THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Идеалы романтизма, которые были необычайно популярны в Европе начала ХІХ века, нашли живой отклик в душе русского поэта М.Ю.Лермонтова. Он перенес их и в свое творчество, создав настоящие литературные шедевры, среди которых особое место занимают романтические поэмы. Сам поэт имел мятежную душу и всю свою недолгую, но яркую жизнь стремился к независимости, остро ощущая несправедливость окружающего его общества. Именно поэтому в своем произведении «Мцыри» он сумел с большой достоверностью и глубиной изобразить трагедию свободолюбивой личности, которая стремится вырваться из неволи даже ценой собственной жизни.

В основе сюжета поэмы «Мцыри» лежит трагическая судьба юноши-горца, который еще маленьким мальчиком был пленен русским генералом. Не перенеся «трудов далекого пути», ребенок заболел и остался в монастыре. Казалось бы, уединенное место и благожелательность монахов должны были успокоить мальчика и приучить его к новой жизни. Но он воспринимал монастырь как свою тюрьму и постоянно смотрел на восток, туда, где остался его родной аул. Тоска по родине не отпускала Мцыри, и он мечтал хоть ненадолго вернуться к близким, вольным, как орлы, людям.

Самое большое желание Мцыри – «узнать, для воли иль тюрьмы» он пришел в этот мир. Как и положено персонажу романтической поэмы, он протестует против неволи и бежит из монастыря. Вскоре оказывается, что ему суждено насладиться свободой только в течение трех дней. Но Мцыри не жалеет об этом, потому что для него жизнь «без этих трех блаженных дней» была бы лишена смысла.

Романтики считали, что полнота жизни измеряется не количеством прожитых дней, а их качеством. Мцыри всего за три дня тоже испытал многое. Он смог почувствовать себя храбрым воином, победил в схватке с барсом, пережил влюбленность в “деву гор”. Но главное – юноша понял, что если бы не плен, он был бы «не из последних молодцов». Мцыри оказался мужественной, исключительной личностью, как этого и требуют особенности романтической поэмы.

Еще одна характерная особенность таких произведений – это исключительные обстоятельства, в которых действует герой. Лермонтов изображает экзотическую природу Кавказа, которую он сам очень любил. Мцыри видит «горные хребты, причудливые, как мечты», «груды тёмных скал». Он готов обняться с бурей, ловить руками молнии, не боится, когда «миллионом черных глаз» на него смотрит темнота ночи. Гармония природы, её величие противопоставлены сумрачным стенам монастырских келий, в которых царит атмосфера покорности и смирения.

Путь героя на родину оказывается трагическим, и это тоже вписывается в особенности романтического произведения, потому что романтики верили в рок, судьбу. Мцыри суждено вернуться в монастырь, и он не может изменить роковое стечение обстоятельств. Но зато герой может сделать для себя главный выбор: жить в неволе или умереть. Мцыри выбирает смерть.

Таким образом, основная идея лучшей романтической поэмы Лермонтова заключается в прославлении свободолюбивой личности, в полном отрицании смирения и рабства. Конечно, Лермонтов понимал, что абсолютная свобода для человека - это всего лишь идеал. Но, изображая трагическую судьбу Мцыри, поэт заставлял читателей поверить в то, что к этому идеалу нужно стремиться.

Рассматривая поэму Лермонтова «Мцыри» как романтическое произведение, имеет смысл вспомнить прежде всего основные черты, свойственные любому романическому произведению. Во-первых, это перенесение внимания на главного героя, его мысли, ощущения и переживания. Во-вторых, это реализация в тексте главного принципа романтизма: изображение необычного героя в необычных обстоятельствах. В-третьих, делая главной задачей передачу романтического бунта героя, автор часто небрежно обращается с фактами, вообще мало уделяет внимания окружающему миру.

Пейзаж «Мцыри» как элемент романтической поэмы

В «Мцыри» выполняются все из перечисленных условий. Для своего произведения Лермонтов выбирает экзотическое место действия: монастырь на Кавказе. Благодаря этому он может построить романтический контраст: душные, тесные стены монастыря, в которых томится Мцыри – и величественная природа Кавказа, виднеющиеся вдали горы, непроходимые леса, струящиеся горные потоки. Причудливость, нестандартность пейзажа – вот чем наполнена каждая строка: «Я видел горные хребты,/ Причудливые, как мечты». Перед нами вырисовывается загадочная картина, к тому же Кавказ как для Лермонтова, так и для его соотечественников был символом вольности, свободы (вспомним другое стихотворение Лермонтова о Кавказе: «Быть может, за хребтом Кавказа Укроюсь от твоих царей, От их всевидящего глаза, От их всеслышащих ушей»). Именно к этой свободе и стремится главный герой. Справедливо заметить, что горы, наравне с морем, являются одним из самых характерных для романтизма пейзажей.

Необычный герой «Мцыри»

Сам герой, описанный Лермонтовым, также необычен. Проанализировав его, можно доказать, что поэма «Мцыри» романтическая.

О жизни Мцыри рассказывается очень мало. Это как раз и является чертой романтического произведения: окутать героя тайной. Как он рос и воспитывался – все это остается за рамками повествования. Не дано даже подробного описания внешности Мцыри. Зато очень подробно изображаются три кульминационных дня, когда герой получает наконец-таки желанную свободу. Это важно, поскольку именно в этот момент Мцыри раскрывается как романтический герой-бунтарь, не понятый окружающим миром (в данной ситуации – монастырем).

Сама природа его бунта не до конца ясна и объяснена. Как говорит сам Мцыри, он «знал одной лишь думы власть, одну - но пламенную страсть». И страсть эта была – побег. Но откуда мог юноша, которому на момент повествования вряд ли есть двадцать лет, узнать о жизни на воле? Привезенный в монастырь совсем ребенком, он практически не помнит прежней жизни, и его стремление к свободе идет не от рационального – воспоминаний, желания вернуть прошлое, а от иррационального. То есть, от глубинного желания вольной жизни без всяких запретов свойственного именно романтическому герою.

Романтизму как направлению свойственно четкое разделение мира на две стороны, на черное и белое, на правильное и неправильное. Этот же максимализм отображается и в герое произведения Лермонтова. Мцыри убежден, что жизнь возможна только на свободе. И, оставаясь до конца верным своим убеждениям, он умирает, вернувшись в монастырь. Убивают его не полученные в схватке с барсом раны, а жажда свободы, выраженная в поэме в образе пламени: «И он прожег свою тюрьму».

Здесь же, в стремлении Мцыри вырваться прочь из монастырских стен, реализуется еще одна черта романтизма: желание человека сменить неестественную среду на естественную. В монастыре Лермонтов (а вслед за ним и его герой) видел среду не естественную для человека. «Вернулся я к тюрьме моей» – вот как о нем отзывается Мцыри. И это темница не только для одного Мцыри, нет, образ можно рассматривать шире, как темницу земного бытия для вольного человеческого духа. В конце поэмы герой разрывает связывавшие его оковы и обретает свободу, но уже не в этом, а в ином мире. Смерть героя, отметим, также весьма характерна для романизма.

Композиционное построение поэмы

Черты романтизма в поэме «Мцыри» проявляются и в композиционном построении поэмы: повествование сосредоточено на одном, важнейшем эпизоде из жизни Мцыри, и в виде лирической исповеди героя. Форма исповеди является классическим приемом для романтических произведений. Внимания заслуживает и эпизод борьбы с барсом, который критики выделяют как ключевой в поэме. В нем Мцыри раскрывается как бесстрашный боец, как настоящий герой, достойный своих диких и неустрашимых предков. Пусть побег Мцыри не увенчался успехом, но выбранный автором кульминационный момент говорит об обратном: его героя уже ничто не в силах сломить. Он победил, и победа его – победа романтика.

Исходя из проведенного анализа, мы можем однозначно рассматривать «Мцыри» как романтическую поэму. В ней изображен нестандартный герой в нестандартных обстоятельствах, и все произведение в целом строится на изображении романтических переживаний Мцыри. А сильный, мятежный и страстный образ героя, созданного Лермонтовым, неизменно находит отклик у читателей.

Факты, описанные в данной статье, будут полезны ученикам 8 классов при написании сочинения на тему ««Мцыри» как романтическая поэма».

Тест по произведению

«Мцыри» — поэма романтическая. В ней необычно все: обстановка, в которой происходит действие, само действие и, конечно, герой.

Герой поэмы — Мцыри, неслужащий монах. Шес-тилетним мальчиком попадает он в монастырь, где и проходит вся его жизнь, вдали от дома, от близких, от мирских удовольствий. Так Лермонтов создает ис-ключительные обстоятельства, в которых живет его герой. Душные кельи, постоянное одиночество — все это хорошо знакомо Мцыри. Необычно не только то, что местом действия поэт выбрал монастырь, но и то, где этот монастырь находится. Лермонтов рисует Гру-зию, цветущую «в тени своих садов». Величественные горы и окружающий их лес — картина действительно романтическая.

Сбежавшему из монастыря Мцыри открывается мир во всей его полноте и красе. Он наконец попадает в «чудный мир тревог и битв, где в тучах прячутся скалы, где люди вольны, как орлы». Воображение Героя поражают пышные поля, обрамленные лесами холмы, «грудь темных скал», горные хребты, курящиеся «в час утренней зари». Мастерски созданный Лермонтовым романтический пейзаж помогает лучше постичь чувства героя, после долгих лет заключения увидевшего эту красоту.

С огромной тоской вспоминает Мцыри свое отечество: аул, возвращающиеся с пастбищ табуны, убеленных сединой важных старейшин, блеск кинжалов, горную речку. Поэтично нарисованная картина кавказского быта также говорит о романтизме поэмы. Лермонтов, хорошо знающий Кавказ, создает в поэме образ молодой грузинки и «обряжает» ее, христианку по вере, в чадру. Ведь так она выглядит куда более загадочно и романтично.

Во многом способствует созданию романтической обстановки и введение в поэму боя с барсом. Лермонтов заимствовал этот эпизод из грузинского фольклора. Победа Мцыри, конечно, гиперболизирована, но описание битвы выглядит в общем контексте произведения очень органично.

Герой поэмы, полный пламенных страстей, обнажает свою душу исповеди. Исповедь Мцыри - это большая часть поэмы, и именно она способствует созданию такого яркого романтического образа. Используя форму откровения, поэт стремится глубже «рассказать душу» героя, и поэма приобретает необыкновенную психологичность. Лермонтов детально изображает все переживания Мцыри. Для этого он щедро использует многочисленные художественные приемы.

За несколько глотков свободы герой готов отдать две жизни в монастыре. Покой и тишина не могут заменить ему красоту мира и разрушенные юношеские мечты. Он одинок и стремится к жизни, полный «тревог и битв», стремится познать, «для воли иль тюрьмы на этот свет родились мы». Тюрьма для Мцыри не только монастырь, но и весь тот уклад спокойной и размеренной жизни, который несовместим с пред-ставлениями о ней пылкого и страстного юноши. Стремясь к своей цели, герой мужественно превозмо-гает многие трудности. Он переносит страдание голо-да, смело бросается в бой со зверем, пробирается сквозь колючий терновник. В трудную минуту Мцы-ри не ищет людской помощи. Он считает себя чужим для всех. «И если б хоть минутный крик мне изме-нил — клянусь, старик, я б вырвал слабый мой язык», — признается герой.

Высоко оценивал образ Мцыри В. Г. Белинский. «Что за огненная душа, что за могучий дух» что за ис-полинская натура у этого мцыри!» — писал он. Кри-тик считал героя поэмы идеалом Лермонтова, «отра-жением в поэзии тени его собственной личности».

Поэма заканчивается, как и положено романтиче-скому произведению: Мцыри находится на пороге смерти. Он завещает похоронить себя там, откуда ви-ден Кавказ. Герой не раскаивается в содеянном и не отступает от своих мечтаний.

М. Ю. Лермонтов вошел в русскую литературу как продолжатель традиций Пушкина. Однако, по словам Белинского, он внес в национальную литературу не-что особенное, оригинальное, так называемый «лер-монтовский элемент». «Все дышит самобытною и творческою мыслью», — писал критик о его поэзии.

Романтизм -это одно из основных литературных направлений XIX века. Главное в романтизме-это духовное,творческое становление личности,стремящейся к идеалу,через вымышленные события,на фоне бушующих эмоциональных страстей.Поэма Мцыри-это одно из ярчайших произведений русского романтизма.
Лермонтов отклонился от канонов классицизма,ввёл вольное композиционное построение произведений.Действие поэмы не происходит в одном месте,за один день и одними лицами.Поэма охватывает три дня жизни Мцыри,смена пейзажей,предыстория,побег,встреча грузинки,бой с барсом,возвращение,
исповедь.Нарушены главные принципы классицизма,поэтому поэма -это яркое произведение романтизма.
Основа произведения романтизма-это конфликт между реальным миром и вымышленным,идеальным миром.Реальный мир Мцыри-это монастырь,его тюрьма,а он рвётся на свободу,не зная,что это такое,но мечтая об этом.
Конфликт Мцыри-это оторванность его от реально мира,где он живёт и грёзы о вымышленном мире свободы,где он никогда не был.
Драматический сюжет-главный герой одинок и несчастен,стремление к идеалу приводит к трагедии сильной личности.Мцыри мечтает о свободе,он стремится в вымышленный мир,для него идеал-это его родные места,память о них,а на деле-он пленник,заточённый в монастырь.Борец,сильная личность погибает-это трагедия Мцыри.
Использование ярких,эмоциональных средств художественной выразительности,передающих человеческие страсти.Лермонтов использует яркие эпитеты,передающие душевное состояние Мцыри,олицетворяет природу с живым существом,метафоры, описывающие монастырь,состояние монаха,после исповеди Мцыри,сравнения дают нам образ страсти юноши.
Авторское отношение к действительности выражено через главного героя-бунтаря.Мцыри и есть герой -бунтарь,рвущийся на свободу.Он пленник души,но его дух вырывается наружу и он обретает покой.Всё происходящее мы видим глазами юноши,мы ощущаем природу,страсти,боль,разочарование через ощущения юноши.
Чувства на первом месте,отрицание рациональности,разумности,на фоне природных явлений.Разум Мцыри пленён идеей о свободе,он пленник своих мечтаний.Страсти бушуют на фоне природы,гроза,ночь,небеса,ветер-буйство стихии,как выражение чувств Мцыри.Его побег неразумен,он теряет путь и возвращается назад в тюрьму,но разум молчит,его гонит душа,жаждущая свободы.
Исповедь беглеца потрясает,три дня сделали юношу по-настоящему свободным.Его бунтарский дух вырвался из тела покорного пленника.Мцыри-настоящее дитя природы,он рвётся на свободу.Открытие,что он вернулся туда,откуда бежал,убивает свободолюбие юного горца.Мцыри сдаётся,его дух сломлен.Но он счастлив,он увидел за три для столько,сколько не видел за всю свою жизнь.
Жизнь Мцыри коротка,три дня свободы и обретение покоя.Мцыри умирает в согласии с собой,его дух свободен,его могила смотрит на горы родного Кавказа,ветер качает акации и доносит звуки далёкой Родины.

Дата добавления: 18 Декабря 2013 в 16:58
Автор работы: Пользователь скрыл имя
Тип работы: сочинение

Скачать в ZIP архиве (12.00 Кб)

Вложенные файлы: 1 файл

Скачать файл

МЦЫРИ.docx

- 14.56 Кб

"Мцыри" – поэма русского романтизма.

Одна из вершин художественного наследия является поэма «Мцыри». Она отражает влюбленность автора в горный Кавказ. Именно он потряс воображение впечатлительного ребенка. Оставшиеся впечатления, побудили поэта к раскрытию мужественного характера героя, каким является поэма «Мцыри». В поэме главный герой сильно приближен к современности. Судьба горца, который рвется к свободе из плена, но не получившего её, была очень близка тому поколению. На мой взгляд, романтизм поэмы заключается в удачном создании яркого и живого образа, как Мцыри - одинокого, живущего мечтой и ищущего гармонии с природой.

Мы знакомимся с Мцыри в монастыре, куда он попадает еще ребенком, плененным русским генералом. Именно тогда в ребенке развился дух его предков, сделав его гордым и непокорным. Прошло время, Мцыри привык к плену и стал понимать чужой язык. Внезапный побег юноши в одну из осенних ночей подарил ему несколько дней счастья, а монахам – непонимание его поступка. Монастырь для него становится тюрьмой, всю свою жизнь юноша хотел вырваться на свободу. Поэма не раскрывает до конца стремления героя. Мужество и стойкость Мцыри с наибольшей силой проявляется в битве с барсом.Сумрачный и одинокий он раскрывает свою “душу” в исповеди, после этого воспринимается как герой романтических поэм. Строки о несчастливом детстве Мцыри помогают глубже понять переживания и мысли героя. Сама форма исповеди характерна для романтических поэм и связана со стремлением глубже раскрыть свою душу.

Создание Лермонтовым образ гордого и непокорного юноши невозможно забыть. Даже потеря надежды перед смертью не смогла сломить волю одинокого и гордого героя:


Краткое описание

Одна из вершин художественного наследия является поэма «Мцыри». Она отражает влюбленность автора в горный Кавказ. Именно он потряс воображение впечатлительного ребенка. Оставшиеся впечатления, побудили поэта к раскрытию мужественного характера героя, каким является поэма «Мцыри». В поэме главный герой сильно приближен к современности. Судьба горца, который рвется к свободе из плена, но не получившего её, была очень близка тому поколению.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама