THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

чтобы проезжающим и всем благородным людям никаких притеснений... Хлестаков (сначала немного заикается, но к концу речи говорит громко). Да что же делать?.. Я не виноват... Я, право, заплачу... Мне пришлют из деревни. Бобчинский выглядывает из дверей. Он больше виноват: говядину мне подаёт такую твёрдую, как бревно; а суп - он чёрт знает чего плеснул туда, я должен был выбросить его за окно. Он меня морил голодом по целым дням... Чай такой странный: воняет рыбой, а не чаем. Да что ж я... Вот новость! Городничий {робея). Извините, я, право не виноват. На рынке у меня говядина всегда хорошая. Привозят холмогорские купцы, люди трезвые и поведения хорошего. Я уж не знаю, откуда он берёт такую. А если что не так, то... Позвольте мне предложить вам переехать со мною на другую квартиру. Хлестаков. Нет, не хочу! Я знаю, что значит на - другую квартиру: то есть - в тюрьму. Да какое вы имеете право? Да как вы смеете?.. Да вот я... Я служу в Петербурге. (Бодрится.)Я, я, я... Городничий (в сторону). О господи ты боже, какой сердитый! Всё узнал, все рассказали проклятые купцы! Хлестаков (храбрясь). Да вот вы хоть тут со всей своей командой - не пойду! Я прямо к министру! (Стучит кулаком по столу.) Что вы? Что вы? Городничий (вытянувшись и дрожа всем телом). Помилуйте, не погубите! Жена, дети маленькие... не сделайте несчастным человека. Хлестаков. Нет, я не хочу! Вот ещё! мне какое дело? Оттого, что у вас жена и дети, я должен идти в тюрьму, вот прекрасно! Бобчинский выглядывает в дверь и с испугом прячется. Нет, благодарю покорно, не хочу. Городничий (дрожа). По неопытности, ей-богу по неопытности. Недостаточность состояния... Сами извольте посудить: казённого жалованья не хватает даже на чай и сахар. Если ж и были какие взятки, то самая малость: к столу что-нибудь да на пару платья. Что же до унтер-офицерской вдовы, занимающейся купечеством, которую я будто бы высек, то это клевета, ей-богу клевета. Это выдумали злодеи мои: это такой народ, что на жизнь мою готовы покуситься. Хлестаков. Да что? мне нет никакого дела до них. (В размышлении.) Я не знаю, однако ж, зачем вы говорите о злодеях и о какой-то унтер-офицерской вдове... Унтер-офицерская жена совсем другое, а меня вы не смеете высечь, до этого вам далеко... Вот ещё! смотри ты какой!.. Я заплачу, заплачу деньги, но у меня теперь нет. Я потому и сижу здесь, что у меня нет ни копейки. Городничий (в сторону). О, тонкая штука! Эк куда метнул! какого туману напустил! Разбери кто хочет! Не знаешь, с какой стороны и приняться. Ну, да уж попробовать на авось. (Вслух.) Если вы точно имеете нужду в деньгах или в чём другом, то готов служить сию минуту. Моя обязанность помогать проезжающим. Хлестаков. Дайте, дайте мне взаймы! Я сейчас же расплачусь с трактирщиком. Мне бы только рублей двести или хоть даже и меньше. Городничий (поднося бумажки). Ровно двести рублей, хоть и не трудитесь считать. Н.В. Гоголь «Ревизор»

Особенности драматургического конфликта в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».

Завязка комедийного действия
Седлецкая Светлана Валерьевна,

учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №5»

г.Егорьевска Московской области
Цели урока:

Обучающая – раскрыть жизненную основу комедии; привести учащихся к пониманию обстоятельств, приведших чиновников к роковой ошибке.

Развивающая – применение на практике теоретических понятий: драматический конфликт, завязка действия, экспозиция, время и место драматического действия,

Воспитывающая - воспитывать уважительное отношение к отечественной культуре и литературе.


Оборудование : видеопроектор, компьютер, интерактивная доска, магнитная и учебная доски, презентация по произведению Н.В.Гоголя «Ревизор» с использованием иллюстраций к произведению художников А.Константиновского, В.Кожевниковой, П.Боклевского, репродукции к произведению – на доске.
Эпиграф к уроку (оформляется на доске)

Только смехом поражается здесь порок.

Н.В.Гоголь
Корпорация разных служебных воров и грабителей…

В.Г.Белинский
ХОД УРОКА


  1. Организационный момент.

  2. Объявление темы и целей урока. СЛАЙД К ТЕМЕ УРОКА
Сегодня на уроке мы продолжим изучение комедии Н.В.Гоголя «Ревизор», с которой вы начали знакомство на предыдущем уроке. Вы уже смогли познакомиться с героями произведения.

Мы с вами поставим перед собой цели: СЛАЙД С ЦЕЛЯМИ УРОКА

1. Выяснить, как Гоголь, создавая портрет общества и показывая несовершенство человека, лишённого нравственного закона, находит новый тип драматургического конфликта.

2. Выяснить, в чём суть этого конфликта и как он развивается.

3. Докопаться до истины и понять, какие же обстоятельства привели чиновников к роковой ошибке.
Лучший способ познать пьесу – это проследить, как зарождается и развивается в ней конфликт, за что и между кем ведётся борьба, какие группы борются и во имя чего? Важно также определить, какую роль в этой борьбе играет каждый персонаж.
Создание экспертной группы учащихся : А чтобы в конце нашей работы подвести итог поискам, сделать выводы, мы создадим группу экспертов, которой это и предстоит сделать, работая на уроке и следя за ответами одноклассников.(Ребята, которых указывает учитель, садятся отдельной группой)

3. Работа по теме урока:

Слово учителя: Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «комедия»? А вот свою комедию «Ревизор» Н.В.Гоголь написал не просто для того, чтобы посмеяться, поиздеваться, а во имя утверждения этической чистоты человека.

Смех для Гоголя – средство нравственного исправления людей. Комедия – это борьба писателя за живую душу . Вспомните слова Гоголя: «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в Росси, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться на всем». СЛАЙД С ВЫСКАЗЫВАНИЕМ ГОГОЛЯ .

На предыдущем уроке вы уже знакомились с историей создания комедии и её героями. Какие же противоборствующие стороны представлены в комедии? Попробуйте дать общую характеристику.

(Градоначальник и его подчинённые, которые всячески пытаются скрыть от так называемого ревизора своё бесчинство, казнокрадство и обман жителей уездного города. И Хлестаков – чиновник самого низшего 14 класса, ничего собой не представляющего) СЛАЙД С ИЗОБРАЖЕНИЕМ УЕЗДНОГО ГОРОДА

А вот теперь давай те попробуем определить время и место действия. Что можно сказать? (Городничий замечает: « Да отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь». – т.е. уездный город удалён от центра, от столицы) (д.1, явл.1)

А с какой целью автор переносит действие комедии из столиц в отдалённый уездный городишко? (Если так обстоят дела в захолустье России , так как же тогда в столице? – Так же, только в больших масштабах и взятки, и бесчинства!»)

В какое время происходят события? (1831 год – судья докладывает Хлестакову, что он с 1816 года был избран на трёхлетие по воле дворянства, а теперь сидит уже на судейском стуле 15 лет .) (д.4, явл.3)

Давайте попробуем теперь определить, суть конфликта комедии . Скажите, в основу комедии положена любовная интрига? (Нет.)

Может быть, вопросы частного порядка? Интересы частного лица.(Нет.)

СЛАЙД «ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА»

Вывод : Мы можем определить: каков же конфликт? (Социально-политический)

Учитель: Итак, как вам известно, в основе сюжета лежит переполох среди чиновников, которые ожидают появления ревизора, и их стремление скрыть от него свои «грешки».

– Как вы думаете, почему Белинский называет чиновничество уездного города «корпорацией разных служебных воров и грабителей». (Обращение к эпитету урока) (Это единый механизм, система, где каждый играет определённую роль, чтобы этот механизм работал безупречно.)

Учитель: Чиновничество дано Гоголем прежде всего в его служебной деятельности .

А теперь давайте посмотрим маленький эпизод из комедии, где и представлены чиновники уездного города и так называемые «плоды их труда» на благо горожан.

Инсценировка действия 3 явления 5 (инсценировка заранее готовиться с учащимися).

Учитель: Вы посмотрели только одну маленькую сцену из комедии Гоголя. Но уже по этой маленькой сцене можно судить о том, как выполняют свои должностные обязанности те, в чьих руках судьба города и горожан? - Как?

Среди действующих лиц представлены практически все слои населения.: городские помещики, купцы, мещане, городские дамы и слуги. Скажите, ребята, кто-то из этих действующих лиц знает о другой, возможно лучшей жизни, или воспринимает всё происходящее как обыденный нормальный уклад? СЛАЙД ГОРОДНИЧИЙ РУГАЕТ КУПЦОВ


Промежуточный вывод : Во-первых, постепенно из мелких деталей и чёрточек возникает перед нами образ города (это и модель любого города вообще, так как перед нами представлены все основные стороны любой административно-территориальной единицы).

Во-вторых, уже по 1-ому действию пьесы можно сказать, что дела во всех сферах городской жизни обстоят неблагополучно.

В-третьих, и что самое страшное!... люди, живущие в этом городе, и не подозревают, что можно жить по-другому!
4. Анализ зарождения конфликта пьесы:

КОНФЛИКТ внешний и внутренний. Внешний: между Хлестаковым как ревизором и чиновниками города. Взаимоотношения героев основаны на недоразумении, а не на глубоких противоречиях между ними. Эта сторона конфликта очень важна для общего построения произведения. Внутренний: между властью и народом. Гоголь стремится показать, что все злоупотребления и крайности не соответствуют идеалу человека и общества. Важнейшей художественной задачей автора стало сорвать маску с «благонамеренных лиц». СИСТЕМА ОБРАЗОВ Характерные черты чиновничества: .Взяточничество: а) Ляпкин-Тяпкин берет взятки борзыми щенками, б) Письмо друга городничего: «Так как я знаю, что за тобою, как за всяким, водятся грешки, потому, что ты человек умный и не любишь пропускать того, что плывет в руки». в) Сцена дачи взяток Хлестакову. Казнокрадство: а) Земляника: «Чем ближе к натуре, тем лучше, лекарств дорогих мы не употребляем. Человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет», б) Церковь, которую растащили по частям. Грубый произвол: а) Отношение городничего к купцам. «Придет в лавку и, что ни попадет, все берет... А попробуй прекословить - наведет к тебе в дом целый полк на постой», б) Отношение к слесарше и унтер-офицерше, в) Почтмейстер распечатывает письма. «Это я делаю не то чтоб из предосторожности, а больше из любопытства: смерть люблю узнать, что есть нового на свете». Единственным положительным героем комедии является смех.

Слайд 12 из презентации «"Комедия Н.В. Гоголя "Ревизор"»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «"Комедия Н.В. Гоголя "Ревизор".ppt» можно в zip-архиве размером 565 КБ.

Скачать презентацию

«Международные конфликты» - Характеристика проекта. «Психология международного конфликта: национальные модели конфликтного поведения». Задачи. Научно-практическая значимость. Поведение экспрессивное (отражает индивидуальность и не имеет цели) и функциональное (целенаправленное). Практическое применение на текущем этапе. Генеалогия исследования.

«Проблема конфликта» - Причины конфликтов. Потребности. Управление конфликтами. Компромисс, участие, сделка. Различия и расхождения Потребности Восприятие Власть Ценности и принципы Чувства и эмоции. Являются ли мои ожидания реалистичными? Смотреть в будущее и извлекать уроки из прошлого. Проблемы уклоняющегося подхода. Проблемы улаживающего подхода.

«Конфликты в обществе» - XX век. Макс Вебер (1864–1920). История конфликтологии. Новое время. Томас Гоббс (1588–1679). Зигмунд Фрейд (1856–1939). Конфликтология развивается как самостоятельная наука. Конфликты свойственны всем уровням социальной жизни – политике, экономике культуре. XXI век. Ральф Дарендорф (р. 1929). (Конфликтология как научное направление).

«Управление конфликтами» - Кафедра «Государственное, муниципальное и корпоративное управление». Причины конфликтов. Последствия конфликтов. Персональные методы управления конфликтами. Источники конфликтов. Структурные методы управления конфликтами. Вопросы лекции: Собственные интересы. Уровни конфликтов. Диагностирование конфликтов.

;Ревизора представляют собой корпорацию разных служебных воров и грабителей (выражение из письма В. Г. Белинского к Гоголю). Городничий беззастенчиво ворует казенные деньги и грабит население. Гоголь показывает, что поборы с населения рассматривались как своего рода право местной власти, ограничиваемое только служебным положением берущего. Смотри! не по чину берешь! - пробирает Городничий квартального.

2.2 Новаторство комедии Н.В. Гоголя Ревизор

Драматургический конфликт Ревизора свидетельствовал о дальнейшем развитии русской комедии. В Горе от ума А. С. Грибоедова мы видели конфликт между передовой дворянской молодежью и реакционно-крепостническим большинством дворянско-помещичьего класса. Идеологической основой здесь была дворянская революционность. В конфликте Ревизора вскрываются более глубокие противоречия: между бюрократическим аппаратом монархически-крепостнического государства и широкими демократическими слоями. Это соответствовало наметившемуся после 1825 г. движению русской литературы по пути демократизации.

Социальный характер конфликта в Ревизоре определил и построение сюжета. До Гоголя действие комедии обычно развертывалось вокруг любовного конфликта. Есть любовная интрига и в Ревизоре. Но ей отведено незначительное место, возникает она незадолго до развязки комедии и развертывается с молниеносной быстротой. Хлестаков неожиданно и в невероятном темпе объясняется в любви то дочери Городничего, то его жене, то опять дочери и не раздумывая делает предложение дочери. В этой пародийной форме любовной интриги с ее перипетиями Гоголь сознательно нарушал традицию исходя из условий времени. Он писал в Театральном разъезде после представления новой комедии: Все изменилось давно в свете. Теперь сильней завязывает драму стремление достать выгодное место, блеснуть и затмить, во что бы то ни стало, другого, отметить за пренебрежение, за насмешку. Не более ли теперь имеют электричества чин, денежный капитал, выгодная женитьба, чем любовь? Самый сюжет пьесы, таким образом, приобретал социальный характер. Это стало традицией для последующей русской драматургии, научившейся сочетать в сюжете личное и общественное. Таковы, например, пьесы А. Н. Островского.

Большое значение комедия Гоголя имела и для развития драматургического языка. Задача социально-психологической дифференциации диалогической речи была неразрывно связана с развивавшимися в русской литературе реалистическими тенденциями. Такие предшественники Гоголя-драматурга, как Д. И. Фонвизин и особенно А. С. Грибоедов, стремились в противовес классическому единству стиля придавать речи действующих лиц характерность. В Горе от ума речь персонажа отражает языковые особенности, свойственные данному социальному характеру. Гоголь добивается в этом отношении еще большего. Речь каждого из его персонажей в Ревизоре представляет собой законченную стилистическую систему, в которой, как в фокусе, отражается соответствующий характер. Это реализм диалогической речи и полном его развитии. Вместе с тем свойственная тому или иному персонажу манера речи варьируется в зависимости от конкретной ситуации, от собеседника. Вспомним, как разговаривает Городничий с чиновниками, с ревизором, с купцами. Удивительно умение Гоголя показать, что во всех этих случаях с различными оттенками звучит речь одного и того же Сквозник-Дмухановского! После Гоголя социально-психологическая характерность речи персонажей становится законом русской драматургии.

Новаторство Гоголя в комедии Ревизор отразилась в следующем:

Он отказывается от введения традиционного образа положительного героя, который являлся рупором авторских идей.

Эстетический идеал писателя выражен своеобразно, и Гоголь подчеркивал это: Странно: мне жаль, что никто не заметил честного лица бывшего в моей пьесе. Да, было одно честное, благородное лицо, действовавшее в ней во всем продолжении ее. Это действовавшее благородное лицо был смех.

Особый характер смеха. Содержит не только отрицание, но и затаенную грусть, драматизм в сочетании с комическими ситуациями. Это видимый миру смех, сквозь незримые, неведомые ему слезы. Переход комического в серьёзное и даже трагическое, смех, соединенный с горьким размышлением автора о жизни, - это характерная особенность комедии Ревизор.

Своеобразие конфликта. Гоголь говорит о злоупотреблениях (типичных) чиновников, все находится в полном развале, все прогнило. Страдают от злоупотреблений чиновников жители сборного города N. Основной конфликт комедии Ревизор - это конфликт между чиновничьим миром города, олицетворяющим государственный строй России и обделенным народом. Но, поскольку народ лишен голоса, подавлен всем строем России, конфликт этот не показан прямо, и поэтому Гоголь вводит потусторонний конфликт, суть которого анекдотическая история взаимоотношений чиновников города во главе с городничим с мнимым ревизором. Здесь противоречия мнимые, потому что городничий и Хлестаков едины в своих стремлениях. Развитие этого конфликта позволило Гоголю показать антинародную сущность, как местной власти, так и петербургской. Мотивирован ли реалистически этот анекдотический сюжет? Скорее всего да, потому что у Гоголя он подразумевает реальную ситуацию, достоверную.

2.3 Развитие конфликта в комедии Ревизор

И. И. Мурзак, А. Л. Ястребов.

Гоголь относится к художникам, пересматривающим литературные традиции, намечающим новые, оригинальные тенденции в развитии русской культуры. Новаторство драматургии Гоголя заключается во внесении новых решений в практически неизменный на протяжении многих поколений комедийный жанр. Античная поэтика и драматургическая практика вплоть до XIX века трактовали конфликт как столкновение положительного и отрицательного начал. Противоборство добра и зла позволяло максимально конкретизировать сюжетных антагонистов, а разрешение драматических перипетий свидетельствовало о неизменном торжестве гармонии над хаосом. Добро, а в широком смысле закон, преобладало над порочной действительностью. Эта схема оставалась практически неизменной, выдавая стремление авторов хотя бы в пределах художественного произведения воплотить требования справедливости.

Оригинальность драматургических решений Гоголя заключается в том. что место идеала в конфликте «Ревизора» остается вакантным. На первый взгляд, исключение из сюжета персонифицированного образа добродетели должно снять драматическую напряженность действия, но этого не происходит, основной идейно-тематический акцент переносится с противопоставления антагонистических сил на вскрытие несоответствия между декларируемым социумом идеалом поведения, разумно организованным, значимым, и вульгарностью, пошлостью жизни персонажей, содержание которой сведено исключительно к эгоистическим потребностям.

Классическая тенденция противопоставления негативного позитивному пересматривается автором. Гоголь не просто меняет составные антитезы. Предметом художественного освоения становятся чиновники, рассматриваемые не только в качестве самоценных характеров, но и как фигуры, обобщающие социальные типы самим фактом своего существования, разоблачающие бюрократическую систему и настолько далекие от идеала, что смех оказывается наиболее эффективной формой их восприятия.

Жизнь города погружена в состояние произвола и беззакония. Городничий заглядывает в лавки купцов как к себе домой. Судья берет взятки борзыми щенками. Почтмейстер из любопытства читает чужие письма. Попечителя богоугодных заведений мало беспокоят вверенные его заботам страждущие. Лекарь Гибнер ни слова не понимает по-русски. Противопоставить этому миру конкретную действительную позицию положительного персонажа означало бы создать очередную классическую драму, в развязке которой кровь чья-либо пролилась бы обязательно – так глубоко укоренился порок в сознание и бытие персонажей. Автор понимает, что возможный этический антагонист-обличитель будет мало чем отличаться от уже известных культуре персонификаций идеала и громкая полемика, им инициируемая, может разрешиться исключительно в трагическом ключе.

Гоголь предпринимает тематически смелое решение, противопоставляя эмблемам преступной обыденности образ фиктивного возмездия. Результат – впечатляющее саморазоблачение гротескных персонажей. Страх побуждает чиновников искать спасения, раскрывая и тайны окружающих, и свои собственные, тем самым обнажая порочность социальной практики. Зритель и читатель становятся свидетелями фарсовых картин самооправдания, взяточничества, ханжества. Психологически камерно и энциклопедически масштабно предстают мелочи обыденности, частности социальной жизни, так напоминающие российскую империю в целом.

Одно из центральных мест в конфликте занимает образ Хлестакова, «значительного лица» поневоле, возможно, не до конца понимающего, за кого его принимают. Известны театральные и литературоведческие версии, в соответствии с которыми Хлестаков догадывается о своем «ревизорском» статусе. Но они противоречат гоголевской заданности характеров; в этом и заключается комизм – пустейший человек, олицетворение глупости торжествует над социальной мудростью. Многоопытный городничий Сквозник-Дмухановский наказан не Хлестаковым, а рецедивами общественных отношений, царивших в России. Тема, которая будет выражена в названии пьесы Островского «На всякого мудреца довольно простоты», характеризует и комедию «Ревизор»; обнаруживается принципиальная неэффективность бюрократических и социальных институтов, их изначальная преступность – громоздкие и внешне незыблемые, они разрушаются изнутри страхом, и достаточно появиться намеку на возможное наказание – тотчас вскрываются спрятанные за парадным фасадом власти обывательская психология и ничтожность нравов.

Немая сцена может быть интерпретирована как развязка представленного конфликта и как завязка нового, общая тональность которого будет мало чем отличаться от уже произошедшего. Персонажи фиксируются в позах, наиболее точно передающих их характеры, длительность переводится в сферу пластического образа, придавая повседневности черты гротескной монументальности. Это художественное решение автора статуарно запечатлевает порок, делает его предметом всеобщего обозрения, типизирует явление, открывает его для последующих интерпретаций в произведениях русских сатириков.

Практикум

Образ дороги в русской литературе XIX века

У истоков традиции. Географические представления русских писателей: исторические факты и художественный вымысел.

Открытие мира. Европа – Восток (В. О. Ключевский, B. C. Иконников, С. М. Соловьев).

Художественное своеобразие и особенности развития жанра путевых записок (путевые заметки петровского времени, Радищев, «Письма русского путешественника» Карамзина).

Тема дороги у писателей-путешественников (Гончаров, Короленко, Чехов).

Пространственно-временной хронотоп дороги как жанровая доминанта произведений Радищева, Пушкина, Гоголя.

Поэтика художественного пространства и времени в творчестве писателей XIX века:

а) динамические характеристики – движение героя в пространстве и времени;

б) фиксация географического положения героя; констатация времени относительно заданной топографической или эмоциональной точки отсчета (Лермонтов, Гоголь).

Жанр хождений, хронотопы русской «Божественной комедии» («Евгений Онегин» Пушкина и «Мертвые души» Гоголя).

Художественно-поэтический образ дороги:

а) пространство – объект поэтизации;

б)горизонтальная и вертикальная направленности пространства – соотнесенность с системой религиозно-этических представлений о вечной жизни;

в) дуализм восприятия мира;

г) паломничество героя как способ постижения идеала.

Метафорический образ дороги – путь приобщения к праведной жизни.

Список литературы

Травников С. Н. Писатели петровского времени. Литературно-эстетические взгляды (Путевые заметки). – М., 1989.

Лихачев Д. С. Путешествия на запад // История русской литературы в 10 т., Т. 2.-М.-Л., 1948.

Манн Ю. В поисках живой души. – М., 1987.

Столярова И. В поисках идеала. – М., 1987.

Бахтин М. И. Вопросы литературы и эстетики. – М., 1975.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама