THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

(391 слово) Грибоедов показал в своём произведении, что в первой трети XIX века в России произошёл раскол на два политических лагеря. Появились прогрессивные дворяне, выступавшие за изменения общества. Их взгляды выражает Чацкий. С другой стороны, консервативное дворянство изображено в комедии в лице Фамусова и подобных ему людей. Основной конфликт определяется тем, что у героев противоположные взгляды на основные вопросы общественного развития.

Конфликт поколений дает о себе знать в отношении героев к крепостному праву. Представители фамусовского общества привыкли распоряжаться чужими жизнями. Например, богатая барыня Хлестова относится к своей рабыне точно так же, как к собачке. Обеих она привозит на званый вечер для собственного развлечения, а потом просит Софью отослать им «подачку» с барского стола. Чацкий выражает своё отношение к этому в монологе «А судьи кто?». Он рассказывает об одном помещике, который променял на собак своих верных слуг, хотя они были преданными и много раз его спасали. У него такие поступки вызывают возмущение. Он является противником крепостного права. Так же у персонажей разнится отношение к просвещению. Представители фамусовского общества выступают против просвещения. По их мнению, лишние знания вредны. Когда в обществе проходит слух о безумии Чацкого, то все уверены, что причина в его стремлении учиться. Александр, наоборот, является сторонником образования, так как оно развивает человека. Кроме того, примечательно отношение действующих лиц к службе. Московское общество убеждено в том, что служить стоит только ради прибыли. Например, Скалозуб хочет не защищать родину, а выйти в генералы. Фамусов является «управляющим в казённом доме». Служба для него — это скучная обязанность, но он не уходит в отставку, так как его должность даёт ему хорошее положение в обществе. Чацкий называет все эти цели одним презрительным словом — «прислуживаться». Главный герой считает, что порядочный человек должен, прежде всего, приносить пользу народу, а не заботиться о личной выгоде. В прошлом он занимал высокий пост. Он мог сделать хорошую карьеру, но ушел, ведь государевы люди не оценили его идей. Это говорит о том, что и понимание патриотизма у них различно. Фамусов превозносит Москву за то, что здесь никто не хочет перемен. Александр как раз за это осуждает Москву, разоблачает «прошедшего житья подлейшие черты». Но все равно она ему дорога, так как это его родной город. Патриотизм Чацкого заключается в его стремлении сделать свою страну более цивилизованной.

Таким образом, А. С. Грибоедову удалось показать, что общественный конфликт между прогрессивным и консервативным дворянством был очень острым. Эти люди не находили общего языка ни по одному серьёзному вопросу.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Особенности конфликта комедии «Горе от ума»(А.С Грибоедов)
В пьесе «Горе от ума» несколько конфликтов, тогда как необходимым условием классицистической пьесы было наличие только одного конфликта.
«Горе от ума» - комедия с двумя сюжетными линиями, и на первый взгляд кажется, что в пьесе два конфликта: любовный (между Чацким и Софьей) и общественный (между Чацким и фамусовским обществом).
Пьеса начинается с завязки любовного конфликта - Чацкий приезжает в Москву к любимой девушке. Постепенно любовный конфликт перерастает в общественный. Выясняя, любит ли его Софья, Чацкий сталкивается с фамусовским обществом. В комедии образ Чацкого представляет новый тип личности начала XIX века. Чацкий противопоставлен всему консервативному, закостенелому миру Фамусовых. В своих монологах, высмеивая быт, нравы, идеологию старого московского общества, Чацкий пытается открыть глаза Фамусову и всем остальным на то, как они живут и чем они живут. Общественный конфликт «Горя от ума» неразрешим. Старое барское общество не слушает свободолюбивого, умного Чацкого, оно его не понимает и объявляет сумасшедшим.
Общественный конфликт в пьесе А. С. Грибоедова связан с еще одним конфликтом - между «веком нынешним» и «веком минувшим». Чацкий - это тип нового человека, он является выразителем новой идеологии нового времени, «века нынешнего». А старое консервативное общество Фамусовых относится к «веку минувшему». Старое не хочет сдавать позиции и уходить в историческое прошлое, тогда как новое активно вторгается в жизнь, пытаясь установить свои законы. Конфликт старого и нового - один из основных в русской жизни того времени. Этот вечный конфликт занимает большое место в литературе XIX века, например, в таких произведениях, как «Отцы и дети», «Гроза». Но этим конфликтом не исчерпываются все коллизии комедии.
Среди героев грибоедовской пьесы, пожалуй, нет глупых людей, у каждого из них есть свой житейский ум, то есть представление о - жизни. Каждый из персонажей «Горя от ума» знает, что ему надо от жизни и к чему он должен стремиться. Например, Фамусов хочет прожить свою жизнь, не выходя за рамки светских законов, чтобы не дать повод быть осуждаемым могущественными светскими львицами, такими, как Марья Алексевна и Татьяна Юрьевна. Поэтому Фамусов так обеспокоен поисками достойного мужа для своей дочери. Цель жизни Молчалина - это тихо, пусть даже медленно, но верно продвигаться вверх по служебной лестнице. Он даже не стыдится того, что будет много унижаться в борьбе за достижение своих целей: богатства и власти («и награжденья брать, и весело пожить»). Он не любит Софью, а смотрит на нее как на средство для достижения своих целей.
Софья, как одна из представительниц фамусовского общества, начитавшись сентиментальных романов, мечтает о робком, тихом, нежном любимом, за которого она и выйдет замуж и сделает из него «мужа-мальчика», «мужа-слугу». Именно Молчалин, а не Чацкий подходит под ее мерки будущего мужа.
Итак, Грибоедов в своей комедии не только показывает, как безнравственны и консервативны типичные представители московского общества. Для него важно также подчеркнуть, что все они по-разному понимают жизнь, ее смысл и идеалы.
Если мы обратимся к заключительному действию комедии, то увидим, что каждый из героев оказывается несчастным в конце. Чацкий, Фамусов, Молчалин, Софья - все остаются со своим собственным горем. А несчастны они из-за своих неправильных представлений о жизни, неправильного понимания жизни. Фамусов всегда старался жить по законам света, старался не вызвать осуждения, неодобрения света. И что же он получил в конце? Его опозорила собственная дочь! «Ах! Боже мой! что станет Говорить княгиня Марья Алексевна», - восклицает он, считая себя несчастнейшим из всех людей.
Молчалин не менее несчастлив. Все его старания пропали даром: Софья уже ничем больше ему не поможет, а может быть, что еще хуже, нажалуется папеньке.
И у Софьи свое горе; ее предал любимый человек. Она разочаровалась в своем идеале достойного мужа.
Но самым несчастным из всех оказывается Чацкий, пылкий, вольнолюбивый просветитель, передовой человек своего времени, обличитель закоснелости, консервативности русской жизни. Самый умный в комедии, он не может со всем своим умом сделать так, чтобы Софья полюбила его. Чацкий, веривший только в свой ум, в то, что умная девушка не может предпочесть дурака умному, так сильно разочаровывается в конце. Ведь все, во что он верил - в свой ум и передовые идеи, - не только не помогло завоевать сердце любимой девушки, но, наоборот, оттолкнуло ее от него навсегда. Кроме того, именно из-за его свободолюбивых мнений фамусовское общество отвергает его и объявляет сумасшедшим.
Таким образом, Грибоедов доказывает, что причина трагедии Чацкого и несчастий остальных героев комедии - в несоответствии их представлений о жизни самой жизни. «Ум с сердцем не в ладу» - вот основной конфликт «Горя от ума». Но тогда возникает вопрос, какие представления о жизни истинные и возможно ли счастье вообще. Образ Чацкого, по-моему, дает отрицательный ответ на эти вопросы. Чацкий глубоко симпатичен Грибоедову. Он выгодно отличается от фамусовского общества. В его образе отразились типичные черты декабриста: Чацкий пылок, мечтателен, вольнолюбив. Но и его взгляды далеки от реальной жизни и не приводят к счастью. Может быть, Грибоедов предвидел трагедию декабристов, веривших в свою идеалистическую теорию, оторванную от жизни.
Таким образом, в «Горе от ума» несколько конфликтов: любовный, общественный, конфликт «века нынешнего» и «века минувшего», но основным, на мой взгляд, является конфликт идеалистических представлений о жизни и реальной жизни. Грибоедов был первым писателем, поднявшим данную проблему, к которой в дальнейшем будут обращаться многие писатели XIX. века: И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой.

Особенности конфликта в комедии А. Грибоедова «Горе от ума»

В двадцатые годы девятнадцатого века Россия была охвачена острой политической борьбой между реакционерами-крепостниками и прогрессивным дворянством, из среды которого впоследствии выйдут декабристы. Эти два противостоящих друг другу лаге-ря: «век нынешний» и «век минувший», конфликт между ними изображен А. С. Грибоедовым в своей ко-медии « ».

Александр Андреевич Чацкий — главный герой произведения, представитель прогрессивного дворян-ства, сторонник всего нового, что могло бы позволить стране двигаться вперед, своим поведением и образом мыслей резко отличается от окружающих его людей. Детство он провел в Москве, был нередким гостем в доме Фамусовых, полюбил их дочь Софью. Образова-ние получал сначала у гувернеров, как и многие моло-дые люди его сословия, потом уехал за границу. Име-нием своим интересуется мало, управляет им «оплош-но», поэтому состояние имеет небольшое. Чацкий некоторое время занимался государственной служ-бой, даже имел знакомство с министрами и успел по-бывать в армии.

Первое появление Чацкого в пьесе — по возвраще-нии его в Москву после нескольких лет отсутствия. «Чуть свет» он приезжает в дом Фамусовых, к Софье, чтобы признаться ей в пламенной любви, которую он пронес в своем сердце с юности. Этот поступок говорит нам о пылкой и страстной натуре Чацкого. Его чувст-ва не смогли охладить ни расставание с любимой, ни странствия. Его речь отличается меткостью выраже-ний, эмоциональностью, остроумием. Так отзывается о нем Софья: «Остер, умен, красноречив». Да и сам Фамусов рекомендует его как человека толкового: «...он малый с головой, И славно пишет, переводит».

Чацкий — представитель того периода в истории России, когда начинали формироваться взгляды бу-дущих декабристов. Он в своих эпиграммах обличает защитников самодержавия и крепостничества. Для него неприемлемы карьеризм, низкопоклонство, он сторонник истинного просвещения. Источником всех бед современной ему России он считает крепостное право. Чацкий с большим негодованием отзывается о помещиках-крепостниках: один променял верных слуг на борзых собак, другой, помещик-театрал,—

На крепостной балет согнал на многих фурах

От матерей, отцов отторженных детей?!

Заставил всю Москву дивиться их красе!

Но должников не согласил к отсрочке:

Амуры и Зефиры все,

Распроданы поодиночке!!!

Театр прогорел, и театрал-любитель распродал по-одиночке маленьких актеров. Помещики не считают за людей своих крепостных, они к ним жестоки и бес-пощадны.

Московское барство представлено в комедии как толпа бездушных, праздных и пошлых людей:

В любви предателей, в вражде неутомимых,

Рассказчиков неукротимых,

Нескладных умников, лукавых простаков,

Старух зловещих, стариков,

Дряхлеющих над выдумками, вздором...

Для Фамусова и его общества крепостное право — нормальное явление, оно соответствует интересам дворянства, способствует их обогащению и наживе. Даже жениха для своей дочери Фамусов ищет по принципу:

Будь плохонький, да если наберется

Душ тысячки две родовых,

Тот и жених.

К службе представители московского барства отно-сятся чисто формально, как к источнику обогащения. Полковник Скалозуб, человек грубый, вовсе не скры-вает, что целью его службы является получение чи-нов: «Мне только бы досталось в генералы...» .

Фамусов тоже служит не делу, а лицам, пристраи-вая на выгодные посты своих людей:

При мне служащие чужие очень редки;

Все больше сестрины, свояченицы детки...

Как станешь представлять к крестишку ли, к

местечку,

Ну как не порадеть родному человечку!

Низкопоклонство перед вышестоящими — это вер-ный путь к достижению всевозможных благ. Собст-венное мнение иметь совсем необязательно и даже вредно. Яркий пример тому — персона Молчалина, он покорно заявляет:

В мои лета не должно сметь

Свое суждение иметь.

Главное всюду успевать и угождать:

Там Моську вовремя погладит;

Тут впору карточку вотрет.

И такое поведение дает ему реальную надежду на построение успешной карьеры: «... дойдет до степеней известных, Ведь нынче любят бессловесных».

И, действительно, подобные люди могут подняться до больших карьерных высот и даже управлять госу-дарством. Чацкого искренне возмущает такое поло-жение вещей, он с негодованием восклицает:

Где, укажите нам, отечества отцы,

Которых мы должны принять за образцы?

Не эти ли, грабительством богаты?

Также противоположные точки зрения у Чацкого и фамусовского общества на вопрос просвещения. Фа-мусов видит в обучении своей дочери лишь возмож-ность для удачного замужества:

Чтоб наших дочерей всему учить, всему -

И танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам!

Чацкий сторонник распространения истинного обучения среди народа. Он выступает за укрепление в государстве русской культуры и за искоренение сле-пого подражания всему иностранному:

Воскреснем ли когда от чужевластья мод?

Чтоб умный, бодрый наш народ

Хотя по языку нас не считал за немцев...»

В России, по словам Чацкого, среди дворянства:

Господствует еще смешенье языков:

Французского с нижегородским.

Этот факт невежества вызывает в Чацком волну не-годования. Но его благородный протест просвещенно-го человека не находит поддержки среди барской Мо-сквы. Фамусов в просвещении видит опасность для государства, с которой нужно бороться как с болез-нью:

Ученье — вот чума, ученость — вот причина,

Что нынче пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

И хорошо было бы сделать последний шаг в борьбе с ученьем: «Забрать все книги бы да сжечь» .

Фамусовское общество проводит все свое время в пустых и праздных развлечениях. Служба для его представителей лишь средство к личному обогаще-нию, просвещение"— враг, несущий опасность их бла-гополучию.

Для Чацкого это общество чуждо, взгляды на жизнь, просвещение, службу диаметрально противо-положные. Что же удерживает героя в столь чуждом ему по духу обществе? Он остается здесь только из-за любви к Софье. Но, как выясняется, девушка уже ох-ладела к Чацкому и даже высказывает мнение о его сумасшествии.

Трагедия Чацкого — это трагедия умного, образо-ванного человека, стремящегося к движению вперед не только для себя, но и для страны, для русского на-рода. Он — выразитель новых идей, взглядов, непри-миримых с жизненными принципами людей «века минувшего». Наиболее точно охарактеризовал его роль в обществе И. Гончаров: «Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим... Чацкие живут и не переводятся в обществе... где длится борьба свеже-го с отжившим, больного со здоровым... Вот отчего не состарился до сих-пор и едва ли состарится когда-ни-будь грибоедовский Чацкий, а с ним и вся комедия ».

/ / / Основной конфликт комедии Грибоедова «Горе от ума»

В произведении автор показывает сразу несколько конфликтов. Это сложные взаимоотношения между героями, где присутствует обман, предательство, измена и последующее за ней разочарование, и раскаянье. Но самым главным конфликтом, является само отношение общества к главному герою Александру Чацкому. После вечернего мероприятия в доме Фамусовых, куда были приглашены все «свет общества», молодого человека стали считать – сумасшедшим.

Эти два конфликта тесно переплетаются друг с другом. Именно стала виновницей того, что о Чацком пошла «дурная» слава. Его «воинствующий» настрой и нестандартные взгляды на ситуацию в обществе, смутили девушку. Она упрекает мужчину за «непокладистость», несдержанные отзывы, об окружающих невольно сравнивая его с Молчалиным.

Молчалин, пытаясь угодить всем и всюду, так же был втянут косвенным образом в основной конфликт общества и Чацкого. Он выступает как обратный пример поведения Александра.

У большинства, секретарь Фамусова вызывает лишь умиление. Он как бы «сглаживает» острые углы своей покладистостью и мнимым «добродушием». На самом же деле мужчина выбрал строю тактику, быть всегда и во всем полезным. Задавшись этой целью, выполнял «прихоти» дочери Павла Фамусова, Софьи. Девушка же в силу своей наивности, восприняла «обходительного» кавалера, как потенциального жениха. На самом же деле Молчалину нравилась совершенно другая девушка, так же проживающая в доме Фамусовых. Ей оказалась служанка Лиза.

Же в свою очередь за счет сообразительности, в отличие от Чацкого, каждый раз предотвращает конфликт. Девушка старается «сгладить» острые углы и уходит от прямого ответа. Зачастую ей это удается.

Все же основным конфликтом становится отношение общества к новому мировоззрению и мнению Чацкого. Его осуждающие реи и агрессивный настрой против «процветающей» лести и лжи, для получения каких либо благ, будоражит все фамусовское общество. Для окружающих, такой «подход» к жизни, который пропагандирует мужчина, является не только неприемлемым, но и по истине сумасшедшим. Шокирующая правда, звучит, как оскорбление и воспринимается всеми «в штыки».

Чувство повышенной справедливости заставляет мужчину осудить даже поведение своего давнего друга. В разговоре с ним, Александр узнает, что тот женился и оказался «под каблуком» у собственной супруги. Видя картину происходящего, женщина тут же поспешила поучаствовать в беседе и освободить своего избранника от «революционных» напутствий Чацкого.

Фамусовское окружение вынесло свой вердикт. Над всеми высказанными фразами Александра, люди стали просто потешаться. Обе конфликтующие стороны, были абсолютно уверенны в своей правоте и слабоумии оппонента. Второстепенные персонажи добавляют картину происходящего своим появлением и наполняют ее характерными особенностями.

Грибоедов показывает своим произведением, как впоследствии разделится все общество, где каждый не считаясь с мнением окружающих, будет видеть лишь свою правду. Где дружить и даже выходить замуж будут не по любви, а только ради собственной выгоды. По другую же сторону «баррикады» всегда будут оставаться те, кто «обезумел» от происходящего и ни при каких обстоятельствах не станет идти в разрез своим желаниям, чести и совести.

Новаторство комедии «Горе от ума»

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» является новаторской. Связано это с художественным методом комедии. Традиционно «Горе от ума» считают первой русской реалистической пьесой. Главное отступление от классицистических традиций заключается в отказе автора от единства действия: конфликт в комедии «Горе от ума» не один. В пьесе сосуществуют и вытекают один из другого два конфликта: любовный и социальный. Целесообразно обратиться к жанру пьесы для выявления основного конфликта в комедии «Горе от ума».

Роль любовного конфликта в комедии «Горе от ума»

Как и в традиционной классицистической пьесе, в основе комедии «Горе от ума» лежит любовная интрига. Однако жанр этого драматического произведения – общественная комедия. Поэтому социальный конфликт главенствует над любовным.

Все же открывает пьесу любовный конфликт. Уже в экспозиции комедии прорисовывается любовный треугольник. Ночное свидание Софьи с Молчалиным в первом же явлении первого действия показывает чувственные предпочтения девушки. Также в первом явлении служанка Лиза вспоминает Чацкого, которого когда-то связывала с Софьей юношеская любовь. Таким образом, перед читателем разворачивается классический любовный треугольник: Софья – Молчалин – Чацкий. Но, как только Чацкий появляется в доме Фамусова, параллельно с любовной начинает развиваться социальная линия. Сюжетные линии тесно взаимодействуют друг с другом, и в этом заключается своеобразие конфликта пьесы «Горе от ума».

Для усиления комического эффекта пьесы автор вводит в нее еще два любовных треугольника (Софья – Молчалин – служанка Лиза; Лиза – Молчалин – буфетчик Петруша). Влюбленная в Молчалина Софья и не подозревает о том, что служанка Лиза ему куда милее, о чем он недвусмысленно Лизе намекает. Служанка же влюблена в буфетчика Петрушу, но боится признаться ему в своих чувствах.

Общественный конфликт в пьесе и его взаимодействие с любовной линией

В основу социального конфликта комедии легло противоборство «века нынешнего» и «века минувшего» – прогрессивного и консервативного дворянства. Единственным представителем «века нынешнего», за исключением внесценических персонажей, в комедии является Чацкий. В своих монологах он страстно придерживается идеи служения «делу, а не лицам». Ему чужды нравственные идеалы фамусовского общества, а именно стремление приспособиться к обстоятельствам, «подслужиться», если это поможет получить очередной чин или другие материальные выгоды. Он ценит идеи Просвещения, в разговорах с Фамусовым и другими персонажами защищает науку и искусство. Это человек, свободный от предрассудков.

Основной представитель «века минувшего» – Фамусов. В нем сосредоточились все пороки аристократического общества того времени. Пуще всего озабочен он мнением света о себе. После отъезда Чацкого с бала его волнует только «что станет говорить княгиня Марья Алексевна».

Он восхищен полковником Скалозубом, глупым и неглубоким человеком, который мечтает лишь «добыть» себе генеральский чин. Это его Фамусов желал бы видеть своим зятем, ведь Скалозуб обладает главным достоинством, признанным светом, – деньгами. С упоением Фамусов рассказывает о своем дяде Максиме Петровиче, который при неловком падении на приеме у императрицы был «высочайшею пожалован улыбкой». Восхищения, по мнению Фамусова, достойно умение дяди «подслужиться»: чтобы повеселить присутствующих и монарха, он упал еще два раза, но уже намеренно. Фамусов искренне побаивается прогрессивных взглядов Чацкого, ведь они угрожают привычному укладу жизни консервативного дворянства.

Следует обратить внимание на то, что столкновение «века нынешнего» и «века минувшего» это вовсе не конфликт отцов и детей «Горя от ума». Например, Молчалин, являясь представителем поколения «детей», разделяет взгляды фамусовского общества о необходимости заводить полезные знакомства и умело их использовать для достижения своих целей. Он питает такую же трепетную любовь к наградам и чинам. В конце концов, он общается с Софьей и поддерживает ее увлечение им только из желания угодить ее влиятельному отцу.

Софью, дочь Фамусова, нельзя отнести ни к «веку нынешнему», ни к «веку минувшему». Ее противостояние отцу связано только с ее влюбленностью в Молчалина, но не с ее взглядами на устройство общества. Фамусов, откровенно заигрывающий со служанкой, является заботливым отцом, но не является хорошим примером для Софьи. Молодая девушка довольно прогрессивна в своих взглядах, умна, не обеспокоена мнением общества. Все это и является причиной разногласий отца и дочери. «Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом!» – сокрушается Фамусов. Однако она и не на стороне Чацкого. Ее руками, а точнее словом, сказанным из мести, Чацкий изгнан из ненавистного ему общества. Именно Софья автор слухов о сумасшествии Чацкого. А свет с легкостью эти слухи подхватывает, ведь в обличительных речах Чацкого каждый видит прямую угрозу своему благополучию. Таким образом, в распространении слуха о безумии главного героя в свете решающую роль сыграл любовный конфликт. Чацкий и Софья сталкиваются не на идейной почве. Просто Софья обеспокоена тем, что бывший возлюбленный может разрушить ее личное счастье.

Выводы

Таким образом, главная особенность конфликта пьесы «Горе от ума» – наличие двух конфликтов и их тесная взаимосвязь. Любовная интрига открывает пьесу и служит поводом для возникновения столкновения Чацкого с «веком минувшим». Любовная линия помогает также фамусовскому обществу объявить своего врага безумным и обезоружить его. Однако социальный конфликт является основным, ведь «Горе от ума» – общественная комедия, цель которой – обличить нравы дворянского общества начала 19 века.

Тест по произведению



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама