THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Понять смысл произведения помогает его подробный литературный анализ. «Борис Годунов» (Пушкина, как известно, всегда интересовала историческая тематика) - это пьеса, которая стала знаковым событием не только в отечественной, но и в мировой драматургии. Трагедия стала переломным этапом в творчестве поэта, ознаменовав его переход от романтизма к реализму. Для самого писателя это был очень удачный опыт по работе с историческим материалом. Успех сочинения определил дальнейшую работу классика в данном направлении.

Написание произведения

Вначале следует сказать несколько слов о том, как шла работа над пьесой и какова история создания «Бориса Годунова». Биография шурина царя Фёдора I Иоанновича заинтересовала писателя потому, что он был очень сложной и противоречивой личностью. Кроме того, период его правления стал переломной эпохой в истории Руси, ознаменовав начало Смутного времени.

Именно поэтому поэт обратился к годам его царствования, взяв за основу народные сказания о нем, а также знаменитую «Историю государства Российского» известного историка Н. М. Карамзина. Во второй половине 1820-х годов автор увлекся творчеством У. Шекспира и потому задумал создать собственную масштабную трагедию, сюжет которой бы развивался на фоне реальных событий прошлого. Именно от этого и следует отталкиваться, рассказывая о том, какова была история создания «Бориса Годунова». Эта историческая фигура заинтересовала поэта тем, что Борис был сильным, волевым и харизматичным деятелем, который по своему происхождению не мог претендовать на Московский престол, однако в силу своего ума и таланта добился желаемого: его провозгласили царем, и он правил семь лет.

Вступление

Краткой характеристикой первой сцены произведения следует начать его анализ. «Борис Годунов» (Пушкина интересовали трагедии Шекспира, и поэтому он, так же как и английский драматург, начал с масштабной художественной зарисовки первой картины действия) - это пьеса, в которой, по общепризнанному мнению критиков, главным героем является простой русский народ. Поэтому первая сцена сразу открывает перед читателем широкую панораму Кремлевской площади, где, по сути, после смерти последнего сына Ивана Грозного Федора решалась судьба царства.

Представители Земского собора приказали собравшимся просить Бориса Годунова принять царский титул. Последний долго отказывается, и этот сюжетный ход очень напоминает примерно такую же сцену из пьесы Шекспира «Ричард III». Однако в конце концов он соглашается и обещает править справедливо и мудро. Права героя на престол объяснялись тем, что его сестра была женой скончавшегося царя Федора, умершего бездетным. Сама же отказалась от власти и ушла в монастырь.

Сцена в монастыре

Отдельную характеристику монаха Пимена необходимо включить в данный литературный анализ. «Борис Годунов» (Пушкина всегда привлекал образ русского летописца, которого он и запечатлел в своей пьесе) - это произведение, которое отличается от исторических хроник Шекспира бо́льшим охватом места и времени действия. Следующая сцена происходит через пять лет после вышеописанных событий. Поэт описывает мирный труд монаха Пимена, который работает над своей летописью. Его монолог - замечательный образец старинной речи, проникнутой глубоким философским смыслом. В ней звучит мысль о судьбах Руси и месте человека в истории. Монах рассуждает о том, что потомки должны знать судьбу своего Отечества. Его долгий труд и смиренное настроение резко контрастируют с поведением Григория Отрепьева, который решил занять Московский престол, назвавшись именем убитого царевича Дмитрия Угличского, младшего царя Ивана Грозного.

История Отрепьева

Характеристику этого действующего лица обязательно должен включать художественный анализ. «Борис Годунов» (Пушкина всегда привлекали личности авантюрного склада, и этот персонаж воплощает именно такой тип героя) - это драма, которая построена на динамичном сюжете, включающем в себя политическую интригу и философские проблемы. Итак, Григорий бежал из монастыря и попытался перейти литовскую границу.

Однако на постоялом дворе его чуть было не схватила охрана. Григорий обманул своих преследователей и сумел скрыться в Кракове. Здесь он стал собирать силы для похода на Москву и одновременно ухаживал за дочерью местного воеводы Мариной Мнишек.

Образ главного героя

В трагедии «Борис Годунов», краткое содержание которой следует пересказывать по главным сценам драмы, дан психологический портрет царя. Вначале автор показывает его в семейном кругу, в разговоре с дочерью и сыном. В этих отрывках читатель видит в нем заботливого отца, который печется о счастье своих наследников.

Из его беседы с сыном становится очевидным, что Борис - мудрый правитель, который занимается государственным делами и стремится научить тому же своего преемника. Однако затем следует сцена, в которой он предстает перед читателем в совершенно другом виде. Царь винит себя в убийстве царевича Дмитрия (данный факт не подтвержден исторической наукой, однако автор использовал народный слух) и боится, что это преступление отразится на его судьбе. Он всеми силами старается быть справедливым и мудрым правителем, однако мысль о смерти ребенка не дает ему покоя. Таким образом, автор дал подробный психологический портрет царя, раскрыв его с двух сторон и показав его тайные душевные страдания.

Характеристика Отрепьева

Большое значение историческим сюжетам придавал в своем творчества А. С. Пушкин. Драма «Борис Годунов» повествует об одном из самых драматичных событий в прошлом Руси - о начале Смутного времени, которое чуть было не привело к падению государственной независимости.

Автор уделяет много внимания образу Отрепьева, который стал самозванцем и занял московский престол. В представлении писателя это был человек авантюрного склада: живой, хитрый и очень честолюбивый. В сцене в приграничном трактире он проявил ловкость, смекалку, а также выдержку, сумев уйти от погони. Произведение «Борис Годунов», герои которого отличаются сильным и незаурядным характером, привлекает читателей не только интересным и динамичным сюжетом, но и тщательно прописанными персонажами, которые как будто сошли со страниц знаменитого труда Карамзина. Самозванец стал одной из главных ключевых фигур произведения, хотя в пьесе и не показано его прямое противостояние с царем.

Образ монаха

На основе исторического материала построил свое произведение Пушкин. «Борис Годунов» (летописец Пимен в рассматриваемой драме получился одним из самых запоминающихся действующих лиц) - это трагедия, в которой представлена целая галерея портретов эпохи конца 16 - начала 17 века. Монах монастыря, где некоторое время жил представлен в пьесе как воплощение мудрости, мира и покоя. Он занят написанием летописи о событиях минувших времен, и именно его глазами читатель видит прошлое, так как он сам был очевидцем великих событий. Из его монолога мы узнаем об его трепетном и благоговейном отношении к своему труду: Пимен понимает всю значимость создания хроники об отечественной истории. Исторической достоверностью проникнута вся пьеса «Борис Годунов». Отрывок, описывающий сцену в Чудовом монастыре, особенно торжественен, так как речь монаха дышит покоем и умиротворением, и его спокойствие контрастирует с беспокойным настроением Григория Отрепьева.

Народ в драме

По общепризнанному мнению критиков, автор на первый план вывел простых людей, которые постоянно присутствуют в наиболее важных сценах произведения. Вначале при избрании царя обычные жители столицы собрались на кремлевской площади для того, чтобы просить его занять Московский престол.

В сцене в приграничном трактире снова присутствуют лица из социальных низов общества: хозяйка трактира, простые солдаты. Именно этим и отличается от исторических хроник Шекспира пьеса «Борис Годунов». Отрывок в финале особенно красноречив и многозначителен: в решающую минуту провозглашения царем самозванца собравшаяся толпа молчит. Этим самым автор показал, что в данный момент судьба решалась в верхах, среди бояр, которые приняли сторону Отрепьева. Эта сцена является, по сути, кульминационной, хотя и вынесена поэтом в самый конец.

Итак, народ в трагедии «Борис Годунов» является главным действующим лицом. Данная особенность драмы отразилась и в одноименной опере известного русского композитора М. Мусоргского, в которой хоровые партии играют первостепенное значение.

Начало войны

Пьеса «Борис Годунов», краткое содержание которой является предметом настоящего обзора, состоит из нескольких сцен, которые объединены одной общей идеей - противостояния человека и власти. Следующая сцена начинается с описания военных действий самозванца. Он движется на Москву в надежде захватить власть. Однако в столице между тем неожиданно умирает Борис, но успевает перед смертью благословить своего старшего сына Федора на царствование. Среди бояр тем временем созрел замысел поднять бунт против детей умершего правителя, и один из них провозглашает самозванца царем. Пьеса заканчивается молчанием народа.

Пимен (пишет перед лампадой)

    Еще одно, последнее сказанье -
    И летопись окончена моя,
    Исполнен долг, завещанный от Бога
    Мне, грешному. Недаром многих лет
    Свидетелем Господь меня поставил
    И книжному искусству вразумил;
    Когда-нибудь монах трудолюбивый
    Найдет мой труд усердный, безымянный,


      Засветит он, как я, свою лампаду -
      И, пыль веков от хартий 1 отряхнув,
      Правдивые сказанья перепишет,
      Да ведают потомки православных
      Земли родной минувшую судьбу,
      Своих царей великих поминают
      За их труды, за славу, за добро -
      А за грехи, за темные деянья
      Спасителя смиренно умоляют.
      На старости я сызнова живу,
      Минувшее проходит предо мною -
      Давно ль оно неслось событий полно,
      Волнуяся, как море-окиян?
      Теперь оно безмолвно и спокойно,
      Немного лиц мне память сохранила,
      Немного слов доходят до меня,
      А прочее погибло невозвратно...
      Но близок день, лампада догорает -
      Еще одно, последнее сказанье. (Пишет.)

«Борис Годунов». Гравюра С.Галактионова

    Григорий (пробуждается)

      Все тот же сон! возможно ль? в третий раз!
      Проклятый сон!.. А все перед лампадой
      Старик сидит да пишет - и дремотой
      Знать во всю ночь он не смыкал очей.

      Когда, душой в минувшем погруженный
      Он летопись свою ведет; и часто
      Я угадать хотел, о чем он пишет?
      О темном ли владычестве татар?
      О казнях ли свирепых Иоанна?
      О бурном ли новогородском вече 2 ?
      О славе ли отечества? напрасно.
      Ни на челе высоком, ни во взорах
      Нельзя прочесть его сокрытых дум;
      Все тот же вид смиренный, величавый.
      Так точно дьяк 3 , в приказах 4 поседелый,
      Спокойно зрит на правых и виновных,
      Добру и злу внимая равнодушно,
      Не ведая ни жалости, ни гнева.

    Пимен

      Проснулся, брат?

    Григорий

      Благослови меня,
      Честный отец.

    Пимен

      Благослови Господь
      Тебя и днесь, и присно, и вовеки.

    Григорий


      Ты все писал и сном не позабылся,
      А мой покой бесовское мечтанье
      Тревожило, и враг меня мутил.
      Мне снилося, что лестница крутая
      Меня вела на башню; с высоты
      Мне виделась Москва, что муравейник;
      Внизу народ на площади кипел
      И на меня указывал со смехом,
      И стыдно мне и страшно становилось -
      И, падая стремглав, я пробуждался...
      И три раза мне снился тот же сон.
      Не чудно ли?

    Пимен

      Младая кровь играет;
      Смиряй себя молитвой и постом 5 ,
      И сны твои видений легких будут
      Исполнены. Доныне - если я,
      Невольною дремотой обессилен,
      Не сотворю молитвы долгой к ночи -
      Мой старый сон не тих и не безгрешен,
      Мне чудятся то шумные пиры,
      То ратный стан, то схватки боевые,
      Безумные потехи юных лет!

    Григорий

      Как весело провел свою ты младость!
      Ты воевал под башнями Казани,
      Ты рать Литвы при Шуйском отражал,
      Ты видел двор и роскошь Иоанна!
      Счастлив! а я от отроческих лет
      По келиям скитаюсь, бедный инок!
      Зачем и мне не тешиться в боях,
      Не пировать за царскою трапезой?
      Успел бы я, как ты, на старость лет
      От суеты, от мира отложиться,
      Произнести монашества обет
      И в тихую обитель затвориться.

    Пимен

      Не сетуй, брат, что рано грешный свет
      Покинул ты, что мало искушений
      Послал тебе Всевышний. Верь ты мне:
      Нас издали пленяет слава, роскошь
      И женская лукавая любовь.
      Я долго жил и многим насладился;
      Но с той поры лишь ведаю блаженство,
      Как в монастырь Господь меня привел.
      Подумай, сын, ты о царях великих.
      Кто выше их? Единый Бог. Кто смеет
      Противу их? Никто. А что же? Часто
      Златый венец тяжел им становился:
      Они его меняли на клобук.
      Царь Иоанн искал успокоенья
      В подобии монашеских трудов.
      Его дворец, любимцев гордых полный,
      Монастыря вид новый принимал:
      Кромешники в тафьях и власяницах 6
      Послушными являлись чернецами,
      А грозный царь игуменом смиренным.
      Я видел здесь - вот в этой самой келье
      (В ней жил тогда Кирилл многострадальный,
      Муж праведный. Тогда уж и меня
      Сподобил Бог уразуметь ничтожность
      Мирских сует), здесь видел я царя,
      Усталого от гневных дум и казней.
      Задумчив, тих сидел меж нами Грозный,
      Мы перед ним недвижимо стояли,
      И тихо он беседу с нами вел.
      Он говорил игумену 7 и братьи:
      «Отцы мои, желанный день придет,
      Предстану здесь алкающий 8 спасенья.
      Ты, Никодим, ты, Сергий, ты, Кирилл,
      Вы все - обет 9 примите мой духовный:
      Прииду к вам, преступник окаянный,
      И схиму 10 здесь честную восприму,
      К стопам твоим, святый отец, припадши».
      Так говорил державный государь,
      И сладко речь из уст его лилася,
      И плакал он. А мы в слезах молились,
      Да ниспошлет Господь любовь и мир
      Его душе страдающей и бурной.
      А сын его Феодор? На престоле
      Он воздыхал о мирном житии
      Молчальника. Он царские чертоги
      Преобратил в молитвенную келью;
      Там тяжкие, державные печали
      Святой души его не возмущали.
      Бог возлюбил смирение царя,
      И Русь при нем во славе безмятежной
      Утешилась - а в час его кончины
      Сверши лося неслыханное чудо:
      К его одру, царю едину зримый,
      Явился муж необычайно светел,
      И начал с ним беседовать Феодор
      И называть великим патриархом.
      И все кругом объяты были страхом,
      Уразумев небесное виденье,
      Зане 11 святый владыка пред царем
      Во храмине тогда не находился.
      Когда же он преставился, палаты
      Исполнились святым благоуханьем,
      И лик его как солнце просиял -
      Уж не видать такого нам царя.
      О страшное, невиданное горе!
      Прогневали мы Бога, согрешили:
      Владыкою себе цареубийцу
      Мы нарекли.

    Григорий

      Давно, честный отец,
      Хотелось мне тебя спросить о смерти
      Димитрия царевича; в то время
      Ты, говорят, был в Угличе.

    Пимен

      Ох, помню!
      Привел меня Бог видеть злое дело,
      Кровавый грех. Тогда я в дальний Углич
      На некое был послан послушанье;
      Пришел я в ночь. Наутро в час обедни
      Вдруг слышу звон, ударили в набат,
      Крик, шум. Бегут на двор царицы.
      Я Спешу туда ж - а там уже весь город.
      Гляжу: лежит зарезанный царевич;
      Царица-мать в беспамятстве над ним,
      Кормилица в отчаянье рыдает,
      А тут народ, остервенясь, волочит
      Безбожную предательницу-мамку...
      Вдруг между их, свиреп, от злости бледен
      Является Иуда Битяговский.
      «Вот, вот злодей!» - раздался общий вопль.
      И вмиг его не стало. Тут народ
      Вслед бросился бежавшим трем убийцам;
      Укрывшихся злодеев захватили
      И привели пред теплый труп младенца,
      И чудо - вдруг мертвец затрепетал.
      «Покайтеся!» - народ им завопил:
      И в ужасе под топором злодеи
      Покаялись - и назвали Бориса.

    Григорий

      Каких был лет царевич убиенный?

    Пимен

      Да лет семи; ему бы ныне было -
      (Тому прошло уж десять лет... нет, больше:
      Двенадцать лет) - он был бы твой ровесник
      И царствовал; но Бог судил иное.
      Сей повестью плачевной заключу
      Я летопись мою; с тех пор я мало
      Вникал в дела мирские. Брат Григорий,
      Ты грамотой свой разум просветил,
      Тебе свой труд передаю. В часы,
      Свободные от подвигов духовных,
      Описывай, не мудрствуя лукаво,
      Все то, чему свидетель в жизни будешь:
      Войну и мир, управу государей,
      Угодников святые чудеса,
      Пророчества и знаменья небесны -
      А мне пора, пора уж отдохнуть
      И погасить лампаду... Но звонят
      К заутрене... благослови, Господь,
      Своих рабов... подай костыль, Григорий.
      (Уходит.)

    Григорий

      Борис, Борис! Все пред тобой трепещет,
      Никто тебе не смеет и напомнить
      О жребии несчастного младенца, -
      А между тем отшельник в темной келье
      Здесь на тебя донос ужасный пишет:
      И не уйдешь ты от суда мирского,
      Как не уйдешь от Божьего суда.

Вопросы и задания

  1. Пушкин подчеркивает: «Характер Пимена не есть мое изобретение. В нем собрал я черты, пленившие меня в наших старых летописях: простодушие, умилительная кротость, нечто младенческое и вместе с тем мудрое, усердие, можно сказать набожное к власти царя, данной ему Богом, совершенное отсутствие суетности, пристрастия - дышат в сих драгоценных памятниках времен давно минувших... Мне казалось, что сей характер всё вместе - нов и знаком для русского сердца». Как проявились характеры Пимена и Григория (Самозванца) в сцене «Келья в Чудовом монастыре»?
  2. Что вспоминает о Грозном Пимен? Как называет себя сам царь? Кого противопоставляет Грозному рассказчик?
  3. Сравните:

      Начальный вариант текста

      Как я люблю его смиренный лик,
      И тихий взор и важное смиренье
      (И важный взор и тихое смиренье,
      И ясный взор и хладное терпенье).

      Окончательный вариант текста

      Как я люблю его спокойный вид,
      Когда, душой в минувшем погруженный,
      Он летопись свою ведет...

    Подумайте, что хотел усилить, уточнить поэт в окончательной редакции.

    Почему эпитетам «смиренный», «тихий», «ясный» автор предпочел слова «спокойный вид»?

  4. Почему Пушкин обращается к фольклору и к истории России?

Обогащайте свою речь

  1. Подготовьтесь к инсценированному чтению этого небольшого отрывка. Подумайте, какие интонации требуются для каждого из героев. Найдите в конце учебника рассказ о том, как читал Пушкин «Бориса Годунова».
  2. Составьте небольшой словарь слов и словосочетаний, характерных для речи Пимена, например: «воздыхал о мирном житие», «Бог возлюбил смирение», «обет» и пр.
  3. К драме «Борис Годунов» создано много иллюстраций. Среди авторов - известные русские художники В. И. Суриков, В. А. Фаворский, В. Г. Перов и др. Рассмотрите рисунки к прочитанной вами в классе сцене. Так ли вы представляли себе героев и келью?

    Сцена «В келье Пимена» особенно интересно представлена художником С. Галактионовым. Эта иллюстрация появилась в 1827 году, с первой публикацией «Бориса Годунова». По свидетельству искусствоведов, она передает величие духа летописца, значительность совершаемого им под сводами кельи. Согласны ли вы с этим суждением? Обоснуйте свой ответ.

    Подготовьте небольшой очерк в школьную газету «Произведения А. С. Пушкина и иллюстрации к ним в учебнике для 7 класса».

1 Хартия - старинная рукопись, документ.
2 Вёче - в Древней Руси собрание горожан.
3 Дьяк - в Древней Руси должностное лицо, ведущее дела какого-нибудь учреждения.
4 Приказ - в Московском государстве XVI-XVII веков учреждение.
5 Пост - по церковному обычаю, предписанию, отказ от мясной и молочной пищи.
6 Кромешники в тафьях и власяницах - опричники (по старинным понятиям грешники, чьи души после смерти будут помещены в ад) в ермолках (тюбетейках) и грубой шерстяной одежде, носимой на голом теле.
7 Игумен - настоятель монастыря.
8 Алкающий, алкать - сильно желать.
9 Обет - торжественное обещание, обязательство.
10 Схима - монашеский чин, налагающий самые строгие правила.
11 Зане - потому что, так как.

  1. В прочитанной вами сцене «Ночь. Келья в Чудовом монастыре» изображен летописец-монах Пимен. Охарактеризуйте его как человека и лето-писца. Как относится он к историческим событиям, которые описывает, и обязанностям летописца? Приведите примеры из текста.
  2. Пушкин писал, что в характере лето-писца Пимена он собрал черты, которыми дышат древние летописи: простодушие, умилительная кротость, нечто младенче-ское и вместе с тем мудрое, усердие, от-сутствие суетности, пристрастия.

    Летописец Пимен сознательно ограни-чил свою жизнь кельей: выключившись из мирской суеты, он видит то, что неве-домо большинству, ибо судит, согласуясь с совестью, с нравственными законами. Его цель как летописца — поведать по-томкам правду о событиях, произошед-ших на родной земле.

    Когда-нибудь монах трудолюбивый Найдет мой труд усердный, безымянный… Правдивые сказанья перепишет, — Да ведают потомки православных Земли родной минувшую судьбу, Своих царей великих поминают За их труды, за славу, за добро…

  3. Как воспринимает Григорий своего настав-ника, его духовный облик и летописный труд? Прав ли он, что Пимен Спокойно зрит на правых и виновных, Добру и злу внимая равнодушно, Не ведая ни жалости, ни гнева?
  4. Григорий уважает Пимена за трудолю-бие, спокойствие, смиренность и величавость. Он говорит о том, что ни одна дума не отражается на его челе, и делает оши-бочный вывод, что старец равнодушен к тому, что описывает в своих трудах. Ведь Пимен первым скажет о тяжком грехе на-рода русского, способствовавшего воцаре-нию Бориса. В его образе проявляется со-вестливость, обостренное чувство личной ответственности за происходящее.

  5. В чем видит Пимен достоинство власти и властителя? О чем, с его точки зрения, говорит из-вестный исторический факт, что «царь Иоанн ис-кал успокоенья в подобии монашеских трудов»?
  6. Властителей должны помнить за труды, за славу, за добро — считает Пимен. Стремление царя Иоанна (Ивана IV Гроз-ного) искать успокоения в вере, монаше-ских трудах, его обращение к Господу свидетельствует о его раскаянии, об осо-знании своих грехов, о том, что бремя власти становилось слитком тяжким для него.

  7. Как рассказывает Пимен об убийстве царе-вича Димитрия? Сопоставьте этот рассказ, его сти-листические особенности, с монологом «Еще одно, последнее сказанье…» с рассказом о царях. Какие характеристики дает летописец действующим ли-цам этой сцены? Как это характеризует самого Пи-мена как историка-летописца, который «сей повестью плачевной» собирается заключить свою ле-топись?
  8. Бесстрастность покидает Пимена, рас-сказывающего о кровавом преступлении, его рассказ эмоционален, насыщен оце-ночными комментариями: злое дело, в отчаянье, беспамятстве, свиреп, от злости бледен, злодей; образными гла-голами — волочат, затрепетал, заво-пил. Стиль его повествования становится разговорным.

    Увиденное «злое дело» так потрясло ле-тописца, что с тех пор он мало вникает в дела мирские и хочет отойти от трудов, пе-редав другим право описывать грехи чело-веческие. Отношение Пимена к рассказан-ному характеризует его как гражданина.

  9. В диалоге Пимена и Григория противопо-ставляется суетное, мирское (пиры, битвы, често-любивые замыслы и т. д.) и божественное, духов-ное. В чем смысл этого противопоставления? По-чему Пимен отдает преимущество монастырской жизни перед славой, роскошью и «женскою лука-вою любовью»?
  10. Мирская жизнь содержит много иску-шений для человека. Они будоражат кровь и заставляют совершать грешные поступки. Монастырская жизнь смиряет дух и плоть, дарует внутреннюю гармонию и спокойствие. Человек, твердый в вере, постигает вечное, не держится за сиюми-нутное. Испытав много в своей жизни, Пимен удалился от мирской суеты в мо-настырь, где обрел блаженство и в трудах и благочестии проводит свои дни.

  11. Перечитайте заключительную реплику Григо-рия. В чем смысл его пророчества? Кому, по-вашему, оно принадлежит в большей степени — Гри-горию или автору трагедии?
  12. Григорий произносит:

    И не уйдешь ты от суда мирского, Как не уйдешь от Божьего суда.

    Власть, данная ценой преступления, приведет правителя к гибели — такова мысль Пушкина, выраженная в словах Григория. Материал с сайта

  13. Какие проблемы — исторические и нравст-венные — рассматриваются Пушкиным в прочитан-ной вами сцене из трагедии «Борис Годунов»? Ка-кое значение имеют они для нашей современности?
  14. При создании «Бориса Годунова» Пуш-кин опирался на книгу «История государ-ства Российского» Н. М. Карамзина. Поэт высоко оценивал труд историка, однако у него вызывал протест убежденный мо-нархизм автора «Истории…», провозгла-сившего, что «история народа принадле-жит государю». Эта формулировка отра-зила историко-философскую концепцию

    Карамзина: мощь, устойчивость — в силь-ном государстве; государственность — движущая сила истории. «История наро-да принадлежит народу», — утверждал декабрист Никита Муравьев. Возникший спор — историко-философский, а не прос-то политический, и Пушкин вступил в не-го. Трагедия «Борис Годунов» о роли на-рода в истории и о природе тиранической власти. Власть, данную ценой преступле-ния, нельзя употребить во благо; она не принесет счастья ни правителю, ни наро-ду, и такой правитель неизбежно сдела-ется тираном. Раскрывая историческую обреченность антинародной власти, Пуш-кин одновременно показал глубокую про-тиворечивость позиции народа, сочетаю-щего силу и слабость. Народ, избравший детоубийцу, тоже обречен.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • образ григория в борисе годунове
  • О чём, проснувшись, просит Пимена Григорий в отрывке из трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов»?
  • летописец пимен из трагедии пушкина
  • отношения пимена и григория в борисе годунове
  • повесть бориса годунова трагедия сочинение

ПИМЕН - центральный персонаж трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов» (1825), монах-летописец Чудова монастыря, «старец кроткий и смиренный», под началом которого состоит молодой инок Григорий Отрепьев, будущий Самозванец. Материал для этого образа (как и для других) Пушкин почерпнул из «Истории…» Н.М.Карамзина, а также из эпистолярной и житийной литературы XVI»Шв. (Например, рассказ П. о кончине Федора Иоанновича основан на сочинении патриарха Иова.) Пушкин писал, что характер П. не есть его изобретение: «В нем собрал я черты, пленившие меня в наших старых летописях». К этим чертам поэт отнес умилительную кротость, простодушие, нечто младенческое и вместе мудрое, усердие, набожность в отношении к власти царя, данной от Бога. П.- герой одной сцены, пятой картины трагедии. Роль П. относительно невелика. Однако функция этого персонажа в развитии сюжета, в сцеплениях идей, образов - важна и значительна. Коллизия трагедии в сцене с П. получает существенные прояснения. Из рассказа Шуйского в первой картине известно о цареубийстве, совершенном в Угличе, назван его виновник - Борис Годунов. Но Шуйский - свидетель косвенный, заставший на месте событий «свежие следы». П.- единственный среди персонажей очевидец, видевший своими глазами зарезанного царевича, слышавший собственными ушами, как «под топором злодеи покаялись - и назвали Бориса». Для Шуйского гибель Димитрия тривиальна, как всякое политическое убийство, коим нет числа. В тех же понятиях мыслит и Воротынский, хотя его реакция более эмоциональна: «Ужасное злодейство!» Совсем другая (по тональности, по смыслу) оценка П.: «О страшное, невиданное горе!» Страшным и невиданным это горе является потому, что грех Бориса ложится на всех, к нему все оказываются причастными, ибо «владыкою себе цареубийцу мы нарекли». В словах П. не просто нравственная оценка, в которой нельзя отказать самому Годунову (муки совести терзают и его). П. судит бытийственно: преступление совершил один человек, а держать ответ надо всем. Предстоит невиданное горе, идущее на Русь, «настоящая беда государству московскому». («Комедия о настоящей беде государства московского…» - одно из черновых названий пушкинской трагедии.) П. еще не знает, как проявится это горе, но его предчувствие делает монаха милосердным. Поэтому он наказывает потомкам быть смиренными: пускай они, поминая своих царей, «за грехи, за темные деянья, Спасителя смиренно умоляют». Тут обнаруживается существенное отличие от «суда» Юродивого, отказавшего Борису в молитве. Симметрия этих образов, П. и Юродивого, давно замечена и исследована, в частности, В.М.Непомнящим. Однако близость персонажей не означает, что они одинаково выражают «глас народа», «глас божий». Реализм Пушкина в том и состоит, что каждый его герой имеет собственный «глас». Драматургия сцены в келье Чудова монастыря строится на контрасте спокойствия П. (постоянный эпитет: «минувшее спокойно и безмолвно», «его спокойный вид», «спокойно зрит на правых и виновных») и смятения Григория, чей «покой бесовское мечтанье тревожило». В продолжении всей сцены П. старается убедить Отрепьева в тщетности мирских утех и в блаженстве иноческого служения. Однако его воспоминания о весело проведенной молодости, о шумных пирах и боевых схватках только распаляют воображение Григория. Рассказ же о Димитрии, особенно неосторожное упоминание - «он был бы твой ровесник», - провоцируют «чудную мысль», которая определит дальнейший ход событий. П. как бы производит Григория в самозванцы, причем совершенно непреднамеренно. В теории драмы такое действие называется перипетией (согласно Аристотелю, «переменой делаемого в противоположность»). Вследствие перипетии завязка трагедии затягивается в драматургический узел. В опере М.П. Мусоргского «Борис Годунов» (1868-1872) роль П. была расширена. Ему композитор (и автор либретто) передал рассказ Патриарха (пятнадцатая картина трагедии - «Царская дума») о чудесном прозрении слепого пастуха перед гробом царевича Димитрия. В опере этот рассказ следует после сцены с Юродивым (в трагедии - перед ней) и становится последним ударом судьбы, карающей детоубийцу. Самые знаменитые исполнители роли П.- И.В.Самарин (Малый театр, 1880), В.И.Качалов (МХТ, 1907); в опере - В.Р.Петров (1905) иМ.Д.Михайлов(1936).

ПИМЕН - центральный персонаж трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов» (1825), монах-летописец Чудова монастыря, «старец кроткий и смиренный» , под началом которого состоит молодой инок Григорий Отрепьев, будущий Самозванец. Материал для этого образа (как и для других) Пушкин почерпнул из «Истории… » Н. М. Карамзина, а также из эпистолярной и житийной литературы XVI»Шв. Пушкин писал, что характер П. не есть его изобретение: «В нем собрал я черты, пленившие меня в наших старых летописях» . К этим чертам поэт отнес умилительную кротость, простодушие, нечто младенческое и вместе мудрое, усердие, набожность в отношении к власти царя, данной от Бога. П. - герой одной сцены, пятой картины трагедии. Роль П. относительно невелика. Однако функция этого персонажа в развитии сюжета, в сцеплениях идей, образов - важна и значительна. Коллизия трагедии в сцене с П. получает существенные прояснения. Из рассказа Шуйского в первой картине известно о цареубийстве, совершенном в Угличе, назван его виновник - Борис Годунов. Но Шуйский - свидетель косвенный, заставший на месте событий «свежие следы» . П. - единственный среди персонажей очевидец, видевший своими глазами зарезанного царевича, слышавший собственными ушами, как «под топором злодеи покаялись - и назвали Бориса» . Для Шуйского гибель Димитрия тривиальна, как всякое политическое убийство, коим нет числа. В тех же понятиях мыслит и Воротынский, хотя его реакция более эмоциональна: «Ужасное злодейство! » Совсем другая (по тональности, по смыслу) оценка П. : «О страшное, невиданное горе! » Страшным и невиданным это горе является потому, что грех Бориса ложится на всех, к нему все оказываются причастными, ибо «владыкою себе цареубийцу мы нарекли» . В словах П. не просто нравственная оценка, в которой нельзя отказать самому Годунову (муки совести терзают и его) . П. судит бытийственно: преступление совершил один человек, а держать ответ надо всем. Предстоит невиданное горе, идущее на Русь, «настоящая беда государству московскому» . («Комедия о настоящей беде государства московского… » - одно из черновых названий пушкинской трагедии.) П. еще не знает, как проявится это горе, но его предчувствие делает монаха милосердным. Поэтому он наказывает потомкам быть смиренными: пускай они, поминая своих царей, «за грехи, за темные деянья, Спасителя смиренно умоляют» . Тут обнаруживается существенное отличие от «суда» Юродивого, отказавшего Борису в молитве. Драматургия сцены в келье Чудова монастыря строится на контрасте спокойствия П. (постоянный эпитет: «минувшее < ...> спокойно и безмолвно» , «его спокойный вид» , «спокойно зрит на правых и виновных») и смятения Григория, чей «покой бесовское мечтанье тревожило».



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама