THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Баян по своему звучанию – это практически музыкальный оркестр. На правой клавиатуре инструмента извлекаются ноты солирующей мелодии, всевозможные вариации, левая же предназначена партии баса и готовых аккомпанирующих аккордов. Нажатием одной кнопки на левой клавиатуре можно проиграть мажорные, минорные, а также септаккорды.

Моделей баянов существует достаточно много. Ну, и стоимость их, естественно, различна. Наиболее дорогостоящие инструменты изготавливаются мастерами высокого класса по индивидуальному заказу для профессиональных баянистов, занимающихся активной концертной деятельностью. Они имеют многорядную, правую и левую кнопочную клавиатуру, всевозможные переключатели-регистры, которые позволяют добиваться многозвучия инструмента. Обычно такие баяны называют концертными, а за рубежом кнопочными аккордеонами.

Довольно популярными в настоящее время стали готово-выборные баяны , тоже ориентированные на музыкантов-профессионалов. Их отличие от обычных заключается в том, что левая клавиатура может переключаться в режим правой голосовой клавиатуры и работать точно также как она. Такое устройство баяна дает возможность играть одновременно две сольные партии музыкального произведения. Конечно же, это требует от музыканта специальных технических навыков для управления преобразованной клавиатурой.

Для баянистов — любителей, для тех, кто только учится играть на баяне , выпускаются баяны проще и, естественно, дешевле. Они отличаются друг от друга количеством кнопок на правой и левой клавиатуре. Наиболее простые из них – полубаяны . У них имеется минимальное количество октав на правой клавиатуре и минимальное число рядов с готовыми аккордами на левой клавиатуре. Вес и размеры таких инструментов также значительно уменьшены.

Внешне они похожи на гармонь, и их легко носить с собой в специальном футляре или на ремнях через плечо. Такие баяны превосходно адаптированы для веселья и имеют звонкий с переливами голос, схожий со звуком гармони или аккордеона. Такое специфическое гармошечное звучание достигается небольшой расстройкой язычков голосовых планок. В результате и получается вибрирующий и переливчатый звук.

За границей не делят музыкальные инструменты на народные и не народные. В мире нет и такого понятия, как баян. Все инструменты такого рода называются аккордеоном. Существует кнопочный аккордеон (с подачи россиян у нас он называется баяном) и клавишный аккордеон.

Нельзя говорить, что тот или иной аккордеон хуже или лучше. Каждый имеет свои особенности звучания. Однако кнопочный аккордеон более перспективен, так как имеет широкий диапазон звучания. Баянист может выполнить на своем инструменте почти все произведения, предназначенные для других инструментов. В то время как к клавишному аккордеону их пришлось бы приспосабливать.

Свои коррективы они внесли в первую очередь в музыкальные инструменты. Теперь и баян, и аккордеон совсем другого качества, чем в недалеком прошлом. Они насыщены различными модификациями и системами, которые помогают исполнителю достичь высоких результатов. Раньше таких инструментов не было. Я помню, как люди стояли по два, три года в очереди, чтобы приобрести хороший баян или аккордеон. Сейчас такой проблемы нет, были бы только деньги.

Существуют и частные мастера, которые справляются с этой задачей. Многие музыканты имеют средства, чтобы приобрести музыкальный инструмент за рубежом. Популярностью пользуются итальянские баяны и аккордеоны.

У всех народов в мире есть свои национальные инструменты. У русских таким инструментом по праву может считаться баян. Особенное распространение он получил в русской глубинке, где пожалуй, не одно мероприятие будь то свадьба, или какие-либо народные гулянья, не обходятся без него.

Однако мало кто знает, что прародителем всеми любимого баяна, стал восточный музыкальный инструмент «шэн». В основу извлечения звука которого, как и в баяне был заложен язычковый принцип. Исследователи полагают, что более 2000—3000 лет назад он появился и стал распространяться в Китае, Бирме, Лаосе и Тибете. Шэн представлял собой корпус с бамбуковыми трубочками по бокам, внутри которых находились медные язычки. В Древней Руси шэн появился вместе с татаро-монгольским нашествием. Отсюда он и стал распространяться по странам Европы.

В создании баяна в таком виде в котором мы привыкли его видеть в разное время приложили руку многие мастера. В 1787 году мастер из Чехии Ф. Киршнер решил создать музыкальный инструмент, где звук появлялся бы из-за колебаний пластины из металла в воздушном столбе, который нагнетался специальной меховой камерой. Киршнер даже спроектировал первые модели своего инструмента. В начале 19-го столетия немец Ф. Бушман изготовил механизм для настройки обслуживаемых им органов. Во 2-й четверти 19-го столетия в Вене австриец с армянскими корнями К. Демиан, взяв за основу изобретение Бушмана и модифицировав его, произвел на свет первый прообраз баяна. Инструмент Демиана включал в себя 2 независимые клавиатуры, между которыми располагались меха. Клавиши на правой клавиатуре были предназначены для наигрывания мелодии, клавиши левой клавиатуры выдавали бас. Подобные музыкальные инструменты (гармоники) были завезены в Российскую Империю в первой половине 19-го столетия, где и получили большую популярность и распространение. В нашей стране стали быстро создаваться мастерские, и даже целые фабрики по изготовлению всевозможных видов гармоник.

В 1830 году в Тульской губернии на одной из ярмарок мастер-оружейник И. Сизов купил диковинный заграничный музыкальный инструмент – гармонику. Пытливый русский ум не мог удержаться, чтоб не разобрать инструмент и посмотреть как он устроен. Увидев, очень простую конструкцию, И. Сизов решил собрать свой вариант музыкального инструмента, который получил название «гармонь».

Тульский любитель-гармонист Н. Белобородов, решил создать свой инструмент с большим количеством музыкальных возможностей в сравнении с гармонью. Его мечта осуществилась в 1871 году, когда он вместе с мастером П. Чулковым сконструировал двухрядную гармонь.
Гармонь стала трехрядной в 1891 году, благодаря мастеру из Германии Г. Мирвальду. Спустя 6 лет П. Чулков представил на суд публики и музыкантам свой инструмент, позволявший одним нажатием на клавишу получать уже готовые аккорды. Постоянно меняясь и усовершенствуясь гармонь постепенно становилась баяном.
В 1907 году музыкальный деятель Орланский-Титоренко сделал заказ мастеру П. Стерлигову на изготовление сложного четырехрядного музыкального инструмента. Инструмент назвали «баяном» в честь сказителя из древнерусского фольклора. Баян усовершенствовался по прошествии 2-х десятилетий. П. Стерлигов создает инструмент с выборной системой, располагавшейся на левой клавиатуре.

В современном мире баян стал универсальным музыкальным инструментом. Музыкант при игре на нем может исполнять как народные песни, так и переложенные на него классические музыкальные произведения.

Баян – в своей основе язычковый духовой, но в то же время и клавишный музыкальный инструмент. Он сравнительно «молодой» и постоянно развивающийся. От создания и до наших дней баян претерпел огромное количество изменений и усовершенствований.

Принцип звукоизвлечения, который используется в инструменте, известен уже более трех тысяч лет. Металлический язычок, колеблющийся в струе воздуха, применялся в китайских, японских и лаосских музыкальных инструментах. В частности, такой способ извлечения музыкальных звуков использовался в китайском народном инструменте — шэне.

История баяна началась с того момента, когда впервые металлический язычок, издающий звук, заставили колебаться от воздуха, направленного не из легких музыканта, а из специального меха (примерно такого же, какой используется в кузнечном деле). Этот принцип рождения звука лег в основе устройства музыкального инструмента.

Кто изобрел баян?

Кто изобрел баян? В создании баяна в том виде, в котором мы его знаем, принимали участие многие талантливые мастера. Но у истоков стояли два независимо работающие друг от друга мастера: немецкий настройщик органов Фридрих Бушман и чешский мастер Франтишек Киршнер.

Киршнер еще в 1787 году предложил идею создания музыкального инструмента, в основе которого лежал принцип колебательного движения металлической пластины в столбе воздуха, нагнетаемого, с использованием особой меховой камеры. Им же были созданы и первые опытные образцы.

Бушман же использовал колеблющийся язычок как камертон для настройки органов. Только выдувал он точные звуки с помощью своих легких, что было крайне неудобно использовать в работе. Чтобы облегчить процесс настройки, Бушман сконструировал механизм, в котором использовался специальный мех с грузом.

При разжимании механизма груз поднимался вверх и затем собственным весом сдавливал меховую камеру, что позволяло сжатому воздуху довольно продолжительное время колебать металлический язычок, находящийся в специальной резонаторной коробке. Впоследствии Бушман добавил в свою конструкцию дополнительные голоса, которые вызывались попеременно. Использовал он данный механизм только с целью настройки органа.

В 1829 году идею создания музыкального инструмента с язычками и меховой камерой перенял венский органный мастер Кирилл Демиан. Он создал на основе механизма Бушмана музыкальный инструмент, который состоял из двух независимых клавиатур и меха между ними. На семи клавишах правой клавиатуры можно было сыграть мелодию, а на клавишах левой — бас. Демиан назвал свой инструмент аккордеоном, оформил патент на изобретение, и в том же году приступил к их массовому производству и продаже.

Первые гармони в России

Примерно в это же время подобный инструмент появляется и в России. Летом 1830 года оружейных дел мастер Тульской губернии Иван Сизов приобрел на ярмарке диковинный инструмент – гармонику. По возвращении домой он разобрал его и увидел, что конструкция гармоники очень проста. Затем он сконструировал подобный инструмент сам и назвал его гармонью.

Так же, как и Демиан, Иван Сизов не ограничился изготовлением единственного экземпляра инструмента, и буквально через несколько лет в Туле был налажен фабричный выпуск гармони. Более того, создание и усовершенствование инструмента приобрело поистине народный характер. Тула всегда славилась своими мастерами, а тульская гармонь и сегодня считается эталоном качества.

Когда же появился собственно баян?

«Ну а где же баян?» – спросите вы. Первые гармони — это и есть прямые предшественники баяна. Главная особенность гармони заключается в том, что она настроена по диатонике и может играть только в одной мажорной или минорной тональности. Этого вполне достаточно для организации народных гуляний, свадеб и прочих развлечений.

На протяжении второй половины XIX столетия гармонь остается поистине народным инструментом. Так как она еще не слишком сложна в строении, наряду с фабричными образцами гармони изготавливали и индивидуальные мастера.

В сентябре 1907 года петербургский мастер Петр Стерлигов сконструировал гармонь, которая имела полноценный хроматический звукоряд. Стерлигов назвал свою гармонь баяном, чествуя Бояна – легендарного певца-сказителя древней Руси.

Именно с 1907 года в России начинается история развития современного баяна. Этот инструмент становится настолько универсальным, что позволяет музыканту-исполнителю играть на нем как народные мелодии и их обработки, так и баянные переложения классических произведений.

В настоящее время профессиональными композиторами пишутся оригинальные сочинения для баяна, а исполнители-баянисты по уровню технического владения инструментом не уступают музыкантам других специальностей. Всего лишь за сто лет сформировалась оригинальная школа игры на инструменте.

Все это время баян так же, как и гармонь, по-прежнему любим народом: редкая свадьба или иное торжество, особенно в сельской местности, обходится без этого инструмента. Поэтому баян заслуженно получил звание русского народного инструмента.

Одно из самых знаменитых произведений для баяна — «Ферапонтов монастырь» Вл. Золотарева. Предлагаем вам его послушать в исполнении Сергея Найко. Эта музыка серьезная, но очень душевная.


Газарян С.С.

История возникновения и развития баяна и аккордеона

«Играй, мой баян...»


В истории изобретений можно встретить немало примеров, когда давно известные вещи, соединенные вдруг кем-то, особым образом, приобретали совершенно новое качество. Так получилось и с ручной гармоникой .

Почти пять тысяч лет знаком людям звучащий язычок – тонкая металлическая пластинка, колеблющаяся под напором воздуха. Мехи тоже известны с незапамятных времен – сперва кузнечные, а потом органные. И a клавиатура была изобретена еще до нашего летоисчисления. А возраст ручной гармоники, сочетающей в себе и то, и другое, и третье, на фоне этой старины можно считать младенческим – чуть больше ста шестидесяти лет.


Год рождения – 1822-й

Видите, какие разные судьбы бывают у музыкальных инструментов! Только что мы говорили о том, что не можем определить возраст гитары даже с точностью до столетия, а тут сразу называем год рождения. Можем назвать и имя изобретателя ручной гармоники – Фридрих Бушман.

Отец Фридриха был музыкантом и музыкальным мастером. Поэтому не удивительно, что Фридрих и сам лет с восьми начал играть на некоторых инструментах, а в одиннадцать уже гастролировал вместе с отцом и помогал ему в музыкальной мастерской.

В 1822 году Фридрих жил в Берлине и работал настройщиком органов и фортепиано. Чтобы облегчить себе настройку органных труб, он сконструировал специальное приспособление – маленькую коробочку, в которую был вделан металлический язычок. Когда Фридрих вдувал ртом воздух в коробочку, язычок звучал, издавая тон определенной высоты. По нему и настраивалась труба. Несколько таких коробочек, дававших звуки разной высоты, упрощали настройку. Однако мастеру не нравилось, что одна рука была занята этим приспособлением, а для работы оставалась только другая. Тогда Фридрих вделал каждый язычок в мех. Теперь во время настройки мастер ставил приспособление рядом с собой, растягивал мех кверху и отпускал. Сжимаясь под давлением собственного веса, мех подавал воздух на язычок, и тот звучал. Обе руки мастера оставались свободными, а кроме того, не нужно было дуть ртом, что тоже облегчало работу.

Потом Фридрих догадался, что незачем делать к каждому язычку собственный мех. Можно встроит все язычки в один мех, а чтобы они не звучали одновременно, оснастить их клапанами. Теперь для получения нужного тона надо было открыть один клапан над соответствующим язычком, а остальные оставить закрытыми.

А еще чуть позже Фридрих понял, что изобретенную им конструкцию можно превратить в самостоятельный музыкальный инструмент. Так мастер, облегчая себе труд (сейчас мы назвали бы это рационализацией), пришел к новой форме музыкального инструмента. В ту пору Фридриху было всего семнадцать лет...Однако, восхищаясь изобретательностью молодого мастера, не будем и преувеличивать его заслуги в создании гармоники . Фридрих изобрел новую форму музыкального инструмента, но пока не сам инструмент, потому что играть на нем было еще нельзя: ведь клапанный механизм предназначался лишь для настройки. Фридрих пытался довести до конца свой замысел и сделать ручную гармонику, но у него было очень мало времени на это. Все отнимала основная работа, а гармоникой приходилось заниматься лишь урывками, поэтому в итоге получилось у него нечто вроде детской игрушки.

В технике нередко идею подает один, а разрабатывает ее другой. Например, электрическая лампочка впервые загорелась в лаборатории русского электротехника Александра Николаевича Лодыгина, но до работоспособного и промышленного вида ее довел Эдисон. Так бывало и в музыкальной технике, так случилось и с ручной гармоникой. Одна из детских игрушек попала в руки венскому органному мастеру Кириллу Демиану . Он усовершенствовал её и 6 мая 1829 года подал заявку на инструмент, названный им аккордеоном . Можно подивиться той оперативности, с которой была рассмотрена и утверждена эта заявка: уже через девятнадцать дней Демиан получил привилегию на свой инструмент. Можно подивиться и оперативности самого Демиана: еще через несколько дней он вместе со своими сыновьями стал производить аккордеоны на продажу. И вскоре, еще в год своего появления на свет, аккордеон Демиана стал известным инструментом.

На аккордеоне уже можно было играть – правда, очень простые мелодии и только в одной тональности, потому что он имел всего пять кнопок на правой стороне и пять на левой. Но это была музыка, а не надоедливая для взрослых детская забава.

Здесь бы надо остановиться и точнее разобраться в истории. Аккордеон мы привыкли считать гораздо более современным инструментом, чем гармошка, и вдруг оказывается, что с него-то все и началось. А кроме того, ведь у аккордеона фортепианная клавиатура для правой руки, а на инструменте Демиана были только кнопки.

Однако подождем уточнять эти вопросы – они требуют отдельного разговора, и мы к нему скоро вернемся. А пока посмотрим, как гармоника попала в Россию.

Произошло примерно то же самое, что сейчас происходит с нашими балалайками. Их покупают иностранные туристы и увозят домой в качестве экзотического сувенира. Так и в Россию привозили ручные гармоники – не туристы, конечно, а купцы, моряки, артисты. Однако здесь ей не суждено было остаться лишь сувениром – очень скоро гармоника превратилась из экзотического инструмента в народный.

А обязаны мы этим, как ни странно, не музыкальным мастерам, а тульским оружейникам. Летом 1830 года один из них, Иван Сизов , поехал на ярмарку в Нижний Новгород и там услышал гармонику. Сизов выторговал её, тогда еще довольно дорогую, и привез домой. Как всякий любознательный мастеровой, он первым делом разобрал инструмент и изучил его устройство. Убедившись, что ничего особо сложного в нем нет, тем более для тульского оружейника, взял и сделал своими руками такой же. Конечно, об этом сразу же узнали родственники и знакомые Ивана Сизова , а через них и другие. Среди тех, кто мог познакомиться с инструментом, было немало умельцев – Тула вообще всегда славилась мастерами. Очень скоро изготовление гармоник стало в Туле повальным увлечением. Сейчас мы назвали бы это массовым хобби. Очень быстро производство гармоники было поставлено на промышленную основу. Сначала открылись кустарные мастерские, а потом и фабрики. Сам Иван Сизов тоже не ограничился своей первой гармоникой, а наладил их фабричный выпуск. Ещё свежа была в памяти его диковинная нижегородская покупка, а Тула уже выпускала больше десяти тысяч инструментов в год.

Производство перекинулось в другие города, то тут, то там открывались новые промыслы, причем множились и разновидности гармоники, потому что в каждой области ее переиначивали и подлаживали под свои напевы. Саратовская, ливенская, череповецкая, касимовская, елецкая, вятская – всех и не перечислить.

А ведь минуло всего два десятка лет после изобретения Кирилла Демиана и меньше тридцати с тех пор, как Фридрих Бушман приспособил для настройки органа язычок с мехом. Чем же можно объяснить столь стремительное распространение гармоники?

Во-первых, тем, что этот инструмент как бы сам себе аккомпанирует, располагая кнопками для басового сопровождения.
Во-вторых, даже первые, во многом несовершенные инструменты уже обладали ценной особенностью: они позволяли извлекать звуки от едва слышимых до очень громких, потому что напор воздуха мог регулироваться ручным мехом.
В-третьих, привлекала неприхотливость инструмента. Гармоника годами, десятилетиями не требует подстройки, даже если ее хранят в не совсем подходящих условиях. Любой ручной струнный инструмент, как известно, приходится каждый раз подстраивать перед игрой.
И, в-четвертых, играть можно было не только сидя и не только стоя, а даже на ходу, еще и приплясывая при этом.

Какими-то из этих качеств обладают и многие другие инструменты. Но сочетание всех особенностей в одном инструменте делает гармонику неповторимой.

Правда, не все приветствовали распространение гармоники. Многие отзывались о ней не слишком лестно, называли даже «ужасным орудием пытки». Надо сказать, что и для такого мнения были основания. Инструмент еще некоторое время оставался несовершенным, иногда с чрезмерно резким звучанием, техника игры не была так основательно разработана, как для старинных инструментов, и большинство любителей настолько неумело обращалось с гармошкой, что музыкантам с изощренным слухом оставалось только затыкать уши.
Но постепенно инструмент улучшался, обретал благозвучие, находил своих выдающихся исполнителей. Голоса противников мало-помалу стихали и вовсе умолкли, когда появился баян .

Источник информации: Газарян С.С. В мире музыкальных инструментов: Кн. для учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, 1985. – С. 33 – 37.

Примечание. Некоторые исследователи утверждают, что нет совершенно никаких подтверждений того факта, что первую гармонь изобрёл Фридрих Бушман. Поэтому они отдают пальму первенства изобретения этого музыкального инструмента гениальному мастеру – Кириллу Демиану .

На фото сувенирная гармонь «Кроха», которая по количеству клавиш очень близка к характеристикам самых первых гармоней. Производство ООО «Тульская Гармонь» .

Баян и аккордеон, относящиеся к гармоникам, - язычковые клавишно-пневматические инструменты. Их звучание основано на принципе проскальзывания язычка. Язычок - основной источник звука в баяне. Это металлическая пластинка, изготовленная из голосовой стали, закрепленная жестким образом на голосовой планке. При поступлении воздуха язычки начинают колебаться, проскакивая в проеме голосовой планки, и издают звук. Где, как и когда появилась первая гармоника? Считается, что гармоника произошла от китайского шэна, известного в Юго-Восточной Азии еще три тысячи лет назад. Но никто не мог объяснить, почему первые гармоники так долго формировались от шэна: три тысячи лет, и вдруг всего за 200 лет появился огромный пласт музыкальной культуры - гармонной. В истории изобретений можно встретить немало примеров, когда давно известные вещи, соединенные вдруг кем-то особым образом, давали совершенно новое качество. Так получилось и с гармоникой. Помимо звучащего язычка, знакомого людям несколько тысячелетий, мехи тоже известны с незапамятных времен - сначала кузнечные, а потом органные. И клавиатура была изобретена много веков назад. А возраст ручной гармоники, сочетающей в себе эти три вещи, на фоне этой старины можно считать младенческим. Доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств России А.М. Мирек в течение 55 лет собирал и изучал гармоники и материалы по истории их возникновения. Ему удалось доказать, что шэн не может быть непосредственным предшественником современных гармоник, так как источником звука у него является надрезной язычок, а у гармоники - свободно проскакивающий. Этот новый способ звукоизвлечения изобрел в 1780 году универсальный органный мастер Ф. Киршник, живший и работавший в это время в Петербурге, и тем самым положил начало появлению первых гармоник. Никто не видел, как выглядит первая гармоника, остались только ее отрывочные описания.
По этим описаниям Мирек и восстановил общего предка нынешних баянов и аккордеонов. Инструмент совсем не похож на обычный: он устанавливался на стол, и на нем играли, как на маленьком пианино - только для получения звука кто-то должен был растягивать меха. Инструмент Киршника быстро обрел популярность. В начале XIX века образовалось целое семейство подобных инструментов: оркестрионы, фисгармонии, концертины, гудящие флюгеры - эоловы арфы, губные гармоники. Губную гармонику сконструировал берлинский мастер Ф. Бушман в 1821 г. При настройке органов и фортепиано он пользовался инструментом собственной конструкции - маленькой коробочкой, в которой под напором вдуваемого ртом воздуха звучал язычок, издавая тон определенной высоты. Однако мастеру не нравилось, что одна рука была занята инструментом, и он вделал в эту коробочку мехи. Теперь во время работы он ставил инструмент рядом с собой, растягивал мехи кверху и отпускал. Сжимаясь под давлением собственного веса, мехи подавали воздух на язычок. Обе руки мастера оставались свободными, и, кроме того, не нужно было дуть ртом, что тоже облегчало работу. Потом Бушман догадался, что инструмент можно снабдить несколькими язычками для настройки разных тонов, а чтобы язычки не звучали одновременно, оснастить их клапанным механизмом. А еще позже мастер понял, что изобретенную им конструкцию можно превратить в самостоятельный музыкальный инструмент. Так мастер, облегчая себе труд, изобрел новую форму музыкального инструмента. Форму, но пока не сам инструмент, потому что играть на нем было еще нельзя: ведь клапанный механизм предназначался лишь для настройки. И хотя позже Бушман пытался осуществить свой замысел и сделать ручную гармонику, получилось у него нечто примитивное, вроде детской игрушки. И вот одна из таких игрушек в 1829 г. попала в руки венскому органному мастеру К. Демиану. Он усовершенствовал ее, придав меховой камере современную форму и создав основные элементы конструкции, сохранившиеся до нашего времени: корпус (левый и правый), соединенный с меховой камерой. Инструмент был назван аккордеоном, и на нем уже можно было играть - правда, очень простые мелодии и только в одной тональности, но это была музыка, а не надоедливая для взрослых детская забава. Аккордеон Демиана имел по пять кнопок в левой и правой клавиатуре. Под названием «аккордеон» подобные инструменты быстро распространились не только в Австрии и Германии, но и в других странах Западной и Восточной Европы. Другими видами гармоники были концертина, появившаяся в Англии почти одновременно с инструментом К. Демиана, и бандонеон, сконструированный в Германии в 40-е годы XlX века. Оба инструмента отличались от аккордеона отсутствием готового аккордового аккомпанемента в левой клавиатуре, на которой так же, как и на правой, можно было исполнять мелодию. В Россию ручные гармоники привозили купцы, моряки, артисты. Очень скоро гармоника превратилась из экзотического инструмента в народный. А обязаны мы этим, как ни странно, не музыкальным мастерам, а тульским оружейникам. Летом 1830 г. один из них, Иван Сизов, купил на Нижегородской ярмарке гармонику. Привез домой и, как всякий любознательный мастеровой, первым делом разобрал инструмент и изучил его устройство. Убедившись, что ничего особо сложного в нем нет, тем более для тульского оружейника, взял и сделал своими руками такой же. Очень скоро изготовление гармоник стало в Туле повальным увлечением, а через десять лет налаживается кустарное производство, и не только в Туле. Возникают новые производства в Вятской, Новгородской губерниях, а позднее и во многих других: Московской, Рязанской, Тверской, Ярославской, Костромской, Вологодской, Орловской, Нижегородской, Саратовской губерниях, в Петербурге и Казани. Первые гармоники, изготовлявшиеся по иностранным образцам, были однорядные, в правой клавиатуре имели от пяти до десяти клавиш, а в левой клавиатуре две клавиши - бас и мажорный аккорд. Русские мастера внесли в их устройство существенное изменение - перевернули планки с язычками другой стороной к клапанам, тем самым они поменяли звуки, получавшиеся при разжиме и сжиме меха. Такая гармоника стала называться русской (с русским строем), или тульской гармоникой. Дальнейшее усовершенствование однорядной гармоники не могло дать существенного улучшения ее игровых качеств, и тогда русскими умельцами была разработана конструкция двухрядной гармоники. Наиболее совершенным типом двухрядной гармоники стала венская гармоника русского строя - «венка», изготовленная тульскими мастерами. На ней увеличили количество клавиш на обеих клавиатурах, удвоили звуки готовых аккордов аккомпанемента в унисон или октаву, поместили каждый голос в отдельной резонаторной камере («рассыпные басы»), применили принципиально новое устройство левой механики (т.н. «гнутая» механика). Таким образом, во второй половине XIX в. России получают распространение как однорядная, так и двухрядная гармоники, причем множатся и разновидности гармоники, потому что в каждой области ее подлаживают и переиначивают под свои напевы. Так, помимо тульской появились саратовская (с колокольчиками в басах), ливенская, бологоевская, елецкая (с рояльной клавиатурой), касимовская, череповецкая, ржевская, вятская, и другие гармоники. В 1871 г. гармонист-самоучка Н.И. Белобородов сконструировал хроматическую гармонику с двухрядной правой клавиатурой, издававшей разные тона на сжим и разжим. По эскизам Белобородова и под его непосредственным наблюдением мастер Л.А. Чулков изготовил первый инструмент с полным хроматическим строем. Это изобретение стало важнейшим шагом на пути возникновения нового музыкального инструмента - баяна. В 1907 г. в Петербурге по заказу исполнителя-гармониста Я.Ф. Орланского-Титаренко мастером П. Стерлиговым был изобретен новый инструмент: с четырьмя рядами кнопок (в виде лопаточек) в правой клавиатуре, издававших один тон на сжим и разжим, имевший полный хроматический звукоряд. В левой клавиатуре, помимо полного хроматического звукоряда басов, имелись готовые аккорды - мажор, минор и септаккорд. Этот инструмент мастер и исполнитель назвали баян, по имени древнерусского певца-сказителя Бояна.
Правая клавиатура баяна Стерлигова получила название петербургской (ленинградской) системы. Существовали также системы В.П. Хегстрема, Н.З. Синицкого и другие. Общеупотребительной системой стала московская. Объединение мастеров-кустарей в артели уже при Советской власти в 20-е годы, а затем организация гармонных фабрик в 30-е годы способствовали увеличению выпуска инструментов. Появляется баян с выборным аккомпанементом (при нажатии одной кнопки в левой клавиатуре вместо аккорда звучит один тон). Для серийного производства был выбран наиболее простой по конструкции и технологичный в сборке баян московской системы с количеством клавиш-кнопок 52x100. На тульской и московской баянных фабриках в результате расширения производственных цехов и механизации ряда подготовительных операций выпуск баянов только в первую половину 30-х годов увеличился в несколько десятков раз. Организуются цехи по изготовлению концертных инструментов по индивидуальным заказам, где трудятся лучшие мастера. Со второй половины 30-х годов баян становится самым массовым музыкальным инструментом в быту и музыкальной самодеятельности городского населения, вытесняя постепенно гармонику. Его конструкция стабилизируется. Новый этап в развитии инструмента наступает в 50-е годы. Сначала появляется баян с готово-выборным аккомпанементом. Затем, в 1951 году московскими мастерами Ф. Фигановым и Н. Селезневым по заказу баяниста Ю. Казакова изготавливается первый многотембровый баян (хотя точнее его можно было бы назвать многорегистровым), а в 1964 году Ф. Фигановым совместно с А. Пастуховым был изготовлен усовершенствованный вариант этого инструмента. В 1960 году ведущий конструктор Московской экспериментальной фабрики музыкальных инструментов В. Колчин создает баян «Россия», ставший наиболее распространенным инструментом среди концертирующих баянистов в 60-е годы. В 1970 году В. Колчин изготовил новый концертный баян «Аппассионата». На этой же фабрике работал и другой выдающийся конструктор баянов Ю. Волкович. В 1962 году он разработал первый в стране тембровый инструмент с ломаной декой серийного производства «Солист».
В 1970 году Ю. Волковичем был изготовлен четырехголосный готово-выборный баян «Юпитер», инструмент поистине редкой судьбы. Вот уже на протяжении нескольких десятилетий он остается наиболее популярным и широко распространенным как среди концертирующих баянистов, так и среди учащихся средних и высших музыкальных учебных заведений. На нем наши музыканты одержали большинство побед на международных конкурсах, инструмент приобретают зарубежные музыканты. По мнению многих специалистов, «Юпитер» представляет собой наиболее совершенную конструкцию многотембрового готово-выборного баяна. В 1974 году «Юпитер» получил Большую золотую медаль и диплом I степени на Лейпцигской ярмарке. Помимо разработки и совершенствования концертных многотембровых готово- выборных баянов расширяется ассортимент, создаются новые конструкции серийных инструментов. Здесь в первую очередь надо выделить появление в 1965 году двухголосного готово-выборного баяна «Рубин» на Кировской фабрике музыкальных инструментов. Сконструированный талантливым мастером Н. Самоделкиным, этот баян сыграл большую роль в популяризации готово-выборного инструмента и расширении обучения на нем в музыкальных школах и училищах в конце 60-х и в 70-е годы. Оригинальные конструкции инструментов были разработаны и специалистами Тулы - старейшего центра по производству гармоник. В 1974 году там создается баян “Левша” (авторы Ю.П. Маторин и В.В. Проскурдин), награжденный бронзовой медалью и дипломом ВДНХ. Также в Туле были изготовлены такие известные многотембровые готово-выборные баяны, как «Тула-401», «Мир», «Русь». Принципиально новая конструкция левого клавиатурного механизма баяна «Русь», изобретенная Ю.П. Маториным, позволила не только увеличить игровые возможности инструмента, но и существенно снизить его вес с 15 до 11,5 кг.




THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама