THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

"Мысль семейная" в романе "Война и мир"

Лев Николаевич Толстой считал, что, работая над произведением, надо любить в нем "главную мысль", сводить к ней все прочие идеи. Софья Андреевна Толстая записала в дневнике его слова о том, что, создавая "Войну и мир", он "любил мысль народную", а в "Анне Карениной" - "мысль семейную". Действительно, "мысль народная" - фундаментальная идея "Войны и мира" как историко-философского произведения. Но сам подход Толстого к истории-искусству, предполагающий постижение законов истории через скрупулезное изучение всего хода человеческой жизни, включает напряженный интерес к семье, поэтому "Войну и мир" можно рассматривать и как семейную хронику. И новаторство Толстого проявилось не только в его взглядах на искусство, науку и философию, но и в его отношении ко всему, связанному с темой семьи, быта.

Романы "натуральной школы" строились так, что внимание авторов и читателей сосредоточивалось на социально-философских проблемах. Герои реализовывали себя в духовной сфере, в общественном служении и с глубоким презрением относились к быту. "Проза натуральной школы вообще создала иронические картины чуть ли не всех принятых форм общественного и домашнего быта... Бытовая, хозяйственная, практично-ежедневная сторона жизни тут выглядит всюду не как естественный элемент процесса человеческого существования: она возникает перед героями как угроза, как начало, враждебное всему лучшему в их личности", - пишет А. Жук. Толстого возмущала эта высокомерная ирония над основами человеческого бытия. В семье, в семейной жизни он видел одну из главных сфер самореализации человека, требующую и таланта, и души, и творческих озарений. Семья для него - микрокосм человеческой общности, начало и основа социума. И важнейшей характеристикой героев "Войны и мира" становится их семейная жизнь.

Три семейства, три дома, три "породы" людей составляют основу "мысли семейной" романа: Ростовы, Болконские и Курагины. Мир Курагиных - мир светской черни, извращенных взаимоотношений с окружающими и с близкими. Их семья открыто и активно противопоставлена автором миру Болконских и Ростовых. Но и семьи любимых его героев отнюдь не дублируют друг друга, тоже во многом друг другу противостоят: неслучайно чужды князю Андрею старшие Ростовы, неприятен Николай; неслучайно Николай Андреевич Болконский не примет Наташу, будет так противиться женитьбе сына.

Дома Ростовых и Болконских различаются прежде всего внутренней атмосферой. В семье Ростовых открыто радуются и открыто плачут, открыто влюбляются и все вместе переживают любовные драмы каждого. Их хлебосольство славится по всей Москве, они готовы принять и обласкать любого: в семье, кроме четверых родных детей, воспитывается Соня.

Все иначе в усадьбе в Лысых Горах. Там царит дух замкнутости, спартанской сдержанности; там не принято напропалую откровенничать: лишь в решительные минуты жизни скупо и осторожно произносят Болконские слова любви, приоткрывают душу. Но дело не только в разности стиля жизни. Эти семьи живут в разных системах нравственных ценностей. И, выходя в мир, каждый герой несет в себе не только привычный семейный уклад, но и принятую в его доме мораль, воспитанное родителями отношение к себе и к миру.

Гостеприимный и щедрый дом Ростовых не может не очаровать читателя. Толстой с умилением описывает графа и графиню: эти пожилые, прожившие вместе жизнь люди нежно, трепетно любят друг друга; у них чудесные дети; в их доме уютно своим и чужим... И мы готовы пропустить мимо ушей несколько диссонансных нот в этой семейной гармонии: холодность всех презирающей Веры; страстное желание Сони принести себя в жертву благодетелям и ее страх, что графиня воспротивится ее браку с Николаем. Однако дальше, следя за судьбами героев, нам все чаще придется оглядываться на тот первый вечер в доме Ростовых и задумываться над брошенными автором как бы вскользь намеками.

Все неприятнее встречаться на страницах романа с Верой. Все настойчивее стремление Сони жертвовать собой, чтобы показать, как она благодарна приютившему ее семейству. И удивляет Николай: искренний, добрый малый, храбрый, честный и чувствительный - но неинтересен, катастрофически бесцветен! Он совершенно не умеет думать, боится размышлять: это с трагической ясностью обнаружится в случае с Денисовым, когда верноподданический восторг напрочь заслонит от Николая Ростова мысли о сломанной судьбе несправедливо осужденного друга. И в том, как не рассуждая, повинуясь лишь физическому влечению, бросится к Анатолю Наташа - тоже проявится это ростовское стремление "жить чувствами", это освобождение себя от обязанности думать и отвечать за свои поступки.

Для того чтобы понять отношение Толстого к семье, к ее роли в жизни каждого человека и всего человечества, необходимо обратить особое внимании на женские образы романа.

Если мужчина в основном реализует себя в общественном служении, в сфере социальной, то мир женщины, по мнению Толстого, - семья. Именно женщина создает этот микрокосм человечества, и она отвечает за него перед людьми и перед Богом. Она растит детей, она всю жизнь творит тот Дом, который становится ее главным миром, надежным и спокойным тылом для мужа и истоком всего для младшего поколения. Она утверждает доминирующую в доме систему нравственных ценностей, она прядет нити, соединяющие всех членов ее семейства.

Нелюбимые героини Толстого Дома создать не могут. Элен и Анна Павловна Шерер, символизирующие для автора не только бездуховность и бездушие света, но и абсолютную утрату женского начала, подмененного культом физической красоты, расположены на "отрицательном полюсе" романа. Им противостоят Наташа и княжна Марья. Но мир романа не одноцветен, и насколько прямолинеен Толстой в историко-философских рассуждениях, настолько скрытно, подспудно проводит он важнейшие свои мысли о роли семьи, о высшем назначении женщины. Здесь автор ничего не декларирует открыто: он рассчитывает на вдумчивого, мыслящего читателя. Толстой уверен: назначение женщины - быть верной, любящей женой и матерью, беззаветно преданной своей семье. Но и здесь для автора есть важнейший, ключевой момент: ее любовь и преданность не имеют права преступать некоторые пределы! Каковы же эти границы? Чтобы понять их, вернемся к семье Ростовых.

Откуда в добром, любящем семействе могла взяться бездушная Вера?! Сам граф Илья Андреевич пытается объяснить этот феномен весьма простодушно и столь же малоубедительно: "Графинюшка мудрила с Верой". Вряд ли любящая мать могла так уж намудрить с дочерью, чтобы из нее выросла уменьшенная копия Элен! В чем же дело? Вероятно, дело в самой "графинюшке".

Чем дальше, тем хуже идут дела Ростовых. Хозяйственная безалаберность старого графа, привычное хлебосольство и щедрая помощь сделали свое дело: семья близка к разорению. А тут еще проигрыш Николая и приданое Веры, которое потребовал Берг! И чем беднее становятся Ростовы, тем явственнее проступают в графине черты низменные, страшные: скупость, душевная черствость, стремление пожертвовать "чужими" для "своих". Можно понять графиню, когда она не желает дать подводы для раненых: она - мать, на подводах - последнее, что есть у семьи, то, что пойдет в приданое Наташе, то, чем жить Николаю и Пете! Она ничего не хочет для себя, она думает о детях, исполняя свой материнский долг. Но можно ли, заботясь о благосостоянии своих детей, жертвовать жизнью раненых солдат?! Можно ли, думая о материальном их благополучии, не задумываться, какой страшный урок бесчеловечности получают дети?!

Вспомним, как провожал князя Андрея на войну его отец:

Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет... - Он неожиданно замолчал и вдруг крикливым голосом продолжал: - А коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет... стыдно!- взвизгнул он.

Этого Вы могли бы не говорить мне, батюшка, - улыбаясь, сказал сын.

Таковы нравственные основы в семье Болконских, в которой прежде всего думают о душе, о чести, а потом уже о жизни и благополучии. Старый князь бесконечно любит сына, но предпочтет видеть его мертвым, чем обесчещенным, замаравшим имя. И поэтому князь Андрей может ошибаться, может поддаваться гипнозу наполеоновских идей, но не может позволить себе струсить, отсидеться в кустах - как позволил себе это в первом бою Николай Ростов. Помните, что думал Николай во время первого своего боя: " Кто они? Зачем они бегут? Неужели ко мне? Неужели ко мне они бегут? И зачем? Убить меня? Меня, кого так любят все?" Мысли молодого Ростова естественны, ибо естественно чувство самосохранения. Но они и безнравственны. Именно в этот момент проявилась в нем безнравственность слепой любви старой графини. И пусть еще не произошла сцена с подводами, обнажившая перед нами готовность графини Ростовой жертвовать чужими людьми ради своих детей, но это качество ее любви уже видно в реакции Николая: пусть погибнут все, кроме него. Ее любовь всегда была такой, всегда на этом основывалась - и передавала детям основы бесчеловечности.

А разве не бесчеловечно отношение графини Ростовой к Соне?! Приютив племянницу мужа, почти ровесницу Наташи, она ни на секунду не забывала, что этот ребенок - чужой, что эту девочку она облагодетельствовала. Разумеется, Соню до поры не попрекали куском. Но настойчивое ее желание доказать свою благодарность яснее ясного говорит о том, что, и не попрекая, девочке ни на секунду не давали забыть о ее судьбе горькой сироты, бедной родственницы, которую кормят из милости. Что может быть безнравственнее?!

Материнская любовь свята - это несомненно для Толстого. Но он резко отделяет любовь матери, растящей и воспитывающей Человека, от слепой, животной любви самки к своему детенышу. В любви старой графини слишком сильно животное, нерассуждающее начало. Это не означает, что ничего иного нет вообще: ее дети, кроме Веры, вырастают честными, добрыми, порядочными людьми, преодолевающими в себе эгоизм. Но слепое обожание своего ребенка в чувствах графини доминирует.

История народа состоит из судеб миллионов граждан государства. В творчестве Льва Толстого тема родовых связей, их чести и достоинства занимает ключевое место. Всесторонне развернутая семейная мысль в романе «Война и мир» является основой сюжетной линии. Писатель многократно подчеркивает, что великий народ состоит из маленьких людей, передающих своим детям из поколения в поколение традиции и добродетели.

Семейство Ростовых, как образец дворянского счастья.

У графа Ильи Андреевича Ростова было четверо своих детей, пятая девочка Соня приходилась ему племянницей, но воспитывалась, как родная дочь. Графиня, верная жена и заботливая мать, выглядела изможденной четырьмя родами, но трепетно относилась к плодам своих мук. Дети росли без строгости, окруженные заботой и нежностью.

Автор с любовью относится к этому дому, представляя хозяев добрыми и гостеприимными людьми. Здесь царит взаимное уважение, искренность и порядочность. В простоте общения воспитывают будущих матерей отечества и верных подданных государя в лице мужчин.

Ворота графской усадьбы открыты для гостей. В большом доме роскошно, как привыкла с детства радушная хозяйка, шумно и весело от многоликих криков детей, чувствующих себя свободно и просторно. На примере Ростовых можно отследить семейные ценности, как понимал их Лев Толстой.

Образ Наташи Ростовой, младшей дочери, ее юность и жизнь являются типичными для русской дворянки начала XIX века. Общество формирует смысл жизни девочки, который состоит в том, чтобы стать преданной женой и заботливой матерью.

В парном союзе Наташе с Пьером Безуховым удается воссоздать семейную модель общества, где отец ведет себя, как духовный законодатель семьи, мать несет бремя хранительницы очага, а дети обещают обеспечить будущее.

Князья Болконские, патриоты и защитники государства.

Главной темой воспитания мужчин в семье Болконских является долг перед Государем и Отечеством. Князь Николай Болконский, как старый генерал в отставке, тяготеет к упрощенному уровню быта на уровне спартанских традиций. Солдат в душе, он чтит память о Екатерине II, как о великой женщине прошлого. Это идейный слуга имперской системы, готовый умереть за государственные приоритеты.

Будучи человеком образованным, старик ценит в людях ум и деятельность, формируя эти качества в своих детях. В доме Болконских с утра до вечера кипит работа, потому что глава семейства постоянно находится в трудах, то создавая новый военный устав, то с удовольствием, завернув рукава, мастерит за станком.

Когда Андрей уходит на войну, оставляя беременную жену, отец благословляет решение сына, потому что в их роду интересы страны всегда стояли выше личных обстоятельств.

Жизненные ценности, привитые отцом, формируют в дочери такую редкую черту характера, как самоотвержение. Будучи богатой и образованной невестой, Марья Болконская могла бы выйти замуж еще в ранней молодости, но осталась с отцом до конца его дней. Сложные взаимоотношения отца и дочери автор представил, как психологическую драму между тираном и жертвой. Родные люди остаются преданными друг другу, пренебрегая болезненными ситуациями, которые возникают в следствии недопонимания.

В семье Курагиных алчный отец воспитал недостойных детей

Князь Василий Курагин с выгодой для себя служил при дворе императора. Расчетливый ум и жажда обогащения руководят поступками вельможи. Имея влияние в царском дворце, чиновник редко употребляет его, чтобы помочь окружающим, используя в собственных интересах.

Курагин плохо отзывается о собственных детях, считая их наказанием свыше, от Бога. Ипполита, Анатолия и Эллен Лев Толстой представляет читателю, как образец недостойного поведения в обществе. Эти взрослые дети нацелены на развлечения, праздный образ жизни, на цинизме и равнодушии ко всем проблемам страны основаны их характеры.

Княгиню Курагину автор упоминает два раза, называет ее толстой и старой, выражая свое неприятие, осуждая за полное безучастие в воспитании детей. Ведь для того, чтобы в ребенке сформировать добродетель надо много потрудиться, потратить массу времени, чего графиня не соизволила сделать.

По мнению автора, Элен заслуживает на порицание потому что не хочет рожать детей. Но ведь в семье, где девушка росла, не было ни ласки, как у Ростовых, ни чести и порядочности, как у Болконских. Поэтому вступив в брак с Пьером Безуховым, молодая женщина воссоздавала жизнь, которую она знала – без любви и нежных чувств.

В семействе Безуховых идет борьба за наследство

Старый граф имел столько внебрачных детей, что сам не знал их всех. Жизнь доживал в окружении троих племянниц, а те надеялись, что после смерти дядя их обеспечит. Состояние Кирилла Владимировича считалось огромным. Многочисленные близкие и дальние родственники окружили умирающего вельможу своим вниманием, надеясь на богатство.

Пьера Безухова отец любил больше остальных детей, поэтому дал сыну приличное образование за границей. На фоне всех претендентов на наследство Пьер выглядит бескорыстным, порядочным и наивным молодым человеком.

Основную интригу за наследство графа ведут Анна Друбецкая с одной стороны и князь Курагин с другой стороны, заручившись поддержкой племянниц приживалок. Курагины являются прямыми наследниками усопшей раннее законной супруги старика. А Друбецкая приходится племянницей самому Кириллу Безухову, кроме того, Пьер Кириллович крестил ее сына Бориса.

Его сиятельство был умным человеком, предвидел человеческие страсти по наследству, поэтому подал прошение самому императору Александру I, чтобы Пьера признали его родным сыном. Царь удовлетворил прошение умирающего вельможи. Так Пьер получил титул графа и самое доходное состояние в России.

Вывод: семейная мысль является одной из главных тем романа «Война и мир», определяющая государственную крепость, как крепость отдельно взятой семьи в государстве.

В романе «Война и мир» очень ярко подчёркивается огромная роль семьи в развитии отдельной личности и общества в целом. Судьба человека во многом зависит от того, в какой обстановке он вырос, потому что он сам будет строить затем свою жизнь, следуя установкам, традициям и моральным нормам, принятым в его семье.
В «Войне и мире» основное внимание уделяется трём семьям, совершенно различным по характеру отношений между людьми внутри каждой из них. Это семьи Ростовых, Болконских и Курагиных. На их примере Толстой показывает, насколько сильно влияет сложившийся во время взросления менталитет на то, как люди строят свои отношения с другими и какие цели и задачи они ставят перед собой.

Первой перед читателями предстаёт семья Курагиных. Сложившийся в ней характер отношений типичен для светского общества – холодность и отчуждённость друг от друга царит в их доме. Мать испытывает ревность и зависть к дочери; отец приветствует браки детей по расчету. Вся обстановка проникнута фальшью и притворством. Вместо лиц - маски. Писатель в данном случае показывает семью такой, какой она не должна быть. Их душевную черствость, подлость души, эгоизм, ничтожество желаний клеймит Толстой словами Пьера: «Где вы, там разврат, зло».

Совсем по-другому выстроены взаимоотношения в доме Ростовых – здесь искренность и жизнелюбие проявляются в каждом члене семьи. Лишь старшая дочь, Вера, своей холодной и надменной манерой поведения отгораживает себя от остального семейства, будто бы желая доказать себе и окружающим собственное превосходство.

Но она не что иное, как неприятное исключение из всеобщей обстановки. Отец, граф Илья Андреевич, излучает тепло и радушие и, встречая гостей, здоровается и кланяется всем одинаково, не обращая внимания на чин и звание, что уже очень сильно отличает его от представителей высшего света. Мать, Наталья Ростова, «женщина с восточным типом худого лица, лет сорока пяти», пользуется доверием со стороны своих детей, они стараются рассказывать ей о своих переживаниях и сомнениях. Наличие взаимопонимания между родителями и детьми – отличительная черта этой семьи.

Выросшие в такой атмосфере Наташа, Николай и Петя искренне и открыто проявляют свои чувства, не считая нужным скрывать себя под искусственной маской, обладают пылким и в то же время мягким и добрым нравом.

Благодаря этим своим качествам Наташа произвела огромное впечатление на князя Андрея Болконского, который в первый раз увидел её в тот момент, когда находился в состоянии душевного опустошения и упадка сил. Он не чувствовал в себе желания жить дальше и не видел смысла в своём существовании, а она отличалась тем, что не занимала себя поисками своего высшего предназначения, и просто жила на волне собственных чувств, излучая тепло и жизнелюбие, которых так не хватало князю Андрею.

Главной отличительной чертой семьи Болконских являлся их гордый, ничем не сгибаемый нрав. Чувство собственного достоинства обострено у всех членов этой семьи, хотя и проявляется это у каждого по-разному. Очень много внимания здесь уделялось интеллектуальному развитию. Старый князь, Николай Болконский, имел огромную страсть к порядку. Весь его день был расписан по минутам, а «с людьми, окружавшими его, от дочери до слуг, князь был резок и неизменно требователен и потому, не быв жестоким, он возбуждал к себе страх и почтительность, каких нелегко мог бы добиться самый жестокий человек».

Старый князь воспитывал своих детей в строгости и сдержанности, что приучило его детей также быть сдержанными в проявлении своих чувств. Однако эта холодность была внешней, и огромная любовь отца всё-таки давала о себе знать. «Помни одно, князь Андрей» - говорит он своему сыну, провожая его на войну, - «Коли тебя убьют, мне, старику, больно будет». Именно благодаря такому воспитанию князь Андрей был способен почувствовать искреннюю любовь к Наташе, но привычка быть сдержанным и насмешливое отношение к эмоциональной горячности заставила его усомниться в искренности её любви и согласиться на требование отца отложить свадьбу на год.

Свойственные семье Ростовых бесхитростность и широта души, в которых было что-то детское, наивное, придавало этим людям, с одной стороны, необыкновенную силу, а с другой стороны делало их уязвимыми перед лицом чужого коварства и лжи. Наташа не сумела распознать подлых мотивов ухаживавшего за ней Анатоля Курагина и холодной циничности его сестры Элен, подвергнув себя тем самым опасности позора и гибели.

Болконский не сумел простить Наташе её измены, расценив её действия как проявление испорченности и лицемерия, которые больше всего боялся в ней обнаружить. «Я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что я могу простить».

Но сила её души не позволила ей разочароваться в людях. Наташа оставалась такой же искренней и открытой, что привлекло к ней любовь Пьера, который испытал чувство огромного душевного подъёма после объяснения с ней, поняв, что все поступки этой девушки продиктованы её открытым нежным сердцем. «Все люди казались так жалки, так бедны в сравнении с тем чувством умиления и любви, которое он испытывал; в сравнении с тем размягчённым, благодарным взглядом, которым она последний раз из-за слёз взглянула на него».

Наташу и Пьера объединила искренняя любовь к жизни без искусственных прикрас, воплотившаяся в созданной ими семье. Брак с Наташей помог Пьеру обрести внутренний покой после мучительных поисков цели своего существования. «После семи лет супружества Пьер чувствовал радостное, твёрдое сознание того, что он не дурной человек, и чувствовал он это потому, что он видел себя отражённым в своей жене».

Такое же ощущение гармонии мы встречаем в семье Николая Ростова и Марьи Болконской. Они удачно дополняют друг друга: в этом союзе Николай исполняет роль хозяйственного главы семейства, надёжного и верного, тогда как графиня Марья является духовным стержнем этой семьи. «Ежели бы Николай мог сознавать своё чувство, то он нашёл бы, что главное основание его твёрдой, нежной и гордой любви к жене имело основанием всегда это чувство удивления перед её душевностью, перед тем, почти недоступным для Николая, возвышенным, нравственным миром, в котором всегда жила его жена».

Мне кажется, автор хотел показать, как плодотворна атмосфера, царящая в домах, подобных домам Наташи с Пьером и Марьи с Николаем, в которых вырастут прекрасные дети, от которых будет зависеть будущее развитие российского общества. Именно поэтому Толстой придает столь огромное значение семье как основополагающей ячейке общественного прогресса – унаследованные от предков правильные моральные принципы и устои помогут молодым поколениям выстроить сильное и могущественное государство.


Роман-эпопея «Война и мир» Л.Н.Толстого – это колоссальной глубины произведение, в которой нашел отражение национальный характер русского народа в момент исторический, поистине судьбоносный. Убедительно говорит писатель о том, что все взаимосвязано в этом мире: прошлое и будущее, война и мир, предательство и подвиг, семья и государство, отцы и дети.

Конечно, в таком эпохальном произведении автор не мог обойти стороной «мысль семейную», ведь семья, как ни банально это звучит, является фундаментом любого государства. Повествуя о судьбах Ростовых, Болконских, Курагиных и многих других русских людей, Толстой рассказывает, как они вместе творили историю России. Так, через малое ему удалось сказать о большом: как семья формирует личность, как передаются традиции из поколения в поколение, как лучшие человеческие качества, корнями уходящие в семью, помогают одолевать героям романа жизненные трудности и несчастья.
Истории нескольких дворянских фамилий показаны в произведении, особенно, ярко и объемно.

Вот перед нами Ростовы - типичное русское семейство: добрые, хлебосольные люди, открытые и простые. Толстой явно симпатизирует этому дому, где царит дружественная атмосфера, и все искренне любят друг друга. Семья Ростовых - это Наташа, племянница Соня, Вера, Николай и их родители. Дети в этой семье - естественны, они неспособны совершать дурные поступки, неспособны к расчету. Графская усадьба всегда открыта для гостей, в доме - шумно и весело, ведь радушие хозяев привлекает туда многих.

Мне кажется, что в описание образа жизни графов Ростовых Лев Толстой вложил собственное понимание семейных ценностей. Автор всегда был сторонником дружной и крепкой семьи, где царят взаимное уважение и любовь друг к другу, где предназначение женщины - рожать и воспитывать детей, которых, непременно, должно быть много. Судьба одной из дочерей графов Ростовых - Наташи, любимой героини Толстого, типична для русской дворянки того времени. Смысл своей жизни она видит в том, чтобы быть любимой, верной женой и заботливой матерью. Она - настоящая русская женщина: добрая, преданная и самоотверженная. Так же, как ее мать, старая графиня, Наташа готова пожертвовать многим ради своих детей. Союз Наташи с Пьером Безуховым, ее собственная семья - это, на мой взгляд, продолжение семейных традиций Ростовых, где отец - духовная основа семьи, мать - хранительница очага, а дети - ее будущее.

Другое семейство - князья Болконские описаны у Толстого несколько иными красками, чем семейство Ростовых: спартанское воспитание, сдержанность в чувствах, понятие чести, благородство, патриотизм. Такие семьи обычно называют опорой государства.
Толстой показывает нам три поколения Болконских: князя Николая Андреевича, его детей Андрея и Марью и внука Николая.

Отец семейства - екатерининский вельможа, один из замечательнейших людей своего времени, «золотого века Екатерины». Он считает, что на свете «есть только две добродетели» - деятельность и ум. В его доме все трудятся, потому что трудится он сам: то пишет военный устав, то работает на станке. Андрей и Марья Болконские - достойные дети своего отца. Способность ставить интересы отечества выше личных интересов всегда отличала мужчин из рода Болконских. «Служба прежде всего», - скажет Николай Андреевич, одобряя решение сына идти на войну.

Жизненные принципы, унаследованные от своего отца, делают из князя Андрея мужественного человека, а из княжны Марьи - мягкую, набожную женщину, а позже, в союзе с Николаем Ростовым, еще и добродетельную мать. «Моя жизнь есть жизнь самоотвержения и любви», - говорит она.

Семья же Курагиных - это подтверждение народной пословицы, что «сова не родит сокола». Глава семейства, князь Василий, - человек насквозь фальшивый, неестественный, алчный. Конечно, он не мог воспитать достойных детей. Элен, Анатоль, Ипполит - образцы глупости, бессердечия, цинизма и душевной черствости. Элен Курагина, дочь князя Василия, несмотря на то, что она замужем, вовсе не хочет становиться матерью. Да, и что можно ожидать от женщины, которая воспитывалась в семье, лишенной тепла и ласки. Автор явно не любит Элен. Конечно, она божественно красива, «с сияющим лицом», но наигранная и неискренняя. Какая - то неживая, словно, кукла. Читатель понимает, что у Элен нет и капли любви к Пьеру, что их брак - ошибка, несчастье, поэтому союз обречен, ведь семья, по мнению автора, должна строиться на взаимном уважении и любви.

Таким образом, «мысль семейная» занимает в романе очень важное место, и звучит она примерно так: крепость государства определяется крепостью семьи..


В романе-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир» «мысль семейная» выражается при помощи неявного сопоставления трех семей: Ростовых, Болконских и Курагиных.

Ростовы – полные жизни, естественные и искренние. В их доме всегда кипит жизнь, полно гостей, и почти все члены семьи жизнерадостны, общительны. Граф Ростов – радушный хозяин, двери дома которого всегда открыты, он готов помочь нуждающимся в этом. Графиня Ростова – любящая жена, полностью поддерживающая мужа. Наташа - искренняя и открытая девушка, живущая чувствами и эмоциями. Николай – прямодушный, пусть и немного ограниченный, но честный перед собой и окружающими людьми. Петя Ростов – сначала озорной мальчишка, а потом молодой офицер, жаждущий славы и подвига. И только Вера – невозмутимая и равнодушная, выбивается из ряда этих полных жизненных сил людей. В семье Ростовых не задумываются о смысле жизни, духовные искания и долгие душевные переживания не свойственны членам этого семейства.

Здесь все подчинено чувствам, диктуется ими и ими определяется.

У Болконских все иначе. Эта семья тоже симпатична автору, хотя все члены этой семьи совершенно другие. Они живут уединенно в своем имении. Честь и благородство для них превыше всего. Им свойственны размышления о смысле жизни, поиск своего места в этом непростом мире. Князь Болконский, суровый и твердый человек, в душе горячо любит своих детей. К семье Болконских не принято выражать свои чувства, и старый князь, княжна Марья и Андрей искренне любят друг друга, их объединяет духовная близость. Но это люди другого склада, они склонны к самоанализу, к философским раздумьям и к духовным исканиям.

И еще с одной семьей мы знакомимся в романе – семьей Курагиных.

Эта семья контрастирует с двумя предыдущими. Ее представители – корыстные, думающие лишь о своих интересах и выгоде люди. Элен - холодная и равнодушная красавица, мысли которой заняты лишь одним делом – поиском богатого мужа. Анатоль – бездушный красавец, никогда и никого не любивший и прожигающий жизнь. Ипполит – безвольный и безынициативный тип, которым полностью руководит его отец. В этой семье нет любви, нет взаимопонимания, однако никто из ее членов не испытывает по этому поводу никаких переживаний. Всех устраивает такое положение дел. Василий делает вид, что заботится о детях, пытаясь устроить их на теплые места и говоря, что выполняет свой родительский долг. Ни о каких чувствах в этой семье не может быть и речи.

Так, подробно изображая отношения в семьях, автор желал показать нам, что «мысль семейная»- одна из наиболее важных в романе. Начало всех начал писатель видел в семье. Подобно тому, как весь свет изображается положительным или отрицательным, выбор между этими двумя критериями определяется семьей и той атмосферой, которая царит в ней.

В соответствии с традициями реализма, Толстой хотел не только показать, но и сравнить различные семьи, являющиеся типичными для своей эпохи. При сравнении писатель довольно часто использует прием антитезы: некоторые семьи изображены в развитии, а отдельный ряд - застывшими.

В эпилоге Толстой демонстрирует становление двух семей: Пьера Безухова и Наташи Ростовой, а также Николая Ростова и княжны Марьи Болконской. Княжна Марья и Наташа отличаются высоким благородством. В их жизни было много страданий, но несмотря на это, они обретают в конце романа свое счастье – именно в семье. И в семье они проявят все свои способности, чтобы реализовать главную функцию, которую должна выполнять каждая жизни. В конце произведения мы понимаем, что “мысль семейная” становится для нас одной из главных линий романа. Автор изображает не только отдельных персонажей, но и их семьи, демонстрирует сложность взаимоотношений внутри определенной семьи и между семьями.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама