THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Как влиться в коллектив при смене школы, класса, по возвращении с каникул? Как помочь ребенку, если есть конфликты с одноклассниками?

Мы попросили трех экспертов-психологов нашего сайта дать комментарии по проблемам адаптации школьника в коллективе.

Ирина Юрьевна Таранова, детский психолог «Центра развития ребенка» :

Начало нового учебного года – это всегда стресс для ребенка: осень, смена режима дня, ежедневные умственные нагрузки, возрастание возлагаемой на ребенка ответственности… Особенно сложно тому, кто попадает в новый коллектив. От того, насколько успешно и легко ребенку удастся адаптироваться в новом коллективе, зависит во многом его дальнейшая социальная жизнь, его умение выстраивать отношения. Если у ребенка есть такие проблемы, как застенчивость, неуверенность в себе, сложности установления контакта со сверстниками – то необходимо начать над ними работу как можно раньше, еще до того, как ребенку предстоит войти в новый коллектив. С подобного рода проблемами поможет справиться детский психолог.

Узнать, что ваш ребенок переживает стресс, несложно: у ребенка появляются нарушения сна, теряется аппетит, ребенок с большой неохотой садится за домашнее задание, перестает рассказывать о школе, начинают возникать проблемы и с поведением в школе. В этом случае ребенку необходимы дополнительная помощь и поддержка, и если вы чувствуете, что справиться с проблемой будет не так просто, не стесняйтесь обратиться за помощью к школьному или детскому психологу.

Как помочь ребенку справиться со сложностями адаптации?

Во-первых, необходимо понять, в чем конкретно ребенок испытывает трудности: сложности установления контакта с незнакомыми людьми, страх быть непринятым в коллективе, боязнь новых учителей, неумение представить себя в коллективе и т.д. Самый простой способ понять это – поговорить с ребенком, продемонстрировав свое желание и готовность помочь ему. Поделитесь с ребенком своим опытом. Наверняка вы сами сталкивались с такой же проблемой при переходе в новую школу, при поступлении в университет или другое учебное заведение, при устройстве на работу. Расскажите ребенку о своих переживаниях и страхах, которые вы испытывали, когда оказывались в новом коллективе, и о том, как вы справлялись с этой ситуацией.

Во-вторых, попробуйте организовать неформальное мероприятие вне школы с одноклассниками вашего ребенка. Это может быть праздник осени, поход в парк с родителями, пикник на природе, чаепитие у вас дома. В таких условиях ребенку легче начать общение со сверстниками, завести друзей, почувствовать себя более уверенно в коллективе.

В последнее время все большую популярность завоевывают группы для детей по развитию умения общаться, цель которых – научить ребенка взаимодействовать с окружающими, помочь ребенку обрести уверенность в себе, преодолеть социальные страхи, страхи общения.

Помните, что в адаптации ребенка к новым условиям, новому коллективу, новым требованиям, которые предъявляются извне, важнее всего – родительская любовь и поддержка. Именно благодаря родительской поддержке, принятию, у ребенка повышается уверенность в себе, и ему легче справиться со всеми «сюрпризами», которые преподносит взрослая жизнь. Ведь именно сейчас ребенок, как объект социального взаимодействия, впервые осознает, что жизнь в обществе строится по определенным законам, кто-то хочет с ним дружить, а кто-то нет, в любом коллективе есть лидеры, а кто-то оказывается на нижней ступеньке иерархии, за успех и свое «место под солнцем» необходимо бороться. Чаще всего это открытие оказывается неожиданным и непростым для школьника, поскольку родители, как правило, к этому не готовят.

Анна Безингер, монтессори-педагог, психолог:

1. Ребенок сменил школу/класс.
Для начала важно тщательно собирать ребенка в школу, чтобы не возникало неловких ситуаций из-за забытых вещей или чего-то подобного, ведь чтобы начать общаться с новыми людьми, надо чувствовать себя достаточно комфортно. Можно заранее поговорить с учителем и попросить его представить ребенка классу или, наоборот, не делать этого, если вы знаете, что для вашего чадо это будет только лишним стрессом. С ребенком тоже важно поговорить, настроить его, что, возможно, с первого дня будет не так просто с кем-то подружиться, и попробовать обсудить, как ребенок может завязать знакомство, что сказать и как реагировать.

2. Ребенок возвращается в класс, где отношения не ладились.
Важно настроить ребенка, что за лето многое могло измениться, ребята выросли, появились новые интересы, и в этом году отношения могут сложиться иначе. Помните, что очень многое зависит от настроя: если ребенок будет бояться и закрываться от общения, то шансов почти нет, если же будет позитивен, то многое может получиться намного легче. В этом случае тоже можно поговорить с педагогом и попросить его помочь вашему ребенку в налаживании отношений с ребятами.
Возможно, стоит обратиться к психологу, чтобы разобраться почему возникли сложные отношения, и помочь ребенку в дальнейшем строить их так, как ему бы хотелось.

Татьяна Маркова, детский и семейный психолог, специалист в сфере семейного жизнеустройства:

1. Ребенок меняет класс или школу.
Смена места учебы – ситуация для большинства детей стрессовая. Когда младший школьник приходит в сложившийся коллектив, ему приходится решать ряд задач.

Во-первых, адаптироваться к новому учителю. Для детей младшего школьного возраста учитель является несомненным авторитетом. При его непосредственном участии у ребенка формируется новая позиция – позиция школьника, которая связана с повышением произвольности в поведении, принятием на себя новых обязанностей, перераспределением времени в течение дня и т.д. Ребенок ориентируется на оценку учителем как самого себя, так и своей деятельности. А поскольку тактика у каждого педагога своя, то при смене места учебы ребенку приходится приспосабливаться к новым правилам, а это непросто.

Во-вторых, происходит адаптация ребенка к коллективу сверстников. В начальной школе дети продолжают игровую деятельность, за счет которой им легче установить контакт друг с другом. Младшие школьники в этом отношении более непосредственные, чем, скажем, младшие подростки. Поэтому, если учителем транслируется позиция принятия новичка, то коллектив примет его достаточно безболезненно. Если ваш ребенок обладает природной скромностью и сам с трудом идет на контакт даже при принятии его другими детьми, вы можете организовать что-то вроде праздника, приуроченного к его приходу в новый класс или школу. Это будет хорошим поводом собрать детей вместе, познакомиться с их родителями и создать благоприятное пространство для общения и совместной деятельности детей. Это и некоторый маркер для определения нового этапа в жизни ребенка.

Для младшего школьника ведущей становится учебная деятельность, поэтому для него важен его статус ученика и все, что с ним связано. Поэтому интерес родителей к школьным делам ребенка является для него не просто важным, но необходимым. Лишь на первый взгляд вопросы «Чем вы сегодня занимались на уроках?», «Какие оценки ты сегодня получил?» кажутся простыми и банальными, повторяясь изо дня в день. Для ребенка школьная деятельность является линзой, через которую преломляется его представление о себе: через успешность в школе формируется его самооценка и самоотношение.

2. Ребенок возвращается в класс, где у него в прошлом году были проблемы с одноклассниками.
Рассмотрим ситуацию, когда ребенок возвращается после длительного промежутка времени (например, каникул) в коллектив, где его не принимают по тем или иным причинам. Самая первая реакция, которую ребенок, скорее всего, продемонстрирует, – это нежелание идти в школу, то есть избегание неприятной ситуации. Это самый простой способ выхода из стресса, и пользуются им не только дети, но и взрослые. Представьте, если при этом вы будете насильно возвращать в эту ситуацию ребенка. Как минимум, он будет испытывать сильный дискомфорт и станет хуже учиться. И совсем нехорошо, если на этом фоне у него появится психосоматическая симптоматика.

Чтобы этого не допустить, важно прежде всего выяснить суть конфликта у самого ребенка и у учителя. Учитель, как мы помним, является главной фигурой в коллективе младших школьников, поэтому здесь ему необходимо проявить педагогическую мудрость и помочь детям разобраться в ситуации конструктивно. Если учителю удастся переформулировать ситуацию, например, в контексте помощи (сравните: «Ребята, Ваня дерется/ворует, а драться/воровать нехорошо. Он поступает плохо!» и «Ребята, Ваня дерется/ворует, потому что ему не всегда удается справляться с тем, что на него находит злость/хочется что-то взять у другого. Давайте ему в этом поможем!»), то конфликт будет решить проще.

От родителей в этой ситуации требуется удерживание баланса между ожиданием и включенностью в решение вопроса. Не стоит брать на себя слишком много, активно решая ситуацию с привлечением родителей, всевозможных служб, директора и вызывая на очную ставку детей (мы не говорим сейчас о ситуации, когда, например, есть реальная угроза здоровью ребенка). Но и не стоит обесценивать чувства ребенка и насильно «заталкивать» его в школу («Придумываешь», «Не обращай внимания», «Будь умнее их, промолчи»). Так вы рискуете отбить охоту учиться на все оставшиеся годы. Здоровое участие в решении вопроса в кооперации с педагогом (и по возможности со школьным психологом) будет гораздо эффективнее.

Иногда страшно переходить в новую школу, но эта статья поможет вам продержаться первое время Вы не будете новеньким всегда. Самое время познакомиться.

Шаги

    Для начала уделите день на оценку окружающей среды. Вы не вольетесь в коллектив, если не будете знать школу. Спросите, что где находится или где висит карта школы.

    Ведите себя умеренно мило со всеми. Одинаково хорошо относитесь ко взрослым, подросткам и детям, потому что они могут оказаться вашим следующим учителем или другом.

    Познакомьтесь со своими учителями. Поговорите и больше узнайте о них. Определите, насколько они строги или снисходительны, проверьте их границы. Но не заходите слишком далеко, иначе вы можете попасть в неприятности (плюс к вашей репутации, но вам все равно придется разбираться с неприятностями).

    Вам нужно завести друзей. Говорите с разными людьми, но не игнорируйте определенную группу. Будьте собой и не обманывайте. Теперь это ВАША школа...воспользуйтесь шансом стать тем, кем вы никогда не были в своей старой школе.

    Будьте внимательны на уроках. Учителя всегда обращают внимание на новых учеников.

    Если ваш первый день в школе – это первый день нового учебного года, некоторые люди вас заметят, особенно, если это небольшая школа. Когда люди с вами говорят, не нервничайте, но не ведите себя слишком громко. Будьте уверены в себе и смотрите людям в глаза. Хотя иногда приходится громко о себе заявлять, чтобы быть замеченным, но старайтесь не привлекать к себе внимание всегда. Не слишком переживайте о том, что о вас подумают другие; излишний анализ ситуации не всегда полезен, люди могут осудить вас за это. Будьте искренни, будьте собой, хорошо ведите себя со всеми, независимо от того, какими неприятными вам кажутся некоторые люди поначалу. Обычно "девушка или парень, которых я ненавижу в новой школе" со временем становятся моими лучшими друзьями после того, как между нами становится больше искренности. Но опять-таки, не бойтесь постоять за себя, если крайне очевидно, что вы должны это сделать.

    Не переживайте слишком о том, что вам нужно хорошо знать школу. Запомните, где находится ваш шкафчик, и обзаведитесь картой на случай непредвиденной ситуации, но когда это возможно, спрашивайте человека, сидящего рядом с вами, где что-то находится. Это хороший способ поговорить с людьми и встретиться со многими в свой первый день – теперь вы новый ребенок – скажите людям, что вам все в новинку на случай, если вам понадобится помощь.

    Когда вы говорите с людьми противоположного пола, не флиртуйте слишком интенсивно, пока не убедитесь, что человек не состоит в отношениях. Как только вас возненавидит один человек, вся их группа будет испытывать к вам такие же чувства. Помните, что эти люди выросли вместе, поэтому их обязанность – защищать своих друзей на всю жизнь. Будьте приятны в общении и исполнены оптимизма, даже если кто-то специально надоедает вам. Они могут даже позволить вам надоедать другому новенькому когда-нибудь, обычно это занимает года полтора, но мнение о вас как о новеньком не будет прежним. Всегда помните о хорошем первом впечатлении, но еще важно быть собой.br>

    Перед первым обедом говорите с многими людьми в классе. Обычно они могут спросить вас, сидите ли вы с кем-то, но если нет, направьте разговор в сторону обеда (как, хорошая ли здесь еда и т. д.). Если никто конкретно не упоминает совместный прием пищи, но вы идите в кафе вместе, подразумевается, что вы будете вместе есть ланч.

    В первую неделю в школе хорошо обращайтесь со всеми и со всеми говорите, даже если кто-то кажется вам странным. Они могут знать людей, с которыми вы подружитесь, или представить вас большему количеству людей. Тем не менее, если все их ненавидят, мы советуем не становиться их лучшими друзьями, если только вы действительно не хотите этого. Не слишком зацикливайтесь на ком-то, гуляйте со всеми и узнавайте человека или группу достаточно, прежде чем считать их друзьями. Обычно наиболее коварные и увлекающиеся манипуляциями люди говорят с вами сначала, а те, с кем вы общаетесь позже, становятся вашими настоящими друзьями.

    Будьте внимательны на уроках и прилежно учитесь в школе. Если кто-то передает вам записку или что-то вам шепчет, игнорируйте их, обращая внимание на учителя.

    Запишитесь в несколько кружков или спортивных секций и подружитесь с другими таким способом. Серьезно относитесь к своему участию в этих клубах по интересам.

    После того, как вы говорили с кем-то несколько раз, узнайте у них контактную информацию. Еще лучше, предложите им заняться чем-то на выходных.

    Будьте добры к другим детям. Хотя вы не хотите быть полным подлизой, детям нравятся те, кто будет с ними сотрудничать. Если вас просят об услуге, окажите ее. Не будьте слишком доверчивым – иногда люди даже будут провоцировать вас, чтобы проверить ваши границы – для разведки обстановки. Просто уверенно (может даже с широкой улыбкой на лице)...отвечаете "рассудительно". Как, если вас назвали "придурком", – спросите, почему они назвали вас придурком. Если вас обвиняют в том, чего вы не делали, скажите, что вы никогда не делали того, в чем вас обвиняют, и после этого спросите, кто такое сказал.

  1. Будьте последовательно уравновешенны внутри и снаружи, не задумывайтесь слишком глубоко о людях или ситуации. Работайте над стремлением влиться в коллектив, но, в то же время, будьте собой. Первые пару недель всегда сбивают с толку.

    • Если вы переехали во время учебного года, то получите больше внимания на более длительный период. Но не удивляйтесь, что все будут о вас говорить (необязательно плохо), потому что из интересного вокруг – только вы.
    • Люди будут задавать вам много вопросов. Отвечайте на них, но не тараторьте. В свою очередь, спросите о школе и об учениках. Если кто-то говорит о том, кого вы не знаете, задайте вопросы, чтобы прояснить основные моменты, но слушайте то, что они говорят.
    • Одежда, которую вы носите, не должна обязательно подходить под моду вашей школы! Людей притягивает то, что отличается, но это может принести вам как хорошее, так и плохое внимание. Всегда будьте интуитивно понятны людям вокруг, и некоторое время сдерживайте свой стиль. Но и не одевайтесь под копирку! Если в вас не будет ничего выдающегося, никто не почувствует желания узнавать вас.
    • В свой первый день носите одежду, которая вам нравится, но если у вас очень отличающийся стиль, немного приглушите его. Одевайтесь просто, вы не хотите отдалиться от людей только из-за своей одежды.
    • Если ваш шкафчик расположен рядом с тем, с чьим владельцем у вас возникли разногласия во время первой встречи, попытайтесь поговорить еще раз, может, у человека просто был плохой день.
    • Если вы это сделаете, у вас могут появиться новые друзья. Даже если это не первый ваш день в школе, стремитесь к общению с людьми, но не слишком, иначе вы не очень им понравитесь.
    • Основное в положении нового ребенка в том, что вы – новенький. У всех уже есть друзья. Вы не нужны им в качестве друга. Единственный ваш козырь – это новизна от положения новенького. Под конец первого месяца этот эффект испарится, поэтому возьмите от него все возможное.
    • Вам нужно втиснуться в группу; даже если вам неудобно, продолжайте попытки.

    Предупреждения

    • Если в старой школе у вас сложилась плохая репутация, не говорите об этом в новой школе. Просто притворитесь, что этого не случалось и не повторяйте старые ошибки в новой школе.
    • Не будьте беспардонны. С наскока показать людям себя – это отлично, но позвольте им вставить свое слово.
    • Постарайтесь, если можете, избегать скандалов.
    • Не будьте отрицательным героем. Люди не любят унылых особ. Как избежать этого? Думать положительно о каждой ситуации.

Случается, что ребенок вынужден по каким-либо причинам сменить школу в старших классах, а это всегда стресс для подростковой психики. «Летидор» обратился к психологу Дарьи Грирорьевой, чтобы выяснить, какие неприятности могут поджидать «новенького» в классе и как себя правильно вести в сложившихся условиях.

С чем может столкнуться старшеклассник

Вливаться в незнакомый коллектив всегда страшно: никогда не знаешь, что тебя ожидает. Даже мы, взрослые, порой сильно нервничаем при выстраивании отношений с коллегами на новой работе. А что уж говорить о переходном возрасте, когда успешность ассоциируется с признанием в кругу сверстников. И если ты стеснительный и не умеешь постоять за себя, а кругом не распростертые объятия, а косые взгляды, то это превращается в настоящее испытание.

Придя в новый класс, ребенок должен понимать: пристального «изучения» со стороны пока еще не знакомых одноклассников ему не избежать. Но не всегда это внимание оказывается враждебным, равно как и игнорирование не означает того, что «новобранца» не замечают. И пока механизм адаптации не запустился, ребенок может стать центром притяжения неприятностей:

  • Смену привычной обстановки и отсутствие старых друзей по школе далеко не любой ребенок воспримет с оптимизмом: отсюда напряженность и уныние.
  • Велика вероятность, что подростки-одноклассники грустного новичка примут за «слабака» и изобретут для него издевки. А тех, кто держит нос по ветру, захотят «проучить».
  • Проблемной стороной могут оказаться и отношения с учителями, что обычно плохо сказывается на посещаемости уроков и даже может стать причиной отказа от продолжения обучения в старших классах.
  • У ребенка заранее может сформироваться установка на неуспех. Если подросток думает «новый класс меня не примет», то он сам дает посыл одноклассникам «я останусь в стороне».
  • Или наоборот – школьник может столкнуться с обманутыми ожиданиями. Он надеется, что в новом классе его все ждут и каждый непременно подойдет и поинтересуется: «Как твои дела? Тебе у нас нравится?». Но на деле, как правило, все оказывается совсем иначе. Подростки уже определили для себя, с кем общаться, а с кем нет, и новичок в классе часто оказывается «лишним». Столкнувшись с жестокой правдой, старшеклассник может испытать разочарование и замкнуться в себе.

Неважно, какой у вас ребенок – в смущении прячущийся за ваше плечо или непосредственный и дерзкий, – нападкам подвергаются и те, и другие. Первые – за слабость, вторые – за наглость. Хотя надо признать, что «стесняшки» обычно страдают больше.

Есть общие правила, которые помогут любому старшекласснику максимально безболезненно обжиться в новом классе и стать полноправным его участником:

  • По возможности переходить в другую школу следует в сентябре: даже самый устоявшийся коллектив за лето успевает «расшататься», и стать в нем своим будет проще.
  • На период адаптации ребенку лучше всего выбрать позицию не слишком активного, но наблюдательного участника класса: первое не будет вызывать раздражение у потенциальных приятелей-одноклассников, а второе поможет быстро отреагировать на неожиданные повороты.
  • Отвечать на придирки одноклассников следует спокойно, с улыбкой, не повышая голос: любителям конфликтных ситуаций такая позиция вскоре наскучит, т. к. их цель – бурные эмоции.
  • В отношениях с учителями важно показать уважение, воспитанность и одновременно с этим – приемлемую дистанцию. Ни в коем случаи нельзя заискивать перед педагогами, как и демонстрировать одноклассникам свою силу дерзким поведением на уроках: это только испортит отношения как с учителями, так и с одноклассниками.
  • Подростку следует ненавязчиво проявлять интерес к разным ученикам класса. Этот интерес может касаться чего угодно, главное, чтобы он был искренним.
  • Не стоит соглашаться на все поступающие предложения от одноклассников: у подростка могут быть и свои дела, и этот факт должен добавить уважения. Кроме того, эти заманчивые предложения могут поступать от двух враждующих кланов в классе – есть риск оказаться в роли перебрасываемого друг другу мяча.

Соблюдая эти простые рекомендации, старшеклассник покажет, что ни у кого не получится сделать из него предмет для манипуляций. И, конечно же, никто не отменял поддержку мамы и папы, но это не значит, что они должны прибежать в школу и наказать обидчиков своего ребенка – здесь должен быть другой подход.

Чем поможет родитель

Родителям следует особенно внимательно относиться к психологическому состоянию ребенка в такой период. Дети, которых обижают в школе, могут молчать о своих переживаниях, в результате велика вероятность наступления подростковой депрессии. Мама и папа должны оказывать старшекласснику посильную психологическую поддержку, создавать условия, в которых он может высказаться и открыться. А признать проблему – значит, наполовину ее решить.

Как вы можете помочь ребенку:

  • Находите позитивные стороны перехода в новую школу: это может быть необычный опыт, успешное преодоление препятствий (пусть и незначительных), более сильный учитель по любимому предмету и т. д.
  • Вместо привычного и абстрактного «Как дела в школе?» задавайте ребенку конкретные вопросы: «Что интересного было в школе?», «Что нового ты сегодня узнал?» - так вы сможете получить больше информации от подростка.
  • Если вы заметили, что ребенок стал скрытным и безрадостным, обязательно попробуйте мягким и спокойным тоном выяснить, с какими проблемами он столкнулся. Не исключено, что вам придется побеседовать с его учителями, чтобы получить более полную картину. Только не делайте этого на глазах у других детей – разговор должен быть приватным.
  • Возможно, вам придется систематически оказывать помощь в подготовке уроков. Если уровень требований в новой школе выше, чем в предыдущей, этот пункт становится обязательным, особенно на начальном этапе адаптации. Это не значит, что придется выполнять домашние задания за подросшее чадо, но поискать нужную информацию для подготовки реферата или подобрать соответствующую литературу для написания сочинения вы вполне можете.
  • Не забывайте о вашем совместном времяпрепровождении и развлечениях: это поможет ребенку получить позитивные эмоции и укрепить уверенность в собственных силах.
  • Если переход в другую школу не связан с переездом, приглашайте в гости старых друзей сына или дочери. В любом случае, всегда найдется приятель или приятельница, живущая по соседству, или дети ваших друзей, которые могут составить компанию одинокому старшекласснику: подросткам важно ощущать, что у них есть единомышленники в лице ровесников.
  • Поддерживайте новые знакомства и контакты ребенка. Если есть возможность, устройте небольшую вечеринку для новых одноклассников вашего ребенка с целью их сближения: общение вне школьных стен дает намного больше поводов для дружбы.

Как облегчить переход ребенка в новую школу или в новый класс? Как найти общий язык с одноклассниками, избежать проблем и адаптироваться?

Об этом мы побеседовали с семейным психологом и руководителем центра «СоДействие» .

«АиФ»: - Как облегчить переход ребенка в новый класс или в новую школу?

Анна Хныкина: - Переход в новый класс - острый момент для многих.

Важный момент: поступая в школу, не важно - в первый класс вы идёте или в любой другой, вся семья сдаёт . Вся семья переключается на новый порядок жизни ребёнка в новом учебном заведении.

Счастлива та семья, где образовавшиеся трудности решают вместе. Разочарование ждёт тех, кто свои обиды и досады выносит наружу, уничтожая семейный покой и добродушие.

Хуже всего, когда «отдуваться» за всё приходится ребёнку. Важно здесь обратить внимание на общий фон, настрой в семье к происходящему, ведь кроме прямых указаний и разговоров, существуют и косвенные.

Понаблюдайте за собой и окружением - что вы говорите в присутствии ребёнка о переходе в новый класс. Не заводите разговоров о «страшном ужасе быть новеньким», не позволяйте знакомым рассказывать и делиться впечатлениями на эту тему. Создавайте вокруг ребёнка атмосферу уверенности и благополучия, ведь на самом деле всё зависит только от того, какие отношения именно он выстроит в новом коллективе. А если его убедить, что школа - это опасный мир, где на каждом шагу его поджидают садисты-хулиганы и из-за каждого угла плюют из трубочек, а учителя ежечасно оценивают его умственные качества и поведение, не всегда положительно и объективно, то тогда основной задачей ребенка станет глухая оборона от мира трудностей и опасностей, а с таким настроем хороших отношений не сложится, будьте уверены на 100%!

«АиФ»: - Есть мнение, что взрослый человек адаптируется в новом коллективе приблизительно три месяца. Сколько на адаптацию уходит у детей школьного возраста?

А.Х.: - Через месяц-два всё обычно встаёт на свои места. Если этого не происходит, необходимо вмешаться, но делать это осторожно, чтобы не усугубить ситуацию.

«АиФ»: - Что делать, если ребенок приходит домой и рассказывает о конфликтах? Как реагировать родителям? Стоит ли вмешиваться или только давать советы и направлять?

А.Х.: - Приходя в новый коллектив, класс, ребёнок часто оказывается на нижней ступеньке иерархии. Как можно больше разговаривайте с ребёнком в этот период дома. Причём, не надо натужно отбирать . Вы можете говорить о похожих сюжетах в сказках, фильмах, книгах, главное - делать это непринуждённо, не связывая сюжет с ребёнком, не проводя аналогий. Беседуйте, поощряйте вопросы, разворачивайте свои ответы, просто будьте рядом, как источник поддержки и информации, как самый лучший друг, который всегда поймёт и поможет по возможности.

Главное, сами не нагнетайте напряжение. Старайтесь добродушно поддерживать весёлый нрав и идею, что всегда можно со всеми договориться. Постарайтесь понять происходящее с точки зрения тех норм и правил, которые существуют в классе. Ребёнок зачастую теряется в новой обстановке. Помогите ему сориентироваться в новой ситуации, объясните, что ничего страшного не происходит, просто ему надо понять новые правила и привыкнуть к ним.

Как жестоки бывают дети…

«АиФ»: - Кулаки – решение проблемы? Стоит ли разрешать мальчику таким способом завоевывать уважение в классе?

А.Х.: - Конечно, нет! Стоит объяснять мальчику, что самый большой авторитет - это когда тебя уважают. Что отношения, построенные на страхе всегда чреваты подлостью, настоящей дружбы, построенной на превосходстве, не бывает. Другой вопрос, если приходится постоять за себя. Но ни о каком уважении не может идти речи в данном случае.

«АиФ»: - Если ребенка откровенно «гнобят» в классе – это упущение родителей или учителя? Как решить такую проблему?

А.Х.: - Безусловно, это - упущение и . Научить детей объединяться, чтобы поиграть друг с другом, разговаривать, конструктивно общаться - задача педагога. Но в нашей системе образования учителя очень часто не считают это своими прямыми обязанностями. И чтобы решить возникшую проблему, об этом говорить нельзя. Вот такой вот парадокс. Тут надо действовать сообща, поэтому-то от обвинений толку особо не будет.

Можно сходить ко всем учителям, познакомиться, объяснить ситуацию: вы не жаловаться, не контролировать пришли, а сотрудничать. Попросите понаблюдать за ситуацией на переменах. А через недельку зайдите ещё... Против травли может сработать организация мероприятия для класса на вашей территории - дома или в кафе, не важно. Важно, что приглашаете вы, при этом полезно созвониться с другими родителями и по-доброму объяснить ситуацию и попросить о поддержке. Нужно, чтобы они отпустили чадо к вам на праздник и потом дома ненавязчиво обсудили со своими детьми, что происходит в школе, как здорово им было в гостях у ребёнка, которого они раньше не замечали...

Вообще, при таких проблемах, неплохо войти в родительский комитет - вы будете всегда в курсе всего происходящего, в хорошем контакте с другими родителями и учителями, то есть у Вас будут «все карты на руках».

У кого лучше?

«АиФ»: - Если одноклассники «меряются» техникой – телефонами, например – стоит ли потакать желанию ребенка «иметь такой же» или нет?

А.Х.: - Тут всё зависит от правил вашей семьи. Я бы лишь подчеркнула, что презренные «понты» являются необходимым условием самопринятия. «Правильные» вещи действительно важнее для подростка, чем хорошая успеваемость. Это свойство возраста. Это действительно влияет на формирование личности и на ваш контакт с ребёнком.

«АиФ»: - Умение влиться в коллектив, ужиться с одноклассниками и дружить – этому можно как-то научить ребенка?

А.Х.: - Конечно! Это не только можно, но и нужно делать. Родители делают это ежедневно, начиная с первых дней жизни ребенка. Не все это осознают, но мы постоянно даём оценки другим, выказываемся как-то, всё это является косвенной формой внушения и научения. Общаться с людьми человек учится в семье. Ещё раз повторю, важнее не те вещи, которые вы говорите ребёнку прямо, а та настоящая правда, которая происходит как бы «за кадром». Если семья доброжелательна и открыта, люди умеют выражать уважение к другим, нет напряжения и страха перед жизнью за пределами дома, нет сравнения себя с другими по степени успешности, но есть, например, чёткое убеждение, что «вместе мы - сила» - тогда скорее всего у ребёнка не будет проблем в коллективе ни в каком возрасте.

Студенческая пора

«АиФ»: - Если говорить об уже почти взрослых людях – студентах первых курсов, которые только вышли из школы и также попадают в новый коллектив – как им помочь освоиться с сокурсниками?

А.Х.: - В основном всё зависит от вашей внутренней доброжелательности и уверенности. Если вы будете казаться лёгким, оптимистичным и спокойным, вы произведёте впечатление уверенного и сильного духом человека. С такими всегда хочется общаться.

Следите за своим выражением лица. Напряжённого, убитого сложностями жизни человека в лучшем случае пожалеют. В обычном - обойдут за километр.

Если вы стеснительны и вам не очень комфортно в новом коллективе, постарайтесь первое время не выделяться. Осмотритесь, найдите в группе «себе подобных», постарайтесь найти с ними контакт. Всегда найдутся единомышленники, если нет задачи доказать себе, что их нет. Излучайте благополучие, спокойствие и добродушие.

В ВУЗе немного иначе, чем в школе всё устроено - там проще быть собой, не так всё завязано друг на друге, не такая «кучность» как в школе, тут уже действительно каждый сам за себя.

Если у вас трудности в общении, может быть и не стоит пытаться заводить беседу с каждым, но поддерживать уже начатый диалог важно уметь: отследите, отвечая на заданный вопрос, не закрываете ли вы тему сразу? Старайтесь отвечать новым знакомцам не односложно, можно ответив, тут же что-то ещё спросить и таким образом развить диалог дальше. Будьте открыты для новых контактов, не заканчивайте разговор, толком не начинав.

«АиФ»: - Обычно с поступлением в вуз у подростков начинается «взрослая жизнь» - это и романы, и вечеринки со всеми вытекающими вредными привычками. Как родителям говорить об этом с выросшими детьми? Какую долю самостоятельности предоставлять ребенку?

А.Х.: - Предоставлять такую долю свободы, которая предполагается в вашей семье для взрослого человека. То есть, открыто говорить об обязанностях и ответственности каждого члена семьи перед другими, временных рамках отсутствия и поддержании контакта, например раз в три часа звонить, когда ты не дома. Если вы смогли к этому времени установить с ребёнком хорошие доверительные отношения, то всё, что вам нужно знать, вы узнаете. Если нет, никогда не поздно начать всё заново, но важно что-то изменить в себе, ведь у вас не получилось за 17 лет... И может быть, тут потребуется помощь специалиста.

Стресс для ребенка, но иногда обстоятельства складываются таким образом, что другого выхода просто нет. Первое время ребенок в новой школе , скорее всего, будет чувствовать себя не слишком уютно. Как облегчить и сократить период адаптации ребенка к новому учебному заведению?

Первое время после перехода в новую школу нужно снизить планку требований к ребенку . Ребенок в новой школе и так испытывает давление: ему приходится привыкать к новым учителям и их требованиям, вливаться в новый коллектив. Естественно, что его успеваемость может снизиться, а поведение - измениться не в лучшую сторону. Если еще и родители будут к нему слишком требовательны, период адаптации к новой школе рискует затянуться очень надолго.

Задача родителей - поддержать ребенка в этот непростой период жизни. Интересуйтесь его школьной жизнью, помогайте, если возникает такая необходимость. Причем имеется в виду не только помощь в выполнении домашних заданий. Может быть, ребенку понадобится ваш совет относительно взаимоотношений с одноклассниками.

Также нужно следить, чтобы ребенок соблюдал : в первые недели в новой школе его нагрузка и так будет большой, если же он еще и будет недосыпать, ему придется гораздо сложнее. Помогите ребенку спланировать рабочий день так, чтобы хватало времени и на учебу, и на отдых (в том числе и активный). .

Первое время ребенку будет не хватать общения, ведь большинство его друзей остались в старой школе. Если вы остались жить в том же районе, он сможет общаться с ними после уроков, но при смене школы из-за переезда ребенок зачастую оказывается в одиночестве: со старыми друзьями связь потеряна, а новых у него еще нет. Поэтому нужно поощрять общение ребенка с новыми одноклассниками , участие во внеклассных мероприятиях, поездках, экскурсиях и т. п.

Время от времени интересуйтесь, как у ребенка складываются отношения с одноклассниками , но при этом делайте это ненавязчиво, не устраивайте допрос. Важно установить с ребенком доверительные отношения, чтобы он не боялся обращаться к вам за советом относительно общения со сверстниками или просто делиться подробностями своей жизни.

Возможно, стоит устроить дома небольшую вечеринку , чтобы ребенок мог пообщаться с одноклассниками в неформальной обстановке, а вы, в свою очередь, смогли увидеть, с кем учится ваш ребенок. Однако если ребенок отказывается от этого, не настаивайте: ему виднее, какие порядки заведены в классе, возможно, такая вечеринка будет не слишком уместна.

Если у ребенка что-то не получается, подбадривайте его. Обязательно поощряйте его за успехи и достижения , даже, казалось бы, самые незначительные: не нужно воспринимать их как что-то самой собой разумеющееся. Ребенок в новой школе обычно чувствует себя не слишком уверенно, так что ему важна любая похвала, особенно если она исходит от вас.

Поддерживайте отношения с педагогами, посещайте родительские собрания, не бойтесь участвовать в жизни класса : чтобы получить действительно правдивую картину того, как у ребенка складывается жизнь в новой школе, информацию нужно получать из разных источников.

Адаптация ребенка к новой школе займет какое-то время , она не может быть мгновенной: каким бы умным и общительным ни был ребенок, смена обстановки все равно выбьет его из колеи. Пусть все идет своим чередом: помогайте ребенку, поддерживайте его, но не форсируйте события.

Однако период адаптации не должен затягиваться , иначе несобранность и проблемы с учебой могут из временного явления превратиться в постоянное. Если ребенок очень долго не может привыкнуть к новой школе, завести друзей, если успеваемость и не думает повышаться, а ребенок жалеет о том, что поменял школу, нужно поговорить с ним и выяснить, что конкретно ему не нравится, что не получается. Возможно, в этом случае может помочь детский психолог.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама