позволяет смело говорить о том, что светлый оттенок кожи появился гораздо позже, чем ранее считали ученые. по скелетам двух первобытных людей, которые были обнаружены на северо-западе Испании еще в 2006 году. Благодаря тому, что останки хорошо сохранились в прохладе и темноте, ученым удалось получить ДНК из зуба одного из скелетов.

Карта переселения людей времен неолита

Первобытный человек и распространение неолита

Собственно, с помощью анализа удалось выяснить, что по генной структуре, найденные первобытные люди были ближе всего к жителям современной Швеции и Финляндии. При этом, несмотря на голубизну глаз, анализ выявил, что у европейцев была темная кожа и коричневые волосы. Как говорит Карлес Лалуэс-Фокс, ранее считалось, что осветление кожи у переселенцев из Африки в северные районы происходило после воздействия более слабого ультрафиолетового излучения и как следствие, синтезировался витамин D,а кожа, соответственно, светлела. Однако теперь необходимо пересмотреть данную гипотезу, так как стало понятно, что жившие около 40 тысяч лет в районе Европы люди не изменили своего цвета кожи и остались темнокожими.

Помимо этого открытия, ученым так же удалось выяснить, что люди тех лет не переносили молоко и не переваривали крахмал, а возможность принимать данные продукты начала развиваться лишь после того как зародилось земледелие, которое существенно повлияло на особенности питания наших предков.

Миф № 1: У неандертальцев были очень большие глаза

Это один из свежих, но уже успевших распространиться околонаучных мифов. Посмотрите на череп неандертальца: у него же огромные глазницы! А это значит - большущие глаза. Быть может, неандертальцы вели сумеречный или даже ночной образ жизни? Представьте себе приземистое существо с глазами-фарами, как у совы, днем прячущееся в пещерах, но стоит скрыться солнцу - бесшумно выползающее на большую дорогу, подкрадывающееся к безмятежно спящему мамонту. Откуда же взялись разговоры об огромных глазах? Весной 2013 года в журнале Proceedings of the Royal Society B: Biological Sciences была опубликована статья английских антропологов, которые выдвинули оригинальную гипотезу: неандертальцы долгое время жили на севере, где «солнца меньше, чем в тропиках». Их зрительная система адаптировалась к сумраку, и глаза увеличились в размерах. Соответственно, возросла и площадь зрительной коры головного мозга, в ущерб мышлению и способности к коммуникации. Исследователи решили проверить свою гипотезу: высчитали средний размер глазниц неандертальцев и древних сапиенсов, и у неандертальцев они действительно оказались в среднем крупнее - на 6 мм в высоту и почти на 3 мм в ширину. Дальше эта новость попадает в средства массовой информации, а оттуда - в наши головы. Но как вам такой факт: среди современных рас самые высокие глазницы… у монголоидов! И у них же - самые маленькие глаза. Предположение, что северные жители должны иметь большие глаза, чтобы лучше видеть в постоянных сумерках, также не проходит эмпирическую проверку. По такой логике самые маленькие глазки должны быть у экваториалов, а самые большие - у жителей Крайнего Севера. По факту - строго наоборот. Кроме того, ряд исследований современных приматов показал, что прямой зависимости между размером их глазниц и размером глаз… не выявлено. Поэтому мы по-прежнему будем доверять классическим реконструкциям, на которых неандертальцы - обладатели пусть и печальных, но вполне человеческих глаз.

Резюме: У неандертальцев были не большие глаза, а крупные глазницы. Исследования не выявили у человекообразных прямой зависимости между размерами глазниц и глаз. Современные жители Севера - обладатели крупных глазниц - вовсе не отличаются большими глазами.

Миф № 2: Древние люди ходили замотанные в шкуры и с дубиной в руке

Косматый дикарь в шкуре и с зажатой в лапе увесистой дубиной - классический образ массовой культуры, возможно никогда не существовавший в природе. Палками пользуются человекообразные обезьяны - значит, скорее всего, и австралопитеку вполне хватало мозгов, чтобы размахивать палкой для устрашения и защиты. Однако находки доисторических «дубин» археологам неизвестны. И даже если бы что-то подобное было обнаружено, то как отличить дубину от обычного обломка ветви или ствола? Древнейшее бесспорное деревянное орудие - это копье. Деревянные орудия, которыми пользуются ныне племена Африки или Австралии, совсем не похожи на те эффектные сучковатые чудища, которыми неизменно вооружают наших предков на классических иллюстрациях. Разумеется, нет и находок «накидок из шкур», в которые заворачивались наши пращуры, хотя, вероятно, что-то подобное древние люди носили. Здесь важно другое. Судя по всему, источник, из которого авторы популярных картинок и описаний доисторической жизни черпали свое вдохновение, - не археологические находки и не научные факты, а популярные издания и кинематограф. Растиражированный «пещерный человек» стал своего рода брендом, героем рекламных роликов и даже комедийных мультсериалов («Флинстоуны», 1960 год).

Александр Соколов. «Мифы об эволюции человека»

Людей каменного века художники изображали, руководствуясь своими представлениями о том, каким должен быть настоящий дикарь: могучим, мохнатым и безжалостным. Однако корни образа «пещерного человека с дубиной» можно найти в гораздо более глубоком прошлом. Оказывается, дикий человек (wildman) был популярным персонажем еще в Средневековье. Его образ всплывает в европейской литературе и декоративном искусстве, на гобеленах, барельефах и даже на монетах, украшает гербы. «Дикий человек» изображался сплошь покрытым волосами, а в руках, как вы уже догадались, он сжимал дубину. Из глубины веков, из недр человеческого подсознания дошел до нас образ «дикого человека» во всей своей первобытной красе.

Резюме: «Пещерный человек» - очень устойчивый архетип, живущий в человеческой культуре более 2 тысяч лет. В последней четверти XIX века образ «дикого человека» прекрасно вписался в новомодную идею происхождения человека от животного. И - под маской не то неандертальца, не то кроманьонца - наш обновленный герой вернулся в массовую культуру. Так незаметно смешались естествознание и фольклор. «Дикий человек» - продукт не научных изысканий, а фольклора и массовой культуры.

Миф № 3: Древние люди были очень волосатыми

Попросите любого знакомого описать первобытного человека. Скорее всего, слово «волосатый» будет в первой тройке эпитетов. Косматые, покрытые шерстью - такими мы их помним по иллюстрациям в популярных книгах, где акцент делался на звериной сущности, обезьяноподобности предка. Но что мы знаем на самом деле об их волосяном покрове, и в какой момент он исчез? Происходило ли это постепенно, или шерсть выпала сразу и напрочь? Даже если так, то потеря волосяного покрова должна была сопровождаться параллельной перестройкой многих систем: увеличилось количество потовых желез, утолщилась жировая прослойка, поменялся весь механизм терморегуляции. Рост волос на голове, напротив, усилился, а у мужчин вдобавок выросла внушительная борода. Палеонтология нам не поможет: в ископаемом виде сохраняются кости, но не волосы. Да, из вечной мерзлоты извлекают порой туши мамонтов, но мумий неандертальцев никто не находил. И все же неандертальцы по строению скелета и по образу жизни не принципиально отличались от нас: жили они не в лесах, а на открытой местности, пользовались огнем и орудиями, ходили на охоту. Мы вряд ли ошибемся, если предположим, что и по степени волосатости радикальной разницы между нами и ними не было. В 2004 году специалисты изучили вариации гена, отвечающего за цвет кожи у африканцев, и пришли к выводу: кожа человека стала темной не менее 1,2 млн лет назад. У человекообразных обезьян под шерстью кожа светлая, так как защищена от ультрафиолета волосяным покровом. Потемнеть она должна была уже после того, как наши предки лишились шерсти. А значит, уже больше миллиона лет назад люди не были «косматыми троглодитами». Почему же наша шерсть поредела? Вот возможное объяснение. После того как наши предки слезли с деревьев и вышли в саванну, под палящее солнце, им понадобилась более эффективная система терморегуляции. Возросло количество желез, выделяющих пот, который, испаряясь, понижал температуру тела. В такой ситуации волосяной покров был скорее помехой: испарение эффективнее происходит с открытой поверхности кожи. Поэтому шерсть исчезла. Обратите внимание, что на голове, подставленной солнечным лучам, сохранилась шапка волос, выполняющая функцию термозащиты. Вы спросите: а почему древние люди снова не обросли шерстью, когда ушли на север, в холода? Можно ответить так: вместо того чтобы ждать милости у эволюции, человек изобрел одежду и очаг. Исчезнувшую шерсть заменила теплая шкура, снятая с убитого животного. От дождя и ветра защитили стены пещеры или хижины, а огонь позволил пережить суровую зиму.

Резюме: Считается, что древние люди были очень волосатыми. В отличие от костей, волосы быстро разлагаются, поэтому о степени волосатости наших предков можно только гадать. Однако очень вероятно, что волосяной покров исчез уже на ранних стадиях эволюции человека.

Миф № 4: У древних людей руки были до колен, ноги короткие и кривые, и ходили они сгорбившись

Низкорослый, несуразный, с по-обезьяньи длинными руками, неандерталец трусливо жмется ко входу в пещеру… Важную роль в создании столь отталкивающего образа сыграл французский антрополог Марселин Буль. В 1911 году в книге, посвященной скелету неандертальского старика из Ля Шапель-о-Сен, Буль описал неандертальца как сутулого недочеловека, с вытянутой вперед шеей, передвигавшегося на полусогнутых ногах. А художник Франтишек Купка под руководством Буля воплотил образ, созданный антропологом, на бумаге. Получилось крайне непривлекательное существо, что-то вроде персонажа фильма ужасов. Спустя десятилетия выяснилось, что те признаки, которые Буль принял за характерные для неандертальцев, на самом деле были следствием пожилого возраста: старичка скрючил артрит. В молодости же он вполне мог быть статным красавцем с гордо поднятой головой. Однако эталон был задан. И пошло-поехало. Волосатый и страшный, с большим, подобным маске, лицом, массивными надбровьями и без малейшего намека на лоб, сжимающий огромный камень и двигающийся, как бабуин. Таким древний человек и вошел в массовое сознание. Как вы понимаете, находка комплектного скелета, включавшего бы и верхние, и нижние конечности, чтобы можно было оценить пропорции и осанку, - это редкая удача. Долгое время антропологам приходилось довольствоваться фрагментами, а остальное домысливать. Рассуждали так: раз эволюция - процесс плавный и равномерный, то все части человеческого тела «очеловечивались» постепенно и синхронно. Примитивной голове должно соответствовать обезьяноподобное тело (хотя уже первые находки питекантропа противоречили этому: к архаичному черепу прилагалась практически современная бедренная кость). Казалось логичным, что неандертальцы, а тем более питекантропы, еще вчера с деревьев слезли и не успели толком освоить хождение на двух ногах. Стереотип оказался живучим. Cейчас известно, что наши предки стали прямоходящими за несколько миллионов лет до появления питекантропа: этого времени более чем достаточно, чтобы достигнуть в хождении и беге на своих двоих высокого мастерства. Судя по строению ног, таза и позвоночника, уже австралопитеки шагали легко и непринужденно, и им совершенно ни к чему было сутулиться.

Резюме: Образ сгорбившихся, кривых и несуразных древних людей возник в начале прошлого века на основании ранних представлений об этапах эволюции человека. Формированию стереотипа способствовало исследование скелета неандертальского старика: возрастные изменения ученые неверно трактовали как присущие всему виду. Сейчас мы знаем, что почти современные пропорции и строение тела (кроме черепа) сложились у древних людей уже 1,5 млн лет назад. Мы вполне можем гордиться осанкой наших предков.

Миф № 5: В древности люди были великанами

Какой эпос обходился без великанов, титанов, гигантов или циклопов? Конечно, соблазнительно думать, что у мифических персонажей был реальный прототип - некая древняя раса, строители исполинских каменных сооружений, воздвигнуть которые не под силу обычному человеку. Что же сторонники реальности древних гигантов приводят в качестве доказательств? Во-первых, эффектные фотографии скелетов огромных размеров и идеальной сохранности, во-вторых, свидетельства очевидцев - например, крестьян, некогда находивших огромные кости прямо у себя на огороде. Правда, потом эти кости обычно куда-то исчезали. В-третьих, мегалитические постройки - например, знаменитый Стоунхендж. Люди нашей с вами комплекции при тогдашних технологиях не способны были тащить многотонные камни на десятки, а то и сотни километров, на это способны только великаны! В-четвертых, цитаты из летописей, дневников средневековых путешественников, описывавших встречи с великанами на экзотическом острове, в Патагонии, в снежных Гималаях или еще где-нибудь на краю света. И наконец, истории о найденных уже в XX веке останках гигантопитеков и мегантропов. Что ж, грамотно упакованный, такой набор аргументов производит на неподготовленного читателя сильное впечатление. Но если говорить серьезно, то легко убедиться в том, что фотографии «огромных скелетов» - банальный фотомонтаж, причем в ряде случаев известен даже автор фальшивок. Рассказы очевидцев - увы, не доказательства. Честные глаза очевидца не могут заменить главного - самих находок. Мегантропы и гигантопитеки давно нашли свое место на эволюционном древе, но не имеют ни малейшего отношения к легендарным «великанам» и точно не строили Стоунхендж (гигантопитеки - это родственники орангутанов, а мегантропов сейчас относят к яванскому человеку прямоходящему). Строители мегалитов также давно известны, описаны, и в ряде случаев экспериментально проверены технологии, позволяющие возвести Стоунхендж без помощи великанов или инопланетян. Кроме того, при знакомстве с биомеханикой и законами физики становится очевидным, что человек, таинственным образом выросший до нескольких метров, не смог бы нормально передвигаться. Его ноги сломались бы, раздавленные весом собственного тела. Взгляните на реальных животных-великанов - слонов или хотя бы горилл, на форму их тела, на толщину их конечностей. Примат, вымахавший до размеров слона, да еще и прямоходящий, обладал бы совершенно нечеловеческими пропорциями. А что говорит о росте наших предков палеоантропология? Несмотря на трудности, связанные с реконструкцией ископаемого существа, современной наукой накоплена немалая статистика размеров тела древних людей. И можно с уверенностью сказать, что в процессе эволюции рост наших предков не уменьшался, а увеличивался.

Резюме: Науке неизвестны ни находки останков гигантских людей, ни какие-либо косвенные свидетельства их существования в прошлом. Судя по данным палеоантропологов, в процессе эволюции рост наших предков не уменьшался, а увеличивался. По сравнению с австралопитеками мы с вами - настоящие великаны.

текантропа до неандертальцев является относительно и абсолютно весьма интенсивным, хотя в то время приемы первоначальной техники и примитивные формы человеческого общества в течение сотен тысяч лет сравнительно мало изменялись.
Благодаря, однако, новизне и силе воздействия труда на человеческий организм головной мозг первых людей испытал такие темпы развития, каких никогда не было да и не могло быть ни у одного животного. Если у наших миоценовых предков - дриопи-

теков - головной мозг имел объем, вероятно, 400-500 см 3 , а у питекантропов увеличился почти вдвое, сохранив еще многие примитивные черты, то у людей современного типа его размеры возросли уже втрое, причем форма мозга и сложность его строения сильно изменились (Кочеткова, 1967). Очень сильное развитие, большие размеры и вес головного мозга человека составляют для идеалистов, для религиозно настроенных людей препятствие к допущению правильности научного объяснения естественного хода процесса антропогенеза. Однако именно совершенно новый, непривычный для обезьяны фактор труда в обществе себе подобных с выделыванием и употреблением искусственных орудий при жизненно необходимейших потребностях в пище и в защите от врагов очень интенсивно побуждал творческие функции мозга к быстрому и могущественному уникальному прогрессу в процессе руппового отбора (Нестурх, 1962а).
В течение плейстоцена шла прогрессивная эволюция абсолютных размеров, формы и строения головного мозга гоминид параллельно с редукцией некоторых его участков. Определенные сведения об изменении формы и размеров мозга ископаемых гоминид были получены при изучении слепков внутренней полости мозгового отдела черепа.
На внутренней стенке черепа ископаемого человека хорошо видны следы от кровеносных сосудов, некогда шедших по поверхности мозга, но извилины мозга проецируются слабо. Даже подразделение мозга на части не всегда возможно установить с достаточной ясностью. Те же трудности испытывают и при изучении слепков мозговой полости черепов современных людей. Все это осложняет и подчас делает невозможным изучение более мелких, но важных участков, как, например, двигательной, речевой и нижнетеменной областей, имеющих большое значение с эволюционной точки зрения.
Мозг человека заключен в оболочки, которые прилегают к стенке мозговой полости гораздо ближе у ребенка, чем у взрослого, поэтому и слепки мозговой полости черепа ребенка лучше выражают строение поверхности мозга. Тилли Эдингер (Edinger, 1929) указывает, что у человека, а также антропоидов, слонов, китов и прочих животных с крупным мозгом, покрытым извилинами, поверхность слепка мозговой полости представляется почти гладкой, Эдингер пишет, что, если «кто хочет исследовать мозг по слепку полости черепа, как это и вынужден делать палеоневролог, тот блуждает в потемках».
В этом отношении Эдингер скорее согласна с Симингтоном (1915), который, считает, что:
1) по слепку полости человеческого черепа нельзя судить о простоте или сложности рельефа мозга;
2) по слепкам мозговой полости черепа неандертальца из Ла Шапелль-о-Сен нельзя даже приблизительно судить об относительном развитии чувствительных и ассоциативных зон коры;
3) различные заключения Буля, Антони, Эллиота-Смита и других

исследователей в отношении примитивных и обезьяньих черт мозга некоторых доисторических людей, полученные путем изучения шлепков полости мозгового отдела черепа, в высшей степени умозрительны и ошибочны.
Но всё же эти слепки дают возможность, как соглашается и Эдингер, сделать некоторые заключения о форме и главнейших особенностях мозга, например о степени развития лобной и затылочной долей. Так, Э. Дюбуа (Dubois, 1924) при описании слепка мозговой полости питекантропа подчеркивает, что на отпечатке видны важные, хотя и не прямые указания на характерные особенности первоначальной формы мозга человека. Мозг питекантропа, судя по муляжу, обладал очень узкими лобными долями при сильном развитии нижней лобной извилины. Дюбуа полагает, что последнее доказывает возможность развития членораздельной речи.
По описанию Дюбуа, весьма характерна уплощенность слепка мозга питекантропа в теменной области. С мозгом прочих гоминид сходство состоит в том, что наибольшая его ширина лежит на 3/5 длины от переднего края лобного отдела. В общем, мозг питекантропа, по мнению Дюбуа, является как бы увеличенной копией мозга человекообразных обезьян. Некоторые особенности сближают его больше с мозгом гиббона: об этом, по Дюбуа, свидетельствуют положение верхней прецентральной извилины и другие признаки.
Для суждения о типе неандертальца обычно пользуются слепками со следующих черепов: Неандерталь, Ла Шапелль-о-Сен, Гибралтар, Ла Кипа. Эдингер дает (с оговорками) следующую характеристику мозга неандертальца: по типу строения это человеческий мозг, но с явственно выраженными обезьяньими чертами. Он длинен и низок, впереди более узок, сзади более широк; возвышение в теменной области ниже, чем у современного человека, но выше, чем у человекообразных обезьян. По меньшему числу борозд и их расположению в известной степени напоминает мозг человекообразных обезьян. О том же свидетельствует угол отхождения продолговатого мозга и заостренность лобной доли в виде клюва, а также большее развитие затылочных долей, заключающих в себе зрительную зону. Червячок в мозжечке относительно более развит, чем у современного человека, и это более примитивный признак.
Больше доверия, по Эдингер, можно оказать сведениям об основных размерах мозга ископаемых гоминид (табл. 5).
Из табл. 5 видно, что у некоторых неандертальцев были сравнительно крупные головы и крупный мозг.
Точно так же можно было, хотя и не всегда, получить достаточно точные цифры, характеризующие объем мозговой полости черепа других гоминид. Из всех формировавшихся (древнейших и древних) людей неандерталец из Ла-Шапелль-о-Сен обладал, по-видимому, максимальным объемом мозговой коробки (1600 см 3 ), а питекантроп II - минимальным (750 см 3 ). У неандертальцев размах вариаций ее объема был срав-

Таблица 5

Размеры черепа и слепка мозговой полости (эндокрана) у гоминид (по Т. Edinger, 1929)

нительно еще невелик, составляя примерно 500 см 3 против 900 - у современного человека. Однако не следует забывать, что минимум и максимум (размах вариаций) зависит также от числа изученных индивидов. Длина эндокрана современного человека составляет примерно 166 мм, а ширина - 134 (Бунак, 1953).
Для мозга ископаемых гоминид характерно развитие асимметричности в его форме. Более сильно развито обычно левое полушарие, что может указывать на преимущественное употребление правой руки. Праворукость или леворукость составляет характерный признак человека в отличие от млекопитающих животных. Значительная асимметрия верхних конечностей могла появиться лишь после того, как у наших предков развилось прямохождение и появился труд.
Асимметрия в величине полушарий замечается уже у питекантропа. По Э. Смиту (Smith, 1934), он должен был быть левшой. Напротив, Ф. Тильней (Tilney, 1928) обращает внимание на то, что левая лобная доля у питекантропа была крупнее, и полагает, что это указывает скорее на его праворукость. Вообще, о более сильном развитии левого полушария у питекантропа можно судить по тому, что на его черепе более заметное углубление видно на внутренней поверхности левой затылочной кости. Отмечены асимметрии и на слепке мозговой полости черепа синантропа.
Ясно обнаруживается асимметрия мозга у неандертальцев, у которых она видна в форме, типичной для современного человека. На слепке мозговой полости черепа из Ла Шапелль-о-Сен левое полушарие короче правого на

3 мм , но зато шире его на 7 мм и выше, причем теменно-височный участок выступает на нем сильнее. К этому присоединяется еще то, что в скелете правой руки плечевая кость из Ла Шапелль-о-Сен имеет более крупные размеры, чем левая.
На слепке мозговой полости гибралтарского черепа затылочная доля левого полушария явственно сильнее выдается назад. На слепке полости черепа из Ла Кина левое полушарие длиннее, правое же более развито. Наконец, на слепке полости черепа из Неандерталя правое полушарие крупнее левого.
Из этого описания видно, что у древнейших и древних гоминид праворукость встречалась, как кажется, чаще или же наравне с леворукостью. Форма и способ выделки каменных орудий, а также стенные рисунки древних людей иногда тоже позволяют судить о преимущественном пользовании левой или правой рукой. По Р. Коблеру (КоЫег, 1932), у людей развилась сперва левору-кость; позже, в связи с употреблением более сложных форм оружия (например, в сочетании с таким оборонительным приспособлением, как щит), стала использоваться преимущественно правая рука. Коблер ссылается на то, что на большей части древнейших орудий видны следы их обработки левой рукой. Но Эдингер сообщает, что у первобытных людей верхнего палеолита 2/з всех кремневых орудий были сделаны правшами, равно как и стенная живопись в пещерах. Слепки мозговой полости черепов ископаемых форм людей современного типа и их потомков во всем существенном сходны.
В результате скорее можно согласиться с Д. Ж. Кеннингемом (1902), который еще до того, как стали известны слепки мозга ископаемых людей, писал, что праворукость развилась как характерная особенность человека уже в очень ранний период его эволюции, по всей вероятности, до того, как развилась способность к членораздельной речи. Он отмечает, что левое полушарие у большинства современных людей развито сильнее правого.
Итак, в итоге длительного развития от обезьяны до человека на протяжении нескольких последних миллионов лет мозг наших, предков - миоценовых и затем плиоценовых антропоидов - увеличился и видоизменился, а в плейстоцене испытал особый подъем развития у ископаемых гоминид и достиг высокого развития к стадии людей современного типа (Koenigswald, 1959).
Эволюция человеческого мозга становится понятной в свете учения Дарвина о развитии органического мира и учения Энгельса о роли труда в процессе формирования человека. Мозг достиг высокого развития уже у ближайших предшественников гоминид, т. е. у австралопитеков, но особый, могучий толчок это развитие получило лишь при возникновении трудовых действий у питекантропов.
Переход от обезьяны к человеку был бы немыслим без наличия высокоразвитого мозга у его ближайшего предка. Это сильно способствовало тому, что произошли резкие изменения в поведении наших предков, появились новые

формы жизнедеятельности, т. е. способы добывания пищи и защиты от врагов, особые приемы при осуществлении других необходимых действий с помощью искусственных органов в виде изготовленных орудий.
Дарвин ставил на видное место высокое умственное развитие наших предков. По его словам, ум должен был иметь для человека первостепенное значение даже в очень древнюю эпоху, так как позволил изобрести и применять членораздельную речь, выделывать оружие, орудия, ловушки и т. д. Вследствие этого человек при содействии своих общественных привычек уже с давних пор стал господствующим из всех живых существ.
Далее Дарвин пишет: «Развитие ума должно было сделать значительный шаг вперед, когда благодаря прежним успехам у человека вошла в употребление речь, как полуискусство и полуинстинкт. Действительно, продолжительное употребление речи должно было отразиться на мозге и обусловить наследственные изменения, а эти, в свою очередь, должны были повлиять на усовершенствование языка. Большой объем мозга у человека сравнительно с низшими животными, по отношению к величине их тела, может быть главным образом отнесен, как справедливо заметил м-р Чонси Райт, на счет раннего употребления какой-либо простой формы речи - этого дивного механизма, который обозначает различного рода предметы и свойства определенными знаками и вызывает ряд мыслей, которые никогда не могли бы родиться из одних чувственных впечатлений, или если бы даже и родились, не могли бы развиваться» (Соч., т. 5, стр. 648).
Для эволюции человеческого мозга исключительное значение имело возникновение и развитие членораздельной речи, которая является, вероятно, очень древним приобретением человека. По мысли Энгельса, она зародилась уже во время переходного периода от обезьяны к человеку, т. е. у формировавшихся людей. Характеризуя исторические ступени культуры, Энгельс предположительно говорит о низшем отделе первого из них, т. е. эпохе дикости, следующее: «Детство человеческого рода. Люди находились еще в местах своего первоначального пребывания, в тропических или субтропических лесах. Они жили, частью по крайней мере, на деревьях; только этим и можно объяснить их существование среди крупных хищных зверей. Пищей служили им плоды, орехи, коренья; главное достижение этого периода - возникновение членораздельной речи. Из всех народов, ставших известными в исторический период, уже ни один не находился в этом первобытном состоянии. И хотя оно длилось, вероятно, много тысячелетий, однако доказать его на основании прямых свидетельств мы не можем; но, признав происхождение человека из царства животных, необходимо допустить такое переходное состояние» (Маркс и Энгельс. Сочинения, т. 21, стр. 23-178).
Зарождение звуковой речи некоторые относят довольно далеко, ко временам нижнего или среднего палеолита. Синантроп, может

быть, ею уже обладал в зачатке. У неандертальцев, вероятно, уже должна была быть начальная ее стадия.
Блэк считает, что способность к членораздельной речи была уже у синантропа. Надо полагать, что яванские питекантропы были еще действительно неговорящими людьми; они, как и животные, имели ряд жизненно важных нечленораздельных звуков, обозначавших то или иное внутреннее состояние, но имевших сигнальное, трудовое значение и бывших более разнообразными, чем у современного шимпанзе. Вероятно, у древнейших людей, как и у антропоидов тина шимпанзе, были в ходу и неэффективные, сравнительно тихие вокальные звуки, или «жизненные шумы», имевшие, по В. В. Бунаку, особо важное значение для возникновения речи (Бунак, 1951, 1966, Yerkes, Learned, 1925).
Американские ученые Роберт Йеркс и Бланш Лёрнед специально изучили звуки, издаваемые шимпанзе. Они пришли к убеждению, что у шимпанзе есть около тридцати своеобразных звуков и что каждый из этих звуков имеет свое специфическое сигнальное значение, обозначая какое-нибудь внутреннее состояние или же отношение к происходящим вокруг явлениям. Возможно, однако, что этих звуков у шимпанзе не так много, десятка два - два с половиной.
О звуках, издаваемых гориллами, мало известно. Описывают обычно рев самца, идущего на врага. Один ученый наблюдал самца горной гориллы, который сидел на лежавшем дереве вместе с двумя самками: ученый слышал негромкие звуки, которыми они мирно обменивались друг с другом. Число основных звуков у горилл невелико (Шаллер, 1968). У орангутанов мало звуков: они молчаливы и издают рычание, рев или визг только при каких-нибудь особых обстоятельствах - при испуге, в гневе, от боли. Громкие звуки, издаваемые гиббонами, слышны за километры.
Все попытки Роберта Йеркса научить своих шимпанзе говорить окончились неудачей, хотя он и применял различные методы обучения. Йеркс предполагал применить к шимпанзе также и методы, с помощью которых специалисты-педагоги учат говорить глухонемых детей. Если подобные попытки и могли бы увенчаться известным успехом, то только при условии применения подходящих приемов обучения к самым маленьким детенышам, так как онтогенетическое развитие головного мозга у шимпанзе заканчивается раньше, чем у человека.
Но надо иметь в виду, что основной причиной, почему обезьян очень трудно обучить хотя бы немногим словам, является прежде всего зачаточное состояние их речевых зон. Кроме того, нельзя не учитывать и заметных отличий в строении голосового аппарата у обезьян по сравнению с человеком (см. упомянутые выше статьи В. В. Бунака, 1951 и 1966б).
Людвиг Эдингер (Edinger, 1911), отмечая высокое развитие коры головного мозга у шимпанзе, допускает, что терпеливый дрессировщик мог бы обучить человекообразную обезьяну нескольким словам, но обезьяна всегда оста-

валась бы на неизмеримо далеком расстоянии от человека, так как основы для отчетливого понимания, т. е. соответствущие участки мозга, у нее не развиты.
Многие авторы считают, что анатомической предпосылкой для развития речи у человека является наличие подбородочного выступа. Этот выступ есть лишь у современного человека. Он отсутствовал, как правило, у неандертальцев, его не было у обезьянолюдей, а также (кроме сростнопалого гиббона - сиаманга) его нет у современных и ископаемых обезьян и полуобезьян.
Возникновение звуковой речи нет необходимости непременно связывать с наличием подбородочного выступа, так как для производства членораздельных звуков требуется прежде всего четкая согласованная работа всего речевого аппарата, включая сенсорную и мнестическую зоны головного мозга, располагающиеся в филогенетически новых областях теменной и височной долей.
Образование подбородочного выступа у человека произошло, по Л. Больку, главным образом в силу редукции той части нижней челюсти, которая несет зубы. Нижняя же половина, составляющая само тело челюсти, подверглась процессу редукции в меньшей степени, вследствие чего и обозначился подбородочный выступ.
Среди млекопитающих некоторую аналогию можно было бы усмотреть в выдающейся вперед подбородочной части нижней челюсти слона, так как зубная система его подверглась еще более сильной редукции, вследствие чего состоит лишь из четырех коренных зубов и двух верхних резцов, или бивней, т. е. всего из шести зубов.
Речевая функция могла лишь второстепенным образом влиять на основной процесс формирования подбородочного выступа (Гремяцкий, 1922). Для развития речи у людей не меньшее положительное значение имели преобразование формы челюсти из вытянутой в подковообразную, увеличение объема полости рта, в которой движется язык, а также более свободное движение челюсти в новых направлениях в связи с уменьшением размеров клыков.
Несравненно важнее для развития членораздельной речи анатомо-физиологические особенности соответствующих участков коры лобного отдела больших полушарий головного мозга (наряду с височной и теменной). Были сделаны попытки установить на слепках мозговой полости ископаемых людей степень развития этого столь важного отдела коры. К сожалению, по слепку мозговой полости черепа, или эндокрану, даже обладая слепком мозговой полости черепа современного человека, трудно сделать вывод о пользовании членораздельной речью (Эдингер, 1929). Это весьма затруднительно и при изучении самого мозга. Муляж полости черепной коробки дает понятие лишь о том, какова была форма мозга, одетого в свои оболочки, которые образуют настолько плотный покров, что очень скрывают извилины и борозды мозга, обнаруживая ярко лишь картину расположения более крупных кровеносных сосудов. Но-

вая, успешная попытка изучения эндокранов гоминид предпринята на большом материале в лаборатории мозга Института антропологии (Кочеткова, 1966).
Членораздельная речь не является врожденным свойством. Это следует, в частности, из описания редких случаев, когда дети вырастали в полной изоляции либо среди животных, вдали от человеческого общества, и, будучи найдены, не умели говорить. Из связей и взаимоотношений индивидуального и группового характера среди древних гоминид для возникновения речи наибольшее значение имели те, которые развивались на основе трудовых процессов. Во время коллективной охоты на животных и последующего распределения мяса между членами общества, во время совместного изготовления орудий, при деятельности в течение трудового дня, наполненного борьбой за существование, люди постоянно испытывали необходимость в такой звуковой сигнализации, которая регулировала бы и направляла их действия. Тем самым различные звуки, а также связанные с ними мимика и жесты становились для них жизненно важными, показывая в общепонятной форме необходимость тех, а не иных поступков, полезность актов, так или иначе согласованных между членами первобытного стада. Особое значение звуки голоса имели в условиях темноты. С другой стороны, объединение наших предков вокруг костра в пещере должно было тоже способствовать развитию звукового языка. Пользование огнем и изобретение способов его добывания дали, надо полагать, мощный толчок развитию членораздельной речи уже у неандертальцев. Марксистское объяснение того, как возникла и развивалась членораздельная речь, дано Энгельсом. Он пришел к выводу, что речь как средство общения между людьми по необходимости возникла из звуков голоса, сопровождавших и предварявших трудовые операции, а также другие совместные действия членов коллектива формировавшихся людей. Энгельс пишет:
«Начинавшееся вместе с развитием руки, вместе с трудом господство над природой расширяло с каждым новым шагом вперед кругозор человека. В предметах природы он постоянно открывал новые, до того неизвестные свойства. С другой стороны, развитие труда по необходимости способствовало более тесному сплочению членов общества, так как благодаря ему стали более часты случаи взаимной поддержки, совместной деятельности, и стало ясней сознание пользы этой совместной деятельности для каждого отдельного члена. Коротко говоря, формировавшиеся люди пришли к тому, что у них появилась потребность что-то сказать друг другу. Потребность создала себе свой орган: неразвитая гортань обезьяны медленно, но неуклонно преобразовывалась путем модуляции для все более развитой модуляции, а органы рта постепенно научались произносить один членораздельный звук за другим» (Маркс и Энгельс. Сочинения, т. 20, стр. 489).
Если высокое развитие головного мозга наряду с прямохож-

дением и рукой послужило важнейшей предпосылкой появления речи, то не менее важно и обратное влияние речи на мозг. Энгельс писал: «Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг» (там же, стр. 490).
Будучи чрезвычайно выгодным, общественно полезным явлением, речь неизбежно развивалась дальше и дальше.
В подтверждение своей теории развития языка в процессе труда Энгельс привлекает примеры из жизни животных. В то время как для диких животных звук человеческой речи может обозначать, вообще говоря, лишь знак возможной опасности, для домашних животных, например для собак, человеческая речь делается в ряде отношений понятной, на каком бы языке человек ни говорил, но, конечно, лишь в «пределах свойственного им круга представлений».
Для домашних животных слова, произносимые человеком, становятся сигналами определенных действий, которые должны последовать со стороны человека либо быть выполнены ими самими. Животные, более способные к быстрому и прочному образованию условных рефлексов, к дрессировке, оказываются и наиболее понятливыми в прирученном или домашнем состоянии, когда соблюдение нужных действий, согласно этим сигналам, может повлечь за собой одобрение, а несоблюдение вызывает наказание.
Звуки членораздельной речи, первоначально служившие, наиболее вероятно, сигналами действий, начали затем обозначать также предметы и явления; возрастало количество звуковых сигналов; все большее значение приобретали их сила, высота, тембр (обертоны), интонация, последовательность. В связи с развитием звукового языка эволюционировал и производивший их речевой аппарат. Совершенствовался и слуховой анализатор, который является у человека по сравнению с некоторыми млекопитающими не всегда столь утонченным в отношении улавливания мельчайших различий в высоте тона и в тембре звуков членораздельной речи. Но человек резко превосходит в понимании их внутреннего смысла, в частности, когда дело касается тех или иных сочетаний звуков: в этом отношении его слуховой анализатор является высокоспециализированным, позволяя различить гораздо большее число и значение звуков, чем это доступно любому животному. В то же время периферический отдел слухового анализатора у человека подвергся, как и у некоторых обезьян, редукции, на что указывает, в частности, почти полная неподвижность ушной раковины человека с ее рудиментарными мышцами.
Корковый отдел слухового анализатора человека, согласно исследованию С. М. Блинкова (1955), качественно отличается и сложностью строения резко превосходит соответствующий участок даже у антропоидов; то же относится и ко всей височной доле. Однако в формировании речи принимают участие не только лобная, височная и теменная доли, но и вся кора в целом.

Словесное мышление встречается только у человека: вторая сигнальная система, по термину И. П. Павлова, является важнейшей основой развития сознания. Будучи неразрывно связана с первой сигнальной системой, охватывающей условные рефлексы обычного типа, вторая сигнальная система объединяет свойственные лишь человеку сознательные условные рефлексы на слова, знаменующие действия, предметы, отношения между ними, понятия и т. п. Тезис И. П. Павлова о второй сигнальной системе - одно из величайших завоеваний советской науки. Он позволяет углубить разработку идеи Энгельса о происхождении речи в трудовых процессах. Эта проблема привлекала внимание крупнейших отечественных мыслителей. Очень интересные строки относительно возникновения речи мы читаем у А. М. Горького: «Известно, что все способности, отличающие человека от животного, развились и продолжают развиваться в процессах труда, способность членораздельной речи зародилась тоже на этой почве». (Полное собрание соч., 1953, т. 27, стр. 164). Сперва, говорит он, развились формы глагольные и измерительные (тяжело, далеко), далее наименования орудий труда. По мысли А. М. Горького, бессмысленных слов в начальной речи не было (стр. 138). Как речь, так и ум человека ставятся A.M. Горьким в теснейшую, органическую связь с трудовой деятельностью: «Разум человеческий возгорелся в работе по реорганизации грубо организованной материи и сам по себе является не чем иным, как тонко организованной и все больше тончайше организуемой энергией, извлеченной из этой же энергии путем работы с нею и над ней, путем исследования и освоения ее сил и качеств» (там же, стр. 164-165).
Вероятно, членораздельная речь способствовала прогрессивному развитию человечества уже на неандертальской фазе его формирования: интенсивное развитие речи в это время, наверное, в значительной мере способствовало превращению древних людей в более высокий тип кроманьонцев. Позднейшие неандертальцы с их умением добывать огонь, возникающим обычаем закапывать умерших в пещерах, гротах, служивших жилищем, с их приемами обработки кости стояли выше своих предшественников, т. е. более ранних неандертальцев (Семенов, 1959).
В еще большей мере членораздельная речь развивалась и усложнялась у ископаемых людей современного типа, т. е. у «новых», или «готовых» - «разумных», людей, все более быстрыми темпами проходивших дальнейшие эпохи истории материальной культуры, стадии общественно-экономического развития (Войно, 1964).
Как видно из предыдущего изложения, современное человечество представляет собой результат длительной эволюции, которая в первом, наиболее продолжительном отрезке филогенетической родословной человека была составной частью общего хода развития животного мира с характерными для него биологическими закономерностями.
Но самое появление первых людей с их трудом, общественностью,

языком было скачком, особым перерывом постепенности в ходе эволюции их ближайших предков. Путем резкого перехода, крутого, решающего поворота в ходе эволюции началась новая стадия развития живой материи, когда возникало древнейшее человечество. Это и было начало совершенно нового процесса формирования человека - гоминизации. Формировавшиеся древнейшие и древние люди не были животными, как это полагает Б. Ф. Поршнев (1955а), считающий за людей только представителей вида Homo sapiens.
Труд древнейших и древних людей, изготовлявших орудия, принципиально, качественно, отличается от «труда» бобров, муравьев, пчел, птиц, вьющих гнезда. В эволюции животных действуют лишь природные, биологические факторы.
Под влиянием совокупности социальных и биологических факторов шло превращение обезьяны в человека: этот качественно отличный от эволюции животного мира процесс формирования может быть правильно понят лишь в свете диалектико-материалистического учения Энгельса о решающей роли труда.
По мнению Я. Я. Рогинского (1967), появление трудовых действий обозначило начало диалектического скачка от животного к человеку - первый поворотный пункт в эволюции гоминид, а второй - с появлением современного человека и открытием эры господства законов социальных означает конец скачка. Развитие культуры человека современного не связано с прогрессивной эволюцией, как это было у палеоантропа или архантропа. Весь ход формирования гоминид под влиянием труда закономерно привел к появлению нового качества в неоантропе. У любого современного народа независимо от его расового состава переход к более высокой социально-исторической формации совершается вне зависимости от эволюционного процесса, под влиянием лишь исторических закономерностей.
Диалектико-материалистическое представление о процессе формирования человека, его мозга, речи, мышления служит в советской антропологии прочнейшей базой для углубленного исследования антропогенеза, для борьбы против всех и всяческих идеалистических гипотез в этой области науки о человеке, а также в области расоведения для разоблачения расизма на основе антропологических данных.

Предисловие
Часть I. Дарвиновская и другие гипотезы антропогенеза
Глава первая Дарвин о происхождении человека
Идея антропогенеза до Дарвина
Дарвин об эволюции животного мира
Человеческая родословная по Дарвину
Очерк развития знаний о приматах
Развитие приматологии в СССР
Глава вторая Человекообразные обезьяны и их происхождение
Современные антропоиды
Ископаемые антропоиды
Глава третья Позднейшие гипотезы происхождения человека
и их критика

Религиозные трактовки антропогенеза
Тарзиальная гипотеза
Симиальные гипотезы
Гипотеза антропогенеза Осборна
Гипотеза антропогенеза Вейденрейха
Некоторые факторы гоминизации и вымирания ископаемых антропоидов плиоцена и плейстоцена
Часть II.Особенности строения человеческого тела и возникновение древнейших людей
Глава первая Человек как примат
Черты приспособленности человеческого тела к прямохождению
Характерные отличительные особенности человеческого тела, не стоящие в непосредственной связи с прямохождением
Специальные черты сходства между человеком и антропоидами
Рудименты и атавизмы у человека
Глава вторая Роль труда и прямохождения в антропогенезе
Роль труда
Способы передвижения у человекообразных обезьян
Вес тела в центр тяжести у человека и обезьян
Нижние конечности
Костный таз, позвоночник и грудная клетка
Верхние конечности
Пропорции тела и асимметрии
Череп
Глава третья Головной мозг и высшая нервная деятельность
человека и обезьян

Головной мозг и анализаторы человека и обезьян
Развитие периферических частей анализаторов
Высшая нервная деятельность обезьян
Вторая сигнальная система - характерное отличие мышления человека
Глава четвертая Стадность у обезьян и зачаточные формы труда
Стадность у обезьян
Зачаточные формы труда
Антропогенез и его факторы
Часть III. Формирование человека по данным палеоантропологии
Глава первая
Литература

Останки древних людей разбросаны по всему миру. Среди древних костей для археологов традиционно более всего привлекательны черепа, поскольку они могут предоставить бесценные данные о жизни людей в далеком прошлом, о неизвестных культурах и истории целых народов. О черепах придумывали небылицы и до сих пор многие черепа скрывают загадки. Вот например , а вот еще и

Но есть и образцы, которые не оспариваются в научном мире и эти древние черепа, стали для учёных знаковыми находками.

1. Странная изоляция

Ценными артефактами стали черепа, найденные в Мексике в трёх различных местах археологических раскопок. По оценкам специалистов, возраст находок - от 500 до 800 лет. Черепа из Соноры и Тланепантлы были очень похожи друг на друга, но находка из Мичоакана поразила ученых. Этот череп настолько отличался от других, что создалось впечатление о какой-то группе людей, которая развивалась изолированно в течение тысяч лет. При этом регион Мичоакана от соседних не отделял труднопроходимый ландшафт. Мичоакан также находился всего в 300 километрах от Тланепантлы. Но по какой-то причине группа Мичоакана не пересекалась со своими соседями, и у них развилась другая форма черепа.

Исследователи решили проверить человеческие останки периода, когда в Мексике впервые появились люди - около 10 тыс. лет назад. Черепа, найденные в Лагоа Санта, были настолько разными, что ученые предположили, что американский континент заселялся в несколько волн миграции, а группы людей развивались обособленно. Но почему они оставались генетически полностью обособленными на протяжении тысячелетий, и сегодня остаётся загадкой.

2. Череп из Манота

В 2008 году команда при раскопке котлована в Мано на севере Израиля была обнаружена пещера, а в ней - уникальный череп, который считается бесценным для археологов. Он доказывает научное предложение о том, что современные люди покинули африканский континент примерно 60 000 - 70 000 лет назад. «Манот-1» - единственный современный человеческий череп, найденный за пределами Африки, относящийся к периоду времени приблизительно 60 000 - 50 000 лет назад. Этот фрагмент черепа принадлежал близкому родственнику людей, которые поселились в Европе.

Благодаря ему ученые смогли узнать, как выглядели первые европейцы. Их мозг был меньше (сегодня средний объем мозга составляет 1400 миллилитров, а у человека Манот он был 1100 миллилитров). Округлый выступ в задней части головы напоминает как древних европейцев, так и более свежие африканские окаменелости.

3. Жизнь после травм в XII - XVII века

В Средние века врачи при травмах черепа могли назначать разве что постельный режим. Даже если пациент выживал, то его будущее было довольно мрачным. Недавнее исследование (первое, в котором были использованы древние черепа для оценки риска смерти, связанного с проломами черепа) показало, что во время Средневековья люди которые выживали после травмы головы, жили недолго. Были проверены останки с трех датских кладбищ XII - XVII веков, которые были найденыс случайно во время строительства.

Для исследования были выбраны только мужчины, потому что у женщин почти не было ран головы. Также были отсеяны мужчины, которые умерли из-за нанесённых увечий. В итоге оказалось, что вероятность преждевременной смерти у людей, выживших после травмы черепа, была примерно в 6,2 раза выше, чем у прочих.

4. Коллекции голов

В истории Древнего Рима есть документальное подтверждение фактов, что в качестве трофеев римские воины отрубали врагам головы. В 1988 году удивительная находка доказала, что римляне применяли эту практику и в Британии. Первым доказательством подобного стали найденные в Лондоне 39 черепов. Что примечательно, они датировались вторым столетием нашей эры, когда Лондон переживал период мирного развития. Но черепа показали, что явно не все было гладко во время расцвета города.

В основном они принадлежали молодым взрослым мужчинам, и почти на всех них были следы жесточайших переломов лицевых костей, следы от резаных ран и признаки обезглавливания. Кем они были неизвестно, но можно предположить, что это были гладиаторы, преступники или же живые «трофеи» с какой-то битвы.

А вот то, что на картинке больше напоминает - узнайте кто это делал!

5. Ухо неандертальца у человека

Когда в Китае в 1979 году был найден череп, он, как установили ученые, принадлежал к позднему типу вымершего человека. Зубы и кости, найденные рядом, подтвердили то, что это уже был практически современный человек. Однако, недавно по поводу данного черепа, названного Xujiayao 15, выяснился любопытный факт. Когда его просканировали с помощью КТ-сканера, оказалось, что в человеческом черепе была структура внутреннего уха, которая считалась отличительным признаком неандертальцев.

Череп принадлежал кому-то, кто умер 100 000 лет назад и напоминал вполне современного человека. Открытие говорит о том, что история и биология были намного сложнее, чем считалось ранее.



6. «Арктическая леди»

Антропологов уже давно интересует любое присутствие древнее человека в Арктике, потому что это опровергает ряд теорий. Рядом с рекой Горный Полуй находится некрополь Зеленый Яр, в котором были захоронены останки неизвестного общества рыбаков и охотников. В 36 могилах были погребены мужчины. Также были найдены могилы с детьми обоих полов. А вот женщин в захоронениях почему-то не было обнаружено.

В одной из могил находились останки с разрушенным тазом (т. е. было невозможно установить пол), но при этом на удивление хорошо сохранилась голова, которая мумифицировалась естественным путем. Это была женщина явно персидской внешности, и что она делала в Сибири — неизвестно, равно как и то, почему это была единственная взрослая женщина в поселении.

7. Судьба ханаанцев

По легенде, Бог приказал израильтянам уничтожить народность эпохи бронзового века, известную как ханаанцы, но израильтяне, судя по всему, сделать это не смогли. Новые доказательства ДНК подтверждают, что ханаанцы все еще живы. 3000-4000 лет назад они жили на территории нынешних Иордании, Сирии, Израиля и Ливана. Генетики сосредоточились на захоронениях ханаанцев в Ливане и извлекли ДНК из нескольких черепов. Затем они сравнили полученный геном с современными ливанцами.

Поскольку регион стал свидетелем многих завоеваний и переселений новых народов со времен бронзового века, ученые ожидали, что генетических связей почти не будет. Однако, результаты показали, что у современных ливанцев геном более чем с 90 процентов совпадает с древними ханаанцами.

8. «Элитный ребенок»

Другая находка может помочь исследователям узнать больше о загадочных людях, которые когда-то населяли Арктику. Одинокая могила младенца, умершего 1000 лет назад, была обнаружена случайно, когда ураган сорвал верхний слой почвы. Сначала нашли медную чашу из Персии. Затем под ней обнаружились фрагменты черепа ребенка возраста до 3 лет. Археологи затрудняются понять, почему его похоронили в месте, где нет других могил. Но предметы, найденные в могиле, показали, что семья ребенка была очень богатой.

В дополнение к завезенной из Персии также были найдены меховая одежда, декоративная рукоятка ножа и чехол-ножны для него, керамика и кольцо. Исследователи пытаются выяснить, откуда родом были родители и почему они перебрались на негостеприимный полуостров Гыдан, где было обнаружено захоронение.

9. Культ Гебекли Тепе

Знаменитый храмовый комплекс эпохи каменного века в Турции, который считается самым древним храмом в мире. Археологи до сих пор исследуют эти руины, которые могут поведать о сложной культуре охотников-собирателей. Недавно был обнаружен еще интригующий момент относительно ритуалов, которые проводились в Гебекли Тепе. Оказалось, что здесь для каких-то целей использовали подвешенные черепа. Эта теория появилась, когда при раскопках обнаружили три части черепа возрастом 7 000 - 10 000 лет.

В одном из них была просверлена дыра, а на всех троих была уникальная резьба, сделанная кремневым инструментом. К другим артефактам, демонстрирующим то, что в Гебекли Тепе был какой-то культ, связанный с обезглавливанием, относятся безголовая человеческая статуя, изображение головы, преподносимой в качестве дара, каменные черепа и безголовая фигура на столбе.

10. Женщины в «Стене черепов»

В 1521 году испанское завоевание поглотило Мексику. Конкистадор Андрес де Тапиа описал ужасную картину, с которой он столкнулся в месте, названном позже Huey Tzompantli. Там конкистадоры убедились, что ацтеки практикуют жертвоприношения. Де Тапиа описал здания, сделанные из тысяч человеческих черепов, которые находились в столице Теночтитлан (сегодня на ее месте находится Мехико). В 2017 году археологи работали над раскопками храма в Теночтитлане, когда нашли следы «Стены черепов». Это была только одна башня, но при частичных раскопках насчитали целых 676 черепов в 6-метровом здании.

Еще больший сюрприз проследовал дальше, когда были изучены эти черепа. Историки, которые были современниками Тапиа, описывали «Стену черепов» и другие подобные места, как сооружения, которые делали ацтеки и другие мезоамериканцы, чтобы показать головы вражеских воинов, принесенных в жертву. Но в найденной башне были также черепа женщин и детей. Это явно предполагает, что ритуалы жертвоприношения ацтеков были более сложными, чем предполагалось первоначально.

А недавно мы с вами убедились, что



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама