THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Осенью 1885 г., получив стипендию, Фрейд отправляется на стажировку к прославленному психиатру Шарко. Фрейд заворожен личностью Шарко, но еще больше молодого врача впечатляют эксперименты с гипнозом. Тогда, в клинике Сальпетриер Фрейд сталкивается с больными истерией и тем удивительным фактом, что тяжелые телесные симптомы, такие как параличи, снимаются при помощи одних только слов гипнотизера. В этот момент Фрейд впервые догадывается, что сознание и психика не тождественны, что существует значительная область психической жизни, о которой сам человек не имеет представления. Давняя мечта Фрейда - найти ответ на вопрос как человек стал тем, кем он стал, начинает приобретать контуры будущего открытия.

Вернувшись в Вену, Фрейд выступает с сообщением в "Медицинском обществе" и сталкивается с полным неприятием коллег. Научное сообщество отвергает его идеи, и он вынужден искать собственный путь их развития. В 1877 году Фрейд знакомится с известным венским психотерапевтом Йозефом Брейером, и в 1895 году они пишут книгу "Исследования истерии". В отличие от Брейера, представляющего в этой книге свой катартический метод, заключающийся в выплескивании связанного с травмой аффекта, Фрейд настаивает на важности вспоминания самого события, вызвавшего травму.

Фрейд выслушивает своих пациентов, веря в то, что причины их страданий известны не ему, а им самим. Известны таким странным образом, что они хранятся в памяти, но доступа к ним у пациентов нет. Фрейд выслушивает рассказы пациенток о том, как они были соблазнены в детстве. Осенью 1897 года он понимает, что в действительности этих событий могло и не быть, что для психической реальности нет разницы между воспоминанием и фантазией. Что важно не выяснить, что было "на самом деле", а анализировать то, как устроена сама эта психическая реальность - реальность воспоминаний, желаний и фантазий. Как возможно узнать что-то об этой реальности? Позволяя пациенту говорить все, что ему приходит в голову, позволяя его мыслям течь свободно. Фрейд изобретает метод свободных ассоциаций. Если мыслям не навязывать извне ход движения, то в неожиданных ассоциативных связях, переходах с темы на тему, внезапных воспоминаниях обнаруживается их собственная логика. Говорить все, что приходит в голову, - основное правило психоанализа.

Фрейд бескомпромиссен. Он отказывается от гипноза, потому, что тот направлен на снятие симптомов, а не на устранение причин расстройства. Он жертвует дружбой с Йозефом Брейером, не разделявшим его взгляды на сексуальную этиологию истерии. Когда в конце ХIХ века Фрейд заговорит о детской сексуальности, пуританское общество отвернется от него. Почти на 10 лет он будет отделен от научного и медицинского сообщества. Это был тяжелый период жизни и, тем не менее, весьма продуктивный. Осенью 1897 г. Фрейд приступает к самоанализу. Не имея собственного аналитика, он прибегает к переписке со своим другом Вильгельмом Флиссом. В одном из писем, Фрейд скажет, что обнаружил у себя множество бессознательных мыслей, которые раньше встречал у своих пациентов. Позднее это открытие позволит ему поставить под вопрос само различие психической нормы и патологии.

Психоаналитический процесс самопознания субъекта обнаруживает важность присутствия другого. Психоаналитик участвует в процессе не как обычный собеседник и не как тот, кто знает об анализируемом субъекте что-то, чего тот сам не знает. Психоаналитик - тот, кто слушает особым образом, улавливая в речи пациента то, что тот говорит, но сам не слышит. Кроме того, аналитик - тот, на кого совершается перенос, тот, по отношению к кому пациент воспроизводит свое отношение к другим, значимым для него людям. Постепенно Фрейд понимает важность переноса для психоаналитического лечения. Постепенно ему становится ясным, что два важнейших элемента психоанализа - перенос и свободные ассоциации.

Тогда же Фрейд приступает к написанию «Толкования сновидений». Он понимает: толкование сновидений - королевский путь к пониманию бессознательного. В одной этой фразе прочитывается вся осторожность в отношении Фрейда к слову. Во-первых, толкование, а не интерпретация. Это роднит психоанализ с астрологией, толкованием древних текстов, с работой археолога толкующего иероглифы. Во-вторых, путь. Психоанализ - это не практика снятия симптомов, каковой является гипноз. Психоанализ - это путь субъекта к собственной истине, его бессознательному желанию. Желание это не расположено в скрытом содержании сновидения, а находится между явным и сокрытым, в самой форме преобразования одного в другое. В-третьих, это путь к пониманию, а не путь в бессознательное. Целью психоанализа, таким образом, является не проникновение в бессознательное, а расширение знания субъекта о себе. И наконец, в четвертых, Фрейд говорит именно о бессознательном, а не о подсознании. Последний термин отсылает нас к физическому пространству, в котором нечто расположено снизу, а нечто - сверху. Фрейд уходит от попыток локализовать инстанции психического аппарата, в том числе и в головном мозге.

Зигмунд Фрейд сам обозначит свое открытие как третью научную революцию, изменившую взгляды человека на мир и самого себя. Первым революционером был Коперник, доказавший, что Земля не является центром вселенной. Вторым стал Чарльз Дарвин, оспоривший божественное происхождение человека. И, наконец, Фрейд заявляет, что человеческое Я не является хозяином в своем собственном доме. Подобно своим знаменитым предшественникам, Фрейд дорого заплатил за нанесенную человечеству нарциссическую рану. Даже получив долгожданное признание общественности, он не может быть удовлетворен. Америка, которую он посетил в 1909 г. с лекциями по введению в психоанализ и где его принимают «на ура», разочаровывает своим прагматическим отношением к его идеям. Советский Союз, где психоанализ получил государственную поддержку, уже к концу 20-х годов отказывается от психоаналитической революции и встает на рельсы тоталитаризма. Та популярность, которую психоанализ получает, пугает Фрейда не меньше, чем то невежество, с которым его идеи отвергаются. Стремясь предотвратить злоупотребления своим детищем, Фрейд участвует в создании международных психоаналитических движений, но всячески отказывается занимать в них руководящие должности. Фрейд одержим желанием знать, а не желанием управлять.

В 1923 г. врачи обнаруживают у Зигмунда Фрейда опухоль в ротовой полости. Фрейд перенес безуспешную операцию, за которой в течение 16 остававшихся ему лет жизни последовали еще 32. В результате развития раковой опухоли часть челюсти пришлось заменить протезом, оставлявшим незаживающие раны и к тому же мешающим говорить. В 1938 г., когда Австрия в результате аншлюса становится частью нацистской Германии, Гестапо обыскивает квартиру Фрейда на Бергассе 19, его дочь Анну забирают на допрос. Фрейд, понимая, что так больше продолжаться не может, решается эмигрировать. Последние полтора года своей жизни Фрейд живет в Лондоне, окруженный семьей и только самыми близкими друзьями. Он дописывает свои последние психоаналитические труды и борется с развивающейся опухолью. В сентябре 1939 Фрейд напоминает своему другу и врачу Максу Шуру об обещании оказать последнюю услугу своему пациенту. Шур держит слово и 23-го сентября 1939 г. Фрейд уходит из жизни в результате эвтаназии, самостоятельно выбрав момент своей смерти.

После себя Фрейд оставил огромное литературное наследие, русскоязычное собрание сочинений насчитывает 26 томов. Его работы по сей день вызывают живой интерес не только у биографов, будучи написанными выдающимся слогом, они содержат в себе идеи, которые вновь и вновь требуют осмысления. Не случайно один из известнейших аналитиков XX в. Жак Лакан озаглавил программу своей работы «Назад к Фрейду». Зигмунд Фрейд не раз повторял, что мотивом его работы было желание понять, как человек стал тем, кем он стал. И это желание находит отражение во всем его наследии.

Фрейд родился во Фрайберге (Моравия) 6 мая 1856. В молодости интересовался философией и другими гуманитарными дисциплинами, однако постоянно ощущал потребность в изучении естественных наук. Поступил на медицинский факультет Венского университета, где получил степень доктора медицины в 1881, и стал врачом Венской больницы. В 1884 присоединился к Йозефу Брейеру, одному из ведущих венских врачей, который проводил исследования больных истерией с помощью гипноза . В 1885–1886 работал с французским невропатологом Жаном Мартеном Шарко в парижской клинике Сальпетриер. По возвращении в Вену занялся частной практикой. В 1902 работы Фрейда уже получили признание, и он был назначен профессором невропатологии Венского университета; этот пост он занимал вплоть до 1938. В 1938, после захвата нацистами Австрии, вынужден был покинуть Вену. Побег из Вены и возможность временно обосноваться в Лондоне были организованы английским психиатром Эрнстом Джонсом, греческой принцессой Марией Бонапарт и послом Соединенных Штатов во Франции Уильямом Буллитом.

Психоанализ

В 1882 Фрейд начал лечение Берты Паппенхайм (обозначаемой в его книгах как Анна О.), которая ранее была пациенткой Брейера. Ее разнообразная истерическая симптоматика дала Фрейду огромный материал для анализа. Первым важным феноменом оказались глубоко скрытые воспоминания, прорывавшиеся наружу во время сеансов гипноза. Брейер предположил, что они связаны с состояниями, в которых сознание редуцировано. Фрейд считал, что подобное исчезновение из поля действия обычных ассоциативных связей (поля сознания) является результатом процесса, который он назвал вытеснением; воспоминания заперты в том, что он назвал «бессознательным», куда их «отправила» сознательная часть психики. Важной функцией вытеснения является защита личности от влияния негативных воспоминаний. Фрейд предположил также, что процесс осознания старых и забытых воспоминаний приносит облегчение, хотя и временное, выражающееся в снятии истерических симптомов.

Сначала Фрейд, как и Брейер, использовал гипноз для освобождения вытесненных воспоминаний, а позднее заменил его техникой т.н. свободных ассоциаций, в которой пациенту позволялось говорить все, что приходит в голову. Предложив концепцию бессознательного, теорию защиты и понятие вытеснения, Фрейд начал разработку нового метода, который он назвал психоанализом.

В процессе этой работы Фрейд расширил диапазон необходимых данных, включив в него сновидения, т.е. психическую деятельность, происходящую в состоянии редуцированного сознания, именуемом сном. Изучая свои собственные сны, он наблюдал то, что уже вывел из феномена истерии, – многие психические процессы никогда не достигают сознания и удаляются из ассоциативных связей с остальным опытом. Сравнивая явное содержание снов со свободными ассоциациями, Фрейд обнаружил их скрытое или неосознаваемое содержание и описал ряд адаптивных психических приемов, соотносящих явное содержание снов с их скрытым смыслом. Некоторые из них напоминают конденсацию, когда несколько событий или персонажей сливаются в один образ. Другой прием, при котором мотивы того, кто видит сон, переносятся на кого-то еще, вызывает искажение восприятия – так, «я тебя ненавижу» превращается в «ты меня ненавидишь». Огромное значение имеет тот факт, что механизмы подобного рода представляют интрапсихические маневры, которые эффективно изменяют всю организацию восприятия, от которого зависит как мотивация, так и сама деятельность.

Затем Фрейд перешел к проблеме неврозов. Он пришел к выводу, что основной областью вытеснения является сексуальная сфера и что вытеснение происходит в результате реальной или воображаемой сексуальной травмы. Фрейд придавал большое значение фактору предрасположенности, которая проявляется в связи с травмирующим опытом, полученным в период развития и изменившим его нормальное течение.

Поиск причин невроза привел к наиболее спорной теории Фрейда – теории либидо. Теория либидо объясняет развитие и синтез сексуального инстинкта в его подготовке к репродуктивной функции, а также интерпретирует соответствующие энергетические изменения. Фрейд различал ряд стадий развития – оральную, анальную и генитальную. Разнообразные сложности развития могут помешать человеку достичь зрелости, или генитальной фазы, задержав его на оральной или анальной стадии. Подобное предположение базировалось на изучении нормального развития, сексуальных отклонений и неврозов.

В 1921 Фрейд видоизменил свою теорию, приняв за основу представление о двух противоположных инстинктах – стремлении к жизни (эросе) и стремлении к смерти (танатосе). Эта теория, помимо ее невысокой клинической ценности, вызвала невероятное количество интерпретаций.

Затем теория либидо была применена к изучению формирования характера (1908) и, вместе с теорией нарциссизма, к объяснению шизофрении (1912). В 1921, в основном для того, чтобы опровергнуть концепции Адлера, Фрейд описал ряд применений теории либидо к изучению феноменов культуры. Затем он попытался использовать понятие либидо как энергии сексуального инстинкта для объяснения динамики таких социальных институтов, как армия и церковь, которые, будучи ненаследственными иерархическими системами, отличаются в ряде важных аспектов от других социальных учреждений.

В 1923 Фрейд предпринял попытки развить концепцию либидо путем описания структуры личности в терминах «Оно», или «Ид» (изначальный резервуар энергии, или бессознательное), «Я», или «Эго» (та сторона «Оно», которая входит в контакт с внешним миром) и «Сверх-Я», или «Супер-Эго» (совести). Три года спустя, в основном под влиянием Отто Ранка, который был одним из первых его последователей, Фрейд пересмотрел теорию неврозов, так что она снова стала ближе к его ранним концепциям; теперь он охарактеризовал «Эго» как ведущий аппарат адаптации и переработал само понимание общей структуры невротических феноменов.

К 1908 Фрейд имел последователей по всему миру, что позволило ему организовать 1-й Международный конгресс психоаналитиков. В 1911 было основано Нью-Йоркское психоаналитическое общество. Быстрое распространение движения придало ему не столько научный, сколько вполне религиозный характер. Влияние Фрейда на современную культуру поистине огромно. Несмотря на то, что в Европе оно пошло на спад, психоанализ остается основным психиатрическим методом, применяемым в США и (в меньшей степени) в Великобритании.

В Соединенных Штатах психоанализ оказал значительное влияние на литературу и театр, особенно на произведения таких известных авторов, как Юджин О"Нил и Теннеси Уильямс. Психоанализ непреднамеренно способствовал идее о том, что всяческого вытеснения и подавления надо избегать, чтобы это не привело к «взрыву парового котла», и что воспитание ни в коем случае не должно прибегать к запретам и принуждению.

Хотя наблюдения и теории Фрейда всегда были предметом дискуссий и нередко оспаривались, нет сомнения, что он внес огромный и оригинальный вклад в представления о природе человеческой психики.

Наиболее известные работы Фрейда

Исследования истерии (Studien über Hysterie , 1895), совместно с Брейером;
Толкование сновидений (Die Traumdeutung , 1900);
Психопатология обыденной жизни (Zur Psychopathologie des Alltagslebens , 1901);
Лекции по введению в психоанализ (Vorlesungen zur Einführung in die Psychoanalyse , 1916–1917);
Тотем и табу (Totem und Tabu , 1913);
Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci , 1910);
Я и Оно (Das Ich und das Es , 1923);
Цивилизация и недовольные ею (Das Unbehagen in der Kultur , 1930);
Новые лекции по введению в психоанализ (Neue Folge der Vorlesungen zur Einführung in die Psychoanalyse , 1933);
Человек по имени Моисей и монотеистическая религия (Der Mann Moses und die monotheistische Religion , 1939).

С тех пор как Зигмунд Фрейд опубликовал многие из своих новаторских книг и статей, минуло более 100 лет. Основатель современного психоанализа любил бродить по закоулкам человеческого разума. Он изучал и теоретизировал сны, культуру, развитие детей, сексуальность и психическое здоровье. Его интересы были разносторонними. Некоторые из выдвинутых Фрейдом теорий были дискредитированы, однако большая часть идей подтверждена современными учеными и находит широкое применение на практике. Если вам интересны идеи самопознания, вы не сможете пройти мимо учений австрийского психоаналитика.

Фрейд рассказывал о том, что не многие из нас хотят слышать. Он уличал нас в незнании собственной самости. Скорее всего, он был прав, и наши сознательные мысли - это всего лишь верхушка большого айсберга. Перед вами 12 фактов, оставленных нам великим предшественником в подарок.

Ничто не происходит просто так

Фрейд обнаружил, что не бывает никаких недоразумений или совпадений. Вам кажется, что эти чувства случайны и продиктованы импульсами? Но на самом деле любое событие, желание и действие, даже совершенное на подсознательном уровне, играет важное значение в нашей жизни. Молодая женщина случайно оставила ключи в квартире своего любовника. Ее подсознание выдает тайные желания: она не прочь вернуться туда снова. Выражение «оговорка по Фрейду» возникло неспроста. Ученый верил в то, что словесные ляпы и ошибки выдают истинные человеческие помыслы. Очень часто нами движут страхи из прошлого, пережитые травмы или скрытые фантазии. Как бы мы не пытались подавить их, они все равно прорываются наружу.

Слабость и сила каждого человека в его сексуальности

Секс является главной движущей силой для людей. Это именно тот знаменатель, под который можно подогнать всех нас. Однако многие люди всеми силами отрицают это. Мы так прониклись высокими принципами дарвинизма, что стыдимся своего животного естества. И, несмотря на то что мы возвысились над всеми остальными живыми существами, мы по-прежнему обладаем их слабостями. Большую часть своей истории человечество отрицало свою «темную сторону». Так на свет появился пуританизм. Но даже самые правильные люди всю жизнь вынуждены бороться против собственных сексуальных аппетитов. Взгляните на многочисленные скандалы, потрясшие Ватикан, другие фундаменталистские церкви, видных политиков и знаменитостей. На раннем этапе своей профессиональной деятельности Фрейд наблюдал эту похотливую борьбу у мужчин и женщин в викторианской Вене, откуда и сделал выводы.

«В некоторых случаях сигара - это просто сигара»

Общепринятая идея в современной психологии рассматривает каждый предмет с нескольких точек зрения. Например, сигара вполне могла бы стать фаллическим символом. Однако не все значения имеют далеко идущие последствия. Сам Фрейд любил курить, поэтому и изрек такую истину.

Каждая часть тела эротична

Основатель теории психоанализа знал, что люди являлись существами сексуальными с самого своего появления на свет. Он вдохновлялся видом матери, кормящей младенца грудью. Эта картина наглядно иллюстрирует пример более зрелой сексуальности. Все, кто видел сытого ребенка, отпустившего материнскую грудь, замечают, как малыш с пылающими щеками и блаженной улыбкой на устах тотчас же засыпает. Позже эта картина полностью отразит картину сексуального удовлетворения. Фрейд был глубоко убежден, что сексуальное возбуждение не ограничивается одними гениталиями. Удовольствие достигается за счет стимулирования партерами любой части тела. Секс и эротика не ограничиваются половыми сношениями. Однако сегодня большинству людей трудно принять эту идею.

Мысль - это крутой вираж на пути к исполнению желания

Фрейд высоко ценил сам акт мышления (желания и фантазии). Психотерапевты и психоаналитики в своей практике часто наблюдают за людскими фантазиями. Часто они оценивают их выше, чем фактические реальные действия. И хотя реальность не может быть измерена с помощью яркой фантазии, у этого явления есть свое уникальное предназначение. По утверждениям нейробиологов, это служит основой для воображения.

За разговорами человеку становится легче

Психологическая терапия индивида, базирующаяся на психоанализе, доказывает, что разговор облегчает эмоциональные симптомы, уменьшает беспокойство и высвобождает разум. В то время как лекарственная форма терапии носит лишь краткосрочный характер, и она эффективна в борьбе с основными симптомами недугов, разговорная терапия является мощным инструментом в улучшении состояния пациента. Необходимо помнить, что в лечении участвует человек, а не просто набор симптомов или диагноз. Если пациент рассчитывает на долгосрочные изменения, с ним необходимо разговаривать.

Защитные механизмы

Теперь термин «защитный механизм» мы воспринимаем как само собой разумеющееся. Это давно стало частью базового понимания человеческого поведения. Теория, которую Фрейд разработал совместно дочерью Анной, гласит, что в целях защиты от чувства тревоги или неприемлемых импульсов, подсознание может отрицать или искажать действительность. Видов защитных механизмов много, наиболее известными являются отрицание, отказ и проекции. Отрицание - это когда человек отказывается признать, что произошло или происходит. Отказ формируется по причине нежелания признать свои пагубные пристрастия (например, алкоголизм или наркоманию). Этот вид защитного механизма также может быть проецирован на социальную сферу (например, нежелание признавать тенденцию изменения климата или жертв политических репрессий).

Сопротивление переменам

Человеческий разум навязывает определенную модель поведения, которая всегда стремится сопротивляться изменениям. Все новое в нашем понимании таит угрозу и влечет за собой нежелательные последствия, даже если перемены происходят к лучшему. К счастью, метод психоанализа нашел средства для регулирования сознания, которые дают возможность победить упорную способность создавать препятствия на пути движения вперед.

Прошлое воздействует на настоящее

Сейчас, в 2016 году, этот постулат может показаться более прозаичным, чем 100 лет тому назад. Но для Фрейда это стало моментом истины. Сегодня многие из теорий Фрейда о развитии детей и последствиях влияния их раннего жизненного опыта на более позднее поведение в значительной степени способствуют успеху в лечении пациентов с психическими расстройствами.

Концепция переноса

Другая широко известная теория Зигмунда Фрейда рассказывает о том, каким образом прошлое может воздействовать на настоящее посредством концепции переноса. Этот постулат также широко используется в современной психологической практике. К переносу относятся сильные чувства, переживания, фантазии, надежды и страхи, которые мы испытывали в детстве или подростковом возрасте. Они являются бессознательной движущей силой и способны воздействовать на наши взрослые отношения.

Развитие

Человеческое развитие не заканчивается с наступлением половой зрелости, а продолжается на протяжении всего жизненного цикла. Успех зависит о того, как мы способны меняться под воздействием тех или иных проблем. Жизнь всегда бросает нам вызов, а каждый новый этап в развитии позволяет нам снова и снова оценить личные цели и ценности.

Цивилизация является источником социальных страданий

Фрейд заявлял, что склонность к агрессии является самым большим препятствием на пути к цивилизации. Немногие мыслители выглядели столь непоколебимо по отношению к этому человеческому качеству. В 1929 году, с расцветом европейского антисемитизма, Фрейд написал: «Человек человеку волк. Кто может это оспорить?». Фашистский режим запрещал теории Фрейда, как это делали впоследствии коммунисты. Его называли разрушителем морали, но сам он больше всего не любил Америку. Он полагал, что американцы направляют свою сексуальность в нездоровую одержимость деньгами: «Разве не грустно зависеть от этих дикарей, которые не являются лучшим классом людей?». Парадоксально, но именно Америка, в конце концов, оказалась самым благоприятным хранилищем идей Зигмунда Фрейда.

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

Витебский государственный медицинский университет ордена Дружбы народов

Кафедра общественного здоровья и здравоохранения


по «Истории фармации»

на тему: «Зигмунд Фрейд»


Исполнитель: Степанова Елена Олеговна

ст.преподаватель Т.Л. Петрище


Витебск, 2010 год


Настоящее имя Сигизмунд Шломо Фрейд.

Австрийский врач и психолог, основатель теории и метода лечения неврозов, названного психоанализом и ставшего одним из наиболее влиятельных психологических учений 20 века.

Родился 6 мая 1856 года в Фрейберге в Моравии, маленьком городке в нынешней Чехословакии в семье евреев. Его отец Якоб Фрейд был торговцем тканями. Когда Зигмунду исполнилось три года в связи с материальными затруднениями, семья переехала в Вену, где он с отличием в 17 лет окончил гимназию, а затем в 1873 году поступил на медицинский факультет Венского университета. В 1881 году получил степень доктора медицины, и стал врачом Венской больницы. Начинал свою научную деятельность как специалист в области физиологии и неврологии. Тяжелое материальное положение заставило его оставить "чистую науку". Он стал врачем-психиатром и обнаружил, что знание анатомии и физиологии мозга мало чем может помочь при лечении неврозов.

В 1882 Фрейд начал лечение Берты Паппенхайм (обозначаемой в его книгах как Анна О.), которая ранее была пациенткой Брейера. Ее разнообразная истерическая симптоматика дала Фрейду огромный материал для анализа. Первым важным феноменом оказались глубоко скрытые воспоминания, прорывавшиеся наружу во время сеансов гипноза. Брейер предположил, что они связаны с состояниями, в которых сознание редуцировано. Фрейд считал, что подобное исчезновение из поля действия обычных ассоциативных связей (поля сознания) является результатом процесса, который он назвал вытеснением; воспоминания заперты в том, что он назвал «бессознательным», куда их «отправила» сознательная часть психики. Важной функцией вытеснения является защита личности от влияния негативных воспоминаний. Фрейд предположил также, что процесс осознания старых и забытых воспоминаний приносит облегчение, хотя и временное, выражающееся в снятии истерических симптомов.

Психоанализ непреднамеренно способствовал идее о том, что всяческого вытеснения и подавления надо избегать, чтобы это не привело к «взрыву парового котла», и что воспитание ни в коем случае не должно прибегать к запретам и принуждению.

В 1884 присоединился к Йозефу Брейеру, одному из ведущих венских врачей, который проводил исследования больных истерией с помощью гипноза.

Работа Фрейда в области неврологии шла параллельно с его первыми опытами как психопатолога в области истерии и гипнотизма. Первая из публикаций Фрейда по нейроанатомии касалась корней нейронных связей слухового нерва (1885). Затем он публикует исследовательскую работу о чувствительных нервах и мозжечке (1886), далее еще статью о слуховом нерве (1886).

В 1885-1886 гг. он стажировался в Париже в клинике Сальпетриер у знаменитого Жана Мартена Шарко. Вернувшись в Вену, Фрейд стал частнопрактикующим врачом. Первоначально он пытался вслед за французскими учителями - применять в терапевтических целях гипноз, но вскоре убедился в его ограниченности. Постепенно Фрейд выработал свою собственную технику лечения, метод "свободных ассоциаций".

Метод свободной ассоциации. Фрейд предлагал своим пациентам отбросить контроль над своими мыслями и говорить первое, что придет в голову. Свободная ассоциация через длительное время подводила пациента к забытым событиям, которые он вновь проживал эмоционально. Поскольку реагирование идет при полном сознании, сознательное "Я" способно справиться с эмоциями, постепенно "прорубая путь сквозь подсознательные конфликты". Именно этот процесс Фрейд и назвал "психоанализом", впервые употребив этот термин в 1896 году.

После долгих поисков Фрейд пришел к концепции бессознательного психического, которая существенно отличалась от предшествовавших теорий. О бессознательном писали до него и философы, и медики. Новизна его учения состояла в том, что им была выдвинута динамическая модель психики, в которой получила логичное объяснение не только большая группа психических расстройств, но и взаимосвязь сознательных и бессознательных процессов, причем последние однозначно отождествлялись с инстинктивными побуждениями, в первую очередь с сексуальным влечением. Человек для Фрейда представляет собой homo natura, природное существо, отличающееся от прочих животных несколько большим объемом памяти и тем, что его сознание в процессе эволюции стало опосредовать отношения с окружающей средой. Все живое существует согласно принципу удовольствия, т.е. стремится удовлетворять свои нужды и избегать страдания. Человек отличен от животных тем, что он откладывает удовлетворение влечений или даже подавляет их, если непосредственное удовлетворение угрожает выживанию. Тем самым он заменяет принцип удовольствия на принцип реальности. В раннем детстве только что вышедшее из материнского лона природы существо не знает ограничений и не обладает развитым интеллектом, а потому существует только по принципу удовольствия. Влечения этого периода сохраняются в психике взрослого человека, но они подавляются и вытесняются в бессознательное, откуда дают о себе знать в сновидениях (когда ослаблена "цензура" сознания) или в невротических симптомах. Влечения конфликтуют с социальными нормами и моральными предписаниями. Человеческое существование всегда было и остается полем битвы между разнонаправленными инстинктивными стремлениями и требованиями культуры.

В основу психоанализа была положена теория психосексуального развития ребенка. Именно за утверждение о том, что в основе всех психических расстройств лежат проблемы, связанные с сексуальностью, в 1896 году Фрейд был исключен из Венского медицинского общества.

В 1886 году Фрейд женился на Марте Бернайс. В браке у них родилось три сына и три дочери. Вскоре после женитьбы, Фрейд стал сотрудничать с Иозесом Брейером (один из самых знаменитых венских врачей, достигший успехов в лечении истерии методом свободного рассказа больных о своих симптомах и проблемах). Вместе они стали изучать психологических причин истерии и продвигались дальше в изучении способов ее лечения. совместная работа завершилась изданием в 1895 году книги «Исследование истерии», в которой они пришли к выводу, что причиной проявления истерических симптомов являются подавленные воспоминания о трагических событиях.

Еще с 1896 года Фрейд начал анализировать свои сновидения и практиковал самоанализ в течение получаса перед сном ежедневно, и на этом анализе основана его работа 1900 года "Толкование сновидений", которая до сих пор остается своего рода "Библией" для последователей. Сновидения - психическую деятельность, происходящую в состоянии редуцированного сознания, именуемом сном. Изучая свои собственные сны, он наблюдал то, что уже вывел из феномена истерии, - многие психические процессы никогда не достигают сознания и удаляются из ассоциативных связей с остальным опытом. Сравнивая явное содержание снов со свободными ассоциациями, Фрейд обнаружил их скрытое или неосознаваемое содержание и описал ряд адаптивных психических приемов, соотносящих явное содержание снов с их скрытым смыслом. Некоторые из них напоминают конденсацию, когда несколько событий или персонажей сливаются в один образ. Другой прием, при котором мотивы того, кто видит сон, переносятся на кого-то еще, вызывает искажение восприятия - так, «я тебя ненавижу» превращается в «ты меня ненавидишь». Огромное значение имеет тот факт, что механизмы подобного рода представляют интрапсихические маневры, которые эффективно изменяют всю организацию восприятия, от которого зависит как мотивация, так и сама деятельность.

С 1902 года З. Фрейд каждую среду приглашал к себе домой четырех врачей для обсуждения идей и концепций, лежащих в основе психоанализа. Этими врачами были: Альфред Адлер, Макс Кахане, Рудольф Рейтлер Вильгельм Штекель. Фрейд излагал свои идеи, а его слушатели имели возможность обмениваться идеями об услышанном. В каждом воскресном выпуске «Нового венского ежедневника» печатался отчет о дискуссиях в доме Фрейда. Так возник первый психоаналитический кружок, получивший название «Психологическое общество по средам». В последующие годы эти заседания стали посещаться известными людьми, а позже и психоаналитиками, которые в последствие стали практиковать психоанализ.

В 1907 году Фрейд предложил распустить общество с тем, чтобы создать новое объединение единомышленников, которое в апреле 1908 года получило название «Венское психоаналитическое общество». А в 1910 году была организована Международная психоаналитическая ассоциация.

После очередных наблюдений за пациентами, в 1905 году была опубликована новая работа "Три очерка по теории сексуальности". Его выводы о сексуальной природе человека стали известны под названием "теория либидо", и эта теория вместе с открытием детской сексуальности явилась одной из главных причин того, что Фрейд был отвергнут своими собратьями по профессии и широкой публикой.

Фрейд пришел к выводу, что основной областью вытеснения является сексуальная сфера и что вытеснение происходит в результате реальной или воображаемой сексуальной травмы. Фрейд придавал большое значение фактору предрасположенности, которая проявляется в связи с травмирующим опытом, полученным в период развития и изменившим его нормальное течение. Он выдвинул предположение о том, что дети рождаются с сексуальными побуждениями, а их родители предстают в роли первых сексуальных объектов.

Теория либидо объясняет развитие и синтез сексуального инстинкта в его подготовке к репродуктивной функции, а также интерпретирует соответствующие энергетические изменения.

Движущая сила, которая дает нам энергию жизни, творчества, созидания, называется Фрейдом либидо, или сексуальной энергией. Здоровье личности зависит от «правильности» помещения сексуальной энергии, так как, по мнению Фрейда, «либидо концентрируется на объектах, фиксируется на них или оставляет эти объекты, переходит с них на другие и с этих позиций направляет сексуальную деятельность индивида, которая ведет к удовлетворению, то есть частичному, временному угасанию либидо». У здоровых людей «лишняя» сексуальная энергия питает процессы творчества, создания материальных и духовных ценностей, то есть сублимируется. Несублимированное либидо вызывает невротические заболевания.

Теория Фрейда о детской сексуальности совершила революцию в психотерапии. Согласно этой теории, ребенок в своем развитии проходит несколько стадий:

Орально - каннибалистическая (от 0 до 1 года) характеризуется приоритетом оральной (ротовой) зоны - кода ребенок получает удовольствие, высасывая молоко из материнской груди. «Застревание» на этой стадии развития приводит к тому, что взрослые люди становятся курильщиками, пьяницами, грызут ногти, получают удовольствие от сосания леденцов.

Анально - садистская (1 - 2 года). В этот период ребенка приучают к горшку, поэтому все его положительные и отрицательные переживания связаны с актом дефекации. Взрослые люди, которым не удалось до конца «пройти» эту стадию развития в детстве, возвращаются к ней в старости, когда угасают половые функции и половая жизнь уже не является главным источником наслаждений. Тогда и начинаются разговоры стариков на излюбленные темы: о еде и о результатах переваривания пищи.

Генитальная (2 - 5 лет) - познание ребенком своих половых органов, поиск ответа на вопрос: «Откуда берутся дети?» Факт существования двух полов ребенок принимает без раздумья. При этом, пишет Фрейд, «для мальчика является чем-то само собой понятным предположить у всех известных ему людей такие же гениталии, как его собственные…», а девочка, замечая, что гениталии мальчика отличаются от ее собственных, признает их, но завидует их наличию и сожалеет об отсутствии их в собственном организме.

Латентная стадия (от 5-6 лет до подросткового возраста). В этот период развития ребенка в его характере формируются такие черты, как чувство стыда, соблюдение эстетических и моральных норм. Сексуальная энергия, направленная ранее на изучение половых органов, сублимируется в учебе, познании мира, творчестве, спорте.

Новая стадия генитального развития (13 - 14 лет) - идет усиленный рост мышечной массы, половое созревание. Мысли подростка устремляются к своему телу, особенностям его строения и развития, начинает проявляться сексуальный интерес к противоположному полу.

Каждая стадия играет определенную роль в развитии личности ребенка, и «застревание» на какой-либо их них, по мнению Фрейда, может привести к невротическим нарушениям у взрослых людей.


Рис. Фрейд в своем венском кабинете.

Комплекс Эдипа или Электры (царь Эдип - герой греческой мифологии, который убил отца и женился на своей матери; Электра - героиня греческой мифологии, которая помогла своему брату отомстить за отца, убив мать). Эти комплексы, по мнению Фрейда, являются универсальными для всех людей, они являются основой для психоаналитической концепции индивидуального развития человека от детства до взрослого состояния.

В 1911 было основано Нью-Йоркское психоаналитическое общество. Быстрое распространение движения придало ему не столько научный, сколько вполне религиозный характер. Влияние Фрейда на современную культуру поистине огромно.

Его первый значительный вклад в теорию общества был сделан в работе "Тотем и табу" (1913), где он приложил выводы своих психологических теорий к обществу в целом. Представляет собой первую попытку применить точку зрения и принципы психоанализа к невыясненным проблемам психологии первобытной культуры и религии. Фрейд рассказывает о поведении первобытных племен на примере современных племен дикарей, и влиянии первобытного на современное, особенно на поведение невротиков.

В 1919 году вышла в свет книга "По ту сторону принципа удовольствия". В ней высказана новая для традиционного психоанализа идея, утверждающая, что наряду с Эросом как изначальным влечением к жизни, поведением человека правит, противоположное по знаку, стремление к смерти, к возвращению живого организма в безжизненное состояние.

В 1921 Фрейд видоизменил свою теорию, приняв за основу представление о двух противоположных инстинктах - стремлении к жизни (эросе) и стремлении к смерти (танатосе). Эта теория, помимо ее невысокой клинической ценности, вызвала невероятное количество интерпретаций. Ссылаясь на Шопенгауэра, Фрейд утверждал, что «целью жизни является смерть», хотя жизнь можно и должно прожить счастливо, необходимо только научиться направлять темные импульсы на благо разуму. В 1921 году Лондонский университет объявил о начале цикла лекций о пяти великих ученых: физике Эйнштейне, каббалисте Бен-Баймониде, философе Спинозе, мистике Фило. Фрейд в этом списке был пятым. Его выдвинули на Нобелевскую премию за открытия в области психиатрии. Но получил премию коллега Фрейда Вагнер-Яуреггу за метод лечения паралича путем резкого повышения температуры тела. Фрейд заявил, что Лондонский университет оказал ему большую честь, поставив рядом с Эйнштейном, а сама премия его не волнует.

Более тридцати лет воздерживался Фрейд от выработки всеобъемлющей теории личности, хотя сделал за это время много важных и подробных наблюдений в своей работе с пациентами. Наконец в 1920 году он опубликовал первую из серии систематизированных теоретических работ "По ту сторону принципа удовольствия"

В 1923 Фрейд предпринял попытки развить концепцию либидо. Был установлен феномен психического сопротивления пациентов раскрытию вытесненных воспоминаний и существованию у них внутрипсихического фактора цензуры. Это послужило для Фрейда толчком к созданию динамической концепции личности в единстве сознательного и бессознательного факторов.

Фрейд утверждал, что человеческое сознание состоит из трех неразрывно связанных между собой частей: «Ид» («оно») - бессознательная часть нашей личности, состоящая из примитивных инстинктов, врожденных импульсов. Ключевое слово этой части сознания - «хочу» «Эго» («я») - буфер между нашими инстинктами и внешним миром, обществом. «Эго» направляет наше поведение в нужное русло, способствуя безопасному удовлетворению инстинктивных потребностей. «Эго» - ведущий аппарат адаптации «Суперэго» («сверхЯ») - наша совесть, этика, система ценностей. «Суперэго» приобретается с развитием личности, в процессе воспитания. Ключевыми словами для этой части сознания являются «должен», «надо».

«"Я" и "Оно"» (1923). Сознание и подсознание. Сознание выставляет преграды, а подсознание предпочитает их не замечать. И тогда сознание становится всего лишь своеобразным «театром военных действий» подсознания. Это страхи, сны, странные сны.

"Будущее одной иллюзии" (1927). Рассматриваются психологические и социокультурные основания и функции религии. Фрейд определяет культуру как «все то, чем человеческая жизнь возвышается над своими животными условиями и чем она отличается от жизни животных». Постулирует наличие у всех людей разрушительных тенденций, имеющих противообщественный и антикультурный характер, причем в поведении большого количества индивидов эти тенденции являются определяющими. Отсутствие у людей спонтанной любви к труду и бессилие доводов разума против их страстей полагаются распространенными свойствами, ответственными за то, что институты культуры могут поддерживаться лишь известной долей насилия.

В 1933 году была издана серия брошюр под общим названием "Продолжение лекций по введению в психоанализ".

В этой работе он попытался пересмотреть свой ранний взгляд на внешние проявления инстинктов - любви и ненависти, вины и раскаяния, горя и зависти. До того как он начал размышлять над глубинной природой этих базисных явлений, он определял их с позиций логики чувств.

Еще с 1923 года Фрейд, выкуривающий по 20 кубинских сигар в день, страдал раковой опухолью глотки и челюсти, но упорно отказывался от лекарственной терапии, за исключением небольших доз аспирина. Он перенес 33 тяжелейшие операции, которые должны были остановить рост опухоли, вынужден был носить неудобный протез, заполнявший пространство между ротовой и носовой полостями, и потому временами не мог говорить. его постоянно мучили сильнейшие боли, которые с каждым днем становились все невыносимее. 23 сентября 1939 года незадолго до полуночи, Фрейд умер после того, как попросил у своего друга доктора Макса Шура инъекцию смертельной дозы морфия, прекратившей его страдания. У Фрейда постепенно появились последователи, дополнившие и подкорректировавшие его учение. Наиболее известные из них - Альфред Адлер, Карл Юнг, Отто Ранк.

Альфред Адлер ввел в психологию такое понятие как комплекс неполноценности. В отличие от Фрейда, утверждавшего, что у любого новорожденного ведущей является половая потребность, проявляющаяся в сосании материнской груди, Адлер говорил о потребности в превосходстве как об основной. Если личность «ущербна», то есть имеет физический недостаток, то возможны два пути ее развития: или уход в болезнь или сверхкомпенсация (преодоление комплекса неполноценности). Такие люди становятся великими учеными, политическими деятелями, писателями, художниками и т.д.

Карл Юнг, в отличие от своего учителя интересовался европейским и восточным оккультизмом, метафизикой и был убежден, что религия содействует стремлению человека к целостности и полноте жизни. Он ввел в психологию понятие коллективного бессознательного, в котором заключен опыт всего человечества. Плодом коллективного бессознательного являются сны и фантазии.

Теория психоанализа в самых общих чертах сводится к следующему: Все наше поведение определяется двумя принципами - принципом приятного и принципом реальности. Принцип приятного характеризуется эгоцентричностью, индивидуализмом, противообщественностью.

В принципе реальности выражается, наоборот, непосредственное знакомство с реальной жизнью и необходимость подчиниться ее требованиям. Между желанием приятного и требованиями жизни возникает конфликт, в результате которого многие желания должны остаться неосуществленными. Такие неосуществленные желания вытесняются нередко из области сознания и переходят в сферу бессознательного, где они и сохраняются, продолжая оказывать влияние на поведение человека. Стремясь прорваться в сознание, вытесненные желания вступают в борьбу с сознательными представлениями и одерживают над ними верх во время таких состояний, как сновидения, дневные грезы и т. д. Поэтому по правильно истолкованному сновидению можно судить о бессознательных переживаниях человека. Толкование сновидений - самое замечательное открытие Фрейда. Он показал, что сон не бессмыслица, а искаженное, замаскированное осуществление вытесненного желания. Большая часть вытесненных представлений, по Фрейду, полового происхождения. Впрочем, термин "пол" (либидо, эрос) понимается Фрейдом очень широко, обнимая всю область приятных ощущений, а не только половые эмоции в тесном смысле. Задача психоанализа состоит в том, чтобы проникнуть в скрытый смысл влечений, обнаружить внутренние бессознательные устремления личности и помочь ей освободиться от них.

Отто Ранк занимался теорией сновидений, соотнося материал сновидений с мифологией и художественным творчеством. Наиболее известен его труд «Травма рождения», в которой он утверждает, что изгнание плода из материнского чрева является «основной травмой», определяющей развитие неврозов, и что каждому человеку присуще подсознательное стремление возвратиться в материнское лоно.

фрейд психология сновидение либидо

Список литературы


1.Фрейд.З. Будущее одной иллюзии// Сумерки богов/ Фрейд.З.- М.,1990.- С.94.

Фрейд.З. Толкование сновидений.- Ереван, 1991.- репринтное воспроизведение издания 1913 г.

Фрейд.З. Тотем и табу.- М.: Изд-во политической литературы, 1992.

Куликов.В.И., Хаценков.А.Ф. Современная буржуазная философия и религия.- М.: Изд-во полит. литературы, 1977 г.

Алексеев.П.В, Большаков.А.В. и др. Хрестоматия: Основы философских знаний.- М.: Изд-во полит. литературы, 1982 г.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Начало ХХ века было периодом формирования нового направления в психологии и психиатрии - психоанализа. Первооткрывателем этого направления был австрийский психотерапевт Зигмунд Фрейд. Срок его активной научной деятельности составлял 45 лет. За это время он создал:

  • теорию личности, эта концепцфия была первой в истории науки;
  • методику излечения неврозов;
  • методику изучения глубинных психических процессов;
  • систематизировал множество клинических наблюдений с использованием самоанализа и своей терапевтической практики.

По поводу своих будущих биографов З. Фрейд шутил:

Что касается моих биографов, то пусть они помучаются, мы не будем облегчать им задачу. Каждый сможет по-своему представить «эволюцию героя», и все будут правы; меня уже веселят их ошибки.

Первооткрыватель глубин бессознательного

О Зигмунде Фрейде написано много. Личность основателя психоанализа вызывала и вызывает большой интерес. В истории науки много ярких и незаурядных натур, но очень немногие из них получали оценки настолько противоположные, а их научные теории вызывали такое безусловное приятие или абсолютное неприятие. Но как бы ни оценивались воззрения Зигмунда Фрейда на психосексуальную природу человека, нельзя отрицать огромное влияние его на развитие современной культуры.

Кстати, попробуем вспомнить, сколько раз мы и сами употребляли выражение «оговорочка по Фрейду». Воззрения ученого послужили импульсом для создания целой школы в психиатрии и психологии. Благодаря ему был пересмотрен взгляд на саму природу человека. Его анализ произведений искусства и литературы повлиял на формирование методологи современного искусствоведения. Да, его любимые ученики - А. Адлер и К. Юнг - пошли своим путем, но они всегда признавали огромное влияние Учителя на становление их как исследователей. Но в тоже время мы знаем об упорном нежелании З. Фрейда хоть на йоту изменять свои воззрения на либидо как на единственный источник неврозов и бессознательных импульсов в поведении человека. Известно, что его безудержная страсть к исследованию бессознательного далеко не всегда была безопасна для его пациентов.

Эрих Фромм в своей книге, посвященной З. Фрейду, подчеркивает веру ученого в разум: «Эта вера в могущество разума говорит о том, что Фрейд был сыном века Просвещения, девиз которого — «Sapere aude» («Дерзай знать») — всецело определил как личность Фрейда, так и его труды» . Осмелюсь возразить ему. Взгляд З. Фрейда на природу человека, открытие им мощного влияния бессознательного на поступки людей включили в сферу внимания науки иррациональные явления в психике человека. Еще более чем З. Фрейд, развил эту тенденцию его любимый ученик Карл Юнг. Более того, многие свои открытия З. Фрейд делал в состоянии измененного сознания, вызванного использованием кокаина. Так что человеком рациональным, слишком одномерно воспринимающим мир, типичным наследником эпохи Просвещения Зигмунда Фрейда никак нельзя назвать. На мой взгляд, он был скорее вестником эпохи, о которой Александр Блок писал:

И черная земная кровь
Сулит нам, раздувая вены
Неслыханные перемены,
Невиданные мятежи.

На первый взгляд, жизненный и творческий путь знаменитого австрийского психолога и психотерапевта досконально изучен, но чем больше знакомишься с трудами и биографией ученого, тем сильнее возникает ощущение какой-то недосказанности и тайны. Правда, это ощущение имеет некоторое основание. Почему-то опубликованы не все письма З. Фрейда, письма его к сестре жены Мине можно было обнародовать еще в 2000 году, но они до сих пор не опубликованы. Автор одной из биографических книг о З. Фрейде - Феррис Пол писал:

Желание сохранить бумаги Фрейда и отогнать от них любопытных исследователей привело к созданию архива. Бумаги необходимо было держать под замком. Фрейда нужно было защищать от унижений, когда его методы публично применяли бы к нему самому. Это не сочеталось с внутренней целью психоанализа - найти истину за фасадом, - но хорошо подходило к авторитарной личности Фрейда .

Действительно, задача биографа - раскрыть сложный внутренний мир ученого, сумев при этом не опуститься до вульгарного любопытства к подробностям личной жизни. Но нужно еще выявить наиболее значимые для понимания внутреннего мира великого человека обстоятельства его судьбы. И сегодня мы так же, как и современники знаменитого психиатра много лет назад, мысленно спрашиваем: так кто же Вы, доктор Фрейд?

Семейные тайны

Зигмунд Фрейд искал истоки неврозов, болезней и жизненных проблем пациентов в их детских впечатлениях. Возможно, и в жизни самого ученого они сыграли не последнюю роль. Он родился в 1856 году в семье коммерсанта, занимающегося торговлей тканями. Родина Фрейда - чешский городок Фрайбург. В детстве его называли Сигизмунд, и только после переезда в Вену имя известного психиатра приобрело более привычное для нас звучание - Зигмунд. «Золотой Сигги» - так называла своего первенца его мать - Амалия Натансон. Кстати, малоизвестный факт - Амалия была родом из Одессы и до 16 лет жила в этом городе. Родители обожали Зигмунда, считали, что мальчик удивительно одарен. Они не ошибались, Зигмунд Фрейд сумел с отличием окончить гимназию.

А где же секреты? - можно спросить. На первый взгляд, все кристально ясно с детством и юностью ученого. Но не многим, например, известно, что мать Фрейда была второй женой Якоба Фрейда, она была младше мужа на 20 лет. У него были дети от первого брака, и они были гораздо старше, чем Зигмунд.

Маленький Зигмунд родился дядей. Его племянник, по имени Джон, был на год старше своего дяди. Так как борьба между обоими детьми обусловила характерные черты позднейшего развития Фрейда, совершенно нелишне уже с самого начала упомянуть об этих обстоятельствах .

Гораздо менее известно, что брак с матерью будущего знаменитого психиатра был третьим для Якоба Фрейда. Возможно, этот факт не афишировали, поскольку три брака - это уже слишком для благочестивого еврея. Имя второй жены Якоба - Ребекка, о ней почти ничего не известно, упоминание о ней находим в исследовании биографии Зигмунда Фрейда, предпринятом Р. Гильхорном, Р.Кларком и Р.Дауном. Валерий Лейбин - автор «Психопоэтического портрета Зигмунда Фрейда» - предполагает, что этот туманный момент в семье Фрейдов мог оказать влияние на отношение к отцу маленького Зигмунда. Так это или нет, сложно судить, но вот то, что неформальным лидером в семье была мать и именно её вера в сына, её амбиции относительно его блестящего будущего оказали на Фрейда большое влияние, признавал сам основатель психоанализа. Уже став знаменитым ученым, он писал:

Я убедился в том, что лица, которых почему-либо выделяла в детстве мать, обнаруживают в последующей жизни ту особую самоуверенность и тот непоколебимый оптимизм, который нередко кажется геройским и действительно сохраняет этим субъектам успех в жизни .

Детские травмы Зигмунда Фрейда и формирование идей психоанализа

Были ли еще эпизоды в детстве, оказавшие большое влияние на «отца психоанализа»? Скорее всего, да. Ученый сам анализировал свои детские переживания, опыт самоанализа помог ему вытащить их на поверхность памяти. И именно это послужило основой формирования идей классического психоанализа. Для З. Фрейда он сам, его детские травмы и неосознанные переживания служили объектом исследования. В «Толковании сновидений» ученый подчеркивал, что ребенок в раннем детстве абсолютно эгоистичен и стремится к удовлетворению своих потребностей, соперничая даже с братьями и сестрами.

Когда Зигмунду был один год, у него появился братик - Юлиус, малыш прожил очень недолго и умер от болезни. Спустя несколько месяцев после трагедии сЗигмундом случился несчастный случай: двухлетний ребенок упал с табуретки, он настолько сильно ударился нижней челюстью о край стола, что на рану пришлось накладывать швы. Рана зажила и все забылось. Но в процессе самоанализа у Фрейда возникли основания счесть этот инцидент самоповреждением. Маленький Зигмунд ревновал маму к братику, после смерти малыша ребенок не мог сам простить себе свою ревность, физическая боль заглушает душевную. Этот суровый самоанализ позволил Фрейду найти источники неврозов у многих пациентов.

В работе «Психопатология обыденной жизни» описывается случай, когда чувство вины перед мужем заставило молодую женщину неосознанно травмировать себя, возникший эмоциональный блок вызвал нервное заболевание. Хотя, на первый взгляд, ничто не указывало на намеренность действий пострадавшей - она просто случайно выпала из кареты и сломала ногу. В процессе психоанализа Фрейд выяснил обстоятельства, предшествовавшие травме: в гостях у родственников молодая женщина продемонстрировала свое искусство исполнения канкана. Все присутствующие были в восторге, но мужа поведение жены очень расстроило, он сказал, что она вела себя «как девка». Расстроенная женщина провела бессонную ночь, а утром ей захотелось покататься в экипаже. Она сама выбрала лошадей, а во время поездки все время опасалась, что лошади испугаются и кучер потеряет управление ими. Как только нечто напоминающее это случилось, она выскочила из кареты и сломала ногу, никто из находящихся в экипаже рядом с нею не пострадал. Так молодая женщина неосознанно сама себя наказала, канкан танцевать она больше не могла. К счастью, сумев перевести душевную травму на осознанный уровень, З. Фрейд вылечил женщину от нервного заболевания.

Так детские впечатления и травмы великого психиатра помогали ему и в создании теории психоанализа, и в успешном лечении пациентов.

Учеба в университете

Успешно окончив гимназию, Зигмунд Фрейд поступил на медицинское отделение Венского университета. Медицина его не привлекала, но предубеждения против евреев были настолько велики, что выбор дальнейшей карьеры был невелик: бизнес, торговля, юриспруденция или медицина. Так что с медициной он связал свое будущее просто методом исключения. У Фрейда был скорее гуманитарный склад ума, он прекрасно знал французский, английский, испанский и итальянский языки, немецкий был для него практически родным. В юности увлекался чтением трудов Гегеля, Шопенгауэра, Ницше, Канта. В гимназии не раз получал призы за свои литературные произведения.

В университете Фрейд, помимо учебы, успешно занимался научными исследованиями, он описал неизвестные ранее свойства нервных клеток золотых рыбок, изучал репродуктивные особенности угря. В этот же период им было сделано роковое открытие - Фрейд стал использовать кокаин для лечения некоторых заболеваний, сам его употреблял, так как воздействие этого вещества значительно повышало работоспособность. Фрейд считал его едва ли не панацеей, и отказался от применения кокаина только тогда, когда было доказано, что кокаин вызывает зависимость и оказывает разрушительное действие на человека.

Выбор пути

В 1881 году З. Фрейд получил медицинскую степень и после окончания университета стал работать в Институте анатомии мозга. Будущего основателя психоанализа не интересовала практическая медицина, гораздо больше его влекла научно-исследовательская деятельность. Однако из-за низкой оплаты научной работы Фрейд решил заняться частной практикой невропатолога. Но судьба распорядилась иначе: полученная в 1885 году исследовательская стипендия позволила ему поехать в Париж и пройти стажировку у Жана Шарко. Шарко был известнейшим в то время неврологом, он успешно лечил истерию, вводя пациентов в гипнотическое состояние. Как известно, истерия проявляется в таких соматических болезнях, как паралич, глухота. Так что метод Жана Шарко помог спасти многих людей. И хотя Фрейд избегал использовать гипноз при терапевтическом лечении, опыт Шарко, его методика значительно повлияла на выбор будущего пути. З. Фрейд перестал заниматься неврологией и стал психопатологом.

Первая любовь и женитьба

Это покажется странным, но Фрейд был чрезвычайно стеснительным человеком и считал себя не слишком привлекательным для представительниц прекрасного пола. Видимо поэтому у него не было интимных взаимоотношений с ними до 30 лет. Тем прекраснее история его первой любви. Свою будущую жену - Марту Бернайс - он встретил случайно. Молодой врач переходил улицу, в руках у него была рукопись научной статьи, вдруг из-за поворота появляется карета, которая чуть не сбивает с ног рассеянного ученого. Листки рукописи рассыпаются и падают в грязь. Только Фрейд решает выразить свое возмущение, как видит прелестное женское личико с отчаянно виноватым выражением. У Зигмунда Фрейда мгновенно изменилось настроение, он ощутил какое-то странное волнение, совершенно не поддающееся научному объяснению, он понял - это любовь. А карета прекрасной незнакомки умчалась вдаль. Правда, на следующий день ему принесли приглашение на бал, там к нему подошли две удивительно похожие друг на друга девушки - сестры Марта и Мина Бернайс.

Так он познакомился со своей будущей женой, с которой прожил более 50 лет. Несмотря ни на что (имеется в виду продолжительный роман с сестрой Марты - Миной), в целом это был счастливый брак, у них было пятеро детей. Дочь Анна стала продолжательницей дела отца.

Первые открытия и отсутствие признания

Восьмидесятые годы уходящего XIX века были очень плодотворными для Зигмунда Фрейда. Он начал сотрудничать с известным венским психиатром Иозефом Брайером. Вместе они разработали метод свободных ассоциаций, который стал необходимой частью психоанализа. Этот метод сформировался в процессе работы ученых над исследованием причин истерии и методов её излечения. В 1895 году выходит их совместная книга «Исследования истерии». Авторы видят причину истерии в подавленных воспоминаниях о некогда травмировавших пациентов трагических событиях. После выхода книги сотрудничество врачей было резко прекращено, Брайер и Фрейд стали врагами. Взгляды биографов З. Фрейда на причины этого разрыва различны. Возможно, для Брайера была неприемлема теория Фрейда о сексуальных истоках истерии, этой точки зрения придерживается биограф и ученик основателя психоанализа - Эрнест Джонс.

З. Фрейд писал о себе: У меня довольно ограниченные способности или таланты - я не силен ни в естественных науках, ни в математике, ни в счете. Но то, чем я обладаю, пусть и в ограниченном виде, вероятно, развито очень интенсивно .

Если отношение И. Байера к теории З. Фрейда о сексуальной обусловленности психических расстройств достоверно не известно, то абсолютно определенно выразили свое неприятие этой теории члены Венского медицинского общества, они исключили З. Фрейда из своих рядов. Это был сложный для него период, период отсутствия признания у коллег и одиночества. Хотя одиночество Фрейда было на редкость продуктивно. Он начинает практику анализа своих сновидений. Его работа «Толкование сновидений», вышедшая в 1900 году, написана на основании анализа его собственных снов. Но этот, прославивший ученого в будущем труд был встречен крайне недоброжелательно и иронично. Впрочем, не эта книга была причиной неприязни общества к ученому. В 1905 году З. Фрейд опубликовал работу «Три очерка по теории сексуальности». Его выводы об исключительном влиянии на человека его сексуальных инстинктов, открытие сексуальности у детей вызвали резкое неприятие у общественности. Но что делать… методика излечения неврозов и истерии у Фрейда отлично работала. И постепенно научный мир отказался от своей, ханжеской по сути, точки зрения. Идеи Зигмунда Фрейда завоевывали все больше сторонников.

Основание Венского психоаналитического общества

В 1902 году Фрейд с единомышленниками создает общество «Психологические среды», а немного позже в 1908 году значительно разросшуюся организацию переименовывают в Венское психоаналитическое общество. Проходит совсем немного времени после публикации «Толкования сновидений», а Зигмунд Фрейд становится всемирно известным ученым. В 1909 году его приглашают прочесть курс лекций в Университете Кларка (США), выступления Фрейда принимают очень хорошо, ему присваивают почетную степень доктора.

Да, его теории далеко не все признают, но такая, несколько скандальная, известность только способствует все большему увеличению количества пациентов. Фрейда окружают ученики и единомышленники: Ш. Ференци, О. Ранк, Э. Джонс, К.Юнг. И пусть многие из них потом расстались со своим учителем и основали собственные школы, все они признавали огромное значение для них как личности Зигмунда Фрейда, так и его теории.

Эрос и Танатос

Две эти силы, по мнению Фрейда, правят человеком. Сексуальная энергия - энергия жизни. Мысли о деструктивной стороне человека, о его стремлении к саморазрушению приходят к Фрейду во время Первой мировой войны.

Несмотря на свой довольно преклонный возраст, Фрейд работает в госпитале для военных, пишет ряд значительных трудов: «Лекции по введению в психоанализ», «По ту сторону принципа удовольствия». В 1923 году выходит книга «Я и Оно», в 1927 - «Будущее одной иллюзии», а в 1930 - «Цивилизация и недовольные ею». В 1930 году Фрейд получает Премию Гете, которую присуждают за литературные успехи. Не зря его литературный талант заметили еще в гимназии. После прихода к власти фашистов Фрейд не смог уехать из Вены. От смертельной опасности его сумела спасти внучка Наполеона Бонапарта - Мария Бонапарт. Она уплатила Гитлеру огромную сумму для того, чтобы Зигмунд Фрейд смог покинуть Австрию. Чудом из лап гестапо спаслась его любимая дочь Анна. Семья воссоединилась в Англии.

Последние годы жизни З. Фрейда были очень тяжелыми, он страдал от рака челюсти. Умер он 23 сентября 1939 года.

Литтература:
  1. Виттельс Ф. Фрейд. Его личность, учение, школа. Л., 1991.
  2. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Основные положения, исследования и применение. СПб., 1997.
  3. Лейбин В. Зигмунд Фрейд. Психопоэтический портрет. М., 2006.
  4. Стоун И. Страсти ума, или жизнь Фрейда. М., 1994
  5. Феррис Пол Зигмунд Фрейд. - М,: Попурри, 2001. - С.241.
  6. Фрейд З. Автобиография // З. Фрейд. По ту сторону принципа удовольствия. М., 1992. С. 91-148.
  7. Фромм Э. Миссия Зигмунда Фрейда. Анализ его личности и влияния. М., 1997.
  8. Jones E. (1953). The life and work of Sigmund Freud. (Vol. 1, 1856-1900). The formative years and the great discoveries. New York: Basic Books., р. 119


THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама