THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Дали миру философию, риторику, астрономию и множество наук? Это все результаты развития греческой культуры.

Культура Древней Греции - уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности человечества. Всего три поколения деятелей культуры Древней Греции создали искусство высокой классики, заложили основы европейской цивилизации и образы для подражания на многие тысячелетия. Усвоив культурный опыт Египта и Вавилона, Древняя Греция определила свой собственный путь как в социально-политического развитии общества, так и в философских поисках и художественно-эстетическом осмыслении мира.

В Древней Греции существовали «научно-исследовательские центры», очень развитые для своего времени: огромные библиотеки (в Пергаме, Александрии и других городах) и инженерные сооружения (например, знаменитый Александрийский морской маяк на острове Фарос).

Античная культура не была отягощена азиатской традицией, хотя древним грекам и были знакомы достижения культуры как Древнего Египта, так и народов Востока. Антропологическое противоречие духа и тела решено было античной культурой в пользу последнего, придав ей «телесный» стиль. Современные исследователи иногда усматривают корни этой «телесности» в античном рабстве. В рабовладельческом обществе ни полноценность человека, ни сам человек не могли быть поняты, а потому человек и его духовная жизнь осмысливались по типу физических тел или вещей. Так конструируется все античное мировоззрение: наука, религия, философия и искусство.

Античный гуманизм прославляет лишь культ тела - физическое совершенство человека, но субъектность личности, ее духовные возможности еще не раскрыты. Эталоном гармонии была телесная развитость человека. Даже греческие боги - прежде всего вечные совершенные тела. Отсюда вытекает соразмерность пропорций греческой архитектуры, расцвет скульптуры. Показательным выражением телесности античного гуманизма было исключительное положение физической культуры в системе общественного воспитания.

Масло оливы - символ Древней Греции, разменная монета и предмет гордости, дар Афины. Его употребляли в пищу, им освещали помещения, умывались и натирали тело как средством для увлажнения кожи в сухом климате. Трепетное отношение к оливе и оливковому маслу сохранилось в Греции и поныне.

Однако в античном обществе признавалась биосоциальная природа человека, закрепленная в формуле Аристотеля : «Человек - животное общественное». Тело осмысливалось как эстетический символ греческого города-государства, «полиса». Древние греки пытались через тело и благодаря ему воспитывать в себе соответственно гармонические духовные качества, усматривая в нем наличие чувства и ума в их взаимном единстве и противоречии, но слабое развитие индивидуальности личности не позволило греческой культуре отразить высоты проявления человеческой эмоциональности и духа.

Возвеличивая тело, в целом античные искусство и культура, как и на Востоке, решали противоречие между личным и общественным в пользу последнего. Личность считалась полезной обществу лишь благодаря своим гражданским добродетелям. Противоречия объекта н субъекта как сторон человеческой личности можно назвать главным нервом античной культуры. Если во взаимоотношениях с социумом личность находила какой-то выход, то по отношению к судьбе и личность, и общество были лишь объектами, слепыми орудиями Рока.

Знаменитый «греческий профиль» (нос, плавно переходящий в высокий лоб без обозначения переносицы) почти не встречается в реальной жизни и считается художественной условностью, придуманной древнегреческими мастерами.

Идея неумолимости Рока тесно связана с античным рабством, ибо в античном мире свободные люди мыслили себя рабами общего мироустройства. Единичные прорывы человеческого духа в античной культуре не стали парадигмой античного мировоззрения, не выразили его сути. Культура Греции - древняя культура, но как и любая другая культура, она в свое время претерпела изменения. По мере того как развивалось общество, какие проблемы становились на его пути, приходилось перерабатывать и переосмысливать образы и сюжеты мифов и придавать им новое содержание. Например, во времена расцвета греческих государств-полисов представления греков о богах уже сильно разнились от тех сказочных, полунаивных представлений, какие были во времена Гомера.

Так, образ капризного и злоупотребляющего властью Зевса превратился в мудрого, разумного правителя мира. Наиболее наглядно перемены в греческой духовной культуре проявляются в период развития дионисийского и аполлонического культа. Так, например, бог Дионис символизировал для греков самосознание человека, живущего в таинственном, но полном опасностей мире дикой природы. Греки еще не проводили анализ природы, поэтому мир, в принципе, непонятный человеку, был подвластен богам, и законом в нем являлся произвол богов, символизирующих необъяснимые силы природы.

Одной из популярнейших в Древней Греции игр был «коттаб»: участники пиров выплёскивали остатки вина из своих кубков, стараясь попасть в цель.

Однако этот мир вызывал у греков не только страх, они пытались ощутить счастье от принадлежности к мистическому миру и раствориться в хаосе. Кроме того что Дионис был незаконнорожденным богом, отчего должен был бороться за право пойти в числе олимпийских богов и.за повсеместное установление своего культа, он был ущемлен в правах, подобно человеку, и должен был их отстаивать. Не последней деталью для процветания культа Диониса явилось и то, что орудием этого бога было опьянение, не знающее преград, которое пробуждает душу и открывает ей ту сторону жизни, где нет препон и подчинений.

Именно подобного выхода за рамки собственной ограниченности и трепета перед магическим миром добивались греки во время праздников, посвященных богу Дионису. На этих празднествах греки погружались в природу дионисийского мира. Они желали оргий, экстаза, безумия, которые унесут душу во дворец Всепоглощающей Любви, воспринимая ее, по-видимому, глубинной сущностью мироздания. Страной с высокоразвитой древней культурой, сыгравшей огромную роль в становлении и развитии мировой культуры, является античная Греция, где возникновение рабовладельческого общества, а одновременно философии, относится к VII-VI вв. до н. э. и связано с распадом первобытного патриархально-родового уклада жизни, которому соответствовало мифологическое мышление.

Слово «лауреат», обозначающее победителя конкурса, означает «увенчанный лаврами». Лавровый венок у эллинов был наградой победителю в Пифийских играх, им увенчивали «любимцев Аполлона» - поэтов. Лавру приписывали и пророческий дар: его ели жрецы, чтобы узнать будущее.

Мифология - эта форма общественного сознания, способ понимания природной и социальной действительности на ранних стадиях общественного развития. Наиболее характерная черта религиозных представлений древних греков до рабовладельческого общества (VII-VI вв. до н. э.) заключается в отражении родовых связей в форме мифа, тотемизма и культа предков. Мифологический образ человеческого мышления объективно был отражением реальной родовой общественно-экономической практики. Памятниками древнегреческой мифологии считаются «Илиада» и «Одиссея» Гомера, сочинения Гесиода «Теогония» и «Труды и дни», отражавшие образ мышления человека родового общества.

В основе мифологической культуры Древней Греции лежит материально-чувственный или одушевленно-разумный космологизм. Космос понимается здесь как абсолют, божество, но античные боги - это не что иное, как те идеи, которые воплощаются в Космосе, то есть законы природы, управляющие им. Космос выступает как абсолют (нет того, что его создало) и как произведение искусства. Представление греков о мире сводится к представлению о нём как о театральной сцене, где люди - актёры, а всё вместе (мир и люди) - порождение Космоса.

На Балканском полуострове и близлежащих островах расположена Греция. Она граничит со многими странами и Республиками, например: Албанией, Болгарией, Турцией и Республикой Македонией. Просторы Греции омываются Эгейским, Фракийским, Ионическим, Средиземным и Критским морями.

Слово "грек" появилось во времена Римской империи. Так называли греческих колонистов Южной Италии. Позже так стали называть всех жителей Греции, на тот момент - эллинов. До средних веков греки жили по своим правилам и устоям, оказав большое влияние на развитие Европейской культуры. Но с переселением влахов, славян, албанцев их жизнь несколько изменилась.

Народы, населяющие Грецию

На сегодняшний день Греция является этнически однородно страной - жители говорят на общем языке, но также знают английский. По численности людей, проживающих на территории страны, Греция занимает 74 место в мире. Что касается веры, то практически все греки исповедуют православие.

Самыми заселенными городами Греции являются: Афины, Салоники, Патры, Волос и Ираклион. Горных и холмистых районов в этих городах достаточно, но люди предпочитают жить на побережье.

Смешение кровей началось в начале нашей эры. В 6-7 вв. н. э. славяне заняли большую часть греческих территорий, с этого момента, они стали частью греческой народности.

В Средние века Грецию заполонили албанцы. Несмотря на то, что Греция в этот момент была подвластна османской Турции, влияние этого народа на этническую составляющую было невелико.

А в середине 20 в. Грецию заполонили турки, македонцы, болгары, цыгане и армяне.

Огромное количество греков живут за границей, но все же сохранились народные греческие общины. Они находятся в Стамбуле и Александрии.

Нужно отметить, что на сегодняшний день 96% населения Греции - греки. Лишь на границах можно встретить представителей других народов - славянское, валашское, турецкое и албанское населения.

Культура и быт народов Греции

На Греческую культуру и быт повлияло много факторов, но есть вещи, которые остались неизменными со времен Древней Греции.

Дома Древней Греции делились на мужскую и женскую половину. Женская часть была доступна только для близких родственников, а в мужской части находились гостиные.

Греки никогда не придавали особого значения одежде. Она всегда была простой и неприглядной. Лишь по праздникам можно одеть праздничный костюм, украшенный узорами или сшитый из благородной ткани.

(Греки за столом )

Греки испокон веков были очень гостеприимным народом. Они всегда были рады нежданным гостям и незнакомым путешественникам. Как и во времена Древней Греции, сейчас не принято садится за стол в одиночестве, поэтому люди приглашают друг друга на завтраки, обеды и ужины.

Греки очень любят детей и тратят много сил и времени на то, чтобы их воспитать, дать хорошее образование и сделать их физически сильными.

Что касается отношений в семье, то мужчина - добытчик, а жена - хранительница домашнего очага. В Древней Греции не имело значения - есть ли рабы в семье, женщина все равно принимала участие в домашних делах.

(Греческая бабушка )

Но условия современности вносят свою лепту в жизнь греков. И все равно, они стараются чтить культуру, соблюдать религиозные традиции и по возможности носить национальную одежду. В обычном мире это простые европейские люди, носящие деловые костюмы или профессиональную форму.

Несмотря на то, что жители Греции слушают западную музыку, смотрят кассовые фильмы и живут, как многие, им все равно удается придерживаться своей культуры. Каждый вечер на улицах, в тавернах проходят праздники с вином и национальными песнями.

Традиции и обычаи народов Греции

У каждой национальности есть свои обычаи и традиции. Греки не являются исключением. Начать стоит с того, что в Греции ежегодно отмечают 12 праздников на уровне государства.

Одним из этих праздников является Греческая Пасха. В этот день люди устраивают масштабные гуляния. День Независимости и Благовещение сопровождаются военными парадами во всех городах Греции. Также греческой традицией стал рок-фестиваль Rockwave. Мировые рок-группы съезжаются в эту страну, чтобы дать уличный концерт. Стоит посетить Винные и Лунные Фестивали, которые проходят летом.

Большая часть обычаев связано, конечно, с религией. Например, если грек болеет или ему нужна Божья помощь, он дает обет, заключающийся в том, что он отблагодарит святого.

Также есть обычай подносить святым малую модель того, что они просили уберечь от зла или сохранить - фотографии или рисунки машин, домов близких людей и т.п.

Каждый город, регион, поселок Греции имеет свои традиции и обычаи. Они очень похожи между собой. Но главное то, что каждый житель этой страны считает должным и правильным их соблюдать.

Древние греки создали своеобразный тип цивилизации и культуры, ставший отправной точкой развития западноевропейского общества. На Востоке под давлением цивилизации человек «превратился в колесо громадной машины, в которой смотрел на себя, как на пылинку перед бесконечным. В Греции же он подчинял себе свои учреждения... воспользовался ими, чтобы гармонически развить всего себя; он мог... соединять в себе множество разнородных дарований так, что ни одно из них не мешало притом другому, быть... мыслителем и писателем, не став книгоедом и кабинетным затворником... поклоняться своим богам, не замыкаясь в догматические формулы, не сгибаясь под тиранией никакой сверхчеловеческой силы...» (И. Тэн). Природная любознательность и способность улавливать самые тонкие отношения и оттенки стали предпосылками необычайной творческой продуктивности древних греков.

Уникальность культуры и характера необыкновенно одаренного народа не в последнюю очередь была обусловлена географическим своеобразием Средиземноморья. Красивая благодатная природа, умеренный климат способствовали формированию у древних греков стремления к уравновешенности, созданию определенных и ясных образов, культа меры и гармонии. Разнообразие ландшафта и природных ископаемых, море и берег, удобные для судоходства, благоприятствовали развитию торговли, интенсивному культурному обмену, а географическая автономность отдельных областей облегчала становление полисной системы.

Культура Древней Греции прошла в своем развитии несколько периодов: крито-микенский, или эгейский (III тыс. - XII в. до н.э.); царский, или гомеровский (XI-VIII вв. до н.э.);архаический (VII-VI вв. до н.э.); классический (V - первая треть IV в. до н.э.), эллинистический (последние две трети IV-I в. до н.э.).

Попытаемся выделить наиболее характерные особенности древнегреческой культуры и цивилизации в целом.

Общая характеристика древнегреческой культуры и цивилизации

Древнегреческая культура сформировалась на базе специфической цивилизации, причудливо сочетавшей в себе свободу и рабство. Рабство не было изобретением античности. Однако в своем развитии античная цивилизация все больше отходила от патриархальной формы рабства, а при достижении ею зрелой формы в классический период рабы стали главной производительной силой греческого общества. Но свободный человек и раб в античности были не только экономическими и социальными субъектами. Именно у греков свобода впервые начинает пониматься как одна из высших ценностей.

Отличительная особенность греческого государственного устройства состояла в том, что, несмотря на тесные культурные и торговые контакты, полисы (города-государства) обладали хозяйственной и политической самостоятельностью. Экономической основой античного города-государства являлся обмен продукцией сельского хозяйства, многие горожане были земельными собственниками. Интенсивно развивались также ремесло и судоходство. Античный полис был политическим, торгово-экономическим, религиозным и художественным центром. Основные культурные сооружения располагались в нем вокруг главной городской площади - агоры.

Древняя Греция знала такие формы политического правления, как власть царей, главенство аристократии и тирания. Однако именно демократия стала тем бессмертным созданием греческой цивилизации, которое определило ее своеобразие и к которому позже обратили свои взоры прогрессивные деятели новоевропейской культуры. Античная демократия была первой в истории попыткой претворения в жизнь идеала равноправного участия людей в управлении государством независимо от их социального и имущественного положения. Но она имела ограниченный характер, поскольку гражданство являлось привилегией хотя и достаточно широких, но все же далеко не всех слоев общества. Древнегреческая демократия не препятствовала утверждению института рабства, колонизации чужих земель, но смягчала узы рабовладения.

Греки были убеждены, что человек - это существо политическое. «В глазах этого народа два только занятия отличали человека от скота и грека от варвара: интерес к общественным дедам и изучение философии» (И. Тэн). Жизнь грека имела цену 0 смысл, прежде всего, в связи с его служением полису. Несмотря на большую значимость личного начала, главной ценностью оставалась «община». Полис всесторонне регулировал жизнь граждан и одновременно полностью контролировался ими. Полисное сознание определяло и нравственные идеалы греков, которые, находясь на подъеме, больше всего ценили такие качества, как долг, честь, слава.

Противопоставление чувственности и мышления в античности только зарождалось, и можно говорить о доминировании в Древней Греции синтетического мировоззрения, где чувства и разум находились в гармоническом единстве. Такое равновесие приводило к тому, что земное, чувственное дистанцировалось от разгула и порочности, но в то же время не уничтожалось во имя чисто духовных идеалов. Гарантом сохранения искомой гармонии выступала воля. Умение контролировать свои чувства и поведение стало важной чертой греческого характера.

Однако рядом с желанием подчинить чувства воле, упорядочить мир уживалось стремление выйти за эстетически законченные структуры бытия и добиться необходимой для психической и творческой перестройки личности раскрепощенности. Эта сторона древнегреческой культуры связана в первую очередь с культами Деметры и Диониса. Намеченные противоположности мировосприятия и жизнеруководства древних греков были охарактеризованы немецким философом Ф. Ницше как аполлоническое (рациональное) и дионисийское (чувственное) начала античной культуры.

Природа наделила этот предприимчивый народ пытливым умом. Греки были мастерами точной формулировки, ясной конструкции, убедительного довода, изобретателями искусства речи и спора, гениями риторики и диалектики. Они отделили интеллектуальную сферу как от религии, так и от повседневной жизни. Их интересовало знание само по себе, часто независимо от его практической применимости. У греков отмечается особая способность извлекать максимальные эвристические возможности из рассуждения, мыслительных операций при минимальном обращении к опыту. Не случайно греческая протонаука имела теоретический характер.

Грекам, как ни одному другому народу, было присуще стремление выразить даже самую отвлеченную идею в зримом, осязательном образе («эйдетическое» свойство). Греческая духовная культура носила пластичный, телесный характер, сосредоточивалась на выявлении формы бытия вещей. Этим можно объяснить расцвет древнегреческой пластики и стереометрии, возникновение натурфилософии. Греки восхищались человеческим телом, но это был культ гармоничного, здорового тела, которое органично сочеталось с духовным совершенством и волевой активностью личности-гражданина. Тело - это не только объемная пластика мускулов но и гордая осанка, величественный жест. Физическая культура, оформляющая тело, была важнейшей частью воспитания. Многочисленные гимнасионы с залами и банями рассматривались как важные общественные сооружения. Любование телом человека вдохновляло на создание произведений искусства, заполняло досуг (спортивные зрелища).

В древнегреческом искусстве ярко проявился интерес к форме. К примеру, живописцы изображали не само пространство, а фигуры в пространстве. В архитектуре внешний облик храма преобладал над интерьером.

Культ меры, гармонии пронизывал все греческое мировосприятие. Вселенную греки считали целесообразным целым, внутренне упорядоченной системой, которая отрицает хаос. Человек в их представлении гармонично вписывался в картину космоса, был соразмерен природе. Такое отношение к окружающему миру дало древнегреческой культуре важную точку всеобщей опоры: на познание и приумножение гармонии универсума направлялась творческая созидательная энергия. Не случайно ведущими эстетическими категориями у греков становятся красота, мера, гармония. Отсюда - соразмерность частей художественного произведения, обязательное наличие центрального момента, симметричное расположение и согласованность основных частей и дополнительных деталей, обозреваемость размеров, органичное единство всех элементов, чувство стиля.

Категория меры имела важное значение в этике. Согласно принципу «золотой середины», сформулированному Аристотелем, девиантным является любое поведение, которое нарушает меру. Философ одинаково осуждал трусость и безрассудство, скупость и мотовство, робость и беззастенчивость.

Равноправие и творческие наклонности граждан полисов, постоянно боровшихся за влияние, предопределили такую особенность греческой культуры, как агональность (состязательность). Соревновались атлеты во время спортивных игр, спорили за победу хоры и поэты, добивались первенства в искусстве красноречия ораторы. Спор-состязание отрабатывался в философских диалогах Платона. В искусстве прослеживается борьба за пальму первенства различных школ и отдельных художников. Агональность способствовала отграничению личного мнения, формированию индивидуального подхода (Б. Р. Виппер). Греческая культура уделяла гораздо больше внимания личности, чем восточная.

Перечисленные выше типологические черты древнегреческой культуры и цивилизации своеобразно преломлялись в разные периоды ее развития, к анализу которых мы обращаемся.

9.1. Особенности становления античной культуры.

9.2. Особенности культуры Древней Греции.

9.3. Культура эллинистической эпохи.

9.4. Культура Древнего Рима.

9.5. Античное искусство.

Особенности становления античной культуры

В начале I тысячелетия до нашей эры ведущая роль в общественном развитии переходит от древневосточных цивилизаций до нового культурного центра, возник в Средиземноморье и получил название античной цивилизации. Античной цивилизации относят историю и культуру Древней Греции и Древнего Рима. Эта цивилизация основана на качественно иных социально-экономических и политических принципах, чем цивилизации Востока и оказалась значительно динамичной от них.

Античность является культурным и историческим фундаментом современной Европы. Огромное культурное наследие древней Греции и Рима вполне справедливо считается колыбелью европейской цивилизации. Именно античный мир заложил основы европейских философских, правовых, политических, художественных и научных систем, которые возникли гораздо позже.

Античной традиционно называют греко-римскую культуру, развивалась в период с ИИИ тыс. До н.э. до сер. V в. н.э. Эпоха античности начинается с образования греческих полисов - городов-государственная начале I тысячелетия до нашей эры и заканчивается с падением Римской империи в В веке нашей эры.

В своем развитии античная культура прошла ряд этапов, выступила в различных исторических модификациях, представленных культурой Древней Греции, эллинистической культурой, культурой Древнего Рима. При этом "прелюдией" античной культуры была еще более древняя крито-микенской культуры, или эгейская цивилизация, которая существовала одновременно с древневосточными культурами. Центрами этой эгейской цивилизации были Крит и город Микены на юге Греции.

Несмотря на существенные различия между культурой Древней Греции, эллинистической и древнеримской, они принадлежат к одному историко-культурного комплекса, имеют ряд общих типологических черт. Это связано, прежде всего, с тем, что древнегреческая и древнеримская культуры формировались на базе в принципе схожих форм социальной организации: и древнегреческий полис, и римская "цивитас" эпохи Республики представляют собой различные варианты античной гражданской общины.

Гражданская община объединяла полноправных свободных граждан, каждый из которых имел право на земельную собственность и на участие в решении государственных вопросов. Такая форма организации социальной жизни определила шкалу основных ценностей античного общества:

Идеал первоочередной значимости гражданской общины как основы блага отдельного человека;

Идея верховной власти народа;

Ориентация на земные интересы; в античном мировоззрении нет идеи бога-творца, стоит вне мира и устанавливает постоянный, вечный мировой и социальный порядок (как это имело место в восточных народов);

В отличие от культур Востока с их теоцентризмом античная культура обращена к человеку, который находится в центре внимания философии и искусства.

Общественное сознание античного полиса носила в основном рациональный характер. Мир воспринимался как реальный, хотя признавалось сверхъестественное, и это имело существенное влияние на различные стороны жизни. Поэтому при характеристике античной культуры необходимо проанализировать религиозные представления древних греков и римлян.

Особенности культуры Древней Греции

Культура Древней Греции является истоком античной культуры. Древние греки создали культуру, которая была названа в более позднее время "греческим чудом". Почти каждое завоевание греческой культуры достигло таких высот, что легло в основу многих сторон европейской культуры в самых разных ее сферах. Для нашего времени греческая культура является образцом гуманизма и полноты взгляда на мир. Это было обусловлено многими обстоятельствами.

Существенное влияние на особенности культуры Греции мало выгодное географическое положение, что способствовало развитию торговли и другим внешним отношениям. Одной из особых причин, обусловивших развитие культуры Греции, была колонизация и связанная с ней торговля. Колонизация дала возможность грекам приобрести нового взгляда на мир, отличного от их первобытных верований, сравнить свой мир и мир других народов.

Динамизм и величие античной культуры нельзя отделить от динамизма общественной жизни. К VIII - VI вв. до н.э. относится формирование рабовладельческих государств-полисов. Греки считали отсутствие полисов у других народов чертой варварства, их нравственной недоразвитости (Аристотель). Жить по-человечески для греков означало жить в полисе, участвовать в полисном жизни. Рабы, которые не имели права участвовать в жизни полиса, людьми не считались.

На территории Древней Греции существовало несколько сот полисов. В среднем каждый из них занимал территорию не более 300 квадратных километров и примерно имел 10-15 тыс. Населения. Один из крупнейших полисов Афинский.

В античном классическом полисе государство является действительным и единственным содержанием жизни и свободы гражданина, она была чуть ли не единственным местом, где он чувствовал себя в опасности, находился под защитой богов, которые занимались городом (как, например, Афина Паллада - Афинами) и мог жить полноценной жизнью. Полисной жизни с его духовной и экономической автаркией, независимостью и свободой были для гражданина высшей ценностью, поскольку полис был главным условием его собственной свободы, мог гарантировать защиту его гражданских прав и имущественных интересов. Общественное мнение и законы праздник оберегали общественные интересы и покорения личных интересов общественным было обязательным. Одним из важнейших критериев оценочного отношения общества к индивиду была степень его участия в общественной жизни. В общественном мнении сложилось презрительное отношение к равнодушию индивида к событиям общественной жизни. Это презрение стало настолько важным фактором отношения общества к личности, что, опираясь на общественное мнение, афинский правитель Солон сформулировал редкий в мировой истории закон, согласно которому бесчестным и лишенным прав гражданства объявлялся тот, кто во время восстания не поддержал ни одну из сторон. Закон требовал от каждого гражданина участвовать в борьбе, а не ждать когда судьбу государства решат другие. И поэтому для полисного индивида страшным наказанием было изгнание из родного города, то, что римляне называли "лишением огня и воды", то есть лишение гражданских прав. В греческих городах для этого была разработана специальная процедура остракизма - отправления в изгнание лиц, не нарушали законов, однако были опасными своим влиянием.

Во многих полисах и, прежде всего, в Афинах возникает величественное достижения культуры древних греков - демократия. У истоков демократии в Афинах стоял Солон, реформы которого были направлены на создание в Афинах общества гуманизма и справедливости. Главным органом управления в полисе было общее собрание. В другое время руководство осуществлял совет 400, а затем - совет 500. Особенности общественной организации греческого общества повлияли на обычаи, традиции, нормы морали и даже искусство.

Открытое обсуждение на народном собрании законов привело к де-сакрализации общественных институтов, мышления, формировало "раскованность" греческого духа, развитие критической рефлексии, рационализм. Вам необходимо ознакомиться с подробной характеристикой основных черт полисной жизни за работой Ж.-П. Вернана "Духовный мир полиса".

Дух состязательности, полемичности (агональности) - другая важная черта греческой культуры. Он проявлялся во всевозможных соревнованиях - спортивных олимпиадах, соревнованиях поэтов, музыкантов, художников, боях гладиаторов, публичных соревнованиях ораторов и философских дискуссиях мудрецов, в бурной политической жизни античного общества. Для грека и римлянина не было ничего почетного, чем стать победителем в любом соревновании, получить одобрение и восхищение со стороны граждан и получить лавровый венок. Более подробно соревновательный характер древнегреческой культуры рассматривается в работе Ф.Х. Кэссиди "К проблеме греческого чуда".

С этим связана высокая оценка творческого начала в деятельности личности. Борьба мнений и свобода критики стали той идейно-духовной атмосферой, в которой родились греческая наука и философия.

По мнению некоторых европейских теоретиков, например, Леви-Стросса, поведение человека может определяться по ее основной мотивацией. Это может быть "культура стыда" или "культура вины". Культура вины характерна главным образом для христианства, то есть она обращена к голосу совести, к внутреннему суда над собой. Культура же стыда ориентирована на оценку поведения человека со стороны представителей той или иной социальной группы. "Культура стыда" ситуации в Греции, включала в себя два момента: представление о богоривнисть эллина и чувство соревновательности. Основными мотивами поведения выступало подражания лучшим и соперничество. Для греков еще не характерно чувство внутренней греховности, но ярко выраженное чувство стыда перед согражданами. Второй стороной этого было стремление стать первым, стать лучшим. Дух состязательности царил в области науки, риторики, в спорте, даже на общем собрании. Любой член полиса мог выразить свое мнение при обсуждении общественных проблем. Важная особенность менталитета афинского гражданина - стремление к славе. Например, победа на Олимпийских играх считалась победой не отдельной человека, а полиса. Это для греков служило подтверждением их значимости для общества. Все особенности взаимоотношений между гражданами греческого полиса воспитывали особое чувство патриотизма.

В греческой мифологии боги человечные и человекообразные. Поэтому среди различных мифологий мира греческий стала наиболее привлекательной. Греческая олимпийская религия антропоморфная. Боги часто ведут себя как простые смертные, поэтому в мире олимпийской религии человек чувствовал себя достаточно комфортно.

Древнегреческая культура характеризуется большими достижениями в области науки. При всей серьезности научных достижений других ранних культур, например Египта или Китая, там не возникло систематической науки. В греческом мире знания перестало быть священным, сакральным, таинственным, которое принадлежало бы только особой касте людей - жрецам. Оно стало доступным каждому, кто взялся посвятить ему свою жизнь. Тем более, что "культура стыда" не поощряла невежество, глупость и тщеславие. Именно в Греции осуществляется переход от мифологии и религиозного миропонимания, опиралось на веру, в науку, которая требовала постановки, формулировки, логического рассмотрения проблем, а ум становится главным средством познания. Глубина и продуманность научных теорий, какими бы умопостигаемого они не выглядели, легли в основу многих прикладных и теоретических наук. Истина - не предмет слепой веры, а знания, основанное на логике, на разумном (рациональному) понимании. Таким новым путем самоопределения человека в античном обществе становится философия - принципиально другой тип миросозерцания, основанный на позициях ума и интеллекта. Философия предлагала человеку новый тип самоопределения - не через привычку и традицию, а через собственный разум. Становясь одной из форм преодоления зависимости индивида от роду, она впервые призывает человека поверить в себя, в свои собственные силы, а не в мифологических богов. Бытующее в народе мифы подвергаются пересмотру с позиций разума, им предоставляется рациональное толкование.

Период наивысшего расцвета греческой культуры (V в. До н.э.) связан с наивысшим расцветом полисной жизни и всех других явлений культуры.

Древнегреческой культуре принадлежит особое место в создании фундамента европейской культуры. Древние греки заложили основы современной науки, философии, историографии, архитектуры, изобразительного искусства, литературы и театра. Важным их вкладом в мировую культуру было создание впервые в истории нового типа общественной организации - демократического гражданского общества, в рамках которого сложились социальные и духовные предпосылки гармоничного развития свободного человека. В рамках этой культуры были заложены духовные основы европейской культуры: гуманистическое мировоззрение, утверждение ценности земного бытия, рационалистическое отношение к миру, представления о прекрасном как одну из высших ценностей, идеал совершенной гармонично развитой личности, демократические отношения между обществом и индивидом, идея самоутверждения в процессе соревнования равных людей и др.

В конце IV в. до н.э. Грецию подчиняет Македония, а завоевательные походы Александра Македонского знаменуют начало новой эпохи в эволюции античной культуры - эллинистической.

Путешествуя по этой небольшой стране, вы откроете для себя спокойное величие античной культуры, поиски новой духовности византийского христианства, следы господства турецких чужеземцев. Много тайн и легенд хранят исторические достопримечательности Греции, но и современность здесь не менее интересна. Многочисленные фестивали современного искусства, открытость городских пространств экспериментальным проектам, искренняя любовь греков к своим традициям, которые органично вписываются в повседневную жизнь – все это привлекает в Грецию ценителей истории и культуры.

class="gadget">

Древнюю Грецию недаром называют «колыбелью европейской цивилизации». Наследие греческой мифологии, философии, искусства транслировалось через века, став основой мировоззрения современного европейца. Мы постоянно встречаемся с этим наследием в виде бесчисленных слов, пришедших к нам из греческого языка, деталей архитектуры, персонажей мифологии, «перекочевавших» в европейское и русское искусство. Даже наш образ мышления, представления о разуме и логике – основу этому заложили древнегреческие философы.

Культура Греции в античный период (с III тысячелетия до н.э. по V век н.э.) была неоднородна и развивалась этапами, в зависимости от исторической ситуации. Расцвет классического греческого искусства, когда было создано большинство из известных нам шедевров, пришелся на V и IV века до н.э. - «золотое время» греческих городов-полисов. Но основные черты культуры Эллады (именно так называли свою страну греки) прослеживаются через всю историю: это особое отношение к мере, стремление к единству красоты души и тела и принцип состязательности.

class="gadget">

«Меру во всем соблюдайте», «Ничего сверх меры» - эти изречения пришли к нам от эллинов через века. Под мерой греки понимали не усредненность, а достаточность, соразмерность, необходимую для достижения гармонии. Мера была и нравственной категорией (как ее объяснял, например, Демокрит), и эстетической. В архитектуре была важна соразмерность человеку, величественные греческие храмы строились с учетом того, как они воспринимаются людьми. Так был построен Парфенон , который, несмотря на вою мощь, не кажется тяжеловесным.

По мнению древних греков, идеальный человек должен быть прекрасен душой и телом. Слияние этих качеств описывает слово «калокагатия» (от гр. «прекрасное» и «доброе»). Принцип калокагатии проявился в развитой системе греческого образования. Свободный гражданин Греции стремился развить в себе физические и духовные достоинства. Воспитание делилось на «гимнастическое» и «мусическое». Под первым понималось развитие физических способностей человека, его вершиной считалось участие в Олимпийских играх. Под «мусическим» воспитанием понималось освоение различных наук и искусств, в том числе риторики.

Принцип калокагатии - один из основных в греческом искусстве. Торжество прекрасного человеческого тела и духа являют собой эллинские скульптуры. Работы самого известного древнегреческого скульптора Фидия и его учеников поражают совершенством формы и точностью исполнения.

class="gadget">

Третий принцип, на котором базировалась древнегреческая культура – принцип состязательности, или агностики. Именно благодаря этой страсти греков выяснять, кто же лучший, появились Олимпийские игры. На время Олимпийских игр прекращались все внутренние войны. Честная состязательность всегда была важнее войны, где не обойтись без хитрости и обмана. Победители игр чествовались не меньше полководцев, им воздвигались статуи и слагались оды в их честь. Сегодня вы можете посетить раскопки древней Олимпии – места зарождения и проведения игр. Огромный стадион, рассчитанный на 20000 зрителей, поражает воображение!

Мифология Эллады – это мифология мореплавателей и торговцев, которые к тому же были неустрашимыми воинами и смекалистыми изобретателями. Греки поклонялись многочисленным божествам, которые властвовали над стихиями и господствовали в той или иной местности. По представлениям греков, главные боги обитали на горе Олимп. Именно об олимпийских богах мы знаем больше всего легенд, перешедших из мифологии в литературу. Громовержец Зевс, покровитель искусств Аполлон, прекрасная богиня любви Афродита, мудрая воительница Афина, бог виноделия Дионис, грозный бог войны Арес – все они стали олицетворением определенных природных явлений и человеческих качеств. Помимо традиционных для всех древних культур богов – плодородия, любви, войны, солнца и др., - в греческом пантеоне видное место занимали бог моря Посейдон и бог торговли Гермес, который был посредником между богами и людьми.

class="gadget">

Боги Эллады – это не всемогущие существа, от которых произошло всё сущее. Их главное отличие от людей – бессмертие. Они совершенны физически и им подвластны стихии, но при этом они подвержены тем же эмоциям, что и смертные. Они страдают, радуются, завидуют, влюбляются, часто впутывая в свои дела людей. Люди, в свою очередь, бросают вызов богам своей красотой и умом. Например, все мы знаем отважного Одиссея, который в своем путешествии не раз обводил всех вокруг пальца.

По представлениям греков, над богами и над людьми одинаково господствует непреодолимый Рок. Боги, как и люди, не могут изменить то, что предначертано судьбой. Значимость предсказаний в Древней Греции велика, как в любой другой древней культуре. Об этом свидетельствует и тот факт, что одним из самых богатых древнегреческих городов были Дельфы , где жрицы Аполлона предсказывали судьбу полководцам и царям, приезжавшим сюда с роскошными дарами. В древнегреческих мифах к предсказаниям вынуждены прибегать даже боги, и существует множество историй о том, как они безуспешно пытаются «обмануть» судьбу.

Возможно, в этом и кроется секрет популярности древнегреческой мифологии: боги и люди действуют в мифах почти на равных, и это дает плодородную почву для размышлений о значимости человеческой воли.

Нужно отметить, что греки не обожествляли своих правителей, и те могли использовать в качестве аргументов только свои личные качества и заслуги. В отличие от древних культур Востока, в Элладе не сложилось деспотичной монархии и влиятельного жречества, которые «подминали» бы под себя политическую и духовную жизнь. Именно в Элладе возникла такая форма общественной жизни, как полисы - объединения частных землевладельцев и ремесленников, в которых использовались разные формы правления. Города-полисы породили и передали следующим эпохам практический опыт демократии. Конечно, демократия в рабовладельческой Древней Греции и то, что мы сейчас понимаем под этим словом – не одно и то же. Но само представление о том, что власть может принадлежать не богам и их избранникам, а свободным гражданам – это эллинское изобретение.

афинского Акрополя , ставшего символом Греции на все времена. В современных Афинах вы можете прогуляться по Древней Агоре – главной торговой площади, на которой происходили важные общественные и политические события древней истории. В местном музее вам продемонстрируют экспонаты, свидетельствующие о становлении греческой демократии и о насыщенной жизни улиц древнего города.


THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама