THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Традиция (от лат. traditio -- передача) -- анонимная, стихийно сложившаяся система образцов, норм, правил и т.п., которой руководствуется в своем поведении достаточно обширная и устойчивая группа людей. Традиция может быть настолько широкой, чтобы охватывать все общество в определенный период его развития. Наиболее устойчивые традиции, как правило, не осознаются как нечто преходящее, имеющее начало и конец во времени. Особенно наглядно это проявляется в традиционном обществе, где традициями определяются все существенные стороны социальной жизни.

К.В. Чистов писал: "традиция -- это сеть (система) связей настоящего с прошлым, причем при помощи этой сети совершаются определенный отбор, стериотипизация опыта и передача стереотипов, которые затем опять воспроизводятся." (3. с. 106)

Традиции имеют отчетливо выраженный двойственный характер: они совмещают описание и оценку (норму) и выражаются описательно-оценочными высказываниями. В традициях аккумулируется предшествующий опыт успешной коллективной деятельности, и они являются своеобразным его выражением. С другой стороны, они представляют собой проект и предписание будущего поведения. Традиции -- это то, что делает человека звеном в цепи поколений, что выражает его пребывание в историческом времени, присутствие в "настоящем" как звене, соединяющем прошлое и будущее.

Традиционным становится далеко не все из жизненного опыта человечества, а лишь то, что способствует наиболее успешному течению жизни в тех или иных (конкретных) условиях. Изменяются условия жизни -- изменяются и традиции. В той же части, в которой традиции связаны с самой природой человека, у них есть нечто неизменное во времени и общее для представителей самых различных культур и цивилизаций. Следовательно, характер традиции определяется жизнедеятельности людей, а последний вытекает как из характера базисных и вторичных потребностей, так же из условий их удовлетворения. Поэтому традиция -- общечеловеческое явление, а совокупность конкретных традиций определяет самобытность данного сообщества.

Для понимания сущности традиций важно:

Наличие некоего положительного жизненного опыта -- способа удовлетворения потребности, поддержания жизни индивидов. Не будь этого опыта, нечему было бы становиться традиционным.

Способность человека воспринимать опыт других индивидов и воспроизводить его -- полностью или частично -- в своей жизнедеятельности. Следовательно, базисным качеством человека в плане возникновения традиций является его восприимчивость к опыту других.

Объединение содержания пунктов первого и второго делает традицию способом накопления всем человечеством или отдельными его сообществами опыта обеспечения и поддержания своей жизнедеятельности. При этом данный опыт становится действенным благодаря тому, что усваивается множеством индивидов. Иными словами, традиционное -- это то, что воспринято и воспроизводится множеством индивидов.

Одной из характеристик конкретной традиции является ее распространенность: бывают традиции местного значения, бывают традиции общенационального характера или даже межнационального. К примеру, традиция отмечать праздники есть у всех народов, у всех конфессий, у всех цивилизаций.

Еще одной характеристикой конкретной традиции (а с нею и самого этого явления в целом) является устойчивость (традиций), а прямым следствием устойчивости традиции является ее жизнеспособность. По всему ходу истории человечества происходит "естественный отбор" традиций, в результате которого новые нарождаются, старые отмирают, а некоторые существуют тысячелетиями. В этом "естественном отборе" традиций есть постоянное ядро традиционности -- общечеловеческий и непреходящий во времени характер базисных потребностей и модифицируемое конкретное содержание, в зависимости от условий жизни.

Среди членов сообщества всегда есть более консервативная часть -- приверженцы традиций, склонные отстаивать их даже при значительных изменениях условий жизни (последнее -- их недостаток), и "прогрессивная" часть -- индивиды, склонные к отходу от традиций даже при сохранении прежних условий жизни (это -- их недостаток, так как не все новое лучше старого). Особенно опасно угасание прежних традиций до того, как сформируются новые и более эффективные: многие члены сообщества могут оказаться дезориентированными в своей жизнедеятельности. Подобное возможно при смене общественно-политических систем (к примеру, вследствие революции).

Благоприятными процессами, происходящими с традициями, являются: возникновение, закрепление, распространение, воспроизведение; неблагоприятными -- "размывание", девальвация, угасание, искажение, стирание, забвение, амортизация.

Традиционными могут быть не только перечисленные выше способы действия, оценки, отношения, технологии, этические принципы, но также и жизненные ситуации, определяемые самой природой человека и течением его жизни, независимо от его воли и сознания. Такие ситуации, как зачатие, рождение, свадьба, похороны, -- это события разного уровня, в которых взаимосвязано и то, что дано самой природой (зачатие, рождение), и то, что способствует "вписыванию" этого в общественный контекст.

Общественная значимость явления традиционности определяется как тем фактом, что любая традиция восходит к той или иной потребности человека, так и тем, что содержание традиции оказывается приемлемым или необходимым множеству индивидов. Именно поэтому традиция -- принципиально общественное явление, затрагивающее каждого из членов сообщества.

В жизни индивида требования традиции могут реализоваться двумя способами. Во-первых, традиционное может стать привычным для индивида, и тогда он совершает данное действие или придерживается данной оценки как своего собственного, органически ему присущего. Если традиционное не стало привычным для индивида, он лишь подчиняется традиции или же делает вид, что подчиняется, внутренне ей даже противясь, т. е. он подчиняется обстоятельствам, в число которых входит и принуждение окру­жающих. Одним.из важных способов такого принуждения является "общественное мнение" -- понятие, приложимое к любому сообществу индивидов, а не только к тому "обществу", которое либералы привычно противопоставляют "государству".

Любая конкретная традиция в пределах данного поколения может быть воспринятой (у предыдущего) или выработанной -- в этом случае необходима ее проверка временем, и пока следующее поколение не начало воспроизводить ее содержание, это всего лишь инновационное действие с потенциалом традиционности.

По отношению к той или иной традиции всех индивидов можно разделить на активных носителей, пассивных носителей и противников традиции. Из числа активных носителей выделяется группа ревнителей традиции -- тех индивидов, которые не только сами четко соблюдают требования традиции, но и требуют того же от других и, следовательно, внимательно следят за их действиями, оценивают их и сравнивают со своими. Часто для подобных ревнителей традиции наиболее важным является не соответствие поведения других индивидов некоему общему образцу, а неотличимость его от их собственного поведения, оценок, отношений и т. д.

Традиции обладают свойством экспансии. Это связано, во-первых, с давлением активных носителей традиции на окружающих, во-вторых, с подражанием (индивида окружающим). Распространение того или иного действия на все более широкий круг ситуаций -- это особый вид экспансии традиций. Следовательно, экспансия традиций проявляется как в возрастании числа следующих им индивидов, так и в распространении того или иного способа действия на новые жизненные ситуации.

Экспансия традиций порою ведет к весьма неблагоприятным последствиям. К примеру, выявившаяся склонность народов Севера к спиртному -- это совершенно чуждое для них дело, так как у них не растут соответствующие растения, из которых спиртное добывают и сам характер питания иной. У них не было естественного отбора по признаку устойчивости к алкоголю, поэтому-то они спиваются столь быстро и неотвратимо.

Традиции повседневности, максимально приближенные к базисным потребностям человека, с течением времени меняются мало, традиции же, отражающие специфику общественно-исторической формации, отмирают в основном вместе с нею. При этом традиции и вытекают из образа жизни, и сами формируют его. Путем усвоения традиции каждое последующее поколение формирует свой образ жизни, сходный с образом жизни предыдущего. Следовательно, без преемственности не было бы и целостности, лежащей в основании таких понятий, как "человечество" и "история человечества".

Как у любого объекта или явления, у традиции есть общее, единичное и особенное. Общее выражает принципиальное единство человеческого рода, единичное -- местную специфику, особенное -- творческий вклад отдельных индивидов или сообществ в содержание традиции.

Чем лучше структурирована жизнь общества и жизнедеятельность индивидов, тем больше в данном обществе традиций. При этом детрадиционализация общества -- искажение содержания и ослабление роли традиций в его жизни -- лишает общество исторической перспективы, поэтому такое общество утрачивает и стабильность, и самобытность.

Традиции могут определенным образом взаимодействовать: сочетаться и дополнять одна другую; противостоять и вытеснять одна другую; подвергаться процессу взаимной модификации и адаптации; порождать одна другую. В условиях миграции может происходить также и "обмен" традициями представителей различных сообществ, национальных, этнических, религиозных групп.

Итак, Передача и сохранениe социального и культурного опыта от поколения к поколению называется традицией. В качестве традиций выступают определенные ценности, нормы поведения, обычаи, обряды, идеи. Традиции могут иногда восприниматься как пережитки, то есть как препятствия дальнейшему развитию культуры. Они могут исчезать, а затем вновь возрождаться. Традиции могут быть позитивными, когда что-то воспринимается, но могут быть и негативными, когда что-то отвергается, поскольку это "не в традиции", как говорят, данного общества или группы людей. Время производит отбор традиций, и вечные из них, как, например, почтительное отношение к родителям, к женщине, являются всегда современными.

Составными элементами традиции являются обычай, обряд, ритуал. Традиция охватывает более широкий круг явлений, чем обычай, который иногда напоминает стереотип в поведении. Но обычай не существует отдельно от традиции, он является ее разновидностью. Обряд, или ритуал, -- это определенный порядок действий, которым совершается и закрепляется обычай.

Понятие традиция берет начало от латинского слова traditio, что в переводе означает «передавать». Изначально это слово понимали в буквальном смысле, означая материальное действие. Например, в Древнем Риме, употребляли его, когда речь шла о вручение кому-нибудь определенного предмета и даже выдать дочь замуж. Но передаваемый объект может быть и нематериальным, например, навык или умение.

Традиция – это совокупность элементов культурного и социального наследия, которые передавались от одного поколения к другому. Такая передача все равно происходит постоянно и везде и присутствует во всех сферах жизни людей.

Традиции появились еще в далеком прошлом. Они принадлежат к духовной стороне жизни человечества. Традиции подвижны и энергичны, как и сама общественная жизнь. Они появляются, активизируются жизненной необходимостью, развиваются и модифицируются с изменением этих же нужд.

В жизни общества ничего не появляется, если в том нет надобности. Традиции призваны к жизни и поддерживаются потому, как несут в себе информативную нагрузку и выполняют определенные для них функции, а именно: назначение поддержки и передачи опыта, умений, приобретений в области духовной и материальной культуры из поколения в поколение, функции применения установившихся в предыдущие эпохи традиций.

В литературе традиции разделают на прогрессивные и реакционные, что создает серьезные препятствия методологического характера. Не владея достаточно достоверным объективным критерием при формулировке того, что необходимо отнести к прогрессивному, а что - к реакционному, творцы данной концепции иногда, не осознавая того, вынуждены были прибегнуть к необъективным соображениям и оценкам. В связи с этим, необходимо отказаться от него и взять за основу объективность и историзм, так как прежде чем написать о традициях, надо их хорошо знать, исследовать все их стороны и связи, как они появились и какую социальную функцию они выполняют.

Традиция отражает наследственную связь в развитии, связь эпох. Традиции как единое социальное действие включают в себя не только положительное, но и древние элементы, которые отжили свой век.

В давних традициях очень много интересного, толкового и красочного. Развитие у подрастающего поколения хорошего отношения к культурному наследству прошлого является одним из важнейших элементов педагогической работы, которое способствует развитию у них чувства любви, уважительно относиться ко всему тому, что придает людям радость, восторг и эстетическое наслаждение. Сюда относятся трудовые традиции, мудрые притчи, роскошные традиционные общенародные праздники, уважительное отношение к женщинам, к старикам и к их богатому жизненному опыту.

Традиции исполняют информационные функции. Все новейшее в жизни, положительный опыт старшего поколения, который стал традиционным, передается как бесценное наследие последующему поколению.

На сегодняшний день все больше и больше вызывает интерес у людей все этническое, в том числе и национальная музыка, ремесла, танцы. Большинство, выбившись из сил от давления глобализации, ищут шанс сблизиться с живой историей. Открываются множество интерактивных музеев, проводят различные фестивали и ярмарки на открытом воздухе. Узнавать культурные обычаи и традиции своей нации – очень достойно и увлекательно!

Применяли его, когда речь шла о необходимости вручить кому-то некий предмет и даже отдать свою дочь замуж. Но передаваемый предмет может быть нематериальным. Это, например, может быть определенное умение или навык: такое действие в фигуральном смысле также является traditio. Таким образом, границы семантического спектра понятия традиции жестко указывают на основное качественное отличие всего того, что можно подвести под это понятие: традиция - это прежде всего то, что не создано индивидом или не является продуктом его собственного творческого воображения, короче, то, что ему не принадлежит, будучи переданным кем-то извне, обычай.

Это основное отличие часто отходит в сознании на задний план, уступая место другому, тоже значимому, но производному. Для обыденного сознания эпохи модерна слово «традиция» ассоциируется в первую очередь с тем, что связано с прошлым, утратило новизну и в силу этого противостоит развитию и обновлению, что само по себе неизменно, символизирует стабильность вплоть до застоя, избавляет от необходимости осмысливать ситуацию и принимать решение.

Традиции в европейской культуре

Понимание традиции в рамках европейской культуры, начиная с Нового времени отмеченное этим сдвигом, в целом базируется на историческом подходе. Динамический характер такого понимания, позволяющий увидеть и оценить роль и значение традиции в свете происходящих социальных изменений, проявляется, однако, и в возникновении общей тенденции к инфляции понятия. Если изначальное значение понятия «традиция» включало в себя аспект особого уважения к переданному как к дару и, соответственно, к самому процессу передачи, то в дальнейшем этот аспект в светской культуре постепенно утрачивается. Уже в поздней античности развитие понятия традиции в центральную категорию христианской теологии привело, с одной стороны, к его нормативному расширению, а с другой - к возникновению концептуальных затруднений в связи с конституированием противопоставления традиции и ratio.

В дальнейшем становление светского мировоззрения и сопряженный с ним рост авторитета индивидуального критического разума стимулировали углубление этого противостояния. Критическое отношение к традиции как таковой и прежде всего к церкви как ее опорному достигло апогея в эпоху Просвещения . В это время и формируется собственно историческое понимание традиции как ограниченного временными рамками и изменчивого феномена .

Эпоха Просвещения

В эпоху Просвещения понятие традиции находилось в центре дискуссий, связанных с проблемой социально-политической эмансипации третьего сословия. Поскольку последняя понималась и рассматривалась как освобождение человека вообще, как эмансипация индивидуального разума и преодоление принуждающей силы традиции, понятие традиции стало элементом социально-антропологического дискурса. При этом интерпретации его были самыми разнообразными, от требования критического переосмысления границ признания традиции до полного отрицания всякой традиционности как главного препятствия на пути личности к своей аутентичной самости. Как считали впоследствии авторы-традиционалисты, в частности, Ж. де Местр, именно ожесточенное неприятие традиции мыслителями Просвещения послужило идеологическим обоснованием Французской революции .

XIX век

Реакцией на тотальное отвержение традиции Просвещением стало восторженно-апологетическое отношение к ней консервативного романтизма. Тем самым к началу XIX века в европейской культуре сложилось амбивалентное отношение к традиции, включавшее и понимание ее универсальной исторической роли, нашедшее отражение в оценке И. Г. Гердера , считавшего традицию главной движущей силой истории и в то же время называвшего ее «духовным опиумом », усыпляющим индивидуальную инициативу и критическое мышление . Однако в ходе дальнейшего развития ментальности модерна отношение к традиции в целом неуклонно становится все более и более негативным, что усугубляется успехами научного познания и технико-технологическими достижениями, ориентирующими на новацию как противоположность традиции.

Это можно проследить на философских системах и макросоциологических теориях первой половины XIX века (Г. В. Ф. Гегель , О. Конт , К. Маркс). Если у Гегеля традиция занимает важное место в процессе всемирно-исторической объективации духа, то в концепции Маркса она трактуется как выражение классовых и групповых интересов, как составляющая идеологии, а сквозь призму тотальной критики религии и церкви - как орудие манипулирования массовым сознанием. Негативные коннотации понятия традиции заметны и у Ф. Ницше , для которого последняя есть квинтэссенция обывательской косности, мешающая становлению сверхчеловека и подлежащая отрицанию.

XX век

«Фундаментальная политизация» социальной жизни, по выражению К. Мангейма , составляющая основную характеристику первой половины XX века , проявилась, в частности, и в том, что почти все многочисленные возникшие в этот период политические направления и массовые движения, базируясь на критическом отрицании наличных социальных традиций, обнаружили, тем не менее, стремление измыслить и увековечить новые, собственные традиции. На эту общую для них черту указывал Э. Хобсбаум , видевший в этом стремлении потребность подвести историческое обоснование под свои взгляды. Сам по себе этот факт, впрочем, только неопровержимо свидетельствует об атрибутивном характере традиции для социальной реальности. Осмысление этой идеи в современном социально-философском дискурсе повлекло за собой конституирование ряда различающихся концептуальных подходов к пониманию сущности и социальной значимости традиции.

Понятие традиции в интегральном традиционализме

Термин «традиция» (зачастую с большой буквы) является центральным в интегральном традиционализме .

В нём понятие традиции относится исключительно к цепи эзотерических знаний и практик, обладающих онтологическим статусом канала восхождения, и к совокупности основанных на сакральном опыте форм культуры и социальной организации .

«У традиции нет ничего общего ни с местным колоритом, ни с народными обычаями, ни с причудливыми действиями местных жителей, которые собирают изучающие фольклор студенты. Это понятие связано с истоками: традиция - это передача комплекса укоренённых способов облегчения нашего понимания сущностных принципов универсального (вселенского) порядка, так как без посторонней помощи человеку не дано понять смысл своего существования» - писал лидер новых правых Ален де Бенуа .

Проблематика

Концептуальные подходы к пониманию сущности и социальной значимости традиции можно сгруппировать соответственно их общей направленности. В группу подходов, которую можно условно обозначить как модернизм и прогрессизм, входят концепции традиции как отмеченной негативным знаком «диалектической пары» новации. В парадигме прогрессизма традиция - это то, что в конечном счете отступает под натиском нового, это обреченное и исторически относительное. Такое понимание просматривается у многих, совершенно разных авторов. По мнению, к примеру, Ханны Арендт , традиционность как характеристика социума полностью исчерпывает себя в эпоху модерна, поскольку логика индустриального развития требует замены традиции как социального ориентира ориентацией на общечеловеческую рациональность. Наиболее отчетливо эта идея была сформулирована Максом Вебером , впервые на концептуальном уровне противопоставившим традиционный и рациональный способы социальной организации. Традиция и рациональность в универсуме прогрессизма составляют два полюса, между которыми существует напряженность, определяющая направленность социальной динамики.

Традиционное общество понимается как тип социальной организации, радикально отличной от общества современного, характеризуемый замедленностью изменений, если не полным их отсутствием. Вторая его черта заключается в том, что оно предъявляет к своим членам совершенно иные требования, и главное из них - полностью подчинять личную интеллектуальную и социальную инициативу авторитету традиции.

Отсюда вытекает признание тесной связи между традицией и стереотипом . По сути, если ограничить рассмотрение поведенческим ракурсом, очевидно, что следование традиции предполагает стереотипизацию социального и индивидуального поведения, жесткое доминирование стереотипа над индивидуальным волеизъявлением, личностными особенностями и устремлениями. Социальный стереотип составляет механизм реализации традиции. На это обращает внимание известный отечественный исследователь Э. С. Маркарян, определяя традицию следующим образом: «Культурная традиция - это выраженный в социально организованных стереотипах групповой опыт, который путем пространственно-временной трансмиссии аккумулируется и воспроизводится в различных человеческих коллективах» .

Основной проблемой, связанной с традицией, в таком случае становится проблема соотношения стереотипизированного опыта и возникающих инноваций, а также проблема природы самих инноваций. Согласно Э. С. Маркаряну, «динамика культурной традиции - это постоянный процесс преодоления одних видов социально организованных стереотипов и образования новых», а инновации появляются в процессе органической перекомбинации элементов традиции. В таком понимании, как отмечает С. П. Иваненков , нивелируется качественная разница между традиционным и инновативным моментами социальности. Для более глубокого проникновения в проблему необходимо, считает он, «найти категориальное основание определения, в котором традиция будет положена как иное для инновации и обратно». Таким основанием, по его мнению, может быть только отношение двух реалий - традиционной и инновационной - ко времени как атрибутивному параметру социального бытия. В настоящее время все большую актуальность приобретает сохранение традиций в народном искусстве. Профессиональное образование в области традиционного декоративно -прикладного искусства с 1928 года ведется в Московской школе художественных ремесел . Широкое исследование данной темы проводит Международный Фонд Аполлон - Союз, США.

См. также

Примечания

Литература

  • Рене Генон Очерки о традиции и метафизике. - СПб. , 2000. - С. 56-57.
  • Есаулов И.А. Духовная традиция в русской литературе // Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001.
  • Нечипуренко В. Н. Ритуал (опыт социально-философского анализа). - Ростов-на-Дону, 2002. - С. 110-111.
  • Alleau R. De la nature des symboles. - Paris, 1958.
  • Косинова О. А. К вопросу о трактовке понятия «традиция» в отечественной педагогике // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение » . - 2009. - № 2 - Педагогика . Психология .
  • Макаров А.И. Традиция против истории в философии современного европейского традиционализма // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории . - М, 2001. - № 6. - С. 275-283.
  • Полонская И. Н. Традиция: от сакральных оснований к современности. - Ростов н/Д : Изд-во Рост. ун-та, 2006. - 272 с.
  • Ален де Бенуа Определение Традиции // Альманах "Полюс" . - 2008. - № 1. - С. 3-4.

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Что стоит знать путешественнику о жестах и обычаях в разных странах

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Традиция" в других словарях:

    - (от лат. traditio передача) анонимная, стихийно сложившаяся система образцов, норм, правил и т.п., которой руководствуется в своем поведении достаточно обширная и устойчивая группа людей. Т. может быть настолько широкой, чтобы охватывать все… … Философская энциклопедия

    - (лат. tradere передавать). Термин этот в литературе применяется и по отношению к преемственной связи, объединяющей ряд последовательных литературных явлений, и по отношению к результатам такой связи, к запасу литературных навыков. По смыслу… … Литературная энциклопедия

    Традиция - ТРАДИЦИЯ (лат. tradere передавать). Термин этот в литературе применяется и по отношению к преемственной связи, объединяющей ряд последовательных литературных явлений, и по отношению к результатам такой связи, к запасу литературных навыков. По … Словарь литературных терминов

    - (лат. traditio). Предание, способ, которым передаются из года в год различные происшествия, события и догматы. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ТРАДИЦИЯ лат. traditio, от tra, trans, через, и dare,… … Словарь иностранных слов русского языка

Введение. 3

1.Понятие, сущность и природа традиций. 4

2.Традиции в культуре. 7

4.Традиции и новаторство в культуре. 11

5.Тенденции изменения ценностей в современном мире. 13

Заключение. 14

Введение.

Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору. Значение национальных традиций, привычек, их содержание различны у отдельных народов.

Люди в разной степени придерживаются их. Так, например, у англичан наблюдается ярко выраженная потребность решать дела "согласно обычаю". Можно сказать, что если американец - раб стандарта, то англичанин - раб своих традиций. Традиции в Англии превращаются в фетиш, культ, их обожествляют, ими восхищаются. Англичане стремятся везде оставаться самими собой, сохранить в любых условиях свои привычки, вкусы, нравы, обособленность, ассортимент блюд, комплекс некоторого превосходства, порой снисходительное отношение к другим.

Традиции людей разнообразны. Вот как их описал в романе "Люди, годы, жизнь" И. Эренбург. "Европейцы, здороваясь, протягивают руку, а китаец, японец или индеец вынуждены пожимать конечность чужого человека. Если бы приезжий совал парижанам босую ногу, вряд ли это вызвало бы восторг. Англичанин, возмущенный проделками своего конкурента, пишет ему: "Дорогой сэр, вы мошенник", без "дорогого сэра" он не может начать письмо. Христиане, входя в церковь, костел или кирху, снимают головные уборы, а иудей, входя в синагогу, покрывает голову. В католических и православных обществах женщины не должны входить в храм с непокрытой головой. В Европе цвет траура черный, в Китае - белый. Когда китаец видит впервые как европеец или американец идет под руку с женщиной, порой даже целует ее, это кажется ему чрезмерно стыдным. Если к европейцу приходит гость и восхищается картиной на стене, вазой или другой безделушкой, то хозяин доволен. Если европеец начинает восторгаться вещицей в доме китайца, хозяин дарит ему этот предмет - того требует вежливость. В Китае к чашке сухого риса, которую подают к концу обеда, никто не притрагивается - нужно показать, что ты сыт. Мир многообразен...: если есть чужие монастыри, то, следовательно, есть и чужие уставы". Необходимо иметь в виду, что люди, как правило, весьма чувствительны к своим традициям, обычаям, вкусам, поэтому целесообразно их не нарушать.

Национальные традиции, привычки проявляются не только в поступках, делах, одежде, стиле общения и т.д., но и в движениях, жестах и других еле заметных проявлениях психологии людей. Это принципиально важно. У каждого человека есть бессознательный механизм, который фиксирует ситуацию "свой" - "чужой" по едва уловимым проявлениям психики.

  1. Понятие, сущность и природа традиций.

Традиции - это элементы социального и культурного наследия передающиеся из поколения в поколение, и сохраняющиеся в определённом сообществе в течении длительного времени. А вот какое определение традициям даёт И.В. Суханов: Традиции - это не регламентируемые юридическими установлениями, поддерживаемые силой общественного мнения формы передачи новым поколениям способов реализации сложившихся в жизни данного класса, общества идеологических отношений (политических, нравственных религиозных, эстетических). Существует множество видов традиций, например автор книги «Обычаи, традиции и преемственность поколений», И.В. Суханов приводит пример революционных традиций, и определяет их как процесс воспроизводства у новых поколений советских людей тех морально-политических качеств, которые были выработаны российскими рабочим классом в период трёх революций и гражданской войны. Конечная цель традиций сводится к тому, чтобы ввести деятельность нового поколения в то русло, по которому развивалась деятельность старших поколений считает И.В.Суханов. И я вполне согласен с этим мнением, ведь наши предки не зря передавали традиции, скажем, землепашества, из поколения в поколение, чтобы сыновья не повторяли ошибок сделанных отцами, но мы почему-то считаем, что по традиции мы должны всё делать так, как делали наши предки, и это глубоко неправильное мнение. Ведь если мы будем повторять пройденное, то прогресс остановится, поэтому человечество вносило и вносит что-то новое в то, чем занимались предыдущие поколения. Между тем предыдущему поколению трудно передать весь социально накопленный опыт, ведь деятельность связанная с традициями настолько многогранна, что поколение старается направлять развитие в русле этих традиций, а не следуя в точности по стопам отцов. То есть традиция не детально регламентирует поведение в конкретных ситуациях, а решает задачу через регламентацию духовных качеств, необходимых для правильного, с точки зрения данного класса, общества, поведения в той или иной сфере общественной или личной жизни. Отсюда мы видим, что традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности. Таким образом, традиции передают, закрепляют и поддерживают разнообразный социальный опыт и тем самым осуществляется духовная связь поколений. Традиции выполняют две социальные функции: они являются средством стабилизации утвердившихся в данном обществе отношений и осуществляют воспроизводство этих отношений в жизни новых поколений. Эти функции традиция осуществляет следующим путём: традиции обращены к духовному миру человека, они выполняют свою роль средств стабилизации и воспроизводства общественных отношений не непосредственно, а через формирование духовных качеств, требуемых этими отношениями. Идейным содержанием, формулой традиции выступает непосредственно норма или принцип поведения. Последние, в отличии от правил, не дают детальных предписаний поступка. Они указывают направление поведения (честность, правдивость, простота и скромность, трудолюбие и бережливость и т.д.). Традиции, по своей сути, не имеют жёсткой связи с конкретным действием в определённой ситуации, поскольку те духовные качества, которые прививает нам традиция, необходимы для любых конкретных действий и реализация этих действий не самоцель, а лишь средство для формирования духовного облика человека.

Традиции также производят и воспитательное действие на человека, они формируют сложные привычки - определённую направленность поведения. Сложная привычка - это активная форма отражения требований жизни; в любой ситуации, имеющей к ней отношение, она в границах утверждаемой ею направленности поведения предоставляет человеку свободу выбора конкретного поступка (И.В. Суханов). На основе сложной привычки всегда имеется возможность импровизировать поведение. Традиции как массовые сложные привычки ориентируют поведение не только в утвердившихся отношениях, но и в тех их новых вариантах, которые возникают неожиданно, резко отличаясь от привычного. Например: традиция творческого отношения к труду побуждает человека к поиску более производительных приемов, способов в новых для него видах производственной деятельности, к глубокому овладению новых для него специальностей.

Традиция прямо и непосредственно устанавливает связь между действиями и духовными качествами. Причём очень важно, что в этой связи духовное качество всегда становится в положение причины соответствующего действия. Например, кто-то неизменно держит данное им слово, точно выполняет данные им обязательства. Причину такого поведения мы усматриваем в порядочности, обязательности человека. Действия в традиции подчинены сознательной цели воспитания. «Покажи мне, - гласит индийская пословица, - как ты воспитываешь детей, и я скажу что у тебя на уме».

С реакционными традициями, как правило несущими открыто выраженную враждебную идею, можно успешно бороться средствами прямого идейного воздействия. Каждая из таких, например, реакционных традиций, представляющих собой пережитки прошлого в сознании части наших людей, как национализм, карьеризм, стяжательство, тунеядство, имеет свой набор взглядов, воспринимаемых частью молодёжи от некоторых представителей старшего поколения. Но взгляды скрываемые человеком, обязательно проявляются в его поведении, что и помогает окружающим бороться с их носителем, дабы они не распространились на других людей. В преодолении реакционных традиций огромную роль играет критика их идейного содержания, убедительный показ их несостоятельности и некомпетентности.

Традиция - это самый ранний способ обеспечения единства поколений и целостности субъектов культуры. Традиция не допускает какого-либо логического опоследования, и не нуждается в рациональных доказательствах для существования и законности.

Традиционные формы деятельности и поведения ориентированы не на достижения определённой цели, а на повторения заданного образца или стереотипа, в этом смысле традиция обеспечивает устойчивость любого социума. Преклонение перед традицией её культуры, это характерные черты таких обществ и культур, которые различаются традиционными чертами культур в наибольшей степени обладают первобытные, азиатские и патриархальные социальные формы. Их особенностью является нетерпимость ко всяким новшествам в механизме традиций. А также сохранение и укрепление соответственного общественного порядка, нетерпимость даже к малейшим проявлениям индивидуализма и духовной самостоятельности. Очевидно, эти черты в наибольшей степени были присущи другим культурам таким, как культуры Индии, Японии, Китая и д.р. Характерная особенность традиционных культур является их так называемый антиисторизм, отрицание возможности исторического развития и какого-либо изменения вообще. Время в традиционных обществах как бы свёрнуто в кольцо, то есть происходит вращение по кругу.

Однако традиции, не смотря на свою устойчивость, консерватизм, разрушаются. В процессе развития общества традиция дополняется другими средствами воспроизводства и подвергается целостности и устойчивости культуры(идеология, право, религия, политика и другими формами духовностей). Отсюда и возникло историческое направление, которое так и называется - традиционализм, сущность которого можно свести к предположению о существовании некоторой «изначальной традиции» выражающей всеобщий, глубинный смысл мироздания и в ходе исторического развития определённым образом проявляющая себя «изначальная традиция» считается единой у всех культур и стоящей у их истоков в качестве изначального состояния мира, постулируется единство всех культур, а множественность и разделение культур, как регресс, упадок, отход к изначальной позиции.

Жизнь людей, так или иначе, тесно переплетена с традициями и обычаями. Празднование дня рождения или Нового года, поздравление с восьмым марта – это обычаи или привычка? А как же черная кошка или стук птицы в окно? И кто сказал, что старшим нужно уступать в транспорте место? Все перечисленное это обычаи и традиции. Но как понять где обычай, а где традиция? В чём их главные отличия?

Определение «традиции» и «обычаи»

Традиции – это, те знания, что передаются с уст в уста , с поколения в поколение, это те знания, которые будут актуальны в любой сфере жизни человека: быт, общество, культура, работа, семья и так далее. Основная особенность традиций заключается в универсальности и отсутствии привязанности к территории.

Обычаи – это стереотипы о правилах и нормах поведения людей в обществе , тем не менее, они относительно устойчивые в обществе. Они так же передаются с поколения в поколение. К ним относят определенные правила, сформированные в определенной сфере жизнедеятельности человека.

Основные отличия традиции от обычаев

Объём распространения в обществе традиций и обычаев . Обычаи относятся к чему то определенному: народу, племени, территории. Традиция в свою очередь относится к семье, профессии и так далее.

Например, существует традиция праздновать Новый год, это отражает связь между старым и новым годом. Люди столетьями провожают старый год и встречают новый. Тем не менее, всем привычное действие – украшение ёлки это уже обычай. Стоит заметить, что обычай украшать елку и дом у каждой нации имеет свои особенности.

Уровень влияния . Обычай другими словами обычай – это привычка, люди уже автоматически повторяют ее ежедневно. А традиция – это направленность деятельности, более сложная и многогранная. Например, обычаем является положение женщины в семье, отношение к ней и её обязанности по дому. А к традиции можно отнести празднование дня рождения или субботний поход семьи в парк, театр, кино и так далее.

Укоренение в сознании человека . Со временем обычай становится традицией. Его продолжительность меньшая, чем традиции. А традиции проходят десятки лет и столетий. Обычай уважать старших в семье стал традицией – уважать родителей, заботится, навещать их и так далее.

Направление . Обычай направлен на практичность в жизни каждого человека. А традиция в свою очередь направлена информировать людей.

Обычаем является ухоженный вид домочадцев, а традиция информирует людей, что они должны быть ухоженными и следить за своим внешним видом.

Основная суть . Обычаи и традиции сами по себе очень схожие. Можно сказать, что традиция это глубокий обычай. Но если рассматривать более детально можно заметить определённую разницу. Белое платье на свадьбе у невесты – это обычай, а празднование этого праздника – традиция.

Влияние на жизнь . Обычаи связывают современного человека со своими предками, преследуя обычаи человек, выявляет свое уважение предыдущему поколению. Традиции отображают жизнь народа и его развитие. Через обычаи люди учатся, приобретают навыки и опыт, а с помощью традиции человек приобщается к обществу.

Например, в семье есть традиция готовить на воскресный ужин индейку, а вот по какому рецепту и какие семейные секреты приготовления – это обычай.

Изменение во времени . Обычаи со временем меняются, преследуя модные тенденции и не несут особый смысла. В первобытно-общинном строе обычаи выступали как нравственный закон. Они зависят от мнения общества, как можно делать, а как нельзя. Традиции же неизменны во времени.

Другие отличия

  1. Функция .Традиция имеет информационные функции. Каждый положительный опыт передается с поколения в поколение как традиция. Обычай выполняет служебные, регулятивные и социальные функции.
  2. Возникновение . Обычаи возникли на основе одних и тех же повторяющихся действий человека. Традиции возникли благодаря поддержки многих людей, какого либо образца. Например, выпускники встречаются каждый го од в один и тот же день.
  3. Характер правил поведения . Традиции содержат в себе только общие правила того или иного действия. Обычай всегда детально спланирован и имеет свой план действий, зависящий от мнения общества. К примеру определенные национальности имеют ряд обычаев как муж должен вести себя с супругой, как вести себя в обществе, как относится к пожилым людям.
  1. Сфера действия . Не смотря на то что сегодня многие сферы жизни связаны, обычай можно больше отнести к семье и быту. Традиции больше привыкли относить к политике, философии, производству и так далее.
  2. Мотивы соблюдения . Люди придерживаются различных обычаев, потому что так привыкли уже делать. А традиции соблюдаются только на основании, каких либо своих личных убеждений. Ведь не каждый человек празднует Крещение или ходит в церковь.
  3. Масштаб соблюдения . Как ранее упоминалось обычаи это правила, регулирующие поведения общества, поэтому обычаев может, придерживается целая нация или большая группа людей. Традиций же придерживается небольшая группа людей, например, семья.
  4. Отношение общества . Можно сказать, что к обычаям относятся нейтрально или даже негативно. Традиции всегда уважались в обществе.
  5. Содержание . Обычай это всего лишь образец, как можно или нужно поступить в ситуации. Традиция это все унаследованное от предков.


THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама