THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

"Чудь белоглазая", или "полярные люди" - народ альбиносов, имеющих уже с детства седые волосы и отличающихся полным отсутствием радужных оболочек глаз, на белках которых видны только черные точки зрачков.

Жутковатое зрелище. Именно за это восточные славяне и называли их "чудью белоглазой", и только их. И это чисто славянское их название. И, в отличие от "авторитетных" утверждений, приписывающих Чудь к финно-угорским народам, тех славяне называли не чудью, а чухонцами, от слова чухаться (чесаться).

В природе, как исключение из общего правила, бывает и рождаются альбиносы, генетически лишенные пигментной окраски. Отсюда и возникло, например, такое нарицательное значение, как - "белые вороны", то есть - "не как все". Но, существуют и целые виды генетических альбиносов, полное отсутствие пигментных красителей у которых передается по наследству. Таких, например, как - полярные медведи, совы, лисицы, песцы, горностаи, которые свой природный генетический дефект превратили в свое преимущесто перед другими, позволяющее им маскироваться на белом снежном фоне, а также, белые мыши, крысы, или почтовые голуби, выведенные человеком специально.

Но, оказывается, и человеческий вид, также, не избежал подобных же генетических метаморфоз, в результате которых появилось племя "полярных людей" - альбиносов.

"Чудь Белоглазая" не относится - ни к финно-угорским, ни к скандинавским, ни к славянским, ни к тюркским, или сибирским народам, заселив когда то земли на севере Европы, Урала и Сибири - намного раньше их.
При этом, с финно-угорцами они общались на финно-угорских языках, с тюркскими народами - на тюркских языках, со славянами - на славянских, со скандинавами - на их скандинавских наречиях. На каком языке они общались между собой, опять же, вопреки устоявшемуся "авторитетному мнению", до сих пор не знает никто.

Предполагают, что Чудь Белоглазая пришла с затонувшего теперь, северного материка, Гипербореи, в подземных пещерах, прогреваемых термальными водами которой жила в течение всего ледникового периода начавшегося около 50 000 лет назад. И именно поэтому, генетически утратила природные пигменты - за ненадобностью.
Кстати, считается, что Гиперборею населяли и предки ариев, являющиеся предками этруссков, которые были предками славян. Поэтому, вполне можно предположить, что именно Чудины и являлись далекими предками - и славянских, и скандинавских и тюркских народов.

Вопреки многим сказкам и легендам, чудины обычно были маленького роста и худощавы, с телосложением подростка, и даже ребенка обычного человека. При этом имели европейскую внешность, и как отмечалось многими, были очень красивы лицом и фигурой. Впрочем, встречаться с ними удавалось крайне редко. Чудины старательно избегали контактов с местными народами и племенами. А, при малейшей опасности, они прятались в своих подземных пещерах и галереях, снабженных хитроумными смертельными ловушками.

При этом, они обладали некими телепатическими и гипнотическими способностями, которые использовали для охоты на дичь, и отпугивания чужаков от мест своего обитания.

Именно встречи с ними, и породили множество европейских сказок о эльфах, гномах, троллях, нибелунгах.
При этом, часто упоминается об их чрезвычайно высоком уровне технического развития, воспринимаемого в то время как некое чудо, или колдовство. А, за их изначально седые волосы и бороды, их всех считали глубокими стариками. С тех пор колдунов и волшебников в европейских сказках изображают именно седобородыми карликами в широкополых шляпах, которыми они прикрываются от солнца, и никак иначе.

На Руси народ чуди встречался в глухих северных лесах, где они жили в своих подземных городах. При этом, их охотники обычно жили на поверхности, и вели полукочевой образ жизни, совершая цикличные сезонные переходы - с одних своих охотничьих угодий - на другие, и живя в разборных чумах, подобно финно-угорским народам.
Кстати, известная нам сказочная бревенчатая "избушка на курьих ножках" - это ничто иное, как лесная кладовка для хранения своей добычи и припасов - чудских и финно-угорских охотников-кочевников, в которых они иногда и ночевали, или пережидали непогоду. И кто из них начал использовать такие "избушки" раньше, еще неизвестно.

Такая избушка была именно на "курьих" а не на "куриных" ножках, потому что раньше в русском языке слово "курить" означало - клевать, или наносить колющие удары. Отсюда и русские названия и куриц, которые "курили", то есть клевали зерно, и курка пистолета, наносящего колющий удар по капсюлю.
Потому, то и называли "курьими"- вбитые в землю, заостренные деревянные шесты, на которых сооружалась над землей такая избушка.

И это защищало ее содержимое от лесных грызунов, которые не могли взобраться в нее по гладким, очищенным от коры, шестам ее "курьих ножек", не позволяло подкопаться под нее более крупным зверям, лисам, волкам и россомахам, и даже защищало ее от вторжения медведей, которые просто не рисковали взбираться в нее по ее хлипким тонким "курьим ножкам", не внушающим им доверия.
Ну, и конечно, "курьи ножки" надежно защищали установленную на них "избушку" и ее содержимое от подмокания в периоды весеннего таяния снега, половодья и затяжных дождей.

Тюркские кочевники, обнаруживая такие "избушки" в глухих безлюдных таежных чащах, рассказывали о них своим детям, и говорили им что в них живут таинственные лесные духи, которых они называли "бабай-ага", что в переводе с тюркского означало - "старый хозяин".
Славяне, же, таких духов называли - лесовиками, или лешими, что означало "хозяин леса", а переняв у местных тюркских племен название таинственных обитателей таких "избушек", с легкостью трансформировали их тюркское название "бабай-ага" в имя сказочной лесной ведьмы -"Баба-Яга".

А, вот, тому, что русская сказочная "Баба Яга", в отличие от европейской ведьмы, летала не на метле, а в ступе, есть свое логическое объяснение.
Дело в том, что раньше ступы для растирания в них зерна делались не в виде стакана, в каких рисуют сейчас сказочную Бабу Ягу, а в виде плоского блюда, или тарелки. И, когда над лесом пролетал, вдруг, "НЛО", в виде типичной "летающей тарелки", наши славянские предки не заморачивались при виде этого небесного явления вопросами существования внеземных цивилизаций, как делаем это сейчас мы, а объясняли его предельно ясно и понятно для себя, что это совершает свой очередной рейсовый полет в своей ступе та самая Баба Яга, что живет в лесной избушке на курьих ножках.

Надо сказать, что подобные "избушки на курьих ножках" довольно часто встречались по всей Сибири, и очень может быть, что именно они и стали причиной того, что тюрки называли ее - "Тартарией", что означало на их языке - "земля ящиков".
Очень уж походили эти бревенчатые избушки на их через-седельные деревянные ящики для поклажи "тарты", или "тары"("тара" - ящик, тюрк.), собранные из толстых деревянных прутьев, переплетенных кожаными ремнями, и которые они попарно подвешивали по бокам своих вьючных лошадей.

В одном, из своих ранних завоевательных сибирских походов, известный монгольский полководец и император Чингисхан понес поражение от жителей Сибирской Тартарии и был взят ими в плен, в котором они продержали его несколько лет. Потом, то ли он сбежал из плена, то ли они сами его отпустили, но вернувшись в Монголию, Чингисхан собрал новое войско и снова напал на Тартарию, почти полностью вырезав все ее население в отместку за годы своего унизительного плена в ней.
Одного из своих сыновей он назначил ханом Сибирской Тартарии, которая просуществовала под чутким руководством монголов еще какое то время. А ее государственный флаг и герб, даже попали в европейскую геральдику.
Что за народ населял в то время Сибирскую Тартарию теперь неизвестно.

Последнее упоминание о чуди встречается в описании сражения Александра Невского на Чудском озере (озере чуди) в 1242 году, когда он нанял местные племена чуди для участия в сражении. Именно они, вооруженные луками и короткими охотничьими копьями, и составили ядро его войска, плотно окруженное новгородским ополчением, которому было указано не давать чуди разбежаться в стороны во время сражения.
Именно в этом живом месиве из чуди и увяз тупоконечный клин из пяти расположенных в ряд, конных тевтонских рыцарей-монахов, и их многочисленных оруженосцев, послушников, и просто наемников, с ходу раздавивших передовой полк новгородской дружины Василия Буслаева. А, потом, лед просто не выдержал и тевтонцы, вместе с чудью оказались в огромной полынье, кишащей тонущими в ней людьми.
Рыцарей еще вылавливали, потому что за них можно было получить неплохой выкуп. А, вот, чудь ушла под лед почти вся.
Поговаривали, что после этого вероломного коварства людей, оставшаяся в живых чудь ушла от них в свои подземные города. С тех пор чуди почти не осталось, и о ней сохранились только легенды и сказки.

Кое какие упоминания о чуди сохранились на Урале, уже во времена завоевания его Ермаком в его Сибирском походе в 1582 году. Но, казаки Ермака только издали видели чудинов, а при малейшей попытке приблизиться к ним, или поймать одного из них, те, по словам казаков кончали жизнь самоубийством, прыгая в яму, и опрокидывая установленные по ее краям шесты, обложенные камнями, в результате чего оказывались заживо погребенными в этой яме - грудой камней.

На самом деле, упомянутые казаками ямы с шестами, обложенными камнями, были вовсе не могилами чуди, а входами в их подземные галереи с замаскированным дерном лазом.
Спасаясь от погони, чудин прыгал в эту яму, продавливал боковой вход, в галерею, замаскированный дерном, и попав в нее, дергал веревку, привязанную к шестам, выдергивая их из земли. Шесты падали, и прислоненные к ним камни заваливали яму.

По рассказам местных жителей, чудь иногда встречается в безлюдных районах северных лесов приуралья и сибири, и в наше время. Иногда они, даже, внезапно заходят в магазины глухих таежных поселков, покупая в них всякую мелочь, и вводя местных продавщиц в ступор и леденящий ужас своими белоглазыми взглядами. Но, обычно, они предпочитают совершать свои покупки через доверенных лиц из местных охотников. Поэтому, никого не удивляет, когда, кто нибудь из жителей поселка вдруг сдает целый ворох шкурок пушных зверей, и на всю выручку покупает сахар, конфеты, и сгущеное молоко в совершенно несоразмерных количествах, или, всякую галантерейную мелочь, которая вряд ли когда нибудь ему пригодилась самому.
Как и в былые времена, чудины стараются не вступать в контакты с людьми и внезапно замеченные, почти сразу же таинственно исчезают в замаскированных лазах в свои подземные пещеры.
Одеваются они в современную нам, одежду, серийно выпускаемую нашей промышленностью, предпочитая носить униформу геологов защитного зеленого цвета, и потому, случайно встреченные в лесу, издали они ничем не отличаются от других людей.
Но, имеют пристрастие к самодельным меховым комбинезонам, наподобие чукотской парки мехом наружу, которые они носят и зимой и летом, видимо чувствуя в них себя комфортно в прохладной сырости своих подземных пещер. Из-за этих меховых комбинезонов их часто путают с местными финно-угорскими народами, или, даже со "снежным человеком", йети.

Чудь, часто использует для передвижения особые короткие ходули из связанных ремнями, упругих веток, или костей животных ("костяная нога") позволяющие им быстро и совершенно бесшумно передвигаться по лесу, не оставляя следов, или по глубокому снегу, имитируя при этом следы зверей. Из-за этого, они, при своем стройном телосложении, выглядят неестественно высокими.

Проводя основную часть своей жизни в подземных пещерах, чудь, обычно, выходит на поверхность лишь для охоты и сбора ягод и грибов.
Также, они активно занимаются рыболовством на многочисленных мелких таежных реках, используя для этого "морды", плетеные из прутьев корзины с узким горлышком, из которых заплывшая в них рыба не может найти выхода.
Знающие охотники, нечаянно обнаружив подобные корзины в глухой таежной реке, предпочитают как можно скорее покинуть эти места, чтобы не раздражать своим присутствием, их таинственных жителей.

Долгое время находясь в сумраке подземных пещер, чудь не выносит прямого солнечного света, от которого может ослепнуть, и поэтому предпочитает жить в густых таежных чащах и вести ночной образ жизни, прекрасно видя в темноте.

Обладая гипнотическими способностями, и традиционно живя в северных таежных лесах, небогатых дичью, чудь предпочитает насыщаться своей добычей, не убивая ее, а лишь отпив немного крови из сделанной в ней, крохотной ранки, не причиняющей ей серьезного вреда. Возможно, в былые времена, подобным же способом, чудь использовала и людей, и их домашний скот.
И, именно в этом она послужила прообразом сказочных вампиров, вурдалаков, и упырей.

Кроме настоящей чуди, есть, или, по крайней мере, когда то, еще совсем недавно, были - целые поселки тех, кто называл себя - чудью. На самом деле, это потомки тех, кого чудь похищала еще младенцами, а когда те вырастали так, что уже не могли передвигаться по узким подземным галереям, возвращала их местным жителям. Но, их приемные дети продолжали считать себя чудью и поддерживали с ней контакты.

Для затравки, однако.

Как внешне выглядела чудь?

— По мнению большинства исследователей, этнографов и историков, это были существа, внешне сильно напоминавшие европейских гномов. Жили они на территории России до того момента, как сюда пришли предки славян и финно-угров. На современном Урале, например, до сих пор бытуют легенды о неожиданных помощниках людей — белоглазых невысоких существах, появляющихся неизвестно откуда и помогающих путникам, затерявшимся в лесах Пермского края.

— Вы сказали, что чудь ушла под землю…

— Если обобщить многочисленные предания, то получается, что чудь спустилась в землянки, которые сама же вырыла в земле, а потом завалила все входы. Правда, землянки вполне могли оказаться входами в пещеры. А значит, именно в подземных пещерах и скрылся этот мифический народ. При этом полностью порвать с внешним миром им, скорее всего, не удалось. Так, например, на севере Коми-Пермяцкого округа, в районе Гайн, по рассказам исследователей и охотников, до сих пор можно найти необычные бездонные колодцы, заполненные водой. Местные жители считают, что это колодцы древних людей, ведущие в подземный мир. Воду из них они не берут никогда.

— А еще известны места, в которых чудь ушла под землю?

— Точных мест сегодня не знает никто, известны только многочисленные версии, по которым подобные места находятся на севере России или на Урале. Интересно, что былины у коми и у саамов одинаково рассказывают об уходе «малого народца» в подземелья. Если верить древним преданиям, то чудь ушла жить в земляные ямы в лесах, скрываясь от христианизации тех мест. До сих пор, как на севере страны, так и на Урале существуют земляные холмы и курганы, именуемые чудскими могилами. В них якобы находятся «заклятые» чудью клады.

Сильно интересовался легендами о чуди Н. К. Рерих. В своей книге «Сердце Азии» он прямо рассказывает, как один старовер показал ему каменистый холм со словами: «Вот тут и ушла под землю чудь. Было это, когда пришел на Алтай воевать Белый царь, но не захотела чудь жить под Белым царем. Ушла чудь под землю и завалила проходы каменьями…» Однако, как утверждал в своей книге Н. К. Рерих, чудь должна вернуться на землю, когда придут некие учителя из Беловодья и принесут великую науку для человечества. Якобы тогда чудь выйдет из подземелий вместе со всеми своими сокровищами. Великий путешественник даже посвятил этой легенде картину «Чудь под землю ушла».

— А может быть, под чудью понимали какой-либо иной народ, потомки которого и сейчас благополучно проживают в России?

— Существует и такая версия. Действительно, предания о чуди наиболее популярны как раз в местах расселения финно-угорских народов, к которым относятся и коми-пермяки. Но! Тут есть одна нестыковка: сами потомки финно-угров всегда рассказывали о чуди как о некоем ином народе.

— Легенды, одни легенды… А есть настоящие памятники, оставленные чудью, которые можно руками потрогать?

— Конечно, есть! Это, например, хорошо известная гора Секирная (краеведы ее еще называют Чудова гора) на Соловецком архипелаге. Само ее существование удивительно, ведь ледник, проходя эти места, срезал, как острым ножом, все неровности ландшафта — и больших гор здесь попросту не может быть! Так что 100-метровая Чудова гора смотрится на этой глади, как явно рукотворный объект некой древней цивилизации. В начале двухтысячных годов ученые, исследовавшие гору, подтвердили, что частично она имеет ледниковое происхождение, а частично, искусственное — крупные валуны, из которых она состоит, уложены не хаотично, а в определенном порядке.

— И что же, создание этой горы приписывают как раз чуди?

— Археологи давно уже установили, что Соловецкий архипелаг за столетия до прихода сюда монахов принадлежал местным жителям. В Новгороде их как раз звали чудью, соседи называли «сикиртя». Слово любопытное, потому что в переводе с древних местных наречий «схрт» — это название крупной длинной насыпи вытянутой формы. Так, стог сена вытянутой формы прямо называется «скирда». Очевидно, что и древний народ соседи называли сикиртя за их жизнь в «насыпных холмах» — домах, построенных из подручных средств: мха, веток, камней. Подтверждают эту версию и древние новгородцы — в своих летописях они отмечают, что сикиртя живут в пещерах и не знают железа....
........................................ ........................................ ........................................ .......................................
А теперича просто картинки, к изображению на которых у меня всегда был интерес.












Чо-та мне кажется, что там где-то должны быть потайные дверцы в эти бугорки.)))
Ну ведь даже прыщик просто так не вскочит на ровном пустом месте?
А тут целые инженерные сооружения на берегу. И нет на них ни кустика, ни деревца даже...
Вот в этом и вопрос, однако... Думаем!

Пока всё.
Михалыч озадачил.

Всем хорошо известны такие существа как гномы - маленькие человечки, которые живут в подземных городах и не очень-то любят встречаться с людьми. Наверно, всем нам в детстве читали сказки, рассказывающие про этот загадочный маленький народец. «Сказка - ложь, да в ней намек». Оказывается, есть реальные факты, доказывающие, что испокон веков существовали таинственные подземные города, где жил народ, ушедший под землю из-за тех или иных природных катаклизмов или кровопролитных войн с заведомо превосходящими силами. «Чудь «ушла в камень, в нем хоронится. По вечерам она внутри гор разговаривает» (В. И. Немирович-Данченко, «Страна холода»). В легендах Индии говорится о подземном городе Шамбале-Агарте, где живут святые люди, знающие будущее. Теорию так называемой полой Земли уже в древности отстаивал Платон.
На Урале и Алтае среди местных жителей до сих пор ходят легенды о «Чуди белоглазой», или «дивьих людях». Их пересказывает художник и философ Н. К. Рерих (написавший, кстати, картину «Чудь под землю ушла») в книге «Сердце Азии»: будто бы жили когда-то в этих краях высокие темнокожие люди, сведущие в ремеслах и науках, заложили множество городов, но, узнав о приближении «белого» народа, ушли под землю…
Древняя «Начальная летопись Нестора» интересна таким отрывком: «В горе (выходящей к заливу морскому) просечено оконце малое и оттуда говорят, но не понять языка их (живущих в горе), но показывают на железо и машут руками. Просят железо. И если кто дает им нож или секиру, они взамен дают меха… Путь же до тех гор непроходим из-за пропастей, снега и леса, потому и не всегда доходят до них (горных жителей)».
Краеведы в 1928 году зафиксировали такой рассказ жителя Урала: «Дивьи люди живут в Уральских горах, выходы в мир имеют через пещеры. …Культура у них величайшая, и свет у них в горах не хуже солнца».
Есть подобные легенды и у жителей Карелии, у народа коми и у ненцев. «У ненцев существует много преданий, что были на земле сихирти. Они жили в подземелье, в пещерах и на охоту выходили только ночью, используя тайком орудия лова дневных, настоящих людей - ненцев» (В. Ледков, «Месяц малой темноты»). Правда, в преданиях ненцев подземные жители низкорослые, но и здесь совпадают такие особенности, как темный цвет кожи, владение тайными знаниями и умениями. Подобные предания встречаются почти у всех северных народов России. Вспомним еще мифы саамов: они считают, что Чудь живет под водой, и там у нее есть города и пасутся принадлежащие ей стада морских животных - тюленей, моржей, дельфинов.
Очень многие факты говорят в пользу того, что «Чудь белоглазая» - не мифический народ, она действительно существует, видимо, как-то приспособившись к жизни под землей. Зафиксированы рассказы людей, встречавшихся с выходцами из загадочного народа. Русский ученый А. Шренк беседовал со многими самоедами, и вот что рассказал ему один из них:
«Однажды, - продолжал он, - один ненец, копая яму на каком-то холме, вдруг увидел пещеру, в которой жили сирты. Один из них сказал ему: «Оставь нас в покое, мы сторонимся солнечного света, который озаряет вашу страну, и любим мрак, господствующий в нашем подземелье…».
Часто заблудившиеся охотники и рыбаки встречаются с высоким седовласым стариком, который выводит их к безопасному месту и после этого исчезает. Местные жители называют его Белым Стариком и считают одним из подземных жителей, изредка выходящим на поверхность.

Так что же это за народ - «Чудь белоглазая», «дивьи люди», «сирты»? Почему они избегают контактов с обычными, «наземными» людьми?

Объяснение напрашивается само собой в свете новых исследований и открытий! В незапамятные времена существовала на севере огромная страна Гиперборея, упоминаемая в трудах античных авторов (Плутарха, Диодора Сицилийского и др.). Благодаря распространенному тогда в тех краях сравнительно теплому климату жизнь гиперборейцев была приятной, и они посвящали ее занятиям науками и искусствами, в которых достигли небывалого совершенства (чего стоит их способность летать по воздуху!).

Но около десяти тысяч лет назад произошла небывалая по своим последствиям катастрофа, зафиксированная в преданиях всего мира. Вследствие изменения наклона земной оси материк Арктида, располагавшийся у полюса, перестал существовать, а климатические условия изменились: солнце исчезло, наступила полярная ночь. В китайском трактате «Хуайнаньцзы» это описывается так: «Небесный свод разломился, земные веси оборвались. Небо накренилось на северо-запад. Солнце и звезды переместились. Земля на юго-востоке оказалась неполной, и поэтому воды и ил устремились туда…» Между прочим, сейчас многие исследователи Северного Ледовитого океана и его дна из разных стран единодушно утверждают, что хребты Менделеева и Ломоносова, пребывающие сейчас под водой, именно 10-20 тысячелетий назад были сушей, что говорит в пользу существования Арктиды.

Уцелевшие гиперборейцы и их потомки, арии, стали селиться южнее, осваивать Таймыр, Кольский полуостров, Скандинавию. По мере изменения климата они мигрировали все дальше и дальше на юг. Современные исследователи выдвигают версию, что они достигли Индии и основали там выдающуюся цивилизацию. «Авеста» и «Ригведа», древние памятники литературы Индии, таким образом, считаются сокровищницами уцелевших древних знаний гиперборейцев о своей прародине: «Родина арьев была некогда светлой прекрасной страной, но злой демон наслал на нее холод и снег, которые стали поражать ее ежегодно по десять месяцев. …По совету богов люди ушли оттуда навсегда» («Авеста»).

Но то, что гиперборейцы (между прочим, и наши с вами предки!) достигли Сибири, неоспоримо. А холода наступали - чтобы выжить, приходилось строить огромные подземные города, пользуясь своими обширными знаниями и высокими технологиями. Скорее всего, они не планировали жить там всегда, намеревались лишь дождаться потепления, не желая далеко уходить от своей исконной родины, Гипербореи. Но климат уже установился и меняться не собирался…

Человек в принципе может жить под землей (взять хотя бы подземные города СС), выходя время от времени на поверхность, обширные подземные и пещерные города находят по всему миру. Вспомним еще мнение К. Э. Циолковского, что в будущем люди будут существовать в форме энергетических полей, а не материального тела. Скорее всего, далеко ушедшая от нас вперед подземная цивилизация давно приняла подобный облик.

Ведь не зря говорят, что Чудь обладает способностью жить одновременно в двух мирах: «том» и «этом», и в критические моменты просто уходит в другой, параллельный мир. Этим объясняется то, что до сих пор документально зафиксированных свидетельств встреч с нею или фотографий не существует. Целая группа американских ученых сегодня считает, что входы в подземный мир разбросаны по всему свету, но - вот незадача! - они находятся в четвертом измерении и лишь иногда открываются непосвященным.

Вероятно, ушедший под землю народ активно осваивал горное дело и металлургию - не зря в русском фольклоре бытуют сказки про Медное, Золотое и Серебряное царства. Да и известные сказы П. П. Бажова о Хозяйке Медной горы написаны во многом со слов уральских старожилов-горнодобытчиков, описывающих под большим секретом свои встречи с выходцами из «горного народа». Ходит много историй о кладах Чуди, зачарованных особыми заклинаниями и недоступных алчным любителям легкой наживы.

Кстати, название Чуди - «белоглазая» - скорее всего, говорит о том, что этот народ, после долгого пребывания под землей, генетически мутировал, люди приобрели светобоязнь и слабую пигментацию радужной оболочки. Это, между прочим, объясняет их нелюбовь к солнечному свету и выход на поверхность земли в сумерки и темное время суток.

По одной из гипотез, мегалиты, дольмены, лабиринты и различные циклопические сооружения древности обозначают именно места входа в подземный мир. Конечно, обычному человеку просто так туда не пройти - а вот древние жрецы и колдуны, вероятно, с помощью особых ритуалов умели проникать под землю в виде тонкоматериальных сгустков энергии и общаться с тамошними мудрецами, получая от них советы…

Но есть мнение - и у него существуют определенные приверженцы, - что в земных недрах живет никакая не Чудь, а… инопланетяне. Будто бы разместили они там свои военные базы и часто вылетают на поверхность, чтобы побольше узнать о Земле и ее жителях. Это объясняет тот факт, что до сих пор никто так и не обнаружил инопланетные базы на поверхности Земли. Не зря ведь Гитлер в конце Второй Мировой войны направил вполне серьезную научную экспедицию на поиски входа в подземный «параллельный» мир, желая укрыться там от возмездия.

Среди якутских кочевников ходят рассказы о «железной норе» глубоко под землей. По словам тех, кто там побывал, стены этого тоннеля дышат теплом, а в помещениях находятся различные предметы из металла и среди них - огромный красный котёл с острыми краями. Они говорят еще, что под землей скрыта металлическая труба, откуда порой вырывается огонь. Там будто бы живет гигантский пришелец с неба, «сеющий заразу и мечущий огненные мячи».

Известно, что в 1976 году японские ученые с помощью высокотехнологичной аппаратуры проследили за тем, как около 20 «тарелок», прилетев из Космоса, снизились над Антарктидой и… исчезли. Сегодня многие исследователи склоняются к мнению, что одна из главных подземных баз пришельцев лежит под Антарктидой и надежно ими охраняется.

Ну а собственно, почему бы не предположить, что так называемые инопланетяне, живущие в недрах земли, и есть потомки гиперборейцев, далеко обогнавшие нас в своем развитии? Тогда все легко объяснимо.
Все это интересно, а нашли ли до сих пор хотя бы один подземный город? Тогда я поверю, что это не выдумки!»

Нашли, и не один! В Сибири, под Томском, существует древняя разветвленная сеть подземных ходов и пещер, явно рукотворного происхождения. Ученый Николай Новгородцев пишет: «То, что подземелья распространены шире территории города Томска и, следовательно, не имеют к его истории никакого отношения, подтверждается наличием обширных подземных ходов в Юрге в сотни км к югу от Томска, а также наличием их в районе деревни Гарь… в 70 км к северу от Томска». Ученый отстаивает версию, что современный Томск был построен на месте древнего города Грасионы (Грустины), частично находящегося под землей. Подобные подземелья есть в Иркутске и Хабаровске.

Под городом Николаевым у Черного моря в 1956 году был обнаружен древний подземный город, причем на стенах залов имелись надписи на неведомом языке.

Все знают о киевских пещерах, которые сейчас используются монахами. Но пещеры были вырыты задолго до появления христианства…

Не так давно писали об открытии целого города в Саранской горе (город Наровчат, Пензенская область на границе с Мордовией). Сохранились остатки ремесленных слободок и других строений, местные жители говорят, что внутри есть и подземное озеро с каменными скамейками по берегам, чтобы любоваться красотами пейзажа… Исследования еще ведутся и сулят много неожиданностей.

Область у реки Медведица в Поволжье известна любителям таинственного многочисленными аномальными явлениями и древним лабиринтом разветвленных туннелей, в который уже несколько лет пытаются проникнуть исследователи.

Вокруг Старой Ладоги существует «множество неизведанных пещер и подземных ходов, один из них даже проложен под Волховом. Современные гидрогеологи отрицают даже принципиальную возможность сооружения чего-то подобного в далеком прошлом (из-за отсутствия инженерных навыков и соответствующей техники). Но ведь система подземных убежищ и туннелей могла возникнуть гораздо раньше, в гиперборейские времена, когда уровень развития был совершенно иным» (В. Назаров, «Загадки Русского Междуречья»). Несколько отклоняясь от темы, скажем, что легенда гласит, будто в одном из подземелий Ладоги находится и тайная могила Рюрика в золотом гробу.

В Малой Азии, в местечке Глубокий Колодец во второй половине прошлого века также открыли подземный город, население которого, по примерным подсчетам, превышало 20 тысяч человек. Город был подготовлен к возможному отражению неприятеля: проходы перекрывали около 600 гранитных дверей.

Недавно известный исследователь и офтальмолог Э. Мулдашев и его экспедиция побывали на Алтае, где местные жители показали им отверстие, по легендам, ведущее в подземный мир, и рассказали предание о Стране Красного Хана. В этой стране постоянно светит внутреннее солнце и плещутся воды внутреннего моря, вода в котором желтого цвета. Именно сюда попадают души людей, чтобы предстать перед высшим судом, на котором определяется их посмертная судьба.

Норбер Кастере в книге «Моя жизнь под землей» пишет: «Кажется, нашу планету уже всю исходили и облетали, все моря избороздили и мало осталось неоткрытого на поверхности земли, но под землей еще очень много неисследованного, и можно попытаться открыть тайны неизвестного подземного мира, тайны «белых пятен», «неоткрытых земель»». И с этим его мнением согласны многие современные исследователи-энтузиасты, посвятившие свою жизнь изучению подземного мира.

Оговоримся, что чересчур любопытным людям, не имеющим опыта в спелеологии и не снабженным специальной техникой, не стоит устремляться в пещеры и подземные ходы в поисках «страны счастья» или «эликсира бессмертия» - особенно поодиночке. Слишком опасны темные подземелья, слишком велик риск: неопытного путешественника подстерегают обвалы, многочисленные тупиковые ходы, древние «ловушки» и - самое главное - столкновения со сверхъестественными явлениями, которые пугают даже видавших виды исследователей. Многим являются призраки и непонятные плазменные шары, кого-то охватывает необъяснимый ужас, и очень часто из-под земли слышится странный гул, похожий на звуки работающей мощной техники.
Выйдет ли Чудь из-под земли?
Старинное предание говорит: «Только не навсегда ушла Чудь. Когда вернется счастливое время и придут люди из Беловодья и дадут всему народу Великую науку, тогда придет опять Чудь, со всеми добытыми сокровищами».
Беловодье - это опять же область Белого моря, область легендарной Гипербореи, где в наши дни находят множество древнейших поселений и предметов быта. Как знать, может, когда-нибудь действительно «земляне» и «подземные люди» наладят контакты? Как далеко шагнула бы тогда наука и техника!

Сейчас люди в большинстве своем к такому контакту не готовы, нужны сотни лет неустанного духовного совершенствования, работы над собой. Для общения с Высшими Силами мало даже шести, не то что даже традиционных пяти чувств - требуется развитое космическое сознание. Но я верю в то, что отдельные люди и сегодня могут почти на равных пообщаться с теми, кого большинство, со смешанным чувством страха и любопытства, называет «Чудью»…

Существует легенда о чуди белоглазой - удивительном народе, жившем когда-то в древние времена на Урале. Этот народ по преданиям и сказам отличался особой красотой и статью, владел тайной силой и сокровенными знаниями о земле. Следы этого народа теряются в горах Алтая.

Фото озеро АРАкуль с Шихана

В районе Чуйского тракта есть множество курганов то в одиночку, то по два, то по три, то целая улица. Говорят, что они остались от жившего здесь народа - чуди алтайской. Узнали они, что белое дерево на земле появилось, белая береза. А вместе с этим деревом белый царь народился, который должен их народ покорить. И тогда они решили, что пришло время умереть добровольно. Сделали они над ямами помосты, навалили на помосты камней, зашли каждый в свою яму и подрубили столбы. И камни их погребли. Это легенда.

В одном из своих первых рассказов "Дорогое имечко" П.П.Бажов пишет о высоком, красивом народе, живущем в горах. "Народ этот безразличен к золоту, не знает корысти и при появлении других людей местах их обитания уходит в гору тайными подземными путями."

Таинственный подземный народ упоминается в Лаврентьевской летописи 1377 года. Когда русские переселенцы пришли на Урал, то порой слышали в горах то звон металла, то удары о камень, то звон колоколов, то какие-то голоса. Отсюда по Уралу пошли легенды о чуди, добывающей драгоценные камни и металлы в Горе. Во многих местах действительно были обнаружены старинные шахты и следы металлургического производства древности. А на месторождениях руды находили какие-то древние метки, оставленные чудью. Акинфий Демидов как раз искал эти метки и там строил металлургические заводы.

Русские казаки, пришедшие с Ермаком иногда встречали поселения, где жили высокие, голубоглазые, светловолосые очень красивые люди, разительно отличавшиеся от аборигенов-азиатов. Позднее, при дальнейшем продвижении русских на восток, тоже встречали таких представителей белой расы, говоривших на русском языке. Потом они канули, исчезли. Считается, что смешались с другими народами. Стали бы они свою расу портить, что-то маловероятно. Может быть только какая-то малая часть их ассимилировалась?

На Урале чудские места стали как-бы магнитами, где не случайно вырастали города и поселения. На Чудских курганах стоит Екатеринбург, Челябинск, Курган.

В книге "Сердце Азии" об Н.К.Рерих пишет: "... Ушла Чудь под землю и завалила проходы каменьями. Сами можете видеть их бывшие входы. Только не навсегда ушла Чудь. Когда вернется счастливое время и придут люди из Беловодья и дадут всему народу великую науку, тогда придет опять Чудь, со всеми добытыми сокровищами."

Под сокровищами очевидно подразумеваются знания. То есть сокровища у них духовные, а уж никак не материальные драгоценности. В 2012 году от РХ началась эра Водолея (в 7521 году от сотворения мира началась эра Волка по славяно-арискому календарю). Сейчас по наблюдениям ученых магнитные полюса Земли отклоняются от физических со все убыстряющейся скоростью (46 км. в год) и их инверсия неизбежна. Мы живем накануне Большого Перехода (апокалипсиса огня или конца тьмы, а для кого-то конца света). Подземные товарищи благополучно переждут катастрофу, а потом выйдут обратно на поверхность. И начнется новая цивилизация. От нашей вот только останутся жалкие ошметки. Время уже подходит.

Известен древнегреческий миф о гиперборейцах, живущих за Рифейскими горами. Народ этот жил счастливо без болезней без раздоров. Все таки думается, что они были ребятами продвинутыми во всех отношениях. И знали, что наступила ночь Сварога - последнее самое тяжелое тысячелетие эры Рыб (Лисы по славяно-арискому календарю). Наступило полное господство тьмы на Земле, энергии возобладали соответствующие. А энергии Света ослабли, город их Асгард Ирийский разрушен. Ну, значит пора под землю до лучших времен. И Веды и летописи и знания все затырили под землю. "А эти пусть тут на поверхности шараёбятся (копошатся) без нас". Кстати цивилизация майя тоже исчезла бесследно за 500 лет до прихода Колумба, то есть как раз с наступлением ночи Сварога свалили куда-то. Под землю очевидно, не в космос же они улетели. Сколько разных свидетельств, догадок, предположений о существовании подземных городов (под плато Путорана, в Индии, Тибете, Перу...), и целой подземной высокоразвитой цивилизации. Сидят там спокойно и наверное наблюдают за нами-недоумками с помощью своих технических средств (НЛО). Иногда даже помогают нам, как расстреляли, например, Тунгусский метеорит огненными шарами, не дав ему грохнуться.

Буддистские письмена говорят, что в Сибири целый народ ушел под землю. По рассказам поморов чудь скрылась от новгородцев на Новую Землю, в недоступные места.

В некоторых преданиях о чуди говорится как о мужественных, высокорослых, сильных людях, а в других чудь представляется какими-то карликами-пигмеями, обитающими под землей и охраняющих богатства.

У новгородцев чудь - это могучие богатыри, живущие в богатстве и довольстве. Ими управляет умная и миролюбивая дева. Предание популярно и среди коми-пермяков и коми, присутствуют аналогичные мотивы и в удмуртской мифологии. Чудскую девицу можно увидеть в погожие дни на камне, где она прядет шелковую пряжу. Опроставшееся веретено она бросает на Бобыльский камень в подарок находящимся там девушкам.

На Урале существует легенда, что все пещеры, какие ни есть на Урале имеют сообщающиеся ходы между собой и что можно под землей пройти весь Урал насквозь от Ледовитого океана до самых южных отрогов (а может и дальше до Тибета). В Пермской области есть предания о чудских богатырях, которые спят до поры в подземных пещерах до назначенного часа. В Перми есть такая легенда. Первые пермские диггеры (люди, увлекающиеся исследованием разных искусственных подземных сооружений в познавательных или развлекательных целях) спустились в подземелье под главным собором города, и будто бы увидели там стол, уставленный разными яствами. Зачем-то попробовали еду, после чего никак не могли найти выход. Видимо галлюцинации начались, потому что за ними гналось некое белое существо с горящими глазами.

Уральский сказитель П.П.Бажов предсказывает: "Будет и в нашей стороне такое времечко, когда ни купцов, ни царя даже званья не останется. Вот тогда и в нашей стороне люди большие да здоровые станут. Один такой подойдет к Азов-горе и громко так скажет "дорогое имечко", и тогда выйдет чудь из под земли со всеми сокровищами человеческими".

Однажды основатель Екатеринбурга Татищев увидел странный сон. Ему явилась женщина необычайной красоты, одетая в звериные шкуры и золотые украшения на груди. Она повелела Татищеву не трогать курганы в новом городе. Так как там лежат ее воины. Иначе обещала всяческие несчастья, если будет потревожен прах воинов или возьмут их дорогие доспехи. Пообещала разорить город, если тронут могилы. А назвалась чудской княгиней Анной. И Татищев выполнил это повеление. Екатеринбург так и поныне стоит.

На Северном Урале на берегу реки Колвы в 10 км от поселка Ныроб (Пермский край) есть Дивья пещера с которой связано множество мифов и легенд. Считается, что это вход в подземный город, в котором живут дивьи люди. Этнограф Онучков в начале 20-го века записал следующее: "Дивьи люди живут в Уральских горах. Культура у них величайшая, и свет в горах не хуже солнечного... Выходы в мир имеют через пещеры..." Хотя дивьи люди по легенде - это сторонники Дыя, ушедшие под землю после его поражения в битве со Сварогом. Туристы и охотники бывающие в этих краях порой слышат какие-то голоса или звон ночью или видят необычный свет в горах.

В начале ХХ века писали: "Дивьи люди живут в Уральских горах. Выходы в мир имеют через пещеры. Культура у них величайшая..."

Вот еще что интересно. У народов Северного Урала ханты и манси, и севера Сибири - юкагиров, эвенков и других сохранились предания о белых голубоглазых светловолосых людях, живших когда-то по всему северу. Когда-то здесь были города и деревни этих загадочных белых людей. И жили они здесь относительно недавно - примерно 2-3 тысячи лет до н.э.

Ломоносов считал, что чудь белоглазая - те же русские, только старожилы лесной зоны, пришедшие с севера.

Северный Урал и Сибирь - колыбель белой расы. Ведь и сейчас в лесных дебрях русского севера на Урале и Сибири под личиной старообрядцев можно встретить представителей древней ведийской традиции, причём не языческой, а дорелигиозной той, которая была распространена на Земле во времена допотопной цивилизации Орианы-Гипербореи и Атлантиды.

Современная же техногенная рыночная бездуховная цивилизация, построенная биороботами, обречена на гибель.

Если кто читал книги Сергея Алексеева "Сокровища Валькирии ", то помнит, что действие происходит на Урале и в пещерах под Уральскими горами. Автор описывает подземные хранилища ведических знаний. Местные жители в некоторых деревнях по словам не только С.Алексеева, но и других людей, исследовавших нашу древнюю культуру, утверждают, что когда правительство производит какие-либо подземные взрывы, то местные говорят одну фразу: "Опять чудь бомбят". То есть местные жители знают, что народ, который называют "чудь", то есть "чудесный народ" обладает более высокими энергетическими возможностями чем современное человечество, он живет в этих пещерах и является хранителем этих древних знаний. Сегодня помимо С.Алексеева об этом говорит еще один известный писатель Г.Сидоров. Оба автора контачат с разными волхвами - хранителями древне-русского знания и раскрывают в своих книгах различные аспекты этого наследия.

В Перу уверены в существовании подземной страны, простирающейся под материками и под океанами. Город Куско - вход в эту страну. Такие точки входа есть и в других местах земли. Например на Кавказе, почему туда так стремился Гитлер. Известный мистик Барченко что-то искал на севере. Будто бы он нашел на Кольском полуострове пещеру - вход в подземный мир. Точнее ему показали лопыри. При попытке проникнуть туда, на членов экспедиции напал леденящий ужас, как будто бы с них живьем сдирали кожу. Они сфотографировались у полузасыпанного входа и ушли. На Тибете есть тоннели, уходящие далеко вглубь земли. У буддистов вообще есть понятие АГХАРТА - внутренний мир, где обитает внутренняя цивилизация.

На спутниковых снимках НАСА видны воронки над Северным и Южным полюсами, как песочные часы. Интересно, что траектории движения спутников никогда не проходят непосредственно над физическими полюсами. Первые спутники, проходя над полюсом всегда сбивались и падали. Свечение над полюсами - Полярное сияние - выходит из отверстий. Причем не только у Земли, но и у других планет.

Свидетельств существования подземного мира множество.

В Англии в 70-е годы ХХ века шахтеры, находясь под землей, услышали гул каких-то механизмов, доносившийся снизу. Пробили ход в том направлении, гул при этом усилился и они увидели лестницу, уходившую вниз. Шахтеры испугались и убежали. На следующий день не обнаружили ни своего хода ни тем более лестницы.

В штате Айдахо в США была одна шахта, пользовавшаяся дурной славой, так как из нее доносились крики и стоны. Разумеется местные жители были уверены, что это вход в преисподнюю. Ученые решили обследовать шахту. Обнаружили там человеческие скелеты. Исследования прекратили из-за все усиливавшегося запаха серы.

В Калифорнии индейцы утверждали, что иногда видели высоких людей с золотыми волосами. Якобы эти люди спустились с небес, но не могли приспособиться к жизни на земле и обитают под землей в жерле потухшего вулкана. А выйти могут через горные пещеры. Некоторые американские ученые (Эндрю Томас) считают, что подземные пещеры пронизывают насквозь весь континент.

Недалеко от Геленджика есть дырка примерно полтора метра в диаметре, бездонная, уходящая вниз. У нее необыкновенно гладкие края, как будто эта дырка техногенного характера. Создана по неведомым нам технологиям много сотен лет назад.

В 1963 году в Турции обнаружили подземный город. Он был многоярусным, там были многочисленные комнаты, связанные между собой коридорами, переходами, галереями длиной в десятки километров. Все выдолблено в скальном грунте. Оказалось, что подземные лабиринты проходят под всем Анатолийским нагорьем. А началось с того, что один турок обнаружил в подвале своего дома щель, из которой тянуло свежим воздухом. Считается, что этот город Деринкуйю соорудили хетты. Они жили в 18-12 веках до н.э. в Малой Азии, соперничали с египтянами, а потом враз исчезли. Какими технологиями неведомыми нам выдолбили этот город древние? У нас под Челябинском скальный грунт, с 85 года, уже 30 лет пытаются построить хотя бы одну линию метро, ничего не получается! В Деринкуйю поражающая своим совершенством система жизнеобеспечения, система вентиляции действует до сих пор. Внутри все продумано до мелочей. Гранитные двери могут блокировать входы-выходы. В общем туркам есть куда эвакуироваться в случае чего.

С 80-х годов прошлого века монгольские ученые исследуют пещеры Гоби.

Поразительно устойчивые предания о подземных городах в джунглях Южной Америке. Еще испанские конкистадоры находили подземные тоннели, о чем докладывали королю.

Это лишь малая толика свидетельств подземной жизни.

Одним из основных постулатов противников размещения древней прародины индоевропейцев на Русском Севере является предположение о его первоначальном финно-угорском населении. Указание на отсутствие такового в беломорском бассейне, встречают возражение в виде наличия в древности фино-угорского народа Чудь. Несмотря на многочисленные материалы сказаний о Чуди собранные за последние 200 лет, этнографически этот вопрос не рассматривался, хотя материалы также давно найдены и опубликованы.

Фалькова (у Ухтозера);

Священник А. Грандилевский, повествуя в 1910 году о родине М.В.Ломоносова, приводит легенды о святилище «чудского истукана бога Иомалли или Юмалы», известного по описаниям 11в., в связи с городом Бирмией, находившимся на берегах Двины и являвшимся торговым центром края. Легенда рассказывает, что на богатом кладбище в середине «стоял истукан бога Иомаллы или Юмаллы, сделанный весьма искусно из самого лучшего дерева: истукан был украшен золотом и драгоценными камнями… На голове Юмаллы блистала золотая корона с двенадцатью редкими камнями, ожерелье его ценилось в 300 марок (150 фунтов) золота. На коленях его стояла золотая чаша, наполненная золотыми монетами, – чаша такой величины, что четыре человека могли напиться из нее досыта. Его одежда превосходила ценою груз самых богатейших кораблей.» Исландский летописец Штурлезон, как отмечает А. Грандилевский, «описывает то же самое, упоминает чашу серебряную; ученый Кострен подтверждает изложенную повесть народными преданиями о сокровищах славного народа.

Одно из этих преданий, занесенных в памятную книгу Куростровской церкви (за 1887г. лист 4-й), гласит: «Идол Юмалы был слит из серебра и прикреплен к самому большому дереву.» Само имя Юмала, Иомалла или Ямал, удивительно близко к наименованию ведического бога смерти Ямы (Йимы); в возможности таких параллелей убеждает нахождение идола на кладбище и то, что он был «прикреплен к самому большому дереву». Здесь, вероятно, уместно вспомнить слова одного из текстов Ригведы, а именно «Разговора мальчика с умершим отцом:

I. Где под деревом дивнолистнымпьет со всеми богами Яманаш родитель начальник родатам проходит дорогой предков7. Мы же эту обитель Ямыпочитаем богов жилищемв камышовую дудку дуяукрашаем хвалебным пеньем».(РВ. Х.13)

И коль скоро «капище Юмалы почиталось «богов жилищем», нет ничего удивительного в том, что «чудь, приходя молиться, жертвовала в чашу серебро и золото» и что «ни денег, ни идола украсть было нельзя, потому что чудь крепко берегла своего бога, постоянно около него стояли часовые, а дабы они не пропустили каких, либо воров, около самого идола были проведены пружины, кто дотронется до идола, хотя одним пальцем, сейчас пружины заиграют, зазвенят разного рода колокольчиками и тут не уйдешь никуда…».

Заметим, что чудь в преданиях о ней постоянно называется «белоглазой», что отнюдь не свидетельствует о классическом финно-угорском характере внешности, а напротив подчеркивает специфическую, присущую северным европеоидам исключительную светлоглазость.

А. Грандилевский отмечает, что в памятной книге Куростровской церкви пишется: «Еще в недавнее время ельник этот был предметом многих суеверий… мимо ельника, особенно в ночное время, боялись проезжать и проходить, а раскольники считали его священною рощею и до 1840 года хоронили туда покойников». Таким образом, ельник считался священным до 1840г. у старообрядцев, что вообще не свойственно специфически финно-угорским святилищам.

Надо сказать, что А. Грандилевский, тем не менее делает следующий вывод: «В культурном отношении древняя Заволоцкая чудь, когда сделалась уже исторически известною, едва ли много отличалась от киевских или новгородских славян, едва ли она могла быть в разряде полудикарей, в строжайшем смысле этого слова, потому что ея развитие далеко опередило всех остальных соплеменников… жила оседло, имея столицу… крепостные пригороды, погосты и большие поселения… свой религиозный ритуал… имела князей, для защиты от врагов возводила довольно хорошие городски или крепостные насыпи… с доисторического еще времени имела очень широкую торговлю со скандинавами, англо-саксами, со всеми чудскими и финскими народами,.. Уже Штурлезон, испанский летописец писал о сказочных богатствах Юмаллы, норвежцы интересовались даже земледелием, привившимся в быте Заволоцкой Чуди, и говорили о нем, как предмете, стоившем особого внимания… Двинское Заволочъе составляло центр общего внимания и было оно таковым исключительно по первую четверть XI века».

А. Грандилевский выводит из «чудского самородного говора» такие названия как Двина, Печора, Холмогоры, Ранула, Курья, Куростров, Нальостров и т. д. Но сегодня мы знаем, что такие гидронимы как Двина и Печора – индоевропейского происхождения; Ракула – находит параллели в санскрите, где – Ra – обладающий, способствующий, a kúla – стадо, род, стая, толпа, множество, семья, знатная семья, знатный род, союз, хозяйство, жилище, дом. Что же касается Курьи, Кур-острова и Наль-острова, то их наименования, близки именам предков «северных Куру» «Махабхараты» – Наля и Куру.

Здесь имеет смысл привести текст А. Грандилевского, восхищенно описывавшего эти края: «И вот, говорит одно предание, в ту область, где теперь город Холмогоры и его предместья, пришел полудикий человек чудин именем Кур, с ним его мать, и, вероятно, жена да кое-кто из своих родных иль соплеменников. Очень понравилась пришельцам восхитительная местность будущих Холмогор; все здесь было как нельзя лучше для них. Целая сеть проливов из Двины и в Двину, чудные высокие сухие боры на холмах с открытыми видами на окрестности, множество озер, великолепнейшие еловые рощи и непроходимые дебри чернолесья, мрачные лесистые овраги, травянистые острова доставляли удобнейшие места и для звериной охоты, и для ловли рыбы, и для охоты на птиц, и для мирного домашнего дела, и для защиты от врага. Тут и летом и зимою водный простор открывал прекрасные пути куда угодно; словом, чего бы не пожелал себе полудикий сын природы для него везде открывались готовые запасы. Сюда забегали громадные стада диких лосей и оленей; здесь постоянно жили медведи, волки, лисицы, хорьки, куницы, горностаи, песцы, рыси, росомахи, белки, зайцы, в несчетном множестве; отсюда не выводились утки, гуси, лебеди, рябы, тетерева, журавли, куропатки и т.д.; реки и озера кишели рыбою; грибов и ягод родилось необъятное множество. В глубоких ложбинах могли быть естественные и удобные загоны для ловли зверей, для травли лосей и оленей. В бесчисленных озерных водоемах, в проливах и заливчиках имелись великолепнейшие места для ловли рыбы плетнями, вершами и просто для глушения чем попало, а ловля водяной или лесной птицы силками сама собою напрашивалась в руки какому угодно дикарю, как легчайшее занятие… Не ужаснулся смелый Кур своего одиночества; ему так понравилась новая местность, что решился навсегда остаться тут, не приглашая к себе никого, кроме немногих своих спутников. И вот он занял высокий круглый холм в излучине двинского пролива, который с той поры вместе с холмом получил его имя. Кур жил с матерью и прочими, пока не выросла его собственная семья; тогда дети остались при отце, а их бабка и те, кто с ним пришли ранее, переселились к западу на высокие холмы за рекою Быстрокуркою, чем предание народное объясняет происхождение Матигорской области… Благодаря особым жизненным удобствам, и более тому, что здесь чудское племя никогда не подвергалось истреблению, как случалось в соседних областях, никогда оно отсюда никем не было вытесняемо, не вело войн, держалось оседлой трудовой жизни, – будущий Холмогорский округ быстро заполнялся населением, которое разрослось в целый независимый могучий полудикий народ – Чудь Заволоцкую».

Надо отметить, что далее А. Грандилевский так описывает этот «полудикий» народ, что данное определение становится совершенно неуместным. Он пишет: «Он так обособился среди соплеменников и отдельным укладом жизни, и заметным повышением в умственном развитии, и видным авторитетом в области религиозного культа, что без всякой борьбы занял веское передовое место и, распространив свои пределы по всему Двинскому побережью от низовьев и кончая Вагой рекой, представлял собой столь внушительную силу, померяться с которой не дерзала даже бесчисленная по тому времени дикая Югра».

Столь свойственное авторам начала нашего века стремление показать Заволоцкую Чудь полудиким финским племенем, ассимилированным затем стоящими на более высоком культурном уровне поднепровскими и новгородскими славянами, приводит довольно часто к вопиющим противоречиям. Так Грандилевский пишет, что по легендам потомки Кура (Куру) были могучим народом («представляющим собой внушительную силу») и в то же время, говоря о каменных стрелах, ножах и топорах, найденных в районе Архангельска и Холмогор, делает вывод, что чудо «кроме каменных орудий ничего не имела».

Для нас сегодня эти каменные орудия свидетельствуют о том, что человек («в первоначальной стадии развития Заволоцкая Чудь» по А. Грандилевскому) заселял эти края еще в каменном веке, а образованный православный священник в 1910 году считал что: «Едва ли не эта беспомощность (у народа, с которым не дерзали померяться силой его соседи?) выработала у Заволоцкой Чуди ту удивительную хитрость, про которую в народной массе циркулируют всякие рассказы, не эти ли нужда побуждала малочисленное племя („распространившееся – свои пределы по всей Двине от низовьев и кончая р. Вагой“) жить, напрягая свои силы в борьбе за самосохранение, не она ли закалила их организм в такую мощную натуру, что среди народа и теперь дивятся повестям о богатырской силе Заволоцкой Чуди, и эти повести, надобно предполагать, имеют долю правды».

И далее: «… предания указывают на богатырский рост и силу древней Чуди и приписывают ей способность разговаривать друг с другом на громадных расстояниях; из Курострова в Матигоры, в Ухт-остров, оттуда в Чухченему».

Надо отдать должное А. Грандилевскому, он был несколько озадачен тем, что описание богатырского облика Чуди не соответствовало тому, что он видел среди холмогорских крестьян – «глаза темнокарие, волосы черные, иногда, как смоль, смуглый цвет лица и притом обыкновенно низкий рост». Можно согласиться с ним в том, что «финское происхождение чудских племен вообще не говорит в пользу могучего роста», но трудно представить себе, что «Чудь Заволоцкая сама по себе могла попасть как случайное исключение, в особые условия, которые, однако, не вошли в положительный закон для потомства».

Действительно, подвижки раннего железного века, когда во второй половине 1 т.д.н.э. резко изменился климат Севера Восточной Европы и на смену широколиственным и смешанным лесам приходят темнохвойная тайга и тундра, несколько изменили состав населения и в процесс этногенеза более интенсивно включаются пришельцы из-за Урала – финно-угорские племена.

«Финны же, как должно пологать, вышли из Азии: они еще во времена Кира жили по восточной стороне Уральских гор до Каспийского моря; потом за несколько времени до Р.Х. они перешли за Урал, в Европу, к берегам Волги и Камы. Оттуда мало по малу подвигались они на север и на запад, и наконец, в IV-веке после Р.Х. остановились в тех странах, где и теперь существуют их потомки, т.е. в Великом Княжестве Финляндском, в губерниях Эстляндской, Лифляндской, Курляндской, Архангельской, Олонецкой, Вологодской, Тверской, Московской и некоторых других местах» (В. Верещагин. Очерки Архангельской губернии. СПБ. 1847 г. стр.104-105). Это описание совпадает с современным описанием расселения сарматских племен по Восточной Европе.

Но никак не скажешь, что на Русском Севере (и особенно среди поморов) редко встречаются тот самый тип «лотосоголубооких, камышеволосых, русобородых» богатырей, воспетых еще «Махабхаратой» или «золотоволосых, голубоглазых аримаспов древних греков, что так близок к описаниям могучей «белоглазой» Чуди Заволоцкой русских летописей и народных преданий. «Чудь» (чудный, чудесный, чудо) – ничто в этом имени не говорит о финно-угорской принадлежности данного народа, оно лишь свидетельствует о том, что он вызывал удивление у своих соседей, казался им «чудесным» или «чудным». А. Грандилевский пишет далее: «На умственную силу доисторической чуди нет прямых указаний в народной молве, за то могут достаточно говорить уже более основательные даты, чем предания, что Заволоцкая Чудь первоначально заявляла себя человеческими идольскими жертвоприношениями, свирепой жестокостью к врагам, неумением изобрести более лучшие приспособления для домашней жизни и труда, но с другой стороны нигде не видно, чтоб она же имела симпатию к бродячей жизни, или не позволяла открытых отношений с другими народами, или не имела в себе задатков к скорому усвоению начал культур, не видно в ней завоевательных стремлений, но зато имеются свидетельства, намекающие на её особые стремления к лучшему общественному благоустройству, что потом и придало ей чрезвычайную устойчивость и широкую известность».

Ричард Джемс в 17 в., записал, что в Холмогорах «прежде жила чудь, и она говорила на языке, отличном от языка лопарей и самоедов, но теперь она там больше не находится». Известен Куростровский рукав Двины при деревне Кур, у Холмогор есть река Курополка. В старину сам посад и городище Холмогор именовался – Курополь. В 19 в. его считали чудским.

В Архангельской губернии по исчислению 1850г. чуди не было, хотя отмечено 25 цыган, 1186 немцев и 570 евреев.

По спискам населенных мест Архангельской губернии 1861г. (сведения приходских списков) чудь жила вместе с русскими в Архангельском, Холмогорском и Пинежском уездах.

В Архангельском уезде в селениях – Бобровская (Боброво), Емельяновская (Архангельско), Степановская (Кумовская, Кукома), Савинская (Заречка), Циновецкая (Ценовец), Филимоновская (Абрамовшина), Уваровская (Уаровская), Самышевская (Болото), Петрушевская (Пешково), Дурасовская 1 (Мальгина Гора), Дурасовская 2, Чухаревская (Чукаренская), Кондратьевская, Александровская, Елецовская, Устьлыядовское (Амосово), Нефедьевская, Бурмачевская, Олодовская (Горка), Митрофановская, Чухчинская, Патракьевская, Ивайловская.

В Холмогорском уезде в селениях – Аннина Гора (Вавчугская, Белая Гора), Рогачевская (Сурово), Тихановская (Тихновское, Шубино), Матвеевская (Неверово), Мариковская (Марилов Погост), Перхуровская (Пергуровская, Шагино), Петровская (Петрово), Даниловская (Чуркино), Косновская (Пугины), Трехновская (Кучин наволок), Боярская, Андрияновская (Тышкуново), Верхнематегорском-Емецком, Шильцова (Шальцова), Кожевская гора (Кожина Гора), Хвосты, Корчовская, Юрсобицкая, Горончаровская (Горончарово), Сухарева, Заполье, Осередская, Андреяновская,

Березник, Заозерская, Филипповская, Пердуновская (Часовенская-Кузнецовка), Карзевская, Теребиха, Ощепова (Якимовская), Горка (Зиновьевская), Терентьева, Нижний Конец (Полумовская), Бросачевская (Бросачиха), Кульминовская, Кязмежская (Кязлиш) (по рекам Бояр-Курья, Куростровке, Емце, Двине, Ваймуге, озеру Кульмино).

Чисто чудскими селениями в Холмогорском уезде считались Анциферовская, Вахромеевская, Расходовская (Ходчегоры), Березнинская, Обуховская, Нижнематигорская (Борисоглебское, Демидовское), Демидовская (Погостская), Тюмшенская 1 (Тюшменевская, Давыдовская) и Тюмшенская 2 (Белогорская) по реке Бояр-Курья. Уже тогда обращали внимание на тот факт, что местности заселенные только чудью носили исключительно русские названия.

В Пинежском уезде чудь месте с русскими проживала в деревнях Верхнеконской и Валтегорской (Вальтева) (по рекам Немнюге, Ежуге и Пинеге).

Шенкурском уезде чудские селения не выделялись, но в 14 веке вся его территория с Верховажьем считалась чудской. Чудь в Шенкурске учитывалась до 16 века.

Надо отметить, что чудь выделялась вместе переселенцами из Новгорода. В районах, где новгородцев не было, вместо чуди указаны русские. В Архангельске чудью считали русских староверов.

В устье Печоры, в Пустозерске и деревнях по описаниям Лепехина 1774г. проживало 632 жителей, которые происходили от чуди. По остальным источникам все население Пустозерска составляли русские староверы. Аналогично с чудью связывалось происхождение коми-ижемцев. Сейчас их считают русскими ассимилированными коми-зырянами.

Список населенных мест Вологодской губернии 1859г. указывает на наличие чуди как этноса в губернии, отличного от русских и коми-зырян. Хотя столичные ученые считали ее финнами, а в приходские списки – частично белоруссами.

По приходским спискам чудь имелась в Никольском, Сольвычегодском и Устьсысольском уездах в соседних местностях в 62 селениях (4234 чел.).

В Никольском уезде (1630 чел.): Вымол, Лыченица, Погудино, Сено, Курилово, Алферова Гора, Мятенеева Гора, Завачуг, Сушники, Каюк, Кобылино-Ильинское, Спицино, Плоская, Кобылкино, Наволок, Горка, Горбуновская, Павлово, Завражье, Маншино (по рекам Шердуге, Жидоватке, Березовой, Завачуге, Ишенге, Кокошихе, Имзюге, Югу).

В Сольвычегодском уезде (2938 чел.): Астафьева Гора, Пожарище, Змановский починок (Зманово), Мишутино, Леунино, Еремина Гора (Околоток), Лисья Гора, Куряново, Яруны (Ярцево), Гончарово (Гондюхины), Мишутино Верх (Гусиха), Потанин починок (Прислон), Поздеев починок (Омельяниха), Голая горка, Бык, Горячево, Конищево, Вяткина Гора, Верхолальский погост, Княжа, Стройково, Попова выставка (Пупок), Токарево Жолтиково, Пряновская (Бызовы), Васильевская, Фроловская (Зуиха), Трегубовская, Варзакса, Новиковская (Кулига), Гришановская (Балушкины), Рычково, Константиновская (Федяково), Федяково, Тешилова Гора (Кушиха), Новоселова Гора (Новоселка), Кочуринская (Заручевье), Григорьевская (Калинино), Горка, Макаровская (Комарово), Устье, Селивановская (Исаковы), Нечаевская (Межник), Рябово, Конешевская (Буторяна), Слудка, Дешлевская (Кошары), Матюковская (Балашовы), Чернышевская (Артемьевшина), Прилица, Задориха, Березник (по рекам Лале, Варзаксе, Торновке, Осокорове, Чакулке, Межнике, Подовине, Доровице, Вычегде).

В Устьсысольском уезде (749 чел.): Мишинская (Подкиберье), Спиринская (Занюлье), Ракинская (Бор), Шиловская (Зародово), Гаревская (Трофимовская), Бор-Надболотомская (Керос), Урнышевская (Верхний Конец), Матвеевская (Спас Поруб), Карповская (Гаврилова), Кулижская (Чиничева), Раевская (Осташевская), Подсосновская

(Лобанова), Нелицовская (Шмотина), Трофимовская (Порьясянова) (по рекам Невле, Нюле, Шоре, Лузе, Порубе, Бубе).

В Каргопольском уезде чудское население было отмечено в 1316г. по Лекшмозеру (Челмогора) в 53 км. от Каргополя. В 1349г. римлянин Лазарь отметил на наличие в Обонежье у Мурманского монастыря чуди и лопи.

В Олонецкой губернии по сведениям 1873г. считалось чуди – 26172 человека (чуди обруселой 7699 человек). Отдельно от нее считали финнов – 3775 человек, лопарей – 3882 человека, карел – 48568 человек. Чудь размещалась в Лодейнопольском уезде (7447 человек), Олонецком уезде (1705 человек), Вытегорском уезде (6701 человек), Петрозаводском уезде (10319 человек).

Но большая часть этноса в Олонецкой губернии имело другое самоназвание. Наименование чудь были приписано ему, из-за академика Шегрена (1832г.) указавшего на проживание в Белозерском и Тихвинском уездах Новгородской губернии народа, который под влиянием новгородцев именовал себя «Zjudi (Жюуди)». Новгородцы выделяли также группы колбягов (Тихвин) и варягов (Ильмень). Почему петербургские ученые решили, что «жиди», именовавшие себя «Ljudi (Лйуди)», это чудь, а например не потомки новгородских «жидовствующих», не совсем ясно. Скорее всего, имела место ошибка. Рукописная L выглядит похоже на рукописную заглавную Z, при издании рукописина немецком языке ее прочитали как Z, а затем при переиздании труда Шегрена на русском языке прочитали имя народа как чудь. И под авторитетом академика, который вовсе этого не писал, стали называть вепсов-людиков – чудью. После 1920г. этот народ стали именовать по самоназванию большей его части вепсами, а затем, записали в значительной части в карелы.

Чудь обруселая жила отдельно от остальной олонецкой чуди (вепсов) на востоке в Вытегорского уезда по границе с Кирилловским и Каргопольским уездами. Население этих мест само себя и никем из этнографов к обруселым вепсам не относится.

Проживала обруселая чудь в 118 селениях Вытегорского уезда: Песок, Венюкова, Васильевская (Ишукова), Боброва, Никифорова, Запарина, Ухотский погост (Ильина), Климовская (Тоболкина), Ефремова, Попадьина, Низ, Мечевская, Еремина, Леонтьева, Ершова, Окулова, Брюхова, Кобылина, Прокопьева, Ермолина, Панкратова, Копытова, Мишуткина, Козулина, Васильева, Мосеевская (Черницина), Поганина, Юргина (Юркина), Амбросова (Обросова), Сергеева, Саустова, Лихая Шалга (Шалга) (по реке Ухте);

Сурминская (Терюшина), Емельяновская (Шарапова), Патровская, Филосовская, Игнатовская (Шилькова), Демидовская (Заполье), Дуплевская (Заполье), Ермаковская (Заполье), Будринская (Кромина), Прокопинское, Антипинская (Горка), Григорьевская (Новоселова), Тихмангский Погост (Данилово), Вахрушева, Паловский Погост (Дудино), Аксенова, Клепикова, Фатьянова, Федорова, Бурцова, Демина, Рукина, Новое село, Трофимовская (Часовина), Орюшинская (Выдрина), Мурхонская, Лавровская (Петунина), Дмитровская (Цанина), Федотовская (Павшево), Феофилатовская (Рубышино), Рябовская (Симанова), Мининская (Бережная), Киршевская (Круганова), Далматовская (Савина), Третиаковская (Манылова), Мухловская (Книгина), Фертинская (Ванева), Кошкаревская (Филина), Иарахивская (Паракеевна, Сласникова), Сидоровская (Давыдова), Елтомовская (Верховье), Михалевское (Выползово), Гуевская (Фокино), Мануйловская, Железниковская (Гурино), Кашинская (Верховье), Куромская (Конец), Горловская (Малькова), Ильинская слобода (по реке Тихманге);

Антоновская (Баранова), Мокиевская (Русанова), Муравьевская, Горбуновская (Пустынь), Фоминская (Горка), Федосьевская (Матюшина), Кузнецовская (Кириловщина), Качаловская (Привалова), Вершининская пустошь (Вершинина), Исаковская пустошь, Лукинская (Повинки) Алексинская (Гурино) Давыдовская (Максимова) (по реке Шалгасу);

Перхина (Антипина), Пашинская (Береговская), Антипина (Антипа, Перхина, Малая Херька), Федоровская (Халуй), Анциферова (Халуй) (по реке Индоманке);

Лебяжья пустошь (по ручью Пустынному);

Деминская (Дубининская), Матвеевская (Прочева) (по Шей-ручью);

Фалькова (у Ухтозера);

Анциферовская (Березник, Халуй), Кречетова (Панкратова), Агафоновская (Большая), Раковская (Уголь) (у Анциферовского озера);

Борисова Гора (Гора), Митина, Панкратово (Матвеево, Исаево), Иванова (Кирьянова), Блинова (Горка), Елинская (Кропачева, Новожилова, Ермолинская) (у Исаевского озера);

Анциферовская (Ананьина, Пужмозеро), Ермолино (Новожилово) (у Пужмозера).

В 1535г. к Чуди относили население Толдожского, Ижерского, Дудровского, Замошского, Егорьевского, Ополецкого, Кипенского, Зарецкого погостов в Новгородских землях.

Список населенных мест Санкпетербургской губернии 1864г. относил к чуди, на основании мнения петербургских ученых – водь, чье имя (ватия-лайзет) производили от слова «ваддья», значение которого не известно. Народ этот ближе к эстонцам, чем карелам. Водь проживала в Петергофском, Ямбургском уездах. При этом в приходских списках часть ее поселений названа ижорскими.

Кроме того, чудскими названа часть поселений лежащих в русских районах по реке Луге – Пулково, Сола (Сала), Надеждина (Блекигоф), Мариенгоф, Кошкино, Захонье, Свейско, Жабино, Калмотка, Верино (Николаево), Кузьмино, Юркино, Кепи, Горка, Подога, Луцкая, Луцкое.

Официальная статистика отделяла чудь от води и эстов. По данным переписи населения 1897г. в Ямбургском уезде (кроме води и эстонцев) насчитали 303 человека говоривших на чудском языке. Вепсов там не было

В 19 веке ученые именовали чудью без разбора народы пермской группы, и водь, и чухонцев, и карел, и эстов. Хотя тогда говорить о мононациональном составе населения Эстляндии не имело смысла. Шло слияние нескольких народностей (в том числе славян-кривичей и германцев-датчан) в один эстонский народ. Учитывая массовое сокращение населения Новгородских областей в конце 16 века и начале 18 века, а также переселение из Финляндии, Эстляндии и Лифляндии в 17 веке, можно предположить ассимиляцию поселенцами местного населения. Поэтому можно предположить, что имя чуди было дано финноизированной части местного населения новгородцами, а от них петербургскими ученым. В других же местностях наличие финно-угорского состава чуди не зафиксировано. Никакой эстонской чуди на территории Новгородских и Псковских земель вплоть до Чудского озера не было.

Вятский летописец упоминал на Чепце народы чудь и остяков. По преданиям, в этих местах находились чудские городища, и именно здесь находят бронзовые предметы, объединённые названием «Пермский звериный стиль». Специалистами всегда признавалось иранское влияние на искусство «Пермского звериного стиля».

Саамы, которые хорошо знали чудь, не смешивали их с карелами. По преданиям карел и саамов чудь – «душегубы лютые», каждое лето приходили с гор и убивали много людей. Саамский «чуте, чуде» – «преследователь, разбойник, враг».

В преданиях саамов указывается, что в давние времена на их земли приходила чудь белоглазая. Поверх одежды она носила железные латы, на головах – железные рогатые шлемы. Лица закрывали железными сетками. Страшными были враги, всех подряд вырезали. Подобная форма скандинавских викингов имела место лишь с 13 века.

Финно-угорские народы всегда рассказывали о чуди как о некоем ином народе. Коми-зыряне и пермяки, отличали себя от «настоящей чуди». Причина в соседстве, они знали чудь. Для коми-пермяков и удмуртов чудь совершенно чуждый им по языку этнос, принимавший, как новгородцы и вятчане участие в межплеменных распрях и войнах.

Описания коми говорят о необычно большом росте представителей чуди. Кроме чуди-великанов коми-пермяки выделяют другой народ маленького роста – чудов.

С преданиями о чудах связаны предания о народе сиртя (сихиртя, сирчи), обитавшем в тундре до прихода ненцев. По преданиям, сиртя были маленького роста, говорили, слегка заикаясь, носили красивую одежду с металлическими подвесками. У них были белые глаза. Домами сиртя служили высокие песчаные сопки, ездили на собаках и пасли мамонтов. Так же, как чудь, сиртя считались умелыми кузнецами и хорошими воинами. Встречаются упоминания о военных столкновениях ненцев с сиртя. Известны случаи женитьбы ненцев на женщинах сиртя. Ненцы отличали сиртя от себя, хантов и коми.

Академик И. Лепехин писал в 1805г.: «Вся самоедская земля в Мезенском округе наполнена запустевшими жилищами некогда древнего народа. Находят оные на многих местах: при озерах, на тундре, в лесах, при речках, сделанные в горах и холмах наподобие пещер с отверстиями, подобными дверям. В сих пещерах обретают печи и находят железные, медные и глиняные домашних вещей обломки».

Впервые ненецкие предания о сиртя, говоривших на языке, отличном от ненецкого, были записаны А. Шренком в 1837г. в Большеземельской тундре. Ненцы были убеждены, что последние сиртя еще за 5 поколений до 19 века встречались на Ямале, а затем окончательно исчезли.

Предполагают первоначальное значение слова чудь – «немцы», из готского «Тсиуда» – «народ». Как это соответствует финно-угорскому этносу неясно. Но чудь (Thiudos) упоминается среди других народов присоединенных к готской державе 4 века и поэтому не являвшимся немецким. Иордан писал: «Германарих, благороднейший из Амалов, который покорил много весьма воинственных северных племен и заставил их повиноваться своим законам. Немало древних писателей сравнили его по достоинству с Александром Великим. Покорил же он племена: гольтескифов, чиуд, инаункс, васинобронк, мерен, морден, имнискар, рогас, тадзан, атаул, навего, бубеген, колд. (Golthescytha, Thiudos, Ina unxis, Vas ina broncas, Merens, Mordens, Imnisscaris, Rogas, Tadzans, Athaul, Navego, Bubegenas, Coldas)».

В пуранах указаны народы Куру (Kurus), Чедью (Chedyas) рядом с Вятса (Vatsa), в «Махабхарате» употребляется имя народа Чеди.

Таким образом, вырастает образ народа – могучего, богатого, независимого, отличающегося богатырским телосложением, обладающего сакральными знаниями и удивительными способностями. Часть его дала начало стране Rusia Alba (Белая Русь), а часть ушла в новые земли, и не только на севере. В Поморье (в Кеми) полагали, что чудь имела красный цвет кожи и ушла отсюда жить в Новую Землю. Уместно вспомнить, что жители древнего Египта (самоназвание которого было Страна Кеми) считали себя краснокожими переселенцами из страны Верхней Кеми.



Поделитесь с друзьями:

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама