THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Основные герои русской классической литературы предшествовавшей Чернышевскому,-«лишние люди». Онегин, Печорин, Обломов при всём различии между собой сходны в одном: все они, по словам Герцена, «умные ненужности», «титаны слова и пигмеи дела», натуры раздвоенные, страдающие от вечного разлада между сознанием и волей, мыслью и делом, - от нравственного изнурения. Не таковы герои Чернышевского. Его «новые люди» знают, что им нужно делать, и умеют осуществить свои замыслы, у них мысль неотделима от дела, они не знают разлада между сознанием и волей. Герои Чернышевского - творцы новых отношений между людьми, носители новой морали. Эти новые люди находятся в центре внимания автора, они - главные герои романа; поэтому уже к концу второй главы романа «отпускаются со сцены» такие представители старого мира, как Марья Алексеевна, Сторешников, Жюли, Серж и др.

Роман разбит на шесть глав, из которых каждая, за исключением последней, в свою очередь делится на главки. Стремясь подчеркнуть исключительно важное значение заключительных событий, Чернышевский рассказывает о них в особо выделенной одностраничной главке «Перемена декораций».

Особенно велико значение четвёртого сна Веры Павловны. В нём в аллегорической форме, в смене картин, рисуется прошлое, настоящее и будущее человечества. В четвёртом сне Веры Павловны снова появляется революция, «сестра своих сестёр, невеста своих женихов». Она говорит о равенстве, братстве, свободе, о том, что «нет ничего выше человека, нет ничего выше женщины», рассказывает о том, как будет устроена жизнь людей и каким станет человек при социализме.



Характерной особенностью романа являются частые авторские отступления, обращения к героям, беседы с проницательным читателем. Значение этого воображаемого персонажа очень велико в романе. В его лице осмеяна и разоблачена обывательская часть публики, косная и тупая, ищущая в романах острых сцен и пикантных положений, постоянно толкующая о «художественности и ничего не понимающая в подлинном искусстве. Проницательный читатель - тот, кто «самодовольно толкует о литературных или учёных вещах, в которых ни бельмеса не смыслит, и толкует не потому, что в самом деле заинтересован ими, а для того, чтобы пощеголять своим умом (которого ему не случилось получить от природы), своими возвышенными стремлениями (которых в нём столько же, как в стуле, на котором он сидит) и своей образованностью (которой в нём столько же, как в попугае)».

Издеваясь и глумясь над этим персонажем, Чернышевский тем самым обращался к читателю-другу, к которому он питал огромное уважение, и требовал от него вдумчивого, пристального, подлинно проницательного отношения к рассказу о «новых людях».

Введение в роман образа проницательного читателя объяснялось необходимостью привлечь внимание читающей публики к тому, о чём по цензурным условиям Чернышевский не мог говорить открыто и прямо.

Для ответа на вопрос «Что делать?» Чернышевский поднимает и разрешает с революционной и социалистической позиции следующие жгучие проблемы:

1. Социально-политическая проблема переустройства общества революционным путем, т. е. через физическое столкновение двух миров. Эта проблема дана намеками в истории жизни Рахметова и в последней, 6-ой главе «Перемена декораций». Из-за цензуры эту проблему Чернышевский не смог развернуть подробно.

2. Нравственно-психологическая. Это вопрос о внутренней перестройке человека, который в процессе борьбы со старым силой своего разума может воспитать в себе новые моральные качества. Автор прослеживает этот процесс от его начальных форм (борьба против семейного деспотизма) до подготовки к перемене декораций, т. е. к революции. Эта проблема раскрывается в отношении Лопухова и Кирсанова, в теории разумного эгоизма, а также в беседах автора с читателями и с героями. В состав этой проблемы входит и обстоятельный рассказ о швейных мастерских, т. е. о значении труда в жизни людей.

3. Проблема эмансипации женщины, а также норм новой семейной морали. Эта нравственная проблема раскрывается в истории жизни Веры Павловны, в отношениях участников любовного треугольника (Лопухов, Вера Павловна, Кирсанов), а также в первых 3-х снах Веры Павловны.

4. Социально-утопическая. Проблема будущего социалистического общества. Она развернута в 4-ом сне Веры Павловны как мечта о прекрасной и светлой жизни. Сюда же относится и темаосвобождения труда, т. е. технического машинного оснащения производства.

Основным пафосом книги является страстная увлеченная пропаганда идеи революционного преобразования мира.

Основным желанием автора было стремление убедить читателя, что каждый при условии работы над собой может стать «новым человеком», стремление расширить круг своих единомышленников. Основной задачей являлась разработка новой методики воспитания революционного сознания и «честных чувств». Роман призван был стать учебником жизни для всякого мыслящего человека. Основным настроением книги является острое радостное ожидание революционного переворота и жажда принять в нем участие.

К какому читателю обращен роман?

Чернышевский был просветителем, верящим в борьбу самих масс, поэтому роман обращен к широким слоям разночинно-демократической интеллигенции, ставшей в 60-е годы ведущей силой освободительного движения в России.

Художественные приемы, с помощью которых автор доносит свои мысли до читателя:

1 прием: названию каждой главы придан семейно-бытовой характер с преимущественным интересом к любовной интриге, что довольно точно передает сюжетную фабулу, но скрывает истинное содержание. Например, глава первая «Жизнь Веры Павловны в родительском семействе», глава вторая «Первая любовь и законный брак», глава третья «Замужество и вторая любовь», глава четвертая «Второе замужество» и т. д. От этих названий веет традиционностью и незаметно то, что является действительно новым, а именно новый характер отношений людей.

2 прием: применение сюжетной инверсии - передвижение 2-х вводных главок из центра в начало книги. Сцена таинственного, почти детективного исчезновения Лопухова отвлекала внимание цензуры от истинной идейной направленности романа, т. е. от того, чему в дальнейшем уделялось основное внимание автора.

3 прием: применение многочисленных намеков и иносказаний, называемых эзоповой речью.

Примеры: «золотой век», «новый порядок» - это социализм; «дело» - это революционная работа; «особенный человек» - это человек революционных убеждений; «сцена» - это жизнь; «перемена декораций» - новая жизнь после победы революции; «невеста» - это революция; «светлая красавица» - это свобода. Все эти приемы рассчитаны на интуицию и интеллект читателя.

Роман «Что делать? » был написан в рекордно короткий срок, менее чем за 4 месяца, и опубликован в весенних номерах журнала «Современник» за 1863 год. Он появился в разгар полемики, развернувшейся вокруг романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». Свое произведение, имеющее очень значимый подзаголовок «Из рассказов о новых людях», Чернышевский задумал как прямой ответ Тургеневу от лица «молодого поколения». Одновременно в романе «Что делать? » нашла свое реальное воплощение эстетическая теория Чернышевского. Потому можно считать, что было создано произведение искусства, которое должно было послужить своеобразным инструментом для «переделки» действительности.

«Я ученый... Я один из тех мыслителей, которые держатся научной точки зрения», — заметил однажды Чернышевский. С этой точки зрения, «ученого», а не художника он предлагал в своем романе модель идеального жизнеустройства. Он словно и не утруждает себя поисками оригинального сюжета, а едва ли не напрямую заимствует его у Жорж Санд. Хотя под пером Чернышевского события в романе приобрели достаточную замысловатость.

Некая столичная барышня не хочет выходить замуж за богатого человека и готова идти наперекор воле своей матери. От ненавистного брака девушку спасает студент-медик Лопухов, учитель ее младшего брата. Но спасает ее достаточно оригинальным образом: сначала «развивает ее», давая читать соответствующие книги, а потом сочетается с ней фиктивным браком. В основе их совместной жизни — свобода, равенство и независимость супругов, проявляющиеся во всем: в укладе дома, в ведении хозяйства, в занятиях супругов. Так, Лопухов служит управляющим на заводе, а Вера Павловна создает швейную мастерскую «на паях» с работницами и устраивает для них жилищную коммуну. Здесь сюжет делает крутой поворот: главная героиня влюбляется в лучшего друга своего мужа, медика Кирсанова. Кирсанов, в свою очередь, «спасает» проститутку Настю Крюкову, которая вскоре умирает от чахотки. Поняв, что он стоит на пути двух любящих людей, Лопухов «уходит со сцены». Все «препятствия» оказываются устранены, Кирсанов и Вера Павловна сочетаются законным браком. По ходу развития действия становится понятным, что самоубийство Лопухова было мнимым, герой уехал в Америку, и в конце концов он появляется вновь, но уже под именем Бьюмонта. Вернувшись в Россию, он женится на богатой дворянке Кате Полозовой, которую спас от смерти Кирсанов. Две счастливые пары заводят общее хозяйство и продолжают жить в полнейшем согласии друг с другом.

Однако читателей привлекли в романе не оригинальные перипетии сюжета или какие-либо другие художественные достоинства: они увидели в нем другое — конкретную программу своей деятельности. Если демократически настроенная молодежь приняла роман как руководство к действию, то официальные круги увидели в нем угрозу существующему общественному устройству. Цензор, который оценивал роман уже по выходе в свет (о том, как удалось его опубликовать, можно написать отдельный роман) писал: «...какое извращение идеи супружества... разрушает и идею семьи, и основы гражданственности, то и другое прямо противно коренным началам религии, нравственности и общественного порядка». Однако цензор не заметил главного: автор не столько разрушал, сколько создавал новую модель поведения, новую модель экономики, новую модель жизни.

Рассказывая об устройстве мастерских Веры Павловны, он воплощал совершенно иные отношения между хозяином и работниками, которые равны в своих правах. В описании Чернышевского жизнь в мастерской и коммуне при ней выглядит настолько привлекательно, что в Петербурге тотчас же возникли подобные сообщества. Просуществовали они недолго: их члены оказались не готовы к тому, чтобы обустроить свою жизнь на новых нравственных началах, о которых, кстати, тоже немало говорится в произведении. Эти «новые начала» можно трактовать как новую мораль новых людей, как новую веру. Их жизнь, мысли и чувства, их отношения между собой решительно не совпадают с теми формами, которые сложились в «старом мире» и порождены неравенством, недостатком «разумных» начал в общественных и семейно-бытовых отношениях. И новые люди — Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна, Мерцаловы — стремятся преодолеть эти старые формы и строят свою жизнь по-другому. В ее основе — труд, уважение свободы и чувств друг друга, истинное равенство между мужчиной и женщиной, т. е. то, что, по мысли автора, естественно для человеческой природы, потому что разумно.

В книге под пером Чернышевского рождается знаменитая теория «разумного эгоизма», теория выгоды, которую извлекает для себя человек, совершая добрые поступки. Но эта теория доступна только «развитым натурам», поэтому так много места уделено в романе «развитию», т. е. воспитанию, формированию новой личности, в терминологии Чернышевского — «выходу из подвала». И внимательный читатель увидит пути этого «выхода». Следуй им — и ты станешь другим человеком, и тебе откроется другой мир. А если ты займешься самовоспитанием, то тогда тебе откроются новые горизонты и ты повторишь путь Рахметова, станешь особенным человеком. Вот сокровенная, хотя и утопическая программа, нашедшая свое воплощение в художественном тексте.

Чернышевский считал, что путь к светлому и прекрасному будущему лежит через революцию. Так, на вопрос, вынесенный в заглавие романа: «Что делать?», читатель получал предельно прямой и ясный ответ: «Переходить в новую веру, становиться новым человеком, преображать мир вокруг себя, «делать революцию». Эта мысль была воплощена в романе, как позже скажет один из героев Достоевского, «соблазнительно ясно».

Светлое, прекрасное будущее достижимо и близко, настолько близко, что оно даже снится главной героине Вере Павловне. «Как будут жить люди? » — думает Вера Павловна, и «светлая невеста» открывает перед ней заманчивые перспективы. Итак, читатель в обществе будущего, где царствует труд «в охотку», где труд — наслаждение, где человек пребывает в гармонии с миром, с самим собой, с другими людьми, с природой. Но это только вторая часть сна, а первая — это своеобразное путешествие «сквозь» историю человечества. Но везде взорам Веры Павловны предстают картины любви. Оказывается, что это сон не только о будущем, но еще и о любви. Вновь оказываются связанными в романе социальные и нравственные вопросы.

Роман писался с конца 1862 года по апрель 1863 года, т. е. написан за 3,5 месяца на 35-м году жизни автора. разделил читателей на два противоположных лагеря. Сторонниками книги были Писарев, Щедрин, Плеханов, Ленин. Но такие художники, как Тургенев , Толстой, Достоевский, Лесков считали, что роман лишен истинной художественности. Для ответа на вопрос «Что делать?» поднимает и разрешает с революционной и социалистической позиции следующие жгучие проблемы:

1. Социально-политическая проблема переустройства общества революционным путем, т. е. через физическое столкновение двух миров. Эта проблема дана намеками в истории жизни и в последней, 6-ой главе «Перемена декораций». Из-за цензуры эту проблему Чернышевский не смог развернуть подробно.

2. Нравственно-психологическая. Это вопрос о внутренней перестройке человека, который в процессе борьбы со старым силой своего разума может воспитать в себе новые моральные качества. Автор прослеживает этот процесс от его начальных форм (борьба против семейного деспотизма) до подготовки к перемене декораций, т. е. к революции. Эта проблема раскрывается в отношении Лопухова и Кирсанова, в теории разумного эгоизма, а также в беседах автора с читателями и с героями. В состав этой проблемы входит и обстоятельный рассказ о швейных мастерских, т. е. о значении труда в жизни людей.

3. Проблема эмансипации женщины, а также норм новой семейной морали. Эта нравственная проблема раскрывается в истории жизни Веры Павловны, в отношениях участников любовного треугольника (Лопухов, Вера Павловна, ), а также в первых 3-х снах Веры Павловны.

4. Социально-утопическая. Проблема будущего социалистического общества. Она развернута в 4-ом сне Веры Павловны как мечта о прекрасной и светлой жизни. Сюда же относится и освобождения труда, т. е. технического машинного оснащения производства.

Основным пафосом книги является страстная увлеченная пропаганда идеи революционного преобразования мира.

Основным желанием автора было стремление убедить читателя, что каждый при условии работы над собой может стать «новым человеком», стремление расширить круг своих единомышленников. Основной задачей являлась разработка новой методики воспитания революционного сознания и «честных чувств». Роман призван был стать учебником жизни для всякого мыслящего человека. Основным настроением книги является острое радостное ожидание революционного переворота и жажда принять в нем участие.

К какому читателю обращен роман?

Чернышевский был просветителем, верящим в борьбу самих масс, поэтому роман обращен к широким слоям разночинно-демократической интеллигенции, ставшей в 60-е годы ведущей силой освободительного движения в России.

Художественные приемы, с помощью которых автор доносит свои мысли до читателя:

1 прием: названию каждой главы придан семейно-бытовой характер с преимущественным интересом к любовной интриге, что довольно точно передает сюжетную фабулу, но скрывает истинное содержание. Например, глава первая «Жизнь Веры Павловны в родительском семействе», глава вторая «Первая любовь и законный брак», глава третья «Замужество и вторая любовь», глава четвертая «Второе замужество» и т. д. От этих названий веет традиционностью и незаметно то, что является действительно новым, а именно новый характер отношений людей.

2 прием: применение сюжетной инверсии - передвижение 2-х вводных главок из центра в начало книги. Сцена таинственного, почти детективного исчезновения Лопухова отвлекала внимание цензуры от истинной идейной направленности романа, т. е. от того, чему в дальнейшем уделялось основное внимание автора.

3 прием: применение многочисленных намеков и иносказаний, называемых эзоповой речью.

Примеры: «золотой век», «новый порядок» - это социализм; «дело» - это революционная работа; «особенный человек» - это человек революционных убеждений; «сцена» - это жизнь; «перемена декораций» - новая жизнь после победы революции; «невеста» - это революция; «светлая красавица» - это свобода. Все эти приемы рассчитаны на интуицию и интеллект читателя.

Анализ романа Н.Г.Чернышевского «Что делать?»

«Построение романа идёт по четырём поясам: пошлые люди, новые люди, высшие люди и сны»

А. В. Луначарский

Почему именно эти «четыре пояса» выделил А. В. Луначарский в романе «Что делать?»? Как вы можете это объяснить?

Вопросы к «первому поясу» - «Пошлые люди»

  1. Кого можно отнести к «пошлым людям»?
  2. Что нужно сделать, чтобы изменились «пошлые люди»?

Вопросы ко «второму поясу» - «Новые люди»

  1. Однороден ли старый мир?
  2. Почему именно в нем появляются люди, не желающие здесь оставаться, такие, как Вера Павловна, Лопухов, Кирсанов?
  3. Как называет их автор?
  4. Как связан первый сон, рассказывающий о сыром подвале и о выходе из него, с повествованием о новых людях?
  5. Кого подразумевает автор под новыми людьми?

Вопросы к «третьему поясу» - «Высшие люди»

  1. Среди новых людей есть «высшие люди». Кто они? Почему их еще так мало?
  2. Как вы понимаете выражение «разумный эгоизм»?
  3. Почему Рахметова называют «особенным человеком»? И чем его особенность?
  4. Именно с Рахметовым связан ответ на вопрос «Что делать?». Почему?
  5. Почему автор так подробно рассказывает об этом герое? Выделите основные этапы формирования личности Рахметова и оцените их.
  6. Чем вам близок герой? Что вы в нем не принимаете?

Вопросы к «четвертому поясу» - «Сны»

1. Первый сон - о сыром подвале.

  • Как вы понимаете этот сон? Что символизирует сырой подвал?
  • Почему в первом сне с Верой Павловной беседует «Любовь к людям»? Что начинается с любви к людям?
  • Как любовь к людям связана с главной темой – революцией?
  • Что символизирует болезнь тех людей, которых выпускает из подвала Верочка?
  • Как вы понимаете фразу: «Как же это я могла переносить паралич? Это потому, что я родилась в параличе, не знала, как ходят и бегают?
  • Как этот сон связан с судьбой Верочки?

2.Второй сон – о двух типах грязи: грязь чистая и грязная, реальная и фантастическая.

  • Как расшифровать этот сон?
  • Почему из одной грязи вырастают здоровые колосья, а из другой – больные?
  • Какую роль в изменении грязи играют движение, труд?
  • Как этот сон связан с сюжетом романа? С Марьей Алексеевной?
  • Как понять рассуждения о том, что злые помогают добрым, потому что добрые ещё слабы?

3.Третий сон – чтение дневника Веры Павловны.

  • Какую роль играет этот сон в сюжете?
  • Как он связан с судьбой героини?

4.Четвёртый сон – о будущем.

  • Зачем перед четвёртым сном, рассказывающем о будущем, дан рассказ о Рахметове?
  • Почему в сне о будущем говорится о далёком прошлом?
  • Какую роль играют Астарта, Афродита, Непорочность, Равноправность? О чём рассуждает автор по отношению к женщине?
  • Как объясняет своё появление спутница Верочки? Почему она появилась только во время Французской революции?
  • Что зашифровано в строках из одних точек, после которых дана картина утопического счастливого будущего?
  • Какая логика заключена в следующей цепочке: сон о подвале – сон о грязи – рассказ о Рахметове – обращение в прошлое. Повествующее об изменении отношения к женщине, - несколько строчек отточий – счастливое будущее?
  • Как показано будущее? Что в нарисованной картине утопично? Есть ли в ней что-то приемлемое для нашего времени?
  • Как претворяются в жизнь лозунги Французской революции: «Свобода», «Равенство», «Братство»?

Итоговые вопросы и задание.

  • Почему роман «Что делать?» можно назвать романом-утопией?

Несколько лет назад, когда Россия в целом и отдельные её регионы упивались своим суверенитетом, звучали такие слова о Чернышевском: «Бросьте вы эту философию! Ну, сыграл в своё время человек известную роль! Ну, воздадим ему должное! Но зачем же нынешней молодёжи забивать голову тем, что устарело и видимого отношения к сегодняшней жизни не имеет? Униженных и нищих уже нет, а революция совершена»

  • Согласны ли вы с этим высказыванием? Почему?
  • Как бы вы ответили на риторический вопрос «Что делать?» применительно к России сегодняшнего дня?

Знаковой фигурой в русской литературе является Николай Гаврилович Чернышевский. "Что делать?" - роман, с которым у большинства людей ассоциируется его имя. Однако деятельность великого философа, критика и публициста не была ограничена одним-единственным произведением.

Жизнь и творчество

Как уже отмечалось выше, связка "Чернышевский / "Что делать?"" прочно засела в голове у школьников и студентов. Благодаря этому произведению, писатель может по праву считаться первым По убеждениям сам Чернышевский называл себя революционер-демократом. Родился он в Саратове, в семье небогатого священника. получал дома под руководством отца. Затем поступил в духовную семинарию, однако вскоре понял, что не чувствует призвания к такой деятельности и перевелся в Петербургский университет, где начал изучать историю, философию и филологию. В 1850 году молодой ученый получил кандидатскую степень. Дальнейшая его деятельность была направлена на продвижение революционных идей. "Санкт-Петербургские ведомости", "Отечественные записки", "Современник" - со всеми этими прогрессивными изданиями активно сотрудничал молодой Чернышевский. "Что делать?" - роман, который принесет ему известность, - тогда существовал лишь в виде смутных замыслов и набросков.

Арест

Сегодня доподлинно известно, что с 1861 года Николай Гаврилович находился под неусыпным надзором тайной полиции. Никто из современников не сомневался, что он активно участвовал в составлении антиправительственных воззваний и даже был причастен к знаменитым пожарам 1862 года в Петербурге. 12 июня писатель был арестован и помещен в одиночную камеру Петропавловской крепости. В качестве официального обвинения ему предъявили написание прокламаций "Барским крестьянам". Поводом для ареста стало отправленное из-за границы письмо Герцена, в котором упоминался Чернышевский. "Что делать?" - роман, который был полностью написан в крепости.

7 февраля 1864 года писателю был вынесен приговор: семь лет каторги, затем пожизненное поселение в Сибири. 19 мая на Конной площади была проведена гражданская казнь Чернышевского. Члены семьи и многочисленные последователи в разное время подавали прошения о помиловании, однако возвращение революционера в Саратов состоялось лишь в июне 1889 года. Осенью он скончался.

Чернышевский, "Что делать": краткое содержание произведение

Роман был написан отчасти в качестве полемики с "Отцами и детьми" Тургенева. По заявлению самого Чернышевского, он поставил перед собой цель описать "обыкновенных порядочных людей нового поколения". Центральных персонажей в книге три: Вера Розальская, Дмитрий Лопухов и Александр Кирсанов. Верочка - дочь управляющего. Жадная и вульгарная мать намеревается выгодно выдать девушку замуж, однако благородная и гордая красавица решает взять судьбу в свои руки и заключает фиктивный брак со студентом-медиком Лопуховым. Их строится на принципах взаимного уважения, равенства и свободы. Вера даже открывает швейную мастерскую-коммуну. Однако их счастье длится недолго - молодая женщина влюбляется в лучшего друга мужа, Кирсанова. Благородный Дмитрий не хочет вставать у них на пути и инсценирует самоубийство (чтобы Вера могла вторично выйти замуж), после чего уезжает в Америку, где изучает промышленное производство. Через несколько лет он возвращается в Россию под другим именем и женится на Екатерине Полозовой, дочери богатого промышленника. Естественно, обе семьи тесно общаются, намереваясь строить "новую" общественную жизнь. Так заканчивается роман "Что делать?". Н. Чернышевский до конца жизни хранил верность тем идеалам, которые декларировал в своем главном произведении.


Внимание, только СЕГОДНЯ!
  • Кто написал ";Отцы и дети";: жизнь и судьба автора
  • Кто написал "Обломова"? История создания романа "Обломов"
  • Анализ и краткое содержание "Что делать?" (Чернышевский Н. Г.)


THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама