THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

РУССКАЯ КУЛЬТУРА В 14-16 вв. ВЛИЯНИЕ ТАТАРО-МОНГОЛЬСКОГО ИГА НА РАЗВИТИЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ В результате нашествия монголо-татар был нанесен жестокий урон материальным и культурным ценностям. Давало о себе знать резкое усиление разобщенности русских земель с середины 13 века, что отрицательно сказывалось на развитии русской культуры. Сразу же после установления ордынского владычества на Руси временно прекращается строительство каменных зданий. Было утрачено искусство целого ряда художественных ремесел. За время феодальной раздробленности сформировались местные центры летописания, а также литературные художественные школы. Во времена монголо-татарского ига часть этих традиций сохранилась, что создавало основу в будущем для культурного подъёма к концу 14 века. Кроме того борьба за государственную целостность и независимость сближала культуры разных земель, а также культуру верхушки и народную. Несмотря на то, что многие культурные произведения погибли, многие и появились. Включившись в систему мировых торговых связей через Золотую Орду, Русь переняла ряд культурных достижений стран Востока, технологию изготовления различных предметов, архитектурные достижения и общекультурные. С другой стороны, монголо-татарское нашествие повлияло на возвышение Москвы, как центра объединения Руси. И постепенно общерусская культура стала формироваться на основе культуры Владимирской Руси. ЛЕТОПИСАНИЕ Начиная со второй половины 13 века в русских землях постепенно восстанавливается летописание. Его главными центрами оставались Галицко-Волынское княжество, Новгород, Ростов Великий, Рязань, примерно с 1250 года Владимир. Появляются также новые центры Москва, Тверь. Со второй половины 14 века составление летописей и рукописных книг переживает значительный подъём. Ведущее место постепенно занимает Московская летописная традиция с её идеями объединения земель вокруг Москвы. Московская летописная традиция дошла до нас в составе Троицкой летописи начало 15 века и являет собой в отличии от местных летописей первый со времен Древней Руси свод общерусского характера, тут обосновываются право князей московских быть главой Руси. В середине 15 века появляется краткая всемирная история — хронограф. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО РУСИ Вместе с тем важнейшим жанром литературы в 13 веке, получившим динамичное развитие, становится устное народное творчество: былины, песни, сказания, воинские повести. В них отражались представления русских людей о своём прошлом и об окружающем мире. Первый цикл былин является доработкой и переработкой старого цикла былин о Киевской державе. Второй цикл былин — Новгородский. В нём прославляется богатство, могущество, свободолюбие вольного города, а также мужество горожан в защите города от врагов. Главные герои — Садко, Василий Буслаевич. Другие жанры появляются в 14 веке и посвящены осмыслению монгольского завоевания. Повести-сказания: о битве на реке Калке, о разорении Рязани, о нашествии Батыя, а также о защитнике Смоленска — юноше Смолянине Меркурии, спасшим город по велению Богородицы от монгольских ратей. Часть произведений этого цикла вошла в летописные своды. ЛИТЕРАТУРА РУСИ В традиции плача написано «Слово о погибели русской земли» (сохранилась только первая часть). Идеи национального освобождения и патриотизма отражаются также в произведениях, посвященных северо-западных рубежей земли русской: «Повесть о житие Александр Невского». Целый ряд житийных произведений посвящен князьям, погибшим в орде. Это житие Михаила Черниговского. Князья представлены в этих произведениях, как защитники провославной веры и Руси. Воинская повесть Задонщина, составленная как полагают, Сафонием Рязанцем, по образцу слово о полку Игореве. Отсюда были заимствованы образы, литературный стиль, отдельные обороты, выражения. Оно не сообщает о походе или битве, а выражает чувства от случившегося. Написана по итогам Куликовской битвы. Эта победа рассматривается тут, как возмездие за поражение на речке Калке. В произведении выражена гордость за победу, прославляется Москва, как государственный центр Руси. Задонщина сохранилась в подлиннике. Характеризуется хорошим литературным языком. В жанре светской литературы написано Хождение за три моря Афанасия Никитина. Это одно из немногих светских произведений, сохранившихся на Руси. В нем пересказываются впечатления от путешествий в Индию и многих восточных стран. Это путевой дневник. НАЧАЛО КНИГОПЕЧАТАНИЯ НА РУСИ Конец 15 века связан с завершением формирования великорусской народности. Сложился язык, отличающийся от церковно-славянского. Господствующим стал московский диалект. С образованием централизованного государства, увеличилась потребность в грамотных, образованных людях. Кроме того, необходимо было укрепить авторитет церкви и ввести единообразие в церковных книгах. И с этой целью митрополит Макарий при поддержке Ивана IV инициировал книгопечатание. В 1563 году казённую типографию возглавил Иван Федоров. Помощником его был Федор Мстиславович. Первая изданная книга — Апостол. Типография работала в основном на нужду церкви. В 1574 году во Львове издается первая русская азбука. ОБЩЕПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ РУСИ 16 ВЕКА. Реформы Избранной Рады при Иване Грозном были направлены на укреплении централизации государства. Общая политическая мысль Руси отражала несколько тенденций по вопросам о взаимоотношении власти и отдельных слоев населения, призванных поддерживать её. Либо царская власть должна была бороться с боярством, либо боярство должно было быть её главной опорой. Иван Пересветов (русский дворянин) был в составе посольского приказа. В своих челобитных он высказывал свою программу действий. В иносказательной форме он показал, что опора государства — служилые люди. Их положение на службе должно определяться не происхождением, а личными заслугами. Основные пороки, приведшие к гибели государства — засилье вельмож, их неправедный суд и равнодушие к делам государства. В его иносказательной форме активно мелькает тема, связанная с падением Византии. Иван Пересветов призывал оттеснить от власти бояр и приблизить к царю тех людей, которые действительно были заинтересованы в военной службе. Другую позицию высказывал князь Курбский (один из деятелей Избранной Рады). Он отстаивал точку зрения, что лучшие люди Руси должны помогать ей. Полоса гонений бояр совпала с полосой неудач Руси. Именно поэтому Курбский покинул страну, так как здесь неправильно относились к боярам. Иван Грозный очень любил и уважал этого человека, поэтому болезненно перенес его отъезд. Они долго переписывались. Иван Грозный писал Курбскому, что боярское правление негативно, так как в детстве он сам на себе это испытал. Царь писал так же что в своих действиях он подчиняется божественной воле. Отъезд Курбского Иван 4 приравнял к государственной измене (впервые). Иван Грозный ДОМОСТРОЙ В связи с тем, что необходимо было поднять престиж нового государства создается литература официального характера, где регламентируется духовная, правовая и повседневная жизнь людей. Крупнейшее произведение того века было написано митрополитом Макарием — Великие Минеи Четьи Великие Минеи Четьи митрополита всея Руси Макария (1481/82—31.XII. 1563 г.) — это книжный свод из 12 рукописных книг, составляющий годовой «круг чтения» почти на каждый день, каждая из 12 Миней содержит материал на один из месяцев (начиная с сентября). По замыслу инициатора, организатора переписки и редактора этого книжного свода Макария 12 фолиантов огромного объема и размера должны были вобрать «все святые книги четьи», почитаемые и читаемые на Руси, благодаря чему Великие Минеи Четьи стали своего рода энциклопедией русской книжности XVI в. Домострой — памятник русской литературы XVI века, являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы. Наиболее известен в редакции середины XVI века, приписываемой протопопу Сильвестру. Хотя Домострой и был сборником советов по ведению хозяйства, но был написан художественных языком и стал литературным памятником эпохи. ЖИВОПИСЬ РУСИ Несмотря на некоторый упадок в развитии страны русская живопись к 14 — 15 веку достигла наивысшего расцвета. В современной литературе этот период оценивают как русское возрождение. В это время на Руси работает серия замечательных живописцев. В конце 14 начале 15 века в Новгороде, Москве, Серпухове и Нижнем Новгороде работал приехавший из Византии живописец Феофан Грек. Он великолепно соединил византийскую традицию и уже сформировавшуюся русскую. Иногда он работал с нарушением канонов. Его образы психологические, в его иконах передано духовное напряжение. Им была создана роспись храма Спаса на Ильене улице в Новгороде, вместе с Семеном Черным — росписи московской церкви Рождества Богородицы (1395) и Архангельского собора (1399). Великим русским художником, творившем в этот период является Андрей Рублев. Он мастер лаконичной, но очень выразительной композиции. В его работах виден удивительный живописный колорит. А в его иконах и фресках чувствуется идеал нравственного совершенства. Одновременно умел передавать и тонкие душевные переживания персонажей. Он участвовал в росписи старого Благовещенского собора в Кремле (1405) вместе с Феофаном Греком и прохором из Городца, расписывал Успенский собор во Владимире (1408). Троицкий собор в Троице — Сергиевом монастыре и Спасский собор Андроникова монастыря (1420). Его кисти принадлежит шедевр мировой живописи — икона Троица. «Икона Троица». «Троица». 1411 год или 1425-27, Государственная Третьяковская галерея Образ отражает библейский сюжет, когда праотец Авраам принимал дома трех путников, посланных Богом, и принесших ему новость о грядущем рождении сына. Первые изображения трех ангелов за столом появились еще в Византии 14-го века, и назывались Филоксения (греч. — «гостеприимство») Авраама. Одним из первых, кто вдохнул в эту икону новый Евхаристический смысл, стал Русский иконописец, святой Андрей Рублев. Он изобразил Трех Ангелов как три ипостаси Божии. Средний Ангел символизирует Сына Божия — Иисуса Христа, левый — Бога-Отца, правый Бога — Духа Святого (основа такого толкования иконы в одежде и расположении Ангелов), однако одинаковый внешний вид Ликов показывает, что Святая Троица - единое и неделимое Целое. Перед Ангелами стоит чаша - символ жертвы Христа за наши грехи. В конце 15 века огромный вклад в развитие русской живописи внес выдающийся иконописец Дионисий. Он был великолепным калористом и очень сложным мастером. Вместе со своими сыновьями Феодосием и Владимиром а так же другими учениками, он создал фрески Успенского собора Кремля. К числу его творений относилась и знаменитая икона Спас в силах. Одновременно функционирует и Новгородская иконописная школа. Она отличается яркостью красок и динамичностью композиции. АРХИТЕКТУРА РУСИ В 14-16 веке в связи с централизацией государства украшается Москва (при Иване Калите развивается каменное строительство). При Дмитрии Донском впервые возведен белокаменный Кремль. Во время ига реставрируется серия старых русских храмов. Благодаря достройкам и перестройкам появляется тенденция к кристализации русского национального архитектурного стиля на основе синтеза традиций Киевской и Владимиро-Суздальской земли, что в будущем стало образцом для последующего строительства в конце 15 начале 16 века. По совету Софьи Палеолог (бабушка Ивана IV Грозного) приглашались мастера из Италии. Цель этого — отобразить мощь и славу русского государства. Итальянец Аристотель Фиораванти съездил во Владимир, осмотрел Успенский и Дмитриевский соборы. Он удачно сумел объединить традиции русского и итальянского зодчества. В 1479 году удачно завершил возведения главного храма русского государства — Успенского собора Кремля. Вслед за этим была построена грановитая палата для приема иностранных посольств. Обращение к национальным истокам особенно ярко выражалось в каменном зодчестве традиционно русского шатрового стиля, столь характерного для деревянной архитектуры Руси. Шедеврами шатрового стиля являлись церковь вознесения в селе Коломенском (1532) и Покровский собор на Кремлевской площади в Москве. То есть появляется собственный архитектурный стиль.

Ордынское вторжение являет собой особую страницу в развитии русской культуры и формировании ядра культуры - национального менталитета. Монголо – татарское завоевание принесло немало бед русским землям. По подсчетам археологов, из семидесяти четырех русских городов XII-XIII вв., известных по раскопкам, сорок девять были разорены Батыем. Причем четырнадцать городов вовсе не поднялись из пекла и еще пятнадцать постепенно превратились в села.

Сильный удар был нанесен по русскому культурному генофонду. Татары уводили в плен не только красивых и физически сильных людей, но также талантливых мастеров, искусных ремесленников. Не удивительно, что Русь потеряла знание множество технологий, навыков, умений. Не случайно в конце 15 века Ивану III придется пригласить зарубежных, в основном итальянских мастеров для строительства московского Кремля.

Промежуточное положение древней Руси между Западом и Востоком постепенно сменяется предпочтением Востоку. При посредстве татар русские усваивают ценности политической культуры Китая и арабского мира. В Орде русским князьям прививаются прежде неизвестные им ценности самоуничижения, оскорбительные для русского человека формы политического общения (например, «бить челом»). Создавалась генерация покорных князей, для которых закон – это воля хана. Все это приводит к глубоким изменениям русского национального характера и образа мышления. Столь длительное положение национальной зависимости не могло не формировать рабской психологии во всех социальных слоях русского населения.

Ведь степень демократичности всего феодального общества зависела от характера отношений внутри господствующего класса. Естественно, что русские князья – «служебники», обязанные в новых условиях беспрекословно выполнять волю хана, не могли уже примириться с независимостью своей дружины, ее былыми правами.



Монгольское общество было пронизано отношениями жестокого подчинения. Власть верховного правителя была абсолютной, никем и ничем не ограниченной. Становясь «служебниками» ханов, русские князья впитывали этот дух империи: беспрекословную покорность подданных и безграничную власть правителей. В подобные отношения втягивались и жители русских городов, а домонгольский период обладавших своими правами и вольностями. В условиях постоянной внешней опасности роль и значение князя неизменно возрастали, что влекло за собой подавление городских вольностей, да и подавить теперь было легче, так как горожане сами были заинтересованы в сильном князе, способном их защищать. На Руси шел неумолимый процесс формирования особого типа социальных связей - подданства. Подданство, в отличие от западного вассалитета, - это служба недоговорного характера, при которой слуга находится в прямой и безусловной зависимости от господина.

Владычество кочевников принесло на Русь жестокую систему насилия, террористических и грабительских методов управления страной, унижающих человеческое достоинство и национальное самосознание народа. За два с половиной века иноземного господства резко снизилась ценность человеческой жизни и личности, уровень благосостояния страны и каждой семьи, состояние общественной нравственности и социальная активность населения. Можно наблюдать значительную деградацию древнерусского общества. Многие исконно славянские формы и явления культуры стерлись, будучи вытеснены феноменами кочевнической культуры. Несмотря на то, что терпение и покорность народа прерывалось бунтами, сама кочевая монгольская империя воспринималась Русью как эталон государственного могущества.

Особые отношения сложились у татарских ханов с православной церковью. Как и большинство язычников, они чтили «чужих» богов, считая, что это умилостивит их. В результате русские митрополиты получали от ханов «ярлыки», которыми обеспечивалась личная неприкосновенность и привилегии духовенства, а также неприкосновенность имущества церкви. Ханы под страхом смертной казни запрещали своим подданным грабить монастыри.

Многие богатые и знатные русские люди в этот период искали душевного мира за монастырскими стенами, меняя одежду княжескую и боярскую на мантию инока. Всякий, готовясь умереть, часть имущества завещал церкви. Поэтому она чрезвычайно окрепла и разбогатела за два столетия.

Церковь, оставаясь единственным общенациональным институтом, позволяла в условиях татарского ига осознавать свое единство и принадлежность к единой вере, формируя идею богоизбранности русского народа.

Понадобилась, примерно, сотня лет зависимого униженного положения, чтобы в сознании наших предков возникли идеи единства «всей Русской земли». Единство – и в борьбе с «татарами» – вот важнейший итог изменений геополитических представлений русских князей. Расширение политических и владельческих прав московской династии породили общерусский кругозор; без этого качества едва ли можно было победить на Куликовом поле. Не вызывает сомнений, что именно мотив защиты единой Русской земли и христианской веры был наиболее сильным моральным фактором, обуславливающим победу.

Искусство Руси 13 – 15 веков

Монголо – татарское завоевание подорвало экономический потенциал Руси, что привело к стагнации каменной архитектуры, тем не менее, строительство деревянных церквей не прекращается и в период татарского завоевания.

Каменное строительство в Новгороде возрождается уже в 1292 г. Возводится церковь Николы на Липне. Во второй половине 14 века наблюдается расцвет новгородской архитектуры, зодчие сохраняют принципиальную структуру храма: четырехстолпные, одноглавые, одноапсидные. В это время построены церкви Спаса Преображения на Ильине, Федора Стратилата на Ручью, Успения на Волотовом поле. Постепенно возобновляется каменное зодчество и в других городах Руси: Пскове, Владимире, Суздале, Ростове.

Вторжение татар, длительная изоляция Руси от Византии, разобщенность русских городов способствовали созданию региональных художественных школ. Можно говорить об особенностях новгородской, псковской, московской иконописных школ, обладающих своеобразием и неповторимостью. Так, новгородская школа создает краснофонную икону. Иконопись Новгорода тяготеет к повествовательности, ярким красочным пятнам, икона переполнена сюжетными подробностями. Характерными образами второй половины 13 века новгородской школы являются «Спас на престоле», «Св. Георгий с житием», « Иоанн Лествичник, св. Георгий и св. Власий».

В псковской школе иконописи доминирует драматизм, который передается беспокойным линейным ритмом, сочетанием красного и зеленых тонов. Такая напряженность ощущается в иконе «Сошествие в ад».

Рост национального самосознания способствовал такому значительному подъему русской художественной культуры на рубеже XIV – XV вв., что некоторые исследователи проводят параллели между последним и европейским Ренессансом.

Творения мастеров новгородской и, особенно, московской школ обретают и свое уникальное лицо, и высокую степень художественного совершенства. Самые яркие и философски глубокие шедевры русской иконы мы находим в творчестве Феофана Грека, Андрея Рублева.

Знаменитый Феофан Грек появился в 70-х годах XIV века в Новгороде, где уже сформировалась самобытная художественная школа живописи. Мало того, что он был «преславный мудрец, философ зело хитрый…книги изограф нарочитый и среди иконописцев отменный живописец » (Епифаний Премудрый), он настолько тесно сжился с русскими людьми и настолько вошел в русское искусство, что его имя неотделимо от последнего.

В византийском искусстве, где главенствовал принцип безличного творчества, Феофан был, вероятно, первым и одновременно последним мастером со столь ярко выраженной индивидуальностью. Мир грозовой, тревожный, мир кипящий, огненный, где все в движении и неудержим порыв страстей, открывается нашему взору в феофановской росписи. Трудно представить композиции более динамичными, более властно захватывающими зрителя в свой круговорот. Тут и грозный Пантократор, и лик Серафима, выглядывающий из могучего шестикрылья, и ангел, под чьими крылами, как под шатром, приютился бы, кажется, весь мир, и праотцы Ной, Иов, Мелхиседек, и Макарий Египетский, шесть десятилетий проживший аскетом в пустыне, и отшельники, именуемые столпниками и другие еще подвижники и святые. Формально все как будто бы в соответствии с догмой. Но дух беспокойный, испепеляющий рвется в каждом наружу, рождая тот трагический пафос, ту великую напряженность, которые и являются истинным содержанием феофановской росписи. Суровые и вдохновенные феофановские аскеты – это не царственно мудрые проповедники веры и ревностные обличители зла, а метущиеся, одолеваемые собственными страстями искатели истины.

Общий красно-коричневый тон, темные контуры, складки одежды, под час образующие молниеподобные зигзаги, беличьи «движки» и в результате – нервная, предельно динамичная живопись, передающая во всей их реальности не самих людей. Чьи фигуры условны и кажутся приведениями, а людские страсти, сомнения, раздумья, порывы.

Аскетическая суровость его образов не могла привиться на русской почве, но их психологическая многогранность отвечала стремлению русских художников передать внутренний мир человека.

Если творчество Феофана прежде всего связано с художественной школой Новгорода и только последние годы жизни и деятельности с Москвой, то Андрей Рублев – гениальный иконописец московской школы живописи. Как свидетельствуют письменные источники, Рублев вышел из иконописной мастерской Троицкой обители. Он еще застал в живых Сергия Радонежского, любимый ученик которого Никон впоследствии заказал ему знаменитую «Троицу», где царит мир согласия и взаимной любви. Сюжет иконы очень традиционный. Библейскому патриарху Аврааму явилось трое прекрасных юношей, и он заклал тельца, и пышно угостил их, угадав в дивных странниках воплощение троичного начала божества. Рублев все сосредоточил на главном. В чаше, вокруг которой восседают три ангела, - голова жертвенного тельца, прообраза евангельского агнца, символа жертвенного Христа во имя любви и спасения рода человеческого. Среди всех созданий древнерусских художников рублевские ангелы представляются самыми бесплотными. Ничто не отягчает их: ни крылья, ни облачения; они предельно легки, как и вся композиция, в своем чисто плоскостном ритме.

Московская живопись лишена ярко выраженного драматического оттенка, она тихо размышляет над проблемами мира.

Монголо-татарское нашествие нанесло большой урон русскому государству. Был нанесен громадный ущерб экономическому, политическому и культурному развитию Руси. Запустели и пришли в упадок старые земледельческие центры и некогда освоенные территории. Массовому разорению подверглись русские города. Упростилось, а порой и исчезли многие ремесла. Десятки тысяч людей были убиты или угнаны в рабство. Разоренные монголо-татарами русские земли были вынуждены признать вассальскую зависимость от Золотой Орды. Постоянная борьба, которую вел русский народ с захватчиками, заставило Монголо-татар отказаться от создания на Руси своих административных органов власти. Русь сохранила свою государственность. Этому способствовало и наличие на Руси собственной администрации и церковной организации, а также более низкий уровень культурно-исторического развития татар. Кроме того, русские земли были непригодны для разведения кочевого скотоводства. Основной смыслом порабощения было получения дани с покоренного народа.

Относительно легкое завоевание Руси монголо-татарами объясняется раздробленностью и разобщенностью русских княжеств, а также превосходством боевого искусства монголов.

До нашествия Развитие русской культуры в XI - начале XIII века представляет собой непрерывный поступательный процесс, который накануне татаро-монгольского нашествия достиг своего наивысшего уровня: в живописи - новгородские фрески, в архитектуре - владимиро-суздальское зодчество, в литературе - летописи и «Слово о полку Игореве».

В период татаро-монгольского ига возникло новое психологическое состояние народа, которое можно было бы назвать «национальной депрессией». Это национальное настроение породило довольно обширную литературу - «татарские» эпизоды летописи, сказания о различных событиях татарского нашествия, частью также вошедшие в летопись особыми статьями, - из времен Батыя, потом Мамая, Тохтамыша, Тамерлана. Эпоха татарского владычества породила и народный эпос с новым былинным персонажем - «собакой-татарином». Это время стало порой всеобщего упадка на Руси, временем узких чувств и мелких интересов, мелких, ничтожных характеров. Среди внешних и внутренних бедствий люди становились робки и малодушны, впадали в уныние, покидали высокие помыслы и стремления... Люди замыкались в кругу своих частных интересов и выходили оттуда только для того, чтобы попользоваться в счет других

10. Предпосылки объединения русских земель под началом Москвы. Процесс централизации русских земель.

Борьба за свержение золотоордынского ига стала в XIII-XV вв. главной национальной задачей. Восстановление экономики страны и ее дальнейшее развитие создали предпосылки для объединения русских земель. Решался вопрос - вокруг какого центра объединятся русские земли.

Москва занимала географически выгодное центральное положение среди русских земель. С юга и востока ее прикрывали от ордынских вторжений Суздальско-Нижегородское и Рязанское княжества, с северо-запада - Тверское княжество и Великий Новгород. Леса, окружавшие Москву, были труднопроходимыми для монголо-татарской конницы. Все это вызвало приток населения на земли Московского княжества. Москва являлась центром развитого ремесла, сельскохозяйственного производства и торговли. Она оказалась важным узлом сухопутных и водных путей, служивших как для торговли, так и для военных действий. Возвышение Москвы объясняется также целенаправленной, гибкой политикой московских князей, сумевших привлечь на свою сторону не только другие русские княжества, но и церковь.

Первым "старшим князем", получившим ярлык от Батыя, стал Александр Невский. Несмотря на свои заслуги в прошлом, Александр Невский умело проводил политику монголо-татар, особенно в вопросах сбора дани, подавляя силой выступления других удельных князей, недовольных его политикой и новой системой власти. В то же время Батый, вплоть до своей смерти в 1255 г., всячески способствовал укреплению единоличной власти Александра Невского в качестве единого великого князя Руси и ставленника Золотой Орды.

После смерти Александра Невского в 1263 г. процесс централи­зации русских земель шел путем:

Превращения ярлыка на великое княжение из выборного в наследственный и его постепенного закрепления за потомками Александра Невского;

Возвышения Москвы, где княжили потомки Александра Невского;

Постепенной экспансии Москвы, включения в состав Московского княжества во главе с потомками Александра Невского других удельных княжеств;

Превращения удельного Московского княжества в Московское государство, доминирующее над всеми княжествами северо-восточной Руси.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

К XII в. Русь была одной из передовых стран Европы. По под-

счетам историков, в IX—X вв. на Руси существовало 25 городов,

в XI — 89, к концу XII в. — 224, а накануне монголо-татарского

нашествия — около 300. Обширное пространство вдоль торгово-

го пути ≪из варяг в греки≫ викинги называли ≪Гардарики≫ —

≪страна городов≫. Хотя время, предшествующее вторжению тата-

ро-монголов, и было для Руси временем феодальной раздроб-

ленности, оно не было периодом упадка. Бурно развивались тор-

говля и ремесла: многоцветная керамика, тончайшая перегород-

чатая эмаль, стеклоделие. Сильны были самоуправленческие

вечевые традиции. Высоким был и уровень грамотности населе-

ния. Но монголо-татарское нашествие и установившееся вслед

за тем ордынское иго привело к кардинальным переменам

в организации власти, в культуре и быте Руси.

В то время когда русская земля раздиралась политическими

усобицами, за тысячи километров от нее сложилась могучая

централизованная империя, простиравшаяся от берегов Тихого

океана до берегов Каспийского моря. Империей руководил та-

лантливый, решительный, беспощадный властелин — Темучин,

или Чингисхан (Великий хан). Ему удалось создать огромную ар-

мию, боеспособность которой была основана на строжайшей

дисциплине. Завоевывая новые территории, Чингисхан попол-

нял монгольское войско за счет покоренного населения. А под-

чинив себе Китай, он смог воспользоваться огромным научным

потенциалом этой восточной империи. Монгольская армия ис-

пользовала китайские осадные стенобитные и камнеметные ма-

шины, метательные снаряды с горючей смесью, в состав которой

входила нефть. Использовался также греческий огонь.

Первое столкновение южнорусских князей с монголе-татара-

ми произошло в 1223 г. при реке Калке. Тогда русские войска по-

терпели поражение.

В 1236 г. свои завоевательные походы начал внук Чингисхана

Батый. Он быстро продвигался по русской территории, захваты-

вая и учиняя разгром сначала в рязанских землях, а потом и

в землях Суздальских. Татаро-монголы взяли и сожгли Влади-

мир, Суздаль, Ростов, Ярославль, Переяславль, Москву, Тверь.

В течение двух лет Батый покорил всю Северо-Восточную Русь.

В 1239—1240 гг. Батый завоевал и юго-западные русские земли,

взял и разорил Чернигов, Переяславль Южный и, наконец, древ-

нюю столицу Руси Киев. Одной из основных причин военных

неудач русских князей была удельная раздробленность, разоб-

щенность земель и порой враждебные отношения между самими

князьями: русские земли оказывали завоевателям отчаянное со-

противление ≪особь≫ и гибли поодиночке.

На юго-востоке Великой Русской равнины татаро-монголы

основали Золотую Орду, столицей которой стал город Сарай на

Нижней Волге. Разгромленная, подавленная и опустошенная,

Русская земля стала владением татарского хана. Власть татарско-

го хана, или ≪царя≫, как его называют русские летописи, не отме-

няла и не заменяла власти русских князей, но легла поверх этой

власти: оставшиеся в живых после татарского погрома русские

князья должны были признавать над собой верховную власть

хана и тогда получали от него утверждение своих владетельных

прав. Титул и положение великого князя Владимирского также

сохранились во время ига, но теперь, конечно, и великий князь

Владимирский должен был получать утверждение, или назначе-

ние, от хана. Хан давал ≪ярлык≫ (грамоту) на великое княжение

кому хотел, иногда считаясь, а иногда не считаясь со старшинст-

вом кандидата.

Все население покоренных русских земель (за исключением

духовенства) было переписано и обложено тяжелыми татарски-

ми налогами: данью, поплужным (подать с плуга), ямам (на ям-

скую гоньбу — почтовую службу; ям — почтовая станция на доро-

ге). Кроме того, нужно было кормить ордынских послов, числен-

ников (монгольских писцов), баскаков (татарских чиновников).

Русское население неоднократно поднимало восстания против

своих угнетателей. Подобные мятежи вызывали затем появление

карательных татарских экспедиций и жестокую расправу. В пер-

вой половине XIV в. татарские ханы нашли для себя более удоб-

ным и выгодным изъять сбор дани на Руси из рук своих чиновни-

ков и откупщиков и поручить его русским князьям.

От платежа тяжелой татарской дани, или ≪выхода≫, было из-

бавлено все русское духовенство. Татары относились с полной

веротерпимостью ко всем религиям, и русская православная

церковь не только не терпела от ханов никаких притеснений, но,

наоборот, русские митрополиты получали от ханов особые

льготные грамоты (≪ярлыки≫), которыми обеспечивались права

и привилегии духовенства и неприкосновенность церковного

имущества. Это способствовало тому, что положение православ-

ной церкви к XIV в. значительно усилилось1.

Последствия татаро-монгольского ига сказались буквально на

всех сферах жизни. Наиболее очевидными были экономические

последствия: больше двухсот лет приходилось платить огромную

дань. Иго отразилось и на демографической ситуации, многие го-

рода были разрушены, часть из них так и не была восстановлена.

Татарское иго как бы отбросило русскую культуру назад.

На 100 лет вообще прекратилось каменное строительство. Мно-

гие ремесла были забыты, так как в Средние века ремесло осно-

вывалось на ручной технике, а следовательно, на навыках, при-

обретавшихся в ходе многолетней работы. Ремесленники уводи-

лись в плен, прерывалась связь мастер — подмастерье — ученик,

секреты ремесла не могли передаваться и забывались.

Русские переняли от татар некоторые порядки и адми-

нистративные обычаи, в частности денежный счет (само слово

≪деньги≫ — татарское), ≪тамгу≫ — пошлины с товаров, организа-

цию почтовой службы (≪ямы≫ и ≪ямщики≫), более жесткую сис-

тему наказаний, чем была в Древней Руси.

Очевидно, и сам факт иноземного покорения, необходимость

кланяться чужой власти или пресмыкаться и хитрить перед ней

сказались на менталитете и стали причиной угасания личного

достоинства человека.

Татарское владычество надолго отделило Восточную Русь от

Западной Европы, а после образования великого княжества Ли-

товского восточная ветвь русского народа оказалась на несколь-

ко столетий отделенной от западной ветви1.

Влияние татарского ига на внутренние политические отноше-

ния в русских княжествах сказалось в усилении княжеской влас-

ти над населением и в дальнейшем ослаблении вечевого, демо-

кратического элемента в Северо-Восточной Руси. Русские кня-

зья перестали быть суверенными государями, ведь они должны

были признавать себя подданными татарского ≪царя≫, но зато,

получив от него признание своих владельческих прав, они могли

в случае столкновения с подвластным русским населением опи-

раться на татарскую силу. Нашествие татар впервые познакоми-

ло русских князей с властью, с которой нельзя входить в согла-

шение, которой нужно подчиняться безусловно. Татарские ханы

не имели надобности входить в соглашение с народом. Они были

достаточно сильны, чтобы приказывать ему. Неудивительно, что

в татарскую эпоху слово ≪вече≫ получило значение мятежного

сборища. Если раньше князь контролировался ≪снизу≫, на него

могли оказывать влияние бояре и вече (народное собрание), то

теперь действиями князя управляли ≪сверху≫, т. е. князь был

подотчетен хану, а все остальные зависели от него. Чтобы осво-

бодиться от татарского ига, пришлось пожертвовать внутренней

свободой. Очевидно, именно с этого времени постоянными чер-

тами российского государственного устройства стали жесткая

централизация и подавление общества.__

Сколько стоит написать твою работу?

Выберите тип работы Дипломная работа (бакалавр/специалист) Часть дипломной работы Магистерский диплом Курсовая с практикой Курсовая теория Реферат Эссе Контрольная работа Задачи Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Бизнес-план Вопросы к экзамену Диплом МВА Дипломная работа (колледж/техникум) Другое Кейсы Лабораторная работа, РГР Он-лайн помощь Отчет о практике Поиск информации Презентация в PowerPoint Реферат для аспирантуры Сопроводительные материалы к диплому Статья Тест Чертежи далее »

Спасибо, вам отправлено письмо. Проверьте почту .

Хотите промокод на скидку 15% ?

Получить смс
с промокодом

Успешно!

?Сообщите промокод во время разговора с менеджером.
Промокод можно применить один раз при первом заказе.
Тип работы промокода - "дипломная работа ".

Культура Руси во времена татарского ига

Восточные обычаи распространялись неудержимо на Руси во время монголов, принося с собой новую культуру. Изменилась общим образом одежда: от белых длинных славянских рубах, длинных штанов они перешли к золотым кафтанам, к цветным шароварам, к сафьяновым сапогам.

Большое изменение быта внесло то время в положение женщин:

домашний быт русской женщины пришел с Востока. Кроме этих крупных черт повседневного русского быта того времени, счеты, валенки, кофе, пельмени, однообразность русского и азиатского плотнического и столярного инструмента, сходство стен кремлей Пекина и Москвы - все это влияние Востока

Церковные колокола, это специфическая русская особенность, пришли из Азии, оттуда и ямские колокольцы. До монголов в церквях и монастырях применяли не колокола, а "било и клепало". Литейное искусство было развито тогда в Китае, оттуда и могли прийти колокола.

Влияние монгольского завоевания на культурное развитие традиционно в исторических трудах определяется как отрицательное. По мнению многих историков на Руси наступил культурный застой, выразившийся в прекращении летописании, каменного строительства и т.д.

Признавая наличие этих и других отрицательных последствий, следует отметить существование других следствий, которые не всегда можно оценить с негативной точки зрения.

Чтобы понять последствия благотворного влияния монгольского владычества на русскую культуру, необходимо отказаться от взгляда на Монгольскую державу как на государственное образование. Оно обязано своим возникновением и существованием грубой и необузданной силе многочисленной и дикой "орды", у предводителей которой единственным приемом управления покоренными народами был жесточайший террор.

Если говорить по поводу пресловутой "жестокости" монголов, то следует заметить, что в числе приемников Чингис-хана на императорском троне встречались безусловно просвещенные и гуманные монархи. По мнению всех исследователей, изучающих вопрос по первоисточникам, "управление Чингизидов было полезно для их подданных, и Чингизиды по образованию были выше своего века". Сам основатель империи в то жестокое, насыщенное людской кровью время, сумел оставить изречение, которое можно причислить к лучшим достижениям человеческой культуры: "Уважаю и почитаю всех четырех (Будду, Моисея, Иисуса и Магомета) и прошу того, кто из них в правде наибольший, чтобы он стал моим помощником".

Благодаря монгольскому владычеству на огромной территории мусульманские науки и ремесла были перенесены на Дальний Восток, изобретение китайцев и их административное искусство стали достоянием Запада. В опустошенных войной мусульманских землях ученые и зодчие дожили под монголами если не до Золотого, то до Серебряного века, а XIVв. в Китае был веком расцвета литературы и веком блеска - веком Монгольской династией Юань. Этот время можно смело назвать Золотым веком, в особенности при просвещенном императоре Хубилае, внуке Чингис-хана. Только после монгольского завоевания европейские проповедники христианства могли рискнуть показаться в далеких азиатских странах. В XIII в. в Китае впервые появились папские легаты, пользовавшиеся покровительством монгольских монархов. В 1299 г. в Пекине была построена первая католическая церковь, и преступили к переводу на монгольский язык Нового Завета.

В Поволжье остатки домов с облицовкой мрамором, водопроводы, надгробия, части серебряных вещей, венецианское стекло свидетельствуют о жизни монголо-татарских культурных сородичей ХIII-ХIVвв. И отношений с другими народами Востока.

Сила золотоордынской государственной традиции не была исчерпана в "великое столетие" Золотой Орды. Крупным фактором является двукратное возрождение государственно-политической традиции Золотой Орды. Первое из них можно назвать Тимуровым возрождением (конец XIV - начало ХVвв.), второе - Менгли-Гивеевым или крымско-османским ХV-ХVIIIвв. Интересны сведения о жизни и быте золотоордынских столиц. Город у села Селитреного является старым Сараем, город около Царева городища - новым Сараем (основан Узбеком).

Замечательны гидротехнические оросительные сооружения Нового Сарая. Город был пересечен каналами и орошен прудами (вода была проведена также в отдельные дома и мастерские). Одна из систем бассейнов располагалась по склону Сырта. Падение, воды использовалось заводами, устроенными около дамб. Найдены остатки железных приводных колес. Старый Сарай во времена Узбека являлся по преимуществу промышленным центром: развалины горнов, кирпичный завод, целые городки керамических мастерских. Также и в Новом Сарае открыты остатки монетного двора, ювелирных, приводных сапожных, портновских и других мастерских. В торговом квартале обнаружены остатки товаров происхождением из всех концов монголосферы, например, кофе, чем отвергается мнение, что кофе вошел в употребление только в XVII в. В деревянных конструкциях встречаются еловые бревна (ближайшие еловые леса отстоят от Сарая на несколько сот километров). В обоих городах были районы, состоявшие сплошь из кирпичных построек. Технически хорошо оборудованы и благоустроены были жилые дома золотоордынского города: прекрасные полы и любопытная система отопления свидетельствуют о чистоте, теплоте и уюте. В окрестностях был расположены дворцы, окруженные садами. В предместьях размещались шатры прикочевавших к городу степняков.

Влияние Востока наложило свой отпечаток на народное творчество. Значительная часть великорусских народных песен, старинных и свадебных обрядов составлена, в так называемой "пятитонной", или "индокитайской" гамме. Эта гамма существует, как единственная, у тюркских племен бассейна Волги и Камы, у башкир, у сибирских татар, у тюрков Туркестана, у всех монголов. В Сиаме, Бирме, Камбодже и остальном Индокитае она господствует и сейчас. Эта непрерывная линия с Востока обрывается на великороссах.

Такое же своеобразие представляет и другой вид искусства - танцы. В то время как на Западе в танце должно быть наличие пары - кавалера и дамы, в танцах русских и восточных народов это не важно. Танцуют в одиночку, а когда и парой, то присутствие дамы не обязательно, танцевать могут два кавалера вместе или по очереди, так что элемент соприкосновения не играет в них такую видную роль, как в западных танцах. Движениям мужчины дается простор для импровизации. При движении ног заметно стремление к неподвижности головы, особенно у женщин. В чисто восточных танцах ноги движутся на носках, под ритм, а танцуют тело и руки. Красота танца на Востоке заключается в гибкости и пластичности движений корпуса и рук, а не в выплясывании ногами. Подобно восточным танцам, русский танец носит скорее характер состязания в ловкости, гибкости и ритмичности тела.

Стиль русской сказки имеет аналогию со стилем сказок тюрок и кавказцев. Русский эпос по своим сюжетам связан с "туранским" и степным "ордынским" эпосом.

В Новом Сарае обнаружено немало христианских погребений. Там же развалины, приурочиваемые к древней русской церкви. В Сарае существовал целый русский квартал.

Главная доля монгольского ига на Россию относится к области духовных связей. Можно без преувеличения сказать, что православная церковь свободно вздохнула во время владычества монголов.

От платежа тяжелой татарской дани было избавлено все русское духовенство с церковными людьми. Татары относились с полной веротерпимостью ко всем религиям, и русская православная церковь не только не терпела от ханов никаких притеснений, но, наоборот, русские митрополиты получали от ханов особе льготные грамоты, которыми обеспечивались права и привилегии духовенства и неприкосновенность церковных имуществ. В тяжелое время татарского ига церковь стала той силой, которая сохраняла и воспитывала не только религиозное, но и национальное единство русского христианства, противопоставлявшего себя поганству своих завоевателей и угнетателей, послужило впоследствии могучим средством национального объединения и национально-политического освобождения от ига "нечестивых агарян".

Ханы выдавали русским митрополитам золотые ярлыки, ставившие церковь в совершенно независимое от княжеской власти положение. Суд, доходы - все это подлежало ведению митрополита, и, не раздираемая усобицами, не обираемая князьями, постоянно нуждавшимися в деньгах для войн, церковь быстро приобрела материальные средства и земельную собственность и могла предоставить убежище многим людям, искавшим у нее защиты от княжеского произвола. Вообще православное духовенство пользовалось у монголов почетом и покровительством. В 1270 г. хан Менгу-Тимур издал следующий указ: "на Руси не дерзнет никто посрамлять церквей и обижать митрополитов и подчиненных ему архимандритов, протоиереев, иереев и т.д." Хан Узбек даже расширил привилегия церкви: "Все чины православной церкви все монахи подлежат лишь суду православного митрополита, отнюдь не чиновников Орды и не княжескому суду. Тот, кто ограбит духовное лицо, должен заплатить ему втрое. Кто осмелится издеваться над православной верой или оскорблять церковь, монастырь, часовню тот подлежит смерти без различия, русский он или монгол. Да чувствует себя русское духовенство свободными слугами бога".

Из немногих исторических фактов можно судить об отношении Золотой Орды к православию. Святой Александр Невский, поняв, что России не под силу бороться с монголами, стал служить хану не за страх, а за совесть. Только в союзе с монголами он мог защититься от натиска воинствующего католицизма на православный Восток. Иначе в историю пришлось бы записать факт перехода русских в латинство. В этой исторической роли Золотая Орда явилась не только покровительницей, но и защитницей русского православия. Иго монголов - язычников и мусульман - не только не тронуло душу русского народа, его православную веру, но даже сберегло ее.

Для характеристики отношения монголов к другим религиям подчиненных им народов интересен указ Чингис-хана - родоначальника всех золотоордынских ханов и основателя политики абсолютной веротерпимости. Этот указ был дан на имя главы даосского религиозного учения Чан Чуня, называемого по-духовному цю-шен-сянь. "Святейшее Повеление царя Чингиса, Повеление начальникам всех мест. Какие есть у цю-шен-сяня скиты и дома подвижничества, в них ежедневно читающие книги и молящиеся Небу, пусть молятся о долгоденствии царя на многие лета. Они да будут избавлены от всех больших и малых повинностей, оброков и податей, скиты и дома монахов, принадлежащих цю-шен-сяню во всех местах, да будут избавлены от повинностей, податей и оброков. Вне сего кто будет ложно называть себя монахом, под незаконным предлогом отказываться от повинностей, того доносить властям наказывать по усмотрению и по получении настоящего Повеления, да не осмелится изменить и противиться оному. Для чего и дано это свидетельство".

Отметив это, можно установить как исторический факт, что монгольское владычество в Азии и Европе способствовало не падению, а подъему культуры старого света.

При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта studentu

Похожие рефераты:

История образования нового западно-монгольского государства.

Великий князь Александр Ярославич Невский. Вопрос о влиянии монголо-татарского нашествия и установления ордынского владычества на историю России.

Разгромленная и опустошенная Русская земля. Сбор дани с русского населения. Восстания против угнетателей.

Монгольское завоевание радикально изменило общественное устройство Древней Руси. Князья обращены в подданных - наместников великого хана Золотой Орды. По монгольскому государственному праву вся завоеванная земля признавалась собственностью хана.

Отношение Руси и кочевого мира. Развитие кочевой культуры, возникновение государства у монголов, их завоевательных походы. Основные идеи евразийства в работах историков. Империя Чингисхана глазами евразийцев. Вернадский и Гумилев о Чингисхане.

Новый этап в истории Руси начался в XIII в., когда Киевская Русь оказалась под игом Золотой Орды. Контакты с кочевниками не были для Киевской Руси новостью - и в предшествующие века ее соседями были хазары, печенеги, половцы.

Томский Политехнический Университет Кафедра истории Реферат-упражнение Особенности позиции Л.Н.Гумилёва по проблеме Русь и татаро-монголы (раздел III, упражнение 34)

Татаро-монгольское нашествие и борьба Руси за свою независимость в XIII в.

В последнее время в отечественной исторической литературе ярко проявились две различные тенденции. Смысл одной из них выражается в отрицании присутствия тюркоязычного фактора на территории Средней Азии и Казахстана до VI н.э.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама