THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Искусство Италии 16 века. Высокое Возрождение.
Фреска художника Рафаэля Санти «Афинская школа» имеет и другое название – «Философские беседы». Размер фрески, длина основания 770 см. После переезда в Рим в 1508 году Рафаэлю были поручены росписи апартаментов папы – так называемых станц (то есть комнат), которые включают три помещения во втором этаже Ватиканского дворца и смежный с ними зал. Общая идейная программа фресковых циклов в станцах, по замыслу заказчиков, должна была служить прославлению авторитета католической церкви и ее главы – римского первосвященника. Наряду с аллегорическими и библейскими образами в отдельных фресках запечатлены эпизоды из истории папства, в некоторые композиции введены портретные изображения Юлия II и его преемника Льва X. Часто сам выбор сюжетов фресок носит в себе определенное иносказание. Но образное содержание рафаэлевских композиций не только шире этой официальной программы, но по существу своему противоречит ей, выражая идеи общечеловеческого гуманистического содержания.

В этом отношении показателен общий замысел первой из расписанных Рафаэлем станц – так называемой Станцы делла Сеньятура (что в переводе означает комната подписи – здесь скреплялись печатью папские указы). По-видимому, в составлении программы ее росписи участвовал кто-либо из группировавшихся вокруг папского двора представителей гуманистической мысли. Тема росписи – четыре области духовной деятельности человека: богословие представляет фреска «Диспута», философию–«Афинская школа», поэзию–«Парнас», правосудие – «Мудрость, Умеренность и Сила». На своде над каждой фреской помещена в круглом обрамлении аллегорическая фигура, символизирующая каждый из этих видов деятельности, а в угловых частях свода – небольшие композиции, также связанные по своей тематике с содержанием соответствующих фресок.

Лучшей фреской станц и величайшим произведением Рафаэля вообще следует признать «Афинскую школу». Эта композиция художника – одно из самых ярких свидетельств торжества в ренессансном искусстве гуманистических идей и их глубоких связей с античной культурой. В грандиозной анфиладе величественных арочных пролетов Рафаэль представил собрание античных мыслителей и ученых. В центре, среди персонажей, группирующихся у мощных арочных устоев, в нишах которых помещены статуи Аполлона и Минервы, изображены Платон и Аристотель. Их жесты – первый указывает на небо, второй простирает руку к земле – дают представление о характере их учения. Слева от Платона – Сократ, беседующий со слушателями, среди которых выделяется молодой Алкивиад в панцире и шлеме. Прямо на ступенях, словно нищий у лестницы храма, непринужденно расположился основатель школы циников Диоген. Внизу на первом плане – две симметрично размещенные группы: слева – склонившийся на колено с книгой в руках Пифагор с учениками; справа, тоже в окружении учеников, гибких прекрасных юношей, – Эвклид (или Архимед); низко нагнувшись, он чертит циркулем на лежащей на полу грифельной доске. Правее этой группы – Зороастр и Птолемей (в короне), каждый из них держит в руке сферу. У самого края фрески Рафаэль изобразил себя и живописца Содому, начавшего до него работу в этой станце. На первом плане, чуть смещенным от центра влево представлен сидящим в глубокой задумчивости Гераклит Эфесский.

Фигуры в «Афинской школе» крупнее, чем в «Диспуте», и вся фреска в целом выглядит монументальнее. Особую выпуклость приобрели характеристики действующих лиц. Платон и Аристотель оказались духовным средоточием этого собрания не только благодаря своему центральному положению в композиции, но и значительностью образов. В их осанке, в походке разлито поистине царственное величие, так же как на лицах их мы ощущаем печать великой мысли. Это наиболее идеальные образы фрески; недаром прототипом Платона в рафаэлевской композиции явился человек столь незаурядного внешнего облика, как Леонардо да Винчи. Облик некоторых других философов и ученых в большей мере наделен чертами жизненной характерности. Так, в образе Эвклида, занятого решением какой-то геометрической проблемы, изображен архитектор Браманте с его мощным, увеличенным лысиной лбом. Великолепен по своей лаконичной выразительности образ стоика Зенона, помещенного вверху в правой части фрески: уже в одном силуэте его закутанной в темный плащ фигуры, отделенной интервалами от других персонажей, передано ощущение его духовного одиночества. II наконец, захватывающий своей поэтической силой образ Гераклита, вдохновленный пророками Микеланджело с плафона Сикстинской капеллы. По предположению некоторых исследователей, в сумрачном Гераклите Рафаэль запечатлел облик самого Микеланджело. Но как ни выразительна индивидуальная обрисовка героев, не менее важно то, что характерная для «Афинской школы» общая атмосфера высокого духовного подъема выражена во всем изобразительном строе фрески.

Важную роль в достижении этого впечатления играет характер среды окружающей участников сцены. Если в «Диспуте» в симметрии и геометрической правильности ее верхней части есть оттенок как бы предустановленной свыше гармонии, то реальная среда «Афинской школы» –величественная архитектура – воспринимается как деяние разума и рук человеческих, как реализация его высокой творческой мысли. В то время как в персонажах «Диспуты» присутствует – в соответствии с ее идеей – оттенок благоговейного созерцания перед лицом высшей истины, героям «Афинской школы» присуща особая внутренняя активность, повышенная духовная энергия. Зрителя захватывает чувство безраздельной мощи человеческого разума, объемлющего весь мир. Выразительность отдельных образов и групп в «Афинской школе» усилена композиционными средствами. Так, несмотря на то, что Платон и Аристотель изображены на втором плане, среди множества других участников сцены, Рафаэль достиг их четкого выделения благодаря тому, что наиболее удаленная из арок величественной анфилады охватывает только две эти фигуры. Но еще более важно, что оба они изображены не стоящими на месте, а идущими вперед, прямо на зрителя. Их торжественная поступь, словно неразрывно связанная с движением могучих архитектурных масс и арочных пролетов, не только придает главным героям фрески функции динамического центра композиции, но и сообщает им повышенную силу образного воздействия. Начавшееся из глубины, это движение как бы разрешается в плоскости, распространяясь вширь и гармонически завершаясь мощным арочным охватом полукруглого обрамления фрески.

Высказано предположение, что архитектурный фон «Афинской школы» навеян проектом собора святого Петра, который в то время разрабатывал Браманте. Вне зависимости от того, восходит ли замысел фона к Браманте или принадлежит самому Рафаэлю, перед нами – самый классический из всех образов монументального зодчества Ренессанса, наиболее чистое выражение самого духа Высокого Возрождения, к сожалению, в таких масштабах не получившее практической реализации в архитектуре того времени. Что касается колорита «Афинской школы», то в соответствии с характером образов и преобладанием линейно-пластических средств выразительности, предметные качества цвета и его самостоятельная выразительность отступают в этой фреске на второй план.

"Станца" - комната в переводе с итальянского. Станцы Рафаэля - это комнаты в Ватикане, расписанные Рафаэлем и учениками:
Станца дель Инчендио ди Борго (фреска "Пожар в Борго")
Станца делла Сеньятура
Станца д"Элиодоро (Комната Элиодоро)

Каждую стену этих комнат занимает фресковая композиция, то есть, в каждой комнате - по четыре фресковых композиции. О станце делла Сеньятура и фресковых картинах «Платон и Аристотель», «Пифагор», «Евклид с учениками», «Гераклит». Описание и Фото.

Сначала была расписана средняя из трёх станц - «Станца делла Сеньятура» (Комната подписей), названная так, потому что здесь заседал Церковный Трибунал, хранилась папская печать и подписывались указы. Папа Юлий решил отвести эту комнату под свой личный кабинет и библиотеку, что и определило сюжет росписи стен - четыре сферы духовной деятельности человека: Теология, Философия, Юриспруденция и Поэзия. На каждой стене комнаты (станцы) располагается завершённая фресковая картина. Эти четыре фресковые картины названы: первая - «Диспута» (она изображает спор о святом причастии), вторая «Афинская школа», третья - состоит из нескольких меньших композиций, четвёртая «Парнас». На своде над каждой фреской помещена аллегорическая фигура - символ каждого из этих видов деятельности, а в угловых частях свода - небольшие композиции, тематически связанные с фресками. В настоящей статье мы подробно остановимся на фреске «Афинская школа» и е ё фрагментах «Платон и Аристотель», «Пифагор» , «Евклид с учениками», «Гераклит».

Рафаэль Санти «Афинская школа»

Лучшей фреской станц и величайшим произведением Рафаэля признана «Афинская школа» - один из шедевров ренессансного искусства. Используя все средства живописи своего времени, Рафаэль преодолел трудности колорита и наложения фресковых красок, благодаря чему достиг наиболее полного воздействия на зрителя. На фреске - обширный портик в стиле ренессанс. В «Афинской школе», как и в других фресках станц, Рафаэль создал композицию, которая выстраивается не вдоль переднего края, а в виде полукруга, на котором разворачиваются события. Художник в этой фреске объединил огромное количество фигур в гармоничную композицию, поэтому «Афинская школа» до сих пор считается высоким образцом героического жанра.

Фреска олицетворяет и прославляет Истину (Vero ) и символизирует рациональные поиски истины философией и наукой. На ней изображены античные философы, чьи идеи и работы во многом формировали духовный мир Ренессанса. Это мудрые, уверенные в себе люди сильной воли и высокого достоинства. Многие из них наделены чертами великих философов, художников и знаменитых современников автора. По замыслу Рафаэля, согласно идеям неоплатонизма, это сходство должно было символизировать родство античной философии и новой теологии. Художник блестяще справился с задачей распределения более 50 персонажей на фреске, где каждый наделён индивидуальностью.

Рафаэль Санти «Платон и Аристотель»

Не все фигуры на фреске можно идентифицировать со стопроцентной уверенностью, но великих греческих философов Платона (427 - 347 гг до н.э.) и его ученика Аристотеля (384 - 322 гг до н.э.) легко узнать по названиям книг в их руках. Платон (в красном плаще и с чертами лица Леонардо да Винчи) указывает рукой на небо, а рука Аристотеля (в синем плаще) обращена раскрытой ладонью к Земле. В этих жестах сконцентрированы и философские идеи - абстрактные у Платона (его мир идей обретается в небесах) и более практические и обоснованные у Аристотеля (его мир идей связан с земным опытом). Фигуры Платона и Аристотеля заметно крупнее и выше рядом стоящих фигур. Но это не нарушение логики перспективного построения, это приём выделения центральных героев, когда рядом с фигурами высокого роста (Платон и Аристотель) изображаются низкие фигуры. Со всех стороны фигуры Платона и Аристотеля окружены группами философов и учёных разных школ и их учениками. Вверху слева от Платона - Сократ. По пальцам перечисляет он убедительные доводы своего учения, вызывая восторг и изумление окружающих его учеников и народа. Самый внимательный из слушателей - молодой воин Алкивиад в шлеме и полном вооружении. Ниже - Эпикур в венке, советовавший получать удовольствие от жизни, и Зенон - философ противоположных взглядов, а рядом - фигура Пифагора.

Рафаэль Санти «Пифагор»

В своих работах Пифагор (около 580 - 500 гг до н.э.) пытался связать математику и музыку. На табличке в его руках начертаны математические формулы, с помощью которых он стремился описать музыкальную гармонию, что должно было стать ключом к познанию гармонии мира. Платон использовал эти формулы для расчёта гармонических пропорций души. Эта идея подробно изложена Платоном в трактате «Тиней», с которым он изображён на фреске.

Рафаэль Санти «Евклид с учениками»

Внизу справа лысый математик Евклид (с чертами лица Браманте) демонстрирует своим ученикам чертежи, которые должны подтвердить его геометрическую идею. Художник поставил свою подпись золотыми буквами на тунике Евклида у горловины: « R . V . S . M .» («Рафаэль Урбинский своей рукой»). В группе рядом с ним Рафаэль изобразил себя в чёрном берете, в образе древнегреческого живописца Апеллеса.

Рафаэль Санти «Гераклит»

На переднем плане - одинокая фигура Гераклита, погружённого в размышления. Это портрет Микеланджело - знак глубокого уважения Рафаэля к своему сопернику, который в то же время расписывал Сикстинскую капеллу. Этот образ появился на фреске позже, после того как были открыты фрески Микеланджело в Сикстинской капелле, настолько поразившие воображение Рафаэля, что он даже изменил стиль письма. Интересная деталь - Гераклит написан в манере Микеланджело, он сидит в сложной позе, его фигура напоминает пророков с плафона Сикстинской капеллы. Существует легенда, что Микеланджело побывал в Станце делла Сеньятура, долго рассматривал фрески и, казалось, остался доволен увиденным. Узнав себя в образе Гераклита, порадовался: «Однако радует, что урбинцу хватило ума не поместить меня в толпе спорящих краснобаев».

Атмосфера высокого духовного подъёма в «Афинской школе» достигнута не только индивидуальной выразительностью героев, но и характером окружающих этих героев среды - величественной классической архитектурой Высокого Возрождения. Вполне возможно, что архитектурный фон был навеян проектом собора Святого Петра, над которым в то время работал Браманте.

Текст первой главы учебника естествознания за 10 класс, посвящен обсуждению особенностей научного познания, предваряет репродукция фрески Рафаэля Санти и вопрос, обращенный к учащимся: "Как вы думаете, о чем спорят Аристотель и Платон?" Как показал опыт, для ведения дискуссии учителю необходимо ориентироваться в персонажах картины и завершить полилог обоснованным выводом. Данный материал концентрирует информацию по этой картине.



"Афинская школа" - великое произведение Рафаэля.
Фреска прославляет мощь разума, объемлющего весь мир

В 1508 году по приглашению папы Юлия II Рафаэль отправляется в Рим. Папа поручает художнику роспись парадных залов (станц) Ватиканского дворца. В Станца делла Сеньятура (1509—11) Рафаэль представил четыре области человеческой деятельности: богословие («Диспута»), философию («Афинская школа»), поэзию («Парнас»), юриспруденцию («Мудрость, Мера, Сила»), а также соответствующие главным композициям аллегорические, библейские и мифологические сцены на плафоне.
Фреска «Афинская школа» воплощает величие философии и науки. Ее основная идея — возможность гармонического согласия между различными направлениями философии и науки — принадлежит к числу важнейших идей гуманистов. Под сводами величественного здания расположились группами древнегреческие философы и ученые.

Кто есть кто на фреске "Афинская школа"

Фреска «Афинская школа» изображает не реальную группу афинян –здесь находятся не только афиняне (к примеру, философы Парменид и его ученик Зенон не были гражданами Афин) и даже не только современники, но также мыслители, жившие в другое время и в других странах (например, персидский философ-мистик Зороастр, живший за несколько веков до Платона, или мусульманский переводчик и комментатор Аристотеля Аверроэс, живший на много веков позже). Таким образом «Афинская школа» представляет идеальное сообщество мыслителей классической эпохи, сообщество учителей и учеников. Однако изображая этих выдающихся людей прошлого, Рафаэль придает им черты своих выдающихся современников.

В центре композиции находятся Платон и Аристотель, олицетворяющие античную мудрость и представляющие две школы философии. Платон указывает пальцем на небо, Аристотель простирает руку над землей. Воин в шлеме — Александр Македонский, он внимательно слушает Сократа, который, что-то доказывая, загибает пальцы. Слева, у подножия лестницы, Пифагор, в окружении учеников, занят разработкой математических проблем. Человек в венке из виноградных листьев — Эпикур. Человек, сидящий в задумчивой позе, опершись на куб, — Микеланджело в образе Гераклита. На ступеньках лестницы расположился Диоген. Справа Евклид, склонясь над доской, измеряет циркулем геометрический чертеж. Ступени лестницы символизируют этапы овладения истиной. Рядом с Евклидом стоят Птолемей (держит в руках земной шар) и, вероятно, пророк Зороастр (держит небесный глобус). Чуть правее стоит сам художник (смотрит прямо на зрителя). Хотя на фреске представлено свыше 50 фигур, свойственное Рафаэлю чувство пропорций и ритма создает впечатление удивительной легкости и простора.

Х удожник поставил перед собой задачу невероятной сложности. И гений его проявился уже в самом подходе к ее решению. Он разделил философов на несколько обособленных групп. Одни осматривают два глобуса - Земли и неба - последний, по-видимому, находится в руках Птолемея. Рядом другие увлечены решением геометрической задачи. Напротив - уединенный мечтатель. Возле него почтенный мыслитель вносит исправления в солидный фолиант под восхищенными взглядами одних и напряженным подглядыванием плагиатора, старающегося схватить чужую мысль налету. От этих людей отходит юноша, еще не избравший себе учителя, готовый к поискам истины. Сзади - Сократ, на пальцах объясняющий слушателям ход своих рассуждений.
Совершенно замечательна фигура юноши в левом дальнем углу фрески. Он стремительно входит в это скопление мудрецов, держа в руке свиток и книгу; развеваются складки его плаща и кудри на голове. Стоящий рядом указывает ему дорогу, а некто из кружка Сократа приветствует его. Возможно, так олицетворена новая смелая мысль, которая вызовет новые споры, подвигнет на новые искания...
Словно нищий на ступенях храма — одинокий Диоген, отстраненный от мирской суеты и дискуссий. Кто-то, проходя мимо, указывает на него, словно спрашивая спутника: не таков ли удел подлинного философа? Но тот обращает его внимание (и наше) на две фигуры, которые находятся в центре композиции. Это убеленный сединами Платон и молодой Аристотель. Они ведут диалог - спокойный спор, в котором освобождается от оков догм и предрассудков истина. Платон указывает на небо, где царят гармония, величие и высший разум. Аристотель простирает руку к земле, окружающему людей миру. В этом споре не может быть победителя, ибо для человека одинаково необходимы и безмерный космос, и родная Земля, познание которых будет длиться вечно.
Несмотря на обособление групп философов, картина тяготеет к двум центральным фигурам, отчетливо выдающимся на фоне неба. Их единство подчеркивает система арочных сводов, последний из которых образует подобие рамы, в которой находятся Платон и Аристотель.
Единство философий — в разнообразии отдельных школ и личных мнений. Так складывается великая симфония человеческого познания. Этому не мешает разобщенность мыслителей в пространстве и времени. Напротив, познание объединяет всех, кто искренне к нему стремится... И не случайно, конечно, в картине присутствуют люди всех возрастов, включая младенцев, а на их лицах не только сосредоточенность и задумчивость, но и светлые улыбки.
В своих четырех великих композициях Рафаэль показал четыре основания, на которых должно покоиться человеческое общество: разум (философия, наука), доброта и любовь (религия), красота (искусство), справедливость (правосудие).
Современному человеку может показаться невероятным, что Рафаэль, не достигший тридцатилетия, мог создавать такие грандиозные фрески. Поражает одно уже величие замысла и способность выразить глубокие идеи (а прежде — осознать их) в форме живописных композиций. А сколько для этого требовалось сделать набросков, эскизов! Трудно усомниться, что над фресками работали группы художников. Но общий замысел, структура картин, конкретные фигуры и обработка многих деталей — дело рук и мысли великого мастера.

Всего на фреске представлено свыше 50 фигур (многие из них не поддаются аттрибутации, насчет некоторых нет единой точки зрения).

- с бородой, в коричневой тоге – Спевсипп, философ, племянник Платона
- в синей тоге – Менексен, философ, ученик Сократа
- в белой тоге – Ксенократ, философ, ученик Платона
- в желтовато-зеленоватой – философ Сократ
- в синеватой – предположительно Александр Македонский, ученик Аристотеля
- в темном головном уборе, низенький – Ксенофонт, философ, ученик Сократа
- в шлеме – Алкивиад, полководец и политик, ученик Сократа
- с вытянутой рукой – Есхин, философ, ученик Сократа
- в розовом – Критий, философ, оратор, писатель, дядя Платона
- с обнаженным торсом – Диагор Мелосский, поэт по прозвищу «Безбожник»
- рядом с амуром – философ Зенон, ученик Парменида
- следующий за Зеноном – Навсифан, философ, последователь Демокрита, учитель Эпикура
- в венке – философ Демокрит (по другой версии – Эпикур)
- мальчик за его спиной – Диоген Лаэртский, историк философии
- в белом тюрбане – Аверроэс, арабский философ
- лысый, в желтоватом одеянии на первом плане – Анаксимандр, философ, ученик Фалеса
- в белом одеянии, с книгой – Пифагор, философ и математик
- с длинными волосами – Анаксагор, философ, математик и астроном
- стоит в белом – Гипатия, женщина-математик, астроном и философ
- стоит и держит книгу – философ Парменид
- сидит опершись на куб – философ Гераклит
- лежит на ступенях – философ Диоген
- сидят на коленях и стоят согнувшись – ученики Евклида, в 27 м.б изображен герцог Федерико Гонзага
- с циркулем – Евклид, математик (по другой версии – Архимед)
- в белой одежде с небесным глобусом – Зороастр, астроном и философ-мистик
- спиной к зрителю, с земным шаром – Птолемей, астроном и географ
- в белом берете – Иль Содома, художник, друг Рафаэля (по другой версии – Перуджино, учитель Рафаэля)
- в темном берете – Рафаэль
- в темной тоге – философ Аркесилай (по другой версии – Плотин)
- опершись рукой о стену – философ Пиррон
- на одной ноге – ?
- в голубом и розовом, спускается – Аристипп, философ, друг Сократа
- всходит по ступеням – философ Эпикур
- спиной, в розовом – ?
- с бородой, в желтоватом плаще – Теофраст, философ и ученый, ученик Платона и Аристотеля
- вплотную к Теофрасту стоит – Евдем, философ, ученик Аристотеля

«Афинская школа» - самая известная из фресок, созданных Рафаэлем в папских покоях Ватикана. Художнику было всего двадцать с небольшим, когда он приступил к работе над этой сложной композицией. Фигуры глубоко почитавшихся в средние века и в эпоху Возрождения мыслителей Древней ней Греции символизируют философию, литературу, теологию, правоведение и искусства.

Философы Платон и Аристотель стоят в центре, на вершине лестницы, окруженные математиком Евклидом, астрономом Птолемеем и другими великими учеными древности. Считается, что седовласый и бородатый Платон - это Леонардо, а опершийся на руку мыслитель на переднем плане - Микеланджело. Сюжет, единство фигур и благородная симметричность преисполненной величия композиции стали непревзойденным воплощением идеалов Возрождения.

Платон и Аристотель.

Не все фигуры на фреске можно идентифицировать со стопроцентной уверенностью, однако великих греческих философов Платона (427 – 347 гг. до н. э.) и его ученика Аристотеля (384 322 гг. до н. э.) легко узнать по названиям книг, которые они держат в руках. Рука Платона обращена вверх, а рука Аристотеля вниз, раскрытой ладонью к земле. В этих жестах сконцентрированы их философские идеи у Платона более абстрактные, у Аристотеля более практичные и логически обоснованные.

Математика и музыка.

В своих работах Пифагор (ок. 580 – ок. 500 гг. до н. э.) пытался связать математику и музыку, поэтому глубоко символично то, что его фигура изображена под статуей Аполлона. На табличке в его руках начертаны математические формулы, с помощью которых он стремился описать музыкальную гармонию, что должно было стать ключом к познанию гармонии мира.

Платон использовал эти формулы для расчета гармонических пропорций души, и эта идея подробно изложена им в трактате «Тимей», с которым он и изображен на фреске.

Киник Диоген.

Полуобнаженная, сидящая на ступенях в крайне неудобной позе фигура – это греческий киник Диоген (ок. 400 325 гг. до н. э.), философия которого была основана на принятии аскетического образа жизни как единственного способа достичь истинной независимости и свободы. Сам Диоген полностью отрицал все удобства и жил на окраине Афин в бочке из обожженной глины

Автопортрет с древними греками.

На фреске Рафаэль нарисовал самого себя, а за своей спиной, возможно, портрет своего учителя, Перуджино. В этой же группе мы видим Птолемея, держащего в руке земную сферу. Птолемей жил во II веке до н. э., был астрономом и утверждал, что Земля является центром Вселенной. Полагают, что фигура, держащая в руке небесную сферу, принадлежит персидскому пророку Зороастру.

Евклид и ученики

Лысый математик Евклид (Вазари утверждает, что это портрет товарища Рафаэля, архитектора Браманте) демонстрирует начертанные на дощечке чертежи, которые должны подтвердить его геометрическую идею. Студенты Евклида изображены так, что по их жестам и выражению лиц мы можем проследить, на какой стадии понимания мысли учителя находится каждый из них.

Исходное сообщение okprofi
Рафаэль Санти - фреска "Афинская школа"

Зачем розовые буквы на белом фоне?

РАФАЭЛЬ САНТИ - главная страница

Рафаэль Санти
Афинская школа
("Философия")
1509-1511
Фреска
Станца делла Сеньятура, кабинет Папы римского

The School of Athens
Fresco
Vaticano, Stanza della Segnatura, Rome

"Афинская школа" - великое произведение Рафаэля.
Фреска прославляет мощь разума, объемлющего весь мир

Кто есть кто на фреске "Афинская школа"

1 - Леонардо да Винчи в образе Платона и Аристотель
2 - Пифагор
3 - Диоген Синопский
4 - Микеланджело в образе Гераклита
5 - автопортрет
6 - Эпикур
7 - Александр Македонский
8 - Сократ
9 - Евклид

Фреска «Афинская школа» изображает не реальную группу афинян –здесь находятся не только афиняне (к примеру, философы Парменид и его ученик Зенон не были гражданами Афин) и даже не только современники, но также мыслители, жившие в другое время и в других странах (например, персидский философ-мистик Зороастр, живший за несколько веков до Платона, или мусульманский переводчик и комментатор Аристотеля Аверроэс, живший на много веков позже). Таким образом «Афинская школа» представляет идеальное сообщество мыслителей классической эпохи, сообщество учителей и учеников. Однако изображая этих выдающихся людей прошлого, Рафаэль придает им черты своих выдающихся современников.
Всего на фреске представлено свыше 50 фигур (многие из них не поддаются аттрибутации, насчет некоторых нет единой точки зрения).
Версия сайта Лекции online

С бородой, в коричневой тоге – Спевсипп, философ, племянник Платона
- в синей тоге – Менексен, философ, ученик Сократа
- в белой тоге – Ксенократ, философ, ученик Платона
- в желтовато-зеленоватой – философ Сократ
- в синеватой – предположительно Александр Македонский, ученик Аристотеля
- в темном головном уборе, низенький – Ксенофонт, философ, ученик Сократа
- в шлеме – Алкивиад, полководец и политик, ученик Сократа
- с вытянутой рукой – Есхин, философ, ученик Сократа
- в розовом – Критий, философ, оратор, писатель, дядя Платона
- с обнаженным торсом – Диагор Мелосский, поэт по прозвищу «Безбожник»
- рядом с амуром – философ Зенон, ученик Парменида
- следующий за Зеноном – Навсифан, философ, последователь Демокрита, учитель Эпикура
- в венке – философ Демокрит (по другой версии – Эпикур)
- мальчик за его спиной – Диоген Лаэртский, историк философии
- в белом тюрбане – Аверроэс, арабский философ
- лысый, в желтоватом одеянии на первом плане – Анаксимандр, философ, ученик Фалеса
- в белом одеянии, с книгой – Пифагор, философ и математик
- с длинными волосами – Анаксагор, философ, математик и астроном
- стоит в белом – Гипатия, женщина-математик, астроном и философ
- стоит и держит книгу – философ Парменид
- сидит опершись на куб – философ Гераклит
- лежит на ступенях – философ Диоген
- сидят на коленях и стоят согнувшись – ученики Евклида, в 27 м.б изображен герцог Федерико Гонзага
- с циркулем – Евклид, математик (по другой версии – Архимед)
- в белой одежде с небесным глобусом – Зороастр, астроном и философ-мистик
- спиной к зрителю, с земным шаром – Птолемей, астроном и географ
- в белом берете – Иль Содома, художник, друг Рафаэля (по другой версии – Перуджино, учитель Рафаэля)
- в темном берете – Рафаэль
- в темной тоге – философ Аркесилай (по другой версии – Плотин)
- опершись рукой о стену – философ Пиррон
- на одной ноге – ?
- в голубом и розовом, спускается – Аристипп, философ, друг Сократа
- всходит по ступеням – философ Эпикур
- спиной, в розовом – ?
- с бородой, в желтоватом плаще – Теофраст, философ и ученый, ученик Платона и Аристотеля
- вплотную к Теофрасту стоит – Евдем, философ, ученик Аристотеля

В 1508 году по приглашению папы Юлия II Рафаэль отправляется в Рим. Папа поручает художнику роспись парадных залов (станц) Ватиканского дворца. В Станца делла Сеньятура (1509-11) Рафаэль представил четыре области человеческой деятельности: богословие («Диспута»), философию («Афинская школа»), поэзию («Парнас»), юриспруденцию («Мудрость, Мера, Сила»), а также соответствующие главным композициям аллегорические, библейские и мифологические сцены на плафоне.
Фреска «Афинская школа» воплощает величие философии и науки. Ее основная идея - возможность гармонического согласия между различными направлениями философии и науки - принадлежит к числу важнейших идей гуманистов. Под сводами величественного здания расположились группами древнегреческие философы и ученые.
В центре композиции находятся Платон и Аристотель, олицетворяющие античную мудрость и представляющие две школы философии. Платон указывает пальцем на небо, Аристотель простирает руку над землей. Воин в шлеме - Александр Македонский, он внимательно слушает Сократа, который, что-то доказывая, загибает пальцы. Слева, у подножия лестницы, Пифагор, в окружении учеников, занят разработкой математических проблем. Человек в венке из виноградных листьев - Эпикур. Человек, сидящий в задумчивой позе, опершись на куб, - Микеланджело в образе Гераклита. На ступеньках лестницы расположился Диоген. Справа Евклид, склонясь над доской, измеряет циркулем геометрический чертеж. Ступени лестницы символизируют этапы овладения истиной. Рядом с Евклидом стоят Птолемей (держит в руках земной шар) и, вероятно, пророк Зороастр (держит небесный глобус). Чуть правее стоит сам художник (смотрит прямо на зрителя). Хотя на фреске представлено свыше 50 фигур, свойственное Рафаэлю чувство пропорций и ритма создает впечатление удивительной легкости и простора.

Художник поставил перед собой задачу невероятной сложности. И гений его проявился уже в самом подходе к ее решению. Он разделил философов на несколько обособленных групп. Одни осматривают два глобуса - Земли и неба - последний, по-видимому, находится в руках Птолемея. Рядом другие увлечены решением геометрической задачи. Напротив - уединенный мечтатель. Возле него почтенный мыслитель вносит исправления в солидный фолиант под восхищенными взглядами одних и напряженным подглядыванием плагиатора, старающегося схватить чужую мысль налету. От этих людей отходит юноша, еще не избравший себе учителя, готовый к поискам истины. Сзади - Сократ, на пальцах объясняющий слушателям ход своих рассуждений.
Совершенно замечательна фигура юноши в левом дальнем углу фрески. Он стремительно входит в это скопление мудрецов, держа в руке свиток и книгу; развеваются складки его плаща и кудри на голове. Стоящий рядом указывает ему дорогу, а некто из кружка Сократа приветствует его. Возможно, так олицетворена новая смелая мысль, которая вызовет новые споры, подвигнет на новые искания...
Словно нищий на ступенях храма - одинокий Диоген, отстраненный от мирской суеты и дискуссий. Кто-то, проходя мимо, указывает на него, словно спрашивая спутника: не таков ли удел подлинного философа? Но тот обращает его внимание (и наше) на две фигуры, которые находятся в центре композиции. Это убеленный сединами Платон и молодой Аристотель. Они ведут диалог - спокойный спор, в котором освобождается от оков догм и предрассудков истина. Платон указывает на небо, где царят гармония, величие и высший разум. Аристотель простирает руку к земле, окружающему людей миру. В этом споре не может быть победителя, ибо для человека одинаково необходимы и безмерный космос, и родная Земля, познание которых будет длиться вечно.
Несмотря на обособление групп философов, картина тяготеет к двум центральным фигурам, отчетливо выдающимся на фоне неба. Их единство подчеркивает система арочных сводов, последний из которых образует подобие рамы, в которой находятся Платон и Аристотель.
Единство философий - в разнообразии отдельных школ и личных мнений. Так складывается великая симфония человеческого познания. Этому не мешает разобщенность мыслителей в пространстве и времени. Напротив, познание объединяет всех, кто искренне к нему стремится... И не случайно, конечно, в картине присутствуют люди всех возрастов, включая младенцев, а на их лицах не только сосредоточенность и задумчивость, но и светлые улыбки.
В своих четырех великих композициях Рафаэль показал четыре основания, на которых должно покоиться человеческое общество: разум (философия, наука), доброта и любовь (религия), красота (искусство), справедливость (правосудие).
Современному человеку может показаться невероятным, что Рафаэль, не достигший тридцатилетия, мог создавать такие грандиозные фрески. Поражает одно уже величие замысла и способность выразить глубокие идеи (а прежде - осознать их) в форме живописных композиций. А сколько для этого требовалось сделать набросков, эскизов! Трудно усомниться, что над фресками работали группы художников. Но общий замысел, структура картин, конкретные фигуры и обработка многих деталей - дело рук и мысли великого мастера.

РАФАЭЛЬ САНТИ
главная страница

Главное меню Энциклопедии



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама