THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Арабский халифат

Арабский халифат - самое процветающее государство Средиземноморья, существовавшее там на­ протяжении средних веков. В его создании принимал участие пророк Мухаммед (Мохаммед, Магомет) и его преемники.­ Халифат, будучи средневековым государством, сложился в итоге объединения нескольких арабских племен­ Аравийского полуострова,­ который находится между Северо-Восточной Африкой и Ираном.­ Возникновение государственности у арабов в седьмом веке обладало такой характерной чертой, как религиозная окраска процесса, сопровождавшегося новой мировой религией - исламом.

В политическом движении за объединение разных племен­ был лозунг, в котором ясно выражался отказ от многого, в том числе были: язычество и многобожие, которые объективно отражали тенденции к зарождению нового строя («ханифского»).­ С именем Мухаммеда связывают поиски проповедников нового бога и новых истин, они происходили в то время под влиянием христианства и иудаизма. Он самолично провозгласил необходимость установить культ Аллаха, как единого бога.­ В новом общественном порядке должна быть исключена племенная рознь. Во главе арабов должен­ стать­ некий «посланник на земле от Аллаха» - то есть пророк.

В призывах исламистов установить социальную несправедливость были такие пункты:
1. Ограничить ростовщичество.
2. Установить­ милостыню беднякам.
3. Освободить рабов.
4. Требование честных отношений в торговле.

Это вызвало большое недовольство представителей­ купеческой знати, в итоге Мухаммед вынужден быть бежать со своими ближайшими сподвижниками в город Ясриб (позднее он назывался «городом Пророка» - Мединой). Там он вскоре заручился поддержкой кочевников-бедуинов и­ других представителей разных социальных групп. В городе возвели первую мечеть с определением порядка, по которому будет проводиться мусульманское богослужение.­ Мухаммед был предводителем: и военным, и духовным, а также занимал пост главного судьи.

Спустя тридцать лет после его смерти, ислам был разделен на три больших течения, вернее секты, а именно:
- сунниты, которые опирались в вопросах правосудных и­ богословских­­ на Сунну, где были собраны предания о поступках и словах пророка;
- шииты, считавшие себя точными выразителями и­ последователями и­ взглядов, которых придерживался пророк и точно исполнявшими предписания Корана;
- хариджиты,­ для которых образцом политики и практики были первые два халифа – Омар и абу Бакра.
­
В истории Арабского халифата, как средневековой, выделяется два разных­ периода:
- дамасский, когда правила династия Омейядов;
- багдадский, когда правила династия Аббассидов.

Оба соответствовали основным этапам в развитии средневекового арабского государства и общества. Что касается первого этапа развития халифата, то это была относительно централизованная теократическая монархия. В его было сосредоточение­ двух властей: духовной (имамата) и светской (эмирата), они считались неограниченными и неделимыми.
В самом начале халифы­ выбирались мусульманской знатью, но позже­ власть­ халифа передавалась написанным им завещательным распоряжением. Роль главного советника и высшего должностного лица при халифе принадлежала визирю.­ По мусульманскому праву их разделяли на два типа. У одних была широкая власть, у других лишь ограниченные полномочия, т.е. они могли только исполнять приказы халифа. В раннем периоде халифата, как правило, назначались визири второго типа.
К самым важными чиновникам при дворе относились такие должности: начальника личной охраны, заведующего полицией и особого чиновника, который, в свою очередь,­ осуществлял надзор за всеми остальными должностными лицами.
­
Центральным органом государственного управления халифа являлись правительственные­ специальные канцелярии, в них велось делопроизводство, почтовая служба и была функция тайной полиции. Территория халифата­ разделялась на несколько провинций под управлением эмиров - военных наместников, которых назначал сам халиф.
Но огромная средневековая империя, называемая Арабским халифатом, все же была упразднена монголами в тринадцатом веке. Резиденцию перенести в Каир, там халиф еще до шестнадцатого века сохранял духовное лидерство у суннитов, позже оно досталось турецким султанам.

Возникновение халифата тесно связано с зарождением такой мировой религии, как ислам, которая появилась в 7 веке. У истоков создания такого государства, как арабский халифат, стоит пророк Мухаммед, который исповедуя единобожие, объявил себя пророком и в городе Хаджизе создал общину из единоверцев.

Постепенно расширяя сферу своего влияния, Мухаммед сумел заложить основу такого мощного государства, как арабский халифат. Приобретая с каждым годом всё больше единоверцев, мусульмане смогли завоевать целый ряд государств, которые и образовали такое мощнейшее азиатское государство, которым являлся арабский халифат.

Почему империя называлась халифат?

Образование халифата пошло усиленными темпами после смерти пророка Мухаммеда. Само слово «Халифат» имеет несколько значений:

  • Это название государства, во главе которого стоит халиф, то есть вотчина халифа;
  • Религиозно-политическая организация, вся власть в которой принадлежит халифу.

Арабский халифат существовал с 632 по 1258 годы, за время своего существования, добился огромных успехов, как в искусстве войны, так и в культуре и науке. История халифата насчитывает 3 основных периода:

  1. Начался в 632 году. Данный период характеризуется преобладанием так называемого «чистого арабского духа» и праведностью правления 4-х халифов. В то время арабы больше всего ценили доблесть, честь и славу. Карта халифата за этот период значительно увеличилась, так как было завоёвано множество земель;
  2. Период династии Омейадов. Также характеризуется многочисленными военными походами;
  3. Воцарение, рассвет и упадок династии Аббасидов.

Вот список исторических халифатов, которые обладали реальной властью:

  • Арабский халифат, который просуществовал до 1258 года;
  • Праведный халифат. Просуществовал с 630 по 661 годы;
  • Омеядский халифат. Его существование продлилось с 661 по 750 годы;
  • Кордовский халифат. Данная империя располагалась на территории современных государств Испания и Португалия. Кордовский халифат был образован в 929 году и просуществовал до 1031 года;
  • Аббасидский халифат был образован в 750 году и просуществовал до 1258 года. За эти годы данный халифат дважды попадал под власть завоевателей.

Хотя по своей сути все эти халифаты кроме кордовского — это тот же арабский халифат, тем не менее, их принято выделять отдельно.

Эпоха правления выборных халифов

После смерти пророка Мухаммеда, страну начали раздирать споры, суть которых сводилась к тому, кто же станет новым халифом могучей империи. В конце концов, был выбран самый близкий человек из окружения Мухаммеда – Абу Бакр ас-Саддик. Будучи ревностным мусульманином, он начал своё правление с объявления войны всем неверным, которые после смерти Мухаммеда переметнулись к лжепророку Мусайлиме. Через некоторое время халиф Аба Бакр ас-Саддик разбил сорокатысячную армию неверных в битве при Аркабе, завоевав для своей империи новые обширные территории. Следующие выборные халифы продолжили расширять границы своей империи, пока последний из них Али ибн Абу Талиб не стал жертвой хариджитов, которые были отступниками от основной ветви ислама.

Следующий халиф Муавия I захватил власть силой и назначил своим преемником сына, положив начало наследственной монархии.

Развитие арабской империи до битвы при Пуатье

Халиф Муавия I, который назначил преемником своего сына, безжалостно расправлялся со всеми противниками ислама. Его сын Язид I ещё больше раздвинул границы империи, но был осуждён народом за убийство внука пророка Мухаммеда. Его сын продержался у власти не более года, после чего халифом стал представитель поддинастии Марванидов.

Арабская империя в этот период захватила огромные территории в Индии, Афганистане, на Кавказе, и даже часть Франции оказалась в руках у арабов. В Европе остановить завоевателей удалось только в 8 веке великому полководцу франков Карлу Мартелю. Его войска смогли разбить намного превосходящие силы противника в битве при Пуатье.

Государственный строй империи в этот период характеризуется появлением касты воинов. Арабы хотя и жили на захваченных территориях, но их жизнь мало чем отличалась от жизни в военном лагере – в любой момент нужно было ожидать нападения врага. Этому немало поспособствовал очередной халиф Умар I. Именно он сделал из воинов ислама настоящую воинствующую церковь. Любой, кто не принимал мусульманство, подлежал немедленному уничтожению.

Ближе к концу данного периода уменьшилось количество военных походов. Роль профессиональных воинов уменьшилась, и они постепенно стали превращаться в помещиков. Так как раньше существовал запрет на покупку воинами земель, они были вынуждены всю свою жизнь проводить в битвах. После снятия запрета, количество помещиков резко возросло.

Халифат династии Аббасидов и ослабление халифата

Халифат династии Аббасидов является настоящим «золотым веком» в истории развития арабского государства. Воспоминания об этом времени до сих пор является гордостью всех мусульман. В эту эпоху на главенствующее место вышла не политическая власть, а религиозное влияние.

Аббасиды способствовали развитию государства, в эпоху их правления появилось множество знаменитых на весь мир учёных, полководцев, историков, медиков, поэтов и торговцев. Арабские летописцы и купцы объездили весь мир, составили множество карт.

Уже в 9 веке в Арабском халифате были заложены основы тех процессов, которые в конечном итоге привели к его уничтожению. Эту ошибку совершил халиф Мутасим, который ещё до прихода власти начал готовиться, набирая для себя личную гвардию из тюрков. Для этого, он сначала скупил всех тюркских рабов в Багдаде. После прихода к власти, он продолжал выделять свою тюркскую гвардию, которая с годами сделалась подобной римской преторианской гвардии. Постепенно тюркская гвардия стала настолько влиятельной, что диктовала свои условия халифам, которые фактически потеряли реальную власть.

В этот же период персы, почувствовав слабость арабского халифата, начали поднимать восстания, которые в конечном итоге привели к отколу Ирана от империи. Централизованная власть настолько ослабла, что Египет и Сирия тоже обрели независимость. Другие государства, которые входили в состав арабского халифата, тоже заявили свои права на независимость.

Распад халифата

Так как власть халифов серьёзно ослабла, начиная с 847 года, правители пытались заручиться поддержкой духовенства, чтобы те повлияли на народ. Начался период гонения всех отраслей наук, не исключая даже математику. Учёные объявлялись врагами ислама и безжалостно уничтожались. Ничего хорошего из этого не вышло. Умнейшие люди покинули халифат, а оставшиеся не в силах были как-то повлиять на ситуацию.

Уже в начале 10 века тюркская гвардия полностью захватила власть в стране, оставив халифам только Багдад и громкие титулы. Вскоре династия Буидов, заметив ослабление халифата, собрала войско и получила власть над империей почти на 100 лет, хотя прежние халифы всё ещё юридически считались правителями страны.

В 11 веке власть в арабском халифате захватили турки-сельджуки, которые практически уничтожили мусульманскую цивилизацию. Через 200 лет территория некогда могущественного государства была вновь разграблена очередными захватчиками. На этот раз это были монголы, которые окончательно уничтожили арабский халифат.

Самый известный арабский халиф

Багдадский халиф Харун ар Рашид был самым знаменитым халифом в истории арабского государства. Считается, что именно при нём арабский халифат достиг вершины развития. Правитель очень благоволил к различным учёным, поэтам и литераторам. Однако, весьма развитый в духовной сфере правитель, был совершенно непригодным в качестве военачальника или жесткого администратора. При его правлении страна оказалась предоставленна рукам чиновников, которые спешили набить свои собственные карманы. Точно известно, что Харун ар Рашид послужил прообразом халифа из знаменитой на весь мир книги сказок «Тысяча и одна ночь».

Несмотря на все минусы правителя, именно он смог собрать в своей стране достижения знаменитых мировых культур различных эпох, объединив их на основе арабского языка. При Харуне ар Рашиде империя прекратила экспансию, поэтому бурно начала развиваться торговля. Так как богатому государству требовалось множество различных товаров, которых не было в арабском государстве, торговля послужила толчком к развитию мореплавания. Стали развиваться различные ремесла и искусства. В те времена арабские мастера прославились как лучшие оружейники. Знаменитые дамасские сабли и прочее богато украшенное оружие ценилось на вес золота.

Кордовский халифат, его расцвет и падение

Кордовский халифат был основан одним из потомков Омеядов, который был вынужден покинуть арабский халифат. Потерявший власть Абд ар-Рахман I в 756 году принял титул эмира. Стремясь восстановить свою власть, он подчинил себе всех мелких правителей на территории современной Португалии и Испании. Его потомок Абд ар-Рахман III в 929 году торжественно провозгласил себя халифом. Именно в годы правления этого халифа и его сына, кордовский халифат достиг своего наивысшего рассвета.

Воины халифата наводили ужас на всю средневековую Европу, а уровень жизни халифата намного превосходил европейский уровень жизни того времени. Часто европейцы смеялись над воинами халифа, которые соблюдали гигиенические процедуры, называя их «чистюлями».

В начале 11 века кордовский халифат потерял сильную централизованную власть и распался на ряд мелких эмиратов.

Арабский халифат сегодня

Сегодня можно наблюдать за попыткой возрождения арабского халифата. Печально известная своими терактами группировка «Исламское государство Ирака и Леванта» давно уже заявила всему миру, что создаёт новый халифат, который превзойдёт своей славой все достижения средневекового арабского халифата. Воспользовавшись постоянными сварами племён и религиозных группировок, бандиты захватили часть территории Сирии и Ирака. Объявив о создании Исламского государства, группировка провозгласила своего лидера халифом, и предложила всем правоверным мусульманам присягнуть на верность новому халифу всех мусульман Абу Бакру Багдади. Громко заявляя о своих правах терактами по всему миру, группировка пыталась узаконить захват территорий Ирака на политической карте мира.

Тем не менее, притязания экстремистской группировки на абсолютную власть не только в регионе, но и во всём мире, породили недовольство среди других бандитских и религиозных группировок. Например, знаменитая «Аль-Каида», после нескольких попыток направить развитие новоиспечённого халифата в соответствие со своими интересами, полностью отреклась от «Исламского государства».

Даже такие серьезные государства, как ОАЭ и Саудовская Аравия, восприняли заявления Исламского государства, как личное оскорбление. Особое недовольство выказывает король Саудовской Аравии, который имеет титул «Хранитель двух святынь», что по мнению многих мусульман практически равнозначно титулу халифа.

Военные действия против Исламского государства

Войска США, недовольные агрессивными действиями новоиспечённого халифата, давно уже вели войну с Исламским государством. Создавалось впечатление, что Америка была не заинтересована в окончании этого конфликта. Иначе как можно объяснить тот факт, что одна из мощнейших мировых держав никак не могла расправиться с кучкой бандитов, возомнивших себя правителями мира.

Вмешавшись в данный конфликт в 2015 году, Россия нанесла ряд ударов по позициям и объектам Исламского государства в Сирии. К декабрю 2016 года российская авиация совершила более 30 000 боевых вылетов, уничтожив более 62 000 вражеских объектов. 6 декабря 2017 года замминистра обороны России В.Герасимов заявил, что территория Сирии полностью зачищена от боевиков Исламского государства.

Арабский халифат внёс бесценный вклад в мировую культуру. До сих пор люди во всём мире читают знаменитых поэтов той эпохи. Попытка террористов возродить халифат в настоящее время, опираясь на грубую силу, смотрится просто смешно.

Арабы издавна населяют Аравийский полуостров, большую часть территории которого занимают пустыни и сухие степи. Кочевники-бедуины передвигались в поисках пастбищ со стадами верблюдов, овец и лошадей. Вдоль побережья Красного моря проходил важный торговый путь. Здесь в оазисах возникли города, а позже крупнейшим торговым центром стала Мекка. В Мекке родился основатель ислама Мухаммед.

После смерти Мухаммеда в 632 году светская и духовная власть в государстве, объединившем всех арабов, перешла к его ближайшим сподвижникам - халифам. Считалось, что халиф («халифе» в переводе с арабского - заместитель, наместник) всего лишь замещает умершего пророка в государстве, получившем название «халифат». Первые четыре халифа - Абу-Бакр, Омар, Осман и Али, правившие один за другим, вошли в историю как «праведные халифы». Им наследовали халифы из рода Омейядов (661-750).

При первых халифах арабы начали завоевания за пределами Аравии, распространяя новую религию ислам среди завоеванных ими народов. За несколько лет были покорены Сирия, Палестина, Месопотамия и Иран, арабы прорвались в Северную Индию и Среднюю Азию. Им не смогли оказать серьезного сопротивления ни Сасанидский Иран, ни Византия, обескровленные многолетними войнами друг против друга. В 637 году после долгой осады в руки арабов перешел Иерусалим. Храм Гроба Господня и другие христианские храмы мусульмане не тронули. В 751 году в Средней Азии - арабы сразились с войском китайского императора. Хотя арабы и победили, у них не было более сил продолжать свои завоевания дальше на восток.

Другая часть арабского войска завоевала Египет, победоносно двинулась вдоль берега Африки на запад, а в начале 8 века арабский полководец Тарик ибн Зияд переплыл через Гибралтарский пролив на Пиренейский полуостров (в современную Испанию). Войско правивших там вестготских королей было разгромлено, и к 714 году был завоеван почти весь Пиренейский полуостров, за исключением небольшой области, населенной басками. Перейдя за Пиренеи арабы (в европейских хрониках их называют сарацинами) вторглись в Аквитанию, заняли города Нарбонну, Каркассон и Ним. К 732 году арабы дошли до города Тур, но под Пуатье потерпели сокрушительное поражение от объединенных войск франков во главе с Карлом Мартеллом. После этого дальнейшие завоевания были приостановлены, а на Пиренейском полуострове началось отвоевание занятых арабами земель - Реконкиста.

Арабы безуспешно пытались взять и Константинополь - то внезапными атаками с моря и с суши, то упорной осадой (в 717 году). Арабская конница проникла даже на Балканский полуостров.

К середине 8 века территория халифата достигла наибольших размеров. Власть халифов тогда простиралась от реки Инд на востоке до Атлантического океана на западе, от Каспийского моря на севере до Нильских порогов на юге.

Столицей халифата Омейядов стал сирийский Дамаск. Когда в 750 году Омейяды были свергнуты Аббасидами (потомками Аббаса, дяди Мухаммеда), столица халифата была перенесена из Дамаска в Багдад.

Самым знаменитым багдадским халифом был Харун ар-Рашид (786-809). В Багдаде при нем было построено огромное число дворцов и мечетей, поражавших своим великолепием всех европейских путешественников. Но сделали этого халифа знаменитым удивительные арабские сказки «Тысячи и одной ночи».

Однако расцвет халифата и само его единство оказались непрочным. Уже в 8-9 веках прокатилась волна мятежей и народных волнений. При Аббасидах огромный халифат начал стремительно распадаться на отдельные эмираты во главе с эмирами. На окраинах империи власть переходила к династиям местных правителей.

На Пиренейском полуострове еще в 756 году возник эмират с главным городом Кордовой (с 929 года - Кордовский халифат). В Кордовском эмирате правили испанские Омейяды, не признавшие багдадских Аббасидов. Спустя некоторое время стали появляться самостоятельные династии в Северной Африке (Идрисиды, Аглабиды, Фатимиды), Египте (Тулуниды, Ихшидиды), в Средней Азии (Саманиды) и в других областях.

В 10 веке единый когда-то халифат распался на несколько самостоятельных государств. После того как в 945 году Багдад был захвачен представителями иранского рода Буидов, за багдадскими халифами была оставлена только духовная власть, они превратились в своеобразных «пап Востока». Окончательно Багдадский халифат пал в 1258 году, когда Багдад захватили монголы.

Один из потомков последнего арабского халифа бежал в Египет, где он и его потомки оставались номинальными халифами до завоевания Каира в 1517 году османским султаном Селимом I, провозгласившим себя халифом правоверных.

В VII—VIII вв. в результате завоеваний сложилось огромное государство — Арабский халифат , кото-рый позже распался на отдельные государства. В странах Халифата была создана богатая культу-ра, связавшая воедино достижения разных наро-дов. Арабы внесли огромный вклад в развитие науки, литературы, искусства.

Арабские завоевания (возникновение Арабского Халифата)

После смерти Мухамма-да власть в государстве, объединившем всех арабов, унаследовали ближайшие сподвижни-ки пророка, избираемые на собраниях наибо-лее уважаемых мусульман. Эти правители именовались халифами — «заместителями» пророка, а государство, которое они возглав-ляли, — Халифатом . Объединив арабов, ислам поставил перед ними общую цель — подчи-нить «неверных» новой религии. Первое сто-летие Халифата прошло под знаком завоева-ний. В 636 г. арабы разбили византийцев на реке Ярмук к северу от Иерусалима и за не-сколько лет захватили восточные провинции Византии: Сирию, Палестину и Египет, затем Иран, а позже и всё средиземноморское побе-режье Африки. В 711—714 гг. они подчинили Вестготское королевство в Испании, перешли Пиренеи и только в 732 г. были остановлены франками при Пуатье. На востоке они вышли к реке Инд, захватили Среднюю Азию и в 751 г. при Таласе нанесли поражение китайскому войску, но дальше не пошли.

Арабское судно. Миниатюра XIII в.

Каждая новая победа усиливала уверен-ность мусульман во всемогуществе Аллаха, избравшего арабов орудием выполнения своей воли. Но были и другие причины их удиви-тельных успехов. Бывшие кочевники оказа-лись прекрасными воинами, их конница ата-ковала стремительно, а религиозное рвение удваивало силы. В то же время противостоя-щие им державы — Иран, Византия, вестгот-ская Испания — были ослаблены внутренними распрями или взаимной враждой. Их населе-ние, уставшее от войн и тяжёлых налогов, час-то готово было покориться без боя. Этому спо-собствовала и терпимость арабов по отношению к «людям Писания» — так они называли хрис-тиан и иудеев, резко отличая их от язычни-ков. В то же время освобождение от некоторых важных налогов побуждало покорённое насе-ление переходить в ислам, тем более что в новой вере узнавались черты иудаизма и хрис-тианства. Принять такую веру было легче.

В середине VIII в. арабские завоевания в основном закончились. Арабы создали самую огромную державу, какую к тому времени знала история.

Арабские путешественники. Миниатюра XIII в.

Арабские завоевания

Расцвет и распад Халифата

Арабские завое-вания разворачивались на фоне жестокой борьбы за власть халифа. В ходе этой борьбы мусульмане разделились на шиитов (от слова «аш-шиа» — сторонники) и суннитов (от сло-ва «сунна», что означает «предание»).

Сунниты и шииты ожесточённо спорили о том, кто должен быть имамом, т. е. религиозным главой всех мусульман, и о многом дру-гом. Те и другие считали себя сто-ронниками истинного учения Мухаммада, которое было искаже-но их противниками. Позже оба направления распались на множе-ство течений и сект, однако в целом деление мусульман на суннитов и шиитов сохранилось до наших дней.

На рубеже VIII-IX вв. Арабский халифат выглядел, как никогда, прочным. Столичный Багдад был одним из самых больших городов мира, двор халифов утопал в роскоши. Материал с сайта

Память о могуществе Халифата сохрани-лась в сказках «Тысяча и одна ночь», но расцвет Халифата оказался недолговечным. Во-первых, покорённые народы далеко не всегда желали мириться с завоевателями. Уже в VIII-IX вв. по Халифату прокатилась волна мятежей и народных волнений. Во-вторых, под властью халифов оказалась слишком большая территория. Наместники отдельных областей — эмиры — чувствовали себя в своих владениях полными хозяевами.

Интерьер кордовской мечети. VIII-X вв.

Сначала отделилась Испания, затем отдели-лись Марокко, Египет, Средняя Азия. Вско-ре халифы потеряли реальную власть, а в XIII в. монголы завоевали Багдад.

Аравийский полуостров с древнейших времен был заселен арабскими племенами. Традиционно подавляющую часть населения полуострова составляли бедуины - кочевники-скотоводы. В меньшей степени здесь было развито земледелие, носившее оазисный характер. Некоторые области (Йемен, район Мекки) специализировались на посреднической торговле со странами Северной и Северо-Восточной Африки, Средиземноморья, Индией.

Кааба - главная святыня ислама. Представляет собой каменное здание в центре мечети аль‑Харам в Мекке. Кааба с вмурованным в нее черным камнем, якобы посланным Аллахом с неба, является главным объектом паломничества мусульман всего мира. Паломники 7 раз обходят вокруг Каабы и целуют заключенный в серебряное обрамление черный камень.

Мечеть Омейядов в городе Дамаске. Построена при халифе Валиде I (705-712). В средние века эта мечеть, названная Великой, считалась чудом света. Она неоднократно подвергалась ограблениям и пожарам, но и сегодня считается одним из великолепных образцов архитектурного искусства.

Древние ворота Багдада.

50‑метровый минарет мечети апь‑Мальвийа в виде усеченного конуса с наружной спиральной лестницей в Самарре (Ирак).

Бухара. Мавзолей Исмаила Самани. IX-X вв.

Завоевания арабов в VII-IV вв.

В VII в. в Аравии протекали процессы разложения первобытнообщинного строя и классообразования, усилилось социальное расслоение, выделилась племенная знать, завладевшая огромными землями, крупными стадами, рабами. В наиболее развитых районах уже возникли рабовладельческие, а кое‑где и раннефеодальные отношения. Сложились благоприятные условия для государственного объединения арабов. Ему во многом способствовало возникновение и распространение монотеистического учения ислама, основной идеей которого было единство всех мусульман (см. Религия). Мусульманская община стала ядром политического объединения страны.

В начале 30‑х гг. VII в. арабы приступили к военным походам, завершившимся завоеванием стран Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки и Египта. Было создано обширное государство - Арабский халифат, в котором в руках халифа («преемника и заместителя посланника Аллаха - пророка Мухаммеда») была сосредоточена светская и духовная власть.

В ходе военных кампаний арабы столкнулись с двумя могущественными державами того времени - Византией и Сасанидским Ираном. Ослабленные длительной борьбой друг с другом, обострением внутриполитических противоречий, они потерпели ряд поражений от арабов и уступили им значительные территории в Западной Азии и Северной Африке.

В 30-40‑е гг. VII в. арабами были покорены Сирия и Палестина, Месопотамия, Египет, практически вся Северная Африка (включая Барку, Триполитанию, Ифрикию), Кипр. К 651 г. завершилось завоевание Ирана. Византийская Малая Азия подверглась многочисленным грабительским набегам со стороны арабов, предпринявших несколько неудачных попыток взять Константинополь. В начале VIII в. в состав арабского государства вошли Закавказье, области Средней Азии (Мавераннахр - территория между реками Амударьей и Сырдарьей). В 712 г. арабы вторглись в Индию и завоевали Синд (область по нижнему течению Инда), в 711-714 гг., разгромив государство вестготов, захватили большую часть Пиренейского полуострова.

Подчинение чужих земель стало для арабской знати важным средством обогащения. Арабы получили огромные земли, военную добычу, пленников-рабов, собирали дань с покоренных народов. Первоначально в захваченных странах сохранялись местные порядки, старый государственный аппарат. Господствовавшие социально-экономические отношения не претерпели никаких существенных изменений. Сохранилась существовавшая система эксплуатации крестьянства, характерная для раннефеодального общества; в сельском хозяйстве и ремесле арабская знать широко использовала труд рабов, захваченных в военных походах. Рабский труд применялся на государственных работах - рытье и очистке каналов и т. д. (см. Рабство , Работорговля).

В покоренных странах началась постепенная арабизация местного населения. Особенно активно этот процесс протекал там, где уже задолго до VII в. проживали довольно обширные группы арабов, - в Палестине, Сирии, Месопотамии, Египте. Закавказье, Иран и Средняя Азия так и не были арабизированы. Арабы воспринимали многие элементы культуры завоеванных народов.

Вместе с расселением арабов по обширной территории распространялся ислам. Во всех частях халифата быстро росло число приверженцев мусульманской религии. По отношению к представителям других религий и культов - христианам, иудеям, зороастрийцам - соблюдался принцип веротерпимости. Иноверцы не преследовались, однако пользовались ограниченными правами по сравнению с мусульманами.

В начале 2‑й половины VII в. халифат становится ареной острой внутриполитической борьбы между представителями различных знатных арабских родов. Междоусобная война положила начало расколу мусульман на сторонников Али (зятя пророка Мухаммеда) - шиитов и его противников - суннитов, привела к возникновению движения хариджитов.

После убийства Али к власти приходит династия Омейядов, представлявшая один из родов племени курейш. Дамаск становится столицей, Сирия - столичной провинцией халифата. В период правления династии Омейядов (661-750) государство достигает больших успехов в социально-экономическом развитии. Совершенствованию товарно-денежных отношений способствует введение единой денежной системы во всем халифате, проводятся мероприятия по упорядочению налогово-податной системы, централизации государственного аппарата. Широкое распространение получает арабский язык, на котором ведется делопроизводство.

В середине VIII в. в халифате вновь обострилась внутриполитическая борьба. На этот раз с претензиями на престол выступили Аббасиды - богатые иракские землевладельцы, потомки Аббаса, дяди пророка Мухаммеда. При Аббасидах было решено перенести столицу халифата из Дамаска. С этой целью был основан новый город - Багдад, официально называвшийся «Мадинат ас‑салям», что значит «город мира». Халифат периода правления Аббасидов (750-1258) называют Багдадским. При первых аббасидских халифах, включая Харуна ар‑Рашида (786-809), халифат являлся достаточно сильным и относительно централизованным феодально-теократическим государством. Он продолжал вести завоевательные походы (были захвачены Сицилия, Мальта, Крит), вел непрерывные войны со своим давним врагом - Византией. В государстве Аббасидов шли процессы дальнейшего совершенствования феодальных отношений. Усилившийся гнет и эксплуатация крестьян, ремесленников, трудового населения городов, незаконные поборы и притеснения со стороны администрации вызывали крупные народные движения, которые часто проходили под религиозными лозунгами. Восстания вспыхивали в разных уголках халифата. Особой силой и упорством отличались восстание под руководством Муканны (776-783) в Средней Азии, восстание Бабека (816-837), охватившее Южный Азербайджан, Армению и Западный Иран, восстание зинджей - темнокожих рабов в Ираке, привезенных из Африки, которых первоначально поддержали ремесленники и бедуины (869-883), карматское религиозное движение, потрясшее халифат в IX - начале X в. и проходившее под лозунгами социального равенства и справедливости.

В 1‑й четверти IX в. начался политический распад Арабского халифата, единство которого держалось лишь на военной силе. Наблюдается быстрый рост крупной земельной собственности отдельных феодалов и семей, усиление их позиций в политической жизни, что в итоге привело к сепаратистским устремлениям, к обособлению отдельных частей халифата и их постепенному превращению в самостоятельные государства. Например, Хорасан, сохраняя номинальную зависимость от багдадского халифа, фактически управлялся членами династии Тахиридов (821- 873), в Египте к власти пришла тюркская династия Тулунидов (868-905), на территории современных Марокко - Идрисиды (788-974), Туниса и Алжира - Аглабиды (800-909). В IX в. возродилась местная феодальная государственность в Средней Азии, Армении, Азербайджане, Грузии. Халифат фактически распался на отдельные части, так и не сумев в дальнейшем восстановить свое былое могущество. Оплотом власти аббасидских правителей стал Ирак. В 945 г. западноиранская династия Бундов захватила Багдад, лишила Аббасидов политической власти, сохранив за ними только власть духовную. Окончательно халифат прекратил свое существование в середине XIII в., когда в 1258 г. его столицу покорили монгольские завоеватели.

В период существования Арабского халифата высокого уровня развития достигла культура . Следствием длительного культурного взаимодействия арабов с завоеванными ими народами явилось взаимопроникновение элементов разных культур, их взаимное обогащение. На этой основе возникла богатейшая средневековая арабская культура. Известны имена замечательных арабских средневековых поэтов и писателей - Абу Нуваса (762-815), Омара ибн Аби Рабиа (644-712), Абу Таммама (ок. 796-843), Абу‑ль‑Фараджа аль‑Исфахани (897-967), аль‑Мутанабби (915-965), Абу Фираса (932-967) и других. На основе переработанных сюжетов персидских, индийских и других сказок стал складываться популярный сборник увлекательнейших сказок «Тысяча и одна ночь». Широкое распространение получил оформившийся классический литературный арабский язык и письменность на основе арабского алфавита. Накапливались и совершенствовались научные знания, развивались математика, астрономия, химия, медицина, география, философия, исторические и филологические дисциплины. Многие города стали крупными научными и культурными центрами. В Багдаде даже возникло особое учреждение - «Байт аль‑Хикма» («Дом мудрости»), при котором имелись богатейшая библиотека и обсерватория. Багдад стал центром переводческой деятельности, на арабский язык переводились научные и литературные памятники древности.

На весь мир славились многие города халифата как крупнейшие центры ремесленного производства и торговли, известные великолепными памятниками средневековой арабской архитектуры. Это Багдад и Басра, Дамаск и Иерусалим, Мекка и Медина, Куфа и Нишапур, Бухара и Самарканд, Александрия, Кайруан и Кордова и многие другие города.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама