THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Известная поговорка гласит: „Свет мирянам - иноки, свет инокам - ангелы“. Православное монашество есть стремление максимально воплотить в своей жизни евангельские идеалы, поэтому для церковного народа монахи всегда и во всем являются примером. Очередная подборка вопросов с телефона доверия посвящена этой теме. На них отвечает наместник Вознесенского Печерского монастыря, благочинный монастырей Нижегородской епархии архимандрит Тихон (Затёкин).

Возможно ли в наше время монашество в миру? Есть ли в этом смысл?

В условиях современной жизни, на данном этапе развития Церкви и общества, монашество в миру - крайне редкое явление. Монах должен жить в монастыре. Монахинями в миру, в основном, становятся женщины пожилого возраста, которые всю жизнь прислуживали в храме, потрудились Богу, отдав свою молодость служению Церкви. Они подготовили себя всей жизнью к монашеству. И теперь в преклонных летах справедливо желают принять постриг. Однако пожилым людям не по силам жизнь в монастыре. В монастырь нужно уходить молодым, когда еще есть энергия и силы. И поэтому Высокопреосвященнейший архиепископ Георгий дает таким благочестивым старушкам свое благословение на постриг в миру. По благословению владыки Георгия я совершил несколько таких постригов. И в то же время я знаю двух женщин, которые всю жизнь прослужили в Печерской церкви и под старость лет ушли в монастырь. Сегодня они подвизаются в Нижегородском Крестовоздвиженском женском монастыре.

А тайное монашество имеет место в церковной жизни?

Тайное монашество сегодня неприемлемо. Одно дело, когда Церковь была гонимой (20-е, 30-е, 50-е годы прошлого столетия), не могла легально существовать в государстве, а духовенство и монашество просто физически истреблялись органами ОГПУ. Естественно, что в тех невыносимых условиях постриги совершались тайно.
Если постриг настоящий, но принят тайно, об этом никто не должен знать. А сегодня приходится сталкиваться с обратной ситуацией. Во время Причастия приходит пожилая женщина и громко во всеуслышание объявляет: „Тайная монахиня Пелагея“. Если ты монахиня, так и скажи - монахиня, - зачем добавлять „тайная“. В наше время тайное монашество неактуально.

Можно ли поступить в монастырь в пожилом возрасте?

Господь сказал: „Грядущего ко Мне не изжену вон“ (Ин 6: 37). Поэтому если человек желает монашества и приходит в монастырь в пожилом возрасте, мы, конечно, его принимаем, но обязательно требуем рекомендательное письмо от священника. Нам важно знать предшествующий опыт жизни: ходил ли человек в храм, причащался ли и исповедовался ли, то есть вел ли православный образ жизни. Многие люди, приходя в монастырь в таком возрасте, лукавят. Выясняется, что этим людям негде жить, или у них маленькая пенсия, а о таинствах и о Церкви они ничего не знают. Монастырь - это высшая форма церковной жизни, и человек, который хочет уйти в монастырь, должен быть готов к монашеству, созреть до этого звания: он должен ходить в храм Божий, участвовать в церковных таинствах, читать духовные книги, знать молитвы, читать по-церковнославянски. Для чего человек уходит в монастырь? Спрятаться от мира, убежать от проблем? Или уходит, так как имеет такую потребность души, уходит по своей вере? Все эти вопросы рассматривают наместник и настоятельница монастыря, когда принимают в число послушников того или иного кандидата в монахи.

Отличаются ли уставы различных монастырей России?

Конечно, отличаются. Вспомним известную пословицу: „Со своим уставом в чужой монастырь не ходят“. Каждый монастырь самобытен, у каждого выработан свой устав, где-то помягче, а где-то построже. Скажем, в тех обителях, которые в советское время не закрывались и сохранили духовное преемство с дореволюционным монашеством, везде имеются свои отличительные особенности. Различия касаются богослужения, обрядов, традиций и других сторон общежительной жизни.

Есть ли в нижегородских монастырях схимники? В чем особенность их служения?

Схима - высший идеал монашеского жития. В Нижегородской епархии схимницы есть только в женских монастырях. Схимник - особый статус, положение, когда человек берет на себя большие обеты. В схиму постригают по рекомендации духовника, который видит, что человек вошел в определенную меру совершенства и может послужить образцом для братии монастыря. Схимником может стать монах, необязательно имеющий священный сан.
Главное дело схимника - молитва, хотя он, наряду с другими насельниками, тоже несет посильное послушание. Если схимник облечен в священный сан - иеромонах, игумен - он служит наставником как для братии, так и для мирян, которые приходят в монастырский храм на богослужение.
В то же время много зависит от места расположения монастыря. В монастырях, удаленных от города, большее внимание уделяется молитве, в городских монастырях - миссии среди мирян. К примеру, все насельники Печерского монастыря имеют высшее образование, поэтому на них возлагаются различные общественные послушания: они преподают, выступают с проповедями на радио, то есть плотно контактируют с миром. Такова обязанность городских монастырей - быть ближе к мирянам, удовлетворяя их духовные нужды, уврачевывая их болезни.

Может ли монах снять с себя монашество и уйти из монастыря в мирскую жизнь?

В принципе, может. Прожив в монастыре 2 или 3 года, человек может понять, что монашество - это не его путь. И он принимает решение уйти. Мы не можем его силой удерживать. Человек по доброй воле давал монашеские обеты, и ему отвечать за их исполнение перед Господом.
Уходя из монастыря, человек думает, что лучше устроится в жизни, к примеру, займется бизнесом. Нет такого случая, чтобы человек, ушедший из монастыря, изменивший своим монашеским обетам, жил бы в полном благополучии и счастье. Те обеты, которые мы даем, с нас не снимаются: перед Богом мы предстанем в монашеском звании и судиться будем как монахи. И поэтому все, что человек будет совершать дальше, к примеру, женится, еще больше усугубит его вину перед Богом.

Разрешено ли монахам принимать подарки? Что можно дарить монахам?

Если взять древние времена, все, что дарилось монаху, шло на общую потребу. Книга поступала в монастырскую библиотеку, еда - в трапезную. Монастыри были общежительные, и понятия „мое“ не было. Но когда в России в XVIII веке после секуляризации земель были введены, так называемые, монастырские штаты, понятие „мое“ стало неотъемлемым. Монастыри стали жить на государственном содержании: каждый насельник получал жалованье согласно штатному расписанию. Монахи уже могли не ходить на общую трапезу, богатые могли нанять себе служку, который готовил бы пищу, стирал одежду, убирал келью, могли купить себе облачение, какое понравится. Это вносило сильный разлад в духовную жизнь монастырей.
Старец Паисий Величковский своим учением и своей жизнью показал пример, который способствовал возрождению российского монашества. Когда у нас появился институт старчества в Оптиной Пустыни, русские монастыри постепенно стали возвращаться к прежней общежительной форме, а штатные монастыри расформировывались. Многие из братии не выдерживали такой перемены и уходили из монастыря.
Сейчас все монастыри общежительные. И поэтому, если прихожане подарят монаху какие-нибудь продукты или книги, все отдается в общее пользование. Монах ничего себе не присваивает. И если человек хочет поблагодарить своего духовника, что-нибудь подарить, то
хорошим подарком для монашествующего будет книга. Но самый лучший подарок мирянина - это молитва за своего духовника. Каждый человек, и особенно духовник, нуждается в молитвенной поддержке.

Подготовили Дмитрий Романов и Марина Дружкова

Епископ Лидский и Сморгонский Порфирий

Доклад председателя Синодального отдела по делам монастырей и монашеству Белорусского экзархата епископа Лидского и Сморгонского Порфирия на монашеской секции Регионального этапа XXVI Рождественских образовательных чтений «Миссия монашества в современном мире» (Свято-Елисаветинский женский монастырь. Минск, 15 ноября 2017 года).

Досточтимые отцы игумены, матушки игумении, дорогие братия и сестры!

Свято-Елисаветинский монастырь уже во второй раз с большой любовью предоставил нам всем возможность здесь встретиться, за что позвольте выразить сердечную благодарность от всех участников матушке Игумении, отцу Андрею и всем сестрам обители.

Тема нашей монашеской секции Регионального этапа Рождественских чтений в этом году обозначена как «Миссия монашества в современном мире».

Церковное предание, история Церкви свидетельствуют о том, что монашество, несмотря на то, что оно отделено от мира, не относилось никогда безучастно к проблемам современного общества. Преподобная Мария Египетская, которая прожила сорок лет в пустыне и достигла невообразимых для нас высот духовной жизни, встретив авву Зосиму спрашивала, как живут императоры и простые христиане в миру. Междоусобные княжеские войны, потрясавшие русские земли, печалили Преподобную Евфросинию Полоцкую, она примиряла враждующих князей и бояр, организовывала монастыри, переписывала книги. Преподобная любила свою земную родину и с большим участием относилась к проблемам современников.

Монахи всегда были очень чувствительны к нуждам людей, будь это отдельная личность или все общество. Цель монашеской жизни – стяжать любовь, а любовь означает «горение сердца за всю тварь», по слову преподобного Исаака Сирина. Добродетель любви монах старается возделывать во всех областях своей монашеской жизни. В основе каждого монастырского устава лежит любовь к Богу и ближнему.

Справедливо человеческую жизнь сравнивают с волнующимся морем или стремительным потоком вод, которые уносят и поглощают все, что встречается на пути. В силу самых разных причин и проблем современного общества очень многие люди сегодня, если можно так сказать, потерпели крушение в своем житейском плавании, утратили вкус к жизни и чувствуют себя очень одинокими. Люди теряют ориентиры и не понимают направления своего пути. Миллионы людей суетятся, делают дела и в итоге создают пустыню, в которой задыхаются или же погибают от духовной жажды.

Как писал архиепископ Иоанн Сан-Францисский, «человек переворачивает горы своей энергией, воздвигает и разрушает целые города в очень короткие сроки. Но если мы вглядимся в его энергию и посмотрим на ее последствия, то увидим, что она не умножает добра в мире» .

Технический прогресс увеличил как скорость передвижения людей, так и процесс добывания земных ценностей. По логике вещей больше времени должно остаться на жизнь духа. Однако, наблюдая за тем, что происходит в современном мире, с уверенностью можно сказать, что люди не стали счастливее. Стандарты общества потребления поглощают не только тело человека, но и его душу. Сил, пространства и времени для чего-то возвышенного попросту не остается. Общая дезориентация в современном обществе, кажется, достигла своего апогея.

Многие задаются сегодня вопросом: что есть человек? Откуда он идет и куда? Какова цель человеческого существования? Люди сегодня как никогда ищут ответы на так называемые «вечные вопросы». Они остро нуждаются в обретении смысла жизни, духовно-нравственных принципов, которые бы наполнили их жизнь подлинным содержанием.

На всех нас лежит ответственность помочь нашим ближним обрести цель человеческого существования, согласно божественному откровению. Тайна жизни христианской – это тайна живого общения Бога и человека, начинающегося здесь на земле и продолжающегося в вечности.

Современному человеку монашество нередко представляется однородной массой людей, одетых в черное. Для тех, кто измеряет пользу и результат деятельности своей или чьей-то исключительно благами материальными, монашество может казаться бессмысленным и устаревшим пережитком прошлого. Но кто понимает необходимость молитвы за мир, кто ищет подлинного смысла своей жизни, тот знает и чувствует, что монахи – это люди, которые до конца и безраздельно отдали себя на служение Богу и ближнему.

Один молодой человек, наш с Вами современник, пребывающий в сомнениях и в поисках смысла жизни, посетив Псково-Печерский монастырь, писал:

«Там довелось мне встретить людей, очистивших свои сердца, усмиривших свои страсти, победивших свой эгоизм и дебелость плоти и уже здесь, на земле, излучавших удивительный свет, силу и теплоту. Мне больше не нужны были доказательства, что Царство Божие существует, потому что я видел и слышал живых свидетелей этого Царства . <…> Сам их образ действовал на мою душу очень сильно: как они говорили, как служили, как относились друг к другу и к людям. Все это запечатлелось в сердце и осталось на всю жизнь . <…> На примере старцев подвижников я увидел, что совершенство возможно достичь здесь, на земле, что Царство Божие находится не где-то далеко в космосе, а значительно ближе, в теплом, чистом, неравнодушном, любящем сердце» .

Однако важно помнить, что приводить ко Христу может только тот, кто сам стремится постоянно быть с Ним, спасать других может только тот, кто спасается сам. Тот огонь, который понудил нас оставить мир и пойти вслед за Господом, не должен погаснуть в наших сердцах, а должен разгораться в еще большее пламя любви к Богу и к нашим ближним. Монахи должны служить миру, но в чем, прежде всего, заключается это служение? Чем больше всего монах по роду своей жизни способен помочь миру?

Духовно-просветительская и социальная деятельность наших монастырей, несомненно, имеет важное значение. Но прежде всего в монастыре должны быть созданы условия для полноценной духовной жизни. Монахи должны иметь время для уединения, чтения святых отцов и келейной молитвы.

Прежде всего мы должны жить так, чтобы жизнь наша была Евангельской, соответствовала нашему предназначению и тогда наши молитвы, которые мы будем возносить Богу о наших ближних, испытывающих нужду, будут иметь огромное значение и великую силу. Молитва – это активная деятельность монаха, это самое ценное, что он может дать миру. Но только созидая себя духовно, монах своей молитвой может оказывать воздействие на других. В самом чине пострижения мы слышим напоминание монаху приучить себя к «всегдашней молитве Иисусовой».

Поистине удивительны законы духовной жизни! Одинокий отшельник, невидимый и неслышимый никем, творит дело, затрагивающее многих людей. Эта невидимая миру работа может иногда решить судьбу целого государства. Так преподобный Сергий Радонежский постом и молитвой помог русскому народу освободиться от татарского ига.

Ошибочно полагают некоторые, что когда монах уходит из мира и ведет уединенную молитвенную жизнь, он уходит от людей и теряет с ними связь. Никогда человек не бывает таким одиноким, как когда он разменивает свою жизнь на временные удовольствия и увязает в грехах. И никто не достигает такого чуткого понимания чужой жизни, как подвижник, который день и ночь служит Богу и молится за весь мир.

В первую очередь именно благодатная атмосфера молитвы делает наши монастыри такими притягательными для многих людей.

Помню, я где-то прочитал, что монастыри – это как бы запасные водоемы живой воды духовного воодушевления и подъема для приезжающих туда людей. Они питают и увлажняют, дают живительную и спасительную влагу душам жаждущих. Посещая монастырь, многие обретают мир души и бодрость сил, смысл и полноту жизни.

Наблюдая за монахами, многие понимают, что свободен не тот, кто может делать все, что он хочет, а тот, кто не привязан сердцем к богатству, кто каждый день побеждает в себе гордость, зависть, лукавство и другие немощи человеческой природы. А достигается это ежедневным трудом над самим собой. Нигде так быстро не успокаивается душа человеческая, как в месте, где нет роскоши, суеты, злобы и зависти, общей погони за модой, порабощающей не только тело, но и разум.

Сотрудниками Синодального отдела был проведен интересный опрос относительно того, что ждет от монашества современный мир? Среди респондентов были архипастыри и пастыри, игумены и игумении, монашествующие и миряне.

Ответы были такими:

– Люди хотят увидеть у монахов пример христианской жизни.

– Молитвы и примера жизни в соответствии с Евангельским учением.

– Мир ждет от монашества содержательного раскрытия сути христианской веры, яркого, зажигающего слова о Христе, причем, слова не богословского, слова не человеческой мудрости, а слова именно как свидетельства о возможности жизни во Христе.

– Современный человек ожидает от монашества бескомпромиссной борьбы против духа века сего, примера покаяния, самоотречения, пламенной любви и всецелого предания себя воле Божией. Церковный человек ищет в монастыре прообраз Царства Божия, а в монахе хочет видеть его глашатая, указывающего, к какой высоте и величию призван человек во Христе.

– Когда человек переступает порог монастыря, он должен чувствовать, что здесь совершенно другой мир, другое восприятие жизни.

Как видно из опроса, все респонденты разными словами говорили об одном и том же: мир ждет от монахов того, к чему они призваны самим Господом – жизни в Боге.

Преподобный Силуан Афонский говорил: «Как монах, я должен жить так, чтобы все поняли, что Бог «есть Сущий», что Он пребывает среди нас. К этому-то и призвано существующее монастырское братство и каждый отдельный монах» .

На одном собрании, посвященном миссии монашества в информационном пространстве, заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и средствами массовой информации Русской Православной Церкви сказал о том, что в генетический код русского человека вписан интерес к монашеству. Монашество наложило печать святости на душу русского человека и сделало ее сродною подвигу, стремлению к Богу и небу. Через годы, столетия и тысячелетия монашество совершает свое богоугодное шествие, вселяя надежду, пример истинной евангельской жизни, идеалы любви, мира и добра в сердца людей.

Дай Бог, чтобы мы с вами, дорогие отцы игумены и матушки игумении, понимали всю ту великую ответственность, возложенную на нас самим Богом и делали все, что можем, чтобы пример нашей жизни открывал перед людьми красоту христианства и его высокое предназначение. Церковь доверила нам попечение как о тех людях, которые принимают монашество в наших монастырях, так и о тех, которые ищут у нас созидательного примера.

Христос ждет от своих последователей постоянной внутренней духовной борьбы, чтобы дух победил плоть, небесное начало в человеке победило плотяное, земное. Самый убедительный способ донести до человека истину православной веры – это показать ее на примере своей жизни. Пусть наши обители будут тихими пристанями, где беспокойная встревоженная совесть и отчаянные вопросы современного человека, стремящегося найти счастье и спокойствие, обрели бы правильный, точный и окончательный ответ на самый главный вопрос: кто я и зачем пришел в этот мир?

Настольная книга для монашествующих мирян. Сост. архимандрит Иоанн (Крестьянкин). – Печоры: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 1998. С. 94.

Щербинин В.И. Сердце сокрушенно. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2016. С.122.

Там же. С. 185.

Там же. С. 215.

Молитвы старца Силуана. Житие преподобного старца Силуана Афонского, записи разных лет, молитвы. – М.: «Дар», 2006. С.171.

Принятие монашеского пострига является одним из таинственных обрядов, в процессе которого человек принимает на всю жизнь монашество и на всю жизнь дает обещание исполнять определенные обеты. Взамен Господь награждает человека необычайной благодатью, которую сразу же можно почувствовать.

В православной религии монашество распределяется на три различные степени, а именно, рясофор, мантия (малая схима) и схима (великая схима). Чин пострига монашеского в каждом случае будет иметь свою форму и особенности.

Постриг в рясофор

Для того чтобы получить постриг в рясофор, совершается чтение определенных молитв. Происходит пострижение волос, а затем человек получает новое имя и уже не имеет права отзываться на прежнее. Человек получает жизнь с чистого лица, но обряд является неким обещанием перед Господом, что все обеты будут сдержаны. После чего на человека надевают и он уже постоянно должен перебывать в темных монашеских одеждах.

Этапы совершения обряда

Постриг рясофор не являлся понятием о монашестве. И это совершенно логично, ведь принятие этого чина не предусматривает наложение на себя каких-либо обетов. Принятие чина включает в себя прочтение настоятелем нескольких молитв, в которых он обращается к Господу с определенной просьбой, а именно «пожити достойно во ангельском сим житии». Затем происходит пострижение волос, а также облачение в рясу, эти действия не сопровождаются определенными молитвами. После совершения этих действий над человеком читается еще одна определенная молитва, в которой выражается прошение о благодати. По окончании службы иноку предстоит познакомиться со своим духовным родителем, его подводит настоятель монастыря с молитвой. Более значительной и торжественной является служба при принятии пострига в малую схиму.

Постриг в малую схиму

Следующий этап есть посвящение в малую схиму, или в мантию. Здесь также есть определенные правила и обеты. Рясофор должен принять перед Богом обет безбрачия, а также послушания и нестяжания. Затем происходит пострижение волос, и человек приобретает снова новое имя, что говорит о том, что он перешел на еще один новый этап своей жизни, теперь он будет постоянно перебывать в благодати. Для всех, кто серьезно решил связать свою жизнь с Господом и совершить монашеский постриг, чинопоследование обязательно.

Особенности тайнодействия

Служба может совершаться по окончании литургии. Но в большинстве случаев для такого пострига отводится отдельная служба, чтобы провести все почести. Посвящение начинается с песнопения.

Когда происходит песнопение, постригаемый должен быть облачен в длинную белую рубаху. При этом ему необходимо от порога храма проползти на животе до центра, при этом помогать себе ногами нельзя. Его должны сопровождать двое старших иноков, которые во время процесса будут прикрывать его своими мантиями. Процесс останавливается в самом центре храма, постригаемый должен лежать лицом вниз при этом сложив руки крестообразно. должен обратиться к нему с определенными словами, прославляющими всемилостивого Господа. По окончании этих слов настоятель должен прикоснуться к постригаемому, это является определенным знаком, что человек может встать.

Если взять во внимание сирийские традиции, то на их языке монах переводится как человек, который постоянно плачет. Плакать он может о себе, и в большей мере о грешности каждого человека в этом мире.

В соответствии с этим представлением о монахе, существуют следующие мысли Исаака:
«Какое другое занятие может иметь монах в своей келье, кроме плача? Неужели он помимо плача может найти время для другой мысли?» Пребывание монаха вдали от человеческой радости, где он и понимает, что его призвание - это плач. Даже само значение его имени говорит о данном, ведь его сердце должно быть наполнено горечью. И все святые прошли этот путь, поселяясь в мире с плачем. Именно поэтому глаза монаха всегда наполнены слезами, это его отрада и есть, тот самый плач. Если он находится без него, то его сердце болит и страдает. А плач этот вызван простым зрелищем, когда лежит перед тобой умерщвленный человек своими же грехами, разве это не может вызвать жалости? Ведь душа убита, и участь эта невыносима.

После того как постригаемый поднимется на ноги, настоятель храма обязан задать ему целый ряд вопрос, чтобы уточнить, зачем он здесь находится, что ему нужно и тому подобное. На свои вопросы он требует четкого и правдивого ответа. Все свои слова постригаемый должен произносить четко и уверенно. После того как настоятель получит все ответы, он должен напомнить о том, что сейчас здесь присутствуют все святые во главе с Господом, и именно они слушают произнесенные слова. Далее настоятель храма обязан задать еще целый ряд вопросов, эти вопросы говорят о честности, готовности и правдивости произносимых слов, у человека есть последний шанс отказаться. Настоятель должен быть твердо уверен в добровольности действия, ведь такое решение человек должен принять самостоятельно. Такой длительный разговор необходим для того, чтобы человек пришел к этому не по чьей-то воле, ведь в истории есть такие случаи, когда постриг был принудительным. Такие случаи есть грубое нарушение, они полностью рушат всю идею, а также являются тяжелым грехом по отношению к ближнему.

Постриг в великую схиму

Процесс пострига в великую схиму довольно схож с другими постригами, но при этом имеет отличие. Прежде всего, служба имеет более торжественный характер и свою особенную строгость.

Совершать службу пострига имеет право только лишь иерей-монах, другие святые отцы этим правом не обладают. Но прежде чем проводить церемонию, необходимо получить благословение у архиерея.

Монашеский постриг в совершается матушкой-настоятельницей, но по предварительному благословению.

Подготовка к монашескому постригу

Принять монашеский постриг благодаря какому-то веянию чувств невозможно. За этой службой стоит определенное время и целый ряд необходимых действий. В современном церковном постановлении прописаны определенные степени, которые в конечном итоге ведут к монашескому постригу. Данные ступени - это трудничество, послушничество и иночество. Пройдя эти этапы, человек может задуматься о принятии пострига.

Кто такой «трудник»?

Слово «трудник» появилось уже в современном христианстве, раньше его не применяли. Трудником считается человек, который добровольно посещает монастырь и трудится там во благо. Как известно, помощь в монастыре нужна всегда, и верующий делает очень правильное и доброе дело. Это может быть даже семейный человек, который приезжает на определенное время, а потом снова приступает к своим мирским делам. Некоторые приезжают сюда во время отпуска. Такой визит не означает, что человек собирается стать монахом, ведь у него могут быть дети и другие обстоятельства. Но такие действия называются трудом во благо, поэтому человек увозит с собой определенную благодать, которая поможет ему выжить в жестоком мире. Но трудник также может остаться здесь на постоянной основе. То есть человек будет начинать готовить себя уже к монашеству, то есть он должен трудиться не только физически, но и душевно. И уже через некоторое время такого трудника могут перевести в другой статус, и он продолжит работать над собой.

Нередко случается так, что трудник и послушник несут одинаковые обязанности, возможно, даже вместе выполняют определенного рода поручения. Но, несмотря на такое, так сказать, тесное сотрудничество, эти два класса имеют огромную разницу. Трудником является самый обычный мирской человек. Да, он приехал в монастырь, чтобы помочь. И, конечно, в перспективе он может стать монахом и более, но на данный момент он считается гостем монастыря и не более того. А вот послушник - это уже один из членов общины монастыря, он, так сказать, имеет свое право голоса и живет на общих условиях со всеми, но у него есть некий испытательный срок, который необходимо пройти с достоинством. Как утверждают монахи, трудничество не всегда обязательный этап, это прерогатива мирских людей, которые просто желают помочь монастырю. Если же человек точно решил, что посвятит свою жизнь служению Богу, то он может уже начинать с послушничества.

Женский монашеский постриг имеет такое же последование. Совершается обряд либо в женском монастыре, либо в женской общине.

Послушничество

Для послушания также существует несколько форм. Здесь все просто: либо человек носит рясу, либо нет. Обычный послушник должен ходит в мирской одежде, но при этом она должна скрывать тело и быть темных оттенков. Во втором случае рясу носить можно, но человек уже должен пройти постриг, и тогда он уже будет относиться к классу рясофор. Этот чин пострига монашеского является одним из видов послушания, ведь человек не дает обетов, поэтому уже с новым именем необходимо готовиться к следующему этапу. На удивление именно этому типу послушания в православной документации уделено скромное внимание. Поэтому многие их права и обязанности не совсем понятны. При этом четко прописано, что оставление монастыря уже невозможно, и будет являться каноническим преступлением. Исходя из этого правила, выходит, что человек все-таки берет на себя какие-то обещания и обязанности. Так, например, для того, кто совершил монашеский постриг, покинуть стены монастыря и уйти в мирскую жизнь является достаточно тяжким грехом. Но с такими формулировками иногда бывают не все согласны. Но все же их соблюдать необходимо, если человек действительно желает приблизиться к Богу.

Таким образом, если послушник не уверен, что готов оставаться в стенах монастыря навсегда, то ему необходимо очень хорошо продумать принятие нового чина и, возможно, некоторое время побыть обычным послушником. Ведь послушник может в любой момент покинуть стены монастыря, и при этом грех на его душу возложен не будет, не нужно торопиться с решениями. Так ли важно последование монашеского пострига?

История обряда

Если брать во внимание современные правила, то среди монашеского пострига также выделяют три ступени, а именно рясофор, малую схиму (мантию) и великую схиму. Все эти три чина пришли в православие из византийской практики. Часто случается так, что пострижение в рясофор просто обходят, и обычный послушник сразу принимает постриг мантию. Если обратить свое внимание на монастырь горы Афон, то здесь также есть свои особенности, например, пострижение в мантию здесь не совершается, его просто нет, а происходит постриг в великую схиму. А вот в Русской Церкви пострижение в великую схиму является довольно редким явлением. Как известно, этот чин получают лишь иноки, чаще всего они уже в преклонном возрасте и, возможно, даже имеют серьезные проблемы со здоровьем.

Если копнуть глубже в историю, то можно понять, что изначально разделения на какие-то степени или звания совершенно не было. Принять монашество можно было с помощью определенного акта, это решение принималось один раз и на всю жизнь. И такого длительного времени подумать и попробовать пожить монастырской жизнью не предоставлялось. А вот уже в 9 веке появилось то самое разделение на малую и великую схиму. Первое упоминание об этом обычае было найдено в записях Феодора Студита, при этом данное новшество вызвало возмущение, таким образом, было сказано: «Не давай так называемой малой схимы, а потом великой, ибо один образ, подобно крещению, как это было в обычае у святых отцов». Но такое правило разошлось по Руси очень быстро, и многие стали пользоваться именно им, проводя ритуалы пострига. Упоминание об этом новом правиле было замечено у преподобного а писал он свое повествование со слов
Во времена жития Феодосия такое правило уже было полностью распространено, существовали все выше приведенные чины и, конечно, проводились службы пострига. Но в те времена, например, великая схима не считалась особым чином, ее мог при желании достигнуть каждый монах. Поэтому при определенном духовном росте монаха одаривали этим титулом. Но уже в 12 веке отношение к этому чину было несколько изменено, было принято считать, что это достаточно почетно, и далеко не все заслуживают посвящения, поэтому постриг был предназначен только для немощных и больных монахов.

Как поздравить с постригом?

Поздравления с монашеским постригом могут иметь свободный характер. Обычно человеку желают обрести особую милость Господа. Также при наречении новым именем может быть рассказана история того святого, в честь которого был назван человек. Произносятся торжественные молитвы. Можно поздравить и своими словами.

Особенный этап в жизни каждого послушника - монашеский постриг. Фото этого тайнодействия, его этапы свидетельствуют о том, что человек, отказываясь от многочисленным мирских благ, получает гораздо больше - любовь к Господу и его неиссякаемую благодать.

Монастырь и мир

Проси <в молитве> и о том, чтобы Он <Бог> воз-вестил твоим родителям об увольнении тебя в обитель, где покажутся тебе твои немощи при борьбе со страстями (преп. Макарий).

Хорошо, что ты познала, что спокойствие, на которое ты опиралась в мире, непрочно и ненадежно. А притом и то знай, что ты, живя в монастыре, находишься на поприще брани, как духовный воин, и раны приемлешь, и венцев сподобляешься, а удаляясь с сего поприща, уже не имеешь и брани и мнишь иметь спокойствие, но ложно, ибо оно скоро может превратиться в свирепую бурю. Итак, благо-дари Бога, призвавшего тебя на сей путь и обучающего во бранях (преп. Макарий).

Некоторые спасаются в монастырях, иногда их упре-кают в эгоизме. «Подумайте, — говорят, — такой-то посту-пил в монастырь! Он делал в миру столько добра, то-то и то-то, так много приносил пользы и вдруг все бросил. Это просто грех!» Не слушайте подобных речей. Если Господь призывает человека на служение Себе в иноческом чине, то надо все бросить и последовать призыву Божию. Впро-чем, и в миру спасаются, но с большим трудом. В житиях святых рассказывается про двух сестер, из которых одна пошла в монастырь, а другая вышла замуж, и обе они спаслись. Правда, та, которая пошла в монастырь, получи-ла высшую награду от Господа, но спасение получили обе. Но как спастись в миру, когда там так много соблазнов? Апостол говорит: «Не любите мира, ни яже в мире» (1Ин. 2, 15). Впрочем, здесь нужно оговориться: под словом «мир» подразумевается не вселенная, а все низменное, пошлое, скверное, греховное. Можно жить и в миру, и вне мира (преп. Варсонофий).

Монашество

Монашество есть образ смирения, и до оного достигают множеством браней и искушений, на которые и надобно себя приготовлять, а Господь силен тебя укрепить (преп. Макарий).

О монашестве твоем... скажу: да будет принятие оного тебе не на тщеславие, или гордость, или возношение, а паче на смирение, и кротость, и терпение (преп. Макарий).

Что же значит монашество? Совершение христианства, состоящее в исполнениях заповедей Божиих, в них же и любовь к Богу заключается: «аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет» (Ин. 14, 23), — сказал Господь, и делани-ем заповедей человек очищается от страстей, достигает бесстрастия и восходит к духовному умозрению, и все это должно быть растворено смиренномудрием, потому смиренномудрие все сети вражий сокрушает; при исполне-нии заповедей должно пройти и огнь искушений от людей и от врагов <бесов>, а без искушений мы не познаем себя и не можем смириться и получить духовный разум (преп. Макарий).

Хотя иноки почтены от Господа ангельским образом, но крыльев ангельских им не дано, может быть, и потому, чтоб всякой инок наиболее находился в своем месте и вни-мал своему спасению, а иначе все бы разлетелись, кто куда, так что иного настоятель не скоро бы дождался в обитель. А потому довольно с меня и того, что мысленно с любовью моею летаю к вам! (преп. Антоний).

Кому что дано: кому деятельность, кому безмолвие, да-ров Божиих много. Преподобному Арсению дано было равноангельское житие, служить Богу в безмолвии. Другие, наоборот, служат Богу в кипучей деятельности. Но уподоб-ляются зарывающим свой талант те, которые отказывают-ся от того, куда их поставляют согласно воле Божией. Так вот, и я стою на этом месте. Боюсь отказываться. Отец Архимандрит мне говорил: «А перенесете ли вы то, что может быть, если вы откажетесь?» Вот я и стою... (преп. Варсонофий).

Монашество есть внешнее и внутреннее. Миновать внешнее нельзя, но и удовлетвориться им одним тоже нельзя. Одно внешнее без внутреннего даже приносит вред. Внешнее монашество можно уподобить вспахиванию земли. Сколько ни пахай — ничего не вырастет, если ниче-го не посеешь. Вот внутреннее монашество и есть сеяние, а пшено — молитва Иисусова. Молитва освещает всю внут-реннюю жизнь монаха, дает ему силу в борьбе, в особенности она необходима при перенесении скорбей и искушений... (преп. Варсонофий).

Иночество есть великое безбрежное море, исчерпать или переплыть его невозможно. Это непонятно человеку, не вступающему на этот путь, практика нужна. Пред вами огромная завеса, и она начинает перед вами с нижнего уголка чуть-чуть приподниматься. Вся мудрость земная, правда, имеет некоторый смысл и цель, главным образом, для доставления удобств в земной плотской жизни, по срав-нению же с иночеством есть ничто, или лучше сказать, копейка по сравнению с миллиардом рублей. Один извест-ный мне человек, высокообразованный, получивший евро-пейское образование, был в Московском университете, и в Лондоне, и в Париже. Поступив в монастырь, он пишет своему мирскому другу, товарищу по учению, что он до сих пор ничего не понимал. Так дивно глубок смысл иноче-ства. А назначение инока еще выше. Святой апостол Павел говорит, что в будущей жизни будут различные степени блаженства: «Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе» (1 Кор. 15, 41). Этих степеней миллиарды, говоря по человеческому разумению, неисчислимое количество, и инокам принадле-жит первая. А схимонахи, конечно, достойно своего звания живущие, будут в числе Серафимов. Вот как велико на-значение инока. Поэтому как вы должны благодарить Бога, что Он привел вас сюда в скит. Ни на минуту не подумай-те, что вы сами пришли: «Никто не может прийти ко Мне, аще Отец Мой Небесный не привлечет его» (Ср.: Ин. 6, 44). От Бога дана вам свобода, и с вашей стороны было лишь свободное произволение. Вы только не противились, когда Он, взяв вас за руку, повел сюда. Господь спасает нас, а не мы спасаемся, но Он, Милосердый, спасает нас при нашем на то желании. Итак, благодарите Бога. Вы сами видите, как много людей погибает в миру, сами поразмыс-лите теперь, за что Господь оказал вам такую милость, что привел вас сюда в монастырь, в наш укромный тихий скит! Да! Только при помощи Божией можно проходить этот тесный, скорбный путь. ...На первый взгляд кажется, что есть какое-то противо-речие: с одной стороны, этот путь исполнения заповедей Господних есть легкий и благой, а с другой, он — тесный и прискорбный. Да, он тесен и прискорбен только для тех, кто вступает на него или с принуждением, без внутренне-го расположения, или из-за каких-либо иных целей, кроме спасения души. Для таких он тяжел. А для тех, кто стано-вится в ряд иноков с чистым желанием и намерением служить Господу Богу в духе и истине, — он легок. Правда, бывают скорби, но это — облачка на чистом, лучезарном небе (преп. Варсонофий).

Вопрос: «Меня иногда смущали мысли о том, что мона-шество уклонилось от своего идеала». Ответ: «Да, да уклонилось, однако диаволу и это не очень нравится, коли он так восстает против современно-го монашества. Этим монашеством держится весь мир. Когда монашества не будет, то настанет Страшный Суд» (преп. Варсонофий).

Вы пришли сюда искать Бога, и все ищут Бога. Найти Бога — это цель монашеской жизни... можно и жить в монастыре, да не быть монахом, ничего не достигнуть... Все ищут Бога. Вот и художники в области поэзии, живописи, особенно музыки, — все желают найти Бога. Да не так искали. Как искать Бога? Соблюдением заповедей, особенно смирением, поступать в монастырь. А они не хотели соблю-дать заповеди, особенно не хотели смиряться, хотели пройти как-либо переулками, поближе, покороче. Знаете стихотворение Пушкина «Пророк»? Там он говорит: «В пустыне мрачной я влачился». Пустыня — это жизнь, он это понимал, что жизнь — пустыня. Влачился, да прямо ползал всем телом. Далее: «И шестикрылый Серафим на перепутье мне явился». Затем Пушкин рисует картину посвящения ветхо-заветного пророка. Кажется, говорится так, что он постиг и «Херувимов горнее стремленье и гад морских подводный ход». Ангелы чисты, они только «горняя мудрствуют». А у нас есть и гад морских подводный ход. Эти два течения идут в нас параллельно. Но должно стараться только «горняя мудр-ствовать». Это не сразу достигается, а только ход морских будет все тише, и можно достигнуть того, что будет только одно горнее стремленье, а те гады нырнут в бездну и исчезнут. Да, этого можно достигнуть. Вот, я вам и гово-рю: смиряйтесь и смиряйтесь (преп. Варсонофий).

В Святом Писании, например, в Апокалипсисе и даже в Ветхом Завете, встречается слово «острова». Например, и острова будут уповать на Бога... (Ис. 51, 5). Как «ост-рова» могут уповать? Под словом «острова» разумеются монастыри. А означает весь текст то, что к пришествию антихриста разве в монастыре еще сохранится вера... (преп. Варсонофий).

Бояться надо только греха... А боязливых, сказано в Священном Писании, не любит Бог (Ср.: Сир. 2, 12), монах не должен быть боязлив, труслив, а должен возлагать на Бога надежду. Почему Бог не любит боязливых и трусли-вых? Потому что они близки к унынию, отчаянию, а это смертные грехи; боязливый и трусливый — на краю про-пасти. Истинный монах должен быть чужд такого устрое-ния... (преп. Варсонофий).

<У Игнатия Брянчанинова> все на одном и том же, на молитве Иисусовой. Какая ширина! Теперь вы видите это. А прежде, может быть, видели в монашестве, как и боль-шинство мирских, одну редьку, квас и глубочайшее неве-жество. Да и понятно. «Чашу жизни вкусите и видите, яко благ Господь». Да, надо вкусить, и тогда уже увидишь, какое блаженство... (преп. Варсонофий).

Святой Иоанн Лествичник говорит: «Ангелы — свет монахам, монахи — свет миру». Вспомните, что мы должны быть светом миру, что наше грядущее назначение — быть царями и священниками. Вспомните, как милостив Господь, призвавший нас в эту святую обитель. Сами посудите, ка-кие дела мы творили, как жили до призвания нашего сю-да, в эту святую обитель... (преп. Варсонофий).

Монашество... есть блаженство, какое только возможно для человека на земле, выше этого блаженства нет ничего. И это потому, что монашество дает ключ ко внутренней жизни. Блаженство внутри нас, надо только открыть его. Полное блаженство на небе, в будущей жизни оно только продолжается... (преп. Варсонофий).

Не все монашество заключается в подряснике да каше. Надел подрясник, стал есть кашу — и думает: я теперь стал монахом. Нет! Одно внешнее не принесет никакой пользы. Правда, нужно и носить монашескую одежду, и поститься, но это не все! Лампа, пока не горит, не оправды-вает своего назначения — светить. Пожалуй, ее кто-либо и толкнет, и разобьет в темноте. Чего же не достает? — Огонька! Правда, необходимы и фитиль, и керосин, но раз нет огня, если она не зажжена, она не принесет никому пользы. Когда же она зажжена, сразу польется свет. Так в монашестве: одна внешность не приносит пользы, не обходим внутренний огонек. Отец Анатолий говорил, что монашество есть сокровенный сердца человек... (преп. Варсонофий).

Что такое монах? Монах есть исполнитель всех запове-дей Божиих. А все заповеди сводятся к двум: 1. Возлюби Бога всем сердцем твоим, всею душою и всею крепостью твоею и 2. Ближнего твоего, яко сам себя. Эти две запове-ди совмещают в себе весь закон и заповеди Божий. Ангелы на небесах преуспевают в любви. Вся жизнь монаха долж-на быть — любовь. Наши великие старцы: о. Лев, о. Макарий, о. Амвросий, о. Анатолий действительно и имели эту любовь (преп. Варсонофий).

Всегда надейтесь только на Бога, но никак не на человека. Тогда всякое зло будет отпадать от вас, как отруб-ленная ветка... (преп. Варсонофий).

Есть два монашества: внешнее и внутреннее..., внеш-нее, так называемое клобуковое монашество, приобрести легко, как святой Иоанн Лествичник пишет: сделать внеш-него монаха легко, но трудно сделаться внутренним мо-нахом. Это внутреннее монашество может быть даже в миру, хотя именно «только может». И об этом-то внутрен-нем монашестве теперь так редко говорят, почти не имеют никакого понятия... (преп. Варсонофий).

С юных лет Господь привел тебя в лик избранниц своих, монастырь Он указал тебе самый удобный ко спасе-нию, не лишил тебя близости к старцам, и все тебе мало грустно. Обратись к Божией Матери и говори Ей: «Ты, Владычице, привела меня в избранное Твое стадо, Ты и упаси мя. Ты могла Марию Египетскую спасти, ужели меня не сможешь?» (преп. Анатолий).

Монашеская жизнь трудная — это всем известно, а что она самая высокая, самая чистая, самая прекрасная и даже самая легкая — что говорю легкая — неизъяснимо привле-кающая, сладостнейшая, отрадная, светлая, радостью вечною сияющая — это малым известно. Но истина на стороне малых, а не многих. Потому Господь и сказал возлюблен-ным ученикам: не бойся, малое мое стадо! Яко изволи Бог даровать вам — что? — думаешь, отраду? богатство? наслаждение? Нет! — Царство! (Лк. 12, 32). И какое Царство! Где не только все блага, все возможные сокро-вища, и красота, и слава, свет, радость, горящая любовь, Божеская жизнь и веселие вечное. Царство это — Цар-ство всех веков, перед которым все величайшие царства мира сего — дым, смрад! И в том-то Царстве света и веселия тебе уготовано, и всем возлюбившим Господа Иису-са, царское место. Приведутся Царю девы — в след Ея — Царицы Небесной (преп. Анатолий).

Я — монах, а монах есть исполнитель всех заповедей Божиих. Ни прельщения, ни угрозы, ни даже смерть не должны заставить монаха презреть заповедь Божию. Уми-ляют мое грешное сердце слова псаломские: «Твой есмь аз, спаси мя, яко оправданий Твоих взысках» (Пс. 118, 94). Говорю их Господу, когда грозят мне люди или помыслы мои при исполнении долга моего священноиноческого. Бу-ди воля Господня!. (преп. Никон).

Если монах пребывает в мирском доме, то на него смотрят как на мирянина. Нельзя монаху долго пребывать в миру. Как рыба без воды, так и монах вне монастыря (преп. Никон).

Монах должен быть весь в Боге (преп. Никон).

Если монах живет в миру, не несет никаких подвигов и даже одежды монашеской не носит, чем он отличается от мирянина? — Своею любовью к монашеству. Можно жить в монастыре, по видимости быть исправным монахом, но не любить монашества. Такой человек уже не есть монах (преп. Никон).

Хотя теперь монастырей нет, но обет монашеский в душе должен остаться, ибо он дан Богу, ибо монашество было, есть и будет (преп. Никон).

Монашеское дело наше: смириться, да поклониться, да попросить прощение — тем и оправдан (преп. Иларион).

Сестра! Кайся, смиряйся, сестрам уступай — что можно, и не осуждай других — все с немощами (преп. Амвросий).

Надо понимать дух времени и не увлекаться прежними понятиями и впечатлениями, которые в настоящее время осуществить невозможно. Важность в христианстве, а не в монашестве. Монашество в той степени важно, в какой оно приводит к совершенному христианству (преп. Никон).

Такой был случай: на одного брата нашло искушение, задумал купить водки и выпить, пошел в шинок, стоят покупатели. Женщина-продавщица, увидев в монашеской одежде, спросила: «Что вам, батюшка, угодно?» Таким воп-росом устыдила брата, и он ответил: «Полфунта изюму». Таким образом, монашеская одежда спасла от искушения (преп. Никон).

Монашество, построенное по духу Святого Евангелия, на любви к Богу и отказе от мирской жизни, всегда явля-лось камнем преткновения для людей мира сего, всегда было ими ненавидимо, непонимаемо, как совершение чуж-дого им. Рабы же Христовы, хотя бы они были в миру, любили монашество и любят, видя в нем идеал христиан-ской жизни, не чуждый им по духу. Говоря здесь о монаше-стве, имею в виду не отдельных людей, а самый образ жития, и говоря о людях мира сего, также имею в виду не живущих в мире, а душою своею преданных мирской жизни (преп. Никон).

«Отчего это, батюшка, — спросила одна особа, — игуме-нье дано право распоряжаться монахинями, как крепост-ными?» Старец ответил: «Более, чем крепостными. Крепостные могли хоть за глаза поворчать на своих господ и побранить их, а у монахинь и это право отнято, — монахиня сама добровольно отдает себя в крепостное право» (преп. Амв-росий).

Монашество произошло от желания жить в точности по евангельскому учению. Потому что среди молвы город-ской и в заботах житейских представляется большое неудоб-ство жить в точности по евангельскому учению, хотя и все обязаны исполнять оное. Монахи от мирян различаются тем, что последним дозволена жизнь в супружестве, а пер-вые избирают жизнь (безбрачную) безсупружную. И ты хотя живешь только при монастыре, а все-таки избрала жизнь безсупружную. Почаще читай Евангелие от Матфея 5 от начала 5-й главы до конца 10-й и старайся жить по сказанному там. Тогда и найдешь порядок в своей жизни, и стяжешь успокоение души твоей (преп. Амвросий).

О монашестве должно разуметь, что оно есть таин-ство, покрывающее прежние грехи, подобно крещению. Крещаемый прежде крещения не может чувствовать того, что после получает, т. е. силу внутреннюю исполнять запо-веди Божии (преп. Амвросий).

Чадце мое неблагодарное и неразумное. Да весть мало-душие твое, что никто из человек не имеет права дозволять кому бы то ни было оставить воспринятый им путь благоче-стивой жизни. Потому что воспринявшие монашество и оставившие оное уподобляются Иуде предателю, который ни у кого не просил на это дозволения, а самоизвольно предал, и сам терпит горькую участь свою во аде. У кого есть еще сколько-нибудь смысла, тот не должен решаться подражать такому жалкому и злополучному человеку, а лучше пусть потерпит временные неудобства и временную малую скорбь, чтобы получить вечную милость Божию велику (преп. Амвросий).

Вижу, что здоровье твое поправляется, а в делах подви-гов монашеских лучшего нет. Что ж пользы-то от нашего здоровья? Не с тем мы вошли в ворота обители, чтобы готовить на выставку собственную тушу. А зачем? Затем, чтобы украшать себя скорбями, болезнями, укоризнами от других, постом, молитвою, смирением! Вот цель нашего отшествия от мира! (преп. Анатолий).

Одной начальнице монастыря на ее слова, что народ, поступающий в обитель, разный, — трудно с ним, — ба-тюшка сказал: «Мрамор и металл — все пойдет» (преп. Амвросий).

Главное дело нашего исправления и спасения зави-сит от нас самих, а со стороны в этом бывает только вспомоществование, хотя и немалое, потому что в каждом деле и в каждом искусстве потребно показание. А без показания простолюдин лаптя не сплетет, девушка чулка не свяжет. Кольми паче монастырская и монашеская жизнь требует показания, и указания, и наставления, а со стороны учащихся требует несомненного приятия и повиновения, по Евангельскому слову: «что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте» (Мф. 23, 3). Эти Евангельские слова ясно показывают, что не следует разбирать жития и дела наставников, а только наставления их принимать, если они согласны со словом Божиим и не противны оному. А за дела свои каждый сам отвечает перед Богом, и наставник, и повинующийся (преп. Амвро-сий).

Образ схимонашеский есть совершенный образ мона-шеский, а монашество есть совершенное христианство. Главная цель наша должна быть — исполнение заповедей Божиих, коими очищается сердце наше от страстей и ис-полняется плодов духовных: мира, радости, любви и про-чих. Воздержанием утончается наш плотский состав, и оным, купно с молитвенным правилом, очищается ум, но при исполнении заповедей Божиих и при глубочайшем сми-рении, а без сего ни пост, ни труд, ни правило не принесут нам никакой пользы. И если только в том одном полагать образ монашества, чтобы исполнять правило и соблюдать пост, а о заповедях любви, терпения и смирения не иметь попечения, то всуе будем трудиться. Правило и пост, конечно, надобно иметь схимникам большие против просто-го монаха, и на сие подобает себя понуждать: но, впрочем, Бог ищет от нас, по силе каждого, телесного подвига, а душевного подвига — любви и смирения — от всех истязует: и больные, и престарелые могут любить ближнего, и смиряться, и получать милость Божию, это не мое мнение, а святых отцев учение вам предлагаю (преп. Макарий).

Когда читают, особенно в церкви, хоть и без усердия, а слушай. Со временем все слюбится, и жизнь монастырская (преп. Анатолий).

Всякое иноческое одеяние, длинное или короткое, с рукавами или без рукавов, с широкими рукавами или узки-ми, есть не простое одеяние, но смиренное и святое, а посему и возлагать оное на себя должно, как дар Божий, с благоговением и со благодарением (преп. Антоний).

Один епископ, приехав в один монастырь, спросил на-стоятеля: — Есть ли у тебя хорошие монахи? — Есть, — был ответ. — Ну, покажи. Настоятель вызвал и говорит: — Вот хороший кузнец, вот хороший мастер и т. д. Послушал епископ и сказал: — Я просил тебя показать мне хорошего монаха, т. е. делателя молитвы или смирения, а ты показываешь мне хороших мастеров. Этого и в миру много. Уехал епископ и сменил потом этого настоятеля (преп. Никон).

Отец Серафим Роуз описывал три типа монашества, как он назвал,

«три типа монашеской ситуации».

Первая ситуация

Это уже устроенный старый монастырь. Это то, что принято подразумевать под словами «уйти в монахи». Уйти в монахи - для многих это значит, уйти в монастырь. И отец Серафим пишет о том, что духовный плод в таком монастыре достигается за счет страданий, связанных с пребыванием в таком месте, а также за счет непрерывной связи с прошлым. Такой монастырь как бы тянет нитку из прошлого, люди к ней приобщаются, за счет этого получается духовный плод, и плюс страдания, связанные с пребыванием в таком монастыре.

Здесь отец Серафим говорит о монастырях в традиции Зарубежной Церкви. В августе этого года, всего месяц назад, игумения Александра из РПЦЗ(А) делала доклад о монастырях Зарубежной Церкви . Она бывала во всех исторических монастырях РПЦЗ. Она описывает четыре женских монастыря Зарубежной Церкви и главный мужской монастырь РПЦЗ Джорданвиль. В ее докладе тщательно рассматривается распорядок жизни и богослужений в таких монастырях, но во всем докладе нигде не упоминается, хотя бы даже кратко, главное делание монаха - Иисусова молитва. Может быть, у нее свой взгляд, конечно, но и от других очевидцев, бывавших в этих монастырях, я тоже слышала, что там основные усилия направлены на прием паломников и на поддержание старинных зданий. Обычно у этих монастырей довольно большая недвижимость, которую трудно поддерживать, монахи ради этого трудятся, и об Иисусовой молитве в монастырях Зарубежной Церкви мне не доводилось слышать.

Хотя есть немножко другой монастырь, другой по духу, он находится в Бостоне. В США есть даже несколько таких монастырей в дружественной нам Церкви, где совсем другое отношение к Иисусовой молитве, но они все англоговорящие, немножко в другой, греческой, традиции, но такие монастыри есть.

Второй тип «монашеской ситуации»,

о котором пишет отец Серафим, возникает, когда какой-то человек начинает подвизаться сам, согласно своему пониманию примеров великих подвижников прошлого. Отец Серафим поясняет, что это самый опасный из всех открытых сегодня монашеских путей. И это понятно, почему. Отец Серафим приводит много причин того, почему это опасно, и объясняет, какими качествами должен обладать человек - почти невозможным сочетанием качеств - чтобы так выживать. И, кроме того, такое отшельничество в России - это еще и физически опасный путь. Если в Америке, где жил отец Серафим, можно огородить территорию, написать «частная территория», и она будет достаточно хорошо охраняться, то в России всё это гораздо опаснее.

Но есть еще одна вещь, которой не было во времена отца Серафима, которая одновременно и благо, и зло. Это современные средства связи. Если такой подвижник действительно старается не пользоваться Интернетом, то он выбирает описанный отцом Серафимом второй тип со всеми опасностями. Если же он пользуется Интернетом, то тогда он приближается к третьему типу, потому что у него появляются какие-то единомудренные люди, с которыми он может общаться, и тогда получается то, что отец Серафим назвал третьим типом «монашеской ситуации».

Третий тип «монашеской ситуации»

возникает тогда, когда группа из нескольких человек начинает подвизаться, поддерживая друг друга. Этот случай для истинного православия в России очень частый. Здесь есть приходы, они либо квартирного типа, либо храмы (но храмов довольно мало удалось ИПЦ удержать), в этих общинах есть люди, старающиеся жить по-монашески, они обычно держатся вместе, и позже кто-то из них получает постриг. Таким образом, при приходе получается небольшая монашеская община, обычно городского типа, который нередко называют монашеством в миру.

Проблем здесь много, но четыре лежат на поверхности. Первое - как держать форму, второе - как сохранить некоторую изоляцию от мира, третья проблема женского монашества - как бороться с любоначалием (это обратная сторона проблемы послушания), и четвертая проблема - это коллективная гордость.

1) Как держать форму

Что это за проблема? Поначалу, и даже долгое время, в течение нескольких лет, человек, который старается жить по-монашески, сохраняет некоторое понимание, зачем это нужно. Человек старается подвизаться, а затем со временем, вырабатывается некоторое привыкание к такой жизни, начинают ослабевать усилия, жизнь входит в какое-то свое русло, и первоначальное понимание начинает стираться и забиваться суетой.

Вот здесь очень важно держать форму. Для этого важны пять основных занятий монаха и каждого христианина. Этим занятиям важно научиться еще до пострига, чтобы они стали привычными и чтобы они создавали форму.

Что это за занятия, которые так держат? Перечислю их в произвольном порядке.

а) Псалмопение

Псалмопение - это богослужение. И вот здесь для монашествующих очень важно приучиться к ежедневному богослужению еще до пострига. Хотя бы к минимальному. Оно может совершаться и дома, оно может совершаться без священника (священник на таких монашеских богослужениях даже и не нужен). Это какая-то часть служб суточного круга, минимально это вечерня. Это некоторый костяк, который просто обязательно должен быть, без которого всё размоется.

б) Чтение

Ежедневное чтение святых отцов. Чтение может быть очень маленьким, но внимательным. Во-первых, это чтения аскетические, о том, как менять самого себя, потому что человеку кажется, что он точно знает, что ему надо сделать, чтобы измениться, но святые отцы находят, как это сделать лучше. А другое чтение - это чтение, которое помогает многим, это чтение каких-то живых книг о православии, которые напоминают, ради чего все это нужно, какие-то жития, но не выверенные, а написанные «по горячим следам», где описываются и плюсы, и минусы, и ошибки, где рассказывается, как на самом деле жили люди, которые старались подвизаться. Таким образом, мы просто попадаем в хорошую компанию. Потому что когда человек живет в миру, он неизбежно общается с людьми, и с хорошими людьми, но у них немножко другое устроение. А когда мы видим жизнь святых людей, подвизавшихся и старавшихся раньше, они становятся некоторой нашей компанией, с которой мы общаемся.

в) Размышление

Размышление, прежде всего, о своих грехах. Здесь есть один очень хороший прием. Этому трудно себя заставить, потому что наш внутренний человек не захочет это делать, но если приучиться, то это очень хорошая привычка. Раз в день, или лучше два раза в день, проводить механически «инвентаризацию» грехов за день или за полдня: что я сделал за это время плохого, вот это, это и это. И подумать, как я мог бы в следующий раз, когда я в этой ситуации окажусь, на эти грабли не наступить.

Тут, конечно, лучше не самому думать (и это очень важный момент), нельзя верить собственным представлениям о своих ошибках, а надо с кем-то советоваться. Когда есть хороший и опытный священник, это хорошо, но совсем не обязательно, чтобы это был священник. Достаточно, чтобы был единомудренный человек, с которым это можно было бы обсудить и который может со стороны что-то подсказать. Со стороны иногда видно то, что не видно изнутри. У меня у самого ничего нет, а у ближнего всегда видно не только то, что у него есть, но и как ему исправиться! Но это и на самом деле полезно бывает всё обсудить. Тут, конечно, возникает мысль, что я и сам знаю, но если я сам знаю, а это не помогает, то, значит, я знаю что-то не то.

г) Четвертое занятие - это то, что называется молитвой

Это та самая Иисусова молитва, некоторое особое правило, связанное с Иисусовой молитвой. Это совершенно отдельная тема. Но как она помогает? В отличие от трех предыдущих занятий, которые создают как-бы скелет, она создает ту радость, ради которой все это можно делать. Как сказал один современный деятель Иисусовой молитвы, наш день - это как закопченное стекло, а монашеское правило, Иисусова молитва, это как маленькое окошко, протертое в этом стекле, через которое виден свет.

д) Рукоделие

Это работа. Ее основная цель - чтобы мысли не бродили, это такой якорь для ума, но она нужна и для того, чтобы жить своим трудом. Потому что у монашествующих часто появляется искушение особого рода: мир начинает монахам очень помогать, незаслуженно совершенно. Появляются всякие спонсоры, и тут появляется искушение жить за счет спонсоров, как-то надеяться на них, как-то с ними общаться. Но это большая ловушка, она очень развращает человека. Конечно, лучше, как апостол Павел, который сам делал свои палатки, трудиться и зарабатывать на жизнь самому. И это в катакомбных традициях: катакомбные монахи не гнушались работать на светских работах. Но организовывать свой бизнес для монастыря или для небольшой монашеской общины, пусть даже в миру - что-то делать и продавать - это очень хлопотно, да и небезопасно в России. И проще, когда люди, обладая какими-то навыками, просто тихо работают в своих областях на светских работах.

Это что касается того, как держать форму.

2) Вторая проблема - как сохранять некоторую изоляцию,

или, говоря мирским языком, как не затусовываться. А сейчас существует не только обычное общение с людьми, но и общение в интернете.

Но у различных людей разное психологическое устройство, разная потребность в общении, поэтому каждый человек должен сам для себя придумать какую-то систему, как ему при отсутствии внешних стен монастыря организовать какое-то внутреннее ограждение, какую-то изоляцию, иначе разовьется антисанитария.

3) Как бороться с любоначалием,

со стремлением командовать. Очень большая проблема женского монашества. Эти монахини часто оказываются вовлеченными в приходскую или в епархиальную деятельность, или в общецерковную деятельность. Тут очень трудно удержаться, чтобы не начать начальствовать, особенно если ты по должности начальник (тем более, надо сдерживаться сильнее), и тут приемов может быть несколько.

Одно очень хорошее правило, о котором надо помнить, можно сформулировать как «не высовываться». А еще нужно просто помнить о самой такой опасности покомандовать. И с радостью встречать случаи, которые позволяют немножко смирить себя. Радоваться каждому такому неприятному случаю, а к ним можно отнести и необходимость какой-то работы, и притеснения от властей. И, опять же, здесь нужно разработать для себя какую-то схему, как поставить правильные заслонки своему стремлению покомандовать. Желательно разработать не самостоятельно, а в совете с кем-то, кто видит это со стороны.

4) Следующая опасность - это коллективная гордость

Это не только у монашествующих, но это и вообще для ИПЦ очень опасная вещь. Сам я грешный, но зато к какой хорошей организации я принадлежу!.. О коллективной гордости отдельно пишет отец Серафим как раз применительно к той группе людей, которые организовали свою монашескую общину фактически на пустом месте. Он говорит, что «видимость «правильности» может производить духовное самодовольство и пренебрежительное отношение к тем, кто, не будучи членом их группы, - не столь «правильны»».

Отец Серафим дает совет, как с этим бороться. Он пишет: «Чем меньше такая группа находится в центре общественного внимания, и чем меньше сосредотачивается на своей «правильности» и своих отличиях от более старых институтов, тем больший шанс она имеет сохранить свое духовное здоровье». То есть, такая группа должна по возможности меньше находиться в центре общественного внимания.

Здесь мы плавно перешли к боковому, но животрепещущему вопросу женского монашества, к проблеме внешнего вида,

Проблема одежды

Я говорю здесь не о тех, кто живет в монастырях, а тех, кто живет в миру. Здесь есть два подхода. Кто-то считает, что нужно всегда ходить в рясе, а кто-то считает, что не нужно.

Кто ходил в рясе по улице, тот знает, что это очень сильное привлечение внимания, внимания двух типов. Первое - это пьяницы, у которых сразу возникает большой религиозный порыв, в пьяном виде у них возникает потребность пообщаться на религиозные темы. А второе - это, опять же, незаслуженное очень хорошее внимание со стороны людей. Иногда, наоборот, это агрессия, но чаще это какие-то знаки внимания: место уступают, без очереди пропускают. Нужно ли оно?

Я изучила аргументы в пользу того, чтобы ходить в рясе по улице. Аргументов несколько.

а) первый аргумент,

который чаще всего встречается, был сформулирован одним из присутствующих здесь так: «Назвался груздем - полезай в кузов». Да, монах дает при постриге определенные обеты, но среди них нет обета ходить в средневековой повседневной восточной одежде. Потому что ряса и апостольник - это обычная одежда на Востоке, они сохранились там в качестве повседневной одежды до сего дня.

Но насколько важно ходить в восточной средневековой одежде по улицам? На службе - там свой церемониал, ритуал, а вот в повседневной жизни?

б) второй аргумент:

Один греческий священник в Америке мне рассказывал, подчеркивая, почему важно ходить в рясе, как он стоял где-то на улице, а рядом стояли молодые люди, они его не видели и употребляли какие-то бранные слова. Потом они увидели его, извинились и стали говорить на хорошем английском языке. И вот, это довод в пользу рясы. На самом деле, у православия нет цели научить людей выражаться так, а не сяк, а кто пытался сам научить молодых людей не использовать нецензурную лексику, тот знает, насколько это на самом деле насилие над ними, насколько это для них серьезное принуждение. Но надо ли с помощью рясы превращать православие в какую-то систему ограничений и принуждений?

в) еще одна причина:

я проповедую христианство, когда я хожу в рясе. Мне кажется, что это совершенно не здравая причина. Если человек серьезно думает, что он проповедует христианство своим видом, то это повод стукнуть себя по лбу и как-то более трезво отнестись к себе.

г) четвертая причина:

я не чувствую себя в светской одежде монахом. Как ни смешно это звучит, но, на самом деле, это серьезная причина, потому что в разной одежде человек чувствует себя по-разному. В шортах, говорят, каким-то одним образом, в строгом костюме - какое-то другое устроение. И ряса кому-то помогает сохранить правильное устроение. Так что, может быть, для кого-то это аргумент, я не знаю и не берусь тут судить. Говорят, «форма дух бережет», но тут можно сказать еще, что форма дух не всегда бережет, но иногда подменяет. И, может быть, лучше «меньше маскарада», чтобы, всё-таки, не привлекать внимания к своей собственной монашеской персоне.

Теперь можно поговорить об ориентирах, а не о проблемах. Самый Высокий Ориентир - это понятно какой, я Его выношу за скобки, а что касается земных ориентиров, то нам в России лучше ориентироваться не на монастыри Зарубежной Церкви, а на катакомбное монашество. Они ходили по улице в светском.

В катакомбном монашестве были разные варианты, там не было стремления всех загнать под какой-то единый устав. Они ходили в светском и до сих пор ходят по улицам в светском, в не привлекающей внимания скромной приличной одежде. Не гнушаются работать на светских работах. Далеко не всегда они жили все вместе в каком-то едином месте. Но у них были какие-то свои монашеские правила. И именно катакомбные традиции могут быть для нас ориентиром.

И в заключение, хотелось бы сказать, что самое важное - это не осуждать другие виды монашеской жизни. Когда человек избирает монашество, то, по-моему, это очень здорово, и другие монахи должны радоваться. А если кажется, что стоило бы его организовать как-то не так, а иначе, то, на самом деле, слава Богу, что есть хоть как-то.

Монахи, они ведь все немного как родственники, они должны сорадоваться друг другу - даже если в чем-то они понимают монашескую практику по-разному.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама