THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

При проверке правильности написания согласной в корне необходимо изменить слово или подобрать родственное так, чтобы после проверяемой согласной буквы стояла гласная. Например: « » (косить), «просьба» (просить), «резьба» (резать). При этом нужно внимательно относиться к контексту предложения, чтобы не допустить ошибок в результате неправильного определения смысловой нагрузки: «изморозь» (), «изморось» (моросить); «мок» (мокрый), «мог» (могу).

Слова исключения: «свадьба» (сватовство), «отверстие» (отверзать), «лестница» (лезу).

Обратите внимание, что иногда в однокоренных словах происходит чередование согласных: всегда глухие чередуются с глухими, звонкие со звонкими. Например: чередования «к» - «ч» («лик» - «личико»), «ж» - «г» - «з» («подружка» -«друга» - «друзья»), «с» - «ш» («лес» - «леший»), «х» - «ш» («пахать» - «пашет»).

Нельзя проверить таким образом слова иностранного происхождения: «коррупция» (коррумпированный), «транскрипция» (транскрибировать).

Есть вариант проверки, при котором слово изменяется так, чтобы после сомнительной согласной стояли «л», «м», «р», «н» («лес» - « », «аккорд» - «аккордный»).

Слова, написание согласных в корне которых нужно запомнить: « », «здание», «здесь», «ветчина», «космонавт», «копчик», «бутсы», « », «диспетчер».

Правописание непроизносимых согласных в корне

Проверяя непроизносимую согласную в корне слова, нужно подобрать такое родственное слово, в котором она окажется после гласной или букв «л», «м», «р», «н». Например: « » (перекресток), «солнце» (солнечный), «пастбище» (пасти), «явственный» (явный).

Слово «лестница» лучше запомнить, так как написание родственных слов разнится, что может привести к путанице: «лезть», «залезать» и другие. Слово «ровесник» происходит от устаревшего «рово» (временная мера), поэтому без «т».

Правописание двойных согласных в корне

Две согласные пишутся:
- в корнях русских слов: «вожжи», «дрожжи», «Россия», «одиннадцать», «можжевельник», «ссора», «искусство» и их производных;
- в иностранных словах: « », «группа», «аттестат», «аннулировать», «апелляция» и прочих;
- в сложносокращенных словах, если одна часть заканчивается, а другая начинается с одной и той же буквы: «Моссовет», «главврач»;
- если основа оканчивается двойной согласной: «компромисс» - «компромиссный».

Исключения: «финн», но «финка»; « », но «пятитонка»; «кристалл», но «кристальный», « », но «колонка». А также с одной согласной пишутся уменьшительные формы имен «Эмма», «Алла» («Эмка», «Алка») и других.

Видео по теме

Источники:

  • Правописание согласных

Совет 4: Когда нужно принимать противозачаточные таблетки

Противозачаточные таблетки обычно подбираются гинекологом, но для большинства из них действуют одни и те же показания и противопоказания. В любом случае, при их приеме нужно обязательно проверять свое здоровье у маммолога и гинеколога.

Согласные в сере­дине сло­ва и в кон­це могут заме­нять­ся пар­ны­ми звон­ки­ми или глу­хи­ми зву­ка­ми в зави­си­мо­сти от фоне­ти­че­ской пози­ции. Приведем при­ме­ры слов с пар­ны­ми соглас­ны­ми в корне и в кон­це слов.

В рус­ской фоне­ти­ке суще­ству­ют звон­кие и глу­хие соглас­ные, кото­рые состав­ля­ют пары меж­ду собой:

Примеры слов с парными согласными в корне слова

Звонкие и глу­хие соглас­ные в корне могут раз­ли­чать сло­ва, напри­мер:

В соста­ве сло­ва рядом могут ока­зать­ся звон­кие и глу­хие соглас­ные, кото­рые вза­и­мо­дей­ству­ют меж­ду собой. Когда рядом нахо­дят­ся звон­кий и глу­хой соглас­ный, то вто­рой соглас­ный вли­я­ет на преды­ду­щий.

Например:

  • изре д ка [и з р’ и т к а];
  • сырое ж ка [с ы р a й’ э ш к а].
  • Значит, в рус­ском язы­ке одна и та же бук­ва может пере­да­вать раз­ные зву­ки. Например, бук­ва «д» в сло­вах «сад» , (мимо) «сада» и «садик» пере­да­ет зву­ки [т], [д] и [д’]:

    Знание соот­вет­ствия меж­ду бук­ва­ми и зву­ка­ми в сло­вах помо­жет пра­виль­но про­из­но­сить и писать сло­ва.

    Если же за глу­хим соглас­ным в сло­ве нахо­дит­ся звон­кий, то он озвон­ча­ет преды­ду­щий звук.

    • про с ьба [п р о з’ б а];
    • во к зал [в а г з а л].
    • Однако на пись­ме оглу­ше­ние и озвон­че­ние не обо­зна­ча­ет­ся: во всех слу­ча­ях пишет­ся одна и та же бук­ва. Чтобы уста­но­вить истин­ный харак­тер соглас­ной кор­ня, необ­хо­ди­мо взять такую фор­му сло­ва или подо­брать род­ствен­ное сло­во, в кото­ром про­ве­ря­е­мая соглас­ная нахо­ди­лась или перед глас­ной, или перед соглас­ны­ми л, м, н, р, в .

      Обратим вни­ма­ние на сло­ва с пар­ны­ми соглас­ны­ми в корне, кото­рые нель­зя про­ве­рить.

      Примеры слов с парными согласными в конце слова

      • зуб - зубы;
      • мор­ковь - вкус мор­ко­ви;
      • мно­го коров - коро­ва;
      • ноч­лег - нет ноч­ле­га;
      • друг - у дру­га;
      • моно­лог - запись моно­ло­га;
      • тет­радь - тет­ра­ди;
      • жёлудь - желу­дё­вый;
      • пло­щадь - на пло­ща­ди;
      • холод - холо­ди­на;
      • сват - сва­ты, сва­тья;
      • образ - обра­за;
      • сказ - ска­зи­тель;
      • измо­розь - моро­зить;
      • измо­рось - моро­сит.


      russkiiyazyk.ru

      Правописание парных согласных на конце слова. 2-й класс

      Цель: развитие орфографической зоркости (умения распознавать в слове парный согласный, требующий проверки), умения подбирать проверочное слово и пользоваться им.

      1. Организационный момент

      Учитель приветствует детей. Проверяет их готовность к уроку. Дети оформляют запись в тетради (число, классная работа).

      2. Мобилизующий этап

      На доске записаны слова:

      У. Прочитайте написанные слова в цепочке слов. Обратите внимание на третью цепочку.

      Сформулируйте задание к упражнению.

      Д. Из каждой цепочки надо выделить по одному слову и записать их в третью строку.

      У. По скольким и каким именно признакам можно выделить эти слова?

      Д. Эти слова можно выделить по двум признакам: грамматическому и орфографическому.

      У. Какое слово можно выделить из первой цепочки?

      Д. Из первой цепочки можно выделить слово лёд. Это имя существительное. В конце этого слова есть парный согласный. Проверочное слово – льды. А слова бежит и летит – это глаголы с проверяемой безударной гласной. Проверочные слова бег , полёт .

      Из второй цепочки можно выделить слово гриб . Это имя существительное. В конце этого слова есть парный согласный. Проверочное слово – грибы . А слова лесной и травяной – прилагательные с безударной гласной. Проверочные слова лес, травы .

      У. Напишите выделенные слова, обозначьте в них орфограмму.

      3. Формулирование учащимися темы и цели урока

      У. Учитывая общий орфографический признак слов, которые вы записали, сформулируйте тему урока.

      Д. В этих словах есть парные согласные. Они находятся в конце слова. Тема урока: “Правописание парных согласных в конце слова”.

      У. Учитывая пройденную тему, определите цель урока.

      Д. Повторить правило о правописании парных согласных на конце слова; учиться правильно писать слова с этой орфограммой, подбирая проверочные слова.

      Запись на доске:

      Белые бараны били в барабаны.

      У. Прочитайте вслух написанное предложение. Что это?

      Д. Это скороговорка.

      У. Что такое скороговорка?

      Д. Специально придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, быстро проговариваемая шуточная прибаутка.

      У. Определите, какие буквы мы будем сегодня писать на минутке чистописания?

      Д. Сегодня мы будем писать буквы б-п . Б — так как эта буква присутствует в четырёх словах скороговорки. П — так как она составляет пару б по звонкости – глухости.

      У. Запишите эти буквы.

      У. Назовите все парные согласные.

      Д. Парные согласные б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш.

      У. Напишите цепочку парных согласных по памяти.

      5. Словарно-орфографическая работа

      У. Слово, с которым мы сегодня познакомимся на уроке, зашифровано. Вы его можете узнать, если сравните два прямоугольника. Какое это слово.

      Д. Это слово завод.

      У. Какое значение имеет это слово в предложении:

      Тракторный завод выпустил новый вид тракторов.

      Д. В этом предложении завод – это крупное промышленное предприятие.

      У. Правильно. Какое значение имеет слово завод в следующих предложениях?

      Эти часы с недельным заводом. Саше купили игрушку с заводом.

      Д. В первом предложении слово завод обозначает срок действия заведённого механизма, а во втором – приспособление в механизме, служащее для приведения его в действие.

      У. Слово завод образовалось от глагола “заводить”. Так называли те места, где что-нибудь заводят или разводят.

      У. Найдите слово завод в словаре, напишите его.

      У. Какие орфограммы есть в этом слове.

      Д. Слово завод состоит из двух слогов, второй слог ударный. Первая орфограмма: безударная гласная а в первом слоге; вторая орфограмма – парная по звонкости- глухости д в конце слова.

      У. Подберите проверочное слово.

      Д. Завод – заводы.

      У. На доске записана пословица и фразеологический оборот. Прочитайте их.

      На нашем заводе брак не в моде.

      У. Разграничьте пословицы и фразеологический оборот. Объясните их смысл.

      У. Я буду называть слова. Если слово начинается на звонкий парный согласный, вы приседаете, руки разводите в стороны. Если слово начинается на глухой парный согласный – встаёте, руки опускаете вниз.

      Зайка, сойка, Веня, Феня, трава, дрова, жить, шить, тень, пень, дверь, зверь, пеньки, деньки.

      7. Повторение изученного материала

      На доске написаны слова:

      Т.етрадь, з.вод, м.дведь, гор.д, м.роз, к.р.ндаш.

      У. Прочитайте вслух данные слова. Определите, какие буквы в них надо написать вместо точек. Слова для ответа сгруппируйте.

      Д. В словах тетрадь и медведь е и ь .

      В словах город и мороз пишется непроверяемая гласная о .

      В словах завод и карандаш надо написать непроверяемую безударную гласную а .

      Д. Это словарные слова. Все слова – имена существительные. Все слова оканчиваются на парный согласный.

      У. Какие различия вы видите в данных словах?

      Д. Существительные: тетрадь, завод, мороз, карандаш отвечают на вопрос что?, а существительное медведь – на вопрос кто?.

      В словах: тетрадь, мороз, медведь, город, завод – по два слога, а в слове карандаш – три.

      Слова тетрадь, завод, медведь, город, мороз оканчиваются на звонкий парный согласный, а слово карандаш – на глухой парный согласный.

      У. Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с парной согласной на конце?

      Д. Чтобы не ошибиться в правописании парной согласной на конце слова, надо изменить слово так, чтобы после согласной стояла гласная.

      У. Измените данные слова так, чтобы после согласной стояла гласная, и запишите их в алфавитном порядке.

      Д. Города, заводы, карандаши, медведи, морозы, тетради.

      У. Напишите слова в следующей последовательности: проверяемое, проверяемое, проверочное. Вставьте пропущенные буквы.

        сне.опад, сне., сне.овик;
      • тру., тру.имся, тру.олюбивый;
      • ду.очки, ду.овый, ду..
      • снегопад, снеговик, снег;
      • трудимся, трудолюбивый, труд;.
      • дубочки, дубовый, дуб.
      • У. Из слов находящихся под одной цифрой, составьте новые слово, используя для этого их первые слоги.

          собака, седло;
        • хорошо, лодка;
        • писала, рог.
        • Д. Сосед, холод, пирог.

          У. Что объединяет написание слов между собой?

          Д. Это словарные слова.

          Все слова имена существительные.

          Все слова оканчиваются на парный звонкий согласный.

          У. Как надо проверить правильное написание парного согласного на конце слова?

          Д. Надо изменить слово так, чтобы после согласного стояла гласная.

          У. Подберите проверочные слова к данным словам.

          Д. Сосед – соседи, холод – холода, пирог – пироги.

          У. Найдите в нашем словарике ещё слова на эту орфограмму. Запишите слова в тетрадь и подберите к ним проверочные слова.

          Д. Город — города, класс — классы, сапог — сапоги, друг — други, народ — народы, ягод — ягода.

          Детям раздаются бланки с напечатанным заданием, ученики исправляют ошибки. После выполнения, бланки сдаются учителю.

          Зема. Морос льдом укрыл прут. первый снех укутал в белые шубы поле и лез.

          Пушыстый заяц дражит от холода под кустом.

          У. На какие орфограммы были допущены ошибки.

          Д. Проверяемая безударная гласная: зима-зимушка, дрожит — дрож.

          Правописание сочетания ЖИ-ШИ: пушистый.

          Правописание заглавной буквы в начале предложения: Первый.

          Правописание парных согласных на конце слова: мороз – морозы, пруд – пруды, снег – снега, лес – леса.

          У. Наш урок заканчивается. Обратимся к цели урока. Удалось ли нам её реализовать?

          Д. … (учащиеся высказывают свои соображения)

          У. Так какой же мы сделаем вывод о том, как правильно написать слово с парной согласной на конце?

          Д. Надо изменить слово так, чтобы после согласной стояла гласная.

          У. Подтвердите его примерами слов, которые не звучали на уроке.

          9. Оценивание деятельности учеников на уроке

          xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

          Правописание слов с парными согласными в корне. 2-й класс

          Авторы учебника, учебных пособий, тетрадей: Зеленина Л.М. Русский язык. Учебник для 2 класса начальной школы/ Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова . – 4-е изд. – М: Просвещение, 2007; Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык: Рабочая тетрадь. 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2008.

        • создать условия для выяснения, в каких случаях необходимо проверять парные согласные в корне слова, вывода правила проверки парных согласных в корне слова и применения этого правила на практике;
        • создать условия для развития аналитического мышления, умения сравнивать, выделять существенные признаки, обобщать, делать выводы;
        • создать комфортные условия для восприятия нового материала и повторения пройденного через соблюдение гигиенических правил и норм.
        • Тип урока: урок-исследование.

          Оборудование урока: мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация.

          Структура (план) урока:

        • Речевая ситуация. Включение в урок. Актуализация знаний.
        • Исследование слов с парным согласным в корне.
        • Самостоятельный анализ слов с парным согласным в корне.
        • Рефлексия.
        • Продолжение исследования слов с парным согласным в корне.
        • Физкультминутка № 1.
        • Нахождение способа проверки написания слов с парным согласным в корне слова
        • Закрепления правила проверки слов с парным согласным в корне.
        • Физкультминутка № 2.
        • Выводы. Комментирование домашнего задания.
        • Творческая работа.
        • Итог урока.
        • 1. Речевая ситуация. Включение в урок. Актуализация знаний.

          На слайде исследуемая проблема и подтема урока.

          – Сегодня мы на уроке проведём исследование по проблеме “Правописание согласных в корне слова”. Но для изучения возьмём определённые слова на тему “Во саду ли, в огороде…”. Что это за слова вы сейчас узнаете. Ответьте на вопрос:
          – Что растёт в саду?
          – Фрукты.
          – А на огороде?
          – Овощи.
          – Правильно. А теперь вспомним парные согласные.
          – Б-п, в-ф, г-к, з-с, ж-ш, д-т.

          2. Исследование слов с парным согласным в корне.

          – Давайте исследуем некоторые слова и определим, в каких случаях мы можем ошибаться при написании парных согласных в корне слова. Прочитайте на слайде слова и выберите те, где написание парных согласных отличается от произношения.

          Появляются слова на слайде:

          Груша, Плод, Арбуз, Дыня, Ягодка

          (Дети называют слова “плод, арбуз, ягодка” и объясняют, что в слове арбуз пишется “з”, а слышится звук [с]. Таким образом, учащиеся анализируют каждое слово. Кроме этого дети выдвигают гипотезу (предполагают), что изучаемые согласные могут стоять в конце слова или перед глухими согласными в середине слова.)

          – Ребята, мы определили нужные нам слова, работая вместе, а теперь вы сделаете это самостоятельно.

          3. Самостоятельный анализ слов с парным согласным в корне.

          На слайде появляются варианты работ:

          В-1. Абрикос, Лимон, Гранат, Виноград, Яблоко, Малина
          В-2. Репка, Огурец, Морковь, Баклажан, Редтска, Свёкла

          – Дети, где могут расти плоды, предложенные первому варианту?
          – В саду.
          – А второму?
          – В огороде.
          – Задание: выпишите в столбик слова своего варианта, в которых необходимо проверить написание парных согласных в корне слова.

          Учащиеся первого варианта записывают слова “абрикос, гранат, виноград”, а второго – “репка, морковка, редиска”.

          Проверка с помощью сигнальных карточек (зелёная карточка – правильно, красная – неправильно). Если проверяющий ученик ошибается, то слово анализируется подробно.

          5. Продолжение исследования слов с парным согласным в корне.

          – Дети, а что ещё интересного вы заметили с точки зрения букв парных согласных звуков, где они располагаются?
          – Во всех выбранных словах 1-го варианта буквы, обозначающие парные согласные стоят в конце слова. А во 2-м варианте – в середине слова пред глухим звуком [к].
          – Ребята, вы правильно подметили эту особенность. Несмотря на разное расположение парных согласных, буква парных согласных находятся в конце корня слова. Давайте выделим корень и подчеркнём букву парного согласного звука.

          7. Нахождение способа проверки написания слов с парным согласным в корне слова.

          – А теперь, юные исследователи, мы должны найти способ проверки написания слов с парными согласными в корне слова. Подумайте, как нам изменить эти слова, чтоб произношение и написание совпадали.
          – Абрикос – абрикосы, гранат – гранаты, виноград – нет винограда.
          – Репка – репа (репочка), морковка – морковочка, редиска – редисочка.
          – Дети, а можно и так: виноград – виноградный, морковка – морковный. Давайте запишем к нашим словам эти проверочные.

          В-1.
          абрикос – абрикосы
          гранат – гранаты
          виноград – виноградный

          В-2.
          репка – репа
          морковка – морковный
          редиска – редисочка

          – Дети, давайте посмотрим, какие буквы стоят перед буквами парных согласных звуков.
          – Это буквы гласных и буква “н” в словах виноградный, морковный.
          – Ребята, какой вывод мы сделаем?

          Дети с помощью учителя делают вывод: “Для проверки написания слов с парным согласным звуком в корне слова нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором после согласного стоит гласный звук или звук [н]”

          Появляется слайд с правилом.

          – Ребята, скажите, пожалуйста, а что необходимо сделать перед тем, как кушать вкусные сочные фрукты и овощи?
          – Их надо вымыть!
          – Правильно. И мы это знаем из уроков по ОБЖ. Если не мыть фрукты, то можно заболеть, оказаться в больнице. Это очень неприятно. Я желаю вам не болеть и всегда мыть фрукты и овощи перед едой!

          Появляется слайд “Мой фрукты и овощи!”

          8. Закрепление правила проверки слов с парными согласными в корне.

          – Ребята, сейчас мы выполним задание наоборот. Задание: надо изменить данные на слайде слова так, чтобы парный согласный в слове нужно было проверять. Это вы сделаете самостоятельно.

          Гряда – (Грядка)
          Садик – (Сад)
          Ягода – (Ягодка)
          Сторожить – (Сторож)

          Рефлексия: проверка задания с помощью сигнальных карточек (зелёная – согласен, красная не согласен).

          Физкультминутка на расслабление мышц глаз.

          – Молодцы! Продолжим закреплять наше правило. А теперь вы будете отгадывать загадки, где отгадками являются слова на тему нашего урока “Во саду ли, в огороде…”:

          1) Берега зелёные, вода красная, рыбки чёрные. Арбуз.
          2) В золотой клубочек спрятался дубочек. Жёлудь.
          3) Я под шапкою цветной На ноге стою одной, У меня свои повадки, Я всегда играю в прятки. Гриб.
          4) Вот иголки и булавки Выползают из-под лавки, На меня они глядят, Молока они хотят. Ёж.
          5) Шумит он в поле и в саду, А в дом не попадёт, И никуда я не иду, Покуда он идёт. Дождь.

          На слайдах появляются картинки с отгадками.

          – Задание: напишите отгадки, запишите к ним проверочные слова (два ученика на закрытой доске)

          Рефлексия. Дети проверяют свои работы по записи на доске, предварительно проверенной учителем. В проверенных словах подчёркивают буквы, обозначающие парные согласные звуки.

          – Дети, что объединяет слова-отгадки?
          – У них буквы парных согласных звуков стоят в конце слова.
          – А какой частью речи являются слова-отгадки?
          – Это существительные.
          – Ребята, давайте проверим, действует ли наше правило для других частей речи.

          На слайде слова:

          Сла_кий, Лё_кий, У_кий, Гла_кий, Ре_кий

          – Прочитайте. Какой частью речи являются эти слова?
          – Это прилагательные.
          – Где стоят в этих словах буквы парных согласных звуков?
          – В середине слова, перед глухими согласными, как мы и предполагали в начале урока.
          – Давайте подберём к ним слова, следуя нашему правилу.

          Сладок – Сладкий
          Лёгок – Лёгкий
          Узок – Узкий
          Гладок – Гладкий
          Редок – Редкий

          9. Выводы. Комментирование домашнего задания.

          – Итак, ребята мы убедились, что наше правило действует и для существительных, и для прилагательных. Теперь мы смело будем пользоваться этим правилом для проверки слов с парными согласными в корне.
          – Дети, а подтвердилось ли наше предположение о том, что парные согласные встречаются в конце слова или перед глухой согласной?
          – Да, подтвердилось!
          – Дома вы запишите 5 слов с парными согласными в конце слова и перед глухими согласными, а также подберёте к ним проверочные слова. Посмотрите на образец на слайде.

          10. Выполнение творческой работы

          – Итогом нашего исследования будет творческая работа. Вы должны дополнить рассказ, записанный на слайде, словами из темы нашего урока “Во саду ли, в огороде…”. Но только теми, в которых парный согласный требует проверки , и написать их правильно, используя наше правило. Совет. Дети, сначала прочитайте весь рассказ, чтобы вы точно поняли, о чём идёт речь.

          В-1.
          У нас на даче есть фруктовый ______ . Осенью в нём созревают ______ плоды. Наливается соком спелый ________ . На газонах зеленеет ________ .

          В-2.
          У бабушки в деревне большой ______ . Там на _______ растут _____ и ____. На бахче созрел огромный полосатый _______ .

          (Для детей с низким уровнем развития раздаются карточки с опорными словами по вариантам: 1) сад, огород, сладкие, сочные, арбуз, помидор, трава, травка; 2) сад, огород, грядках, газонах, помидоры, огурцы, репка, редиска, морковка, арбуз, баклажан.)

          Рефлексия. Учащиеся вслух зачитывают рассказы. Одноклассники оценивают выбор слов по теме “Во саду ли, в огороде…” с помощью сигнальных карточек. Задают вопросы по способу проверки.

          12. Подведение итогов урока.

          – Дети, что вам понравилось на уроке?
          – Какой способ проверки слов с парными согласными в корне слова, благодаря нашему исследованию мы узнали?

          “Для проверки написания слов с парным согласным звуком в корне слова нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором после согласного стоит гласный звук или звук [н]”

          – Спасибо за урок!

          Список использованной литературы:

    1. Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Поурочные разработки по русскому языку: 2 класс. – М.: ВАКО, 2009.
    2. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык: Проверочные работы. 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
    3. Крылова О.Н. Русский язык: итоговая аттестация: 2 класс: типовые тестовые задания /О.Н. Крылова. – М.: Издательство “Экзамен”, 2010.
    4. Русский язык. Математика. 2 класс: итоговая тестовая проверка знаний / авт.-сост. Е.В.Волкова, Т.В. Типаева . – Изд. 2-е, испр. – Волгоград: Учитель, 2010.
    5. Тематическое планирование уроков по новому базисному плану:2 класс/Авт.-сост. Л.А. Обухова, О.Е. Жиренко, А.В. Кочергина . – М.: ВАКО, 2010.
    6. Тихомирова Е.М. Тесты по русскому языку: 2 класс: к учебнику Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой “Русский язык 2 класс. В 2ч.” /Е.М. Тихомирова.– М.: Издательство “Экзамен”, 2010.
    7. Приложения к уроку: мультимедийная презентация , выполненная в Power Point.

      Правописание парных согласных звуков на конце слов. 1-й класс

      Цель урока: развивать умение учащихся проверять слова с парным согласным звуком на конце слов.

    8. Формировать умение сопоставлять произношение и написание слов.
    9. Развивать навыки правописания слов с орфограммой «парный согласный на конце слов», развивать фонематический слух учащихся.
    10. Воспитывать умение работать в группах, оказывать взаимопомощь и взаимоподдержку.

    1. Организационный момент.

    Ученики здороваются с учителем и присутствующими на уроке гостями. В тетрадях записывают число и классную работу.

    2. Актуализация знаний.

    1) Беседа по пройденному материалу.

    Учитель: На какие 2 группы делятся все звуки?

    Дети: На гласные и согласные.

    Учитель: Дайте характеристику гласным и согласным звукам.

    (Дети отвечают полными ответами.)

    Учитель: При помощи чего образуется гласный звук?

    Учитель: А согласный звук?

    Учитель: Работаем по ленте букв. Почему согласные стоят в 2 ряда? Что обозначают согласные верхнего и нижнего ряда?

    Учитель: На какие 2 группы можно разделить все согласные звуки?

    Дети: На твёрдые и мягкие, звонкие и глухие, парные и непарные.

    Учитель: Назовите буквы непарных звонких согласных.

    Учитель: Назовите буквы непарных глухих согласных.

    Учитель: Назовите буквы парных звонких согласных звуков.

    Дети: Б, В, Г, Д, Ж, З.

    Учитель: Назовите буквы парных глухих согласных звуков.

    Дети: П, Ф, К, Т, Ш, С.

    Учитель: По какому признаку согласные являются парными?

    Дети: По признаку звонкости и глухости.

    Учитель: Назовите парные твёрдые согласные звуки. Сколько пар назвали?

    Учитель: Назовите парные мягкие согласные звуки. Сколько пар назвали?

    Учитель: Почему неравное количество пар?

    Дети: Согласные звуки Ж и Ш всегда твёрдые.

    3. Самоопределение к деятельности.

    Учитель: Над какой темой работали на предыдущем уроке?

    Дети: Парные согласные на конце слова.

    Учитель: Сегодня на уроке продолжим работать над правописанием парных согласных на конце слов.

    (Тема урока появляется на доске (или вывешивается учителем). Тему урока с доски дети читают хором.)

    Учитель: Почему парные согласные на конце слов надо проверять?

    Дети: На конце слов парные согласные оглушаются, произносятся и слышатся нечётко.

    Учитель: Как проверить парный согласный на конце слова?

    (Дети хором повторяют правило проверки парного согласного на конце слова.)

    На доске висят карточки со словами: ЗИМА, КРУГ, СУП, ВОДА, РЕКА, ТОРТ.

    Учитель: На какие 2 группы в зависимости от орфограммы можно разделить эти слова?

    (Двое учащихся выходят к доске.)

    Дети: Первая группа – это слова ЗИМА, РЕКА, ВОДА. В этих словах орфограмма «безударная гласная в корне слова». А вторая группа – это слова КРУГ, СУП, ТОРТ. В этих словах орфограмма «парный согласный на конце слова».

    (Дети расставляют слова в 2 столбика.)

    Учитель: Назовите орфограмму в слове КРУГ.

    Дети: Парный согласный Г на конце слова.

    Учитель: Почему парный согласный Г надо проверять?

    Дети: Он оглушается, стоит в слабой позиции.

    Учитель: Назовите проверочное слово.

    Учитель: Запишем в тетрадь строчную букву г.

    (Аналогично разбираются слова СУП, ТОРТ. В тетради появляются строчные буквы г, п, т в чередовании с наклонными линиями. Далее учащиеся записывают в тетрадь слова с данными буквами: порт, торт, тигр.)

    Учитель: Следующий этап нашего урока – словарная работа.

    (Учащиеся пишут в тетрадях слово СЛОВАРЬ.)

    Учитель: Какие слова мы называем словарными?

    Дети: Их написание нельзя проверить, а надо запомнить.

    Учитель: Познакомимся с новым словарным словом. А чтобы его узнать, послушайте загадку.

    Хозяин лесной
    Просыпается весной.
    А зимой под вьюжный вой
    Спит в избушке снеговой.

    (На экране интерактивной доски (или телевизора) появляется изображение медведя.)

    Учитель: Почему медведя так назвали?

    Если знать происхождение слова медведь, легко запомнить его правописание. Слово медведь образовалось от двух слов: мёд и ведать. Слово ведать в старину означало знать.

    (Посмотрите на изображение медведя и опишите его. Учитель задаёт наводящие вопросы.)

    Дети: Медведь – это крупный хищный зверь с бурой шерстью и толстыми лапами.

    Учитель: Каким медведь изображён в сказках?

    Дети: Неуклюжим, глуповатым, косолапым.

    Учитель: На самом же деле медведь – это умный, ловкий, быстрый, очень сильный и хитрый зверь. Если он от кого-либо убегает, его трудно догнать. А когда крадётся к своей добыче, ни одна веточка не хрустнет под его лапами.

    Учитель: Откройте учебник на стр.99 и найдите внизу страницы наше словарное слово. Произнесите это слово орфоэпически. Какие орфограммы в слове увидели?

    (Дети называют орфограммы: безударный гласный е в корне слова, парный согласный д на конце слова, ь – показатель мягкости.)

    Учитель: Прочитайте словарное слово орфографически правильно и запишите его себе в тетрадь.

    (Дети читают слово хором, затем записывают его в свои тетради, делят на слоги, ставят ударение, подчёркивают орфограммы. Один ученик работает у доски с комментированием.)

    Учитель: А какую орфограмму в этом слове можно проверить?

    Дети: Парный согласный д на конце слова.

    Учитель: Почему оно является проверочным?

    Дети: Потому что парный согласный д стоит в сильной позиции – после него стоит гласный звук.

    Учитель: Запишите у себя в словаре проверочное слово медведи.

    5. Физкультурная минутка.

    Учитель: Представим себе, что мы – медведи и идём по лесу.

    Мишка шёл, шёл, шёл,
    Белый гриб нашёл.
    Раз – грибок, два – грибок, три – грибок,
    Положил их в кузовок.
    Мишка утомился,
    На место опустился.

    6. Закрепление пройденного материала.

    Работа по учебнику стр.100, упражнение 14.

    Дети читают задание к упражнению вслух, разбирают его, устно подбирают проверочные слова. Затем по цепочке выходят к доске и записывают пары слов: проверочное и проверяемое, подчёркивая орфограммы. В тетрадях и на доске получается следующая запись: тетради – тетрадь, звуки – звук, слоги – слог, кактусы – кактус и т.п.

    7. Физкультурная минутка.

    Учитель: Ребята, а все ли помнят правила поведения хорошего ученика в школе? Давайте их повторим.

    Парта – это не кровать, и нельзя на ней лежать.
    Ты сиди за партой стройно и веди себя достойно.
    На уроках не болтай, как заморский попугай.
    Учитель скажет – надо встать.
    Учитель сесть позволит – сядь.
    Спросить захочешь – не шуми,
    А только руку подними.

    8. Продолжение закрепления пройденного материала.

    На партах учащихся лежат карточки с записанными словосочетаниями, где в словах с парным согласным на конце слова пропущена орфограмма. Рядом в скобках даны варианты написания букв данной орфограммы. Ученики должны выбрать правильную букву, обвести её в кружок, а рядом записать проверочное слово.

    Утеря травматического оружия наказание 2018 Утеря травматического оружия наказание 2018 В текущем году на территории обслуживания ОМВД России по ЗАТО Мирный Архангельской области утрачено 5 единиц гражданского оружия. Основная причина утрат - нарушение правил хранения и ношения оружия. За допущенные владельцами […]

  • Буквы е (ё), о после шипящих в корне слова. Правило и примеры Написание букв «е» (ё) или «о» после шипя­щих в корне слов выбе­рем, вос­поль­зо­вав­шись соот­вет­ству­ю­щим пра­ви­лом рус­ской орфо­гра­фии. Посмотрим, как рабо­та­ет это орфо­гра­фи­че­ское пра­ви­ло. В […]
  • как общее правило As a general rule, the gold content ranges from 85 to 95%. Русско-английский научно-технический словарь переводчика. Михаил Циммерман, Клавдия Веденеева. 2003 . Смотреть что такое "как общее правило" в других словарях: ПРАВИЛО - ПРАВИЛО, а, ср. 1. […]
  • пусковой коллектор Англо-русский словарь технических терминов. 2005 . Смотреть что такое "пусковой коллектор" в других словарях: Электродвигатель постоянного тока - Рис. 1 Устройство простейшего коллекторного двигателя постоянного тока с двухполюсным статором и с […]
  • Начислен налог на имущество - бухгалтерские проводки Отправить на почту Начислен налог на имущество - проводка в бухучете по этой операции может быть разной в зависимости от того, как расцениваются такие расходы по принятой налогоплательщиком учетной политике. Рассмотрим […]
  • Росгосстрах выплаты по ОСАГО Следующая статья: КАСКО Согаз Компания «Росгосстрах» на сегодняшний день является одной из самых крупных. Страховые выплаты по ОСАГО во многих городах достигают нескольких сотен миллионов рублей. Это говорит о надежности рассматриваемой […]
  • В русском языке 21 согласная буква и 36 согласных звуков. Согласные буквы и соответствующие им согласные звуки:
    б - [б], в - [в], г - [г], д - [д], ж - [ж], й - [й], з - [з], к - [к], л - [л], м - [м], н - [н], п - [п], р - [р], с - [с], т - [т], ф - [ф], х - [х], ц - [ц], ч - [ч], ш - [ш], щ - [щ].

    Согласные звуки делятся на звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Они бывают парные и непарные. Всего 36 различных комбинаций согласных по парности-непарности твёрдых и мягких, глухих и звонких: глухих - 16 (8 мягких и 8 твёрдых), звонких - 20 (10 мягких и 10 твёрдых).

    Схема 1. Согласные буквы и согласные звуки русского языка.

    Твёрдые и мягкие согласные звуки

    Согласные бывают твёрдыми и мягкими. Они делятся на парные и непарные. Парные твёрдые и парные мягкие согласные помогают нам различать слова. Сравните: конь [кон’] - кон [кон], лук [лук] - люк [л’ук].

    Для понимания объясним «на пальцах». Если согласная буква в разных словах означает либо мягкий, либо твёрдый звук, то звук относится к парным. Например, в слове кот буква к обозначает твёрдый звук [к], в слове кит буква к обозначает мягкий звук [к’]. Получаем: [к]-[к’] образуют пару по твёрдости-мягкости. Нельзя относить к паре звуки для разных согласных, например [в] и [к’] не составляют пару по твёрдости-мягкости, но составляет пара [в]-[в’]. Если согласный звук всегда твёрдый либо всегда мягкий, то он относится к непарным согласным. Например, звук [ж] всегда твёрдый. В русском языке нет слов, где бы он был мягким [ж’]. Так как не бывает пары [ж]-[ж’], то он относится к непарным.

    Звонкие и глухие согласные звуки

    Согласные звуки бывают звонкие и глухие. Благодаря звонким и глухим согласным мы различаем слова. Сравните: шар - жар, кол - гол, дом - том. Глухие согласные произносятся почти с прикрытым ртом, при их произнесении голосовые связки не работают. Для звонких согласных нужно больше воздуха, работают голосовые связки.

    Некоторые согласные звуки имеют схожее звучание по способу произношения, но произносятся с разной тональностью - глухо или звонко. Такие звуки объединяются в пары и образуют группу парных согласных. Соответственно, парные согласные - это пара из глухой и звонкой согласной.

    • парные согласные: б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш.
    • непарные согласные: л, м, н, р, й, ц, х, ч, щ.

    Сонорные, шумные и шипящие согласные

    Сонорные — звонкие непарные согласные звуки. Сонорных звуков 9: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].
    Шумные согласные звуки бывают звонкие и глухие:

    1. Шумные глухие согласные звуки (16): [к], [к"], [п], [п"], [с], [с"], [т], [т"], [ф], [ф"], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’];
    2. Шумные звонкие согласные звуки (11): [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’].

    Шипящие согласные звуки (4): [ж], [ч’], [ш], [щ’].

    Парные и непарные согласные звуки

    Согласные звуки (мягкие и твёрдые, глухие и звонкие) делятся на парные и непарные. Выше в таблицах показано деление. Обобщим всё схемой:


    Схема 2. Парные и непарные согласные звуки.

    Чтобы уметь делать фонетический разбор, помимо согласных звуков нужно знать

    На этом уроке мы узнаем, что парная согласная в корне слова (в середине и в конце слова) требует проверки. Научимся проверять парные согласные в корне при помощи гласной буквы. Выполним много занимательных заданий.

    Оглушение парных согласных на конце и в середине слова

    Мы уже знаем, что в русском языке есть парные согласные:

    Б-П, Д-Т, Г-К, З-С, В-Ф, Ж-Ш.

    Рис. 1. Парные согласные ()

    Понаблюдаем за тем, что происходит с парными согласными на конце и в середине слова.

    Назовём предметы. Выделим последние звуки.

    Поезд

    Таз . Слышим звук С - пишем букву З.

    Проверим, как звучит парный согласный в середине слова перед глухими согласными.

    Лод ка . Слышим звук Т - пишем букву Д.

    Лож ка . Слышим звук Ш - пишем букву Ж.

    Делаем вывод: звонкие парные на конце слова и в середине перед глухими согласными оглушаются, значит, написание парных согласных надо проверять.

    Три способа проверки парных согласных

    Это орфограмма встречается в корне слова, поэтому получила название «Правописание парных согласных в корне слова». А какие слова будут проверочными?

    Рассмотрим примеры.

    Первый способ проверки правописания парных согласных: изменить форму слова, чтобы после парного согласного появилась гласная.

    Например: груз - грузы, сугроб - сугробы, плод - плоды.

    Второй способ: мысленно подставить слово «нет».

    Например: флаг - нет флага, мороз - нет мороза, клюв - нет клюва.

    Третий способ: подобрать однокоренное слово так, чтобы после парного согласного шла гласная.

    Например: ножка - ноженька, лапка - лапочка, травка - травушка.

    Рис. 6. Слова с парными согласными ()

    Самые опасные.

    Парный в слове проверяй,

    Рядом гласный подставляй.

    А ещё, чтобы проверить парный согласный, надо изменить слово так, чтобы после проверяемого согласного звука слышался звонкий согласный звук Н.

    Например: рыбка - рыбный, книжка - книжный .

    Закрепление знаний на практике

    А теперь закрепим полученные знания, выполнив задания.

    Вставим пропущенные буквы, назовём проверочное слово.

    Юбка, дудка, блузка, холод, выставка, глазки, снежки, грязь, коровка, кружка, звонок, морж.

    Проверим, что получилось: юбка - юбочка, дудка - дудочка, блузка - блузочка, холод - холодный, выставка - выставить, глазки - глаза, снежки - снежный, грязь - грязный, коровка - коровушка, кружка - кружечка, звонок - звонки, морж - моржи.

    Выделим корень в родственных словах, вставим парную согласную.

    Тра…ка - тра…а, тра…ушка, тра…инка.

    Ду…ки - ду…ок, ду…очек, ду…овый.

    Моро… - моро…ы, моро…ный, моро…ить.

    Трав ка - трав а, трав ушка, трав инка - корень трав . Вставили букву В.

    Дуб ки - дуб ок, дуб очек, дуб овый - корень дуб . Вставили букву Б.

    Мороз - мороз ы, мороз ный, мороз ить - корень мороз . Вставили букву З.

    Назовём предметы. В каких словах написание расходится с произношением? Подберите к ним проверочные слова. Выделим корни.

    Хлеб, гвоздь, шапка, торт, голубь.

    Проверим. Произношение расходится с написанием у слов:

    Хлеб, гвоздь, голубь.

    Проверочные слова:

    Хлеб - хлеб а, хлеб ушек, хлеб ный. Корень хлеб .

    Гвозд ь - гвозд и, гвозд ик. Корень гвозд ь.

    Голуб ь - голуб и, голуб ок, голуб иный. Корень голуб ь.

    Впишем подходящие по смыслу слова с парной согласной на конце. Все слова начинаются с буквы С.

    …… цветёт весной.

    Мама сделала …… из огурцов.

    Зимой идёт……

    …… намело во время пурги.

    После драки под глазом……

    …… сена убрали в поле.

    Проверим, что получилось (один из вариантов).

    Сад цветёт весной.

    Мама сделала салат из огурцов.

    Зимой идёт снег .

    Сугроб намело во время пурги.

    После драки под глазом синяк .

    Стог сена убрали в поле.

    На следующем уроке мы узнаем правила написания слов с разделительным мягким знаком и закрепим эти знания на практике, выполнив множество интересных заданий.

    1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012 (http://www.twirpx.com/file/1153023/)
    2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. - М.: Баласс.
    3. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. - М.: Дрофа.
    1. Kuznetzova.siteedit.ru ().
    2. School.xvatit.com ().
    3. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" ().
    • Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012. Выполни упр. 165 С. 109, упр. 167, 168 С. 111.
    • Вставь необходимый согласный на месте пропуска в словах.

    Рис. 7. Задание на правописание парных согласных в корне слова ()

    • * Используя полученные на уроке знания, разгадай ребусы, объясни правописание слов-ответов.

    Русский язык отмечается несоответствием правописания и произношения. Такая особенность создает немало трудностей. Чтобы владеть русским языком в совершенстве, следует изучать основы правописания с начальных классов. Особого внимания требуют парные согласные звуки в корне слова.

    Главный вопрос, интересующий учащихся, что такое и как выглядят парные согласные.

    Что такое парные звуки, можно понять через сравнение. Согласные в корне слова сопоставляются в соответствии с определенными признаками. Среди множества критериев изучения принято выделять принцип противопоставления звуков по признаку глухости/звонкости.

    Рассматривая согласные в корне слова, учащиеся замечают характерную особенность. При идентичности способа произношения и места образования звуковое сравнение происходит в зависимости от голосового участия. При изучении, что такое парные звуки, акцентируется внимание на процессе звучания. Участие голоса дает представление о таком понятии, как парные согласные в корне.

    Обратите внимание! Согласные в корне слова формируют конкретное сочетание по звуковому соответствию.

    Согласные в корне слова целесообразно распределить на 3 группы звуков, а именно:

    1. б, в, г, д, ж, з;
    2. п, ф, к, т, ш, с;
    3. й, л, м, х, ц, ч, щ.

    Элементы из первых двух групп соответствуют друг другу по принципу звонкости/глухости. Третья группа выделяется отсутствием парного сочетания по такому принципу.

    Парные согласные

    Основы правописания


    Изучение парных согласных звуков в корне слова осуществляется в рамках образовательной программы 3 класса.
    Это обусловлено тем, что 3 класс ознаменовывается освоением основ правописания и правил русского языка.

    Отдельное место в программе обучения отводится курсу правописания парных звуков.

    Написание парных согласных звуков в корне слова требует повышенного внимания со стороны учителя русского языка.

    Это связано с проблематичностью постановки учащимися правильной буквы. Не освоив правило, ученики столкнутся с трудностями в написании обычных текстов и проверочных работ.

    В результате возникнут проблемы с успешным окончанием учебного года и переводом в следующий класс. Ошибки будут присутствовать не только при обучении в школе, но и при поступлении в среднее или высшее учебное заведение. Не радует перспектива безграмотности сотрудников на рабочем месте.

    Обратите внимание ! В русском языке при написании слова не руководствуются произношением.

    Произношение парных звуков отмечается способностью взаимозаменять друг друга. В письменном варианте такая взаимозаменяемость не отражается. Написание парных согласных в корне слова сопровождается неизменностью букв. Присутствие иных звуков не учитывается. Данная особенность составляет основу морфемного единообразия. Этот принцип используется при выборе, какой парный согласный в корне необходимо написать.

    Парные согласные в корне и их написание подчиняется следующему правилу:

    • Учитывается одинаковое отображение корня слова. Принцип единообразия определен семантикой.
    • Проверка написания совершается путем подбора однокоренных слов или переменой словоформы. В качестве проверочного слова должно использоваться такое, где сомнительная буква сопровождается сонорным или гласным звуком. Под сонорными понимаются звуки й, л, м, н, р.

    Основы правописания сопряжены с умением выделять корень. В первую очередь необходимо выделить исходное значение. Вторичным считается формирование проверочного варианта. Обнаружение гласной, присутствующей после проверочного корня, отмечается подчеркиванием 2 чертами. Разбор подобного характера делает очевидным правильное написание первоначального варианта. Также становятся ясными причины отображения той или иной согласной.

    Наличие букв в сильной позиции не требует проверки. Это актуально для слов, в которых за согласным звуком следует сонорный согласный или гласный.

    Основополагающая задача учителя заключается в умении донести необходимые знания до группы учеников. Способность учащихся подбирать для проверки однокоренные слова определяет их успех в правописании.

    Полезное видео: глухие и звонкие парные согласные в корне слова

    Примеры

    Такие свойства, как звонкость и глухость согласных звуков, могут быть определены по смысловому оттенку.

    Примеры включают следующие пары:

    • Куст – густ . По отношению к кусту используется сочетание над речкой , к слову густ — суп.
    • Столп – столб . Для столба применимо прилагательное телеграфный , для столпа Александрийский.
    • Кора – гора. Гора сочетается с прилагательным высокая , кора – с уточнением дуба.
    • Шара – жара. Жара дополняется прилагательным невыносимая , шара – существительным поверхность.
    • Рос – роз. Слово рос рассматривается в сочетании с существительным мальчик , роз – со словом букет .
    • Том – дом . Для дома актуально прилагательное новый , для тома толстый .

    Парные согласные требуют обязательной проверки. Такая необходимость обусловлена возникновением путаницы по смыслу. Например, пара слов рос – роз . Данное сочетание отмечается присутствием согласных на конце слова. Это формирует попадание звуков в слабую позицию.

    Проверяемые согласные подвергаются изучению путем изменения:

    • Прилагательных и существительных – по падежам и числам.
    • – по числам и лицам.

    Для проверки используется суффиксный способ словообразования с появлением иных частей речи.

    Рассмотрим способы проверки на примере слов:

    • стол[п];
    • ле[х]кий;
    • бере[с]ка;
    • про[п]ка;
    • кана[ф]ка;
    • скла[т]ка;
    • коро[п]ка;
    • поез[т]ка;
    • була[ф]ка;
    • бу[т]ка;
    • доро[ш]ка;
    • сторо[ш]ка;
    • подру[ш]ка;
    • ука[с]ка;
    • обре[с]ка;
    • морко[ф]ки;
    • боро[т]ка;
    • сне[к].

    Способ изменения числа приводит к таким результатам проверки, как:

    • стол[п] – столбы;
    • коло[з]ки – колосок.

    Согласные в корне слова

    Суффиксный способ словообразования порождает следующие проверочные слова:

    • ле[х]кий – легонько;
    • бере[с]ка – березонька;
    • скла[т]ка – складочка;
    • про[п]ка – пробочка;
    • була[ф]ка – булавочка;
    • пое[т]ка – поездить;
    • коро[п]ка – коробочка / коробейник;
    • бу[т]ка – будочка;
    • ска[д]ка – скатывать;
    • сторо[ш]ка – сторожить;
    • доро[ш]ка – дороженька;
    • подру[ш]ка – подруженька;
    • ука[с]ка – указочка;
    • обре[с]ка – обрезать;
    • сала[с]ки – салазок.

    Актуально использование бессуфиксального способа, например:

    • кана[ф]ка – канава;
    • боро[т]ка – борода.

    Изменение падежа приводит к возникновению таких версий, как:

    • морко[ф]ки – морковок;
    • сне[к] – снега.

    По результатам проведенных проверок становится возможным сформировать конечный вариант:

    • стол[п] – столбы – столб;
    • коло[з]ки – колосок – колоски;
    • бере[с]ка – березонька — березка;
    • ле[х]кий – легонько — легкий;
    • коро[п]ка – коробочка / коробейник – коробка;
    • про[п]ка – пробочка – пробка;
    • була[ф]ка – булавочка – булавка;
    • скла[т]ка – складочка – складка;
    • ска[д]ка – скатывать – скатка;
    • поез[т]ка – поездить – поездка;
    • бу[т]ка – будочка – будка;
    • подру[ш]ка – подруженька – подружка;
    • доро[ш]ка – дороженька – дорожка;
    • обре[с]ка – обрезать – обрезка;
    • сторо[ш]ка – сторожить – сторожка;
    • боро[т]ка – борода – бородка;
    • ука[с]ка – указочка – указка;
    • морко[ф]ки – морковок – морковки;
    • кана[ф]ка – канава – канавка;
    • сне[к] – снега – снег.

    Полезное видео: правописание звонких и глухих согласных в корне

    Вывод

    Знание основ русского языка существенно упрощает процесс написания. Доскональное изучение парных согласных звуков в корне слова предупреждает ошибки и безграмотность учащихся.



    THE BELL

    Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
    Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
    Email
    Имя
    Фамилия
    Как вы хотите читать The Bell
    Без спама