THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

За это задание вы можете получить 1 балл на ЕГЭ в 2019 году

Тема задания 6 ЕГЭ по русскому языку - Образование форм слова в русском языке. В вопросе несколько небольших фраз или словосочетаний, одно или несколько из которых написано с ошибками. Приготовьтесь увидеть в этом списке фразы типа «Я поступил наиболее РЕШИТЕЛЬНО» или «ОБГРЫЗАННОЕ яблоко» - слова, на которые нужно обратить внимание, выделаются большими буквами, курсивом или другим способом. Ваша задача – найти ошибочный вариант построения формы слова и указать его. В каждом задании присутствуют фразы с «проблемными» словами всех частей речи, и неправильным может быть любое из них.

Задание № 6 ЕГЭ по русскому языку считается одним из самых объемных и сложных. Что нужно для его успешного выполнения? Требуется знать не только общие правила, но и типичные ошибки в словообразовании. К нашей общей удаче, большинство морфологических норм усваивается если не в в раннем детстве, то в начальной школе, и при подготовке к экзаменам они трудностей вызывать не должны. Однако разработчики вопросов к ЕГЭ постарались использовать в билетах такие слова, в употреблении которых допускают ошибки даже образованные взрослые. Выход из ситуации – только запоминать как образуются и склоняются сложные слова.

Это задание – на проверку общей грамотности ученика, потому для подготовки к нему вы можете использовать не только онлайн-тесты ЕГЭ по русскому языку или применяемые в наших школах учебники по этому предмету, но и любые словари. Кроме того, вы можете подмечать правильность словообразования при чтении художественной литературы, а также при просмотре фильмов и телевизионных передач. Балл за это задание прибавляется к остальным – предыдущим и последующим. Как вариант, вы можете проверить свои знания только по одной теме, решив задание № 6 ЕГЭ по русскому языку.

Задание №6 проверяет умение учащихся образовывать различные формы слов. В нем необходимо найти слово, форма которого образована с ошибкой, и записать его правильно; за это можно получить один первичный балл.

Теория к заданию №6 ЕГЭ по русскому языку

У многих выпускников возникают проблемы с образованием форм множественного числа различных слов. Для того чтобы их предотвратить мы приводим некоторые теоретические сведения с использованием слов, встречающихся на экзамене.

Грамматические нормы имен существительных

Окончания имен существительных множественного числа именительного падежа
Окончания множественного числа им. падежа Ы/И Окончание множественного числа им. падежа А/Я
Бухгалтер Адрес
Возраст Вексель
Выговор Ворох
Грифель Директор
Драйвер Доктор
Диспетчер Катер
Договор Китель
Инженер Кузов
Инструктор Купол
Компрессор Колокол
Конструктор Кучер
Контейнер Ордер
Лекарь Окорок
Месяц Округ
Плеер Повар
Полис Погреб
Порт Профессор
Почерк Пояс
Прожектор Паспорт
Пудель Сорт
Ректор Стог
Редактор Сторож
Слесарь Тенор
Свитер Терем
Трактор Тополь
Снайпер Хутор
Столяр Штемпель
Табель Якорь
Токарь Фельдшер
Торт Отпуск
Тренер
Флигель
Фронт
Шофёр
Окончания существительных множественного числа родительного падежа

В множественном числе родительного падежа слов, обозначающих различные фрукты и овощи, почти всегда используется окончание «-ов»:

  • много ананасов, бананов, лимонов, томатов.

Важно запомнить следующие исключения: дынь, слив, яблок

В родительном падеже множественного числа слов, обозначающих парные предметы, часто оказывается нулевое окончание:

  • много бахил, ботинок, валенок, кроссовок, шорт, чулок, туфель.

Важно запомнить: много бриджей, гольфов, носков

Нулевое окончание также будет в родительном падеже множественного числа слов, обозначающих национальности:

  • много болгар, бурят, грузин, румын, татар

Важно запомнить: много монголов, таджиков, хорватов, якутов

Также нулевое окончание используется в словах родительного падежа множественного числа, обозначающих некоторые военные профессии:

  • гардемарин, гренадер, гусар, партизан, солдат

Важно запомнить: много саперов

Родительный падеж множественного числа различных единиц измерения также имеет нулевое окончание:

  • ампер, аршин, байт, мегабайт, вольт, ватт

Но: граммов, гектаров, килограммов

Множественное число родительного падежа для слов, оканчивающихся на «-це», образуется с помощью окончания «-ец»:

  • много блюдец, зеркалец, одеялец, полотенец

Однако: много деревцев, оконцев

Окончание «-ий» будет встречаться в родительном падеже множественного числа слов, оканчивающихся на «-ья» или «-ье»:

  • много гнездовий, кушаний, надгробий, ожерелий, печений, побережий, сидений, увечий.

Важно запомнить: много кореньев, лохмотьев, платьев, подмастерьев, угодьев, хлопьев, ладей, копий, ружей

Окончание «-ей» будет в родительном падеже множественном числе слов, которые в именительном падеже кончаются на «и»:

  • много будней, гантелей, скатертей, яслей, ладоней

Склонение имен числительных

Склонение числительных также вызывает затруднения у некоторых людей. В числительных «сорок, девяносто, сто» в родительном, дательном, творительном и предложном падежах множественного числа добавляется окончание «-а»:

  • сорока, девяноста, ста

В числительных «пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят» изменяются обе части слов, например, пятидесяти – пятьюдесятью. Две части изменяются и в словах «двести, триста, четыреста», например, трехсот – тремстам – тремястами – о трехстах. Слова «пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот» склоняются по следующему образцу: семьсот – семисот – семистам – семьсот – семьюстами – о семистах. В склонении составных числительных нужно изменять все части слова: три тысячи восемьсот двадцать семь – трех тысяч восьмисот двадцати семи – три тысячи восемьсот двадцать семь – тремя тысячами восемьюстами двадцатью семью – о трех тысячах восьмистах двадцати семи.

Очень важно правильно склонять порядковые числительные: в них изменяется лишь последнее перед существительным слово, например:

  • две тысячи семнадцатый год – в две тысячи семнадцатом году (нельзя говорить «в двух тысячи семнадцатом»!)

При употреблении слов «оба» и «обе» нужно всегда согласовывать их с существительными:

  • по обеим улицам (не по обоим); по обоим домам (не по обеим).

Морфологические нормы глаголов

Также нужно запомнить формы следующих слов повелительного наклонения:

лечь ляг лягте
ехать езжай езжайте
ездить езди ездите
глядеть гляди глядите
махать маши машите
бежать беги бегите
высыпать высыпи высыпите
класть клади кладите

И настоящего и будущего времени:

Важно запомнить верное написание слов и сочетаний:

  • постричься, поскользнуться, подчеркнуть, почерк, насмехаться, выходить из автобуса (не сходить), промок, замерз, окреп, садитесь

Сравнительная и превосходная степень имен прилагательных

Сравнительная степень прилагательных бывает простая и составная: теплее (простая), более теплый (составная). Нельзя совмещать обе эти формы: более теплее – грамматическая ошибка.

Превосходная степень прилагательных может простой и составной: теплейший (простая), самый теплый (составная). Нельзя совмещать обе эти формы: самый теплейший – грамматическая ошибка.

Алгоритм выполнения задания

  1. Внимательно читаем задание.
  2. Читаем предложенные слова и словосочетания (желательно произнося их или употребляя в предложении).
  3. Вспоминаем грамматические номы русского языка в области словообразования (теория).
  4. Ищем неверно написанное слово.
  5. Записываем правильный ответ (правильную форму слова).

Разбор типовых вариантов задания №6 ЕГЭ по русскому языку

Шестое задание демонстрационного варианта 2018

  1. опытные ТРЕНЕРЫ
  2. по ОБОИМ сторонам
  3. звучит не менее ГРОМКО
  4. ПОЕЗЖАЙТЕ вперёд
  5. нет ТУФЕЛЬ
Алгоритм выполнения:
  1. Внимательно читаем задание.
  2. Опытные тренеры занялись подготовкой сборной. Новая сигнализация звучит не менее громко . Поезжайте вперед вдоль аллеи. У нее нет туфель для вечернего выхода.
  3. Опытные тренеры тренер . Звучит не менее громко – верная форма сравнительной степени наречия громко . Поезжайте – верная форма повелительного наклонения множественного числа. Нет туфель туфля .
  4. Неверно написано слово ОБОИМ. При существительном женского рода должно стоять слово ОБЕ – ОБЕИМ сторонам.

Ответ: обеим

Первый вариант задания

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

  1. ПОЕЗЖАЙ прямо
  2. белых ГОЛЬФ
  3. лучшие ТРЕНЕРЫ
  4. ТРЕМЯ ПЯТЫМИ
  5. СЛОЖИВ полотенца
Алгоритм выполнения:
  1. Внимательно читаем задание.
  2. Читаем предложенные слова и словосочетания, стараясь употребить их в предложениях: Поезжай прямо по дороге. У нашей сборной лучшие тренеры . Пожертвовать тремя пятыми всех запасов. Она собрала сумку, сложив полотенца и нижнее белье.
  3. Поезжай прямо – верно образованное повелительное наклонение глагола ехать . Лучшие тренеры – верная форма множественного числа именительного падежа существительного тренер . Тремя пятыми – у составных числительных склоняются все части. Сложив полотенца – с приставкой употребляем глагол -лож-.
  4. Неверно написано слово ГОЛЬФ. Это – одно из «исключений» образования множественного числа от слов – обозначений предметов одежды.

Ответ: гольфов

Второй вариант задания

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

  1. МАШУ рукой
  2. ПОЗДНЕЙШИЙ
  3. ТРОЕ инспекторов
  4. наши ОТПУСКА
  5. к ДВУМ ТЯСЯЧАМ ПЯТНАДЦАТОМУ году
Алгоритм выполнения:
  1. Внимательно читаем задание.
  2. Читаем предложенные слова и словосочетания, стараясь употребить их в предложениях: Машу рукой маме. Позднейший период творчества художника. Трое инспекторов пришли к единому решению. Наши отпуска были утверждены.
  3. Машу рукой – верно образованное 1 лицо единственного числа настоящего времени от глагола махать . Позднейший – верно образованная форма превосходной степени от глагола поздний . Трое инспекторов – верно образованный Р.п. множественного числа от глагола инспектор . Наши отпуска – множественное число от существительного отпуск .
  4. Данное задание иллюстрирует довольно частую ошибку в склонении числительных. Как говорилось выше, в них должно склоняться только ближайшее к существительному слово. Верный вариант: к две тысячи пятнадцатому году.

Ответ: к две тысячи пятнадцатому году.

Третий вариант задания

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

  1. МЕНЕЕ чёткий
  2. икра из БАКЛАЖАНОВ
  3. ПОМАХАЙ рукой
  4. административные ОКРУГА
  5. ПЯТЬЮДЕСЯТЬЮ заданиями
Алгоритм выполнения:
  1. Внимательно читаем задание.
  2. Читаем предложенные слова и словосочетания, стараясь употребить их в предложениях: Менее четкий рисунок. Икра из баклажанов получилась на славу. Административные округа отреагировали на заявление. Контрольная представлена пятьюдесятью заданиями .
  3. Менее четкий – верно образованная сравнительная степень прилагательного четкий. Икра из баклажанов – верная форма множественного числа родительного падежа существительного баклажан - ЗАПОМНИ . Административные округа – верная форма множественного числа именительного падежа существительного округ. Пятьюдесятью заданиями – в сложных числительных склоняются обе части.
  4. Здесь в склонении числительного ошибки не допущено, зато ее можно встретить в сочетании под номером 3. Нужно раз и навсегда запомнить, что правильный вариант – помаши .

ВАРИАНТ №1

1. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ДВОЕ влюбленных

строгие ИНСПЕКТОРА

ОБЕИМИ страницами

пара ДЖИНСОВ

пять КИЛОГРАММОВ

Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ПОЛУТОРА метрами

стадо из СЕМИСОТ голов скота

об ОБЕИХ книгах

пара САПОГОВ

новые ДРАЙВЕРЫ

Ответ ________________________

Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

с ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ костюмами

пачка МАКАРОН

к десятому АПРЕЛЮ

ОБЕИХ гусынь

в СОРОКА регионах

Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ТРОЕ волчат

свыше ЧЕТЫРЁХСОТ метров

ягоды стали СЛАЖЕ

нет ПОЛУТОРАСТА книг

перед пятым ИЮНЯ

Ответ ________________________

Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ДВОЕ сирот

менее ДЕВЯНОСТО одного процента

ЛЯГТЕ (на пол)

пара НОСКОВ

ИХ работа

Ответ ________________________

Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

горячие СУПЫ

любимые ПРОФЕССОРА

наиболее РЕШИТЕЛЬНЕЕ

в ДВУХСТАХ метрах

на ИХ территории

Ответ ________________________

Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ОБОИМИ студентами

БОЛЬНАЯ мозоль

пять АПЕЛЬСИНОВ

ПРИЕДЬ быстрее

для СЕМИСОТ детей

Ответ ________________________

Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ОБГРЫЗАННОЕ яблоко

ШЕСТЬЮДЕСЯТЬЮ рублями

ЧЕТВЕРО суток

ЧЁРНЫЙ тюль

пара БОТИНОК

Ответ ________________________

Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

в ОБЕИХ странах

ПОЛОЖИТЕ сумки

с ПЯТИДЕСЯТЬЮ рублями

пара ЧУЛОК

тонна ПОМИДОРОВ

Ответ ________________________

Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ШЕСТЬЮСТАМИ учениками

ЛЯГТЕ на диван

много БАКЛАЖАНОВ

пирог с ПОВИДЛОЙ

КЛАДИТЕ на место

Ответ ________________________

ВАРИАНТ №2

1. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

опытные ШОФЁРЫ

одной ТАПКОЙ

в ОБОИХ государствах

без КОММЕНТАРИЕВ

ПОВАРЫ вкусно готовили

Ответ ________________________

2. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

КЛАДИТЕ на полку

более УМНЕЕ

менее ПЯТИДЕСЯТИ рублей

ПОЕЗЖАЙ сегодня

несколько ПОЛОТЕНЕЦ

Ответ ________________________

3. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

пять АМПЕР

на ширине ПЛЕЧ

цветок быстро УВЯНУЛ

ТРЕМЯСТАМИ дисками

почти в СТА странах

Ответ ________________________

4. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

почётные ТИТУЛЫ

мы ХОЧЕМ

ПРОПОЛОЩИ бельё

ЛАЖУ по крышам

ПОЛОЖИ на стол

Ответ ________________________

5. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

килограмм ВАФЛЕЙ

ОЛИМПИЙСКИЙ Сочи

согласно ПРИКАЗУ

скучает по ВАС

свыше СЕМИСОТ страниц

Ответ ________________________

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

опытные ТРЕНЕРЫ

двадцать ПЕТЛЕЙ

килограмм ПОМИДОРОВ

лучшие ИНЖЕНЕРЫ

много КОЧЕРЁГ

Ответ ________________________

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

нет ЦЫГАН

ТРОЕ медвежат

сильно ЖГЁТСЯ

двадцать ГРАММОВ

к первому СЕНТЯБРЯ

Ответ ________________________

8. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

килограмм БАНАНОВ

отряд ПАРТИЗАН

лампочка ЗАЖЖЕТСЯ

двое ГРУЗИН

ЕХАЙТЕ в город

Ответ ________________________

9. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

пять СОТНЕЙ книг

СЫПЛЕТ снегом

горсть ВИШЕН

порция ПЕЛЬМЕНЕЙ

ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ рублями

Ответ ________________________

10. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

палец с МОЗОЛЕМ

около ПОЛУТОРАСТА книг

бочки без ДОНЬЕВ

современные ПРИНТЕРЫ

у ОБЕИХ сестёр

Ответ ________________________

Ответы

Вариант 1

Чтобы выполнить 6 задание ЕГЭ по русскому языку необходимо:

    Изучить теорию 6 задания ЕГЭ по русскому языку на тему «Лексические нормы».

Лексические нормы

Лексические нормы – это нормы, которые регулируют правила использования и сочетания слов в речи. Употребление слова в речи всегда определяется особенностями его лексического значения – содержания, в котором отображено наше знание и представление о предмете, явлении, свойстве или процессе. Употребляя слово в речи, должны следить за тем чтобы:

  • его лексическое значение было реализовано уместно и правильно,
  • чтобы слово выражало наше отношение, то есть было выразительным.

В соответствии с этим лексические нормы имеют два аспекта: точность и выразительность .

Лексические нормы в аспекте точности

Точность – качество речи, которое заключается в соответствии смысловой стороны речи реальной действительности, в умении находить правильные слова для выражения мыслей.

Употребление слова в речи определяется особенностями его лексического значения, а также зависит от контекста. Неправильно выбранное слово может исказить смысл сообщения, создать возможность двоякого толкования либо придать нежелательную стилистическую окраску.

Выразительность – качество речи, которое предполагает грамотное использование образных средств. Мы используем средства речевой выразительности для того, чтобы передать свои эмоции, впечатления, дать оценку или воздействовать на чувства собеседника. Лексические нормы в аспекте выразительности регулируют закономерности использования образных средств.

Средствами речевой выразительности:

1. Синонимы – слова одной и той же части речи, близкие или тождественные по значению. Синонимы подразделяются на следующие группы:

  • смысловые (семантические) – синонимы, различающиеся оттенками значения (друг – товарищ – приятель, молодость – юность, талисман – амулет, красный – алый );
  • стилистические – синонимы, различающиеся стилистической окраской, субъективной оценкой, сферой употребления (будущее – грядущее, умный – толковый – башковитый, беседовать – болтать – трепаться, работать – вкалывать ).

2. Антонимы – слова одной части речи, противоположные по своему лексическому значению (холодный – горячий, друг – враг ). Антонимы могут быть двух видов:

  • однокоренные (лексико-грамматические): друг – недруг , приезд – отъезд , спокойный – беспокойный ;
  • разнокоренные (собственно лексические): любовь – ненависть, старый – молодой, трудиться – бездельничать .

3. Омонимы – слова, совпадающие по форме (в произношении, на письме), но разные по значению (лук – растение / оружие, брак – супружество / некачественная продукция).
Различают следующие виды омонимов:

  • омографы – графические омонимы, совпадающие по написанию, но разные по звучанию (áтлáс, зáмóк, попáдáют );
  • омофоны – фонетические омонимы, совпадающие по звучанию, но различающиеся написанием (род – рот, частота – чистота, умалять – умолять );
  • омоформы – словоформы-омонимы, одинаково звучащие грамматические формы разных слов (печь, три, лечу ).

4. Многозначные слова – слова, имеющие несколько значений, между которыми имеется ассоциативная связь на основе сходства или смежности обозначаемых явлений (море – Черное море, море цветов; сладкий – чай, улыбка, взгляд ).

5. – устойчивые сочетания слов, воспроизводимые в речи в готовом виде: не ударить в грязь лицом, водить за нос, не в своей тарелке, как рыба в воде и т.д.

Фразеологизмы являются несвободными, связанными словосочетаниями: они имеют лексическое значение одного слова (с минуты на минуту – скоро, водить за нос – обманывать, как рыба в воде – свободно). Такие словосочетания закрепляются в языке в результате частой и длительной, иногда многовековой, практики употребления. Одно и то же сочетание может выступать то как свободное, то как связанное в зависимости от контекста: Он закрыл глаза и уснул. Деканат закрыл глаза на недостойное поведение студента.

К фразеологическим средствам относятся и языковые афоризмы – пословицы, поговорки, крылатые слова.

Типичные лексические ошибки в аспекте выразительности

  1. Неточное употребление синонимов. Использовать синонимы следует внимательно: не всегда они могут заменять друг друга в контексте. Например: Ему удалось повлечь < повести> за собой единомышленников. Многие животные зимой бросаются < впадают> в спячку.
  2. Неоправданное сочетание слов с антонимичным значением. Столкновение антонимов в речи часто делает фразу нелогичной: Вы спра­шиваете, как поживает мой еж. Он живет плохо, он умер ;
  3. Лексическая двусмысленность , вызванная употреблением многозначных слов или омонимов. Вы прослушали объявление (прослушать – «услышать» или «пропустить»). Нарисуйте луг (лук ). Мальчика послали за гранатами (гранат и граната ).
  4. Ошибки в употреблении фразеологизмов
    • Нарушение грамматической формы фразеологизма – изменение принятой грамматической формы слов (рода, числа, падежа и т.д.), входящих во фразеологизм. Например: Он покривил в душе < душой> .
    • Замена компонента фразеологизма – искажение состава фразеологического оборота путём замены одного из слов синонимом. Например: Ему досталась львиная часть <доля> заработанного.

Лексические нормы с точки зрения развития языка

При употреблении слов следует учитывать, входит оно в активный словарь современного языка, является новым или устаревшим.

Устаревшие слова – слова, вышедшие из активного запаса языка – в зависимости от причин устаревания делятся на две группы:

  • историзмы – слова, устаревшие по неязыковой причине. У Пушкина: Ямщик сидит на облучке в тулупе, в красном кушаке ;.
  • архаизмы – слова, устаревшие по языковой причине; они вышли из употребления, так как были заменены синонимами (ланиты – щёки, очи – глаза, шуйца – левая рука, сей – этот ). Иногда «родное» для языка слово становится архаизмом из-за появления иностранного (зодчий – архитектор ). У некоторых слов изменилось значение: позор – зрелище , прелесть – обман . Бывает, что слово, перешедшее в разряд устаревших, вновь возвращается в язык.

Неологизмы – новые слова или выражения, свежесть и необычность которых ясно ощущается носителями данного языка, вследствие чего они пока не воспринимаются как норма. Если слово востребовано языком, оно «приживается» и начинает активно использоваться, через некоторое время переходит в активный словарь. Так, например, слово комбайн – неологизм 20-х годов прошлого века; космонавт, луноход – 60-х годов; консенсус, омоновец, руоповец, федерал, кредитка, танцпол – 90-х годов, ребрэндинг, сейл, микровэн, комьюнити (сообщество), интервью (собеседование), лофт (чердак – современные неологизмы.

Иноязычные / заимствованные слова – слова, пришедшие в язык из других языков.

Лексические нормы предписывают не злоупотреблять архаизмами, неологизмами или заимствованными словами, по возможности использовать русский литературный аналог.

Лексические нормы с точки зрения сферы употребления слов

Огромный словарь русского языка с точки зрения сферы употребления можно разделить на две большие группы:

  1. лексика неограниченной сферы употребления, или общеупотребительная лексика; она составляет основу словарного состава языка, понятна каждому носителю языка и может быть использована в любых условиях;
  2. лексика ограниченной сферы употребления распространена в пределах определенной местности или какой-либо социальной группы.

К лексике ограниченной сферы употребления относятся диалектизмы, просторечные слова, профессионализмы, жаргонизмы.

  • Диалектизмы – слова, которые принадлежат русским говорам и не входят в литературный язык. Оправдано употребление диалектизмов в художественной и публицистической речи для создания речевых характеристик героев. Неуместное же использование диалектизмов приводит к речевым ошибкам: Летом в деревне я встаю вместе с кочетами (петухами).
  • Разговорные слова – слова, которые употребляются в устной речи в повседневном общении и входят в систему литературного языка: У меня уйма времени (много).
  • Просторечие – слова устной речи, которые не входят в систему литературного языка: смыться, сдрейфить, балбес, растяпа и др.
  • Профессионализмы – принятые в профессиональных группах просторечные синонимы терминов: руль – баранка (в речи шоферов), опечатка – ляп (в речи газетчиков).
  • Немотивированное перенесение профессионализмов в общелитературную речь нежелательно. В отличие от терминов, представляющих собой официальные научные наименования специальных понятий, профессионализмы воспринимаются как «полуофициальные» слова, не имеющие строго научного характера. По ограниченности употребления и характеру звучания (шутливый, сниженный) профессионализмы сходны с жаргонизмами и являются составной частью профессиональных жаргонов.
  • Жаргонизмы – слова, употребляемые в тех или иных жаргонах. Жаргон – разновидность разговорной речи, используемая определенным кругом носителей языка, объединенных общностью интересов, занятий, положением в обществе. Это своеобразный социальный диалект, свойственный профессиональным или возрастным группам людей (жаргон спортсменов, студентов).

Справочная информация

Морфологических форм у русских изменяемых слов много. К счастью, большинство из них усваивается ребятами в раннем детстве и проблем при подготовке к ЕГЭ не вызывает. Но есть формы, в образовании и употреблении которых и ребята, и взрослые допускают ошибки. Ниже приведен перечень таких морфологических форм.

Ошибкоопасные формы. Запомни примеры списками.

Имя существительное

Образование множественного числа :

Слова на Ы - И:

инженеры, конструкторы, офицеры, лекторы, тренеры, бухгалтеры, инструкторы, редакторы, слесари, шофёры;
векторы, ветры, выговоры, джемперы, свитеры, договоры, контейнеры, плееры, полисы, прожекторы, склады;
возрасты, выборы, порты, почерки, кремы, торты

Слова на А - Я:

директора, доктора, инспектора, профессора, повара, сторожа, фельдшера, тенора, кучера;
округа, ордера, векселя, катера, отпуска, вороха, колокола, кузова, купола, округа, паспорта, погреба, сорта, хутора, тополя, штабеля, штемпеля, якоря

Образование форм родительного падежа множественного числа :

1. Образование и изменение форм составных числительных :

в тысяча пятом году, две седьмых, к трём пятым, в две тысячи одиннадцатом году,
восьмьюдесятью (восемьюдесятью), восьмьюстами (восемьюстами), пятьюстами, тремя тысячами шестьюстами пятьюдесятью семью

2. Склонение сложных и составных числительных:

двумястами рублями, пятьюстами рублями, четырьмястами рублями, около пятисот километров, тремястами страницами, нет шестисот рублей, о пятистах книгах

Слов: сорок, девяносто, сто.

И.п. сорок, девяносто, сто (рублей)
Р.п. сорока, девяноста, ста (рублей)
Д.п. сорока, девяноста, ста (рублям)
В.п. сорок, девяносто, сто (рублей)
Т.п. сорока, девяноста, ста (рублями)
П.п. (о) сорока, девяноста, ста (рублях)

пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят . При склонении в них изменяются обе части:

И.п. пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят (рублей)
Р.п. пятидесяти, шестидесяти, семидесяти, восьмидесяти (рублей)
Д.п. пятидесяти, шестидесяти, семидесяти, восьмидесяти (рублей)
В.п. пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят (рублей)
Т.п. пятьюдесятью, шестьюдесятью, семьюдесятью, восемьюдесятью (рублями)
П.п. (о) пятидесяти, шестидесяти, семидесяти, восьмидесяти (рублях)

Обратите внимание на склонение числительных: пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот. При склонении в них изменяются обе части:

И.п. пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот (рублей)
Р.п. пятисот, шестисот, семисот, восьмисот, девятисот (рублей)
Д.п. пятистам, шестистам, семистам, восьмистам, девятистам (рублям)
В.п. пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот (рублей)
Т.п. пятьюстами, шестьюстами, семьюстами, восемьюстами, девятьюстами (рублями)
П.п. (о) пятистах, шестистах, семистах, восьмистах, девятистах (рублях)

Обратите внимание на склонение числительных полтора, полторы, полтораста, в которых часто допускаются ошибки:

И.п. полтора (часа), полторы (минуты), полтораста (рублей)
Р.п. полутора (часов, минут), полутораста (рублей)
Д.п. полутора (часам, минутам), полутораста (рублям)
В.п. полтора (часа), полторы (минуты), полтораста (рублей)
Т.п. полутора (часами, минутами), полутораста (рублями)
П.п. (о) полутора (часах, минутах), полутораста (рублях)

Обратите внимание на склонение составных количественных числительных : в них изменяется каждое слово:

И.п. две тысячи четырнадцать (рублей)
Р.п. двух тысяч четырнадцати (рублей)
Д.п. двум тысячам четырнадцати (рублям)
В.п. две тысячи четырнадцать (рублей)
Т.п. двумя тысячами четырнадцатью (рублями)
П.п. (о) двух тысячах четырнадцати (рублях)

Обратите внимание на склонение составных порядковых числительных : в них изменяется только последнее слово:

И.п. две тысячи четырнадцатый (год)
Р.п. две тысячи четырнадцатого (года)
Д.п. две тысячи четырнадцатому (году)
В.п. две тысячи четырнадцатый (год)
Т.п. две тысячи четырнадцатым (годом)
П.п. (в) две тысячи четырнадцатом (году)

3. Употребление собирательных числительных:

двое братьев, трое щенков, к обоим братьям, к обеим подругам, двое очков, двое саней, нас двоих, троих, их шестерых .

Поскольку тема вызывает много проблем, запомни случаи, когда правильно употреблять собирательные числительные, списком:

1. С существительными, обозначающими лиц мужского пола: двое братьев, трое мужчин, четверо парней.
2.
С существительными дети, люди: трое детей, четверо людей.
3. С существительными, обозначающими детёнышей животных: трое щенков, семеро козлят.
4. С существительными, имеющими форму только мн. ч.: пятеро суток.
5. С существительными, обозначающими парные или составные предметы: двое очков, двое лыж.
6. С местоимениями: нас двоих, их пятерых.

4. Употребление числительных оба, обе:

Числительное обе употребляется только с существительными ж.р.: обе девушки, обе стороны, обе книги .
С существительными м. р. и ср. р. употребляется форма оба: оба брата, оба друга, оба окна .

Ошибочно: оба тропки, к обоим дорожкам, обоими звёздами.
Правильно: обе тропки, к обеим дорожкам, обеими звёздами .

Местоимение

Образование форм:

Ошибочно: был увлечён ей, у ней; ихний; посреди его (её), среди их; скольких книг, сколько учеников.
Правильно: был увлечён ею — Т.п., у неё — Р.п.; их; посреди* него (неё), среди* них; сколько книг, скольких учеников

* Посреди, среди — предлоги. Если ты говоришь: из них, от них, говори: среди них . После предлогов у личных местоимений он, она, они в косвенных падежах появляется буква н .

Глагол

1. Образование личных форм :

У глаголов победить, убедить, переубедить, разубедить, очутиться, ощутить, затмить, дерзить, пылесосить и некоторых других нет формы 1 лица ед. ч.
Ошибочно: победю, побежу, побежду, убедю, убежу, убежду, очутюсь, чудю, чужу, чужду.
Правильно: не использовать эти глаголы в форме 1 л., ед.ч.

Ошибочно: попробоваем, ездием, лазию, жгём, пекёшь, берегёшь, стерегёшь, полоскаю, махаю, хочут (использована неверная модель словоизменения, просторечие).
Правильно: попробуем, ездим, лазим, жжём, печём, бережёшь, стережёшь, полощу, машу, хотят .

2. Образование возвратных форм :

Ошибочно: встретилися, хотелося, поздоровалася, извиняюся (просторечие).
Правильно: встретились, хотелось, поздоровалась (после гласных не -ся , а -сь ), извините (употребление возвратной формы с этим глаголом - грубая ошибка).

3. Образование форм повелительного наклонения :

Ошибочно: ехай, едь, езжай, поехай, поедь, ездий, ездь, махай, разъехайтесь, поклади, положь, ложь, ложи, бежи, лазь, покупи, ляжь (использована неверная модель словоизменения, просторечие).
Правильно: поезжай (с приставкой), помаши, разъезжайтесь, положи, купи, ляг .

Обрати внимание на образование форм повелительного наклонения ошибкоопасных глаголов, которые часто встречаются в КИМах:

Лечь — (ты) ляг, (вы) лягте
Ехать — (ты) поезжай, (вы) поезжайте
Ездить — (ты) езди, (вы) ездите
Положить — (ты) положи, (вы) положите
Класть — (ты) клади, (вы) кладите
Лазать —(ты) лазай, (вы) лазайте
Бежать — (ты) беги, (вы) бегите

4. Образование форм прошедшего времени:

Ошибочно: замёрзнул, окрепнул, сохнул, просохнул, промокнул, намокнул и др. подобные.
Правильно: замёрз, окреп, сох, просох, высох, промок, намок.

Причастие

Образование причастий :

Ошибочно: полоскающий, махающий, хочущий (использование неверной модели словоизменения); сделающий, напишущий, поинтересующийся (причастия настоящего времени от глаголов совершенного вида не образуются).
Правильно: полощущий, машущий, хотящий ; не пытаться образовывать причастия настоящего времени от глаголов совершенного вида.

Деепричастие

Образование деепричастий :

Ошибочно: посмотря в мою сторону, сложа в стопку, поезжая (неверное использование моделей формообразования: от глаголов СВ не могут быть образованы деепричастия с суффиксом -я-).
Правильно: смотря в мою сторону или посмотрев в мою сторону, сложив в стопку (искл.: устойчивое сочетание сложа руки ), поехав .



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама