THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

французский художник и скульптор, лидер течения фовистов, известен своими изысканиями в передаче эмоций через цвет и форму

Анри Матисс

Краткая биография

Анри́ Эмиль Бенуа Мати́сс (фр. Henri Émile Benoît Matisse; 31 декабря 1869, Ле-Като-Камбрези, Нор, Франция (Вторая французская империя) - 3 ноября 1954, Ницца, Франция) - французский художник и скульптор, лидер течения фовистов. Известен своими изысканиями в передаче эмоций через цвет и форму.

Биография и творчество

Детство и юность

Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri Émile Benoît Matisse) родился 31 декабря 1869 года в городке Ле-Като-Камбрези, в Пикардии на севере Франции. Он был старшим сыном в семье Эмиля Ипполита Матисса и Элоизы Анны Жерар. Его детские годы прошли в соседнем городке Боэн-ан-Вермандуа, где отец, преуспевающий торговец зерном, держал лавку. Мать помогала отцу в лавке и занималась росписью керамики.

В 1872 году родился его младший брат, Эмиль Огюст. По воле отца, старший сын должен был унаследовать семейное дело, но Анри, проучившись с 1882 по 1887 год в средней школе и лицее Анри Мартен в городке Сен-Кантен, уехал в Париж изучать юриспруденцию в Школе юридических наук.

В августе 1888 года, после окончания учёбы, молодой Анри получил право работать по специальности. Он возвратился в Сен-Кантен и устроился на работу клерком у присяжного поверенного.

Творческое становление

В 1889 году у Анри случился приступ аппендицита. Когда он поправлялся после операции, мать купила ему принадлежности для рисования. Анри впервые начал рисовать, копируя цветные открытки во время двухмесячного пребывания в больнице. Это его так увлекло, что он, преодолев сопротивление отца, решил стать художником и записался в школу рисунка Кантен де ля Тур (фр. Ecole Quentin de la Tour), где обучались чертёжники для текстильной промышленности.

В 1891 году он оставил юридическую практику и снова приехал в Париж, где поступил в Академию Жюлиана. Анри учился у известного мастера салонного искусства, Виллиама Адольфа Бугро, готовясь к вступительным экзаменам в Школу изящных искусств (фр. École nationale supérieure des beaux-arts de Paris), куда, однако, не поступил.

В 1893 году он перешёл в Школу декоративных искусств (фр. École nationale supérieure des arts décoratifs de Paris), где познакомился с юным Альбером Марке. В 1895 году оба выдержали вступительные экзамены в Школу изящных искусств и были приняты в мастерскую Гюстава Моро, у которого с 1893 года они обучались в качестве приглашённых студентов. Здесь Анри познакомился с Жоржем Руо, Шарлем Камуэном, Шарлем Мангеном и Анри Эвенепулом.

Во время обучения он копировал в Лувре произведения старых французских и голландских мастеров. Особое влияние на него в период ученичества оказало творчество Жана-Батиста Симеона Шардена, им были сделаны копии четырёх его картин. Творчество Анри в это время также находилось под влиянием современных ему художников и японского традиционного искусства.

В 1894 году в личной жизни художника произошло знаменательное событие. Его модель Каролина Жобло (фр. Caroline Joblau) родила дочь Маргариту (1894-1982).

Лето 1896 года он провёл на острове Бель-Иль у побережья Бретани, вместе с Эмилем Бери, соседом по лестничной площадке в Париже.

Здесь Анри познакомился с художником из Австралии, Джоном Питером Расселом, другом Огюста Родена, коллекционером произведений Эмиля Бернара и Винсента ван Гога. В 1897 году он снова посетил его.

Джон Питер Рассел познакомил Анри с импрессионизмом и работами Винсента Ван Гога, с которым он был дружен в течение десяти лет, и даже подарил Анри два его рисунка. Их общение кардинальным образом повлияло на творчество художника, и позднее он называл Джона Питера Рассела своим учителем, объяснившим ему теорию цвета.

В 1896 году пять картин Анри были выставлены в Салоне Национального общества изящных искусств, две из которых были приобретены государством, в том числе его Читающая , написанная в 1894 году и приобретенная для резиденции президента Франции в Рамбуйе. После выставки, по предложению Пьера Пюви-де-Шавана Анри Матисс стал членом-корреспондентом Салона Национального общества изящных искусств.

Зрелые годы

10 января 1898 года Анри Матисс женился на Амели Парейр (фр. Amélie Noellie Parayre), которая родила ему сыновей Жана-Жерара (1899-1976) и Пьера (1900-1989). Его незаконнорождённая дочь Маргарита также была взята в семью. Жена и дочь были любимыми моделями художника.

По совету Камиля Писсарро в свой медовый месяц он отправился с женой в Лондон исследовать картины Уильяма Тёрнера. Затем супруги предприняли путешествие по Корсике, во время которого побывали также в Тулузе и Генуе. В феврале 1899 года они вернулись в Париж.

Со смертью Гюстава Моро в 1899 году у Анри возникли разногласия с его преемником, Фернаном Кормоном, и он ушёл из Школы изящных искусств. После очередного краткого обучения в Академии Жюлиана, художник поступил на курсы Эжена Каррьера. Здесь Анри познакомился с Андре Дереном, Жаном Пюи, Жюлем Фландреном и Морисом де Вламинком.

Его первой пробой в скульптуре была копия работы Антуана-Луи Бари, сделанная им в 1899 году.В 1900 году, наряду с работой над картинами, Анри начал посещать вечерние курсы Антуана Бурделя в Академии де ля Гранд-Шомьер. По утрам вместе с Альбером Марке он рисовал в Люксембургском саду, а по вечерам посещал занятия скульптурой.

Рост семьи, отсутствие постоянного дохода и потеря шляпного магазинчика, которым, вместе с партнером, владела его жена, стали причиной того, что детям пришлось переехать к родителям Анри. Испытывая серьезные денежные затруднения, он поступил на работу в качестве художника-декоратора. Вместе с Альбером Марке занимался декорированием объектов для Всемирной выставки в Гран-Палэ, в Париже в 1900 году. Работа была изнурительной, и Анри заболел бронхитом. В 1901 году, после недолгого лечения в Швейцарии, где он продолжал много работать, некоторое время Анри провел вместе с семьей у родителей в Боэн-ан-Вермандуа. В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью.

Импрессионистский период

С 1890 по 1902 год Матисс ежегодно создавал несколько картин, близких по духу импрессионистам. Таковы натюрморты Бутылка схидама (1896), Десерт (1897), Фрукты и кофейник (1898), Посуда и фрукты (1901). Два его ранних пейзажа, Булонский лес (1902) и Люксембургский сад (1902), свидетельствуют о попытках художника найти свой путь в искусстве.

1901-1904 годы были для него временем интенсивных творческих поисков. Матисс погрузился в исследования произведений других художников, и, несмотря на серьезные финансовые затруднения, приобретал картины авторов, работой которых он восхищался. На одном из написанных им в то время полотен, изображены гипсовый бюст работы Огюста Родена, рисунок Винсента ван Гога, картины Поля Гогена и Поля Сезанна. Структура живописи и работа с цветом последнего оказали особенное влияние на творчество Матисса, назвавшего его своим главным вдохновителем.

В феврале 1902 года он принял участие в совместной выставке во вновь открывшейся галерее Берты Вейль. В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения. В июне 1904 года состоялась первая персональная выставка Анри Матисса в галерее Амбруаза Воллара, не имевшая, однако, большого успеха. Тем же летом, вместе с художниками-неоимпрессионистами Полем Синьяком и Анри Кроссом, он уехал на юг Франции, в Сен-Тропе. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма, используя раздельные точечные мазки. В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр - Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). Но довольно скоро Матисс отказался от использования техники пуантилизма в пользу широких, энергичных штрихов.

Фовистский период

Лето 1905 года Матисс провёл с Андре Дереном и Морисом де Вламинком в Кольюре, рыбацкой деревне на Средиземном море. Это время ознаменовало значительный поворот в творческой деятельности художника. Вместе с Андре Дереном, Матисс создал новый стиль, вошедший в историю искусства под названием фовизма. Его картинам того периода характерны плоские формы, чёткие линии и менее строгий пуантилизм.

Фовизм, как направление в искусстве, появился в 1900 году на уровне экспериментов и был актуален до 1910 года, само же движение длилось всего несколько лет, с 1904 по 1908 год, и имело три выставки. Движение фовизма получило своё название от небольшой группы единомышленников, художников Анри Матисса, Андре Дерена и Мориса де Вламинка.

Матисс был признан лидером фовистов, наряду с Андре Дереном. Каждый из них имел своих последователей. Другими значительными художниками в движении были Жорж Брак, Рауль Дюфи, Кеес ван Донген и Морис де Вламинк. Все они (кроме Кееса ван Донгена) были учениками Гюстава Моро, подтолкнувшего учеников думать вне формальных рамок и следовать своему видению.

Снижение роли фовизма после 1906 года и распад группы в 1907 году никоем образом не повлияли на творческий рост самого Матисса. Многие из его лучших работ были созданы им в период между 1906 и 1917 годами.

Когда осенью 1905 года будущие фовисты впервые представили широкой публике свои работы на Осеннем салоне в Париже, их резкие, энергичные краски буквально потрясли зрителей и вызвали негодование у критиков. Камиль Моклер сравнил выставку с горшком краски, брошенным в лицо общественности. Другой критик, Луи Воксель, в рецензии Донателло среди дикарей! (фр. Donatello parmi les fauves!), опубликованной 17 октября 1905 года в газете Жиль Блаз , дал художникам ироничное прозвище «фовистов», то есть «дикарей» (фр. fauves).

Матисс представил на выставке две работы, Открытое окно и Женщина в зелёной шляпе . Критика Луи Вокселя была направлена прежде всего на картину Женщина в зелёной шляпе . Коллекционер из США Лео Стайн, брат известных коллекционеров, Майкла Стайна и Гертруды Стайн, купил у художника эту картину за 500 франков. Скандальный успех повысил рыночную стоимость работ Матисса, что позволило ему продолжить занятия живописью.

После выставки в начале 1906 года в галерее Берней-Жён, 20 марта 1906 года в Салоне Независимых художник представил свою новую картину Радость жизни , в сюжете которой сочетались мотивы пасторали и вакханалии. Реакция критиков и академических кругов на произведение была крайне раздражительной. Среди критиков оказался и Поль Синьяк, вице-президент «независимых». Пост-импрессионисты отошли от Матисса. Однако, Лео Стайн приобрел и эту картину, увидев в ней важный образ современности.

В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо. Их первая встреча состоялась в Салоне Стайн на улице Рю де Флёрю в Париже, в котором Матисс регулярно выставлялся в течение года. Творческая дружба художников была полна и духа соперничества, и взаимного уважения. Гертруда Стайн, вместе с друзьям из Балтимора в США, сёстрами Кларабель и Эттой Коэнами, были меценатами и коллекционерами Анри Матисса и Пабло Пикассо. Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе.

В мае 1906 года Матисс приехал в Алжир и побывал в оазисе Бискра. Во время поездки он не рисовал. Сразу по возвращении во Францию им была написана картина Голубая обнажённая (Сувенир из Бискры) и создана скульптура Лежащая обнажённая I (Аврора). Из двухнедельной поездки, он привёз керамику и ткани, которые затем часто использовал в качестве фона для своих картин.

Под впечатлением поездки Матисс увлекся линейными орнаментами мусульманского Востока в стиле арабесок. В его графике арабеск сочетался с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. В это время он открыл для себя скульптуру народов Африки, стал интересоваться примитивизмом и классической японской ксилографией. Тогда же появились первые литографии художника, гравюры на дереве и керамика.

В 1907 году Матисс отправился в путешествие по Италии, во время которого посетил Венецию, Падую, Флоренцию и Сиену.

Академия Матисса

По совету и при поддержке Майкла, Сары, Гертруды и Лео Стайнов, Ганса Пуррмана, Мардж и Оскара Моллов и других меценатов, он основал частную школу живописи, которая получила название Академии Матисса. В ней он преподавал с января 1908 по 1911 год. За это время в академии получили образование 100 студентов из числа соотечественников художника и иностранцев. Ганс Пуррман и Сара Стайн были назначены ответственными за организацию и управление академией.

Студии разместились сначала в бывшем монастыре на улице де Севр в Париже. Это помещение Матисс снял ещё в 1905 году в дополнение к своей студии на набережной Сен-Мишель. После основания частной академии было арендовано ещё одно помещение бывшего монастыря. Тем не менее, через несколько недель школа переехала в бывший монастырь на углу улицы Рю де Вавилон и бульвара Инвалидов.

Обучение в академии носило некоммерческий характер. Матисс придавал большое значение классической базовой подготовке молодых художников. Раз в неделю все вместе они посещали музей, согласно учебной программе. Работа с моделью начиналась только после освоения техники копирования. За время существования академии доля студенток в ней была всегда на удивление высокой.

В 1908 году Матисс совершил свою первую поездку в Германию. Там он познакомился с художниками из группы Мост. 25 декабря 1908 года в Гран Ревю были опубликованы его «Заметки живописца» (фр. Notes d’un Peintre), в которых он сформулировал свои художественные принципы, говоря о необходимости непосредственной передачи эмоций за счет простых средств.

Русские коллекционеры

Одним из первых, кто оценил талант Матисса, был русский предприниматель и коллекционер Сергей Иванович Щукин. В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание, или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах). В них господствовали яркие краски, а композиции, заполненные движущимися в танце или играющими на музыкальных инструментах обнаженными людьми, символизировали природные стихии - воздух, огонь и землю. Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже.

В связи с установкой картин, по приглашению Сергея Ивановича Щукина, в 1911 году Анри Матисс лично посетил Санкт-Петербург и Москву, где ему был оказан восторженный и тёплый прием. Отвечая на вопросы журналистов о своих впечатлениях о стране, он сказал:

«Я видел вчера коллекцию старых икон. Вот большое искусство. Я влюблен в их трогательную простоту, которая для меня ближе и дороже картин Фра Анджелико. Я счастлив, что наконец попал в Россию. Я жду многое от русского искусства, потому что чувствую в душе русского народа хранятся несметные богатства; русский народ ещё молод. Он не успел ещё растратить жара своей души ».

На деньги, заработанные от продажи своих картин русским предпринимателям и коллекционерам Сергею Ивановичу Щукину и Ивану Абрамовичу Морозову, художник смог, наконец, окончательно преодолеть материальные затруднения.

Переезд в Исси-ле-Мулино

В 1909 году Матисс оставил резиденцию на набережной Сен-Мишель в Париже и переехал в Исси-ле-Мулино, где купил дом и построил студию. В течение длительного времени члены его семьи служили для него моделями и исполняли все просьбы художника, например, дети должны были молчать во время еды, чтобы не нарушать концентрированности отца.

После посещения большой выставки исламского искусства в Мюнхене, во время его второго путешествия в Германию в 1910 году, Матисс провел два месяца в Севилье, на юге Испании, изучая мавританское искусство. В 1911 году он отошёл от педагогической деятельности и полностью посвятил себя творчеству.

В 1912 году состоялась первая выставка Матисса в США, организованная Альфредом Штиглицом в Галерее 291 , в Нью-Йорке. Уже в следующем году несколько картин Матисса попали на выставку Армори Шоу в Нью-Йорке, и вызвали бурю негодования у консервативной американской публики. Тем не менее, произведения художника продолжали выставляться в США Уолтером Пачем, казначеем Армори Шоу, с 1914 по 1926 год.

Примерно в это же время, некоторые композиции Матисса, по мнению многих критиков, были созданы художником под влиянием кубизма. Это связывали с его дружбой с Пабло Пикассо. Матисс говорил, что оба художника, во время их встреч и бесед, много дали друг другу. При этом Пабло Пикассо брал на себя роль «адвоката дьявола», выискивая в произведениях Матисса слабые стороны.

С 1911 по 1913 год художник дважды побывал в Марокко. Результатом этих путешествий, последнее из которых он осуществил совместно с художником Шарлем Камуаном, стало появление ярких, излучающих свет ландшафтов и фигурных композиций, краски которых резко контрастировали друг с другом, как, например, в картинах Бербер (1913) и Арабская кофейня (1913).

Летом 1914 года Матисс в третий раз посетил Германию, на этот раз Берлин. В том же году с началом Первой мировой войны немолодой художник обратился с просьбой принять его добровольцем в действующую армию, но ему отказали по состоянию здоровья. Мать осталась на оккупированных противником территориях, брат попал в плен, сыновья и друзья воевали на фронтах. Только жена и дочь остались возле художника.

Переезд в Ниццу

В 1916 году Матисс по совету врачей из-за обострений последствий бронхита некоторое время провёл в Ментоне, а зиму 1916-1917 года в Симье, пригороде Ниццы, в номере отеля Бо-Риваж, откуда переехал в отель Медитерран. В 1921 году он поселился в двухэтажной квартире на площади Шарль-Феликс в Симье. С мая по сентябрь художник регулярно возвращался в Исси-ле-Мулино, где работал в своей мастерской.

В 1918 году в галерее Гийом прошла совместная выставка Матисса и Пикассо. В Ницце он познакомился с Огюстом Ренуаром и Пьером Боннаром.

Это было время невероятно интенсивного внутреннего развития: новой угловатой геометрии и нового колорита с преобладанием жемчужно-серого и чёрного. Расслабляющая атмосфера юга Франции вдохновила его на создание чувственной серии Одалиски . В ней Матисс изобразил облачённых в экзотические наряды женщин на декоративном фоне. В Ницце он написал множество интерьеров, в которых внутреннее и внешнее пространства неизменно разделены между собой. При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок.

В 1920 году по просьбе Сергея Павловича Дягилева он создал эскизы костюмов и декораций для балета «Соловей» на музыку Игоря Фёдоровича Стравинского в хорегографии Леонида Фёдоровича Мясина. Позднее, в 1937 году им также были сделаны эскизы декораций для балета «Красное и чёрное» на музыку Дмитрия Дмитриевича Шостаковича в хореографии всё того же Леонида Мясина.

В 1920-е годы имя художника приобрело всемирную известность. Его выставки прошли во многих городах Европы и Америки. В июле 1925 года Матисс получил звание кавалера ордена Почетного легиона. В 1927 году его сын, Пьер Матисс, ставший галеристом, организовал выставку отца в Нью-Йорке, и в том же году художник получил премию Института Карнеги в Питтсбурге за картину Компотница и цветы .

В конце 1920-х годов Матисс активно сотрудничал с другими художниками, и работал не только с европейцами - французами, голландцами, немцами и испанцами, но и с американцами и американцами-эмигрантами. Он вернулся к занятию скульптурой, которое оставил в предыдущие годы.

В 1930 году Альберт Барнс, коллекционер из США, заказал Матиссу настенную декорацию для своего частного музея. В том же году художник приехал на Таити, где работал над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнса. При создании панно Танец II (1932) Матисс впервые применил цветную бумагу, из которой вырезал нужные формы.

На обратном пути с Таити в сентябре 1930 года, он посетил Альберта Барнса в Мерионе, пригороде Филадельфии, в США и принял его заказ на создание триптиха Танец II (1932-1934). В 1933 году в Нью-Йорке у художника родился внук, Поль Матисс, сын Пьера Матисса.

Во время масштабной работы по росписи фонда Барнса Матисс нанял в секретари молодую русскую эмигрантку, Лидию Николаевну Делекторскую (1910-1998), служившую для него также моделью. Но жена художника настояла на её увольнении, и она была уволена. Однако супруга всё равно подала на развод. Матисс остался один и попросил Лидию Делекторскую вернуться к обязанностям секретаря.

Работы Анри Матисса впечатляют своей экспрессией, интенсивными цветами и простыми методами живописи. Его скульптуры и картины поражают воображение при минимальном наборе изобразительных средств, впечатляют своими формами и локальными цветами. Один из создателей фовизма, Матисс прошел долгий путь, «перебрав» множество стилей и направлений, в конце концов найдя себя в движении «диких», запомнившись потомкам как автор запоминающихся неординарных произведений.

Годы жизни

Будущий художник родился в 1869 году, 31 декабря, в одном из северных районов , в Пикардии. Он был старшим ребенком в семье достаточно благополучного торговца зерном, и должен был стать наследником его дела. Его мать помогала мужу работать в лавке и любила расписывать керамические изделия, так что можно сказать, что любовь к искусству Матисс впитал с молоком матери. Однако он пришел к этому не сразу - сначала ему пришлось пройти обучение в Школе юридических наук в вопреки воле отца, который видел его своим преемником. Вернувшись в родной Сен-Кантен, Анри стал работать клерком по своей новой специальности.

После удаления аппендицита, будущий известный художник долго болел и с легкой руки матери увлекся рисованием. Он решил стать художником и учился в разных школах, стремясь поступить в парижскую Школу изящных искусств, куда не попал.

Обучаясь в Школе декоративных искусств, он познакомился с , вместе с которым поступил в Школу изящных искусств в класс . В это время он познакомился с другими учениками, которые в будущем также стали известными художниками.

Развитие таланта

Обучение в Школе включало в себя обязательное копирование полотен известных мастеров старой школы. На Матисса особое влияние оказали полотна , а также художников его времени и классическая японская живопись и графика.

В 1894 году его модель родила ему дочь Маргариту, которую Матисс признал и впоследствии воспитывал в своей семье.

Знакомство с Джоном Питером Расселом коренным образом изменило мировоззрение Анри Матисса как художника. Он увлекся импрессионизмом, подружился с , выставлялся и пользовался популярностью у поклонников и покупателей.

В 1899 году Матисс познакомился с Андре Дереном и другими художниками, которые повлияли на его дальнейшее развитие и становление. В следующем году он начал заниматься скульптурой, проходя обучение в Академии де ля Гран-Шомьер на курсах Антуана Бурделя. Семья начала испытывать серьезные материальные трудности, а художник впал в депрессию, даже подумывая об отказе от карьеры художника.

До 1905 года Матисс активно искал себя, создавая полотна и скульптуру в стиле импрессионизм, а также экспериментируя с другими направлениями. Но по-настоящему он нашел себя в движении фовистов, или диких, лидером которого вместе с Андре Дереном он стал. Несмотря на короткий период популярности течения и неприятие его реакционной критикой, именно фовистский период дал нам того Матисса, которого мы знаем и любим.

Скандальный успех произведений мастера дал ему возможность продолжить работу и основать Академию Матисса, подарившую миру более 100 художников.

Матисс постепенно приобрел всемирную популярность, во многом благодаря русским меценатам и коллекционерам, а также работам над эскизами для Балета Дягилева. Последние годы жизни, даже время Второй Мировой Войны, художник провел в Ницце, где и скончался в 1954 году.

Полюбоваться Матиссом периода фовизма можно в

1869 – 1954 г. Величайший французский художник, график, скульптор

С раннего детства судьба благоволила к будущему живописцу Анри Эмилю Бенуа Матиссу, сначала подарив ему беззаботное детство, а затем «передав» матерью коробку простых красок, в одночасье превративших помощника адвоката – по должности, в известного художника – по призванию.

Городок Ле Като-Камбрези, расположенный на северо-востоке Франции – малая родина Анри Матисса; здесь, в семье преуспевающего коммерсанта, он появился на свет 31 декабря 1869.

Окончив в родном городе среднюю школу, а в соседнем Сен-Кантене – классическую гимназию, юноша отправился в Париж, где в 1887 начал изучать юриспруденцию в Юридическом лицее. В 1888 Матисс получил диплом юриста, позволивший ему занять место помощника адвоката в Сен-Кантене.

Монотонный режим работы в адвокатской конторе, и деятельный, беспокойный характер молодого человека, не могли гармонично сосуществовать, но проблема разрешилась сама собой: во время пребывания Матисса в больнице, мать подарила сыну краски, и оказалось, что ради занятий живописью, Анри готов променять сытую стабильную жизнь, на свободный, но непредсказуемый мир искусства.

В Академию Жюлиана начинающий художник поступил в 1891, с трудом уговорив отца, противящегося безумной, с его точки зрения затее, предполагавшей столь крутое изменение в жизни. Одним из убедительных факторов, повлиявших на смягчение отцовской воли, послужили успехи сына на курсах рисования в частной школе Кантена де Латура, помноженные на убеждения учителей, что у Анри есть художественный дар.

Учеба в Академии продолжалась недолго, и вскоре начинающий живописец получил очередной «подарок судьбы» в лице Гюстава Моро, преподавателя Школы изящных искусств, куда Матисс перешел из академии, преодолев некоторые трудности.

В 1894 у Матисса родилась дочь Маргарита, матерью которой была модель Камилла Жобло, хотя официальный брак не регистрировался.

В Школе, Матисс прилежно изучал работы старых мастеров, для чего регулярно посещал Лувр, манера живописи этого периода больше соответствовала жанру импрессионизма, но приглушенный цвет, превалирующий в его ранних работах, постепенно начинал обретать силу, становясь величиной самостоятельной.

В 1898 любвеобильный Матисс связывает себя узами официального брака с Амели Перейр. Медовый месяц, проведенный в Лондоне, принес не только любовные переживания, но и позволил художнику открыть искусство мастера цвета Тёрнера. После Лондона, чета Матиссов посетила Корсику, что отразилось на творчестве художника: краски Средиземноморья на его полотнах зазвучали свежими и удивительными мотивами.

Следующим шагом в освоении новых территорий живописи стало увлечение Матисса дивизионизмом, длившееся до 1905-го, когда художник обосновался на юге Франции. Пришло время творческих экспериментов, проявившихся в создании в картинах цветовых контрастов, на тот период просто немыслимых. Осенний Салон этого года был для Матисса провальным, также как и для других молодых авторов – Марке, Вламинка и Дерена; сами художники, с подачи критика Вокселя, были названы «дикими», и это французское слово послужило появлению термина «фовизм», обозначившему с тех пор новое направление живописи.

Молодые революционеры от живописи с воодушевлением приняли такой ярлык, принесший им популярность, а картины Матисса «Женщина в шляпе» и «Роскошь, покой, наслаждение», вскоре нашли обладателей среди известных людей (Гертруда Стайн, Поль Синьяк). Заметно поправившееся материальное положение художника позволило ему посетить Северную Африку и ряд европейских стран, в том числе Россию.

В 1909 Матисс приступил к работе над двумя панно – «Танец» и «Музыка» (по заказу С. Щукина). Произведения примечательны тем, что автор сумел мастерски гармонизировать форму и цвет, при этом стараясь упростить, с его слов, идеи и мысли, а «Танец» был написан им с использованием всего трех красок.

В 1917 Матисс перебирается на юг Франции, где целенаправленно работает над поиском новых форм живописи, упорно занимаясь внутренним развитием, а также предприняв заметный шаг в сторону кубизма.

В 1921 художник окончательно решает обосноваться в Ницце, где сама природа этого райского уголка подсказывает беспроигрышные сюжеты. Чувственным настроением пронизана серия «Одалиски»; в ряде других работ Матисс синтезирует природные и орнаментальные узоры и краски.

Мастер не потерял бодрость духа и спокойствие даже в грозные военные годы, и эти чувства, а вместе с ними любовь к жизни и красоте, воплощаются в прекрасные картины («Женщина с распущенными волосами»).

Не желая расставаться с творчеством, Матисс, которому с годами становилось все труднее писать маслом, перешел к «декупажу», – термин, употребляемый им для обозначения способа создания картин с помощью вырезки из цветной бумаги. Вырезая требуемые фигуры, мастер пришпиливал их к холсту, и опытным путем подбирал их оптимальное расположение, добиваясь максимальной выразительности, и динамичности композиции.

После хирургической операции, которую Матиссу сделали в 1941, диагностировав у него раковую опухоль, у художника состоялась знаковая встреча с обычной сиделкой, ухаживавшей за ним после болезни. В миру Моника Буржуа, а после пострига в монахини – Жак-Мари, попросила Матисса подкорректировать эскизы, выполненные ею для создания витражей Капеллы Чёток в Вансе.

Больной художник, воодушевленный этой просьбой, получив благословение доминиканского священника и, может быть, чувствуя, что пришел час отдать долги за посылаемые ему ранее благословения свыше, самозабвенно приступил к работе, ставшей смыслом всей его жизни. Перечень профессий, в которых Матиссу пришлось проявить свой талант, довольно внушительный, но главное, – его заветная мечта о синтезе искусств, наконец, осуществилась. Летом 1951 храмовое сооружение было освящено, правда, без участия больного художника.

3 ноября 1954 в Симиезе под Ниццей у Матисса случился сердечный приступ; услышав, что доктора совещаются по поводу его состояния, художник, в присущей ему манере, попросил через дочь Маргариту передать лекарям, что он не болен, а уже умер. Ровно через час, 84-летний мастер покинул этот мир.

Анри Матисс краткая биография и интересные факты из жизни французского живописца, графика и скульптора изложены в этой статье.

Анри Матисс краткая биография

Анри Эмиль Бенуа Матисс появился на свет 31 декабря 1869 года в городе Ле-Като. Получал знания во многих заведениях – сначала обучался в Париже с 1891 года в академии Жюлиана, потом в 1893 году в Школе декоративных искусств и, наконец, в Школе изящных искусств в период 1895- 1899 годов.

Сначала он, как многие ученики живописца того периода, занимался копированием произведений старых голландских и французских мастеров. В своем творчестве он испытал огромное влияние неоимпрессионизма (вдохновившись работами Синьяка), искусства Арабского Востока, Гогена и древнерусской иконописи.

В период с 1905 – 1907 годов Анри возглавляет новое художественное направление – фовизм. В начале ХХ века в работах художника прослеживается воздействие кубизма, а вот с 1920-х годов они отличаются колористическим многообразием, непосредственностью и мягкостью письма. Начиная с 1930-тых годов, Матисс сочетает декоративность фовизма с четким аналитическим построением композиции и тонко цветовым нюансированным строем.

Во второй половине ХХ столетия Матисс нашел свой стиль в художественном искусстве — лаконичный рисунок, контрастное сочетание цветовых зон или преимущество на полотне оттенков основного одного тона, а также тона, которые не скрывают фактуру холста. Он четко прослеживается в его панно «Музыка», «Мастерская художника» и «Танец».

В его творчестве преобладают следующие мотивы — идиллические сцены, танец, узоры тканей и ковров, статуэтки, вазы и плоды («Красные рыбы «и «Натюрморт с раковиной»). Отличительная черта Матисса – оперирование линией. Он делает это достаточно тонко, прерывисто, иногда линия долгая, круглящиеся, прорезывающая черный или белый фон («Темы и вариации», «Стихи», «Пасифае», «Стихи о любви»).

Его последней работой было оформление витражей доминиканской капеллы Четок около Ниццы в 1953 году. Умер художник 3 ноября 1954 года .

Анри Матисс интересные факты

  • Когда Матиссу было 20 лет, он перенес операцию по удалению аппендицита . Это событие способствовало тому, что Анри начал интересоваться живописью. Когда он лежал в палате, его мать принесла сыну краски, чтобы тот не скучал. После того как Матисс выздоровел, жить без живописи он уже не мог.
  • Отец Матисса хотел, чтобы сын стал адвокатом. Анри даже выучился в Париже на юридическом факультете и работал одно время клерком. Но желание рисовать победило в нем все.
  • Дружил с . Они долгое время следили за работами друг друга, давали им одинаковые названия.
  • 10 января 1898 года Анри Матисс женился на Амели Парейр, которая родила ему сыновей Жана-Жерара (1899-1976) и Пьера (1900-1989). Его незаконнорождённая дочь Маргарита также была взята в семью. Жена и дочь были любимыми моделями художника.
  • Последние годы своей жизни художник Матисс провел в инвалидном кресле и постели . Когда он длительное время не мог стоять, то начал создавать шедевры при помощи цветной бумаги и ножниц. Когда его желание рисовать преодолевало, то он привязывал к длинной палке карандаш и рисовал в кровати.
  • Матисс любил путешествовать — он посетил Германию, Испанию, Алжир, Марокко, Российскую империю, был на Таити и приезжал в Америку. Выставлялся очень часто — в Берлине, Нью-Йорке, Ницце, Санкт-Петербурге, Париже, Мадриде.
  • Матисс имел большие проблемы со зрением и поэтому его привлекали геометрические, упрощенные, почти схематические формы искусства.

Анри Матисс (Henri Matisse) (1869-1954), выдающийся французский художник. Родился 31 декабря 1869 в Ле-Като на севере Франции. В 1892 приехал в Париж, где учился в Академии Жюлиана, а позже у Гюстава Моро. Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощенного рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905 года. В Салоне он выставляет ряд работ, и среди них «Женщину в зеленой шляпе». Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму.

В это время открывает для себя скульптуру народов Африки, начинает ее коллекционировать, интересуется классической японской ксилографией и арабским декоративным искусством. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика. В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры.

В 1907 году Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена). В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств». В мастерской Анри Матисса появляются ученики из разных стран. В 1908 году С.И. Щукин заказывает художнику три декоративных панно для собственного дома в Москве. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов Сергея Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. Третье панно – «Купание или медитация» – осталось лишь в набросках. Выставленные в парижском Салоне перед отправкой их в Россию, композиции Матисса вызвали скандал эпатирующей обнаженностью персонажей и неожиданностью трактовки образов.

В связи с установкой панно Матисс посетил Москву, дал несколько интервью для газет и высказал восхищение древнерусской живописью. В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва), используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде. В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И.А. Морозовым. Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца.

После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок»); интересуется мастерами рококо. В 1930 году едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. Тема панно – танец. Восемь фигур представлены на фоне, состоящем из розовых и синих полос, сами фигуры серовато-розового тона. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно.

В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-1947, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Много и плодотворно работает с пластикой, продолжая традиции А. Бари, О. Родена, Э. Дега и А. Э. Бурделя. Стиль его живописи заметно упрощается; рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства имени Жоржа Помпиду).

В 1948-1953 годах по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Над керамической крышей, изображающей небо с облаками, парит ажурный крест; над входом в капеллу – керамическое панно с изображением святого Доминика и Девы Марии. Другие панно, исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере; художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы); рядом с алтарем изображение самого Доминика. Эта последняя работа Матисса, которой он придавал большое значение, – синтез многих предшествующих его исканий. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-1940, Центр современного искусства имени Жоржа Помпиду, Париж).

Мир Матисса – это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. Лаконизм рафинированных художественных средств, колористических гармоний, сочетающих то яркие контрастные созвучия, то равновесие локальных больших пятен и масс цвета, служат главной цели художника – передать наслаждение от чувственной красоты внешних форм.

Кроме того, Матисс испытал сильное влияние произведений исламского искусства, показанных на выставке в Мюнхене. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. В отличие от современного ему кубизма, творчество Матисса не было умозрительным, а основывалось на скрупулезном изучении натуры и законов живописи. Его полотна, изображающие женские фигуры, натюрморты и пейзажи, могут показаться незначительными по теме, однако являются результатом долгого изучения природных форм и их смелого упрощения. Матиссу удавалось гармонично выражать непосредственное эмоциональное ощущение действительности в самой строгой художественной форме. Прекрасный рисовальщик, Матисс был по преимуществу колористом, добивавшимся эффекта согласованного звучания в композиции многих интенсивных цветов. Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама