THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

В ыходец из крестьянской семьи, Федор Шаляпин выступал в самых престижных театрах мира - Большом, Мариинском, Метрополитен-опере. Среди поклонников его таланта были композиторы Сергей Прокофьев и Антон Рубинштейн, актер Чарли Чаплин и будущий английский король Эдуард VI. Критик Владимир Стасов называл его «великим художником», а Максим Горький - отдельной «эпохой русского искусства»

Из церковного хора к Мариинскому театру

«Если бы все знали, какой огонь тлеет во мне и угасает, как свеча…» - говорил Федор Шаляпин друзьям, убеждая их, что рожден быть скульптором. Будучи уже знаменитым оперным исполнителем, Федор Иванович много рисовал, занимался живописью, лепил.

Талант живописца проявлялся даже на сцене. Шаляпин был «виртуозом грима» и создавал сценические портреты, добавляя к могучему звучанию баса яркую картинку.

Певец словно лепил свое лицо, современники сравнивали его манеру нанесения грима с полотнами Коровина и Врубеля . К примеру, образ Бориса Годунова менялся из картины в картину, проявлялись морщины и седина. Шаляпин–Мефистофель в Милане вызвал настоящую сенсацию. Федор Иванович одним из первых стал гримировать не только лицо, но и руки и даже тело.

«Когда я вышел на сцену одетый в свой костюм и загримированный - это вызвало настоящую сенсацию, очень лестную для меня. Артисты, хористы, даже рабочие окружили меня, ахая и восторгаясь, точно дети, дотрагивались пальцами, щупали, а увидев, что мускулы у меня подрисованы, окончательно пришли в восторг».

Федор Шаляпин

И все же и талант скульптора, как и талант художника, служил лишь обрамлением удивительного голоса. Пел Шаляпин с детства - красивым дискантом. Выходец из крестьянской семьи еще в родной Казани занимался в церковном хоре и выступал на деревенских праздниках. В 10 лет Федя впервые побывал в театре и мечтал о музыке. Постигал сапожное, токарное, столярное, переплетное искусство, но манило его только искусство оперное. Хоть с 14 лет и работал Шаляпин в земской управе Казанского уезда писарем, все свободное время он отдавал театру, выходя на сцену в статистах.

Страсть к музыке повела Федора Шаляпина с кочевыми труппами по стране: Поволжье, Кавказ, Средняя Азия. Подрабатывал грузчиком, крючником, голодал, но дождался своего звездного часа. Один из баритонов накануне спектакля заболел, и роль Стольника в опере Монюшко «Галька» досталась хористу Шаляпину. Хоть дебютант и сел мимо стула во время представления, антрепренер Семенов-Самарский был растроган самим исполнением. Появились новые партии и окрепла уверенность в театральном будущем.

«Я до сих пор суеверно думаю: хороший признак новичку в первом спектакле на сцене при публике сесть мимо стула. Всю последующую карьеру я, однако, зорко следил за креслом и опасался не только сесть мимо, но и садиться в кресло другого» , - говорил впоследствии Федор Иванович.

В 22 года Федор Шаляпин дебютировал в Мариинском театре , пел Мефистофеля в опере «Фауст» Гуно. Спустя год Савва Мамонтов пригласил молодого певца в Московскую частную оперу. «У Мамонтова я получил тот репертуар, который дал мне возможность разработать все основные черты моей артистической натуры, моего темперамента» , - говорил Шаляпин. Молодой летний бас собирал своим исполнением полный зал. Иван Грозный в «Псковитянке» Римского-Корсакова , Досифей в «Хованщине» и Годунов в опере «Борис Годунов» Мусоргского . «Одним великим художником стало больше» , - писал о Шаляпине музыкальный критик Владимир Стасов.

Федор Шаляпин в главной роли в постановке оперы Модеста Мусоргского «Борис Годунов». Фотография: chtoby-pomnili.com

Федор Шаляпин в роли Ивана Грозного в постановке оперы Николая Римского-Корсакова «Псковитянка». 1898 год. Фотография: hrono.ru

Фёдор Шаляпин в роли князя Галицкого постановке оперы Алексанндра Бородина «Князь Игорь». Фотография: hrono.ru

«Царь-бас» Федор Шаляпин

Мир искусства словно только и ждал молодое дарование. Шаляпин общался с лучшими живописцами того времени: Василием Поленовым и братьями Васнецовыми , Исааком Левитаном , Валентином Серовым , Константином Коровиным и Михаилом Врубелем. Художники создавали удивительные декорации, которые подчеркивали яркие сценические образы. В то же время певец сблизился с Сергеем Рахманиновым . Композитор посвятил Федору Шаляпину романсы «Ты знал его» на стихи Федора Тютчева и «Судьба» по стихотворению Алексея Апухтина.

Шаляпин - целая эпоха русского искусства и с 1899 года ведущий солист двух главных театров страны - Большого и Мариинского. Успех настолько грандиозный, что современники шутили: «В Москве есть три чуда: Царь-колокол, Царь-пушка и Царь-бас - Федор Шаляпин» . Шаляпинский высокий бас знали и любили в Италии, Франции, Германии, Америке, Великобритании. Восторженный прием публики вызывали и оперные арии, и камерные произведения, и романсы. Где бы ни пел Федор Иванович, вокруг собирались толпы поклонников и слушателей. Даже во время отдыха на даче .

Остановила триумфальные гастрольные турне Первая мировая война . Певец на собственные средства организовал работу двух лазаретов для раненых. После революции 1917 года Федор Шаляпин жил в Петербурге и был художественным руководителем Мариинского театра. Год спустя Царь-бас первым из деятелей искусств получил звание народного артиста республики, которого лишился, отправившись в эмиграцию.

В 1922 году артист не вернулся из гастрольной поездки по США, хотя считал, что покидает Россию лишь на время. Объехав с концертами весь мир, певец много выступал в «Русской опере» и создал целый «театр романса». Шаляпинский репертуар насчитывал около 400 произведений.

«Люблю граммофонные записи. Меня волнует и творчески возбуждает мысль, что микрофон символизирует собой не какую-то конкретную публику, а миллионы слушателей» , - говорил певец и записал около 300 арий, песен и романсов. Оставив богатейшее наследие, на родину Федор Шаляпин не вернулся. Но до конца жизни так и не принял иностранное гражданство. В 1938 году Федор Иванович умер в Париже, а спустя полвека сын Федор добился разрешения перезахоронить прах отца на Новодевичьем кладбище. В конце ХХ века великому русскому оперному певцу вернули звание народного артиста.

«Новаторство Шаляпина в сфере драматической правды оперного искусства оказало сильное воздействие на итальянский театр... Драматическое искусство великого русского артиста оставило глубокий и непреходящий след не только в области исполнения русских опер итальянскими певцами, но и в целом на всем стиле их вокально-сценической интерпретации, в том числе произведений Верди…»

Джанандреа Гаваццени, дирижер и композитор

Понимание истории российского музыкального театра невозможно без рассмотрения вопроса о том, в каких операх Шаляпин исполнял главные партии. Этот выдающийся певец оказал огромное влияние на развитие не только отечественной, но и мировой культуры. Трудно переоценить его вклад в становление национального оперного искусства. Его феноменальный успех за границей способствовал распространению и популяризации не только русской классической музыки, но и народного, фольклорного песенного творчества.

Некоторые факты биографии

Шаляпин родился в Казани в 1873 году. Будущий певец происходил из простой крестьянской семьи. Он окончил местное приходское училище, с детства пел в церковном хоре. Однако из-за трудного материального положения он некоторое время обучался ремесленному мастерству. Через некоторое время молодой человек поступил в арское училище. Начало его творческой карьеры связано с поступлением в труппу Серебрякова, где он поначалу исполнял небольшие партии, участвуя в хоровом пении.

В 1890 году Федор Иванович Шаляпин уехал в Уфу, где поступил в опереточную труппу. Здесь он начал исполнять сольные партии. Через четыре года перебрался в Москву, а потом - в столицу империи, где был принят в главный театр. Здесь он исполнял роли как иностранного, так и отечественного репертуара. Талант молодого певца сразу привлек внимание не только широкой публики, но и критиков. Однако, несмотря на рост популярности, Шаляпин чувствовал себя несколько стесненным: ему не хватало свободы и личной инициативы.

Начало карьеры

Перелом в жизни певца произошел после его знакомства со знаменитым российским миллионером и меценатом С. Мамонтовым. С ним он впервые встретился поиском талантов и набирал в свою труппу лучших певцов, музыкантов и художников. В этом городе выступления Шаляпина начались с исполнения им заглавной партии Ивана Сусанина в опере М. Глинки «Жизнь за царя». Спектакль имел большой успех и сыграл судьбоносную роль в карьере артиста, поскольку именно в этой постановке раскрылся его огромный талант именно как исполнителя русской классической музыки, которую он прекрасно чувствовал и понимал.

Тогда Савва Иванович пригласил певца в свою частную труппу. Он хотел создать русский национальный музыкальный театр, и поэтому особенно заботился о том, чтобы привлечь к себе наиболее талантливых деятелей искусства.

Расцвет творчества

Мамонтовская опера сыграла выдающуюся роль в русской культуре. Дело в том, что на этой частной сцене ставились те оперы, которые не шли в казенных театрах. Например, именно здесь состоялась премьера нового произведения Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери». Роль последнего блестяще сыграл Шаляпин. Вообще этот новый театр был призван популяризировать музыку представителей «Большой кучки». И именно в данном репертуаре максимально раскрылся талант певца.

Для того чтобы понять, насколько сильно изменились роли этого выдающегося исполнителя, достаточно просто перечислить, в каких операх Шаляпин исполнял главные партии. Он начал петь большую русскую оперу: его привлекала сильная, мощная и драматическая музыка композиторов, которые писали свои произведения на исторические, былинные и сказочные темы. Традиционные народные мотивы особенно нравились певцу, а картины из древнерусской истории привлекали своей живописностью и глубиной. Именно в данный период своего творчества (1896-1899 гг.) он воплотил на сцене ряд выдающихся образов. Одной и наиболее значимых его работ этого этапа стала роль Ивана Грозного в сочинении Римского-Корсакова.

Историческая тематика в творчестве

Опера «Псковитянка» основана на историческом эпизоде и отличается острым и динамичным сюжетом и вместе с тем психологической глубиной изображения царя и жителей города. Музыка данного произведения идеально подходила для вокальных и артистических возможностей певца. В роли этого правителя он был очень убедителен и выразителен, так что эта работа стала одной из наиболее значимых в его карьере. Впоследствии он даже снялся в фильме, поставленном по данному произведению. Однако поскольку певец не воспринимал самостоятельную ценность кинематографа, то почти не снимался, и его первый фильм не заслужил признания критиков.

Особенности исполнения

Для объективной оценки творчества певца необходимо указать, в каких операх Шаляпин исполнял главные партии. Стоит отметить, что их немало. Опера «Псковитянка» стала одной из наиболее значимых в его карьере. Однако он прославился и в ряде других выдающихся постановок. В этот период он своим основным репертуаром считал русскую оперу, которую особенно ценил, и придавал ей большое значение в развитии мирового музыкального театра. Современники отмечали, что популярность певца объяснялась не только его удивительными вокальными данными, но и артистизмом, умением вживаться в роль и передавать голосом все мельчайшие оттенки интонаций.

Критики замечали, что он прекрасно чувствовал музыкальный язык исполняемых произведений. Кроме того, Шаляпин был превосходным театральным артистом, то есть с помощью мимики и жестов передавал все психологические черты изображаемого персонажа. Певец обладал талантом перевоплощения. Например, он мог в одном спектакле играть несколько ролей. Этим мастерством особенно и прославился Федор Шаляпин.

«Борис Годунов» - опера, в которой он пел партии царя и монаха Пимена. Его исполнение отличалось особой выразительностью, так как для каждой роли он умел найти новый музыкальный язык. Мусоргский был его любимым композитором.

Эпизоды

Голос Шаляпина - это высокий бас. И хотя он прославился исполнением в первую очередь драматических партий, тем не менее, обладал хорошим чувством юмора, и как большой артист прекрасно играл комедийные роли, например партию дона Базилио в опере «Севильский цирюльник».

Талант его был многогранен: он великолепно пел и в эпизодических партиях, как, например, в опере Глинки. Помимо исполнения главной роли в спектакле «Жизнь за царя» он сыграл роль одного из витязей в его другом произведении. Эта небольшая мизансцена была положительно отмечена критиками, которые говорили о том, что артисту удалось удивительно точно передать образ хвастливого воина.

Еще одна небольшая, но знаковая роль, - партия варяжского гостя, которая стала визитной карточкой певца, и образ мельника из другой сказочной оперы. Тем не менее основой его репертуара продолжали оставаться серьезные драматические партии. Здесь отдельно следует выделить работу в опере «Моцарт и Сальери». Данное произведение является камерным и отличается от тех спектаклей, в которых он прежде участвовал. Тем не менее Шаляпин и здесь проявил себя как большой артист, великолепно исполнив басовую партию.

В первые десятилетия 20 века

Накануне первой русской революции певец уже был очень популярен. В это время он поет песни из народного песенного творчества, которые получили в его исполнении особое звучание. Особую известность приобрела песня «Дубинушка», которой рабочие придали революционное звучание. После прихода к власти большевиков в 1917 году Шаляпин стал фактическим руководителем Мариинского театра с присвоением звания Народного артиста республики. Однако из-за частых заграничных гастролей и пожертвований в пользу детей эмигрантов его заподозрили в симпатии к монархии. С 1922 года певец жил и гастролировал за границей, за что был лишен звания Народного артиста.

Эмиграция

В 1920-1930-е годы певец активно гастролировал, выступая не только с отечественным, но и с иностранным репертуаром. При характеристике данного периода его творчества следует указать, в каких операх Шаляпин исполнял главные партии. Так, специально для него Ж. Массне написал оперу «Дон Кихот». Певец сыграл эту роль и снялся в одноименном фильме.

Шаляпин умер в 1938 году от тяжелой болезни, был похоронен во Франции, но потом его прах был перевезен в нашу страну. В 1991 году ему посмертно вернули звание Народного артиста.

12 апреля 1938, Париж) - русский оперный и камерный певец (высокий бас), в разное время солист Большого и Мариинского театров, а также театра Метрополитен Опера, первый народный артист Республики (1918), в 1918-1921 годах - художественный руководитель Мариинского театра. Имеет репутацию артиста, соединившего в своём творчестве «прирожденную музыкальность, яркие вокальные данные, необыкновенное актерское мастерство». Занимался также живописью, графикой и скульптурой. Оказал большое влияние на мировое оперное искусство.

Биография

Федор Иванович Шаляпин родился в феврале 1873 г. в Казани . Его отец, мелкий чиновник, служил архивариусом в уездной земской управе. Детство Шаляпина было бедным и голодным. Образование он получил самое непритязательное - закончил (да и то с трудом) местное приходское училище. Отец устроил его писцом вначале в уездную земскую управу, затем к ростовщику и наконец - в судебную палату. Однако ни в одном из этих мест Шаляпин не держался. К тому же писарское дело ему не нравилось. Призвание свое он шел совсем в другом. Сосед научил его азам нотной грамоты. После этого Шаляпин, обладавший от природы красивым дискантом, начал петь в церковном слободском хоре. Его заметили, стали приглашать в другие церкви, петь на свадьбах и похоронах, потом взяли в архиерейский хор в Спасском монастыре. Когда голос стал ломаться, пение пришлось оставить. Некоторое время Шаляпин работал писцом в консистории, а в 1890 г. ему удалось устроиться в уфимскую оперную труппу Семенова-Самаринского (к этому времени голос же вернулся, но только не дискант, а баритон).

Однажды, когда Шаляпин был уже знаменит, в одном из кабаков во время выступления оркестра балалаечников он негромко начал подпевать солисту: «Степь да степь кругом...» И тут из-за соседнего стола некий господин сделал ему замечание. В итоге неловкость испытали оба. Незнакомцу тут же подсказали, кому он сделал замечание. Шаляпин был сконфужен не меньше, ведь впервые в жизни его попросили прекратить петь.
Как певец он был фактически самоучкой. Но случай свел его с известным педагогом, преподавателем пения, бывшим артистом Императорских театров Усатовым. Произошло это в Тифлисе, где Шаляпин останавливался во время скитаний в поисках заработка. Как вспоминал затем сам певец, Усатов начал прослушивание словами: «Ну, что? Давайте покричим». Шаляпин пел, профессор аккомпанировал ему. Наконец, не стерпев, Шаляпин спросил: «Что же? Можно мне учиться петь?» Усатов ответил: «Должно! Оставайтесь здесь, учитесь у меня. Денег я с вас не возьму». «Был я тогда обтрепан и грязноват, имел одну рубаху, которую стирал сам в Куре» – пишет певец в своих воспоминаниях. Вскоре Усатов снабдил его бельем и кое-какой одеждой.
Там же, в сентябре 1893 г. состоялось первое выступление Шаляпина на сцене Тифлисского оперного театра. Через год он пел уже весь репертуар, предназначенный для его голоса. Именно в Тифлисе к нему пришло признание, правда, тогда еще достаточно локальное. Впрочем, оперное сообщество в столице уже знало о талантливом басе.

5 апреля 1895 г. Шаляпин дебютировал в петербургском Мариинском театре, а в 1896 г. – в московской частной Русской опере Саввы Мамонтова, где музыкальное и актерское дарования певца раскрылись уже в полной мере. В спектаклях мамонтовской оперы, игранных вначале на Нижегородской ярмарке, а затем в Москве, Шаляпин спел свои лучшие партии. Дебют Шаляпина в Москве состоялся в конце сентября 1896 г. Он исполнял партию Сусанина в опере Глинки. Пресса сразу отметила его недюжинное дарование. Через несколько дней он исполнял в «Фаусте» партию Мефистофеля и заслужил громкий успех. Через два месяца его имя уже было на устах у всех московских театралов. Но подлинная слава пришла к Шаляпину в конце года, когда Мамонтов поставил «Псковитянку» Римского-Корсакова. Шаляпин впервые выступал здесь в партии Ивана Грозного.

В 1899 г. его приглашают в Большой театр с правом выбора и постановки спектаклей. Первое же появление его на сцене Большого было встречено фантастической овацией. Оно превратилось в сплошной триумф, какого, по словам современников, давно не видели стены этого театра. Критики писали о том, что явление Шаляпина огромно по своему значению, поскольку символизирует собой завершение длительного и сложного процесса создания русской национальной оперы. И это на самом деле было так. C приходом Шаляпина начинается обновление репертуара театра операми русских композиторов, которые Шаляпин всегда считал шедеврами мировой музыкальной классики. Любовь к отечественной оперной и камерной музыке была творческим кредо певца. В репертуар вводились те произведения, в которых Шаляпин добивался наибольшего успеха. В 1901 г. в Большом поставили «Бориса Годунова», «Псковитянку», «Моцарта и Сальери» – все те вещи, которые прежде высокомерно отвергались казенной сценой. После того как в них блеснул Шаляпин, они уже казались признанной классикой, ни в чем не уступавшей европейским оперным шедеврам.

К тому времени он уже был мегазвездой. Как-то Шаляпин ехал на извозчике, который был под хмельком и всю дорогу горланил песни. «Ты чего это распелся?» – спросил Шаляпин. «А я всегда пою, когда пьян», – ответил извозчик. «Ишь ты, – сказал Шаляпин, – а вот когда я пьян, так за меня Власов поет». Степан Григорьевич Власов был солистом Большого театра и часто дублировал Шаляпина…

С 1899 года он снова на службе в Императорской русской опере в Москве (Большой театр), где пользовался громадным успехом. Он был высоко оценен в Милане, где выступил в театре «La Scala» в заглавной роли Мефистофеля.

В революцию 1905 года примкнул к прогрессивным кругам, жертвовал сборы от своих выступлений революционерам.

С 1914 года выступает в частных оперных антрепризах С. И. Зимина (Москва), А. Р. Аксарина (Петроград).

С 1918 года - художественный руководитель Мариинского театра. Получил звание Народного артиста Республики.

В 1927 году сборы от одного из концертов Шаляпин пожертвовал детям эмигрантов, что было истолковано и представлено как поддержка белогвардейцам. В 1928 году постановлением СНК РСФСР он был лишён звания Народного артиста и права возвращаться в СССР.

В конце лета 1932 года исполняет главную роль в кинофильме «Дон-Кихот» австрийского кинорежиссёра Георга Пабста.

Весной 1937 года у него обнаружили лейкемию, а 12 апреля 1938 он скончался на руках жены. Похоронен на парижском кладбище Батиньоль.

В 1956 году ЦК КПСС и Верховный Совет РСФСР рассматривали «предложения о восстановлении Ф. И. Шаляпину посмертно звания Народного артиста Республики», но они не были приняты. Постановление 1928 года было отменено Советом Министров РСФСР лишь 10 июня 1991 года.

«Великий Шаляпин был отражением расколотой русской действительности: босяк и аристократ, семьянин и "бегун", странник, завсегдатай ресторанов...» — так о всемирно известном артисте говорил его педагог Дмитрий Усатов . Вопреки всем жизненным обстоятельствам, Федор Шаляпин навсегда вошел в мировую оперную историю.

Василий Шкафер в роли Моцарта и Федор Шаляпин в роли Сальери в опере Николая Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери». 1898 год. Фото: РИА Новости Федор Иванович Шаляпин родился 13 февраля (по старому стилю — 1 февраля) 1873 года в Казани в крестьянской семье выходцев из Вятской губернии. Жили бедно, отец служил писцом в земской управе, часто пил, поднимал руку на жену и детей, с годами его пристрастие усугублялось.

Федор учился в частной школе Ведерниковой, но за поцелуи с одноклассницей его исключили. Потом было приходское и ремесленное училища, последнее он покинул из-за тяжелой болезни матери. На этом казенное образование Шаляпина закончилось. Еще до училища Федора приставляли к крестному отцу — учиться сапожному ремеслу. «Но судьба не судила мне быть сапожником», — вспоминал певец.

Однажды Федор услышал хоровое пение в церкви, и оно его заворожило. Он попросился в хор, и регент Щербинин принял его. У 9-летнего Шаляпина был слух и прекрасный голос — дискант, и регент обучил его нотной грамоте и положил жалованье.

В 12 лет Шаляпин впервые попал в театр — на «Русскую свадьбу». С этого момента театр «свел с ума» Шаляпина и стал его страстью на всю жизнь. Уже в парижской эмиграции в 1932 году он напишет: «Все, что я буду вспоминать и рассказывать, будет... связано с моей театральной жизнью. О людях и явлениях... я собираюсь судить... как актер, с актерской точки зрения...».

Актеры оперного спектакля «Севильский цирюльник»: В. Лосский, Каракаш, Федор Шаляпин, А. Нежданова и Андрей Лабинский. 1913 год. Фото: РИА Новости / Михаил Озерский

Когда в Казань приехала опера, она, по признанию Федора, изумила его. Шаляпину очень хотелось заглянуть за кулисы, и он пробрался за сцену. Его взяли статистом «за пятак». До карьеры великого оперного певца было еще далеко. Впереди были ломка голоса, переезд в Астрахань, голодная жизнь и возвращение в Казань.

Первое сольное выступление Шаляпина — партия Зарецкого в опере «Евгений Онегин» — состоялось в конце марта 1890 года. В сентябре он в качестве хориста переезжает в Уфу, где преображается в солиста, заменив заболевшего артиста. Дебют 17-летнего Шаляпина в опере «Галька» оценили и изредка поручали ему небольшие партии. Но театральный сезон закончился, и Шаляпин снова оказался без работы и без денег. Он играл проходные роли, бродяжничал и в отчаянии даже думал о самоубийстве.

Русский певец Федор Иванович Шаляпин в роли царя Ивана Грозного на афише Парижского театра Шатле. 1909 год. Фото: РИА Новости / Свердлов

Помогли знакомые, которые посоветовали взять уроки у Дмитрия Усатова — в прошлом артиста императорских театров. Усатов не только разучил с ним знаменитые оперы, но и обучил основам этикета. Он ввел новичка в музыкальный кружок, а вскоре и в «оперу Любимова», уже по контракту. Успешно отыграв свыше 60 спектаклей, Шаляпин отправляется в Москву, а затем в Петербург. После успешной роли Мефистофеля в «Фаусте» Шаляпина приглашают на пробы в Мариинский театр и зачисляют в труппу на три года. Шаляпин получает партию Руслана в опере Глинки «Руслан и Людмила», но критики написали, что пел Шаляпин «скверно», и он надолго остается без ролей.

Но Шаляпин знакомится с известным меценатом Саввой Мамонтовым , который предлагает ему место солиста Русской частной оперы. В 1896 году артист перебирается в Москву и четыре сезона успешно выступает, совершенствуя свой репертуар и навыки.

С 1899 года Шаляпин — в труппе Императорской русской оперы в Москве и пользуется успехом у публики. С восторгом его принимают в миланском театре La Scala — там Шаляпин выступил в образе Мефистофеля. Успех был потрясающим, предложения стали сыпаться со всего мира. Шаляпин покоряет Париж и Лондон с Дягилевым , Германию, Америку, Южную Америку, и становится всемирно известным артистом.

В 1918 году Шаляпин становится художественным руководителем Мариинского театра (отказавшись при этом от должности худрука в Большом театре) и получает первое в России звание "народного артиста Республики".

Несмотря на то, что Шаляпин смолоду сочувствовал революции, он и его семья не избежали эмиграции. Новая власть конфисковала у артиста дом, машину, сбережения в банке. Он пытался защитить семью и театр от нападок, неоднократно встречался с руководителями страны, в том числе с Лениным и Сталиным , но это помогало только временно.

В 1922 году Шаляпин с семьей покидает Россию, гастролирует в Европе и Америке. В 1927 году Совнарком лишает его звания народного артиста и права возвращаться на родину. По одной из версий, Шаляпин пожертвовал сборы от концерта детям эмигрантов, а в СССР этот жест расценили как поддержку белогвардейцев.

Семья Шаляпиных обосновывается в Париже, и именно там оперный певец найдет свое последнее пристанище. После гастролей в Китае, Японии, Америке Шаляпин возвращается в Париж в мае 1937 года уже больным. Врачи ставят диагноз — лейкоз.

«Лежу... в кровати... читаю... и вспоминаю прошлое: театры, города, лишения и успехи... Сколько ролей сыграл! И, кажется, недурно. Вот тебе и вятский мужичонко...», — писал Шаляпин в декабре 1937 года своей дочери Ирине .

Илья Репин пишет портрет Федора Шаляпина. 1914 год. Фото: РИА Новости

Великого артиста не стало 12 апреля 1938 года. Шаляпина похоронили в Париже, и только в 1984 году сын Федор добился перезахоронения праха отца в Москве, на Новодевичьем кладбище. В 1991 году, через 53 года после смерти, Федору Шаляпину вернули звание народного артиста.

Федор Шаляпин внес неоценимый вклад в развитие оперного искусства. В его репертуаре — свыше 50 сыгранных ролей в классических операх, свыше 400 песен, романсов и русских народных песен. В России Шаляпин прославился басовыми партиями Борисова Годунова, Ивана Грозного, Мефистофеля. Не только его великолепный голос восхищал публику. Огромное внимание Шаляпин уделял сценическому образу своих героев: он перевоплощался в них на сцене.

Личная жизнь

Федор Шаляпин был дважды женат, и от обоих браков у него родилось 9 детей. С первой женой — итальянской балериной Иолой Торнаги — певец знакомится в театре Мамонтова. В 1898 году они обвенчались, и в этом браке у Шаляпина родилось шестеро детей, один из которых умер в раннем возрасте. После революции Иола Торнаги долгое время жила в России, и только в конце 50-х годов переехала в Рим по приглашению сына.

Федор Шаляпин за работой над своим скульптурным автопортретом. 1912 год. Фото: РИА Новости

Будучи в браке, в 1910 году Федор Шаляпин сближается с Марией Петцольд , которая воспитывала двоих детей от первого брака. Первый брак еще не был расторгнут, но фактически у певца в Петрограде появилась вторая семья. В этом браке у Шаляпина родилось три дочери, однако официально оформить свои отношения пара смогла уже в Париже в 1927 году. С Марией Федор Шаляпин провел последние годы жизни.

Фёдор Иванович Шаляпин получил звезду на аллее славы в Голливуде за достижения и вклад в области музыки.

Шаляпин был замечательным рисовальщиком и пробовал себя в живописи. Сохранились многие его работы, в том числе и «Автопортрет». Также он пробовал себя и в скульптуре. Выступая в Уфе в 17 лет в роли Стольника в опере Монюшко «Галька» Шаляпин упал на сцене — сел мимо стула. Он всю жизнь с того момента зорко следил за креслами на сцене. Лев Толстой после прослушивания в исполнении Шаляпина народной песни «Ноченька» высказал свои впечатления: «Он поёт слишком громко...». А Семен Будённый после знакомства с Шаляпиным в вагоне и распития с ним бутылки шампанского вспоминал: «От его могучего баса, казалось, содрогался весь вагон».

Шаляпин коллекционировал оружие. Старые пистолеты, ружья, копья, в основном подаренные А.М. Горьким , висели у него по стенам. Домовый комитет то отнимал у него коллекцию, то, по указанию зампредседателя ВЧК, возвращал.

Писатель Алексей Максимович Горький и певец Федор Иванович Шаляпин. 1903 год. Фото:

Фёдор Иванович Шаляпин. Родился 1 (13) февраля 1873 года в Казани - умер 12 апреля 1938 года в Париже. Русский оперный и камерный певец (высокий бас).

Солист Большого и Мариинского театров, а также театра Метрополитен Опера, первый народный артист Республики (1918-1927, звание возвращено в 1991), в 1918-1921 годах - художественный руководитель Мариинского театра. Имеет репутацию артиста, соединившего в своём творчестве «прирождённую музыкальность, яркие вокальные данные, необыкновенное актёрское мастерство». Занимался также живописью, графикой и скульптурой, снимался в кино. Оказал большое влияние на мировое оперное искусство.

Сын крестьянина Вятской губернии Ивана Яковлевича Шаляпина (1837-1901), представителя древнего вятского рода Шаляпиных (Шелепиных). Мать Шаляпина - крестьянка из деревни Дудинцы Кумёнской волости (Кумёнский район Кировской области), Евдокия Михайловна (в девичестве Прозорова). Иван Яковлевич и Евдокия Михайловна повенчались 27 января 1863 года в Преображенской церкви села Вожгалы.

В детстве Шаляпин был певчим. Мальчиком его отдали на обучение сапожному делу к сапожникам Н. А. Тонкову, затем В. А. Андрееву. Получил начальное образование в частной школе Ведерниковой, затем учился в Четвёртом приходском училище в Казани, позже - в Шестом начальном училище. В мае 1885 года Шаляпин закончил училище, получив высший балл - 5.

В сентябре 1885 году отец устраивает Федора Шаляпина учителем в открывшееся ремесленное училище в Арске. «Мне думалось, - вспоминал Шаляпин, - что я еду в какую-то прекрасную страну, и тихо радовался, что уезжаю из Суконной слободы, где жизнь становилась всё тяжелее для меня».

Началом своей артистической карьеры сам Шаляпин считал 1889 год, когда он поступил в драматическую труппу В. Б. Серебрякова, вначале на должность статиста.

29 марта 1890 года состоялось первое выступление Шаляпина - он исполнил партию Зарецкого в опере «Евгений Онегин» в постановке Казанского общества любителей сценического искусства. Весь май и начало июня 1890 года Шаляпин был хористом опереточной антрепризы В. Б. Серебрякова.

19 сентября 1890 года Шаляпин прибывает из Казани в Уфу и начинает работать в хоре опереточной труппы под руководством С. Я. Семёнова-Самарского.

Получил сольную партию Стольника в опере Монюшко «Галька», заменив случайно заболевшего артиста. Этот дебют выдвинул 17-летнего Шаляпина, которому изредка стали поручать небольшие оперные партии - например, Феррандо в «Трубадуре». Однажды, выступая в партии Стольника, Шаляпин упал на сцене, сев мимо стула - с тех пор он всю жизнь зорко следил за креслами на сцене, опасаясь вновь промахнуться.

В следующем году Шаляпин выступил в партии Неизвестного в «Аскольдовой могиле» Верстовского. Ему было предложено место в Уфимском земстве, однако начинающий певец примкнул к приехавшей в Уфу малороссийской труппе Г. И. Деркача. Странствования с ней привели его в Тифлис, где ему впервые удалось серьёзно заняться своим голосом, благодаря певцу Дмитрию Усатову.

Усатов не только одобрил голос Шаляпина, но, ввиду отсутствия у последнего материальных средств, стал бесплатно давать ему уроки пения и вообще принял в нём большое участие. Он же устроил Шаляпина в тифлисскую оперу Людвигова-Форкатти и Любимова. Шаляпин прожил в Тифлисе целый год, исполняя в опере первые басовые партии.

В 1893 году он перебрался в Москву, а в 1894 году - в столицу, Санкт-Петербург, где пел в «Аркадии» в оперной труппе Лентовского, а зимой 1894-1895 гг. - в оперном товариществе в Панаевском театре, в труппе Зазулина.

В 1895 году Шаляпин был принят дирекцией Санкт-Петербургских Императорских театров в состав оперной труппы: он поступил на сцену Мариинского театра и с успехом пел партии Мефистофеля («Фауст» Ш. Гуно) и Руслана («Руслан и Людмила» М. И. Глинки). Разнообразное дарование Шаляпина выразилось и в комической опере Д. Чимарозы «Тайный брак», но ещё не получило должной оценки.

В сезон 1895-1896 годах он «появлялся довольно редко и притом в мало подходящих для него партиях».

Известный меценат С. И. Мамонтов, державший в то время оперный театр в Москве, заметив в Шаляпине выдающееся дарование, уговорил его перейти в свою труппу. Шаляпин пел в Мамонтовской опере в 1896-1899 годах , и за эти четыре сезона приобрёл громкую известность. Здесь он развился в художественном смысле и развернул свой сценический талант, выступив в ряде сольных партий. Благодаря тонкому пониманию русской музыки вообще и новейшей в частности, он индивидуально и глубоко правдиво создал ряд значительных образов в таких произведениях русских композиторов, как «Псковитянка» (Иван Грозный), «Садко» (Варяжский гость) и «Моцарте и Сальери» (Сальери) Н. А. Римского-Корсакова; «Русалка» (Мельник) А. С. Даргомыжского; «Жизнь за царя» (Иван Сусанин) М. И. Глинки; «Борис Годунов» (Борис Годунов) и «Хованщина» (Досифей) М. П. Мусоргского. В то же время он работал и над ролями в иностранных операх; так, роль Мефистофеля в опере Ш. Гуно «Фауст» получила в его передаче яркое, сильное и своеобразное освещение.

В автобиографической книге «Маска и душа» Шаляпин характеризует эти годы творческой жизни как важнейшие: «У Мамонтова я получил тот репертуар, который дал мне возможность разработать все основные черты моей артистической натуры, моего темперамента».

В 1899 году Шаляпин вновь поступил на службу в Императорские театры - на этот раз он пел в Москве, в Большом театре, где пользовался громадным успехом. Гастрольные выступления Шаляпина на императорской Мариинской сцене составляли своего рода события в петербургском музыкальном мире.


В 1901 году Шаляпин дал 10 представлений в миланском театре Ла Скала: его выступление в заглавной партии в опере А. Бойто «Мефистофель» было высоко оценено.

В революцию 1905 года жертвовал сборы от своих выступлений рабочим. Его выступления с народными песнями («Дубинушка» и др.) порой превращались в политические демонстрации.

С 1914 года выступает в частных оперных антрепризах С. И. Зимина (Москва), А. Р. Аксарина (Петроград).

В 1915 году состоялся дебют Шаляпина в кино, он исполнил роль Ивана Грозного в исторической кинодраме «Царь Иван Васильевич Грозный» (по драме Льва Мея «Псковитянка»).

В 1917 году при постановке на сцене Большого театра оперы Дж. Верди «Дон Карлос» Шаляпин выступает не только как певец, исполнив партию Филиппа, но и как режиссёр. Его следующим режиссёрским опытом стала постановка оперы А. С. Даргомыжского «Русалка». На главную партию он выбирает молодую певицу К. Г. Держинскую.

С 1918 года Шаляпин - художественный руководитель бывшего Мариинского театра. В том же году он первым получил звание Народного артиста Республики.

С 1922 года Шаляпин на гастролях за границей, в частности в США, где его американским импресарио был Соломон Юрок. Певец уехал вместе со своей второй женой - Марией Валентиновной. Его долгое отсутствие вызывало подозрения и отрицательное отношение в Советской России.

В 1927 году сборы от одного из концертов Шаляпин пожертвовал детям эмигрантов, что было представлено 31 мая 1927 года в журнале «ВСЕРАБИС» неким сотрудником «ВСЕРАБИСа» С. Симоном как поддержка белогвардейцев. Подробно об этой истории рассказывается в автобиографии Шаляпина «Маска и душа». 24 августа 1927 года Постановлением СовНарКома РСФСР он был лишён звания Народного артиста и права возвращаться в СССР. Обосновывалось это тем, что он не желал «вернуться в Россию и обслужить тот народ, звание артиста которого было ему присвоено» или, согласно другим источникам, тем, что он якобы жертвовал деньги эмигрантам-монархистам.

«Предложения о восстановлении Ф. И. Шаляпину посмертно звания Народного артиста Республики» рассматривались ЦК КПСС и Верховным Советом РСФСР в 1956 году, но не были приняты. Постановление 1927 года было отменено лишь через 53 года после смерти певца: 10 июня 1991 года Совет Министров РСФСР принял Постановление № 317, предписывающее отменить постановление Совнаркома РСФСР от 24 августа 1927 года «О лишении Ф. И. Шаляпина звания „Народный артист“» как необоснованное.

В конце лета 1932 года Шаляпин снялся в кино, исполнив главную роль в фильме Георга Пабста «Приключения Дон Кихота» по одноименному роману Сервантеса. Фильм был снят сразу на двух языках - английском и французском, с двумя составами актёров. Музыку к фильму написал Жак Ибер, натурные съёмки проходили близ города Ницца.

В 1935-1936 годах Шаляпин вместе с аккомпаниатором Жоржем де Годзинским отправляется в свои последние гастроли на Дальний Восток: в Маньчжурии, Китае и Японии он дал 57 концертов.

Весной 1937 года у Шаляпина был обнаружен лейкоз, 12 апреля 1938 года он скончался в Париже на руках жены. Был похоронен на парижском кладбище Батиньоль.

В 1984 году его сын, Фёдор Фёдорович, разрешил перенесение праха певца из Франции в Россию. Это удалось благодаря барону Эдуарду Александровичу фон Фальц-Фейн, который уговорил его перенести прах в Россию. После смерти Фёдора Фёдоровича, барон выкупил фамильные реликвии Шаляпиных, которые остались в Риме, и подарил их Музею Шаляпина в Петербурге. Церемония перезахоронения состоялась на Новодевичьем кладбище в Москве 29 октября 1984 года. Два года спустя там был установлен надгробный памятник работы скульптора А. Елецкого и архитектора Ю. Воскресенского.

Личная жизнь Шаляпина:

Шаляпин был дважды женат.

Со своей первой женой, итальянской балериной Иолой Торнаги (Ле-Прести), Шаляпин познакомился в Нижнем Новгороде. Они обвенчались в церкви села Гагино в 1898 году. В этом браке у Шаляпина родилось шестеро детей: Игорь (умер в возрасте 4 лет), Борис, близнецы Фёдор и Татьяна, Ирина и Лидия.

Уже имея семью, Фёдор Иванович Шаляпин сблизился с Марией Валентиновной Петцольд (урождённой Элухен, 1882-1964), у которой уже было двое детей от первого брака. У них рождаются три дочери: Марфа (1910-2003), Марина (1912-2009) и Дасия (1921-1977). Фактически, у Шаляпина появилась вторая семья, при этом первый брак не был расторгнут, а второй не был зарегистрирован. Одна семья жила в Москве, вторая - в Петрограде, между собой они не пересекались. Брак Марии Валентиновны и Шаляпина был оформлен официально в одной из русских церквей в Праге, во время его сольных гастролей, предположительно 10 ноября 1927 года.

Из всех детей Шаляпина дольше всех прожила Марина, которая скончалась на 98-м году жизни.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама