THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Эссе на тему « Вопросы Фауста» по произведению «Фауст» Гёте. Какой я бог! Я знаю облик свой. Я червь слепой, Я пасынок природы…(Гёте. «Фауст».) Почти каждый человек рано или поздно неотвратимо задаёт себе вопросы: «Могу ли я тягаться с судьбой? Подвластны ли мне её улыбка и гнев? Что есть счастье и свобода? Обязательно ли утешать себя будущим райским счастьем, отказывая себе в бурях страстей здесь, на Земле? Так ли страшен Божий гнев? Есть ли вообще сила, следящая за каждым нашим шагом?». Задумываясь об этом, мы пытаемся ответить на поставленные вопросы по- разному. Если обратиться к художественной литературе, героев, мучимых подобными вопросами, найти будет нетрудно. Это Гамлет, и Мцыри. Давным - давно задумал я Взглянуть на дальние поля, Узнать, для воли иль тюрьмы На этот свет родимся мы. (М.Ю. Лермонтов «Мцыри»). Герой поэмы бросает вызов самому Богу. Быть иль не быть, Вот в чём вопрос. Смириться под ударами судьбы, Иль надо оказать сопротивленье И в смертной схватке с целым миром бед Покончить сними? (У.Шекспир «Гамлет»). Какие же вопросы бытия терзают Фауста? О чём задумался он. сидя в готической комнате со сводчатыми потолками? Он, учёный, стремящийся познать законы мироздания, «вселенной внутреннюю связь». Какое благородное занятие! Отчего же Фауст невесел? Назло своей хандре Ещё я в этой конуре… Героя волнует свой вопрос: постигаемы ли законы бытия простыми смертными? Он, многие науки изучивший, способен ли тягаться с богами?
Неслучайно Дух, пришедший на разговор с Фаустом, иронично называет того сверхчеловеком, потому что получает дерзкий ответ: Кто б ни был ты, я, Фауст, Не меньше значу! Фауст – очень смелый человек, его не страшат костры и распятия, грозящие людям пытливого ума. Однако насмешливые слова Духа ранят его глубоко. Решил я, что светлей, чем серафим, Сильней и полновластнее, чем гений, И уничтожен словом громовым. Необходимо доказать себе, что стремление к познанию сильнее страха! Фауст решается заглянуть за смертную черту. Мефистофель готов стать учителем и поводырём смельчака. Рухните своды Каменной кельи! С полной свободой Хлынь через щели Голубизна! Хоть герой колеблется, любопытство, стремление к невероятным эмоциям толкают его на сделку. Фаусту надоели проповеди о смирении души, однообразие жизни, мелкие страстишки людей. Его наполняют зовы плотских наслаждений. которые осуждаются. Он хочет познать в жизни всё. Я проклинаю мир явлений, Обманчивых, как слой румян. И обольщенье семьянина, Детей. Хозяйство и жену, И наши сны, наполовину Неисполнимые, кляну! Кляну терпение глупца. И Фауст продаёт душу лукавому, хотя в нём изначально живёт сомнение в том. что Мефистофель способен раскрыть перед ним все двери познания, страстей и наслаждений.
Словами Фауста Гёте говорит нам обо всех людских пороках, о власти денег, азарте карточных развлечений, о прелестях почёта и признания, о славе, о сладостях порочных любовных утех. КОТОРЫЕ БЫСТРО НАДОЕДАЮТ. В самом Фаусте живёт дух отрицания, достойный Мефистофеля. Тем не менее именно пороки - тот заветный плод, что так манит людей, и никогда их не насыщает… Он у меня пройдёт всю жизнь, все пытки, Всю грязь ничтожества, всю пустоту! Он будет пить - и вдоволь не напьётся, Он будет есть - и он не станет сыт…(Мефистофель о Фаусте). Мы смотрим вослед улетающему за лукавым Фаусту. Он выбрал свой путь познания, выбрал того, кто ответит на вопрос: « Я бог иль пасынок природы?» Но нет в душе успокоения. ибо путь, предстоящий герою, будет тяжёл.

Эстетические проблемы и смысл композиции драмы «Фауст».

Пролог на небе и сцена договора, создающие своего рода смысловую рамку не только первой, но и будущей второй части, появились в процессе работы над первой частью. В прологе Господь и Мефистофель спорят о предназначении человека и о границах человеч духа: М утверждает, что человек по природе зол и что его можно удовлетворить примитивными животными наслаждениями, Г же верит в безграничность исканий и смутных стремлений, которые, вопреки всем заблуждениям, выведут доброго человека на истинный путь. Ставкой в этом споре избран Фауст. Уже в этой сцене ясно выступает стилистич многоголосье, пронизывающее весь поэтич строй трагедии:высок библейск стиль(хор ангелов) чередуется с непринужденно разговорными, фамильяр речами Мефистофеля. Точно так же в первом монологе Фауста разговорн стих внезапно переходит в высокую патетику ямбич строк, а бытовые сцены, сниженные до грани непристойности, сменяютя глубоко лирич песнями Маргариты и философск раздумьями Фауста. Особ место в первой части занимают «Посвящение» и «Театральное вступление», которыми начинается трагедия. «Посв»-проникновенное лирич стих-е, в кот звучит и скорбное воспоминание о молодости и ушедших друзьях, и раздумье о судьбе будущего творения. В сознинии поэта сплавлены прошлое и настоящее, лично пережитое и созданный им худож мир. «Театрал вступ»-беседа Директора театра, Поэта и Комика о задачах театрал зрелища, миссии иск-ва и худож-ка, которую каждый толкует по-своему.В афористически сжатых стиха Г формулирует свои теоретич идеи об организующей и преобразующей роли иск-ва.Вторая часть трагедии пронизана символикой, аллегориями, мифологич образами и ассоциациями.Фантастич элемент резко усиливается и становится господствующим. «Малому миру» земных человеч отношений первой части приходит на смену «большой мир»:история(антич и средневек) и космический охват природы.Во второй ч снимается проблема эмпирич мотивированности. Во второй части каждый акт-самостоят пьеса. Во второй ч-классич драматургия:введение хора, за пределами действия-эпос.Вообще жанр-драма для чтения, сам автор обозначил-трагедия. 2 вальпургиевых ночи:средневековая и античная. Средневек вальпург ночь – соблазн, которому человек не может не поддаться(после того, как Гретхен убивает ребёнка, сам Ф убивает Валентина, брата Гр, и вынужден бежать). Антич вальп н-гармония(Сфинкс, Грифен-человек гармоничен с природой).«Ф»-отразил проблемы эпохи просвещения и надолго оплодотворил литературу и искусство послед времени.

Главная тема трагедии «Фауст» Гете - духовные поиски главного героя - вольнодумца и чернокнижника доктора Фауста, продавшего душу дьяволу за обретение вечной жизни в человеческом обличье. Цель этого страшного договора - воспарение над действительностью не только с помощью духовных подвигов, но и мирских добрых дел и ценных открытий для человечества.

История создания

Философская драма для чтения «Фауст» писалась автором в течение всей его творческой жизни. Она основана на наиболее известной версии легенды о докторе Фаусте. Идея написания - воплощение в образе доктора высших духовных порывов человеческой души. Первая часть была закончена в 1806 году, автор писал ее около 20-ти лет, первое издание состоялось в 1808 году, после этого она претерпела несколько авторских доработок при переизданиях. Вторая часть была написана Гете в преклонные годы, а издана приблизительно через год после его смерти.

Описание произведения

Открывают произведение три вступления:

  • Посвящение . Лирический текст, посвященный друзьям молодости, которые составляли круг общения автора во время его работы над поэмой.
  • Пролог в театре . Оживленный спор Директора театра, Комического актера и Поэта на тему значения искусства в обществе.
  • Пролог на небесах . После рассуждения о разуме, данном Господом людям, Мефистофель заключает с Богом пари о том, сможет ли доктор Фауст преодолеть все трудности пути применения своего разума исключительно на благо познания.

Часть первая

Доктор Фауст, понимая ограниченность человеческого разума в познании тайн мироздания, пытается покончить с собой, и только внезапные удары пасхального благовеста мешают ему осуществить этот замысел. Далее Фауст со своим учеником Вагнером приводят в дом черного пуделя, который превращается в Мефистофеля в образе странствующего студента. Злой дух поражает доктора своей силой и остротой ума и искушает благочестивого отшельника вновь изведать радости жизни. Благодаря заключенному договору с дьяволом Фауст вновь обретает молодость, силу и здоровье. Первым искушением Фауста становится его любовь к Маргарите - невинной девушке, впоследствии поплатившейся жизнью за свою любовь. В этой трагической истории Маргарита не единственная жертва - также случайно от передозировки снотворного зелья погибает ее мать, а брат Валентин, вступившийся за честь сестры, будет убит Фаустом на дуэли.

Часть вторая

Действие второй части переносит читателя в императорский дворец одного из античных государств. В пяти актах, пронизанных массой мистико-символических ассоциаций,сложным узором переплетаются миры Античности и Средневековья. Красной нитью проходит любовная линия Фауста и прекрасной Елены, героини древнегреческого эпоса. Фауст и Мефистофель путем различных уловок быстро становятся приближенными ко двору императора и предлагают ему довольно нестандартный выход из сложившегося финансового кризиса. Под конец своей земной жизни, практически незрячий Фауст предпринимает строительство плотины. Стук лопат злых духов, роющих ему могилу по приказу Мефистофеля, он воспринимает за активные строительные работы, переживая при этом мгновения величайшего счастья, связанного с великим делом, реализованным во благо своего народа. Именно в этом месте он просит остановить мгновение своей жизни, имея на это право по условиям контракта с дьяволом. Теперь ему предопределены адские муки, но Господь, оценив заслуги доктора перед человечеством, принимает иное решение и душа Фауста отправляется в рай.

Главные герои

Фауст

Это не просто типовой собирательный образ прогрессивного ученого - он символически представляет собой весь род людской. Его сложная судьба и жизненный путь не просто аллегорически отражаются во всем человечестве, они указывают на моральный аспект существования каждой личности - жизнь, труд и творчество на благо своего народа.

(На изображении Ф. Шаляпин в роли Мефистофеля )

Одновременно дух разрушения и сила противостоящая застою. Скептик, презирающий человеческую природу, уверенный в никчемности и слабости людей, не способных справиться со своими греховными страстями. Как личность, Мефистофель противостоит Фаусту неверием в добро и гуманистическую сущность человека. Он предстает в нескольких обличьях - то шутника и балагура, то слуги, то философа-интеллектуала.

Маргарита

Простая девушка, воплощение невинности и доброты. Скромность, открытость и душевная теплота притягивают к ней живой ум и мятущуюся душу Фауста. Маргарита - образ женщины способной на всеобъемлющую и жертвенную любовь. Именно благодаря этим качествам она получает прощение от Господа, несмотря на совершенные ей преступления.

Анализ произведения

Трагедия имеет сложное композиционное построение - она состоит из двух объемных частей, первая имеет в составе 25 сцен, а вторая - 5 действий. Произведение связывает в единое целое сквозной мотив странствий Фауста и Мефистофеля. Яркой и интересной особенностью является трехчастное вступление, представляющее собой завязку будущего сюжета пьесы.

(Образы Иоганна Гёте в работе над "Фаустом" )

Гете основательно переработал народную легенду, лежащую в основе трагедии. Он наполнил пьесу духовно-философской проблематикой, в которой находят отклик близкие Гете идеи Просвещения. Главный герой трансформируется из чародея и алхимика в прогрессивного ученого-экспериментатора, восстающего против схоластического мышления, весьма присущего эпохе Средневековья. Круг проблем, поднимаемых в трагедии, весьма обширен. Он включает в себя размышления над тайнами мироздания, категориями добра и зла, жизни и смерти, знания и морали.

Итоговый вывод

«Фауст» - уникальное произведение, затрагивающее извечные философские вопросы наряду с научно-социальными проблемами своего времени. Критикуя недалекое общество, живущее плотскими удовольствиями, Гете при помощи Мефистофеля параллельно высмеивает систему немецкого образования, изобилующую массой бесполезных формальностей. Непревзойденная игра стихотворных ритмов и мелодики делает «Фауст» одним из величайших шедевров немецкой поэзии.

ВОПРОСЫ ПО ТРАГЕДИИ И. В. ГЁТЕ «ФАУСТ»

1. Какой деятельностью занимался в своей жизни? Где начался его творческий путь?

2. Какие государственные обязанности выполнял?

3. Чему посвятил себя, будучи в Италии?

4. В чем состоит универсальность таланта?

5. Из каких источников почерпнул Гёте сюжет «Фауста»?

6. Каковы жанровые особенности «Фауста»?

7. О чём спорят Мефистофель и Господь в «Прологе на небесах»? В чём заключается их пари?

8. Кто такой Фауст? Почему в конце своей жизни он разочарован?

9. Что останавливает Фауста от самоубийства?

10. В какой момент в жизни Фауста появляется Мефистофель?

11. Почему Мефистофель является антагонистом Фауста?

12. Какой договор и ради чего заключает Фауст с Мефистофелем?

13. Какие условия ставит перед Фаустом Мефистофель?

14. Где Фауст знакомится с Маргаритой? Какие качества отличают эту женщину?

15. Какова судьба Маргариты? Как Мефистофель губит её? Кто стал причиной её гибели?

16. Как Фауст путешествует во времени? Что он пытается сделать для людей?

17. Как утопические замыслы Фауста рушатся при столкновении с действительностью?

18. Кто победил в споре – Мефистофель лил Фауст? Почему душа Фауста была спасена?

19. Какова идея трагедии «Фауст»?

Карточка №1

1.

2.

3.

Карточка №1

« Гёте начал работать над «Фаустом» с дерзновением гения. Сама тема «Фауста» - драма об истории человечества, о цели человеческой истории – была ему, во всем её объёме, ещё неясна; и всё же он брался за неё в расчёте на то, что на полпути история нагонит его замысел.

«Фауст» занимает совсем особое место в творчестве великого поэта. В нем мы вправе видеть идейный итог его (более чем шестидесятилетней) кипучей творческой деятельности. С неслыханной смелостью и с уверенной, мудрой осторожностью Гёте на протяжении всей своей жизни («Фауст» начат в 1772 году и закончен за год до смерти поэта, в 1831 году) вкладывал в это свое творение свои самые заветные мечты и светлые догадки. «Фауст» - вершина помыслов и чувствований великого немца. Всё лучшее, истинно живое в поэзии и универсальном мышлении Гёте здесь нашло свое наиболее полное выражение». ()

1. Какова тема трагедии «Фауст»?

2. Какое место занимает «Фауст» в творчестве?

3. Какие мечты и надежды выразил в своем творении?

Карточка №2

1.

3.

Карточка №2

«Великая эпопея, созданная Гёте по материалам народной легенды, в образно-поэтической форме утверждала всемогущество человеческого разума. К образу Фауста неоднократно обращались писатели различных эпох и народов, но именно Гёте удалось создать образ такой большой поэтической силы и глубины. По-новому переосмыслив старинную легенду, автор наполнил ее глубоким содержанием, придал ей гуманистическое звучание. Его герой – бесстрашный искатель истины, никогда ни на чем не останавливающийся и ничем не удовлетворяющийся, настоящий гуманист, современник самого Гёте по духу и единомышленник.

В трагедии «Фауст» перед нами предстает вся мировая история, великая история научной, философской и исторической мысли прошлого и настоящего». ()

1. Гете переосмыслил народную легенду о Фаусте?

3. В чем состоит глобальность замысла?

Карточка №3

1.

Карточка №3

« Рисуя образ дьявола, искусителя, Гете между тем наделяет его чертами прогрессивного, остроумного мыслителя. И то, что он в итоге проигрывает спор, наилучшим образом подчеркивает и усиливает мысль автора о том, что человеческая жизнь обладает высшим смыслом. Человек велик, он способен отстоять свою позицию, преодолеть любые преграды, устоять перед любыми соблазнами во имя достижения своей цели, во имя утверждения своего высокого предназначения». ()

1. Согласны ли вы с мнением в том, что наделяет Мефистофеля «чертами прогрессивного, остроумного мыслителя»? Обоснуйте свой ответ.

Карточка №3

« Рисуя образ дьявола, искусителя, Гете между тем наделяет его чертами прогрессивного, остроумного мыслителя. И то, что он в итоге проигрывает спор, наилучшим образом подчеркивает и усиливает мысль автора о том, что человеческая жизнь обладает высшим смыслом. Человек велик, он способен отстоять свою позицию, преодолеть любые преграды, устоять перед любыми соблазнами во имя достижения своей цели, во имя утверждения своего высокого предназначения». ()

1. Согласны ли вы с мнением в том, что наделяет Мефистофеля «чертами прогрессивного, остроумного мыслителя»? Обоснуйте свой ответ.

Карточка №4

Итог всего, что ум скопил.

Жизнь и свободу заслужил».

Карточка №4

« Путь, пройденный Фаустом, символизирует путь всего человечества. В предсмертном монологе героя, пережившего и преодолевшего все соблазны, Гете раскрывает высший смысл жизни, который заключается для Фауста в служении людям, вечной жажде знаний, в постоянной борьбе за счастье. На пороге смерти он готов возвеличить каждый миг этого осмысленного великой целью труда. Однако это упоение мигом не куплено ценой отказа от бесконечного совершенствования. Фауст познал высшую цель человеческого развития и удовлетворен достигнутым:

Вот мысль, которой весь я предан,

Итог всего, что ум скопил.

Лишь тот, кем бой за жизнь изведан,

Жизнь и свободу заслужил».

1. В чем заключается высший смысл жизни для Фауста?

2. Что стремился познать Фауст? Достиг ли он своей цели?

3. Как вы думаете, заслужил ли Фауст жизнь и свободу?

Карточка №4

« Путь, пройденный Фаустом, символизирует путь всего человечества. В предсмертном монологе героя, пережившего и преодолевшего все соблазны, Гете раскрывает высший смысл жизни, который заключается для Фауста в служении людям, вечной жажде знаний, в постоянной борьбе за счастье. На пороге смерти он готов возвеличить каждый миг этого осмысленного великой целью труда. Однако это упоение мигом не куплено ценой отказа от бесконечного совершенствования. Фауст познал высшую цель человеческого развития и удовлетворен достигнутым:

Вот мысль, которой весь я предан,

Итог всего, что ум скопил.

Лишь тот, кем бой за жизнь изведан,

Жизнь и свободу заслужил».

1. В чем заключается высший смысл жизни для Фауста?

2. Что стремился познать Фауст? Достиг ли он своей цели?

3. Как вы думаете, заслужил ли Фауст жизнь и свободу?

Карточка №4

« Путь, пройденный Фаустом, символизирует путь всего человечества. В предсмертном монологе героя, пережившего и преодолевшего все соблазны, Гете раскрывает высший смысл жизни, который заключается для Фауста в служении людям, вечной жажде знаний, в постоянной борьбе за счастье. На пороге смерти он готов возвеличить каждый миг этого осмысленного великой целью труда. Однако это упоение мигом не куплено ценой отказа от бесконечного совершенствования. Фауст познал высшую цель человеческого развития и удовлетворен достигнутым:

Вот мысль, которой весь я предан,

Итог всего, что ум скопил.

Лишь тот, кем бой за жизнь изведан,

Жизнь и свободу заслужил».

1. В чем заключается высший смысл жизни для Фауста?

2. Что стремился познать Фауст? Достиг ли он своей цели?

3. Как вы думаете, заслужил ли Фауст жизнь и свободу?

Карточка №1

« Гёте начал работать над «Фаустом» с дерзновением гения. Сама тема «Фауста» - драма об истории человечества, о цели человеческой истории – была ему, во всем её объёме, ещё неясна; и всё же он брался за неё в расчёте на то, что на полпути история нагонит его замысел.

«Фауст» занимает совсем особое место в творчестве великого поэта. В нем мы вправе видеть идейный итог его (более чем шестидесятилетней) кипучей творческой деятельности. С неслыханной смелостью и с уверенной, мудрой осторожностью Гёте на протяжении всей своей жизни («Фауст» начат в 1772 году и закончен за год до смерти поэта, в 1831 году) вкладывал в это свое творение свои самые заветные мечты и светлые догадки. «Фауст» - вершина помыслов и чувствований великого немца. Всё лучшее, истинно живое в поэзии и универсальном мышлении Гёте здесь нашло свое наиболее полное выражение». ()

1. Какова тема трагедии «Фауст»?

2. Какое место занимает «Фауст» в творчестве?

3. Какие мечты и надежды выразил в своем творении?

Карточка №1

« Гёте начал работать над «Фаустом» с дерзновением гения. Сама тема «Фауста» - драма об истории человечества, о цели человеческой истории – была ему, во всем её объёме, ещё неясна; и всё же он брался за неё в расчёте на то, что на полпути история нагонит его замысел.

«Фауст» занимает совсем особое место в творчестве великого поэта. В нем мы вправе видеть идейный итог его (более чем шестидесятилетней) кипучей творческой деятельности. С неслыханной смелостью и с уверенной, мудрой осторожностью Гёте на протяжении всей своей жизни («Фауст» начат в 1772 году и закончен за год до смерти поэта, в 1831 году) вкладывал в это свое творение свои самые заветные мечты и светлые догадки. «Фауст» - вершина помыслов и чувствований великого немца. Всё лучшее, истинно живое в поэзии и универсальном мышлении Гёте здесь нашло свое наиболее полное выражение». ()

1. Какова тема трагедии «Фауст»?

2. Какое место занимает «Фауст» в творчестве?

3. Какие мечты и надежды выразил в своем творении?

Карточка №2

«Великая эпопея, созданная Гёте по материалам народной легенды, в образно-поэтической форме утверждала всемогущество человеческого разума. К образу Фауста неоднократно обращались писатели различных эпох и народов, но именно Гёте удалось создать образ такой большой поэтической силы и глубины. По-новому переосмыслив старинную легенду, автор наполнил ее глубоким содержанием, придал ей гуманистическое звучание. Его герой – бесстрашный искатель истины, никогда ни на чем не останавливающийся и ничем не удовлетворяющийся, настоящий гуманист, современник самого Гёте по духу и единомышленник.

В трагедии «Фауст» перед нами предстает вся мировая история, великая история научной, философской и исторической мысли прошлого и настоящего». ()

1. Гете переосмыслил народную легенду о Фаусте?

3. В чем состоит глобальность замысла?

Карточка №2

«Великая эпопея, созданная Гёте по материалам народной легенды, в образно-поэтической форме утверждала всемогущество человеческого разума. К образу Фауста неоднократно обращались писатели различных эпох и народов, но именно Гёте удалось создать образ такой большой поэтической силы и глубины. По-новому переосмыслив старинную легенду, автор наполнил ее глубоким содержанием, придал ей гуманистическое звучание. Его герой – бесстрашный искатель истины, никогда ни на чем не останавливающийся и ничем не удовлетворяющийся, настоящий гуманист, современник самого Гёте по духу и единомышленник.

В трагедии «Фауст» перед нами предстает вся мировая история, великая история научной, философской и исторической мысли прошлого и настоящего». ()

1. Гете переосмыслил народную легенду о Фаусте?

3. В чем состоит глобальность замысла?

Карточка №3

« Рисуя образ дьявола, искусителя, Гете между тем наделяет его чертами прогрессивного, остроумного мыслителя. И то, что он в итоге проигрывает спор, наилучшим образом подчеркивает и усиливает мысль автора о том, что человеческая жизнь обладает высшим смыслом. Человек велик, он способен отстоять свою позицию, преодолеть любые преграды, устоять перед любыми соблазнами во имя достижения своей цели, во имя утверждения своего высокого предназначения». ()

1. Согласны ли вы с мнением в том, что наделяет Мефистофеля «чертами прогрессивного, остроумного мыслителя»? Обоснуйте свой ответ.

Карточка №3

« Рисуя образ дьявола, искусителя, Гете между тем наделяет его чертами прогрессивного, остроумного мыслителя. И то, что он в итоге проигрывает спор, наилучшим образом подчеркивает и усиливает мысль автора о том, что человеческая жизнь обладает высшим смыслом. Человек велик, он способен отстоять свою позицию, преодолеть любые преграды, устоять перед любыми соблазнами во имя достижения своей цели, во имя утверждения своего высокого предназначения». ()

1. Согласны ли вы с мнением в том, что наделяет Мефистофеля «чертами прогрессивного, остроумного мыслителя»? Обоснуйте свой ответ.

Карточка №3

« Рисуя образ дьявола, искусителя, Гете между тем наделяет его чертами прогрессивного, остроумного мыслителя. И то, что он в итоге проигрывает спор, наилучшим образом подчеркивает и усиливает мысль автора о том, что человеческая жизнь обладает высшим смыслом. Человек велик, он способен отстоять свою позицию, преодолеть любые преграды, устоять перед любыми соблазнами во имя достижения своей цели, во имя утверждения своего высокого предназначения». ()

1. Согласны ли вы с мнением в том, что наделяет Мефистофеля «чертами прогрессивного, остроумного мыслителя»? Обоснуйте свой ответ.

Карточка №5

Себе мешаем и вредим!

И мы считаем праздною химерой

Живейшие и лучшие мечты

Жизнь и свободу заслужил.

А древо жизни пышно зеленеет.

7) Словами диспуты ведутся,

Из слов системы создаются…

Карточка №5

1) Пергаменты не утоляют жажды.

Ключ мудрости не на страницах книг.

Кто к тайнам жизни рвется мыслью каждой,

В своей душе находит их родник.

2) Не трогайте далекой старины.

Нам не сломить её семи печатей.

3) Что трудности, когда мы сами

Себе мешаем и вредим!

Мы побороть не в силах скуки серой,

Нам голод сердца большей частью чужд,

И мы считаем праздною химерой

Все, что превыше повседневных нужд.

Живейшие и лучшие мечты

В нас гибнут средь житейской суеты.

4) Задумались ли вы в своей работе,

Кому предназначается ваш труд?

5) Лишь тот, кем бой за жизнь изведан,

Жизнь и свободу заслужил.

6) Суха, мой друг, теория везде,

А древо жизни пышно зеленеет.

7) Словами диспуты ведутся,

Из слов системы создаются…

Карточка №5

Прочитайте афоризмы из «Фауста» . Как вы их понимаете?

1) Пергаменты не утоляют жажды.

Ключ мудрости не на страницах книг.

Кто к тайнам жизни рвется мыслью каждой,

В своей душе находит их родник.

2) Не трогайте далекой старины.

Нам не сломить её семи печатей.

3) Что трудности, когда мы сами

Себе мешаем и вредим!

Мы побороть не в силах скуки серой,

Нам голод сердца большей частью чужд,

И мы считаем праздною химерой

Все, что превыше повседневных нужд.

Живейшие и лучшие мечты

В нас гибнут средь житейской суеты.

4) Задумались ли вы в своей работе,

Кому предназначается ваш труд?

5) Лишь тот, кем бой за жизнь изведан,

Жизнь и свободу заслужил.

6) Суха, мой друг, теория везде,

А древо жизни пышно зеленеет.

7) Словами диспуты ведутся,

Из слов системы создаются…

Карточка №6

1.

2.

3.

Карточка №6

«Образ Мефистофеля – образ сложный и неоднозначный. С одной стороны, он является воплощением злых сил, сомнения, разрушения. Он утверждает ничтожность, беспомощность и бесполезность любого человека; говорит, что свой разум человек использует лишь на то, «чтоб из скотов скотиной быть». Мефистофель стремится любыми способами доказать моральную слабость людей, их неспособность устоять перед соблазнами. Становясь спутником Фауста, он пытается всячески обмануть его, повести «путем превратным за собою», вселить сомнение в его душу. Стараясь сбить героя с его пути, отвлечь от высоких стремлений, он опьяняет его зельем, устраивает встречи с Маргаритой, надеясь на то, что, поддавшись страсти, Фауст забудет о своем долге перед истиной. Задача Мефистофеля – соблазнить героя, заставить его окунуться в море низменных удовольствий, оставить свои идеалы. Если бы ему это удалось, он одержал бы победу в главном споре – о величии или ничтожности человека. Уведя Фауста в мир низких страстей, он доказал бы, что люди не многим отличаются от животных. Однако здесь он терпит неудачу – «дух человеческий и гордые стремленья» оказываются выше любых наслаждений.

С другой стороны, Гете вкладывает в образ Мефистофеля очень глубокий смысл, отводя ему едва ли не главную роль в развитии сюжета, в познании героем мира и достижении великой истины. Наряду с Фаустом он является движущим началом трагедии». ()

1. Почему образ Мефистофеля является сложным и неоднозначным?

2. Какова задача Мефистофеля, везде сопровождающего Фауста?

3. Какую роль отводит Мефистофелю в развитии сюжета драмы?

Карточка №6

«Образ Мефистофеля – образ сложный и неоднозначный. С одной стороны, он является воплощением злых сил, сомнения, разрушения. Он утверждает ничтожность, беспомощность и бесполезность любого человека; говорит, что свой разум человек использует лишь на то, «чтоб из скотов скотиной быть». Мефистофель стремится любыми способами доказать моральную слабость людей, их неспособность устоять перед соблазнами. Становясь спутником Фауста, он пытается всячески обмануть его, повести «путем превратным за собою», вселить сомнение в его душу. Стараясь сбить героя с его пути, отвлечь от высоких стремлений, он опьяняет его зельем, устраивает встречи с Маргаритой, надеясь на то, что, поддавшись страсти, Фауст забудет о своем долге перед истиной. Задача Мефистофеля – соблазнить героя, заставить его окунуться в море низменных удовольствий, оставить свои идеалы. Если бы ему это удалось, он одержал бы победу в главном споре – о величии или ничтожности человека. Уведя Фауста в мир низких страстей, он доказал бы, что люди не многим отличаются от животных. Однако здесь он терпит неудачу – «дух человеческий и гордые стремленья» оказываются выше любых наслаждений.

С другой стороны, Гете вкладывает в образ Мефистофеля очень глубокий смысл, отводя ему едва ли не главную роль в развитии сюжета, в познании героем мира и достижении великой истины. Наряду с Фаустом он является движущим началом трагедии». ()

1. Почему образ Мефистофеля является сложным и неоднозначным?

2. Какова задача Мефистофеля, везде сопровождающего Фауста?

3. Какую роль отводит Мефистофелю в развитии сюжета драмы?

Карточка №6

«Образ Мефистофеля – образ сложный и неоднозначный. С одной стороны, он является воплощением злых сил, сомнения, разрушения. Он утверждает ничтожность, беспомощность и бесполезность любого человека; говорит, что свой разум человек использует лишь на то, «чтоб из скотов скотиной быть». Мефистофель стремится любыми способами доказать моральную слабость людей, их неспособность устоять перед соблазнами. Становясь спутником Фауста, он пытается всячески обмануть его, повести «путем превратным за собою», вселить сомнение в его душу. Стараясь сбить героя с его пути, отвлечь от высоких стремлений, он опьяняет его зельем, устраивает встречи с Маргаритой, надеясь на то, что, поддавшись страсти, Фауст забудет о своем долге перед истиной. Задача Мефистофеля – соблазнить героя, заставить его окунуться в море низменных удовольствий, оставить свои идеалы. Если бы ему это удалось, он одержал бы победу в главном споре – о величии или ничтожности человека. Уведя Фауста в мир низких страстей, он доказал бы, что люди не многим отличаются от животных. Однако здесь он терпит неудачу – «дух человеческий и гордые стремленья» оказываются выше любых наслаждений.

С другой стороны, Гете вкладывает в образ Мефистофеля очень глубокий смысл, отводя ему едва ли не главную роль в развитии сюжета, в познании героем мира и достижении великой истины. Наряду с Фаустом он является движущим началом трагедии». ()

1. Почему образ Мефистофеля является сложным и неоднозначным?

2. Какова задача Мефистофеля, везде сопровождающего Фауста?

3. Какую роль отводит Мефистофелю в развитии сюжета драмы?

Гете. Трагедия Фауст. Вопросы по произведению!! ! Помогите кто читал!!! и получил лучший ответ

Ответ от ГАЛИНА[гуру]
Ночь. Кабинет средневекового ученого.
В мрачной задумчивости сидит доктор Фауст. Отчаявшись разгадать тайны природы, найти смысл бытия, он решает умереть. Точно призыв любви, молодости и счастья, снаружи доносится веселая песнь девушек. Фауст смущен; чаша с ядом дрожит в его руке. Идёт ночь Святой Пасхи, Благовест спасает Фауста от самоубийства. "Я возвращён земле, благодаренье за это вам, святые песнопенья! "
Но вне себя проклинает он все земное, науку, бога, неспособных вернуть ему огонь и веру юности. В отчаянии Фауст взывает к злому духу. Перед ним мгновенно возникает Мефистофель. Он предлагает Фаусту золото, славу, власть. Но Фауст жаждет одной лишь прекрасной юности, способной возвратить любовь.
Бог разрешает Мефистофелю подвергнуть Фауста любым искушениям, низвести его в любую бездну, веря, что чутье выведет Фауста из тупика. Мефистофель, как истинный дух отрицания, принимает спор, обещая заставить Фауста пресмыкаться и "жрать прах от башмака".
Грандиозная по масштабу борьба добра и зла, великого и ничтожного, возвышенного и низменного начинается.
Мефистофель, готовый выполнить любое его желание, вызывает видение Маргариты. Взамен он требует, чтобы после смерти Фауст всецело принадлежал ему. Условие подписано; Фауст принимает из рук Мефистофеля чашу с волшебным напитком.
Простые горожане и крестьяне пируют на площади. Появляется блистающий юностью и красотой Фауст и они теперь
кланяются ему и уступают дорогу.
Но и это искреннее признание не радует героя. Он не переоценивает собственных заслуг.
Его даже не привлекают кружащиеся в вихре вальса юные красавицы.
5-6.Испытывая в очередной раз горечь от непоправимости случившегося, Фауст восклицает: "Я мену предлагал со мной, а не насилье, не разбой. За глухоту к моим словам проклятье вам, проклятье вам! "
Он испытывает усталость. Он снова стар и чувствует, что жизнь опять подходит к концу. Но его ждёт ещё один удар- Фауст слепнет. Однако он различает стук лопат, движение, голоса. Им овладевает неистовая радость и энергия - он понимает, что заветная цель уже брезжит.
Незрячему Фаусту невдомёк, что Мефистофель сыграл с ним коварную штуку. Вокруг Фауста копошатся в земле не строители, а лемуры, злые духи. По указке дьявола они роют Фаусту могилу.
Герой между тем исполнен счастья. В душевном порыве он произносит последний свой монолог, где концентрирует обретённый на трагическом пути познания опыт. Теперь он понимает, что не власть, не богатство, не слава, даже не обладание самой прекрасной на земле женщиной дарует подлинно высший миг существования. Только общее деяние, одинаково нужное всем и осознанное каждым, может придать жизни высшую полноту.
Так протягивается смысловой мост к открытию, сделанному Фаустом ещё до встречи с Мефистофелем: "В начале было дело". Он понимает, что "лишь тот, кем бой за жизнь изведан, жизнь и свободу заслужил".



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама