THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Основной задачей литературы всегда была задача отношения и разработки наиболее актуальных проблем: в XIX веке была проблема поиска идеала борца за свободу, на рубеже XIX-XX веков – проблема революции. В наше время наиболее актуальной является тема нравственности. Отражая проблемы и противоречия нашего времени, мастера слова идут на шаг вперед своих современников, освещая путь к будущему.

Виктор Астафьев в романе «Печальный детектив» обращается к теме нравственности. Он пишет о будничной жизни людей, что типично для мирного времени. Его герои не выделяются из серой толпы, а сливаются с нею. Показывая простых людей, страдающих от несовершенства окружающей жизни, Астафьев ставит вопрос о русской душе, о своеобразии русского характера. Все писатели нашей страны так или иначе пытались решить этот вопрос. Своеобразен роман по содержанию: главный герой Сошнин считает, что эту загадку души мы придумали сами, чтобы отмолчаться от других. Особенности русского характера, такие, как жалость, сочувствие к другим и равнодушие к себе, мы сами в себе развиваем. Писатель пытается растревожить души читателя судьбами героев. За мелочами, описывающимися в романе, скрывается поставленная проблема: как помочь людям? Жизнь героев вызывает сочувствие и жалость. Автор прошел войну, и ему, как никому другому, знакомы эти чувства. Увиденное на войне вряд ли может оставить кого-то равнодушным, не вызывать сострадания, душевной боли. Описываемые события происходят в мирное время, но нельзя не почувствовать сходство, связь с войной, ибо показанное время не менее тяжелое. Вместе с В. Астафьевым мы задумываемся над судьбами людей и задаемся вопросом: как мы дошли до такого? Название «Печальный детектив» мало о чем говорит. Но если вдуматься, то можно заметить, что главный герой действительно похож на печального детектива. Отзывчивый и сердобольный, он готов откликнуться на любую беду, крик о помощи, пожертвовать собой ради блага совершенно незнакомых людей. Проблемы его жизни напрямую связаны с противоречиями общества. Он не может быть не печальным, потому что видит, какова жизнь людей, окружающих его, каковы их судьбы. Сошнин не просто бывший милиционер, он приносил пользу людям не только по долгу службы, но и по зову души, у него доброе сердце. Астафьев через название дал характеристику своему главному герою. События, описанные в романе, могли бы происходить и сейчас. В России простым людям всегда было нелегко. Не указано время, события которого описаны в книге. Можно только догадываться, что это было после войны,

Астафьев рассказывает о детстве Сошнина, о том, как он рос без родителей у тети Лины, потом у тети Грани. Описывается и период, когда Сошнин был милиционером, ловил преступников, рискуя жизнью. Сошнин вспоминает о прожитых годах, хочет написать книгу об окружающем его мире.

В отличие от главного героя, Сыроквасова далеко не положительный образ. Она типичный деятель современной художественной литературы. Ей поручено выбирать, чьи произведения печатать, а чьи нет. Сошнин всего лишь беззащитный автор, находящийся под ее властью среди многих других. Он еще в самом начале своего пути, но он понимает, за какое неимоверно трудное дело взялся, как слабы еще его рассказы, как много возьмет у него, ничего не дав взамен, литературный труд, на который он обрек себя.

Читателя привлекает образ тети Грани. Ее терпимость, доброта и трудолюбие достойны восхищения. Она посвятила свою жизнь воспитанию детей, хотя своих у нее никогда не было. Никогда тетя Граня не жила в достатке, не имела больших радостей и счастья, но она отдавала все лучшее, что у нее было, сиротам.

В конце роман переходит в рассуждение, раздумье главного героя о судьбах окружающих его людей, о беспросветности существования. В своих подробностях книга не имеет характер трагедии, но в общих чертах она заставляет задуматься о грустном. Писатель часто за, казалось бы, обыденным фактом личных отношений видит и чувствует гораздо больше. Дело в том, что в отличие от остальных он анализирует собственное чувство глубже и всестороннее. И тогда единичный случай возводится в общее начало, превалирует над частным. В мгновении выражается вечность. Несложный на первый взгляд, небольшой по объему роман таит в себе очень сложное философское, социальное и психологическое содержание.

Мне кажется, что к «Печальному детективу» подходят слова И. Репина: «В душе русского человека есть черта особого, скрытого героизма… Он лежит под спудом личности, он невидим. Но это – величайшая сила жизни, она двигает горами… Она сливается всецело со своей идеей, «не страшится умереть». Вот где ее величайшая сила: «она не боится смерти».

Астафьев, по-моему, ни на минуту не выпускает из поля зрения нравственный аспект бытия человека. Этим, пожалуй, его творчество привлекло мое внимание.

В. П. Астафьев является писателем, в чьих произведениях отражена жизнь людей XX века. Астафьев - человек, которому известны и близки все проблемы нашей подчас нелегкой жизни. Виктор Петрович прошел войну рядовым, знает все тяготы послевоенной жизни. Я думаю, что он со своей мудростью и опытом относится к тем людям, к советам и наказам которых нужно не только прислушиваться, а стараться выполнять их. Но Астафьев не выступает в роли пророка, он просто пишет о том, что ему близко и что волнует его.

Хотя произведения Виктора Петровича относятся к современной русской литературе, проблемам, которые в них часто поднимаются, уже не одна тысяча лет. Вечные вопросы добра и зла, наказания и справедливости уже давно заставили человека искать на них ответы. Но это оказалось делом очень сложным, потому что ответы кроются в самом человеке, а в нас переплелись добро и зло, честность и бесчестье. Имея душу, мы часто бываем равнодушными. У всех есть сердце, но нередко нас называют бессердечными.

В романе Астафьева «Печальный детектив» поднимаются проблемы преступления, наказания и торжества справедливости. Тема романа - нынешняя интеллигенция и нынешний народ. В произведении рассказывается о жизни двух небольших городков: Вейска и Хайловска, о людях, живущих в них, о современных нравах. Когда говорят о маленьких городах, в сознании возникает образ тихого, мирного места, где жизнь, наполненная радостями, течет медленно, без особых чрезвычайных происшествий. В душе появляется чувство умиротворения. Но ошибается тот, кто так думает. На самом деле жизнь в Вейске и Хайловске течет бурным потоком. Молодые люди, напившись до такой степени, когда человек превращается в животное, насилуют женщину, которая годится им в матери, а родители оставляют ребенка запертым в квартире на неделю. Все эти картины, описанные Астафьевым, приводят читателя в ужас. Становится страшно и жутко от мысли о том, что исчезают понятия честности, порядочности и любви. Описание этих случаев в виде сводок является, на мой взгляд, важной художественной особенностью. Слыша каждый день о различных происшествиях, мы порой не обращаем внимания, а собранные в романе, они заставляют снять розовые очки и понять: если это произошло не с тобой, то не значит, что это тебя не касается.

Роман заставляет задуматься над своими поступками, оглянуться назад и посмотреть, что ты сделал за прожитые годы. После прочтения задаешь себе вопрос: «А что я сделал доброго и хорошего? Замечал ли я, когда человеку рядом со мной было плохо?» Начинаешь задумываться над тем, что равнодушие является таким же злом, как и жестокость. Я думаю, что поиск ответов на эти вопросы является целью произведения. В романе «Печальный детектив» Астафьев создал целую систему образов. Автор знакомит читателя с каждым героем произведения, рассказывая о его жизни. Главным героем является оперативный работник милиции Леонид Сошнин.

Он - сорокалетний мужчина, получивший несколько ранений при исполнении служебных обязанностей, - должен уйти на пенсию. Уйдя на заслуженный отдых, он начинает писать, пытаясь разобраться, откуда в человеке так много злости и жестокости. Где она у него копится? Отчего вместе с этой жестокостью существует в русских людях жалость к арестантам и равнодушие к самим себе, к соседу - инвалиду войны и труда? Главному герою, честному и смелому оперативному работнику, Астафьев противопоставляет милиционера Федора Лебеду, который потихонечку служит, переходя с одной должности на другую. На особо опасных выездах он старается жизнью не рисковать и предоставляет право обезвреживать вооруженных преступников своим напарникам, и не очень важно, что у напарника нет табельного оружия, потому что он недавний выпускник милицейского учнлища, а у Федора есть табельное оружие. Ярким образом в романе является тетя Граня - женщина, которая, не имея своих детей, отдавала всю любовь детям, игравшим около ее дома на железнодорожной станции, а затем детям в Доме ребенка.

Часто герои произведения, которые должны вызывать отвращение, вызывают жалость. Урна, превратившаяся из женщины, занимавшейся самодеятельностью, в пьяницу без дома и семьи, вызывает сочувствие. Она орет песни и пристает к прохожим, но становится стыдно не за нее, а за общество, отвернувшееся от Урны. Сошнин говорит о том, что ей пытались помочь, но ничего не получилось, а теперь на нее просто не обращают внимания.

Есть в городе Вейске свои Добчинский и Бобчиндкий. Астафьев даже не изменяет фамилии этим людям и дает характеристику им цитатой из «Ревизора» Гоголя, опровергая тем самым известное изречение о том, чтр ничто не вечно под луной. Все течет, все изменяется, а такие люди остаются, меняя одежду XIX века на модный костюм и рубашку с золотыми запонками XX века. Есть в городе Вейске и свое литературное светило, которое, сидя в своем кабинете, «окутавшись сигаретным дымом, дергалось, елозило на стуле и сорило пеплом».

Это Сыроквасова Октябрина Перфильевна. Именно этот человек, описание которого вызывает улыбку, двигает вперед и дальше местную литературу. Эта женщина решает, какие произведения печатать. Но не все так плохо, ведь если есть зло, то существует и добро.

Леонид Сошнин мирится с женой, и она снова к нему возвращается вместе с дочерью. Немного грустно оттого, что помириться их заставляет смерть соседки Сошнина, бабушки Тутышихи. Именно горе сближает Леонида с Лерой. Чистый лист бумаги перед Сошни-ным, который пишет обычно ночью, является символом начала нового этапа жизни семьи главного героя. И хочется верить, что дальнейшая их жизнь будет счастливой и радостной, а с горем они справятся, потому что будут вместе.

Роман «Печальный детектив» - захватывающее произведение. Хотя читать его трудно, потому что слишком страшные картины описывает Астафьев. Но такие произведения нужно читать, потому что они заставляют задуматься над смыслом жизни, чтобы не прошла она бесцветно и пусто.

Мне понравилось произведение. Я много важного вынесла для себя, многое поняла. Я познакомилась с новым писателем и точно знаю, что это не последнее произведение Астафьева, которое я прочитаю.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Сочинение по роману Астафьева «Печальный детектив» III вариант . И в закладках появилось готовое сочинение.

Виктор Петрович Астафьев (1924—2001). Книги В. Астафьева «Царь-рыба» (1976), «Печальный детектив» (1986) отличаются острой постановкой проблем экологии природы и экологии души.

«Царь-рыба»: анализ произведения

«Царь-рыба» — книга о человеке и его отношениях с миром людей и природы, наполненная мудрыми обобщениями. Писатель говорит о том, что сотворенное человеком зло возвращается к нему, жизнь мстит за нарушение справедливости. Автор обращается к библейским истинам и находит им подтверждение в сегодняшней реальности. Он говорит об одиночестве человека, о трагичности его существования, о его незащищенности в этом мире.

Одна из важнейших тем в этом произведении — тема человека и природы. Хищническое отношение к природе — браконьерство — определяет суть человеческого характера и руководит им и в семье, и в обществе. Жертвами браконьера становятся его близкие и общество в целом. Он сеет вокруг себя зло. Таков в книге Командор. Писатель обращает наше внимание на то, что многие люди не воспринимают браконьерство как волчью философию жизни. В их глазах удачливый браконьер — герой и победитель, а победа будто бы списывает грехи. Автор убедительно показывает, что это далеко не так, расплата за надругательство над природой и человеческими законами настигнет любого.

Книгу «Царь-рыба» В. Астафьева называют романом. С этим можно согласиться, имея в виду главный идейно-смысловой стержень произведения — мысль о единстве человеческого и природного мира, о философском подтексте жизни, где бывает мало случайного. Жанровая особенность этого произведения в том, что оно состоит из воспоминаний, новелл, былей — жизненных историй, не имеющих общего сюжета. Этот на первый взгляд разнородный материал объединен общим настроением, неспешным рассмотрением человеческих судеб, отдельных поступков, происшествий, которые лишь вначале выглядят случайными. Писатель как бы прозревает судьбы своих героев, видит скрытую связь «случайностей», чувствует веяние над героями высшей силы, Божьего суда.

Все герои «Царь-рыбы» прямо связали свою жизнь с природой. Это охотники-промысловики, это жители поселка на берегу великой реки Енисея, занимающиеся браконьерством, это рыбаки-любители, это случайные люди, это те, кто вернулся в родные места после долгих скитаний. Каждый вмещает в себе целый мир, каждый интересен автору — наблюдателю и рассказчику.

Дочитав книгу до конца, думаешь о том, что браконьерство — распространенное явление в жизни. Но и расплата за него жестокая. Только часто расплачивается вместе с виноватым и кто-то другой... Так писатель осмысливает жизнь современного человека, философски сводит причины и следствия. Психология разрушения оборачивается трагедиями, непоправимыми бедствиями. Иногда под влиянием каких-нибудь драматических обстоятельств или случайностей человек начинает догадываться о высшем смысле своей жизни и судьбы, догадывается, что приходит час расплаты за грехи всей жизни. Этот мотив в «Царь-рыбе» звучит в разных вариантах, неназойливо, по-философски спокойно.

В главе «Царь-рыба» изображен Игнатьич, старший брат Командора, ничуть на него не похожий, такой же браконьер, еще более удачливый. И попалась ему царь-рыба, огромная осетрина, в которой одной черной икры — два ведра! Попалась, запуталась на самоловных крючках. «Упускать такого осетра нельзя. Царь-рыба попадается раз в жизни, и то не всякому якову». Дед когда-то учил: лучше отпустить ее, этак незаметно, будто нечаянно. Но Игнатьич решил брать рыбину за жабры, и весь разговор. Ударил обухом по голове, оглушил, но огромная рыбина пришла в себя, забилась, рыбак оказался в воде, сам напоролся на крючки-самоловы, они впились в тело. А рыба острием носа уперлась «в теплый бок … и с мокрым чавканьем вбирала внутренности в раззявленный рот, точно в отверстие мясорубки». И рыба, и человек истекали кровью. На краю сознания Игнатьич стал уговаривать рыбу умереть. Еле держась руками за край лодки, опираясь на борт подбородком, сам в воде, стал припоминать, за какие грехи его топит царь-рыба. Подумалось, что это оборотень. Вспомнилась погибшая племянница Тайка. Может, она в смертный час звала отца, дядю? Где они были? На реке. Не слышали. Вспомнился еще грех, преступление против девушки в молодости. Думал, что праведной жизнью отмолит прощение.

Такие истории, в которых человек и природа сходятся в смертельном поединке, осмысливаются писателем как философия жизни. Природа не безразлична к делам человека. Где-то когда-то настигнет расплата за хищничество, за жадность. Во многих главах «Царь-рыбы» проходят непрямые, иносказательные цитаты из Библии, призыв и научение человеку быть осмотрительнее, разумнее. Писатель напоминает старую истину о том, что человек не один в мире и что свою жизнь должен строить в согласии с совестью. Надо не портить подаренный Богом мир и не засорять свою душу злобой, завистью, жестокостью, разрушением. Когда-то за все придется ответить.

Глубина философского осмысления мира — человека и природы — ставит писателя В. Астафьева на особое место в современной литературе. Многие его книги — это философская проза с отчетливо выраженной гуманистической позицией. Мудрое, терпимое отношение к человеку нашего жестокого века выражается и в спокойно-раздумчивой интонации произведений писателя, эпической и одновременно лирической повествовательности.

«Печальный детектив»: анализ

«Печальный детектив» (1986) рассказывает о драматической судьбе следователя Сошнина, отчаявшегося в борьбе с пороками и преступлениями изломанных, раздавленных жизнью людей. Он видит бесперспективность и даже бесполезность своей работы и после мучительных колебаний оставляет свою должность, видя большую пользу для общества в деятельности писателя, когда, изображая реальность, он докапывается до истоков зла. Сошнин, а вместе с ним и автор, ставят под сомнение склонность русского человека (особенно женщины) к всепрощению. Он считает, что зло может быть искоренено (он имеет в виду пьянство и бесперспективность существования), если, с одной стороны, не создавать для него почву в самом обществе. С другой стороны, зло должно быть наказано, а не прощено. Эта общая формула в жизни имеет, конечно, множество вариантов и конкретных форм реализации. Писатель встает на защиту общечеловеческих нравственных норм, утверждая ценность человека и его духовность как приоритетную.

«Астафьев выложил такие кровоточащие черты, куски, выложил с такой беспощадностью, что невольная реакция – отвернуться, забыть, не знать. Нельзя, шок нужен. Без него не проснуться»

Михаил Дудин.

Литература всегда живо реагирует на изменения в обществе. В семидесятые годы В. Шукшин, когда мы застеснялись таких слов, как порядочность, совесть, доброта, сказал: «Нравственность есть правда». Понадобилось еще десять лет, чтобы появились такие книги, как «Белые одежды» Дудинцева, «Печальный детектив» Астафьева, «Пожар» Распутина.

Писатели говорят горькую правду миллионам людей. Как жить дальше? С какими людьми идти? С такими, как Сошнин, или против? Сейчас человека определяют его воля и желание открыто быть с теми, кто идет в открытую, борется, набивает шишки, но остается человеком.

«Дата создания «Печального детектива»: 1983 – 1985 годы. Роман этот отличается от всех других. Издатели, знавшие о нем, торопили. «Давай с ходу», - говорили они. Так и вышло, напечатали роман быстро – за три недели. И все-таки напрасно я так быстро отдал роман. Надо было еще с годик полежать этой книжке. Поостыть. Но обстоятельства жизни и сама жизнь требовали, чтоб я быстрее отдал эту работу на суд читателей.

Детектив получился жестким, плотным. Кое-где я действовал напрямую, информационно, надеясь на хорошо подготовленного читателя. Зачем ему информация о том, что всходило солнце, закат сиял, пели птички, листья шевелились? Обо всем этом так хорошо написано в нашей литературе. Да и дух вещи этого не требовал.

Отзывы разные. Одни читатели, их меньшинство, взбешены, раздражены. Другие пишут: «Что, вам книга показалась страшной? Но это цветочки. Сейчас я расскажу а ягодках». Судя по отзывам, роман попал в десятку».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Петренко В.М. учитель русского

Языка и литературы МБОУ СОШ №1

Ст.Азовской Северского района

УРОК ПО РОМАНУ

В. П. Астафьева «Печальный детектив»

Оформление: портрет В.П. Астафьева; два высказывания о романе:

«В романе – вся жизнь – грязь, все намалевано черными красками»

Из письма читателя

«Астафьев выложил такие кровоточащие черты, куски, выложил с такой беспощадностью, что невольная реакция – отвернуться, забыть, не знать. Нельзя, шок нужен. Без него не проснуться»

Михаил Дудин.

Учащимся заранее даны вопросы к уроку:

  1. Кто Л. Сошнин – борец за правду или вечный неудачник?
  2. Зло многолико. Покажите на примере.
  3. Как раскрывается тема детства и материнства в романе? С какими персонажами

Она связана?

  1. Оптимист ли Сошнин? Одинок ли?
  2. Чья оценка романа вам ближе – письмо читателя или высказывание М.Дудина?

Почему?

Первый ученик:

Литература всегда живо реагирует на изменения в обществе. В семидесятые годы В. Шукшин, когда мы застеснялись таких слов, как порядочность, совесть, доброта, сказал: «Нравственность есть правда». Понадобилось еще десять лет, чтобы появились такие книги, как «Белые одежды» Дудинцева, «Печальный детектив» Астафьева, «Пожар» Распутина.

Писатели говорят горькую правду миллионам людей. Как жить дальше? С какими людьми идти? С такими, как Сошнин, или против? Сейчас человека определяют его воля и желание открыто быть с теми, кто идет в открытую, борется, набивает шишки, но остается человеком.

Второй ученик:

Что есть правда? Астафьев сказал: «Правда – самое естественное состояние человека, ее не выкрикнуть, не выстонать, не выплакать, хотя в любом крике, в любом стоне, песне, плаче она стонет, плачет, смеется, умирает и рождается, и даже когда ты привычно лжешь себе или другим – это тоже правда, и самый страшный убийца, вор, неумный начальник, хитрый и коварный командир – все это правда, порой неудобная, отвратительная. И когда великий пожт со стоном выкликнул: «Нет правды на земле. Но правды нет и – выше», - он не притворялся, он говорил о высшей справедливости, о той правде, которую в муках осмысливают люди и в попытке достичь ее высот срываются, погибают, разбивают свои личные судьбы, но, как альпинисты, лезут и лезут по отвесной скале. Постижение правды есть высочайшая цель человеческой жизни».

Первый ученик (приводит цитату из давнего интервью с В. Астафьевым):

«Последние мои вещи вам показались злыми, желчными? Нет, злым я никогда не был. Даже в худшую пору своей жизни. Но и добреньким быть уже не могу. Надоело писать про цветочки, надоело пташек воспевать. До того довоспевался, что ни коростеля, ни жаворонка, ни перепелки. Всех потравили. Вороны да сороки остались».

Второй ученик:

«Дата создания «Печального детектива»: 1983 – 1985 годы. Роман этот отличается от всех других. Издатели, знавшие о нем, торопили. «Давай с ходу», - говорили они. Так и вышло, напечатали роман быстро – за три недели. И все-таки напрасно я так быстро отдал роман. Надо было еще с годик полежать этой книжке. Поостыть. Но обстоятельства жизни и сама жизнь требовали, чтоб я быстрее отдал эту работу на суд читателей.

Детектив получился жестким, плотным. Кое-где я действовал напрямую, информационно, надеясь на хорошо подготовленного читателя. Зачем ему информация о том, что всходило солнце, закат сиял, пели птички, листья шевелились? Обо всем этом так хорошо написано в нашей литературе. Да и дух вещи этого не требовал.

Отзывы разные. Одни читатели, их меньшинство, взбешены, раздражены. Другие пишут: «Что, вам книга показалась страшной? Но это цветочки. Сейчас я расскажу а ягодках». Судя по отзывам, роман попал в десятку».

Учитель (вступление ):

«Леонид Сошнин возвращался домой в самом дурном расположении духа. И хотя идти было далеко, почти на окраину города, в железнодорожный поселок, но он не сел в автобус – пусть ноет раненая нога, зато ходьба его успокоит и он обдумает все и решит, - что ему говорили в издательстве, обдумает и рассудит, как ему жить дальше и что делать».

Вопрос: Так кто же такой Л. Сошнин – борец за правду или вечный неудачник? (Можно сказать, что и то, и другое. Ведь от него ушла жена, в него дважды стреляли.

Но он борец. Даже после первого его посещения издательства, после разговора с мадам Сыроквасовой, он уходит с верой: «Да шут с ней! Ну, дура! Ну, уберут ее когда-нибудь!»

Вопрос: В книге развернута тема зла. Но зло многолико. Есть явное, ечть скрытое. Это относится к так называемым осторожным людям. Покажите примеры. (Теща Сошнина, Ф. Лебеда, его жена Тамарка, Добчинский и Бобчинский).

Первый ученик:

Еще в 1974 году. Когда вышла книга «Царь – рыба», Астафьев выразил свое отношение к детям. Вот оно: «Дети. Но ведь когда –то они останутся одни, сами с собой. И с этим прекраснейшим и грозным миром, и ни я, ни кто другой не сможет их греть и оберегать. Часто мы долдоним: дети - счастье, дети – радость, дети – свет. Но дети – это еще и мука наша. Вечная наша тревога. Дети – это наш суд на миру, наше зеркало, в котором совесть, ум, честность – все видно. Дети могут нами закрыться, мы ими никогда. И еще: какие бы они ни были – большие, умные, сильные, - они всегда нуждаются в нашей защите. И как подумаешь: вот скоро умирать, кто примет их? Кто поймет? Простит? Ах, если б возможно было оставить детей со спокойным сердцем, у успокоенном мире».

Вопрос: Какие персонажи связаны с темой детства? (Тетя Граня, тетя Лиина, Тутышиха, мать Юльки.)

«Мать часто болела, рожать ей было нельзя, и она с помощью родов надеялась оздороветь и оздоровела настолько, что стала ежегодно кататься на курорты с мужем и без мужа, и однажды не вернулась». (Выступление ученика.)

Первый ученик:

«Природа заложила в нас инстинкт притяжения людей. Семья. И в конце романа Астафьев подчеркивает эту мысль: МУЖ и ЖЕНА.

«От родителей-то и переданы друг дружке люди со своей жизнью, характером, и в семье они должны будут пройти вместе до могилы. Душа отдыхает только тогда, когда отдыхает характер, а где, как не дома, может отдохнуть весь человек, ломающий себя на разных службах и работах?

И Сошнин тихо встает, идет к столу – перед ним лист чистой бумаги».

Вопрос: Оптимист ли Сошнин? Одинок ли? (С первых страниц книги и до заключительных страниц романа мы видим, что Сошнин – оптимист и что с ним его друзья – Лавря – казак, дядя Паша и жена Лерка, которая унаследовала от отца черту надежности – не бросать человека в трудную минуту).

Тяжело на душе у Леонида Сошнина. Но надо жить, несмотря на «болевые» дни.

«Ахиллесово сердце» Леонида Сошнина… Очень ранимое, изболевшееся, иногда отчаявшееся, но борющееся.)

Так что же с нами происходит?

«Он понимал, что среди прочих непостижимых вещей и явлений ему предстоит постигнуть малодоступную, до конца никем еще не понятую и никем не объясненную штуковину, так называемый русский характер, русскую душу. И надо будет прежде всего себе доказать и выяснить на белой бумаге, а на ней все видно, обнажиться до кожи, до тайных неприглядных мест.

Может быть, объяснит он в конце концов хотя бы самому себе, отчего русские люди извечно жалостливы к арестантам и зачастую равнодушны к себе, соседу – инвалиду труда, войны? Готовы последний кусок отдать осужденному и кровопускателю, отобрать у милиции злостного хулигана и ненавидеть соквартиранта за то, что забывает выключить свет в туалете. Вольно, куражливо, удобно живется преступнику среди такого сердобольного народа, и давно ему так в России живется».

Вот так постоянно терзают тяжелые думы Сошнина. Когда мы позволили прорваться злу? Откуда это в нас?


  1. Развивать умение осознанно вчитываться в текст и навыки самостоятельного анализа художественного произведения.
  2. Вовлечь учащихся в размышления над морально-этическими проблемами, поставленными в романе.
  3. Использовать воспитательные возможности для развития у учащихся отзывчивости, неравнодушного взгляда на действительность.
  4. Раскрыть содержание понятий (совесть, экология).

Проблемы: Общество давно мучается над вопросом о том, что мешает нам жить по совести. Где, когда и как мы переступили нравственную норму, как совесть? Как совмещать эти понятия: совесть и экология.

Звоните, звоните,
Кричите, ведите,
Россию мою разбудите.
Г. Нигириш “Колокола России”.

(сборник “Я душу открываю вам…” г. Губаха, 1993 г.)

На доске слова:

“Нельзя заново возделать русское поле,
Не возделывая души человеческие…
И тут огромная роль принадлежит литературе”.

Оборудование:

  1. Портрет В.П. Астафьева.
  2. Фонозапись “Колокольный звон”.
  3. Слайды.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Отчего не смолкает колокол? Отчего все чаще в разных городах становятся слышны колокольные звоны? А оттого, что писатели с большой художественной силой утверждавшие нетленность простых законов нравственности, видят, что люди не очень-то следуют этим законом. Беззаконие и закон для некоторых мудрецов размыли дамбу: было не положено – стало положено, было нельзя – стало можно, считалось позор, грех почитается за ловкость и доблесть!

Давно замечено, что сильная литература появляется в тревожное время. Именно литература в такой период принимается за обновление личности. Это произведения Чингиза Айтматова, Василя Быкова, Валентина Распутина, Виктора Астафьева и др.

Сегодня у нас урок – размышление по роману В. Астафьева “Печальный детектив” (сообщается тема, цель, проблема, эпиграф).

Послушайте отрывок из стихотворения Н.А. Некрасова.

“Несжатая полоса”, написанное в 1854 году (отрывок читает подготовленный заранее ученик)

Поздняя осень. Грачи улетели,
Лес обнажился, поля опустели.
Только не сжата полоска одна…
Грустную думу наводит она.
Кажется, шепчут колосья друг другу:
“Скучно нам слушать осеннюю вьюгу,
Скучно склоняться до самой земли,
Тучные зерна купая в пыли!
Нас, что ни ночь, разоряют станицы
Всякой пролетной прожорливой птицы,
Заяц нас топчет, и буря нас бьет…
Где же наш пахарь? Чего еще ждет?”.

Учитель: Находите ли вы что-то общего между этим стихотворением и произведением “Печальный детектив?”

Ученик: Та же печаль осени, общая печаль жизни, которая навевается со страниц произведения.

Учитель: Актуальны слова Лермонтова:

“Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее – иль пусто, иль темно!”

Печальную картину представляет заброшенный дом: стены в подтеках, выбиты стекла, двери. Но во много раз страшнее бесхозяйственность и запустение в жилище, где нет стен и окон, а есть задымленное тысячами заводских труб небо, варварски вырубленные леса, отравленные ядовитыми стоками реки и озера (демонстрируются слайды).

А жить в нем не только нам, но и тем, кто будет после нас.

Как же предотвратить беду, нависшую над нашими домами, имя которому – планета земля? Этим и занята наука экология – это одна из проблем романа.

Послушайте сообщение ученика о том, как понимают ученые, писатели значение термина экология.

Сообщение ЭКОЛОГИЯ.

  1. По греч. “ойкас” - дом, жилище.“логос” - понятие, учение.
  2. “Экология - миропонимание, включающее в себя и осознанное отношение ко всему сущему, и активную защиту его. Только внимательное, бережное отношение каждого из нас, всех землян к окружающему миру может стать гарантией здоровья природы, а значит, и жизни человека”. (Азбука экологии М. Ланина).
  3. Экология - область человеческих знаний и прав, направленных на взаимоотношение организмов и окружающей средой.

(Печальная хроника в романе, атмосфера печали, вбирающей весь хлам уголовной хроники. Печален и главный герой романа Леонид Сошнин, ему печально, что рушатся устои, на которых извечно держалась доброта, рвутся связи, требующие ответственности, совести. Родители бросают своих детей дома или отдают бабушкам на воспитание. Безразличие молодых к своим детям, да и откуда в них будет доброта и ответственность за чужую судьбу, если с малых лет они обделены теплом и лаской. Печаль писателя вызвана и тем, какая экология. Сожаление и горечь вызывает и то, что лучшая черта человека - добросердечие превращается во всепрощенчество. А самое главное, отмечает автор, что люди настолько обвыклись с пропастью, отделяющей их от природы, человека от человека, что просто перестали принимать ее во внимание).

Учитель: Послушайте отрывки из ваших мини-сочинений о том, как вы понимаете, что такое совесть:

  • “Совесть - это честность”;
  • “Это твой личный судья и помощник”;
  • “Мерило нравственной чистоты”;
  • “Второе я”;
  • “Это размышления о своих поступках”;
  • “Это чувство, удерживающее человека от плохих поступков и преступлений”;
  • “Помогает в решении проблем, закладывается с ранних лет, так мучает порой меня”;
  • “Без совести человеку свободней”;
  • “Она еще никому не навредила”;
  • “С совестью жить человеку в наше время труднее”.

Прочитаем объяснение в “Толковом словаре” (читает ученик):

Совесть - чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом. (Решайте дело сами, как говорит вам ваша совесть, как требуют от вас ваши убеждения. Чершышевский. Если бы я менее был совестен… Я меньше страдал. А.И. Тургенев).

(Все действия происходят на фоне природы. Сошнин, возвращаясь домой, видит свой город: “...рынок... с перекосившимися фанерными буквами на дуге “Добро пожаловать”, пьяную женщину по прозвищу Урна”.

“С катящейся по маневровой горке платформы вылетела плохо закреплённая горбылина и ударила тётю Граню по голове...”.

“Однажды... Сошнин дежурил с нарядом милиции за железнодорожным мостом, где шло массовое гулянье по случаю Дня железнодорожника... во дни гуляний загаживали прибрежные кустарники, ближние деревья сжигали в кострах. Иногда, от возбуждения мысли подпаливали стога сена и радовались пламени, разбрасывали банки, тряпки, набивали стёкла, сорили бумагой, обёртками фольги, полиэтилена” - привычные картины культурно-массового разгула.

“Сверху мело, хлюпало всюду, текло, бежала не ручьями, не речками, как- то бесцветно сплошно, плоско, неорганизованно: лежала, кружилась, переливалась из лужи в лужу, из щели в щель. Всюду обнаруживался прикрытый было мусор: бумага, окурки, раскисшие коробки, трепыхающийся на ветру целлофан”.

Экология помогает нам понять то, как живут люди, как отдыхают, какие их души).

(В духовном слиянии с природой, а значит, и в обеспечении мер,способствующих её сохранению).

Какие эпизоды в романе навели вас на размышления?

(Потрясает эпизод: “Добрый молодец, 22 лет от роду, откушав горячительного, пошёл гулять по улице и заколол мимоходом трёх человек. Сошнин патрулировал, попал на горячий след убийцы..., но молодец - мясник ни убегать, ни прятаться и не собирался - стоит у кинотеатра и лижет мороженое - охлаждается после горячей работы. Руки вытер о куртку, нож под замочек спрятал... отдохнёт - зарежет ещё кого-нибудь”. Но поражает то, как реагировали граждане, когда “взяли” мясника: “Что делают! Что делают, гады?! “Ну, легавые! Ну, милиция! Эко она нас бережёт! Это середь бело дня, средь народа. Такой мальчик! Кудрявый мальчик!” Шофёр, недавно работающий в милиции, не выдержал: “Попались бы вы этому кудрявому мальчику!”

В отделении спрашивают:

За что ты убил людей, змеёныш?

А хари не понравились! - беспечно улыбнулся.

В следующем эпизоде, когда Сошнин возвращался домой, у него устала и ныла нога, но хотелось скорее поесть, полежать.., но вот компания из трёх человек, “привязались” к нему, прошедшему мимо, требуя поздороваться:

Здравствуйте, орлы боевые! - произнес Сошнин.

Какие мы тебе орлы? А ну извинись, скотина! Людей не замечаешь!

Ну что ж, извините, парни, если чем вас прогневил.

Что это “ну что ж...?” Извиняйся чётко, отрывисто, внятно.

Далее Леонид “прыжком миновал футболиста, свалил модника, вогнал кулаками футболиста под лестницу... коротким ударом в сплетение вышиб дых...” то есть “вышиб на улицу..., долго потом стоял возле лестницы, не зная куда себя девать?”

“ Откуда это в них? Откуда? Ведь все трое из трудовых семей.

Все трое ходили в садики пели: “ С голубого ручейка....”

В школе: “ Счастье - это радостный полёт!”

В вузе или ПТУ: “Друг всегда уступить готов…”

Втроём на одного.... Откуда это? Пытается понять пэтэушников, которые недавно разгромили в Вейске приготовленный к сдаче жилой дом. Сами на нём практику проходили, работали, и сами свой труд уничтожили.

Или: “Привезли на кладбище покойника..., поплакали..., выпили крепко - от жалости.

Пять порожних бутылочек было потом обнаружено в могиле. Новая ныне куражливая мода - над могилой жечь денежку, желательно пачку, швырять вослед уходящему бутылку с вином - авось опохмелиться горемыке... Бутылок-то... набросали в яму, но вот родителя опустить в земельку забыли... Несколько дней лежал сирота - покойник - измыло бедолагу дождём.

Учитель: Задайте вопросы, на которые вы бы хотели услышать ответ, обсудить, поспорить.

(Звучат вопросы учащихся, идет обсуждение).

Какую связь приводит писатель между семьёй человека и тем, каким он становится? (Астафьев недаром подробно говорит о воспитании Леонида Сошнина. Автору дорога мысль преемственности поколений и чувстве благодарности, которое должно быть у каждого человека по отношению к своим родителям. Печально, что эта традиция предается забвению).

- Какие герои воплощают жизненный идеал писателя.

(Идеал - это совесть, неравнодушие, бескорыстие - всё это воплощено в Л. Сошнине. Это человек, который противостоит злу не только по службе, но и по совести. Писателю дорого его качество - чувствовать себя ответственным за зло. Тётя Граня, тётя Лина, Маркел Тимофеевич воплощают жизненный идеал писателя. Добросердечие, великодушие, умение чувствовать свою вину за тех, кто ошибся. Автор ценит чуткость и скромность, с сожалением и горечью говорит, что лучшая черта русского человека - добросердечие - превращается во всепрощенчество. Писатель готов отстаивать добросердечие, но не тогда, когда оно помогает процветать бесчеловечной жестокостью. Леониду Сошнину предстояло постигнуть “малодоступную, никем не объяснённую штуковину - русский характер, русскую душу. Автор ссылается на Ницше и Достоевского, полагая, что столетия назад “почти достали до гнилой утробы человека”. Но, по его мнению, смещение нравственных критериев произошло в наше время).

Каково мнение критики по поводу этого романа?

Сообщение ученика: Кажется, нет ни одного журнала, который бы не откликнулся на это произведение, видимо, писатель задел больной нерв.

Кривицкий: “Суровая и горькая книга”.

Корякин: “Астафьев выворотил и выложил перед нами такие кровоточащие куски, выложил с такой беспощадностью и болью, что первая невольная реакция - отвернуться, забыть, не знать”.

“В литературной газете” можно выделить два противоположных полюса.

Одни: “Где выискал писатель этот Вейск, населённый преступниками, насильниками и негодяями?

Другие заявляли: “То, что написали вы, это ещё что. Вот я вам сейчас расскажу...”

“Это не роман, это крик
изболевшейся души: “Доколе!”

Звучит колокольный звон (на фоне которого делаются выводы.)

Учитель: Всё в романе работает на то, чтобы ясно слышалось всем: “Доколе!”

Роман каждой страницей держит в напряжении, ни на минуту не даёт расслабиться. Вопросов больше, чем ответов. Он заставляет спросить себя: “Не причастен ли и ты к тому, что происходит в Вейске, “В тёмном царстве”. Писатель намечает луч света: “Да это же тот свет!”

(В финальном символическом сне он, Леонид Сошнин, протягивает руку к своей дочке).

Значит, от нас и только от нас зависит, долго ли будет ещё звучать колокол тревоги?!

(Заранее подготовленный ученик читает стихотворение Галины Нигириш “Колокола России”).

Галина Нигириш - “Колокола России”.

Громили, крушили.
Лежали, молчали,
Покрылись печалью.
Подняли, сложили,
Отлили, слепили,
И вновь воскресили.
И вновь колокольный
Раздельный, привольный
Российский, престольный.
О, слёзы России,
Чисты, как росинки,
Вы в звонах российских.
Спадают с небес,
Очищают окрест,
А руки - во крест,
Мольба, образа,
Глаза - в небеса,
И снова слеза.
Звоните, зовите,
Кричите, ведите,
Россию мою разбудите!

Учитель: И тут огромная роль принадлежит литературе: “Нельзя заново возделать русское поле, не возделывая души человеческие”.

Список литературы.

  1. В. Астафьев. Жизнь прожить (Печальный детектив). М., Современник, 1986 г.
  2. Сб. “ Я душу открываю вам...”, г. Губаха, 1993г.
  3. М.С. Лапатухин. Школьный толковый словарь русского языка.
  4. М., Просвещение, 1981г.
  5. Н.А. Некрасов. Стихотворения и поэмы., М., ХЛ., 1980 г.
  6. М.Ю. Ланин. Азбука экологии.


THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама