THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Салтыков — Щедрин, русский сатирик, писал свои нравоучительные истории в виде сказок. Тяжелые годы реакции и строгая цензура, тщательно следившая за деятельностью литераторов, перекрывала все дороги писателям, высказывающим свое мнение по поводу политических событий. Сказки давали автору возможность высказывать свое мнение, не боясь цензуры. Предлагаем краткий анализ сказки, данный материал может быть использован как для работы на уроках литературы в 7 классе, так и для подготовки к ЕГЭ.

Краткий анализ

Год написания — 1883 г.

История создания — Годы реакции не могли позволить открыто высказывать свои политические взгляды, и писатель завуалировал социально — политический смысл своих высказываний в форме сказок.

Тема — Социально — политическая подоплека подразумевает политическую тему, выраженную в высмеивании русской либеральной интеллигенции.

Композиция Композиционное построение сказки простое: зачин сказки, описание жизни, и смерть пескаря.

Жанр — Жанр «Премудрого пескаря» — эпическая иносказательная сказка.

Направление — Сатира.

История создания

Великому русскому сатирику выпало время жить и творить в годы реакции. Власти и цензура тщательно следили за тем, что попадает в умы граждан, всячески замалчивая политические проблемы.

Суровая действительность происходящих событий должна была быть скрыта от народа. Люди, открыто высказывающие свои прогрессивные взгляды, строго наказывались. Люди, занимающиеся литературной деятельностью, всеми способами пытались донести до народа революционные идеи. Поэты и прозаики использовали различные художественные средства, чтобы рассказать всю правду о судьбе простых людей и об их угнетателях.

История создания сатирических сказок Салтыкова-Щедрина явилось прямой необходимостью против политики государства. Для высмеивания человеческих пороков, гражданской трусости и малодушия писатель использовал сатирические приемы, придавая человеческие характеристики различным зверям и животным.

Тема

Тема «Премудрого пескаря» включает в себя социально — политическую проблематику общества той эпохи. В произведении беспощадно высмеивается поведение обывателей реакционной эпохи, их трусливое бездействие и равнодушие.

В нравоучительном произведении Салтыкова — Щедрина главный герой — рыбка-либерал, который своим существованием полностью отражает политику либерально настроенной интеллигенции. В этом образе заключена основная мысль сказки, которая обличает интеллигентов — либералов, скрывающихся от правды жизни за собственным малодушием, старающимися провести свою жизнь незаметно. Здесь опять всплывает вечная тема того времени, когда каждый ведет себя так, думая лишь о том, «как бы чего не случилось, как бы чего не вышло».

Обличение такого общества наглядно доказывает, что такое поведение ни к чему не приведет, суть в том, что все — равно не удастся спастись, прячась в своей норе.

В «Премудром пескаре» анализ произведения невозможен без определения смысла названия, которое автор дал своей сказке. Иносказательная и сатирическая сказка подразумевает и сатирическое название.

Живет пескарь, который считает себя «премудрым». В его понимании, это действительно так. Родители пескаря сумели прожить долго, они умерли от старости. Это они и завещали родному сыну — пескарю, «живи тихо и спокойно, никуда не лезь, проживешь долго и счастливо». Автор вкладывает сарказм в название пескаря «премудрый». Невозможно быть мудрым, живя серой, бессмысленной жизнью, боясь всех и вся.

Композиция

Особенности композиции сказки писателя в том, что эта сказка-иносказание. Экспозиция сказки в начале развития действия. В ней начинается зачин: рассказывается о пескаре и его родителях, о тяжелой жизни и способах выживания. Отец делает пескарю завещание, как надо жить, чтобы сохранить свою жизнь.

Завязка действия: пескарь хорошо понял отца, принял его пожелания к действию. Дальше идет развитие действия, рассказ о том, как жил пескарь, не жил, а прозябал. Всю свою жизнь он дрожал, от любого звука, шума, стука. Он боялся всю жизнь, и все время прятался.

Кульминационный момент сказки в том, что, когда, наконец, пескарь задумался о том, чтобы было тогда, если бы все жили так, как он живет. Пескарь ужаснулся, представив такую картину. Ведь так вывелся бы весь пескарий род.

Наступает развязка: пескарь исчезает. Куда и как, осталось неизвестным, но все говорит о том, что он умер своей смертью. Автор с сарказмом подчеркивает, что никто не станет есть старого, тощего пескаря, да еще и «премудрого».

Вся сказка сатирика построена на иносказании. Герои сказки, события, окружающая среда — все это в иносказательном смысле отражает человеческую жизнь того времени.

Все сатирические сказки писателя написаны в ответ на какое — либо событие, или общественное явление. Сказка «Премудрый пескарь» — это реакция писателя на покушение народовольческих сил на монарха Александра Второго.

То, чему учит произведение сатирика, показывает смерть пескаря. Надо жить ярко, с пользой для общества, а не прятаться от проблем.

Жанр

Реакционная эпоха привела к рождению разных способов выражений своих мыслей, автор «Премудрого пескаря» использовал для этого жанр иносказательной сказки, разумеется, сатирического направления. Сказка «Премудрый пескарь» — эпическое сочинение для взрослых. Сатирическая направленность указывает на обличение общественных пороков, их жесткое высмеивание. В короткой по объему сказке, автор раскрыл взаимосвязанные между собой пороки — трусость и бездействие. Для Салтыкова-Щедрина характерно изображать нелицеприятные стороны жизни через гиперболические образы и гротеск.

Рассмотрение сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь»

Великий сатирик писал свои произведения с помошью «эзопова языка». Известно, что народные сказки дают образцы общедоступных и убедительнейших иносказаний. Можно утверждать, что сказка – школа эзопова языка, созданная самим народом. Салтыков-Щедрин, хорошо знавший русский фольклор, воспользовался приемами, которые открывались ему в народной сказке. На их основе он и сам создал шедевры в этом жанре словесности.

В своих «Сказках» писатель преследовал не нравоучительные, а политические и социальные цели. Неслучайно Салтыков-Щедрин с особенной охотой прибег к форме сказок в самые тяжкие годы реакции, создавшие особенно неблагоприятные условия для его литературной деятельности. «Сказки» дали писателю возможность бичевать реакцию, несмотря на страх либеральных редакторов и вопреки неистовству цензуры.

«Сказки» в своеобразной экономной форме повторяют тематику почти всего прошлого творчества сатирика. В этом отношении, на мой взгляд, они являются как бы конспектом всего написанного Щедриным. Поэтому сказки можно назвать лучшим введением для ознакомления с собранием сочинений великого писателя. Медведь, орел, волк и другие животные, которые являются основными действующими лицами сказок Салтыкова-Щедрина, - это сказочная интерпретация «градоначальников» и «помпадуров».

В сказках Салтыкова-Щедрина говорится о судьбе русского народа и его угнетателях. Накипевшая боль, неугасимая ненависть, поиски выхода водили пером сатирика. Боль искала выхода в творчестве, творчество было размышлением о путях исцеления боли, каждая написанная строка звала против тех, кто причиняет боль. «Живость боли, - писал сатирик, - служила источником живых образов, при посредстве которых боль передавалась в сознание других».

Революционность политического и социального смысла сказок Салтыкова-Щедрина, на мой взгляд, несомненна. Она выражена решительно, без недомолвок. Революционное звучание сказочного цикла писателя усиливается едкой насмешкой над робкими чувствами и гражданской трусостью. Сказки последнего разряда получили наиболее широкую известность. Персонажи их стали нарицательными наряду с персонажами фольклорных сказок. К таким произведениям Салтыкова-Щедрина относится его сказка «Премудрый пискарь».

Самыми отрицательными персонажами мира щедринских сказок являются звери, вполне разбирающиеся в окружающей обстановке, но тем не менее не приобретшие ни охоты, ни мужества к борьбе. Например, премудрый пискарь – существо политически мыслящее: «Был он пискарь просвещенный, умеренно-либеральный, и очень твердо понимал, что жизнь прожить – не то, что мутовку облизать». Да и «отец, и мать у него были умные; помаленьку да полегоньку аредовы веки в реке прожили, и ни в уху, ни к щуке в хайло не попали. И сыну то же заказали. «Смотри, сынок, - говорил старый пискарь, умирая, - коли хочешь жизнью жуировать, так гляди в оба!»

Политическое направление, заранее отказавшееся не только от борьбы, но даже от выставления каких-либо требований, порождало особей, думавших лишь о личном самосохранении. Таковы были русские либералы. Они были отвратительней пса, лижущего руку хозяина, и покорного зайца. Их поведение было выбрано сознательно и обосновано теоретически. Премудрый пискарь потому и премудрый, что он живет по тщательно разработанному плану. Он все подчинил «шкуре», заботе о своем самосохранении.

Пискарь не желал отвечать за других. Вся жизнь этого премудрого героя ушла в дрожанье. Его, так скажем, развлечения и радости жизни сводились к тому, что «ночью моцион делал, в лунном свете купался, а днем забирался в нору и дрожал. Только в полдни выбежит кой-чего похватать – да что в полдень промыслишь»!

Вся жизнь пискаря, столь ограниченная им самим же, состояла только в мысли: «Кажется, что я жив?» Эта мысль сопровождалась тем же дрожаньем: «Ах, что-то завтра будет». Как жил пискарь, так и умер: «Жил – дрожал, и умирал - дрожал». Вот и вся биография этого героя.

Ироничное название сказки оправдано содержанием. Невольно задаешься вопросом: «В чем же премудрость этого пискаря?» Мораль сказки дается Салтыковом-Щедриным в финале. Пискарь исчез, и никто не вспомнит о нем ни хорошим, ни дурным словом: «Что тут случилось – щука ли его заглотала, рак ли клешней перешиб или сам он своей смертью умер и всплыл на поверхность – свидетелей этому делу не было. Скорее всего – сам умер, потому что какая сласть глотать хворого, умирающего пискаря, да к тому же еще и премудрого?»

Гениальность Щедрина заключается в том, что в такой малой форме, как сказка, он воплотил жизненную (а следовательно, и народную) философию. Путем иносказаний писатель смог отобразить суровую, проникнутую горьким смехом, действительность. Действительность, которую без труда угадывал народ, которую угадываем и мы спустя столькие годы.

Сочинение

Великий сатирик писал свои произведения с помошью «эзопова языка». Известно, что народные сказки дают образцы общедоступных и убедительнейших иносказаний. Можно утверждать, что сказка — школа эзопова языка, созданная самим народом. Салтыков-Щедрин, хорошо знавший русский фольклор, воспользовался приемами, которые открывались ему в народной сказке. На их основе он и сам создал шедевры в этом жанре словесности.

В своих «Сказках» писатель преследовал не нравоучительные, а политические и социальные цели. Неслучайно Салтыков-Щедрин с особенной охотой прибег к форме сказок в самые тяжкие годы реакции, создавшие особенно неблагоприятные условия для его литературной деятельности. «Сказки» дали писателю возможность бичевать реакцию, несмотря на страх либеральных редакторов и вопреки неистовству цензуры.

«Сказки» в своеобразной экономной форме повторяют тематику почти всего прошлого творчества сатирика. В этом отношении, на мой взгляд, они являются как бы конспектом всего написанного Щедриным. Поэтому сказки можно назвать лучшим введением для ознакомления с собранием сочинений великого писателя. Медведь, орел, волк и другие животные, которые являются основными действующими лицами сказок Салтыкова-Щедрина, — это сказочная интерпретация «градоначальников» и «помпадуров».

В сказках Салтыкова-Щедрина говорится о судьбе русского народа и его угнетателях. Накипевшая боль, неугасимая ненависть, поиски выхода водили пером сатирика. Боль искала выхода в творчестве, творчество было размышлением о путях исцеления боли, каждая написанная строка звала против тех, кто причиняет боль. «Живость боли, — писал сатирик, — служила источником живых образов, при посредстве которых боль передавалась в сознание других».

Революционность политического и социального смысла сказок Салтыкова-Щедрина, на мой взгляд, несомненна. Она выражена решительно, без недомолвок. Революционное звучание сказочного цикла писателя усиливается едкой насмешкой над робкими чувствами и гражданской трусостью. Сказки последнего разряда получили наиболее широкую известность. Персонажи их стали нарицательными наряду с персонажами фольклорных сказок. К таким произведениям Салтыкова-Щедрина относится его сказка «Премудрый пискарь».

Самыми отрицательными персонажами мира щедринских сказок являются звери, вполне разбирающиеся в окружающей обстановке, но тем не менее не приобретшие ни охоты, ни мужества к борьбе. Например, премудрый пискарь — существо политически мыслящее: «Был он пискарь просвещенный, умеренно-либеральный, и очень твердо понимал, что жизнь прожить — не то, что мутовку облизать». Да и «отец, и мать у него были умные; помаленьку да полегоньку аредовы веки в реке прожили, и ни в уху, ни к щуке в хайло не попали. И сыну то же заказали. «Смотри, сынок, — говорил старый пискарь, умирая, — коли хочешь жизнью жуировать, так гляди в оба!"

Политическое направление, заранее отказавшееся не только от борьбы, но даже от выставления каких-либо требований, порождало особей, думавших лишь о личном самосохранении. Таковы были русские либералы. Они были отвратительней пса, лижущего руку хозяина, и покорного зайца. Их поведение было выбрано сознательно и обосновано теоретически. Премудрый пискарь потому и премудрый, что он живет по тщательно разработанному плану. Он все подчинил «шкуре», заботе о своем самосохранении.

Пискарь не желал отвечать за других. Вся жизнь этого премудрого героя ушла в дрожанье. Его, так скажем, развлечения и радости жизни сводились к тому, что «ночью моцион делал, в лунном свете купался, а днем забирался в нору и дрожал. Только в полдни выбежит кой-чего похватать — да что в полдень промыслишь»!

Вся жизнь пискаря, столь ограниченная им самим же, состояла только в мысли: «Кажется, что я жив?» Эта мысль сопровождалась тем же дрожаньем: «Ах, что-то завтра будет». Как жил пискарь, так и умер: «Жил — дрожал, и умирал — дрожал». Вот и вся биография этого героя.

Ироничное название сказки оправдано содержанием. Невольно задаешься вопросом: «В чем же премудрость этого пискаря?» Мораль сказки дается Салтыковом-Щедриным в финале. Пискарь исчез, и никто не вспомнит о нем ни хорошим, ни дурным словом: «Что тут случилось — щука ли его заглотала, рак ли клешней перешиб или сам он своей смертью умер и всплыл на поверхность — свидетелей этому делу не было. Скорее всего — сам умер, потому что какая сласть глотать хворого, умирающего пискаря, да к тому же еще и премудрого?"

Гениальность Щедрина заключается в том, что в такой малой форме, как сказка, он воплотил жизненную (а следовательно, и народную) философию. Путем иносказаний писатель смог отобразить суровую, проникнутую горьким смехом, действительность. Действительность, которую без труда угадывал народ, которую угадываем и мы спустя столькие годы.

    Смысл в этой сказке предельно прост. Поэтому этот пескарь такой и старый, что не влезал в разные переделки и истории. Жизнь конечно скучная, но зато долгая. Каждому свой стиль жизни. Это как говорят некоторые в наше время Прожить жизнь быстро и сгореть ярко, как спичка или тлеть медленно, как сигарета. Пескарь всю жизнь жил невидимкой, в то время как его сородичи жили на полную катушку и умерли раньше его. Как по мне, так лучше золотая серединка. То есть не на столько быть тихим, но и не влезать в крайне рисковые проекты, которые могут изрядно подпортить вашу жизнь или сократить ее срок вообще.

    Всем знакомую сказку с детства написал Салтыков-Щедрин,и в ней явно были высмеяны безактивные совершенно люди,которые кроме собственной скорлупы ничего знать не хотели, и никакие процессы общественные жизненные их никогда не интересовали.

    И премудрый так конечно иносказательно,потому что пескарь просидел в своем доме,не общаясь ни с кем,не принимая участия нигде,так и сидел в своем личном пространстве.

    И сначала ему казалось,что это нормально,пока он не состарился и не понял,что прожиты бессмысленные годы,и вот тут мораль такова,что в любом случае нужно приносить благо обществу и иметь какую то инициативу.

    Пескарь, прозванный Салтыковым-Щедриным премудрым - это пескарь-долгожитель. Этот субъект не ввязывался ни в какие дела. Ни в щучьи, ни даже в пескариные. Родители в сво время завещали ему премудрейшую мысль: Пусть твоя хата всегда будет только с краю. И он, плавно и незаметно уйдя к илистому и мутному дну, не казал и глазу речной общественности.

    Пескарь, не шелохнувшись просидевший в свом блиндаже около сотни лет, действительно не подвергся ни щучьим желаниям, ни опасным прогулкам, ни чему-либо ещ.

    Но потом, на закате старости, понял, насколько убого прожил.

    Сказка учит тому, что всю жизнь просидеть в глубокой тине - это вовсе не радость и не польза.

    Премудрый пескарь не столько сказка, сколько назидательная притча. Ее главный герой пескарь, хоть и слыл премудрым, на самом деле был дурак дураком. Всю жизнь он только и делал, что прятался от тех кто крупнее и сильнее его. Даже жениться не стал, чтобы никто его не заметил лишний раз. И прожил пескарь жизнь долгую, но абсолютно не примечательную. Пришло время помирать, а у него и воспоминаний только как он дрожал и прятался. И понял пескарь, что не жизнь у него была, а существование. Вот именно эту мораль и следует вынести из этой истории. Лучше прожить короткую, но насыщенную событиями жизнь, сгореть как метеор, но осветить своим пламенем путь многим тысячам, чем пролежать всю жизнь на диване, не оставив после себя даже малого следа. Жизнь человека слишком уникальное явление, чтобы растрачивать ее попусту.

    Смысл сказки Премудрый пескарь в том, что если хочешь прожить долгую жизнь, то избавь себя от всех волнений и опасностей. Жизнь проживешь долгую, но не радостную, без любви, без смысла. И на старости лет останешься одиноким, так как за всю жизнь не сделал ничего для других.

    Если хочешь можешь прожить яркую и счастливую жизнь, но короткую, так как будешь подвергать себя опасностям, можешь заболеть или погибнуть.

    Каждому сво.

    герой сказки Премудрый пескарь прожил совершенно пресную жизнь. он всего боялся, от всего прятался. А когда пришла пора помирать, понял - нечего ему вспомнить, кроме своего страха. Выходит, зря жил? Осознавать такое невыносимо тяжело.

    Сказка учит - не стоит трястись всю жизнь! Лучше прожить более короткую, но яркую жизнь, зажигая других своей жаждой жизни.

    Эта сказка имела смысл во времена революционного движения в России, которое началось задолго до Ленина, и высмеивала она простых обывателей, которые жили обычной жизнью и отказывались бороться против гнета государства. М.Горький примерно то же самое говорил в Песне о буревестнике: Глупый пингвин робко прячет тело жирное в утесах. Сейчас другие времена, и у премудрого пескаря даже есть чему поучиться. Как там про него сказано: табака не курит, вина не пьет, в карты не играет. Разве это плохо?:)

ÇóñìàíîâË. 11g

Анализ сказкиМ.Е.Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь».

М.Е.Салтыков-Щедрин родился в январе 1826 года вселе Спас-Угол Тверской губернии. По отцу принадлежал к старинному и богатомудворянскому роду, по матери – купеческому сословию. После успешного окончания Царскоселького лицея Салтыков становится чиновникомвоенного ведомства, но служба его мало интересует.
В 1847г. в печати появляютсяего первые литературные произведения – «Противоречия» и «Запутанное дел». Новсерьез о Салтыкове, как о писателе,заговорили только в 1856 г., когда он начал публикацию «Губернских очерков».

Своенеобычайное дарование он направил на то, чтобы открыть глаза, показать тем, ктоеще не видит творящегося в стране беззакония, процветающего невежества итупости, торжества бюрократии.

Но сегодня мне хочется остановитьсяна сказочном цикле писателя, начатом в 1869г. Сказки явились своеобразнымитогом, синтезом идейно-творческих исканий сатирика. В ту пору из-за существования строгой цензуры автор не мог до конца обнажить порокиобщества, показать всю несостоятельностьроссийского управленческого аппарата. И все же с помощью сказок «для детейизрядного возраста» Щедрин смог донести до людей резкую критику существующегопорядка.

В 1883 г.появился знаменитый «Премудрый пескарь», ставший за минувшие сто с лишним летхрестоматийной сказкой Щедрина. Сюжет этой сказки известен каждому: жил-былпескарь, который поначалу ничем неотличался от себе подобных. Но, трус по характеру, решил он всю жизнь прожить,не высовываясь, в своей норе, вздрагивая от каждого шороха, от каждой тени,мелькнувшей рядом с его норой. Так и жизнь прошла мимо – ни семьи, ни детей.Так и исчез – то ли сам, то ли щукакакая заглотнула. Только перед смертьюзадумывается пескарь о прожитой жизни: « Кому он помог? Кого пожалел, что онвообще сделал в жизни хорошего? – Жил – дрожал и умирал – дрожал». Только передсмертью осознает обыватель, что никому-то он не нужен, никто его не знает и о немне вспомнит.

Ноэто – сюжет, внешняя сторона сказки, то, что на поверхности. А подтексткарикатурного изображения Щедриным в этой сказке нравов современной мещанскойРоссии хорошо объяснил художник А.Каневский, делавшийиллюстрации к сказке «Премудрый пескарь»: «….всякому понятно, что Щедринговорит не о рыбе. Пескарь – трусливый обыватель, дрожащий за собственнуюшкуру. Он человек, но и пескарь, в эту форму облек его писатель, и я, художник,должен ее сохранить. Задача моя – сочетать образ запуганного обывателя ипескаря, совместить рыбьи и человеческие свойства. Очень трудно «осмыслить»рыбу, дать ей позу, движение, жест. Как отобразить на рыбьем «лице» навеки застывший страх? Фигуркапескаря-чиновника доставила мне немало хлопот….».

Страшную обывательскую отчужденность,замкнутость в себе показывает писатель в «Премудром пескаре».М.Е.Салтыкову-Щедрину горько и больноза русского человека. Читать Салтыкова-Щедрина довольно непросто. Поэтому, можетбыть, многие так и не поняли смысла его сказок. Но большинство «детей изрядноговозраста» оценили творчество великого сатирика по заслугам.

Взаключении хочется добавить, что высказанные писателем в сказках мысли современны и сегодня. СатираЩедрина проверена временем и особенно остро она звучит в период социальныхнеурядиц, подобных тем, которые переживает сегодня Россия.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама