THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

30 августа 1860 года, 150 лет назад родился Исаак Ильич Левитан, русский живописец-пейзажист, передвижник

Работая в те времена, когда русские художники начали испытывать влияние современного французского импрессионизма, художник И.И.Левитан более дорожил традициями передвижников.

Ученик А.К.Саврасова, он обладал дивным даром поэтично передавать красоту русской природы. Ему важно было создать пейзаж одухотворённый, передать самую жизнь природы. Эту правду в творении с натуры И.И.Левитан требовал и от своих учеников, когда был преподавателем по классу пейзажа в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

Такой изумительной простоты и ясности мотива в своих картинах, которой достиг И.И.Левитан в конце жизни, кажется, не было до него ни у кого из художников.

Он глубоко любил искусство и был чрезвычайно предан ему. «Я не понимаю себя вне живописи», - писал он А.П.Чехову.

Антон Павлович однажды сказал знакомому писателю:
- Ах, были бы у меня деньги, купил бы я у Левитана его «Деревню», серенькую, жалконькую, затерянную, безобразную, но такой от неё веет невыразимой прелестью,’ что оторваться нельзя: всё бы на неё смотрел да смотрел.

Левитан и Чехов были дружны. Судьба сблизила их в 1885 году, когда они оказались в живописном подмосковном имении Киселёвых Бабкино, где семья Чеховых снимала в то лето флигель.

«А какие чудесные поэтические вечера проводили мы в парке у большого дома Киселёвых! - вспоминала через много лет сестра Чехова Мария Павловна. - Представьте себе тёплый летний вечер, красивую усадьбу, стоящую на крутом берегу, внизу реку, за рекой громадный лес… ночную тишину… Из дома через раскрытые окна и двери льются звуки бетховенских сонат, шопеновских ноктюрнов. Киселёвы, мы всей семьёй, Левитан сидим и слушаем великолепную игру на рояле Елизаветы Александровны Ефремовой. - Как хорошо! - говорит Левитан».

Он жил неподалёку от Бабкина, в деревне Максимовке. Поселился в ней в апреле 1885 года. В те годы, после покушения народовольца Соловьёва на Государя, иноверцев выселяли из Москвы. Левитан вышел из Московского училища живописи без диплома. Денег не было. Он и поселился в глухой деревне. В ту весну себе места не находил. О том, что Чеховы рядом, и знать не знал.

Хозяйка усадьбы Мария Владимировна Киселёва врачевала, и к ней из соседних деревень приходили крестьяне за помощью. Антон Чехов принялся помогать ей. Однажды пришла к ним из Максимовки Пелагея - жена пьяницы-горшечника, пожаловалась на болезни. Разговорились, она-то и сказала, что живёт у них на постое странный художник из Москвы. Ходит бирюк бирюком, того и гляди порешит себя, а им тогда - отвечай. И зовут-то его, прости Господи, по-чудному - Тесак Ильич.

Долго Чеховы гадали, кто это может быть, пока не смекнули, что Тесак Ильич - это, пожалуй, Исаак Ильич Левитан, товарищ Николая Павловича Чехова по училищу живописи и ваяния. Пошли в Максимовку. Нашли Левитана и переманили его в Бабкино. Третьяков незадолго перед этим купил у молодого художника картину «Осенний день. Сокольники», а фигуру женщины на ней написал Николай Чехов.

Работали в Бабкино много. Левитан с утра уходил на этюды, а Чехов, пока домашние спали, рассказики писывал. По рассказу в день. Молодые все были, на выдумки мастера.

«Но возвращаюсь к Бабкину, - вспоминал Михаил Павлович Чехов. - Благодаря жизнерадостности милых обитателей мы все, в том числе и брат Антон, были очень веселы. Он писал, критики его хвалили, хотя Скабичевский и предсказывал ему, что он сопьётся и умрёт где-нибудь под забором, но он верил в своё дарование и пока ещё был здоров. Иногда Антон дурил. Бывало, в летние вечера он надевал с Левитаном бухарские халаты, мазал себе лицо сажей и в чалме, с ружьём выходил в поле, по ту сторону реки. Левитан выезжал туда же на осле, слезал на землю, расстилал ковёр и, как мусульманин, начинал молиться на восток Вдруг из-за кустов к нему подкрадывался бедуин Антон и палил в него из ружья холостыми зарядами, Левитан падал навзничь. Получалась совсем восточная картина. А то, бывало, судили Левитана. Киселёв был председателем суда, брат Антон - прокурором, специально для чего гримировался. Оба одевались в шитые золотом мундиры, уцелевшие у самого Киселёва и Бегичева. Антон говорил обвинительную речь, которая всех заставляла помирать от хохота».

И.И.Левитан ожил в Бабкине, В Москве, в чеховском музее есть его небольшой этюд «Река Истра летом». Посмотри, читатель. Он солнечный! С плохим настроением такого не напишешь. Надо сказать, что в Бабкине пришла к художнику и любовь.

«Иду я однажды по дороге из Бабкина к лесу и неожиданно встречаю Левитана, - вспоминала на склоне лет Мария Павловна Чехова. - Мы остановились, начали говорить о том, о сём, как вдруг Левитан бух передо мной на колени и… объяснение в любви.
Помню, как я смутилась, мне стало как-то стыдно, и я закрыла лицо руками.
- Милая Маша, каждая точка на твоём лице мне дорога… - слышу голос Левитана.

Я не нашла ничего лучшего, как повернуться и убежать. Целый день я, расстроенная, сидела в своей комнате и плакала, уткнувшись в подушку. К обеду, как всегда, пришёл Левитан. Я не вышла. Антон Павлович спросил окружающих, почему меня нет. Миша, подсмотрев, что я плачу, сказал ему об этом. Тогда Антон Павлович встал из-за стола и пришел ко мне.
- Чего ты ревёшь?
Я рассказала ему о случившемся и призналась, что не знаю, как и что нужно сказать теперь Левитану. Брат ответил мне так:
- Ты, конечно, если хочешь, можешь выйти за него замуж, но имей в виду, что ему нужны женщины бальзаковского возраста, а не такие, как ты.

Мне стыдно было сознаться брату, что я не знаю, что такое «женщины бальзаковского возраста». И, в сущности, я не поняла смысла фразы Антона Павловича, но почувствовала, что он в чём-то предостерегает меня. Левитану я тогда ничего не ответила, и он опять с неделю ходил по Бабкину мрачной тенью. Но вскоре все бабкинцы об этом «происшествии» узнали. Придёт, бывало, отец хозяйки усадьбы Владимир Петрович Бегичев и зовёт:
- Ну, Марьюшка, пойдём немного пройдёмся.

Возьмёт меня под руку и непременно поведёт в сторону левитановского флигеля, и чем ближе мы подходим, тем всё крепче прижимает мой локоть, чтобы я не убежала. Потом, как это всегда в жизни бывает, я привыкла и стала вновь встречаться с Левитаном. На этом весь наш «роман» и закончился».

Думается, что это всё-таки не так. Мария Павловна решилась рассказать об этом случае лишь под самый конец своей жизни. Видимо, слишком многое он значил для неё. Да и Левитан, в продолжение всей своей жизни имевший успех у женщин, перед смертью, когда Мария Павловна навестила его, уже тяжело больного, сказал ей: «Если бы я когда-нибудь женился, то только бы на вас, Маша».

Пребывание в Бабкине, дружба с Машенькой, Чеховым, знакомство с Киселёвыми многое значили в жизни художника.

У писателя Сергея Дурылина, в его воспоминаниях «В своём углу», есть следующие строки: «Левитан очень любил православную церковную службу и часто заходил в церковь ко всенощной. Его поражало и пленяло своей красотой православное богослужение. Он находил бездну поэзии в вечернем сумраке малого и тесного храма, в огнях лампад, в тихом пении, в тонких струйках ладана, разносящихся по полупустой церкви, затихнувшей в полумраке. Живя в Плёсе, он любил М.П.Чехову и часто вместе с ней хаживал в церковь на вечернюю службу. Старенькую деревянную плёсскую церковку он перенёс на картину. - Это был русский человек, всею душой и всем талантом русский… Он любил русскую природу, как может любить её только настоящий русский человек, выросший среди неё, и, как художник, ничего другого он никогда и не любил, кроме этой природы, этих берёз, этих церковок, этого тихого звона над притихшими полями и перелесками. Он никогда не ходил в синагогу, но и Православия он не принимал, - и умно делал: он понимал, что для того, чтобы принять его, мало любить церковки, любить красоту и поэзию церковной службы, - нужно ещё и многое другое…»

После кончины на груди И.И.Левитана увидели православный крест, который он, оказывается, давно носил.

Любовь к Церкви, можно предположить, пробудилась у художника не без влияния Чеховых, Киселёвых и монахов Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, в который они ездили на службу в воскресные и праздничные дни…

На ялтинской даче А.П.Чехова, в его любимом рабочем кабинете, на камине хранился этюд И.И.Левитана. Однажды, года через три после кончины художника, когда речь зашла о нём, Чехов сказал, глядя на этюд:
- Как мало ценят - как мало дорожат вещами Левитана. Ведь это же стыдно. Это такой огромный, самобытный, оригинальный талант. Это что-то такое свежее и сильное, что должно бы переворот сделать. Да, рано, рано умер Левитан.

Прозорливый писатель А.П.Чехов в данном случае впервые, можно сказать, допустил ошибку. Время всё расставило по своим местам. Любовь к художнику И.И.Левитану в России стала воистину всенародной.




Не то, что мните вы, природа: Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик Не слепок, не бездушный лик В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, В ней есть любовь, В ней есть язык... В ней есть язык... Ф. И. Тютчев Ф. И. Тютчев


Исаак Ильич Левитан


Родился 18 августа (30 августа по новому стилю) 1860 года, в посаде Кибарты (Литва), в семье железнодорожного служащего е годы - получает домашнее образование. Кроме Исаака, в семье еще трое детей (две дочери и сын) семья Левитанов переезжает в Москву Левитан поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) в 1-ый "оригинальный" класс переведен во 2-ой, "головной" класс училища. Начинает заниматься в пейзажной мастерской у Алексея Саврасова. Знакомство в Михаилом Нестеровым умирает мать Левитана. Начало дружбы с Антоном Чеховым и его братом Николаем Чеховым умирает отец Левитана. На ученической вставке училища впервые выставляются пейзажи Левитана - "Вечер" и "Солнечный день. Весна" родился 18 августа (30 августа по новому стилю) 1860 года, в посаде Кибарты (Литва), в семье железнодорожного служащего е годы - получает домашнее образование. Кроме Исаака, в семье еще трое детей (две дочери и сын) семья Левитанов переезжает в Москву Левитан поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) в 1-ый "оригинальный" класс переведен во 2-ой, "головной" класс училища. Начинает заниматься в пейзажной мастерской у Алексея Саврасова. Знакомство в Михаилом Нестеровым умирает мать Левитана. Начало дружбы с Антоном Чеховым и его братом Николаем Чеховым умирает отец Левитана. На ученической вставке училища впервые выставляются пейзажи Левитана - "Вечер" и "Солнечный день. Весна".


Апреля - первый отклик на пейзажи Левитана в печати. 2 июня - получает "малую серебряную медаль" за этюд масляными красками на 10-й ученической выставке экспонируется пейзаж "Вид Симонова монастыря", который пользуется большим вниманием. Совет преподавателей училища зачисляет Левитана на стипендию генерал-губернатора Москвы В.А.Долгорукого январь - П.Третьяков приобретает картину Левитана "Осенний день. Сокольники" вместе с Константином Коровиным работает на этюдах в Звенигороде совет преподавателей исключает Левитана из училища "за непосещение классов участвует в создании декораций к феерии А.Н.Даргомыжского "Русалка". В апреле совершает неудачную попытку самоубийства. Пишет пейзаж "Река Истра" и дарит его Чехову апреля - первый отклик на пейзажи Левитана в печати. 2 июня - получает "малую серебряную медаль" за этюд масляными красками на 10-й ученической выставке экспонируется пейзаж "Вид Симонова монастыря", который пользуется большим вниманием. Совет преподавателей училища зачисляет Левитана на стипендию генерал-губернатора Москвы В.А.Долгорукого январь - П.Третьяков приобретает картину Левитана "Осенний день. Сокольники" вместе с Константином Коровиным работает на этюдах в Звенигороде совет преподавателей исключает Левитана из училища "за непосещение классов участвует в создании декораций к феерии А.Н.Даргомыжского "Русалка". В апреле совершает неудачную попытку самоубийства. Пишет пейзаж "Река Истра" и дарит его Чехову.


Первая поездка в Крым (март-май). Лето проводит у Чеховых в имении Бабкино. Знакомство с С.П.Кувшинниковой первая поездка на Волгу (май месяц), неудачная и разочаровывающая вторая и третья поездки на Волгу. В Плесе Левитан создал некоторые из своих шедевров получает премию Московского общества любителей художеств МОЛХ за картину "Тишь" П.Третьяков приобретает картины Левитана "После дождя. Плес" и "Вечер. Золотой Плес". Первая поездка за границу. Лето вместе с С. П. Кувшинниковой в четвертый раз проводит на Волге (Плес, Юрьевец, Кинешма) принят в члены Товарищества передвижных художественный выставок. На XIX передвижной выставке картина Левитана "Тихая обитель" пользуется огромным успехом. На выставке-аукционе в пользу голодающих крестьян проданы пейзажи, выставленные Левитаном первая поездка в Крым (март-май). Лето проводит у Чеховых в имении Бабкино. Знакомство с С.П.Кувшинниковой первая поездка на Волгу (май месяц), неудачная и разочаровывающая вторая и третья поездки на Волгу. В Плесе Левитан создал некоторые из своих шедевров получает премию Московского общества любителей художеств МОЛХ за картину "Тишь" П.Третьяков приобретает картины Левитана "После дождя. Плес" и "Вечер. Золотой Плес". Первая поездка за границу. Лето вместе с С. П. Кувшинниковой в четвертый раз проводит на Волге (Плес, Юрьевец, Кинешма) принят в члены Товарищества передвижных художественный выставок. На XIX передвижной выставке картина Левитана "Тихая обитель" пользуется огромным успехом. На выставке-аукционе в пользу голодающих крестьян проданы пейзажи, выставленные Левитаном.


Создает знаменитую мрачную трилогию - "Владимирка", "У омута", "Над вечным покоем". Направляет для русского отдела Всемирной выставки в Чикаго знаменитую картину "Вечерний звон" ("Вид монастыря накануне праздника") создает знаменитую мрачную трилогию - "Владимирка", "У омута", "Над вечным покоем". Направляет для русского отдела Всемирной выставки в Чикаго знаменитую картину "Вечерний звон" ("Вид монастыря накануне праздника") дарит Павлу Третьякову картину "Владимирка". Вторая поездка за границу создает ряд шедевров яркого, праздничного характера - "Март", "Свежий ветер. Волга", "Золотая осень" в Мюнхене на международной выставке с успехом экспонируются картины Левитана. Поездка по Ладожскому озеру в поисках "мотива для новой песни" тяжело заболевает (расширение аорты, порок сердца). Создает картину "Весна. Большая вода". Третья поездка за границу августа собрание Академии художеств присваивает Левитану звание академика. 1 сентября - начинает преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества по рекомендации врачей едет в Крым. Гостит в Ялте у А.П.Чехова. В русском отделе Всемирной выставки в Париже экспонируются пейзажи Левитана умирает 22 июля 1900 года в Москве...


"Великий труженик, великий мастер, он каждодневно совершенствовался - ему всегда казалось, что можно сделать лучше, он волновался и мучился... Великий поэт природы, до конца почувствовавший неизъяснимую прелесть слова "родина", он в картинах своих сумел передать любовь к ней, не приукрашенную ничем, прекрасную в своей непосредственности." (Юон К.Ф.)






К 155-летию великого русского пейзажиста

И.И. Левитана

Художник-искусствовед Александр Бенуа вспоминал, что «лишь с появлением картин Левитана» поверил в красоту русской природы. Именно Левитан – первый из лучших пейзажистов XIX века, открыл для современников родную землю. О чем осталось немало признаний: да, среднерусская природа полна поэзии, которую люди хоть и чувствовали всегда, видели, «но как-то не замечали». «Оказалось, что прекрасен холодный свод её неба, прекрасны её сумерки… алое зарево закатного солнца, и бурные весенние реки… прекрасны все отношения её особенных красок… Прекрасны и все линии, даже самые спокойные и простые». Левитан никогда не выбирал эффектные уголки природы. Шёл по России странник, перенося на холсты печальные поля под бледными высокими небесами, поэтичные заросшие пруды, серые деревенские сумерки, прощальное золото деревьев перед наступлением зимы. И наполнялся бедный пейзаж чувствами, обретал высший «небесный» смысл. Благодаря великим полотнам Левитана, Россия открыла свой неброский, поэтический лик.

Исаак Левитан родился 18 (30) августа 1860 года в местечке Кибарты, близ железнодорожной станции, на западной окраине России. Дед будущего художника был раввином, но отец предпочел преподавательскую стезю духовной. Жизнь, однако, делает неожиданные повороты, и на момент рождения сына Исаака, отец его был железнодорожным служащим. Семья жила бедно, зато в доме в доме царила атмосфера душевного тепла, благоприятная для учебы и развития детских талантов. Отец сам обучал двух сыновей и двух дочерей, мать всё свободное время посвящая чтению, знакомила их с лучшими произведениями писателей. Когда подросли старшие брат и сестры, родители решили перебраться в Москву, чтобы дети получили образование, но столкнулись с суровыми жизненными невзгодами. Отец зарабатывал уроками иностранных языков, но средств едва хватало и не всегда удавалось свести концы с концами. В 1875 году умерла мать, отец скончался через два года, и дети остались в глубокой нищете. В это время братья уже учились в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, и юный Исаак поражал всех – преподавателей и студентов – упорным трудом, безграничной любовью к живописи и родной природе. Только эта великая страсть помогла ему преодолеть тяжелую долю, пройти путём художника, отнюдь не обласканного милостями судьбы. Вечно голодный, оборванный, под угрозой отчисления за неуплату, без крыши над головой, ночующий из милости в учебных классах, юноша Левитан – истинный пример беззаветной преданности искусству. Но ему и везло. С первых лет учебы он попал в живую и интересную среду прогрессивных педагогов и талантливых товарищей. Исаак Левитан учился у А.К. Саврасова и Д.В. Поленова – больших мастеров, близких ему по духу. Годы учебы у них имели огромное значение в становлении Левитана – художника. По своей же натуре Исаак был отзывчив, чуток, раним и поэтичен. Новые веяния, которые принёс с собой Поленов, а именно, писать на свежем воздухе, стремясь к новому колористическому решению, способствовали быстрому расцвету дарования Левитана. В училище Исаак близко сошёлся с однокашниками – будущим русским импрессионистом Константином Коровиным, Николаем Чеховым и затем его братом-писателем, Валентином Серовым, близким Левитану по целям, которые они ставили перед собой, хотя и разным. Серова интересовал, прежде всего, внутренний мир человека, его состояние, а Левитана привлекала природа, её настроение. С молодых лет Левитан был новатором в области художественных исканий. Это новаторство не родилось сразу. Оно было подготовлено предшествующим ходом развития пейзажной живописи, вершиной которого можно считать картину учителя Левитана Саврасова «Грачи прилетели». Какую огромную силу несёт в себе простой мотив русской природы! Левитан же был одарен свыше - музыкальным восприятием природы, «тончайшим слухом живописи», умением передать её душу, увидеть пейзаж в общем тоне, показать всё сложнейшее переплетение цветов, создать гармоническое целое общего колористического решения. Не зря Левитан изучал творчество французских пленэристов, оставаясь в душе глубоко русским художником. Левитан – певец русской природы, бесконечно влюбленный в родную землю, прошёл по нелёгкому, но радостному пути. Природа была источником, питающим его творчество.

Известность девятнадцатилетнему Левитану принесла небольшая картина «Осенний день. Сокольники». Увидев её на выставке, Павел Михайлович Третьяков купил её для своей галереи, чтобы поддержать начинающего художника, чей талант не ускользнул от его глаза.

Только что прошёл мелкий осенний дождь, надвигаются сумерки, в неизяснимой тревоге замерла увядающая природа. Холодно, неуютно, опавшие листья торчат из густой, желтеющей, мокрой травы, плотным слоем лежат по бокам песчаной дорожки. Скоро снова зарядит дождь, и будет лить до утра. На это указывает серая влажная пелена у горизонта, и синяя дымка, дрожащая меж стволов тёмных сосен. Окружающий мир почти лишился свежих красок, и только молодые тоненькие клёны освещают его золотистым свечением листьев, чудом держащихся на ветвях, трепещущих, будто маленькие призрачные светильники. И над всем этим грустным миром висят белые, пухлые, налившиеся водой, готовой низвергнуться с неба, облака. Растрёпанные верхушки сосен будто купаются в их плотной и мутной влаге. В этой ранней работе проявились особенности таланта Левитана – редкая эмоциональность, поэтичность, умение наполнить картину элегически-печальным чувством осеннего увядания и человеческого одиночества. Одинокая фигурка стройной женщины в черном пальто, торопливо проходит по бесконечной, сырой аллее. И зритель ещё острее ощущает холод и бесприютность парка. В то же время, длинная, плавно изгибающаяся аллея, тонкие клёны и высокие сосны, нависающая дождевая влага, создает целостный музыкальный образ. Левитан очень любил осеннюю лирику русских поэтов, ему близка та «кроткая улыбка увядания, что в существе разумном мы зовём Божественной стыдливостью страданья». (Ф. Тютчев)

Левитан не удавались человеческие фигуры, и поэтому женщину для картины писал его товарищ по Училищу Николай Чехов.

После дождя. Плёс

1889 г . ГТГ

Городок Плёс на Волге стал знаменит благодаря Левитану. Выбирая живописные места на великой русской реке, художник задержался здесь и написал несколько замечательных картин, солнечных, радостных. Здесь он открыл для себя волшебство солнечного света, дарящего людям радость. Яркий пример левитановского открытия – картина «После дождя. Плёс».

Только что прошумел серый летний дождик, и уже солнце проглянуло из-за туч. Небо над городком напоминает мутную пелену, но уже робко, как-то нерешительно золотой свет возвращается в мир из сумеречного плена. Деревья, кусты, трава – мокрые, темные от воды и потому выглядят блёклыми. Лес, за домами и рекой вдали напоминает тёмную гряду облаков, настолько мутным и расплывчатым увидел его художник. На воде – лёгкая рябь, но каждая крохотная волна колеблется, неся на себе отблеск солнца. Река вдали отливает серебром. Становится жарко, и солнечные лучи как жидким золотом, наполняют лужи на берегу своим ярким светом. Лужи написаны так, что их можно принять за гирлянды огней, кем-то зажженные у кромки берега. Свет отражается в крышах домов, крытых листами рифленого железа, бортах лодок. Кажется, ещё миг, и солнце засияет в полную силу.



Вечер. Золотой Плёс

1889 г . ГТГ

Левитан запечатлел вид на окраину Плёса с Петропавловской горы, где находилась церковь-часовня. Перед ним открывался вид с высоты птичьего полёта на Волгу на исходе тёплого летнего дня. С необычной чуткостью художник передает ощущение умиротворенности, тишины. Мягкий, предзакатный розовый свет сияет над широкой Волгой. Стелется нежное марево тумана. Вечерняя прохлада, сочность росистой зелени, травы и кустов, покрывающих пологий склон холма, почти ощущаются. Кажется, вся эта живая красота притихла в ожидании колокола, призывающего к вечерней службе. Интересно, что в белом доме под красной крышей, который отчетливо прописан на берегу Волги, Левитан снимал комнаты, и ныне здесь размещается один из отделов Плёсского государственного историко-художественного музея-заповедника.

Тихая обитель

1890 г . ГТГ

Замысел этой картины возник в 1887 году, года Левитан побывал в Саввино-Сторожевском монастыре близ Звенигорода. Художника поразил летний закат, осветивший главы и кресты монастыря алым светом. Однако натуру Левитан отыскал позже и в ином месте, близ города Юрьевца на Волге. Запечатлев монастырь, окруженный рощей, куда призывает старенький мостик через спокойную реку и тропинка, теряющаяся в луговине, художник насытил изображение ощущением благостного покоя. Стройная белая колокольня и маковки церквей возносятся к голубому небу и розовым облакам. Можно бесконечно любоваться красотой предзакатного солнца, мягко золотящего белые стены, золотые кресты и купола, верхушки деревьев и воду, в которой отражаются силуэты церквей и зелень рощи. Трогательные ивы с узенькими листочками на берегу смотрятся в голубую воду с её лёгкой рябью. Синие отсветы дрожат на влажных досках мостика. Несмотря на «сочиненный» в некотором роде, пейзаж, полотно отличается непосредственностью чувства и глубоким знанием русской природы. Александр Бенуа находил в этой картине столько живой жизни, что первым зрителям её «казалось, точно сняли ставни с окон, раскрыли их настежь, и струя свежего, душистого воздуха хлынула в старое выставочное зало». Представленная на передвижной выставке 1891 года «Тихая обитель» принесла автору широкую популярность у зрителей. Сохранились свидетельства о том, что имя Левитана теперь было «на устах всей интеллигентной Москвы». Зрители благодарили художника за «блаженное настроение, сладкое душевное спокойствие», которое вызывал в сердцах этот тихий уголок России.


Владимирка

1892 г . ГТГ

Как-то, возвращаясь с охоты, Левитан вышел на Владимирский тракт. Хотя в его времена железных дорог, знаменитая «Володимирка», по которой, звеня кандалами, брели в Сибирь каторжане, уже утратила своё назначение, память о «звоне кандальном» сохранилась. Недаром, создав эскиз, Левитан подарил его своему знакомому студенту, будущему прокурору, с назиданием смотреть и помнить, на что обрекали несчастных людей его предшественники.

Работу над картиной Исаак Ильич начал летом. Стояли солнечные дни. Несмотря на это, пейзаж получился сумрачный, почти лишенный ярких красок. Меж унылых полей в даль за горизонт тянется широкая лента дороги. Над землёй тяжело нависли облака. Невесёлые думы навевает пасмурное небо и тусклые тени облаков. Высокий горизонт усиливает впечатление бесконечности тракта, по которому прошагали навстречу тяжкой судьбе тысячи осужденных. Не все преодолевали этот путь, падали и умирали по дороге. Это о них, о тех, кто упал на обочине, и не смог подняться, чтобы ползти опять, напоминает придорожный крест, возле которого замерла одинокая фигурка странницы, с молитвой обратившейся к иконе. Сколько таких вот безымянных могил под черными от дождей крестами, отмечавшими тяжкий путь каторжников, было разбросано вдоль Владимирского тракта. Мотив уходящего в даль пути, использованный Левитаном, выражает чувство скорби и грусти. Чувство тоски и одиночества господствует в образном строе картины. И всё же, это чувство тоски не единственное, вызываемое картиной. Чувство родины, любовь к неяркой нашей природе, её широте и величию, вызывают дорога, поля и леса, раскинувшиеся под высоким небом.



У омута

1892 г . ГТГ

Эта картина вызывает мрачные ощущения. Неширокая река, через которую перекинуты брёвна. Увы, перебежать на другой берег не просто. Страшно. Берега низкие, сырые, неуютные. Желтовато-серое свечение неба, черная вода, усиливают тревогу. Чувство опасности растёт, чем дольше находишься возле картины. Один неверный шаг по скользким зеленоватым брёвнам и… поминай, как звали! И становится понятным известное выражение «у бездны на краю». Заглядывая в бездну, человек испытывает тёмное, сладкое желание броситься в грозящий гибелью омут. Эффект опасности достигается Левитаном в построении ритмического рисунка разрушенной мельничной плотины и перекинутых через реку бревен. Рисунок умело строится на сочетании нестыкующихся прямых линий, которые отвлекают взгляд зрителя от спасительно центрального бревна лавы и тропинки, затягивая прямиком в омут.

Левитан работал над картиной в Тверской губернии под впечатлением от места, по преданию, вдохновившего Пушкина на создание «Русалки». Однако картина Левитана лишена сказочности. Изображая гиблое место, омут, Левитан думал о личном, пережитом.



Над вечным покоем

1894 г . ГТГ

Эту эпическую картину Левитан писал в Тверской губернии, на озере Удомля, но часовню писал с той, что так полюбилась ему на горе в Плёсе. Работая, Исаак Ильич слушал музыку – траурный марш из «Героической симфонии» Бетховена. Именно такая торжественная и печальная музыка помогала создавать картину, которую один из друзей Левитана назвал «реквиемом самому себе». В ней отразились размышления живописца о своей судьбе и бесконечном мире, началах света и тьмы, вечности и бренности, человеке и природе.

Прекрасно написано грозовое небо, рваные облака с тусклыми желтыми просветами. Свинцовые облака тяжело нависают над землей. Ощущение тяжести таково, что, кажется, они не позволят взлететь птицам, сомнут крылья, и потому ни одна птица не летает над бесконечным водным простором. Озеро выглядит мрачным и враждебным. Только вой ветра нарушает тишину. Стоит взглянуть на ломаемые ветви кладбищенских деревьев – и ощущение ветра становится почти физическое. На крутом берегу, художник изобразил маленькую деревянную церковь, рядом с которой – заброшенные могилы с покосившимися крестами. Должно быть, давно нет на свете не только детей, но и внуков тех, кто нашёл здесь последний приют и упокоение. Это место вечного покоя. Хотя, в церковном оконце теплится огонёк. Да на островке среди озера можно различить стога сена. Люди живут и трудятся, как много веков назад, однако ни лампадка в церковном оконце, ни следы человеческой деятельности, не могут противостоять величию природы. Левитан – реалист. Живая жизнь природы и человека для него остаётся высшей реальностью.



Золотая осень

1895 г . ГТГ

Классика Левитана. Ученики начальной школы уже знакомы по учебникам с этой золотой рощей и синей рекой. Картина отличается яркостью и повышенной декоративностью. «Очей очарованье!» - воскликнул однажды Пушкин. Есть в нашей российской осени несколько таких сказочных деньков, когда деревья кажутся покрыты драгоценными каменьями вместо листьев, и золото лежит, горит, переливается под ногами. Стоят нарядные деревца и не шелохнутся, даже непоседливый ветер в эти дни складывает крылышки и не играет в золотых кронах. Как прощальное цветение в преддверии суровой зимы воспринимается это золотое убранство природы. И так из года в год, из века в век. Берёзки на полотне Левитана до боли напоминают старинные фрески ярославских и ростовских церквей XVII века.

В то же время – это и пора начала увядания природы. Вода в прозрачно-синей реке холодна. Трава пожухла. Воздух кажется студёным. Но эту картину Левитана никак не назовёшь грустной. Это одно из светлых и радостных произведений великого пейзажиста. Оно не наводит на зрителя тоскливые мысли о надвигающейся унылой поре.



Озеро. (Русь)

1899 - 1900 г. ГРМ

Лебединая песнь Левитана. Над этой большой картиной смертельно больной художник работал много и вдохновенно. Она была задумана под впечатлением от стихотворения Пушкина «Последняя тучка рассеянной бури». Левитан не раз выезжал на этюды в Тверскую губернию, где писалась картина «Над вечным покоем». Хотя в левитановском «Озере» звучит скорее мажорная музыка природы. Она производит впечатление светлым, праздничным звучанием. Можно так сказать, перезвоном неба с белоснежными облаками и чудным привольем воды. У берега озера зеленеет тростник. Вдали виднеются деревни с белыми колоколенками храмов. Жаль, что эта картина через десять лет после смерти художника потемнела, утратила первоначальную яркость. Но и в этом состоянии она производит сильное впечатление. Сохранились два её варианта. Первый находится в Третьяковской галерее, второй в Русском музее.

Многие современники свидетельствуют о необыкновенном трудолюбии Левитана. Примерно за 24 года им создано около тысячи картин и этюдом, и это при том, что художник подолгу трудился над своими полотнами, что-то изменяя и дополняя, а то и полностью переписывая. Его картины выставлялись не только в России, но и за рубежом, в том числе на выставках Мюнхенского художественного общества и Всемирной выставке в Париже в 1898 году. Сейчас картины Левитана можно увидеть в разных музеях нашей страны.


Жизнь Левитана преждевременно и трагически оборвалась в июле 1900 года, от коварного сердечного недуга. Не дожив месяц до своего сорокалетия, он остался художником эпохи классического русского реализма. Ему не повезло стать участником бурных и трагических событий начала XX века. Однако же, судьба Исаака Ильича неразрывно связана с судьбой родных полей и лесов, реки Волги и будущее нашей земли и культуры тесно связано с духом великого пейзажиста.


Исаак Ильич Левитан был одним из крупнейших российских художников конца XIX века, непревзойдённым мастером русского "пейзажа настроения". Недаром его называли "певцом русской природы". Менее чем за 25 лет Левитан написал около тысячи картин, этюдов и рисунков. К концу жизни к нему пришла европейская известность.

Неполученная медаль

Родился он 18 (30) августа 1860 года в небольшом литовском местечке Кибарты Ковенской губернии, ныне Кибартай (Литва), в интеллигентной, образованной, но бедной еврейской семье железнодорожного служащего.

Его отец, занимаясь самообразованием, овладел французским и немецким языками. Затем, в Ковно, он преподавал эти языки, работал переводчиком во время постройки железнодорожного моста, которую вела французская компания. Дед же Левитана при всей бедности семьи был уважаемым раввином селения Кибарты. В доме Левитанов царила добрая и чистая атмосфера, благоприятная для духовного развития детей.

Маленький Исаак не любил суеты, не любил посада с его частыми и громкими скандалами. Он часто бродил по окраинам городка, любовался закатами и ждал появления первой звезды. Мальчик был нелюдим и общению с людьми предпочитал общение с луной, далью полей, пением птиц и шумом ветра. Дома сидеть не любил, и в семье его считали ребёнком со странностями.

В начале семидесятых годов XIX столетия Исаак вместе с семьёй переехал в Москву. В выборе жизненного пути для него решающую роль сыграл его старший брат - художник, который часто брал мальчика с собой на этюды и художественные выставки. Когда Исааку исполнилось 13 лет, он был принят в число учеников Училища живописи, ваяния и зодчества, где учился у Василия Дмитриевича Поленова и Алексея Кондратьевича Саврасова.

Отец и мать Исаака недолго прожили в Москве, оба умерли, оставив Левитана с братом и двумя сёстрами "на улице". В Училище живописи, ваяния и зодчества Саврасов пророчил Левитану славу француза Коро, а товарищи Исаака - братья Коровины и Николай Чехов - часто затевали над его картинами споры о прелести подлинно русского пейзажа.

Но, несмотря на всё это жить в Москве юному художнику было трудно и одиноко. Ночевал он в холодных классах художественного училища на Мясницкой, прячась от сторожа по прозвищу "Нечистая сила".

Случалось, он не обедал по три дня подряд. Сестра, живя по чужим людям, изредка подкармливала его. Неоднократно помощь ему оказывали и однокурсники, признававшие его необычайную одарённость.

В 1879 году полиция выселила Левитана из Москвы в дачную местность Салтыковку - вышел царский указ, запрещавший евреям жить в русской столице. В ту пору художнику было 18 лет. Той же осенью Левитан пишет картину "Осенний день. Сокольники".

Это была его первая профессиональная картина и единственный его пейзаж, где присутствует человек, да и то женскую фигуру написал Николай Чехов. Больше на полотнах Левитана люди почти и не появлялись.

Надо сказать, что Левитан, также как Пушкин и Тютчев, был буквально влюблён в осень. Он всегда ждал её как самого дорогого времени года. Даже весна на его полотнах своим настроением часто напоминала осенний день. В общей сложности Левитан создал около ста "осенних" картин, не считая этюдов. "Осенний день. Сокольники" экспонировалась на одной из московских выставок и была куплена известным коллекционером Павлом Михайловичем Третьяковым для его галереи за 100 рублей - немалые по тому времени деньги. Начинающему художнику в ту пору было всего 19 лет.

Годы учёбы в Училище живописи, ваяния и зодчества подходили к концу. В 1885 году Левитан написал дипломную работу: облачный день, поле, копны сжатого хлеба. Картина удостоилась самой высокой оценки Саврасова, который написал мелом на изнанке: "Большая серебряная медаль". Однако коллеги сочли её недостойной медали, более того, Левитан даже не получил звания художника.

Ему дали диплом учителя рисования, что, впрочем, не помешало ему внести существенный вклад не только в российскую, но и в мировую художественную культуру.

Дружба с Чеховыми

Как отмечают знатоки, Левитан в своём творчестве совершенно преодолел условности классицистко-романтического пейзажа, отчасти ещё сохранившиеся у его современников - художников-"передвижников". Левитановский "пейзаж настроения" при всей его натурной достоверности обрёл беспрецедентную психологическую насыщенность, выражая в пейзаже не что иное, как жизнь человеческой души, которая словно вглядывается в природу, а в той природе заключены неизъяснимые тайны бытия.

И эти тайны отчётливо видны в левитановских картинах, но словами они невыразимы. Левитан стремился писать так, чтобы на картинах его был ощутим воздух, обнимающий своей прозрачностью каждую травинку, каждый лист. На его картинах всё кажется погружённым в нечто спокойное, синеющее и блестящее. Левитан называл это "нечто" воздухом. Созерцая его картины, мы дышим им, чувствуем его запах, холод, теплоту. Левитан же ощущал его как безграничную среду прозрачного вещества, которое и придавало такую пленительную мягкость его полотнам.

Среди друзей Левитана был Антон Павлович Чехов. Чехов и Левитан были ровесниками, во многом были схожи и их судьбы. Оба приехали в Москву из провинции. Сдружившись с художником Николаем Чеховым, братом писателя, Левитан затем подружился и с Антоном Павловичем, умевшим лечить донимавшие его неврозы, и со всей чеховской семьёй, прожив три лета рядом с ней в бывшем курятнике. С Чеховым у него установились довольно своеобразные отношения, так как они любили поддразнивать друг друга, но те немногие высказывания и письма, которые дошли до нас, говорят о том, что Левитан открывал свою душу только Чехову.

В те годы Чеховы каждое лето проводили в селе Бабкине около Нового Иерусалима. Семья их была шумной и наделённой разнообразными талантами. Шуткам и насмешкам не было конца. С раннего утра за чайным столом уже начинались невероятные рассказы, выдумки, хохот, который не затихал до самого вечера.

Больше всего шутили над Левитаном. Его постоянно обвиняли во всяческих смехотворных преступлениях и, наконец, устроили над ним суд. Антон Чехов, загримированный прокурором, произнёс обвинительную речь, Николай Чехов изображал придурковатого свидетеля, Александр Чехов - защитник - пропел высокопарную актёрскую речь.

Антон Павлович придумал слово "левитанистый" и употреблял его очень метко. "Природа здесь гораздо левитанистее, чем у вас", - писал он в одном из писем. Даже картины самого Левитана в этом плане отличались, - одни были более левитанистыми, чем другие. Черты личности художника были выписаны в чеховском рассказе "Попрыгунья", где отражён роман Левитана с художницей Кувшинниковой. Левитан очень сильно обиделся на этот рассказ. Ведь Кувшинникова - наивная и непосредственная - трогательно любила Левитана. Дружба с Чеховым была прекращена, а примирение шло долго и мучительно. До конца жизни Левитан так и не смог до конца простить Чехову этого рассказа.

Левитан не был женат, у него не было детей. Слишком часто он бывал чрезвычайно безрадостен. Во время хандры он бежал от людей. Они все начинали казаться ему врагами.

Левитан становился груб, дерзок, нетерпим. Он с озлоблением соскабливал краски со своих картин, прятался, уходил с собакой Вестой на охоту, но не охотился, а без цели бродил по лесам.

В такие дни одна лишь природа заменяла ему родного человека. Дважды во время таких приступов депрессии Левитан стрелялся, но остался жив. Оба раза его спасал Чехов. Но хандра проходила, и Левитан возвращался к людям, снова писал, любил, верил, запутывался в сложности человеческих отношений, пока не настигал его новый удар депрессии.

Жизнь Левитана была относительно небогата событиями; путешествовать за границей он не любил, хоть и побывал в Италии, Франции, Швейцарии и Финляндии. Однако граниты Финляндии, её чёрная речная вода и мрачное море нагоняли на Левитана тоску. В Швейцарии его поразили Альпы, но вид этих гор для художника ничем не отличался от видов крикливо размалёванных картонных макетов. В Италии ему понравилась только Венеция, где воздух полон серебристых оттенков, рождённых тусклыми лагунами. В Париже Левитан увидел картины Монэ, но не запомнил их. Только перед смертью он оценил живопись импрессионистов и понял, что он сам отчасти был их русским предшественником.

Последние годы жизни Левитан проводил много времени около Вышнего Волочка, на берегах озера Удомли. Там, в семье помещиков Панафидиных, он опять попал в путаницу человеческих отношений, стрелялся, но остался жив. Тяжёлая сердечная болезнь художника из года в год всё прогрессировала, но ни он, ни близкие ему люди не знали об этом, пока она не дала первой бурной вспышки. Левитан не хотел лечиться, боялся идти к врачам, чтобы не услышать смертный приговор.

Незадолго до смерти он тосковал ещё больше, чем в молодые годы. Он знал, что ни врачи, ни спокойная жизнь, ни исступлённо любимая им природа уже не могли отдалить приближающийся конец. Однако лет за пять до смерти у Левитана произошёл всплеск радостного мироощущения. В дневнике Антона Павловича Чехова есть запись, помеченная декабрём 1896 года: "У Левитана расширение аорты. Носит на груди глину. Превосходные этюды и страстная жажда жизни". В эти годы, нося на груди лечебную глину, Левитан написал свои самые жизнеутверждающие вещи: "Март", "Весна, большая вода", "Золотая осень".

В 1898 году Исаак Ильич был избран академиком живописи, его пригласили руководить пейзажным классом в училище, в котором он и сам когда-то учился. Художник никогда не забывал свою бедную юность, не забывал, как доброта товарищей помогала ему выжить и выучиться. Если профессор Левитан видел, что кто-то из его учеников пишет дешёвыми малярными красками, тихонько давал деньги на покупку художественных масляных. Если замечал бледный, истощённый вид того или иного студента - находил возможность подкормить, помочь юноше так, чтоб об этом не судачили.

Болезнь всё прогрессировала. Художник падал в обмороки в мастерской, на выставках, просто на улице. Зимой 1899 года врачи послали Левитана в Ялту. Там в то время жил и Чехов. Старые друзья встретились постаревшими и отчуждёнными, но всё-таки обменялись памятными подарками.

Левитан ходил, тяжело опираясь на палку, задыхался, всем говорил о своей близкой смерти. Он её откровенно боялся и не скрывал этого. Сердце болело уже почти непрерывно. Ялта не помогла. Левитан вернулся в Москву и почти не выходил из своего дома в Трёхсвятительном переулке. 22 июля (4 августа) 1900 года Исаак Левитан умер. В его мастерской осталось около 40 неоконченных картин и около 300 неоконченных этюдов.

Незадолго до кончины Исаак Ильич попросил своего брата сжечь письма, которые он получил от разных лиц: любимых женщин, друзей, приятелей-художников, меценатов, поклонников, родных. На глазах умирающего огонь пожрал все эти эпистолярные сокровища.

Левитан хотел, чтобы его запомнили прежде всего как художника. Зачем миру знать о его мучениях, слезах, тоске, неудавшихся романах? О том, что почти никогда у него не было своего угла - только и делал, что гостил, снимал квартиры, путешествовал? Зачем потомкам знать, что и он, Левитан, мог быть гневлив, нетерпелив, а порою и робок? Пусть все эти мелочи исчезнут. Пусть останется главное: Россия, Волга, Плёс, вода, небо, деревья, цветы на его полотнах.

Виктор БУМАГИН

НА ГЛАВНУЮ

Исаак Ильич Левитан - русский художник. Родился 18 августа 1860года в местечке Кибарты, ныне Кибартай (Литва). Отец Левитана - учитель иностранных языков, переводчик. Семья художника жила очень бедно, тех грошей, что получал отец за уроки французского, едва хватало на пропитание. Однако, когда у детей появилось влечение к искусству, родители восприняли это с радостью и всячески им в этом помогали. В результате, сначала старший сын Авель, а потом и Исаак поступили в Московское училище живописи.

Начало карьеры предвещало быть светлым и удачным, но вскоре умирает его мать, а потом и отец от тифа. В семнадцать лет Исаак Левитан оказался на улице, нищенствовал и скитался. За неуплату его исключают из училища. Однако его друзья собирают нужную сумму, что бы он вернулся к занятиям. Вскоре, за преуспевание в искусстве, совет учителей решает освободить Левитана от уплаты и даже назначить ему небольшую стипендию, так как состояние живописца было поистине бедственным. Может быть именно такое отношение учителей помогло в становлении Левитана. Он не опустил руки, а продолжал писать прекрасные картины, которые теперь висят во всех самых знаменитых музеях мира.

В семнадцать лет Левитан стал учеником Василия Григорьевича Перова. Иногда к занятиям подключался друг Перова Саврасов. Оба учителя были художниками-передвижниками. Они сразу заприметили талантливого парня и взяли Левитана в свою мастерскую.

Несмотря на то, что Исаак долго бедствовал, скитался, голодал, порой ночевал где придётся - на чердаках и на улице, его картины оценивали многие ведущие художники того времени. Они восхищались его талантом, глубиной передаваемого образа, серьёзностью преподнесения живописи. Его картины начинают появляться на выставках.

Вырваться из нищеты ему помог театр. Он пишет декорации к операм и постановкам. Небольшие заработки помогли ему поехать в Крым. После того, как он привёз картины из Крыма то обрёл настоящую известность. Все картины раскупились за короткое время. Исаак Левитан за свою жизнь написал около тысячи картин. Был дружен с великими людьми его эпохи, но в 1896 году от болезни сердца Исаак Ильич Левитан - великий русский художник покинул этот мир, оставив после себя великое наследия русской культуры.

Берёзовая роща

Близ Бордигеры

Бурный день

Избушка на лугу

Лесные фиалки и незабудки

Лес зимой

Летний вечер. Река

Мостик. Славинская слобода

Над вечным покоем

На севере

Ненюфары

Осенний день. Сокольники

Осень. Охотник

Пчельник

После дождя. Плес

Тихая обитель

Тростник и кувшинки



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама