Толстой считал семью основой всего. В ней и любовь, и будущее, и мир, и добро. Из семей состоит общество, нравственные законы которого закладываются и сохраняются в семье. Семья у писателя – это общество в миниатюре. У Толстого почти все герои – семейные люди, и характеризует он их через семьи.
В романе перед нами разворачивается жизнь трех семей: Ростовых, Болконских, Курагиных. В эпилоге романа автор показывает счастливые «новые» семьи Николая и Марьи, Пьера и Наташи. Каждая семья наделена характерными особенностями, а также воплощает какой-то свой взгляд на мир и его ценности. Во всех событиях, описанных в произведении, так или иначе участвуют члены этих семей. Роман охватывает пятнадцать лет жизни, семьи прослежены в трех поколениях: отцы, дети и внуки.
Семья Ростовых – пример идеальных отношений любящих и уважающих друг друга родных людей. Отец семейства, граф Илья Ростов, изображен как типичный русский барин. Управляющий Митенька постоянно обманывает графа. Только Николай Ростов разоблачает и увольняет его. В семье никто никого не обвиняет, не подозревает, не обманывает. Они – одно целое, всегда искренне готовы помочь друг другу. Радости и горести переживаются сообща, вместе ищут ответы на сложные вопросы. Они быстро переживают неприятности, в них преобладает эмоциональное и интуитивное начало. Все Ростовы – увлекающиеся люди, но ошибки и промахи членов семьи не вызывают неприятия и вражды друг к другу. Семья расстраивается и горюет, когда Николай Ростов проигрывается в карты, переживает историю влюбленности Наташи в Анатоля Курагина и попытку бегства с ним, хотя все светское общество обсуждает это позорное событие.
В семье Ростовых «русский дух», все любят национальную культуру и искусство. Они живут в согласии с национальными традициями: рады гостям, щедры, любят жить в деревне, с удовольствием принимают участие в народных праздниках. Все Ростовы талантливы, обладают музыкальными способностями. Дворовые люди, служащие в доме, глубоко преданы господам, живут с ними как одна семья.
Во время войны семья Ростовых остается в Москве до последнего момента, пока еще можно эвакуироваться. В их доме размещают раненых, которых нужно вывезти из города, чтобы их не убили французы. Ростовы решают бросить нажитое добро и отдать повозки для солдат. Так проявляется истинный патриотизм этой семьи.
В семье Болконских царят другие порядки. Все живые чувства загнаны на самое дно души. В отношениях между ними – только холодная рассудочность. У князя Андрея и княжны Марьи нет матери, а отец заменяет родительскую любовь сверхтребовательностью, чем делает несчастными своих детей. Княжна Марья – девушка с сильным, мужественным характером. Ее не сломило жестокое отношение отца, она не озлобилась, не утратила чистую и нежную душу.
Старик Болконский уверен, что на свете «есть только две добродетели – деятельность и ум». Он сам всю жизнь трудится: пишет устав, работает в мастерской, занимается с дочерью. Болконский – дворянин старой закалки. Он патриот своей родины, хочет принести ей пользу. Узнав, что наступают французы, он становится во главе народного ополчения, готов защищать свою землю с оружием в руках, не дать ступить на нее врагу.
Князь Андрей похож на своего отца. Он тоже стремится к власти, работает в комитете Сперанского, хочет стать большим человеком, служить на благо страны. Хоть он и дал себе слово больше никогда не участвовать в битвах, в 1812 году снова идет воевать. Спасать родину для него – это святое дело. Князь Андрей гибнет за родину, как герой.
Семейство Курагиных несет в мир зло и разрушение. На примере членов этой семьи Толстой показал, как обманчива бывает внешняя красота. Элен и Анатоль красивые люди, но эта красота мнимая. Внешний блеск скрывает пустоту их низких душ. Анатоль везде оставляет о себе скверную память. Из-за денег он сватается к княжне Марье, разрушает отношения князя Андрея и Наташи. Элен любит только себя, разрушает жизнь Пьера, позорит его.
В семье Курагиных царят ложь и лицемерие, презрение к окружающим. Отец семьи, князь Василий, придворный интриган, его интересуют только сплетни и подлые поступки. Ради денег он готов на все, даже на преступление. Его поведение в сцене смерти графа Безухова – верх кощунства и презрения законов человеческой морали.
В семье Курагиных нет духовного родства. Толстой не показывает нам их дом. Они примитивные, неразвитые люди, которых автор изображает в сатирических тонах. Счастья в жизни они достичь не могут.
По мысли Толстого, хорошая семья – это награда за праведную жизнь. Своих героев в финале он награждает счастьем в семейной жизни.
- Это нелегкий вопрос. Мучителен и долог путь, который надо пройти, чтобы найти ответ на него. Да и найдешь ли? Подчас кажется, что это невозможно. Истина не только хорошая, но и упрямая вещь. Чем дальше заходишь в поисках ответа, тем больше вопросов встает перед тобой. И еще не поздно, но кто свернет с полпути? И еще есть время, но кто знает, может, ответ в двух шагах от тебя? Истина заманчива и многолика, но суть ее всегда одна. Иногда человеку кажется, что он уже нашел ответ, а оказывается, что это - мираж. […]
- В романе «Война и мир» Толстой прослеживает жизнь трех поколений нескольких русских семей. Писатель справедливо считал семью основой общества, видел в ней любовь, будущее, мир и добро. Кроме этого, Толстой считал, что нравственные законы закладываются и сохраняются только в семье. Семья для писателя представляет собой общество в миниатюре. Почти все герои Л.Н. Толстого – люди семейные, поэтому характеристика этих персонажей невозможна без анализа их отношений в семье. Ведь хорошая семья, считал писатель, – это […]
- Л. Н. Толстой работал над романом "Война и мир" с 1863 по 1869 год. Создание масштабного историко-художественного полотна потребовало от писателя огромных усилий. Так, в 1869 году в черновиках "Эпилога" Лев Николаевич вспоминал то "мучительное и радостное упорство и волнение", испытанное им в процессе работы. О том, как создавалось одно из крупнейших мировых творений, свидетельствуют рукописи «Войны и мира»: в архиве писателя сохранилось свыше 5200 мелко исписанных листов. По ним можно проследить всю историю […]
- Лев Толстой в своих произведениях неустанно доказывал, что общественная роль женщины исключительно велика и благотворна. Ее естественным выражением являются сохранение семьи, материнство, забота о детях и обязанности жены. В романе «Война и мир» в образах Наташи Ростовой и княжны Марьи писатель показал редких для тогдашнего светского общества женщин, лучших представительниц дворянской среды начала XIX века. Обе они посвятили свою жизнь семье, чувствовали крепкую связь с ней во время войны 1812 года, жертвовали […]
- Само название романа Толстого «Война и мир» говорит о масштабе исследуемой темы. Писатель создал исторический роман, в котором осмысливаются крупные события мировой истории, а участники их – реальные исторические деятели. Это русский император Александр I, Наполеон Бонапарт, генерал-фельдмаршал Кутузов, генералы Даву и Багратион, министры Аракчеев, Сперанский и другие. У Толстого был свой специфический взгляд на развитие истории и роль отдельной личности в ней. Он считал, что личность только тогда может влиять […]
- «Война и мир» - одно из ярчайших произведений мировой литературы, раскрывшее необычайное богатство человеческих судеб, характеров, невиданную широту охвата явлений жизни, глубочайшее изображение важнейших событий в истории русского народа. В основу романа, как признавался Л. Н. Толстой, положена «мысль народная». «Я пытался писать историю народа», - говорил Толстой. Народ в романе - это не только крестьяне и переодетые крестьяне-солдаты, а это и дворовые люди Ростовых, и купец Ферапонтов, и армейские офицеры […]
- В романе-эпопее «Война и мир» Лев Николаевич Толстой талантливо изобразил несколько женских образов. Писатель старался вникнуть в загадочный мир женской души, определить нравственные законы жизни женщины-дворянки в русском обществе. Одним из сложных образов стала сестра князя Андрея Болконского, княжна Марья. Прототипами образов старика Болконского и его дочери были реальные люди. Это дед Толстого, Н. С. Волконский, и его дочь, Мария Николаевна Волконская, которая была уже немолода и неотлучно проживала в […]
- Толстой в своем романе широко применяет прием антитезы, или противопоставление. Самые явные антитезы: добро и зло, война и мир, которые организуют весь роман. Другие антитезы: «правильно – неправильно», «ложное – истинное» и др. По принципу антитезы описывает Л. Н. Толстой и семьи Болконских и Курагиных. Главной чертой семьи Болконских можно назвать стремление следовать законам разума. Никому из них, кроме, пожалуй, княжны Марьи, не свойственно открытое проявление своих чувств. В образе главы семьи, старого […]
- После того как французы оставили Москву и двинулись на Запад по Смоленской дороге, начался крах французской армии. Войско таяло на глазах: голод и болезни преследовали его. Но страшнее голода и болезней были партизанские отряды, которые успешно нападали на обозы и даже целые отряды, уничтожая французское войско. В романе «Война и мир» Толстой описывает события двух неполных дней, но сколько реализма и трагичности в том повествовании! Здесь показана смерть, неожиданная, глупая, случайная, жестокая и […]
- Центральное событие романа «Война и мир» – Отечественная война 1812 г., всколыхнувшая весь русский народ, показавшая всему миру его мощь и силу, выдвинувшая простых русских героев и гениального полководца, вскрывшая в то же время истинную сущность каждого определенного человека. Толстой в своем произведении изображает войну как писатель‑реалист: в тяжелых трудах, крови, страданиях, смерти. Вот картина похода перед сражением: «Князь Андрей с презрением смотрел на эти бесконечные, мешавшие команды, повозки, […]
- «Война и мир» – русская национальная эпопея, в которой нашел отражение национальный характер русского народа в тот момент, когда решалась его историческая судьба. Л. Н. Толстой проработал над романом почти шесть лет: с 1863 по 1869 гг. С самого начала работы над произведением внимание писателя привлекли не только исторические события, но и частная семейная жизнь. Для самого Л. Н. Толстого одной из его главных ценностей была семья. Семья, в которой он вырос, без которой мы не знали бы Толстого‑писателя, семья, […]
- Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» является, по мнению известных писателей и критиков, «величайшим романом в мире». «Война и мир» – это роман‑эпопея, событий из истории страны, а именно войны 1805–1807 гг. и Отечественной войны 1812 г. Центральными героями войн были полководцы – Кутузов и Наполеон. Их образы в романе «Война и мир» строятся по принципу антитезы. Толстой, прославляя в романе главнокомандующего Кутузова как вдохновителя и организатора побед русского народа, подчеркивает, что Кутузов – подлинно […]
- Л. Н. Толстой – писатель огромного, всемирного масштаба, так как предметом его исследований были человек, его душа. Для Толстого человек – часть Вселенной. Ему интересно то, какой путь проходит душа человека в стремлении к высокому, идеальному, в стремлении познать самое себя. Пьер Безухов – честный, высокообразованный дворянин. Это натура непосредственная, способная остро чувствовать, легко возбуждаться. Пьеру свойственны глубокие раздумья и сомнения, поиск смысла жизни. Жизненный путь его сложен и извилист. […]
- Смысл жизни … Мы часто задумываемся над тем, что может быть смыслом жизни. Нелегок путь исканий каждого из нас. Некоторые люди понимают, в чем смысл жизни и как и чем надо жить, только на смертном одре. То же самое произошло и с Андреем Болконским, самым, на мой взгляд, ярким героем романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Впервые мы встречаем князя Андрея на вечере в салоне Анны Павловны Шерер. Князь Андрей резко отличался от всех присутствующих здесь. В нем нет неискренности, лицемерия, так присущих высшему […]
- Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир» - произведение, грандиозное не только по монументальности описанных в нем исторических событий, глубоко исследованных автором и художественно переработанных в единое логичное целое, но и по многообразию созданных образов, как исторических, так и вымышленных. В изображении исторических персонажей Толстой был скорее историком, чем писателем, он говорил: «Там, где говорят и действуют исторические лица, не выдумывал и использовал материалы». Вымышленные образы описаны […]
- Лев Толстой – признанный мастер создания психологических образов. В каждом случае писатель руководствуется принципом: «Кто больше человек?», живет ли его герой настоящей жизнью или лишен нравственного начала и духовно мертв. В произведениях Толстого все герои показаны в эволюции характеров. Женские образы несколько схематичны, но в этом проявилось веками сложившееся отношение к женщине. В дворянском обществе у женщины была единственная задача – рожать детей, умножать класс дворян. Девушка сначала была красивой […]
- В романе «Война и мир» Л. Н. Толстой показал русское общество в период военных, политических и нравственных испытаний. Известно, что характер времени складывается из образа мыслей и поведения не только государственных, но и обыкновенных людей, порой жизнь одного человека или семьи в соприкосновении с другими может быть показательна для эпохи в целом. Родственные, дружеские, любовные отношения связывают героев романа. Нередко их разделяет взаимная неприязнь, вражда. Для Льва Толстого семья - это та среда, […]
- Персонаж Илья Ростов Николай Ростов Наталья Ростова Николай Болконский Андрей Болконский Марья Болконская Внешний вид Кучерявый молодой человек не высокого роста, с простым, открытым лицом Не отличается внешней красотой, имеет большой рот, но черноглазая Невысокого роста с сухими очертаниями фигуры. Весьма красив. Имеет слабое, не отличающееся красотой тело, худолицая, обращает на себя внимание большими, с грустной поволокой лучистыми глазами. Характер Добродушный, любвеобильный […]
- В жизни каждого человека бывают случаи, которые никогда не забываются и которые надолго определяют его поведение. В жизни Андрея Болконского, одного из любимых героев Толстого, таким случаем стало аустерлицкое сражение. Уставший от суеты, мелочности и лицемерия высшего света, Андрей Болконский едет на войну. От войны он ждет многого: славы, всеобщей любви. В своих честолюбивых мечтах князь Андрей видит себя спасителем земли русской. Он хочет стать таким же великим, как Наполеон, а для этого Андрею нужен свой […]
- Главным героем в романе - эпопее Л.Н.Толстого «Войны и мира» является народ. Толстой показывает его простоту и доброту. Народ это не только мужики и солдаты, которые действуют в романе, но и дворяне, обладающие народным взглядом на мир и на духовные ценности. Таким образом, народ - это люди, объединённые одной историей, языком, культурой, живущие на одной территории. Но есть среди них интересные герои. Одним из них является князь Болконский. В начале романа он презирает людей высшего света, несчастлив в браке […]
Тема урока: Счастье-это просто. «Мысль семейная» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир
Цель урока : показать, что Л.Н.Толстой в романе-эпопее «Война и мир»
утверждает вечные ценности – патриархальную семью с взаимоотношениями, построенными на «добре и правде» - как основу человеческой жизни.
Задачи урока : а) разобраться в вопросах, которые ставит перед собой
«Что есть настоящая жизнь?», «Что скрепляет семью?»;
б) совершенствование умения вести диалог с автором;
в) укрепление престижа семьи, формирование ценностной системы нравственных ориентиров и идеалов.
Оборудование: портрет Л.Н.Толстого, текст романа-эпопеи «Война и мир», песня «Родительский дом», эпиграф к уроку: «Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь... с возможностью делать добро людям» (Л.Н. Толстой)
Ход урока:
1. Вступительное слово учителя
К числу вечных творений, завещаемых из века в век, принадлежит и «Война и мир». Мы открываем страницы романа, где Лев Николаевич Толстой бессмысленности и бесчеловечности войны 1805 года противопоставляет ту жизнь, которую назвал «настоящей». Мирная жизнь не обособлена от «большой» истории, в ней свой «омут жизни», а люди как реки: у каждого своё русло, свой исток. Исток этот - родной дом, семья, её традиции, уклад.
Сегодня мы знакомимся с семейными гнёздами главных героев: Ростовыми; Безуховыми, Курагиными, Болконскими, побываем в гостях у этих семей, чтобы разобраться в главном вопросе: « Какую же семейную жизнь Толстой считает настоящей?» (Запись проблемного вопроса в тетради)
2.Работа над содержанием текста. Беседа.
С чего начинается первая часть второго тома? (Примерные ответы учащихся, они могут быть построены иначе)
Война не кончилась, но приостановилась. Наполеон после победы при Аустерлице заключил с Австрией выгодный для себя мир и отправился в Париж, а русские войска вернулись на родину, и многие офицеры получили отпуск, в том числе Николай Ростов.
Каким желанием охвачен Николай Ростов, какие испытывает чувства, подъезжая к родительскому дому?
Он едет в отпуск в Москву, уже въезжает и думает: « Скоро ли, скоро ли? О, эти несносные улицы, лавки, калачи, фонари, извозчики!» Н.Ростов охвачен нетерпеливым желанием поскорее подъехать к родному дому. Он с умилением узнаёт самые обычные предметы и огорчается, когда родной долгожданный дом стоит «неподвижно, нерадушно... ». Так знакомо нам то чувство, что испытывал Николай через несколько минут после приезда: «Ростов был очень счастлив любовью, которую ему выказывали: но первая минута его встречи была так блаженна, что теперешнего его счастья ему казалось мало, и он всё ждал чего-то ещё, и ещё, и ещё»
- А теперь сделайте вывод, что значит для него родительский дом?
В родительском доме он - офицер, взрослый мужчина - с естественной лёгкостью вновь вошёл в свой детский мир, ему понятно и «сожжение руки линейкой для показания любви», и Наташина болтовня, и то, что она пыталась надеть его сапоги со шпорами, и Соня, кружившаяся по комнaтe, - всё это, казалось, было в нём все долгие месяцы под ядрами и пулями, а теперь здесь, в родительском доме, ожило и расцвело.
Вспомните, в каких ситуациях мы встречаемся с семейством Ростовых?
Расскажите о родителях. (Сообщения учащихся)
Стоя на народной точке зрения, автор считает нравственным стержнем семьи мать, а высшей добродетелью женщины – святой долг материнства: « Графиня была женщина с восточным типом худого лица, лет 45, видимо, изнурённая детьми, которых у неё было 12 человек. Медлительность её движений и говора, происходившая от слабости сил, придавала ей значительный вид, внушавший уважение». Автор подчёркивает близость матери и дочери одним именем - Наталья. С умилением Толстой описывает и графа. Граф Ростов одинаково приветливо встречал всех гостей... милая или милый говорил всем без исключения, без малейших оттенков, как выше, так и ниже его стоявшим людям, он хохочет «звучным и басистым смехом», «смеясь, кричит... », он – «сама распущенная доброта». Гостеприимный и щедрый дом Ростовых не может не очаровать читателя. И в Петербурге, и в Москве на ужины к ним сходились самые разные люди: соседи по Отрадному, старые небогатые помещики, Пьер Безухов. Чувствуется бескорыстное радушие. Жизнь Ростовых в деревне носит ещё более патриархальный характер - крепостные на святках наряжаются и веселятся вместе с господами.
-Каковы отношения родителей и детей?
Эти пожилые люди нежно, трепетно друг друга любят; у них чудесные дети. Отношения между родителями и детьми в семье Ростовых строятся на искренности чувств, любви, понимании, уважении, на доверии друг к другу. Дух равенства, бескорыстия господствует в этой семье. Здесь вместе открыто радуются, плачут и переживают. Ростовы готовы принять и обласкать любого: в семье, кроме своих четверых детей, воспитываются Соня и Борис Друбецкой. В их доме уютно своим и чужим...
Перескажите эпизод «Именины Наташи» (1 том, 1 часть, главы 7-11 , 14-17). Пересказ-анализ эпизода.
Что дополняет эта картина к характеристике Ростовской «породы»?
Простота и радушие, естественность поведения, сердечность и взаимная любовь в семье, благородство и чуткость, близость в языке и обычаях к народу.
Сильные учащиеся составляли семейный кодекс Ростовых, они выступают на уроке с творческой работой, в которую могут быть включены такие пункты:
а) щедрое гостеприимство;
б) уважение к каждой личности;
в) искренность и взаимопонимание между родителями и детьми;
г) открытость души;
д) все чувства наружу;
е) чувство патриотизма.
Мы видим, что семья Ростовых живёт больше чувствами, чем головой. И Толстой любит семью Ростовых (как известно, в лице Николая Ростова он изобразил своего отца), любит за то, что они хорошие люди. Думаю, каждый из нас был бы счастлив, живя в такой семье.
А теперь погостим немного у Болконских, в Лысых Горах. Ничто не может изменить спокойной, деятельной и размеренной жизни старого княжеского дома в Лысых Горах. «Те же часы, и по аллеям прогулки... » И как всегда, рано утром величественный маленький старик в «бархатной шубке с собольим воротником и такой же шапке» выходит гулять по свежему снегу. Он стар, князь Болконский, он заслужил покой, эту расчисленную, им самим составленную жизнь. Но не о покое мечтал этот старик.
О чём же думал Николай Андреевич, читая ежедневные письма сына?
Наверное, он рвался всем сердцем туда, на австрийские поля, вспоминал великого Суворова, мечтал о своём Тулоне, - он стар, но он жив, и полон душевных сил. Душевных, но не физических. Приходится смиряться с тем; что не можешь легко, как прежде, вскочить на коня и скакать под пулями наперерез врагу. Приходится смиряться с тем, что мысль работает не так быстро, как раньше, и убывают силы, и нет тебе места там, где прежде без тебя казалось невозможно... Он потому и труден, этот старик, что не может примириться со своей беспомощностью. Но, сколько есть сил, он будет полезен России, сыну, дочери.
- Что князь Николай Андреевич Болконский хотел дать своим детям ?
Давно, когда он был молод, силён и деятелен, среди многих радостей, заполнявших его жизнь, были дети - князь Андрей и княжна Марья, которых он очень любил. Их воспитанием и обучением занимaлся сам, не доверяя и не перепоручая этого никому. Сына он хотел вырастить умным, благородным, счастливым, а дочь - не такой, как светские глупые барышни, - прекрасной женщиной.
О чём же болела его душа?
Сын вырос красивым, умным и честным, но это не сделало его счастливым. Он ушёл в непонятную жизнь с неприятной женщиной - что остаётся отцу? Пытаться понять сына и заботиться о его жене: но не так всё это мечталось когда-то...
Девочка его тоже выросла, стала богатой невестой; он научил её геометрии, воспитал доброй и благородной, но от этого ей будет только труднее жить. Что она знает о людях, что понимает в жизни? Дочь внешне некрасивая! Но он, как никто, понимает, как богат духовный мир дочери; он знает, какой красивой она может быть в минуты большого волнения. Поэтому так мучителен для него приезд и сватовство Курагиных, «этой глупой, бессердечной породы». Не дочь его они ищут, а его богатство, его знатный род! А княжна Марья ждёт, волнуется! Он, со своим стремлением сделать детей правдивыми и честными, он сам и воспитал Андрея безоружным против княгини Лизы, а Марью - против князя Василия. Сегодня он жив и уберёг дочь, а завтра?
Что общего у всех Болконских?
Строгость, «сухость», гордость – наиболее часто повторяющееся в портретах отца и сына черты. Но едва ли не самыми главным, объединяющим всех Болконских, является выделенное Толстым сходство их глаз: как у княжны Марьи, такие же «прекрасные глаза» у князя Андрея (глава 25), они также «светились умным и добрым, непривычным блеском», умные и блестящие глаза у Болконского-отца. Аристократизм, гордость, ум и глубокая работа мысли, глубина душевного мира, скрываемая от глаз посторонних, - вот характерные особенности семьи Болконских. В момент рождения сына княгини Лизы и князя Андрея в доме Болконских «была какая-то общая забота, смягченность сердца и сознание чего-то великого, непостижимого, совершающегося в ту минуту... »
В чём сходство и различие взаимоотношений родителей и детей Болконских и Ростовых?
У Болконских, как и Ростовых, та же взаимная любовь членов семьи, та же глубокая сердечность (только скрытая), та же естественность поведения. Дом Болконских и дом Ростовых похожи, прежде всего, чувством семьи, духовным родством, патриархальным укладом.
На фоне характеристик Ростовых и Болконских контрастом прозвучат взаимоотношения в семье Курагиных. Как понимает свой родительский долг Василий Курагин?
Василий Курагин - отец троих детей. Он тоже, наверное, плохо спит ночами, думает за своих детей, как помочь, направить, уберечь. Но для него в понятии счастья иной смысл, чем для князя Болконского. Все его мечты сводятся к одному: пристроить их повыгоднее, сбыть с рук. Как много сил стоила князю Василию пышная свадьба дочери Элен - нынешней графини Безуховой! Бросив все дела, он опекал и направлял «непутёвого» Пьера, пристроил его в камер-юнкеры, поселил в своём доме, и, когда Пьер так и не сделал предложения, князь Василий всё взвалил на свои плечи и решительно благословил Пьера и Элен. Элен пристроена. Ипполит, слава богу, в дипломатах, в Австрии - вне опасности; но остаётся младший, Анатоль, с его беспутствами, долгами, пьянством; возникла мысль женить его на княжне Болконской - лучшего и желать нельзя. Позор сватовства все Курагины переносят легко. Их спокойствие - от равнодушия ко всем, кроме себя. Их душевную чёрствость, подлость заклеймит Пьер: « Где вы, там разврат, зло».
Каковы взаимоотношения в этой семье?
В этом доме нет места искренности и порядочности. Страшной смесью низменных инстинктов и побуждений связаны друг с другом члены семейства Курагиных! Мать испытывает к дочери ревность и зависть; оба брата не скрывают физиологического влечения к сестре; отец искренне приветствует для детей браки по расчёту, грязные интриги и скверные связи... Кажется, что разрастание этого гнезда грехов и пороков можно остановить лишь физически - и все трое младших Курагиных остаются бездетными. Они чужды Толстому: пустоцветы! От них ничего не родится, ибо в семье надо уметь отдавать другим тепло души и заботу.
3. Индивидуальные выступления учащихся (задания даются заранее)
Дать характеристику одного из представителей каждого семейства:
Наташа Ростова
Марья Болконская
Элен Безухова
4. Определите одним словом главный стержень семьи:
Семья Ростовых (любовь)
Семья Болконских (благородство)
Семья Курагиных (ложь)
5. Ответ на проблемный вопрос: «Какую же жизнь Толстой называет настоящей?». Чтение-анализ эпиграфа.
- Семья - один из шедевров природы. И Толстой блестяще претворил эту мысль в романе. Лучшие герои «Войны и мира» хранят в семейных отношениях такие нравственные ценности, которые в минуту общенациональной опасности спасают Россию.
- В эпилоге романа мы видим две прекрасные семьи - Наташи и Пьера, княжны Марьи и Николая. Думаем, что такие семьи были близки самому автору. Почти все любимые герои Толстого стоят у истоков нового - третьего поколения. Мы видим мирное течение жизни - прекрасной, полной чистых радостей и созидательных трудов. Эпилог романа - это гимн Толстого духовным основам семьи, как высшей формы единения между людьми. Именно такую жизнь, думаю, Толстой и называет настоящей.
6. Звучит музыка песни «Родительский дом», учитель говорит:
Да, «родительский дом - начало начал, и в сердце каждого - надёжный причал». Каждая семья имеет свои «начала» и понимает счастье по-своему. «Настоящая жизнь людей - это жизнь со своими существенными интересами здоровья, болезни, труда, отдыха, со своими интересами мысли, науки, поэзии, музыки, любви, дружбы, ненависти, страстей... ». Толстой утверждает вечные ценности как основу счастья - дом, семья, любовь. Это то, что необходимо каждому из нас. Все мы мечтаем о доме, где нас любят и ждут.
I . Зачем нужен в романе эпилог?
«Ежели люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать только то же самое. Ведь как просто»
Вспомните, какую жизнь Толстой считал настоящей? Жизнь в мире.
Чем отличается мирная жизнь эпилога от мирной жизни т.2?
В результате всего пережитого, герои находят свое место в жизни, ближе становятся к народу.
1) Толстой объединяет две любимые им семьи Болконских и Ростовых .
2) К какой мудрости пришел Пьер? (эпилог ч.1 гл.16)
3) Куда же и почему привело Пьера стремление к единению всех честных людей ? (ч.1 гл.14)
Тайное политическое общество, всеобщее неблагополучие в жизни общества, государства. Кажется, то же самое, что привело его в свое время к масонам.
4) А способ действия остался прежним?
Противоборство злу, царящему в мире, Пьер теперь видит не только в очищении сердца каждого человека.
II. Кто еще из героев романа сближается с народной жизнью, понимая его интересы и заботы?
Николай Ростов (гл. 7).
Каковы политические взгляды Николая? (гл.14) На чьей стороне в споре Толстой? Как он это показывает?
III. Почему так закончен роман?
Если бы князь Андрей был жив, продолжились бы поиски, как жить честно, пришел бы он в тайное общество? Вырастет сын – продолжит его дело (преемственность поколений ).
IV . Когда был закончен роман? (1869 г.)
Очень остро стоит по-прежнему какой вопрос? – «Кому на Руси жить хорошо?»
1. Положение народа .
2. Положение женщины (романы Тургенева, пьесы Островского).
V. Отвечает ли Толстой на эти вопросы в своем романе? Или оставляет их в стороне?
1) Крестьянский вопрос: свой взгляд.
Народ – главная сила истории, но он затушевывает противоречия между барином и мужиком, считает, что возможен мир, лад, согласие между барином и мужиком там, где хорош барин (Ростовы, дядюшка в Отрадном, Ростов-хозяин - гл.7).
- А политические взгляды Николая? На чьей стороне Николенька? (гл.16)
2) Свой взгляд на назначение женщины .
а) Как этот вопрос решают, например, Тургенев, Чернышевский?
А Толстой? (гл.10)
б) По Толстому , назначение женщины – семья, материнство.
С любовью и уважением рисует он Наташу-мать в эпилоге, которая с понимание и уважением относится к делам Пьера. В споре с Николаем она союзник Пьера. И если Пьера постигнет участь декабриста - она разделит его судьбу.
Д/з : Подготовиться к сочинению по темам.
В романе-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир» «мысль семейная» выражается при помощи неявного сопоставления трех семей: Ростовых, Болконских и Курагиных.
Ростовы – полные жизни, естественные и искренние. В их доме всегда кипит жизнь, полно гостей, и почти все члены семьи жизнерадостны, общительны. Граф Ростов – радушный хозяин, двери дома которого всегда открыты, он готов помочь нуждающимся в этом. Графиня Ростова – любящая жена, полностью поддерживающая мужа. Наташа - искренняя и открытая девушка, живущая чувствами и эмоциями. Николай – прямодушный, пусть и немного ограниченный, но честный перед собой и окружающими людьми. Петя Ростов – сначала озорной мальчишка, а потом молодой офицер, жаждущий славы и подвига. И только Вера – невозмутимая и равнодушная, выбивается из ряда этих полных жизненных сил людей. В семье Ростовых не задумываются о смысле жизни, духовные искания и долгие душевные переживания не свойственны членам этого семейства.
Здесь все подчинено чувствам, диктуется ими и ими определяется.
У Болконских все иначе. Эта семья тоже симпатична автору, хотя все члены этой семьи совершенно другие. Они живут уединенно в своем имении. Честь и благородство для них превыше всего. Им свойственны размышления о смысле жизни, поиск своего места в этом непростом мире. Князь Болконский, суровый и твердый человек, в душе горячо любит своих детей. К семье Болконских не принято выражать свои чувства, и старый князь, княжна Марья и Андрей искренне любят друг друга, их объединяет духовная близость. Но это люди другого склада, они склонны к самоанализу, к философским раздумьям и к духовным исканиям.
И еще с одной семьей мы знакомимся в романе – семьей Курагиных.
Эта семья контрастирует с двумя предыдущими. Ее представители – корыстные, думающие лишь о своих интересах и выгоде люди. Элен - холодная и равнодушная красавица, мысли которой заняты лишь одним делом – поиском богатого мужа. Анатоль – бездушный красавец, никогда и никого не любивший и прожигающий жизнь. Ипполит – безвольный и безынициативный тип, которым полностью руководит его отец. В этой семье нет любви, нет взаимопонимания, однако никто из ее членов не испытывает по этому поводу никаких переживаний. Всех устраивает такое положение дел. Василий делает вид, что заботится о детях, пытаясь устроить их на теплые места и говоря, что выполняет свой родительский долг. Ни о каких чувствах в этой семье не может быть и речи.
Так, подробно изображая отношения в семьях, автор желал показать нам, что «мысль семейная»- одна из наиболее важных в романе. Начало всех начал писатель видел в семье. Подобно тому, как весь свет изображается положительным или отрицательным, выбор между этими двумя критериями определяется семьей и той атмосферой, которая царит в ней.
В соответствии с традициями реализма, Толстой хотел не только показать, но и сравнить различные семьи, являющиеся типичными для своей эпохи. При сравнении писатель довольно часто использует прием антитезы: некоторые семьи изображены в развитии, а отдельный ряд - застывшими.
В эпилоге Толстой демонстрирует становление двух семей: Пьера Безухова и Наташи Ростовой, а также Николая Ростова и княжны Марьи Болконской. Княжна Марья и Наташа отличаются высоким благородством. В их жизни было много страданий, но несмотря на это, они обретают в конце романа свое счастье – именно в семье. И в семье они проявят все свои способности, чтобы реализовать главную функцию, которую должна выполнять каждая жизни. В конце произведения мы понимаем, что “мысль семейная” становится для нас одной из главных линий романа. Автор изображает не только отдельных персонажей, но и их семьи, демонстрирует сложность взаимоотношений внутри определенной семьи и между семьями.
Лев Николаевич Толстой является одним из немногих писателей русской литературы XIX века, который огромное внимание уделяет теме семьи. Именно эта тема является главной на страницах романа «Война и мир».
Семья, по Толстому, - это свободно-личностное, неиерархическое единение людей. Каждый член семьи свободно проявляет в ней свою личность. Свои взгляды на взаимоотношения близких людей, на семейное устройство писатель показывает на примере двух семей: Ростовых и Болконских.
Семья Ростовых привлекает к себе людей искренностью, добротой, душевной отзывчивостью, готовностью прийти на помощь. Именно в такой семье вырастают пламенные патриоты, безрассудно идущие на смерть, как Петя Ростов. Его старшего брата Николая Ростова отличает искренность, доброта, храбрость, честность, чувствительность. В семье отсутствует атмосфера ханжества и лицемерия, поэтому дети безгранично любят и доверяют родителям, а те, в свою очередь, уважают желания детей, их суждения по тому или иному вопросу. Именно в такой дружной и доброжелательной обстановке смог сложиться характер Наташи с ее даром любви к людям и человечностью. Да, она порой ошибается, это свойство юных, но признает свои ошибки. Наташа умеет любить искренне и преданно. В этом Л. Н. Толстой и видел главное назначение женщины, а истоки доброты и преданности, искренности и бескорыстия он видел в семейном воспитании.
Несколько иная семья Болконских. Для Николая Андреевича Болконского более всего ценны в людях «две добродетели: деятельность и ум». Именно эти качества он и воспитывал в своей дочери Марье. В семье Болконских слова не расходятся с делом, поэтому и Андрей, и княжна Марья - это лучшие представители великосветской среды. Им не чужды судьбы народа, они честные и порядочные люди, искренние патриоты. Эти люди стараются жить в ладу с совестью.
Не случайно Толстой показывает, что эти семьи роднятся, ибо духовное родство их объединяло изначально. Дома Ростовых и Болконских похожи патриархальным укладом жизни, общими семейными чувствами горя или радости, духовным родством, глубокой сердечностью, естественностью поведения, близостью к народу. Для толстовских героев неоценимо важны их фамильная общность и приобщенность к семейному преданию, традициям. В кризисных обстоятельствах герои романа готовы не только поступиться своим родовым имуществом (подводы Ростовых, предназначенные для вывоза вещей, отданы для раненых), но и подвергнуть опасности самих себя и близких людей.
Семья, по Толстому, - это не замкнутый в себе, не отъединенный от всего окружающего клан, а неповторимо-индивидуальные ячейки, обновляемые по мере смены поколений. Главное в семейных эпизодах «Войны и мира» – неподдельно-живое общение между людьми, которые дороги и близки друг другу.
Совершенно справедливы слова В. Зеньковского, который говорил: «Семейная жизнь имеет в себе три стороны: биологическую, социальную и духовную. Если устроена какая-либо одна сторона, а другие стороны либо прямо отсутствуют, либо находятся в запущенности, то кризис семьи неизбежен».
Вступление
Роман «Война и мир» Льва Николаевича Толстого считается историческим романом. В нем описываются реальные события военных кампаний 1805-1807 годов и Отечественная война 1812 года. Казалось бы, кроме батальных сцен и рассуждений о войне ничего не должно волновать писателя. Но центральной сюжетной линией Толстой прописывает семью, как основу всего русского общества, основу нравственности и морали, основу поведения человека в ходе истории. Поэтому «мысль семейная» в романе «Война и мир» Толстого является одной из главных.
Л.Н.Толстой представляет нам три светских семьи, которые показывает на протяжении почти пятнадцати лет, раскрывает семейные традиции и культуру нескольких поколений: отцов, детей, внуков. Это семьи Ростовых, Болконских и Курагиных. Три семьи так не похожи друг на друга, но так тесно переплетаются судьбы их воспитанников.
Семья Ростовых
Одна из самых образцовых семей общества, представленная Толстым в романе, это семья Ростовых. Истоки семьи – любовь, взаимопонимание, чувственная поддержка, гармония человеческих отношений. Граф и графиня Ростовы, сыновья Николай и Петр, дочери Наталья, Вера и племянница Соня. Все члены этой семьи образуют некий круг живого участия в судьбах друг друга. Неким исключением можно считать старшую сестру Веру, она держала себя несколько холоднее. «…красивая Вера презрительно улыбнулась…», – описывает Толстой ее манеру вести себя в обществе, сама она говорила, что ее воспитывали по-другому и гордилась тем, что не имеет отношения «ко всяким там нежностям».
Наташа с детства была взбалмошной девочкой. Детская влюбленность в Бориса Друбецкого, обожание Пьера Безухова, увлеченность Анатолем Курагиным, любовь к Андрею Болконскому – поистине искренние чувства, абсолютно лишенные корысти.
Проявление настоящего патриотизма семьи Ростовых подтверждает и раскрывает важность «мысли семейной» в «Войне и мире». Николай Ростов видел себя только военным и записался в гусары, чтобы пойти защищать русскую армию. Наташа отдала подводы для раненых, бросив все нажитое имущество. Графиня и граф предоставили свой дом для укрытия раненых от французов. Петя Ростов идет на войну совсем мальчиком и погибает за родину.
Семья Болконских
В семье Болконских все несколько иначе, чем у Ростовых. Толстой не говорит, что здесь не было любви. Она была, но проявление ее не носило такого нежного чувства. Старый князь Николай Болконский считал: «Есть только два источника людских пороков: праздность и суеверие, и что есть только две добродетели: деятельность и ум». Все в их семействе подчинялось строгому порядку – «порядок в его образе жизни был доведен до последней степени точности». Он сам занимался обучением своей дочери, изучал с ней математику и другие науки.
Молодой Болконский любил отца и уважал его мнение, он обходился с ним достойно княжеского сына. Уходя на войну, он попросил отца оставить на воспитание своего будущего сына, так как знал, что отец сделает все по чести и справедливости.
Княжна Марья, сестра Андрея Болконского, слушалась старого князя во всем. Она с любовью принимала все строгости отца и заботилась о нем с усердием. На вопрос Андрея: «Трудно тебе с ним?» Марья отвечала: «Разве возможно судить об отце?.. Я так довольна и счастлива с ним!»
Все отношения в семье Болконских были ровными и спокойными, каждый занимался своим делом и знал свое место. Истинный патриотизм проявил князь Андрей, отдав собственную жизнь за победу русской армии. Старый князь до последнего дня вел записки для государя, следил за ходом войны и верил в силу России. Княжна Марья не отреклась от веры, молилась за брата и помогала людям всем своим существованием.
Семья Курагиных
Эта семейство представлено Толстым в противоположность двум предыдущим. Князь Василий Курагин жил только для выгоды. Он знал, с кем дружить, кого приглашать в гости, за кого посватать детей, чтобы выгодно устроиться в жизни. На замечание Анны Павлолвны Шерер о его семействе говорит: «Что делать! Лафатер сказал бы, что у меня нет шишки родительской любви».
Светская красавица Элен дурна душою, «блудный сын» Анатоль ведет праздный образ жизни, в кутежах и забавах, старшего, Ипполита, отец называет «дураком». Эта семья не способна любить, сопереживать, заботиться даже друг о друге. Князь Василий признается: «Мои дети – обуза моего существования». Идеал их жизни – пошлость, разврат, приспособленчество, обман любящих их людей. Элен разрушает жизни Пьера Безухова, Анатоль вмешивается в отношения Наташи и Андрея.
О патриотизме здесь даже речи не идет. Сам князь Василий постоянно судачит в свете то о Кутузове, то о Багратионе, то об императоре Александре, то о Наполеоне, не имея постоянного мнения и подстраиваясь под обстоятельства.
Новые семьи в романе
В конце романа «Война и мир» Л.Н.Толстой складывает ситуацию смешения семей Болконских, Ростовых и Безухова. Новые крепкие, любящие семьи связывают Наташу Ростову и Пьера, Николая Ростова и Марью Болконскую. «Как в каждой настоящей семье, в лысогорском доме жило вместе несколько совершенно различных миров, которые, каждый удерживая свою особенность и делая уступки один другому, сливались в одно гармоничное целое», – говорит автор. Свадьба Наташи и Пьера состоялась в год смерти графа Ростова – старая семья разрушилась, новая образовалась. А для Николая жениться на Марье было спасением, как всей семьи Ростовых, так и его самого. Марья со всей своей верой и любовью хранила семейный душевный покой и обеспечивала гармонию.
Вывод
После написания сочинения на тему «Мысль семейная в романе «Война и мир»» я убедился, что семья – это мир, любовь, понимание. И гармония семейных отношений может прийти только в уважении друг к другу.
Тест по произведению