THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

). Скорее всего слов “дож” переводится как предводитель или глава. Первый дож Венеции – — был избран в 697 году, а последний сложил свои полномочия в 1797 году, когда в Венецию вошли солдаты армии Наполеона.

К тому времени венецианские дожи (а также римские папы) являлись самыми древними чиновниками в мире. Самое интересное, что институт власти дожа в Венеции практически не претерпел изменений со времен своего основания, и его роль в государстве очень напоминает роль консулов в Риме.

Нельзя сказать, что жизнь Дожа Венеции была просто и безоблачна. Многие из них были убиты в следствии заговоров или восстаний, а двоих даже казнили за превышение их полномочий. Т.е. должность дожа была небезопасной. Правда все несчастья с дожами происходили до 1423 года; после чего все властители Венеции мирно умирали в своей постели.

Права и обязанности дожа

Все же в отличие от античного Рима осталась республикой . Поэтому как не старались дожи усилить свою власть особенных успехом на этом поприще они не достигли. Мало того, Дож Венеции по сути оставался пленником в своем доме. Этот человек, который по своему статусу был на одном уровне с королями Европы, по факту даже не имел право на свою собственную переписку. Видно венецианцы учли опыт республиканского Рима и за своими дожами старались следить тщательно.

Даже больше. Начиная с 1275 года дожу в Венеции даже запретили иметь собственность вне Венеции, а его детям было запрещено вступать в брак с иностранцами. Жена дожа не должна была заниматься коммерцией, а также ей запрещалось принимать подарки от иностранных купцов. Перед своим вступлением в должность дож приносил специальную присягу и эти ограничения вступали в силу.

В 15 веке совет Венецианской республики запретил дожу оставаться наедине с иностранными послами. Причем во время приемах он мог произносить лишь только определенный набор фраз. Даже личные увлечение ограничивались с момента вступления дожа в свою должность. Так например дожу Антонио Гримани, который был страстным охотником, было разрешено охотиться лишь четыре раза в год.

Повсюду дож был окружен шпионами венецианского совета . После смерти дожа совет избирал так называемый магистрат который должен был оценить деяния дожа. Этот же магистрат должен был придумать правила поведения для нового дожа, если видел, что действия предыдущего дожа были подозрительными.

На самом деле Венецией правил так называемый Совет Десяти . Конечно был еще и Большой Совет, этакий парламент Венецианской республики. В этот совет попадал автоматически каждый аристократ Венеции как только он достигал 21 года. Однако реальная власть была в руках Совета Десяти, куда избирались на год. Интересно, что плату члены Совета Десяти не получали.

И все же дож Венеции не был фигурой номинальной. Во многих вопросах его слово было решающим, однако за свою власть Дож Венеции платил своей свободой.

Венецианский Дож и Совет Десяти

Венеция на карте

Просмотров: 156

Светлейшая Республика Венеция (Республика Святого Марка; вен. Serenìsima Republica de Venesia, итал. Serenissima Repubblica di Venezia) - с конца VII века по 1797 год республика в Европе со столицей в городе Венеция. Располагалась в северо-восточной части территории современной Италии, имела колонии на территории государств, лежащих в Адриатике, бассейнах Эгейского, Мраморного и Чёрного морей.

В 466 году представители населения Венецианской лагуны собрались в Градо (близлежащий город) и договорились избрать совет двенадцати представителей от каждой из 12 групп островов, составлявших Венецию. С 1172 года основным правящим органом Венеции стал Большой совет.

Венецианский дож

697 г. — 1797 г.

вен. Doxe de Venexia, итал. Doge di Venezia

Венецианская республика в 1796 году

Дворец дожей

Головной убор дожа

Первая же значимая военная опасность (война с лангобардами) выявила необходимость централизованного управления островами лагуны. И тогда, в 697 году в Венеции был избран первый дож. Дож (итал. doge, от лат. dux - «вождь, предводитель) - титул главы государства в итальянских морских республиках - Венецианской, Генуэзской и Амальфийской.

Титул дожа существовал в Венецианской республике на протяжении более чем тысячи лет, с VIII по XVIII века. Первым дожем стал . Предположительно первые дожи выполняли функции наместников Византийской империи.

С 1268 года существовала должность вице-дожа.

При обретении Венецией самостоятельности были попытки установить наследственную передачу должности и таким образом трансформировать республику в монархию. В дальнейшем власть дожа все больше ограничивалась и становилась номинальной, пока в 1797 году Наполеон не отменил выборы дожа.

Дожи избирались из самых богатых и влиятельных семей Венеции, как правило, пожизненно, и до 1032 года имели практически неограниченную власть в государственных, военных и церковных делах. Доходы дожа на его посту были небольшими, а обязанности со временем становились всё более церемониальными.

После избрания дожа, он представлялся в Венеции в Дворце Дожей на площади Святого Марка. После XIII века власть дожей была ограничена, по сути, он находился под контролем других ведомств, которые в некоторой степени сбалансировали политическую власть. Дож был наделен экономической, гражданской и религиозной властью, что позволило воздвигнуть его фигуру похожей на папу или короля в некотором роде.

Всего в истории Венеции было 120 дожей.

Дожи избирались из самых богатых и влиятельных семей Венеции. После этого власть дожей была ограничена введением нескольких альтернативных институтов власти. После 1172 года глава государства избирается через сложную процедуру. Комитет сорока выбирал дожа из четырёх кандидатов, выбранных из состава Большого совета.

На выборах 1229 года Комитет сорока был увеличен до сорока одного, то есть нечётного количества членов. С 1268 года и до конца существования титула действовала процедура выбора, включающего в себя одиннадцать голосований. Из тридцати членов Большого Совета выбиралось девять. Девять членов совета выбирали сорок человек, а из этих сорока выбиралось двенадцать человек, которые в свою очередь выбирали двадцать пять человек. Эти двадцать пять отсеивались до девяти человек, девять выбирали сорок пять избирателей. После этого сорок пять человек ещё раз уменьшались до группы из одиннадцати. И, наконец, одиннадцать человек выбирали сорок одного избирателя, которые выбирали дожа.

Подобный метод голосования был призван учесть интересы всех сторон, и не допустить на высшую должность в государстве ставленника какой-либо партии или клана, человека опасного или неспособного удержать в руках бразды правления. Когда дож был выбран, он представал перед народом со словами «Это ваш дож, если это вас устраивает». После этого он принимал присягу, в которой торжественно клялся действовать согласно законам и на благо государства.

Власть дожа строго ограничивалась различного рода предписаниями. Будучи дожем, он не имел права появляться на публике в одиночку, не мог в одиночку встречаться с иностранными государями или посланниками, не мог один вскрывать официальную корреспонденцию. У дожа не могло быть собственности на территории других государств.

Обычно дожи управляли страной до самой смерти, хотя имелись случаи разжалования с поста. Доходы дожа на его посту были небольшими. После 1501 года была разработана процедура посмертного возмещения ущерба, нанесённого дожем в период правления, например в результате хищений.

Одна из церемониальных обязанностей дожа состояла в осуществлении церемонии обручения дожа с морем. Дож бросал кольцо в Адриатику с государственного корабля - галеры, которая носила название Бучинторо или Букентавр. Традиция появилась после 1000 года, в ознаменование завоевания Далмации 26-м дожем .

Одеяние дожа состояло из шапки-колпака особой формы, меча, пурпурной или золотой мантии, с воротником из меха горностая и красных башмаков, схожих с башмаками византийских императоров. Ежегодно в Пасху дож возглавлял процессию от Сан-Марко до женского монастыря Сан Заккариа, где настоятельница монастыря вручала ему новую шапку (corno ducale), сшитую монахинями. Шапка имела форму рога, была жёсткой, изготавливалась из парчи.

№№ Имя на русском языке Имя на итальянском языке Годы правления Причина утраты титула
1. Paolo Lucio Anafesto 697-717
2. Marcello Tegalliano 717-726
3. Orso Ipato 726-737
Magistri militum 737-742
4. Teodato Ipato 742-755
5. Galla Gaulo 755-756
6. Domenico Monegario 756-764
7. Maurizio Galbaio 764-787
8. Giovanni Galbaio 787-804
9. Obelerio Antenoreo 804-810
10. Angelo Participazio 811-827
11. Giustiniano Participazio 827-829
12. Giovanni I Participazio 829-836
13. Pietro Tradonico 836-864
14. Orso I Participazio 864-881
15. Giovanni II Participazio 881-887
16. Pietro I Candiano 887-887
17. Pietro Tribuno 888-912
18. Orso II Participazio 912-932
19. Pietro II Candiano 932-939
20. Pietro Badoer Participazio 939-942
21. Pietro III Candiano 942-959
22. Pietro IV Candiano 959-976
23. Pietro I Orseolo 976-978
24. Vitale Candiano 978-979
25. Tribuno Memmo 979-991
26. Pietro II Orseolo 991-1009
27. Ottone Orseolo 1009-1026
28. Pietro Barbolano 1026-1032
29. Domenico Flabanico 1032-1043
30. Domenico I Contarini 1043-1071
31. Domenico Selvo 1071-1084
32. Vitale Faliero de" Doni 1084-1095
33. Vitale I Michele 1096-1102
34. Ordelaffo Faliero 1102-1118
35. Domenico Michele 1118-1130
36. Pietro Polani 1130-1148
37. Domenico Morosini 1148-1156
38. Vitale II Michele 1156-1172
39. Sebastiano Ziani 1172-1178
40. Orio Mastropiero 1178-1192
41. Enrico Dandolo 1192-1205
42. Pietro Ziani 1205-1229
43. Jacopo Tiepolo 1229-1249
44. Marino Morosini 1249-1252
45. Reniero Zeno 1252-1268
46. Lorenzo Tiepolo 1268-1275
47. Jacopo Contarini 1275-1280
48. Giovanni Dandolo 1280-1289
49. Pietro Gradenigo 1289-1311
50. Marino Zorzi 1311-1312
51. Giovanni Soranzo 1312-1328
52. Francesco Dandolo 1328-1339
53. Bartolomeo Gradenigo 1339-1342
54. Andrea Dandolo 1343-1354
55. Marino Faliero 1354-1355
56. Giovanni Gradenigo 1355-1356
57. Giovanni Delfino 1356-1361
58. Lorenzo Celsi 1361-1365
59. Marco Cornaro 1365-1368
60. Andrea Contarini 1368-1382
61. Michele Morosini 1382-1382
62. Antonio Venier 1382-1400
63. Michele Steno 1400-1413
64. Tommaso Mocenigo 1413-1423
65. Francesco Foscari 1423-1457
66. Pasquale Malipiero 1457-1462
67. Cristoforo Moro 1462-1471
68. Nicolò Tron 1471-1473
69. Nicolò Marcello 1473-1474
70. Pietro Mocenigo 1474-1476
71. Andrea Vendramin 1476-1478
72. Giovanni Mocenigo 1478-1485
73. Marco Barbarigo 1485-1486
74. Agostin Barbarigo 1486-1501
75. Leonardo Loredan 1501-1521
76. Antonio Grimani 1521-1523
77.

В далёком прошлом не было сильнее государства во всём Средиземноморье, чем Венеция. Прошло много лет, и теперь данный город манит в эти места уже не различных торговцев и захватчиков, а огромное количество туристов со всех уголков света, желающих насладиться изумительным великолепием венецианских достопримечательностей.

Одним из них является шедевр архитектуры, представленный в готическом стиле - дворец дожей. В течение многих сотен лет он служил резиденцией для городского правительства и даже успел побывать в роли помещения, где раньше устраивали заседания республиканские советы. Об этом известном на весь мир строении узнаем из данной статьи.

Основание и реконструкция

Дворец дожей (Италия) начал своё существование в X веке, но сооружение периодически подвергалось разрушительным пожарам. Поэтому строение в наше время имеет совершенно другой вид, чем тот, который у него был более тысячелетия тому назад.

В первые годы своего основания дворец был настоящей крепостью и выступал в качестве объекта стратегического значения. Вокруг него был сооружён большой ров, и повсюду возвышались огромные сторожевые башни. Со временем это всё было уничтожено до основания сильным огнём.

В середине XIV века началось строительство самой узнаваемой южной части здания, с которой открывается замечательная панорама. Затем правительство Венеции приняло решение, что вся городская власть должна находиться в роскошном и презентабельном месте, поэтому выбор пал на дворец дожей. История данного здания говорит о том, что здесь какое-то время располагалась тайная полиция и канцелярия.

В конце XVI века данное сооружение пострадало от нового пожара, полностью стёршего с лица земли всё его южное крыло. После итальянскими архитекторами было решено сотворить такой дворец, который будет внушать почтение и трепет всем иноземным послам. Благодаря этому становится понятно, почему данная венецианская достопримечательность имеет такое роскошное убранство и поражает своим великолепием.

Внешний вид сооружения

Когда смотришь на дворец дожей, складывается впечатление, что его фасад состоит из различных элементов архитектуры, совершенно не имеющих никакой между собой связи. Но в то же самое время здание выглядит потрясающе, притягивая взор любого посетителя.

Все отделочные работы строения велись в основном в конце XV века. В это время как раз готический стиль постепенно сменялся на эпоху гармоничного Ренессанса. Поэтому в фасаде преобладают архитектурные округлые формы, переливающиеся при солнечном свете различными оттенками мрамора.

Дворец дожей располагает одной омрачающей его историю деталью. Здесь на втором этаже, где девятая и десятая колонны сооружены из камня красного цвета, оглашались вердикты о смертных казнях.

В центральной части сооружения находится балкон, над которым установлена скульптура, изображающая Правосудие. В XIX столетии с этого места было объявлено об объединении и Италии.

Описание дворца

Стиль дворца дожей представлен в разных архитектурных направлениях. Первый ярус сооружения специально сделан так, чтобы придавать зданию некую легкость, но это только на первый взгляд. Дворец дожей держат 36 огромных колонн. А на втором ярусе здания их намного больше, но они меньше по диаметру. Парадная часть сооружения чем-то отдалённо напоминает перевёрнутое корабельное судно. В его внутреннем дворике находится несколько этажей прекрасных галерей. Туда можно зайти через разные врата, одни из них имеют название Бумажные. Их так величают благодаря тому, что здесь когда-то вывешивала свои указы местная власть.

В северном крыле располагается множество статуй различных знаменитых философов, а также именно эта часть здания в былые времена служила апартаментами дожей. Здесь по углам стоят архангелы, символизирующие собой войну, торговлю и мир.

Попасть на второй этаж венецианской достопримечательности можно через Лестницу Гигантов, на верхней площадке которой короновали правителей. Здесь повсюду стоят олицетворяя собой Св. Марка, считающегося покровителем всей республики.

Залы дворца дожей - это необыкновенное и изумительное зрелище. Здесь расположены красивейшие картины, выполненные лучшими итальянскими мастерами, и много различных уникальных архитектурных памятников разных времён. В этих помещениях раньше обговаривались важные государственные вопросы и выносились приговоры, а в данное время они вызывают большой интерес у всех ценителей искусства и культуры.

По мнению многих туристов, очень интересное расположение своих залов и галерей имеет дворец дожей. План его строительства разрабатывался знаменитыми итальянскими архитекторами.

и зал Гримани

Вначале экскурсии все туристы попадают в Пурпурную комнату. Здесь дож представал перед прокураторами, поэтому стены и потолок данного помещения имеют богатое убранство, а мраморный камин этого зала украшен гербом правителя Агостино Барбариго, которому в былые времена покорялась вся Венеция. Дворец дожей картины свои хранит в зале Гримани. На многих из них изображен покровитель Венеции - Св. Марк. Помимо этого, в этом помещении находятся красивые фрески и много интересных исторических экспонатов.

Зал Четырех Дверей, Зал Коллегии, Зал Сената

Второй по счёту пролёт Золотой Лестницы приводит туристов в Зал Четырёх Дверей. Его потолок был спроектирован великим Палладио и расписан Тинторетто.

В другой примыкающей к нему комнате одна из стен украшена различными мифологическими сценами, а одна из самых драматических картин дворца - «Похищение Европы» находится в этом зале возле окна.

Далее идёт Зал Коллегии, где правители и их советники принимали иностранных послов, а также обсуждали великие дела республики. В этой комнате представлено 11 картин великих представителей искусства той эпохи.

В соседнем помещении правитель и его 200 помощников обговаривали разные дела международного значения, поэтому комната и получила соответствующее название - Зал Сената.

В Зале Совета Десяти проходили заседания могущественных представителей городской власти, на которых затрагивались вопросы государственной безопасности. В этой комнате потолок украшен двумя великолепными полотнами Веронезе.

В следующем помещении - Оружейной палате, находится почтовый ящик, служивший в своё время для анонимных доносов. Оттуда большая дверь из дерева ведёт в Зал государственных инквизиторов, а после неё сразу идёт помещение, где осуществлялись пытки, а также находились тюремные камеры.

Длина этого помещения равна 54 метрам, поэтому данная комната считается самой большой не только в городе, но и во всей стране. Зал Большого Совета расположен в южной части сооружения и его когда-то украшали полотна знаменитых итальянских художников, которые, к сожалению, были уничтожены при пожарах.

Картина дворца дожей «Рай», расположенная в этой комнате, считается одной из самых больших в мире. Помещение имеет огромный плоский потолок, затянутый великолепными полотнами живописи, имеющими оправку в виде вызолоченных узоров.

В настоящее время в этом зале собрана полная коллекция портретов всех дожей, правивших когда-либо в Венеции, кроме Марино Фальеро, который был казнён за измену.

Как попасть во дворец туристам?

Дворец дожей пользуется популярностью среди путешественников и поклонников всего прекрасного в любое время года, поэтому билеты туда без очереди приобрести практически невозможно. Кроме того, данное место можно посетить, купив экскурсионный тур по Венеции, чтобы осмотреть все достопримечательности этого города.

Но стоит внимательно изучить сферу действия билетов, так как не во все может быть включено посещение самых секретных мест дворца и а они как раз представляют наибольший интерес для туристов. Эти комнаты являются частью долгой экскурсии, за которую нужно платить отдельно.

Время работы и как добраться

В период с апреля по октябрь дворец дожей для экскурсий открыт с 08:30 утра до 19:30 вечера, а в холодное время года - с ноября по март, он закрывается на 2 часа раньше. Весь осмотр сооружения обойдётся примерно в 20 евро с человека.

Совершенно не составит никакого труда попасть во дворец дожей. Где находится данное здание, подскажет любой местный житель. Оно располагается по следующему адресу: Piazzetta 1, таким образом находясь между Маленькой площадью Сан-Марко и молом.

Предположительно первые дожи выполняли функции наместников Византийской империи. До 1032 года дожи имели практически неограниченную власть в государственных, военных и церковных делах. Со временем обязанности дожа всё больше перекладывались на венецианских чиновников. С 1268 года существовала должность вице-дожа.

Процедура выборов

Дожи избирались из самых богатых и влиятельных семей Венеции. После этого власть дожей была ограничена введением нескольких альтернативных институтов власти. После 1172 года глава государства избирается через сложную процедуру. Комитет сорока выбирал дожа из четырёх кандидатов, выбранных из состава Большого совета .

Одеяние дожа состояло из шапки-колпака особой формы, меча, пурпурной или золотой мантии, с воротником из меха горностая и красных башмаков, схожих с башмаками византийских императоров. Ежегодно в Пасху дож возглавлял процессию от Сан-Марко до женского монастыря Сан Заккариа , где настоятельница монастыря вручала ему новую шапку (corno ducale), сшитую монахинями. Шапка имела форму рога, была жёсткой, изготавливалась из парчи.

Упразднение титула

Титул был упразднён Наполеоном в 1797 году. Венеция попала в зависимость от Австрии , многие формы правления присутствовали после этого, но к институту дожей Венеция больше не вернулась.

См. также

Напишите отзыв о статье "Венецианский дож"

Отрывок, характеризующий Венецианский дож

Старик Ростов без слез не мог рассказать жене того, что было, и тут же согласился на просьбу Пети и сам поехал записывать его.
На другой день государь уехал. Все собранные дворяне сняли мундиры, опять разместились по домам и клубам и, покряхтывая, отдавали приказания управляющим об ополчении, и удивлялись тому, что они наделали.

Наполеон начал войну с Россией потому, что он не мог не приехать в Дрезден, не мог не отуманиться почестями, не мог не надеть польского мундира, не поддаться предприимчивому впечатлению июньского утра, не мог воздержаться от вспышки гнева в присутствии Куракина и потом Балашева.
Александр отказывался от всех переговоров потому, что он лично чувствовал себя оскорбленным. Барклай де Толли старался наилучшим образом управлять армией для того, чтобы исполнить свой долг и заслужить славу великого полководца. Ростов поскакал в атаку на французов потому, что он не мог удержаться от желания проскакаться по ровному полю. И так точно, вследствие своих личных свойств, привычек, условий и целей, действовали все те неперечислимые лица, участники этой войны. Они боялись, тщеславились, радовались, негодовали, рассуждали, полагая, что они знают то, что они делают, и что делают для себя, а все были непроизвольными орудиями истории и производили скрытую от них, но понятную для нас работу. Такова неизменная судьба всех практических деятелей, и тем не свободнее, чем выше они стоят в людской иерархии.
Теперь деятели 1812 го года давно сошли с своих мест, их личные интересы исчезли бесследно, и одни исторические результаты того времени перед нами.
Но допустим, что должны были люди Европы, под предводительством Наполеона, зайти в глубь России и там погибнуть, и вся противуречащая сама себе, бессмысленная, жестокая деятельность людей – участников этой войны, становится для нас понятною.
Провидение заставляло всех этих людей, стремясь к достижению своих личных целей, содействовать исполнению одного огромного результата, о котором ни один человек (ни Наполеон, ни Александр, ни еще менее кто либо из участников войны) не имел ни малейшего чаяния.
Теперь нам ясно, что было в 1812 м году причиной погибели французской армии. Никто не станет спорить, что причиной погибели французских войск Наполеона было, с одной стороны, вступление их в позднее время без приготовления к зимнему походу в глубь России, а с другой стороны, характер, который приняла война от сожжения русских городов и возбуждения ненависти к врагу в русском народе. Но тогда не только никто не предвидел того (что теперь кажется очевидным), что только этим путем могла погибнуть восьмисоттысячная, лучшая в мире и предводимая лучшим полководцем армия в столкновении с вдвое слабейшей, неопытной и предводимой неопытными полководцами – русской армией; не только никто не предвидел этого, но все усилия со стороны русских были постоянно устремляемы на то, чтобы помешать тому, что одно могло спасти Россию, и со стороны французов, несмотря на опытность и так называемый военный гений Наполеона, были устремлены все усилия к тому, чтобы растянуться в конце лета до Москвы, то есть сделать то самое, что должно было погубить их.
В исторических сочинениях о 1812 м годе авторы французы очень любят говорить о том, как Наполеон чувствовал опасность растяжения своей линии, как он искал сражения, как маршалы его советовали ему остановиться в Смоленске, и приводить другие подобные доводы, доказывающие, что тогда уже будто понята была опасность кампании; а авторы русские еще более любят говорить о том, как с начала кампании существовал план скифской войны заманивания Наполеона в глубь России, и приписывают этот план кто Пфулю, кто какому то французу, кто Толю, кто самому императору Александру, указывая на записки, проекты и письма, в которых действительно находятся намеки на этот образ действий. Но все эти намеки на предвидение того, что случилось, как со стороны французов так и со стороны русских выставляются теперь только потому, что событие оправдало их. Ежели бы событие не совершилось, то намеки эти были бы забыты, как забыты теперь тысячи и миллионы противоположных намеков и предположений, бывших в ходу тогда, но оказавшихся несправедливыми и потому забытых. Об исходе каждого совершающегося события всегда бывает так много предположений, что, чем бы оно ни кончилось, всегда найдутся люди, которые скажут: «Я тогда еще сказал, что это так будет», забывая совсем, что в числе бесчисленных предположений были делаемы и совершенно противоположные.

Франческо Дзанотто писал об эпизоде, связанном со смертью сына Дожа Венеции в тюрьме: «Осуждение города и злоба против Алвиза, находящегося в тюрьме, привели его к тяжелой болезни. Находясь на грани смерти в тюрьме, прошение о лечении и временном освобождении принца, сына Дожа были бесполезными. Непоколебимо решение Дожа о соблюдении закона и наказании преступившего закон. Алвиз умер в тюрьме и был оплакан всеми жителями Венеции. Его смерть стала страшным примером для всех подданых Дожа , примером неотвратимого наказания…»
Незначительный эпизод в истории Венецианской Республики, случившийся в 1383 году , тем не менее показателен, и характеризует нравы того времени, когда никакие личные чувства и симпатии горожан не повлияли на решение Дожа Венеции. Дож Антонио Верньер — отец преступника, и его сын Алвиз умер в тюрьме.
Попробуем подробнее разобраться, что же произошло с сыном Дожа Венеции.

Дож Венеции Андреа Контарини (1368-82 годы)

16 января 1382 года умер старый Дож Венеции Андреа Контарини (1368-1382 был главой Венеции) — герой войны в Киодже, спаситель родины, только что добившийся мира с могущественной Генуей. Ему на смену выбрали богатейшего венецианца Микеле Морозини , отличившегося на дипломатической миссии в Турине. Своё баснословное богатство 74-летний прокуратор Сан Марко увеличил спекуляциями с недвижимостью во время войны с Генуей. В 1379 году помимо Микеле Морозини в Венеции всего четверо жителей так богаты !
Чтобы понять атмосферу в Венеции XIV века и последующие события, мы обратимся к эпизоду из жизни Микеле Морозини . Его женой была Кристина Бондумиер — совсем не та женщина, которую Микеле в молодости обесчестил и изнасиловал, забравшись в её Дворец ночью и пробравшись тайно в спальню.

«Золотая молодёжь» Венеции того времени так развлекалась. Нравы были такими свободными ещё и потому что большинство семей, не желая делить или уменьшать наследство, отдавали своих дочерей в монастырь, даже без склонности к религиозной жизни. В случае, если семья выделяла приданое одной из дочерей, её выдавали замуж по расчёту отца, политическому или материальному, и чаще всего муж был старым и, конечно, ни о какой симпатии или любви речи не было. В молодости Микеле Морозини провёл некоторое время в тюрьме, расплачиваясь за вольное поведение с замужними женщинами.

Мавзолей Дожа Морозини 1382 года в церкви Св.Иоанна и Павла в Венеции

Правление Микеле Морозини было совсем недолгим, одно из трёх самых «быстрых» правлений в Венеции за всю историю Дожей. Уже в октябре того же года 1382, через 4 месяца после избрания, он умер во время эпидемии чумы. Его гробница в церкви Святых Иоанна и Павла в Венеции совсем не соответствует незначительному правлению, она была вся покрыта золотом, со скульптурами, мозаикой и огромной фреской, в арке, обрамленной двумя колокольнями.
Следующий Дож Венеции был кандидатурой неожиданной для всех. Сначала было 4 кандидата, все знаменитые политики, титулованные патриции Венеции, но ни один не получил достаточно голосов для избрания, силы были равными. Тогда один из них, Леонардо Дандоло, разочарованный бесплодной второй попыткой стать Дожем, в отместку называет кандидатуру «новичка» в политике Венеции капитана Антонио Веньер , который уже семь лет служил на Крите. Средняя военная карьера, ни одной должности в правительстве Венеции, ни в Большом Совете, ни в Совете Дожей.

Неожиданно все проголосовали за неизвестного Веньер, который не имел опыта ни в дипломатии, ни в политике. После семи лет отсутствия в Венеции его привезли с Крита, объявив об избрании главой Венеции — Дожем. 13 января 1383 года новый Дож с почестями прибыл в Венецию.

Почти год длились праздники, все районы Венеции приняли нового Дожа с распростёртыми объятьями, популярность Дожа и его жены Аньезе Да Мосто у народа выражается в праздниках. Каждый район организует регаты, охоты, пиры, турниры, банкеты и танцы. На фоне эпидемии чумы 1382 года такие праздники нам кажутся «пиром во время чумы», но с другой стороны, спасения от неё не было и многие радовались жизни напоследок. Катастроф во время правления Верньера было немало — чума повторялась и в 1393, и в 1395 годах, сильное наводнение 1396 года разрушило часть города, но с неожиданным энтузиазмом и силой духа венецианцы восстанавливали город, вновь отстроили город Кьодджа, разрушенный военными действиями, и замостили камнем свою главную площадь Сан Марко.

Так выглядела «венецианка знатная и честная»

Силу духа и строгость и девиз «правосудие равно для всех» проявил по отношению к своему сыну Алвизу Верньер.

Молодой сын Дожа Алвиз был известен в Венеции своими многочисленными любовными историями, одна из которых закончилась рождением внебрачного ребенка Приамо. Последним его «завоеванием» на любовном фронте была жена венецианского патриция Джованни далле Бокколе. Ночью после ссоры с любовницей, Алвиз решил её наказать, и вместе с другом по имени Марко Лоредан, над входом во Дворец Бокколе вывесил рога, и написал оскорбительные слова в адрес жены хозяина, её сестры и тёщи — всех женщин этой семьи. Джованни далла Бокколе, обнаружив утром оскорбление, пошёл жаловаться Дожу. Суд вынес обычное наказание — два месяца тюрьмы каджому молодчику, 100 лир штрафа и затем 10 лет изгнания из города с лишением прав.

Рисунок 19 века — Дож Верньер не прощает сына

Дож не стал вмешиваться в судебное решение, и признал его справедливым. Его сын через несколько дней тюремного заключения в мрачных подвалах, прозванных Поцци (Колодцы), тяжело заболел. Напрасными были мольбы родственников Верньер и друзей семьи освободить на время лечения Алвиза, суд ждал только решения Дожа. Антонио Верньер оставил сына-преступника медленно умирать в тюрьме. Никому не позволялось избежать наказания, закон равен и для сына Дожа и для всей знати Венеции.

За таким суровым решением мы видим Антонио Вернье — настоящего военного, который исполняет приказы и законы ставит выше человеческих отношений и родственников. В этом деле чувство меры ему изменило, но город понял раз и навсегда, что если даже для сына не было сделано исключения, его не будет в будущем ни для кого другого.
Сожалел ли отец о таком решении? Мы об этом можем судить только по тому, что в 1400 году перед смертью всю собственность умершего сына Алвиза Вернье Антонио завещает незаконному внуку Приамо. 23 ноября 1400 года Дож умер, его похороны были необычайно торжественны, похоронен Антонио Верньер в церкви Святых Джованни и Паоло в Венеции.

Микеле Стено — Дож Венеции

Следующим Дожем Венеции стал Микель Стено (1331-1413), который, по иронии судьбы, в молодости также «отличился» на любовном фронте. Во время празника во Дворце Дожа Марино Фальер (Дож в 1354-55гг) Микель Стено так «ухаживал» за придворной дамой, что по приказу Дожа был выведен из зала. Так началась вендетта, и Микель пишет оскорбления жене и племяннице Дожа Фальер на стене его Дворца. Наказанием за это были месяц тюрьмы, штраф и розги, которые остудили горячую голову Микеля Стено. Он остепенился, стал со временем политиком, дипломатом и в возрасте 69 лет его выбрали Дожем Венеции.

Представтье, история повторилась, в 1402 году на троне — Дож Стено — и в Сан Марко, и на мосту Риальто написали оскорбления новому Дожу, как и он в своё время Дожу Фальер. Нравы молодёжи не менялись в Венеции. Микель Стено вошёл в историю города, как владелец самых дорогих коней Италии, как любитель шикарной одежды и как «звёздный дож»(из-за звезды на гербе его семьи). При нём потолок Зала Большого Совета во Дворце Дожей украсили золотые звёзды. Дож Марин Фальер — первый и единственный Дож Венеции, казнённый за предательство.

Читайте статьи про роскошь Венеции в Эпоху Возрождения о тканях, косметике, женской и мужской моде, драгоценностях.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама