THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Назвать конкретного персонажа, который повинен в гибели Катерины нельзя. На мой взгляд, в ее смерти виновато большое количество героев драмы «Гроза».

Муж не защищал ее от нападок матери, не захотел взять ее с собой в поездку. Если бы он был более смелым, поставил мать на место, стал жить своим домом, Кабаниха бы не гнобила так сильно Катерину.

Кабаниха тоже виновна в ее смерти. Она пыталась «сломать» невестку. Она хотела, чтобы ее дети жили по домостроевским правилам, что было невозможно в новое время.

Варя тоже отчасти виновна в смерти невестки. Если бы она не уговорила Катерину ночевать в саду и не пригласила туда Бориса, не было бы измены.

Борис тоже несет ответственность за эту смерть. Он мог бороться со своим чувством, он понимал, что Катерина замужем. Он знал, какая у нее свекровь.

Родители Катерины тоже несут часть вины. У них состоятельная семья, но они не защитили свою дочь.

Поэтому почти каждый герой пьесы несет на себе часть вины за гибель Катерины.

Кто виноват в гибели Катерины?

Кто виноват в гибели Катерины? Борис? Тихон? Кабаниха? Я думаю, что виновато все «темное царство», которое губит, душит в людях все человеческое, убивает естественные порывы и стремления.

Но Катерина не могла смириться с этим и превратиться в бездушное существо. С детства привыкла она к свободе, с детства жила без притеснений. И в этих условиях сформировались у Катерины естественные для такой обстановки черты характера: доброта и сила воли, мечтательность и решительность в поступках, любовь к жизни, ко всему прекрасному, светлому, высокому и в то же время гордость и чувство собственного достоинства. Катерина говорит Варваре: «Такая уж я зародилась горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно – я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять».

И вот Катерина попадает совсем в другой мир, где все основано на страхе, зависти, на слепом авторитете силы, на произволе старших. Здесь никому не нужна нежность, искренность Катерины, от нее требуется лишь покорность и послушание. В этом мире и к людям отношение отличное от того, к какому привыкла Катерина. Здесь к окружающим относятся в зависимости от их положения в обществе, состояния, происхождения. Кулигин рассказывает Борису о взаимоотношениях купцов: «Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти. Враждуют друг на друга, залучают в свои высокие хоромы пьяных приказных. А те им, за малую благостыню, на гербовых листах злостные кляузы строчат на ближних». Мещан здесь вообще за людей не считают. Это хорошо видно в диалоге Кулигина и Дикого. Вот реплика Дикого: «Что я тебе – равный, что ли? Так прямо с рылом-то и лезет разговаривать… Для других ты честный человек, а для меня разбойник, вот и все… Так и знай, что ты червяк. Захочу – помилую, захочу – раздавлю»,

Поэтому неудивительно, что Катерина своей натурой, светлым миром своих чувств не смогла смириться с «темным царством». Добролюбов писал: «Живет она очень мирно и готова всему подчиниться, что только не противно ее натуре… Но признавая и уважая стремления других, она требует того же уважения к себе, и всякое насилие, всякое стеснение возмущает ее кровно, глубоко. Она терпит до тех пор, пока не заговорит в ней какой-нибудь интерес, особенно близкий ее сердцу, пока не оскорблено в ней будет такое требование ее натуры, без удовлетворения которого она не может оставаться спокойною». И такое требование у Катерины появилось.

Она встретила человека, который, как ей казалось, достоин ее любви. Эта любовь озарила ее жизнь, разбудила заложенное с детства стремление к счастью, добру, красоте, воле. И Катерина, испытав, что такое настоящее счастье, отчетливо увидела, насколько безотрадна ее жизнь в доме Кабанихи, и поняла, что уже не сможет вернуться к этой жизни. В разговоре с Варварой она сама признается в этом: «Если я хоть раз с ним увижусь, - говорит она, - я убегу из дому, я не пойду домой ни за что на свете!»

Можно было скрывать любовь к Борису, обманывать свекровь, мужа. Но Катерина не хотела и не могла этого делать. «Если ей нельзя наслаждаться своим чувством законно и свято, при свете белого дня, перед всем народом, если у нее вырывают то, что нашла она и что ей так дорого, она ничего тогда не хочет в жизни, она и жизни не хочет», - отмечал в своей статье Добролюбов.

Был ли у Катерины другой выход из сложившейся ситуации? Катерина была готова уехать с Борисом. Ее не пугает далекая Сибирь, трудный путь. Она просит Бориса взять ее с собой, но получает отказ. Борис слаб, зависим, он не может оградить Катерину от гнева Кабанихи. Тем более не способен защитить ее Тихон, который вообще ни шагу не ступит вопреки воле маменьки.

Итак, путь к вольной жизни, к счастью обрезан. «Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу – все - равно», - говорит Катерина в своем последнем монологе. И, кончая жизнь самоубийством, совершая с точки зрения церкви страшный грех, она думает не о спасении своей души, а о любви. Последнее ее слово обращено не к Богу, а к Борису: «Друг мой! Радость моя! Прощай!» - восклицает она.

Этим поступком брошен «страшный вызов» всему «темному царству», которое и погубило Катерину, не дав ей возможности жить так, как требовала ее натура и не оставив ей другого способа освобождения, кроме освобождения смертью.

P.S. Сочинение в принципе дает верный ответ на вопрос темы. Основным его содержанием является анализ, близкий к пересказу основной сюжетной линии пьесы, событийной ее стороны.

Пьеса "Гроза" является вершиной творчества А.Н. Островского. Главной героиней драмы является Катерина, которая была "лучом света в темном царстве". Она принадлежит старому патриархальному миру и вступает в непримиримый конфликт с ним. На ее примере автор показывает, насколько тяжело и ужасно живется человеку в "царстве деспотов и самодуров". Катерина противостоит этому обществу, у неё в душе появляются внутренние противоречия, которые приводят ее к самоубийству.

Так кто же все-таки виноват в гибели молодой девушки? Попробуем разобраться в этом.

Катерина вышла замуж за Тихона не по любви. В новой семье она не находит гармонии. Попав к Кабановым, Катерина понимает, что ей совершенно некого уважать и ценить.

Марфа Игнатьевна (свекровь Катерины) - натура деспотичная, властная, грубая и необразованная. Из всех героев Кабаниха оказывает наиболее сильное давление на Катерину. Свекровь постоянно оскорбляет девушку, унижает. Сама Катерина говорит: " Кабы не свекровь!.. Сокрушила она меня... от неё мне и дом-то опостылел; стены-то даже противны". Беспричинная злоба Кабанихи наводят Катерину на мысль о самоубийстве.

Тихон - очень жалкий и бесхребетный человек. Он находится под влиянием своей мамочки, во всем её слушается. Хоть ему это и не нравится, но сказать ей об этом боится. И это тоже угнетает Катерину. Ведь супруг не может защитить ее от постоянного издевательства свекрови.

Со временем Катерина встречает Бориса, влюбляется в него и понимает, что совершает большой грех, изменяя мужу. Ведь сама героиня была очень религиозной. Девушка полюбила его искренне, всей душой. Однако Борис считал их отношения минутным увлечением. Он живет одним днем, не думает о том, что будет завтра. Борис спрашивает Катерину: " надолго ль муж-то уехал... О, так мы погуляем! Время-то довольно..." Он согласен только на тайные отношения. Героиня же любит его по-настоящему, не боится никого, готова показать всему миру свои чувства.

Катерина долго размышляет над своим поступком, решает сознаться в том, что изменила Тихону. Но она покаялась не из-за страха перед людьми, а из-за страха перед Богом, потому что религия занимала особое место в ее жизни. Это признание дает Кабановой повод поиздеваться над Катериной. После этого главная героиня не выдерживает, бросается в воду и тонет.

Именно полное отсутствие надежды толкнет героиню на еще более тяжкий грех - самоубийство. Понимая невозможность примирить любовь к Борису с собственной совестью, а желание свободы с отвращением к дому Кабановой, Катерина решается свести счеты с жизнью. Она, по словам Н.А. Добролюбова, "не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябанием, которое ей дают в обмен за ее живую душу".

06.01.2018

Пьеса «Гроза» явилась, по мнению Добролюбова, одним из самых выразительных произведений того периода. Именно в ней впервые в русской драматургии во всей своей полноте был показан народный героический характер, предстающий в образе Катерины. В этой статье мы проанализируем вопрос, кто же, все-таки, виноват в гибели главной героини пьесы Островского?

Эта девушка — настоящее олицетворение народной широты души и свободолюбия. Но жизнь в маленьком городке Калинове тесна для нее. Здесь царят всевластные самодуры и существуют серые посредственности. А в воздухе приволжского городка витает запах рабства и безмолвного произвола.

Само появление Катерины как личности в темной, мрачной атмосфере провинциального местечка исключительно и невероятно. Девушка абсолютна не похожа на остальных безвольных, слабых жен, целиком зависимых от мужчин. Свободолюбивая Катерина идет наперекор традиционному миру с его мелочными законами. Ей хорошо известны местные порядки, и она отлично понимает, какие последствия ее настигнут. Но все равно остается предана своей натуре, не изменяя ей даже на краю гибели.

Так кто стал причиной смерти Катерины?

Сама героиня со свойственным ей прямодушием винит только себя. Конечно, некоторая доля истины в этом есть. Если искреннюю, свободолюбивую, горячую и широкую натуру можно назвать причиной, то именно она виновата в гибели. Царство самодуров, где живет Катерина, чуждо ей. Героине тяжело и душно в этом месте, в котором все построено на лжи.
Любовь к Борису помимо воли Катерины вовлекает молодую женщину в пучину интриг и лицемерия, и вся натура героини восстает против этого: «Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу». А публичный позор для нее не страшнее разлада в собственной душе.

Жизнь под властью Кабанихи отравляет все ее существование. Ограниченность окружения рождает смутный протест. Катерина не властна над собой, не в силах удержать проснувшуюся в ней любовь. Героиня пытается найти отклик чувствам у близких людей, но лишь наталкивается на стену непонимания и отчуждения.

Законный муж, Тихон, не способен оценить свою жену по достоинству, по-настоящему понять ее, он лишь безликое продолжение своей матушки-самодурки. Благодаря своей грубоватой простоте и недалекости он еще больше отчуждается от Катерины с ее изменой, не принимая ее чувств. Но любовь Катерины слишком сильна, ее невозможно загубить.

Полюбив Бориса, такого непохожего на остальных, Катерина всем своим существом стремится выразить эмоции. Но все, на что способен ее возлюбленный – ответить на ее чувства. Он не способен ни бороться за свою любовь, ни защитить свою возлюбленную. После того, как их связь перестает быть тайной, он покорно соглашается уехать.

По складу души Борис напоминает Тихона: старается во всем угодить Дикову. На самостоятельные, решительные поступки эти люди не способны.

Огонек жизни, чуть теплившийся в душе Катерины после расставания с Борисом, совсем гаснет из-за травли Кабанихи. В результате душевной травмы героиня еще сильнее чувствует муки совести и свою греховность. Кабаниха, учуяв подавленное состояние невестки, делает ее жизнь в доме невыносимой. Полностью отчаявшись и разочаровавшись и в себе, и в мире, Катерина бросается в Волгу. Даже несмотря на то, что поначалу тяжелейший грех самоубийства пугает ее, она все же решает сделать шаг в пропасть.

Но, взглянув объективно, нельзя считать только Катерину единственной виновницей произошедшей трагедии. В случившемся виноваты все жители Калинова, которые открыто осуждали внезапное чувство женщины. Ополчившись на нее, все обитатели «темного царства» подводили ее к той черте, которую она смогла переступить.

В этом "темном царстве" все ей чуждо, все гнетет ее. Она, по обычаям того времени, вышла замуж не по своей воле и за немилого человека, которого она никогда не полюбит. Катерина вскорости поняла, насколько слаб и жалок ее супруг, он сам не может противостоять своей матери, Кабанихе, и, естественно, не способен защитить Катерину от постоянных выпадов со стороны свекрови. Главная героиня пытается убедить себя и Варвару в том, что любит мужа, но все-таки позже признается сестре мужа: "Мне жалко его очень". Жалость - единственное чувство, которое испытывает она к мужу. Катерина сама прекрасно понимает, что ей никогда не полюбить мужа, а слова, произнесенные ею при отъезде супруга ("как бы я тебя любила") , - это слова отчаяния, Катериной завладело уже другое чувство - любовь к Борису, и попытка ее ухватиться за мужа, чтобы предотвратить беду, грозу, приближение которой она чувствует, тщетна и бесполезна. Тиша не внемлет ей, он стоит рядом с супругой, но в своих мечтах уже далек от нее - его мысли о пьянках и гулянье за пределом Калинова, сам же он говорит жене: "Не разберу я тебя, Катя!" Да уж куда ему "разобрать" ее! Внутренний мир Катерины слишком сложен и непонятен для людей, подобных Кабанову. Не только Тихон, но и сестра его годр-рит Катерине: "Я не понимаю, что ты говоришь". В "темном царстве" нет ни одного человека, душевные качества которого были бы равны Катерининым, и даже Борис - герой, выделенный женщиной из всей толпы, недостоин Катерины. Ее любовь - это бурная река, его же - маленький ручеек, который вот-вот грозит пересохнуть. Борис собирается всего лишь погулять с Катериной во время отъезда Тихона, а потом... потом видно будет. Его не слишком заботит, чем обернется увлечение для Катерины, Бориса не останавливает даже предупреждение Кудряша: "Вы ее совсем загубить хотите". На последнем свидании он говорит Катерине: "Кто же это знал, что нам за любовь нашу так мучиться с тобой", - ведь при первой встрече женщина сказала ему: "Загубил, загубил, загубил". Причины, побудившие Катерину на самоубийство, скрываются не только (да даже и не столько) в обществе, окружающем ее, а в ней самой. Ее душа - это драгоценный камень, и вторжение в нее инородных частиц невозможно. Она не может, подобно Варваре, действовать по принципу "лишь бы все было шито да крыто", не может жить, храня в себе такую страшную тайну, и даже признание перед всеми не приносит ей облегчения, она понимает, что никогда не искупит вину перед собой, и не может смириться с этим. Она не встала на путь греха, однако не будет усугублять его, солгав себе и всем, и понимает, что единственное избавление от ее душевных мук - это смерть. Катерина просит Бориса взять ее в Сибирь, но даже если она убежит из этого общества, ей не суждено спрятаться от себя, от угрызения совести. В какой-то мере это, возможно, понимает и Борис и говорит, что "только одного и надо у бога просить, чтобы она умерла поскорее, чтобы ей не мучаться долго!" Одна из проблем Катерины в том, что "обманывать-то она не умеет, скрыть-то ничего не может". Ни обманывать, ни скрывать ни от себя, ни тем более от других она не может. Катерина постоянно мучается сознанием своей греховности. В переводе с греческого имя Екатерина означает "всегда чистая", и наша героиня, безусловно, всегда стремится к душевной чистоте. Ей чужда всякого рода ложь и неправда, даже попав в подобное опустившееся общество, она не изменяет своему внутреннему идеалу, она не хочет стать такой же, как многие люди того круга. Катерина не впитывает грязь, ее можно сравнить с цветком лотоса, который растет на болоте, но, несмотря ни на что расцветает неповторимыми белоснежными цветами. Катерина не доживает до пышного цветения, ее полураспустившийся цветок завял, но в него не проникли никакие отравляющие вещества, он умер невинным.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама