THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Семиотика — наука о знаках и знаковых системах. Естественный язык — это открытая знаковая система. Язык тоже понимается в широком смысле - не только как естественный язык (первичные моделирующие системы), но и как вторичная моделирующая система.


В жизни всех живых существ – и человека, и животных – знаки имеют огромное значение, на них базируется вся человеческая деятельность и многие формы поведения животных. Но каждая из отдельных наук изучает знак в каком-либо его одном, отвечающем задачам данной науки, аспекте.

При этом ни одна из названных и других областей не охватывает общую, целостную проблему знака в отвлечении от его конкретных, свойственных данной науке, свойств. Последняя задача – исследование знака как такового – как раз и является делом семиотики.

Но все это становится возможным лишь потому, что семиотика владеет знаниями о частных, конкретных науках, в которых описываются конкретные знаковые ситуации и конкретные приемы использования знаков. Данные отдельных частных наук – база для применения семиотики. Но, объединив все данные отдельных наук, семиотика выводит и формулирует общие положения и законы, связанные со знаками.

Две стороны знака и семиотический треугольник

Начало науке о знаках было положено американским ученым Чарльзом Пирсом (1839–1914). Человек же как создатель и интерпретатор знака занимает в теории Пирса ведущую позицию. Идеи Пирса о знаках развивал американский ученый Чарльз Моррис (1901–1978), который написал работу «Основы теории знаков», являющуюся первым систематическим изложением семиотики.

Так, крупнейший ученый-лингвист Фердинанд де Соссюр (1857–1913) высказал мысль о науке, изучающей жизнь знаков внутри жизни общества, которую он назвал семиологией. Она должна, – продолжал он, – открыть нам, в чем заключаются знаки, какими законами они управляются».

Согласно Соссюру, знак представляет собой связь между понятием и акустическим образом. Понятие текста в семиотике не обязательно связано только с естественным языком. Любая знаковая система, имеющая целостное значение и связность, является текстом. Следовательно, текст есть то, что создано самими человеком для своих нужд, духовных и материальных.

Текст, обнимающий все вокруг, представлен в известном высказывании французского ученого Ж. Деррида: «Внетекстовой реальности вообще не существует», с чем мы не можем согласиться. Всякий текст как семиотическая система характеризуется четырьмя отличительными признаками: операторным способом, сферой действия, природой и числом знаков, типом функционирования.

Ю.М. Лотман выделил семиосферу по аналогии с биосферой и ноосферой В.И. Вернадского. Культура есть механизм для обработки и сообщения информации. Сюда можно отнести уже упоминавшиеся семиотические системы кино, музыки, фотографии, архитектуры, географических объектов, рекламы и др., которые можно называть языками культуры. Вторичные моделирующие системы функционируют с помощью соглашений (конвенций, кодов), которые принимаются всеми или большинством членов социума.

Предмет, структура и основные понятия семиотики

Таким образом, культура принимает характер вторичной системы, надстраиваемой над принятым в данном коллективе естественным языком. Язык же выполняет двойственную функцию: среди всех семиотических систем он наиболее развит как средство общения. Семиотика культуры - это знаковые средства культуры, а также рассмотрение всех культурных феноменов как текстов.

К ним относят все виды культурных текстов, кроме естественною языка, искусство, социальную деятельность, модели поведения,традиции, обычаи, религиозные верования и т.д. Они строятся по образцу естественного языка, функционируют с помощью кодов (соглашений), которые знают члены той или иной социальной группы. В отличие от естественного языка, у которого код един для всех членов сообщества, коды вторичных моделирующих систем различны, овладение ими требует специального обучения.

Выделяют шесть типов знаков и знаковых систем: естественные, функциональные, иконические, конвенциальные, вербальные, системы записи. Функциональные знаки нередко имеют вторичные значения, приписываемые им по аналогии, что особенно хорошо видно в суевериях: подкова - к счастью, женщина с пустыми ведрами - к несчастью и т.д. Так, в музыке имитируются гром, морские волны и т.п.; в этом случае знаки схожи с обозначаемыми предметами по материалу.

Процесс передачи сообщения — знаковый процесс (семиозис)

Конвенциональные (условные) знаки - искусственно созданные знаки, которым люди договорились приписывать определенное значение. Они могут быть совсем не похожи предмет, который обозначают (хотя это и не исключено), например школьный звонок. Существует три основных вида конвенциональных знаков - сигналы, индексы и символы.

Индексы — условные обозначения предметов или ситуаций, имеющие компактный вид и применяемые для того, чтобы выделить эти предметы и ситуации изрядадругих. Иногда (но необязательно) их стараются подбирать так, чтобы их внешний вид подсказывал, что они обозначают, например показания приборов, условные значки в схемах, на графиках и т.д.

Вербальные знаковые системы — это разговорные языки, которых в мире насчитывается несколько тысяч. Именно они состав- л я ют основу культуры говорящего на нем народа. Он формируется и развивается людьми только благодаря их совместной деятельности и общению. В отличие от искусственных формализованных языков он способен к неограниченному развитию.

Язык – это система знаков любой физической природы, выполняющая познавательную и коммуникативную функции в процессе человеческой деятельности. Семиотика изучает естественные и искусственные языки, а также общие принципы, составляющие основу структуры всех знаков.

наука о знаках. Семиотика появилась в начале 20 в. и с самого начала представляла собой метанауку, особого рода надстройку над целым рядом наук, оперирующих понятием знака. Несмотря на формальную институционализацию семиотики (существуют семиотическая ассоциация, журналы, регулярно проводятся конференции и т.д.), статус ее как единой науки до сих пор остается дискуссионным. Так, интересы семиотики распространяются на человеческую коммуникацию (в том числе при помощи естественного языка), общение животных, информационные и социальные процессы, функционирование и развитие культуры, все виды искусства (включая художественную литературу), метаболизм и многое другое.

Идея создания науки о знаках возникла почти одновременно и независимо у нескольких ученых. Основателем семиотики считается американский логик, философ и естествоиспытатель Ч.Пирс (1839–1914), который и предложил ее название. Пирс дал определение знака, первоначальную классификацию знаков (индексы, иконы, символы), установил задачи и рамки новой науки. Семиотические идеи Пирса, изложенные в очень нетрадиционной и тяжелой для восприятия форме, да к тому же в далеких от круга чтения ученых-гуманитариев изданиях, получили известность лишь в 1930-х годах, когда их развил в своем фундаментальном труде другой американский философ – Ч.Моррис, который, кроме всего прочего, определил и структуру самой семиотики. Дальнейшее развитие подход Пирса получил в работах таких логиков и философов, как Р.Карнап, А.Тарский и др.

Несколько позднее швейцарский лингвист Ф. де Соссюр (1857–1913) сформулировал основы семиологии, или науки о знаках. Знаменитый

Курс общей лингвистики (курс лекций) был издан его учениками уже после смерти ученого в 1916. Термин «семиология» и сейчас используется в некоторых традициях (прежде всего французской) как синоним семиотики.

Несмотря на общую идею необходимости создания науки о знаках, представления о ее сущности (в частности у Пирса и Соссюра) значительно различались. Пирс представлял ее как «универсальную алгебру отношений», т.е. скорее как раздел математики. Соссюр же говорил о семиологии как науке психологической, некоторой надстройке прежде всего над гуманитарными науками.

В основе семиотики лежит понятие знака, понимаемого по-разному в различных традициях. В логико-философской традиции, восходящей к Ч.Моррису и Р.Карнапу, знак понимается как некий материальный носитель, представляющий другую сущность (в частном, но наиболее важном случае – информацию). В лингвистической традиции, восходящей к Ф. де Соссюру и позднейшим работам Л.Ельмслева, знаком называется двусторонняя сущность. В этом случае вслед за Соссюром материальный носитель называется означающим, а то, что он представляет, – означаемым знака. Синонимом «означающего» являются термины «форма» и «план выражения», а в качестве синонимов «означаемого» используются также термины «содержание», «план содержания», «значение» и иногда «смысл».

Другое ключевое понятие семиотики – знаковый процесс, или семиозис. Семиозис определяется как некая ситуация, включающая определенный набор компонентов. В основе семиозиса лежит намерение лица А передать лицу Б сообщение В. Лицо А называется отправителем сообщения, лицо Б – его получателем, или адресатом. Отправитель выбирает среду Г (или канал связи), по которой будет передаваться сообщение, и код Д. Код Д, в частности, задает соответствие означаемых и означающих, т.е. задает набор знаков. Код должен быть выбран таким образом, чтобы с помощью соответствующих означающих можно было составить требуемое сообщение. Должны также подходить друг к другу среда и означающие кода. Код должен быть известен получателю, а среда и означающие должны быть доступны его восприятию. Таким образом, воспринимая означающие, посланные отправителем, получатель с помощью кода переводит их в означаемые и тем самым принимает сообщение.

Частным случаем семиозиса является речевое общение (или речевой акт), а частным случаем кода – естественный язык. Тогда отправитель называется говорящим, получатель – слушающим, или также адресатом, а знаки – языковыми знаками. Код (и язык в том числе) представляет собой систему, которая включает структуру знаков и правила ее функционирования. Структура, в свою очередь, состоит из самих знаков и отношений между ними (иногда говорят также о правилах комбинирования).

Семиотика разделяется на три основных области: синтактику (или синтаксис), семантику и прагматику. Синтактика изучает отношения между знаками и их составляющими (речь идет в первую очередь об означающих). Семантика изучает отношение между означающим и означаемым. Прагматика изучает отношение между знаком и его пользователями.

Результаты семиотических исследований демонстрируют параллелизм семантики языка и других знаковых систем. Однако, поскольку естественный язык является наиболее сложной, мощной и универсальной знаковой системой, непосредственное перенесение семиотических методов в лингвистику малоэффективно. Скорее наоборот, методы лингвистики, и в том числе лингвистической семантики, активно влияли и влияют на развитие семиотики. Можно сказать, что логически семиотика по отношению к лингвистике является объемлющей дисциплиной, но исторически она сформировалась как результат обобщения знаний об устройстве и организационировании естественного языка на знаковые системы произвольной природы. Тем не менее в лингвистике 20 в. семиотический подход в целом и основные семиотические понятия, такие, как «знак», «коммуникация» и «семиозис», сыграли огромную роль.

В 20 в. семиотика развивалась в очень разных направлениях. В американской семиотике объектом изучения стали различные невербальные символьные системы, например жесты или языки животных. В Европе, напротив, первоначально главенствовала традиция, восходящая к Соссюру. Семиотику развивали прежде всего лингвисты – Л.Ельмслев, С.О.Карцевский, Н.С.Трубецкой, Р.О.Якобсон и др. – и литературоведы – В.Я.Пропп, Ю.Н.Тынянов, Б.М.Эйхенбаум и др. Лингвистические методы переносились и на другие области. Так, Я.Мукаржовский использовал методы, разработанные в Пражском лингвистическом кружке, для анализа искусства как знакового феномена. Позднее структурные методы для анализа социальных и культурных явлений использовали французские и итальянские структуралисты Р.Барт, А.Греймас, К.Леви-Стросс, У.Эко и др.

В СССР взаимодействовали два основных семиотических центра: в Москве (Вяч.Вс.Иванов, В.Н.Топоров, В.А.Успенский и др.) и Тарту (Ю.М.Лотман, Б.М.Гаспаров и др.). В то же время с большим основанием говорят о единой Московско-Тартуской (или Тартуско-Московской) школе семиотики, объединившей исследователей на основе как содержательных, так и организационных принципов.

Первым крупным семиотическим мероприятием в СССР стал Симпозиум по структурному изучению знаковых систем. Он был организован совместно Институтом славяноведения и балканистики АН СССР и Советом по кибернетике в 1962. В программу симпозиума входили следующие секции: 1) естественный язык как знаковая система; 2) знаковые системы письма и дешифровка; 3) неязыковые системы коммуникации; 4) искусственные языки; 5) моделирующие семиотические системы; 6) искусство как семиотическая система; 7) структурное и математическое изучение литературных произведений. На симпозиуме были сделаны доклады по машинному переводу, лингвистической и логической семиотике, семиотике искусства, мифологии, невербальным системам коммуникации, ритуалу и пр. Первое заседание открыл А.И.Берг. В симпозиуме участвовали П.Г.Богатырев, А.К.Жолковский, А.А.Зализняк, Вяч.Вс.Иванов, Ю.С.Мартемьянов, Т.М.Николаева, Е.В.Падучева, А.М.Пятигорский, И.И.Ревзин, В.Ю.Розенцвейг, Б.В.Сухотин, В.Н.Топоров, Б.А.Успенский, Т.В.Цивьян и др.

В это время возник термин «вторичные моделирующие системы». Язык понимался как первичная знаковая система, надстроенные же над ним знаковые системы рассматривались как вторичные. Термин был предложен В.А.Успенским, в частности с целью избежать частого употребления термина «семиотика», поскольку он вызывал неприятие со стороны официальной идеологии.

В Тарту центром семиотики стала кафедра русской литературы, на которой работали М.Ю.Лотман, З.Г.Минц, И.А.Чернов и др. В 1964 здесь вышел первый сборник

Трудов по знаковым системам , и в этом же году состоялась первая Летняя школа по вторичным знаковым системам, объединившая два центра, а также ученых из других городов. В течение десяти лет было проведено пять Летних школ. Школы в 1964, 1966 и 1968 прошли в Кяэрику на спортивной базе Тартуского университета, школы в 1970 и 1974 году – в Тарту, причем последняя официально называлась Всесоюзным симпозиумом по вторичным моделирующим системам. Значительно позднее – в 1986 – состоялась еще одна, последняя школа. Во второй Летней школе (1966) принимал участие Р.О.Якобсон.

В рамках Московско-Тартуской школы семиотики объединились две традиции: московская лингвистическая и ленинградская литературоведческая, поскольку именно к последней принадлежали Ю.М.Лотман и З.Г.Минц.

В основе московской лингвистической традиции лежали методы структурной лингвистики, кибернетики и информатики (в частности, поэтому одним из основных стало понятие вторичной моделирующей системы). Для Ю.М.Лотмана ключевым стало понятие текста (прежде всего художественного), которое он распространил на описание культуры в целом

. Для начального этапа работы Московско-Тартуской школы было характерно чрезвычайное разнообразие охватываемой тематики, при этом было широко представлено исследование «простых» систем: дорожных знаков, карточных игр, гаданий и т.д. Постепенно, однако, интересы членов школы сместились к «сложным» знаковым системам: мифологии, фольклору, литературе и искусству. Основной понятийной категорией, используемой в этих исследованиях, был текст. К семиотическому анализу текстов в самом широком смысле слова относятся, например, исследования основного мифа (Вяч.Вс.Иванов, В.Н.Топоров), фольклорных и авторских текстов (М.И.Лекомцева, Т.М.Николаева, Т.В.Цивьян и др.). Другое направление, связанное с этим понятием, представлено в работах М.Ю.Лотмана. В этом случае речь идет о тексте культуры, а само понятие культуры становится центральным, фактически вытесняя понятие языка.

Культура понимается как знаковая система, по существу являющаяся посредником между человеком и окружающим миром. Она выполняет функцию отбора и структурирования информации о внешнем мире. Соответственно, различные культуры могут по-разному производить такой отбор и структурирование.

В современной российской семиотике преобладает именно эта традиция, однако с активным использованием лингвистических методов. Так, можно говорить о семиотике истории и культуры, основанной на лингвистических принципах (Т.М.Николаева, Ю.С.Степанов, Н.И.Толстой, В.Н.Топоров, Б.А.Успенский и др.).

Особый интерес представляют рефлексия по поводу Московско-Тартуской семиотической школы и осмысление ее как особого культурного и даже семиотического феномена. Основная масса публикаций (в том числе чисто мемуарного характера) приходится на конец 1980-х и 1990-е годы. Среди различных описаний и интерпретаций Московско-Тартуской школы можно выделить статью Б.А.Успенского

К проблеме генезиса Тартуско-московской семиотической школы (впервые опубликована в Трудах по знаковым системам в 1987), основные положения которой, по-видимому, общепризнаны. Наиболее же дискуссионной оказалась статья Б.М.Гаспарова Тартуская школа 1960-х годов как семиотический феномен . Она была впервые опубликована в Wiener Slawistischer Almanach в 1989 и вызвала целый ряд откликов. Гаспаров рассматривает школу как целостное явление (он практически не упоминает имен), для которого характерна западническая ориентация, герметизм, эзотеризм и подчеркнутая усложненность языка, утопизм, своего рода внутренняя культурная эмиграция из советского идеологического пространства. См. также ЗНАК. ЛИТЕРАТУРА Степанов Ю.С. Семиотика . М., 1971
Иванов Вяч.Вс. Очерки по истории семиотики в СССР . М., 1976
Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию . М., 1977
Семиотика . Под ред. Ю.С.Степанова. М., 1983
Степанов Ю.С. В трехмерном пространстве языка. Семиотические проблемы лингвистики, философии, искусства . М., 1985
Из работ московского семиотического круга . М., 1997
Крейдлин Г.Е., Кронгауз М.А. Семиотика, или азбука общения . М., 1997
Московско-Тартуская семиотическая школа . История, воспоминания, размышления . М., 1998
Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию . М., 1998

Прикладные разработки

  • Создание искусственных языков , позволяющих удобно алгоритмизировать процессы обработки информации (например, языков программирования , языков для индексирования документов, записи научно-технических фактов и т. п.).
  • Создание алгоритмов, обеспечивающих обработку текстов на естественном языке (машинный перевод , автоматическое индексирование и реферирование, перевод с естественного языка на формальный язык и т. п.).
  • Вопросы проектирования и составления картографических изображений.

История

Предыстория

История семиотики как науки

Семиотика возникла в конце XIX - начале XX века .

Основоположниками семиотики являются американский философ и логик Чарльз Сэндерс Пирс (Charles Sanders Peirce , 1839-1914) и швейцарский лингвист Фердинанд де Соссюр (Ferdinand de Saussure , 1857-1913). Обычно считается, что именно Пирсу, так любившему создавать новые термины, мы обязаны термином «семиотика» (хотя в действительности этот термин предложил ещё Локк, в последних строках своего «Опыта о человеческом разумении»). Соссюр же дал новой науке название «семиология», получившее большее распространение в теоретической лингвистике.

Публикации Пирса охватывают период с 1867 года до конца его жизни, однако они были небольшими по объёму, нечастыми и обычно малодоступными, ни одну из задуманных им больших книг Пирс так и не успел завершить, и широкое распространение его идеи получили только в 1930-е годы, когда были опубликованы его архивы. Соссюр вообще ничего по данной теме не написал (кроме разрозненных заметок, которые были найдены и опубликованы только во второй половине 20-го века), и его идеи стали известны благодаря посмертной (в 1916 году) публикации записей прочитанных им курсов лекций, сделанных и впоследствии отредактированных его учениками.

Одним из первых, кто взялся за выработку основных понятий семиотики, был немецкий логик и философ Готлоб Фреге (1848-1925), и, хотя, в отличие от Пирса и Соссюра, он не создал детально разработанной концепции, несколько его статей («О смысле и значении» (1892), «Мысль: логическое исследование»), посвящённых семиотике, являются классическими. Среди первых исследователей проблем семиотики был и немецкий философ , создатель феноменологии Эдмунд Гуссерль ; второй том его «Логических исследований» , вышедший в 1901 году , во многом посвящён именно этим вопросам.

Семиология Ф. де Соссюра

Основная статья : Курс общей лингвистики

Одно из основных положений теории Ф. де Соссюра - различение между языком и речью . Языком (la langue ) Соссюр называл общий для всех говорящих набор средств, используемых при построении фраз на данном языке; речью (la parole ) - конкретные высказывания индивидуальных носителей языка.

Языковой знак состоит из означающего (акустического образа) и означаемого (понятия). Соссюр сравнивает язык с листом бумаги. Мысль - его лицевая сторона, звук - оборотная; нельзя разрезать лицевую сторону, не разрезав и оборотную. Таким образом, в основе представления Соссюра о знаке и его концепции в целом лежит дихотомия означающее-означаемое.

Рассматривать семиотику как науку стали относительно недавно. В августе 1995 года в г. Монтерей (Калифорния , США) на конференции по интеллектуально управляемым системам состоялся симпозиум, посвященный прикладной семиотике.

См. также

Примечания

Библиография

  • Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. М., 1977.
  • Пирс Ч. С. Начала прагматизма. Т. 2 (Логические основания теории знаков). СПб., 2000.
  • Пирс Ч. С. Избранные философские произведения. М., 2000.
  • Гуссерль Эд. Собрание сочинений. Т. 3 (1). Логические исследования. Т. II (1). М., 2001.
  • Фреге Г. Логические исследования. Томск, 1997.
  • Фреге Г. Логика и логическая семантика: Сборник трудов. М., 2000.
  • Семиотика / Сост., вступит. статья и общ. ред. Ю. С. Степанова. М., 1983.
    • Семиотика: Антология / Сост. Ю. С. Степанов; Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2001. 702 с.
  • Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб.: Искусство-СПБ, 2000. 704 с. ISBN 5-210-01488-6
  • Ogden C. K., Richards I. A . The Meaning of Meaning. New York, 1964.
  • Соломоник А. Философия знаковых систем и язык. Изд. 2-е, испр. и доп. Мн.: МЕТ, 2002. 408 с.
  • Чертов Л. Ф. Знаковость. СПб., 1993.
  • Ветров А. А. Семиотика и её основные проблемы. М.: Политиздат, 1968.- 264 с.
  • Гринев С. В. Основы семиотики. М., 2000. 47 c.
  • Почепцов Г. Г. История русской семиотики до и после 1917 года
  • Степанов Ю. С. Семиотика // Лингвистический энциклопедический словарь . - М .: СЭ, 1990. - С. 440-442.
  • Григорьев Б. В. Семиология. Теория и практика знаковой деятельности. - Владивосток: Изд. ДВГУ, 2003.

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Семиотика" в других словарях:

    - (семиология) (от греч. знак) наука о знаках и знаковых системах, знаковом (использующем знаки) поведении и знаковой лингвистич. и нелингвистич. коммуникации. Совр. С. получила исходные импульсы в трудах амер. философа Ч.… … Энциклопедия культурологии

    - (от греч. semeiot знак) общая теория знаковых систем, изучающая свойства знаковых комплексов самой различной природы. К таким системам относятся естественные языки, письменные и устные, разнообразные искусственные языки, начиная с формализованных … Философская энциклопедия

Раздел 1. Введение


1. Семиотика как наука. Объект и предмет семиотики. Ключевые семиотические понятия.

2. Основные проблемы семиотики. Проблема знака с точки зрения разных областей научного знания. Факты, которые изучает семиотика.

Ключевые слова

Семиотика, объект и предмет семиотики, знак, знаковые системы, естественные знаковые системы, линейные знаковые системы, открытые знаковые системы, закрытые знаковые системы, стихийно созданные знаковые системы, операционные знаковые системы, семиотический код, семиотическая модель, знаковая ситуация.

Требования к компетентности:

- знать и понимать объект и предмет семиотики, уметь использовать полученные знания в профессиональной деятельности;

- уметь системно представлять ключевые понятия семиотики;

- знать, как решается проблема знака с точек зрения разных областей науки.

§ 1

Когда мы встречаем название какой-либо науки, то обычно оно о чем-то нам говорит. Что же говорит нам слово “семиотика”?

Приступая к изучению семиотики, нужно иметь в виду, что этот термин обладает несколькими смыслами.

Семиотика (от греч. sēmėion - знак, признак):

1) наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем в человеческом обществе (главным образом естественные и искусственные языки, а также некоторые явления культуры), природе (комуникация в мире животных) или в самом человеке (зрительное и слуховое восприятие и пр.);

2) наука о симптомах в медицине.

Фердинанд де Соссюр назвал эту науку “семиология”. Этот термин длительное время существовал во франкоязычных странах как параллельный семиотике, однако с 70-х гг. ХХ в. Ролан Барт предложил разграничить эти понятия.

Чтобы доказать самостоятельность или несамостоятельность научной дисциплины, необходимо рассмотреть объект и предмет ее изучения.

Объект семиотики – знаки и системы знаков: например, естественные и искусственные языки, метаязыки (языки науки), протоязыки (языки животных), вторичные языки (языки культуры, искусства), «язык тела» (язык жестов, мимики), язык цветов, язык татуировок и т.д.

Предметом изучения семиотики являются закономерности, тенденции, особенности возникновения и функционирования знаков и знаковых систем в знаковом поведении (т.е. использующем знаки) и знаковой коммуникации.

Ключевые понятия семиотики: знак, знаковая система, семиотический код, семиотическая модель, знаковая ситуация.

Знак это материальный объект, используемый для передачи информации.

Иначе говоря, всё, при помощи чего мы можем и хотим что-то сообщить друг другу, есть знак . Например, дым над печной трубой свидетельствует о том, топится печь или камин. В то же время дым, вырывающийся из окна, является следом пожара.

Для того чтобы предмет (или событие) получил функцию знака, стал что-то обозначать, человеку нужно предварительно договориться с другим человеком, получателем этого знака. Иначе адресат может просто не понять, что перед ним знак. К примеру, цветок на окне может быть или просто элементом декора (это не знак), или сигналом “явка провалена” (это уже знак).

По мнению А. Соломоника, знак кто-то или что-то, свидетельствующее о чем-то ином, отличном от него самого. Знак является признаком, изображает, обозначает, фиксирует или кодирует это нечто (свой референт или обозначаемое) в человеческом сознании (интерпретаторе). Знак не просто обозначает свой референт, но еще и описывает (характеризует) его, а также выступает вместо него как постоянный его представитель при обработке в различных знаковых системах.

Под обозначаемым (референтом ) понимается - то, что обозначается знаком.

Интерпретатор - человек, воспринимающий знаки и знаковые системы. Для понимания содержания знака, соотнесения его с референтом и обработки по правилам системы требуется именно человеческое сознание. Любое событие или предмет можно воспринять как знак, но для этого требуется интерпретатор.

Выбор формы знака зачастую определяется намерениями передающего сообщение и имеющимися в его распоряжении возможностями. Кодируя сообщение, его автор вынужден руководствоваться правилами, предоставляемыми ему системой знаков, в рамках которой он действует. Заявить о своей любви человек может словами, но может устроить для своей избранницы концерт под окнами, послать ей цветы либо найти иной вариант знаковых возможностей. Если человек пользуется азбукой Морзе, то он использует знаки этой азбуки, учитывая все их параметры: принятую форму знака, его место среди других знаков системы, все его синтаксические и иерархические характеристики и пр. Так, первая буква нового слова должна быть отделена от переданного раньше слова, что показывается соответствующей паузой и знаком, а в обычном письме - интервалом между словами. Начальная буква русского предложения всегда заглавная, абзац пишется с новой строки и выделяется с помощью отступа и т. д. Все это влияет на форму используемого знака и должно быть принято к исполнению для правильного составления и передачи сообщения.

Тем, чтo он обозначает (его референтом из реального мира);

Его отражением в мозгу индивидуума, использующего этот знак;

Его отражением в копилке человеческого опыта и местом в соответствующей знаковой системе.

В содержании знака следует различать два слагаемых: денотацию и коннотацию (от английских слов to denote - "отображать", "показывать" и connote - "передавать", "означать"). В каждом знаке имеется информация о том, что за референт изображен в знаке (денотационная часть знака) и каковы характеристики этого референта (коннотационная слагаемая знака). Эти две части по-разному присутствуют в знаках разного уровня абстракции, отличны и связи этих двух частей в знаках разного уровня.

Под знаковой системой понимают совокупность знаков, объединенных между собой различными видами связей. Знаковая система создается для обработки входящих в нее знаков по определенным алгоритмам, указанным в метаязыке системы.

В зависимости от основания классификации знаковые системы можно разделить следующим образом (по А. Соломонику):

1) по степени абстрактности знака:

Естественные;

Образные;

Языковые;

Системы записи;

Формализованные системы с фиксированными символами;

Формализованные системы с переменными символами;

2) по способу построения:

Построенные линейно (последовательно);

Разбитые на периодически повторяющиеся ряды;

Складывающиеся из различных групп знаков со специальными алгоритмами их обработки;

3) по открытости (закрытости):

Открытые;

Закрытые;

4) по способу создания:

Знаковые системы, возникшие стихийно;

Созданные по заранее задуманному плану;

5) по объему применения:

Принятые в качестве языков для обработки данных (текстовые коды);

Системы, созданные для данного конкретного случая.

Так, естественные знаковые системы – системы, базисным знаком которых являются сами феномены или их части. Пример таких систем – правила дорожного движения; симптомы того или иного заболевания и пр.

Периодически построенные знаковые системы - системы, имеющие матричную структуру. При построении таких систем используются по крайней мере два структурных параметра, как в периодической таблице химических элементов. Наряду с периодическими, существуют линейно построенные знаковые системы и системы, собирающие в едином поле разнообразные группы знаков, каждая из которых обрабатывается по своим алгоритмам.

Линейные знаковые системы – единый последовательный набор знаков, например, алфавит, справочник и др.

Открытые знаковые системы – системы, изначально предрасположенные для добавления или сокращения знаков. Например, телефонный справочник всегда может быть дополнен или сокращен.

Закрытые знаковые системы – системы, имеющие строго определенное количество знаков. К примеру, в современном русском алфавите только 33 буквы.

Стихийно созданные знаковые системы - системы, возникшие спонтанно, стихийно, а не по заранее продуманному плану. В задачу ученых, занимающихся упорядочением таких систем, входит приведение их в соответствие с возникающим позднее метаязыком системы.

Операционные знаковые системы - системы, созданные для конкретного случая. Примерами могут служить ярлыки на товарах, инструкции по осуществлению бизнес-операций и др. Их алгоритмы зависят как от конкретной онтологической ситуации, так и от знаков, в них используемых.

Алгоритм в семиотике - система правил, определяющая содержание и последовательность действий для обработки знаков (групп знаков), кодирующих родственные предметы или явления. В системе может быть несколько алгоритмов для разных групп знаков, как в Правилах дорожного движения. Одна из основных характеристик алгоритма - степень его ригидности: чем более абстрактна система, тем строже становятся кодировки правил обработки знаков. В системах самой высокой степени абстрактности алгоритмы принимают вид формул.

Семиотический код имеет три значения:

1) Любая семиотическая система, представляющая собой текстовый код (языковой код, математический код и т.д.).

2) Только математическая система-код, то есть система самой высокой степени абстрактности.

3) Системы секретных шифров, которые специально обслуживаются непонятными для непосвященных знаками.

Модель знака - наглядное представление знака в его различных связях и отношениях. Существуют три основных типа моделей знака:

1) модель индивидуального знака показывает его связи с обозначаемым и с отражением последнего в сознании интерпретатора;

2) модель знака в знаковой системе включает соотношение знаков между собой в контексте составляемой из них системы;

3) модель знака в семиотической реальности отражает место знака и знаковой системы в общей копилке семиотических результатов, полученных на всем протяжении человеческой истории.

Ситуация использования знака называется знаковой ситуацией . Обозначение знаками (семиозис) - процесс, в результате которого возникает знак. Этот процесс связан, с одной стороны, с онтологической реальностью, а с другой - с идеальным миром нашего сознания. В результате появляется семиотическая реальность.

§ 2

Основные проблемы семиотики: семиотика исследует не конкретные знаки в конкретных знаковых ситуациях. Она определяет понятие знака вообще, устанавливает виды знаков, описывает типичные знаковые ситуации, наиболее общие способы использования знаков и т.п. Семиотику интересует общая проблема знака как всеобъемлющего понятия по отношению к отдельным подклассам знаков.

С одной стороны, без строгих понятий знака, языка и т.п., создаваемых семиотикой, невозможен глубокий анализ конкретных фактов, относящихся к области отдельной науки. А с другой – учитывая данные разных конкретных наук, семиотика на их основе формулирует общие законы, относящиеся к знакам. Семиотика не суммирует, а обобщает.

Семиотическая реальность - реальность, существующая в виде знаков и знаковых систем. Изучается семиотикой на базе достижений всех других наук. Столь же материальна, как и онтологическая реальность, и противостоит идеальным, мыслительным конструкциям нашего сознания (понятиям).

Знаки играют в жизни животных и человека первостепенную роль. Без использования знаков не были бы возможны ни различные формы поведения животных, ни практическая и теоретическая деятельность человека. Когда мы приветствуем кого-либо, мы говорим “здравствуйте”, киваем головой, протягиваем руку для пожатия. Пчела-разведчик, найдя поле с цветущими растениями, по возвращении описывет восьмёрки перед своими сородичами: количество восьмерок, их вытянутость укажут и направление, и расстояние до поля. Всем известны знаки доброжелательности собак и котов.

Деятельность же компьютеров и другой ЭВМ всецело сводится к преобразованию одной группы знаков в другую согласно заданной программе. Не удивительно поэтому, что знаки составляют предмет анализа во многих науках: лингвистике, психологии, логике, патопсихологии, биологии, кибернетике, социологии и т.п.

Однако каждая из наук рассматривает знак и его использование с какой-то определенной стороны.

Лингвистика интересуется в основном языковыми знаками.

Психология выясняет особенности функционирования знаков у животных, прослеживает возникновение и развитие знаковых ситуаций у ребенка, ставит вопрос о взаимосвязи знаковой деятельности с другими психическими функциями.

Математическая логика принимает во внимание лишь роль знаков при построении особых систем, с помощью которых она исследует логические законы.

Ни одна из наук не охватывает проблему знака в целом.

Кроме того, в пределах каждой отрасли научного знания возможны свои интерпретации знаковости. Как отмечает Г. Ветров: «Поражает пестрота предлагаемых определений. Например, всякому изучающему языкознание бросается в глаза множество определений языка у разных лингвистов. Для одних язык есть система понятий о языковой деятельности, знание, наука; для других, наоборот, не знание, а совокупность языковых навыков, в соответствии с которыми мы используем и создаем языковые продукты; для третьих – совокупность актов речевой деятельности; для четвертых – совокупность высказываний, множество предложений (конечное или бесконечное). При этом в конкретных определениях, реализующих то или иное понимание природы языка, указываются самые разнообразные признаки. Так, К. Бюлер определяет язык посредством четырех особенностей (многосторонность языка как органона, многоступенчатость его как совокупности знаков и т. д.), К. Пайк прибегает к понятию системы морфем, А. Мартине – к понятию монемы и фонемы, Л. Ельмслев – к понятию структуры, В. Пизани – к понятию системы изоглосс, А. Шлейхер и другие кладут в основу определения языка его отношение к мысли, Гартунг и Фатер – его коммуникативную функцию, С. Поттер, а также Б. Блок и Дж. Треджер ссылаются на понятия коммуникативной функции и произвольных вокальных символов, П. Эринга – на понятия классов знаков и классов значений, Л. Завадовский – на понятие грамматической и универсальной семантической системы, Пос, Г. Стерн и другие используют понятия системы слов и правил их объединения и т. д. и т. п.»

Семиотика как раз и призвана ликвидировать существующий разнобой в понятиях. Обобщая данные многих наук, она должна выработать точные, однозначные определения, которыми в равной мере мог бы пользоваться и языковед, и психолог, и логик, т.е. представитель любой науки.

от греч. semeion - знак) - наука о знаках и знаковых системах. Она распадается на три основных раздела: 1) семантику, исследующую соотношение знака и обозначенного им; 2) синтаксис, изучающий закономерности сочетания знаков в сообщении; 3) прагматику, исследующую употребления знаков в конкретной ситуации общения. Обычно С. рассматривается в широком и узком смысле. В первом случае в предмет С. включают все физические явления, выступающие для человека как заместители других явлений: дым как пожар, гром как знак надвигающейся грозы и т. п. Эти заместители в С. обычно называются не знаками, а признаками. Во втором, узком смысле С. понимается как наука о таких физических явлениях, которые используются для передачи информации и специализированы для этой цели. Частным случаем такого понимания С. является рассмотрение ее как науки о собственно знаках, обладающих не только объективной функцией, но и содержанием, доступным сознательной интерпретации человеком. С. как наука о средствах общения и других специализированных средствах, опосредствующих человеческую деятельность, тесно смыкается с психологией, особенно с психологией общения. Ее данные используются в психологии управления (при разработке формализованных документов и сообщений), в инженерной психологии (при построении и выборе системы знаков для отображения информации, при разработке символьных языков описания операторской деятельности и т. п.).

СЕМИОТИКА

от греч. sema - знак) - наука о знаках и знаковых системах. Она распадается на 3 основные отрасли: а) семантику, исследующую соотношение знака и обозначенного (обозначаемого); б) синтаксис, изучающий закономерности сочетания знаков в сообщении; в) прагматику, исследующую закономерности употребления знаков в конкретной ситуации общения. Существует расширенное и более узкое понимание знака и, соответственно, С. При расширенном понимании в предмет С. включают все физические явления, выступающие для человека как заместители др. явлении: дым как знак пожара, гром как знак надвигающейся грозы и т. п. (обычно называемые в С. не знаками, а признаками). Более узким является понимание С. как науки только о таких "физических" явлениях, которые специально используются для передачи информации в процессах биологической и социальной коммуникации. Тогда предмет С. охватывает, напр., сигналы животных, изучаемые т. н. зоосемиотикой. Наконец, возможно еще более узкое понимание С. только как науки о собственно знаках ("человеческих" знаках), обладающих не только объективной функцией, но и содержанием, доступным сознательной интерпретации (такую т. зр. разделял, напр., Л. С. Выготский, проводивший различие между сигнализацией и сигнификацией. - Ред.). Если сохранить термин "знак" только за этим классом явлений, то на более элементарных уровнях можно говорить соответственно о сигналах и признаках (индексах, симптомах).

Знаки (в самом узком смысле) всегда образуют систему, хотя возможно и случайное употребление неспецифических средств в знаковой функции. Различают первичные знаковые системы, в которых знак представляет единство общения и обобщения и которые являются условием существования и формой выражения сознания (напр., язык), и вторичные знаковые системы, возникающие на базе первичных и невозможные без них. Большинство из них при восприятии сообщений переводится в исходную форму первичную (напр., азбука Морзе), др. непереводимы, но невозможны без первичных (напр., системы обозначений географической карты).

С. как наука о средствах общения и др. специализированных средствах, опосредствующих человеческую деятельность, тесно смыкается с психологией, особенно с психологией общения.

Семиотика

Словообразование. Происходит от греч. sema - знак.

Специфика. Посвящена изучению знаковых систем.

Подразделы:

Семантика, занимающаяся исследованием соотношения знака и обозначаемого;

Синтаксис как исследование закономерностей сочетания знаков в сообщении;

Прагматика, посвященная исследованию употреблению знаков в общении.

СЕМИОТИКА

Согласно одному из ее ведущих исследователей, Томасу Себеоку, это исследование "моделей коммуникаций во всех модальностях", и, следовательно, ее предмет варьируется от эволюционно примитивной коммуникации животных до сложных лингвистических систем. Обычно выделяет две формы: (а) антропосемиотические системы, которые являются в значительной степени лингвистическими и специфическими для Homo sapiens, и (б) зоосемиотические системы, которые являются невербальными и паралингвистическими и характерны для всех видов.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама