Мордовский республиканский институт образования Кафедра гуманитарного образования
- Курсовой проект
- Сказка-быль «Кладовая солнца» М.М.Пришвин «Смысл названия сказки-были.»
- Выполнила:
- учитель русского языка и литературы
- Грачёва Светлана Геннадьевна
- МБОУ « Поселковская средняя школа №1»
- Атяшевского муниципального района
- Республики Мордовия
- Саранск 2015 год
- выяснить смысл названия произведения “Кладовая солнца”;
- на примере этого произведения учить детей добру, взаимовыручке, любви к природе и всему живому.
- выявить авторское отношение к природе
- Что в произведении можно считать былью?
- О чём говорит автор с убеждённостью очевидца?
- должны находить полезную информацию;
- должны научиться анализировать прозаическое произведение;
- должны научиться делать выводы
- а) Жизнь Насти и Митраши после смерти родителей. б) За клюквой. в) Восход солнца в лесу; у Лежачего камня. г) История Травки. д) Блудово болото. е) Путь Митраши. ж) Путь Насти. з) Закат солнца в лесу. и) Спасение Митраши. к) Счастливый конец. Какой из пунктов предложенного плана вы могли бы назвать по-другому?
- Где и когда происходит действие?
- Что уже в начале произведения напоминает сказку,а что –быль?
- Как ведется повествование? Кто рассказывает историю?
- Какими вы видите главных героев сказки-были?
- «Страницы произведений М. Пришвина, певца природы, рассказывают о …»
- «Я, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю».
- М.М. Пришвин
- «Выслушав гон лисицы, Травка поняла круг пробега зайца: от Лежачего камня заяц бежал на Слепую елань и оттуда на Сухую речку , оттуда долго полукругом на палестинку и опять непременно к Лежачему камню ».
- СУХАЯ РЕЧКА
- ЛЕЖАЧИЙ КАМЕНЬ
- СЛЕПАЯ ЕЛАНЬ
- БЛУДОВО БОЛОТО
- ВЫСОКАЯ ГРИВА
- ЗВОНКАЯ БОРИНА
- 1. Болото было небезопасное для людей.
- 2. Здесь есть погибельные места, которые затянули многих жителей и животных.
- 3. В Блудовом болоте можно заблудиться.
- В толковом словаре С.И.Ожегова:
- «Сбиться с пути, потерять дорогу»
- Сбился с пути
- Потеряла дорогу и незаметно сошла с пути
- В толковом словаре
- живого великорусского языка В.И. Даля:
- «Топкое место в болоте,
- всё равно что прорубь на льду»
- Почему же эту елань назвали СЛЕПОЙ?
- 1. Лишенный зрения, способностей видеть, незрячий, плохо видящий.
- 2. Неотчетливый, плохо различаемый.
- 3. Безрассудный, действующий или совершающий без разумного основания.
- ТОПОНИМ – собственное название отдельного географического места (населенного пункта, реки, озера…)
- ТОПОНИМИКА – раздел языкознания, изучающий топонимы
- «Для всего что существует на свете в природе, - воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождей, лесов, болот, рек и озер, лугов и полей, цветов и трав – в русском языке есть множество хороших слов и названий»
- К.Г. Паустовский
- Нет у нас безымянных лугов и полей; как людям, даются им имена
- СУХАЯ РЕЧКА
- ЛЕЖАЧИЙ КАМЕНЬ
- СЛЕПАЯ ЕЛАНЬ
- БЛУДОВО БОЛОТО
- ВЫСОКАЯ ГРИВА
- ЗВОНКАЯ БОРИНА
- 1. Составьте карту топонимов своего села.
- 2. Сфотографируйте географические объекты своего села.
- «Всё прекрасное на земле от солнца, а всё хорошее –
- от человека». М. Пришвин
- 1. Чижова Г.И. Пришвинское “родственное внимание” к природе на уроках русского языка // Русский язык в школе. – 2000. – № 2.
- 2. Шанский Н.М., Махмудов Ш.А. Филологический анализ. – СПб., 1999.
- 3. Шевченко А.И. Повесть М.М. Пришвина «Кладовая солнца» в VI классе // Литература в школе. – 2002. – № 4.
- 4. Школьный атлас – определитель птиц. – М., 1988.
- 5. Энциклопедический словарь юного филолога / Сост. М.В. Панов. – М., 1984.
- 6. Пришвин М.М. Календарь природы // Пришвин М.М. Собр. соч.: В 8-ми т. – М., 1983. – Т. 3.
- 7. Пришвин М.М. Кладовая солнца // Пришвин М.М. Собр. соч.: В 8-ми т. – М., 1983. – Т. 5.
- 8. Пришвин М.М. Корабельная чаща // Пришвин М.М. Собр. соч.: В 8-ми т. – М., 1983. – Т. 6.
- Иллюстрации из ресурсов Интернет
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Тема: Особенности композиции и смысл названия сказки-были М.Пришвина «Кладовая солнца». работа с текстом
2 слайд
3 слайд
Описание слайда:
Композиция – построение произведения. Экспозиция (обрисовка положения действующих лиц, в которм они находятся до начала действия), 1. завязка (событие, знаменующее начало развития действия), 2.развитие действия (система событий, подводящих к кульминации, кульминация (момент наивысшего действия), 3.развязка (один из элементов сюжета, заключительный момент в развитии действия в художественном произведении)
4 слайд
Описание слайда:
Сказка-быль Пришвин сам определил жанр своего произведения – сказка-быль. Что это такое? - Где и когда происходит действие, похожа ли «Кладовая солнца» на настоящую сказку? Есть ли в ней зачин? Вспомним, из каких частей состоит сказка, чем она отличается от рассказа.
5 слайд
Описание слайда:
Композиция сказки: 1. Зачин. (“В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…”). 2. Основная часть 3. Концовка. (“Стали они жить – поживать и добра наживать” или “Устроили они пир на весь мир…”). Особенность сказки троичность повторов: три дороги, три брата 33 года и т.д. присказки: "и я там был Стали они жить-поживать и добра наживать" постоянные эпитеты мотив «запрета», переход границы в «чужой мир» (нарушение запрета), испытание, возвращение домой.
6 слайд
Описание слайда:
Работа в группах Задание: 1 ряд называет сказочные мотивы, 2 ряд – черты реалистического повествования, 3 ряд обсудит, почему писатель соединил сказочное и реальное в произведении. Что он хотел сказать людям? Внимание: подсказка
7 слайд
Описание слайда:
Смысл названия произведения сказка-быль Сказочные элементы в произведении Пришвина не более, но и не менее сказочны, чем все остальные образы произведения. Следовательно, здесь все можно назвать сказкой и одновременно былью. Отметим и особенности стиля писателя: когда говорится о чем-то волшебном, Пришвин осторожно заметит: «кажется», «как будто», «похоже», а если речь идет о реальном, писатель обязательно подчеркивает волшебные свойства доброты и трудолюбия. В «Кладовой солнца» «быль и сказка никогда не становятся разными образами, разными компонентами повествования - они отчетливо ощутимы и абсолютно неразделимы в каждой детали текста»
8 слайд
Описание слайда:
сказка – это повествование, основанное на вымысле. сказочный зачин (брат и сестра пошли за ягодами и заблудились герои стоят перед выбором пути-испытания у камня: хороший или плохой путь выбрать. присутствие врага героя: в рассказе это волк, елочки-старушки, черный ворон. есть предмет-помощник – это компас. природа предостерегает о приближении опасности (елочки пугают героя, вороны и сороки трещат, предчувствуя наживу, природа хмурится, наблюдая за ссорой сестры и брата. добро побеждает зло, и в рассказе все заканчивается благополучно. название болота – Блудово – от слова «заблуждаться», «скитаться в поисках истины». Так и наши герои искали и нашли истину, преодолев все испытания этого враждебного человеку места. поучительный смысл «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»: надо жить дружно, заботиться друг о друге. Самая большая правда «есть правда вековечной суровой борьбы людей за любовь». Эту правду герои поняли в конце своего пути-испытания.
9 слайд
Описание слайда:
Быль – это история о том, что действительно было. В начале рассказа писатель рисует голодную, трудовую, сиротливую послевоенную жизнь русских людей. Называет реально существующий город Переяславль-Залесский и торфяное месторождение, где работают геологи. В простой и ясной форме Пришвин рассказывает о серьезных естественнонаучных открытиях: «Солнце отдает свое тепло растениям, умершие и упавшие в болото, они скапливают эту энергию и образуют горючее вещество – торф. Герои рассказа Настя и Митраша выходят победителями из этой истории не потому, что им помогали волшебные существа и предметы, а потому, что они прислушивались к советам старших, любили и знали природу, повадки животных. Урок, который вынесли ребята из похода за клюквой, есть главный закон жизни на земле, залог счастья.
10 слайд
Описание слайда:
Автор хотел, чтобы читатели воспринимали это повествование не просто как историю, произошедшую с конкретными детьми, но и в более широком, обобщенном, символическом смысле. В конце сказки-были Пришвин восклицает: «Вот какие богатства скрыты в наших болотах!» Это, конечно, не только о торфе. Это, прежде всего, о людях, их душевном богатстве. Человеческая жизнь – это кладовая душевного тепла, любви. Писатель показывает, что важнейший смысл «правды жизни» заключается в единстве человека и природы, в родственном, мудром отношении к ней человека. Рассказ «Кладовая солнца» заставляет нас задуматься над многими вопросами: в чем смысл жизни человека, как нужно относиться к природе и животным, где граница между добром и злом. Чтобы, прочитав это произведение, люди стали чуточку добрее, поняли, как нужно относиться к природе и животным, не нужно быть легкомысленными и равнодушными.
11 слайд
Описание слайда:
Работа в парах Составление плана произведения Озаглавь части произведения. Можно составить простой план, а можно- цитатный план.
12 слайд
Описание слайда:
План сказки – были «Кладовая солнца»: а) Жизнь Насти и Митраши после смерти родителей. б) За клюквой. в) Восход солнца в лесу; уЛежачего камня. г) История Травки. д) Блудово болото. е) Путь Митраши. ж) Путь Насти. з) Закат солнца в лесу. и) Спасение Митраши. к) Счастливый конец. Какой из пунктов предложенного плана вы назвали по-другому? Сравни с цитатным планом:
13 слайд
Описание слайда:
1. «В одном селе, возле Блудова болота, ... осиротело двое детей...». 2. «Митраша и Настя стали собираться за клюквой 3. «Сюда, к Лежачему камню, пришли дети...». 4. «Ужасное несчастье в жизни Травки». 5. «Не зная броду... Митраша прямо полез в Слепую елань». 7. Насте «захотелось идти по набитой тропе». 8. «День кончился... последним легким дыханием». 9. «У маленького человека в словах не только дружба и радость была, ... а таился и хитрый план своего спасения». 10.«Серый Помещик» окончил жизнь свою без всяких мучений». 11. «Охотники за сладкой клюквой идут из леса гуськом, и на плечах у них шест с тяжелой корзиной, и рядом с ними Травка...».
14 слайд
Описание слайда:
Анализ сюжета сказки-были. Как называется самое напряженное место в развитии действия художественного произведения? - Какова кульминация в развитии действия «Кладовой солнца»?
15 слайд
Описание слайда:
Выразительное чтение эпизода спасения Митраши. - Проследите по тексту, как образ «кладовой солнца» соотносится с образом собаки - друга человека.
16 слайд
Описание слайда:
«Плач (ребенка) не могла выносить Травка», «хозяин любил ее, кормил и берег от волков», «собака сразу поняла человека», «увидела маленького человека и, забыв о зайце, остановилась», «скорее всего, это Антипыч» и др. Травка - результат созидательной деятельности прошлых поколений на пользу будущих. Люди, по мысли писателя, жили в сотворчестве с природой и тем самым утверждали человечность.
17 слайд
ПЛАН-КОНСПЕКТ
урока литературы в 5 классе
Печерской Людмилы Владимировны,
учителя русского языка и литературы МАОУ СШ №51 г. Липецка
Тема урока: СМЫСЛ НАЗВАНИЯ СКАЗКИ-БЫЛИ М.М.ПРИШВИНА «КЛАДОВАЯ СОЛНЦА»
Цель урока: помочь учащимся выявить смысл названия произведения великого писателя, тем самым приблизиться к замыслу автора, понять мысли, которые он хотел донести до читателей.
Задачи урока
обучающие: работать над навыками (УУД) различных видов чтения: изучающим, просмотровым, помогающими понять содержание прочитанного, извлечь нужную информацию и изложить ее подробно, сжато или выборочно; развивать навыки анализа художественного текста;
развивающие: развивать внимание, коммуникативные навыки, позволяющими не только формулировать и излагать свое мнение, но и слушать и слышать других, работать над навыками выразительного чтения;
воспитательные: воспитание положительной мотивации к обучению, интереса к творчеству М.М.Пришвина, любви к родной природе и уважения к людям.
Тип урока: урок обобщения знаний по произведению.
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Техническое оборудование: интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Этапы урока
Используемые ЭОР
Содержание урока (деятельность учителя)
Деятельность учеников
Время
1. Формулирование темы и цели урока
Интерактивная доска
презентация
слайд 1
слайд 2
слайд 3
слайд 4
Вступительное слово учителя.
Мы прочли удивительное произведение М.М.Пришвина «Кладовая солнца» и, заканчивая изучение сказки-были, должны понять, какие же мудрые мысли хотел донести до своих читателей автор.
Как вы понимаете слова М.М.Пришвина?
( Предполагаемый ответ) Человек и природа взаимосвязаны. Мы живем на земле, кормимся ее плодами, она дает на тепло и защиту. Солнце, и воздух, деревья и травы, животные и птицы – неотъемлемая часть человеческого существования. Но природа без человека обойтись может, а человек без природы нет. Без окружающего мира человек обречен. Его ждет неминуемая гибель, как физическая, так и духовная.
О чем же тогда сказка-быль: о природе или о людях?
Какова, во-вашему, тема нашего урока?
(после того, как тема названа, открыть слайд 3)
Какая цель стоит перед нами?
Дети пытаются формулировать тему и цель урока, после чего делают записи в тетрадь.
5-7 мин.
работа с текстом.
слайд 5
слайд 6
слайды 7-10
слайд 11
слайд 12
слайд 13-15
слайд 16
слайд 17
слайд 18
Начинаю со словарной работы – определения значения слова «кладовая»
Какое значение слова использовал автор?
Употребляется ли это словосочетание в тексте?
Значит, произведение посвящено богатства Блудова болота?
( Произведение о природе, в которой есть и болото, и лес, куда пришли Настя и Митраша ).
Как еще называет природу Пришвин?
Великий храм природы
Что же Настя и Митраша, а вместе с ними и читатели, увидели в этом храме? Перескажите близко к тексту отрывки – описание глухаря, лося, ягод (это было домашним заданием по выбору)
Почему внимательно наблюдают за происходящим в природе?
(Дети очарованы и чувствуют робость перед величием и красотой природы)
Почему природа – храм?
(После предполагаемых ответов читаем на слайде)
Что является божеством в этом храме? (солнце)
Прошу ребят объяснить, почему Пришвин называет солнце божеством и доказать свои мысли цитатами.
Найдите текстовые фрагменты 1 ряд – о Блудовом болоте, 2 ряд – о пне, приютившем насекомых и змею, 3 ряд – о заходе солнца («Последний порыв был, когда солнце погрузило…»)
Какие изобразительные средства языка использует автор, чтобы передать красоту природы?
Можно ли сказать, что природа живет в гармонии?
Что, по-вашему, нарушает эту гармонию?
(описание ели и сосны)
(Взаимоотношения людей. Люди тоже могут ссориться, соперничать, даже ненавидеть друг друга)
Предлагаю прочесть высказывание Пришвина на слайде.
Как вы понимаете это высказывание?
Значит, и в человеке есть гармония и красота. И, как в природе, в человеке срыты богатства.
Какими богатствами наделены герои повести: Настя и Митраша, лесник Антипыч, соседи ребят, сам автор-рассказчик?
(Душевной добротой, отзывчивостью, любовью к родной природе, родной стране. Только эти богатства не сразу проявляются, они накапливаются в человеке, который не для себя живет, а стремится помочь другим, стремиться постичь красоту родной природы).
Читают определение, дают свое объяснение авторского выбора.
Выборочное чтение (отрывок о Блудовом болоте)
Подробно излагают отрывки, опираясь на иллюстрации – слайды 7-10, поправляют и дополняют ответы одноклассников.
Высказывают и обосновывают свое мнение.
Выразительное чтение отрывков, сопровождаемое показом слайдов.
Находят изобразительные средства, с помощью которых автор создает удивительные картины.
Выразительное чтение отрывка.
Дети сравнивают «ссору» деревьев с ссорой Насти и Митраши.
Учащиеся высказывают свои мнения.
28-30 мин.
3. Итог урока
слайд 19
слайд 20
Постарайтесь ответить на вопрос: только ли Блудово болото является «кладовой солнца»? В чем, по-вашему, заключается смысл названия сказки-были?
Обратимся к слайду.
Мир природы и человека – это и есть кладовая солнца, если сущностью этого мира является любовь, доброта, душевная красота и щедрость.
М.М.Пришвин – удивительный писатель, который открыл для нас мир природы и показал, как тесно связаны мы с этим миром.
Читаю слова писателя на слайде.
Учащиеся высказывают свое мнение, аргументируя его.
Запись в тетрадь смысла названия произведения.
5 мин.
4. Домашнее
Задание
Предлагаю подготовиться к уроку внеклассного чтения по рассказам М.М.Пришвина. Самостоятельно прочесть «Времена года» и подготовить близкий к тексту пересказ одной из зарисовок, нарисовать иллюстрацию.
2 мин.
5.Выставление оценок за урок.
Предлагаю учащимся самим оценить свою работу на уроке и работу своих товарищей, поправляю и определяю оценку, если ученик завысил или занизил ее.
Учащиеся оценивают свои ответы на уроки по следующим критериям:
полнота и точность ответа, убедительность аргументов, грамотность и выразительность речи.
3 мин.
Аннотация. Этот урок позволит говорить с детьми об очень сложной философской проблеме поиска смысла жизни. Начинается разговор с героев-животных: у собаки Травки и волка Серого помещика своя правда.
Чьи жизненные принципы выбрать, к чему это может привести человека на его непростом жизненном пущ когда человек перестаёт быть человеком? Над этими и многими другими вопросами заставляет задуматься сказка-быль Пришвина.
Ключевые слова: правда, смысл жизни, добро, верность, жизнь для других, злость, эгоизм, ненависть, жизнь для себя, любовь, верность.
Хочу предложить вам урок по сказке-были Пришвина «Кладовая солнца». В отличие от предыдущих моих статей, эта посвящена программному произведению. Уроков по нему (как в журналах, так и в Интернете) великое множество. И всё-таки я рискую предложить свой вариант.
В данном произведении отправной точкой для серьёзного разговора стали слова Антипыча о правде. На первый взгляд кажется, что говорить с шестиклассниками на такую сложную тему невозможно. Но это только на первый взгляд. Этот урок получился одним из самых интересных и запоминающихся в моей практике. А понятия «правда Травки» и «правда волка» вошли в лексикон моих учеников и начали применяться ими уже и на других уроках.
Ход урока
1 . Создание проблемной ситуации.
— В сказке-были Пришвина, как и в любом художественном произведении, очень много загадок. Например, там есть такой эпизод, когда рассказчик вспоминает, как спрашивали у Антипыча, сколько ему лет, а тот только шутил в ответ. «Антипыч, ну брось свои шутки, скажи нам по правде, сколько же тебе лет?» — спрашивали его. «По правде, — отвечал старик, — я вам скажу, если вы вперёд скажете мне, что есть правда, какая она, где живёт и как её найти». Как вы думаете, о какой правде здесь идёт речь?
— Давайте обратимся к словарю.
Значение слова «правда» по словарю Ушакова:
Правда — то, что соответствует действительности, что есть на самом деле, истина. Открой мне всю правду, не бойся меня. Пушкин. 2. Правдивость, правильность. Никто не думает о правде слов моих.
Идеал поведения, заключающийся в соответствии поступков требованиям морали, долга, в правильном понимании и выполнении этических принципов. Искать правды. Стоять за правду. Жить правдой. Пострадать за правду.
— Слово, как видите, многозначное. В каком значении, на ваш взгляд, употребляет слово «правда» Антипыч?
— То есть правда — это некий ориентир, к которому надо стремиться, смысл жизни, если хотите. Как же можно перефразировать вопрос Антипыча? (В чём смысл жизни и как его найти?)
— Какой серьёзный философский вопрос задаётся в этом произведении! А задумывались ли вы, в чём смысл жизни? В любом случае я предлагаю вам задуматься об этом сейчас.
2. Анализ текста. «Правда Травки и правда волка».
— Итак, давайте попробуем найти ответ на такой сложный вопрос в сказке-были Пришвина «Кладовая солнца». В продолжении того же разговора Антипыч говорит своим собеседникам: «Вот Травка, собака гончая, с одного слова всё понимает, а вы, глупенькие, спрашиваете, где правда живёт». Значит, Травка знает, где правда живёт, знает, в чём смысл жизни? Может быть, она поможет нам найти ответ на вопрос?
— Расскажите историю жизни Травки.
— В чём же правда Травки? Как она это понимает?
Правда, или смысл жизни Травки, в любви к человеку; в том, чтобы жить не только для себя, но и для других, в заботе о человеке; в дружбе; доброте, верности и преданности.
— Почему Травке так плохо теперь?
Почему она воет, взобравшись на холм? Она потеряла смысл жизни, ей не для кого жить.
— Кто противопоставлен Травке в этой части?
Конечно, Волк.
— Почему воет волк? В чём его правда?
Его характеризует злость; желание жить для себя, дикий зверь живёт для себя.
— Итак, на примере Травки и волка мы видим два разных взгляда на жизнь, две разные правды. Но Михаил Михайлович Пришвин говорил: «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю». Поэтому мы, конечно, обратимся к Насте и Митраше и поговорим о том, как они ищут свою правду.
З. Анализ текста. «Путь к правде Насти и Митраши».
— Давайте вспомним, как жили Настя и Митраша.
— Что вы можете сказать об их отношении друг к другу?
Они жили и работали очень
дружно, помогали друг другу, заботились друг о друге, заботились о своём хозяйстве.
— На чью правду похоже их представление о жизни: на правду Травки или правду волка?
— Но жизнь так устроена, что она постоянно ставит человека перед какими-то преградами, перед трудностями, проверяет человека на прочность, на верность своим убеждениям, своим принципам. Что в данном произведении послужило проверкой для детей? Их поход за клюквой, их спор, ссора и то, как они вышли из затруднительной ситуации.)
— Что послужило причиной их ссоры?
Они начали спорить, по какой тропе идти.
— Что мы здесь видим вместо дружбы, заботы друг о друге? Как дети себя ведут в
этом эпизоде? Какие чувства испытывают по отношению друг к другу?
Разозлились, рассердились друг на друга; не хотели слушать друг друга, не желали подчиниться другому; каждый в данный момент думал только о себе; Настя даже плюнула вслед брату.
Задания для первой группы:
1. Прочтите эпизод «Митраша в болоте» (со слов: «Мало-помапу, по мере того как
Митраша продвигался вперёд по указанию стрелки и тропы … » до слов: «По его загорелому лицу, по щекам блестящими ручейками потекли слёзы«)
2. Проследите за тем, как Митраша попал в Слепую елань. Для этого выделите предложения, в которых описана тропа, по которой идёт Митраша.
1) Какое определение даёт этой тропе автор? Почему? По каким признакам можно определить, что перед нами тропа, по которой ходили люди?
2) С какими чувствами идёт Митраша по этой тропе? Почему?
3) Помнит ли он про сестру? Какие чувства он сейчас испытывает по отношению к сестре? Попробуйте предположить, что он думает по поводу случившегося.
4) Почему Митраша сходит с этой тропы?
6) Каков результат его неосмотрительного поступка?
«Слой под ногами у Митраши становился все тоньше и тоньше … но он всё шёл и шёл вперёд. Митраше оставалось только верить тому человеку, кто шёл впереди его и оставил даже тропу после себя». «Миграша … ничуть не трусил, — что ему было трусить, если под его ногами тропа человеческая: шёл такой же человек, как и он, значит, и он сам, Митраша, мог по ней смело
идти».
«Вот Митраша увидел: его тропа круто завёртывает влево и туда идёт далеко и там
совсем исчезает. Он проверил по компасу, стрелка глядела на север, тропа уходила на
запад… Узнавая по направлению белоуса тропу, идущую не прямо на север, Митраша
подумал: «Зачем же я буду поворачивать налево, на кочки, если тропа вон, рукой подать,
виднеется там, за полянкой?»»
Митраша выбирает слабую тропу, на которую показывал компас. Автор даёт определение этой тропе — «человеческая». Узнать её можно по траве белоус, которая вырастает вдоль тропы. Это тропа, по которой шёл человек. Митраша идёт по ней смело, потому что по ней ходили люди, а значит, может пройти и он. Он не думает о сестре. По крайней мере, автор ничего об этом не пишет. Но, возможно, думает о том, что он прав, гордится тем, что не пошёл на поводу у старшей
сестры.
Митраша сходит с тропы потому, что стрелка компаса показывает на север, а тропа уходит влево и потому, что прямо перед ним оказывается чистое, ровное место, нисколько не похожее на что-то страшное и смертельно опасное. В результате он попадает в Слепую елань и чуть не тонет.
— Какое значение имеет эпитет «человеческая тропа»? Ведь сойдя с этой человеческой тропы, Митраша попадает в Слепую елань.
Забыв о сестре, испытывая злость, раздражение, Митраша сходит с человеческой тропы.
— На прошлом уроке мы говорили о том, что Митраша берёт с собой компас, потому что так его учил отец. Он говорил: «Стрелка эта тебе верней друга: бывает, друг твой изменит тебе, а стрелка неизменно всегда, как её ни верти, всё на север глядит». Почему же в этой ситуации компас подвёл мальчика?
— Козьма Прутков говорил: «Магнит показывает на север и на юг; от человека зависит избрать хороший или дурной путь жизни». Как вы понимаете эти строки?
Нельзя бездумно идти по стрелке компаса. Она только лишь указывает, где север. Но куда тебе идти — решаешь ты сам. Стрелка компаса поможет выбраться из леса, но показать путь в жизни не сможет. Это зависит только от человека, от его выбора.
Задания для второй группы
1. Прочтите эпизод «Настя собирает клюкву» (со слов: «Вначале Настя срывала с плети каждую ягодку, отдельно за каждой ягодкой наклонялась к земле»).
2. Проанализируйте поведение Насти.
Для этого ответьте на вопросы:
1) Как Настя собирает ягоды сначала, потом? Почему?
2) Помнит ли она о брате? Какие чувства она испытывает?
3) Вспомните, почему они разошлись.
Идёт ли Настя по выбранной ею тропе или, как и брат, сбилась с пути? Почему?
4) Как смотрит на Настю лось? Почему?
5) Каково отношение автора к Насте в этот момент? Почему он говорит о ней «прежняя золотая курочка на высоких ножках»?
6) Когда Настя смогла оторваться от ягод? Почему она, глядя на гадюку, представляет, «будто это она сама осталась там, на пне, и теперь вышла из шкуры змеиной и стоит, не понимая, где она»?
— Настя, как видим, не попадает в трясину, её жизни ничто не угрожает. Но отношение автора к ней явно меняется. Почему?
Она, жадно собирающая клюкву и забывшая о брате, теряет человеческий облик.
— Что же мы видим? К чему может привести путь, где царят обида, нежелание слушать другого,уступать?
— Таким образом, мы видим, что путь, выбранный детьми, не приводит их ни к чему хорошему: Митраша чуть не гибнет, Настя теряет человеческий облик.
— Кто помогает детям? Каким образом Травка помогает Насте? Митраше?
Травка. Она помогает Насте вспомнить о брате
:
«- Муравка, Муравка, я дам тебе хлебца!
И потянулась к корзине за хлебом. Доверху корзина была наполнена, и под клюквой был хлеб.
Сколько же времени прошло, сколько клюквинок легло с утра до вечера, пока огромная корзина наполнилась? Где же был за это время брат голодный, и как она забыла о нём, как она сама забыла себя и всё вокруг?»
Травка вытаскивает из болота Митрашу.
— Почему Травка оказалась возле Насти? Почему Травка кинулась на зов Митраши?
Она почувствовала человеческую беду.
— Почему именно Травка помогает ребятам? О чём напоминает им Травка?
Травка
напоминает детям о вечных ценностях: любви, преданности, товариществе, верности;
возвращает их к человечности, к человеческой тропе, к своей правде.
— А для самой Травки важно было всё произошедшее?
Травка нашла хозяина.
— Какова дальнейшая судьба волка?
Митраша убивает его.
— Какой смысл вкладывает автор в этот эпизод? Почему именно Митраша убивает волка?
Убийство волка — это победа. Победа над злом, равнодушием, эгоизмом. В какой-то степени Митраша убивает волка в себе.
— К чему же, по мнению Пришвина, приводит каждый из этих путей?
Пришвин показывает, что путь Травки приводит к счастью, путь волка — к гибели.
— Как сложилась дальнейшая судьба детей? Куда они дели клюкву, собранную на болоте? Важно ли это?
Они отдают клюкву детям, эвакуированным из Ленинграда, проявляя свою заботу и неравнодушие к другим людям.
0 / 5. 0