THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Судьбы многих крестьянских семей были похожи друг на друга. Из года в год жили они в одной и тоже деревне, выполняли одни и теже работы и повинности. Скромная сельская церковь не поражала ни своими размерами, ни архитектурой, но делала село центром всей округи. Еще младенцем, несколько дней от роду, каждый человек попадал под ее своды во время крестин и множество раз бывал здесь на протяжении жизни. Сюда же, отошедсшего в мир иной, привозили его перед тем, как предать земле. Церковь была почти единственным общественным зданием в округе. Священник же был, если не единственным, то одним из немногих грамотных людей. Как бы ни относились к нему прихожане, он был официальным духовным отцом, к которому Закон Божий обязывал всех приходить на исповедь.
Три главных события в жизни человеческой: рождение, бракосочетание и смерть. Вот так, на три части, и были разделены записи в церковных метрических книгах. В тот период времени во многих семьях дети появлялись на свет чуть ли не каждый год. Рождение ребенка воспринималось как воля господня, воспротивиться которой редко кому приходило в голову. Больше детей - больше работников в семье, а отсюда и больше достаток. Исходя из этого, предпочтительнее было появление мальчиков. Девочку растишь - растишь, а она в чужую семью уходит. Но и это, в конце концов, не беда: невесты из других дворов заменяли рабочие руки выданных на сторону дочерей. Поэтому-то рождение ребенка всегда было праздником в семье, поэтому-то и освещалось оно одним из главных христианских таинств - крещением. Родители несли крестить ребенка с крестным отцом и матерью. Батюшка, вместе с крестным отцом, читал молитву, после этого погружал младенца в купель, одевал крестик. Возвратившись домой, устраивали крестины - обед, на который собирали родню. Детей обычно крестили в день их рождения или в ближайшие три дня. Имя священник давал чаще всего, используя святцы в честь святого, в день которого родился младенец. Однако правило давать имена по святцам было не обязательным. Крестными обычно были крестьяне из своего прихода.

Женились и выходили замуж крестьяне в основном только в своей общине. Если в XVIII веке женили крестьян в 13-14 лет, то с середины XIX века законным возрастом для вступления в брак мужчины было 18 лет, а женщины - 16 лет. Ранние крестьянские браки помещиками поощрялись, так как это способствовало увеличению числа крестьянских душ и, соответственно, доходов помещиков. В крепостное время крестьянских девиц зачастую отдавали замуж без их согласия. После отмены крепостного права постепенно устанавливаются обычай выдавать замуж с согласия невесты. К малолетним женихам тоже применялись крутые меры. Если кто жениться не хотел, то батька оглоблей заставлял. Засидевшихся женихов и невест позорили.
В среде украинского крестьянства именно свадьба, а не венчание считалась юридической гарантией брака: обвенчанные пары 2–3 недели могли жить порознь, ожидая свадьбу. Предшествовал всему “каравай” – так называли в Украине и главный ритуальный свадебный хлеб, и сам обряд его приготовления, который чаще всего происходил в пятницу. В субботний вечер сельская молодежь прощалась с молодыми. На девич-вечере делалось свадебное дерево – “гильце”, “вильце”, “ризка”, “тройчатка”. Это густое цветущее дерево – символ молодости и красоты молодых, которым украшали хлеб или калач. Оно стояло на столе в течение всей свадьбы. Наступало воскресенье. С утра подружки одевали невесту к венцу: самая лучшая сорочка, вышитая юбка, намисто, красивый венок с лентами. Венчальную сорочку женщины берегли как реликвию до самой смерти. Венчальную мамину сорочку брал с собой сын, когда шел на войну. Жених также приезжал в вышитой сорочке (ее должна была вышить невеста). Молодые ехали венчаться в церковь. После этого приезжали во двор невесты, где их встречали хлебом-солью, обсыпали житом, и молодая приглашала гостей к столу. Свадьбе предшествовало сватовство. Существовал обычай: отправляющихся на сватанье людей для успеха дела хлестали прутьями или забрасывали женскими головными уборами, чтобы поскорей засватать девушку. Интересным было утро свадебного дня, когда невеста мылась. Ходила она в баню не одна. Когда невеста вымоется и как следует попарится, знахарка собирает носовым платком невестин пот и выжимает его в пузырек. Этот пот потом вливали в пиво жениху, чтобы связать молодых нерасторжимыми узами.
Крестьянские свадьбы обычно игрались осенью или зимой, когда заканчивались основные сельскохозяйственные работы. Нередкими из-за тяжелой крестьянской жизни и ранней смерти были повторные браки. Резко возрастало число повторных браков после эпидемий.
Смерть настигала человека в любое время года, но в холодные зимние месяцы работы ей заметно прибавлялось. Хоронили покойников до начала XIX века на церковном погосте. Однако, в связи с опасностью заражения инфекционными заболеваниями, особым указом кладбища было предписано устраивать за пределами населенных пунктов. К смерти люди готовились заблаговременно. Перед смертью старались вызвать священника для исповеди и причастия. После смерти покойника обмывали женщины, одевали в смеретную одежду. Мужики сколачивали гроб и копали могилу. При выносе тела начинались причитания плакольщиц. Ни о каком вскрытии и свидетельстве о смерти и речи не было. Все формальности ограничивались записью в метрической книге, где причина смерти указывалась местным священником со слов родственников умерсшего. Гроб с покойником везли в церковь на носилках-креслах. Церковный сторож, уже зная о покойнике, звонил в колокол. Через 40 дней после похорон справлялись поминки с обедом, на которые привозили попа для службы.

Ни рубленых изб, ни землянок в Полтавском уезде почти не строили, так что образцом местной избы следует признать мазанку. Она основывалась на нескольких дубовых сохах, закапываемых в землю. В сохи врубливались жерди, к ним привязывались солома или лоза или ветки вишни. Получившуюся избу замазывали глиной, убирая рещины и выравнивая стены, а через год покрывали специальной, белой глиной.

Хозяйка и ее дочки исправляли стены избы после каждого ливня и белили снаружи трижды в течение года: к троице, покровам, и когда избу обставляли на зиму от холода соломой. Дома были ограждены частично рвом с пышно разросшейся дерезой, ясенями или белой акацией, частично плетнем (тыном) у ворот, обычно одностворчатых, состоящих из нескольких продольных жердей. Около улицы строился скотный сарайчик (повитка). На дворе, обычно около хаты, строилась рубленная квадратная коморя с 3-4 засеками или закромами для хлеба. Также ни один двор не обходился без клуни, которая возвышалась обыкновенно поодаль от хаты за гумном (током). Высота входных дверей в хату обычно составляла 2 аршина 6 вершков, а внутренних дверей на 2 вершка выше. Ширина дверей всегда была стандартная - 5 четвертей 2 вершка. Запиралась дверь деревянным крючком и красилась какой-нибудь темной краской. К окнам хаты иногда приделывали ставни, окрашенные в красный или зеленый цвет.

Наружняя дверь вела в темные сени, где обыкновенно помещалась часть одежды, упряжь, утварь, плетеный ящик для хлеба. Здесь же стояла легкая лестница, ведущая на чердак. Сюда же выходил просторный вывод, проводящий дым из печки вверх через трубу на крышу. Против сеней устраивалось другое, теплое отделение, "хатына" - убежище стариков от пыли, женщин и детей. Большие избы включали в себя еще особую парадную комнату (светлицу). Крайний угол от дверей был весь занят печью, иногда составляющей четвертую часть маленькой хатки. Печь складывалась из сырца. Ее украшали клинчиками, кружками, крестиками и цветами, нарисованными синькой или обыкновенными охрами. Печь мазали одновременно с хатой перед праздниками. Между печью и так называемым холодным углом, вдоль стены клали несколько досок для ночлега семьи. Сверху прибивали полку для женских вещей: шиток, мычок, веретен и вешали жердь для одежды и пряжи. Сюда же вешалась колыбель. В холодном углу оставляли верхнюю одежду, подушки, постель. Таким образом, этот угол считался семейным. Следующий угол (кут), расположенный между двумя угловыми окнами и боковым окном, назывался покуттям. Он соответствовал красному углу у великороссов. Здесь на особых дощечках ставили иконы отца и матери, потом старшего сына, среднего и младшего. Их украшали бумажными или естественными засушенными цветами. Возле образов иногда ставили еще бутылки со святой водой, а за ними прятали деньги и документы. Здесь же стоял стол или скрыня (сундук). У стола вдоль стен стояли еще скамьи (лавки) и скамейки. В противоположном покутю, находился глухой угол, расположенный у глухого конца двери. Он имел только хозяйственное значение. Здесь помещалась посуда на полке, ложки и ножи. Узенькое пространство между дверями и печью называлось "кочерыжником", потому что было занято кочергами и лопатами.


Обычная пища у крестьян хлеб, который они сами пекли, борщ, который "найздоровшый, усему голова" и каша, чаще всего пшенная. Пища готовилась с утра и на целый день. Употребляли ее следующим образом: в 7-8 часов утра - завтрак, состоящий из капусты, коржей, кулиша или локшины с салом. В постный день сало заменялось маслом, служащим приправой к огурцам, капусте, картофелю, или молоком из конопляного семени, которым приправляли яичную кутю, отваренный ячмень, мятое пшено, или конопляным семенем с гречневыми лепешками.

За обед садились с 11 часов и позже, если задержит молотьба или другая работа. Обед состоял из борща с салом и каши с маслом, редко с молоком, а в постный день из борща с фасолью, свеклой, с маслом и каши, иногда отваренной фасоли и гороха, вареников с картофелем, коржей с горохом, помазанных медом.

На ужин довольствовались остатками от обеда, или ухой (юшкой) и галушками. Мясо курицы или цыпленка бывало в меню только по большим праздникам. К концу лета, когда созревали большинство овощей и фруктов, стол немного улучшался. Вместо каши часто варили тыкву, горох, фасоль, кукурузу. На полдник к хлебу добавляли огурцы, сливы, дыни, арбузы, лесные груши. С 1 сентября, когда дни становились короче, полдник отменялся. Из напитков пили в основном квас и узвар. Из спиртного - водку (горилку).
Одежда малороссов, предохраняя от климата, в тоже время подчеркивала, оттеняла, увеличивала красоту, особенно женскую. Заботы о наружности местной женщины выражались в следующих обыкновениях: на первый день светлого праздника женщины мылись водой, в которую клали окрашенное и обыкновенное яйцо, и растирали щеки этими яйцами для сохранения свежести лица. Для того, чтобы щеки были румяными, их терли различными красными вещами: поясом, плахтой, цветочной пылью ржи, перцем и другими. Брови иногда подводили сажей. По народным поверьям умываться можно было только по утрам. Только по субботам вечером и накануне больших праздников, девицы мыли голову и шею и волей-неволей омывали и лицо.

Смывали голову щелоком, свекольным квасом или горячей водой, в которую клали ветку освященной вербы и что-нибудь из душистых трав. Вымытую голову обычно расчесывали большой роговой гребенкой или гребнем. Расчесываясь, девицы заплетали волосы как в одну косу, в 3-6 прядей, так и в две меньшие косы. Изредка делали шиньоны, но при всякой прическе лоб девицы был открыт. Естественным украшением прически служили как полевые, так и сорванные из своего цветника цветы. Еще в косу вплетались разноцветные тонкие ленточки.

Главный головной убор женщины - очинка. Молодым женщинам до 30 лет считалось грехом не носить серег, поэтому уши девочек со второго года жизни прокалывали тонкими, острыми проволочными сережками, которые и оставляли в ухе до заживления ранки. Позже девочки носили медные серьги, по цене 3-5 копеек, девушки уже надевали серьги из польского и обыкновенного серебра, изредка золотые, по цене от 45 копеек до 3 рублей 50 копеек. Серег у девиц было немного: 1 - 2 пары. На шею девушки одевали разноцветное намисто до 25 нитей, более или менее низко опущенное на грудь. Также на шее обязательно носили крестик. Крестики были деревянные, ценой в 5 копеек; стеклянные, белые и цветные, от 1 копейки; медные в 3-5 копеек и серебряные (иногда эмалированные). К украшениям принадлежали и перстни.

Рубашку - главную часть белья называли сорочкой. На нее во все времена года одевали "керсетку", короткую, немного больше аршина одежду, черную, реже цветную, шерстяную или бумажную, открывающую всю шею и верх груди и плотно обхватывающую талию. Обувались женщины летом в башмаки на высоких каблуках (черевыки), из черной кожи, подкованные гвоздями или подковами, а зимой в черные сапоги. Мальчиков стригли гладко. Мыжчины среднего возраста стриглись "пид чуб, кружком", то есть кругло, ровно по всей голове, простригая больше на лбу, над бровями и сзади. Бород почти никто не брил, а только подстригли. Голову крестьянина защищала от холода барашковая шапка, крглая цилиндрическая или несколько суженная кверху. Шапка подбивалась черным, голубым или красным коленкором, иногда овчинным мехом. Общепринятый цвет шапки был черный, изредка серый. Летом также часто одевали картузы. Мужская сорочка отличалась от женской короткостью.

Вместе с сорочкой всегда одевали шаровары. Ношение штанов считалось признаком зрелости. Сверху рубашки носили серый шерстяной или бумажный материи жилет, однобортный, с узеньким стоячим воротничком, без выреза и с двумя карманами. Сверх жилета носили черную суконную или серую шерстяную чумарку, длинно до колен, однобортную, застегивающуюся на крючки, с талией. Чумарка была подбита ватой и служила верхней одеждой. Ее, как и другую верхнюю одежду подвязывали поясами. В большинстве своем мужская обувь заключалась только в одних сапогах (чоботях). Чоботы делались из юхты, иногда из тонкого ремня и "шкапыны" (лошадиной кожи), на деревянных шпильках. Подошва сапог была из толстого ремня, каблуки подбиты гвоздями или подковами. Цена сапог от 2 до 12 рублей. Кроме сапог еще носили черевики, вроде женских, "постолы" - кожаные лапти или обыкновенные лапти из липовой или вязовой коры.

Не миновала крестьянской доли и служба в армии. Вот такие поговорки бытовали про рекрутов и их жен. "В рекрутчину - что в могилу", "В нашей волости три болести: некрутство, подати да земщина", "Веселое горе - солдатская жизнь", "Воевал молодой, а под старость отпустили домой", "Солдат - горемыка, хуже лапотного лыка", "Солдатка ни вдова, ни мужняя жена", "Солдаткиным ребятам вся деревня отец". Срок службы рекрутом составлял 25 лет. Без документального подтверждения о смерти мужа-солдата женщина не могла выйти замуж во второй раз. В то же время солдатки продолжали жить в семьях мужа в полной зависимости от главы семьи. Очередность выделения рекрутов определялась волостным сходом домохозяев, на котором составлялся список призывников. 8 ноября 1868 года вышел манифест, по которому предписывалось выставить по 4 рекрута с 1000 душ. После военной реформы 1874 года срок службы был ограничен четырьмя годами. Теперь служить должны были все молодые люди, достигшие 21 года, годные к службе по состоянию здоровья. Однако законом предусматривались льготы по семейному положению.

Несколько непривычны для нас представления наших предков о комфорте и гигиене. Бань до 1920-ых годов не было. Их заменяли печи, гораздо более вместительные, чем современные. Из вытопленной печи выгребалась зола. Пол застилался соломой, залезали туда и парились веником. Голову мыли вне печи. Вместо мыла пользовались щелоком - отваром из золы. С нашей точки зрения крестьяне жили в ужасающей грязи. Генеральную чистку дома устраивали перед Пасхой: мыли и чистили не только полы и стены, но и всю посуду - закопченные горшки, ухваты, кочерги. Выбивались сенники-матрасы, набитые сеном или соломой, на которых спали, и от которых тоже было много пыли. Стирали пральниками подстилки и дерюги, которыми укрывались вместо одеял. В обычное время такой тщательности не проявляли. Хорошо, если в избе был деревянный пол, который можно было вымыть, а глинобитный - только подметали. Нужников не было. От дыма из печей, потившихся по-черному, стены покрывались сажей. Зимой в избах стояла пыль от костры и других отходов прядения. Зимой все страдали от холода. Дрова впрок, как сейчас, не заготавливали. Обычно привезут воз валежника из леса, сожгут его, потом едут за следующим возом. Грелись на печках и на лежанках. Двойных рам ни у кого не было, так что окошки покрывались толстым слоем льда. Все эти неудобства были для крестьян привычной повседневностью, об изменении которой и мысли не возникало.

Святцы - список святых православной церкви, составленный в порядке месяцев и дней года, в которые чевствуется святой. Святцы включаются в богослужебные книги. Отдельно изданные святцы называются месяцесловом.
При написании данной статьи использованы следующие материалы:
Милорадович В. Житье-бытье лубенского крестьянина // журнал "Киевская старина", 1902, №4, стр.110-135, №6, стр.392-434, №10, стр.62-91.
Алексеев В.П. Гранный дуб // Брянск, 1994, стр.92-123.

Период британской истории, известный как георгианская эпоха (1714—1830) своим названием обязан четырем монархам-Георгам. Также он включает в себя 9-летний период правления принца-регента Георга IV. Эта эпоха ознаменована значимыми социальными, политическими и экономическими изменениями в Британии, подъемом литературы и искусств. Империя процветала и расширялась, но битва за американские колонии уже была проиграна. Однако жизнь была жестока в то время.

Еще недавно главной фобией множества людей были посещения дантиста, и это в конце 20 века! Представить, на что был похож визит к дантисту в 18 веке - задача не для слабонервных.
Сахар предназначался для богатых, лечение зубов тоже было доступно, в основном, обеспеченным людям. Старость означала черные и гнилые зубы. Задолго до появления болеутоляющих средств применяли крепкий алкоголь. Кроме собственно дантистов, зубы рвали также цирюльники. Процедура лечения была мучительной, и это ещё мягко сказано, но у пациентов не было выбора и приходилось стойко терпеть боль.
Так что в следующий раз, когда вы испытаете панику по поводу посещения стоматолога, просто будьте благодарны, что не живете в 18-м веке.

В 18-м веке, с началом промышленной революции, Великобритания имела все шансы стать сверхдержавой. Но Средневековье было ещё где-то рядом: в деревнях жили в ветхих, сырых домах, питаясь только хлебом, горохом и репой. В бедных семьях была высокая детская смертность - многие дети умирали, не дожив до пяти лет. Кое-где в деревнях имелись школы, но в самых бедных семьях дети оставались работниками, без помощи которых семьи не могли прокормиться.
В растущих промышленных городах люди ютились в домах с мрачными и зловонными дворами; на 50 человек приходился один колодец. Многие горожане вынуждены были жить в подвалах, часто имелась одна кровать на всех членов семьи, эпидемии и болезни выкашивали целые кварталы.
На самом деле, все было настолько плохо, что даже питьевая вода часто бывала загрязнена, смещавшись с мусором и сточными водами. Кладбища переполнялись, незахороненные мертвецы никого не удивляли.

<

Бедных и богатых разделяла пропасть, хотя многие ремесленники и торговцы преуспевали.
Бедные обнищали ещё больше, богатые приумножили свои состояния - разрыв между сословиями казался колоссальным.
Так называемый «Закон о бедных 1834 года», в соответствии с которым предполагалось помогать нищим, в реальности стал способом принудительно поместить в работные дома всех, кто обратился за помощью - то есть неимущих и бесправных.
Условия содержания в работных домах мало отличались от тюремного. Рассказы об ужасах работных домов попали во многие литературные произведения. Бедные направлялись на работу, им давали самую простую еду и жилье в качестве вознаграждения за труд. Тем не менее, многим эти жуткие дома спасли жизни, обеспечив кров и пищу, и предоставив элементарную медицинскую помощь.
Вообще, историю английского законодательства о бедных можно проследить ещё с 1536 г., когда были введены первые акты для борьбы бродягами и попрошайками. Закон о бедных, принятый в 1834, существенно изменил старую систему законов о бедных, введя вместо прежней хаотичной системы управления новую, централизованную, с упором на создание больших работных домов. Система законов о бедных существовала вплоть до появления современного «государства всеобщего благоденствия» (welfare state) после Второй Мировой войны.

Мыться в горячей воде - невероятная роскошь, мало кто мог её себе позволить. В домах для рабочего класса, построенных до 1910-х годов, ванные вообще не были предусмотрены, как и подача горячей и холодной воды. А в аристократических кругах к водопроводу и горячей воде чуть ли не до середины XX века относились с подозрением.
Девицы, которых в 1890-х отсылали из Америки в Англию на поиски мужей-аристократов, при виде примитивных холодных ванных в английских загородных особняках приходили в ужас. Так что история ванной - такой привычной сегодня - гораздо короче, чем могло бы показаться: это не столетия, а всего лишь десятилетия.
Ванная комната, смежная со спальней, стала входить в обиход в британских домах лишь в 1980-х! А георгианская эпоха благоухала потом и смрадом: дезодоранты появятся ещё нескоро, после 1880-х. Часто мыться никто не стремился, раз в неделю - это максимум, ведь приходилось прилагать недюжинные усилия, чтобы натаскать и согреть воду. Мужчины поливали себя едкими парфюмами и пахли убийственной смесью пота и духов.

К нашему ужасу и сожалению, кровососущие насекомые всегда были и будут где-то рядом с человеком. Сейчас их, конечно, не так много в наших домах, как 100 лет назад, но поверьте, они есть. Антисанитарные условия жизни способствовали повсеместному распространению клопов, блох и вшей. Хотя, в основном, это было связано с бедными кварталами, но и богатые были заражены, их прекрасные замки и дома являлись идеальной средой для насекомых. Как же они от них избавиться? В 18-м веке насекомых выжигали порохом, позже — протирали низ кроватей керосином. Самым невероятным было средство, общепринятое тогда от вшей: ртуть! Он её принимали в пищу, втирали в кожу...и умирали. Но сначала ртуть и вправду убивала вшей.

Жизнь в 18-м веке была трудна и без доброго глотка горячительного мало кто обходился. Джин появился в качестве лекарства от подагры и расстройства желудка, и свободно продавался в аптеках. Будучи очень крепкой и забористой, «дьявольская вода» стала чрезвычайно популярной. Дополнительный бонус содержался в ее крайне невысокой стоимости, джин продавался на каждом шагу и был доступен всем слоям общества. Он стал напитком номер один, и его продажи превышали 10 миллионов галлонов в одном только Лондоне. Пьянство процветало и провоцировало плебс на беззакония.
Воспользовавшись низкой ценой напитка, владельцы фабрик начали использовать джин в качестве средства оплаты, и вместо того, чтобы выдавать еженедельную заработную плату деньгами, платили алкоголем. Джин быстро приобретает славу «напитка бедняков».
По мере роста своей популярности, джин терял имидж безвредного лекарства - теперь врачи утверждали, что «дьявольская вода» наделяет мужчин импотенцией, а женщин бесплодием.
На знаменитой гравюре Уильяма Хогарта «Джин-Лэйн» («Переулок джина») 1751 года, художник показал ужасные последствия, ожидающие тех, кто злоупотребляет дешевым джином (и противопоставил их процветанию и благополучию тех, кто отдает предпочтение английскому пиву на «Пивной улице»).
Кстати, в зале заседаний Палаты общин британского парламента запрещено употребление алкоголя как депутатам, так и гостям. Единственное исключение сделано для канцлера казначейства Великобритании - он может выпивать во время ежегодного выступления перед депутатами с проектом бюджета на следующий год.

Внезапное всеобщее помешательство на моде и красоте вызвало в культуре 18-м века необходимость следовать определенным тенденциям. Новые веяния оказались гораздо опаснее, чем можно себе представить. Румяна и пудра вошли в привычный ежедневный обиход каждой женщины (конечно - богатой женщины), и рост отравления свинцом внезапно стал чрезвычайным.
Известный как «Эпоха Просвещения», 18 век заставил мужчин и женщин века принимать различные новшества, иногда заморские, и они часто плохо понимали, что именно получают.
Раскрашивая свои лица красными и белыми красками, содержащими смертоносный свинец, несчастные не понимали, от чего же их глаза слезятся, зубы гниют, а кожа чернеет. С облысением тоже боролись, натирая голову средствами с огромным количеством свинца, и смерть от заражения свинцом были частым явлением.
Да, буквально - гибли за красоту!

На протяжении 18-го века насилие в семье было широко распространено. Мужьям юридически разрешалось бить своих жен, этот акт насилия был признан необходимой мерой для «исправления» их поведения. Но не волнуйтесь, побои были разрешены только «в умеренных количествах», и только если жены действительно «шалят». Фактически же не имея каких-либо прав, женщины были вынуждены просто смириться с таким положением вещей, тогда как мужчины вели себя как хотели.
На самом деле, мужчины не только били своих жен, но и продавали их. Это была обычная история в 18 веке.
К примеру, Томас Харди изобразил этот дикий обычай в своем романе «Мэр Кэстербриджа»: там главный герой продаёт свою жену, и потом этот поступок не даёт ему покоя всю жизнь, а в конечном счёте приводит к его смерти.
Вообще, продажа жены была единственным способом прекращения неудачного брака, и имела место «по взаимному согласию». Обычай начал формироваться в конце XVII века, когда развестись было практически невозможно (только богатые аристократы могли себе позволить этот долгий и дорогой процесс).
Приведя жену за поводок на шее, руке или талии, муж устраивал публичный аукцион и отдавал жену тому, кто предложит за неё наивысшую цену.
Известны случаи, когда местные уполномоченные по Закону о бедных заставляли мужчин отказываться от содержания семьи на территории работного дома и продавать своих жён. Продажа жён сохранялась в той или иной форме до начала XX века!
Некая женщина, давшая показания в полицейском суде Лидса в 1913 году, заявляла, что была продана одному из коллег мужа за фунт стерлингов. Это одно из последних сообщений о случаях продажи жен в Англии.

Дома в тот период времени дурно пахли естественными выделениями человека. Канализации не было, и большинство облегчались в горшок, содержимое которого выливалась прямо за окно. Хотя унитаз со смывной системой и был изобретен в 1596 году, но идея странным образом не прижилась. Очевидно, что все отдавали предпочтение обычному горшку. Тем не менее, в 1775 году эта идея возродилась, на этот раз с лучшим дизайном. Предназначенный для самых богатых и знаменитых, туалет со смывом стал предметом роскоши и гордости. Гораздо более утонченный, чем ночной горшок, он стал для богатых внезапным ключом к комфорту и неприкосновенности частной жизни. Тем не менее, для бедных слоев населения, ничего не изменилось - горшок был в фаворе ещё долгие годы.
И ещё полстолетия спустя, путешествуя по улицам Лондона, нужно успеть ловко увернуться от испражнений и нечистот, которые могли быть выплеснуты через любое окно прямо вам на голову.
В Эдинбурге существовал обычай: перед опорожнением горшка служанка кричала в темноту: «Берегись воды!» «Придержи руки!» – вторил ей прохожий и поскорей убегал.
А Джонатан Свифт наставлял свою служанку так: «Никогда не опустошай ночные горшки, пока они достаточно не наполнятся. Если это случилось ночью, вытряхни их на улицу, если утром – то в сад, иначе ты замучаешься бегать с чердака или верхнего этажа вниз и обратно, и никогда не мой горшок никакой другой жидкостью, кроме той, что уже в ней находится, ведь какая уважающая себя девушка станет плескаться в чужой моче?»

Все больше и больше людей приходили в города и начинали работать на заводах, получая новую городскую жизнь и жестокие условия. Фабриканты и состоятельные хозяева были полны решимости получить столько денег, сколько возможно, независимо условий, в которых приходилось трудятся их рабочим - а условия иногда были шокирующими.

Обычная продолжительность рабочего дня составляла 16 часов, и эти смены без перерывов и без отдыха приносили грошовую заработную плату. Типичный заработок за неделю составлял около 1 фунта, женщины получали половину, а дети - ещё меньше. Да, дети тоже работали, в тех же жутких условиях. Но никто не роптал и не жаловался, потому что другой работы было не найти, а уволить могли моментально и без предупреждения.

Золотой век пиратства пришелся на начало 1700-х годов, и пиратство повлекло целый ряд мифов и легенд, романтика которых до сих пор очаровывает многих.
Когда моряки из Европы были освобождены от своих обязанностей после войны за испанское наследство, моря внезапно наполнился обученными и безработными мореплавателями, которые искали денег и приключений. Большинство из них объединились и обратились к пиратству.
Работорговля шла через Атлантический океан, через морские пути, изобилующие богатством со всего земного шара, где встречались большие лодки, часто огромные и дорогие. В 18 веке появились всемирно известные пираты - кумиры мальчишек Альбиона.
Угасая ближе к началу викторианской эпохи, пиратство осталось в прошлом. Тем не менее, с недавних пор они снова начали появляться, и в 21 веке им не хватает только былой романтики, деревянной ноги и попугая на плечо.

Хирурги долго не признавались врачами, официальная медицина упорно сопротивлялась признанию равноправия хирургов, в университеты они не допускались. Хирургия Западной Европы не знала научных методов обезболивания до середины XIX в., и все операции в средние века причиняли жесточайшие мучения пациентам. Также не имелось верных представлений о раневой инфекции и методах обеззараживания ран, и 90% операций в средневековой Европе заканчивалось гибелью больного в результате сепсиса.

По мнению Джона Хантера, который сегодня считается отцом современной хирургии, уже имелось много неплохих больниц и в целом георгианская медицина была на подъеме. Тем не менее, различные заболевания, которые привозили легионеры и путешественники в Британию из-за рубежа, медицина, к сожалению, не могла побороть должным образом. Особенно когда дело доходило до лечения новых и экзотических болезней. Многие виды врачевания ещё оставались варварскими. Способы ампутации, например, говорят о 18-м веке как о не таком уж прогрессивном периоде, как некоторые хотели бы верить.

В XVIII веке повысилась эффективность расследования преступлений, а в 1750 году создана профессиональная полиция - Bow Street Runnerss. Наказания за преступления были довольно суровыми, и смертная казнь присуждалась даже за самые незначительные проступки. В Лондоне были распространены публичные повешения, которые пользовались огромной популярностью и собирали толпы народа.

Пойманый с поличным преступник немедленно привлекался к ответственности. При отсутствии всякого расследования, наказанием часто оказывалась смерть, в 1799 году в Лондоне было 200 смертных приговоров! Казни проходили и на городских площадях, и в Тауэре, старинной лондонской тюрьме.

В 1747 году на Тауэрском холме произошло последнее обезглавливание. А последней жертвой, казненной в стенах крепости, стал Йозеф Якобс, обвиненный в шпионаже и расстрелянный в августе 1941 года. Последними заключёнными Тауэра стали гангстеры, близнецы Крэй в 1952 году. Сейчас Тауэр - один из самых колоритных музеев Лондона.

После мрачного Средневековья, подавлявшего сексуальность в любом виде, 18 век явил Англии своего рода сексуальную революцию. Поворот в общественном сознании заключался в том, что сам акт любви стал более распространенным и менее осуждаемым занятием, причем речь шла не только о супружеских парах, но и о не состоящих в браке.
Тем не менее, это все ещё не было ложе из лепестков роз, а принимая во внимание чрезвычайное распространение проституции, особенно в крупных городах, венерические заболевания стали настоящим проклятием эпохи - болели буквально все.
Женщины по-прежнему рассматривались как граждане второго сорта, и каждый мужчина мог настоять на сексе с любой незнатной женщиной без особенных последствий для себя.
Если мы вспомним о серьезных проблемах с личной гигиеной, то вообще становится удивительно, что население Британии в тот период не вымерло из-за повсеместной антисанитарии, которая царила в каждой спальне Королевства- и господской, и прислуги.

Англия имела дурную репутацию, когда речь заходила о деликатесах. Сегодня в это сложно поверить, но традиционная кухня Британии 18 века - крайне неаппетитная штука. Огромные куски некачественного, плохо прожаренного мяса составляли основной рацион состоятельной публики. Беднота питалась требухой и отбросами с барского стола. От супов и салатов до выпечки и рыбы, стандарт георгианской пищи был предельно прост.
Если вас заинтересовал быт и нравы георгианской и викторианской Англии, не поленитесь, отыщите книгу Эммы Донахью «Падшая женщина». Действие романа происходит в Лондоне в середине 18 века. Через призму рассказа о драматической судьбе одной из лондонских бедных женщин, Донахью дает полный и исторически точный срез эпохи, во всех её жестоких подробностях.

В XVIII в. большие перемены произошли не только в государственных делах и художественной культуре, но и повседневной жизни русских людей, прежде всего привилегированного сословия — дворянства. На сегодняшнем занятии вы узнаете о жилище, одежде, питании и досуге основных слоев русского общества.

Тема: Россия в XVII -XVIII вв.

Урок: Повседневный быт в XVIII веке

В жилищном строительстве XVIII в. наиболее наглядно проявляются сословные различия. Парадные дворцы российских императоров в конце века не имели ничего общего не только с царскими хоромами XVII в., но и со скромными жилищами петровской эпохи. Для освещения лишь одного из них в праздничные дни требовалось не менее 20 тыс. свечей и 150 тыс. лампад. Построенные в стиле барокко, они были богато украшены лепными узорами, стенными росписями, зеркалами, картинами, позолотой, коврами, оружием. Жилища простого городского населения и крестьян по-прежнему строились из дерева. При возникновении в городе даже небольшого очага пожара возникала угроза выгорания целых кварталов и даже городов. Впервые в XVIII в. появилась нумерация домов на улицах (раньше она не была порядковой и рядом с домом № 24 мог быть дом № 3265). Сами городские дома строились теперь иначе. Если раньше в центре дома была печь, вокруг которой размещались жилые помещения, то теперь центральное место занимал коридор, в который выходило большинство комнат. Все чаще даже в небогатых городских домах в окна были вставлены стекла, а не слюда, как прежде. Крестьянские же дома и строились, и содержались по-старому.

Рис. 1. Помещичья усадьба XVIII в. ()

ХVIII в. ознаменовался переворотом в одежде дворянства. Изучение петровского законодательства позволило сделать выводы, с одной стороны, о широте начатых преобразований, с другой — об осторожности и корректности в проведении «костюмной» реформы. Национальная корректировка европейских стандартов одежды выражалась в использовании преимущественно сукна, мехов, яркой палитры костюмов. В период правления Елизаветы Петровны окончательно утвердились модные французские стандарты. Екатерина II пыталась наряду с французскими модами ввести английские веяния, причем и то, и другое соотносила с национальными традициями. Дворяне носили тонкие рубашки с кружевами, галстуками и бантами, короткие и узкие камзолы. Сверху надевали кафтаны из бархата или плотного шелка. Рукава были украшены золотым шитьем и жемчугом. Самой модной обувью были туфли с квадратными носами на невысоком каблуке. Их пряжки украшались даже бриллиантами. Обязательными предметами туалета были аксессуары: перчатки, часы, трости, напудренные парики. Непременным атрибутом дамского наряда был корсет, затягивали его изо всех сил, чтобы талия казались совсем тоненькой. Юбки носили пышные, на кринолинах (каркасы). Шили платья из дорогих тканей. В свете считалось неприличным появляться несколько раз в одном и том же наряде. Светские дамы носили драгоценности. Мелкопоместным дворянам и бедным чиновникам такая роскошь была недоступна. Однако они тоже стремились следовать моде хотя бы в фасонах одежды. Крестьяне продолжали носить все те же овчинные тулупы, армяки, зипуны.

Питание основной части населения России XVIII в. оставалось традиционным. У богатого и среднего городского населения на столе появились новшества: сосиски и сардельки, зразы, салаты, колбасы, котлеты. Был нарушен главный принцип допетровской «раздельной» системы питания. Если раньше тушку птицы или поросенка зажаривали целиком на вертеле, то теперь мясо резали кусочками, для чего впервые стали использовать плиты и сковороды. У аристократов популярностью пользовалась западная кулинария. Повар-француз Оливье изобрел рецепт самого известного и сегодня салата. Следование западной моде в еде привело к тому, что обычные русские блюда дворяне употребляли дома. С официальных приемов и обедов исчезли щи и похлебки. Вместо них подавали бульоны и супы. Русские пироги заменены слоеными пирожками на французский манер.

Дворяне участвовали в балах, маскарадах, званых обедах. При этом они считали себя очень загруженными. На балах было принято танцевать. Модным было посещение театра. В 1756 г. в Санкт-Петербурге создан театр — Русский императорский драматический театр. Театр прочно вошел в быт москвичей. В каждом номере «Московских ведомостей» печатаются театральные объявления. 30 декабря 1780 г. открыт Петровский театр (по названию улицы). Одним из самых популярных занятий в высшем свете считалось коллекционирование картин, скульптур, табакерок, драгоценностей, тростей и т. д. Горожане принимали участие в праздниках аристократов. В дни коронаций угощали пивом, пирогами, медовухой, устраивали фейерверки. Очень полюбились горожанам народные гулянья — новогодние, масленичные; работал цирк, карусель, балаганчики.

У крестьян свободного времени не было. В свободное от работы время они чаще всего занимались домашним хозяйством или ходили в церковь. В зимние праздники катались с гор; в сочельник — с Рождества до Крещения — колядовали, водили хороводы.

В быту, повседневной жизни россиян все более углубляются противоречия между высшим светом и бедными слоями общества.

Список литературы по теме "Повседневный быт в XVIII веке ":

1. История государства и народов России. XVI-XVIII вв. — М.: Дрофа, 2003

2. Краснобаев Б. И. Очерки русской культуры XVIII в. — М., 1987

3. Культура и быт России с древнейших времен до ХХ в. / Автор-составитель М. В. Короткова. — М.: Дрофа, 2009

4. Марков Б. В. Культура повседневности. Учеб. пособие / Б. В. Марков. — СПб.: Питер, 2008

5. Терещенко А. В. История культуры русского народа / А. В. Терещенко. — М.: Эксмо, 2007

3. Российский общеобразовательный портал ().

Домашнее задание

1. Какие изменения произошли в строительстве дворцов и усадеб для аристократов?

2. Что нового появилось в одежде вельмож?

3. Какие изменения произошли в еде россиян, способах приготовления пищи?

4. Опишите досуг представителей высших слоев?

5. Почему изменения в быту XVIII в. в основном затронули только высшие слои общества?

XVIII век – это период настоящих контрастов. Быт как и образ жизни русского народа, полностью зависел от того какую нишу в обществе занимает человек.

В послепетровской России шикарные светские приемы и надменная роскошь жизни дворянства стояла рядом с голодным и тяжелым существованием крепостных крестьян. К огромному сожалению, это не вызывало никакого дискомфорта со стороны первых. И глубокие различия между жизнью высших и низших сословий, считалось как должное.

Быт дворян в XVIII веке

Престиж, высокое положение в обществе, зачастую подкрепленное материальным благополучием, позволяли русской аристократии вести праздный образ жизни. Общественное безделье – так можно охарактеризовать главное занятие дворянской знати.

Быт родословных семей, казалось, был привязан только к светским приемам. Дома, в которых жила аристократия, были просторными и богато украшенными. На их оформление уже начинает влиять западное веяние просветительского абсолютизма.

В каждом доме были библиотеки, наполнены книгами западных авторов. Гостиная представляла собой широкий зал, часто с камином. Но все старания знати обустроить для себя красивое жилище, заключалось не в желании достичь комфорта, а в первую очередь - не упасть лицом в грязь перед высшим светом, так как в домах очень часто проводились светские приемы и балы.

Однако праздность высшего общества принесла и свои положительные плоды – понятия чести, нравов и образованности, которые были культом дворянства, смогли значительно поднять культуру России. Начальное образование маленьким детям давали специально нанятые учителя- иностранцы.

Позже, по достижению 15-17 лет их отдавали в учебные заведения закрытого типа, где юношей обучали военной стратегии, а девушек – преимущественно правилам хорошего тона и основам семейной жизни.

Распределение семейных обязанностей было довольно размытым. У мужчин не было потребности зарабатывать деньги, так как зачастую на праздную жизнь хватало стабильных доходов от имущества, основной функцией женщины было скорее не воспитание детей, а поиск выгодной партии для них, который начинался фактически с младенчества ребенка.

Провинциальное дворянство

Представители провинциального дворянства чувствовали свою отсталость от столичных сородичей, поэтому строили свой быт так, чтобы во всем им соответствовать. Часто это представляло собой некую карикатуру на аристократию.

Дворянская усадьба часто представляла собой копию домов петербуржской знати. Однако здесь, рядом с красивыми и роскошными домами, находилось множество хозяйственных пристроек, где обитала живность. Основной доход семьи провинциальных дворян получали от налогообложения крепостных.

Их жизнь была беспросветной и лишенной любого культурного развития. Даже образованию своих детей он не придавали особого значения. Очень часто дети дворян заканчивали свой учебный процесс на стадии изучения основ арифметики грамматики.

Необразованность порождала полное невежество, и как результат – пренебрежение их столичной аристократией. Основным досугом мужчин была охота, женщины собирались вместе и вели разговоры о моде и императорском дворе, не имея достоверного представления ни о том, ни о другом.

Быт крестьян в XVIII веке

Шесть дней в неделю крепостные крестьяне вынуждены были работать на помещика. Отсутствие времени и денег определяло их простой быт. По воскресеньям и праздникам они были вынуждены работать на собственных земельных участках, чтобы хоть как- то обеспечить пищей свою семью, в которой зачастую было до 10 детей.

XVIII век в Европе - век разума и просвещения, век философов и буржуазных революций. Но если отвлечься от высоких материй на быт простых граждан, понимаешь, что возвышенного в нём было немного. В нашем обзоре 9 фактов из жизни в просвещённой Европе XVIII века, которые современного человека могут шокировать.

1. Личная гигиена



В 18-ом веке в Европе далеко не все могли позволить себе собственную ванную и горячую воду. Многие простолюдины считали, что замачивание своего тела в воде, особенно в горячей, приведет к тому, что в организм проникнут инфекции и болезни. Ванны были только в домах у очень состоятельных людей. Но и они принимали ванну в одежде. Эта привычка сохранилась до конца 19-го века.

2. Дезодорант



Косметическое средство, которое современные люди назвали бы дезодорантом, в современной Европе появилось только в 1880-х годах. Богатые люди, чтобы избавиться от запаха пота, обильно пользовались духами, но этот метод не всегда работал. Известно, что ещё в 9-ом веке некий Зирьяб пытался внедрить подмышечный дезодорант в мавританской Иберии (части Испании, Франции, Португалии и Гибралтара), но его идея не встретила поддержки.

3. Депиляция


Европейские женщины в 18-ом веке не уделяли никакого внимания волосам на теле вплоть до 1920-х годов. Наверное, это никого не раздражало.

4. Туалеты


Нередко в домах стоял устойчивый запах нечистот. Дело в том, что канализации и водопровода в европейских городах в 18-ом веке не было, и большинство людей справляли нужду прямо в комнате, а содержимое горшка выбрасывали за окно. И даже когда в быт вошли туалеты на открытом воздухе, в викторианскую эпоху горшки всё ещё использовались по ночам.

5. Туалетная бумага


Туалетная бумага появилась только в конце 1800-х годов, а до тех пор люди пользовались подручными средствами. Богатые могли позволить себе роскошь подтираться полосками ткани. Бедные же использовали старые тряпки, мох, листья.

6. Клопы


Клопы в 18-ом веке были настоящей напастью. Вероятно, этому способствовало несвежее постельное бельё. Правда, в викторианскую эпоху женщинам советовали не следить за чистотой своего ложа, а протирать низ кровати керосином, чтобы убить всех насекомых.

7. Грязные улицы


Улицы в крупных городах «благоухали» смесью навоза, человеческих фекалий и гниющей под этими субстанциями травы. Именно с тех времён пришла традиция, что джентльмен должен идти ближе к краю дороги. Это было просто необходимо для того, чтобы защитить свою даму от брызг проезжающих мимо экипажей.

8. Гигиена полости рта


Бедные люди пользовались зубочистками и протирали десна тканью. Для богатых итальянская компании Марвис начала делать зубную пасту еще в начале 1700-х годов.

9. Ртуть как средство гигиены


Ещё одна напасть 18-го века – вши. Избавлялись от них в то время весьма экстравагантным, по сегодняшним меркам, способом. В качестве средства спасения от вшей использовали ртуть. Этот жидкий металл ели и втирали в кожу. Правда, некоторые умирали быстрее, чем вши.

Впрочем, ртуть не единичный подобный пример. в том время казались людям самой обычной практикой.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама