THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

И многих других.

Cказки Ушинского

Рассказы Ушинского

Биография Ушинского Константина Дмитриевича

Ушинский Константин Дмитриевич - великий русский педагог, основоположник русской педагогической науки, до него в России не существовавшей. Ушинский создал теорию и совершил переворот, фактически революцию в русской педагогической практике.

Ушинский Константин Дмитриевич родился 19 февраля (2 марта) 1824 года в городе Туле в семье Ушинского Дмитрия Григорьевича - отставного офицера, участника Отечественной войны 1812 года, мелкопоместного дворянина. Мать Константина Дмитриевича - Любовь Степановна умерла, когда сыну было только 12 лет.

После назначения отца Константина Дмитриевича судьей в небольшой, но старинный уездный город Новгород-Северский Черниговской губернии, вся семья Ушинских переехала туда. Все детство и отрочество Ушинского прошло в приобретенном отцом небольшом имении, расположенном в четырех верстах от Новгород-Северского на берегу реки Десны. Константин Ушинский в 11 лет поступил в третий класс Новгород-Северской гимназии, которую окончил в 1840 году.

Здесь, в небольшом имении, на берегу Десны, купленным отцом, в четырех верстах от уездного города, прошло детство и отрочество Ушинского. Каждый день, по дороге в гимназию уездного города Новгород-Северского, он проезжал или проходил по этим красивым и волшебным местам, полным древней истории и преданиями глубокой старины.

Завершив курс обучения в гимназии, Ушинский в 1840 году уезжает из родного имения в Москву и становится в ряды славного московского студенчества. Он поступает в Московский университет на юридический факультет.

После блестящего окончания университетского курса с отличием в 1844 году Ушинский был оставлен в Московском университете для подготовки к сдаче магистерского экзамена. В круг интересов молодого Ушинского не ограничивался философией и юриспруденцией. Он так же увлекался литературой, театром, а также все те вопросы, которые интересовали представителей прогрессивных кругов русского общества того времени.

В июне 1844 года ученый совет Московского университета присудил Константину Ушинскому степень кандидата юриспруденции. В 1846 году Ушинский был назначен исполняющим обязанности профессора камеральных наук на кафедру энциклопедии законоведения, государственного права и науки финансов в Ярославском Демидовском лицее.

В 1850 году Ушинский подает прошение об отставке и покидает лицей.

Оставшись без работы, Ушинский Константин Дмитриевич перебивается мелкой литературной -рецензиями, переводами и обзорами в журналах. Все попытки вновь устроится на работу в любое другое уездное училище у всех администраторов сразу вызывала подозрение, так как необъяснимо было, чтобы молодой профессор из Демидовского лицея менял свою высокооплачиваемую и престижную должность на незавидное нищенское место в уездном захолустье.

Прожив полтора года в провинции, Ушинский переезжает в Петербург в расчете на то, что в столице больше школ, гимназий и училищ и, следовательно, больше шансов найти работу и единомышленников. Но там без знакомств и связей ему с большим трудом удается устроиться лишь на должность столоначальника департамента иноземных вероисповеданий.

В 1854 году Ушинский Константин Дмитриевич увольняется из департамента иноземных вероисповеданий, так как его пригласили на должность преподавателя русской словесности в Гатчинский сиротский институт.

В 1859 году Ушинского пригласили на должность инспектора классов Смольного института благородных девиц, где ему удалось провести значительные прогрессивные изменения.

Одновременно с работой в институте Ушинский принял на себя редактирование «Журнала Министерства Народного Просвещения» и превратил его из сухого сборника официальных распоряжений и научных статей в педагогический журнал, весьма отзывчиво относившийся к новым течениям в области народного образования.

Несмотря на то, что Ушинский находил сочувствие у весьма влиятельных лиц, он вынужден был оставить институт и принять командировку за границу. Фактически это было изгнание, длившееся пять лет.

Ушинский посетил Швейцарию, Германию, Францию, Бельгию и Италию. Везде он посещал и изучал учебные заведения - женские школы, детские сады, приюты и школы, особенно в Германии и Швецарии, которые гремели тогда своими новациями в педагогике.

За границей в 1864 году он написал и издал учебную книгу «Родное слово», а также книгу «Детский Мир». Фактически это были первые массовые и общедоступные российские учебники для начального обучения детей. Ушинский написал и издал особое руководство для родителей и учителей к своему «Родному Слову» - «Руководство к преподаванию по «Родному слову» для учителей и родителей». Это руководство оказало огромное, широчайшее влияние на русскую народную школу. Свою актуальность, как пособие по методике преподавания родного языка, оно не потеряло и по сей день. Это были первые в России учебники для начального обучения детей, и это были первые массовые и общедоступные книги. Они расходились тиражами в десятки миллионов экземпляров.

В середине 60-х годов Ушинский Константин Дмитриевич с семьей вернулся в Россию. Свой последний главный научный труд, названный Ушинским «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии», он начал печатать в 1867 году. Первый том «Человек как предмет воспитания» вышел в 1868 году, а через некоторое время вышел второй том. К сожалению, этот его научный труд (третий том) остался незавершенным.

В последние годы жизни Ушинский Константин Дмитриевич выступал как видный общественный деятель. Он писал статьи о воскресных школах, о школах для детей ремесленников, а также принял участие в учительском съезде в Крыму.

Умер Ушинский Константин Дмитриевич в Одессе 22 декабря 1870 года, похоронен в Киеве на территории Выдубецкого монастыря.

Одним из основоположников научной педагогики в России считается Ушинский. Биография Константина Дмитриевича известна и до сих пор остается на слуху в педагогике. Его взгляды по-прежнему близки в воспитании детей, так же как и труды Сухомлинского В., Амонашвили Ш. и других.

Свое призвание герой статьи понял еще в молодые годы. Он не просто изучал и писал научные труды, он применял свои идеи на практике, работая с детьми. Кем же был Константин Ушинский?

Краткая биография

Давайте начнем знакомство. Родился Ушинский, биография которого рассматривается, 19.02.1823 в городе Тула. Его отец был офицером в отставке, участником войны с французами 1812 года. Его семья относилась к мелкопоместным дворянам. Мать Константина умерла очень рано, в 1835 году.

Еще до смерти матери вся семья переселилась в Новгород-Северск (Черниговская губерния), где отец получил должность судьи. Недалеко от города отец приобрел небольшое имение, стоявшее на берегу Десны.

Обучался Ушинский Константин, краткая биография которого рассматривается здесь, сначала на дому, а в 11 лет поступил в 3 класс местной гимназии. Закончил он Новгород-Северское учебное заведение в 17 лет (1840). Далее он поступил на юридический факультет в Москве. В университете на него оказали сильное влияние профессор Т.Н. Грановский и П.Г. Редкин. Благодаря им молодой человек начал задумываться о педагогике.

В 1844 году он блестяще окончил университет и остался для сдачи магистерского экзамена. Ему была присуждена степень кандидата юриспруденции. Спустя два года он стал профессором в Демидовском лицее. В 1849 году из-за конфликта с руководством лицея на почве его либеральных взглядов Ушинскому пришлось уйти с должности. Только через пять лет он сможет вновь заняться педагогической работой в Гатчинском Сиротском институте.

Умер Ушинский Константин Дмитриевич, краткая биография которого приведена в статье, 22.12.1870. Накануне он простудился, направляясь на лечение в Крым, из-за чего заехал в Одессу. Именно здесь его жизнь прервалась. Похоронен он был в Киеве в пределах Выдубицкого монастыря.

Личная жизнь

Женат Ушинский Константин Дмитриевич, биография которого рассматривается, был на представительнице знатного казацкого рода Надежде Семеновне (в девичестве Дорошенко). Познакомились они еще в Новгород-Северском, а поженились в 1851 году.

От брака у них родилось три сына и две дочери:

  • Павел - погиб на охоте.
  • Константин.
  • Владимир.
  • Вера - на свои сбережения открыла мужское Городское Училище (Киев), которое получило имя ее отца.
  • Надя - открыла в селе Богданка начальную школу на средства, которые выручила от продажи труда своего отца.

Основные педагогические идеи

Однажды педагог нашел в стенах Гатчинского института старый архив прежнего работника. Многие книги принесли ему новые идеи, которые он изложил в статье «О пользе педагогической литературы».

Многие свои мысли Ушинский, краткая биография которого рассмотрена, публиковал в «Журнале для Воспитания», «Современнике», «Библиотеке для чтения», книгах «Родное слово», «Детский мир».

Основной его идеей в педагогике было демократизация всего образования. Он был приверженцем идеи народного воспитания. За это его часто обвиняли в вольнодумстве.

Педагогическая деятельность

Попав в Гатчинский институт, Ушинский, биография которого тесно связана с педагогикой, полностью ушел в работу. В этом учебном заведении он смог внедрить свои идеи, ему удалось искоренить старые порядки, такие как доносительство, воровство. При этом он смог ввести чувство товарищества, а это он считал основой воспитания.

За время своей деятельности он работал в следующих учебных заведениях:

  • Демидовский лицей (1846-1849).
  • Гатчинский сиротский институт (1854-1859).
  • Смольный (1859-1862).

В Смольном институте благодаря его новаторским идеям ученицам было дозволено проводить праздники и каникулы у родителей. После конфликта с руководством института педагог покинул учебное заведение. Предлогом стала поездка за границу для педагогической деятельности.

Он много путешествовал по миру, писал свои труды, встречался с педагогами России, внедряя в их умы новые идеи в педагогике.

Влияние идей Ушинского

Чаще всего упоминается работа А.О. Черняевского, который составил «Родную речь» (1882) на азербайджанском языке. Первую часть книги инспектор Закавказкой учительской семинарии составил сам, а вторую - вместе со своим воспитанником Велибековым. На азербайджанском языке труд стал называться «Вэтэ дили».

Пособие было предназначено для учащихся 3-4 классов. Оно было разработано по методике, которую когда-то составил Ушинский. Краткая биография не способна полностью раскрыть значимость русского деятеля в отечественной и мировой педагогике. Однако его идеи и методики и сегодня находят своих приверженцев.

Произведения для детей

Будучи за границей, педагог издал свой самый известный труд - «Родное слово». Он был первым общедоступным российским учебником. Он был рассчитан на обучение детей начальной грамоте. Вместе с книгой он издал пособие для учителей и родителей, которое помогало проводить занятия по «Родному слову».

Его пособие-руководство имело большое влияние на отечественную народную школу. Даже сегодня им пользуются многие преподаватели родной речи. Только до 1917 года его переиздавали 146 раз.

Сегодня в педагогике популярны как труды, так и биография Ушинского. Для детей он писал короткие рассказы. Некоторые из них рассчитаны для детей, которые только научились читать. Они состоят из пяти предложений. Примером может послужить рассказ «Бишка» про собаку, которой незачем уметь читать.

Есть среди его трудов для детей и рассказы научно-познавательные. Например, «Ветер», которое рассчитано на средний школьный возраст.

Список основных рассказов:

  • «Бодливая корова».
  • «Ветер и солнце».
  • «Гадюка».
  • «Два козлика».
  • «Жалобы зайки».
  • «Коровка».
  • «Лес и ручей».
  • «Любопытство».
  • «Никита Кожемяка».
  • «Осень».
  • «Паук».
  • «Ручей».
  • «Спор деревьев».
  • «Трусливый Ваня».
  • «Ученый медведь».
  • «Хлеб».
  • «Четыре желания».

Память о педагоге

Ушинский, биография которого была связана с воспитанием детей, оставил свой след в жизни. По его сочинениям до сих пор готовят педагогов, а его детские рассказы полезны в системе воспитания, как для учителей, так и для родителей.

Именем этого человека названы многие учреждения и не только:

  • Село Ушинское (теперь Бакконыс) носило название до 2000 года.
  • Научная педбиблиотека РАО в Москве.
  • Южноукраинский педуниверситет в Одессе.
  • Ярославский педуниверситет.
  • Гимназии и колледжи, школы в Москве, Симферополе, Гатчине, Нижнем Новгороде, Киеве, Туле.

Большое количество улиц в разных городах Российской Федерации и Украины носят имя известного педагога. В сфере образования современной России существует медаль Ушинского, которая стала присуждаться с 2004 года.

Ушинский Константин Дмитриевич прославился в первую очередь как российский основоположник педагогики, а потом и как писатель. Однако жизнь этого талантливого человека не была долгой, болезнь забрала у него все силы, он торопился работать и сделать для других как можно больше. В 1867 году он вернулся на Родину из Европы и через несколько лет, в 1871 году (по новому стилю), умер, ему было всего 47 лет.

Константин Ушинский действительно сделал для России очень много. Его страстною мечтою, записанной в личном дневнике еще с юношества, было стать полезным своему Отечеству. Правильному воспитанию и просвещению подрастающего поколения и посвятил свою жизнь этот человек.

Константин Ушинский: краткая биография

Костя появился на свет в Туле 19 февраля в 1823 году в семье мелкого дворянина - отставного офицера, ветерана войны 1812 года. Биография Ушинского Константина Дмитриевича указывает на то, что свое детство он провел в городке Новгороде-Северском, расположенном в Черниговской губернии, в небольшом родительском имении, куда отец был направлен работать судьей. Его мать умерла очень рано, в то время ему исполнилось 12 лет.

После окончания местной гимназии Константин стал студентом юридического факультета Московского университета. Окончил его с отличием. Через два года он стал исполняющим обязанности профессора камеральных наук в юридическом лицее Ярославля.

Однако его блестящая карьера очень быстро прервалась - в 1849 году. Ушинского уволили за «беспорядки» среди студенческой молодежи, этому поспособствовали его прогрессивные взгляды.

Начало педагогической деятельности

Константин Ушинский вынужден был работать на мелкой чиновнической должности в Министерстве внутренних дел. Такая деятельность его не удовлетворяла и даже вызывала отвращение (об этом он сам писал в своих дневниках).

Самое большое удовольствие писатель получал от литературной работы в журналах «Библиотека для чтения» и «Современник», куда помещал свои статьи, переводы с английского и обозрения материалов, изданных в иностранных печатных СМИ.

В 1854 году Константин Ушинский начинает работать учителем, потом инспектором Гатчинского сиротского института, где он проявляет себя как прекрасный педагог, знаток основ воспитания и образования.

Труды

Под влиянием развития общественно-педагогического движения в 1857-1858 гг. Ушинский пишет в «Журнале для воспитания» несколько своих статей, которые стали поворотными в его судьбе, к нему сразу пришли авторитет и слава.

В 1859 году он получает должность инспектора Смольного В этом известном заведении, тесно связанном с царской семьей, в то время процветала атмосфера заискивания и угодничества. Все обучение проводилось в духе христианкой морали, что в итоге сводилось к привитию светских манер, преклонению перед царизмом и минимуму реальных знаний.

Реформы

Ушинский сразу провел реформирование института: несмотря на сопротивление реакционных педагогов, он ввел новый план обучения. Теперь главным предметом стал русский язык и литература, а также естественные науки. На уроках физики и химии он ввел опыты, так как эти наглядные принципы обучения способствовали лучшему усваиванию и пониманию тем. В это время были приглашены лучшие педагоги - методисты по литературе, географии, истории и т. д., а это Водовозов В. И., Семенов Д. Д., Семевский М. И.

Интересным решением было введение им двухлетнего педагогического класса сверх общеобразовательных семи классов, чтобы воспитанницы лучше подготовились к полезному труду. Он также вводит в практику педагогической работы конференции и совещания для учителей. Воспитанницы же получают право отдыхать на каникулах и в праздники у родителей.

Всем этим событиям был очень рад Константин Ушинский. Биография для детей будет интересна еще и тем, что именно для них он написал очень много удивительных сказок и рассказов.

Детская хрестоматия

В это же время, в 1861 году, Ушинским была создана хрестоматия «Детский мир» по русскому языку для младших классов в двух частях, куда вместился и материал по естествознанию.

В 1860-1861 гг. он занимается редактированием «Журнала министерства народного просвещения», полностью меняет там малоинтересную и сухую программу и превращает его в научно-педагогический журнал.

Все свое время посвящает этому делу господин Ушинский Константин Дмитриевич. Краткая биография указывает на то, что его труды принесли много пользы обществу. Он пишет и помещает в журналы достаточно реакционные статьи. За такое своеволие автор не мог не поплатиться. На него началась травля, коллеги обвинили его в политической неблагонадежности и свободомыслии.

Опыт в Европе

В 1862 году его увольняют из Смольного института. А потом Царское правительство отправляет его за границу в длительную командировку для изучения европейского женского образования. Ушинский воспринимает эту поездку как ссылку.

Однако он принимается за дело, изучает все с большим интересом и посещает ряд европейских стран. В Швейцарии он особенно скрупулезно изучает постановку начального образования. Свои выводы и обобщения Константин Ушинский представляет в учебнике для классного чтения «Родное слово» и методичке к нему. Потом он готовит два тома «Человек как предмет воспитания» и собирает все материалы к третьему.

Болезнь и несчастье

В последние свои годы он выступал как У него вышло много статей о воскресных школах и о школах детей ремесленников, он также был участником педагогического съезда в Крыму. В 1870 году в Симферополе он побывал в нескольких учебных заведениях и с охотой встречался с учителями и их воспитанниками.

Один из учителей И. П. Деркачев вспоминал, что летом 1870 года Ушинский по возвращению домой из Крыма в хутор Богданка Глуховского уезда (Черниговская область) хотел было заехать к своему другу Н. А. Корфу на Екатеринославщину, но не смог этого сделать. Одной из причин стала его простуда, а потом и трагическая гибель его старшего сына Павла. После этого Ушинский вместе с семьей переехал жить в Киев и купил дом на Тарасовской. И сразу же с сыновьями он отправляется лечиться в Крым. По дороге Ушинский Константин Дмитриевич сильно простывает и останавливается в Одессе для лечения, но скоро умирает, это было в январе 1871 года (по новому стилю). Его похоронили в Киеве в

Любимые женщины Ушинского

Женой К. Д. Ушинского стала Надежда Семеновна Дорошенко. Он познакомился с ней еще в Новгороде-Северском. Она была из древнего казачьего рода. Ушинский женился на ней летом 1851 года во время служебной командировки в этом городе. У них родилось пятеро детей.

Дочь Вера (по мужу Пото) в Киеве на свои средства открыла мужское Городское училище, названное в честь отца. Вторая дочь Надежда на вырученные деньги от трудов отца создала начальную школу в селе Богданка, где жил в свое время Ушинский.

Педагогический проект

2. Тема: «Знакомство с творчеством К.Д. Ушинского»

3. Интеграция образовательных областей:
лизация», «Художественное творчество».

4. Вид проекта: познавательный, творческий, игровой.

5. Актуальность темы:

Формирование связной речи – одна из сложных задач, стоящих перед педагогами и их воспитанниками в старшем дошкольном возрасте. Родная природа – это могущественный источник, из которого дети черпают знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и живой природы проявляется очень рано. Дети замечают всё: быструю птичку, трудолюбивого муравья, крохотного паучка, яркую бабочку на лепестках цветка. Поддерживая интерес ребёнка к окружающему миру, я опираюсь на художественные произведения Константина Дмитриевича Ушинского. Замечательный педагог и писатель, он жил почти сто лет назад, его рассказы удивительно яркие и близкие детям, в них открываются маленькие и большие тайны огромного мира, который они только начинают познавать. Произведения писателя интересно пересказывать и драматизировать, именно они стали базой для реализации цели и задач проекта.

6. Цель проекта: Формировать связную речь и совершенствовать лексико-грамматический строй речи детей, вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе, познавательное отношение к ней через знакомство с произведениями Ушинского.

7. Задачи проекта:

Познакомить детей с творчеством К.Д.Ушинского;

Формировать связную речь детей, способствовать развитию творческих способностей, развивать мелкую моторику;

Воспитывать гуманное отношение к природе.

8. Возраст участников проекта: дети 5-7 лет;

9.Продолжительность проекта: 4 месяца;

10. Основные формы реализации проекта:

Чтение художественной литературы;

Беседы;

Пересказ произведения;

Пальчиковые игры;

Подвижные игры;

Продуктивная деятельность.

11. Обеспечение проекта:

1. Материально-техническое: демонстрационный материал, раздаточный материал, иллюстрации, книги, альбомы, элементы костюмов, игрушки, природные материалы, оборудование и материалы для продуктивной деятельности.

2. Учебно-методическое:

1.Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В.П. Глухов. – 2-е изд.,испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004. – (Библиотека практикующего логопеда.)

2.Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе. Москва, издательство «ГНОМ и Д», 2007.

3.Лопухина И. С. Логопедия,550 занимательных упражнений для развития речи: Пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, 1995.

4.Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.

5.Ушинский К. Д. Любимые сказки. – М.: ЭКСМО, 2011.

6. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение, 1995.

12. Принципы реализации проекта:

Учёт возрастных особенностей воспитанников ДОУ;

Интеграция;

Координация деятельности воспитанников;

Преемственность взаимодействия ДОУ и семьи.

13. Предполагаемый результат:

Улучшение связной речи детей, развитие творческих способностей, развитие мелкой моторики;

Повышение педагогической культуры родителей;

Повторение в игровых ситуациях знаний, полученных в процессе реализации проекта

Формирование реалистических представлений о природе, воспитание гуманного отношения к ней.

14. Продукт проектной деятельности:

Выставка работ детского творчества по рассказам К. Д. Ушинского;

Картотека подвижных, дидактических, пальчиковых игр;

Иллюстрации к рассказам писателя;

Консультация для родителей «Книга и ребёнок».

15. Презентация проекта:

Игра-драматизация по рассказу К.Д. Ушинского «Как аукнется, так и откликнется».

«Творчество Константина Дмитриевича Ушинского»

Участники проекта:

дети коррекционной группы с речевым недоразвитием; воспитатели; логопед; родители

Перспективный план реализации педагогического проекта

Январь

  1. Неделя

4 неделя

1.Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания».

3.Этюд импровизация.

4. Пересказ текста детьми.

5. Дидактическая игра «Подбери признак».

6. Дидактическая игра «Составь предложение».

7.Физкультминутка «Русская песенка».

8. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.

9. Пересказ рассказа детьми.

10. Продуктивная деятельность: рисование «Времена года».

11. Поисковая работа (совместно с родителями) – найти пословицы и поговорки о временах года.

1.Чтение рассказа К.Д.Ушинского «Умей обождать».

3.Физкультминутка «Вышла курочка гулять».

4. Дидактическая игра «Какой, какая, какие?».

5. Этюд «Петушок и курочка».

6. Пальчиковая игра «Птицы».

7. Работа с иллюстрацией.

8. Упражнение «Переделываем сказку».

9. Беседа по русским народным сказкам «Кот, Петушок и Лиса», «Зайкина избушка», «Курочка Ряба».

8. Продуктивная деятельность: отрывная аппликация «Птицы».

Февраль

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1.Чтение сказки К.Д.Ушинского «Два плуга».

4. Рассматривание изображений сельскохозяйственных инструментов.

5.Повторное чтение рассказа с подсказками детей.

6. Пересказ текста детьми с опорой на схему.

8. Упражнение «Мы – сказочники».

9. Продуктивная деятельность: лепка любого понравившегося детям сельскохозяйственного инструмента.

1.Чтение рассказа «Спор животных К.Д. Ушинского.

3. Работа с иллюстрацией.

4. Дидактическая игра «Чья, чей, чьё?».

5. Этюд - импровизация.

10. Наблюдение за домашними животными.

11. Продуктивная деятельность: дети рисуют своё любимое домашнее животное.

1.Чтение сказки К.Д.Ушинско-го «Как аукнется, так и откликнется».

2.Пояснение детям незнакомых слов.

3.Работа над содержанием сказки.

4. Этюд «Лиса и журавль».

5. Повторное чтение рассказа с подсказками детей.

6. Пересказ текста с опорой на схемы.

7. Работа с пословицами и поговорками.

8. Упражнение «Мы –сказочники».

9. Пальчиковая гимнастика «Звери».

10. Продуктивная деятельность: лепка посуды для журавля и лисы.

1.Чтение рассказа К.Д.Ушинского «Васька».

3.Повторное чтение рассказа.

5. Пальчиковая гимнастика «Котик Васька».

6. Дидактическая игра «Продолжи предложение».

8. Физкультминутка «На лежанке дремлет кот».

9. Загадывание загадок про кота.

10. Продуктивная деятельность: аппликация «Кошки на окошке».

Март

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1.Чтение рассказа К.Д.Ушинского «Мышки».

2. Работа над содержанием текста.

3. Упражнение «Исправь предложение».

4. Дидактическая игра «Назови ласково».

5. Пальчиковая гимнастика «Маленькая мышка по городу бежит».

6. Физкультминутка «Мышки в норочках сидели».

7. Повторное чтение рассказа.

8. Пересказ текста детьми.

9. Работа со скороговорками.

10. Продуктивная деятельность: дети схематически изображают мышек.

1. Чтение произведения К.Д.Ушинского «Гусь и журавль».

2. Работа над содержанием текста.

3. Упражнение «Доскажи словечко».

5. Этюд «Походки».

6. Дидактическая игра «Подбери словечко».

5. Сравнительный анализ сказки Ушинского и русских народных сказок.

7. Упражнение «Найдите общее и различия».

8. Продуктивная деятельность: коллективная работа «Гусь и журавль». Дети конструируют из природного материала сцену к рассказу К. Д. Ушинского.

1. Чтение рассказа К.Д.Ушинского «Бишка».

2. Работа над содержанием текста.

3. Работа с иллюстрацией.

5.Дидактическая игра «Цепочка слов».

6.Конструирование из геометрических фигур собаки.

7. Пересказ текста детьми.

8. Наблюдение за собакой.

9. Продуктивная деятельность: лепка «Бишка».

1. Чтение рассказа К.Д.Ушинского «Играющие собаки».

2. Работа над содержанием текста.

3. Работа с иллюстрацией (закрепление пространственных представлений).

4. Повторное чтение рассказа и инсценировка.

5.Дидактическая игра «Чей, чья?».

6. Пересказ текста детьми.

7. Продуктивная деятельность: рисование домик для собак.

8. Поисковая работа с родителями «Какие бывают породы собак?»

Апрель

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1. Чтение рассказа К.Д.Ушинского «Петушок с семьёй».

2. Загадки.

3. Работа с иллюстрацией.

4. Пояснение незнакомых слов.

5. Работа над содержанием рассказа.

6.Повторное чтение текста.

7. Пересказ текста детьми с опорой на схему.

8.Физкультминутка «Вышла курочка гулять».

9. Дидактическая игра «Подбери словечко».

10. Дидактическая игра «Придумайте предложение».

11. Наблюдение за домашними птицами.

12. Продуктивная деятельность: предложить детям вылепить из пластилина петушка, курочек, цыплят.

1.Чтение рассказа К.Д.Ушинского ««Неладно скроен, да крепко сшит».

2. Работа над содержанием рассказа.

3. Физкультминутка «Звери».

4. Дидактические игры «Измените слово».

5. Работа с иллюстрацией.

6. Работа с пословицами и поговорками.

7.Этюд «Я – ёжик».

8. Продуктивная деятельность: аппликация «Ёжики».

1.Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Пчела и мухи».

2. Работа над содержанием рассказа и с иллюстрацией.

3.Этюд импровизация.

4.Пересказ текста детьми.

5. Дидактическая игра «Подбери словечко».

6.Физкультминутка «Пчёлки».

7. Работа с пословицами и поговорками.

8. Сравнительный анализ текстов К. Чуковского «Муха-Цокотуха»,

В. Сутеева «Теремок».

9. Разучивание пальчиковой гимнастики «Полосатая пчела».

10. Продуктивная деятельность: Коллективное рисование «Цветочная полянка».

1.Чтение рассказа К.Д.Ушинского «Гуси».

2. Работа над содержанием рассказа.

3. Физкультминутка «Гуси, гуси».

4. Дидактические игры «Измените слово», «4-й лишний».

5. Работа с иллюстрацией.

6. Работа с пословицами и поговорками.

7.Создание проблемной ситуации «Помогите медвежонку».

8. Этюд «Я – гусь».

9. Продуктивная деятельность: оригами «Гуси».

Май

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1.Чтение произведения «Уточки» К.Д. Ушинского.

2. Работа над содержанием рассказа.

3. Работа с иллюстрацией.

4. Загадки.

5. Дидактическая игра «Придумай предложение».

6.Подвижная игра «Домашние птицы».

7.Повторное чтение рассказа. Выстраивание графического плана рассказа.

9. Продуктивная деятельность: рисование «Уточки».

1.Чтение сказки К.Д.Ушинского «Два козлика».

2. Работа над содержанием рассказа.

3. Упражнение «Хорошо - плохо».

4. Упражнение «Диалог козликов».

5.Физкультминутка «Давай, коза, попрыгаем».

4.Творческая доработка текста (создание вариантов ситуаций для составления нового рассказа).

5. Дидактические игры «Подбери словечко».

5. Работа с иллюстрацией.

6. Работа с пословицами и поговорками.

7. Продуктивная деятельность: создание схем мимики козликов.

1.Чтение рассказа К.Д.Ушинского «Дятел».

2.Работа над содержанием рассказа.

3. Физкультминутка «Мы - дятлы».

4. Дидактическая игра «Чёрный ящик».

6. Пальчиковая игра «Птицы».

7. Наблюдение за дятлом.

8. Продуктивная деятельность:

Выложить дятла, гусеницу, козявку, бабочку из геометрических фигур;

Изобразить рассказ «Дятел» методом аппликации;

Создание альбома «Лесные птицы».

9. Поисковая работа (совместно с родителями) «Какие птицы живут в наших лесах?»

1.Чтение рассказа «Спор деревьев» К.Д. Ушинского.

2. Работа над содержанием рассказа.

3. Работа с иллюстрацией.

4. Этюд «Мы -деревья»

5. Дидактическая игра «4-й лишний».

6. Дидактическая игра «Хорошо - плохо».

8. Пересказ текста детьми по графическому плану.

9. Сравнительный анализ двух рассказов «Спор животных» и «Спор деревьев».

10. Наблюдение за деревьями.

11.Продуктивная деятельность: дети рисуют своё любимое дерево

Июнь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1. Чтение рассказа «Ветер и солнце» К.Д.Ушинского.

2. Работа над содержанием рассказа.

3. Физкультминутка «Солнышко».

4. Дидактическая игра «Какое, какой, какие?».

5. Упражнение «Придумай загадку»

6. Наблюдение за ветром, за солнцем.

7. Продуктивная деятельность: предложить детям нарисовать сюжет из рассказа.

1.Чтение рассказа «Пчёлки на разведках» К.Д. Ушинского.

2. Работа над содержанием рассказа.

3. Работа с иллюстрацией.

7. Повторное чтение рассказа.

8. Выстраивание графического плана рассказа.

9. Пересказ текста детьми по графическому плану.

10.Наблюдение за насекомыми.

11. Продуктивная деятельность: коллективное творчество из природного материала «Пчёлки на работе».

1.Чтение рассказа К.Д.Ушинского «Жалобы зайки».

2. Беседа по содержанию рассказа.

3.Физкультминутка «Зайчик».

4. Дидактическая игра «Подбери словечко».

5. Этюд «Зайчик».

6. Пальчиковая игра «Весёлый зайчик».

7. Работа с иллюстрацией.

8.Упражнение «Переделываем сказку».

9. Продуктивная деятельность: объёмная аппликация из мятой бумаги «Зайчата».

1. Рассказывание сказки К.Д. Ушинского «Козёл».

2.Загадки.

3. Работа с иллюстрацией.

4. Работа над содержанием рассказа.

5. Физкультминутка «Давай, коза, попрыгаем».

6. Повторное чтение текста с установкой на пересказ и выстраиванием плана.

7. Пересказ текста детьми с опорой на схему.

8. Дидактическая игра «Назови ласково».

9. Дидактическая игра «Придумайте предложение».

10. Продуктивная деятельность: предложить детям выполнить коллективную аппликацию «Козлята».

Июль

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1.Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Утренние лучи».

2. Работа над содержанием рассказа.

3. Работа с иллюстрацией.

4.Этюд импровизация.

5.Пересказ текста детьми с опорой на схему.

6. Дидактическая игра «Подбери красивые слова».

7.Физкультминутка «Солнышко».

8. Работа с пословицами и поговорками.

9. Продуктивная деятельность: коллективная аппликация «Портрет солнышка».

10.Поисковая работа (совместно с родителями) – придумать загадки о солнышке, подобрать и выучить зазывалки о нём.

1.Чтение рассказа ««Лиса Патрикеевна» К.Д. Ушинского.

2. Беседа с детьми о повадках лисы.

3. Работа с иллюстрацией.

4. Дидактическая игра «4-й лишний».

5. Дидактическая игра с мячом «Наоборот».

6. Физкультминутка «Полосатая пчела».

7. Повторное чтение рассказа.

8. Выстраивание графического плана рассказа.

9. Пересказ текста детьми по графическому плану.

10. Продуктивная деятельность: коллективное творчество из природного материала «Пчёлки на работе».

1.Чтение рассказа К.Д.Ушинского «Коровка».

2. Беседа с детьми о пользе домашних животных.

3. Дидактическая игра с мячом «Назови детёныша».

4. Этюд «Я – коровка».

5. Дидактическая игра «Семейка слово».

6. Работа с иллюстрацией.

7. Повторное чтение рассказа с выстраиванием графического плана.

8. Пересказ текста детьми с опорой на схему.

9. Работа с пословицами и поговорками.

10. Продуктивная деятельность: создание композиции «Коровка на лугу».

1. Чтение рассказа К.Д.Ушинского «Ворона и рак».

2. Работа над содержанием текста.

3. Дидактическая игра «Доскажи словечко».

4. Повторное чтение рассказа.

5. Физминутка «Птицы».

6. Сравнительный анализ сказки Ушинского и сказки Л. Толстого «Ворона и лиса».

7. Работа с пословицами и поговорками.

8. Упражнение «Найдите общее и различия».

9. Наблюдение за вороной.

10. Продуктивная деятельность: коллективная работа «Ворона и рак».

Этапы работы над проектом:

  1. Целеполагание.

Формулирование проблемы, объяснение актуальности темы проекта.

  1. Разработка проекта:

Доведение до участников проекта важности данной проблемы;

Составление перспективного плана мероприятий;

Материально-техническое оснащение проекта;

Организация работы по созданию условий для реализации проекта;

Организация методической работы;

3. Выполнение проекта.

Работа, направленная на решение задач, способствующих реализации цели проекта.

  1. Презентация проекта.
  2. Определение задач для новых проектов.

Методы проекта:

  1. Мониторинг.
  2. Цикличность.
  3. Системность.
  4. Наблюдение.
  5. Игры.
  6. Экспериментирование.

Непосредственная образовательная деятельность
Тема: Пересказ сказки К.Д.Ушинского «Две косы»

Интеграция образовательных областей : «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социа-
лизация», «Музыка».

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.

Цели :

Коррекционно-образовательная:

Учить детей составлять пересказ логично, последовательно и близко к тексту;

Коррекционно-развивающая:

Активизировать словарь по теме;

Коррекционно-воспитательная:

Воспитывать трудолюбие и чувство гордости за свой труд.

Планируемые результаты : умеет составлять пересказ последовательно и близко к тексту, умеет согласовывать прилагательные с существительными, составляет сложноподчиненные предложения, закреплены знания о творчестве писателя, актуализирован словарь по теме «орудия труда», с уважением относится к труду взрослых.

Материалы и оборудование : магнитная доска, предметные картинки с изображением «косы-труженицы» и «косы-бездельницы».

Предварительная работа: чтение текстов А. Шибаева «Лучше дела не найти», Б. Заходера «Слесарь», Г.А. Ладонщикова «Самокат», беседа по содержанию текстов. Игры: «Кому что нужно для работы?», «Назови инструмент». Беседа о технике безопасности при работе с разными инструментами.

  1. Организационный момент: педагог: «Сядет тот, кто скажет, кому что нужно для работы? Ответы детей:

- Косарю нужна – коса.

- Повару нужна поварёшка.

- Дворнику нужна метла.

Лесорубу - …

- Парикмахеру - ….и т.д.

Дети, мы с вами сегодня познакомимся с произведением К.Д. Ушинского и узнаем, чем отличаются орудия труда в рассказе.

2. Пальчиковая гимнастика «Пила»:

Остро, остро наточила

Зубы крепкие пила

И к работе приступила,

Пилит всё теперь она.

4.Чтение рассказа с последующим обсуждением.

Объяснение малопонятных слов и выражений: сенокосная пора, сарай, навес, косовица, страдная пора.

Что такое коса? Для чего нужна коса?

Как выглядели косы в рассказе?

Чем они похожи и чем отличаются?

Почему одну косу можно назвать труженицей, а вторую – бездельницей?

Какую косу для работы выбрали бы вы?

Можно ли так сказать о людях: человек-труженик, человек-бездельник?

Кого больше уважают?

5. Физкультминутка «Плотник». Дети с воспитателем встают в круг и выполняют движения соответствующие тексту.

Летят опилки белые,

Летят из-под пилы.

Это плотник делает рамы и полы.

Топором, рубанком,

Выстругивает планки.

Сделал подоконники без сучка-задоринки.

7. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.

8. Пересказ рассказа детьми.

Воспитатель читает рассказ, затем дети по очереди составляют предложения и пересказывают текст.

9. Итог: «Дети, чему мы сегодня научились? Почему две косы выглядели по-разному? Объясните: о каком человеке говорят «труженик», а о каком «бездельник».


Российский Государственный Университет

Физической культуры Спорта и Туризма

Реферат

По курсу «Педагогика»

на тему:

«К.Д. Ушинский. Его произведения для детей дошкольного и младшего возраста»

Выполнил:

Москва 2008

Ушинский написал много книг по педагогике, но самые известные из них – “Родное слово” и “Детский мир”. «Родное слово» – это книги для для первоначального обучения детей, в возрасте до 10 лет, которые вышли в свет в 1864 году. «Родное слово» представляет собой систематическое руководство для первоначального обучения - первое, по времени появления в России, рациональное, строго методическое руководство в этой области обучения, остающееся единственным в своем роде и незаменимым до сих пор. Оно было задумано Ушинским вскоре же после выхода в свет «Детского мира» (в двух частях), который представлял собой книгу для классного чтения. Назначение этой книги - облегчить преподающим выбор материала для чтения, соответствующий последовательности в усилении умственных упражнений учащихся, и наглядному ознакомлению последних с предметами природы.

Оставаясь верным своему взгляду на значение родного языка как лучшего средства для духовного развития ребенка, Ушинский в своем руководстве положил родной язык в основу первоначального обучения и вокруг него, в тесной связи с ним, группирует остальные предметы обучения. Руководство его распределено на части или отдельные книги, по годам обучения. Первый год «Родного слова» (книга первая) обнимает собою «Азбуку» и «Первую после азбуки книгу для чтения». Обе эти книги вышли в свет одновременно (в 1864 г.), а вслед за ними появилась и «Книжка для учащих», т.е. руководство к преподаванию по «Родному слову». Как заявил сам Ушинский в своем «Руководстве к преподаванию», его «Родное слово» заключает в себе «много нового как в методе, так и в приемах учения». В действительности же труд его был безусловно новым не только в нашей, русской, но и в мировой педагогической литературе, как по общему замыслу, так и по исполнению.

С первых же страниц «Азбуки» К.Д. Ушинского звучит проповедь любви. Дитя пишет и читает дорогие душе слова: «Моя милая мама», «Мой милый папаша». Так малышу показано его отношение к родителям, так переложена на детский язык заповедь Божья. И вскоре читаем: «Мои милые дети». Так нам, учителям и родителям, задано нравственное, духовное задание любви к детям. Только в атмосфере взаимной любви детей и взрослых должно проходить обучение.

Ненавязчиво, в контексте житейских высказываний идет воспитание дитяти: «Не шали!», «Не шали и не шути!», «Не хвались!», «Не бранись!», «Не хвастай силой, не хвались и умом!». Сразу же дается оценка важности предстоящего учения: «Уметь читать, писать и считать - большое счастье».

В парадоксальной форме ребенку открывается состояние нашего бытия: «Люди живут в мире, да не в мире». И тут же: «У Бога милости много». Бог милостив, было бы наше желание и движение души поправить положение в мире. «Господь Иисус Христос часто говорил ученикам Своим: „Мир вам!“- завершает Азбуку заповедь Божья воспоминанием о задании, оставленном нам Господом.

В Азбуке много фраз, за которыми скрываются целые жанровые сценки: „Я зазевался на лошадей и упал“, » На горе в лесу птицы рано сегодня запели", «Няня вымела сор и нашла в нем три гроша», «В супе нет соли: посоли его», «Тащи-ка на стол щи!». Живая, ненадуманная, лексически богатая речь свежими каплями кропит ребенка, рождает образы в его душе. Язык сразу же раскрывается перед ребенком во всем его фонетическом, лексическом, морфемном, морфологическом и синтаксическом богатстве.

«Первая после Азбуки книга для чтения» продолжает познание ребенком мира и Божьего Закона, по которому устроен мир. Мы путешествуем с дитятей в мире привычных вещей.

Вот мы в школе. Сразу же разграничивается учебный мир и мир игр. Одно дело учебные вещи - они для учения, для труда. Другое дело игрушки - для потехи, забавы, для отдыха.

Знание надо уметь добывать. Оно скрыто от нас как в загадке, заданной в первом уроке. Зачем здесь загадка о пере? Прежде всего, дитя учится писать пером. Перо будет записывать то, о чем дитя думает, и так перо сможет «говорить».

Чтобы чему-то научиться, нужно бодрствовать на уроках: не лениться, не дремать. Нужно быть готовыми учиться. Вот почему звучит песенка «Петушок».

Дети в школе, как и дома, в играх, должны жить дружно, вместе, любить друг друга, прощать, уступать друг другу, иначе ничего не получится. Таков назидательный смысл рассказика «Вместе тесно, а врозь скучно».

Но вот мы дома. Какие вещи окружают нас здесь? Мебель, посуда. Зачем они? Всякая мебель и посуда имеют свое назначение, достоинство, для чего-то служат. Сказка о золотом яичке из второго урока - это притча о необычном сосуде. Что такое золотое яичко? Некое вместилище богатства, сокровище. Если дать человеку многое. Он бьется над тем, как с пользой для души употребить данное, так и не может употребить богатство во благо своей душе, а потом и вовсе утрачивает его: яичко разбивается. Лучше иметь малое, простое и необходимое в жизни и единое на потребу.

Посуда и сосуды - вместилища кушаний и напитков. В праздничный день собираются гости за столом. По обычаю к разным праздникам готовятся особые кушанья. Еда праздничная - вкусная, обильная, Гости довольны и благодарят хозяев.

Но чрезмерно увлекаться едой нельзя. Объедение, чревоугодие делает человека ленивым, безразличным, приземляет душу. Об этом говорит одна из пословиц урока. Другая пословица учит нас отношению к делу: лови момент, делай все вовремя, иначе упустишь возможность.

Зайчик, о котором поется в песенке урока, похож на плененного гостя, которого никак не хотят отпускать слишком гостеприимные хозяева: и рад бы он уже бежать, да не пускают.

Теперь разговор пойдет об одежде и обуви. Зачем они нужны? Как и из чего их делают?

Всякому человеку и случаю - своя одежда. Почему крестьянин за сохой идет в сапогах? На труды как на праздник, в парадной обуви. По селу - скромно, буднично в лаптях, а в церковь - босой, выражая почтение к храму, оставив весь сор и нечистоту за порогом.

К чему здесь сказка о репке? Еще один урок воспитания в духе соборности. Репка - некое богатство, плод для всех, добыть его можно только сообща, даже участие самого малого в деле необходимо. Так опять задается поведение детей в школе, в учении.

Чтобы добыть пищу и одежду, человек должен трудиться. Здесь ему не обойтись без орудий и инструментов. Если орудия плохо подготовлены, ими работать невозможно. Приступая к делу, приготовь орудия и инструменты, продумай все, иначе дело пойдет кувырком. Об этом пословицы и шутки третьего урока.

Неразумно роптать на того, кто тебя кормит, жаловаться на тяжесть труда, если этот труд дает тебе хлеб. Трудиться можно успешно вместе, соборно. Тогда труд - это радость.

Все эти назидания находятся за текстом, логику движения по урокам постоянно приходится искать и выстраивать.

С помощью орудий и инструментов в трудах упорных человек строит здания, суда, экипажи. И снова преподается нравственный урок: если ты трудишься неусердно, как придется, ничего у тебя не выйдет, не будет ожидаемого результата. В каждом деле необходимы знания, грамотность, иначе ничего не получится.

Как трудиться и жить вместе? На этот вопрос дает ответ сказка о теремке - удивительном домике, который будучи небольшим, вместил немалое количество зверей, потому что все с готовностью теснились и принимали в свое сообщество тех, кто просился. И вот пришла сила злобная, неуклюжая - медведь, и все порушила. Надо уметь считаться с другими, жить с добрыми намерениями и вниманием к другим, чтобы не уподобиться медведю из «Теремка». Нельзя разрушать то, что созидают другие.

Домашние и дикие животные дают пищу человеку, одевают его. В старину было так: если нет на дворе скотинки, дом нищ и пуст. В хозяйстве важную роль играли лошадь и корова-кормилица. Собака издавна охраняла жилье человека. Она - сторож. Она грозно лает, но при этом сама волков боится. Не всегда тот, кто пугает, силен и смел. Находится и на него сила.

Чем отличаются четвероногие животные от птиц? Сравним их. Много ног у коня, это хорошо, да надо уметь управлять ими, чтобы не споткнуться. У каждой твари свое достоинство. Кулик хоть и невелик, а все же птица. Каждому свое место обитания, свои условия.

Кудахчет курочка - это знак того, что яичко снесла. Все важное заявляет о себе в жизни рано или поздно. Загадка о яичке: в беленькой бочечке два розные пива. Розные не значит разные. Розные - те, что отделены, существуют врозь, порознь. Пиво здесь - это то, что пьют, питье.

И снова урок нравственного воспитания: как относиться к другим: «Других не суди - на себя погляди» - учит нас история о свинье, решившей высказать нелестное мнение о красавце-коне.

Вот песенка о козлике, которому вздумалось пойти в лес, куда и ходить-то нельзя: там волки. За свое опрометчивое дерзновение козлик поплатился жизнью. Глупо уходить от тех, кто любит тебя, к тем, кто хочет твоей погибели.

Каждый урок учит мудрости, рассудительности, преподносит знание о мире. Вот сказка «Старик и волк ». Проведал волк, что у старика скотинки много, и стал требовать свое. Отдал старик все богатство земное волку, а старушку-душу сберег. Лучше от зла откупиться богатством, а душу спасти.

Череда уроков продолжается. Перед нами выстраивается весь сложный мир, окружающий нас, определяется роль и место человека в этом мире. Мы познаем вместе с детьми такие свойства мира, как пространство и время, соотношение целого и части. Завершается экскурс стихотворением - игрой «Птичка». Это урок милосердия для детей. Дети отпускают птичку, попавшую в сеть. «Ну так Бог с тобой! Лети и гуляй на воле!» Птичка улетает на свободу, словно душа из неволи греха. Как освободиться из темницы греха? Молитвенным покаянным обращением к Богу. Череда уроков книги венчается молитвами для детей. «Написать первую книгу после азбуки, - скажем мы словами Ушинского, - едва ли не самая трудная задача во всей дидактике». Тем не менее, он весьма удачно выполнил эту задачу. Сделав центром первоначального обучения родной язык, Ушинский постепенно, держась строго индуктивного метода, знакомит детей не только с тем, что им необходимо знать в обиходе обыденной жизни и окружающей природы, но также с основаниями религии, молитвами, грамотным письмом, счетом и первоначальным рисованием. Всему этому придана в «Родном слове» такая форма, что приобретение новых сведений дается ребенку без всякого насилия над его природой: знания как бы сами собою вливаются в ребенка со страниц разумной книги, гармонично укладываются в его сознании, вызывая любознательность, пытливость и самодеятельность в учащемся.

Год второй (т.е. вторая книга «Родного слова») представляет дальнейшую книгу для чтения, посвященную уяснению детьми домашнего и школьного быта, предметов окружающей природы, времен года и прочего. «Вторая после Азбуки книга для чтения» и «Времена года» продолжают и углубляют постижение мира в заданных направлениях, в этих книгах темы первого года подхвачены снова и обогащены словесным и образным материалом. И вот здесь К.Д. Ушинский, как оказалось по удивительному духовному наитию подобрал произведения фольклора, духовно воспитывающие наших чад. Причем в уроках нет ничего случайного, внутренняя логика движения каждого урока и всех вкупе, как мы уже убедились, не нарушена, каждое произведение заботливо вплетается в канву повествования, в контекст, образуя четкий орнамент - вот он и есть иносказание, притча, которую необходимо прочесть и постичь.

Работа по учебникам Ушинского позволила подготовить к среднему звену школы детей, любящих русское слово, чувствующих его богатейший духовный смысл, детей, бережно обращающихся со словом, любящих художественное творчество. Работать с детьми радостно, ибо они разбужены духовной энергией слова, бодрствуют и труждаются в ней.

В своем «Руководстве к преподаванию» Ушинский, между прочим, так определяет назначение «Родного слова»: «Издавая руководство для учащихся по „Родному слову“, я имел в виду не только школу, но и семью. У нас более чем где-нибудь распространено домашнее первоначальное обучение, и дай Бог, чтобы оно распространялось и улучшалось. Осмотрев множество заграничных школ для малолетних детей, я вынес из этого осмотра полное убеждение, что первоначальное воспитание и учение детей, по крайней мере до 8-летнего и даже до 10-летнего возраста, более на месте в семье, чем в общественной школе, и что самая школа для малолетних детей тогда только хороша, когда она вполне проникнута семейным характером и более похожа на семью, чем на школу. Я нередко любовался устройством малолетних школ за границею, но всегда находил дурным, что они избавляют от необходимости заниматься с детьми не только таких матерей, у которых весь день поглощен личным и тяжелым трудом, но и таких, которые очень могли бы посвятить обучению своих малюток те немногие часы или, лучше сказать, минуты дня, какие для этого нужны. С удивлением заметил я потом, что в самой педагогической стране в мире вовсе не развиты в женщине те педагогические наклонности, которые столь свойственны женской природе… Желал бы от всей души, чтобы на моей родине, рядом с устройством малолетних школ для детей, не могущих, по каким-либо уважительным причинам, пользоваться счастьем хорошего домашнего воспитания и ученья, развивались в русской женщине наклонности и уменье самой заниматься первоначальным воспитанием и обучением своих детей. Я желал бы, чтобы русская женщина, испытав глубокое наслаждение самой учить и развивать своего ребенка, не уступала этого наслаждения никому, без крайней необходимости. Что женщине врожденно стремление учить и развивать свое дитя, а вместе с тем даны и необходимые для этого способности, - в этом не может быть сомнения. И если многие матери, несмотря на все свое желание не расставаться рано со своими детьми и учить их самим, тем не менее, поручают это дело школе или чужим лицам, то это объясняется практическою неподготовленностью матерей к делу первоначального обучения. Вот почему, назначая мой учебник не только для школы, но и для семьи, я счел необходимым приложить к нему такое руководство для учащих, которое ведет их шаг за шагом в деле первоначального обучения отечественному языку… Я в этой книге имел главною целью - помочь начинающим учить и в особенности облегчить для матери и сделать для нее приятным труд первоначального обучения».

Опыт работы по учебникам К.Д. Ушинского в начальной школе позволил оценить животворящую роль фольклора в наследии автора. Уже говорилось о том, что наследие Ушинского - это загадка, духовная притча. Неслучайно эти жанры словесности любимы автором и включены им в материалы учебников. Это собственно загадки, афористические притчи-пословицы, сказки с духовным, притчевым подтекстом. И вот теперь добавим, что наследие Ушинского еще и песня, песнопение, хоровод, собирающий всех воедино, позволяющий чувствовать душу и плечо, живущего рядом. Фольклор, как это не парадоксально, будучи порождением языческого сознания, в своих мифологических глубинах содержит пласты христианского знания.


Список использованной литературы

1. К.Д. Ушинский/Избранные труды Учебное пособие; ВУЗ; В 4 кн. - М. «Дрофа», 2005

2. К.Д. Ушинский/Избранные педагогические сочинения в двух томах/Под редакцией А.И. Пискунова, Г.С. Костюка, Д.О. Лордкипанидзе, М.Ф. Шабаевой. – М. «Педагогика», 2004

3. История педагогики (История образования и педагогической мысли)/Учеб. Пособие. – М.: Гардарики, 2003

4. К.Д.Ушинский. Собр. сочинений, в 10 т. М.-Л., 1952, с.182



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама