THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Е. Козина

Тэн Ипполит (Hyppolyte-Adolphe Taine, 1828-1893) - французский историк литературы, историк, крупнейший представитель буржуазного искусствоведения XIX в., создатель так наз. культурно-исторического метода изучения литературы и искусства. Т. надолго определил пути развития буржуазной искусствоведческой мысли, не утратив и доныне своего влияния. Теоретические построения Т. обусловили в той или иной степени научные принципы ряда крупных историков литературы (Брюнетьер, Брандес, Лансон, Пыпин, Сакулин, Овсянико-Куликовский и др.). Важнейшие работы Т.: «Histoire de la littérature anglaise» (1864), «Philosophie de l’art» (1865-1869), труд, построенный гл. обр. на материале греческой, итальянской и голландской живописи, скульптуры и архитектуры, и наконец книга, излагающая основные философские воззрения Т., - «De l’intelligence» (1870).

Расцвет литературной деятельности Т. совпадает с шестидесятыми годами прошлого века - периодом окончательной победы промышленной буржуазии и закрепления капиталистического строя. Характерное для этого периода стремление буржуазной мысли расширить сферу опытных знаний и примирить с ними идеалистические воззрения на соотношение познания и мира, на сущность общественного процесса нашло свое выражение в методологии Т. Ставя перед собой задачу научно, в согласии с данными естественных наук, объяснить литературные процессы, Т. решает ее в свете исторически-реакционной философии позитивизма, исчерпывающе определяющей искусствоведческие позиции Т. Полагая в основу своей концепции утверждение закономерности явлений, Т. считает предметом научного познания лишь законы, события, отношения и факты, «хорошо подобранные, детально описанные». На богатом и детально анализированном материале Т. разрабатывает позитивистический метод в области искусствознания. Т. изучает литературное произведение как явление, закономерно обусловленное окружающей автора средой. Литературное произведение для Т. - «не простая игра воображения или изолированный каприз пылкой головы, но точный снимок окружающих нравов и признак известного состояния ума»; вследствие этого, изучая и объясняя литературный документ, «можно найти психологию души и психологию века». Изучение же психологии есть для Т. изучение основной движущей силы истории, ибо человеческая психика утверждается им как ведущее начало исторического процесса; «так же, как астрономия есть в сущности механическая задача, а физиология - задача химическая, так и история есть только психологическая задача».

Концепция Т. повторяет так обр. «идеалистический взгляд XVIII в.» (Плеханов). В то же время Т. сочетает его с вульгарным материализмом, сводя психологию к физиологии, идеи - к молекулярным движениям нервных центров.

Всякое проявление человеческой психики, все факты идеологии, в том числе и литературное произведение, обусловливаются, по теории Т., тремя «первичными силами», тремя общими причинами: расой, средой, моментом. Теория «расы, среды и момента» является центральным опорным пунктом системы Т. Расой Т. называет «врожденные наследственные свойства, которые человек приносит с собою в свет и которые обычно сопровождаются отклонениями в зависимости от темперамента и строения организма». Эти врожденные свойства являются наиболее ярко выраженными и преобладающими в творчестве; реакционная теория расы занимает центральное место в анализе Т. Сила расы, по Т., столь велика, что «какая-нибудь раса, напр. древнеарийский народ, поселившийся во всех климатах, стоящий на всех ступенях цивилизации, преобразованный тридцатью веками революций, обнаруживает все же в своих языках, религиях, литературах и философиях кровное духовное родство» (История английской литературы).

Утверждение неизменной метафизической сущности расы - основной принцип анализа - приходит однако в противоречие с живым многообразием потока общественных, социальных явлений, в противоречие, разрешаемое Т. при помощи двух других факторов - среды и момента. Раса, среда «историческая, социальная и физическая», в которой раса живет, наконец «момент» - давление предшествующего развития, - все эти «первичные силы» действуют, то совпадая, то противоборствуя. Внутреннее совпадение или противоречие этих факторов обусловливает интенсивность или замедленность культурной жизни данного народа в данную эпоху. Эти факторы являются для Т. единственно возможными причинами движения человеческой культуры.

Так. обр. в основу изучения историко-литературного процесса Т. кладет «первичные силы», постоянные причины, выводя многообразие исторической практики из механического взаимодействия природных свойств «расы» и природных условий «среды». На признании неизменяемости первичных сил и зиждется концепция Т.: «в глубине своего существа человек, по мнению Т., остается тем же, чем он был в доисторические времена» (Лансон).

Теория расы, среды и момента, изложенная Т. во введении к «Histoire de la littérature anglaise», раскрывается им на конкретном материале английской литературы. Для подтверждения своей теории Т. привлекает богатейший материал, который, по мнению Т., должен обнаружить с совершенною точностью основные начала движения цивилизации - расу, среду и момент, «раскрыть внутренний механизм, движением которого варвар-англосакс обратился в современного англичанина». Начиная исследование развития английской литературы с ее истоков, Т. рассматривает свойства почвы, неба, моря, климата, окружавших древних англо-саксов, влияние климата на характер, физические свойства народа, его пищу, наклонности, нравы, религию, семейные и общественные отношения, литературные памятники, указывает значение и степень влияния христианства и латинской культуры, влияние завоевателей-норманнов. Определяя характерные черты англо-саксонской расы, автор подчеркивает ее неизменную метафизическую сущность, скрытую под наслоениями чуждых влияний и изменений, вызванных давлением среды и момента. На каждом историческом этапе раса является краеугольным камнем, ведущим фактором английской художественной литературы.

Своеобразие метода Т., вытекающее из стремления его превратить изучение литературы в точную науку, аналогичную основанным на эксперименте естественно-научным дисциплинам, выразилось в его преимущественном внимании к эмпирическому материалу, к детальному наблюдению и накоплению фактов историко-литературного процесса. Теоретическая часть работы Т. занимает количественно весьма незначительное место по сравнению с огромным, тщательно собранным фактическим материалом. Этот материал, эмпирические наблюдения над живыми, многообразными, исторически обусловленными, конкретными произведениями искусства приходят, помимо воли автора, в неизбежное противоречие с метафизическими выкладками теории Тэна, взрывают его идеалистическую систему. Неизменная «среда», вечная «раса» не раскрывают движения искусства, подвижный «момент» является недостаточным коррективом, притом же ему отведена лишь третьестепенная роль. Стремясь вскрыть связи и отношения, причинно-обусловливающие творчество данного конкретного художника, Тэн дополняет теорию «расы, среды и момента» теорией «господствующей способности» - таинственной силы творчества, независимой от воли и сознания художника и определяющей выбор его тем, героев, форму и содержание его произведений. «Господствующая способность» руководит художником, она объясняет его достоинства, его недостатки и склонность его подчиняться одним влияниям и противостоять другим.

Теория расы, среды и момента, дополненная теорией господствующей способности, выражает в области искусствоведения общую тенденцию застойного мировоззрения буржуазии второй половины XIX века - стремление удержаться на грани точного познания внешнего мира, приемля идеалистическое понимание его внутренней сущности. Философский эклектизм Т. не дал ему возможности осуществить задачу создания точной литературной науки. Крупнейшей заслугой Т. является, однако, то, что, в противоположность субъективизму его предшественников, гл. обр. критиков-романтиков, им впервые была поставлена проблема метода в литературоведении и литературной критике, впервые и с большой силой нанесен решительный удар субъективно-эмоциональному подходу к вопросам художественного творчества и отчетливо сформулировано понимание истории и теории литературы как науки.

Список литературы

I. На русск. яз. переведено: Критические опыты. Пер. под ред. В. Чуйко, СПБ, 1869

Развитие политической и гражданской свободы в Англии в связи с развитием литературы. Пер. под ред. А. Рябинина и М. Головина, ч. I и II, СПБ, 1871

Очерки современной Англии, СПБ, 1872

Об уме и познании. Пер. под ред. Н. Н. Страхова, 2 тт., СПБ, 1872

то же, 2 изд., СПБ, 1894

Новейшая английская литература в современных ее представителях. Пер. Д. С. Ивашинцева, СПБ, 1876

Происхождение общественного строя современной Франции, СПБ, 1880

то же, под загл.: Происхождение современной Франции, пер. под ред. А. В. Швырова, тт. I-V, СПБ, 1907

Тит Ливий. Критич. исследование, М., 1885

Чтения об искусстве. Пер. А. Н. Чудинова, 3 изд., СПБ, 1889

Философия искусства. Пер. Н. Соболевского, М., 1933

Французская философия первой половины XIX в., СПБ, 1896

О методе критики и об истории литературы, СПБ, 1896

История французской революции, ч. 1-6, Харьков, 1906-1913

Путешествие по Италии. Пер. П. П. Перцова, 2 тт., М., 1913-1916.

II. Литература о Т. очень велика, значительная ее часть собрана у Thieme (см. ниже), ограничимся поэтому несколькими общими работами по Т.: H. Taine, Sa vie et sa correspondance, 4 vls., P., 1903-1907 (изд. вдовой Т., дает обширный библиограф. материал о нем)

Margerie A., de, H. Taine, P., 1894

Barzelloti G., I. Taine, Roma, 1895

Giraud V., Essai sur Taine..., Fribourg - P., 1901 (дана литература, неоднократно переиздан.)

Его же, Hippolyte Taine, Etudes et documents, P., 1928

Desthieux F. J., Taine, son oeuvre, P. 1923

Chevrillon A., Taine, formation de sa pensée, P., 1932

Leroy M., Taine, P., 1933

и трудами о Т. как литературо- и искусствоведе: Mollière A., Etudes sur la philosophie de l’art de Taine, Lyon, 1866

Zola E., Mes haines, P., 1866

Reymond M., L’esthétique de Taine, P., 1883

Dutoit E., Die Theorie des Milieu (Diss.), Bern, 1899

Zeitler J., Die Kunstphilosophie von H. Taine, Lpz., 1901

Schlaf J., Kritik der Taineschen Kunsttheorie, Wien, 1906

Engel O., Der Einfluss Hegels auf die Bildung der Gedankenwelt H. Taines, Stuttgart, 1920

Rosca D. D., L’Influence de Hégel sur Taine théoricien de la connaissance et de l’art, P., 1928

Sée H., Taine, historien de la littérature et de l’art, «La grande Revue», 1928, vol. 126, p. 631-644

Герье В. Т., Метод Тэна в литературной и художественной критике, «Вестник Европы», П., 1889, кн. 9

Его же, Ипполит Тэн и его значение в исторической науке, там же, 1890, кн. 1

Лало Ш., Введение в эстетику. Пер. с фр. С. Гельфгата, М., 1915.

III. Giraud V., Bibliographie des oeuvres de Taine, «Revue d’histoire littéraire de la France», P., 1902, suillet, octobre

Thieme H. P., Bibliographie de la littérature française de 1800 à 1930, t. II, P., 1933.

Тэн (Taine) Ипполит Адольф (21.4.1828, Вузье, Арденны, ‒ 5.3.1893, Париж), французский философ, эстетик, писатель, историк. В 1848‒51 учился в Высшей нормальной школе (Париж). Член французской академии (1878). Родоначальник эстетической теории натурализма , основатель культурно-исторической школы . Основные сочинения ‒ «Критические опыты» (1858, рус. пер. 1869), этюды об О. Бальзаке (1858) и Стендале (1864), «История английской литературы» (1863‒1864, рус. пер. 1876), «Философия искусства» (1865‒69, рус. пер. 1866, 1899). Исходя из позитивистского эволюционизма О. Конта , Т. задачей критики считал «нейтральный» анализ, избегающий нравственных и идеологических оценок.

Основу его методологии составляет триада: «раса» (то есть врождённые, «естественные» качества), «среда» (географические и климатические условия), «момент» (бытие «расы» и «среды» в определённую историческую эпоху). Взаимодействие членов триады обусловливает возникновение стилей, жанров, школ. Художественное творчество Т. несёт печать элитарного равнодушия к жизни народа. Автор очерковых книг «Пиренейское путешествие» (1855), «Путешествие по Италии» (1866, рус. пер. 1913‒16), сатирической повести «Парижские нравы. Жизнь и размышления Фредерика Томаса Грэндоржа» (1867, рус. пер. 1880), «Очерков современной Англии» (1871, рус. пер. 1872), «Путевого дневника» (1897). Выступая до 70-х гг. с умеренно либеральных позиций, Т. после Парижской Коммуны 1871, которую он встретил враждебно, эволюционировал в сторону реакции. Этот перелом нашёл отражение в основном историческом труде Т. ‒ «Происхождение современной Франции» (т. 1‒3, 1876‒93, рус. пер., т. 1‒5, 1907). Построенное на тенденциозном подборе источников, сочинение Т. представляет собой по существу памфлет против Великой французской революции, против якобинцев и якобинской диктатуры.

Соч.: La Fontaine et ses fables, P., 1861; Sa vie et sa correspondence, v. 1‒2, 4 еd..P., 1908‒14; в рус. пер. ‒ Бальзак, СПБ. 1894; История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли, т. 3, М., 1967.

Плеханов Г. В., Литература и эстетика, т. 1‒2, М., 1958; Луначарский А. В., Собр. соч., т. 8, М., 1967; Анисимов И. И., Живая жизнь классики, М., 1974, с. 101‒03; Aulard A., Taine, historien de la rеvolution française. P., 1907; Lacombe P., Taine, historien et sociologue.P., 1909.

  • - Сын афинского царя Тесея и ы, царицы амазонок. Согласно легенде, принял обет безбрачия и посвятил себя служению богине девственности Артемиде...

    Античный мир. Словарь-справочник

  • - в греч. миф. сын афинск. царя Тесея и царицы амазонок Антиопы...

    Древний мир. Энциклопедический словарь

  • - 1. Греч, герой, сын Тесея и амазонки Антиопы, или ы, молодой стрелок, посвятивший себя богине Артемиде, из-за этого И. отклонил любовь своей мачехи Федры...

    Словарь античности

  • - И.- незаконный сын афинского царя Тесея и Амазонки, прекрасный юноша, чьей единственной страстью в жизни была охота. Он поклоняется деве-охотнице Артемиде, но отвергает плотскую любовь...

    Литературные герои

  • - Среди белого дня. Погребальный факел чадит Среди белого дня. Бойся матери ты, Ипполит: Федра – ночь – тебя сторожит Среди белого дня. ОМ915,16 ...

    Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

  • - Hippolytos, св., ок. 170-235 гг. н. э., греческий христианский писатель. Ученик Иренея Лионского, пресвитер римской Церкви, затем антипапа...

    Энциклопедия античных писателей

  • - французский философ, историк, искусствовед, психолог. Представитель позитивизма первой ""классической"" формы, испытал на себе влияние О. Конта...

    Психологический словарь

  • - ...

    Сексологическая энциклопедия

  • - Жан – франц. философ, проф. Коллеж де Франс в Париже, один из немногих франц. специалистов в области нем. идеализма, исследователь наследия Гегеля. Внес большой вклад в ознакомление франц...

    Философская энциклопедия

  • - в греческой мифологии сын Тесея, искусный охотник, почитатель Артемиды. Отверг преступную любовь мачехи Федры, за это она оклеветала его перед отцом. Погиб, растоптанный своими конями...

    Современная энциклопедия

  • - Русский физик, минералог, кристаллограф и метеоролог, акад. Петербургской АН. Р. в Митаве. Окончил Геттингенский ун-т. В 1821 - 1823 совершенствовал образование в области кристаллографии в Парижской обсерватории...
  • - Архитектор-художник. Окончил Строгановское уч-ще в 1835 и ИАХ в 1839 со званием клас. худ. арх. 2-й ст. В 1847 удостоен звания акад. и определен архит...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - сост. "Художеств. сборн. работ русск. архитекторов", архитектор...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Окончил МУЖВЗ, в 1892 получил звание неклас. худ. арх. В 1890-92 издавал "Художественный сборник работ русских архитекторов и гражданских инженеров" под ред. А. С. Каминского...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Жан, французский философ-идеалист. Испытал влияние немецкого неогегельянства. Профессор философии Сорбонны, директор Высшей нормальной школы, профессор Коллеж де Франс...

    Большая Советская энциклопедия

  • - в греческой мифологии сын афинского царя Тесея и амазонки Антиопы. Отверг любовь мачехи Федры и был оклеветан ею перед отцом. Тесей проклял сына и просил Посейдона покарать его смертью...

    Большой энциклопедический словарь

"Тэн Ипполит Адольф" в книгах

Ипполит Претро

Из книги Зодчие Санкт-Петербурга XVIII–XX веков автора Исаченко Валерий Григорьевич

Ипполит Претро И.А. ПретроАрхитектор-художник Ипполит Александрович Претро (1871–1938) был одним из наиболее своеобразных зодчих Петербурга начала XX века. Его активная творческая деятельность началась сразу же после окончания в 1901 году Академии художеств. За полтора

Ипполит

Из книги Тайна имени автора Зима Дмитрий

Ипполит Значение и происхождение имени: распрягающий коней (греч.).Энергетика и Карма имени: по своей энергетике имя Ипполит наделено твердостью, значительной возбудимостью и подвижностью. При этом ему явно не хватает пластичности. Обычно с самых малых лет Ипполит

§183. Ипполит

автора Шафф Филип

ЧАСТЬ ВТОРАЯ АДОЛЬФ ГИТЛЕР В ВЕНЕ ЮНЫЙ АДОЛЬФ ГИТЛЕР САМ ЗАРАБАТЫВАЕТ СЕБЕ НА ХЛЕБ

Из книги Повесть об Адольфе Гитлере автора Штилер Аннемария

ЧАСТЬ ВТОРАЯ АДОЛЬФ ГИТЛЕР В ВЕНЕ ЮНЫЙ АДОЛЬФ ГИТЛЕР САМ ЗАРАБАТЫВАЕТ СЕБЕ НА ХЛЕБ Приехав в Вену, юный Гитлер намеревался зарабатывать столько денег, чтобы хватало на жизнь и еще оставалось на покупку книг, необходимых для подготовки в архитектурную школу, куда он

Ипполит (Hippolytos)

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении автора Новиков В И

Ипполит (Hippolytos) Трагедия (428 до н э.)В древних Афинах правил царь Тесей. Как у Геракла, у него было два отца - земной, царь Эгей, и небесный, бог Посейдон. Главный свой подвиг он совершил на острове Крите: убил в лабиринте чудовищного Минотавра и освободил Афины от дани ему.

Ипполит

Из книги Мифологический словарь автора Арчер Вадим

Ипполит (греч.) - сын афинского царя Тесея и Антиопы (вариант: Ипполиты или Меланиппы). И. был искусным охотником, почитателем богини Артемиды. Он был равнодушен к любви, поэтому Афродита разгневалась на него и внушила его мачехе Федре любовь к пасынку. И. отверг ее

Ипполит Тэн

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

Ипполит Тэн (1828-1893 гг.) философ, историк, литературовед и теоретик искусства В свете встречаешь людей четырех разрядов: влюбленных, честолюбивых, наблюдателей и дураков… Самые счастливые – дураки.До двадцати пяти лет дети любят своих родителей; в двадцать пять лет они

Ипполит

Из книги Энциклопедический словарь (Е-Й) автора Брокгауз Ф. А.

Ипполит Ипполит – сын Тезея и амазонки Антиопы или Ипполиты. Весьма известен миф о его трагической кончине. Вторая супруга Тезея, Федра, любовь которой он отверг, оклеветала его перед отцом; Тезей проклял И. и призванный им в гневе бог Нептун неожиданно послал волну на

Ипполит Жан

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ИП) автора БСЭ

Ипполит Жан Ипполит (Hyppolite) Жан (8.1.1907, Жонзак, - 27.10.1968, Париж), французский философ-идеалист. Испытал влияние немецкого неогегельянства. Профессор философии Сорбонны (1947-55), директор Высшей нормальной школы (1955-1963), профессор Коллеж де Франс (с 1963). И. перевёл на французский

Тэн Ипполит Адольф

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТЭ) автора БСЭ

ТЭН, Ипполит

Из книги Всемирная история в изречениях и цитатах автора Душенко Константин Васильевич

ТЭН, Ипполит (Taine, Hippolyte, 1828–1893), французский литературовед и историк92Наука не имеет отечества.«Опыт о Тите Ливии», предисловие (1856)Затем у Луи Пастера: «Наука не имеет отечества, но ученый имеет» (речь на международном съезде врачей в Копенгагене 10 авг. 1884 г.). ? Markiewicz, s. 407.

«Ипполит»

Из книги Театральные взгляды Василия Розанова автора Розанов Василий Васильевич

«Ипполит» Тема Еврипида, приведшая теоретика Мережковского к практическим театральным штудиям, - противостояние Артемиды и Афродиты, конфликт «сладострастия» и «целомудрия», если судить по названию статьи Мережковского. Тот же принцип, по Мережковскому, формирует и

Св. Ипполит

Из книги Учение Оригена о Святой Троице автора Болотов Василий Васильевич

Ипполит

Из книги Доникейское христианство (100 - 325 г. по P. Χ.) автора Шафф Филип

Ипполит Знаменитый Ипполит в начале III века был решительным противником римских епископов Зеферина и Каллиста и по доктринальным, и по дисциплинарным вопросам. Однако мы узнаем из его труда, называемого «Философумены», что в то время римский епископ уже претендовал на

Ипполит

Из книги Энциклопедия классической греко-римской мифологии автора Обнорский В.

Ипполит В древнегреческой мифологии – сын Тезея и амазонки Антиопы или Ипполиты; весьма известен миф о его трагической кончине. Вторая супруга Тезея, Федра, любовь которой он отверг, оклеветала его перед отцом; Тезей проклял Ипполита, и призванный им в гневе бог Нептун

Тэн Ипполит

Философия искусства

Подготовка к изданию, общая редакция, составление именного указателя и послесловие -

А. М. Микиша

Вступительная статья -

П. С. Гуревич

В составлении именного указателя принимала участие

О. И. Шульман

М. Республика, 1996.

Силуэты культурных эпох


О мировом искусстве, его жанрах и этапах развития написано множество книг. Однако вряд ли может считать себя сведущим в этой области тот, кто незнаком с произведениями выдающегося французского философа и историка Ипполита Тэна. Его сочинения, изданные на русском языке несколько десятилетий назад, давно стали библиографической редкостью. Между тем в наши дни, когда особенно возрос интерес к познанию сущности, природы, закономерностей создания произведений культуры, ее развитию, настало время для пытливого и внимательного чтения работ Тэна. Наряду с трудами датского ученого Георга Брандеса и российского Александра Веселовского предлагаемая вниманию читателя книга составляет классику культурфилософской и искусствоведческой мысли.

Что можно сказать в предваряющем книгу слове? Тэн создал произведения, не имеющие аналогов по универсальности и богатству материала, исследовательскому кругозору и строгой фактологии. Исследовательская добросовестность философа не нуждается в рекомендациях. Идет ли речь о средневековой цивилизации и готической архитектуре, великих художниках Возрождения или духовном родстве греков и латинян, сравнении лирической поэзии греков с поэзией современных ему народов, типах реалистической или комической литературы, в работе Тэна нет приблизительных или неточных деталей, поверхностных оценок.

Обратимся к щедрой мозаике фактов, проницательных наблюдений и выводов, которые позволяют воссоздать силуэты эпох развития культуры. Когда Тэн сравнивает периоды расцвета или упадка, он не ограничивается двумя-тремя иллюстрациями. Исследователь говорит о литературе, музыке, скульптуре, живописи. Он вводит нас в мир культурных феноменов разного ранга и разного смысла.

В соответствии с установками классического позитивизма Тэн отдает предпочтение факту. Конечно, у кого-то, привыкшего к иной методологии, это может вызвать психологическую дискомфортность. Зачем это почти естественно-научное перечисление конкретных событий, деталей? Но вот по здравому размышлению улавливаем: за минувшие десятилетия преобразовались оценки, сменились пристрастия. Что же осталось нетронутым? Верховенство его величества Факта. Да, такими были, можно полагать, древние живописцы Помпеи и Равенны. Тождествен классический стиль при Людовике XIV. Узнаваемы статуи на гробнице Медичи. Самодовлеет живое тело, запечатленное на полотне художника. Живописцы-реалисты в Италии схожи с анатомами. Конкретны и выразительны символические и мистические итальянские школы.

Факт предельно значим, когда речь идет о культурно-исторической школе, поскольку именно разносторонней фактуры не хватает многим ’’всеобщим историям искусств”. Но примеры вовсе не представлены Тэном обособленно. Они выражают стремление воскресить образ культурной эпохи, передают ее аромат и неповторимость. Произведение искусства, по мысли французского искусствоведа, не есть нечто единичное, отдельное. Картина, трагедия, статуя - непременная часть целого. Речь идет не только о творчестве художника, которое выражает единство стиля. Воссоздается акустика времени. Рельефной, исторически конкретной оказывается общественная обстановка.

Однако как оценить философско-искусствоведческую концепцию автора? Одно дело, когда Тэн рассказывает о гимнастике во времена Гомера или о малых фламандцах. Другое - когда он рассуждает о типологии искусств. Третье - когда заявляет, что буквальное подражание не является целью искусства. Фактограф, аналитик, теоретик, эксперт. Чему же довериться? Ведь кроме описания явлений, регистрации фактов в книге немало теоретических рассуждений, обобщающих соображений. Неужели нет иной путеводной нити, кроме позитивистской?

Время расставляет собственные акценты. Наивно сегодня кроить философию по меркам точной науки. Да и сама наука все чаще рассматривается лишь как специфическая форма организации духовного опыта. Бурное развитие гуманитарного, антропологического знания лишает привлекательности идею строгого естественно-научного мышления. Не стоит отождествлять философию со своеобразной ботаникой; у нее совсем иное предназначение. И хотя позитивизм во многом выглядит сегодня уязвимым, однако идеал строгой рациональности сохраняет свое значение и в наши дни, в том числе и в культурфилософии. Если говорить об общей направленности тэновского анализа, то он ближе всего по своему духу к современным попыткам раскрыть коллективную ментальность, то есть передать исходные типы мышления, господствующие в конкретном обществе, особенности душевного склада людей, психологические черты эпохи.

Раскрывая собственный вариант философии истории и искусства, Тэн выдвигал понятие ’’основной характер” (предвестие последующих формул в философии - ’’национальный характер”, ’’социальный характер”). Имелся в виду главенствующий тип человека, который появляется в конкретном обществе и затем воспроизводится в искусстве. Стало быть, исследователя интересовал не общий план истории, не анонимные социальные структуры, а именно всечеловеческое, как оно проявляется в разное историческое время.

Мысль Тэна не исключает того, что многие процессы в культуре возникают вообще на уровне коллективного бессознательного. Мы не знаем, например, кто является автором тех или иных традиций, идущих из глубины веков. Культурные феномены нередко восходят к глубинам психики. Национальные, расовые компоненты чрезвычайно важны в той же мере, как и общесоциологические факторы. Кроме расовой принадлежности и существующих исторических условий Тэн весьма большое значение придавал понятию среды, то есть психического, духовного, культурного, социального окружения. Весьма значимыми оказывались ’’моральная температура” или ’’состояние умов и нравов” (мы, возможно, сказали бы сегодня: ценностные предпочтения людей).

Разумеется, психологические процессы не следует сводить к физиологическим реакциям. Однако целесообразно ли естественную органику изгонять из ’’наук о духе”? Создавая типологию искусств, Тэн опирается на теорию аналогий, усматривая определенные прототипы собственных классификаций в тех усилиях, с помощью которых французский зоолог Жоффруа Сент-Илер объяснил строение животных, а И. В. Гете - морфологию растений. Означает ли это, что французский исследователь не видит различия между биологическим и социальным? Такой вывод был бы поспешным и тенденциозным. Изучая социум, важно, конечно, видеть его специфику. Но разве не разумно прослеживать в обществе те же закономерности, которые обнаруживаются в природе?

После неокантианцев ’’науки о природе” традиционно противопоставляли ’’наукам о духе”. Величие естественных наук, как подчеркивал немецкий философ-феноменолог Э. Гуссерль, состоит в том, что они не довольствуются эмпиризмом. Что касается человеческой духовности, то она опирается и на человеческую природу. Духовная жизнь человека укоренена не только в социальных связях, но и в его телесности, а каждая человеческая общность - в телесности конкретных людей, которые являются членами этой общности. Феноменолог прав: историк не может рассматривать историю Древней Греции, не принимая во внимание физической географии Древней Греции, не может изучать ее архитектуру без учета строительных материалов. Тэну было это предельно ясно.

П. С. Гуревич

ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА


Отдел первый. О сущности художественных произведений


От автора

Милостивые Государи!

Приступая к этому курсу, я хотел просить вас о выполнении двух условий, крайне для меня необходимых: хотел просить, прежде всего, вашего внимания и, затем, в особенности, вашего снисхождения. Прием, какой вам угодно было мне сделать, убеждает меня, что вы не откажете мне ни в том, ни в другом. Позвольте изъявить вам за это заранее самую живейшую, самую искреннейшую благодарность.

Тэн Ипполит

Е. Козина

Тэн Ипполит (Hyppolyte-Adolphe Taine, 1828-1893) - французский историк литературы, историк, крупнейший представитель буржуазного искусствоведения XIX в., создатель так наз. культурно-исторического метода изучения литературы и искусства. Т. надолго определил пути развития буржуазной искусствоведческой мысли, не утратив и доныне своего влияния. Теоретические построения Т. обусловили в той или иной степени научные принципы ряда крупных историков литературы (Брюнетьер, Брандес, Лансон, Пыпин, Сакулин, Овсянико-Куликовский и др.). Важнейшие работы Т.: «Histoire de la littérature anglaise» (1864), «Philosophie de l’art» (1865-1869), труд, построенный гл. обр. на материале греческой, итальянской и голландской живописи, скульптуры и архитектуры, и наконец книга, излагающая основные философские воззрения Т., - «De l’intelligence» (1870).

Расцвет литературной деятельности Т. совпадает с шестидесятыми годами прошлого века - периодом окончательной победы промышленной буржуазии и закрепления капиталистического строя. Характерное для этого периода стремление буржуазной мысли расширить сферу опытных знаний и примирить с ними идеалистические воззрения на соотношение познания и мира, на сущность общественного процесса нашло свое выражение в методологии Т. Ставя перед собой задачу научно, в согласии с данными естественных наук, объяснить литературные процессы, Т. решает ее в свете исторически-реакционной философии позитивизма, исчерпывающе определяющей искусствоведческие позиции Т. Полагая в основу своей концепции утверждение закономерности явлений, Т. считает предметом научного познания лишь законы, события, отношения и факты, «хорошо подобранные, детально описанные». На богатом и детально анализированном материале Т. разрабатывает позитивистический метод в области искусствознания. Т. изучает литературное произведение как явление, закономерно обусловленное окружающей автора средой. Литературное произведение для Т. - «не простая игра воображения или изолированный каприз пылкой головы, но точный снимок окружающих нравов и признак известного состояния ума»; вследствие этого, изучая и объясняя литературный документ, «можно найти психологию души и психологию века». Изучение же психологии есть для Т. изучение основной движущей силы истории, ибо человеческая психика утверждается им как ведущее начало исторического процесса; «так же, как астрономия есть в сущности механическая задача, а физиология - задача химическая, так и история есть только психологическая задача».

Концепция Т. повторяет так обр. «идеалистический взгляд XVIII в.» (Плеханов). В то же время Т. сочетает его с вульгарным материализмом, сводя психологию к физиологии, идеи - к молекулярным движениям нервных центров.

Всякое проявление человеческой психики, все факты идеологии, в том числе и литературное произведение, обусловливаются, по теории Т., тремя «первичными силами», тремя общими причинами: расой, средой, моментом. Теория «расы, среды и момента» является центральным опорным пунктом системы Т. Расой Т. называет «врожденные наследственные свойства, которые человек приносит с собою в свет и которые обычно сопровождаются отклонениями в зависимости от темперамента и строения организма». Эти врожденные свойства являются наиболее ярко выраженными и преобладающими в творчестве; реакционная теория расы занимает центральное место в анализе Т. Сила расы, по Т., столь велика, что «какая-нибудь раса, напр. древнеарийский народ, поселившийся во всех климатах, стоящий на всех ступенях цивилизации, преобразованный тридцатью веками революций, обнаруживает все же в своих языках, религиях, литературах и философиях кровное духовное родство» (История английской литературы).

Утверждение неизменной метафизической сущности расы - основной принцип анализа - приходит однако в противоречие с живым многообразием потока общественных, социальных явлений, в противоречие, разрешаемое Т. при помощи двух других факторов - среды и момента. Раса, среда «историческая, социальная и физическая», в которой раса живет, наконец «момент» - давление предшествующего развития, - все эти «первичные силы» действуют, то совпадая, то противоборствуя. Внутреннее совпадение или противоречие этих факторов обусловливает интенсивность или замедленность культурной жизни данного народа в данную эпоху. Эти факторы являются для Т. единственно возможными причинами движения человеческой культуры.

Так. обр. в основу изучения историко-литературного процесса Т. кладет «первичные силы», постоянные причины, выводя многообразие исторической практики из механического взаимодействия природных свойств «расы» и природных условий «среды». На признании неизменяемости первичных сил и зиждется концепция Т.: «в глубине своего существа человек, по мнению Т., остается тем же, чем он был в доисторические времена» (Лансон).

Теория расы, среды и момента, изложенная Т. во введении к «Histoire de la littérature anglaise», раскрывается им на конкретном материале английской литературы. Для подтверждения своей теории Т. привлекает богатейший материал, который, по мнению Т., должен обнаружить с совершенною точностью основные начала движения цивилизации - расу, среду и момент, «раскрыть внутренний механизм, движением которого варвар-англосакс обратился в современного англичанина». Начиная исследование развития английской литературы с ее истоков, Т. рассматривает свойства почвы, неба, моря, климата, окружавших древних англо-саксов, влияние климата на характер, физические свойства народа, его пищу, наклонности, нравы, религию, семейные и общественные отношения, литературные памятники, указывает значение и степень влияния христианства и латинской культуры, влияние завоевателей-норманнов. Определяя характерные черты англо-саксонской расы, автор подчеркивает ее неизменную метафизическую сущность, скрытую под наслоениями чуждых влияний и изменений, вызванных давлением среды и момента. На каждом историческом этапе раса является краеугольным камнем, ведущим фактором английской художественной литературы.

Своеобразие метода Т., вытекающее из стремления его превратить изучение литературы в точную науку, аналогичную основанным на эксперименте естественно-научным дисциплинам, выразилось в его преимущественном внимании к эмпирическому материалу, к детальному наблюдению и накоплению фактов историко-литературного процесса. Теоретическая часть работы Т. занимает количественно весьма незначительное место по сравнению с огромным, тщательно собранным фактическим материалом. Этот материал, эмпирические наблюдения над живыми, многообразными, исторически обусловленными, конкретными произведениями искусства приходят, помимо воли автора, в неизбежное противоречие с метафизическими выкладками теории Тэна, взрывают его идеалистическую систему. Неизменная «среда», вечная «раса» не раскрывают движения искусства, подвижный «момент» является недостаточным коррективом, притом же ему отведена лишь третьестепенная роль. Стремясь вскрыть связи и отношения, причинно-обусловливающие творчество данного конкретного художника, Тэн дополняет теорию «расы, среды и момента» теорией «господствующей способности» - таинственной силы творчества, независимой от воли и сознания художника и определяющей выбор его тем, героев, форму и содержание его произведений. «Господствующая способность» руководит художником, она объясняет его достоинства, его недостатки и склонность его подчиняться одним влияниям и противостоять другим.

Теория расы, среды и момента, дополненная теорией господствующей способности, выражает в области искусствоведения общую тенденцию застойного мировоззрения буржуазии второй половины XIX века - стремление удержаться на грани точного познания внешнего мира, приемля идеалистическое понимание его внутренней сущности. Философский эклектизм Т. не дал ему возможности осуществить задачу создания точной литературной науки. Крупнейшей заслугой Т. является, однако, то, что, в противоположность субъективизму его предшественников, гл. обр. критиков-романтиков, им впервые была поставлена проблема метода в литературоведении и литературной критике, впервые и с большой силой нанесен решительный удар субъективно-эмоциональному подходу к вопросам художественного творчества и отчетливо сформулировано понимание истории и теории литературы как науки.

Список литературы

I. На русск. яз. переведено: Критические опыты. Пер. под ред. В. Чуйко, СПБ, 1869

Развитие политической и гражданской свободы в Англии в связи с развитием литературы. Пер. под ред. А. Рябинина и М. Головина, ч. I и II, СПБ, 1871

Очерки современной Англии, СПБ, 1872

Об уме и познании. Пер. под ред. Н. Н. Страхова, 2 тт., СПБ, 1872

то же, 2 изд., СПБ, 1894

Новейшая английская литература в современных ее представителях. Пер. Д. С. Ивашинцева, СПБ, 1876

Происхождение общественного строя современной Франции, СПБ, 1880

то же, под загл.: Происхождение современной Франции, пер. под ред. А. В. Швырова, тт. I-V, СПБ, 1907

Тит Ливий. Критич. исследование, М., 1885

Чтения об искусстве. Пер. А. Н. Чудинова, 3 изд., СПБ, 1889

Философия искусства. Пер. Н. Соболевского, М., 1933

Французская философия первой половины XIX в., СПБ, 1896

О методе критики и об истории литературы, СПБ, 1896

История французской революции, ч. 1-6, Харьков, 1906-1913

Путешествие по Италии. Пер. П. П. Перцова, 2 тт., М., 1913-1916.

II. Литература о Т. очень велика, значительная ее часть собрана у Thieme (см. ниже), ограничимся поэтому несколькими общими работами по Т.: H. Taine, Sa vie et sa correspondance, 4 vls., P., 1903-1907 (изд. вдовой Т., дает обширный библиограф. материал о нем)

Margerie A., de, H. Taine, P., 1894

Barzelloti G., I. Taine, Roma, 1895

Giraud V., Essai sur Taine..., Fribourg - P., 1901 (дана литература, неоднократно переиздан.)

Его же, Hippolyte Taine, Etudes et documents, P., 1928

Desthieux F. J., Taine, son oeuvre, P. 1923

Chevrillon A., Taine, formation de sa pensée, P., 1932

Leroy M., Taine, P., 1933

и трудами о Т. как литературо- и искусствоведе: Mollière A., Etudes sur la philosophie de l’art de Taine, Lyon, 1866

Zola E., Mes haines, P., 1866

Reymond M., L’esthétique de Taine, P., 1883

Dutoit E., Die Theorie des Milieu (Diss.), Bern, 1899

Zeitler J., Die Kunstphilosophie von H. Taine, Lpz., 1901

Schlaf J., Kritik der Taineschen Kunsttheorie, Wien, 1906

Engel O., Der Einfluss Hegels auf die Bildung der Gedankenwelt H. Taines, Stuttgart, 1920

Rosca D. D., L’Influence de Hégel sur Taine théoricien de la connaissance et de l’art, P., 1928

Sée H., Taine, historien de la littérature et de l’art, «La grande Revue», 1928, vol. 126, p. 631-644

Герье В. Т., Метод Тэна в литературной и художественной критике, «Вестник Европы», П., 1889, кн. 9

Его же, Ипполит Тэн и его значение в исторической науке, там же, 1890, кн. 1

Лало Ш., Введение в эстетику. Пер. с фр. С. Гельфгата, М., 1915.

III. Giraud V., Bibliographie des oeuvres de Taine, «Revue d’histoire littéraire de la France», P., 1902, suillet, octobre

Thieme H. P., Bibliographie de la littérature française de 1800 à 1930, t. II, P., 1933.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://feb-web.ru/



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама