THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Всех посетителей сайта поздравляю с приближающимся Праздником Светлого Христова Воскресения! Христос воскресе! - Воистину воскресе!

иеромонах Виталий (Уткин),
Свято-Иоанно-Богословский монастырь,
Рязанская епархия

10 марта после смерти Черненко Ген. секретарем был избран Михаил Сергеевич Горбачев. Он закончил юрфак МГУ. С 1978 г. входил в ЦК КПСС, руководил сельским хозяйством, он разработал Продовольственную программу (1982 г.) , но ее реализовать не удалось.

В апреле 1985 г. на Пленуме ЦК КПСС Горбачев сообщил о планах реформ. Горбачев повел политику перестройки , целью которой было реформировать советскую систему, сохранить социализм, повысить эффективность экономики. Это была первая после Хрущева попытка реформировать советскую систему. Организаторы реформ были убеждены, что достаточно небольших изменений в управлении экономикой, чтобы социализм показал свою жизнеспособность . Они надеялись, что СССР совершить экономический рывок, выйдет на уровень самых развитых стран мира. При этом предполагалось, что политическая система сохранится неизменной. Однако события развивались не по сценарию партийного руководства.

«Перестройка » - комплекс политических, социальных и экономических преобразований, проведенных демократической частью партийно-государственной бюрократии.

Причины перестройки :

Экономические:

Страна находилась в состоянии системного кризиса, т.е. кризиса всех сторон жизни общества.

Экономика находилась в состоянии застоя; были исчерпаны все резервы экстенсивной администраэтивно-командной экономики (энтузиазм масс, свободные трудовые ресурсы).

Спад темпов роста промышленного и с/х производства

Неэффективность командно-административных методов управления, чрезмерная централизация в распределении сырьевых и финансовых ресурсов, жесткие плановые показатели

Развал финансовой системы, нехватка средств и неэффективность их распределения в промышленности и с/х, несоразмерно большие затраты на ВПК, вызванные гонкой вооружений

Нарастание технико-экономического отставания от Запада. Советская экономика была невосприимчива к достижениям научно-технической революции (НТР). Производительность труда была низкой. Темпы роста экономики снижались.

Дезорганизация внутреннего рынка, дефицит промышленных и продовольственных товаров

Необходимость перехода к интенсивному типу экономики была важнейшей причиной перестройки.

Социальные:

Разочарование народа в социализме. Кризис идей социализма.

Снижение уровня жизни населения

Распространение инакомыслия, «двойной морали», развитие диссидентского движения



Коррупция в высших эшелонах власти

Криминализация экономической и социальных сфер

Внутриполитические:

Власть находилась в руках престарелых партийных лидеров, неспособных проводить реформы

Приход к руководству страной молодых политиков.

Нарастание национальных противоречий.

Внешнеполитические:

Ослабление международного престижа СССР из-за внутренних экономических трудностей, отсутствии демократии, подавлении свободы, из-за ввода войск в Афганистан

Обострение «холодной войны», конфронтация с Западом

Нарастание противоречий внутри социалистического лагеря

Переход к перестройке оказался вынужденным.

Перестройка не раз меняла свои цели и задачи .

Выделяют 3 периода перестройки:

2. 1987-1988 гг.

3. 1989-1991 гг.

Первый периодперестройки – курс на «обновление социализма»

Он вошел в историю под названием курс на ускорение хозяйственного развития.

Суть обновления – соединение социализма и демократии , установление «лучшего социализма ».

До января 1987 года лозунги – «Больше социализма!», «Больше демократии!». «Социализм с человеческим лицом!» - они означали совершенствование социалистической системы. Отказ от социализма не предусматривался.

В 1985-1986 гг. Горбачев «формирует свою команду», отправляя на пенсию прежних руководителей. Председателем Совета министров был назначен Рыжков. С апреля 1985 г. главной экономической задачей считалось ускорения хозяйственного развития. Начатые преобразования с начала не затрагивали основ политической и экономической системы. Они преследовали цель сделать экономику более эффективной. Главным объявлялось ускоренное развитие машиностроения. Считалось, что производство машин и оборудования приведет к технической модернизации всех отраслей н/х, поднимет производительность труда, экономика перейдет на интенсивный путь развития. Идеолог экономических реформ на этом этапе Аганбегян.

Методы осуществления реформ и конкретные мероприятия:

Увеличение капиталовложений в машиностроение, недостаточное финансирование других отраслей экономики; приоритетное развитие машиностроения

Техническая реконструкция всех отраслей

Активное использование достижений науки и техники

Расширение прав предприятий

Укрепление дисциплины и порядка

Введение госприемки : цель – усилить контроль за качеством продукции

В 1985-1986 гг. шла антиалкогольная кампания : сократили вдвое производство спиртных напитков, вырубили виноградники, сократили число магазинов, продававших водку, ввели карточки на водку. Росла спекуляция спиртными напитками, Резко выросло самогоноварение. Бюджет недополучил огромные деньги: 133 млрд. руб. в 1985-1986 гг. Не удалось найти другие источники доходов.

В 1987 г. состоялся 27 съезд КПСС, который изменил программу партии . Из программы были изъяты все положения о построении коммунизма. Провозглашался курс на совершенствование социализма. К 2000 г. обещали предоставить бесплатно каждой семье квартиру.

В 1985-1986 гг. проводилась антиалкогольная кампания. Велась она административными методами, т. е. методами запретов: сократили число магазинов, в которых продавали водку, водку продавали по карточкам в определенные дни и часы. Вырубили виноградники (это привело к большому материальному ущербу). В результате резко сократились доходы от продажи водки, которые ранее были важнейшей статьей доходов государства. Бюджет не получил 133 млрд. раб. В 1985-1987 гг. «Водочные деньги» не удалось компенсировать другими источниками доходов. В 1987 г. антиалкогольная кампания провалилась.

26 апреля 1986 г. на Чернобыльской АЭС около Киева взорвался четвертый энергоблок – самая крупная экологическая катастрофа в XX в.

План политики ускорения был нереальным. К концу 1986 г. курс на «ускорение» провалился.

Причины неудачи:

Сохранение командно-директивных методов управления

Техническая перестройка требовала новых инвестиций. Однако финансовые средства сократились из-за падения мировых цен на нефть (1985), сокращение поступлений в бюджет денег от продажи алкогольных напитков

Огромные деньги ушли на ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС (26 апреля 1986 г.).

Финансовых затрат требовала и социальная сфера.

II период1987-1988 гг. – курс нареформу политической системы

С января1987 г. началсявторой период перестройки. Горбачев заговорил о «механизме торможения» . Началось осмысление причин неудачи реформ в первые годы перестройки. Появился лозунг «больше демократии».

На этом этапе началасьперестройка политической системы и была проведенарадикальная экономическая реформа. Взят курс на построение «социализма с человеческим лицом».

Причины смены курса:

Провал политики ускорения;

Осознание Горбачевым и его окружением, что причины неудачи кроются в политической системе , которой дали название командно-административной системы. Утверждалось, что она сформировалась в период сталинизма. Поставили задачу вернуться в ленинским нормам демократии. Создан миф о том, что НЭП – идеальная модель социализма. Стали изучать мнение Ленина о демократии. Была сформулирована новая задача перестройки - демократизация всех сторон жизни общества. Был выдвинут лозунг: «Больше социализма, больше демократии».

Общество интересовала проблема репрессий. Началось разоблачение сталинизма. В 1987 г. была создана комиссия ЦК КПСС по реабилитации жертв сталинизма, т.е. снятие с них обвинений. (Загладин. С. 380-381)

С 1986 г. проводилась политикагласности: гласность стала важнейшим рычагом, механизмом престройки.

Ликвидировали цензуру (Главлит), разрешили издание новых газет и журналов;

Возникли многочисленные общественные организации;

Широко обсуждалась политика ЦК КПСС;

Издавались ранее запрещенные книги;

Массовые митинги граждан (см. Загладин С. 378-380)

В 1987 г. была создана Комиссия по реабилитации жертв репрессий 30 – 50-х гг. Были реабилитированы все политзаключенные.

I.Реформы М.С. Горбачева.

1.Причины перестройки

К середине 80-ых годов, социализм, как общественно-экономическая система полностью исчерпала себя. Советская страна впала в глубокий социально-экономический и культурно-моральный кризис. По основным показателям качества и уровня жизни: ее продолжительности, смертности, в т.ч. детской, обеспечения населения товарами и услугами СССР оказался далеко позади не только развитых капиталистических стран но и многих развивающихся государств. Даже по официальным данным, производительность труда в промышленности Советского Союза в 2 раза ниже, чем в американской, а в сельском хозяйстве в 4 раза ниже. Реальное же положение было гораздо более тяжелым.

Для сравнения, один работник в США на тот момент производил: 54,7 т. зерна, 4570 кг. Мяса, 11,8 т. молока в год. В СССР же соответственно: 4,5 т., 320 кг., и 2.8 т..

Также отрицательно сказывалась на экономике практически полное отсутствие компьютеризации в СССР. Количество компьютеров в США на тот момент- 800 тыс.,

СССР- 50 тыс. Отсталая, неэффективная советская экономика захлебывалась под бременем гигантских военных расходов. Они пожирали 1/5 часть валового национального продукта.

Численность советской армии на тот момент – 4,5 млн. человек (самая большая армия в мире).

При всем этом налицо был кризис общественной и культурной жизни.

Тогда ему было 54 года. Родился он на Ставропольщине, в крестьянской семье, окончил юрфак МГУ и Ставропольский сельскохозяйственный институт. М.С. Горбачев прошел весь путь комсомольского партийного функционера- от секретаря Ставропольского горкома ВЛКСМ до члена Политбюро и президента СССР. Начальный этап деятельности нового руководства страны во главе с М.С. Горбачевым (апрель 1985-1986 гг.) характеризуется попыткой модернизировать социализм, отказаться не от системы, а от ее наиболее нелепых и жестоких сторон. Речь шла об ускорении социально-экономического развития страны. В это время была выдвинута концепция перестройки хозяйственного механизма, которая заключалась в том, чтобы расширить права предприятий, их самостоятельность, внедрить хозрасчет, повысить заинтересованность трудовых коллективов в конечном результате своего труда. В целях повышения качества выпускаемой продукции была введена госприемка. Стали проводиться выборы руководителей предприятий.

2.Антиалкогольная реформа

Изначальная задумка реформы была весьма положительной- уменьшить количество потребляемого алкоголя на душу населения в стране, начать борьбу с пьянством. Но в результате слишком радикальных действий этом направлении антиалкогольная кампания привела к таким результатам:

· Антиалкогольная кампания Горбачева и последующий отказ от государственной монополии привели к тому, что большая часть доходов ушла в теневой сектор. В 90-е годы немало стартовых капиталов было сколочено частниками на "пьяных" деньгах. Казна же стремительно пустела.

· Вырубка ценнейших виноградников, в результате этого исчезновение целых секторов промышленности в некоторых республиках СССР (Грузия и т.д.)

· Рост наркомании, токсикомании, самогоноварения

· Много миллиардные убытки бюджета

3. Кадровые реформы в правительстве

В октябре 1985 года Председателем Совета Министров СССР был назначен Н.И. Рыжков. В декабре 1985 года секретарем московского городского комитета партии стал Б.Н. Ельцин. Министром иностранных дел вместо Громыко стал Э.А. Шеварднадзе. В высшую партийную иерархию выдвинулись: А.Н. Яковлев, А.И. Лукьянов. Фактически 90% старого брежневского аппарата было заменено новыми кадрами. Сменился практически весь состав Президиума Совета Министров СССР.

4.Общественные и социальные реформы

В это время началась общая демократизация жизни в стране. Прекратились политические преследования. Ослаб гнет цензуры. Из тюрем и ссылок возвращались такие видные люди, как: Сахаров, Марченко и т.д.. Политика гласности, начатая новым советским руководством, резко изменила духовную жизнь людей. Возрос интерес к печатным изданиям, радио, телевидению. Только за 1986 г. газеты и журналы приобрели более 14 млн. новых читателей. Политика гласности подготовила почву для подлинной свободы слова, печати, мысли, что стало возможным только после крушения коммунистического режима.

5.Реформы во внешней политике

В ходе встречи М.С. Горбачева с президентом США Рональдом Рейганом в ноябре 1985 года стороны признали необходимость улучшения советско-американских отношений и оздоровления международной обстановки в целом. Заключены договоры СНВ-1,2. Заявлением от 15 января 1986 года М.С. Горбачев выдвинул ряд крупных внешнеполитических инициатив:

· Полная ликвидация ядерного и химического оружия к 2000 году.

· Строгий контроль при хранении ядерного оружия и уничтожении его на местах ликвидаций

Во время визита Михаила Сергеевича в Индию была подписана Делийская декларация о принципах свободного от ядерного вооружения и ненасильственного мира.

6.Реформы политической системы СССР

Борьба за политическую реформу, методы ее проведения развернулась на XIX всесоюзной партийной конференции летом 1988 г. К этому времени актвизировались противники перестройки. Еще в марте 1988 г. в газете ЦК КПСС “Советская Россия” статья преподавателя одного из ленинградских вузов Нины Андреевой “Не могу поступиться принципами”, направленная против демократических преобразований, зовущая назад, к Ленину и Сталину. На съезде также были попытки консерваторов переменить мнение большинства делегатов в свою пользу, но они ни к чему ни привели. 1 декабря Верховный совет СССР принял 2 закона “Об изменениях и дополнениях Конституции СССP” и “О выборе народных депутатов СССР” По первому из них высшим органом власти становится Съезд Народных Депутатов СССР, состоящий из 2250 депутатов. Заседание должно было проводиться 1 раз в году. На нем избирался Верховный совет СССР. Второй закон определял порядок выборов народных депутатов СССР. Новые законы имели множество недостатков, но были значительным шагом вперед к освобождению от тоталитаризма и однопартийной системы. 26 марта 1989 года прошли выборы народных депутатов СССР. Май-июнь 1989 года – 1-ый съезд народных депутатов начал свою работу.

В него вошли:

Межрегиональная депутатская группа (Сахаров, Собчак, Афанасьев, Попов, Старовойтова)

Депутатская группа “Союз”(Блохин, Коган, Петрушенко, Алкснис)

Депутатская группа “Жизнь”

И другие.

Завершающим этапом в сфере реформ политической системы можно назвать III съезд народных депутатов СССР, на котором Горбачев был избран президентом СССР, а также внесены некоторые поправки в Конституцию (отменена 6-я статья).

7.Экономическая реформа

К середине 1990г. советское руководство приняло решение о введении частной собственности на средства производства. Начался демонтаж основ социализма. Президенту было предложено несколько экономических программ перехода к рыночной экономике. Наибольшую известность из них получила программа под названием “500 дней”, созданная под руководством молодого ученого Г. Явлинского. Свою программу предложило и правительство СССР. Программы отличались в основном по степени радикализации и решимости. 500 дней нацеливали на быстрый и решительный переход к рынку, смелое введение различных форм собственности. Правительственная программа не отрицая необходимости перехода к рыночным отношениям, стремилась растянуть этот процесс на долгое время, оставить значительный государственный сектор в экономике, всепроникающий контроль за ней со стороны центральных бюрократических органов. Президент отдал предпочтение программе правительства. Ее реализация началась в январе 1991 года, с обмена 50 и 100 рублевых купюр в целях изъятия денег, приобретенных с точки зрения властей незаконным путем, а также уменьшения давления денежной массы на потребительский рынок. Обмен проходил в сжатые сроки. В сберкассах выстраивались огромные многочасовые очереди. Люди должны были доказывать законность своих сбережений. Вместо планируемых 20 млрд. рублей, правительство получило от этой операции только 10 млрд. рублей. 2 апреля 1991 года, были в 2-4 раза повышены цены на продовольственные товары, транспорт, коммунальные услуги. Произошло падение жизненного уровня населения. По данным ООН, к середине 1991 года СССР по этому показателю занимал 82-е место в мире. Официальное решение советского руководства о переходе к рыночной экономике позволило наиболее предприимчивым и энергичным людям создавать первые в стране легальные частнопредпринимательские фирмы, торговые и товарные биржи. В стране появился и стал реализовываться слой предпринимателей, хотя существовавшие законы не позволяли им развернуть свою деятельность по производству товаров. Основная масса частных капиталов находила свое применение в сфере торговли и денежного обращения. Процесс приватизации предприятий проходил крайне медленно. Вдобавок ко всему наблюдалось появление безработицы, преступности, рэкета. К концу 1991 г. экономика СССР оказалась в катас­трофическом положении. Ускорялось падение производ­ства. Национальный доход по сравне­нию с 1990 г. уменьшился на 20%. Дефицит государст­венного бюджета, т. е. превышение государственных рас­ходов над доходами, составлял, по разным оценкам, от 20% до 30% валового внутреннего продукта (ВВП). На­растание денежной массы в стране грозило потерей кон­троля государства над финансовой системой и гиперинф­ляцией, т. е. инфляцией свыше 50% в месяц, которая могла парализовать всю экономику. Неудачи в экономике все более подрывали позиции коммунистических реформаторов во главе с Горбачевым.

8.Итоги “Горбачевской эпохи”

вторая крупномасштабная сознательная попытка реформировать общественный отрой в СССР, предпринятая по инициативе Генерального секретаря ЦК КПСС М.Горбачева после смерти К. Черненко в 1985 г. По своему существу это - определенная система мер революционного и реформистского характера, осуществленных М. Горбачевым (апрель 1985 - август 1991) и задуманных в целях "обновления социализма", придания ему "второго дыхания". Демократизировав общество, широко введя свободу печати и гласность, идейный и политический плюрализм, разрешив многопартийность и провозгласив необходимость экономических реформ, перестройка не достигла своей цели. Инициированные ею процессы в 1991 г. трансформировались в антитоталитарную, посткоммунистическую, демократическую революцию, уже не нуждавшуюся в М.Горбачеве, продолжающуюся и сегодня.

Если общей причиной появления М.Горбачева в качестве лидера партии и страны было то же противоречие, которое за тридцать лет до этого выдвинуло в лидеры организатора хрущевской оттепели, то непосредственным стимулятором перестройки Горбачева стало определившееся отставание СССР в гонке вооружений (на фоне американской программы СОИ), быстрый упадок производства, отчетливо обнаруживший себя в 80-е гг. Начавшаяся в апреле 1985 г. как "ускорение социально-экономического развития" перестройка Горбачева не сумела обновить социализм по объективной причине: социализма в Советском Союзе, где средства производства и политическая власть были отчуждены от трудящихся, никогда не существовало, а потому "обновлять" было нечего. Имелись и субъективные причины неудачи перестройки: инициатор перестройки неверно оценил состояние советского общества (налицо был не экономический кризис, а социально-экономический тупик, что требует совсем иных способов врачевания в сравнении с теми, которые применяются при экономическом кризисе). Ошиблись организаторы перестройки и в определении цели перемен.

Имея перед собой неудачный опыт реформатора Н.Хрущева и его оттепели, М.Горбачев гораздо глубже, чем его предшественник понимал случившееся со страной: происшедшее нельзя было свести к бедам сталинизма, а следовательно, было недостаточно освободиться от "скверны сталинизма", ибо дело не в одних уже оставленных в прошлом массовых репрессиях, а в самом понимании социализма, который не только у Сталина был недемократическим и негуманным, но и потом строился по велению сверху и основывался не на экономических стимулах к труду, а на приказе, команде и страхе, исчезновение которого глубоко подорвало сложившийся за многие десятилетия порядок. Необходимо было менять весь производственный фундамент общества, вводить экономические стимулы, подряд, рынок, резко расширять сферу товарноденежных отношений.

Однако дальше М. Горбачев не пошел. Следуя догмам созданного И.Сталиным "марксизма-ленинизма", видевшего суть социализма в уничтожении частной собственности и огосударствлении средств производства, инициатор перестройки считал, что все же социализм в стране есть, он только деформирован, бюрократизирован. На чем основывалось это ошибочное убеждение? Оно строилось, с одной стороны, на господстве в стране общественной ("социалистической") собственности: государственной и кооперативной. С другой стороны, поскольку власть находится в руках КПСС, а партия устами Горбачева заявляет о перестройке в интересах народа, значит, не только собственность, но и власть у народа. Именно здесь и заключались основные заблуждения М.Горбачева.

Ведь именно псевдосоциалистическая огосударствленная и кооперированная собственность являлась фундаментом экономического господства и благополучия номенклатуры, партийно-государственной бюрократии в стране. Как раз из-за этой отчужденной от трудящихся собственности, на фундаменте этой собственности осуществлялась эксплуатация, совершалось угнетение трудящихся в обществемонстре - в казарменном псевдосоциализме. Господство КПСС, сосредоточившей в своем руководстве основные правящие кадры партийно-государственной бюрократии (несмотря на все заверения М. Горбачева с его желании перестроить экономику и политику так, чтобы вернуть и собственность и власть народу, трудящемся) оставалось господством номенклатуры, ее продолжающимся всевластием, а заявления Генерального секретаря ЦК КПСС и Президента СССР оставались только обещаниями и заявлениями о намерениях, так как действительная политическая власть и собственность продолжали оставаться у прежних властителей.

Своими постоянными заявлениями о социализме, якобы имеющемся в стране (пусть даже в деформированном виде) М. Горбачев объявлял наличные эксплуататорско-угнетательские отношения "социалистическими" и тем самым, вольно или невольно, становился на сторону господствующей, властвующей номенклатуры, оказывался с ней "в одной лодке", "по одну сторону баррикад". Пытаясь же изменить существующие отношения, перестраивая их сверху, через партийные и государственные организации, т.е. через номенклатуру, инициатор перестройки тем самым пытался сделать невозможное: руками самой номенклатуры подорвать ее собственное благополучие, ее экономическую и политическую власть.

Действуя сверху и призывая поддержать его снизу, М.Горбачев приводил в движение самые разные общественно-политические силы. Особенно это было заметно тогда, когда, рассчитывая сломать сопротивление перестройке со стороны консервативных партаппаратчиков, он предоставил широкий простор для действий неформалов, нацеливая их против консерваторов. Нет ничего удивительного в том, что высвобожденные такой перестройкой разнородные социальные силы подобно лебедю, раку и щуке стали звать в разные стороны, расшатывая общественные устои что не улучшало, а ухудшало условия жизни. Естественно, что все это основательно подорвало веру простого человека в перестройку как обновление социализма, лишило авторитета ее инициатора.

В августе 1991 г. перестройка Горбачева как обновление социализма окончательно исчерпала себя партийно-государственная бюрократия совершила антиконституционный переворот, чтобы под видом восстановления "порядка" вернуть жизнь в русло казарменного псевдосоциализма. Путч потерпел сокрушительное поражение: к власти пришли демократы, настроенные прокапиталистически. Так перестройка Горбачева была похоронена дважды: сначала перестройка как обновление социализма умирала под гусеницами танков, выведенных на улицы учредителями ГКЧП, которые никак не хотели продолжения горбачевской перестройки, шаг за шагом лишавшей власти номенклатуру. Второй раз перестройка умирала тогда, когда освобожденный из форосского заточения Президент СССР уступал свою власть победившим путч демократам, у которых не было никакого желания продолжать перестройку и обновлять социализм, а было намерение ввести рыночную экономику капиталистического типа. Когда в результате декабрьского второго переворота был упразднен СССР, а тем самым лишен власти Президент СССР и союзное правительство, конец перестройки стал очевиден для всех.

Но перестройка Горбачева вовсе не исчезла бесследно. Вопреки утверждениям партократов перестройка похоронила не социализм, которого не было в стране, а иллюзию о нем. Как говорится, "чего нет, того не отнимешь!"

Став эпицентром потрясений в бывшем "социалистическом мире", перестройка проявилась в целой серии "бархатных" и небархатных антитоталитарных демократических революций в странах Центральной и Юго-Восточной Европы и в республиках самого распавшегося Советского Союза. Их капиталистический исход наиболее вероятен. Об этом свидетельствуют распад ЧССР, конфликты и столкновения в Югославии, Румынии, Венгрии и т.д. Неожиданные процессы протекают, судя по выборам, в Польше. Литве неясно соотношение сил во многих республиках-государствах, возникших на территории бывшего Советского Союза.

Выросшие из перестройки Горбачева глубокие перемены продолжаются, их ход и исход будет определяться тем, какие общественно-политические силы окажутся во главе перемен, интересы каких социальных групп в наибольшей мере скажутся на исходе преобразований.

Перестройка Горбачева. Неотвратимость и природа перемен. Несмотря на преобладание противоположных взглядов в научных кругах и средствах массовой информации в 70-х и начале 80-х гг., легко было понять, что в советской системе в конце концов произойдут значительные изменения. В истории и политике нет непреложных вещай, и факторы в пользу реформы уже тогда были заметны. Сейчас трудно быть уверенным насчет того, что изменилось необратимо, а что - нет, и взвесить, что ушло, а что остается. Взять, к примеру, расхожий вывод, ставший до того аксиоматичным, что его уже не оспаривают: "советская система рухнула".

Это верно во многих, но не во всех отношениях. В течение многих лет советская система ошибочно приравнивалась к коммунистической партии, как и коммунизм к тому, что мы называем "советизмом". Партия была весьма важной его частью, но далеко не всем. Скажем, она контролировала государство, но государство (или "административно-командная система", как его стали называть) осуществляло контроль прежде всего над обществом, во всяком случае над его экономикой. И что же произошло? КПСС фактически утратила монополию на политику еще в 1989 г. - в этом основополагающем отношении ленинская система уже распадалась в результате горбачевских реформ, но государственная организация продолжала функционировать. После попытки переворота в 1991 г. партия рухнула, но рухнула ли советская государственная система? Не следует обманываться поверхностными переменами, сколь бы драматичными они ни выглядели. Многие звенья в системе оказались порванными, особенно в отношениях между Россией и республиками, а также в системе экономического распределения. Поменялись названия многих городов, учреждений, улиц.

Но рассмотрим некоторые фундаментальные проявления преемственности в России (1992 г.). Экономика (по крайней мере ее 95%) остается в руках государства. Никаких новых элит, как уже отмечалось, не возникло. На областных и местных уровнях старые власти удерживают свои позиции, покинув партию и другие властные структуры. А классовые отношения остаются прежними. Поднимается новый класс предпринимателей, но пока он немногочислен и слаб. Наиболее распространенные взгляды не слишком изменились. Большинство граждан, как и раньше, уповает на пожизненное социальное обеспечение со стороны государства, что было определяющей чертой советского коммунизма до последних дней.

Во всех этих важных отношениях в России не произошло никакой революции, хотя о таковой стало модно говорить. И если мы хотим с большей точностью определить перспективы дальнейших реформ в системе, то в первую очередь должны ответить на вопрос: каким же образом действительно ввести рынок и демократизацию в системе, где крупные секторы местного чиновничества, за десятилетия выросшие в касту политических, экономических и военных властителей, и население встали в оппозицию друг другу? Мне думается, это можно сделать, но не легко и не быстра

Тут возникает еще одна, даже более существенная проблема интерпретации. Были ли коммунизм и советизм чем-то в самом деле чуждым и навязанным России, как теперь утверждают многие западные и российские комментаторы. Если так, то легко вообразить быстрый отход от прошлого. Но если советский коммунизм в значительной мере укоренил российские авторитарные традиции, как, на мой взгляд, и случилось, то здесь требуется иная точка зрения. Несмотря на модернизацию и вестернизацию, происходящие в последние годы. Россия на может вылезти из своей кожи и, разумеется, поменять ее на нашу...

Михаил Горбачев. Большинство наблюдаемых нами перемен - результат почти семилетнего пребывания Горбачева у власти. Можно ли дать сегодня всестороннюю оценку его роли? Исчерпан ли его политический потенциал? Это достаточно трудные вопросы. Публикуемые после ухода Горбачева с поста главы государства политические некрологи весьма различны. Западные комментаторы склонны соглашаться - и вполне справедливо - что его роль в международных делах обеспечила ему видное и позитивное место в истории. Он более, чем кто-либо, сделал для прекращения "холодной войны", освобождения Восточной Европы, воссоединения Германии и выхода России из длительной изоляции от Запада. С другой стороны, многие, особенно в России, считают, что лидера, председательствовавшего при развале своей страны, кризисе ее экономики и крахе собственной партии, нельзя поздравить с успехом. Некоторые пытаются балансировать: Горбачев "принес свободу, но ликвидировал колбасу".

Так что во внимание следует принять множество сложных факторов. Полную научную оценку горбачевскому руководству нельзя будет дать по ряду причин еще несколько лет. Вопервых, советологи, десятилетиями отрицавшие возможность перемен в системе, сейчас не имеют надежных критериев даже для определения успеха, либо провала подобных реформ. Вовторых, Горбачев покусился на нечто беспрецедентное в истории, решившись на одновременные преобразования в направлении демократии, рыночной экономики и подлинного федерализма. Сравнение с менее крупными реформами в других обществах могут быть лишь частичными и вести к серьезным заблуждениям. Втретьих, нам все еще не известно, насколько большой свободой для принятия решений обладал Горбачев, находясь у власти, и потому какое число неудачных решений можно ему в действительности приписать. Для этого нужны мемуары и архивы. В-четвертых, не исключено, что Горбачеву еще суждено некое продление политической жизни, которое изменит суждения о нем, как это было, например, с Черчиллем и де Голлем.

Но самое главное, многое зависит от того, чем обернутся великие преобразования, начатые им, в последующие годы и десятилетия. Если Россия станет преимущественно демократическим государством с процветающей рыночной экономикой, по-доброму сосуществующим с бывшими республиками, то историки придут к выводу, что Горбачев был величайшим лидером XX в., предпринявшим преобразование своей обширнейшей страны. Но если Россия будет ввергнута в новую деспотию с прожорливой государственной экономикой и милитаризмом, то скорее всего его расценят как еще одну трагическую фигуру в длительной российской истории провалившихся реформ.

Лично я склонен считать Горбачева одним из величайших реформаторов этого столетия и самым великим реформатором в истории России. Противопоставив себя многовековому российскому и советскому опыту, он сознательно вознамерился освободить общество от политического и экономического засилья государства и преуспел на этом пути гораздо больше, чем кто-либо мог себе вообразить. Кстати, многие нынешние критики горбачевских внутренних реформ - это люди, которые раньше считали, что ему не удастся ничего изменить. Кроме того, Горбачев мимоходом привел Россию ближе к реальному демократическому процессу, чем это удавалось кому-либо прежде. Он смог убедить консервативную элиту в необходимости перехода к рынку и приватизации. А догма монополистического государственного хозяйства была лишь одной из потрясенных им ортодоксии, и это был подвиг, обеспечивший новым реформаторам политический капитал на предстоящие годы, Кроме того, в отличие от любого другого лидера, царского или советского, Горбачев предложил обсудить судьбу Российской империи вместе с населяющими ее народами. И делая все это, он сумел избежать крупных кровопролитий, за что надо отдать должное его вере в то, что радикальные цели должны подкрепляться центристской тактикой и консенсусом. Наконец, Гор- бачев добился всего этого вопреки куда большей оппозиции, чем это нам известно. Популярные комментаторы вменяют ему в вину то, что он двигался недостаточно быстро и не принимал более мужественных шагов. Но о лидерах надо судить в свете того, какие препятствия им пришлось преодолеть. А есть множество свидетельств, что горбачевские реформы - от капитального ремонта политико-экономической системы до переговоров с Соединенными Штатами и ухода из Афганистана - встречали действительное сопротивление, даже саботаж со стороны политических сил на всех уровнях в партии и государстве.

Отличное определение

Неполное определение ↓

11 марта 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран самый молодой в то время член Политбюро М. С. Горбачев . Сам факт избрания молодого, не связанного со сталинским прошлым партийного лидера, свидетельствовал о тяготении значительной части партийной элиты к переменим."

В апреле 1985 г. на пленуме ЦК КПСС Горбачев провозгласил курс на «ускорение социально-экономического развития страны». Основной акцент делался не на строительстве новых, а на модернизации старых предприятий. При этом ускоренными темпами предполагалось развивать машиностроение как основу всех остальных отраслей народного хозяйства.

Одновременно Горбачев стал готовить политическую реформу. Из состава Политбюро и ЦК КПСС были выведены деятели, поддерживавшие брежневские порядки. На ключевые посты назначались люди, поддерживавшие курс перемен.

Вскоре стало ясно, что ускорения социально-экономического развития не удается добиться, наоборот, экономические проблемы, усугубленные антиалкогольной кампанией, только нарастают. Горбачев переносит центр тяжести своей деятельности на политику. В январе 1987 г. он списал экономические трудности на систему управления, сложившуюся еще в 1930-е гг., и призвал к ее реформированию. Был взят курс на так называемую перестройку , под которой понималась широкая демократизация всех сторон жизни общества, и гласность, означавшую введение несколько ограниченной свободы слова. Вновь начался реабилитационный процесс, затронувший партийную элиту 1920-х — 1930-х гг. Были реабилитированы Н. И. Бухарин, А. И. Рыков, Г. Е. Зиновьев, JI. Б. Каменев.

Состоявшаяся в июне 1988 г. XIX партконференция взяла курс на реформу политической системы страны. Предполагалось отстранить партийные органы от хозяйственного управления. Был взят курс на повышение роли Советов как органов государственного управления. XII внеочередная сессия Верховного Совета СССР (декабрь 1988 г.) приняла в соответствии с решениями XIX партконференции Закон «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) СССР». Был введен институт Съездов Советов, также допускалась альтернативность при выборах народных депутатов.

Съезд народных депутатов СССР на две трети избирался населением и на одну треть общественными организациями. Таким образом, партийному руководству удавалось сохранить контроль над собранием и обеспечить доминирование консервативного большинства.

Первый Съезд народных депутатов СССР открылся 25 мая 1989 г. М. С. Горбачев был избран Председателем Президиума Верховного Совета СССР. Съезд, в отличие от предшествующих советских собраний любого уровня, отличался остротой дискуссий и оформлением противостоящих друг другу группировок. Выделялись две — умеренная, возглавляемая Горбачевым, и Межрегиональная депутатская группа, духовным лидером которой был вернувшийся из опалы академик А. Д. Сахаров . В нее также входили Б. Н. Ельцин , А. А. Собчак, Г. X. Попов, Ю. Н. Афанасьев. Группа выступила с резкой критикой правительства, потребовала решительного ускорения в проведении реформ, внедрении рыночных отношений. Одновременно она требовала снижения цен и принятия мер к социальной защите широких слоев населения. На съезде было принято решение о введении института президентства .

В декабре 1989 г. состоялся II Съезд народных депутатов СССР. Под влиянием роста радикально-демократического движения внутри страны и за рубежом (осенью 1989 г. победили революции в странах Восточной Европы) требования депутатов Межрегиональной группы, возглавляемой теперь Ельциным, радикализировались. Ельцин требовал решительной борьбы с бюрократией и деидеологизации управления. В последнем выступлении А. Д. Сахаров, умерший во время работы съезда, призвал к отмене 6-й статьи Конституции, что означало решительный отказ от партийного руководства управления страной. Горбачев, почувствовав ослабление власти партии, сам на Пленумах ЦК КПСС настоял, чтобы ЦК высказался с официальным предложением об отмене 6-й статьи Конституции.

III Съезд народных депутатов СССР в марте 1990 г. отменил 6 статью и избрал Президентом СССР М. С. Горбачева. В 1990 г. демократическое движение расширялось, КПСС утратила авторитет. Миллионы членов вышли из партии, многие перестали платить членские взносы, фактически не работали пионерская и комсомольская организации.

1990 г. стал переломным в развитии общественного сознания. Появляется многопартийность. На основе Межрегиональной депутатской группы был создан блок «Демократическая Россия», выступавший за ликвидацию партийных организаций на производстве и в госучреждениях, за немедленное введение рынка и парламентаризм (на основе Советов), при этом, правда, требовавший сохранения фиксированных цен. Была учреждена либерально-демократическая партия Советского Союза во главе с В. В. Жириновским . Массовые общественные движения с националистической окраской возникают в союзных республиках.

Начинается кризис КПСС. Ее численность сократилась до 15 млн человек. Начался идейный раскол внутри партии. Последний XXVIII съезд КПСС одобрил платформу преобразования Коммунистической партии в социал-демократическую. Еще до XXVIII съезда была образована «Демократическая платформа в КПСС» — фракция, предлагавшая отказаться от коммунизма и превратить КПСС в партию парламентского типа. Против такой эволюции партии решительно возражали участники «Инициативного» съезда Российской компартии (лето 1990 г.). Они выступили против ориентации на рынок, за верность коммунистическим идеалам. ЦК КПРФ осудил решения XXVIII съезда за «несоциалистические ориентиры перестройки» (осень 1990 г.).

Выборы в высшие органы союзных республик, прошедшие в 1990 г., впервые в истории СССР были свободными. Они выявили противоречия, накопившиеся за десятилетия существования Советской власти. Весной 1990 г. прошли выборы в высшие органы власти в большинстве союзных республик. В РСФСР в мае — июне 1990 г. состоялся I Съезд народных депутатов РСФСР. Он избрал Б.Н. Ельцина Председателем Верховного Совета РСФСР. Через год, 12 июня 1991 г., всенародным голосованием его избрали первым Президентом РСФСР .

В ходе республиканских избирательных кампаний в центре внимания стала борьба за государственную независимость. В авангарде этого движения были прибалтийские республики. Большую роль в консолидации масс в борьбе за суверенитет сыграли общественные организации, такие как общество «Саюдис» в Литве, Народные фронты в Латвии и Эстонии, Армянское общенациональное движение, Народный фронт Азербайджана, альянс «Круглый стол — Свободная Грузия».

В стране резко обострились национальные противоречия. Погромы армянского населения в Баку (январь 1990 г.), суверенизация Нагорного Карабаха привели к тому, что армяно-азербайджанский конфликт стал приобретать вооруженный характер. В стране начался «парад суверенитетов». В июне 1990 г. I Съезд народных депутатов РСФСР объявил о суверенитете России, приняв соответствующую декларацию. Вслед за Россией декларации о суверенитете приняли Украина, Белоруссия, Узбекистан, Молдавия, Армения, Туркмения, Таджикистан и Казахстан. Пока еще речь шла о суверенитете в составе СССР. Решительную позицию на выход из состава СССР заняли прибалтийские государства.

С середины 1990 г. республики стали в обход центра заключать двухсторонние и многосторонние договора. Началась экономическая борьба республик с Союзным правительством, которая привела к еще большей дезинтеграции экономики.

Горбачев не оставлял попыток заключить новый союзный договор. В марте 1991 г. в 9 республиках (за исключением Литвы, Латвии, Эстонии, Молдавии, Армении и Грузии) прошел референдум по вопросу о сохранении СССР. Свыше трех четвертей голосовавших высказались в пользу сохранения единой страны. В конце апреля 1991 г. в подмосковной резиденции Президента СССР Ново-Огарево руководители 9 республик и М. С. Горбачев подписали соглашение о скорейшем заключении нового союзного договора. Вскоре был подготовлен проект нового договора, предусматривавший предельное ограничение прав центра. Советский Союз, в соответствии с этим проектом, уже не являлся единым, централизованным государством.

Перестройка Горбачева - вторая крупномасштабная сознательная попытка реформировать общественный строй в СССР, предпринятая по инициативе Генерального секретаря ЦК КПСС М. Горбачева после смерти К. Черненко в 1985 г. По своему существу это - определенная система мер революционного и реформистского характера, осуществленных М. Горбачевым (апрель 1985 - август 1991) и задуманных в целях "обновления социализма", придания ему "второго дыхания". Демократизировав общество, широко введя свободу печати и гласность, идейный и политический плюрализм, разрешив многопартийность и провозгласив необходимость экономических реформ, перестройка не достигла своей цели. Инициированные ею процессы в 1991 г. трансформировались в антитоталитарную, посткоммунистическую, демократическую революцию, уже не нуждавшуюся в М. Горбачеве, продолжающуюся и сегодня. Если общей причиной появления М. Горбачева в качестве лидера партии и страны было то же противоречие, которое за тридцать лет до этого выдвинуло в лидеры организатора хрущевской оттепели, то непосредственным стимулятором перестройки Горбачева стало определившееся отставание СССР в гонке вооружений (на фоне американской программы СОИ), быстрый упадок производства, отчетливо обнаруживший себя в 80-е гг. Начавшаяся в апреле 1985 г. как "ускорение социально-экономического развития" перестройка Горбачева не сумела обновить социализм по объективной причине: социализма в Советском Союзе, где средства производства и политическая власть были отчуждены от трудящихся, никогда не существовало, а потому "обновлять" было нечего. Имелись и субъективные причины неудачи перестройки: инициатор перестройки неверно оценил состояние советского общества (налицо был не экономический кризис, а социально-экономический тупик, что требует совсем иных способов врачевания в сравнении с теми, которые применяются при экономическом кризисе). Ошиблись организаторы перестройки и в определении цели перемен. Имея перед собой неудачный опыт реформатора Н.Хрущева и его оттепели, М.Горбачев гораздо глубже, чем его предшественник понимал случившееся со страной: происшедшее нельзя было свести к бедам сталинизма, а следовательно, было недостаточно освободиться от "скверны сталинизма", ибо дело не в одних уже оставленных в прошлом массовых репрессиях, а в самом понимании социализма, который не только у Сталина был недемократическим и негуманным, но и потом строился по велению сверху и основывался не на экономических стимулах к труду, а на приказе, команде и страхе, исчезновение которого глубоко подорвало сложившийся за многие десятилетия порядок. Необходимо было менять весь производственный фундамент общества, вводить экономические стимулы, подряд, рынок, резко расширять сферу товарноденежных отношений. Однако дальше М. Горбачев не пошел. Следуя догмам созданного И.Сталиным "марксизма-ленинизма", видевшего суть социализма в уничтожении частной собственности и огосударствлении средств производства, инициатор перестройки считал, что все же социализм в стране есть, он только деформирован, бюрократизирован. На чем основывалось это ошибочное убеждение? Оно строилось, с одной стороны, на господстве в стране общественной ("социалистической") собственности: государственной и кооперативной. С другой стороны, поскольку власть находится в руках КПСС, а партия устами Горбачева заявляет о перестройке в интересах народа, значит, не только собственность, но и власть у народа. Именно здесь и заключались основные заблуждения М.Горбачева. Ведь именно псевдосоциалистическая огосударствленная и кооперированная собственность являлась фундаментом экономического господства и благополучия номенклатуры, партийно-государственной бюрократии в стране. Как раз из-за этой отчужденной от трудящихся собственности, на фундаменте этой собственности осуществлялась эксплуатация, совершалось угнетение трудящихся в обществемонстре - в казарменном псевдосоциализме. Господство КПСС, сосредоточившей в своем руководстве основные правящие кадры партийно-государственной бюрократии (несмотря на все заверения М. Горбачева с его желании перестроить экономику и политику так, чтобы вернуть и собственность и власть народу, трудящемся) оставалось господством номенклатуры, ее продолжающимся всевластием, а заявления Генерального секретаря ЦК КПСС и Президента СССР оставались только обещаниями и заявлениями о намерениях, так как действительная политическая власть и собственность продолжали оставаться у прежних властителей. Своими постоянными заявлениями о социализме, якобы имеющемся в стране (пусть даже в деформированном виде) М. Горбачев объявлял наличные эксплуататорско-угнетательские отношения "социалистическими" и тем самым, вольно или невольно, становился на сторону господствующей, властвующей номенклатуры, оказывался с ней "в одной лодке", "по одну сторону баррикад". Пытаясь же изменить существующие отношения, перестраивая их сверху, через партийные и государственные организации, т.е. через номенклатуру, инициатор перестройки тем самым пытался сделать невозможное: руками самой номенклатуры подорвать ее собственное благополучие, ее экономическую и политическую власть. Действуя сверху и призывая поддержать его снизу, М.Горбачев приводил в движение самые разные общественно-политические силы. Особенно это было заметно тогда, когда, рассчитывая сломать сопротивление перестройке со стороны консервативных партаппаратчиков, он предоставил широкий простор для действий неформалов, нацеливая их против консерваторов. Нет ничего удивительного в том, что высвобожденные такой перестройкой разнородные социальные силы подобно лебедю, раку и щуке стали звать в разные стороны, расшатывая общественные устои что не улучшало, а ухудшало условия жизни. Естественно, что все это основательно подорвало веру простого человека в перестройку как обновление социализма, лишило авторитета ее инициатора. В августе 1991 г. перестройка Горбачева как обновление социализма окончательно исчерпала себя партийно-государственная бюрократия совершила антиконституционный переворот, чтобы под видом восстановления "порядка" вернуть жизнь в русло казарменного псевдосоциализма. Путч потерпел сокрушительное поражение: к власти пришли демократы, настроенные прокапиталистически. Так перестройка Горбачева была похоронена дважды: сначала перестройка как обновление социализма умирала под гусеницами танков, выведенных на улицы учредителями ГКЧП, которые никак не хотели продолжения горбачевской перестройки, шаг за шагом лишавшей власти номенклатуру. Второй раз перестройка умирала тогда, когда освобожденный из форосского заточения Президент СССР уступал свою власть победившим путч демократам, у которых не было никакого желания продолжать перестройку и обновлять социализм, а было намерение ввести рыночную экономику капиталистического типа. Когда в результате декабрьского второго переворота был упразднен СССР, а тем самым лишен власти Президент СССР и союзное правительство, конец перестройки стал очевиден для всех. Но перестройка Горбачева вовсе не исчезла бесследно. Вопреки утверждениям партократов перестройка похоронила не социализм, которого не было в стране, а иллюзию о нем. Как говорится, "чего нет, того не отнимешь!" Став эпицентром потрясений в бывшем "социалистическом мире", перестройка проявилась в целой серии "бархатных" и небархатных антитоталитарных демократических революций в странах Центральной и Юго-Восточной Европы и в республиках самого распавшегося Советского Союза. Их капиталистический исход наиболее вероятен. Об этом свидетельствуют распад ЧССР, конфликты и столкновения в Югославии, Румынии, Венгрии и т.д. Неожиданные процессы протекают, судя по выборам, в Польше. Литве неясно соотношение сил во многих республиках-государствах, возникших на территории бывшего Советского Союза. Выросшие из перестройки Горбачева глубокие перемены продолжаются, их ход и исход будет определяться тем, какие общественно-политические силы окажутся во главе перемен, интересы каких социальных групп в наибольшей мере скажутся на исходе преобразований. . Неотвратимость и природа перемен. Несмотря на преобладание противоположных взглядов в научных кругах и средствах массовой информации в 70-х и начале 80-х гг., легко было понять, что в советской системе в конце концов произойдут значительные изменения. В истории и политике нет непреложных вещей, и факторы в пользу реформы уже тогда были заметны. Сейчас трудно быть уверенным насчет того, что изменилось необратимо, а что - нет, и взвесить, что ушло, а что остается. Взять, к примеру, расхожий вывод, ставший до того аксиоматичным, что его уже не оспаривают: "советская система рухнула". Это верно во многих, но не во всех отношениях. В течение многих лет советская система ошибочно приравнивалась к коммунистической партии, как и коммунизм к тому, что мы называем "советизмом". Партия была весьма важной его частью, но далеко не всем. Скажем, она контролировала государство, но государство (или "административно-командная система", как его стали называть) осуществляло контроль прежде всего над обществом, во всяком случае над его экономикой. И что же произошло? КПСС фактически утратила монополию на политику еще в 1989 г. - в этом основополагающем отношении ленинская система уже распадалась в результате горбачевских реформ, но государственная организация продолжалафункционировать. После попытки переворота в 1991 г. партия рухнула, но рухнула ли советская государственная система? Не следует обманываться поверхностными переменами, сколь бы драматичными они ни выглядели. Многие звенья в системе оказались порванными, особенно в отношениях между Россией и республиками, а также в системе экономического распределения. Поменялись названия многих городов, учреждений, улиц. Но рассмотрим некоторые фундаментальные проявления преемственности в России (1992 г.). Экономика (по крайней мере ее 95%) остается в руках государства. Никаких новых элит, как уже отмечалось, не возникло. На областных и местных уровнях старые власти удерживают свои позиции, покинув партию и другие властные структуры. А классовые отношения остаются прежними. Поднимается новый класс предпринимателей, но пока он немногочислен и слаб. Наиболее распространенные взгляды не слишком изменились. Большинство граждан, как и раньше, уповает на пожизненное социальное обеспечение со стороны государства, что было определяющей чертой советского коммунизма до последних дней. Во всех этих важных отношениях в России не произошло никакой революции, хотя о таковой стало модно говорить. И если мы хотим с большей точностью определить перспективы дальнейших реформ в системе, то в первую очередь должны ответить на вопрос: каким же образом действительно ввести рынок и демократизацию в системе, где крупные секторы местного чиновничества, за десятилетия выросшие в касту политических, экономических и военных властителей, и население встали в оппозицию друг другу? Мне думается, это можно сделать, но не легко и не быстра Тут возникает еще одна, даже более существенная проблема интерпретации. Были ли коммунизм и советизм чем-то в самом деле чуждым и навязанным России, как теперь утверждают многие западные и российские комментаторы. Если так, то легко вообразить быстрый отход от прошлого. Но если советский коммунизм в значительной мере укоренил российские авторитарные традиции, как, на мой взгляд, и случилось, то здесь требуется иная точка зрения. Несмотря на модернизацию и вестернизацию, происходящие в последние годы. Россия на может вылезти из своей кожи и, разумеется, поменять ее на нашу... Михаил Горбачев. Большинство наблюдаемых нами перемен - результат почти семилетнего пребывания Горбачева у власти. Можно ли дать сегодня всестороннюю оценку его роли? Исчерпан ли его политический потенциал? Это достаточно трудные вопросы. Публикуемые после ухода Горбачева с поста главы государства политические некрологи весьма различны. Западные комментаторы склонны соглашаться - и вполне справедливо - что его роль в международных делах обеспечила ему видное и позитивное место в истории. Он более, чем кто-либо, сделал для прекращения "холодной войны", освобождения Восточной Европы, воссоединения Германии и выхода России из длительной изоляции от Запада. С другой стороны, многие, особенно в России, считают, что лидера, председательствовавшего при развале своей страны, кризисе ее экономики и крахе собственной партии, нельзя поздравить с успехом. Некоторые пытаются балансировать: Горбачев "принес свободу, но ликвидировал колбасу". Так что во внимание следует принять множество сложных факторов. Полную научную оценку горбачевскому руководству нельзя будет дать по ряду причин еще несколько лет. Вопервых, советологи, десятилетиями отрицавшие возможность перемен в системе, сейчас не имеют надежных критериев даже для определения успеха, либо провала подобных реформ. Вовторых, Горбачев покусился на нечто беспрецедентное в истории, решившись на одновременные преобразования в направлении демократии, рыночной экономики и подлинного федерализма. Сравнение с менее крупными реформами в других обществах могут быть лишь частичными и вести к серьезным заблуждениям. Втретьих, нам все еще не известно, насколько большой свободой для принятия решений обладал Горбачев, находясь у власти, и потому какое число неудачных решений можно ему в действительности приписать. Для этого нужны мемуары и архивы. В-четвертых, не исключено, что Горбачеву еще суждено некое продление политической жизни, которое изменит суждения о нем, как это было, например, с Черчиллем и де Голлем. Но самое главное, многое зависит от того, чем обернутся великие преобразования, начатые им, в последующие годы и десятилетия. Если Россия станет преимущественно демократическим государством с процветающей рыночной экономикой, по-доброму сосуществующим с бывшими республиками, то историки придут к выводу, что Горбачев был величайшим лидером XX в., предпринявшим преобразование своей обширнейшей страны. Но если Россия будет ввергнута в новую деспотию с прожорливой государственной экономикой и милитаризмом, то скорее всего его расценят как еще одну трагическую фигуру в длительной российской истории провалившихся реформ. Лично я склонен считать Горбачева одним из величайших реформаторов этого столетия и самым великим реформатором в истории России. Противопоставив себя многовековому российскому и советскому опыту, он сознательно вознамерился освободить общество от политического и экономического засилья государства и преуспел на этом пути гораздо больше, чем кто-либо мог себе вообразить. Кстати, многие нынешние критики горбачевских внутренних реформ - это люди, которые раньше считали, что ему не удастся ничего изменить. Кроме того, Горбачев мимоходом привел Россию ближе к реальному демократическому процессу, чем это удавалось кому-либо прежде. Он смог убедить консервативную элиту в необходимости перехода к рынку и приватизации. А догма монополистического государственного хозяйства была лишь одной из потрясенных им ортодоксии, и это был подвиг, обеспечивший новым реформаторам политический капитал на предстоящие годы, Кроме того, в отличие от любого другого лидера, царского или советского, Горбачев предложил обсудить судьбу Российской империи вместе с населяющими ее народами. И делая все это, он сумел избежать крупных кровопролитий, за что надо отдать должное его вере в то, что радикальные цели должны подкрепляться центристской тактикой и консенсусом. Наконец, Гор- бачев добился всего этого вопреки куда большей оппозиции, чем это нам известно. Популярные комментаторы вменяют ему в вину то, что он двигался недостаточно быстро и не принимал более мужественных шагов. Но о лидерах надо судить в свете того, какие препятствия им пришлось преодолеть. А есть множество свидетельств, что горбачевские реформы - от капитального ремонта политико-экономической системы до переговоров с Соединенными Штатами и ухода из Афганистана - встречали действительное сопротивление, даже саботаж со стороны политических сил на всех уровнях в партии и государстве.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама