THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Инквизиция - это специальный священный суд. Этот институт занимался розыском, проводил активную политику уничтожения еретиков. Еретики придерживались и пропагандировали догмы отличные от церковных правил. Ересь - это ложное учение. В понимании инквизиции еретиками становились все, кто в малейшей степени в религии отступали от установленных канонов.

История инквизиции, как карательного органа, начинается с XII в. Есть данные, что первым кого сожгли на костре, был еретик Петр из города Брюи. Этот человек потребовал упразднить иерархию в церкви. В тот момент еще не было разработано правовой базы инквизиции, ее только оформили к XIII в.

История инквизиции

В конце XII в. в Вероне состоялся собор. Папа Луций III открыто призвал духовенство искать еретиков и преследовать их. Каноны должны быть едиными. Никто не имеет права менять установленные католической церковью догмы. Те еретики, которые уже были похоронены должны быть срочно эксгумированы, кости их сжигали. Имущество еретиков подлежало конфискации в пользу церкви. Но институт инквизиции еще не был оформлен. Датой начала его деятельности принято считать 1229 г. - тогда на церковном собрании в Тулузе сказали о создании карательного института инквизиции. Затем буллы Григория IX обязали всех католиков следовать решению собрания в Тулузе. В Испании, Италии, Португалии и в других государствах Европы стали поваляться органы инквизиции.

С XV в. в Европе начинается эпоха книгопечатания. Это открытие принадлежит Иоганну Гутенбергу. Теперь церковь стала самым главным цензором. Они стали оформлять список книг запрещенных. И он постоянно обновляться.

Самой жестокой и кровожадной инквизицией была Испанская. Томас де Торкемада стала самым свирепым инквизитором. Именно из его жизнеописания складывается история средневековой инквизиции. Его личность очень интересна для историков и психологов. Он стал сначала личным духовником королевы Изабеллы, а потом стала самым главным инквизитором в Испании.

Именно с подачи Томаса оформились все виды инквизиторских пыток. Он всегда боялся за свою жизнь, хотя умер своей смертью. Никто так и не посягнул на его жизнь.

За обедом у Томаса де Торкемада всегда стоял нейтрализатор для яда. Он хранил противоядие в роге носорога на обеденном столе. Томас всегда очень боялся за свою жизнь. Еще когда он ездил по улице, то у него была солидная охрана в составе 50-ти всадников и 200 пехотинцев. Именно с его подачи королева Изабелла выслала из страны представителей еврейской нации. А борьба с ересью проходила круглосуточно.

Борьба инквизиции с еретиками


Ересь главная зараза эпохи Средневековья, по мнению представителей духовенства. Церковь играла важную роль в жизни простого человека. Она стала самым богатым институтом, владела многими землями. Население платило всегда налог в пользу церкви - десятину.

Церковь буквально поглотила в себя политику и экономику Европейских государств. При этом она еще выдавала за деньги индульгенции - специальные грамоты для отпущения грехов. Это вызывало негодование у населения. Именно поэтому, появляются люди, которые выступают против некоторых церковных догматов. Народ был просто возмущен поведением церковных служителей. Они вели себя очень нескромно, транжирили деньги. Совершали поборы, не помогали бедным. С каждым днем появлялось все больше и больше верующих, которые ставили под сомнение учение церкви.

Всех несогласных помещали в категорию еретиков, которых считали посланниками дьявола. Их преследовали, потом подвергали жестоким пыткам. И в последнюю очередь казнили. Все совершалось очень быстро. Обычно никакого следствия не проводили, сразу же суд, пытки и казнь. Судьи даже, когда выносили приговор, не знали имени подсудимого, их просто обозначали цифрами. Приговор всегда была смертная казнь, и судьи всегда следили за исполнением приговора.

Орудия пыток инквизиции


Многие ученые и мыслители в Средние века стали жертвами инквизиции. Этот карательный орган разработал целый арсенал орудий пыток. Способов пытать жертву было немало. Здесь мы рассмотрим лишь несколько орудий труда. Конечно, можно только пребывать в полнейшем шоке от того, сколько разнообразных орудий пыток разработали инквизиторы. И они просто ужасны, как только человек способен был на такую жестокость.

Вот несколько таких изобретений:

  1. «Кресло допроса» - это орудие применялось в Германии, до середины XIX в. его использовали при допросах до суда. Кресло было покрыто всюду шипами, пленника садили на него обнаженным. При небольшом движении он чувствовал сильную боль, которая доводила его до агонии. Иногда для большего эффекта под креслом разводили огонь;
  2. Дыба-ложе - самое распространенное пыточное орудие. Это был стол, на него ложили человека, фиксировали его конечности. А затем растягивали, так что подсудимый испытывал сильную боль;
  3. Дыба-подвес - тоже одно из распространённых видов пытки. Руки связывали веревкой за спиной, о потом другой конец веревки перебрасывали через лебедку и поднимали человека вверх;
  4. «Стул инквизиции» - это табуретка с шипами, также там были еще крепления для конечностей жертвы.
  5. «Колесование» - при помощи железного колеса жертве ломали все кости.

В Средние века не было понятия «амнистия». Правосудие никому не подчинялось. Никто не мог защитить права человека. Палач имел свободу выбора во время пыток. Иногда использовали жаровню. Подсудимый привязывался к решетки и его поджаривали как какой то кусок мяса. В таком случае жертва, конечно же, признавалась в чем угодно. Иногда даже такие пытки приводили к выявлению новых преступников.

Ученые, подвергшиеся инквизиции


Немало светлых умов погибло от рук инквизиторов. Самые известные из них, например Николай Коперник. Он сомневался в постулате о том, что Земля это центр вселенной. Ученый заявил, что Земля, так же как и остальные планеты вертятся вокруг Солнца. Его книга вышла уже после смерти ученого, она была запрещена. Таким образом, Коперник не попал в руки инквизиторов. Можно сказать, что ему повезло.

Менее удачливыми стали Джордано Бруно со своей идеей бесконечности пространства, его сожгли на костре. Чуть не сожгли еще одного ученого Галилео Галилея. Он создал телескоп и исследовал космические тела. Его принудили отречься от своих взглядов. В 1992 г. Ватикан его оправдал.

Инквизиция стала черной страницей в истории Средневековой Европы. Это жестокость и агрессия к людям, которые вовсе не были ни в чем не виноваты. Самое страшное заключается в том, что такая инициатива исходила от представителей христианской религии. Получив безграничную власть над верующими, они взяли на себя право судить якобы изменников религии. При этом решать кого судить они могли только сами.

Инквизиция видео

История человечества содержит в себе немало печальных событий, жестокость которых до сих пор поражает современников. К сожалению, многие из них связаны с религиозными взглядами. Наиболее ярким примером является святая инквизиция, которая действовала в период Средневековья. Что такое инквизиция и почему эти страницы считаются темными в истории церкви – ответы на эти вопросы можно найти в данной статье.

История христианской церкви полна упоминаний о различных соборах – встреч духовенства, на которых они утверждали догматы веры и критиковали еретиков.

Именно борьба с ересью и околорелигиозными течениями, которые считались духовенством ложными, и привела руководство церкви к пониманию того, что ей как организации необходим орган веры, который будет заниматься вопросами определения ереси и наказания за ее распространение.

Так появилась святая инквизиция – орган Римско-католической церкви, который занимался выявлением и наказанием религиозных преступлений против веры. Датой его основания считается 1215 год, когда папа Иннокентий III создал особый суд под названием «Инквизиция».

Позже инквизиция появилась во Франции (1229 г.), в Испании (1478 г.) и в других странах Европы.

Основателями и активными сторонниками движения считаются:

  • папа Иннокентий III;
  • Григорий IX;
  • испанский король Фердинанд и королева Изабелла;
  • папа Сикст IV;
  • Томас Торквемада.

Благодаря санкциям пап и содействию королевских особ, расцвет Конгрегации наступил в 1483 году, и в то же время вышел ее первый кодекс. В 1542 году орган веры несколько видоизменился и стал именоваться Конгрегацией священной канцелярии, при этом в его подчинении были все локальные инстанции и мировые. Суть инквизиции вскоре изменилась – она стала не просто органом управления, а высшей богословской инстанцией, и без ее заключений и разрешений католики не могли решать вопросы веры или утверждения богословских канонов.

Важно знать ! История инквизиции примечательна тем, что за весь период ее существования на должность высших руководителей назначались только монахи из доминиканского ордена.

Особый расцвет работы инквизиции пришелся на 1400-е года, когда орган веры имел неограниченную власть и начал преследовать со всей жестокостью людей, чья вера, по мнению следователей, не была чиста или безгрешна. Началась цензура книг, преследовали евреев, сжигали женщин, которые подозревались в колдовстве, церкви перестали быть местом для грешников, а стали карающим перстом, от которого нельзя было укрыться.

История инквизиции делиться на три этапа:

  • XIII-XV вв. – борьба с распространившимися народными сектантскими движениями;
  • эпоха Возрождения – борьба с деятелями культуры и науки;
  • эпоха Просвещения – противостояние со сторонниками Французской революции.

Упразднили инквизицию как следственный орган в конце XVIII - начале XIX века сначала в Италии, а после повсеместно. С расцветом протестантства католики утратили свое влияние и не могли действовать подобным образом. К 1908 году инквизиция был трансформирована и переименована в Священную Конгрегацию доктрины веры и действовала строго в рамках законодательства. Сегодня это орган внутри церкви, который управляется кардиналом и занимается вопросами веры и морали. Таким образом, мы кратко рассмотрели историю святой инквизиции.

Инквизиция

Причины возникновения

В 13 веке Римско-католическая церковь переживала серьезный кризис. Распространились различные еретические учения, люди стали покидать лоно церкви, в самом органе наметился раскол.

Прошедшие ранее крестовые походы не только не принесли папству ожидаемого успеха и славы, но вызвали ряд осуждений и падение их авторитета среди народа.

Отток людей и их переход в другие деноминации негативно отразился на благосостоянии папства и вызывал тревогу.

Папа Иннокентий III возглавил разрушающийся орган веры и понял, что церковь нуждается во внутренней реорганизации и мирном распространении ее влияния. Он созвал IV Латеранский собор, на котором приняли 70 канонов, среди которых были и каноны о еретиках. Это событие считается началом создания и действии святой инквизиции.

Таким образом, причинами создания его стали:

  1. Распространение еретических учений.
  2. Падение авторитета римско-католической церкви.
  3. Зарождение и распространение протестантства.
  4. Отток людей и падение доходов церкви.

Стоит отметить, что сам папа Иннокентий III активно ратовал за мирное распространение христианской веры и решения конфликтов.

Цели

Основной задачей инквизиции считается борьба со всевозможными ересями, которые возникали повсеместно. Однако вместо научения народа, деятели органа и церкви пытались насильно привить людям веру в Бога и заставить обратиться на истинный путь.

Для этого монахи применяли насилие, пытали людей и могли предать казни. Чаще всего еретиков лишали жизни через сожжение.

Кроме того, монахи должны были бороться и с колдовством. Что это и как с ним бороться, рассказывал знаменитый документ «Молот ведьм» авторства Генриха Крамера, немецкого доминиканского монаха.

Сегодня историки утверждают, что большая часть женщин и мужчин, которых в то время пытали и сожгли как ведьм и колдунов, были невиновны. Но Конгрегация считала одним из основных своих направлений борьбу с колдовством.

С распространением протестантизма, католики начали преследовать и последователей этой веры, поскольку считали их еретиками.

Таким образом, можно выделить ряд основных целей:

  1. Укрепление авторитета католической церкви и повсеместное ее распространение.
  2. Уничтожение еретических течений и их распространителей.
  3. Насильственное покаяние людей, которые были замечены в колдовстве, или их казнь;
  4. Преследование протестантов.
  5. Уничтожение еретических книг и их распространителей;
  6. Обращение евреев в католическую веру.

Возможно, изначально папство преследовало положительные цели, но неограниченная власть Конгрегации, которую ей предоставили повсеместно, негативно повлияла на деятелей органа и зажгла так называемые «костры инквизиции» — массовые и регулярные сожжения и казни людей.

Полезное видео: что такое инквизиция?

Судебные процедуры

Конгрегация выпустила документ под названием «Акт веры», в котором излагалась необходимость выдавать на суд всякого, кто был подозреваем в ереси. Большинство обвиняемых попали на суд лишь по чьему-то доносу или слуху.

Всякого, кто отказывался свидетельствовать против обвиняемого или доносить на окружающих, могли отлучить от церкви.

Под ересью понимались все еврейские традиции, колдовство, ведовство и прочие, отличные от официальных догматов церкви, положения и течения. В Испании также особенно жестко преследовали евреев, которые отказывались оставлять свои традиции иудаизма и переходить в католическую веру.

Когда на человека доносили, его вскорости хватали и отправляли в тюрьму, где он дожидался суда. До него арестованный должен был не только ответить на все вопросы следователей, но и назвать людей, которые могли бы выступить в его защиту на суде, который возглавлял обычно главный монах в области, принимавший окончательное решение о судьбе обвиняемого. Для еретиков обычно практиковали обращение в веру насильно с конфискацией имущества или добровольно.

Если судью не удовлетворяли ответы арестованного и его свидетели, то он принимал решение о пытках. В арсенале палача было множество инструментов, с помощью которых он вырывал признание в совершении действий или произнесении слов, которые расценивались как еретические. Целью следователей было чистосердечное признание, и ради него арестованного растягивали на дыбе, ломали кости, вырывали ногти или пытали огнем и водой.

Суд Инквизиции запретил труд Коперника «Об обращении небесных сфер»

Следует упомянуть, что к жестоким пыткам прибегали не всегда, но их наличие в системе судебного производства все же говорит о ее несостоятельности. Обычно арестованный рано или поздно признавался в ереси, только чтобы окончить мучения, и его возвращали на суд, где судья принимал решение о казни. Обычно она совершалась через сожжение или повешение, но иногда для особо тяжелых преступников могли назначить четвертование или другую ужасную смерть.

Важно знать ! Святая инквизиция действовала и на территории Российской империи, хотя и недолго, с 1711 до 1721 года.

Церковь старалась оправдать свои действия и множественное проявление жестокости цитатами из Священного Писания и трудов известных богословских авторитетов, таких как Фома Аквинский, в которых говорилось о праве и потребности карать людей не только духовными, но и телесными карами, если они будут противиться церкви и вести аморальный образ жизни.

Жертвы инквизиции

Среди них больше всего было женщин и детей, которых подозревали в колдовстве чаще всего. Для детей младше 14 лет обычно назначали наказание в виде ударов плетью, чтобы выбить всю нечистоту, но женщин обычно казнили или высылали прочь из страны.

Одной из самых маленьких жертв значится 9-летняя девочка из Ринтела, обвиненная в 1689 году в сношениях с дьяволом. Ее подвергли порке и одновременно заставили смотреть на сожжение бабушки.

Другой жестокий случай произошел в 1595 году, когда фермера Фолькера Дирксена и его дочь обвинили в уничтожении скота в виде волкодлаков. Под жестокими пытками они сознались, и им был вынесен приговор о сожжении, а трех сыновей (от 8 до 14 лет) помиловали и лишь наказали поркой.

Но после этого судья жалел, что не сжег всю семью, а королевский юрист Джордж Макензи заявил «Все зависит от нашей прихоти», что дает представление о судебных процедурах церкви того времени.

Несмотря на многочисленные статьи в Сети, в которых описываются ужасы и перечисляются миллионы жертв, общее число пострадавших все же не такое большое – их около 40000 за 400 лет активной деятельности инквизиции. Это подтверждено многочисленными историческими документами того времени.

Полезное видео: борьба церкви с ересью

Вывод

Костры инквизиции горели по всему миру, особенно задев Европу, где католическая церковь была особенно крепка. Сегодня представители духовенства сожалеют о тех страницах истории церкви, но их наличие и память об этом предотвращает возвращение тех темных времен.

Мрачные фигуры в рясах силой тащат на площадь заплаканную простоволосую девушку. Худощавый монах зачитывает приговор, и на его суровом лице горят священной яростью запавшие глаза. Обвиняемая молит о пощаде, но палачи непреклонны. Фанатичная вера заставляет их проливать все новую кровь во славу Господа. Под ликование толпы грешницу пожирает пламя.

Такой или примерно такой образ обычно приходит в голову, когда заходит речь об инквизиции. Но так ли все было на самом деле? Об инквизиции существует немало стереотипов. Какие из них правдивы, а какие - не более чем дитя от брака неведения с пристрастностью?

Сравним же типичные стереотипы об инквизиции с реальностью.

Суд инквизиции

Стереотип: Инквизиция существовала в средневековье.

И в средневековье тоже. Временем начала инквизиции стоит считать первую половину ХIII века. Религиозные репрессии существовали задолго до этого, но развитой организации для искоренения ереси еще не существовало. Усиление церкви при папе Иннокентии III, амбициозное стремление каждого папы стать «царем над царями» и угроза альбигойской ереси на юге Франции требовали новых средств для укрепления вертикали власти. Поиск и осуждение еретиков тогда были обязанностью местных епископов. Но епископ мог опасаться злить свою паству, а мог быть просто подкуплен, потому для репрессий лучше подходил «ревизор» со стороны.

На заметку: слово «инквизиция» переводится с латыни как «расследование». Соответственно, инквизитор - следователь. Официальное название данной конторы звучит как «Святой отдел расследований еретической греховности». В оригинале - Inquisitio Haereticae Pravitatis Sanctum Officium. Святая инквизиция - сокращение.

Папа Григорий IХ, идейный последователь Иннокентия, передал борьбу с ересью в ведение монашеских орденов, в основном доминиканского ордена. Так родилась инквизиция как развитая централизованная организация профессиональных искоренителей вредных идей.

Инквизицию можно условно разделить на папскую (так называемую Вселенскую) и государственную. Деление условно, поскольку на государственную инквизицию оказывал влияние Ватикан, а на папскую - местные власти. Государственная инквизиция действовала в Испании и Португалии и была создана по инициативе их монархов. Вселенская инквизиция была подчинена непосредственно папе и действовала в основном в Италии, на юге Франции и на островах Средиземного моря. Папские инквизиторы обычно не имели постоянного места работы и переезжали с места на место - туда, где им было с чем бороться. Инквизитор не путешествовал с целой армией сотрудников. Местный епископ и светский правитель предоставляли ему все необходимое, включая людей.

Конец инквизиции вовсе не совпадает с концом средневековья. Она успешно пережила Возрождение, Реформацию, Новое время и лишь в эпоху Просвещения получила удар, от которого не оправилась. Новая эпоха - новая мораль: в XVIII веке в большинстве европейских стран деятельность инквизиции была запрещена. В государствах, где католицизм был особенно силен, вроде Испании и Португалии, эта организация дожила до начала ХIХ века. Так, испанская инквизиция была упразднена только в 1834 году и за несколько лет до этого даже подписала осужденному смертный приговор.

Римская же инквизиция пережила даже XIX и XX века и существует до сих пор под именем Конгрегация доктрины веры. Конечно, это уже совсем не та инквизиция, одно упоминание которой наводило ужас. Ни о каких наказаниях еретиков или язычников речи не идет в принципе. Занимается Конгрегация в основном проверками католических священников. Правильно ли те проповедуют, верно ли трактуют Библию прихожанам, не позорят ли церковь аморальным поведением, и тому подобное. Самое страшное, что может последовать за проверкой современной инквизиции, - лишение церковного сана.

Святой Доминик, основатель того самого ордена. Обратите внимание на собаку с факелом слева - символ ордена. Интересно, что «доминиканцы» на латыни созвучно со словосочетанием «псы господни»
(Dominicanes - Domini canes).

Стереотип: Инквизиция существовала только на территории католических стран Западной Европы.

И да и нет. Инквизиция как развитая, дисциплинированная и влиятельная организация действительно существовала только в католической Европе. Но гонения на еретиков и сожжение ведьм, действия, которыми славится инквизиция, имели место и в других странах. Более того, по сравнению с некоторыми некатоликами инквизиторы кажутся образцом гуманности и терпимости.

Один из известнейших протестантских лидеров Жан Кальвин четко сформулировал свою доктрину «правильной» веры и инаковерующих называл еретиками. В Женеве под властью Кальвина ересь приравнивалась к государственной измене и наказывалась соответственно. Роль инквизиции в Женеве выполняла консистория из двенадцати старейшин. Как и католические инквизиторы, старейшины лишь устанавливали вину, оставляя наказания светским властям. За пять лет смертный приговор был вынесен пятидесяти восьми религиозным преступникам, еще больше село в тюрьму. Идейные наследники Кальвина достойно продолжали его дело.

Несмотря на отсутствие в ранних русских правовых памятниках норм о применении смертной казни через сожжение летописные источники сообщают о нескольких случаях ее применения. Первое упоминание о сожжении содержатся в летописной записи за 1227 год - в Новгороде сожгли четырёх волхвов

«Сожжение протопопа Аввакума», 1897 год, Григорий Григорьевич Мясоедов

На заметку:

«Молот ведьм» (Malleus Maleficarum в оригинале) - знаменитое пособие для инквизиторов, авторства Генриха Крамера и Якоба Шпренгера. Даже малознакомые с историей люди слышали об этой книге. О чем же она повествует? О страшных пытках? Далеко не только.

Трактат разбит на три части. Первая из них - общефилософские размышления о ведьмовстве. Какова природа ведьмы? как ведьма связана с дьяволом? почему Бог допускает существование ведьм? - вот главные вопросы первой части. Что интересно, ведьмовство, по мнению авторов, неразрывно связано с женской сексуальностью. Представление об именно женской склонности к греху типично для тех времен.

Вторая часть книги посвящена рассмотрению способностей ведьм и средств защиты от колдовства. Какие виды чар может наслать ведьма? В каких случаях ангел-хранитель способен защитить от чар? Как исцелить одержимого? И только в третьей части уже присутствуют инструкции для инквизитора: как искать ведьм, вести следствие, и т.д. Много страниц посвящено сугубо юридической стороне вопроса. Да, и пытки тоже есть.

«Трибунал инквизиции», Ф. Гойя (1812-1819)

Стереотип: Любое инакомыслие в глазах церкви - ересь.

Слово «ересь» имеет четкое определение. Ересь - это неверное (с точки зрения господствующей доктрины) понимание священного текста. Иначе говоря, еретик признает Библию священным писанием, но не согласен с ее официальной трактовкой. То есть для христианина еретиком может быть «неправильный» христианин, но не атеист и не язычник. Например, для католика еретиком будет, например, катар, но и для катара католик - самый настоящий еретик.

Иноверцы же не подпадают под юрисдикцию церкви и потому не могут быть осуждены инквизицией. Из-за этого, кстати, святой отдел расследований слабо прижился в колониях - европейцев-христиан там меньше, чем туземцев. Индейца нельзя было осудить за язычество, а вот крестьянку, молящую идол о плодородии, можно - она крещена.

Занятие наукой или, например, оккультизмом также сами по себе не делают человека еретиком. Впрочем, попасть на суд инквизиции можно не только за ересь, ведь колдовство - отдельная «статья». Да и за богохульство или аморальные деяния (разврат и содомия) можно было ждать серьезных неприятностей.

Стереотип: Инквизиторы искореняли ересь, потому что были религиозными фанатиками.

Так легко действия, мотивы которых не ясны, списать на глупость и на этом успокоиться! Человек всего лишь молится по-другому, а его убивают за это - глупо же! Конечно же, если бы церковники не были фанатиками, то жили бы в мире.

На самом деле все далеко не так просто. Любое государство имеет идеологию, которая объясняет рядовому гражданину, зачем нужны правители и почему те, кто у власти сейчас, должны быть на том же месте и в дальнейшем. В Европе с позднего Рима и до начала Просвещения такой идеологией было христианство. Монарх - помазанник Божий, он правит по воле Господа. Бог - верховный суверен, а земные владыки - его верные вассалы. Естественная и стройная картина мира для средневековых умов. Все помнят, как во «Властелине колец» Арагорн исцелял наложением рук? Так вот, этот эпизод взят Толкином не с потолка. Когда-то люди действительно верили, что король способен на подобное чудо. Он ведь помазанник Божий! И власть его от Бога.

Высказывающий сомнение в государственной идеологии сомневается также в священном праве государя править страной. Если священники лгут и на небе все вовсе не так, то, может, и король наш не по праву задницей своей трон согревает?

К тому же многие ереси кроме чисто религиозных положений несли явно антигосударственные идеи. Амальрикане, катары, богомилы и другие еретические движения выступали за всеобщее равенство и отмену частной собственности. Подобная почти коммунистическая идеология обосновывалась ересиархами с помощью Библии и трактовалась как «возвращение к истинному, неиспорченному христианству». Не надо думать, что раз еретики оказались жертвами, то все они непременно были агнцами. Те же катары по части фанатизма оставили христиан далеко позади.

Это интересно: чтобы убедить всех в необходимости бескомпромиссной борьбы с еретиками, церковь активно пользовалась тем, что сейчас назвали бы черным пиаром. Врагам приписывались действия, которые должны вызвать глубокое отвращение у любого нормального человека: целование дьявола и друг друга в анус, питье крови детей, совокупление с животными и т.д.

Согласно трактату «Молот ведьм», колдунью можно опознать по родимым пятнам.

При этом клирики не только были у королей штатными пропагандистами, но и сами обладали властью и богатством. В XIII веке, к примеру, вообще все шло к установлению всеевропейской теократии с папой во главе. Католическая церковь обладала многими чертами государства. Некоторые европейские города напрямую управлялись архиепископами: Рига, Кёльн, Майнц.

Если прихожане перестанут верить в святую миссию Матери Церкви - перестанут десятину платить и подчиняться. Весьма распространенным наказанием инквизиции был денежный штраф, поэтому искоренение ереси было делом материально выгодным. Такое положение дел способствовало множеству ложных обвинений.

Таким образом, в глазах церкви любая ересь - идеология революции, покушение на мир и стабильность. Для власть имущих естественно давить в зародыше любые оппозиционные идеи. Не фанатизм, а здравый смысл диктовал церковникам любыми средствами сохранять выгодный им порядок.

Стереотип: Инквизиция преследовала ученых..

На суд инквизиции часто попадали ученые, но чтобы они оказывались там именно за занятие наукой - это редкое исключение, а не правило. Чаще причиной становились антицерковная пропаганда, увлечение оккультизмом или революционные (в прямом, политическом, смысле) идеи.

Более того, до эпохи Просвещения подавляющее большинство ученых имело церковный сан. После краха римской цивилизации на фоне общего одичания лишь хорошо организованная и меньше пострадавшая от варваров церковь сумела сохранить остатки цивилизации. Священники и монахи были тогда самой образованной частью общества, и только у них можно было получить хорошее образование. При этом клирики не чурались научных и философских изысканий язычников, и тех же Платона с Аристотелем монахи зубрили как катехизис. Идеолог инквизиции философ Фома Аквинский исписал немало страниц комментариев к трудам Аристотеля. Конфликт «религия против науки» появился только в XVIII веке. При этом даже в XIX веке читать и писать бедняков учил обычно священник.

Стереотип: А как же Джордано Бруно?

Вы о том самом монахе доминиканского ордена Джордано Бруно, который отстаивал теорию фромброкского священника Коперника? Так вот, кроме еретической, но все же не «расстрельной» теории множественности планет в доносе на Бруно значились отрицание возмездия за грехи, приписывание Иисусу Христу занятий магией, оскорбления в адрес церковников и (внимание!) намерение основать собственную религию. То есть создать организацию, которая будет конкурировать с церковью. И это не в наше гуманное время, когда, впрочем, тоже можно сесть за неполиткорректное высказывание или разжигание розни. Это на рубеже XVI и XVII веков. А вы говорите - «за науку»!

Другие известные жертвы сожжения

  • Жанна д’Арк - героиня Столетней войны. Попала во вражеский плен, где и начался суд над ней. Это был типично политический процесс, хотя формально Жанна была сожжена за ересь. Она утверждала, что с ней разговаривают святые и приказывают убивать врагов. Интересно, что среди многочисленных обвинений числились и такие странные по современным меркам, как ношение мужской одежды и непочтение родителей.
  • Жак де Моле - магистр ордена тамплиеров. Обвинители приписывали ему и его братьям-рыцарям поклонение демонам, исполнение богохульственных ритуалов и содомию. Истинная же причина ареста - возрастающие власть и богатство ордена. Тамплиеры стали опасны для французской короны, и Филипп IV Красивый подписал указ об их аресте. Инквизиторы-обвинители в этом эпизоде выступают в качестве исполнителей воли светской власти. Магистр де Моле был сожжен после долгих пыток.
  • Ян Гус - проповедник, один из идеологов Реформации. Выступал против коррупции католической церкви и за это поплатился. Во время процесса несколько раз получал предложение покаяться и всегда отказывался. По легенде воскликнул: «О, святая простота!» при виде старухи, подкладывающей дрова в его костер.
  • Этьен Доле - французский поэт и писатель. Критиковал религиозную политику властей, за что обвинен в ереси и сожжен.
  • Джироламо Савонарола - проповедник и правитель Флоренции. Религиозный фанатик. Боролся с развратом, развлечениями и светской литературой. Был настолько радикален в своих взглядах и политике, что вызвал недовольство у папского престола. Повешен с последующим сожжением тела.

iron maiden - Железная дева. В честь этого устройства назвали хэви-метал группу.

Стереотип: Испанская инквизиция уничтожала евреев

Испанская инквизиция предлагала евреям принять христианство или покинуть страну. Не пожелавших креститься иудеев насильственно депортировали из Испании. Большинство евреев уезжало в мусульманские страны, на тот момент - более цивилизованные и терпимые. Среди уехавших числились и те, кто сумел нормально устроиться в другой стране, но таковых было мало. Эмигранты остались почти неимущими, ведь под предлогом недопустимости вывоза ценностей из страны инквизиторы их обобрали. Судьба большинства евреев на чужбине была незавидна: их ждали смерть или рабство.

Оставшимся евреям тоже пришлось несладко. Именно мараны, крестившиеся иудеи, стали основными жертвами инквизиции. Новообращенные были под строгим неусыпным контролем. Если следствие устанавливало, что назвавшийся христианином на самом деле втайне исповедует иудаизм, - неверного сына церкви ждали серьезные проблемы.

Стереотип: Инквизиторы отличались невероятной кровожадностью и часто применяли пытки.

Современного человека наверняка поразит описание пыток, применяемых к еретикам и ведьмам. «До чего же жестоки инквизиторы! - подумает он. - Как общество терпело их?» Вынужден удивить: сами инквизиторы никого не пытали. Святые отцы не пачкали рук кровью, ведь за них это делали светские власти, предоставляя своих палачей и тюремщиков.

«Что это меняет? - спросите вы. - Ведь делалось это по указке инквизиции?» Отвечу: применение пыток было обычным явлением для средневекового суда. Средневековье - это вообще что-то вроде растянувшихся на много столетий «лихих девяностых». Народ голодный и от этого злой, бандиты-феодалы никак не поделят территорию, вокруг беспредел, человеческая жизнь особо ничего не стоит. Суд этой мрачной эпохи не знал слов «презумпция невиновности» и «права человека». Иное дело пытки - они и устрашают потенциального преступника, и позволяют быстро выбить признание. Как выразились братья Стругацкие: нормальный уровень средневекового зверства.

«…Что ж ты молчишь? Молчать надо было раньше».

Важно заметить, что пытки были не средством наказания. В церковных и в светских судах действовала схожая система правосудия, согласно которой каждый вид доказательств имел определенный заранее установленный вес. Существовали «совершенные» доказательства, одного из которых полностью достаточно для установления вины. К таковым относилось чистосердечное признание. Пытки часто применялись потому, что их использование было самым легким для обвинителя путем. Не нужно много думать - подождал, пока палачи поработают клещами, и дело можно закрывать. Если обвиняемый признавался и каялся, пытку тут же прекращали. А чаще всего достаточно было одного страха перед пыткой. Действительно долго мучились только очень верящие в идею люди.

Кроме признания котировались и прочие доказательства, вес которых считался равен половине, четверти или одной восьмой совершенного доказательства. Например, показание заслуживающего доверия свидетеля - половина от совершенного доказательства, два свидетеля - целое. Слово знатного человека или клирика весило больше слова простолюдина. При наличии таковых свидетелей или прочих весомых улик нужда в пытках отпадала.

Это интересно: хоть обвиняемому и не сообщали имя доносчика, суд инквизиции предполагал некоторую защиту от лжесвидетельства. Обвиняемого спрашивали, есть ли у него враги, и просили назвать их. Никто из названных не мог выступать в роли свидетеля. Если суд устанавливал, что донос заведомо ложный, доносчика жестоко наказывали.

Подозреваемые в уголовных преступлениях подвергались истязаниям куда чаще, чем «политические». Почему же изуверскими пытками знаменита именно инквизиция? Просто инквизиторы, будучи людьми по меркам тех времен образованными, усердно заносили все процедуры в протокол. В отличие от многих мирских судей.

Ответственному следователю было ясно, что применение пытки на самом деле не приблизит к установлению вины. Обнаружилось, что невиновные люди часто наговаривали на себя, лишь бы прекратить боль. В XVII веке закон большинства европейских стран стал ограничивать пытки, а веком позже они были запрещены.

Самые известные правдоизвлекатели:

  • Испанский сапог - устройство, которое постепенно сжимает ногу и после долгого применения ломает кость.
  • Пытка водой - жертве в рот вставляется трубка, через которую на протяжении многих часов заливают большой объем воды. Несмотря на кажущуюся безобидность, эта пытка болезненна и может даже убить.
  • Дыба - существующее в различных вариантах устройство для выкручивания суставов. Жертву либо растягивали с двух сторон, либо вешали за вывернутые руки и привязывали к ногам утяжелители.

  • Железная дева
    - аналог гроба с шипами на внутренней поверхности. Шипы установлены так, чтобы не задеть жизненно важные органы.
  • Пытка огнем - жертве обмазывают ноги маслом и кладут рядом с ними раскаленные угли. При этом ступни жарятся как на сковородке.
  • Сажание на кол - одна из самых страшных пыток. Может длиться много часов, при этом кол постепенно погружается во внутренние органы. Иногда, чтобы жертва не умерла, ее снимали с кола, а потом снова сажали.

Стереотип: Инквизиторы сожгли множество людей.

«Милосердной казни без пролития крови» еретиков на самом деле подвергали очень редко. На протяжении следствия подсудимому постоянно предлагали раскаяться. Если он согласится, то скорее всего отделается публичными процедурами покаяния. Возможно также ношение особых одежд, выдававших бывшего еретика, в качестве наказания. Весьма распространен был и денежный штраф. При этом обвиняемый считался вернувшимся в лоно церкви. В случае повторного осуждения за ересь наказание было уже значительно строже.

Если еретик упорствовал и не хотел каяться (что бывало очень редко), церковь… что вы думаете? Отказывалась от него! Инквизиция подтверждала вину еретика, заявляла, что он больше не добрый христианин, и передавала в руки светских властей. Как вы полагаете, что ждет отступника? Милосердное помилование, ведь только инквизиторы жестоки с еретиками? Послушаем же человека, не носившего доминиканскую рясу, императора Священной Римской империи Фридриха Гогенштауфена:

«Еретики - это хищные волки, сыны погибели, ангелы смерти, посланные демоном для погубления простых душ. Это ехидны, это змеи! И само собой разумеется, что смертная казнь является единственно достойным наказанием этих оскорбителей божьего величества, бунтовщиков против церкви. Сам Бог повелевает убивать еретиков; это - члены Сатаны, они должны погибнуть все до единого ».

Такое мировоззрение типично для тех времен. Заполучив виновного в ереси, представители светской власти казнят отступника согласно тогдашним светским законам. Обычно за религиозные преступления положен костер.

И наконец, о количестве жертв. Смертные приговоры составляли обычно около трех процентов от общего числа приговоров. Точное количество убитых мы вряд ли когда-нибудь увидим. Опираясь на статистику современных исследователей, можно сказать, что за все время своего существования инквизиция приговорила к смерти от одного до трех десятков тысяч людей. Во всех католических странах вместе и за несколько веков. Много это или мало? Для сравнения - один только Комитет общественного спасения во время Великой Французской революции погубил значительно больше. Впрочем, нужно учитывать, что общее количество населения во времена инквизиции сильно уступало количеству населения более поздних эпох.

ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Эта тема, до сих пор вызывает у людей самые разные ощущения. Впрочем, я думаю, - всех адекватных людей - а об остальных мы говорить здесь и сейчас не будем - объединяет то, что ощущения у них в этой связи примерно одни и те же: страх, ужас и недоумение: чувства, - незнакомые, похоже, средневековым инквизиторам.

Мы вовсе и не собирались затрагивать эту тему - инквизиция в Европе - на сайте, но…

Довелось мне недавно побывать на острове Мальта и посетить там музей инквизиции. И оказалось, что не рассказать вам об этом уже невозможно. Потому что слишком уж наглядно всё это предстало теперь и передо мною… И именно в средневековье руками инквизиции творил свое правосудие в Европе церковный суд.

История инквизиции в средние века -

вещь интересная. В сущности, само значение слова инквизиция - а точнее, - святая инквизиция или “святой трибунал” определяет старинный институт римско-католической церкви, ставивший перед собой задачу розыска, суда и наказания еретиков. И само слово инквизиция (от лат. inquisitio ) именно это и обозначает: расследование, розыск.

Можно сказать, что времена инквизиции начались уже в XII веке, когда в Западной Европе церковь столкнулась с ростом недовольства оппозиционных настроений населения по отношению к религиозному движению. И, как результат, - на епископов была возложена обязанность выявлять, судить и передавать религиозных оппозиционеров для наказания светским властям. А в Германии и в Италии с 1226 по 1227 год высшей мерой наказания стало и вовсе сожжение еретиков на костре.

Начиная с 1231 года, дела о ереси были отнесены к сфере канонического права, и Григорий IX, Папа Римский, для их расследования, собственно, и создал инквизицию - уже как постоянный орган церковной юстиции. Вскоре инквизиция как таковая расширила свои границы и полномочия и начала полномасштабное преследование как представителей самых разных еретических сект, так и всех остальных колдунов, ведьм и богохульников.

К этому ставшим массовым европейскому движению примкнули такие страны как Испания (Арагона), Франция, центральная, северная и южная Италия. Инквизиция в России была тоже. Так называемые ведовские процессы появились у нас еще в XI веке, вскоре после утверждения христианства. А в «Уставе князя Владимира о церковных судах» - одном из древнейших юридических памятников, было сказано, что к делам, разбиравшимся и судимых православной церковью, относились ведовство, волхование и чародейство .


Торжество

Среди великих и ужасных деяний и ритуалов человеческой изощренности, имевших место в средние века в Европе, можно назвать такую процедуру как аутодафе : торжественную религиозную церемонию, а проще сказать, - торжество, которое устраивалось в тот период инквизицией по поводу объявления того или иного приговора несчастным еретикам.

Такую практику установила в конце XV века испанская инквизиция и первое торжественное сожжение там шести еретиков было проведено в Севилье в 1481 году.

Распространение инквизиции по миру

Интересно, что законы инквизиции действовали и в американских испанских колониях; менее широкие масштабы она носила в Португалии, имела место в Мексике, Бразилии и Перу. А инквизиция в Испании привела к тому, что с 1481 по 1808 год здесь было сожжено живьем 31912 человек и свыше 29-ти тысяч было замуровано и отправлено на галеры с конфискацией имущества.

«Пребудьте во Мне, а Я в вас! - гласила словами из Евангелия святая церковь, отправляя людей таким образом в мир иной… - Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают» (Ин 15:4.6)

Вот так, можно сказать, и зарождалась европейская демократия. И, как ни странно, может быть, именно пережив такой генетический опыт, люди здесь стали так трепетно относиться к индивидуальному праву человека в обществе… - впрочем, - это лишь мое предположение.

Инквизиционный бум наблюдался в Европе не один раз

Так, свое второе рождение в Испании он пережил уже в конце XV века и в течение трех с половиной столетий орудия пыток инквизиции и ее костры стали реальным орудием королевского абсолютизма. А Томас Торквемада, великий инквизитор всех времени и народов, прославил, можно сказать, суд инквизиции в веках особой его жестокостью и изощренностью.

Так что, если говорить о таком явлении как европейская священная инквизиция в целом, то несколько ее исторических периодов будут выглядеть следующим образом:

  • XIII-XV вв., - период начальный, когда жертвой инквизиции были, в основном, разного рода сектанты;
  • Года Эпохи Возрождения - когда сожжение еретиков - это была, в основном, расправа над деятелями науки и культуры;
  • И третий период - времена эпохи Просвещения, когда церковь, а с нею и государство, избавлялись от сторонников Великой Французской революции.

Кстати, во Франции инквизиционные пытки были отменены Наполеоном, в то время как в Испании они просуществовали вплоть до середины XIX века.

Но - вернемся на Мальту.

Здесь в темные времена средневековья правил орден госпитальеров . Здесь же было и представительство Святой инквизиции. И то, что великая инквизиция и на этом небольшом острове процветала - красноречиво подтверждают экспонаты музея, с рассказа о котором и началось это повествование.


Изначально у меня не было цели проследить все исторически-юридические закономерности этого скорбного - с нашей точки зрения - и вполне себе зрелищно-торжественного - с точки зрения наших европейских предков - процесса. Мне просто хотелось вам показать, как всё это выглядит сегодня.

Эти фотографии я сделала в музее инквизиции на Мальте, - и с удовольствием теперь познакомлю с ними и вас:


Трибунал
Великий инквизитор
Платье Великого Инквизитора
Спальня Великого инквизитора
Небо с овчинку…
Тайное вечере
Священная книга
Библейский сюжет

Клетки-казематы
Камера-одиночка

Инструменты инквизиции в камере
Кухня инквизиции
Крупным планом
Дом, где жил палач
Почетный знак почетного человека: топорики
Без надежды
Библейская композиция


Столовая
Стол дома инквизиторов
Средневековая кухонная утварь
Посуда инквизитора
Горшки инквизиции
Уже не раскаленные сковородки
Свет в конце тоннеля
Прощание
Без лица
Средние века
Разговор
Maita, Birgu, Ла Валетта
Несмотря ни на что…

В XII-XIII вв. в Европе получили дальнейшее развитие товарно-денежные отношения, продолжился рост городов, распространялось образование и связанное с ним свободомыслие. Этот процесс сопровождался борьбой крестьянства и бюргерства против феодалов, принимавшей идейную форму ересей. Все это вызвало первый серьезный кризис католицизма. Церковь преодолевала его путем организационных преобразований и идейного обновления. Учреждались нищенствующие монашеские ордена, в качестве официальной доктрины было принято учение Фомы Аквинского о гармонии веры и разума.

Для борьбы с ересями католическая церковь создала специальное судебное учреждение — инквизицию (от лат. — «розыск»).

Стоит отметить, что термин Инквизиция существует издавна, но до XIII в. не имел последующего специального значения, и церковь еще не пользовалась им для обозначения той отрасли своей деятельности, которая имела целью преследование еретиков.

Деятельность инквизиции началась в последней четверти XII в. В 1184 г. папа Луций III приказал всем епископам, чтобы в местах, зараженных ересью, они лично или через уполномоченных ими лиц разыскивали еретиков и после установления вины предавали их в руки светской власти для исполнения соответствующей кары. Такого рода епископские суды получили название инквизиционных.

Основной задачей инквизиции являлось определение, является ли обвиняемый виновным в ереси.

С конца XV века, когда в Европе начинают распространяться представления о массовом присутствии заключивших договор с нечистой силой ведьм среди обычного населения, в её компетенцию начинают входить процессы о ведьмах. В то же время подавляющее число приговоров о ведьмах вынесли светские суды католических и протестантских стран в XVI и XVII веках. Хотя инквизиция действительно преследовала ведьм, точно так же поступало и практически любое светское правительство. К концу XVI века римские инквизиторы начали выражать серьёзные сомнения в большинстве случаев обвинения в ведовстве. Также в компетенцию инквизиции с 1451 года Папа Николай V передал дела о еврейских погромах. Инквизиция должна была не только наказывать погромщиков, но и действовать превентивно, предупреждая насилие.

Юристы католической церкви огромное значение придавали чистосердечному признанию. Кроме обычных допросов, применялась, как и в светских судах того времени, пытка подозреваемого. В том случае, если подозреваемый не умирал в ходе следствия, а признавался в содеянном и раскаивался, то материалы дела передавались в суд. Внесудебных расправ инквизиция не допускала.

Под суд инквизиции попали некоторые известные ученые, о чем и пойдет дальше речь.

Делись добром 😉

Инквизиция

Инквизиция — трибунал католической церкви, осуществлявший сыскные, судебные и карательные функции; имеет многовековую историю. Возникновение её связано с борьбой против еретиков — тех, кто проповедовал религиозные взгляды, не отвечающие установленным церковью догмам. Первым известным еретиком, сожжённым на костре за свои убеждения в 1124 г., был Пётр из Брюи, требовавший упразднения церковной иерархии. Под этот акт ещё не было подведено никакой "правовой" основы. Она стала складываться в конце XII — первой трети XIII вв.

В 1184 г. Папа Луций III собрал в Вероне собор, решения которого обязывали священнослужителей собирать сведения об еретиках и проводить их розыск. Согласно папской булле, кости ранее умерших еретиков, как оскверняющие христианские кладбища, подлежали эксгумации и сожжению, а имущество, унаследованное кем-либо из близких, — конфискации.

Это была своего рода прелюдия появления института инквизиции. Общепризнанной датой его создания является 1229 г., когда церковные иерархи на своём консилиуме в Тулузе объявили о создании трибунала инквизиции, предназначенного для сыска, суда и наказания еретиков. В 1231 и 1233 гг. последовали три буллы Папы Григория IX, обязывавшие всех католиков претворять в жизнь решение тулузского консилиума.

Церковные карательные органы появились в Италии (за исключением Неаполитанского королевства), Испании, Португалии, Франции, Нидерландах, Германии, в португальской колонии Гоа, а после открытия Нового Света — в Мексике, Бразилии и Перу.

После изобретения книгопечатания Иоганном Гутенбергом в середине XV в. трибуналы инквизиции фактически взяли на себя функции цензоров. Год от года пополнялся список запрещённых книг и к 1785 г. составил свыше 5 тыс. наименований. Среди них — книги французских и английских просветителей, "Энциклопедия" Дени Дидро и др.

Наиболее влиятельной и жестокой инквизиция оказалась в Испании. По существу представления об инквизиции и инквизиторах сложились под влиянием сведений о преследованиях и расправах с еретиками, связанных с именем Томаса де Торкемады, с его жизнью и деятельностью. Это самые мрачные страницы истории инквизиции. Личность Торкемады, описанная историками, теологами, врачами-психиатрами, и по сей день вызывает интерес.

Томас де Торкемада родился в 1420 г. Его детство и отрочество не оставили свидетельств серьёзных душевных потрясений и отклонений в психике. В школьные годы он служил примером добропорядочности не только для однокашников, но даже и для учителей. Став затем монахом ордена доминиканцев, он отличался безупречным отношением к традициям ордена и монашескому образу жизни, досконально выполнял религиозные обряды. Орден, основанный в 1215 г. испанским монахом Доминго де Гусманом (латинизированное имя Доминик) и утверждённый папской буллой 22 декабря 1216 г., был главной опорой папства в борьбе с ересью.

Глубокая набожность Торкемады не осталась незамеченной. Молва о ней дошла до королевы Изабеллы, и та не раз предлагала ему возглавить крупные приходы. Он неизменно отвечал вежливым отказом. Однако, когда Изабелла пожелала иметь его своим духовником, Торкемада посчитал это за великую честь. По всей вероятности, ему удалось заразить королеву своим религиозным фанатизмом. Его влияние на жизнь королевского двора было значительным. В 1483 г., получив титул Великого инквизитора, он практически возглавил испанский католический трибунал.

Приговором тайного суда инквизиции могло быть публичное отречение, штраф, тюремное заключение и, наконец, сожжение на костре — церковь применяла его в течение 7 веков. Последняя казнь состоялась в Валенсии в 1826 г. Сожжение ассоциируется обычно с аутодафе — торжественным оглашением приговора инквизиции, а также исполнением его. Такая аналогия вполне правомерна, т. к. все другие формы наказания обставлялись инквизицией более буднично.

В Испании Торкемада намного чаще, чем инквизиторы других стран, прибегал к крайней мере: за 15 лет по его приказу сожжено 10 200 человек. Жертвами Торкемады можно считать и 6800 человек, приговорённых к смерти заочно. Кроме того, подверглись различным наказаниям 97 321 человек. Преследовались в первую очередь крещёные евреи — марраны, обвиняемые в приверженности к иудаизму, а также мусульмане, принявшие христианство, — мориски, подозревавшиеся в тайном исповедании ислама. В 1492 г. Торкемада склонил испанских королей Изабеллу и Фердинанда к высылке из страны всех евреев.

Этот "гений зла" умер естественной смертью, хотя, будучи Великим инквизитором, постоянно трясся за свою жизнь. На его столе всегда находился рог носорога, с помощью которого, согласно поверью той эпохи, можно было обнаружить и нейтрализовать яд. Когда он передвигался по стране, его сопровождали 50 всадников и 200 пехотинцев.

К сожалению, Торкемада не унёс с собой в могилу варварские методы борьбы с инакомыслящими.

XVI столетие стало веком рождения современной науки. Наиболее пытливые умы посвящали свои жизни осмыслению фактов, постижению законов мироздания, ставили под сомнение веками устоявшиеся схоластические догмы. Обновлялись житейские и нравственные представления человека.

Критическое отношение к так называемым незыблемым истинам приводило к открытиям, в корне меняющим старое мировоззрение. Польский астроном Николай Коперник (1473-1543) заявил, что Земля наряду с другими планетами вращается вокруг Солнца. В предисловии к книге "Об обращениях небесных сфер" учёный писал, что 36 лет он не решался обнародовать этот труд. Сочинение было издано в 1543 г., за несколько дней до смерти автора. Великий астроном посягал на один из главных постулатов церковного учения, доказывая, что Земля не является центром Вселенной. Книга оказалась под запретом инквизиции до 1828 г.

Если Коперник избежал преследований лишь потому, что выход книги совпал с его кончиной, то судьба Джордано Бруно (1548-1600 гг.) оказалась трагической. В молодости он стал монахом доминиканского ордена. Бруно не скрывал своих убеждений и вызвал недовольство святых отцов. Вынужденный покинуть монастырь, вёл бродячий образ жизни. Преследуемый, бежал из родной Италии в Швейцарию, затем жил во Франции и Англии, где занимался наукой. Свои идеи изложил в сочинении "О бесконечности, вселенной и мирах" (1584 г.). Бруно утверждал, что пространство бесконечно; оно наполнено самосветящимися непрозрачными телами, многие из которых обитаемы. Каждое из этих положений противоречило принципиальным установкам католической церкви.

Читая лекции по космологии в Оксфордском университете, Бруно вёл ожесточённые дискуссии с местными теологами и схоластами. В аудиториях Сорбонны силу его аргументов испытали французские схоласты. В Германии он прожил целых 5 лет. Там был издан ряд его трудов, вызвавших новый взрыв ярости итальянской инквизиции, готовой на всё ради того, чтобы заполучить самого опасного, по её мнению, еретика.

По наущению церкви венецианский патриций Мочениго пригласил Джордано Бруно в качестве домашнего преподавателя философии и… выдал инквизиции. Учёный был заточён в застенки. В течение 8 лет католический трибунал безуспешно добивался публичного отречения Джордано Бруно от его научных трудов. Наконец последовал вердикт: наказать "насколько возможно милосердно, без пролития крови". Эта лицемерная формулировка означала сожжение на костре. Запылал костёр. Выслушав судей, Джордано Бруно сказал: "Быть может, вы с большим страхом произносите этот приговор, чем я его выслушиваю". 16 февраля 1600 г. в Риме на Площади Цветов он стоически принял смерть.

Такая же участь едва не постигла и другого итальянского учёного — астронома, физика, механика Галилео Галилея (1564 -1642). Созданный им в 1609 г. телескоп позволил получить объективные доказательства справедливости выводов Коперника и Бруно. Первые же наблюдения за звёздным небом показали полную абсурдность утверждений церкви. Только в созвездии Плеяд Галилей насчитал не менее 40 звёзд, невидимых до тех пор. Какими наивными выглядели теперь сочинения богословов, объяснявших появление звёзд на вечернем небе лишь необходимостью светить людям!.. Результаты новых наблюдений всё больше ожесточали инквизицию. Открыты горы на Луне, пятна на Солнце, четыре спутника Юпитера, непохожесть Сатурна на другие планеты. В ответ церковь обвиняет Галилея в богохульстве и мошенничестве, представив выводы учёного как следствие оптического обмана.

Расправа над Джордано Бруно стала серьёзным предостережением. Когда в 1616 г.

1. Введение

конгрегация из 11 доминиканцев и иезуитов объявила учение Коперника еретическим, Галилею частным образом было указано на необходимость отмежеваться от этих взглядов. Формально учёный подчинился требованию инквизиции.

В 1623 г. папский престол занял друг Галилея кардинал Барберини, прослывший покровителем наук и искусств. Он принял имя Урбана VIII. Не без его поддержки в 1632 г. Галилей опубликовал "Диалог о двух главнейших системах мира — птоломеевой и коперниковой" — своего рода энциклопедию астрономических воззрений. Но даже близость к Папе не защитила Галилея. В феврале 1633 г. римским католическим судом "Диалог" был запрещён, его автор объявлен "узником инквизиции" и оставался им в течение 9 лет вплоть до смерти. Кстати сказать, только в 1992 г. Ватикан оправдал Галилео Галилея.

Общество с трудом очищалось от заразы инквизиции. В зависимости от исторических, экономических, национальных и многих других причин страны Европы в разные сроки освобождались от трибуналов церкви. Уже в XVI в. под воздействием Реформации они прекратили своё существование в Германии и во Франции. В Португалии инквизиция действовала до 1826 г., в Испании — до 1834 г. В Италии её деятельность была запрещена лишь в 1870 г.

Формально инквизиция под названием Конгрегации святой канцелярии просуществовала до 1965 г., когда её службы были преобразованы в Конгрегацию вероучения, продолжающую бороться за чистоту веры, но уже другими, отнюдь не средневековыми средствами.

ВЕЛИКИЙ ИНКВИЗИТОР

В середине XVII в. германский поэт Фридрих фон Логан, рассуждая о природе греха, заметил: "Человеческое — впасть в грех, дьявольское — упорствовать в нём, христианское — ненавидеть его, божественное — простить". Если исходить из здравого смысла, Томасу де Торкемаде (около 1420-1498) было присуще только "дьявольское". Ведь всё, что он делал во имя защиты религии, было огромным, нескончаемым грехом перед человеком эпохи Возрождения, перед его стремлением к познанию.

Страшен арсенал пыток, придуманных инквизицией за несколько веков её существования: сожжение на костре, пытка колесом, пытка водой, замуровывание в стены. Торкемада прибегал к ним намного чаще других инквизиторов.

Воспалённое воображение Торкемады сначала изобретало противников, дрожавших при одном упоминании его имени, а затем в течение всей жизни инквизитор сам испытывал страх перед неминуемой местью своих жертв.

Куда бы он ни выходил из своей монастырской кельи, его сопровождал преданный телохранитель. Постоянная неуверенность в собственной безопасности иногда заставляла Торкемаду покидать не столь уж надёжное убежище и укрываться во дворце. На какое-то время он находил приют в покоях самого охраняемого в Испании здания, однако страх не оставлял инквизитора ни на мгновение. Тогда он пускался в многодневные поездки по стране.

Но разве можно скрыться от вездесущих призраков? Они поджидали его и в маслиновой рощице, и за каждым апельсиновым деревом, и даже пробирались в храмы. И днём, и ночью они караулили его, всегда готовые свести с ним счёты.

Кажется, психиатры называют такое состояние меланхолической эпилепсией. Всепоглощающее беспокойство вызывает в больном ненависть, отчаяние, гнев, может внезапно толкнуть его на убийство, самоубийство, воровство, поджог жилища. Его жертвами могут стать ближайшие родственники, друзья, первый встречный. Вот таким был Торкемада.

Внешне всегда сумрачный, чрезмерно экзальтированный, подолгу воздерживавшийся от пищи и усердствовавший в покаянии в бессонные ночи, Великий инквизитор был беспощаден не только к еретикам, но и к самому себе. Современников поражали его импульсивность, непредсказуемость его поступков.

Однажды в разгар борьбы за освобождение Гранады от арабов (80-е гг. XV в.) группа состоятельных евреев решила вручить на эти цели 300 тыс. дукатов Изабелле и Фердинанду. В зал, где проходила аудиенция, неожиданно ворвался Торкемада. Не обращая внимания на монархов, не извиняясь, не соблюдая никаких норм дворцового этикета, он вытащил из-под сутаны распятие и закричал: "Иуда Искариот предал своего Учителя за 30 сребреников, а Ваши Величества собираются продать Христа за 300 тысяч. Вот он, берите и продавайте!" С этими словами Торкемада бросил распятие на стол и стремительно покинул зал… Короли были потрясены.

История церкви знала немало случаев крайнего фанатизма. Сколько садизма исходило, например, от инквизиции при сожжении Мигеля Сервета (латинизированное имя Серветус), испанского медика и автора нескольких работ, ставивших под сомнение рассуждения богословов о Святой Троице. В 1553 г. он был арестован по приказу верховного инквизитора Лиона. Ему удалось бежать, но в Женеве еретика вновь схватили агенты инквизиции и приговорили по приказу Жана Кальвина к сожжению на костре. В течение двух часов его поджаривали на медленном огне, и, несмотря на отчаянные просьбы несчастного подбросить ради Христа побольше дров, палачи продолжали растягивать собственное удовольствие, наслаждаясь конвульсиями жертвы. Однако даже этот варварский акт не идёт ни в какое сравнение с жестокостью Торкемады.

Феномен Торкемады одномерен: жестокость, жестокость и ещё раз жестокость. Инквизитор не оставил после себя ни трактатов, ни проповедей, ни каких-либо заметок, позволяющих оценить его литературные способности и теологические воззрения. Имеется несколько свидетельств современников, отмечавших несомненный литературный дар Торкемады, как-то проявлявшийся в молодости. Но, видимо, ему не суждено было развиться, т. к. мозг инквизитора, попав во власть одной идеи, работал только в одном направлении. Инквизитору были просто чужды интеллектуальные запросы.

Более того, Торкемада стал непримиримым противником печатного слова, видя в книгах прежде всего ересь. Вслед за людьми он часто посылал на костёр книги, превзойдя и в этом отношении всех инквизиторов.

Воистину прав был Диоген: "Злодеи подчиняются своим страстям, как рабы хозяевам".

В начало страницы

Дополнительная информация

Инквизиция.

Инквизиция называется ряд учреждений Римской католической церкви, которые были призваны бороться с ересью. Задачей инквизиции было определить — является ли обвиняемый виновным в приписываемой ему ереси. Зародыши этого явления связаны еще с ранним христианством, когда епископы вершили суды над еретиками. Но тогда наказания были мягкими. Максимум что грозило отступнику — отлучение от церкви.

Постепенно епископы получают все большее могущество, начиная с XI века, церковь применяет уже насильственные методы. С XV века инквизиция стала заниматься процессами о ведьмах, изобличая их в связи с нечистой силой. Суды инквизиции бушевали по Европе вплоть до XVII века. В огне церкви сгорели тысячи людей, церковные суды жестоко обошлись с Джордано Бруно, Галилеем и многими другими.

По современным оценкам число жертв средневековой инквизиции составляет до 10 миллионов человек. Последнее время характеризуется официальным признанием церкви ошибок этого учреждения. Многим кажется, что инквизиция — это море крови, костром, воинственных священников. Однако не совсем верно так воспринимать это учреждение. Рассмотрим некоторые из заблуждений об Инквизиции.

Инквизиция существовала в Средневековье. На самом деле именно в этот период инквизиция лишь начинала свою деятельность. Расцвет же ее приходится на эпоху Возрождения, считаемую почему-то гуманной. В исторический период, именуемый Новым Временем, инквизиция также благополучно процветала. Во Франции творили уже Дидро и Вольтер, а костры, сжигающие ведьм, еще горели. Последнее же сожжение еретика судом веры датируется 1826 годом. В это просвещенное время Пушкин писал своего Евгения Онегина.

Охотой на ведьм занималась только инквизиция. Ведьмы никогда не были в почете.

Инквизиция

До XVI века практически все дела, связанные с ведьмовством, проходили не по церковным, а по светским судам. В Германии, после Реформации, никакой инквизиции не было и в помине, а костры против ведьм полыхали с не меньшей силой, чем в остальной Европе. Печально известный Салемский процесс, в ходе которого по обвинению в колдовстве было убито 20 человек, вообще проходил в Америке в конце 17-го века. Естественно никаких следов инквизиции в этом событии нет.

Инквизиторы были особо жестокими, применяя самые изощренные пытки. Кинематограф часто изображает, как святые отцы пытками вытягивают из жертвы признания. Сами инструменты кажутся просто ужасными. Однако, правда заключается в том, что все эти пытки и орудия для их свершения не были придуманы священниками, а существовали задолго до них. Для любого судебного следствия того времени применение пыток было обычным явлением. У самой инквизиции практически не было своих тюрем, палачей и соответственно орудий пыток. Все это "арендовалось" у муниципальных властей или же сеньоров. Наивно предполагать, что, обслуживая священников, палачи были особо жестокими.

Жертвами инквизиции стало неимоверное число людей. Говорят, что статистика не относится ни ко лжи, ни к правде, располагаясь где-то поодаль. В данном случае статистика жертв действительно пугает. До тех, пока не начинаешь сравнивать их с другими. К примеру, светские суды за тот же период казнили на порядок больше людей, чем инквизиция. А французская революция со своей идеей революционного террора принесла в жертву людей больше, чем французская инквизиция за все годы своего существования. Так что к цифрам можно и нужно относиться с сомнением, тем более что все познается в сравнении.

Попавшие в руки инквизиторов всегда были казнены на костре. По статистике наиболее распространенными приговорами трибунала инквизиции были вовсе не казнь через сожжение, а конфискация имущества и изгнание. Что, согласитесь, гораздо гуманнее. Смертная казнь применялась лишь в исключительных случаях, для еретиков, которые особо упорствовали в своих греховных взглядах.

Существует книга "Молот ведьм", которая в мельчайших подробностях описывает процедуру пыток инквизицией своих жертв. Многие читали Стругацких, но мало кто углублялся в историю. На самом деле эта книга повествует о теологических и правовых нюансах службы инквизитора. Естественно, там ведется речь и о пытках, так как в те времена следственный процесс их подразумевал как само собой разумеющееся. Но страстного описания процесса мучений, каких-то изощренных деталей пыток в "Молоте ведьм" нет и в помине.

Сжигание на костре применялось инквизицией, чтобы спасти души грешников. С точки зрения церкви такое деяние, как казнь никак не повлияет на спасение души грешника. Целью судов инквизиции было подвести грешников к раскаянию, пусть даже и путем устрашения. Казнь же применялась исключительно к нераскаявшимся или к тем, кто повторно стал еретиком. Костры применялись в виде высшей меры наказания, а никак для спасения душ.

Инквизиция методически преследовала и уничтожала ученых, всячески противоборствуя науке. Главным символом этого мифа является Джордано Бруно, который за свои убеждения был сожжен на костре. Оказывается, что, во-первых, ученый вел пропаганду против церкви, а, во-вторых, его и ученым то трудно назвать, так как он изучал преимущество оккультные науки. Джордано Бруно, будучи, кстати, монахом доминиканского ордена, ведя рассуждения о переселении душ, явно был мишенью для инквизиции. К тому же и обстоятельства сложились против Бруно, что привело к печальному концу. После казни ученого инквизиторы стали подозрительно поглядывать и на теорию Коперника, так как Джордано Бруно умело увязал ее с оккультизмом. Деятельность же Коперника не вызывала никаких вопросов, от своей теории его никто не заставлял отрекаться. Широко известен пример Галилея, однако больше известных ученых, пострадавших от инквизиции за научные работы не вспоминается. Параллельно с церковными судами по Европе мирно сосуществовали университеты, так что обвинять инквизицию в мракобесии будет нечестно.

Церковь ввела закон о том, что земля плоская и что она не вертится, наказывая несогласных. Считается, что именно церковь утвердила догмат о том, что земля плоская. Однако это неправда. Автором этой идеи (ее еще называют геоцентрической) был Птолемей, которая на момент своего создания была вполне научной. Кстати, сам создатель теории изложил актуальные и на сегодня исследования в области геометрии сферы. Теория Птолемея со временем получила широкое признание, но вовсе не из-за продвижения ее церковью. Ведь Библия вообще ничего не говорит ни о форме нашей планеты, ни о траекториях небесных тел.

Популярные мифы.

Популярные факты.

Тринадцатый и последний способ окончания процесса веры и произнесения окончательного приговора касается такого обвиняемого, который после разбора его дела судьёй совместно с советом сведущих юристов признан уличённым в еретической извращённости, но который скрывается бегством или упорно не желает явиться на суд.

Здесь имеются три возможных случая.

Во-первых , когда обвиняемый уличён в ереси своим собственным признанием, или очевидностью своего преступления, или обличительными показаниями свидетелей, но скрылся бегством, или не показывается, или, закономерно вызванный в суд, не желает явиться.

Во-вторых , если денунцироранный считается, в силу доноса, легко подозреваемым и вызывается для выяснения своих верований, но отказывается явиться, вследствие этого отлучается и, упорно не желая покаяться, носит на себе тяжесть отлучения.

В-третьих , если кто-либо окажет помеху произнесению приговора или судопроизводству епископа или судьи и поможет мешающим советом или покровительством. Подобный преступник пронзён кинжалом отлучения. Ежели он останется в продолжение года под отлучением, упорно не принося покаяния, то подлежит осуждению, как еретик.

В первом вышеуказанном случае преступник должен быть осуждён как нераскаявшийся еретик (смотри с. ad abolendam, § praesenti). Во втором и в третьем случаях он не подлежит такому осуждению; его надо счесть кающимся еретиком и наказывать в соответствии с этим (смотри с. cum contumacia, а также с. ut inquisitionis, § prohibemus, de haeret., lib VI).

Против них надо действовать следующим образом: после установления неявки, несмотря на вызов в суд, епископ и судьи вновь вызывают обвиняемого, объявляя об этом в кафедральном соборе той епархии, где обвиняемый совершил свои преступления, а также в других церквях того города, где он живёт, в особенности там, куда он скрылся бегством.

В этом вызове в суд говорится:

«Мы, N. Х., божею милостью епископ такого-то города и т. д. или судья такой-то епархии, объявляем, руководимые духом здравого совета, следующее: больше всего скорбит наше сердце о том, что в наше время в указанной епархии, плодоносную и цветущую церковь Христову – я подразумеваю под этим виноградник бога Caваофа, который насаждён десницею превышнего отца добродетелями, который премного полит сыном этого отца волною собственной, животворной крови, который дух утешитель своими чудными, невыразимыми дарами сделал плодоносным, которую одарила высочайшими, различными преимуществами, вне нашего понимания, стоящая и прикосновению неподлежащая святая троица, пожирает и потравляет вепрь лесной (которым называется каждый еретик), уничтожая пышные плоды веры и прибавляя колючие терновые кусты ереси к виноградным лозам. Он называется также свёрнутым змеем, этот гнусный, ядом дышащий, враг нашего рода человеческого, этот сатана и дьявол, заражающий виноградные лозы указанного виноградника Господня и плоды его, изливая на них яд еретического нечестия… Так как ты, N. N, впал в эти проклятые ереси колдовства, совершая их явно там-то и там-то (или: так-то и так-то), или был уличён закономерными свидетелями в еретической извращённости, или сам признался в своих деяниях, твоё дело разбиралось нами, ты был взят под стражу и бежал, отвратившись от целительного лекарства. Мы вызывали тебя для того, чтобы ты дал нам более откровенные ответы. Но как бы руководимый злым духом и совращённый им, ты отказался появиться».

«Так как ты, N. N., был указан нам, как еретик, и после принятия этого к сведению ты и другими показаниями возбудил против себя лёгкое подозрение в ереси, то мы вызвали тебя с тем, чтобы ты лично явился и держал бы ответ относительно своих верований. Ты упорно отказался от явки; мы тебя отлучили и всенародно объявили об этом. Ты пребывал отлучённым в продолжение года, или: в продолжение такого-то количества лет, скрываясь там-то и там-то. Мы не знаем, куда тебя в данное время повёл злой дух. Милосердно и милостиво ждали мы того, что ты вернёшься в лоно святой веры и к единству святой церкви. Однако, обуянный низкими помыслами, ты отвратился от этого. Принуждённые требованием справедливости закончить твоё дело соответствующим приговором и не будучи в состоянии дольше терпеть столь гнусные преступления, мы, вышеуказанные епископ и судья по делам веры, ищем тебя, упомянутого N. N, скрывшегося бегством, нашим настоящим публичным эдиктом и вызываем тебя в последний раз, чтобы ты лично явился в такой-то час, в такой-то день такого-то месяца и такого-то года в таком-то кафедральном соборе такой-то епархии и выслушал свой окончательный приговор, причём мы указываем тебе на то, что мы, вынося тебе окончательный приговор, будем действовать против тебя так, как это соответствует праву и справедливости, явишься ли ты или нет.

Для того, чтобы наше оповещение своевременно достигло тебя и чтобы ты не был в состоянии защитить себя покровом незнания, мы хотим и приказываем, чтобы настоящее послание, заключающее в себе указанное обращение в указанный вызов в суд, было прибито публично на главных дверях указанного кафедрального собора. В доказательство чему настоящее послание снабжается отпечатком наших печатей».

Если к назначенному для объявления окончательного приговора дню скрывшийся явится и изъявит своё согласие всенародно отречься от ереси, смиренно прося допущения к милосердию, то его можно допустить к нему в том случае, если он не вторично впал в ересь. Если он уличён в ереси по своему собственному признанию или на основании обличительных показаний свидетелей, то он должен отречься от ереси, как кающийся еретик, и принести покаяние так, как это указано, в двадцать седьмом вопросе, где речь идёт о подобных преступниках. Если он, возбуждая сильное подозрение в ереси и будучи отлучённым более года, раскается, то и такого еретика надо допустить к милосердию и к отречению от ереси. Порядок покаяния для такового указан в двадцать пятом вопросе настоящей книги. Если же он явится на суд, но откажется отречься от ереси, то с ним следует поступить, как с нераскаявшимся еретиком и передать его светской власти, как это читаем в двадцать девятом вопросе. При его упорном отказе явиться на суд приговор гласит:

«Мы, N. N., божею милостью епископ такого-то города, принимая во внимание, что ты, N. N. (такого-то города, такой-то епархии) был денунцирован перед нами в еретическом нечестии, обвиняемый общественной молвой или достоверными показаниями свидетелей, приступили, исполняя свой долг, к расследованию того, соответствует ли правде обвинение, выдвигаемое против тебя. Мы нашли, что ты был уличён в еретичестве. Много достойных доверия свидетелей показало против тебя. И мы повелели вызвать тебя в суд и взять тебя под стражу.

Святая инквизиция

(Здесь должно быть указано, как это произошло: явился ли он, допрошен ли он под присягой, признался ли он или нет). Но ты скрылся, следуя совету злого духа и страшась возможности целительного врачевания ран твоих вином и елеем (или пиши, если дело обстояло иначе: ты скрылся бегством из темницы), и укрываешься то здесь, то там. И мы не знаем, куда повёл тебя теперь вышеуказанный злой дух…»

«Но так как мы хотим окончить твоё дело и произнести приговор, который тобой заслужен и к которому нас принуждает справедливость, то мы вызвали тебя с тем, чтобы ты лично явился в такой-то день, в такой-то час и в такое-то присутствие и выслушал окончательный приговор; а так как ты упорно отказался явиться, то ты этим достаточно доказываешь, что хочешь навсегда остаться в своём еретичестве и в своих заблуждениях, о чём мы с сожалением и объявляем и, объявляя, сожалеем. Но мы не можем и не хотим отстраниться от справедливости и терпеть столь великое непослушание и упорство против божьей церкви; и мы произносим над тобой, отсутствующим, как будто бы над присутствующим, следующий в вызове назначенный окончательный приговор, призывая имя Господа нашего Иисуса Христа и стремясь возвеличить католическую веру и искоренить еретическое нечестие, так как этого требует справедливость и к чему принуждает твоё непослушание и упорство…»

«Мы, указанные епископ и судья в делах веры, указывая на то, что в настоящем процессе о вере порядок судопроизводства не был нарушен; принимая во внимание, что ты, будучи закономерно вызван в суд не явился и своё отсутствие ни лично, ни через других лиц не оправдал; принимая во внимание, что ты упорно и долго пребывал в вышеназванной ереси и до сих пор пребываешь и носил в продолжение многих лет тяжесть церковного отлучения и до сих пор носишь это отлучение в закоснелом сердце своём; принимая также во внимание, что святая церковь божья более не знает, что она должна предпринять против тебя, так как ты упорствуешь и будешь упорствовать в отлучении и в вышеупомянутых ересях, мы, следуя стопам блаженного апостола Павла, объявляем, решаем и приговариваем тебя, N. N., в твоём отсутствии, но как бы в твоём присутствии, к передаче светской власти, как упорного еретика. Нашим окончательным приговором мы предоставляем тебя во власть суда светского, настоятельно прося этот суд, чтобы он, когда ты будешь находиться в его власти, смягчил свой приговор и не доводил бы дело до пролития крови и опасности смерти».



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама