Роман «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова – это произведение социально – психологической направленности, состоящее из пяти глав. Они являются отдельными повестями и расположены не сюжетно, а по фабуле. Этот прием позволяет автору наиболее полно изобразить психологический портрет главного героя – Григория Александровича Печорина, а читателю максимально объективно представить его характер.
О Печорине читатели получают представление из разных источников. В первой главе «Бэла» Печорин показан глазами – отставного штабс – капитана Максима Максимовича, его сослуживца. Далее автор – повествователь описывает внешность Печорина и дает её социальное и психологическое истолкование в повести «Максим Максимыч». В дневнике Печорина, куда входят «Тамань», «Княжна Мэри» и «Фаталист», герой проводит внутренний самоанализ. Но о некоторых особенностях его неординарной личности можно узнать только от других персонажей. Немалую роль играют и пейзажные образы.
На мой взгляд, есть несколько причин того, почему глава «Фаталист» является завершающей в произведении.
Во – первых, это обусловлено своеобразным «композиционным кольцом». Действие романа завершается в той же крепости на Кавказе, где и происходит действие повести «Бэла».
Во – вторых, Печорин на протяжении всего романа ищет сущность бытия и размышляет, с какой целью он существует в этом мире. В «Фаталисте» офицер Вулич утверждает, что все в жизни подчинено закону предопределения и в тот же день это подтверждается его гибелью. Она происходит не от намеренной попытки застрелиться, а от руки пьяного казака, случайно встретившегося ему, на пути домой. Под влиянием этого события Печорин приходит к выводу, что, возможно, существует предопределение, но вопреки божественной воле человек сам определяет, следовать ли этому закону или нет. По признанию Печорина, «вся жизнь его была цепью сплошных противоречий уму и сердцу», поэтому и в этой ситуации он самостоятельно назначает себе печальную участь - разрушать судьбы и счастье других людей.
Таким образом, Лермонтов «подобно врачу ставит диагноз больному веку», но «не указывает на способ излечения этой болезни». Он заставляет читателей задуматься над глубоким философским смыслом главы и оставляет их в этом состоянии…
Глава Фаталист является последней, завершающей частью романа. Действие начинается с жаркого спора, финал которого пари между Печориным и Вуличем. Тема предопределенность судьбы. Вулич в это верил, но Григорий был не согласен с ним. Он привык все отрицать, подвергать сомнению. Доказательства Вулича для него не существенны. Он должен убедиться во всем лично. Анализ главы «Фаталист» из романа «Герой нашего времени» раскроет позицию автора по отношению к Печорину и поможет понять, кем является Печорин, жертвой в сложившихся обстоятельствах или победителем.
Григорий предвидел его смерть и был удивлен, когда стреляя из заряженного пистолета, тот остается жив. Неужели ошибся? Как могло это произойти, ведь он четко видел на его лице печать смерти. Возвращался домой Печорин в глубоких раздумьях. Возле дома размышления были прерваны офицерами, возникшими внезапно и сообщившими новость о смерти Вулича. Вот оно, предопределение. Он знал, что Вулич не жилец и теперь убедился в своей правоте.
Решив испытать собственную судьбу, Печорин идет к дому убийцы, полагаясь на холодный расчет, храбрость и четкие последовательные действия, выручавшие его не раз в сложных ситуациях. Григорий моментально оценил ситуацию. Подметил малейшие нюансы дальнейшего развития событий. Увидев казака-убийцу, он отметил его нездоровый вид, сумасшествие во взгляде, панику при виде крови. Он безумец готовый умереть, но не сдаться в руки полиции. Тогда он решает в одиночку схватить убийцу. Прекрасная возможность сыграть в рулетку с судьбой.
Ему удалось схватить убийцу и остаться целым. Снова ему повезло. Он вновь остается жив. Так есть ли судьба или все зависит от человека. Вернувшись в крепость, он делится своими размышлениями с Максим Максимычем. Другой на его месте точно стал бы фаталистом, но только не Печорин. Поразмышляв на эту тему, Григорий приходи к окончательному выводу, что человек
«всегда идет смелее вперед, когда не знает, что его ожидает».
Данная глава размышления Печорина о себе и своих поступках. Его характер требует от него решительных поступков, борьбы, но восстать против действительности он не готов. В том обществе, к которому он принадлежит, нет ничего настоящего. Его борьба против него не имеет смысла и будущего. В этой схватке он растратил все душевные силы. Опустошенный морально он понимает, что сил для действительной жизни у него не осталось.
В своих записках Печорин признается:
«Зачем я жил? Для какой цели я родился? А верно, она существовала, и, верно, было мне назначенье высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные; но я не угадал этого назначенья. Я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел, тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений лучшей цвет жизни…».
Неприкаянный, бесцельно существующий, духовно опустошенный он стал лишним в этом обществе и в это время.
«Фаталист» завершает главное прозаическое произведение Лермонтова. Впрочем, это с небольшой натяжкой можно сказать и о жизни Печорина (или о событиях, которые освещены в романе). После случая с Вуличем их остается, по сути, только два: ссора с Максимом Максимычем (как следствие - передача журнала главного героя рассказчику) и сообщение о смерти Григория Александровича во время возвращения из Персии.
Таким образом, краткое содержание «Фаталиста», ввиду особой композиционной роли повести, должно рассматриваться более детально.
Опасный спор
Однажды две недели Печорину довелось проживать в казачьей станице. Так начинается повесть «Фаталист». На вечере у майора С. офицеры засиделись допоздна. Разговор зашел в метафизическую область и касался неразрешимого вопроса: правда ли, что человеческая судьба изначально уже предрешена? Многие присутствующие поддерживали эту точку зрения, но Печорин относился к этому скептически (о чем поспешил заявить). Тогда серб Вулич, образ которого окутан таинственностью, предлагает тут же решить этот спор, причем сразу на практике. И очень интересным образом. Вулич приставил к голове пистолет и попросил Печорина подкинуть червонный туз. Не успела карта лечь на стол, как авантюрист нажал на курок. Выстрел не прогремел. Однако затем Вулич нацелился на висящую фуражку, и на сей раз осечки не было.
«Нынче вы умрете...»
Продолжаем описывать краткое содержание «Фаталиста». Увиденное потрясло Печорина. Он, привыкший сомневаться во всем, презирающий фатум, на вопрос, верит ли теперь в предопределение, ответил положительно. Но серб радоваться победе в споре долго не смог. Еще до выстрела Григорий Александрович, заметив на лице Вулича неуловимый отпечаток приближающейся кончины, сделал ему мрачное пророчество. И осечка не повлияла на убежденность Печорина. Вулич, задетый словами главного героя (что весьма странно, ведь он несколько минут назад целился себе в голову), покидает собрание.
«Я люблю сомневаться во всем»
Краткое содержание «Фаталиста» подходит к концу. Возвращаясь домой, Печорин с усмешкой думает, как раньше люди верили, что в их мелких делах принимало участие небо. Однако довольно метафизики: Григорий едва ли не споткнулся о свинью, которую убил мертвый казак... В четыре часа утра Печорина разбудили офицеры со страшной вестью: Вулич погиб, его заколол тот самый пьяный казак. А сейчас убийца скрывается в пустой хате. Рассудив, что ничего страшнее смерти нет, а ее все равно не избежать, Печорин хитростью ловит преступника. С возвращением в крепость Григорий рассказывает историю старому знакомому Максиму Максимычу, но тот не понял всей парадоксальности произошедшего, он вообще был не склонен к метафизическим рассуждениям.
Почему роман заканчивается повестью «Фаталист»?
При анализе различий между композицией и сюжетом романа Лермонтова стало уже общим местом утверждение, что нарушение порядка повествования служит средством лучшего раскрытия главного героя. Что сначала характер Печорина подается с точки зрения наивного Максима Максимыча, потом повествователя (человека, несомненно, более проницательного) и самого Григория Александровича. В то же время завершающая часть романа на то и завершающая, что должна быть неким итогом, чертой, довершающей образ Печорина. Хотя, на первый взгляд, произошедшее с Вуличем (см. краткое содержание «Фаталиста») ничего принципиально нового в понимание главного героя не добавляет. Читатель уже познакомился с крайним индивидуализмом главного героя: позади остались страницы с Беллой, княжной Мери, Грушницким и т. д. Видимо, в последней главе писатель стремился раскрыть причину такого мировоззрения своего героя.
Философская проза Лермонтова
В завершающей части «Героя нашего времени» мы осознаем, что рефлексия Печорина куда глубже, нежели предполагалось ранее. Ведь, рассуждая о роли предопределения в жизни человека, Григорий затрагивает очень глобальные, бытийные вопросы. При этом Богу в традиционно-христианском понимании места в размышлениях Печорина нет - это доказала повесть «Фаталист». Герой нашего времени пытается найти ему замену, по сути, размышляя о смысле человеческой жизни. И находит его заключенным в самом человеке, в крайнем индивидуализме. Отсюда - постоянные со стороны Григория психологические эксперименты над судьбой остальных персонажей, позволяющие проверить, каких пределов достигает его влияние. По сути, от произведения Лермонтова остался лишь шаг до книг Толстого и Достоевского, философских трактатов Ницше.
Но необходимо заметить, что «Герой нашего времени» имеет черты и философского, и социально-психологического романов. Последнее проявляется в том, что состояние Печорина обозначается писателем как целая болезнь, поразившая его современников, как несладкий плод, порожденный сумрачно-неуверенной николаевской эпохой. Герцен однажды заметил, что вопросы бытия в их время становились все сложнее. Свое решение этих философских загадок пытался найти и Печорин.
Почему именно повесть "Фаталист" завершает роман "Герой нашего времени" М.Ю.Лермонтова?
Роман «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова - это произведение социально - психологической направленности, состоящее из пяти глав. Они являются отдельными повестями и расположены не сюжетно, а по фабуле. Этот прием позволяет автору наиболее полно изобразить психологический портрет главного героя - Григория Александровича Печорина, а читателю максимально объективно представить его характер.
О Печорине читатели получают представление из разных источников. В первой главе «Бэла» Печорин показан глазами - отставного штабс - капитана Максима Максимовича, его сослуживца. Далее автор - повествователь описывает внешность Печорина и дает её социальное и психологическое истолкование в повести «Максим Максимыч». В дневнике Печорина, куда входят «Тамань», «Княжна Мэри» и «Фаталист», герой проводит внутренний самоанализ. Но о некоторых особенностях его неординарной личности можно узнать только от других персонажей. Немалую роль играют и пейзажные образы.
На мой взгляд, есть несколько причин того, почему глава «Фаталист» является завершающей в произведении.
Во - первых, это обусловлено своеобразным «композиционным кольцом». Действие романа завершается в той же крепости на Кавказе, где и происходит действие повести «Бэла».
Во - вторых, Печорин на протяжении всего романа ищет сущность бытия и размышляет, с какой целью он существует в этом мире. В «Фаталисте» офицер Вулич утверждает, что все в жизни подчинено закону предопределения и в тот же день это подтверждается его гибелью. Она происходит не от намеренной попытки застрелиться, а от руки пьяного казака, случайно встретившегося ему, на пути домой. Под влиянием этого события Печорин приходит к выводу, что, возможно, существует предопределение, но вопреки божественной воле человек сам определяет, следовать ли этому закону или нет. По признанию Печорина, «вся жизнь его была цепью сплошных противоречий уму и сердцу», поэтому и в этой ситуации он самостоятельно назначает себе печальную участь - разрушать судьбы и счастье других людей.
Таким образом, Лермонтов «подобно врачу ставит диагноз больному веку», но «не указывает на способ излечения этой болезни». Он заставляет читателей задуматься над глубоким философским смыслом главы и оставляет их в этом состоянии…