THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Зазвенела тетива,




Вспорхнула стрела...

Гусли. История древнего инструмента

Гусли - древнейший музыкальный инструмент. Тысячелетия истории человечества скрыли от нас и возраст и место их рождения. В разных странах и у разных народов этот инструмент назывался по-разному. У славян же, название этого инструмента, как мне думается, связан со звучанием тетивы. Той самой тетивы, которая натягивалась на лук.

В глубокой древности упругая струна лука называлась иначе - "гусла ". Вот Вам одна из гипотез возникновения названия инструмента. А приставив к струне полый сосуд - получим примитивный музыкальный инструмент. Итак: струны и резонатор, усиливающий их звучание - основной принцип этого щипкового инструмента.


В древнерусской рукописи, "Повести о белоризце человеке и монашестве", миниатюрист изобразил в буквице "Д" фигуру царя (возможно псалмопевца Давида), играющего на гуслях. Их форма соответствует инструменту, бытовавшему в те времена на Руси. Это, так называемые "шлемовидные" гусли. Форма их корпуса действительно, напоминает шлем. В дальнейшем форма плоской резонаторой коробки менялась. Появились гусли трапецивидной формы. Уменьшилось количество струн на инструменте, - изменилась и форма корпуса. Так появились гусли крыловидные.

Славяне еще в IX веке удивляли игрою на гуслях царей Византии. В те далекие времена гусли делались из долбленой сухой доски ели или клена. Клен "Явор" особенно любим у музыкальных дел мастеров. Отсюда происходит и название гуслей - "Яровчатые"./ А как только струны стали тянуть из металла, гусли зазвенели и стали называться "звончатыми".

Судьба этого инструмента надолго связалась с народной песенной и эпической традицией. Мастера - умельцы столетиями передавали секреты изготовления гуслей. Гусельные наигрыши, песни певцов, были любимы и народом и царями. Но часто народные певцы нелестно пели о властях.

О волюшке, о долюшке былинник запоет,
И сердце к вольной волюшке покличет, позовет.
Великой злобой дыбились вельможи да цари,
Чтоб на руси повывелись бродяги гусляры.
Но пели гусли звонкие, и был их лад суров,
И шли бунты жестокие от песен гусляров.
И. Кобзев
Эти гонения на гуслистов (так правильно звучит это слово), или, как их пренебрежительно стали называть гусляров - сослужили недобрую службу в судьбе инструмента. Интерес к его совершенствованию не был таким, каким он был в судьбе скрипки. Но время изменяло этот древний инструмент. Его конструкция, форма корпуса, технология обработки дерева, лаки, декоративная отделка - все это уже давно вывело гусли из разряда архаичного, чисто народнго инструмента, превратив его в сценический профессиональный инструмент, с богатейшим уникальным звучанием.

Сегодня каждый оркестр народных инструментов имеет в своем составе гусли щипковые - столовидные и гусли клавишнве. Звучание этих инструментов придает оркестру неповторимый колорит древних гусельных звонов.

В настоящее время интерес к гуслям заметно вырос. Появились современные гусляры - сказители, задавшиеся целью воссоздания древней традиции как игры на гуслях, так и пения под гусли. Наряду с щипковыми гуслями трех видов, основным приемом игры на которых является щипок и брцание, появились и гусли клавишные. Механика, установленная на них, при нажатии на клавиши открывет струны, и дает возможность выбрать нужный аккорд. Это заметно упрощает игру на гуслях как на аккомпонирующем инструменте.

К большому сожалению, при желании приобрести инструмнт, приходится говорить о маленьких мастерских в России где отдельными экземплярами очень редко делаются гусли. В целом мире, как мне кажется, нет ни единой фабрики, где выпускался бы этот уникальный инструмент. Деньги идут на что угодно: на буйные развлечения, войны, удовольствия... Отвлечение средств по изготовлению хотя-бы одной боевой ракеты класса "земля - воздух", с лихвой хватило бы на строительство маленькой музыкальной фабрики. Как все это печально и больно осознавать сегодня. Но... гусли звучат и будут звучать вечно!

Гусли. История древнего инструмента

Гусли - древнейший музыкальный инструмент. Тысячелетия истории человечества скрыли от нас и возраст и место их рождения. В разных странах и у разных народов этот инструмент назывался по-разному. У славян же, название этого инструмента, как мне думается, связан со звучанием тетивы. Той самой тетивы, которая натягивалась на лук.

В глубокой древности упругая струна лука называлась иначе - "гусла". Вот Вам одна из гипотез возникновения названия инструмента. А приставив к струне полый сосуд - получим примитивный музыкальный инструмент. Итак: струны и резонатор, усиливающий их звучание - основной принцип этого щипкового инструмента.

Славяне еще в IX веке удивляли игрою на гуслях царей Византии. В те далекие времена гусли делались из долбленой сухой доски ели или клена. Клен "Явор" особенно любим у музыкальных дел мастеров. Отсюда происходит и название гуслей - "Яровчатые". А как только струны стали тянуть из металла, гусли зазвенели и стали называться "звончатыми".

Судьба этого инструмента надолго связалась с народной песенной и эпической традицией. Мастера - умельцы столетиями передавали секреты изготовления гуслей. Гусельные наигрыши, песни певцов, были любимы и народом и царями.

Сегодня каждый оркестр народных инструментов имеет в своем составе гусли. Звучание этих инструментов придает оркестру неповторимый колорит древних гусельных звонов.

В настоящее время интерес к гуслям заметно вырос. Появились современные гусляры - сказители, задавшиеся целью воссоздания древней традиции как игры на гуслях, так и пения под гусли.

К большому сожалению, при желании приобрести инструмент, приходится говорить о маленьких мастерских в России, где отдельными экземплярами очень редко делаются гусли. В целом мире, как мне кажется, нет ни единой фабрики, где выпускался бы этот уникальный инструмент.

Разновидности гуслей

  1. Гусли шлемовидные, или «псалтирь»

Гусляры на Руси занимали особое положение. Эти люди и развлекали князя и народ, и рассказывали истории о днях минувших, и рассуждали о том, как устроен мир. Могли при случае и колдовать, своей особой, поэтической магией. Они же и хранители древних законов и предписаний. Считалось, что если гусляр перед исполнением какого-либо важного дела (например, сватовства или войны) спел песнь, то этому делу обеспечена удача. Без гусляров не обходились похороны князей, богатырей и пр., а свадьба без певца - это вообще не свадьба. Гусляров очень уважали, считали честью для себя их принимать. Плохо обращаться, а тем более причинять вред или убивать гусляров в принципе возможно, но таковые деяния покрывают позором человека, их совершившего. Волхвы - всеми уважаемая и почитаемая профессия. Это мудрейшие из мудрых. Стать волхвом можно только после многих лет обучения. Волхвы служат посредниками между людьми и богами, совершают обряды, моления и жертвоприношения (в том числе человеческие). Волхвы решали споры между людьми, советовали, кого избрать князем. Колдовали с помощью обрядов, заклинаний, магических снадобий. Умели и лечить (особенно магические болезни типа сглаза). Ведьмы и ведуны жили по большей части в лесу, знали травы и заклинания. Отношение к ним простых людей было настороженное, ведь неизвестно, какими силами те обладают и на что способны, что творят - добро или худо.

Изгнанники - люди по тем или иным причинам изгнанные из племени/рода. Их не кормят, им не помогают, не лечат, не любят. Если они выживают - это большая удача. Изгнать человека можно специальным обрядом в присутствии волхва.

Рабства как такового славяне не знали. Пленник/пленница становились "холопьями" на определенный срок, по истечении которого могли идти на все четыре стороны либо остаться на положении свободных. Кроме того, можно было выкупиться, - за ту же сумму, какая была уплачена при покупке либо по договоренности с пленившим.

3. ОСОБЫЕ ОБРЯДЫ.

3.1 Инициация.

Чтобы стать членом племени, ребенок должен был пройти инициацию. Происходила она в три ступени. Первая - непосредственно при рождении, когда повитуха обрезала пуповину наконечником боевой стрелы в случае с мальчиком, либо ножницами в случае с девочкой, и пеленала ребенка в пеленку со знаками рода.

По достижении мальчиком трех лет он проходил подстягу - т. е. его сажали на коня, опоясывали мечом и три раза обвозили вокруг двора. После этого его начинали учить собственно мужским обязанностям. Девочке в три года впервые давали веретено и прялку. Действо тоже сакральное, и первой нитью, спряденной дочерью, мать опоясывала ее в день свадьбы для защиты от порчи. Прядение у всех народов ассоциировалось с судьбой, и с трехлетнего возраста девочек учили прясть судьбу себе и своему дому.

В двенадцать - тринадцать лет, по достижении брачного возраста, мальчиков и девочек приводили в мужской и женский дома, где они получали полный набор сакральных знаний, необходимых им по жизни. После этого девушка вскакивала в поневу (род юбки, носившийся поверх рубахи и говоривший о зрелости). Юноша после посвящения получал право носить боевое оружие и вступать в брак.

3.2 Свадьба.

До сих пор сохранившееся выражение "венчаться вокруг березы" довольно точно передает смысл венчального обряда русичей. Свадьба состояла из поклонения Ладе, Роду и Триглаву, после чего волхв призывал на них благословение, и молодожены обходили три раза вокруг священного дерева, призывая в свидетели богов, чуров и берегинь того места, где они находились. Свадьбе обязательно предшествовал сговор или похищение невесты. Невеста вообще обязана была идти в новый род как бы насильно, чтобы не оскорбить ненароком духов-хранителей своего рода ("не я выдаю, силой ведут"). С этим, кстати, связаны многочасовые рыдания и скорбные песни невесты. На пиру молодоженам запрещалось пить (считалось, от любви пьяны будут). Первую ночь молодожены проводили на тридевяти снопах, застеленных мехами (пожелание богатства и многочадия).

3.3 Похороны.

Погребальных обрядов славяне знали несколько. В период расцвета язычества наиболее распространенным и почетным было сожжение, с последующим насыпанием кургана. После этого на кургане проводилась тризна в память о покойном. Вторым способом хоронили так называемых заложных покойников - умерших подозрительной, нечистой смертью, или же живших не по правде. Похороны таких умерших выражались в вышвыривании тела куда подальше в болото или овраг, после чего его заваливали сверху ветками. Делалось это для того, чтобы не осквернять землю и воду нечистым трупом.

Привычное нам погребение в земле широко распространилось только после принятия христианства.

4. ПРАЗДНИКИ.

В году пять основных праздников - Корочун (начало года, зимний солнцеворот 24 декабря), Комоедицы, или Масленица (весеннее равноденствие 24 марта), Купала (летний солнцеворот 24 июня), Перунов день (21июля) и Кузьминки (праздник урожая, праздник Рода, рожаниц, осеннего равноденствия 24 сентября).

Подавляющее большинство древнеславянских языческих празднеств и молений проводилось общественно, являлось “событием”, совместным заклинанием природы и проводилось не в доме или поселке, а за пределами житейского бытового круга.

Характер многих языческих празднеств был настолько повсеместным, связанным со всей природой вокруг села (леса, рощи, родники, реки, болота, холмы и горы); что отыскать места древних хороводов, купальских костров, жертвоприношении воде, различных “игрищ межю селы” почти невозможно.

Исключением являются только священнодействия на холмах, на горах, “красных горках”, которые очень часто при археологических обследова­ниях дают интересный материал о древних языческих культах.

Почитаемые идолы ставились славянами-язычниками, как правило, на холмах Летописные сведения о Перуне всегда отмечают его положе­ние на холме: князь Игорь, скрепляя клятвой договор с Византией, “приде на холъмы, где стояще Перун”. Владимир поставил идолов на вершине Старокиевской горы над Днепром. После крещения Руси место языческих капищ на таких холмах заняли христианские церкви:

“Красные горки”, “красные холмы”, где проводились масленичные сжигания чучел зимы, обряд заклинания весны, встреча Лады и Лели, катанье яиц на фоминой неделе (которая и называлась “красной горкой”) были, вероятно, около каждого села. В равнинных местах, где не было заметных возвышенностей, крестьяне отмечали на лугах первые весенние проталины, где раньше всего начинал таять снег, и там проводили обряд встречи весны.

Для “соборов” или “событий” большего масштаба, чем жители одного поселка, для населения верфи или тем более племени требовались более отметные горы, которые из году в год служили местом больших языче­ских богослужений.

Интересна долговечность таких религиозных центров: возникнув при­мерно в 1 тысячелетии до н. э. (а может быть, и в бронзовом веке), они донесли свою древнюю языческую сущность вплоть до позднего средневековья XV в.н.э., а на многих из них возникли христианские церкви и монастыри. Медвежьи праздники с точно таким же названием, сохранившим древнюю индоевропейскую форму “комоедицы” - известны и у славян. В Белоруссии комоедицы проводились 24 марта, накануне православного благовещения. Хозяйки пекли специальные “комы” из гороховой муки; устраивались пляски в вывернутых мехом вверх одеждах в честь весен­него пробуждения медведя. Древняя масленица оказалась сдвинутой со своего календарного срока христианским великим постом, несовместимым с масленичным разгулом. А так как пост подчинялся подвижному пас­хальному календарю, то языческая масленица, хотя и уцелела после крещения Руси и дожила до наших дней (хотя бы в виде блинов), но сроки ее изменчивы. Первоначальный же срок непотревоженной мас­леницы - весеннее равноденствие. Непременной маской на масленичном карнавале является “медведь”, человек ряженый в медвежью шубу или вывороченный тулуп.

Гусли – это старинный русский инструмент, который по праву причисляют к народным. Если обратиться к старославянскому языку, то название происходит от слова «гудеть», что вполне логично.
Уникальность гуслей относительна, так как имеются сходные системы, например цитра, которая была популярна в XVII-XVIII веках в Германии и Австрии. Нужно отметить, что цитра, в свою очередь, попадает в род инструментов, произошедших от древнегреческой кифары. Можно считать, что и имеют примерно тот же вектор исторического развития. Наибольшее распространение получили разновидности крыловидного типа. Академические гусли часто выполняют в 15-ти струнном варианте, сейчас их можно встретить в некоторых ансамблях.

Перечислим инструменты, которые причисляют к разновидностям гуслей:

  • лира (Греция);
  • арфа (Италия);
  • жетыген (Казахстан);
  • канон (Армения);
  • сантур (Иран);
  • кантле (Финляндия);
  • кокле (Латвия);
  • канклес (Литва) и др.

То есть у многих народов есть подобные инструменты. Исполнителей называют гуслярами . Некоторые известные артисты говорят, что нет лучше народного инструмента для аккомпанемента при исполнении вокальных партий. В русском духовенстве в начале ХХ века можно было встретить клавирообразные гусли: прямоугольный резонансный ящик, забитый крышкой, он лежал на столе, строй был фортепианный, поэтому игра облегчалась.

Строение и изготовление

Гусли довольно простой музыкальный инструмент, который состоит из корпуса и закрепленных на нем струн, которые натягиваются посредством колочной системы. Материал – древесина. Чаще всего это хвойные: ель, сосна, кедр, и др. Считается, что только в этом случае будет иметь место характерное, неповторимое звучание. Собирается резонирующая коробка, частями, используется клей или мелкие гвоздики. Нужно продумать, как и где будет расположено отверстие, без него невозможно объемное звукоизвлечение. Также проделываются вспомогательные отверстия. Роль деки здесь играет голосная доска, которая устанавливается на фронтальной части.

Принцип игры и строй

Как правило, можно встретить самоучители игры на звончатых гуслях. На них можно играть стоя или сидя. Во втором случае инструмент устанавливается ребром (боком) на колени и для удобство немного наклоняется к исполнителю. Легче всего найти песни и ноты под 9-ти или 12-ти струнные гусли. Академическая школа включает в себя и оркестры народных инструментов, поэтому имеет свою школу исполнения и многих известных артистов-гусляров (некоторые современные коллективы упоминают в своем творчестве этот инструмент, например Гуф Гусли). Оригинальные гусли производятся и применяются только в странах СНГ, в остальном мире используются другие похожие инструменты. То есть можно с уверенностью назвать русские гусли феноменом (иностранцы нередко называют их трапецевидными из-за характерной этнической формы).

Разновидности и типы гуслей

Крыловидные


Довольно интересная разновидность, потому что изготавливается корпус не из еловых, а из клена. Многие эксперты считают, что именно отсюда такое называние. Есть и другое – яворчатые (явор – клен). Но всё равно дека делается из елового массива (идеально) или из дощечек (хуже). Также их называют звончатыми, они имеют диатонический звуковой ряд . Родственные инструменты: кантеле и коклес. По внешнему виду их довольно просто отличить, так как струны на них натянуты веерообразны и сужаются к «пятке». Корпус нередко скошен, некоторые струны настраивают как бурдонные, то есть они могут звучат при игре непрерывно, не портя песни. Если гусляр затрагивает сразу все струны, то это называется «бряцает». Существует множество приемов, самые распространенные из которых «подщипывание» и «глушение».

Шлемовидные


Такие гусли встретить не так просто – они довольно редкие . Раньше считалось, что происхождение этого вида – древнерусское, но позже историки выбрали другую версию – поволжскую. Музыкант, который играл на таком инструменте в средние века назывался гудцом. Название дано неспроста, и на самом деле имеет место форма шлема, можно насчитать от 11-ти до 27 струн. Правой рукой «выщипывается» мелодия, а левая зажимаются аккорды. Кладется так же, как и другие разновидности, на колени. Инструмент существует и применятся по сей день. Существуют оригинальные техники игры – когда двумя руками дергаются ноты с разницей в октаву, так играют марийцы.

Лирообразные


Имели широкое распространение на Руси, начиная с XI века, внешне похожи на лиру. Имеют проем (окно) в верней части. Туда помещается левая рука, а правая ударят по струнам в районе держателя. Инструмент упирался в бедро, хорошо, что можно было играть и на ходу. Количество струн: 5. Сейчас лирообразные гусли можно встретить только в музеях и у коллекционеров, применяются они крайне редко, имеют историческую и культурную ценность . Стоят очень дорого.

Стационарные


Гусли такого типа сильно отличаются от переносных, так как они закрепляются в определенном месте, для облегчения игры. При этом инструменты более серьезные и продуманные, они бывают

  • клавирообразные;
  • столообразные;
  • прямоугольные.
Стационарные модели бывают щипковыми или клавишными. Находятся на столике или на подставке. Музыкант стоит или сидит возле установки и двумя руками занимается игрой. Иногда левой рукой нажимаются клавиши, а левой дергаются струны. Речь идет о гуслях с комбинированными системами. Основной и характерный прием игры на таких инструментах – арпеджиато, когда звуки аккорда перебираются от нижнего к верхнему.

Посмотрите

Видео

Слушать гусли Субботин концерт барда Рок на гуслях Одинокий пастух - Джеймс Ласт Metallika - Nohing els matter Цой - в исполнении Сергея Плотникова Егор Стрельников Ольга Глазова

Гусли – это один из самых известных русских народных инструментов, история которого исчисляется в тысячелетиях. С самых незапамятных времён русские гусляры славились своей чарующей игрой, покоряющей сердца и души всех, кто её слышал.

Гусли – это струнный щипковый инструмент. Название, по всей видимости, походит от слова «гусла», которым называли звучащую тетиву лука. Существует 2 основных вида гуслей: шлемовидные и крыловидные, отличающиеся друг от друга формой, количеством струн и принципом игры. У шлемовидных гуслей от 10 до 30 струн, и на них играют щипками. Крыловидные гусли имеют от 5 до 14 струн, по которым бряцают всей кистью. Чуть позже, у российского духовенства, появятся клавирообразные гусли, которые иногда используются и в наши дни.

Хотя разные виды гуслей отличаются друг от друга, конструкция их практически одинаковая. Они состоят из резонатора-ящика, который ставится на пол или на колени. На верхней деке расположены круглые прорези, а также к ней крепятся два бруска, на которые натянуты струны.

Первое достоверное упоминание в византийских рукописях о гуслях относится к 5 веку. Также, гусляры описываются в древнем эпосе и летописях, например в писаниях Кирилла Туровского. Во многих странах существовали похожие на гусли музыкальные инструменты, такие как древнегреческие арфа и кифара, иранский сантур, армянский канон и др.

Игрой на гуслях издревле сопровождались все русские народные гуляния. Наигрыши на этом инструменте любил как простой люд, так и царские особы, хотя были и те, кто устраивал гонения гусляров.

На сегодняшний день, гусли – инструмент редкий, но окончательно не забытый. Их изготовлением занимаются в России всего несколько небольших мастерских, поэтому простому обывателю их приобрести практически невозможно. Зато услышать звуки гуслей можно в оркестрах русских народных инструментов.

Смешное и любопытное на нашем сайте



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама