THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

В поэме “Мертвые души” Гоголь типизирует образы русских помещиков, чиновников и крестьян. Единственный человек, явно выделяющийся из общей картины российской жизни, - это главный герой поэмы, Чичиков. Подобно “лишним людям”, Онегину и Печорину, он не похож на толпу, но не исключительностью натуры и не стремлением преобразить мир, а своей активностью, деятельностью и предприимчивостью.
Что же за человек Чичиков? В поэме “Мертвые души” Гоголь показывает, что старая патриархальная дворянская Россия умирает. Неумолимый ход истории порождает людей иной жизненной ориентации, дельцов-предпринимателей.
Раскрывая образ главного героя, автор повествует о его происхождении и формировании его характера. Чичиков - единственный, за исключением Плюшкина, персонаж, история жизни которого дается во всех деталях. Из одиннадцатой главы поэмы мы узнаем, что Павлуша принадлежал к бедной дворянской семье, чья усадьба перестала быть источником доходов. Отец Чичикова оставил ему в наследство полтину меди да завет старательно учиться, угождать учителям и нат чальникам и, самое главное, - беречь и копить копейку. В завещании отец ничего не сказал о чести, долге и достоинстве. В отличие от Гринева, Чичиков быстро понял, что высокие понятия только мешают достижению заветной цели.
Вот почему Павлуша пробивает себе дорогу в жизни собственными усилиями, не опираясь ни на чье покровительство. Но благополучие свое он строит за счет других людей: оскорбление, обман, взяточничество, казнокрадство, махинации на таможне - орудия Чичикова. Никакие неудачи не могут сломить его жажду наживы. И всякий раз, совершая неблаговидные поступки, он легко находит оправдание.
Гоголь, тщательно анализирующий не только поступки, но и мысли героя, с грустной иронией говорит, что в его “рассуждениях была некоторая сторона справедливости”. Чичиков по-своему способен к сочувствию, по-своему переживает, что в мире торжествует глупость и несправедливость. Герой знает, что такое жалость и сострадание, более того, он “чувствовал и то и другое, он бы даже хотел помочь, но только чтобы не заключалось это в значительной сумме”. Итак, основу комизма и одновременно трагизма этого образа составляет то, что смысл жизни герой видит лишь в приобретении, накопительстве. Это еще не плюшкинская мания обогащения ради обогащения. Для Чичикова деньги - средство, а не цель. Он хочет благополучия, достойной жизни для себя и своих детей, но в этом-то и ловушка: человек, лишенный нравственной основы, обманывает себя, считая деньги средством.
От остальных персонажей поэмы Чичикова отличает и сила характера. Поставив себе цель, он проявляет для ее достижения громадную энергию, упорство и невероятную изобретательность. Автор говорит о нем: “Надобно отдать справедливость непреодолимой силе его характера. После всего того, чтобы достаточно было если не убить, то охладить и усмирить навсегда человека, в нем не потухла непостижимая страсть”. Жаль только, что страсть эта была далеко не самая благородная.
Чичиков умеет приспосабливаться к любому микромиру, в котором он оказывается. Даже внешний облик героя таков, что подойдет к любой ситуации: “не красавец, но и не дурной наружности”, “не слишком толст, не слишком тонок”, “человек средних лет” - все в нем неопределенно, ничто не выделяется. Чичикову не откажешь в знании людей. Он постиг “великую тайну нравиться”, с каждым из персонажей он говорит на его языке, на близкие собеседнику темы. Более того, именно Чичиков - единственный персонаж, способный на проявление движений души. “Видно, и Чичиковы на несколько минут обращаются в поэтов”, - говорит автор, наблюдая, как его герой останавливается, “будто оглушенный ударом”, перед молоденькой шестнадцатилетней девушкой. В конечном счете не сомнительные покупки, не подозрительная ловкость Чичикова, а “человеческое” движение души послужило причиной краха его затеи. Так уж устроена жизнь, говорит Гоголь, что именно душевность, искренность, бескорыстие - самые опасные. Гоголь не случайно выделяет Чичикова из ряда прочих персонажей поэмы, рассказывая о прошлом героя и давая его характер в развитии. Согласно замыслу, автор собирался “провести Чичикова через искушение собственничества, через жизненную грязь и мерзкость к нравственному возрождению”. Именно с людьми, не окончательно омертвевшими, имеющими хоть какую-то цель, пытался связать автор свои надежды на возрождение России. Но история второго и третьего томов поэмы известна. Гениальный художник, Гоголь понял невозможность воплощения первоначального замысла. Чичиковы не могут, да и не хотят спасать Россию, их мир неизбежно замкнется на идее накопительства.
Гениальность же гоголевского предвидения состоит в том, что в поэме “Мертвые души” впервые в русской литературе был выведен тип людей, которые неизбежно выходят на арену общественной жизни в период зарождения капитализма, тип дельца-предпринимателя, человека “новой формации”. леньких чиновников. Но пошляк даже такого гигантского калибра, как Чичиков, непременно имеет какой-то изъян, дыру, через которую виден червяк, мизерный ссохшийся дурачок, который лежит, скорчившись, в глубине пропитанного пошлостью вакуума”.
Так что же? Чичиков - пошляк? Да. Только ли? Нет. Снова приглядимся к названию: есть ли у него скрытый смысл? Конечно: из бюрократически-бездушного значения слова “душа” (некая абстрактная человеческая единица, за которую с помещика взимается налог) выглядывает прямое значение - “душа человека”, в бессмертие которой автор не мог не верить. Даже цензура испугалась этого второго смысла названия: душа, сказали Гоголю, не может бытъ мертвой. Вслед за цензурой должен был испугаться читатель: второй смысл названия действительно страшный. От названия протягивается нить к повествованию: в нем разворачивается тема смерти (во всей многозначности этого слова). Проводником этой темы становится Чичиков, о котором исследователь Гоголя Ю. Манн пишет следующим образом: “Чичикова интересует не скрытая сторона жизни, но нечто большее: ее противоположность - “смерть”. Ловец мертвых душ, следопыт смерти, Чичиков обостряет внимание к запретному до гротескной кульминации. Уже первые же расспросы Чичикова в городе NN фиксируют необыкновенное умонастроение, превышающее степень традиционного интереса к скрытой стороне жизни: приезжий “расспросил внимательно о состоянии края: не было ли каких болезней в их губернии, повальных горячек, убийственных каких-нибудь лихорадок, оспы и тому подобного, и все так обстоятельно и с такой точностью, которая показывала более чем одно простое любопытство”. В дальнейшем “странное направление интереса Чичикова всячески подчеркивается и варьируется”.
В этом контексте “пошлость” выходит за грань просто комического и начинает восприниматься как атрибут “смерти” (в предельном смысле этого слова - “смерть души”). Тема пошлости, удвоенная (“пошлость пошлого человека”) и абсолютизированная (еще о “Ревизоре” Гоголь говорил, будто публику испугала “пошлость всего вместе”), ведет человека вниз по лестнице мирозданья: лица превращаются в животные “рыла”, “рыла” - в бездушные вещи. А самый “низ” этой лестницы - в аду. Если так, кто же тогда Чичиков? Не просто подлец (“пора припрячь и подлеца”), а еще и мелкий бес, адский прислужник.
Но это еще не все - далеко не все. Ассоциация с адом возникает не случайно. Вдумаемся: “Мертвые души” - не плутовской роман, да и не роман вовсе, а поэма. Вот как об этом пишет сам Гоголь: “Вещь, над которой сижу и тружусь теперь... не похожа ни на повесть, ни на роман... Если бог поможет выполнить мне мою поэму так, как должно, то это будет первое мое порядочное творение”. Почему поэма? “Мертвые души” задумывались по аналогии с “Божественной комедией” Данте - в трех частях: первая часть - “Ад”, вторая часть - “Чистилище”, третья часть - “Рай”. Замысел, таким образом, не ограничился изображением “ада”, “пошлости пошлого человека”, предел его - спасение этого самого “пошлого человека”. Кого же конкретно из первой части “Мертвых душ”? Чичикова прежде всего. Что же указывает (на это в тексте первой части?
Первое, что отличает Чичикова (наряду с Плюшкиным) от остальных персонажей поэмы, это наличие у него прошлого - биографии. Биография Чичикова (так же как и Плюшкина) - это история “падения души”; но если душа “пала”, значит, была когда-то чистой, значит, возможно ее возрождение - через покаяние.
Что необходимо для покаяния, для очищения души? Внутреннее “я”, внутренний голос. Право на душевную жизнь, на “чувства” и “раздумья” тоже имеют только Плюшкин (в меньшей степени) и Чичиков (в большей степени). “С каким-то неопределенным чувством глядел он на домы...”; “неприятно, смутно было у него на сердце...”; “какое-то странное, непонятное ему самому чувство овладело им” - фиксирует Гоголь моменты “интроспекции” (внутреннего голоса) у своего героя. Мало того: нередки случаи, когда внутренний голос Чичикова переходит в авторский голос или сливается с ним - например, отступление об умерших мужиках Собакевича или о встретившейся Чичикову девушке (“Из нее все можно сделать, она может быть чудо, а может и выйти дрянь, и выйдет дрянь!”).
Как герой поэмы, Чичиков перестает быть одномерным. В пошлости и мелком бесовстве “подлеца” мерцают блики “живой души”, для которой возможно восхождение в последующих томах поэмы. Обратим внимание на то, как автор “Мертвых душ” переходит к знаменитому отступлению о “птице-тройке”, завершающему первый том “Мертвых душ”. Селифан погнал коней; Чичиков улыбнулся, “ибо любил быструю езду”; и тут же - авторское обобщение: “И какой же русский не любит быстрой езды?” Далее: “Эх, тройка! Птица-тройка, кто тебя выдумал?” И наконец, предельный, стать грандиозной поэме, план обобщения: “Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонная тройка несешься?” От Чичикова с его бричкой к таинственно-патетическому вопрошанию. “Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа”- Получается, что и Чичиков причастен к этому “полету”, а значит, и к “тайне”: он не застыл, не завершился, он открыт для перерождения и о судьбе его стоит вопрошать.
Первый том “Мертвых душ” начинается с загадки: “два русских мужика” обсуждают, доедет ли колесо чичиковской брички до Москвы; а завершается той же бричкой, тем же словом - “русский”, слившимся в “Русь-тройку”, - и снова загадкой, выросшей до грандиозного символа: “Русь, куда ж несешься ты?” Кто же такой тот, кто в этой бричке находится, - Чичиков? Да, пошляк, да, мелкий бес - во и загадка. Вот как откликнулся на нее Герцен: “Там, где взгляд может проникнуть сквозь туман нечистых испарений, там он увидит удалую, полную сил национальность”.

1. Авантюрно-шутовской роман или эпическая поэма?

2. Чичиков в канве повествования.

3. Значение и глубина произведения.

«Вовсе не губерния и не несколько уродливых помещиков, и не то, что им приписывают, есть предмет "Мертвых душ", - напишет Н. В. Гоголь после выхода в свет первого тома. - Это пока еще тайна, которая должна была вдруг, к изумлению всех... раскрыться в следующих томах».

«Мертвые души» - пожалуй, главное произведение Гоголя по глубине и масштабу затронутых проблем и художественных обобщений.

Жанровая модель - авантюрно-шутовской роман - в процессе написания в корне изменилась в сатирическую «Одиссею» Чичикова, которая была охарактеризована самим автором не иначе как тезисом «Вся Русь явится в нем <романе>». Тем не менее отказать «Мертвым душам» в том, что их истоки все же лежат в плутовском романе, нельзя. Поскольку для такого авантюрного произведения характерно использование такого приема: в конце повествования непременно выясняется, чем же является главный герой. Он либо подкидыш, либо человек из «простого люду», либо преодолев множество препятствий, является сыном «благородных и благодетельных родителей».

Гоголь откажется от такого шаблона: Чичикову него - человек среднего масштаба: «Не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок, нельзя сказать, чтоб стар, однако и не так, чтобы слишком молод».

Чичикову не чуждо стремление к наживе, а скорее и вовсе оно определяет его сознание и мировоззрение. Он даже склонен к погоне за легкой и красивой жизнью, чего нельзя сказать о героях других произведений XIX века, охарактеризованных не иначе как «лишние люди своего времени». Чичиков не лишний, он - напротив - вписался в эту эпоху и среду как нельзя лучше. И или люди не так уж и бедны материально у Гоголя, то в духовной скудности им не откажешь (другие помещики, явившиеся на страницах романа эпопеи).

Таим образом Чичиков выходит из-под пера Гоголя вполне обыкновенной, сведенной до уровне ничем не выделяющейся среди других личностью. Такой прием можно расценить как призыв автора не только подумать над тем, каким является Чичиков, но и побуждает поразмыслить над характером тогдашнего общества, сравнить его с сегодняшним, а значит, уже с нами самими.

В итоге каждый из нас сможет обнаружить в себе какую- то часть Чичикова. Похождения Павла Ивановича становятся важными для нас потому, что они явились результативными и наполняются нравственным и социальным содержанием, отражая в себе современную Россию.

Россия, в которой помещики способны продать «воздух», - «мертвые души», в которой чиновники содействуют мошеннику, вместо того чтобы пресечь его антизаконную деятельность.

Получается, что странствия Чичикова несут в себе философское и символическое значения.

Гоголь использовал в описании жизни тогдашней России психологию и мировоззрение авантюриста для проникновения в характеры других образов и погружения в проблемы, поставленные в поэме. Образ Чичикова становится помощником автора в создании сатирического изображения типов и фигур произведения. Ведь не иначе как глубоким психологом и хорошим актером должен быть мошенник, чтобы так ловко совершать свои преступления. Другими словами, Чичиков должен сплотить помещиков, вступить с ними в сговор и стать по сути дела соучастниками преступления. Нельзя сказать по-другому, что выгода и расчет - основные инстинкты Чичикова и побудители любого его поступка, не важно, нравственного или нет, преступного или не преступного.

Тем не менее мошенник не может себе позволить быть беспечным, он обязан ради своей безопасности и сохранности соблюдать осторожность.

Итак, с приездом в каждую новую усадьбу, Чичиков попадает в новый мир, «государство», где он живет по своим правилам. И авантюрист обязан их учитывать. Ничто не ускользает от его зоркого взгляда. Герой понимает и видит частное. Автор обобщает его и расширяет рамки до раскрытия смысла социального и нравственного содержания. Другими словами, если Чичиков видит поверхность явлений, то Гоголь - их глубину.

Каждый помещик у Гоголя индивидуален, а его усадьба - отдельное образование, к которому должен подстраиваться главный герой и приспосабливаться к той или иной типизации, словно хамелеон.

В типах помещиков воссоздана тогдашняя Россия, и Гоголю нельзя отказать в мастерстве. Символичным является произведение, поскольку Чичиков покупает «мертвых» крепостных душ у живых помещичьих, но как окажется, тоже «мертвых». Поскольку они утратили Духовность и превратились в «материальную скотину». Частное стало у Гоголя типичным, выражающим общее и свойственное каждому. Этот метод помог автору воссоздать образ России той эпохи. И, на мой взгляд, только лишь Чичикова нельзя назвать «героем» этого времени. Все помещики являются «лишними людьми» и отработанным ее величеством Историей материалом. «Мертвые души» тогда перестанут быть мертвыми, когда обретут духовность и избавятся от «тины мелочей».

Поэтому произведение Гоголя является эпическим, что характеризует типизацию помещиков как части народа и призывает нас избавиться от этой закоснелости и застарелости убеждений, призывает к духовному перерождению. Ведь если присмотреться, то среди нас и в нас - пусть даже частично - есть и Маниловы, и Коробочки, и Чичиковы, и Ноздревы, и Плюшкины...

На уроке литературы мы познакомились с произведением Н. В. Гоголя “Мертвые души”. Эта поэма приобрела большую популярность. Произведение неоднократно экранизировалось как в Советском Союзе, так и в современной России. Так же имена главных персонажей стали символическими: Плюшкин - символ скупости и хранения ненужных вещей, Собакевич - неотесанный человек, маниловщина - погружение в мечтания, не имеющие связи с действительностью. Некоторые фразы стали крылатыми выражениями.

Главным героем поэмы является Чичиков. Портрет Чичикова отличается от остальных жителей города. Он не красавец, но и не дурной наружности, не слишком толст, не слишком тонок, не стар, но и не молод. Автор относит его к “господам средней руки”. Но все же Чичиков любил, чтобы все в его внешности было благородно, т. к. внешность является одним из его главных оружий. Сначала он носил фрак брусничного цвета, но после к концу поэмы меняет его на пиджак европейского стиля. Это можно объяснить тем, что он чувствует изменение своего положения в обществе. Его статус вырос, поэтом выглядеть теперь нужно иначе.

Людям с высокими чинами он старался льстить и не позволял грубости в разговоре, а с ровней или же с низшими чинами он вел себя горделиво. Все герои отзывались о нем, как о порядочном человеке, даже “Собакевич, который редко отзывался о ком-нибудь с хорошей стороны”, назвал его “пренеприятным человеком”.

Происхождение Чичикова “темно и скромно”. Он – дворянин, столбовой или личный – не известно. Детство его прошло в маленьком домике, без товарищей, друзей, с больным отцом. Отец постоянно заставлял учиться сына грамоте, и воспитывал его по принципу “не лги, послушествуй старшим и носи добродетель в сердце”. Когда отец отдавал сына в училище, он дал ему наставление: “Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителями начальникам. Водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете ” Чичиков следовал наставлению отца и очень преуспел в этом деле. В результате он вырос эгоистом, жадность которого не имеет границ.
В училище он угождал учителю, как наставлял отец, и закончил учебу с неплохими оценками. Так же Чичиков преуспел в коммерческих делах. Он отказывал себе во всем и продавал товарищам их же угощения, после он проявлял инициативу разными способами и стал зарабатывать на этом неплохие деньги. Копейка стала для него выше всяких человеческих отношений. Когда его бывшие товарищи собирали деньги для помощи учителю, оказавшемуся в беде, Чичиков отговорился неимением и был готов дать лишь пятак серебра. Так началась его политика накопительства.

На службе Чичиков находил подход даже к самому неприступному начальнику. Он тонко чувствует натуру человека и является хорошим артистом. Все это помогает в работе. Так же хотелось бы отметить его терпеливость. Не каждый готов ждать столько, чтобы достичь своей цели, учитывая все взлеты и падения, которые пережил Чичиков. Хотелось бы рассказать о его службе на таможне. В начале он делает вид, что пришел служить с благими намерениями. Начальство повышают его, и тут он принимается за свои истинные цели. Но по неосторожности он привлекает к этому делу своего товарища. После, позволив себе глупость, он умудряется с ним поссориться. И в конце они доносят начальству друг о друге.


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Гоголь, по словам В. Г. Белинского, “первый взглянул смело и прямо на русскую действитель­ность”. Сатира писателя была направлена против “общего порядка вещей”, а не против...
  2. Чичиков, герой поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души”, по моему мнению, является бедой России. Его желание обогатиться, выбиться в люди загубило в нем те ростки...
  3. Озадачившись вопросом, связанным с тем, каков же он лирический герой Владимира Маяковского, однозначного ответа получить мы не сможем. Читателю нравится поэзия автора по той причине,...

Как известно, эволюция движется небольшими мутациями. Новый организм отличается от предыдущих, он в чем-то более развит, является более приспособляемым, но также выходит из ряда привычных для этого времени. Только потом норма закрепляется, становится привычной до того времени, когда новый «мутант» не сдвинет эволюционный прогресс далее вперед.

Общество тоже движимо своими «мутантами» - личностями, которые лучше остальных улавливают суть новой эпохи. С практической стороны Чичиков представляет собой именно такого человека, который улавливает собственную эпоху, становится как бы над временем, он динамичен и меняется.

Фигуры помещиков в свою очередь являются статичными, они только олицетворяют нечто. Также если смотреть вне гоголевского символизма, а только на практическую сторону, Помещики представляют собой застывший уклад, который в дальнейшем сменят предприимчивые буржуа, ярким предтечей которых и является Чичиков.

Он понимает и как бы считывает фигуру каждого помещика, для всех подбирает оптимальные «ключи» общения. Кстати, подобным свойством будет обладать в дальнейшем и Остап Бендер – персонаж, который тоже воспарил над своим временем и стал свидетельством новой эпохи. Также как Бендер, Чичиков – мечтатель, несмотря на всю свою склонность к приземленным формам, таким как накопительство денег, экономия и престиж.

Конечно, во многом главный герой «Мертвых душ» является предвестником деградации общества, очередного этапа грехопадения и пути к Апокалипсису. Не зря Гоголь рифмует с ним различные эсхатологические мотивы и фигуры Наполеона и даже Антихриста.

Исходя из исторической канвы, Чичиков действительно предвещает новую эпоху. Он – именно тот тип, который в дальнейшем вытеснит собой помещиков и придет на смену привычному укладу. Как Лопахин он действует для своего времени совершенно оригинально и придерживается своих личных, странных для большинства идеалов.

Если помещики по сравнению с ним нелепые и порочные, но также при этом искренние и более человечные, то Чичиков имеет не много человечного, он размышляет только о практической пользе. Такая идеология в чем-то характерна для западного общества, его даже возможно назвать своеобразным воплощением американской мечты. Поэтому он во многом элемент чужеродный, равно как эпоха, которая приходит с ним.

Сочинение Чичиков как новый герой эпохи

По мнению Белинского Гоголь описал настоящую русскую действительность через Чичикова. Образ героя отражал вступление буржуазии в русскую жизнь. Чичиков – это обычный персонаж первоначального капиталистического союза. Чичиков родился в семье бедного дворянина. После кончины отца герой унаследовал ветхий дом и маленьким клочком земли. Всю свою жизнь он следовал наставлениям отца. Старший Чичиков сказал, что сын должен беречь и собирать все до последней копейки.

По советам отца Чичиков был готов на обман, угождения и лести ради богатства и власти. С малых лет он научился оценивать и пользоваться окружающими людьми ради своей выгоды. Он проявлял изворотливость в любых ситуациях и железную выдержку ради своей пользы. За счет спекуляции Чичиков увеличил малый капитал, полученный в наследство. После накопления 5 рублей, Чичиков сделал второй мешочек, чтобы накопить еще. Деньги заменили герою совесть, дружбу и честь. Чтобы накопить больше, герой решил провернуть аферу с мертвыми душами. Вся жизнь молодого героя состояла из цепи мошеннических афер и преступлений.

Герой проявляет изобретательность и с усилием проворачивает любые аферы, чтобы увеличить свои копейки. Чичиков понял, что жизнью человека управляют деньги. Он стал ездить по всей России и скупать мертвые души.

Чичикова привлекала жизнь состоятельных дворян. Ради богатой жизни он был готов на обман и воровство. Он старался приспособиться к дворянской жизни. Чичиков стал барином с хорошими манерами и предпринимателем. Его предпринимательские способности выразились во время первого становления. Подлость Чичикова выражается в том, что он использует любые возможности и готов нажиться на горе других людей. Герой стремился попасть в губернии, в которых умерло большое количество крестьян. Смерть людей завесила от голода и отсутствия урожая.

Чичиков был разносторонним человеком. Он умел приспосабливаться к любой обстановке и всегда умел сориентироваться по сложившемуся обстоятельству. Герой умел очаровывать и вызывать восхищение у любого собеседника. В речи Чичиков не использовал непристойные слова или оскорбления. Чичиков как герой нового времени обладал образованностью и энергией, также ловкостью. За счет своих качеств он находил подход к любому человеку.

В 1841 году Гоголь, за год до выхода первого издания поэмы «Мертвые души», часто перечитывал Данте, о чем свидетельствует его переписка с друзьями. К этому же периоду относится и высказывание писателя о «Божественной комедии», как о книге, «в известные эпохи достаточной для наполнения всей жизни человека».

Средними веками, Возрождением и собственно ренессансной культурой Гоголь интересовался и много ранее. «В средних веках, - писал он, - совершилось великое преобразование мира; они составляют узел, связывающий мир древний с новым». Точно так же Гоголь попытался преобразовать (хотя бы в литературном смысле) и русский мир. Но попытка была неудачной, обусловленная неблагодарным материалом для преобразований.

Трагическая судьба II тома «Мертвых душ» традиционно воспринимается как гибель несовершенного творения от рук полубезумного автора. Но, если принять во внимание трехчастную композицию дантовской «Божественной комедии» - «Ад», «Чистилище» и «Рай», а образ Чичикова - как русский вариант Вергилия, проводника Данте по кругам ада, то все становится на свои места. Чтобы не бояться ни черта, ни Бога и спокойно вершить свои дела и обстряпывать делишки, как раз и нужно пройти через преисподнюю, к тому же Гоголь использовал в поэме прием нисходящей этической градации. С каждым новым помещиком, посещенным Павлом Ивановичем, упадок в хозяйстве и упадок нравов становятся все очевиднее - так герой все глубже «спускается в ад» российской действительности.

Наброски и отдельные сохранившиеся главы II тома вполне созвучны идее собственно чистилища как места для временного заточения, а не вечного осуждения. Отсюда - сомнения писателя, предавшего огню свою поэму, которая просто не могла бы состояться по первоначальному замыслу. Второй, а также третий том - соответственно «Чистилище» и «Рай» - стали бы сладкой сказочкой, несоотносимой, по мысли Гоголя, с русскими реалиями первой половины XIX века.

Какой же герой мог действовать в условиях, с одной стороны, бюрократического и дворянского произвола, с другой - начинавшейся в первой половине XIX века промышленной революции? Только герой, обладающий рядом новых черт, до того не характерных ни для русской литературы, ни для самой России - Чичиков.

Почему он? Во-первых, он как свои пять пальцев знал все тонкости законодательства и умел повернуть закон в свою сторону (скупка мертвых душ, не «доживших» до очередной ревизской сказки и потому числившихся живыми). Во-вторых, провел не один год на службе и «из первых рук» располагал сведениями о работе неповоротливой государственной машины. В-третьих, с детства «копил копейку», «очень выгодно» наживаясь на неотложных желаниях и нуждах окружающих.

Копил для будущей жизни «во всех довольствах» - и больше ничего. Но в грядущую экономическую ситуацию, вызванную отменой крепостного права и промышленным переворотом, вписывался как предприниматель очень хорошо. Он первым уловил главное веяние времени - упадок рабовладельческой системы ведения помещичьего хозяйства (достаточно посмотреть на разруху у Плюшкина, кстати, последнего из посещенных Чичикова помещиков). И снова, играя на желаниях и нуждах помещиков, почти удачно попытался «накопить копейку». Не учел он при всех своих талантах только одного - непоправимой любви провинциалов к сплетням и слухам. Скучно жить на этом свете, а тут хоть какое-то развлечение для господ и дам просто приятных и приятных во всех отношениях.

Такой герой для русской литературы действительно был в новинку. Но не для Европы. Еще во второй половине XVI века в испанской литературе появился плутовской роман, своего рода кривозеркальное отражение ранее существовавшего рыцарского романа с его возвышенными героями и эпическими деяниями. Его появление тоже связано с бурными преобразованиями в производственно-экономическом укладе и Испании, и других европейских стран, переходивших на буржуазные рельсы. Новый герой полностью отвечал времени. Это был «рыцарь своего времени» - пройдоха, авантюрист, нагло обманывающий простой люд, чиновников, дворян и таких же мошенников.

Происхождение плутов обычно неясно (как и Чичикова, родители которого «были дворяне, но столбовые или личные - Бог ведает», причем о его матери автор и вовсе не упоминает). Нет у них и выдающихся внешних характеристик (иначе бы их быстро раскрыли). Точно так описывает автор и Павла Ивановича: «не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод». Совпадает и мотив, отвечающий за развитие сюжета - сиюминутное личное обогащение или «красивая жизнь» в будущем.

Плутовской роман носит сатирическо-обличительное и дидактическое начало, преобладающее над повествовательным (как и в «Мертвых душах»). Именно чтобы подчеркнуть связь своего произведения с плутовским Гоголь и определил его жанр как «поэму», но поэму не лирическую, а сатирическую. Недаром в «Четырех письмах к разным лицам по поводу «Мертвых душ» («Выбранные места из переписки с друзьями) Гоголь пишет: «Бывает время, когда нельзя иначе устремить общество или даже все поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости».

Иными словами, только такая, всеобъемлющая и сатирически принижающая, поэма и была возможна в те времена на Руси. Которая воспевает не подвиги и славу, а рисует самые грязные пороки и низменные желания людей, что утратили в рабстве и мелочном копошении истинное человеческое лицо, сменившееся на «кувшинное рыло». Отсюда и имя Чичикова - Павел, как у любимого Гоголем святого апостола Павла, что путешествует, «наставляет и выводит на прямую дорогу». Но не вывел…



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама