THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Народ Древней Индии раньше других стал накапливать знания о различных болезнях и способах их излечения. В великом памятнике литературы - Ведах - содержались не только мифы и предания о богах и мудрецах, но и медицинские предписания и рекомендации.

Медицинские представления в ведийских текстах

Медицинские познания были собраны в Яджур-Веде, составленной примерно в IX веке до нашей эры. Согласно им, человек в случае болезни или ранения должен обращаться к богам-врачевателям. Позже были составлены объяснения текстов, сделанные различными лекарями. Наиболее известные авторы - врачи Сушрута и Чарака. Сохранились и многие другие руководства, посвященные тому или иному разделу медицины. Основателями медицины считались боги Шива и Дханвантари. А бушующее море, помимо всевозможных драгоценностей, выбросило на землю первого ученого врача.

Врачеватели Древней Индии

Изначально лечить могли только брамины, не бравшие плату за лечение. Постепенно появилось целое сословие - каста ведия, занимающееся исключительно медициной. Брамины же в дальнейшем только преподавали врачебное искусство и именовали себя гуру. Во время обучения ученик всюду следовал за своим учителем, изучая священные книги, лекарства и методы лечения. Только после прохождения образования, врач получал от раджи право заниматься медициной.

Главными особенностями индийских врачей-представителей касты ведия были обязанность чисто одеваться, стричь ногти и бороду, уважительно разговаривать и приходить к пациенту по первому требованию. За свой труд лекарь брал плату, а лечились даром только брамины. Врач не обязан был помогать неизлечимому больному. Все лекарства назначались после тщательного осмотра пациента и установления характера заболевания. Помимо браминов и представителей касты ведия, существовали народные врачи - знахари.

Медицинские операции в Древней Индии

Широко практиковались в Древней Индии , а сама хирургия называлась шалия. К некоторым наиболее известным в то время операциям относятся удаление камней из мочевых путей, извлечение катаракты, пункция плевральной полости, наложение фиксирующих давящих повязок при переломах и ранах, остановка кровотечений путем прижигания, пластические операции (например, восстановление целостности носа или уха путем пересадки тканей из здорового соседнего участка тела). И это только самые распространенные хирургические вмешательства. В действительности известно их было гораздо больше.

Гигиена и медикаментозная терапия

Большое количество медицинских трудов было посвящено гигиене. В них рассказывалось о том, что пища должна быть свежей, о пользе купания и применения мазей, а также о чистке зубов. Было известно огромное количество лекарственных трав. Только Сушрута подробно описывает 760 из них. Для приготовления медикаментов использовались также различные части животных. Изучены были свойства металлов и других химических веществ, а также их соединений. Были открыты многие яды и способы борьбы с ними.

В Древней Индии большое внимание уделялось вопросам медицинской этики и подбору людей, которые могли быть допущены к занятиям медициной.

Вся медицинская литература объединялась там под одним названием - "Аюрведа" - наука о жизни. В основном это были трактаты и комментарии к ним.

Большой известностью пользовались в древности и продолжают пользоваться в современной Индии труды Сушруты, основателя индийской хирургии. В его трудах и в работах его современников отражен такой высокий для того времени уровень развития хирургии, что он может во многом показаться нам просто неправдоподобным.

В трактатах Сушруты, Чараки, Вагбхатты и других можно четко выделить несколько главных направлений, или разделов, в хирургической этике:

  • общая этика (отношение медицинского персонала к больным);
  • профессиональная этика (изучение медицины, соотношение между теорией и практикой, отношения между специалистами в различных областях медицины, а также отношение врачей к знахарям);
  • этика в предоперационный период, в момент операции и в послеоперационный период;
  • этика по отношению к умирающему;
  • этика в случаях, требующих неотложного вмешательства.

Первый раздел: внутренние качества врача

В первый раздел входят предписания, касающиеся внутренних качеств, необходимых врачу.

Чтобы стать врачом, нужно не только много лет получать "знания из уст учителя", но и воспитывать в себе определенные свойства ума и характера. "Нет лучшего дара, чем дар жизни",- сказано у Чараки. "Будущий врач должен, не щадя своих сил, тщательно изучить все стороны медицины, так, чтобы народ назвал его подателем жизни", - говорит Сушрута.

"Идя к пациенту, успокой свои мысли и чувства, будь добр и человечен и не ищи в своем труде выгоды"; "симпатия к пациенту, радость от его выздоровления и стремление лечить даже врагов - эти качества определяют поведение врача"; "пусть гуманность станет твоей религией"; "пациент может сомневаться в своих родственниках, сыновьях и даже родителях, но он должен верить врачу, поэтому относись к нему лучше, чем его дети и родители".

Особенно настораживают авторы трактатов против зазнайства и излишнего самомнения: "Если ты сам сомневаешься в чем-либо, дружелюбно обратись к другим врачам и испроси у них совета"; "будь скромен в жизни и поведении, не выставляй напоказ своих знаний и не подчеркивай, что другие знают меньше тебя,- пусть твои речи будут чисты, правдивы и сдержанны".

Авторы трактатов подчеркивают, что человек, посвятивший себя медицине, должен и сам неустанно следить за своим физическим совершенством, уделять большое внимание личной гигиене: "Твои ногти и волосы должны быть коротко обстрижены, руки, и все тело чисто вымыты, одежду носи только чистую и белую, украшений не надевай".


Специальные указания адресуются и помощникам врача. К уходу за больными должны допускаться только лица, имеющие благородный характер, аккуратные, отличающиеся хорошим поведением и любовью к людям, знающие свое дело. Высокие требования предъявлялись также к медицинским сестрам. Они должны были не только делать массаж, знать различные диеты, но и уметь изготовлять лекарства.

Второй раздел: изучение медицины

Второй раздел содержит советы глубоко и всесторонне изучать все отрасли медицины, а хирургу - анатомию. "Даже все изучивший хирург может столкнуться с неожиданностями при исследовании тканей, внутренних органов, сосудов, нервов, суставов, костей, хрящей, развития плода в утробе, при извлечении из тела посторонних предметов, при определении язв и ран, разных переломов и вывихов и т. п., - что же говорить о недоучке!" - восклицает Сушрута.

Перечень возможных болезней и повреждений, известных древнеиндийским хирургам, свидетельствует о всестороннем и глубоком изучении ими человеческого организма. Более того, они умели даже наблюдать развитие плода в утробе матери.

Хирургам предписывалось широкое ознакомление с теорией медицины, знание сопредельных наук и участие в дискуссиях. Но вместе с тем "знающий только теорию, дрогнет перед пациентом, как трус на поле боя". С другой же стороны, тот, кто знает только практику, тоже не врач, и каждый из них подобен "птице с одним крылом".

Древнеиндийские врачи знали, что слабый здоровьем человек может и не перенести сильнодействующих, едких или жгучих лекарств. Большое внимание они уделяли также нервной системе. "Раны быстро заживают у людей молодых, сильных, с хорошим состоянием тела и со спокойным умом". Поэтому и рекомендовалось всеми мерами поддерживать в пациенте хорошее расположение духа. "Поскольку жизнь зависит от сопротивляемости, надо повышать эту сопротивляемость", - говорил Сушрута.

Большой интерес представляет также список инструментов и различных средств, применяемых при операциях. Это зонды, щупы, рога, которые употребляли вместо банок. Сосуды из тыквы, применявшиеся для отсасывания крови. Едкие вещества (вероятно, асептики), средства для прижигания ран, хлопок, мягкая ткань, целебные листья, бинты, мед, топленое масло, свиное сало, молоко.

Растительное масло (все эти масла в горячем и холодном виде применялись для прижигания и покрытия ран и разрезов). Освежающие напитки, внутренние лекарства, веера для обмахивания больного, холодная и горячая вода и т. п.

Техника и приемы проведения операции

Больному перед операцией - особенно полостной - назначалась строгая диета или полное голодание. Судя по перечню операций, древнеиндийские хирурги умели делать кесарево сечение и вызывать искусственные роды, удаляли камни из почек и желчного пузыря и т. п.

В процессе операции большое внимание уделялось защите пациента от неких "опасных, но невидимых существ… вредных и обладающих сильным действием, которые проникают в тело через раны и язвы и "поселяются" в тканях и крови". В трак тате Вагбхатты предписывается врачам прикрывать чем-нибудь рот или лицо при чихании, смехе и зевоте. А Сушрута указывает, что все инструменты перед операцией следует прожечь на огне.

Очевидно, у врачей Древней Индии существовало представление (чисто эмпирическое) о бактериях и других болезнетворных микроорганизмах.

Техника и приемы проведения операции описываются в трактатах со всеми подробностями. Так, например, разрез рекомендовалось "делать твердой рукой, единым быстрым движением". Потеря крови должна быть минимальной. Приводить в чувство пациента, лишившегося сознания, нужно было с такой быстротой, "с какой человек подхватывает падающую в глубокую воду дорогую ему вещь".

После операции пациента надлежало поместить в чистое помещение и окружить расположенными к нему людьми, "умеющими вести с ним занимательный разговор". Назначалась высокопитательная, но легкая диета и предписывалась особая осмотрительность по отношению к сильнодействующим лекарствам.

Следующий раздел: борьба за жизнь больного

В разделе "Этика по отношению к умирающим" предписывается неустанно бороться за жизнь больного до его последнего вздоха, так как "человек иногда возвращается вспять от самых ворот царства Ямы" (то есть бога смерти).

Врач, который ясно видел, что больной не выживет, должен был до самого конца уверять его в том, что он поправится, а также стараться не причинить боли его родным каким-нибудь неосторожным признанием.

Последний раздел: неотложная помощь

И, наконец, суть последнего раздела - "Этика в случаях, требующих неотложной помощи" - хорошо иллюстрируется следующими словами Сушруты: "В безотлагательных случаях врач не должен раздумывать, а действовать так, как если бы собственный его дом внезапно охватило пламя".

Аюрведа и медицина

Труды древнеиндийских врачей и теоретиков медицины пользуются большой популярностью и в современной Индии. Они переиздаются как на санскрите - языке древнеиндийской культуры,- так и в переводах на новоиндийские языки.

Лига обществ красного креста и красного полумесяца

В 1919 г. национальные Общества Красного Креста и Красного Полумесяца объединились в международную федерацию - Лигу Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца (ЛОКК и КП). Ее цель - способствовать развитию национальных Обществ- членов федерации, координировать их деятельность на международном уровне и содействовать созданию новых национальных Обществ.

Союз Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР (реорганизован в 1992 г.) вступил в число членов ЛОКК и КП в 1934 г. и принимал активное участие в деятельности Лиги и созданных ею органов.

В настоящее время ЛОКК и КП объединяет более 150 национальных Обществ с общим числом членов - более 250 млн человек.

Основная цель ЛОКК и КП, закрепленная в его Уставе - вдохновлять, поддерживать, развивать гуманитарную деятельность национальных Обществ с целью предотвращения и облегчения человеческих страданий и, таким образом, вносить вклад в дело поддержания и укрепления мира во всем мире.

Союз Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца нашей страны оказывает практическую помощь здравоохранению различных стран мира; организует в зарубежных странах больницы Красного Креста; посылает свои медицинские отряды и гуманитарную помощь населению стран, по-. страдавших от стихийных бедствий, несчастных случаев, а также военных действий; проводит работу по розыску своих и иностранных граждан и восстановлению связи с ними; участвует в разработке и совершенствовании норм международного гуманитарного права.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ)-одно из крупнейших специализированных учреждений Организации Объединенных Наций (ООН). Днем официального учреждения ВОЗ считается 7 апреля 1948 г.- день ратификации Устава Организации 26 государствами - членами ООН. В качестве главной цели Организации Устав ВОЗ провозгласил служение гуманной идее - «достижению всеми народами возможно высшего уровня здоровья».

Возникновение сотрудничества разных стран в области здравоохранения обусловлено необходимостью международного согласования мер по санитарной охране территорий государств в связи с периодически возникающими эпидемиями и пандемиями. Наиболее отчетливо это проявилось в период классического средневековья, когда стали применяться конкретные меры против эпидемий в Европе (карантины, лазареты, заставы и т. д.). Малая эффективность санитарных и противоэпидемических мероприятий, проводимых на национальном уровне, заставляла искать решение проблемы на межгосударственной основе.

Первая Панамериканская санитарная конференция состоялась в декабре 1902 г. в Вашингтоне. Конференция создала постоянно действующий орган- Международное (панамериканское) санитарное бюро, которое с 1958 г. известно как Панамериканская организация здравоохранения (ПАОЗ) -Pan-AmericanHealthOrganization (РАНО).


Другим важным шагом на пути становления международного здравоохранения явилось создание в 1907 г. в Париже Международного бюро общественной гигиены (МБОГ) -постоянной международной организации, в задачи которой входило: «сбор и доведение до сведения стран-участниц фактов и документов общего характера, относящихся к общественному здравоохранению, особенно к таким инфекционным заболеваниям, как холера, чума и желтая лихорадка, а также сбор и распространение информации о мерах борьбы с этими заболеваниями». МБОГ занималось также разработкой международных конвенций и соглашений в области здравоохранения, контролем за их выполнением, вопросами гигиены судов, водоснабжения, гигиены питания, решением международных карантинных споров и изучением" национальных санитарно-карантинных законодательств. Россия участвовала в учреждении МБОГ и имела в нем своего постоянного представителя. Так, в 1926 г. постоянным представителем нашей страны в МБОГ был назначен А. Н. Сысин.

Организация здравоохранения Лиги Наций (ОЗЛН) была создана после первой мировой войны в 1923 г. в связи с резким ухудшением эпидемической ситуации в Европе и широким распространением пандемий и эпидемий тифов, холеры, оспы и других инфекционных заболеваний. Сфера ее деятельности была значительно шире, . чем круг вопросов, которыми занималось МБОГ. Цель Организации здравоохранения Лиги Наций состояла в том, «чтобы принять все меры международного масштаба для предупреждения и борьбы с болезнями».

Основными направлениями работы ОЗЛН были: координация и стимулирование научных исследований по наиг более актуальным проблемам общественного здравоохранения, создание международных стандартов биологических и лекарственных препаратов, разработка международной классификации болезней и причин смерти, унификация национальных фармакопеи, борьба с наиболее опасными и распространенными болезнями, а также создание и разработка организационных основ разветвленной системы глобальной эпидемиологической информации.

В 1946 г. Лига Наций, а вместе с ней и ее Организация здравоохранения прекратили свое существование.

После второй мировой войны ведущей организацией международного сообщества стала Организация Объединенных Наций (ООН), учрежденная в 1945 г. по инициативе стран-победительниц. В феврале 1946 г. конференция ООН приняла решение о необходимости создания специализированного учреждения ООН по вопросам здравоохранения. После соответствующей подготовительной работы в июне 1946 г. в Нью-Йорке была созвана Международная конференция по здравоохранению, которая разработала и приняла Устав новой международной организации здравоохранения - Всемирной организации здравоохранения-ВОЗ (World Health Organization-WHO, рис. 158).

Устав ВОЗ провозгласил основные принципы сотрудничества государств-членов Организации, необходимые «для счастья, гармоничных отношений между всеми народами и для их безопасности».

Советский Союз был в числе государств-учредителей ВОЗ и активно участвовал в создании и осуществлении подавляющего большинства программ ВОЗ, направлял специалистов в качестве экспертов, консультантов и сотрудников штаб-квартиры ВОЗ и ее региональных бюро. Советский Союз был инициатором многих важных начинаний ВОЗ. Так, в 1958 г. по предложению советской делегации XI Всемирная ассамблея здравоохранения приняла программу ликвидации оспы на земном

Врачевание в странах Древнего Востока. Древняя Индия и Древний Китай.

Древняя и самобытная цивилизация Индии сложилась в III тысячелетии до н. э. в пределах Индостанского субконтинента. В истории врачевания древней Индии четко прослеживаются три этапа:

1) индийская цивилизация (23-18 в до н э, долина реки Инд), когда на территории современного Пакистана сформировались первые в истории древней Индии рабовладельческие города-государства;

2) ведийский период (18-6 в до н э, долина р. Ганг), когда с приходом ариев центр цивилизации переместился в восточную часть субконтинента и началось составление «священных текстов», передаваемых в течение, длительного периода в устной традиции;

3)буддийский (5-3 вв до н э) и классический период (2 в до н э – 5 в н э) -время наивысшего расцвета традиционной культуры древней ИНДИИ. развитие земледелия, ремесел и торговли, подъем самобытной культуры, утверждение и распространение буддизма, успехи в различных областях знаний, широкое развитие торговых и культурных связей Индии со странами древнего мира, что принесло ей славу «Страны мудрецов».

Санитарное дело периода индийской цивилизации

Во второй половине III тысячелетия до н. э. в бассейне р. Инд сформировалась высокоразвитая городская культура, получившая впоследствии название – индийская цивилизация. Ее характерными чертами являются высокий уровень санитарного благоустройства городов. Водосточные трубы через толщу стены выходили в сточную систему города. Каждая улица и каждый переулок имели свой выложенный кирпичом канал для стока нечистот. Перед поступлением в каналы сточная вода и нечистоты проходили через отстойники и выгребные ямы покрытые плотно притертыми крышками. Устройству сточной системы значительно больше внимания, чем строительству жилых зданий. Высокое санитарное состояние древних городов позволяет сделать вывод об относительно высоком уровне и эмпирического врачевания.

Врачевание в ведийский период

Очагом цивилизации на этом этапе истории древней Индии явилась р. Ганг. Указания на врачебные знания сохранились в «Ригведе» и «Атхарваведе».В «Ригведе» упомянуты три недуга: проказа, чахотка, кровотечение. Некоторые разделы «Ригведы» содержат тексты об обрядах магического врачевания. В ведийский периодлюди поклонялись медицинским божествам. В древнеиндийской мифологии были и злые демоны, которые приносили людям несчастья, болезни, разорение, лишали потомства. Так, в «Атхарваведе» болезни или связываются, со злыми духами, или расцениваются как наказание богов; излечение недугов объяснялось действием жертвоприношений, молитв и заклинаний. Вместе с тем «Атхарваведа» отражает и практический опыт народа в использовании лекарственных растений, действие которых в то время понималось как целебная сила, противодействующая злым духам. В конце ведийского периода древнеиндийское общество окончательно подразделилось на четыре основных сословия: брахманы (т. е. жрец), кшатрии (т. е. военная знать и члены царских родов), вайшьи (т. е. главным образом земледельцы и скотоводы) и шудры (sud-га - бесправные бедняки). Каждая из варн состояла из множества каст и подкаст. существовало пятое, самое низкое сословие - парии (неприкасаемые), используемые на самых неприятных и унизительных работах.

Врачевание классического периода

Основные направления традиционной древнеиндийской медицины классического периода отражены в двух выдающихся памятниках древней аюр-ведической письменности: «Чарака-самхита» и «Сушрута-самхнта».Более ранняя «Чарака-самхита» посвящена лечению внутренних болезней и содержит сведения более чем о 600 лекарственных средствах растительного, животного и минерального происхождения. Об их применении сообщается в восьми разделах: лечение ран; лечение болезней области головы; лечение болезней всего организма; лечение психических заболеваний; лечение детских болезней; противоядия; элексиры против старческого одряхления; средства, повышающие половую активность. «Сушрута-самхита» в основном посвящена оперативному лечению; в ней описано более 300 операций, свыше 120 хирургических инструментов и не менее 650 лекарственных средств. Познания индийских врачевателей о строении тела человека были самыми полными в древнем мире.древние индийцы различали: перепонки, связки, кости и их классификацию, сухожилия, суставы, органы нервы. В данный период выявлялись и элементы естественно-научного знания. Человек рассматривался в тесной связи с окружающим миром из пяти стихий: земли, воздуха, огня, воды и эфира. Различное качество предметов объяснялось различной комбинацией мельчайших частиц ану («атомов»). Жизнедеятельность оргайизма рассматривалась через взаимодействие трех субстанций: воздуха, огня и воды (носителями которых в организме считались прана, желчь и слизь). Здоровье понималось как результат уравновешенного соотношения трех субстанций, правильного совершения жизненных отправлений тела, нормального состояния органов чувств и ясности ума, а болезнь - как нарушение этих правильных соотношений и отрицательное воздействие на человека пяти стихий. Сушрута разделял все болезни на естественные, связанные с природой, и сверхъестественные, посылаемые богами.

Диагностика болезней основывалась на подробном опросе больного и исследовании теплоты тела, цвета кожи и языка, выделений, шумов в легких, голоса и т. п. Сушрута описывает сахарное мочеизнурение, которое он определял по вкусу мочи. В трактате Сушруты описаны три стадии воспаления, признаками которого он считал: в первом периоде - незначительные боли; во втором - стреляющие боли, припухлость, местный жар, красноту и нарушение функции; в третьем - уменьшение "припухлости и образование гноя. Для лечения воспаления Сушрута предлагал местные лекарственные средства и хирургические методы.

Лечение направлялось на уравновешивание нарушенного соотношения жидкостей (субстанций), что достигалось, во-первых, диетой, во-вторых - лекарственной терапией (рвотные, слабительные, потогонные и т. п.), и в-третьих - хирургическими методами лечения, в чем древние индийцы достигли высокого совершенства.Приготовлением лекарств, ядов и противоядий (от змеиных укусов) занимались только врачеватели.

Родовспоможение в древней Индии считалось самостоятельной областью врачевания. В трактате Сушруты подробно изложены советы беременным о соблюдении чистоты и правильного образа жизни, описаны отклонения от нормального течения родов, уродства плода, эмбриотомия (которая рекомендовалась в случаях невозможности поворота плода на ножку или головку), кесарево сечение (применявшееся после смерти роженицы для спасения младенца) и поворот плода на ножку.

Искусство оперативного лечения (хирургия) в древней Индии было самым высоким в древнем мире. Сушрута считал хирургию «первой и лучшей из всех медицинских наук, драгоценным произведением неба. Еще не имея представлений об антисептике и асептике, индийские врачеватели, следуя обычаям своей страны добились тщательного соблюдения чистоты во время операций. Хирургические инструменты изготовлялись опытными кузнецами из стали, которую в Индии научились производить в глубокой древности заточенные так, чтобы ими можно было легко разрезать волос. Врачеватели древней Индии производили ампутации конечностей, камнесечения, грыжесечения, пластические операции. Они «умели восстанавливать носы, уши и губы потерянные или искалеченные в бою или по приговору суда. Способ ринопластики, подробно описанный в трактате Сушруты, вошел в историю под названием «индийского метода». Кожный лоскут для формирования будущего носа вырезался на сосудистой ножке из кожи лба или щеки.

В Индии издавна развивались гигиенические традиции. Большое значение придавалось личной гигиене, красоте и опрятности тела, чистоте жилища, влиянию климата и времен года на здоровье людей. Гигиенические навыки закреплены в «Предписаниях Млну». Гигиенические традиции способствовали развитию медицинского дела. В империи Маурьев (IV- II вв. до н. э.) действовали строгие правила, запрещавшие выброс нечистот на улицы города и регламентировавшие место и способы сожжения трупов умерших; в сомнительных случаях гибели человека назначалось вскрытие; тело умершего подвергалось осмотру и покрывалось специальным маслом в целях предохранения от разложения. Были установлены также строгие наказания за подмешивание ядов в пищу, лекарства и благовония. Во времена Ашоки строили богадельни и помещения для больных.

Несколько позже стали сооружать специальные дома для калек, увечных, вдов, сирот и больных.

Медицина древней Индии была тесно связана с йогой. Большое внимание в йоге уделяется чистоте тела и своеобразному образу жизни. Учение йоги состоит из двух уровней: хатха-йога (физическая йога) и раджа-йога (овладение духом).

Важную роль в развитии врачевания в древней Индии сыграли монастыри и монахи, среди которых было много сведущих лекарей. Все монахи имели некоторые познания в области медицины, так как оказывать лечебную помощь мирянам считалось высокой добродетелью.

Среди центров медицинского образования особое место занимает г. Таксила (инд. Такшашила). Обучающийся медицине должен был овладеть всеми гранями врачебного искусства.эта проповедь несет характерные черты своего времени, однако по основным положениям она весьма схожа с Клятвой древнегреческих врачевателей.

Врачебная этика древней Индии неукоснительно требовала, чтобы врачеватель, «который желает иметь успех в практике, был здоров, опрятен, скромен, терпелив, носил коротко остриженную бороду, старательно вычищенные, обрезанные ногти, белую надушенную благовониями одежду, выходил из дома не иначе, как с палкой и зонтиком, в особенности же избегал болтовни...». Вознаграждение за лечение запрещалось требовать от обездоленных, друзей врача и брахманов; и традиционного китайского искусства врачеваниянаоборот, если зажиточные люди отказывались от уплаты за лечение, врачевателю присуждалось все их имущество. За неправильное лечение врачеватель выплачивал штраф в зависимости от социального положения больного.

Индия - один из древнейших очагов цивилизации. Народы, населявшие долину р. Инд, в начале 3 тысячелетия до н.э. создали оригинальную культуру, которая не уступала культуре Древнего Египта и государств Месопотамии. Археологические исследования показали, что города, построенные не позднее 3 тысячелетия до н.э. (Хараппа, Мохенджо-даро), отличались высоким уровнем строительства и санитарного благоустройства. Канализационная система Мохенджо-даро была наиболее совершенной на территории Древнего Востока, некоторые гидротехнические сооружения явились прототипом современных конструкций. В 3 тысячелетии до н.э. была создана иероглифическая письменность, которая до настоящего времени не расшифрована. Были известны плавка, ковка и литье металла. Многие орудия производства и оружие изготовлялись из бронзы и меди.

В развитии древней Индии различают периоды

1. 3-нач. 2 тыс. до н.э. – период Харраппской цивилизации.

2. Ведийский период – кон. 2- сер 1 тыс. до н.э.

3. Кдассический период – 2-я пол. 1 тыс. до н.э.

Длительное отсутствие единой идеологии обусловило возникновение различных религиозно-философских учений. Основные источники- древние литературные памятники. Ригведа – собрание гимнов и мифов. Махабхарата – энциклопедия народных преданий. Законы Ману – юридический памятник.

Для Хараппской цивилизации характерен высокий уровень санитарного дела.

Раздел на сословия – варны. Брахманы – жрецы, кштарии – военная знать, вайшьи –свободные общинники, шудры – бесправные бедняки, парии – неприкасаемые. Заниматься врачеванием могли представители первых 3 сословий. В основе многих учений - представление о первичной сущности, мировой душе. Тело человека рассматривается как внешняя оболочка души, являющейся частичкой мирового духа. Душа вечна и бессмертна, человек не совершенен. Достичь единения души и мирового духа можно лишь при условии полного воздержания от активного участия в земной жизни, освобождения души от связей с земным миром. Этому служит йога, являющаяся составной частью всех древнеиндийских религиозных систем.

Практика и техника йоги берут начало в первобытной магии с ее представлениями о таинственной жизненной энергии, которая подобно свернутой змее дремлет в одном из нервных центров в нижней части позвоночника. Но если делать определенные упражнения – асаны то энергия может быть разбужена. Наряду с мистикой йога содержит и рациональные начала. Она вобрала в себя знания о роли самовнушения, о благотворном воздействии физических упражнений, о зависимости духовного состояния от телесных факторов.

4-6 вв до н.э. – расцвет духовной культуры. Терапия была основана на учении о соках организма. Задача врача – привести их в гармонию. Индийская медицина исходила из того, что гигиенические предписания не уступают по силе воздействия лечебным средствам. Возникновение болезни объяснялось неравномерным соединением пяти (по другим данным, трех) соков человеческого тела (в соответствии с пятью стихиями мира - землей, водой, огнем, воздухом и эфиром). Здоровье понималось как результат уравновешенного соотношения трех субстанций, а болезнь как нарушение этих правильных соотношений и отрицательное воздействие на человека стихий. Утверждалось, что на состояние здоровья влияют изменения климата, возраст, настроение больного. Наиболее уязвимы люди преклонного возраста, они заболевают даже легче грудных детей. Тоска, печаль, гнев, испуг - «первые ступени на лестнице любой болезни».


Диагностика проводилась подробным опросом. Применялась диета, лекарственные и хирургические методы. Оперативное лечение (хирургия) было самым высоким в древнем мире. Производили ампутацию конечностей, пластические операции.

Слава о целебных свойствах индийских растений распространялась широко за пределами страны. Посредством торговых путей их вывозили в страны средиземноморья

и Средней Азии, Южную Сибирь, Китай. Основными предметами вывоза были мускус, сандал, алоэ, благовония.

Медицинская подготовка существовала в школах при храмах и монастырях.

Имелись высшие школы – университеты. Наставник имел 3-4 ученика. Их учили быть первым другом больных. Одинаково относиться ко всем больным. За лечение брать не больше того, что необходимо на пропитание. Лечебная помощь оказывалась преимущественно на дому. Некоторые врачи имели собственные амбулатории и даже стационары. Стационарные учреждения типа больниц имелись в портовых городах, и внутри страны на центральных дорогах.

Врачеватели древней Индии проводили ампутации, лапаротомию, камнесечение, пластические операции. В этой области индийская хирургия опережала европейскую вплоть до 18 в.

Индия является одним из древнейших очагов цивилизации, возникшим в начале 3 тысячелетия до н.э. в долине реки Инд. Ее самобытная культура не уступает культуре Древнего Египта и государств Месопотамии.

Древнюю Индию часто называют страной мудрецов и в этом немалая заслуга врачевателей, слава о которых распространилась далеко за пределами страны. Буддийские предания сохранили славу о трех самых знаменитых целителях древности - Дживаке, Чараке и Сушруте.

Искусство врачевания под названием "Аюрведа"(что означает “учение о долгой жизни”) наибольшего совершенства достигло в тот период истории, когда центр древнеиндийской цивилизации переместился из долины реки Инд в долину реки Г анг. В конце этого периода были записаны выдающиеся памятники аюрведческой литературы - "Чарвака-самхита" и "Сушрута-самхита". Более ранняя первая книга посвящена лечению внутренних болезней и содержит сведения более чем о 600 индийских лекарственных средствах. Вторая - трактат о хирургии, в которой описано более 300 операций, свыше 120 медицинских инструментов и более 650 лекарственных средств.

Искусство оперативного лечения в Индии было самым высоким в истории древнего мира - ни один народ древности не достиг в этой области такого совершенства. Сведения о строении тела человека в Индии были самыми полными в древнем мире, потому что это была единственная страна, где не было религиозных запретов на вскрытие трупов умерших. Познания врачей в области анатомии поэтому были весьма значительными и сыграли большую роль в становлении и развитии древнеиндийской хирургии.

Индийские хирурги, не имея представления об асептике и антисептике, сумели добиться тщательного соблюдения чистоты во время операций. Они отличались смелостью, ловкостью и отличным владением инструментами. Изготавливались хирургические инструменты опытными кузнецами из стали, которую в Индии научились производить еще в глубокой древности. Инструменты хранились в специальных деревянных коробках и были наточены так остро, что ими можно было разрезать волос.

Согласно дошедшим до нас медицинским текстам, врачи древней Индии производили ампутации, камнесечения, грыжесечения, пластические операции на лице. Они умели восстанавливать уши, носы, губы, потерянные или искалеченные в бою или по приговору суда. В этой области индийская хирургия опережала европейскую вплоть до 18 века, и европейские хирурги даже учились у индийских искусству ринопластики (т.е. восстановлению утраченного носа). Этот способ, подробно описанный в трактате Сушруты, вошел в историю под названием “индийского метода”.

Столь же ювелирной была и операция по поводу удаления катаракты, т. е. помутневшего хрусталика глаза. Надо сказать, что хрусталик в Древней Индии считался одной из важнейших частей организма, поэтому этой операции придавалось особое значение. Кроме катаракты, в трактате Сушруты было описано еще 75 глазных болезней и методы их лечения.

Древние индийцы рассматривали человека в тесной связи с окружающим миром, который, по их мнению, состоял из "пяти стихий" - земли, воздуха, огня, воды, эсрира. Жизнедеятельность организма рассматривалась через взаимодействие "трех субстанций" - воздуха, огня, воды, носителями которых в организме считались "три жидкости" (слизь, желчь и воздух). В соответствии с этим здоровье понималось как результат равномерного смешения жидкостей и уравновешенного соотношения трех субстанций, правильного совершения жизненных отправлений тела, нормального состояния органов чувств и ясности ума, а болезнь - как нарушение этих правильных соотношений; соответственно и тактика лечения была направлена прежде всего на восстановление нарушенного равновесия. С этой целью широко использовались диета, опорожняющие средства (рвотные, слабительные, потогонные) и хирургические методы лечения.

Диагностика древнеиндийских врачей основывалась на опросе больного, исследовании температуры тела, цвета кожи и языка, характера выделений, тембра голоса, шумов в легких.

Сушрута описывает сахарное мочеизнурение, которое он определял по вкусу мочи и которое не было известно даже древним грекам.

Особой областью врачевания у индийцев считалось родовспоможение. В трактате Сушруты подробно изложены советы беременным о соблюдении чистоты и правильного образа жизни, описаны отклонения от нормального течения родов, уродства плода, методы извлечения плода при его неправильном положении, операция кесарева сечения (которая применялась только после смерти роженицы для спасения младенца).

Большое значение в Древней Индии придавалось гигиене, как общественной (благоустройство жилищ и населенных мест, создание водопровода, канализации и других санитарно-технических сооружений), так и личной (красоте и опрятности тела, чистоте жилища). Гигиенические навыки были закреплены в “Предписаниях Ману”:

"...Никогда не следует есть пищу больных, ни такую, на которой оказались волосы или насекомые, ни тронутую намеренно ногой... ни поклеванную птицей, ни тронутую собакой.

Надо удалять далеко от жилища мочу, воду, использованную для омовения ног, остатки пищи и воду, использованную при очистительных обрядах.

Утром надо одеться, искупаться, почистить зубы, протереть глаза и почтить богов"".

Традиции древнеиндийской медицины закреплены в правилах врачебной этики. Право заниматься врачебной практикой в Индии давал раджа. Он же внимательно следил за деятельностью врачей и соблюдением врачебной этики, которая требовала, чтобы врачеватель, "который желает иметь успех в

практике, был здоров, опрятен, скромен, терпелив, носил коротко остриженную бороду, старательно вычищенные, обрезанные ногти, белую, надушенную благовониями одежду, выходил из дома не иначе, как с палкой или зонтиком, в особенности же избегал болтовни..."

Особенно строго преследовалось неправильное лечение. Согласно существовавшим в те времена “Предписаниям Ману”, за неправильное лечение животных врач выплачивал низкий штраф, за неправильное лечение людей средних сословий - средний, а царских чиновников - высокий штраф. Вознаграждение за лечение запрещалось требовать от обездоленных, друзей врачевателя и брахманов (служителей культа); и наоборот, если зажиточные люди отказывались от уплаты за лечение, врачу присуждалось все их имущество.

Итак, что же нового появилось в медицине рабовладельческого общества по сравнению с медициной первобытно-общинного строя?

* На основе народной медицины возникает храмовая медицина

* Народная медицина перерастает в профессиональную,

врачи-профессионалы занимают видное место в обществе и получают признание со стороны государства

* Появляются первые семейные медицинские школы, в которых глава семьи, имеющий врачебный опыт, передает его своим детям. Каждая школа имеет свои секретные лекарства и врачебные приемы. Материал накапливается, удерживать его в голове становится все труднее, и поэтому он записывается на папирусы и глиняные таблички, которые можно считать первой в истории человечества медицинской литературой.

* Происходит накопление данных о строении человеческого тела

* Появляются совершенно новые представления о причинах болезней

* Происходит зарождение теоретических основ медицины

* Изменяются представления о природе человека

* Совершенствуется лечение внутренних болезней

* Развивается гигиеническая деятельность

Таким образом, народы, населявшие территорию Древнего Востока, обладали значительными знаниями и практическими навыками в области терапии, хирургии, акушерства, гигиены, лечебного применения лекарственных растений. Древние врачи получили новые сведения о строении человеческого тела, изменили представления о природе человека, развили своеобразные формы медицинской помощи и тем самым оказали большое влияние на дальнейшее развитие медицины.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама