THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Великая Отечественная война - тяжелейшее испытание, выпавшее на долю русского народа. Это самый трагический период российской истории. Именно в такие тяжелые моменты проявляются лучшие человеческие качества. То, что люди смогли с честью выдержать это испытание, не уронить своего достоинства, защитить свою Родину, своих детей, - величайший подвиг. Способность к совершению подвига - самое важное качество настоящего человека. Чтобы совершить его, нужно, прежде всего, забыть о себе и думать о других, забыть о смерти и страхе смерти, бросить вызов природе своим отречением от свойственной всему живому жажды жизни. Поэтому одной из важнейших тем нашей литературы является тема подвига человека на войне. Многие писатели сами прошли трудный солдатский путь, многие из них были свидетелями великой трагедии и великого подвига. Не оставляют равнодушными произведения К. Симонова, В. Быкова, В. Некрасова, Б. Васильева, Г. Бакланова и многих других писателей. Каждый писатель по-разному пытается понять, что позволяет человеку совершить подвиг, где нравственные истоки этого поступка.

Василь Быков. Повесть «Сотников». Зима 1942 года… Партизанский отряд, обремененный женщинами, детьми, ранеными, окружен. На задание отправляются двое - Сотников и Рыбак. Рыбак - один из лучших солдат в партизанском отряде. Его практическая хватка, умение приспособиться к любым обстоятельствам жизни оказываются бесценными. Его противоположность - Сотников. Скромный, незаметный человек, без явных внешних признаков героя, бывший учитель. Почему, будучи слабым, больным, он пошел на ответственное задание? «Почему они, а не я должен идти, какое я имею право отказываться?» - так думает Сотников перед уходом на задание. Когда Сотников и Рыбак попадают в плен, тогда проявляются по-настоящему их моральные качества. Ничто не говорило о том, что крепкий и здоровый Рыбак струсит и станет предателем. А измученный болезнью, ранением, побоями Сотников до последней минуты будет держаться мужественно и примет смерть без слабости и страха. «Я партизан… - не очень громко сказал Сотников. - Остальное ни при чем. Берите одного меня».

Истоками его мужества являются высокая нравственность, убежденность в правоте своего дела, поэтому ему не стыдно было смотреть в глаза мальчика. «Вот и все кончено. Напоследок он отыскал взглядом застывший стебелек мальчишки в буденовке».

В повести В. Быкова нет абстрактного человека. В одном случае страх смерти уничтожает в человеке все человеческое, как это произошло с Рыбаком; в других случаях в тех же обстоятельствах человек преодолевает страх и выпрямляется во весь свой нравственный рост. Такими показали себя и Сотников, и староста Петр, и крестьянка Дёмчиха.

Война - это всегда тяжелое время в жизни людей, но больше всего своей тяжестью она давит на плечи женщины. Во время Великой Отечественной войны женщины бросили вызов природе, отказавшись от «женской» жизни и начав жить не свойственной им «мужской».

В своем произведении «У войны не женское лицо» С. Алексиевич описывает героинь Великой Отечественной, именитых и безвестных, благодаря которым мы сейчас живем. Они заслонили потомков от врага, положив на алтарь Победы все: свою жизнь, свое счастье - все, что у них было.

Женщина-снайпер… Сочетание противоестественное. Было сложно переступить черту между жизнью и смертью и убивать во имя жизни.

Вспоминает снайпер Мария Ивановна Морозова: «Наши разведчики взяли одного немецкого офицера, и он был крайне удивлен, что в его расположении выбито много солдат и все ранения только в голову. Простой, говорит, стрелок не может сделать столько попаданий в голову. «Покажите, - попросил, - мне этого стрелка, который столько моих солдат убил, я большое пополнение получил, и каждый день до десяти человек выбывало». Командир полка говорит: «К сожалению, не могу показать, это девушка-снайпер, но она погибла». Это была Саша Шляхова. Она погибла в снайперском поединке. И что ее подвело - это красный шарф. А красный шарф на снегу заметен, демаскировка. И вот когда немецкий офицер услышал, что это была девушка, он голову опустил, не знал, что сказать…»

Бессмертный подвиг во время войны совершили врачи, оказывая помощь миллионам раненых, помогая людям, не щадя себя, своих сил, своей жизни.

Вспоминает Екатерина Михайловна Рабчаева, санинструктор: «Первого раненого тащила, у самой ноги подкашивались. Тащу и шепчу: «Хотя б не помер… Хотя б не помер…, Перевязываю его, и плачу, и что-то говорю ему, жалко…»

«Раненых нам доставляли прямо с поля боя. Один раз двести человек раненых в сарае, а я одна. Вот не помню, где это было… В какой деревне… Столько лет прошло… Помню, что четыре дня я не спала, не присела, каждый кричал: «Сестра… сестричка… помоги, миленькая!..» Я бегала от одного к другому, и тут же уснула. Проснулась от крика, командир, молоденький лейтенант, тоже раненный, приподнялся на здоровый бок и кричал: «Молчать! Молчать, я приказываю!» Он понял, что я без сил, а все зовут, им больно: «Сестра… сестричка…» Я как вскочила, как побежала - не знаю куда, чего… И тогда я первый раз, как пришла на фронт, заплакала Книга «У войны не женское лицо» заканчивается призывом:

«Поклонимся ей, до самой земли. Ее великому Милосердию». Это призыв к нам - молодым.

Очень много подвигов совершено в войну, но достаточно прочитать повесть Б. Васильева «В списках не значился», чтобы начать понимать истоки этого героизма, которые исходили из беззаветной любви к Родине.

Это произведение о том, какой путь зрелости проходит за короткий срок обороны Брестской крепости девятнадцатилетний лейтенант Николай Плужников. Только что Николай окончил военное училище. По своей просьбе он получил назначение в одну из частей Особого Западного округа командиром взвода. Поздно ночью 21 июня 1941 года он прибывает в крепость, намереваясь утром явиться к командиру, чтобы зачислиться в списки и приступить к обязанностям. Но началась война, и Плужников так и остался вне списка. Отсюда и название повести. Но главное - это показ героизма и внутренней красоты наших воинов.

После трех первых дней яростных боев «дни и ночи обороны крепости слились в одну единую цепь вылазок и бомбежек, атак, обстрелов, блужданий по подземельям, коротких схваток с врагом и коротких, похожих на обмороки, минут забытья. И постоянного изнуряющего, не проходящего даже во сне желания жить».

Когда немцам удалось ворваться в крепость и разорвать ее оборону на отдельные, изолированные очаги сопротивления, они стали превращать крепость в развалины. Но ночью развалины оживали вновь. «Израненные, опаленные, измотанные поднимались из-под кирпичей, выползали из подвалов и в штыковых атаках уничтожали тех, кто рисковал остаться на ночь. И немцы боялись ночей».

Когда в конце Плужников остается единственным защитником крепости, он продолжает сражаться в одиночку. Даже когда его зажали в ловушку, он не сдался и вышел лишь тогда, когда узнал, что немцы были разбиты под Москвой. «Теперь я должен выйти и в последний раз посмотреть им в глаза». Он прячет боевое знамя, чтобы оно не досталось врагам. Он говорит: «Крепость не пала: она просто истекла кровью».

Людей, которые погибли при обороне Брестской крепости, называют героями из героев, которые, оставшись в окружении, не зная, жива ли страна, боролись с врагом до последнего.

История войны полна фактов мужества и самоотверженности миллионов людей, беззаветно защищавших свою Родину Одержать победу в войне могут лишь люди, обладающие сильным духом, имеющие твердые убеждения, готовые идти за них на смерть. Во время войны проявились все эти качества русского народа, его готовность совершать подвиги во имя свободы. Возвращаясь к словам Гете, можно заключить, что каждый день войны был битвой за жизнь и свободу. Победа, с таким трудом завоеванная русским народом, была достойной наградой за все, совершенное им.

Тема войны звучит в трилогии о Тимуре А.П. Гайдара , сквоз­ная тема которой - подготовка юношей к грядущей войне. В годы Великой Отечественной войны по образцу придуманной писате­лем детской организации, помогавшей семьям фронтовиков, воз­никли многочисленные реальные «тимуровские команды», про­должившие благородные начинания вымышленных героев трилогии. В июле 1941 года А.П. Гайдар уехал на фронт коррес­пондентом «Комсомольской правды»; в сентябре он отказался вы­лететь последним самолетом из окруженного фашистами Киева и, оставшись в партизанском отряде, геройски погиб во время крат­кого боя.

Идеи гуманизма и патриотизма, воплощенные в образах «пре­красного мира России», который надо уберечь от врага, воплоще­ны в написанной накануне войны лирико-философской эпичес­кой поэме М.М. Пришвина «Фацелия».

Свою печать наложило время и на изображение человека в лите­ратуре военных лет. В центре ее стоял характер героический - при­влекательный и яркий. В своем психологизме она почти целиком

устремлена к тому, чтобы показать психологию борьбы, подвига, столкновения, минуя при этом многие сложности общественной и человеческой жизни, ее противоречия и оттенки. Нравственно-психологическая жизнь героев сосредоточена на одном и раскрыва­ется в одном - в подвиге, в подготовке к подвигу, в решимости со­вершить его. И все остальные чувства, привязанности, конфликты подчинены этой жесткой определенности характеров. Писателями была создана галерея собирательных образов, воплощающих рус­ский национальный характер: Василий Теркин у А.Т. Твардовского, Иван Судаков у А.Н. Толстого, Алексей Куликов у Б.Л. Горбатова, Игнатьев у В. С. Гроссмана.



В лучших произведениях военных лет ощутим трагизм челове­ческих судеб, глубина драматических переживаний. Но трагедия народа не заслоняла перед писателями веры в его силы, в его бес­смертие, в его непобедимость. К.М. Симонов в предисловии к сво­им военным дневникам писал: «Какая бы тяжелая обстановка ни складывалась на том участке фронта, где мы были, мы по зерныш­ку собирали в горсть все, что говорили нам о надеждах на будущее, о непреложности веры в окончательную победу. ...Найти факты, подтверждающие нашу веру в победу, было не только нашим граж­данским долгом, но и душевной потребностью».

Военная действительность с ее уникальным богатейшим мате­риалом требовала скорейшего художественного осмысления, и по­тому главное место в литературе военных лет заняли «оператив­ные» жанры: очерк, публицистическая статья, рассказ, лирическое стихотворение, к которым обратились почти все писатели, незави­симо от своего предшествующего творческого опыта.

В первую очередь в освещении нуждалась подлинная героика фронтовых событий. «Враг в тот памятный день, когда он напал на нас, для многих был абстракцией... Писатели помогли увидеть вра­га», - писал И.Г. Эренбург. Весь ход войны, ее эпизоды и факты, об­лик людей, защищающих родину, получали широкое освещение в документальных очерках, которые заняли одно из ведущих мест в литературе военной поры. В то же время война настолько выкри­сталлизовала события и характеры, что часто не требовалось образ­ного переосмысления действительности, чтобы раскрыть смысл ре­альных эпизодов и биографий. Следуя строгой документальности, писатели стремились дать подлинным фактам художественную трактовку и психологическую мотивировку. Первой ступенью на этом пути были литературные записи подлинного рассказа или имитации такого рассказа, в который вводился образ рассказчика.

За четыре военных года Илья Григорьевич Эренбург (1891- 1967)написал около полутора тысяч статей для газеты «Красная звезда», более трехсот статей для зарубежных агентств. Одним из главных направлений в его публицистике военных лет было разоб­лачение фашистской идеологии, защита общечеловеческих ценнос­тей. Главным оружием писателя была сила идейно-эмоционально­го подтекста, яркая метафоричность.

Алексею Николаевичу Толстому (1882-1945) принадлежит бо­лее шестидесяти статей и очерков, созданных за период с 1941 - 1945 год, среди которых «Что мы защищаем», «Родина», «Русские воины», «Блицкриг», «Почему Гитлер должен потерпеть пора­жение».

К национальной истории обращался в своих очерках «Слава России», «Твой брат Володя Куриленко», «Ярость», «Расправа» Ле­онид Максимович Леонов (1899-1994).

Главным объектом очерков Василия Семеновича Гроссмана (1905-1964) был Сталинград. С начала Великой Отечественной войны и до ее окончания В. Гроссман работал специальным корре­спондентом газеты «Красная звезда»; он отступал с армией до Ста­линграда, победу встретил в Берлине. Прочное место в литературе о войне занимают созданные им суровые, лишенные патетики очерки.

Широкий диапазон исторических ассоциаций и философских раздумий свойствен очеркам Михаила Александровича Шолохова (1905-1984).

Публицистический жанр оказал влияние и на художест­венную прозу, основывавшуюся на подлинных фактах и событиях военной действительности. А.Н. Толстой, К.М. Симонов, В.С. Гроссман и другие авторы лишь расширяли подлинные об­стоятельства, дополняя детали и биографии героев. «Рассказчику стало недосуг оглядываться назад. Насущные вопросы, сегодняш­ние герои плотным кольцом окружали его. Рассказ становился все более современным. Читатель привыкал ощущать в его сердцеви­не надежную косточку жизненной правды и узнавать себя» 1 . Следствием влияния публицистики на художественную прозу явилось возникновение новой жанровой формы очерка-рассказа: «Наука ненависти» М.А. Шолохова, «Рассказы Ивана Сударева» А.Н. Толстого, «Морская душа» Л.С. Соболева.

Среди прозы, написанной в годы войны, особое место занимает «философский эпос» Андрея ПлатоновичаПлатонова (1899-1951). В начале Великой Отечественной войны он с семьей был эвакуирован в Уфу, но уже в 1942 году добровольно отправился на фронт рядовым. Затем стал военным корреспондентом газеты «Красная звезда». В это время писатель публикует сборники рассказов «Одухотворенные лю­ди», «Рассказы о Родине», «Броня», «В сторону заката солнца».

Произведения А. П. Платонова военных лет отмечены особой философской насыщенностью: в рассказах «Мать», «Цветок на земле», «Афродита» писатель размышляет о связи времен, о бес­смертии духовных ценностей народа. Герои его военных рассказов - «Оборона Семидворья», «Одухотворенные люди», «В сторону за­ката солнца», «Девушка Роза», «Маленький солдат», «Неодушев­ленный враг» - ощущают свою связь с народом; личное для них оказывается синонимом народного. В художественной ткани про­изведений, созданных в годы войны, А.П. Платонов подробное описание деталей военного быта соединяет с вечными философ­скими вопросами жизни и смерти. Так, в рассказе «Три солдата» символами вечности становятся ребенок и брошенное в землю зерно, которые должны вырасти. Сквозной в прозе А.П. Платоно­ва мотив «мертвых душ» предстает в новой военной ипостаси: в рассказе «Одухотворенные люди» при встрече с «убийцей тру­жеников» - врагом - желание «отучить фашистов от жизни» до­стигает предельного накала.

В годы войны, когда возникла опасность уничтожения русской культуры и русского языка, особое значение приобрела проблема национального характера. Интерес к идее развития национального самосознания отразился уже в самих заглавиях произведениий: «Русский характер», «Русская сила», «Разгневанная Россия» А.Н. Толстого, «Мы - русские» В.В. Вишневского, «Слава России» Л.М. Леонова, «Дума о России» Д.Б. Кедрина и др. Обостренное чувство сострадания родине приобрело патриотическую окраску:

Трижды поверив, что жизнь уже вся, Я все-таки горд был за самую милую, За русскую землю, где я родился.

За то, что на ней умереть мне завещано, Что русская мать нас на свет родила, Что, в бой провожая нас, русская женщина По-русски три раза меня обняла.

(КМ. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»)

Первые повести о войне стали появляться с 1942 года. В них крупным планом изображались конкретные люди - участники бо­ев, защитники Москвы, Сталинграда, других городов и сел.

Исследователи отмечают, что предпочтение в военной прозе от­давалось героям, представлявшим не столько качества отдельной личности, сколько всеобщие, типичные свойства широкой народ­ной массы. Характеры литературы того времени очерчены крупно, резко, обобщенно, без психологической обусловленности и индиви­дуализации. Эпически приподнятому и обобщенному изображе­нию соответствовал и образно-стилистический строй героической повести военных лет, тяготеющей к героико-романтическим и пате­тическим формам. Проза военных лет широко использует символи­ческие образы и мотивы, приемы песенной лирики и былинного эпоса. Авторы не отделяют себя от героев и событий, их прямая речь органично входит в повествование, придавая ему эмоциональ­ную взволнованность и лирическую насыщенность.

В одном из первых эпических произведений военных лет - по­вести В.С. Гроссмана «Народ бессмертен» - раскрывается духовная и нравственная сила советского народа, вступившего в смертель­ную схватку с фашизмом. Эта мощь проявляется и в эпических сце­нах описания боев, и в лирических отступлениях, содержащих фи­лософские размышления автора, и в образе главного героя Игнатьева - воина, наделенного чертами былинного богатыря.

Попытка показать психологическое состояние человека, нахо­дящегося в жесточайших условиях войны, реализована в повести А.А. Бека «Волоколамское шоссе». Подвиг самопожертвования в ус­ловиях повседневных военных будней изображен в повести К.М. Симонова «Дни и ночи».

В 1943-1944 годах появилось несколько незавершенных глав романа М.А. Шолохова «Они сражались за Родину». Война в нем показана глазами простого русского солдата, испытавшего горечь отступления, чувство ненависти к фашистам, огромное желание победить.

Уже во время войны стала остро ощущаться потребность в изо­бражении жизни в тылу, грандиозной работы, которую вели его труженики. Среди произведений этой тематики - романы Ф.И. Панферова «Борьба за мир», А.А. Караваевой «Огни», А.А. Первенцева «Испытание».

Первым завершенным романом о Великой Отечественной войне стала «Молодая гвардия» Александра Александровича Фаде­ева (1901-1956). В годы войны А.А. Фадеев, занимавший руково­дящий пост в Союзе писателей СССР, много сделал для вовлече­ния литераторов в патриотическое движение. Сам он часто выезжал на фронт в качестве корреспондента газеты «Правда» и Совинформбюро. Встречи с участниками движения сопротивле­ния фашизму в городе Краснодоне вдохновили А.А. Фадеева на работу над романом «Молодая гвардия». Книга вызвала споры: одни объявляли ее шедевром, другие критиковали автора за то, что он создал произведение на основе вымышленного сюжета о никогда не существовавшей в действительности подпольной ор­ганизации. На деле писатель отталкивался от реальных фактов, переосмысляя действия прототипов, стремился к художественно­му синтезу различных изобразительных средств: в романе присут­ствуют эпичность, психологизм, лирическое начало, героико-романтический пафос.

Несмотря на то что роман «Молодая гвардия» пользовался ог­ромной популярностью (в честь трагически погибших юных героев слагались песни, на основе романа создавались инсценировки, был снят художественный фильм, изучение произведения вошло в обя­зательную школьную программу), он подвергся резкой критике также и за то, что в нем была недостаточно освещена руководящая роль коммунистов. Писатель остро переживал критику, но в конеч­ном счете, согласившись с ней, подготовил вторую редакцию рома­на, добавив образы коммунистов-партизан Краснодона. В целом ро­ман А.А. Фадеева звучит как скорбный реквием по молодым, погибшим от рук фашистов.

С самого начала войны исключительную мобильность прояви­ла драматургия, вставшая в один ряд с наиболее оперативными ли­тературными жанрами - публицистикой, патриотической лири­кой, массовой песней. На протяжении военных лет она следовала по горячим следам фронтовой действительности, изображая невыдуманных героев, способных сохранять в самых нечеловеческих условиях человечность.

Драматические произведения, созданные в годы войны, обога­щались элементами разных родов и жанров литературы. В лучших пьесах военной поры переплетались страстная публицистичность с тонким лиризмом, широкая эпическая масштабность с глубоким психологизмом, изображение картин военных будней было окра­шено глубоко трагедийным пафосом. Но главным в драматургии военных лет выступало начало героическое, в котором раскрыва­лось величие души воина-освободителя.

В пьесах Л.М. Леонова «Нашествие» и «Ленушка», К.М. Симо­нова «Русские люди», А.А. Крона «Офицер флота» изображались сложные переломы в сознании и психологии людей, произошедшие в годы войны, переход от первых иллюзий к горькой правде реаль­ной исторической обстановки.

Произведения художественной литературы, созданные в пер­вые послевоенные годы, были посвящены трагедии только что от­гремевшей войны, и в первую очередь тем великим жертвам, кото­рые были принесены страной ради победы.

Скорбный мотив прощания с погибшими пронизывает лириче­ские произведения А.Т. Твардовского, А.А. Суркова, С.С. Орлова, О.Ф. Берггольц, М.А. Дудина, А.А. Прокофьева, М.В. Исаковского, Е.М. Винокурова, Ю.В. Друниной.

В стихотворении С.С. Орлова образ солдата, которого похорони­ли в «мавзолее» Земли, вырастает до вселенского образа-символа:

Его зарыли в шар земной,

А был он лишь солдат,

Всего, друзья, солдат простой,

Без званий и наград.

Ему как мавзолей Земля -

На миллион веков,

И Млечные Пути пылят

Вокруг него с боков.

На рыжих скатах тучи спят,

Метелицы метут,

Грома тяжелые гремят,

Ветра разбег берут.

Давным-давно окончен бой.

Руками всех друзей

Положен парень в шар земной, Как будто в мавзолей...

(«Его зарыли в шар земной...»)

До конца жизни военные темы и мотивы не оставляли А.Т. Твар­довского. В шедеврах его послевоенной лирики «Я убит подо Рже­вом», «В тот день, когда окончилась война...», «Я знаю, никакой мо­ей вины...» поэту удалось выразить чувства глубокой скорби и печали по погибшим, волновавшие целое поколение.

Пронзительная печаль наполняет строки стихов Евгения Ми­хайловича Винокурова (1925-1993) о не вернувшихся с войны мос­ковских «мальчиках»:

В полях над Вислой сонной Лежат в земле сырой Сережка с Малой Бронной И Витька с Моховой.

А где-то в людном мире, Который год подряд, Одни в пустой квартире Их матери не спят...

(«Москвичи»)

Е.М. Винокуров вступил в поэзию, когда входили в силу поэты-фронтовики старшего поколения - М.А. Дудин, С.С. Орлов, СП. Гудзенко, за плечами которых был огромный трагический опыт войны. Он был призван в армию после окончания артиллерийского училища и в неполных 18 лет стал уже «отцом-командиром».

Это стихотворение в журнале «Новый мир» обратило на себя внимание известного киноактера и исполнителя песен М. Бернеса, который попросил композитора А.Я. Эшпая написать музыку на его слова. А.Я. Эшпай вспоминал, что стихотворение поразило его «странным совпадением»: «Все, о чем говорилось в прекрасных стихах Е.М. Винокурова «Сережка с Малой Бронной» <второе на­звание стихотворения было у меня в жизни. Фронт начался у ме­ня с Вислы, откуда я с боями дошел до Берлина; моя мать до сих пор ждет старшего брата, пропавшего* без вести в первые дни войны, и жили мы на Бронной (правда, Большой)».

Положенное на музыку А.Я. Эшпаем стихотворение Е.М. Ви­нокурова в исполнении М.Н. Бернеса стало одной из любимых на­родом песен - «Москвичи», или «Сережка с Малой Бронной».

Великая Отечественная война не могла не оказать огромного воздействия на общественное сознание. Однако влияние это не бы­ло однозначным. С одной стороны, в атмосфере всеобщего ликова­ния триумф советского народа расценивался как свидетельство му­дрости сталинского руководства и как подтверждение правильности политики советского строя. На этом фоне официальной критикой всячески поощрялась тенденция приукрашивающего, «лакировоч­ного искусства», придававшего недавней войне искаженный, парад­ный лик (произведения П.А. Павленко, А.А. Первенцева и некото­рых других писателей и поэтов). С другой стороны, у многих из тех, кто имел мужество принимать на фронте ответственные решения, кто кровью своей расплачивался за просчеты вождя, возросло чувст­во собственного достоинства, произошло определенное раскрепоще­ние психологии и самосознания. Такие люди верили, что после побе­ды у них будет совсем другая, непохожая на довоенную, жизнь. Но этим надеждам не суждено было сбыться: после победы народ вновь оказался в атмосфере страха, во власти тоталитарной систе­мы. Талантливым произведениям литературы, в которых раскрыва­лась правда о войне, была уготована трудная судьба.

В первые послевоенные годы авторам не надо было выдумы­вать героев - действующими лицами произведений становились реальные люди, совершившие подвиг во имя отчизны, а писателя­ми - недавние участники войны. На передний план выдвинулась документальная проза - дневники, очерки, записки, письма и вос­поминания, запечатлевшие события военных лет: «В лесах Смо­ленщины» Т. Логуновой; «Война в тылу» Героя Советского Союза Г. Линькова; «Французские записки», повествующие об освобо­дительной борьбе во Франции, А.Н. Рубакина. Авторами вышед­ших в конце 40-х - начале 50-х годов книг мемуарно-очеркового жанра «невыдуманных рассказов» чаще всего становились руко­водители партизанского движения - С.А. Ковпак («От Путивля до Карпат»), П.П. Вершигора («Подпольный обком действует»), Д.Н. Медведев («Это было под Ровно»).

В жанре мемуаров написаны «Страницы из Записных книжек» А.Т. Твардовского. Присутствие в его очерках «Родина и чужбина» лирического героя предвосхитило стилевую манеру лирической прозы о войне, созданной в конце 50-х годов.

Нравственные истоки подвига человека, защищавшего родину, исследовали, опираясь на документальный материал, Б.Н. Полевой в «Повести о настоящем человеке» и В.Ф. Панова в «Спутниках». В этих произведениях документальная основа сюжета сочетается с героико-романтическим пафосом.

Событийная основа отодвигается на второй план мощной лири­ческой стихией в повести Эммануила Генриховича Казакевича (1913-1962) «Звезда». Будучи по состоянию здоровья невоеннообязанным, писатель добровольно ушел в армию, служил в развед­ке, был командиром взвода. Повесть «Звезда» выдержала свыше 50 изданий более чем на 20 языках. Произведение, овеянное свет­лой печалью, повествует о подвиге разведчиков, погибших в тылу врага, чтобы ценой своих жизней добыть сведения о танковой диви­зии СС. Несмотря на трагический финал, произведение проникну­то радостным предчувствием скорой победы.

Сложной оказалась судьба опубликованной в 1946 году повес­ти Виктора Платоновича Некрасова (1911-1987) «В окопах Ста­линграда». С 1941 года он находился в армии; сражался в Сталин­граде, в Украине и в Польше. Повесть «В окопах Сталинграда» оказалась самым высоким достижением писателя и этапным произ­ведением для всей советской литературы о Великой Отечественной войне. «Первое очевидное достоинство книги - то, что, лишенная внешне сюжетных, фабульных приманок, она заставляет прочесть себя одним духом. Большая достоверность свидетельства о тяже­лых и величественных днях борьбы накануне «великого перелома», простота и отчетливость повествования, драгоценнейшие детали окопного быта и т.п. - все это качества, предваряющие несомнен­ный успех книги у читателя... Это правдивый рассказ о великой по­беде, складывавшейся из тысяч маленьких, неприметных приобре­тений боевого опыта и морально-политического превосходства наших воинов задолго до того, как она, победа, прозвучала на весь мир. И рассказ этот - литературно полноценный, своеобычный, ху­дожнически убедительный...» - писал А.Т. Твардовский о повести В.П. Некрасова. Однако все эти особенности некрасовского произ­ведения официозной критикой трактовались как опасные, писателя обвинили в «очернительстве», «дегероизации», в приверженности «абстрактному гуманизму» и «окопной правде». Изданная много­миллионными тиражами, переведенная на 36 языков мира, повесть вскоре после первой публикации была фактически запрещена за «недостаток идейности».

Психологический натурализм «В окопах Сталинграда» с прон­зительной ясностью изображает страшную реальность войны, ее трагический опыт.

Писатель первым в нашей литературе заговорил о нравствен­ной ответственности командира, посылающего бойцов на верную гибель ради выполнения необдуманного приказа. Впоследствии эта тема окажется главной в творчестве В.В. Быкова, Г.Я. Бакланова, Ю.В. Бондарева. В.В. Быков писал о прозе В.П. Некрасова, что в ней выражен прежде всего «честный, незамутненный, человечес­кий взгляд на войну с немецким фашизмом... чрезвычайно важно, что Некрасов (может быть, первый в нашей литературе) явил миру правоту и высокую сущность индивидуальности на войне, утвер­дил ее правоту и ее значение как носителя духовной ценности в ус­ловиях, так мало способствующих какой-либо духовности. Конеч­но, он опередил свое время и был за это сурово наказан. Остается уповать на его бессмертную художественную прозу о войне. На его некогда потрясшие мир, исполненные особой, некрасовской прав­ды «Окопы Сталинграда».

Произведения о Великой Отечественной войне были самым значительным жанрово-тематическим течением в «оттепельные» 1950-1960-е годы. Писатели-фронтовики, вступившие в это время в литературу, в силу сходства биографического опы­та, близости воззрений и восприятия современности, стягива­лись в некое творческое единство, выражающееся не только в общности военной темы и волнующих авторов проблем, но и в параллельности исканий в области поэтики. И на рубеже 1950-1960-х годов из большого массива их произведений обра­зовалось целое художественное течение, которое стали называть «лейтенантской прозой».

«Лейтенантская» проза открыла новый тип героя. Писателей интересовал процесс становления характера в трагических обстоя­тельствах войны, которая описывалась как тяжелый каждодневный труд. Исповедальная интонация авторов делала образы воинов жи­выми. Моральный аспект вышел в произведениях на первый план. Таковы повести «Батальоны просят огня» и «Последние залпы» Ю.В. Бондарева, «Журавлиный крик», «Третья ракета» В.В. Быко­ва, рассказы и повести К.Д. Воробьева, Г.Я. Бакланова, Ю.Д. Гонча­рова, В.П. Астафьева, В.О. Богомолова.

Развитию нового оригинального «поискового» жанра в публи­цистике положила начало книга Сергея Сергеевича Смирнова (1915-1976) «Брестская крепость». С начала Великой Отечест­венной войны С.С. Смирнов в составе группы студентов-выпуск­ников Литературного института вступил добровольцем в истреби­тельный батальон, с января 1943 года командовал взводом зенитно-артиллерийской дивизии, затем был сотрудником редак­ции армейской газеты «Мужество», с которой фронтовыми дорога­ми прошел путь от Курской дуги до Австрии.

В литературу С.С. Смирнов вошел как летописец Отечествен­ной войны (книги «В боях за Будапешт», «Сталинград на Днеп­ре», «На полях Венгрии», «Крепость на границе»). Преодолевая со­противление тех, кто не хотел обнародования правды о трагедии 41-го года, С.С. Смирнов рассказал сначала на радио, а затем в те­лепередачах о людях, принявших на себя бой 22 июня, которые мужественно сражались в полном окружении, на пределе и даже за пределами возможного. Они до конца исполнили свой долг, по­пали в плен, а после войны их объявили предателями. Выступле­ния С.С. Смирнова пробили брешь в ранее запретной облас­ти - за ними пошел целый поток мемуаров и сборников воспоминаний бывших узников концлагерей. Параллельно пи­сатель работал над книгами «В поисках героев Брестской крепости» и «Герои Брестской крепости», из них выросла новая большая книга «Брестская крепость». Она воскрешала имена забытых павших, возвращала доброе имя живым - бывшим узникам фа­шистских и советских концлагерей.

О поколении фронтовиков, чья юность совпала с годами Вели­кой Отечественной войны, поэт Д.С. Самойлов писал: «...я обраща­юсь к войне не только потому, что стараюсь воплотить в творчестве свои гражданские понятия. Есть еще одна сторона дела: лиричес­кая. Мы ведь были очень молоды тогда - в сорок первом и сорок пятом году. Это время было нашей юностью, и все прекрасное, что связано с юностью, у нас отнесено в то время».

Одним из поэтов послевоенного поколения, с воодушевлением принявших эстафету от писателей-фронтовиков, был Роберт Ива­нович Рождественский (1932 - 1994). В «оттепельные» годы, пыта­ясь найти гражданский идеал, способный одолеть безверие, сомне­ния, нигилизм, он обратился к героической эпохе Великой Отечественной войны. Теме войны посвящены такие яркие стихо­творения, как «Мамаев курган», «Когда война закончилась...», а так­же лирико-драматическая поэма «Реквием». Лирический герой «Реквиема» - современник поэта, безрезультатно пытающийся превозмочь боль от того, что было пережито народом. Через все произведение проходят мотивы памяти-верности, памяти-прекло­нения, памяти-долга, памяти-предостережения:

Помните! Через века,

через года, - помните!

Не плачьте! В горле

сдержите стоны, горькие стоны. Памяти

достойны!

Вечно достойны! Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью

просторной, каждой

секундой, каждым

дыханьем будьте достойны!

В конце 50-х годов впервые перед широкой аудиторией вместе с поэтами «оттепельной» поры выступил один из поэтов фронтово­го поколения Булат Шалвович Окуджава (1924-1997). Талант по­эта формировался в жестоких испытаниях, под артиллерийским и минометным обстрелами. Б.Ш. Окуджаве было семнадцать лет, когда он добровольцем ушел на фронт. Свою первую песню «Нам в холодных теплушках не спалось...» он написал на войне и о войне. Впоследствии на протяжении всего творческого пути военная тема занимала центральное место как в его поэтическом наследии, так и в прозе.

В песнях о войне «Первый день на передовой», «Песенка о сол­датских сапогах», «До свидания, мальчики», «Песенка о пехоте» и других раскрывается духовный мир человека, прошедшего испы­тание огнем и сохранившего в душе веру, надежду, любовь ко всему

живому на земле. Поэту и его лирическому герою присуще непри­ятие «подлой» войны, принесшей «разлуки и дым», загубившей юность целого поколения. Для них характерно утверждение жизни, вера в ее торжество и победу над смертью.

В 1961 году в сборнике «Тарусские страницы» была опубли­кована первая, во многом автобиографическая повесть Б.Ш. Окуджавы «Будь здоров, школяр!», рассказывающая о судь­бе юноши, попавшего на фронт. В ней правдиво показаны обык­новенные военные будни. Проникнутая ненавистью к войне, по­весть подверглась резкой критике за «гипертрофирование страха», «дегероизацию событий» и за выраженные в ней паци­фистские настроения. В 1965 году в соавторстве с режиссером В.Я. Мотылем Б.Ш. Окуджава написал по этой повести кино­сценарий для кинофильма «Женя, Женечка и «катюша», в кото­ром лирический дневник школяра переходит «в комедийно-авантюрный сюжет».

Тема Великой Отечественной войны занимает значительное место в творчестве другого мастера авторской песни - Владимира Семеновича Высоцкого (1938-1980), посвятившего ей один из сво­их песенных циклов. Он обладал талантом слушать собеседника и творчески переосмысливать его рассказ. И хотя герои и сюжеты его песен о войне - вымышленные, но, написанные необыкновенно живо и от первого лица, они оставляли впечатление полной, досто­верности. Когда началась война, поэт был трехлетним ребенком, но читатели, принимавшие в ней участие, в письмах, адресованных поэту, спрашивали его, не воевал ли он. Через весь цикл военных песен В.С. Высоцкого проходит сквозной мотив памяти о героичес­ком и трагическом военном времени:

И еще будем долго огни принимать за пожары мы, будет долго зловещим казаться нам скрип сапогов, про войну будут детские игры с названьями старыми, и людей будем долго делить на друзей и врагов.

А когда отгрохочет, когда отгорит и отплачется, и когда наши кони устанут под нами скакать, и когда наши девушки сменят шинели на платьица, - не забыть бы тогда, не простить бы и не потерять...

(«Как призывный набат...»)

Первой большой удачей эпической традиции послевоенных лет стала трилогия «Живые и мертвые» К.М.Симонова . Писатель говорил, что его «привлекают события, существенные для жизни многих людей, шире говоря - народа и страны, события, касающи­еся всех персонажей и так или иначе определяющие их судьбу». Хотя действие трилогии ограничено событиями 41-го года, она во­брала в себя множество событий: отступление, сражение на Волге, бои за Белоруссию. Книга написана в жанре исторической хрони­ки; лишь за редким исключением в ней действуют вымышленные персонажи.

В романе выражены общественные настроения 60-х годов. Его появление во многом определялось осознанием нравственного дол­га писателя перед миллионами людей, ставшими первыми жертва­ми и первыми героями Великой Отечественной войны. Но в отли­чие от простой летописи событий, в романе К.М. Симонова поставлен вопрос: «Как это произошло, почему это стало возмож­ным, как случилось, что мы отступаем?»

Высшим критерием исторической целесообразности в романе К.М. Симонова выступает человечность. Наиболее значительное достижение писателя - образ Серпилина, в котором сочетаются та­лант полководца и страстная человеколюбивая натура. Даже на бес­человечной войне он остается самим собой, никогда не пренебрегая ни жизнью солдат, ни их личным достоинством.

Через длительное увлечение «лейтенантской» прозой прошел писатель Борис Львович Васильев (р. 1924). Юношей он ушел на фронт добровольцем в составе истребительного комсомольского полка. Был в окружении в боях под Смоленском. В этих условиях всю ответственность за решения приходилось брать на себя. Так по­явилась повесть «А зори здесь тихие...», получившая восторженные отклики читателей и критики. Произведение Б.Л. Васильева вы­держало неоднократные переиздания и получило сценические и музыкальные интерпретации, среди которых - одноименный ки­нофильм режиссера СИ. Ростоцкого, удостоенный многих премий.

В повести «А зори здесь тихие...» изображены экстремальные условия крошечного замкнутого пространства, на котором оказы­вается старшина Васьков с несколькими девушками. Б.Л. Васильев неожиданно меняет сюжетный поворот прибытия «девушек-вояк», переводя повесть в трагические рамки. «А зори здесь тихие...» - произведение глубоко лиричное, овеянное романтическим пафосом, наполненное описаниями природы, воспоминаниями девушек, их предчувствиями. Благодаря этому ярче высвечивается ее глав­ный нравственно-философский аспект: несовместимость войны, несущей убийство, смерть, и природы человека, особенно женской, призванной дарить жизнь, а не отнимать ее.

В 1970-е годы из произведений художественной литературы по­степенно исчезают собственно военные реалии - все меньше стра­ниц уделено в них описаниям военных действий; в центре внима­ния писателей оказываются психологические коллизии. Тяжелейшие последствия войны изображены в повести «Живи и помни» Валентина Григорьевича Распутина (р. 1937). Писатель подошел к военной теме с необычной стороны: он исследует психо­логию дезертира - бывшего крестьянина, сбежавшего с фронта и скрывающегося от односельчан. Истоки нравственного надлома героя восходят к его детским годам, когда Гражданская война жес­токо истребила всю его семью. В повести звучит протест против войны, калечащей человеческие жизни и судьбы.

Жестокая фронтовая реальность остается за пределами изобра­жаемой действительности в повести о Великой Отечественной войне «Усвятские шлемоносцы» Евгения Ивановича Носова (р. 1925). Писа­тель родился в семье деревенских мастеров и воспитывался в атмо­сфере мирных - хлебопашеских и ремесленных - традиций русско­го села. На фронт ушел в 1943 году, служил артиллеристом. Особенность художественного мышления писателя в разработке во­енной тематики сказывается в последовательном утверждении мыс­ли об исконном миролюбии русского народа. Ключом к пониманию замысла повести могут служить слова Е.И. Носова: «Суть человека труда, и особенно хлебороба, такова, что он к войне не готов... Обра­щение земледельца в солдата - это всегда трудный психологический порог, всегда тяжелая внутренняя ломка» 1 . Повесть «Усвятские шле­моносцы» построена на антитезе войны и мира: в ней рассказывается о нескольких днях сенокосной поры, последних мгновениях семей­ной и трудовой идиллии после известия о начале войны.

Благодаря поддержке К.М. Симонова в феврале 1979 года в журнале «Дружба народов» увидела свет повесть «Сашка» Вяче­слава Леонидовича Кондратьева (1920-1993). В.Л. Кондратьев на­чал писать поздно, когда ему было за пятьдесят, и путь в печать его произведений был нелегким: рассказанная в них горькая правда о войне отпугивала редакторов.

«Сашка» - высшее достижение В.Л. Кондратьева, самое глубо­кое, самое совершенное его произведение. Главная его удача, подлин­ное открытие - характер главного героя. При внешней простоте и яс­ности он таит в себе и глубину, и сложность, и значительность. Пытливый ум и простодушие, жизнестойкость и деятельная доброта, скромность и чувство собственного достоинства, твердость нравст­венных принципов и критический взгляд на происходящее отличают героя. Писатель раскрывает высоконравственный характер человека из народа, сформированный своим временем и воплотивший лучшие черты своего поколения (этим объясняются и та близость и взаимо­понимание, которые так естественно и легко возникают у Саш­ки - деревенского парня и у его ротного, бывшего студента, лейте­нанта Володьки, выросшего в интеллигентной московской семье).

Сказовая форма повествования, используемая обычно для изображения народного характера, предоставляющая человеку из народа возможность говорить от своего имени, позволила В.Л. Кондратьеву через строй речи героя раскрыть изнутри его ха­рактер, ход мыслей, мир чувств. Обращение к сказу свидетельст­вовало, что повесть «Сашка» возникла на пересечении самых вли­ятельных и плодотворных литературных тенденций той поры: она вобрала опыт не только В.П. Некрасова и «лейтенантской» прозы, но и «деревенской» прозы, а также «Одного дня Ивана Денисови­ча» А.И. Солженицына.

Один из сквозных, проходящих через все творчество В.Л. Кон­дратьева мотивов - зря пролитая кровь, бессмысленно, по безду­шию высокого начальства и по дурости военных служак, загублен­ные жизни. Он проводит мысль о том, что для победы над очень сильной, хорошо подготовленной и вооруженной армией надо пре­взойти ее не только воинским умением. Эту армию, отличающуюся необычайной жестокостью, чудовищным обращением с противни­ком и мирным населением, могли победить только воины, защища­ющие те простые и великие ценности человеческой жизни, без ко­торых она лишается смысла. Отказавшись расстрелять пленного, Сашка объясняет это просто: «Люди же мы, а не фашисты...» Имен­но человечность и была тем рубежом, который фашисты одолеть не могли, она стала духовным фундаментом трудно дававшейся побе­ды. Проза В. Кондратьева, в которой так беспощадно нарисован жуткий лик войны - грязь, вши, кровь, трупы, - проникнута верой в торжество человечности. Антифашистский, антивоенный пафос претворен в ней в пафос гуманистический 1 .

В 1986 году была опубликована написанная в 1943 году повесть Константина Дмитриевича Воробьева (1919-1975) «Это мы, Гос­поди!», основанная на документальных записях пережитых автором событий. Главная тема, поднятая в ней, - участь советских военно­пленных - находилась под запретом советского Главлита до 1956 года.

К.Д. Воробьев был призван на фронт, вскоре попал в плен и прошел несколько лагерей; в 1943 году он совершил дерзкий по­бег из плена и создал партизанскую группу.

Жестокий натурализм изображения нечеловеческих страданий - допросов, пыток, каторжного труда - сочетается в повести К.Д. Воро­бьева с сюрреалистическим описанием видений главного героя, пре­бывающего в трагической ситуации насилия и постоянной угрозы смерти. Основная мысль произведения выражена уже в предпослан­ном ему эпиграфе из «Слова о полку Игореве»: «Плен - хуже смерти». Сюжетный центр повести - трагическая судьба русского воина, лейте­нанта Сергея Кострова, не покорившегося обстоятельствам и не слом­ленного духовно. По словам В.Л. Кондратьева, произведение К.Д. Во­робьева погружает читателя «в кромешный сорок первый год, в самое крошево войны, в самые кошмарные и бесчеловечные ее страницы».

Вещикова Анатолия

Работа написана думающим человеком, который любит читать хорошие книги и размышлять над ними.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Человек на войне.

Конкурсное сочинение

Ученицы 10 в класса Вещиковой Анатолии.

«Война - … самое гадкое дело в жизни», - писал Лев Толстой. К сожалению, не все понимают эту неоспоримую истину. Когда же человечество скажет «нет» войне, которая способна превратить в диких зверей людей, рождённых для того, чтобы жить братьями?

Возвращаясь с фронтов Великой Отечественной, наши прадеды и деды не могли представить себе, что воевать придётся их правнукам и внукам. Но уже позади афганские события, в которых погибло свыше пятнадцати тысяч солдат и офицеров, две войны в Чечне. Разве на полях сражений под Москвой и Ленинградом, Сталинградом и Курском советские бойцы умирали для того, чтобы спустя десятилетия после окончания Великой Отечественной войны гибли люди? Нет, каждый из нас рождается на Земле для жизни. Надо всеми силами бороться за мир, который, по мнению Анатоля Франса, нужен для того, чтобы «человек мог вырасти в человека».

Много книг о различных войнах написано русскими и зарубежными классиками, но наиболее сильное впечатление произвела на меня повесть Вячеслава Кондратьева «Сашка».

В этом произведении нет масштабных картин Великой Отечественной войны, хотя книга посвящена «всем воевавшим подо Ржевом – живым и мёртвым». В повести мало батальных сцен, внимание писателя сосредоточено на отдельном человеке. Кондратьев стремится выяснить, как удаётся рядовому бойцу наперекор тяжёлым обстоятельствам сохранить высокие нравственные качества.

Главному герою повести писатель не даёт даже фамилии. Кондратьев хочет показать, что Сашка не выделяется из толпы, он лишь один из многих защитников Отечества, а не исключительная личность.

На мой взгляд, образ Сашки – большая творческая удача автора произведения. Когда читаешь повесть, невольно ловишь себя на мысли, что кондратьевский герой – человек светоносный, располагающий к себе, внушающий полное доверие.

Впервые мы встречаемся с Сашкой, когда тот заступает на ночной пост, имея «никудышнего напарника», у которого «то там колет, то в другом месте свербит». Но верит боец, что товарищ не симулянт, а «вправду недужный да ослабший от голодухи человек», поэтому и отправляет его отдыхать в шалаш. Человечность Сашки сразу подкупает читателя. Находясь в дозоре, солдат думает о своём командире, оставшемся без обуви, и хочет боец снять с убитого немца валенки для своего лейтенанта. Сашка способен не только позаботиться о ротном, но и выручить его в трудную минуту. Так во время боя видит солдат растерянное лицо командира, который взводит на ходу затвор автомата, а тот «молчит». Понимает Сашка, что ротный расстрелял диск, вот и отдаёт свои боеприпасы офицеру, не думая о том, что самому патронов может не хватить.

Герой В. Кондратьева – мыслящий человек. Ему понятны причины неудач Красной Армии на фронте: «сильнее немец пока и воюет осторожно, людьми не раскидывается, ночами бережётся». Сашке ясно, что отступление советских войск вызвано не только «недохватом снарядов и мин», но и неумением воевать как следует командиров и рядовых. Понимая это, герой повести всё же верит в победу, честно выполняет свой солдатский долг, хотя воспринимает сначала войну романтически.

Сашка мечтает совершить подвиг, ещё «сидя в глубоком тылу» на Дальнем Востоке. Тщеславные мысли покидают героя лишь только тогда, когда он попадает на фронт. На передовой Сашке становится ясно, что война – тяжёлый, напряжённый труд, постоянные встречи лицом к лицу со смертью. Страшно солдату на фронте, но не дрожит за свою жизнь Сашка, не стремится спрятаться за чужую спину. Меньше всего он думает о себе. Автор так описывает поведение героя в экстремальных ситуациях, что читатель воспринимает Сашкины поступки как нечто само собой разумеющееся. По мнению бойца, мужчина – защитник всех, кто физически слабее. Сашка не видит ничего героического в том, что спасает от верной смерти медсестру Зину, прикрыв её во время бомбёжки своим телом. Девушка нравится бойцу, но она любит другого человека. Сашка признаёт за всеми право строить жизнь по-своему. Узнав о том, что Зине дорог не он, герой повести В.Кондратьева находит в себе силы, чтобы уйти с дороги любимой женщины, не держит на неё зла: «…неосудима Зина… Просто война…».

Автор, на мой взгляд, очень удачно использует в повести один художественный приём. О Сашкиных фронтовых буднях рассказывает писатель, но на всё происходящее он смотрит глазами героя. Когда-то Фёдор Михайлович Достоевский наблюдал за действиями Раскольникова, как бы находясь в его беспокойном внутреннем мире. В. Кондратьев продолжает традицию великого классика и глубоко проникает в психологию героя, хотя диалогов Сашки самим с собой писатель даёт совсем немного.

Самым ярким эпизодом в повести является допрос комбатом пленного немца, доставленного Сашкой в штаб. Фашист молчит, и капитан отдаёт приказ расстрелять гитлеровца. Боец хватает пленного за грудки и кричит: «Да говори ты, гад! Убивать же будут!». Сашка не думает в данный момент о себе. Солдат, который в присутствии офицера пытается спасти жизнь врагу, рискует попасть под трибунал. Что же заставляет героя повести пойти на такой шаг? Русский солдат не хочет быть лжецом даже в глазах фашиста. Ведь Сашка показывал немцу листовку, в которой было написано, что пленных в Красной Армии не расстреливают. Советский солдат знает цену человеческой жизни. Он не может убить безоружного врага. На какую же нравственную высоту должен подняться человек, чтобы,рискуя, отстаивать собственную правоту! А Сашка борется за правду и побеждает. Комбат отменяет своё решение и приказывает вести фашиста в штаб дивизии.

О герое В.Кондратьева можно говорить много. Ярким, запоминающимся получился у писателя этот образ. Когда читаешь повесть, невольно ловишь себя на мысли, что наш народ выиграл войну с фашистами потому, что таких людей, как Сашка, было большинство. Нелегка их фронтовая судьба, но и в тяжелейших ситуациях следует оставаться человеком.

Сашка, как гоголевский герой Тарас Бульба, для которого «нет уз святее товарищества», за друга пойдёт на любое испытание. Мне бы хотелось иметь такого товарища, как Сашка, но, к сожалению, он литературный герой, а не реальный человек.

У повести открытый финал. С Сашкой мы расстаёмся, когда он приезжает в Москву, откуда предстоит ему неблизкий путь домой. Уцелеет ли этот замечательный человек в войне? Вернётся ли домой после победы? Хочется надеяться, что он выживет, выстоит. Сашка – сильный духом человек, храбрый воин, патриот. Если суждено бойцу погибнуть, то смерть он примет, по-моему, как настоящий герой, не уронит чести и достоинства русского солдата. И тогда люди будут помнить Сашку, потому что, как сказал Джеймс Олдридж, «…человек, который умирает за правое дело, оставляет свой след. И мы отчасти живём за его счёт, оплачиваемый его кровью, его смертью. Поэтому он, в сущности, продолжает жить, ибо мы слишком многим ему обязаны, чтобы его забыть… Никто не забыт и ничто не забыто».

Лишь тот достоин жизни и свободы,
Кто каждый день идет за них на бой.
И. В. Гете. «Фауст»
Великая Отечественная война - тяжелейшее испытание, выпавшее на долю русского народа. Это самый трагический период российской истории. Именно в такие тяжелые моменты проявляются лучшие человеческие качества. То, что люди смогли с честью выдержать это испытание, не уронить своего достоинства, защитить свою Родину, своих детей, - величайший подвиг. Способность к совершению подвига - самое важное качество настоящего человека. Чтобы совершить его, нужно, прежде всего, забыть о себе и думать о других, забыть о смерти и страхе смерти, бросить вызов природе своим отречением от свойственной всему живому жажды i жизни. Поэтому одной из важнейших тем нашей литературы является тема подвига человека на войне. Многие писатели сами прошли трудный солдатский путь, многие из них были свидетелями великой трагедии и великого подвига. Не оставляют равнодушны-1 ми произведения К. Симонова, В. Быкова, В. Некрасова, Б. Васильева, Г. Бакланова и многих других писателей. Каждый писатель по-разному пытается понять, что позволяет человеку совершить подвиг, где нравственные истоки этого поступка.
Василь Быков. Повесть «Сотников». Зима 1942 года... Партизанский отряд, обремененный женщинами, детьми, ранеными, окружен. На задание отправляются двое - Сотников и Рыбак. Рыбак - один из лучших солдат в партизанском отряде. Его практическая хватка, умение приспособиться к любым обстоятельствам
жизни оказываются бесценными. Его противоположность - Сотников. Скромный, незаметный человек, без явных внешних признаков героя, бывший учитель. Почему, будучи слабым, больным, он пошел на ответственное задание? «Почему они, а не я должен идти, какое я имею право отказываться?» - так думает Сотников перед уходом на задание. Когда Сотников и Рыбак попадают в плен, тогда проявляются по-настоящему их моральные качества. Ничто не говорило о том, что крепкий и здоровый Рыбак струсит и станет предателем. А измученный болезнью, ранением, побоями Сотников до последней минуты будет держаться мужественно и примет смерть без слабости и страха. «Я партизан... - не очень громко сказал Сотников. - Остальное ни при чем. Берите одного меня».
Истоками его мужества являются высокая нравственность, убежденность в правоте своего дела, поэтому ему не стыдно было смотреть в глаза мальчика. «Вот и все кончено. Напоследок он отыскал взглядом застывший стебелек мальчишки в буденовке».
В повести В. Быкова нет абстрактного человека. В одном случае страх смерти уничтожает в человеке все человеческое, как это произошло с Рыбаком; в других случаях в тех же обстоятельствах человек преодолевает страх и выпрямляется во весь свой нравственный рост. Такими показали себя и Сотников, и староста Петр, и крестьянка Дёмчиха.
Война - это всегда тяжелое время в жизни людей, но больше всего своей тяжестью она давит на плечи женщины. Во время Великой Отечественной войны женщины бросили вызов природе, отказавшись от «женской» жизни и начав жить не свойственной им «мужской».
В своем произведении «У войны не женское лицо» С. Алексиевич описывает героинь Великой Отечественной, именитых и безвестных, благодаря которым мы сейчас живем. Они заслонили потомков от врага, положив на алтарь Победы все: свою жизнь, свое счастье - все, что у них было.
Женщина-снайпер... Сочетание противоестественное. Было сложно переступить черту между жизнью и смертью и убивать во имя жизни.
Вспоминает снайпер Мария Ивановна Морозова: «Наши разведчики взяли одного немецкого офицера, и он был крайне удивлен, что в его расположении выбито много солдат и все ранения только в голову. Простой, говорит, стрелок не может сделать столько попаданий в голову. «Покажите, - попросил, - мне этого стрелка, который столько моих солдат убил, я большое пополнение получил, и каждый день до десяти человек выбывало». Командир полка говорит: «К сожалению, не могу показать, это девушка-снайпер, но она погибла». Это была Саша Шляхова. Она погибла в снайперском поединке. И что ее подвело - это красный шарф. А красный шарф на снегу заметен, демаскировка. И вот когда немецкий офицер услышал, что это была девушка, он голову опустил, не знал, что сказать...»
Бессмертный подвиг во время войны совершили врачи, оказывая помощь миллионам раненых, помогая людям, не щадя себя, своих сил, своей жизни.
Вспоминает Екатерина Михайловна Рабчаева, санинструктор: «Первого раненого тащила, у самой ноги подкашивались. Тащу и шепчу: «Хотя б не помер... Хртя б не помер...» Перевязываю его, и плачу, и что-то говорю ему, жалко...»
«Раненых нам доставляли прямо с поля боя. Один раз двести человек раненых в сарае, а я одна. Вот не помню, где это было... В какой деревне... Столько лет прошло... Помню, что четыре дня я не спала, не присела, каждый кричал: «Сестра... сестричка... помоги, миленькая!..» Я бегала от одного к другому, и тут же уснула. Проснулась от крика, командир, молоденький лейтенант, тоже раненный, приподнялся на здоровый бок и кричал: «Молчать! Молчать, я приказываю!» Он понял, что я без сил, а все зовут, им больно: «Сестра... сестричка...» Я как вскочила, как побежала - не знаю куда, чего... И тогда я первый раз, как пришла на фронт, заплакала...»
Книга «У войны не женское лицо» заканчивается призывом: «Поклонимся ей, до самой земли. Ее великому Милосердию». Это призыв к нам - молодым.
Очень много подвигов совершено в войну, но достаточно прочитать повесть Б. Васильева «В списках не значился», чтобы начать понимать истоки этого героизма, которые исходили из беззаветной любви к Родине.
Это произведение о том, какой путь зрелости проходит за короткий срок обороны Брестской крепости девятнадцатилетний лейтенант Николай Плужников. Только что Николай окончил военное училище. По своей просьбе он получил назначение в одну из частей Особого Западного округа командиром взвода. Поздно ночью 21 июня 1941 года он прибывает в крепость, намереваясь утром явиться к командиру, чтобы зачислиться в списки и приступить к обязанностям. Но началась война, и Плужников так и остался вне списка. Отсюда и название повести. Но главное - это показ героизма и внутренней красоты наших воинов.
После трех первых дней яростных боев «дни и ночи обороны крепости слились в одну единую цепь вылазок и бомбежек, атак, обстрелов, блужданий по подземельям, коротких схваток с врагом и коротких, похожих на обмороки, минут забытья. И постоянного изнуряющего, не проходящего даже во сне желания жить».
Когда немцам удалось ворваться в крепость и разорвать ее оборону на отдельные, изолированные очаги сопротивления, они стали превращать крепость в развалины. Но ночью развалины оживали вновь. «Израненные, опаленные, измотанные поднимались из-под кирпичей, выползали из подвалов и в штыковых атаках уничтожали тех, кто рисковал остаться на ночь. И немцы боялись ночей».
Когда в конце Плужников остается единственным защитником крепости, он продолжает сражаться в одиночку. Даже когда его зажали в ловушку, он не сдался и вышел лишь тогда, когда узнал, что немцы были разбиты под Москвой. «Теперь я должен выйти и в последний раз посмотреть им в глаза». Он прячет боевое знамя, чтобы оно не досталось врагам. Он говорит: «Крепость не пала: она просто истекла кровью».
Людей, которые погибли при обороне Брестской крепости, называют героями из героев, которые, оставшись в окружении, не зная, жива ли страна, боролись с врагом до последнего.
История войны полна фактов мужества и самоотверженности миллионов людей, беззаветно защищавших свою Родину. Одержать победу в войне могут лишь люди, обладающие сильным духом, имеющие твердые убеждения, готовые идти за них на смерть. Во время войны проявились все эти качества русского народа, его готовность совершать подвиги во имя свободы. Возвращаясь к словам Гете, можно заключить, что каждый день войны был битвой за жизнь и свободу. Победа, с таким трудом завоеванная русским народом, была достойной наградой за все, совершенное им.

(По одному из произведений современной литературы.)

Великая Отечественная война была самой тяжёлой из войн, какие только пришлось пережить нашему народу за свою многовековую историю. Война была величайшим испытанием и проверкой сил народа, и эту проверку наш народ выдержал с честью. Война была также и серьёзнейшим испытанием для всей советской литературы, которая в дни войны показала всем миру, что у неё нет и не может быть интересов выше интересов народа.

Замечательные произведения были написаны М.Шолоховым, А.Фадеевым, А.Толстым, К.Симоновым, А.Твардовским и многими другими писателями.

Особое место среди произведений периода Великой Отечественной Войны занимает рассказ М.Шолохова «Наука ненависти», опубликованный в июне 1942 года.

В этом рассказе автор показывает, как мужает и крепнет в советских людях чувство любви к Родине и народу, как зреет презрение и ненависть к врагу. Писатель создаёт типичный образ участника войны – лейтенанта Герасимова, в котором воплощает лучшие черты воюющего советского народа.

Шолохов в предыдущих своих произведениях рисовал изумительные картины русской природы, которая у него никогда не была фоном для действия, а всегда помогала раскрыть глубже и полнее человеческий характер, психологические переживания героев.

Рассказ начинается с описания природы. Уже первой фразой Шолохов сближает человека с природой и этим как бы подчёркивает, что она не осталась безучастной к начавшийся тяжёлой борьбе: «На войне деревья, как и люди, имеют каждое свою судьбу». Символическое значение имеет в этом рассказе образ искалеченного снарядом дуба, который, несмотря на зияющую рану продолжает жить: «Рваная, зияющая пробоина иссушила полдерева, но вторая половина, пригнутая разрывом к воде, весною дивно ожила и покрылась свежей листвой. И до сегодняшнего дня, наверное, нижние ветви искалеченного дуба купаются в текущей воде, а верхние - всё ещё жадно притягивают к солнцу сочные тугие листья…» Разбитый снарядом дуб, но сохранивший жизненные соки, даёт возможность лучше раскрыть и понять характер основного героя рассказа лейтенанта Герасимова.

Уже первое знакомство читателей с героем, позволяет сделать вывод о том, что это мужественный человек с огромной силой воли, очень много перенёсший и передумавший.

Виктор Герасимов – потомственный рабочий. До войны он работал на одном из заводов Западной Сибири. В армию был призван в первые месяцы войны. Вся семья поручает ему сражаться с врагами до победы.

Трудового человека Герасимова с самого начала войны охватило чувство ненависти к врагу, разрушившему мирную жизнь народа и ввергнувшего страну в пучину кровавой войны.

Вначале к пленным немцам красноармейцы относились добродушно, называли «камрадами», угощали папиросами, кормили из своих котелков. Затем Шолохов показывает, как наши бойцы и командиры в ходе войны с фашистами прошли своеобразную школу ненависти.

Страшные следы фашистского хозяйничанья находили наши войска, изгонявшие гитлеровцев с временно оккупированной территории. Нельзя без содрогания читать описания чудовищных злодеяний врагов: «… Сожжённые дотла деревни, сотни расстрелянных женщин, детей, стариков, изуродованные трупы попавших в плен красноармейцев, изнасилованные и зверски убитые женщины, девушки и девочки-подростки…» Эти зверства потрясли бойцов, которые поняли, что фашисты – не люди, а осатаневшие от крови изуверы.

Тяжёлые, нечеловеческие испытания выпали на долю лейтенанта Герасимова, попавшего в плен. Описывая поведение героя в плену, писатель раскрывает новые черты характера, присущие русскому человеку. Раненый, потерявший много крови, Герасимов сохраняет чувство собственного достоинства и полон презрения и ненависти к врагу.

Одно желание владеет лейтенантом – не умереть. В колонне пленных, еле передвигая ноги, он думает о побеге. Огромная радость охватывает Герасимова и заставляет его забыть о жажде и физических страданиях, когда фашисты не находят у него партбилета, это придаёт ему мужество и стойкость в самые тяжелые дни неволи.

В рассказе изображается лагерь, в котором немцы держали пленных, где «их подвергали жесточайшим мучениям, где не было уборной и люди испражнялись здесь же и стояли и лежали в грязи и в зловещей жиже. Наиболее ослабевшие вообще уже не вставали. Воду и пищу давали раз в сутки. Иной день совсем забывали что-либо дать…» Но никакие зверства, пишет Шолохов, не смогли сломить могучий дух в русском человеке, погасить упорную жажду мести.

Многое вынес лейтенант, много раз смотрел он смерти в глаза, и сама смерть, побеждённая мужеством этого человека, отступала. «Фашисты могли убить нас, безоружных и обессилевших от голода, могли замучить, но сломить наш дух не смогли, и никогда не сломят!» Это упорство русского человека и несокрушимое мужество помогли Герасимову совершить побег из плена. Лейтенанта подобрали партизаны. Недели две он восстанавливал силы, участвовал вместе с ними в боевых операциях.

Затем его переправили в тыл, в госпиталь. После лечения он вскоре вновь попадает на фронт.

«Наука ненависти» заканчивается словами Герасимова о ненависти и любви: «… И воевать научились по-настоящему, и ненавидеть, и любить. На таком оселке, как война, все чувства отлично оттачиваются… Тяжко я ненавижу немцев за всё, что они причинили моей Родине и мне лично, и в то же время всем сердцем люблю свой народ и не хочу, чтобы ему пришлось страдать под немецким игом. Вот это-то и заставляет меня, да и всех нас, драться с таким ожесточением, именно эти два чувства, воплощённые в действие, приведут к нам победу».

Образ лейтенанта Герасимова – один из первых обобщающих образов в литературе периода Великой Отечественной Войны.

Особенность его характера заключается в том, что он всегда чувствует себя сыном народа, сыном Родины. Именно это чувство принадлежности к великой армии русского народа, чувство беззаветной любви к своей Родине и ответственности за её судьбу придают Герасимову силы не только перенести все ужасы плена, но и бежать, чтобы снова вступить в ряды мстителей за все злодеяния, которые фашисты принесли нашей стране.

И вполне убедительно дано в рассказе сравнение судьбы лейтенанта с судьбой могучего дуба, искалеченного снарядом, но сохранившего силы и волю к жизни. И как величественно прекрасен образ русского человека, прошедшего сквозь тяжёлые испытания, выпавшие на его долю, и сохранившего неиссякаемую веру в победу и стремление продолжить войну до победного разгрома фашизма!

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама