THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

В Евангелиях от Матфея (26, 6-13) и Марка (14, 3-9) рассказывается о том, как ко Христу «приступила <…> женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову» (Мф. 26, 7). В Евангелии от Иоанна уточняется, что имя этой женщины Мария: «Мария же, которой брат Лазарь был болен, была та, которая помазала Господа миром и отёрла ноги Его волосами своими» (Ин. 11, 2).

Это миро - благовонная жидкость - было изготовлено «из нарда чистого, драгоценного» (Мк. 14, 3; а также Ин. 12, 3). Оно издавна использовалось в косметических и лечебных целях, сопровождало торжества. Натирали миром и тела умерших. Ученики Спасителя не поняли мотивов, которыми руководствовалась Мария, потратив фунт (Ин. 12, 3) дорогой жидкости по случаю не пира, не большого семейного торжества, а просто, как они думали, будничной встречи гостей. «<…> к чему сия трата мира? Ибо можно было бы продать его более нежели за триста динариев и раздать нищим?» (Мк. 14, 5).

Один динарий на то время соответствовал обычной дневной плате наёмного работника (Мф. 20, 2), что позволяло купить пшеничного или ячменного хлеба (Откр. 6,6). Но для Марии встреча с Божественным Гостем значила слишком многое: «Мария же избрала благую часть, которая не отнимется от неё» (Лк. 10, 42). Успокаивая учеников, Спаситель сказал: «<…> возлив миро сие на тело Моё, она приготовила Меня к погребению» (Мф. 26, 12).

Апостол Марк, говоря о принесённом Марией благовонии, употребил слова «разбив сосуд» (Мк. 14, 3). Одни толкователи под этим «разбиванием» понимают откупоривание сосуда, т.е. вынимание пробки. Другие же ссылаются на обычай восточного гостеприимства разбивать сосуд, из которого пил или к которому прикасался особо дорогой гость, чтобы этот сосуд не достался больше никому.

В Ветхом Завете нард упоминается в Книге Песни песней Соломона среди ароматных растений: «нард и шафран, аир и корица со всякими благовонными деревами, мирра и алой со всякими лучшими ароматами» (Песн. 4, 14).

Под нардом и в Библии, и в разговорной речи может пониматься:

Эфирномасличное растение семейства Валериановые, или Мауновые, произрастающее на севере Индии, в Непале и приграничных районах Китая;

Эфирное масло из этого растения.

Ещё в древности нардовое масло привозилось из Индии в Малую Азию. Оттуда, разлитое по алебастровым сосудам (или, как сказано в Синодальном переводе Библии, «алавастровым» - Мф. 26, 7; Мк. 14, 3), распространялось по другим странам Ближнего Востока и Средиземноморья. Оно было известно в Древнем Египте. Римляне его использовали для приготовления духов.

Само растение нард - травянистое, многолетнее. В высоту достигает 1 м, но чаще до 60 см. Стебли покрыты 15-20 супротивными цельными листьями длиной 4-7 см, сужающимися к черешку. Цветки мелкие, красные или лиловые, собраны в соцветия на верхушках стеблей. Имеют приятный запах, который даже в гербариях сохраняется десятилетиями. Плоды в диаметре 4 мм, обёрнуты белыми волосками. Цветёт нард в сезон дождей, плодоносит в начале осени.

Практическое применение имеют корневища этого растения. По форме они цилиндрические, бурого цвета. В корневищах содержится 1-2 % (по массе) эфирного масла. Его выделяют перегонкой водяным паром. Масло от светло-жёлтого до янтарного цвета.

Нардовое масло и сегодня используется в массажных смесях, кремах для лица, средствах для ухода за всеми типами кожи, особенно стареющей. Настои корневищ, как и валерианы - из того же семейства, - принимают при неврозах, бессоннице, головной боли, ослаблении памяти.

Эфирное масло Нарда.

Во времена Иисуса, это масло было ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО дорогим! Бутылочка такого масла- целое состояние! Поэтому эпизод в Библии, когда Мария разбила сосуд с маслом Нарда и умастила (ну скажем на современном русском языке- сделала массаж) Иисуса, показывает, что ей для Иисуса было не жалко даже самого дорогого. Апостолы тогда начали на неё ругаться, что лишняя трата средств, лучше бы толпам бедных раздать, и т.д. и т.п. А Иисус ответил, что за такую преданность и самопожертвование, имя Марии будт увековечено! И действительно, данный эпизод вошёл в Евангелие!

Кроме своих потрясающих медицинских свойств, масло Нарда издревле использовалось на Востоке в дорогих шикарных (elite, premium, exclusive) духах. Одно из самых ценных ароматических средств. Хотя современному западному человеку это, возможно, будет непонятно, т.к. запах напоминает Валериану, что больше ассоциируется с аптекой, чем с элитной парфюмерией.

Но даже и в наше время это масло- довольно редкое и дорогое.

Можно использовать после еды, внутрь 1 каплю (конечно с эмульгатором!) для успокоения раздражённого желудка. !!! Нужно быть полностью уверенным в качестве и подлинности масла!!! (Напоминаю - оно слишком редкое. Могут фальсифицировать).

В качестве массажного масла (отлично если в качестве базы взять Сезамовое Масло)- для успокоения, расслабления, анти-стресс, укрепление нервной системы, прояснение мышления (порядок в голове), для более глубокого, здорового сна.

Обычно в "анти-стресс" массажных маслах я использую всего 1-2 капли этого ценного масла (на 100 мл базового!), остальные 95-99%- другие (более доступные) масла. Даже при таком мизерном присутствии, масло Нарда наделяет общую смесь превосходным воздействием!

/NARDOSTACHYSJATAMANSI/

Цвет : Имеет широкую цветовую градацию от бледно-желтого до янтарного. Считается самым темным маслом в мире

Аромат: пряный, слегка сладковатый, древесный. Слегка напоминает аромат валерианы и пачулей.

Масло получают : методом дистилляции.

Используемая часть растения : корневища.

Область распространения : Родина - Северная Индия, также встречается в Китае и Японии. Для получения масла растение культивируют в Европе и США.

Нард - родственник валерианы и обладает похожими свойствами.

Эфирное масло нарда считается эффективным помошником в восстанавлении жизненных сил после болезней и потрясений. Помогает при нервном напряжении и подавленности. Концентрирует внимание, улучшает память, устраняет бессонницу и нервное истощение.

Косметическое действие:

Эфирное масло нарда используется в косметических целях еще с древних времен. Оно помогает в борьбе с различными кожными болезнями (аллергия, псориаз, воспаления и раны).

Очень эффективно при уходе за зрелой кожей. Эфирное масло нарда помогает восстановить кожный покров, упругость и эластичность. Омолаживает, разглаживаеткожу, помогает регенерации кожи.

Прекрасное средство для ухода за волосами.Используется как составляющее масок, бальзамов, шампуней.

Оказывает освежающее, обновляющее, влияние на кожу. Регулирует работу сальных и потовых желез, оказывает дезодорирующее действие. Хороший антисептик, устраняет неприятные, кислые запахи тела.

Помогает вылечить воспалительную сыпь, вялорубцующиеся раны.

Глиняная маска для лица с маслом нарда:

Масло нарда - 3-4 капли

1 желток

1 столовая ложка белой глины .

Тщательно перемешать, нанести на лицо на 15 мин. Смыть сначала теплой, затем холодной водой.

Целебное действие :

Масло нарда имеет противовоспалительное, бактерицидное, дезодорирующее, седативное, тонизирующее действие.

Помогает при бессоннице, нервном напряжении, мигрени.

Имеет мягкое антисклеротическое действие. Используется при головокружении, вегето-сосудистой дистонии, для нормализации артериального давления. Применяется при болезненных и нерегулярных месячных.


Евангельские свидетельства

Женщина льет миро на голову Иисуса

Женщина омывает ноги Иисуса

Евангелие Описание помазания
От Матфея
(Мф. )
Когда же Иисус был в Вифании , в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову. Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим. Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня: ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению
От Марка
(Мк. )
И когда был Он в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал, - пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову. Некоторые же вознегодовали и говорили между собою: к чему сия трата мира? Ибо можно было бы продать его более нежели за триста динариев и раздать нищим. И роптали на неё. Но Иисус сказал: оставьте её; что её смущаете? Она доброе дело сделала для Меня. Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете. Она сделала, что могла: предварила помазать тело Мое к погребению
От Луки
(Лк. )
И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея , принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром. Видя это, фарисей , пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница. Обратившись к нему, Иисус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель. Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят, но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его? Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил. И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришёл в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отерла; ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришёл, не перестает целовать у Меня ноги; ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит. Ей же сказал: прощаются тебе грехи
От Иоанна
(Ин. )
За шесть дней до Пасхи пришёл Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых. Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним. Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот , который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел [при себе денежный] ящик и носил, что туда опускали. Иисус же сказал: оставьте её; она сберегла это на день погребения Моего. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда .

Апокрифические рассказы

Расхождения свидетельств евангелистов

Такое количество расхождений издавна вызывало вопросы у исследователей евангельских текстов. В настоящее время, значительная часть секулярных исследователей считает, что за евангельскими рассказами о помазании стоят одно или два реальных события из жизни Иисуса. Большинство полагает, что речь идёт об одном и том же помазании, рассказ о котором был отнесён евангелистами к разным моментам жизни Иисуса. В целом предпочтение отдаётся версии Марка, хотя точное определение времени (Страстная неделя) и места (Вифания) рассматривается большинством секулярных историков как позднее добавление. Церковная традиция, напротив, признает достоверность сообщения о помазании на Страстной неделе.

Икона «Воскрешение Лазаря» . Сестры склонились у ног Иисуса

В картине Жана Беро (Jean Beraud), написанной в 1891 г. «Христос в доме Симона Фарисея» Иисус изображен в современном художнику интерьерах среди буржуа, одетых по моде XIX в., а у его ног распростерлась модно одетая барышня.

В православной иконописи в качестве отдельного сюжета Омовения ног нет, хотя его можно найти в клеймах . Кроме того, аналогию можно найти в иконописном изображении Марии и Марфы из Вифании , склоняющихся в поклоне к ногам Иисуса в сценах воскрешения Лазаря, которые на некоторых досках кажутся умащивающими его .

В православном богослужении

Рассказ о помазании Иисуса миром и предательстве Иуды являются основными темами литургии Великой среды . Стихиры на «Господи, воззвах» противопоставляют корыстолюбие Иуды самоотвержению и покаянию грешницы, умывшей слезами и помазавшей миром ноги Спасителя. Самой известной из стихир Великой среды является последняя, автором которой является преподобная Кассия :

Господи, яже во многия грехи впадшая жена, Твое ощутившая Божество, мироносицы вземши чин, рыдающи миро Тебе прежде погребения приносит: увы мне глаголющи! яко нощь мне есть разжжение блуда невоздержанна, мрачное же и безлунное рачение греха. Приими моя источники слез, иже облаками производяй моря воду. Приклонися к моим воздыханием сердечным, приклонивый небеса неизреченным Твоим истощанием: да облобыжу пречистеи Твои нозе, и отру сия паки главы моея власы, ихже в раи Ева, по полудни, шумом уши огласивши, страхом скрыся. Грехов моих множества, и судеб Твоих бездны кто изследит? Душеспасче Спасе мой, да мя Твою рабу не презриши, иже безмерную имеяй милость

Женщина, предавшаяся многим грехам, Твое, Господи, ощутившая Божественное естество, как мироносица, рыдая, приносит Тебе миро прежде погребения, говоря: О, горе мне! Огонь невоздержанного блуда, мрачное и безлунная ночь греха. Приклонись к моим сердечным воздыханиям, Приклонивший небеса несказанным Твоим истощанием, да облобызаю пречистые Твои ноги и отру их своими волосами - те самые ноги, шаги которых Ева в раю услышав, в страхе скрылась. Множество грехов моих и бездну судеб Твоих кто увидит? Спаситель души моей, имеющий безмерную милость, не презри Твою рабу.

Неожиданно тема помазания Христа миром появляется в литургиях восточно-сирийского обряда . Каждение перед чтением Евангелия предваряется молитвой: «Да смешаются ароматы, исходившие от Тебя, Господи, когда грешная Мария излила благовонное миро на Твою главу, с этим фимиамом, который мы приносим Тебе во славу Твою и ради прощения наших грехов и прегрешений… »

См. также

  • Омовение ног ученикам - другой эпизод Страстей , где уже Иисус, в свою очередь, омывает ноги апостолам.

Примечания

Ссылки

  • Галерея и Галерея

Святой Церковью читается Евангелие от Марка. Глава 14, ст. 3 - 9.

(Мк. 14, 3-9)

(Мк. 14, 4-5).

И действительно, мы видим, что повествование

3. И когда был Он в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал, - пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову.

4. Некоторые же вознегодовали и говорили между собою: к чему сия трата мира?

5. Ибо можно было бы продать его более нежели за триста динариев и раздать нищим. И роптали на нее.

6. Но Иисус сказал: оставьте ее; что ее смущаете? Она доброе дело сделала для Меня.

7. Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете.

8. Она сделала, что могла: предварила помазать тело Мое к погребению.

9. Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что она сделала.

(Мк. 14, 3-9)

Событие, описанное евангелистом Марком, предшествует предательству Иисуса Христа Иудой Искариотским. Господь вместе с учениками приходит в дом Симона прокаженного, где некая женщина изливает на Него благовонное нардовое миро. Мы встречаем похожее событие, описанное и в Евангелии от Луки, но там речь идет о Симоне фарисее, и многие толкователи Священного Писания указывают, что это были абсолютно разные люди и два разных случая излияния благовонного масла на Спасителя.

Что же касается Симона прокаженного, то блаженный Феофилакт говорит о нем следующее: «Симона-прокаженного некоторые считают отцом Лазаря: Господь очистил его от проказы и был им угощен. Полагают также, что когда Господь говорил ученикам: “идите к такому-то, и он покажет вам горницу убранную”, то посылал их именно к Симону; он-то, как говорят, и принял Господа, и Господь совершил у него Пасху».

пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову (Мк. 14, 3). Алавастр – это род мрамора, замечательного своей легкостью, прозрачностью и красотой. Из него изготавливали разные вазы и сосуды для хранения ароматических веществ. Миро представляло собой благовонную жидкость из масел и пахучих веществ, обыкновенно из лучшего оливкового масла в соединении с благовонными смолистыми веществами вроде нарда или смирны и разных цветов.

Как указывает Александр Павлович Лопухин: «Евангелист Марк замечает, что миро было приготовлено “ из нарда ” – по-еврейски «неред», т. е. из цветка, растущего в горах Ост-Индии, принадлежащего к породе valeriana. Сок, из него добываемый, шел на приготовление особой ароматической жидкости, которая лучше всего выделывалась в г. Тарсе и рассылалась оттуда на продажу в маленьких алебастровых банках»

Именно такое дорогостоящее ароматное масло возлила на голову Спасителя некая женщина. Но тут произошло необъяснимое: Некоторые же вознегодовали и говорили между собою: к чему сия трата мира? Ибо можно было бы продать его более нежели за триста динариев и раздать нищим. И роптали на нее (Мк. 14, 4-5).

Недовольство окружающих объяснялось просто: такой сосуд благовонного масла стоил триста динариев, а динарий составлял дневную заработную плату наемного рабочего. Простой человек должен был работать почти год только на то, чтобы купить такой сосуд благовонного масла. Некоторым из присутствовавших это показалось безрассудным расточительством, ведь деньги можно было бы отдать бедным. Но Господь быстро прерывал этот ропот и потребовал, чтобы люди не смущали и оставили бедную женщину.

Борис Ильич Гладков пишет: «Оставьте ее, – сказал им Иисус, – зачем смущаете ее такими разговорами? Зачем стараетесь внушить ей, что она поступила дурно? Она доброе дело сделала для Меня. Вы заботитесь о нищих; это похвально; но нищих вы всегда будете иметь перед глазами, и можете благотворить им во всякое время, когда захотите; Меня же недолго будете видеть. И эта женщина, как бы прощаясь со Мной, сделала все, что могла: она помазала тело Мое к предстоящему погребению Моему. И это доброе дело ее будет известно в целом мире: везде, где будет проповедано обо Мне, будет сказано о ней».

И действительно, мы видим, что повествование об этом не только записано в Евангелии, но и включено в наше богослужение: в последовании Великой Среды Страстной седмицы Церковь прославляет поступок этой женщины, как бы проводя параллель между ним и предательством Иуды, совершенным в тот же день, сразу после этого.

Иеромонах Пимен (Шевченко)

Том не только записано в Евангелии, но и включено в наше богослужение: в последовании Великой Среды Страстной седмицы Церковь прославляет поступок этой женщины, как бы проводя параллель между ним и предательством Иуды, совершенным в тот же день, сразу после этого.

Поступок этой женщины учит нас, дорогие братья и сестры, тому, что настоящая любовь не может ограничиться чем-то малым, не может подсчитывать, сколько нужно отдать, чтобы это казалось правильным. Дающий от любви даже все, что у него есть, понимает, что этого недостаточно и дар этот слишком мал. И если мы постараемся приносить Господу благоухание такой всецелой любви, полной самопожертвования, то Спаситель помилует нас и приведет к жизни вечной, отворяя для нас двери Царствия Небесного. Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

Что такое алавастровый сосуд с миром? Алавастровый сосуд встречается в Библии дважды, в инцидентах с участием женщины, одна из которых была Мария из Вифании, которая принесла мазь в тубах, чтобы помазать Иисуса. Греческое слово поле перевода «алебастр», может означать также «фляга,», «флакон». В других переводах может означать «ваза».

Женщина с алавастровым сосудом. Роль в жизни Иисуса

Тот факт, что обе женщины драгоценно несли алавастровый сосуд с миром, чтобы помазать Иисуса. В Библии, Матфей 26:6-13, Марк 14:3-9, и Иоанн 12:1-8 все описывали одно и то же событие с участием Мария из Вифании, сестры Марфы и Лазаря, в доме Симона Прокаженного, который был исцелен Иисусом и стал одним из его последователей. Это событие произошло в Вифании за несколько дней до распятия, поэтому Мария пришла, чтобы помазать Иисуса мазью. «Она вылила духи на моем теле, заранее подготавливая к погребению» (Марк 14:8).

С другой стороны, от Луки 7:36-50 говорится о доме Симона Фарисея, а не о доме Симона Прокаженного. Это событие произошло примерно за год до распятия Христа в окрестностях Галилеи (от Луки 7:1, 11). Женщине здесь было прощено много грехов, но ее имя не дано.

Алебастровый камень часто встречается в Израиле. Это тяжелый камень, напоминающий белый мрамор и называется одним из драгоценных камней, используемых в отделке храма Соломона (1 Паралипоменон 29:2). В песни песней: возлюбленный человек описан, как имеющий ноги, как «колонна алебастра» (ЕСВ) или «колонна из мрамора». Поэтому сосуд двух женщин, используемых для перевозки благовонным масел сделан из белого мрамора. Мази, масла и духи были в сосуде из алебастра, который держал их чистыми и нетронутыми. Многие сосуды были запечатаны воском, чтобы предотвратить испарение духов. Когда Мария, женщина с алавастровым сосудом разбила его, «дом наполнился благоуханием духов» (Иоанна 12:3). Алебастр был достаточно сильным веществом, чтобы сохранить аромат масла или духов до момента его использования.

(Мк. 14:3). У Ин. 12:2, 3 говорится, что, за шесть дней до Пасхи, в Вифании приготовили Христу вечерю и Марфа служила (ср. Лк. 10:40), а Лазарь был один из возлежавших с Ним. Мария же (ср. Лк. 10:39), взявши фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Спасателя и отерла их своими волосами (ср. Лк. 7:38). Матфей и Мара не называют по имени женщину, сделавшую это. Из их рассказов нельзя даже вывести, что это была известная вообще кому бы то ни было женщина, потому что пред γυνή нет артикля. Такая неопределенность подала повод к многочисленным и запуганным рассуждениям об этом предмете как древних, так и новых экзегетов. Некоторые, обращая внимание на Лк. 7:38 сл., думали, что в Евангелиях упоминается о четырех женщинах, помазавших Христа. Но Ориген замечает, что их было только три: об одной из них написали Матфей и Марк (nullam differentiam exposiyionis suae facientes in uno capitulo - не противореча нисколько друг другу в одном отделе); о другой - Лука, и еще об одной - Иоанн, потому что последняя отличается от остальных.

Иероним: "никто пусть не думает, что одна и та же женщина помазала голову и ноги". Августин считает женщину, о которой рассказывает Лк. (7:36 сл.), тождественной с той, о которой рассказывает Иоанн (т.е. с Марией, сестрой Лазаря). Помазание совершено было ею два раза. О первом рассказывает только Лука; о втором же одинаково рассказывается тремя евангелистами, т.е. Иоанном, Матфеем и Марком. Таким образом, Августин проводит различие между двумя помазаниями, - тем, о котором сообщает Лк. 7:37-39, и тем, которое было в Вифании за шесть дней до Пасхи, предполагая, что помазавшая женщина была одна и та же. Златоуст смотрит иначе. "Жена эта, по-видимому, есть одна и та же у всех евангелистов; в действительности же не так, но у трех евангелистов, мне кажется, говорится об одной и той же, у Иоанна же - о другой некоторой чудной жене, сестре Лазаря".

Феофилакт: "некоторые говорят, что было три жены, помазавшие Господа миром, о которых упомянули все четыре евангелиста. Другие же полагают, что их было две: одна, упоминаемая у Иоанна, то есть Мария, сестра Лазаря, а другая - та, которая упоминается у Матфея и которая тождественна с упоминаемою у Луки и Марка".

Зигабен: "три женщины помазали Господа миром. Одна, о которой говорит Лука, бывшая грешницей... вторая - о которой говорит Иоанн, по имени Мария... третья же та, о которой одинаково повествуют Матфей и Марк, которая подошла (ко Христу) за два дня до Пасхи в доме Симона прокаженного". "А если, - говорит Августин, - Матфей и Марк говорят, что женщина вылила миро на голову Господа, а Иоанн - на ноги, то здесь, по-видимому, нет противоречия. Мы думаем, что она помазала не только голову, но и ноги Господа. Может быть, кто-нибудь возразит в клеветническом духе, что, по рассказу Марка, она разбила сосуд пред помазанием головы Господа и что в разбитом сосуде не осталось мира, которым она могла бы помазать также и ноги Его. Но тот, кто высказывает такую клевету, должен заметить, что ноги были помазаны прежде, чем разбит сосуд, и что в нем оставалось достаточно мира, когда, разбив его, женщина вылила все остальное масло".



У позднейших экзегетов встречаются подобные же разнообразные мнения. Кальвин предписал своим последователям считать два рассказа (один у Матфея и Марка и другой, у Иоанна) тождественными. Но Ляйтфут говорит: "удивляюсь, каким образом кто-нибудь может смешивать оба эти рассказа". Даже Цан выводит из рассказа Матфея, что "женщина не жила в доме Симона" (dass das Weib keine Hausgenossin des Simon war). Другие экзегеты говорили, что если бы рассказываемое у Матфея и Марка произошло в доме Лазаря, а не Симона прокаженного, то ученики не стали бы "негодовать" (ήγανάκιησαν - άγανακτοΰντες; Мф. 26:8, Мк. 14:4), потому что это значило бы негодовать на одну из хозяек, которая их приняла. Объяснение этого будет дано в следующем стихе. Теперь же на основаниях, приведенных выше, скажем, что рассказы Матфея, Марка и Иоанна следует считать тождественными. Противоречие между Матфеем и Марком, по которым женщина помазала голову Христа, и Иоанном, что - ноги, не настолько велико, чтобы отрицать тождественность их рассказов. Могло быть и то и другое, причем Матфей и Марк сообщили об одном, а Иоанн о другом. При этом нет надобности даже предполагать, что четвертый евангелист намеренно поправил своих предшественников и что предпочтение следует отдать только его рассказу. Можно только утверждать, что пример женщины, о которой рассказывается у Луки, был прецедентом и вызвал подражание. Но рассказ Лк. 7:36 сл. совершенно отличен от настоящего.

Слово άλάβαστρον (αλάβαστρος, αλάβαστρος) встречается в Новом Завете только в трех местах (Мф. 26:7; Мк. 14:3; Лк. 7:37), и значит, собственно, алебастр, а затем алебастровый сосуд, алебастровая банка. Такие сосуды употреблялись для сохранения благовонных мазей. Плиний (Н. N. 3:3) говорит, что unguenta optime servantur in alabastris (благовонные масти прекрасно сохраняются в алавастровых сосудах). В числе даров, посланных Камбизом эфиопам, Геродот упоминает об алабастровом сосуде с миром (μύρου άλάβαστρον, Ист. 3:20). Об обычае помазания головы см. Еккл. 9:8. Замечательно, что, говоря о помазании Христа, Матфей не упоминает, что женщина возливала его (т.е. миро) на голову, а пропускает это слово. Конструкция стиха не одинакова у Матфея и Марка. У последнего κατέχεεν αύτοΰ της κεφαλης; у Матфея κατέχεεν επί τής κεφαλής αύτοΰ άνακειμένου. У Марка, таким образом, обыкновенная "после - гомеровская" конструкция, просто с родит., у Матфея позднейшая - с επί Ανακειμένου считают родительным самостоятельным и отдельным от αύτοΰ. Это сомнительно. Из двух разночтений πολυτίμου (многоценного или драгоценного) и βαρύτιμου (то же значение) следует предпочесть первое, которое доказывается лучше.

8. Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата?

(Мк. 14:4; Ин. 12:4). У Иоанна говорится, что "вознегодовали" не ученики, а один Иуда. Если, говорят, у Марка в предыдущем стихе, где женщина разбивает сосуд, дело представлено грубо, то в таком же виде оно представлено и в настоящем стихе. Об этом свидетельствует άγανακτοΰντες (у Матфея ήγανάκτησαν), грубое выражение, совершенно нарушающее тонкость и гармонию всего рассказываемого события. Иоанн не говорит ни о разбитии сосуда, ни о негодовании учеников, а только об Иуде, с объяснением причин, почему Иуда говорил так. Но слово άγανακτειν, по-видимому, здесь не так сильно, как в русском и славянском переводах. Оно значит здесь просто волноваться, быть недовольным. Алавастровый сосуд с миром был πολύτιμος - многоценен или драгоценен. Стоимость его Иуда оценивает в триста динариев (Ин. 12:5) - около 60 рублей на наши деньги. Ввиду слишком недавних, запомненных учениками, учений Самого Христа о том, что помощь алчущим, жаждущим и проч. равнялась помощи Самому Царю, нам становится вполне понятным, почему ученики могли быть недовольны. Особенно же недоволен был Иуда, как человек, сильно любивший и ценивший деньги. Могло быть, что в настоящем случае его недовольство было заразительно и для других учеников. Как у людей, не привыкших к сдержанности, недовольство это вылилось наружу и было заметно для самой совершавшей помазание женщины (ένεβριμοΰντο αύτη - Мк. 14:5). Женская любовь Марии возвысила ее над всем обществом учеников Христа; и то, что было противно, может быть, требованиям суровой логики и черствого рассудка, было вполне согласно с требованиями ее женского сердца. Нужды нет, что на это приходилось истратить столько, сколько нужно было, чтобы накормить не только толпу нищих, но и устроить хороший пир для прибывших гостей.

Ориген замечает: "если об одной Марии написали Матфей и Марк, и о другой - Иоанн, а о третьей - Лука, то каким образом ученики, однажды получившие по поводу ее поступка выговор от Христа, не исправились и не прекратили своего негодования по поводу поступка еще одной женщины, делающей подобное?" Ориген не решает этого вопроса, или, лучше, решает неудовлетворительно. У Матфея и Марка, говорит он, негодуют ученики из доброго намерения (ех bono proposito); у Иоанна - только Иуда, вследствие любви к воровству (furandi affectu); а у Луки никто не ропщет.

Но если у Луки никто не ропщет, то отсюда ясно, что он говорит о другом помазании. А из повторения сообщения о ропоте у Матфея - Марка и Иоанна можно заключать, что рассказанная ими история тождественна.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама