THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Основы НЛП

Теоретические основы НЛП
http://becmology.blogspot.ru/2011/06/blog-post_30.html

НЛП – это мостик между сознанием и подсознанием, который облегчает доступ к заложенной в нас информации.

НЛП учитывает следующие психофизиологические особенности человеческого восприятия:

  • смысл фраз, составленных более чем из 13 слов (по другим данным из 7 слов), сознание обычно не воспринимает, поэтому нет смысла их применять;
  • речь можно понимать лишь при ее скорости, не превышающей 2,5 слов в секунду;
  • фраза, произносимая без паузы дольше 5-6 секунд перестает осознаваться;
  • любое эмоциональное возбуждение (но только не сопереживание) обычно затрудняет понимание других;
  • неправильный язык оказывает отрицательное влияние на восприятие сообщаемого; несоответствие употребляемого выражения стандартному значению, а то и стилистическим канонам иной раз вызывает негативные эмоции, сводящие на нет всю пользу от беседы;
  • у большинства людей есть некие критические слова, особенно воздействующие на психику, вследствие чего, услышав их, объект внезапно возбуждается и теряет нить ведущегося разговора;
  • мгновенный переход от дружелюбия к немотивированной враждебности способен вызвать растерянность, оцепенение, страх и даже эмоциональный шок;
  • людей, охваченных внезапным гневом, заметно легче рассмешить, чем в обычном настроении, в этом состоит один из ценных способов нейтрализации конфликтов;
  • активность восприятия в огромной степени зависит от способности полученной информации разбередить в памяти человека таящиеся там воспоминания;
  • то, что всецело ново для партнера и никаким образом не стыкуется с его познаниями, не вызывает у него и особого интереса, а чем больше индивид знаком с предметом, тем более его интересуют частности и нюансы;
  • когда субъект вообще не знаком с каким-либо вопросом, последующее восприятие предмета обычно сильно обусловливается первичным сообщением о нем;
  • известию, полученному первым, гораздо больше доверяют, чем всем полученным в дальнейшем;
  • люди обычно преувеличивают информационную ценность событий, подтверждающих их гипотезу, и недооценивают информацию, противоречащую ей;
  • человек высказывает 80% из того, что хочет сообщить, а слушающие его воспринимают лишь 70% из этого, понимают – 60%, в памяти же у них остается от 10 до 25%;
  • чтобы партнер смог воспринять передаваемую информацию, необходимо постоянно повторять ему главенствующие там мысли и положения;
  • чем лучше мы осознаем предмет беседы, тем легче ее запоминаем;
  • «средний человек» удерживает в памяти не более четверти того, что было сказано ему лишь пару дней назад;
  • лучше всего память работает между 8-12 часами утра и после 9 часов вечера, хуже всего - сразу после обеда;
  • лучше всего запоминается последняя часть информации, несколько хуже – первая, тогда как средняя – чаще всего забывается;
  • память человека способна сохранить до 90% из того, что человек делает, 50% из того, что он видит и 10% из того, что он слышит;
  • прерванные по тем или иным причинам действия запоминаются в два раза лучше, чем законченные;
  • слишком значительный объем наличной информации сбивает с толку и препятствует ее переработке;
  • интеллект лучше всего работает в положении человека сидя, хуже – стоя, совсем плохо – лежа;
  • пожилые люди лучше всего соображают утром, молодые – вечером;
  • люди, как правило, умнее и расчетливее в 8 часов утра;
  • стоящий человек имеет некое психологическое преимущество над сидящим;
  • при импульсивном эмоциональном реагировании обычно понимается не более чем треть от воспринимаемой информации, поскольку возникающий при этом стресс готовит для активного ответа тело (выбрасыванием в кровь адреналина, активизацией дыхания и пульса);
  • при передаче информации 7% информации сообщается посредствам слов (вербально), 30% – выражается звучанием голоса и более 60% идет по прочим невербальным каналам (мимика, жесты, взгляд).

Базовые пресуппозиции

В основу теории НЛП положены так называемые пресуппозиции – аксиоматические убеждения об устройстве человека и мира, используемые также как инструмент, облегчающий, по мнению авторов, достижение целей.

Базовые пресуппозиции по Ричарду Бэндлеру:

  1. Карта – не территория.
  2. Любое поведение мотивировано позитивным намерением; для любого поведения существует контекст, в котором оно ценно.
  3. Способность изменять процесс восприятия реальности часто полезнее изменения содержания воспринимаемой реальности.
  4. Калибровка – умение понимать чувства людей. Все различения, касающиеся окружающей среды и собственного поведения, на которые способны человеческие существа, можно представить в терминах визуального, аудиального и кинестетического восприятия.
  5. Все ресурсы, нужные людям для изменения, у них уже есть.
  6. Обратная связь вместо неудачи – все результаты определенного поведения являются достижениями, позволяют они достигнуть желаемого результата в данном контексте или нет.
  7. Смысл коммуникации в ответе, который вы получаете.

1. Карта – не территория . Мы воспринимаем мир через пять чувств: зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. Поскольку информации поступает очень много, мы сознательно или бессознательно удаляем то, на что нам не хочется обращать внимание. Мы фильтруем информацию, опираясь на опыт прошлого, а также на собственные ценности и убеждения. Результат подобной фильтрации оказывается неполным и неточным, поскольку в самом начале многие важные элементы были удалены, а остальные обобщены или искажены. Отфильтрованная информация образует нашу внутреннюю карту, которая влияет на физиологию человека и «состояние бытия». Естественно, что такая карта влияет и на наше поведение.

Рис. Модель НЛП

У каждого из нас свой личный жизненный опыт, свой взгляд на мир. И этот взгляд на мир уникален. Личный взгляд на мир человека в НЛП называют картой (в отличие от окружающего мира, который, соответственно, называют территорией). Карты бывают разные – более или менее удобные, подходящие и подробные. Единственное, какими они не бывают – правильными или неправильными, потому что это только описание, модель. Любая, даже очень хорошая карта, где-то будет не слишком удобна: самая лучшая карта города Москвы совершенно бесполезна в Киеве, а карта вин французского ресторана не слишком удобна для ориентации в метро города Берлина.

И, естественно, карта не является территорией, точно так же как очень подробное описание борща (даже с картинками) самим борщом не станет. Так вот, большинство проблем возникает, когда человек пытается мир (территорию) подогнать под свою карту, вместо того, чтобы перерисовать свою карту так, чтобы она была более удачной для данной территории. И в какой-то мере все то, чем занимается НЛП – это помощь человеку в нахождении таких личных карт мира, которые помогут ему стать более успешным, удачливым, счастливым и здоровым. Естественно, если он этого хочет.

Очень многие приемы изменения в НЛП связаны с «расширением» карты – поиском более широкого взгляда на ситуацию. Действительно, если у нас есть проблема, то решение находится где-то вне нашей карты мира. И для того, чтобы проблеме разрешить, надо карту расширить так, чтобы это самое решение в нее попало.

2. Любое поведение мотивировано позитивным намерением . Все что мы делаем, мы делаем для реализации собственных намерений. Каждое поведение служит для достижения какой-то положительной цели. Намерение – это позитивная цель, которая лежит за любым нашим поведением. Что бы мы не делали – говорили, бегали, ругались, смотрели фильм – все это служит определенной цели. Мы чистим зубы для здоровья, покупаем новую обувь для удобства, а новую машину для престижа, читаем статьи для знаний, занимаемся сексом для удовольствия, пьем кофе по утрам для бодрости. Даже у вроде бы «негативного действия» – истерики, депрессия, аллергии – практически всегда есть намерение. Когда спрашивали людей, которых спасли после попытки самоубийства, «зачем они это делали», они отвечали что-то вроде: «Я хотел наконец обрести спокойствие».

При этом нужно понимать, что вполне положительное намерение для его обладателя может реализовываться очень неприятно для других людей. Маньяк с топором в темном переулке может хотеть получить для себя удовольствие, воодушевление или уверенность в себе, но для попавших под его удовлетворение намерения, его поведение не слишком приятно.

3. Способность изменять процесс восприятия реальности часто полезнее изменения содержания воспринимаемой реальности . Когда мы общаемся, часть информации мы передаем при помощи слов, вербально, а часть при помощи голоса, жестов, поз, мимики – невербально. Иначе говоря, вербальная информация – это содержание, а невербальная – форма этого самого содержания, которая передает отношение, оценку, контекст восприятия. Невербалика и содержание создают смысл. В общении невербалика занимает около 85%, а вербальная информация всего 15%.

4. Калибровка – умение понимать чувства людей . Люди говорят одно, но часто чувствуют и действуют сильно иначе. В НЛП есть такое важное понятие, как калибровка – умение замечать внешние признаки состояния. Потому как любая наша оценка проявляется во всем теле: в интонациях, движениях, жестах, позе, конструкции предложения или дыхании. И калибровка позволяет понять, что на самом деле человек чувствует, как к кому относится, чего хочет. И намного меньше обращать внимания на то, что он говорит. Так как говорить он может для того, чтобы понравиться, что от него ждут или что он считает более правильным сказать в данный момент. Или просто потому, что не осознал свои оценки и чувства. Калибровка позволяет сделать общение намного более точным и эффективным, а поведение человека намного более понятным.

5. Все ресурсы, нужные людям для изменения, у них уже есть . В НЛП предполагается что у нас либо уже есть нужные ресурсы для достижения цели: стать более успешным, прекратить курить, общаться лучше или, наконец, написать этот доклад, – либо мы их можем найти. Мир большой, нужно просто поискать.

По крайней мере, думая так, вы скорее добьетесь результата, чем медитируя на тему «почему я такой несчастный» и «у меня все равно ничего не получится», «я не создан для счастья».

Я обычно редко реагирую на такие выражения как "ты только не обижайся", "не переживай", "это вовсе не больно" и тому подобные "и незачем так орать". Но это обычно. Сейчас состояние у меня не вполне обычное, поэтому реагировать я начала. Сегодня я четко и ясно объяснила близкому человеку, что мне неприятно и даже болезненно слышать такие слова. И если я не начинаю рыдать в ответ, то это только потому, что знаю, что близкие - потому и близкие, что я им доверяю и под словами "а ты не переживай" слышу нечто совсем другое. Рациональная часть моя слышит другое, довольно утешительное, если подумать . А вот эмоциональная "думать" не умеет...

Тут не обойтись без моей любимой упрощенной схемы мозга. Сразу оговорюсь, что теория о "триедином мозге" Пола Маклина - это скорее метафора, чем научное определение. Но она
а) красивая визуально
б) помогает на пальцах объяснить сложные вещи

Поэтому вот она в нескольких словах. Человеческий мозг функционирует одновременно, как мозг крокодила, лошади и человека. Крокодил - рептилия, у него все нацелено на функции выживания, он весь подчинен основным биологическим потребностям - поглощать и выделять. То, что у человека называют иногда "рептильный мозг" - нижние отделы мозга, которые отвечают за функции организма. Это отдел, который поддерживает нашу жизнь даже в состоянии глубокого обморока. Когда человек в сознании, этот отдел способен взаимодействовать с другими отделами и реагировать на телесном уровне. Например, история, когда "я еще испугаться не успел, а уже сидел на дереве и поджимал ноги, спасаясь от страшной собаки" . Это тот самый случай, когда на опасность реакция наступила очень быстро, без прохождения фильтра анализа "а так ли страшна эта собака, а как я слезу с этого дерева?" и минуя, возможно, стадию эмоций, которых может возникнуть одновременно больше, чем одна, типа "ой, какая милая собачка утипути, нифига себе, какие зубищи аааа!!!" и застопорить реакцию выживания попыткой выбрать, какой эмоции подчиниться.

Лошадь - млекопитающее, ей уже не обойтись простейшими поведенческими шаблонами, у нее лучше развито то, что плохо развито у крокодила - эмоции. Млекопитающие настроены тоньше, чем просто "удовольствие-неудовольствие", они получают больше информации от внешнего мира и внутреннего тоже. У человека функции "мозга лошади" выполняет лимбическая система, которая отвечает за эмоциональные реакции. Эмоции тесно связаны с телесными проявлениями. Так, например, грусть-тоска или злость может возникнуть "на ровном месте", но если эти эмоции бесследно исчезают после чая с бутербродом, то это был сигнал из "рептильного мозга" - организм сообщил, что голоден, пойди, поешь.

Но человек - существо сложнее лошади. У нас, например, есть еще такое прекрасное образование, которое называют "неокортекс", благодаря ему мы можем чувствовать эмоции не только от реально существующих физических раздражителей, но и от образов, которые формируются в нашей замечательной коре головного мозга. Эти образы могут быть воспоминаниями, словами, воспоминаниями о словах и т.д.. В общем, мы способны получать эмоции от того, чего на данный момент как бы в натуре и нет. Но это было или, возможно, только еще будет. Благодаря неокортексу мы можем планировать, прогнозировать... И вот если прогноз неблагоприятный, то держись, мозг лошади. Хотя, если приятный, то тоже не всегда хорошо.

Итак, все три "мозга" взаимодействуют между собой. И эмоциональный мозг находится между молотом и наковальней. Наковальня - это "рептильный мозг" и физиологические реакции, которые сами дают сигнал через R-комплекс для эмоций и получают команды системам и органам от "мозга лошади". Молот - это "человеческий мозг", которому приписывают сознание. Которое, с одной стороны, "обязано" постоянно обучаться, планировать, анализировать, синтезировать, а с другой еще и пытаться контролировать собственную лошадь и крокодила.

Так вот, эмоциональная система живет в довольно сложных условиях, отправляя и получая импульсы в две стороны. И на сигналы со стороны "мозга человека", то есть на слова, способна реагировать почти так же, как на физическое воздействие, типа давления, поглаживаний или там голода, сытости. И когда организм испытывает боль, может возникнуть эмоция "грусть" или "раздражение", что-то такое, что позволяет передать сигнал дальше, "внутреннему крокодилу", чтобы он или завыл (крокодилы воют?), призывая на помощь, или отодвинулся, или резко отодвинул то, что причиняет боль. Но вдруг кто-то говорит, обращаясь к мозгу человека "да чему тут болеть - тут же сплошная кость!" То есть, нашу эмоциональную "лошадь" пытаются повернуть за уздечку сразу в две стороны. Ощущения входят в противоречие с образом, созданным по поводу этого ощущения. Эмоциональный мозг в растерянности. Рептильный мозг тоже не очень понимает, что предпринять. От этого эндокринная система, получающая сигналы от внутреннего крокодила, немножко сходит с ума, выделяет гормоны несколько хаотично, сосуды то сужаются, то расширяются, сердцебиение не может понять, ему готовиться к бегству или нападению, дыхание сбивается, предпочитая реакцию "замри"... И дальше возможны разные варианты. Один из самых распространенных - анестезия. То самое "не чувствуй".

Вообще, чаще всего периоды, когда мы "ничего не чувствуем" , как правило, означают нашу зацикленность как раз-таки на ощущениях, которые или слишком приятны, или слишком неприятны, вызывающие эмоции, но которые при этом не осознаются. Потому что функционировать совсем без эмоций для человека возможно, только на уровне выживания, то есть дышать, может быть, глотать, что-то выделять, поддерживать сердцебиение и температуру тела. И то, с последним могут быть проблемы - сердцебиение и терморегуляция хоть и являются бессознательными процессами, без связи с эмоциональным мозгом начинают сбоить и нуждаются в мониторинге и корректировке. Человек в бессознательном состоянии для выживания нуждается в другом человеке - достаточно эмоциональном, чтобы иметь сострадание и поддерживать жизнь болящего товарища. Ну или медсестер с хорошей зарплатой.

А вот "не чувствовать чувств" мы можем, блокируя осознавание эмоций. То есть эмоция есть, и "рептильный мозг" о ней "знает". А сознание в расчет эмоцию не принимает. И создает "выводы, прогнозы и решения" так, как будто этой эмоции нет. Надо ли говорить, что такие выводы могут быть не очень практичны для организма, который "не чувствует"? Бывает, что анестезия или обман чувств необходимы для выживания. У нашего организма в обычных условиях достаточно для этого ресурсов - эндогенных опиатов, например. Или еще каких внутренних наркотиков для экстренного применения. Интересно, что эмоции в этом случае могут "перекрывать" ощущения, иногда даже опасные для жизни. Но этот ресурс ограничен и при длительной необходимости "не чувствовать" могут понадобиться всякие внешние "отключатели" - кому-то потребуется бутылка водки. А кому-то достаточно и доброго совета, типа, "забей, она все равно была тебя не достойна"

Таким образом, послание "не испытывай гнев" или "не испытывай радость" - это просьба ничего не чувствовать в данный момент. То есть отключиться от центра, поддерживающего активную жизнь. Такая себе просьба "тебя слишком много, умри ненадолго". Нормальная лошадь будет сопротивляться подобной просьбе. А вот человека частенько обучают не сопротивляться с самого детства. Учат "контролировать эмоции" вместо того, чтобы учить адекватно ими пользоваться, выражать, и если уж и контролировать, то проявления эмоций , а не целый отдел мозга.

Эмоции не всегда возникают адекватно ситуации, по разным причинам. Все, что связано с эмоциями - это очень сложная, многокомпонентная система. Но в целом, эмоции способствуют здоровой саморегуляции. Чересчур сильные проявления эмоций при слабом раздражителе, или эмоции, которые проявляются "не в то время, не в том месте" обычно свидетельствуют о сбое во всем организме, не только в "эмоциональном департаменте" мозга. И поэтому требуют к себе намного больше внимания, чем простое "нашла, от чего огорчаться, да оно же яйца выеденного не стоит, тьфу!". Хотя иногда это действительно помогает. Очень редко. Когда да, правда, проблемы нет. И да, человек, который это говорит, сидит при этом рядом, гладит тебя по голове и при этом не обвиняет тебя, что ты проблему нашел. Короче, есть уже какой-то опыт, что человек этот близкий . И тоже в этот момент немножечко огорчается. Но не из-за проблемы, которая про "выеденное яйцо", а из-за того, что ты огорчен. То есть помогает в таком случае не дружеское послание "не чувствуй", а эмпатия. Эмпатия - это когда я, Петя Пяточкин в этом не вижу проблемы. Но я вижу, что есть проблема для тебя, Вася Васечкин. И я рядом и готов это признать и свидетельствовать. И разделять твои чувства, хотя я не могу разделить твои мысли по этому поводу. Или твою реакцию.

Говорят, эмпатия - это то, что лучше всего развито именно у "человеческого мозга". Способность разделить чувства другого человека - это эмпатия. Разделить - это не броситься посыпать голову пеплом, когда у другого горе, но быть рядом и не стараться утешать там, где горе безутешно. Парадоксально, но именно развитая эмпатия, то есть способность "чувствовать чужую боль" может приводить к жестоким фразам типа "чему тут болеть". Когда кому-то больно и этот кто-то не скрывает боли, свидетель безобразия тоже может испытывать вполне измеримые приборами физические страдания. И чтобы эти страдания прекратить, он пытается "прекратить" другого человека, сказав ему "Ну-ка перестань чувтствовать то, что ты чувствуешь! Умри ненадолго!". Нормальная такая "рептильная" реакция, направленная на избавление от страданий, в целом - на собственное выживание. Мой "человеческий мозг" это вполне может понять и простить. Но лошадь! Лошадь в моей голове в ответ на "ты только не обижайся", может и копытом врезать, пока "человеческий мозг" сообразит, что этого делать не надо.

Так что весь пост на самом деле - про это. Не злите беременных (с) :)

Природа никогда не бросает ту или иную функционирующую систему: на старой основе она выстраивает новую, более сложную и более эффективную. Кажется, будто природа создавала каждый новый, эволюционировавший вариант мозга, чтобы исправить ошибки прежней системы или же расширить её возможности.

Джозеф Пирс. Биология трансцендентного

Несмотря на общественные проблемы, наука продолжает давать нам новые интересные открытия. Для меня недавним таким подарком стала модель «тройственного ума» , созданная во второй половине 20 века американским неврологом Полом МакЛином на основе десятков лет исследований.

В чём суть данной модели? Пол МакЛин выделил в нашем мозге три центра психической активности, каждый из которых формирует свой способ реакции на происходящие события, а также имеет свою «систему ценностей» и даже свой язык.

Первый центр психики располагается в коре головного мозга («неокортекс»), который появился 1,5-2,5 млн лет назад. Он характерен только для человека и занимает 80% мозга. Это «ум человека», умеющий создавать абстрактные понятия, говорить и мыслить словами. Он также позволяет нам оперировать понятием времени, создавать планы и концепции, обладает способностью к творческому отражению и переработке реальности. Здесь сосредоточено мышление и сознание, и именно «неокортекс» мы часто называем мозгом. Но это не всё.

Второй центр психики скрыт в подкорковых структурах. Это лимбическая система, которая включает в себя миндалевидное тело, гипоталамус и гиппокамп. Появилась она около 50 млн. лет назад, характерна для современных млекопитающих и практически одинакова у всех представителей этого класса.

Лимбическая система участвует в регуляции функций внутренних органов, обоняния, инстинктивного поведения, сна и бодрствования и т.д. Но в первую очередь она связана с эмоциями и памятью. Появление эмоций и способности их выражать было важным шагом вперёд, позволившим млекопитающим выработать совместное поведение: образовывать стада и стаи с разделением ролей внутри, заботиться друг о друге, а особенно — о потомстве, защищать интересы сообщества. Помимо всего перечисленного, более разнообразным стал спектр состояний млекопитающих — состояний, позволяющих достигать разных целей. Например, быть яростным в бою, но проявлять заботу о потомстве.

Третий центр психики, самый древний «рептильный ум», находится в самой глубине мозга. Анатомически он очень схож с мозгом современных пресмыкающихся. Эта область регулирует большинство автономных функций, таких как дыхание, пульс и температура тела. Также она тесно связана с движениями и ведает простейшими базовыми инстинктами. Рептильный мозг призван обеспечить непосредственное выживание, поиск ресурсов и размножение. Рептилии умеют выживать, но не испытывают и не выражают эмоций, недаром слово «хладнокровный» означает отсутствие эмоций.

Три центра психики. Каждый из них заботят свои цели. «Мозг человека» занимается вопросами смыслов, целей и объяснений ситуации, «мозг млекопитающего» — эмоциональным отношением, азартом, гневом или любовью и т.д., а «рептильный мозг» — вопросами выживания и продолжения рода.

Следует отметить, что разделение мозга на три «слоя» довольно условно. Огромное количество связей между ними и тенденция мозга действовать как одно целое весьма затруднили использование данной модели «тройственного ума» в той научной области, где она была создана — в неврологии. Однако в психологии эта модель нашла достойное применение.

Немаловажно, что «мозг млекопитающего» и «мозг рептилии» прожили в тесном сотрудничестве 50 млн лет и сонастроены друг с другом гораздо сильнее, чем с недавно появившимся «мозгом человека». Именно в состав этих слоёв входит та структура, которую мы называем «подсознанием».

Но далеко не всегда эти три центра психики согласованы — и в отношениях людей, и внутри них самих. Обычно — наоборот. Случаи их негармоничного состояния, как правило, каждому знакомы. Это и самое частое проявление «надо бы, но не хочется» — когда рациональный разум подавляет чувства и инстинкты; или «хочется того, чего не надо бы» — когда чувства влекут человека на неразумные действия; или инстинктивные иррациональные страхи, от которых никак не получается избавиться; или многочисленные физиологические проявления «от нервов»; и многое другое. Самое частое проявление дисгармоничной психики — «заклинивание» и «застревание» на месте, как в басне «Лебедь, рак и щука». Результатом чего является тот самый «застой в жизни».

Человек — сложная система, и за сложность эту приходится расплачиваться! Но именно наше сложное устройство даёт нам возможность преодолеть раздробленность психики, а новый мощный «ум человека» способен понять описанную выше структуру и гармонизировать её. Хочешь быть счастливым? Согласуй своё мировоззрение с чувствами и докажи своим инстинктам, что оно ведёт к безопасности и изобилию.

Способы для этого уже есть и дорабатываются. Но о них я расскажу позже.

Почему считается, что невербальные сигналы достовернее слов? Почему мы часто загораемся какой-то идеей, но затухаем, когда дело доходит до ее реального выполнения? Почему мы зависаем в соцсетях, вместо того чтобы убираться в квартире? Ответить на эти и другие практические вопросы нам поможет теория. А если быть точнее – теория Пола Маклина (Paul D. MacLean), согласно которой у человека можно выделить не один, а три мозга . Также мы рассмотрим модель А.Р. Лурии , название которой в чем-то созвучно модели Маклина: система трех функциональных блоков мозга .

Обращаем внимание на то, что в этой статье все вопросы рассматриваются с точки зрения практической психологии . Строение мозга с точки зрения нейробиологии остается за рамками материала.

Три мозга Маклина

Согласно теории Маклина, наш мозг можно разделить на три составляющие, или на три слоя , возникновение которых связано с эволюцией.

Практические выводы из модели Маклина

Знание теории трех систем мозга позволяет ответить на все вопросы, обозначенные во вступлении к статье. Здесь мы приведем ответы в общем виде, а с конкретными примерами, методами и способами вы сможете ознакомиться в соответствующих статьях нашего сайта. Главное, что выводы из этой теории позволят вам понять, с чем связано то или иное явление и как с ним можно бороться.

Три системы мозга: вербальная vs невербальная коммуникация

Например, почему говорят, что невербальные сигналы достовернее слов? Потому что за невербальные сигналы отвечает лимбический мозг , а за слова – неокортекс. Как мы говорили выше, неокортекс поддается нашему контролю, тогда как лимбический мозг – практически нет. Поэтому если на словах человек отвечает положительно, а его жесты выдают отрицательный ответ, это весомый повод усомниться в правдивости речи.

Умение считывать жесты других людей – безусловно полезный навык, который может дать много полезной информации. Однако в любом хорошем издании, посвященном этой теме, вам обязательно напишут: не ставьте на человека ярлыки прежде, чем выясните все обстоятельства . Например, считается, что если человек притрагивается к носу, значит, он врет. В некоторых случаях это так, но возможны и другие варианты. Скажем, 15 минут назад у этого человека внезапно пошла кровь из носа, и теперь он инстинктивно проверяет, все ли в порядке.

Противостояние лимбического мозга и неокортекса

Что касается прокрастинации , боязни нового, а также энтузиазма в теории и ничегонеделания на практике, то эти, как и другие подобные ситуации, объединяет противостояние неокортекса и лимбического мозга . Напомним, что последний не любит изменений, стремится оградить нас от эмоциональных травм и предпочитает сиюминутные удовольствия. Поэтому мы часто прокрастинируем задачи, которые в прошлом уже приводили к неудачам (лимбический мозг защищает нас от неприятных эмоций). Из-за него же порой нам так тяжело дается выход из зоны комфорта : никто не знает,
что может там ожидать, и лимбический мозг заранее настраивает нас против такого шага и против изменений (даже положительных).

С противоречием между этими двумя частями мозга связан и тот факт, что мы часто даем себе обещания, а потом не выполняем их . Дело в том, что обещания, цели и планы – прерогатива неокортекса. Но все это ведет к изменениям и/или откладывает сиюминутное получение удовольствия, что вызывает протест со стороны лимбической системы мозга. Вот вам что больше хочется: смотреть сериальчик или убираться? Кушать скучную полезную еду или лакомиться пиццей и шоколадным тортиком? Лимбический мозг бастует, и большинство из нас так или иначе поддается на его провокации. Поэтому мы зависаем в Сети с чипсами вприкуску, вместо того чтобы заняться уборкой и придерживаться диеты.

С другой стороны, неокортекс способен вдохновить нас, заразить энтузиазмом , чтобы мы начали что-то делать, и это ощущение распространяется и на эмоциональный мозг. Но, когда энтузиазм и вдохновение уходят, лимбическая система вспоминает о том, что пора бы расслабиться, и нас снова тянет к сиюминутным удовольствиям. Вот почем наше бодренькое начало скатывается все к тем же прокрастинации и ничегонеделанию.

Учитывая, что лимбический мозг отвечает за эмоции, а новая кора – за логику, противостояние этих двух систем прослеживается и в ситуациях, когда «умом человек понимает, что к чему, а сердцем чувствует по-другому». Только в таком контексте это должно звучать: «Неокортексом понимаю, но лимбическая система заставляет меня думать другому».

Какой вывод можно сделать?

Впрочем, все описанное выше еще не значит, что единственное, что нам остается – идти на поводу у лимбического мозга. Просто, чтобы добиться большего успеха за более короткое время, стоит учесть данное противоречие. Одна из самых частых рекомендаций – по возможности успокоить лимбический мозг, не вгонять его в панику .
Например, именно из-за его протестов у многих из нас не получается начать новую жизнь с понедельника или с 1 января. Резкие изменения (и страх неудачи) совершенно не нравятся лимбическому мозгу, и далеко не всем хватает силы воли противостоять его искушениям.

Поэтому часто эффективнее выходить из зоны комфорта постепенно и также постепенно бороться с прокрастинацией (если, конечно, у вас есть для этого соответствующие возможности). Небольшие шаги не вызовут столь яркого протеста лимбической системы. Кроме того, незначительные изменения, как правило, предполагают, что вы ставите перед собой такие цели, которых можно достичь в краткосрочной перспективе (например, «Учить каждый день по 10 новых иностранных слов»). Если вы их достигнете, это станет отличной мотивацией к тому, чтобы дальше двигаться в выбранном направлении. В то время как долгосрочные цели («Выучить иностранный язык») не дадут быстрых результатов, а значит, не станут мотиватором для лимбического мозга, ведь он хочет положительных эмоций здесь и сейчас, а не когда-то там в будущем.

Рептильный мозг: притуплен, но не забыт

Обратимся и к рептильному мозгу. В современном мире он охраняет нас, но активен далеко не в полной мере. Его бОльшая активность была необходима тогда, когда человек выживал в суровой природе. Сейчас он нам тоже, безусловно, нужен, но на него сваливается не так много работы, как раньше. Между тем иногда слишком активная его работа приводит к психологическим проблемам . Скажем, порой именно ему обязаны сильным страхам, всепоглощающей ярости и другим предельно ярким, но не всегда продуктивным чувствам.

Из-за схожести названий кто-то может предположить, что модель трех функциональных блоков по Лурии и система «Три мозга» по Маклину также схожи. У них действительно есть точки пересечения, однако в целом Лурия и Маклин подходили к мозгу с разных позиций, поэтому и концепции у них различны.

Так, основатель советской нейропсихологии Александр Романович Лурия и его коллеги
выделили три функциональных блока мозга, исходя из того, как в нем проистекают высшие психические функции : что при этом происходит, какие отделы мозга задействованы и за что конкретно они ответственны. Именно поэтому специалисты говорят, что данная модель представляет собой концепцию мозга как материального субстрата психики . Система из трех функциональных блоков показывает, почему пациенты с теми или иными поражениями могут с легкостью выполнять одни задачи, но испытывают затруднения при выполнении других.

Предлагаем в общих чертах рассмотреть модель А. Р. Лурии, чтобы понять, чем эта система отличается от модели «Три мозга» по Маклину и как у нас в голове осуществляются высшие психические функции.

Мозг как система из трех функциональных блоков


Подытоживая описанное выше, представим краткое описание системы трех функциональных блоков мозга по А. Р. Лурии:

  • первый блок – обеспечение условий для психической деятельности;
  • второй блок – получение и анализ «входящей» информации (в значительной степени от органов чувств);
  • третий блок – собственно психическая деятельность.


Человек всю жизнь стремится преодолеть хаотическую сущность природы: «вписать» ее в существующие рамки, подчинить правилам. Один из наглядных примеров – бескрайние поля, которые, если смотреть на них с высоты птичьего полета, напоминают не то полосатый махровый халат, не то красочную иллюстрацию из учебника по геометрии. Особую любовь к таким ландшафтам питает Алекс МакЛин (Alex MacLean) – один из популярнейших аэрофотографов в мире.


Алекс МакЛин «болеет» небо с далекого 1975 года, когда впервые поднялся над землей на своем четырехместном самолете Cessna 182. С тех пор страсть к полетам не утихает, в небе фотограф провел уже более 6000 часов, не выпуская из рук камеру. МакЛин – архитектор по образованию, возможно, поэтому ему так импонируют ровные линии на разноцветных полях или же причудливые узоры на безлюдных равнинах.


Фотограф с воодушевлением рассказывает о каждом из полетов, признаваясь, что в кабине самолета можно даже почувствовать аромат цветов. МакЛин сейчас проживает в городе Линкольн (штат Массачусетс), он ежедневно совершает по несколько вылетов, каждый из которых может длиться по два-три часа. Иногда он выбирается и на дальние расстояния, проводя за штурвалом по шесть-восемь часов. Правда, дальние перелеты по стране Алексу не по душе: слишком подолгу приходится кружить над каждым понравившимся объектом.


Примечательно, что, помимо эстетического значения, фотографии Алекса нередко могут иметь и практическое применение: так, в объектив мастера нередко попадают местности, где чрезмерное загрязнение окружающей среды чревато экологическими бедствиями.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама