THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама
Эта аналогия проявилась как-то сама собой. Я читал Краткий Церковный словарь, и там, к своему удивлению, увидел, что очень большое количество слов связано со званиями церковнослужителей, выполняющих различные служения. Чтобы хотя бы в общих чертах узнать о служителях в структуре Русской Православной Церкви, я их выписал в отдельный список и постарался систематизировать его по старшинству.
И, что самое интересное, все они различаются одеждой (облачением) – совсем, как в армии. И хотя, посторонние люди на эти мелкие детали одежды или их цвет, как правило, не обращают никакого внимания (мол, все в рясах), но сами Церковнослужители сразу же видят, кто есть кто.

Может и Вам, будет интересно увидеть этот краткий должностной список? Правда, для этого Вы должны, как минимум, понимать структуру воинских званий и хотя бы различать сухопутные войска и военно-морской флот, а так же отличать сержантов от младших офицеров, а младших офицеров от старших офицеров.

А я, в свою очередь, заранее извиняюсь, если где допустил неточности при выстраивании иерархии в Церковных званиях (мой взгляд – всего лишь взгляд простого прихожанина, на внутреннюю структуру Русской Православной Церкви).

НАЧНУ С АНАЛОГИИ ЗВАНИЙ В СУХОПУТНЫХ ВОЙСКАХ И СРЕДИ СВЯЩЕНСТВА
1. рядовой - Канонарх (при богослужении провозглашает перед пением строки из молитв)
2. ефрейтор - Пономарь или параэклизиарх, или алтарник (во время служения подает кадило, выходит со свечой, в остальное время – сторож храма)
3. сержант - Староста или ктитор (избирается прихожанами, "завхоз" в храме);
4. старший сержант - Чтец (посвящается из мирян (не рукоположен), во время служения читает богослужебные тексты);
5. прапорщик - Иподьякон (посвящается из чтецов, открывает царские врата, прислуживает священнику при служении);
6. лейтенант - Дьякон (рукоположен, низшая степень духовенства, может помогать при свершении таинств);
7. старший лейтенант - Протодьякон (рукоположен, старший дьякон в храме);
8. капитан - Иерей или священник (рукоположен (вторая степень священства) совершает все таинства, кроме рукоположения);
9. майор - Протоиерей или старший иерей (звание дается иерею, как награда);
10. подполковник - Викарий (рукоположен, помощник епископа или архиепископа);
11. полковник - Епископ или архиерей (рукоположен (третья, высшая степень священства), совершает все таинства);
12. генерал-майор - Архиепископ (старший епископ, управляет крупными епархиями);
13. генерал-лейтенант - Экзарх (руководитель крупной области за пределами страны, руководит епископами и архиепископами);
14. генерал-полковник - Митрополит (руководитель крупной области, звание митрополита дается архиепископу как награда);
15. генерал армии - Патриарх (глава поместной церкви данной страны).

ТЕПЕРЬ ПРОВЕДУ АНАЛОГИЮ ЗВАНИЙ В ВОЕННО-МОРСКОМ ФЛОТЕ И СРЕДИ МОНАХОВ
1. матрос - Послушник (готовящийся к постригу в монахи);
2. старшина 2 статьи - Рясофор (посвящается через пострижение, подготовительная степень монаха (первая степень посвящения));
3. старшина 1 статьи - Монах или инок (посвящается через пострижение (вторая степень посвящения));
4. главный корабельный старшина - Схимонах (посвящается через пострижение (третья, высшая степень посвящения));
5. лейтенант - Иеродьякон (дьякон - монах);
6. старший лейтенант - Архидьякон (старший дьякон - монах);
7. капитан-лейтенант - Иеромонах (священник – монах);
8. капитан 3 ранга - Игумен (начальник монастыря);
9. капитан 2 ранга - Архимандрит (старший игумен, начальник важного монастыря).

А паства, получается, как зрители на этом параде званий и облачений.
Погребняк Н. 2002

Русская Православная Церковь как часть Вселенской Церкви имеет трехуровневую иерархию, которая возникла ещё на заре христианства. Священ­нослужители разделяются на диаконов , пресвитеров и епископов . Лица, находящиеся на двух первых уровнях, могут принадлежать как к монашествующему (черному), так и к белому (женатому) духовенству. С XIX века в Русской Православной Церкви существует институт целибата.

По-латыни целибат (celibatus) - неженатый (холостой) человек; в классической латыни слово caelebs обозначало «не имеющий супруги» (и девственник, и разведенный, и вдовец). В позднеантичный период народная этимология связала его с caelum (небо), и так оно стало пониматься в средневековой христианской письменности, где использовалось, когда речь шла об ангелах, заключая в себе аналогию между девственной жизнью и ангельской. Согласно Евангелию, на небесах не женятся и не выходят замуж (Мф. 22, 30; Лк. 20,35 ).

На практике целибат встречается редко. В этом случае духов­ное лицо остается безбрачным, но не приносит монашеских обетов и не принимает пострига. Священнослужители могут вступать в брак только до принятия сана. Для духовенства Православной Церкви обязательно единобрачие, разводы и повторные браки не допускаются (в том числе для вдовцов).
В схематическом виде священническая иерархия представлена в таблице и на рисунке ниже.

Ступень Белое духовенство (женатые священники и не монашествующие целибатные священники) Черное духовенство (монахи)
1-я: Диаконат Диакон Иеродиакон
Протодиакон
Архидиакон (обычно звание главного диакона, служащего с Патриархом)
2-я: Священство Священник (иерей, пресвитер) Иеромонах
Протоиерей Игумен
Протопресвитер Архимандрит
3-я: Епископат Женатый священник может быть епископом только после принятия монашества. Это возможно в случае смерти супруги или одновременного ее ухода в монастырь в другой епархии. Епископ
Архиепископ
Митрополит
Патриарх
1. Диаконат

Диакон (с греч. – служитель ) не имеет права самостоятельно совершать богослужения и церковные таинства, он является помощником иерея и епископа . Диакон может быть возведен в сан протодиакона или архидиакона . Диакон-монах именуется иеродиаконом .

Сан архидиакона встречается крайне редко. Его имеет диакон, постоянно сослужащий Святейшему Патриарху , а также диаконы некоторых ставропигиальных монастырей. Существуют также иподиаконы , которые являются помощниками епископов, но не входят в число священнослужителей (они принадлежат к низшим степеням клира вме­сте с чтецами и певцами ).

2. Священство.

Пресвитер (с греч. – стар­ший ) - священнослужитель, имеющий пра­во совершать церковные таинства, за исклю­чением таинства Священства (хиротонии), т. е. возведения в священный сан друго­го лица. В белом духовенстве - это иерей , в монашестве - иеромонах . Иерей может быть возведен в сан протоиерея и прото­пресвитера , иеромонах - в сан игумена и архимандрита .

Сану архимандрита в белом духовенстве иерархически соответствуют митрофор­ный протоиерей и протопресвитер (старший священник в кафедральном соборе ).

3. Епископат.

Епископы , именуемые также архие­реями (с греч. приставки архи – старший, главный ). Епископы бывают епархиальными и викарными. Епархиальный архиерей , по преемству власти от святых Апосто­лов, есть предстоятель местной Церк­ви – епархии , канонически управляющий епархией при соборном содействии клира и мирян. Епархиальный архиерей избирается Священным Сино­дом . Архиереи носят титул, включающий обычно наименование двух кафедраль­ных городов епархии. По мере надобности в помощь епархиальному архиерею Священным Синодом назначаются викар­ные епископы , в титул которых включается именование только одного из крупных городов епархии. Епископ может быть возведен в сан архиепископа или митрополи­та . После учреждения Патриаршества на Руси митрополитами и архиепископами могли быть только архиереи некоторых древних и крупных епархий. Сейчас сан митрополита, так же, как и сан архиеписко­па, является лишь наградой для епископа, что делает возможным появление даже титуляр­ных митрополитов .
На епархиального архиерея возлагается широкий круг обязанностей. Он рукополагает и назначает клириков на место их служения, назначает сотрудников епархиальных учреждений и бла­гословляет монашеские постриги. Без его согласия ни одно решение органов епархиального управления не может быть проведено в жизнь. В своей деятельности епископ подотчетен Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси . Правящие епископы на местах являются полномочными представителями РПЦ перед органами государственной власти и управления.

Патри­арх Московский и всея Руси.

Первенствующим епископом Русской Православной Церкви является ее Предстоятель, носящий титул - Святейший Патри­арх Московский и всея Руси . Патриарх подотчетен Поместному и Архиерейскому Соборам. Его имя возносится за богослужения­ми во всех храмах Русской Православной Церкви по следующей формуле: «О Великом Господине и Отце нашем (имя), Святейшем Патриархе Московском и всея Руси ». Кандидат в Патриархи должен быть архиереем Русской Православной Церкви, обладать высшим богословским образованием, достаточным опытом епархиаль­ного управления, отличаться приверженностью к каноническому правопорядку, пользоваться доброй репутацией и доверием иерар­хов, клира и народа, «иметь доброе свидетельство от внешних» (1 Тим. 3,7 ), быть не моложе 40 лет. Сан Патриарха является пожизненным . На Патриарха возложен широкий круг обязанностей, связанных с попечением о внутреннем и внешнем благосостоянии Рус­ской Православной Церкви. Патриарх и епархиальные архиереи имеют штамп и круглую печать с именем и титулом.
Согласно п. IV.9 Устава Русской Православной Церкви, Пат­риарх Московский и всея Руси является епархиальным архиереем Московской епархии, состоящей из города Москвы и Московской области. В управлении этой епархией Святейшему Патриарху помо­гает Патриарший Наместник на правах епархиального архиерея, с титулом митрополита Крутицкого и Коломенского . Террито­риальные границы управления, осуществляемого Патриаршим Наместником, определяются Патриархом Московским и всея Руси (в настоящее время митрополит Крутицкий и Коломенский управ­ляет храмами и монастырями Московской области за вычетом ставропигиальных). Патриарх Московский и всея Руси является также Священноархимандритом Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, ряда других монастырей, имеющих особое историческое значение, и управляет всеми церковными ставропигиями (сло­во ставропигия образовано от греч. -крест и – водружать: крест, устанавливаемый Патриархом при основании храма или монастыря в любой епархии, означает их включение в Патриаршую юрисдикцию ).
Святейшего Патриарха, в соответствии с мирскими представле­ниями, часто называют главой Церкви. Однако по православному вероучению Глава Церкви - Господь наш Иисус Христос; Патриарх же является Предстоятелем Церкви, т. е. епископом, который молит­венно предстоит пред Богом за всю свою паству Часто Патриарх именуется также Первоиерархом или Первосвятителем , поскольку является первым по чести среди других равных ему по благодати иерархов.
Святейший Патриарх именуется Священноигуменом ставропигиаль­ных монастырей (например, Валаамского). Правящие архиереи в отношении к своим епархиальным обителям также могут называться Священноархимандритами и Священноигумнами.

Одеяния архиереев.

Архиереи отличительным знаком сво­его достоинства имеют мантию - длинную, застегивающуюся на шее, накидку, напоми­нающую монашескую мантию. Впереди, на двух ее лицевых сторонах, сверху и снизу, нашиты скрижали - прямоугольные пла­ты из ткани. На верхних скрижалях обычно помещаются изображения евангелистов, кре­сты, серафимы; на нижней скрижали с правой стороны - буквы: е , а , м или п , означающие сан архиерея - е пископ, а рхиепископ, м митрополит, п атриарх; на левой - первая буква его имени. Только в Русской Церкви Патриарх носит мантию зеленого цвета , митрополит - голубого , архиепископы, епископы - лилового или темно-красного . В Великий Пост члены епископата РПЦ носят мантию черного цвета .
Традиция упот­ребления цветных архиерейских мантий на Руси довольно древняя, сохранилось изображение первого русского патриарха Иова в голу­бой митрополичьей мантии.
Черную мантию со скрижалями, но без священных изображений и букв, обозначающих сан и имя, имеют архимандриты. Скрижали архимандричьих мантий обычно имеют гладкое красное поле, окруженное золотым галуном.


Во время богослужения все архиереи употребляют богато украшенный посох , именуемый жезлом, который является символом духовной власти над паствой. Только Патриарх имеет право входить с жезлом в алтарь храма. Остальные епископы перед царскими вратами отдают жезл иподиакону-посошнику, стоящему за богослуже­нием справа от царских врат.

Избрание епископов РПЦ.

Согласно Уставу Русской Православной Церкви, принятому Юбилейным Архиерейским Собором в 2000 году, епископом может стать мужчина православного исповедания в возрасте не моложе 30 лет из монашествующих или не состоящих в браке лиц белого духовенства с обязательным пострижением в монашество.
Традиция избирать епископов из лиц монашеского чина сложилась на Руси уже в домонгольский период. Эта каноническая норма сохраняется в Русской Православной Церкви и доныне, хотя в ряде Поместных Православных Церквей, например в Грузинской, монашество не считается обязательным условием поставления на архиерейское служение. В Константинопольской Церкви, напротив, лицо, принявшее монашество, не может стать архиереем: там принято положение, согласно которому человек, отрекшийся от мира и принесший обет послушания, не может руководить другими людьми. Все иерархи Константинопольской Церкви являются не мантийными, а рясофор­ными монахами. Епископами Русской Православной Церкви могут стать также принявшие монашество овдовевшие или разведенные лица. Избираемый кандидат должен соответствовать высокому званию епископа по нравственным качествам и иметь богословское образование.

Патриарх -
в некоторых православных церквах - титул главы поместной церкви. Патриарх избирается поместным собором. Титул установлен Четвертым Вселенским собором 451 г. (г. Халкидон, Малая Азия). На Руси патриаршество было учреждено в 1589 г., в 1721 г. упразднено и заменено на коллегиальный орган - синод, в 1918 г. восстановлено. В настоящее время существуют следующие православные патриархаты: константинопольский (Турция), александрийский (Египет), антиохийский (Сирия), иерусалимский, московский, грузинский, сербский, румынский и болгарский.

Синод
(греч. особое - собрание, собор) - в настоящее время - совещательный орган при патриархе, состоящий из двенадцати архиереев и носящий титул "Священный синод". В Священный синод входят шесть постоянных членов: митрополит Крутицкий и Коломенский (Московская область); митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский; митрополит Киевский и всея Украины; митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший экзарх Белоруссии; председатель Отдела внешних церковных сношений; управляющий делами Московской патриархии и шесть непостоянных членов, сменяемых каждые полгода. С 1721 г. по 1918 г. Синод являлся высшим органом церковно-административной власти, заменявшим собой патриарха (носил патриарший титул "Святейший") - состоял из 79 архиереев. Члены Святейшего Синода назначались императором, в заседаниях Синода принимал участие представитель государственной власти - обер-прокурор Синода.

Митрополит
(греч. столичный) - первоначально архиерей, глава митрополии - крупной церковной области, объединяющей несколько епархий. Архиереи, управляющие епархиями, были подчинены митрополиту. Т.к. церковно-административные деления совпадали с государственными, кафедры митрополитов располагались в столицах стран, которые охватывали их митрополии. Впоследствии митрополитами стали называться архиереи, управляющие крупными епархиями. В настоящее время в Русской православной церкви титул "митрополит" является почетным званием, следующим после титула "архиепископ". Отличительной частью облачения митрополита является белый клобук.

Архиепископ
(греч. старший среди епископов) - первоначально архиерей, глава крупной церковной области, объединяющей несколько епархии. ЕПИСКОПЫ, Управляющие епархиями, были подчинены архиепископу. Впоследствии архиепископами стали называться архиереи, управляющие крупными епархиями. В настоящее время в Русской православной церкви титул "архиепископ" является почетным, предшествует титулу "митрополит".

Архиерей
(греч. старший священник, начальник священников) - священнослужитель, относящийся к третьей, высшей степени священства. Имеет благодать совершать все таинства (в т.ч. рукоположение) и руководить церковной жизнью. Каждый архиерей (кроме викариев) управляет епархией. В древности архиереи делились по объему административной власти на епископов, архиепископов и митрополитов, в настоящее время эти звания сохраняются как почетные титулы. Из числа архиереев поместный собор избирает патриарха (пожизненно), который осуществляет руководство церковной жизнью поместной церкви (некоторые поместные церкви возглавляются митрополитами или архиепископами). Согласно учению церкви, апостольская благодать, принятая от Иисуса Христа, передается через рукоположение архиереям от самых апостольских времен и т.о. в церкви осуществляется благодатная преемственность. Рукоположение в архиереи совершается собором архиереев (должно быть по крайней мере два рукополагающих архиерея - 1 правило св. Апостолов; согласно 60 правилу Карфагенского поместного собора 318 г. - не менее трех). Согласно 12 правилу Шестого Вселенского собора (680-681 гг. Константинополь) архиерей должен быть безбрачен, в настоящей церковной практике принято поставлять в архиереи из монашествующего духовенства. К архиерею принято обращаться: к епископу "Ваше Преосвященство", к архиепископу или митрополиту - "Ваше Высокопреосвященство"; к патриарху "Ваше Святейшество" (к некоторым восточным патриархам - "Ваше Блаженство"). Неофициальное обращение к архиерею - "владыко".

Епископ
(греч. надзирающий, надсматривающий) - священнослужитель третьей, высшей степени священства, иначе архиерей. Первоначально слово "епископ" обозначало архиерейство как таковое, вне зависимости от церковно-административного положения (в таком смысле оно употребляется в посланиях св. ап. Павла), впоследствии, когда архиереи стали различаться на епископов, архиепископов, митрополитов и патриархов, слово "епископ" стало как бы означать первую категорию из вышеперечисленных и в первоначальном смысле было заменено словом "архиерей".

Архимандрит -
монашеский чин. В настоящее время дается как высшая награда монашествующему духовенству; соответствует протоиерею и протопресвитеру в белом духовенстве. Чин архимандрита появился в Восточной Церкви в V в. - так именовались избранные архиереем из игуменов лица для надзора над монастырями епархии. Впоследствии наименование "архимандрит" перешло к начальникам важнейших монастырей и затем к монашествующим лицам, занимающим церковно-административные должности.

Игумен -
монашеский чин в священном сане, настоятель монастыря.

Протоиерей -
старший священник в белом духовенстве. Звание протоиерея дается в качестве награждения.

Священник -
священнослужитель, относящийся ко второй, средней степени священства. Имеет благодать совершать все таинства, кроме таинства рукоположения. Иначе священник называется иереем или пресвитером (греч. старейшина; так называется священник в посланиях апостола Павла). Поставление в священники совершается архиереем через рукоположение. К священнику принято обращаться: "Ваше благословение"; к монашествующему священнику (иеромонаху) - "Ваше преподобие", к игумену или архимандриту - "Ваше Высокопреподобие". Неофициальное обращение - "отец". Иерей (греч. священник) - священник.

Иеромонах
(греч. Священник-монах) - священник-монах.

Протодьякон -
старший дьякон в белом духовенстве. Звание протодьякона дается в качестве награждения.

Иеродьякон
(греч. Дьякон-монах) - дьякон-монах.

Архидьякон -
старший дьякон в монашествующем духовенстве. Звание архидьякона дается в качестве награждения.

Дьякон
(греч. служитель) - священнослужитель, относящийся к первой, низшей степени духовенства. Дьякон имеет благодать непосредственно участвовать в совершении священником или архиереем таинств, но не может совершать их самостоятельно (кроме крещения, которое могут при необходимости совершать и миряне). Во время богослужения дьякон приготавливает священные сосуды, возглашает ектению и т.п. Поставление в дьяконы совершается архиереем через рукоположение.

Духовенство -
священнослужители. Различается белое (немонашествующее) и черное (монашествующее) духовенство.

Схимонах -
монах, принявший великую схиму, иначе - великий ангельский образ. При постриге в великую схиму монах дает обет отречения от мира и всего мирского. Схимонах-священник (схииеромонах или иеросхимонах) сохраняет право священнодействовать, схиигумен и схиархимандрит должны устраниться от монастырской власти, схиепископ должен устраниться от епископской власти и не имеет права совершать литургию. Облачение схимонаха дополняется кукулем и аналавом. Схимонашество возникло на Ближнем Востоке в V в., когда с целью упорядочить отшельничество, императорской властью было приказано пустынникам поселиться в монастырях. Пустынники, принявшие затвор в замену отшельничества, стали именоваться монахами великой схимы. Впоследствии затвор перестал быть обязательным для схимонахов.

Священнослужители -
лица, имеющие благодать совершать таинства (архиереи и священники) или непосредственно участвовать в их совершении (дьяконы). Делятся на три последовательные степени: дьяконы, священники и архиереи; поставляются через рукоположение. Рукоположение - богослужение, во время которого совершается таинство священства - постановление в священнослужители. Иначе хиротония (греч. рукоположение). Рукоположение совершается в дьяконы (из иподьяконов), в священники (из дьяконов) и в архиереи (из священников). Соответственно существуют три чина рукоположения. В дьяконы и священники рукоположение совершать может один архиерей; в архиереи рукоположение совершается собором архиереев (по крайней мере двумя архиереями см. 1 Правило Св. Апостолов).

Рукоположение
в дьяконы совершается на литургии после евхаристического канона. Посвящаемый вводится в алтарь через врата царские, троекратно при пении тропарей обводится вокруг престола и затем встает на одно колено перед престолом. Архиерей возлагает край омофора на голову посвящаемого, сверху полагает руку и читает тайносовершительную молитву. После молитвы архиерей снимает крестовидно одетый орарь с посвященного и возлагает орарь ему на левое плечо с возгласом "аксиос". Рукоположение в священники совершается на литургии после великого входа подобным образом - полагаемый становится на оба колена перед престолом, читается иная тайносовершительная молитва, рукоположенный облачается в священнические одежды. Рукоположение в архиереи совершается на литургии после пения трисвятого перед чтением Апостола. Рукополагаемый вводится в алтарь через царские врата, делает три поклона перед престолом и, встав на оба колена, полагает сложенные крестом руки на престол. Архиереи, совершающие рукоположение, держат над его головой открытое Евангелие, первенствующий из них читает тайносовершительную молитву. Затем возглашается ектения, после которой Евангелие полагается на престол, а новорукоположенного облачают с возгласом "аксиос" в архиерейское облачение.

Монах
(греч. один) - человек, посвятивший себя Богу через принятие обетов. Принятие обетов сопровождается постригом волос в знак служения Богу. Монашество делится на три последовательные степени в соответствии с принятыми обетами: рясофорный монах (рясофор) - подготовительная степень к принятию малой схимы; монах малой схимы -принимает обет целомудрия, нестяжательства и послушания; монах великой схимы или ангельского образа (схимонах) - принимает обет отречения от мира и всего мирского. Готовящийся к постригу в рясофорные монахи и проходящий испытание в монастыре называется послушником. Монашество возникло в III в. в Египте и в Палестине. Первоначально это были удалившиеся в пустыню отшельники. В IV в. святым Пахомием Великим были организованы первые общежительные монастыри, и затем общежительное монашество распространилось по всему христианскому миру. Основателями русского монашества считаются преподобные Антоний и Феодосии Печерские, создавшие в XI в. Киево-Печерский монастырь.

Инок
(от слав. иной - одинокий, другой) - русское наименование монаха, буквальный перевод с греческого.

Иподьякон -
церковнослужитель, прислуживающий архиерею во время богослужения: готовит облачение, подает дикирий и трикирий, открывает царские врата и пр. Облачение иподьякона стихарь и крестовидно одеваемый орарь. Поставление в иподьякона см. посвящение.

Пономарь
(искаженное греч. приставник) - церковнослужитель, упоминаемый в уставе. Иначе - алтарник. В Византии пономарем назывался сторож храма.

Постриг -
1. Действие, совершаемое на некоторых богослужениях. Пострижение волос существовало в античном мире как символ рабства или служения и с этим значением вошло в христианское богослужение: а) пострижение волос совершается над новокрещенным после крещения в знак служения Христу; б) пострижение волос совершается во время посвящения над новопоставленным чтецом в знак служения церкви. 2. Богослужение, совершаемое при принятии монашества (см. монах). Соответственно трем степеням монашества существуют постриг в рясофоры, постриг в малую схиму и постриг в великую схиму. Постриг не клириков (см. клир) совершается монашествующим священником (иеромонахом, игуменом или архимандритом), клириков - архиереем. Чинопоследование пострига в рясофоры состоит из благословения, начала обычного, тропарей, иерейской молитвы, крестовидного пострижения и облачения новопостриженного в рясу и камилавку. Пострижение в малую схиму совершается на литургии после входа с Евангелием. Перед литургией постригаемый ставится на паперт и. При пении тропарей его вводят в храм и ставят перед вратами царскими. Совершающий постриг спрашивает об искренности, добровольности и т.п. пришедшего и затем совершает постриг и наречение нового имени, после чего новопостриженного облачают в хитон, параман, пояс, рясу, мантию, клобук, сандалии и дают четки. Пострижение в великую схиму совершается торжественней и дольше, облачают постриженного в те же одежды, кроме парамана и клобука, заменяемых анолавом и кукулем. Чинопоследования пострига содержатся в большом требнике.

Одним из основных направлений в христианстве является православие. Его исповедуют миллионы людей по всему миру: в России, Греции, Армении, Грузии и других странах. Храм Гроба Господня считается хранителем главных святынь в Палестине. существуют даже на Аляске и в Японии. В домах православных верующих висят иконы, которые представляют собой живописные изображения Иисуса Христа и всех святых. В XI веке христианская церковь раскололась на православную и католическую. Сегодня большинство православных людей проживает в России, так как одной из самых старейших церквей является Русская Православная Церковь, во главе которой стоит патриарх.

Иерей - кто это?

Существует три степени священства: дьякон, священник и епископ. Тогда иерей - кто это? Так называют священника низшего ранга второй степени православного священства, который с благословления епископа допускается к самостоятельному ведению шести церковных таинств, кроме таинства рукоприложения.

Многих интересует происхождение титула иерей. Кто это и чем он отличается от иеромонаха? Стоит отметить, что само слово с греческого языка переводится как "жрец", в Русской церкви - это священник, которого в монашеском чине называют иеромонахом. В официальной или торжественной речи к священникам принято обращаться "Ваше Преподобие". Иереи и иеромонахи имеют право возглавлять церковную жизнь в городских и сельских приходах и называются они настоятелями.

Подвиги священников

Иереи и иеромонахи в эпоху великих потрясений ради веры жертвовали собой и всем тем, что у них было. Именно так подлинные христиане держались за спасительную веру во Христа. Их настоящий подвижнический подвиг церковь никогда не забывает и чтит со всеми почестями. Не каждый знает, сколько иереев-священников погибло в годы страшных испытаний. Их подвиг был настолько велик, что невозможно себе даже представить.

Священномученик Сергий

Иерей Сергий Мечев родился 17 сентября 1892 года в Москве в семье священника Мечева Алексея. Окончив гимназию с серебряной медалью, он пошел учиться в Московский университет на медицинский факультет, но потом перевелся на историко-филологический факультет и окончил его в 1917 году. В годы студенчества он посещал богословский кружок имени Иоанна Златоуста. В годы войны 1914 года Мечев работал в санитарном поезде братом милосердия. В 1917-м он часто бывал у патриарха Тихона, который с особым вниманием относился к нему. В 1918 году он получает благословение принять священство от После этого, будучи уже отцом Сергием, никогда не оставлял своей веры в Господа Иисуса Христа и в самые сложные времена, пройдя лагеря и ссылки, даже под пытками не отказался от нее, за что и был расстрелян 24 декабря 1941 года в стенах Ярославского НКВД. Сергия Мечева причисли к лику святых новомучеников в 2000 году РПЦ.

Исповедник Алексей

Иерей Алексей Усенко родился в семье псаломщика Дмитрия Усенко 15 марта 1873 года. Получив семинарское образование, он был посвящен в сан священника и стал служить в одном из сел Запорожья. Так бы и трудился он в своих смиренных молитвах, если бы не революция 1917 года. В 1920-1930-х годах его особо не коснулись гонения советской властью. Но в 1936 году в селе Тимошовка Михайловского района, где он жил с семьей, местные органы закрыли церковь. Ему было уже тогда 64 года. Тогда иерей Алексей пошел работать в колхоз, но как священник продолжал свои проповеди, и везде находились люди, которые готовы были его слушать. Власти не смирились с этим и отправляли его в дальние ссылки и тюрьмы. Иерей Алексей Усенко безропотно терпел все лишения и издевательства и до конца дней был верен Христу и Святой Церкви. Вероятно, он так и умер в БАМЛАГЕ (Байкало-Амурском лагере) - доподлинно неизвестны день и место его смерти, скорее всего, он похоронен в лагерной братской могиле. Запорожская епархия обратилась в Священный Синод УПЦ, чтобы рассмотреть вопрос причисления иерея Алексея Усенко к лику местночтимых святых.

Священномученик Андрей

Иерей Андрей Бенедиктов родился 29 октября 1885 года в селе Воронино в Нижегородской губернии в семье священника Николая Бенедиктова.

Его вместе с другими священнослужителями православных церквей и мирянами арестовали 6 августа 1937 года и обвинили в антисоветских разговорах и участии в контрреволюционных церковных заговорах. Иерей Андрей виновность свою не признал и против других показаний не давал. Это был настоящий священнический подвиг, он умер за свою непоколебимую веру в Христа. К лику святых был причислен Архиерейским собором РПЦ 2000 году.

Василий Гундяев

Он был дедом российского патриарха Кирилла и тоже стал одним из ярчайших примеров настоящего служения православной церкви. Родился Василий 18 января 1907 года в Астрахани. Чуть позже его семья переехала в Нижегородскую губернию, в город Лукьянов. Василий работал в железнодорожном депо механиком-машинистом. Он был очень религиозным человеком, в страхе божьем воспитывал и детей своих. Семья жила очень скромно. Однажды патриарх Кирилл рассказывал, что, будучи еще ребенком, спрашивал у деда, куда он дел деньги и почему ничего не скопил ни до, ни после революции. Тот ответил, что все средства отправлял на Афон. И вот, когда патриарх оказался на Афоне, он решил проверить этот факт, и, что, в принципе, неудивительно, это оказалось чистой правдой. В монастыре Симонометра есть старые архивные записи начала ХХ века на вечное поминовение иерея Василия Гундяева.

В годы революции и жестоких испытаний иерей отстаивал и сохранил свою веру до конца. Он провел в гонениях и заточениях около 30 лет, за это время просидел в 46 тюрьмах и 7 лагерях. Но эти годы не сломили веру Василия, он скончался восьмидесятилетним старцем 31 октября 1969 года в селе Оброчном Мордовской области. Святейший патриарх Кирилл, будучи студентом Ленинградской академии, участвовал в отпевании своего дедушки вместе со своим отцом и родственниками, которые тоже стали священниками.

"Иерей-сан"

Очень интересный художественный фильм сняли российские кинематографисты в 2014 году. Его название - "Иерей-сан". У зрителей сразу же появилось много вопросов. Иерей - кто это? О ком пойдет речь в картине? Идею фильма подсказал Иван Охлобыстин, который когда-то увидел в храме среди священников настоящего японца. Сей факт вверг его в глубокие размышления и изучения.

Оказывается, в Японию в 1861 году, во времена гонений на чужеземцев с островов, рискуя своей жизнью, приехал с миссией распространения православия иеромонах Николай Касаткин (Японский). Он несколько лет посвятил изучению японского, культуры и философии, чтобы перевести Библию на этот язык. И вот спустя несколько лет, а точнее в 1868 году, священника подстерег самурай Такума Савабэ, который захотел убить его за то, что тот проповедует чуждые вещи для японцев. Но иерей не дрогнул и сказал: «Как же ты можешь меня убить, если не знаешь за что?» Он предложил рассказать о жизни Христа. И проникнувшись рассказом священника, Такума, будучи японским самураем, стал православным священником - отцом Павлом. Он прошел много испытаний, потерял семью, свое имение и стал правой рукой отца Николая.

В 1906 году Николая Японского возвел в сан архиепископа. В этот же год произошло основание Киотского викариатства Православной церковью в Японии. Он умер 16 февраля 1912 года. Равноапостольный Николай Японский причислен к лику святых.

В заключении хочется отметить, что все люди, о которых велась речь в статье, хранили веру как искорку от большого костра и разносили ее по всему свету, чтобы народ узнал, что нет большей истины, чем христианское православие.

Вычитал, что Константинопольский патриарх - главный среди православных. Как же так? У него и паствы-то почти нет, ведь в Стамбуле живут в основном мусульмане. И вообще как в нашей церкви всё устроено? Кто кого главнее?

С. Петров, Казань

Всего насчитывается 15 автокефальных (независимых.-Ред.) православных церквей.

Константинопольская

Её статус как православной церкви № 1 был определён в 1054 г., когда Константинопольский патриарх растоптал приготовленные по западному обычаю хлеба. Это стало поводом к расколу христианской церкви на православную и католическую. Константинопольский престол был первым православным, и его особое значение не оспаривается. Хотя паства нынешнего Константинопольского патриарха, носящего гордое звание Патриарх Нового Рима и Вселенский, немногочисленна.

Александрийская

Согласно церковному преданию, Александрийская церковь была основана святым апостолом Марком. Второй из четырёх древнейших православных патриархатов. Каноническая территория - Африка. В III в. именно в ней впервые появилось монашество.

Антиохийская

Третья по старшинству, основана, по преданию, Петром и Павлом около 37 г. Юрисдикция: Сирия, Ливан, Ирак, Кувейт, ОАЭ, Бахрейн, Оман, также арабские приходы в Европе, Северной и Южной Америке, Австралии.

Иерусалимская

Древнейшая церковь, занимающая 4-е место в автокефальных церквях. Имеет имя матери всех церквей, ведь именно на её территории происходили все важнейшие события, описываемые в Новом Завете. Первым епископом её стал апостол Иаков, брат Господень.

Русская

Не будучи старейшей, при учреждении сразу получила почётное пятое место среди церквей. Самая крупная и влиятельная автокефальная православная церковь.

Грузинская

Одна из древнейших церквей в мире. По преданию, Грузия является апостольским жребием Божией Матери.

Сербская

Первое массовое крещение сербов произошло при византийском императоре Ираклии (610-641 гг.).

Румынская

Имеет юрисдикцию на территории Румынии. Имеет государственный статус: жалованье духовенству выплачивается из государственной казны.

Болгарская

В Болгарии христианство начало распространяться уже в I в. В 865 г. при св. князе Борисе происходит всеобщее крещение болгарского народа.

Кипрская

10-е место среди автокефальных поместных церквей.
Одна из -древнейших поместных церквей Востока. Основана апостолом Варнавой в 47 г.
В VII в. попала под арабское иго, от которого полностью освободилась только в 965 г.

Элладская (греческая)

Исторически православное население нынешней Греции входило в пределы юрисдикции Константинопольской православной церкви. Автокефалия провозглашена в 1833 г. Главой церкви был назван король. Имеет государственный статус.

Албанская

Основная часть паствы проживает в южных районах Албании (в центре и на севере преобладает ислам). Основана в X в. как часть Константинопольской, но затем в 1937 г. получила независимость.

Польская

В современной форме была учреждена в 1948 г. До этого долгое время 80% верующих церкви составляли украинцы, белорусы и русины.

Чешских земель и Словакии

Основана на территории Великоморавского княжества в 863 г. трудами святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. 14-е место среди церквей.

Американская

Её не признают Константинопольская, а также ряд других церквей. Возникновение восходит к созданию в 1794 г. монахами Валаамского Спасо-Преображенского монастыря первой православной миссии в Америке. Своим апостолом американские православные считают преподобного Германа Аляскинского.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама